Цель занятия: Продолжать учить детей сочетать различные приёмы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания.
Образовательные задачи:
- Дополнить и проверить знания детей о животных.
- Продолжать учить детей создавать композиции, используя цветные нитки, крупу, карандашную стружку.
Развивающие задачи:
- Развивать навыки создания несложной композиции (дополняя центральное изображение деталями, изготовленными в традиционной технике.).
- Развивать воображение, творческие способности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные задачи:
- Продолжать учить детей выполнять работу аккуратно, доводя свой замысел до конечного результата.
- Продолжать учить работать сообща, в коллективе, помогаю друг другу, свободное общение.
Материалы для занятия.
- Пейзажные заготовки.
- Шерстяные нитки разных цветов (предварительно порезаны разной длины).
- Крупа (рис, гречка, пшено, и т.д.).
- Мелкая карандашная стружка.
- Перья.
- Клей ПВА.
- Кисти для клея.
- Клеёнки и салфетки для промакивания излишков клея.
- Предварительная работа:
К занятию дети готовятся заранее. Рассматривание иллюстраций с изображением животных весной, разучивание стихотворений о весне, приготовление заготовок.
Ход занятия.
Организационная част.
Воспитатель: Включить кассету с записью звуков окружающей природы (пение птиц).
Ребята скажите, куда мы попали?
Ответы детей. В лес
Даша, а ты как думаешь, почему мы в лесу?
Даша: В лесу растут ёлки, поют птицы и журчит ручеёк.
Эллина кто живёт в лесу?
Эллина: Я думаю, что в лесу живут животные и птицы.
- Даниил, а как ты думаешь, в этом лесу живут животные?
Даниил: Я думаю, что в этом лесу живут животные.
- Давайте попробуем их найти. Только нужно смотреть внимательно.
Каждый из ребят находит себе животное и подходит к воспитателю.
- Какие животные изображены на плакате давайте их назовём?
Ответы детей.
Давайте присядем на лесную полянку, и вы мне расскажите о том животном, которого нашли.
Дети садятся на ковёр по-турецки.
Даша расскажи, кого ты нашла?
Даша: У меня ёж он колючий и запасливый.
Даниил, какое животное у тебя?
У меня волк. Все волки живут в стаях, он серого цвета.
Лера расскажи нам про своего животного?
Лера: У меня медведь. Он большой, сильный и косолапый. Все медведи живут в берлоге и любят мёд.
Эллина, какое животное нашла ты?
Эллина: У меня лиса она живёт в норе. Лиса рыжая, хитрая в русской народной сказках её называют лиса Патрикеевна.
Артём расскажи нам про своё животное?
Артём: Я нашёл белку она проворная, быстрая, ловкая живёт в дупле.
Какое животное у Аси?
У меня зайчик он беленький, потому что не успел сменить зимнюю шубку на летнюю.
Общение с природой всегда доставляет нам радость. Человек не перестаёт восхищаться её творениями: растениями, животными, птицами.
Перед тем как мы начнём работать, я предлагаю вам размять наши пальчики (музыкальная разминка).
Мы размяли наши пальчики, слышите, звучит волшебная музыка, и теперь мы можем, принимаемся за работу.
2. Объяснение приёмов работы, определение её последовательности.
- Давайте подойдём к столу и выберем понравившуюся вам заготовку.
- Рассмотрите и выберете материал, с которым вы будете работать?
- Давайте познакомимся с материалом, которым вы будете работать.
Ася расскажи нам, какой материал ты выбрала для своей работы?
Ответ ребёнка.
Скажите, какой твой материал на ощупь, по цвету.
(Ответ ребёнка: мягкий, круглый, и т.д.)
(Воспитатель опрашивает всех детей)
- Нитки, крупу и карандашную стружку наклеиваем на контур. Для этого на изображение рисунка намазываем клеем, на него насыпаем нитки, крупу и стружку и аккуратно прижимаем фланелевой салфеткой. Так постепенно вся фигура заклеивается.
3. Выполнение аппликации.
После объяснения приступают к работе. Дети рассказывают о том, как работают и что делают во время работы. Дети выполняют аппликацию под классическую музыку. Воспитатель помогает детям советом.
4. Итог занятия.
Воспитатель: Анализ работ детьми. Что хотел сделать, что удалось, а что нет. У нас с вами получились замечательные животные. Все они рады приходу весны.
Малыши - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную любознательность и познавательную активность ребёнка новыми увлекательными видами изобразительной деятельности. Аппликация введёт малыша в мир цвета и формы, познакомит с геометрическими фигурами, даст первичные навыки моделирования, разовьёт представление о правилах композиции среди учеников средней группы.
Аппликация - это создание сюжетных или предметных композиций из прикреплённых к основе (картон, дерево, ткань) фигурных элементов или узоров, вырезанных из бумаги, сухих листьев, ткани, кожи. Разноцветная композиция может крепиться путём приклеивания или пришивания. Такой вид творческого моделирования оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, образного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу.
Особенности занятий по теме «Большой многоэтажный дом» по аппликации в средней группе
Виды аппликаций:
- предметная - моноизображение какого-либо объекта, например, дома, дерева, машины, сказочного героя, и т. д.
- сюжетная и пейзажная аппликация - композиция, изображающая взаимодействие нескольких объектов или персонажей;
- декоративная - стилизованная обработка по законам пропорционального размещения деталей, декоративное преобразование реальных предметов в виде орнамента с использованием ярких цветовых украшений геометрической, растительной формы, абстрактных фигур животных, птиц, человека.
Масштабные композиции, которые основаны на развёрнутом сюжете и включают много разнообразных деталей, как правило, создаются коллективно. Подготовительный этап, во время которого готовятся отдельные детали, например, нарезаются квадратики из полосок, обрываются и скатываются шарики из кусочков салфеток, проводится в небольших подгруппах по 2–3 человека, а затем дети вместе составляют сюжетную картинку на ватмане, приклеивая подготовленные ими элементы, попутно развивая способности пространственного мышления, а также навыки согласованных действий.
При создании аппликации дети опираются как на заданную схему, так и на заранее оговорённое условие или замысел, а сам процесс коллективного моделирования закрепляет стремление к солидарности и взаимопомощи. Важно, чтобы дети научились соблюдать правильную последовательность работы по созданию многослойной композиции, т. е. воспитатель должен пояснить, что сначала нужно подготовить фоновый рисунок, затем поместить детали второго плана (дома, пешеходный переход, облака и т. д.) и только потом приклеить фигуры первого плана (деревья, машины, снег).
Фото: Коллективные работы на тему «Дом»
«Цветные домики» «Улицы родного города» «Вечерний город» «Сказочный город» «Заснеженный город» «Наш город» Столичный город
Значение аппликации
- Интеллектуальное развитие - обогащение познавательного багажа понятиями о свойствах и закономерностях окружающего мира, расширение знаний о разнообразии форм, величин и цветовых оттенков предметов, пространственном расположении объектов по законам пропорциональности. Кроме того, формируются умственные операции сравнения, обобщения, развиваются абстрактное и логическое мышление, совершенствуется образная, связная речь.
- Нравственное воспитание - занятия пробуждают чувство товарищества, способствуют становлению таких волевых качеств характера, как инициативность, самоорганизация, сосредоточенность, целеустремлённость, умение преодолевать трудности.
- Развитие сенсорики - аппликация опирается на чувственное восприятие и стимулирует познание свойств и качеств предметов.
- Художественно-эстетическое развитие - формирование чувства вкуса к изобразительной деятельности, благодаря чему развивается восприятие ритмической гармонии цвета и формы, конструктивной целостности и красоты окружающего мира.
- Трудовое воспитание - развиваются технические навыки ручных умений, формируются трудолюбие и бытовая самостоятельность.
Программным нововведением в средней группе является задача по освоению навыка резания ножницами, что требует развитой координации движений и хорошей моторики кисти руки для совершения правильных ритмических действий новым инструментом (ножницы должны разрезать бумагу, а не мять). Первые три месяца учебного года посвящены обучению навыкам прямого резания полос до 5 сантиметров, нарезанные квадратики и прямоугольники в дальнейшем используются для игр (билетики в ролевой игре) или для конструирования более сложных аппликаций (окна дома, флажки и т. д.). При выполнении декоративных работ уделяется внимание, прежде всего, заполнению центра формы.
Конструирование из готовых геометрических форм
Для выполнения работ на занятиях по аппликации используются как готовые силуэты и формы, так и вырезанные детьми самостоятельно. Увеличивается объём самостоятельных действий детей, например, можно предложить выбрать цвет и подходящую форму для выполнения задания.
Основные задачи по аппликации в средней группе:
- совершенствовать комбинаторные способности по составлению предмета из нескольких частей;
- обучать умению оперировать несколькими геометрическими формами (круг, квадрат, прямоугольник) в количестве десяти-двенадцати деталей для составления предметов или композиции декоративного узора;
- изучить форму овала и треугольника;
- развивать умение применять разные по величине и цвету формы;
- освоить и закрепить навыки прямого (в разных направлениях) и округлого вырезания.
Технические приёмы аппликации, которые используются в средней группе
- Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (домики, дым из трубы, облака, пушистый снег, кирпичная кладка, мостовая и т. д.).
«Осенний город»
- Аппликации из салфеток - дети с удовольствием применяют как яркое и разноцветное декоративное украшение или самостоятельный материал для создания аппликаций. В работе с ним можно обходиться без ножниц, обрывая и скатывая комочки, из которых конструируется композиция. Такой приём прекрасно развивает мелкую моторику.
«Домик в деревне»
- Квиллинг - в буквальном переводе с английского означает перо птицы. Плоскостная или объёмная композиция складывается или дополняется декоративными спиралевидными скрученными из цветной бумаги деталями, которые прекрасно передают объёмную фактуру предмета. Одной из разновидностей квиллинга является техника торцевания, которая позволяет добиться эффекта «пушистости» деталей из бумаги довольно незамысловатым и простым в исполнении способом, когда с помощью палочки бумажным квадратикам придаётся форма воронки.
«Мой город» (кроны деревьев выполнены способом торцевания)
- Мозаичное выполнение аппликации. Основными деталями являются фигурки геометрической формы (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник) различного размера, которые выкладываются внутри нарисованной схемы изображения.
- Геометрическая - четырёхлетним детям проще освоить конструирование из простых геометрических форм и научиться складывать фигурки предметов из комбинации треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов.
- Аппликация из ткани. Особенностью работы с тканью является сложность вырезания, поскольку из ткани вырезать элементы аппликации гораздо труднее, чем из бумаги. Кроме того, материя может осыпаться по краю, что вызовет дополнительные проблемы. Поэтому такую разновидность аппликации можно прорабатывать с детьми, у которых развиты навыки свободного владения ножницами.
«Летний город»
- Ладошковая - основой такой аппликации является силуэт обведённой карандашом ладошки малыша. Небольшие усилия и дополнительные декоративные элементы, украшающие аппликацию, превратят подобную простую заготовку, например, в сказочную причудливую птицу. Творческий подход и совместная фантазия воспитателя и детей помогут скомпоновать разноцветные отпечатки ладошек всех детей в оригинальный фон для коллективной композиции.
- Нетрадиционная - использует необычные материалы, например, пластилин, вату, крупы, макаронные изделия, поролон, ткань, яичную скорлупу, нитки и т. д. Конструирование оригинальных композиций из необычных материалов расширяет границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство формы, цвета.
«Солнечный город» - аппликация из крупп
Аппликация из ниток
- Включение в композицию сухих растений или листьев (флористика). Прекрасный материал для дополнения фона. Такой вид работы требует предварительного этапа подготовки, когда во время прогулки вместе с детьми воспитатель собирает необходимый природный материал.
«Дом в лесу»
Этапы и методические приёмы проведения занятия
В средней группе стандартным перспективным планированием предусмотрено проведение двух занятий по аппликации в месяц. Общая продолжительность непрерывной деятельности не должна превышать 20 минут, методические пособия рекомендуют проводить физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для релаксации и профилактики умственной и физической усталости детей.
Схема занятия
1. Организационная часть (3–5 минут).
Информационно-ознакомительный этап предполагает пробуждение у детей интереса к изображаемому предмету, изучение его формы, цвета и составных частей. Необходимо подключить игровые моменты, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрпризный момент, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя. Важно развивать умение концентрировать внимание и видеть предмет, производить его чувственный (осязание и зрение) анализ.
Беседа с детьми на занятии по аппликации на тему «Мы - строители» (автор конспекта Динара Киреева)
Сюрпризный момент.
Стук в дверь. -Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Кто это? Д: Буратино Б: Здравствуйте, ребята! Я вам принёс загадку, а вы готовы её отгадать? Д: Б: Средь облаков на высоте, Мы дружно строим новый дом, Чтобы в тепле и красоте Счастливо жили люди в нём. (Строитель) На мольберте воспитатель показывает иллюстрацию строителя. В: Буратино, наши ребята про строителей много чего знают. Посиди с нами и послушай. Беседа о строителях В: Что делают строители? Д: Строят дома, больницы, детские сады, магазины. Показ иллюстраций. В: Ребята, а как вы думаете люди каких профессий строят дома? Д: Маляры, каменщики, крановщики, плотники. Показ иллюстраций. Строительные профессии В: Правильно. Маляры красят дома, каменщики делают окна, полы, подоконники, крановщики работают на подъёмном кране, поднимают грузы. Строительная техника В: Все люди, которые строят дома называют строителями. А вы хотите стать строителями (Ответы детей) |
Познавательная беседа с детьми
Беседу развивающего и познавательного характера имеет смысл начать с вопросов о названиях улиц, транспорте, можно провести небольшой интересный экскурс в историческое прошлое города, вспомнить о достопримечательностях и памятниках, которые являются визитной карточкой, символом родного города. Занятие будет интересным, если воспитатель продумает игровую линию сценария, взяв за основу один из популярных сказочных сюжетов: сказку «Заюшкина избушка», поэтическую сказку «Кошкин дом», приключения трёх поросят, мечту дядюшки Тыквы о домике из литературной сказки Джанни Родари о Чипполино и т. д.
Стихотворения и загадки, которые можно использовать на занятиях, посвящённым темам о доме или городе.
Города бывают большие и маленькие. Города бывают молодые и старенькие. Но они движутся, рвутся, живут И непременно все шире растут. Вы мне скажите, а кто так старается, Что города быстро так разрастаются? А старается высокий и огромный Кран подъёмный! Подъёмный кран строит город большой, Плиту на плиту кладёт. Будет ему этот город родной, Когда он вовсю расцветёт! (Т. Саксон) Город - это не только улицы Мой дом.
|
Окно.
День за днём идёт кино На экране этом. Солнца, зелени полно На экране летом. А зимой - синеет лёд, Снег летит, играя. Фильм идёт, идёт, идёт Без конца и края. (А. Шибаев) Лестница.
Крыша.
|
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый… (Дом) Целый день они не спали, Он стоит, простой и строгий, Уродились грибочки В два ряда стоят дома - |
2. Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем пошагового алгоритма выкладывания и приклеивания элементов (2–3 минуты).
Уровень развития пространственного мышления детей пока не позволяет самостоятельно определить местонахождение детали в композиции узора или правильное расположение составной части предмета, поэтому воспитателю необходимо наглядно демонстрировать и пояснять последовательность выполнения задания. Дополнительного пояснения и показа требуют незнакомые операции, например, срезание уголков у прямоугольника для получения трапециевидной формы крыши, знакомые формы (прямоугольник и квадрат) дети вырезают самостоятельно. Повышенное внимание уделяется трудовой культуре, аккуратному и безопасному обращению с ножницами, для чего целесообразно разделить детей на подгруппы до семи человек во время обучения правильной работе с новым инструментом. Дети должны научиться уверенно держать ножницы и осуществлять ими движения, которые не будут мять бумагу.
Воспитатель работает вместе с детьми
3. Самостоятельная работа детей (15 минут).
После внимательного прослушивания объяснений педагога дети вырезают детали и приклеивают их на основу в соответствии с заданием. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания, всё необходимое оборудование и заготовки желательно подготовить на рабочих столах заранее.
4. Анализ и подведение итогов (2–3 минуты).
Заключительный этап занятия проходит в форме выставки детских работ, воспитатель учит с радостью воспринимать свои и чужие успехи, проводит анализ, сопровождая его похвалой за старания и трудолюбие, вместе с детьми обсуждает степень аккуратности работ (чёткие и ровные края, отсутствие следов клея), а также соответствие созданного ребёнком образа оригиналу или образцу, отмечает удачные творческие идеи и оригинальные эксперименты.
Конспект занятия
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией в средней группе обычно ориентируются на решение таких задач:
- Освоение навыков работы с ножницами, клеем и цветной бумагой, обучение конструированию из кусочков ваты, ткани, листьев на картонной или бумажной основе, использование пластилина.
- Развитие самостоятельности и творческой инициативности при определении сюжета или жанра (предметная картина, пейзаж) аппликации.
- Развитие умения слышать и понимать музыкальное или поэтическое сопровождение, которое звучит во время исполнения творческого задания. Такое интересное объединение различных способов эмоциональных и художественных инструментов воздействия нацелено на достижение всестороннего эстетического развития детей, формирование художественного вкуса и чувства прекрасного.
Конспект занятия по аппликации на тему «Город Дружбы» (на основе конспекта Н. Парсовой)
Задачи:
- научить воспитанников вырезать несколько одинаковых деталей из полоски (окна дома, крыши домов, полоски для пешеходного перехода);
- размещать окна на уровне одной линии;
- развивать навыки составления композиции;
- пробуждать познавательный интерес к окружающему миру, любовь к малой родине;
- развивать умение согласованно работать в коллективе.
1. Вводная беседа, которая вплетена в игровую ситуацию. Можно использовать наглядный материал, например, фотографии или картинки, изображающие улицы, архитектурные достопримечательности родного города, которые будут легко узнаваемы детьми и вызовут положительный эмоциональный настрой.
Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Давайте посмотрим, кто нам его написал «Здравствуйте, дорогие ребятишки средней группы». Мне нужна ваша помощь. Наш дом друзей стал очень мал и крыша прохудилась, места стало не хватать для наших друзей. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать? Мои друзья Крокодил Гена, старуха Шапокляк, Жираф, Лев будут вам очень и благодарны». Ребята как вы думаете, от кого письмо? Правильно от Чебурашки. (Картинка из мультфильма). Ну, что, ребята, как будем помогать? Что делать? (Беседа с детьми) Дети: «Мы поможем построить новые дома». Актуализация знания. Воспитатель: - Как вы думаете, что надо сделать прежде, чем начать строить дом? - А, как стоить дома, из чего? (беседа) - Из каких строительных материалов. Сколько надо материалов для дома? (Предполагаемые ответы детей). - Как вы думаете, ребята, какие должны быть дома? (Прочные, тёплые, одноэтажные, многоэтажные, высокие, низкие) - Какая должна быть крыша? (Не промокаемая, прочная) Затруднение в игровой ситуации. Воспитатель: - Ну как нам определиться, какие нам нужны дома. - Кто нам может, помочь, как вы думаете? (Ответы детей) - Где узнать? (Ответы детей). Сначала нужно выбрать место для строительства дома. Хорошо, а что дальше (беседа). Открытие нового знания. - Ребята как вы думаете, кто придумывает, каким должен быть дом? (Архитектор). Посмотрите, у архитектора специальный стол, где много разных линеек, и с их помощью он рисует чертёж дома. - А как вы думаете, кто следующий помогает построить дом? (Инженер) - Что делает Инженер? Инженер считает, сколько строительного материала нужно привезти на стройку, чтобы построить прочный дом. А уже по чертежам дальше работают (кто?) строители. - Какие строительные профессии вы знаете? (каменщики, плотники, маляры, крановщик). - Видите ребята, сколько профессий задействовано в строительстве дома. |
2. Практическая часть. Воспитатель обращает внимание детей на приготовленный заранее лист ватмана с некоторыми приклеенными и нарисованными элементами будущей композиции, например, дорога, один домик, дерево. Затем воспитатель предлагает детям закончить картину, дополнив её недостающими фигурами и силуэтами, дорисовать карандашами детали домов и машин.
Воспитатель объясняет и показывает приёмы и способ изготовления деталей аппликации.
Берём полоску бумаги, складываем её в несколько раз, затем раскладываем и разрезаем по линиям сгиба, так получим окошки. Если лист сложить пополам и затем разрезать, то получатся стены домов. Прямоугольники, уголки которых сверху срезаются, превращаются в крыши.
Вы должны «построить» новые красивые и уютные дома для друзей Крокодила Гены, «посадить» деревья. По дорогам нашего города поедут легковые и грузовые машины (силуэты деревьев и машин воспитатель готовит заранее).
3. Дети самостоятельно работают. Воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости, контролирует работу с ножницами и клеем.
Коллективная работа детей
4. Подведение итогов.
Сколько прекрасных домов на нашей улице, в них будут жить счастливые, дружные семьи, взрослые и дети. Все наши дома уютные, тёплые и гостеприимные. Вы большие молодцы!
Готовая композиция
Схемы и поэтапное описание выполнения аппликаций
«Наша группа - дружный дом» - коллективная работа по созданию символа группы
Материал: заготовка из ватмана в форме дома, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Инструкция:
«Зимний город» - коллективная аппликация с элементами нетрадиционной техники
Материалы: ватман, гуашь, заготовки в форме нарезанных больших прямоугольников для силуэтов домов и полосок для окон и крыш, клей, кисточка.
Предварительная работа: воспитатель тонирует фон гуашью синего цвета, затем предлагает детям из заготовок построить город.
Тонировать фон
Инструкция:
- Каждый ребёнок выбирает большой цветной прямоугольник для своего дома, нарезает маленькие прямоугольники из жёлтых полосок, срезает уголки на полосках для крыш и начинает приклеивать окошки. Воспитатель напоминает воспитанникам, что необходимо стараться аккуратно мастерить свой дом, не оставляя следов клея.
Приклеить маленькие прямоугольники (окошки) на большой прямоугольник
- Когда дома будут готовы, дети приклеивают их на основу, присоединяют крыши.
Готовые дома приклеить на ватман
- Ребята разрезают ватные диски пополам, затем дополняют ими композицию для изображения сугробов.
Приклеить половинки ватных дисков (сугробы)
- Затем наносят на основу мазки клея и присыпают их манной крупой (снег).
С помощью манной крупы изобразить снег
- Готовая композиция.
Готовая работа
«Дома на нашей улице» - коллективная работа
Работу дети выполняют самостоятельно.
Инструкция:
«Мой родной город» - коллективная аппликация
Материалы: большие прямоугольники, полоски для крыш и окон.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ЗАВОДСКОГО РАЙОНА»
ГОРОДА КЕМЕРОВО
План - конспект открытого занятия
педагога дополнительного образования
Лобановой Юлии Владимировны
Тема занятия : «Плоская аппликация»
Образовательная деятельность : ДПИ
Возраст детей: 7-10 лет
Отдел: декоративно-прикладной
1. Пояснительная записка………………………………………………2
2. План……………………………………………………………………2
3. Конспект……………………………………………………………….3
3.Список литературы……………………………………………………7
4. Приложение…………………………………………………………...8
Пояснительная записка
Раздел по аппликации – это творческие и интересные занятия. С помощью аппликации можно наиболее простым и доступным способ создать художественные работы, при которых сохраняется реалистическая основа самого изображения. Занимаясь на занятиях учащиеся учатся основным признакам силуэтности, плоскостной обобщенной трактовки образа, локальности больших цветовых пятен, развивают мелкую моторику. Учатся эстетическому, художественному вкусу, цветоведению. Это даёт возможность широко использовать дальнейшие знания полученные на занятиях по аппликации не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т. Занятие по аппликации рассчитано на школьный возраст 7-10 лет.
План
№п/п
Этап
Время
Действия
3 мин.
Создание эмоционального настроя группы. Перекличка.
Вводная часть
7 мин.
Вступительный рассказ об истории аппликации.
Работа над темой занятия.
25 мин.
Разминка для рук.
Показ: образцы готового изделия, шаблоны, последовательность сборки изделия. Работа над выполнением изделия.
Подведение итогов занятия
9 мин.
Оформление мини-выставки,
Оценивание работы учащихся.
Итого
45 мин.
Конспект.
Организационный момент.
Педагог : - Здравствуйте, ребята! Занимайте места за столом. Кто у нас сегодня присутствует, кто отсутствует?
Учащиеся рассаживаются за столом. И перечисляют кто присутствует, кто отсутствует.
Вводная часть.
Педагог : Цель нашего сегодняшнего занятия з накомство с историей возникновения аппликации, с различными видами аппликации плоская и объемная. Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса.
Задачами нашего занятия является научиться простым приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, цветной бумагой, применяя различные техники работы.
Педагог : А кто ни будь уже, знает, что такое аппликация?
Учащиеся : Да, знаем, это наклеивание бумажных картинок на листочек.
Педагог : Сейчас мы с вами более подробно познакомимся, что же такое аппликация.
Если вернуться к истории, то слово аппликация пришло к нам из латинского языка, а звучало оно так - «прикладывание». Слово «прикладывание», в свою очередь, переводиться так, очень необычное и весьма интересное художественное занятие.
А скажите ребята, из чего можно делать аппликацию?
Учащиеся: Из бумаги, из ткани, из картона.
Педагог: Аппликацией называют работу с разными материалами, это может быть ткань (вид ткани значения не имеет), разных цветов бусинки, кожа, мех, войлок, бисер, бумага, шерстяные нитки. Ещё в качестве материала для работы можно использовать: шелк, бархат, атлас и даже сухие листья. (см. Приложение №1.)
В аппликации приветствуется применять всевозможные структуры и материалы, все это делается лишь с одной целью – усилить выразительную возможность. Искусство аппликации, на мой взгляд, чем-то напоминает коллаж.
Как утверждают специалисты, аппликация появилась на свет в давние времена. Причиной появления этого вида искусства послужило стремление женщин к «прекрасному», вот и в древности какой-то даме захотелось украсить свои вещи, обувь и одежду.
Ей это дело понравилось, потом в ход пошла и домашняя утварь, своего любимого тоже надо привлечь к «прекрасному», вот и перешла она на его орудие труда, и, в конце концов, на интерьер своего жилища.
Кто-то из ученых даже утверждает, что первое желание сделать аппликацию можно отнести к пещерным людям, ведь у них была необходимость для создания одежды сшивать шкуры животных.
Первый стежок привел человека на мысль, что таким способом можно соединить детали и сделать одежду, а потом её украсить. Более искушенные дамы старались выкраивать детали из материалов и прикрепляли их к одежде. Это и послужило появлению искусства аппликации.
Сюжетные идеи для аппликации становились образы зверей, птиц, фантастических чудовищ, сцены охоты, прекрасные растения и цветы, а так же обычная повседневная жизнь людей. Из аппликации можно собрать не только оформительские работа, а так же панно, картины и. т.п.
Работа над темой занятия.
Педагог: Ну вот вы ребята познакомились, что такое аппликация, и сегодня на нашем занятии, нам нужно будет сделать поделку из плоской аппликации. (см. Приложение №2)
Педагог: Но прежде чем приступить нам к нашему творчеству, давайте с вами немного поиграем. Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем». (см. Приложение №3.).
Учащиеся начинают разминать пальчики.
Педагог: Проходите ребята на свои места. Самые главные инструменты для аппликации – это ваши руки и пальцы. Чтобы создать поделку, мы будем использовать разные материалы: бумагу, картон, природный и бросовый материалы. А также нам понадобятся ножницы, клей, карандаш простой, карандаши цветные, цветная бумага.
Педагог: А сейчас запомните правила по технике безопасности при работе с колющимися и режущими предметами. (см. Приложение №4).
Учащиеся слушают правило по техники безопасности и смотрят схемы.
Педагог: Ребята, сейчас каждый из вас попробует выполнить аппликацию по образцу из бумаги. Бумагу надо использовать рационально и экономно.
Учащиеся самостоятельная работа над изготовлением поделки.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Ребята, сегодня вы познакомились с историей возникновения аппликации как искусства.
Назовите виды аппликации
Из каких материалов можно изготовить аппликацию
Чего нового узнали сегодня на уроке?
Занятие окончено.
План-конспект занятия
Место проведения: учебный кабинет
Временной режим – 40 минут
Возраст учащихся: от 7 до 10 лет.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, бъяснительно-иллюстрационный.
Оборудование – ножницы, карандаши, альбомные листы, клей, цветная бумага.
Наглядные пособия: образцы готовых работ.
Тип занятия – комбинированный
Форма организации деятельности обучающихся - коллективная, индивидуальная.
Цель : Знакомство с историей возникновения аппликации, с различными видами аппликации плоская и объемная. Развитие познавательной активности, творческой фантазии, художественного вкуса.
Задачи:
- Формировать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, учить составлять композицию из элементов и цветовых сочетаний. Совершенствовать навыки в работе с клеем, ножницами, цветной бумагой, применяя различные техники работы.
- Воспитывать интерес к созданию аппликации, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность при выполнении работы.
Прогнозируемый результат: готовое изделие
Формы контроля – оформление мини-выставки выполненных работ.
Подласый, И.П. Педагогика [Текст]/ И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 576 с.
Нагибина М. И. Волшебная бумага. Аппликация, фигурки, оригами [Текст]/ Нагибина М.И. – Академия развития, 2012.-112с.
Гриченко И.С. Игровая радуга [Текст] : метод. пособие / И. С. Гринченко . - Москва: ЦГЛ, 2004. - 95 с.
Коваленко В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы [Текст] :/ Авт.-сост.. Коваленко В.И.- 2-е изд.,перераб.-М.: ВАКО, 2013. 224с.
Рузина М.С. "Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых" [Текст]/ Рузина М.С. - СПб.2000. 120с.
Приложение 1
Из кусочков соломенной ленты
Аппликация из бисера
Аппликация из кожи и меха
Аппликация из ткани
Аппликация из бумаги
Аппликация из природного материала
Приложение №2
Плоская аппликация «Бабочка»
Приложение 3
Гимнастика для пальцев рук «Дружно пальчики сгибаем».
Текст
Движения
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
1,2,3,4,5 – начинаем разгибать.
Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнения несколько раз.
Приложение 4
Ножницы. Виды ножниц.
Ножницы – это инструмент для резания тонких материалов. Ножницы для бумаги называются канцелярскими . Они имеют длинные прямые лезвия.
Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.
Ножницы садовника – секатор .
Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и зигзагообразным краем.
Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они лёгкие, с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.
Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закруглённые концы.
Правила работы с ножницами.
1.Ножницы хранить в определённом месте – в подставке или рабочей коробке.
2.Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3.Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4.Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5.Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6.Использовать ножницы только по назначению.
Разрезать Отрезать Вырезать Надрезать
Правила работы с клеем.
Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой или газетой.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
После работы клей плотно закройте, уберите.
Обязательно вымойте руки и кисточку.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Конспект занятия по аппликации
для детей средней группы (4-5 лет)
Тема:
«Мой друг медвежонок»
Цель: Учить детей собирать игрушку медведя из деталей, наклеивая их в определенной последовательности.
Задачи:
Закрепить представление о геометрических формах (овал, круг), их размерах.
Учить детей понимать и передавать пространственные отношения (над, слева, справа, сбоку).
Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Словарная работа: геометрические формы, овал, круг, размер, над, под, слева, справа, сбоку, туловище, лапы, хвост, уши, детали, открытка, белые медведи, бурые медведи, изображение, родственники.
Материал к занятиям:
Образец - открытка,
Медведь игрушка,
Плотные листы бумаги зеленого цвета,
Клеящие карандаши,
Салфетки, фломастеры,
Готовые бумажные формы: голова, туловище, лапы, уши.
Предварительная работа:
Беседа о лесных животных,
Знакомство с внешним видом и образом жизни медведя,
Чтение литературных произведений,
Рассматривание иллюстраций к сказкам,
Лепка и рисование медведя по мотивам народных сказок,
Игры с игрушечным медведем.
Методы и приемы:
Загадка, стихотворение;
Сюрпризный момент
Рассматривание и анализ предмета, который предстоит создать - образец воспитателя
Объяснение воспитателя
Вопросы к детям
Анализ детских работ
Поощрение самостоятельности
Ход занятия:
Часть 1. Сюрпризный момент. Чтение письма.
Появляется игрушечный бурый медвежонок с конвертом в лапах, здоровается и просит помочь прочитать письмо. Вскрыв конверт, воспитатель вместе с детьми, видят открытку, на которой имеется аппликативное изображение белого медвежонка на льдине.
Ребята, белые медведи написали письмо.
Воспитатель зачитывает послание: Мы белые медведи живем на севере. Мы узнали, что в далеких от нас лесах тоже живут медведи. Неужели они нам родственники? Нам очень хочется познакомиться со своими родственниками, поэтому просим тебя, Мишутка, прислать нам фотографию бурых медведей.
Мишка просит ему помочь, ведь нашему герою самому не справиться с изготовлением фотографии (открытки) бурого медведя. Вы готовы показать свои умения?
Педагог предлагает детям сделать открытку, на которой будет изображение бурого медведя.
Часть 2. Рассматривание открытки (образца воспитателя).
Посмотрите на открытку. Вы узнали кто это? А как вы догадались?
(белый медведь, животное, имеет 4 овальные лапы, овальное туловище, круглую голову, маленькие круглые уши, покрыт шерстью.)
Кто может сказать, почему медведь белый? (он живет на севере, среди льда и снега ).
Посмотрите на нашего медведя. Похож он на белых медведей или есть отличия? (медведи разного цвета, но похожи по строению: туловище, голова, лапы, ушки ).
Часть 3. Динамическая пауза: Игра «Зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать;
Руки поднимать, руки опускать,
Руки поднимать, руки опускать;
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Часть 4. Изготовление изображения медведя из готовых форм.
Перед детьми лежат части медведя. Надо составить из частей поделку таким образом, чтобы изображение было на середине карточки и не «упиралось» в ее края. Начать наклеивать следует с головы животного (большой круг), под ней- туловище (большой овал), сверху овала слева и справа -лапы, внизу- слева и справа, две другие лапы, на голове сверху слева и справа - уши. Глаза, нос, рот, шерсть - дорисовать фломастерами.
В конце занятия предложить детям нарисовать подарки белым медведям (конфету, игрушку и т.д.).
Часть 5. Анализ детских работ.
Педагог вместе с детьми выкладывают работы на столе, рассматривают их (медвежонок принимает участие в обсуждении ):
Каких медведей мы с вами изобразили на открытке? (бурых, которые живут в лесу ).
Из каких частей составили изображение медведя, где эти части располагаются? (голова – круг - на туловище сверху; лапы-маленькие овалы - две, правая и левая, вверху туловища слева и справа;....).
Являются ли белые и бурые медведи родственниками, что у них общего, чем они похожи? (они животные, одинаковый внешний вид, строение ).
Понравилось ли вам работать вместе?
Медведь благодарит ребят, оставляет большой конверт, в который надо положить открытки и отправить на север белым медведям.
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения»
Занятие рассчитано на младших школьников (2-3 класс), продолжительность занятия 40 минут.
Цель:
Способствовать развитию творческой, активно действующей личности, формированию условий для систематизации изученного материала. Опыт творческой деятельности по созданию декоративной композиции в технике аппликация.
Задачи:
Обучающие:
Проверить, обобщить и закрепить знания обучающихся по темам «Аппликация»;
Способствовать формированию знаний, умений и навыков обучающихся по созданию композиции в технике аппликации;
Формировать основы моделирования и конструирования композиции из бумаги на плоскости;
Развивающие:
Развивать у обучающихся творческое мышление и воображение;
Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительному искусству.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность и собранность, трудолюбие, умение слушать и слышать, умение работать в группе;
Методы обучения:
Репродуктивные методы
(Диалог, работа с информацией);
Продуктивные методы
(частично поисковый, проблемный);
Этапы учебного занятия:
1.Эмоциональный настрой;
2.Актуализация знаний;
3.Проблематизация;
4.Решение проблемы;
5.Итоговая рефлексия.
Ход учебного занятия:
1.Эмоциональный настрой.Давайте снимем эмоциональный барьер и настроимся на позитивную работу.
Активные Методы Ообучения «Поздоровайся локтями»
Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.
2 .Актуализация знаний.
Посмотрите на доску.
Ответьте на вопросы: Что вы видите? Изображение нарисовано? Вы знаете, как называется данная техника? Молодцы! Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. (Аппликация)
А цель нашего занятия? Что мы будем заниматься и что должно получиться в конце?
Что нам для этого нужно? Какие материалы и инструменты нам пригодятся?
Задание 1 Выберите материалы и инструменты для аппликации.
Ребята, а кто знает, что такое Аппликация.
Задание 2 Подберите для термина «Аппликация» нужную формулировку. Вам в помощь есть словари и книги по ДПИ.
Слово аппликация произошло от латинского "прикладывать" – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
3 .Проблематизация.
Ребята, скажите, теперь мы знаем все, чтобы начать работать в технике аппликация?
Мы знаем, что такое аппликация, какие нужны материалы для работы в этой технике. Что еще нужно знать?
Мы знаем что, зачем и как мы будем делать аппликацию? Давайте проверим?
Задание 3 Пронумеруйте последовательность выполнения аппликации.
Нарисовать эскиз аппликации;
Вырезать детали;
Приклеить основные детали среднего плана к фону;
Приклеиваем мелкие детали переднего плана.
Вас не смущает какие-то непонятные понятия передний план, средний план? Давайте разберемся на примере.
Задание 4 Напишите, где по вашему представлению будет находиться передний, средний и дальний план.
Физминутка.
4 .Решение проблемы.
Так как времени на практическую часть остается совсем немного, давайте выполним ее коллективно.
И так у нас есть эскиз «Клоун», что с ним делаем?
Молодцы!
- Вырезаем детали.
- Переводим на цветную бумагу.
- Снова вырезаем.
- Наклеиваем на фон, согласно плановости.
5. Итоговая рефлексия
(самооценка действий и состояния)
Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?
- Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте сами.
Спасибо за занятие. Убираем рабочие места.