Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.
Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.
Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.
Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.
Роль отца в воспитании девочки
Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.
Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.
Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.
В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.
Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.
Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.
Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.
Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.
Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.
В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.
Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.
Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.
Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.
Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.
В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.
Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.
Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.
Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.
В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.
Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.
Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.
Иногда люди даже не догадываются о том, какая огромная роль матери в воспитании ребенка. Каждый родитель должен ознакомиться с важностью участия мамы в жизни малыша, которая сможет сделать ваше дитя по-настоящему счастливым.
Первое слово практически каждого ребенка — мама. Мало кто задумывался, чем же мать заслужила такое внимание со стороны малыша. Дело в том, что каждое дитя в первые годы жизни практически все сутки проводит со своей матерью, которая помогает ему в удовлетворении всех его потребностей. Естественно, отца также не следует сбрасывать со счетов, но он куда меньше заботится о малыше и является основным источником дохода, в то время как мать все свое время посвящает малышу.
Современная психология гласит, что воспитывать дитя в первую очередь должна именно мать. Речь идет не только о девочках. Мальчики тоже нуждаются в поддержке матери, даже во взрослом возрасте. Кто, как не она, может подсказать правильный совет или утешить в сложную минуту.
Первые плоды материнского внимания дети получают еще в младенческом возрасте. С первых дней жизни дитя должно чувствовать материнскую, особенную любовь. Если же вы не любите своих малышей, возникает вопрос: зачем же вы их рожали? Прежде чем рожать нежелаемых детей, для начала задумайтесь, готовы ли вы посвятить им свою жизнь. Только материнская любовь может шаг за шагом воспитать хорошего человека, успешного сотрудника и примерного семьянина.
Находясь в семье, он чувствует себя частичкой ее. Ну а общую атмосферу в доме, конечно же, создает мать. Для дочери мать является примером хозяйственности, терпеливости и спокойствия, в то время как для парня выстраивается идеал поведения лучшей женщины в мире. Именно поэтому сыновья очень часто отдают предпочтение тем девушкам, которые очень похожи внутренним миром на их мам.
Таким образом, можно сказать, что именно от количества и качества материнской любви зависит будущее воспитание вашего малыша.
Может ли зависеть будущий характер малыша от качества материнского воспитания?
Первые годы жизни каждый ребенок живет в окружении своих родителей, а особенно в окружении матери. Она заменяет ему всех, и друзей, и родителей, и любовь. С самого детства дитя понимает, как к нему относится мать и на основе этого у него выстраиваются определенные стандарты в сознании дитя.
Если мать, например, постоянно критикует малыша, он может стать достаточно замкнутым и неуверенным в себе. В редких случаях случается так, что вырастая, ребенок на зло своей матери пытается доказать обратное и идет на необдуманные поступки, которые иногда стоят жизни или здоровья. Воспитывать нужно так, чтобы малыш чувствовал не то, что мама считает его бесполезным и примитивным. Даже небольшая доля критики должна произноситься с уст матери в качестве рекомендации. Таким образом, малыш будет понимать, что мама искренне желает того, чтобы он стал лучшим в каком-то деле.
Ни в коем случае нельзя отговаривать дитя заниматься тем или иным делом и навязывать что-то свое. Естественно, зависящий в финансовом плане ребенок не сможет перечить родителям и пойдет у них на поводу. Возможно, талант ребенка в определенной сфере в будущем мог бы принести ему желаемую работу, чувство удовлетворенности и даже хороший доход. Все это сделало бы его счастливым. Нормальная мать всегда поддержит своего ребенка в любой жизненной ситуации и поможет, чего бы ей это ни стояло.
В чем же заключается материнская забота?
Многие семейные пары считают, что для воспитания вполне достаточно того, что они оденут дитя, накормят и отправят в школу на весь день. По их мнению основная функция воспитания должна лежать на плечах учителей и нянечек в садиках.
На самом деле мама должна заниматься с ребенком, должна спрашивать, как у него дела и подсказывать, что делать в том или ином случае. Для некоторых родителей наказание вызывает определенный психологический барьер. Мать боится, что после этого малыш перестанет доверять ему и рассказывать все свои секреты. Естественно, в этом есть доля правды. Известный семейный психолог рассказал о том, что наказывать детей можно, а иногда даже нужно. Самое главное — это объяснять причину наказания. Спустя определенное время даже самый маленький ребенок будет понимать, что делать можно, а от чего лучше воздержаться. Именно благодаря такому поведению матери он вырастет очень пунктуальным и воспитанным.
Роль матери в воспитании ребенка
Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью – одно и то же. С темже успехом можно было бы сказать, что одно и то же – иметь рояль и быть пианистом. С.Харрис
Мать
– это человек, занимающий одно из главных мест в жизни.
Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с матерью. Поэтому феномен матери
всегда был, есть и будет актуальным. Материнская любовь является по своей
природе безусловной и поэтому очень важны взаимоотношения между младенцем и
мамой.
Безусловная любовь матери дает ребенку:
- чувство защищенности;
- безопасность;
- убежище, преображает опасный и незнакомый мир в нормальную сферу обитания;
- говорит о его важности и желанности в жизни;
- дает прочное ощущение надежности;
- питает не только физической, но и душевной пищей;
- дарит способность доверять людям, миру, себе;
- вкладывает чувство принадлежности к роду, нации…
- устанавливает границы личностного пространства, что позволяет ребенку брать
ответственность на себя по мере взросления;
- помогает устанавливать и завязывать связи с другими людьми.
Материнская любовь выводит малыша в мир, пронизанный человеческими связями.
Человек не может достичь ощущения своей нужности самостоятельным интеллектуальным усилием. Разум может подсказывать вам, что вы любимы, но если не получить достаточно любви от матери, всю жизнь человек будет терзаем мыслями, что его не любят и в нем нет никакой ценности.
В начале жизни ребенок должен постоянно убеждаться в том, что он любим и желанен – только так он будет в состоянии вступить в длительные отношения, войти в любое сообщество.
Генри Клауд и Джон Таунсед (известные психологи из Калифорнии)большое внимание уделили изучению «феномена матери» в нашей жизни. Американские ученыевыделили шесть составляющих успешного материнства :
Не отсутствовать, а поддерживать эмоциональную связь с ребенком;
- быть удерживающей, а не хрупкой (не быть манипулируемой);
- способствовать отделению ребенка, а не препятствовать ему;
- принимать недостатки ребенка, а не требовать от него совершенства во всем;
- способствовать взрослению, а не удерживать в детском состоянии;
- помочь ребенку выйти в самостоятельную жизнь, а не вести себя, как «наседка».
Признаки хорошей матери:
- Хорошая мать признает, что допускает ошибки в воспитании, и учитывает этот фактор в процессе своей жизни и легко исправляет их без вины и сожалений. Она знает, что у нее не может все получаться, но не теряется от собственных промахов, поскольку готова их исправить, учиться на своих ошибках и двигаться дальше.
- Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит малыш, она – первый «объект любви» сына или дочери. Для эмоционального, физического, интеллектуального и социального развития человек должен быть не только любимым, но и любить. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.
Отсутствие или недостаток материнской ласки очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и озлобленностью, но часто и физических недомоганий, и даже гибели ребенка. Какими б ни были прекрасными условия, в которых воспитываются дети-сироты или дети, которых оставила мать, эти дети, подрастая, ищут мать – самое дорогое, близкое и родное существо.
А как быть с бессловесным или совсем маленьким ребенком? Неужели и тогда ему не все равно, чьи руки его одевают, поят из бутылочки молоком, кто его выводит на прогулку или учит рисовать? Есть немало научных исследований, фактических данных, свидетельствующих о том, что общение ребенка с матерью и близкими, особенно в первые годы жизни, является очень важным условием его нормального психического развития и физического здоровья.
Мать показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами,
несбывшимися ожиданиями, утратами и горем.Мать
– это человек, который определяет качество эмоциональной составляющей личности,
то есть той части нашей души, которая отвечает за успех в любви и работе.
Отношения с матерью особенно
отражаются на нашей способности:
- доверять,
- любить,
- принимать любовь.
От того, как сложились или
сложатсянаши отношенияс матерью или человеком, который ее заменяет,
зависит наше понимание безопасности, свободы, самооценки.
Между матерью и ребенком
складывается особый вид привязанности, которая продолжаетсявсю жизнь. Что может сделать этупривязанность ценной?
- способность матери чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка,
будь то взгляд, улыбка, плач, лепет…
- способность бытьвнимательной к
потребностям своего ребенка;
- помощь в преодолении трудностей (начиная с самого раннего детства).
Все это помогает выстроить
взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества.
Качества матери, которые важны для роста и
развития детей!
- теплота;
- мягкость;
- нежность в отношениях;
- подбадривание;
- эмоциональная поддержка…
Дети с здоровым чувством
привязанности в раннем детстве проявляют общительность,
сообразительность и изобретательность в
играх.
В подростковом возрасте
таким детям присущи черты лидерства:
- инициативность;
- отзывчивость;
- сочувствие и самоотдача;
- самостоятельность;
- популярность среди сверстников (что очень важно для подростка).
Здоровая привязанностьк
матери, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем. В
процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью у ребенка
формируются так называемые "рабочие модели себя и других людей”. Во взрослой
жизни они помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и
соответствующим образом реагировать.
Что делать, чтобы развить здоровую
положительную привязанность матери и малыша?
- Создавайте условия для развития образа ” Я ” ребенка. Для этого
предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре.
- Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления
самостоятельности и независимости.
- С первых дней жизни младенца будьте осознанно внимательны к нему:
постоянный поток воздействий, обращенных к нему, создает привычку и вкус к
ласке, теплым словам и тем самым формирует потребность в общении.
Бережное, доброжелательное, уважительное отношениематери к малышу укрепляет его положительное
самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку
проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении
окружающего мира.
Мать вкладывает в мальчика свое
понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами.Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с
матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти
жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою
жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Каждая мать должна помнить, что
однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. Мать может не соглашаться
с выбором, сделанным дочерью, но она признает за дочерью право на выбор, потому
что дочь - независимая личность, идущая своим собственным путем
Материнская любовь – беззаветная, нежная, самоотверженная. Это величайший дар каждому из нас. Дар, которым природа наделила каждую женщину - любить своего ребенка.
Интернет-ресурсы, используемые для создания статьи:
1. Роль матери в воспитании:
Subscribe.Ru: http://digest.subscribe.ru/children/education/n81303609.html;
2. Роль матери. Радости воспитания:
http://vospitaniemamochka.biz/rol-materi/
.
(выступление на родительском собрании)
Все прекрасное в человеке от лучей
солнца и от молока матери.
М. Горький
Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.
Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.
Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.
Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.
Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.
Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.
Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль матери в нравственном воспитании ребенка .
(выступление на родительском собрании)
Все прекрасное в человеке от лучей
Солнца и от молока матери.
М. Горький
Воспитание детей - главный родительский долг. И переоценить роль матери в этом важном процессе очень трудно. Между ребенком и матерью всегда существует духовная связь: мать испытывает радость и огорчения, а порой тревогу и страх за детей. Её эмоции могут быть самыми разными, но всегда они объясняются стремлением сделать хорошее для своего ребенка. Это стремление вселяет в мать энергию, побуждает её к большому терпению. И самое удивительное состоит в том, что все заботы, тревоги и хлопоты являются необходимым условием для достижения материнского счастья.
Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется за него задолго до того, как он появится на свет. Едва почувствовав, что носит под сердцем дитя, женщина осмысленно начинает создавать вокруг себя атмосферу тепла и доброжелательности, даже тон речи будущей матери становится нежнее. И вот ребенок появился на свет. Любящая мать выбирает для него самые чистые и нежные слова, чтобы они запали в сердце ребенка и позднее принесли свои духовные плоды. Вместе со своей любовью она хочет вдохнуть в дитя ответное чувство к себе, ко всему окружающему миру.
Мама - это первое слово, которое с радостной улыбкой произносит ребенок.
Мама - это слово, которое повторяет человек в минуты горя и страдания.
Мать любит своего ребенка - здорового и больного, красивого и уродливого, окруженного славой и неудачника. Беспредельна самая бескорыстная любовь - любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, - редкое исключение, ошибка природы.
Великая сила безграничной материнской любви укрепляет авторитет матери, но может, постепенно подтачивая, и разрушить его. И тогда процесс воспитания становится очень трудным, потому что сильное и неразумное материнское чувство превращает его в тяжкий бесплодный труд. Оно губит ребенка и приносит несчастье самой матери. "Наши детские годы были полны лишений, так пусть же детство наших детей будет безоблачным и счастливым" - часто приходится слышать такие суждения родителей. Верны ли они? матери, начинающие воспитывать с такого "педагогического кредо", превращают его в маленького кумира, который повелевает взрослыми. Лет до десяти тирания любимого существа ещё не тяготит родителей, скорее приятно забавляет. Родители рассказывают о своем чудо-ребенке знакомым. Он растет, становится подростком, а потом и юношей. И теперь ему нужна уже не игрушка, а дорогие вещи: кроссовки, часы, модная куртка, карманные деньги. Подобные удовольствия уже превышают материальные возможности родителей, особенно если семья неполная. Но сын или дочь уже привыкли думать только о себе и принимать родительские заботы как должное. Теперь каждое новое требование не только тяготит мать, но и обижает ее. Она обвиняет своих детей в черствости и жестокости. Это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда она на старости лет не находит места ни в сердце, ни в доме взрослых детей, когда скрепя сердцем, превозмогая душевную боль, ей приходится напоминать детям через суд о своем праве на их заботу, или коротать свои последние дни в доме престарелых. И, наверное, стоит задуматься о том, что мы получим, чрезмерно балуя и опекая своих детей, принося себя бездумно в жертву, и не задумываясь о том, что человек, которого учили с детства лишь брать от других, ничего не отдавая взамен, всегда будет думать прежде всего только о себе, о своих желаниях и удобствах. Никто не любит своего ребенка больше, чем мать, никто не переживает за него больше, чем мать, и больше всего в ответе за своего ребенка, за его поведение и поступки - мать.
Если к вопросу о воспитании детей подходить с научной точки зрения, то прежде всего надо говорить о великом педагоге - Антоне Семеновиче Макаренко, который один из первых обосновал педагогику семьи. В своих трудах Макаренко главным назвал ответственность родителей за воспитание своих детей перед обществом. Основное в воспитании детей - поведение самих родителей, их моральный облик, образ жизни, нравственное состояние души - все это и многое другое перенимают дети от отца и матери, а потом создают свои семьи по образу и подобию той семьи, в которой выросли.
Материнская любовь
– Геронда, как-то раз Вы сказали нам, что от любви человек растёт, зреет.
– Просто любить кого-то – это ещё мало. Надо любить человека больше, чем себя самого. Мать любит своих детей больше, чем себя. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Однако радость, которую испытывает она, больше той радости, испытывают её дети. Малыши питаются плотски, а мать – духовно. Они испытывают чувственный вкус пищи, тогда как она радуется духовным радованием.
Иная девушка до замужества может спать до десяти часов утра и при этом ещё рассчитывать на то, что мать подогреет ей молока для завтрака. Сделать какую-нибудь работе такой девушке лень. Хочет, чтобы все её обслуживали. К матери у неё претензии, к отцу претензии, а сама наслаждается бездельем. Несмотря на то что в её [женской] природе есть любовь, она не развивается, потому что не переставая принимает помощь и благословение от матери, от отца, от братьев и сестёр. Однако, став матерью сама, она начинает походить на самозаряжающееся устройство, которое чем больше напрягается в работе, тем больше заряжается – потому в ней не переставая работает любовь. Раньше, дотронувшись до чего-нибудь грязного, она испытывала чувство брезгливости и тщательно мыла руки с душистым мылом. А сейчас, когда её младенец наложит в штанишки и их надо отстирывать, она испытывает такое чувство, словно берёт в руки мармеладные конфеты! Брезгливости она не испытывает. Раньше, когда её будили, она громко выражала недовольство тем, что её побеспокоили. Сейчас, когда её ребёнок плачет, она не спит всю ночь, и ей это не трудно. Она заботится о своём младенце и радуется. Она стала матерью, и у неё появились жертвенность, любовь.
Надо сказать и о том, что мать достигает большей любви и жертвенности, чем отец, поскольку отцу не предоставляется столько благоприятных возможностей приносить себя в жертву. Мать мучается с детьми, возится с ними больше чем отец, но одновременно она “подзаряжается” от детей, отдаёт им всю себя. А отец и не мучается с детьми так много, как мать, но и не “подзаряжается” от них, поэтому его любовь не столь велика, сколь любовь материнская.
Сколько же матерей приходят ко мне в слезах и просят: “Помолись, отче, за моего ребёнка”. Знаете, как они переживают! От немногих мужчин можно услышать: “Помолись, мой ребёнок сбился с пути”. Да вот и сегодня приходила одна мать с восемью детьми. С каким же трепетом эта бедняжка подталкивала своих малышей вперёд и выстраивала их в рядочек, чтобы все они могли взять благословение. Увидеть отца, ведущего себя подобным образом, – большая редкость. И Россия удержалась благодаря матерям. Отцовское объятие – если в нём нет Благодати Божией – сухо. А объятие материнское – даже без Бога – имеет в себе молоко. Ребёнок любит своего отца и уважает его. Но и эта любовь к отцу увеличивается от нежности и тепла материнской любви.
Правильное отношение к бездетности
Если не имеющая детей женщина не относится к своему положению духовно, то она страдает. Как же я намучался с одной женщиной, не имевшей детей! Муж этой несчастной занимал высокий пост. Ей принадлежало несколько домов, которые она сдавала внаём. Кроме того, у них был большой дом, в котором она жила с мужем, взявшим за ней в своё время немалое приданное. Но всё ей было в тягость: и на рынок сходить, и пищу приготовить… Да и не умела она готовить-то. Сидя дома, звонила в ресторан и оттуда ей приносили готовые кушанья. Всё у неё было, однако она терзалась, потому что ничего её не радовало. Целыми днями она сидела дома: то ей было не так, это – не эдак. Одно делать скучно, другое – тяжело. Потом её начали душить помыслы, и она была вынуждена пить таблетки. Её муж брал работу на дом, чтоб ей было повеселей, а она не зная, чем убить время, стояла у него над душой. Конечно, она надоела этому бедняге: ведь помимо всего прочего, человеку надо было и работу выполнять! Встретившись с ней, я ей посоветовал: “Не сиди ты целыми днями дома! Ведь так ты совсем заплесневеешь! Сходи в больницу, посети больных…” – “Да куда я там, отец, пойду? – ответила мне она, – Разве мне такое дело по силам!” – “Тогда, говорю, – сделай вот что: как придёт время читать первый час, читай его, потом в своё время читай третий час и так далее37. Положи и один-другой поклончик …” – “Не могу”, – отвечает. “Эх, – говорю, – ну тогда берись-ка ты за Жития Святых”. Я велел ей прочитать жития всех женщин, достигших святости, чтобы что-нибудь их прочитанного запало ей в душу и помогло. С превеликим трудом удалось вернуть её в нормальную колею, чтобы она не докатилась до сумасшедшего дома. Эта женщина привела себя в совершенную негодность. Мощный мотор, но масла в нём подзастыло.
Всем этим я хочу сказать, что женское сердце приходит в негодность, если та любовь, которую она имеет в своём естестве, не находит себе выхода. Ты погляди: у другой женщины может быть пять, шесть или даже восемь детей. За душой у несчастной может не быть ни гроша, однако она радуется. У неё есть благородное великодушие, и мужественная стойкость. Почему? Потому, что она нашла свою цель.
Один случай врезался в мою память. У моего знакомого было две сестры. Одна вышла замуж очень юной и родила много детей. Эта женщина приносила себя в жертву. Помимо прочего, будучи портнихой, она шила одежду и таким образом оказывала милостыню беднякам. А на днях приехала и говорит мне: “У меня ведь теперь и внучата есть!” При этом её сердце трепетало от радости. А другая сестра замуж не вышла. Однако и духовной пользы из своего беззаботного положения она не извлекла. В каком же она находилась состоянии! Как она жила – лучше даже не спрашивать… Она ждала, чтобы старуха-мать её обслужила да ещё жаловалась, что та делает это недостаточно усердно. Видите как? Она не стала матерью, и поэтому у неё внутри ничего не изменилось. Но, помогая тем, кто находится в нужде, она могла бы пустить в дело ту любовь, которая присутствует в женском естестве, извлечь из неё пользу. Однако она этого не сделала.
Поэтому я говорю, что женщине необходимо приносить себя в жертву. Мужчина – даже если он не возделает в себе любовь, особого ущерба не терпит. Однако женщина, имея в себе любовь и не направляя её в нужное русло, уподобляется включённому станку, котрый не имея исходного сырья, работает вхолостую, трясётся сам и сотрясает других.
Материнская выносливость
– Геронда, святитель Нектарий Эгинский в одном из писем к монахиням призывает их не забывать, что они женщины, и подражать преподобным женам, а не преподобным мужам. Почему Святитель так говорит? Может быть, потому, что женщинам не хватает выносливости?
– Кому? Это женщинам-то не хватает выносливости? Да я просто диву даюсь, какая у них выносливость! Они ведь семижильные! Тело женщины может более слабым, чем мужское, но у неё есть [сильное] сердце, и, работая им, она имеет такую выносливость, которая превосходит мужскую силу. Да, у мужчины есть телесные силы, но сердца, которое есть у женщины, у него нет. Как-то я наблюдал за одной кошкой, которая пришла ко мне в каливу со своими котятами. Тощая-претощая, рёбра можно пересчитать. Однажды ко мне во двор забежала большая охотничья собака. Курд – так звали кота, задал стрекача, а кошка изготовилась к бою, выгнулась дугой, приняла угрожающую позу и была готова набросится на пса. Я только диву дался: откуда у неё взялось столько смелости! Видишь: она защищала котят.
Мать страдает, выбивается из сил, но ни боли, ни усталости при этом не испытывает. Она принуждает себя [к работе], но, любя детей, любя свой дом, всё делает с радостью. Человек целыми днями лежит на боку, устаёт больше чем она. Помню, когда мы были маленькими, наша мать должна была носить, воду издалека, а еще готовить, печь хлеб, стирать одежду, да к тому же работать в поле. При этом еще и мы – дети – не давали ей покоя: когда мы ссорились между собой, к её многочисленным делам и хлопотам прибавлялись ещё и судейские обязанности! Однако она говорила: «Это мой долг. Я обязана делать всё это и не роптать». Она вкладывала в эти слова добрый смысл. Она любила дом, любила своих детей и от дел и забот не выбивалась из сил. Она всё делала с сердцем, с радостью.
И чем больше проходит лет, тем сильнее мать любит дом. Её годы уже не те, что раньше, однако несмотря на это, она жертвует собой все больше и больше, чтобы и внучат вырастить. У неё остаётся всё меньше сил, однако она совершает все свои обязанности от сердца, и её силы превосходят даже силы её мужа, и те силы, котрые сама она имела в молодости.
– Знаете, Геронда, женщины и в болезни отличаются большим хладнокровием, чем мужчины.
– Знаешь, в чём тут дело? Мать многократно сталкивалась с тем, что заболевал её собственный ребёнок. И поэтому она знает, что такое болезнь вообще, у неё богатый опыт в этом отношении. Она помнит, сколько раз у её малыша поднималась температура и сколько раз опускалась. Она видела разные сцены: например, как задыхавшийся или терявший сознание ребёнок, стоило его немножко похлопать по щекам, приходил в себя. Мужчина всего этого не видит, и такого опыта у него нет. Поэтому, узнав, что у ребёнка поднялась температура или он побледнел, мужчина впадает в панику и начинает нервничать: «Ребёнок погибает! Что же нам теперь делать? А ну-ка, бегом звонить врачу!»
Беременность и кормление грудью
Воспитание ребёнка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в её утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в её чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, петь церковные песнопения, не тревожится душой. Но и близкие тоже должны быть внимательными, чтобы не расстраивать её. В этом случае родившийся ребёнок будет ребёнком освящённым и родителям не придётся испытывать с ним затруднений – ни пока он будет маленьким, ни когда подрастёт.
Потом, когда ребёнок родится, мать должна кормить его грудью – чем дольше, тем лучше. Материнское молоко даёт детям здоровье. Питаясь от груди, младенцы впитывают в себя не только молоко: они впитывают любовь, нежность, утешение, безопасность и таким образом становятся людьми с сильным характером. Но, кроме того, кормление грудью помогает самой матери. Если матери не кормят своих детей грудью, то в их организме возникают аномалии и это может привести [к раку] и удалению груди.
В прежние времена, если у матери было молоко, то она могла кормить грудью и своего малыша и соседского. А сейчас многим матерям тяжело прокормить грудью даже собственных детей. Мать, которая бездельничает и не кормит ребёнка грудью, передаёт «микробы» безделья и праздности и ему. Раньше на банках со сгущённым молоком была нарисована мама, держащая в объятиях малыша, а сейчас на банках со сгущенкой изображают «маму», держащую на руках цветочки! Мамы не кормят детей грудью, и поэтому дети вырастают без утешения. Кто даст им нежность и любовь? Банка с молоком коровы? Малыши сосут соску, надетую на «ледяную» стеклянную бутылку, и их сердце тоже оледеневает. А потом, придя в возраст, они тоже ищут утешение в бутылке – в кабаках. Чтобы забыть свою душевную тревогу, они начинают пить и становятся алкоголиками. Если дети сами не получают нежности, то у них не хватает её и на то, чтобы передать её своим детям. Так одно влечёт за собой другое. А потом приходят матери и начинают просить: «Помолись отче! Я теряю своего ребёнка».
Работающая мать
– Геронда, если женщина работает – это правильно?
– А что муж говорит по этому поводу?
– Он оставляет это на её выбор.
– Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая и работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.
– Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.
– Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься профессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?
– Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами.
– Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А от того, что работает и муж, и жена – якобы потому, что им не хватает денег, – семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остаётся делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А ещё она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к «помощи» психоаналитиков… Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключиться, когда устаёт от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.
Сегодня дети «голодают» от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих – часто инородных – женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги! А знаете, к чему все это приводит? К тому, что если у ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек!
Домашнее хозяйство и духовная жизнь матери
– Геронда, как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь время и для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?
– Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести «домашнее хозяйство» своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам. Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами, полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазин и начинают объяснять продавцу: «Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюда и нарисованы не так, а вот так». Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом женщина, растрачивает весь свой потенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобные вещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной – мужчина этого даже не заметит. А женщина [наоборот] – она хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому «красивому» она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу. Было видно, как в ней горит сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо. Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена, и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошные одежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается, совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки! Она стала «ревновать», «завидовать» святым – в добром смысле этого слова. Знаете, сколько чёток она протягивает в молитве, какие совершает посты, сколько времени отдаёт чтению псалтыри!.. Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас её пищей.
– Геронда, одна мать сказала мне: «Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваю сделать, ни времени на молитвы у меня не остаётся».
– Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может преуспеть. Мать имеет право сказать «я устаю», если она упростила свою жизнь, а многие трудятся лишь потому, что имеют много детей. Однако если они теряют своё время, стараясь, чтобы её дом произвёл впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: «каждая вещь на своём месте». Этот «чин» есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.
В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей [проходят мимо всего этого богатства и] занимают своё время глупостями или же [постоянно] работают, чтобы свести концы с концами.
Вместо того чтобы скурпулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читая им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать вермя даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся её дети?
– Геронда, как быть, если мать имеет много детей, и много работы?
– Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердится, то я слышал, как она начинала вслух молиться: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Сажая в печь хлеб, мать произносила: «Во имя Христа и Пресвятой Богородицы». Замешивая тесто и готовя пищу, она постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.
У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать Старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила – так звали Старца Хаджи-Георгия в миру. Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве, любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась подвижническим духом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахиню она часто посещала и, уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми. Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтому большую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятную возможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом39, брать своего сына с собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершались иногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достиг такой меры святости40.
Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть старах Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то, что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.