Марина Суздалева
Часто мамы интересуются, в каком возрасте можно давать ребенку ножницы и как научить ребенка вырезать ножницами . И хотя я не могу сказать, что мой сын в свои 3 года 7 месяцев в совершенстве владеет ножницами, тем не менее, я вижу, что он уверенно движется в этом направлении, и интерес к нашим упражнениям с ножницами у него очень велик. Поделюсь с вами своими проверенными рекомендациями, которые могут помочь вам «подружить» и научить ребенка вырезать ножницами .
1. Вырезайте ножницами при ребенке
Моя первая рекомендация – вырезайте сами на глазах у ребенка. Я знаю, многие мамы готовятся к занятиям с ребенком «под покровом ночи», а потом удивляются, когда малыш не проявляет никакого интереса к ножницам или напротив, имеет повышенный интерес к их небезопасному использованию. А ведь обучение через наблюдение – это очень простой и важный этап практически любого обучения, и, главное, очень эффективный.
Я не хочу сказать, что если вы каждый день будете вырезать что-нибудь на глазах у ребенка, в один прекрасный день он возьмет ножницы и удивит вас своими навыками вырезания, но то, что у него обязательно будет естественный интерес к инструменту и вырезанию ножницами , это точно.
2. Поддерживайте интерес к вырезанию ножницами
Вторая рекомендация заключается в том, что не нужно скорее прятать ножницы, если ребенок проявил интерес и пытается вам помочь, когда вы что-то вырезаете. Наоборот, нужно поддержать этот интерес , и если у вас уже припасены детские ножницы, значит, пришло время познакомить с ними кроху.
Если же детских ножниц у вас нет, значит, вы можете использовать прием «рука в руке» и продемонстрировать малышу ножницы в действии. Обязательно проговаривайте все, что происходит на глазах у ребенка, и не забудьте выразить восторг от происходящего – может быть, чуть больший, чем вы на самом деле испытываете по поводу ваших прекрасных, удобных, острых ножниц.
3. Приобретите удобные детские ножницы
Третья рекомендация, это, конечно, иметь дома детские ножницы. Понятно, что ножницы не входят в список приданного для новорожденного (если только не маникюрные), но после 1,5 лет их уже можно приобрести и периодически с интервалом в неделю или две предлагать ребенку разнообразные занятия на вырезание, пока вы не увидите явную заинтересованность и готовность к обучению.
О том, как выбрать ножницы для ребенка, я уже говорила , поэтому перейдем прямо к четвертой рекомендации.
4. Превратите вырезание ножницами в игру
Она заключается в том, что занятия на вырезание должны быть разнообразными и, конечно, игровыми (уж этой рекомендацией я, надеюсь, не удивила увлеченных мам). И чего только мы с Егором не придумывали, чтобы интересно провести время с ножницами в руках:
- делили пирог на кусочки
- готовили пиццу с нарезанной кусочками колбасой
- вырезали травку для оформления открыток
- выполняли задания-вырезалки из серии « ».
Совет: Интересным продолжением занятий на вырезание будет наклеивание вырезанного в специальный альбом. Мамы мальчишек могут собирать вместе со своим ребенком альбом с машинами, вырезанными из различных журналов или раскрасок, а девочки могут собирать в красивый альбом вырезанные картинки принцесс.
Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Надо сказать, что эта тетрадочка почти в половину меньшего формата по сравнению с . Я даже сначала удивилась, но оказалось, что работать с таким форматом ребенку очень удобно. В остальном тетрадь продолжает хорошие традиции серии – отличное качество, простые и симпатичные иллюстрации, задания, выстроенные по степени сложности, порадовала и полезная информация для родителей на первых страничках. Одного никак я не могу понять, зачем все-таки делать в виде тетради то, что использовать нужно в виде отдельных листочков. Вряд ли для того, чтобы и мама тренировала свои навыки вырезания))
Также есть очень хорошая книжка из серии «Школа семи гномов» — называется «Умная вырезалочка» . Мы из нее уже вырезали шапочку для симпатичной Красной шапочки, потом займемся остальными заданиями. Посмотрите видео-обзор этой замечательной книги:
5. Держите материалы для вырезания ножницами «под рукой»
- Во-первых, не нужно ничего придумывать и ломать голову над тем, как бы обыграть «урок» вырезания.
- Во-вторых, не нужно отговаривать ребенка от идеи повырезать что-нибудь из книг или штор, если ему вдруг захотелось позаниматься с ножницами.
Лично у меня странички из тетради KUMON «Давай вырезать», а также наши самодельные задания для вырезания ждут своей очереди в вертикальном накопителе, который стоит на подоконнике на расстоянии вытянутой руки ребенка, сидящего за своим столиком. Ножницы, понятное дело, тоже находятся в зоне доступа. Если вам интересно, как именно у нас организовано хранение материалов для занятий, вот здесь можно посмотреть короткое видео об этом .
6. Соблюдаем «правила игры» при вырезании ножницами
Шестая рекомендация – правила игры . Я убеждена, что задача родителей не в том, чтобы спрятать все острое, включая ножницы, подальше от ребенка до тех пор, пока он каким-то загадочным образом не научится резать только бумагу и не бегать с ножницами.
Вырезание очень полезное занятие, ведь оно предоставляет нагрузку для укрепления пальчиков, что в свою очередь развивает мелкую моторику (улучшается координация движений пальцев, а это способствует образованию новых нейронных связей, т.е. развитию мышления ребенка). В дополнение к прочему вырезание предоставляет расширенный функционал для творчества. После освоения ножниц ребенок активно подключает вырезание к рисованию и аппликации.
Подобные экспозиции у нас по всей квартире с 3 лет.
- (советы бывалых:-));
- на начальном этапе знакомства с ножницами. Материалы для печати и снова советы (! );
- (про тетради Kumon для самых маленьких и украшения из бумаги для усидчивых).
Как научить ребенка вырезать ножницами | Сложности
Уверена, что с детьми постарше многое иначе. Но у нас с Яной был опыт освоения ножниц с 2 лет поэтому я опишу подводные камни при обучении вырезанию малышей и способы минимизации ущерба от них.
- Тугие ножницы. Основная сложность, когда малыш пытается вырезать приходится на моменты разъединения колечек ножниц и соединения. Для маленького ребенка такие манипуляции вызывают трудности, так как пальцы слабые. Встает задача как на начальном этапе дать ребенку минимальную нагрузку, такую чтобы ему не было слишком дискомфортно, чтобы не было разочарования из-за сложностей, такую чтобы его порадовал результат. Ситуация немного напоминает тренажеры у взрослых — слишком большой вес груза на тренажере принесет вред, а не пользу. С ножницами у малышей также. Производители для самых маленьких придумали ножницы с фиксатором открытого состояния. Ножницы, снабженные этим механизмом, сами раскрываются. Поэтому усилие на раскрытие ножниц с пружинкой делать не надо, усилие нужно прилагать только на закрытие (сведение колец). Чтобы еще облегчить задачу вырезания при выборе ножниц обратите внимание на количество усилий необходимое для открытия/закрытия лезвий — ножницы не должны быть тугими. У нас ножницы Koopy от Maped с фиксатором открытого состояния (my-shop , ozon). Как-то я писала о них в своем профиле Instagram. В ответ на публикацию некоторые поделились, что их детям проще было начать вырезать обычными детскими ножницами. На самом деле ножницы с фиксатором открытого состояния упрощают процесс только в том случае если в пальцах недостаточно сил для раскрытия ножниц. В возрасте двух-трех лет Яне это действительно помогало. В то же время в 4 года фиксатором открытого состояния Яна давно не пользуется, ведь в 4 года для большинства детей не составит труда раскрыть и открыть обычные детские ножницы. Подробнее о механизме фиксации в ножницах смотрите видео:
- Неумение вовремя остановится . Маленькому ребенку сложно остановится на определенной точке и, как правило, на первых этапах надрез получается длиннее, чем планируются. Для получения разрезов нужной длинны можно потренироваться на специальных заданиях с точками остановки.
- Отсутствие плавности в движениях . Плавные изгибы двухлетки и трехлетки превращаются в ломанные прямые и кривые. Первые задания на вырезания должны включать прямые линии. К вырезанию изгибов и окружностей лучше переходить после того как вырезание прямых линий перестанет доставлять дискомфорт.
Одно немаловажное условие для увлечения вырезанием на начальном этапе, предлагать простые задания.
Как научить ребенка вырезать ножницами| задания
Упражнения на вырезания в порядке возрастания сложности:
- Самое простое задание, с которого лучше начинать учить ребенка резать ножницами : выдаем ребенку узкие небольшие полоски бумаги и просим их разрезать напополам. Если готовые полоски склеить в колечки получатся цепи, которые порадуют малыша. Полоски можно резать из старых рисунков, цветной бумаги, ненужных журналов.
- Разрезание полосок на кусочки
. На втором этапе пора перейти к разрезанию полосок на множество кусочков. Дети очень любят все кромсать на кусочки. При первых попытках разрезания ставьте задачу «1. отделить всех персонажей друг от друга», после наработки опыта «2. разрезать полоску на ровные квадратики по линиям». Дети очень любят выполнять простые задания, с которыми они легко справляются. Особенно задания ниже их текущего уровня развития. В целом такие задания для ребенка не дают развивающего эффекта, но этот момент можно использовать в правильном направлении. Например, печатаете лист заданий с лото для самых маленьких (сопоставление животных и их детенышей и др.) или лото на сопоставление цветов и просите ребенка самостоятельно разрезать материалы для игры. Кстати, подобную уловку с интересом к заданиям ниже текущего уровня развития используют при изучении других языков. Ловится интерес на то, что ребенку нравится, в чем он чувствует свои силы и добавляется новое развивающее направление (вырезание, иностранный язык, и т.д.).
Дополнительно можно предложить ребенку вырезанных обитателей моря сгруппировать по видам и наклеить на лист. Я печатала подобные картинки. Затем их разрезала на продольные полоски. Яна с удовольствием разрезала полоски отделяя морских обитателей друг от друга. На первом этапе знакомства надо давать задания включающие маленькие разрезы, но в большом количестве.
Еще пара заданий «вырежи и найди пару»: (печатать в двух экземплярах), .
- Произвольное вырезание . Любой деятельности всегда интересен масштаб. Чтобы его продемонстрировать в вырезании выдайте ребенку газету или журнал с просьбой изрезать на кусочки.
- Задания по остановке на точке
. Для совершенствования навыка важно умение останавливаться на точке. Парочка заданий для прокачки остановок:
- Режем тесто для лепки . Разрезание ножницами лепешек и палочек из теста для лепки. Прошу не путать с пластилином, пластилин быстро залепит лезвия ножниц и их придется муторно отмывать. Для вырезания подходит упругое тесто. Его можно сделать самим или купить готовое. Например, в этом плане хорош Play-doh в желтых банках. Из фиолетовых не подойдет, так как он для самых маленьких и слишком мягкий. Я раскатывала скалочкой лепешки из Play-doh. Мне очень нравятся скалочки-трубочки с различными фактурами, например, как в этом наборе my-shop , подробней об этом и других инструментах для лепки в другой раз… Готовые лепешечки Яна с удовольствием резала на кусочки. Фактура у этого теста очень приятная для лепки и вырезания.
- Прически для девочек.
Идея оформления причесок для нарисованных девочек подсмотрена мной в тетради аппликаций Gakken для двухлеток. Выкладываю идею в другой реализации. Рисунки для заданий взяты с ресурса Freepik и чуть подправлены. Это задание сложное для малышей и подходит для детей от 3-4 лет.
В качестве исходных данных ребенку выдаются напечатанные изображения . Предлагается куклам создать прически.
Результат оформления причесок. Верхний ряд выполняла я, нижний — Яна.
- Вырезание раскрасок. Когда ребенок прокачает навык вырезания до сложных линий можно предложить ему вырезать изображения из крупных раскрасок. Их можно найти в интернете в большом изобилии. Моя горсточка раскрасок для малышей , доберусь выложу кучу побольше:-).
Как научить ребенка вырезать ножницами | Хронология освоения ножниц маленькой Яной
С рождения Яны я веду дневник её достижений и освоения умений. Приведу записи о знакомстве с ножницами.
Вырезание в два года
Первая запись о ножницах в дневнике Яны фигурирует в возрасте 2 года 6 мес. В два года Яне понравилось резать ножницами с фиксатором открытого состояния. Она пробовала вырезать даже круг. Круги были ужасно кривые, но уже вырезались. Пробовали вырезать по тетрадкам Kumon, но для двухлетней Яны оказалось, что у тетрадей Kumon происходит слишком быстрое наращивание сложности. Поэтому до трех лет перешли на вырезалки попроще, список которых я привела выше. В этом возрасте с ножницами Яна занималась только под моим пристальным взором, ведь порыв соскочить с места и рвануть галопом в руках с ножницами может закончится плачевно. К сожалению, я не нашла ни видео, ни фото вырезалок Яны в этом возрасте. Наверно, это было настолько нефотогенично, что я воздержалась от съемки:-).
Вырезание в три года
В три года у Яны очень популярны были тетради Kumon по вырезанию с маркировкой 2+. В 3 года 7 месяцев пришло умение относительно неплохо резать ножницами. Яна все еще предпочитала ножницы с фиксатором открытого состояния.
Видео с вырезанием в 3г. 7 м. В видео Яна повторяет, ей одной известную, мантру:-), на самом деле в этом возрасте речь у нее была развита очень хорошо.
Вырезание в 3 года 9 месяцев. Яне очень понравилось после вырезания квадратов и обрезания у них уголков. Современные сборники заданий для детей среднего дошкольного возраста и старше помимо прочих заданий включают задания на вырезание. Эта фотография вырезалок из детского календаря, по которому мы занимались в детском саду. Для Яны идея занятий по календарю оказалась неудачной. Мы привыкли заниматься, следуя импульсам — чем хочется в настоящий момент. Обязаловка навязывает свои рамки, свои задания, свою программу и это нас ограничивало и огорчало.
Самостоятельные почти ровные кружки в 3г. 11м.
Творчество Яны в 3 года. При выполнении многих работ используются ножницы.
Ближе к четырем годам ножницы стали привычным для Яны инструментом и стали размещаться в открытом доступе.
Вырезание ножницами в четыре года
В 4 года ножницы стали настолько популярны у Яны, что брались с собой в поездки. На фото самостоятельная импровизация — гирлянда из флажков.
Вырезалки в 4г. 4 м. Эту стену мы залепили примерно за неделю заданиями из тетрадей Kumon. Флажки из книги украшений от Клевера. Их мы вырезали вместе, их очень много и вырезать их достаточно монотонно. На стены и потолки поделки прикрепляю с помощью подушечек Patafix (my-shop), обязательно белых. В последний раз покупала желтые, так как других не было в наличии, в итоге они оставили жирные следы на стенах, подушечки других фирм тоже. Оформление экспозиций вызывает интерес и мотивирует на создание других шедевров. У нас на каждой стене экспозиция: на кухне — раскраски, в гостиной — вырезалки и рисунки, в детской — аппликации.
Вырезалки в 4г. 10мес. В этот раз Яна долгое время не бралась за ножницы и умение вырезания плавных линий было утрачено.
Верней за ножницы она бралась, но вырезала долго время свои идеи с простой реализацией. Развивающие пособия же предлагают задания с постепенным наращиванием сложности и это способствует очень эффективному прокачиванию умений.
Дети — заложники авангардизма. Навыки работы с разнообразными инструментами увеличивают их творческий потенциал.
Как научить ребенка вырезать ножницами | Развивающие книжки
За последние пару лет у нас появились любимые пособия по вырезанию.
Для старта я не видела ничего лучше, чем тетради Kumon с отметкой 2+. Всего таких тетрадей выпущено 4 штуки:
( my-shop , labirint , ozon | my-shop , labirint , ozon |
my-shop , labirint , ozon |
my-shop , labirint , ozon |
По формату — половинка А4, мелованная бумага. У нас было три из них. Первая к нам попала, когда Яне было 2 года и особой востребованности в заданиях в том возрасте не возникло. В три года появился огромный интерес. Яна запала на вырезалки и вырезала задания залпом штук по 10, тогда я купила другие варианты тетрадей уровня сложности 2+ и одну на уровень посложней — «Готовимся к школе. Учимся вырезать». По сложности все тетради 2+ мне показались одинаковыми. Тетрадка с тигренком и ежиком на обложке кажется содержит цвета картинок более сочные.my-shop , labirint , ozon), который мне не очень нравится. Признаюсь, не люблю я мультперсонажей ярко-выраженного азиатского типа. В тетрадях Kumon это тоже есть, но в них чаще рисуют зверушек. В целом не могу сказать, что он хуже Kumonов. Тетради Kumon и GAKKEN похожи. У вторых немного попроще бумага, более блеклые цвета, немного дешевле. Думаю, у них тоже есть свои поклонники, но я к этим пособиям отношусь нейтрально в отличие от Kumon. Так как я стараюсь находить полезное даже в том, что мне не нравится, в сборнике аппликации GAKKEN я обнаружила отличную идею создания причесок.
И еще не могу не отметить в который раз книжки для вырезания украшений от Клевера. Мне они ну очень нравятся. Я уже про них писала многократно и еще раз напишу, потому что они классные… Весенний вариант книги раскуплен, поэтому скрываю описание под кат, как неактуальное…
В новогоднем варианте для вырезания самых маленьких подходят цепочки и звездочки. Более сложные украшения для деток постарше. Также имейте ввиду, что трех-четырехлетке быстро надоест монотонная работа, и если планируете затеять украшение комнаты, будьте готовы к тому, что основная часть работы ляжет на ваши плечи. Оптимальной вариант для маленьких детей — изготавливать украшения порционно. Например, по 10 колечек цепочки каждый день.
Весенние принты из книги «Украшения на все праздники».
Большая часть книги «Украшения на все праздники» представлена выкройками для флажков в нежных тонах, как на левой части разворота. Книга достаточно объемная. Меня она уже второй год выручает. В книгу входит много выкроек для изготовления цветов, размещенных на листах цветной бумаги с весенними принтами без белых областей. Эти листы мы используем в качестве цветной бумаги для самых разнообразных поделок: вырезаем одежду для бумажных кукол, делаем заготовки открыток и т.п. В весеннем варианте для вырезания самых маленьких подходят цепочки и флажки. По задумке авторов флажки надо клеить на бумажные ленты, но это не очень удобно. Если возьметесь, клейте на обычную нитку. Кусочек растяжки с нашими прошлогодними флажками есть на первой фотографии этой публикации.
Завершение
Многие мамы переживают за безопасность занятий малышей с ножницами. И это правильно, ведь безопасность превыше всего. Я бы порекомендовала перед первыми занятиями с ножницами проговарить малышу правила поведения во время вырезания: не вставать с места с ножницами, не размахивать руками, после завершения положить ножницы на место.
Для сведения : В настоящее время в детских садах детей знакомят с ножницами с 4 лет. Т.е. в 4 года целой группе детей выдают колющие и режущие инструменты и это является нормой. Учитывая данный факт, можно сделать вывод, что дети помладше должны вырезать только под присмотром взрослых.
На этом я закругляюсь. Пишите о рекордах своих малышей, делитесь историями.
Вопрос для тех, у кого был опыт приобщения ребенка до 3 лет к ножницам, апробировавшим ножницы с фиксатором открытого состояния.
Дети начинают интересоваться ножницами примерно на третьем году жизни. Они с любопытством наблюдают за теми манипуляциями, которые проводит взрослый с малознакомым предметом. Большинство родителей допускают ошибку, не позволяя крохе начать использовать ножницы. Ведь именно это умение тесно связано с чувством уверенности в себе и своих действиях. Главное — научить малыша правильной технике и, разумеется, не оставлять его наедине с ножницами, пока он не подрастет.
Как выбрать «правильные» ножницы?
Есть три главных критерия, которым должны соответствовать ножницы, которые вы покупаете ребенку.
- Безопасность. Они обязательно должны быть с притупленными концами и лежать в футляре.
- Удобство. Материал, из которого сделаны ручки, лучше выбирать нескользящий. По размеру они должны подходить ребенку: не слишком маленькие, но и не большие, чтобы ребенок мог спокойно держать их.
- Ножницы должны нравиться малышу. Обычно детки выбирают что-то яркое и красочное.
Исходя из этого, стоит покупать ножницы вместе с ребенком. Пусть он примет в покупке активное участие, тогда и желания заниматься у него будет больше.
Техника безопасности
Беззаботным малышам трудно осознать волнения родителей, которые те испытывают, давая ребенку режущие предметы. Чтобы кроха понимал ваши требования, правила обращения с ножницами следует повторять ему неоднократно. Хорошо, если вы сможете проиллюстрировать эти правила.
- Ножницами нельзя размахивать, их нельзя кидать и передавать лезвиями вперед. Покажите малышу, где лезвие, а где ручки.
- Ножницы нельзя брать без разрешения, особенно если рядом нет взрослых.
- Нельзя проводить ножницами по телу или трогать лезвия пальцами.
- Когда закончишь работу с ножницами, их нужно закрыть и убрать в футляр.
Обязательно закрепите данные правила на практике. Чтобы малыш хорошо их запомнил, вам будет нужно повторять их каждое занятие.
Как научить ребенка правильно держать ножницы?
Все вы, скорее всего, помните, как в детстве в темной комнате на фоне горящей свечи или лампы устраивали театр теней. Помните, как тень собаки из руки открывала пасть? Такой же прием можно использовать, чтобы научить ребенка держать ножницы правильно и работать ими.
Покажите ему, как собака или птица, а может, даже динозавр, умеет открывать пасть. Сначала сделайте это рукой. Затем покажите, как вы просовываете большой палец в верхнее кольцо ножниц, а указательный в нижнее, и сделайте первое движение, раскрыв ножницы.
У вас должны быть отдельные ножницы, чтобы малыш сразу мог имитировать ваши действия. Дайте ребенку время привыкнуть к инструменту. Он должен уверенно закрывать и открывать их, только после этого приступайте к вырезанию из бумаги.
Примеры упражнений
Занятия стоит начинать с элементарных упражнений. Для начала нужно научить ребенка резать ножницами бумагу хаотично. Малышу, несомненно, понравится сам процесс. К тому же, будет развиваться мелкая моторика, внимание и усидчивость. На этом же этапе попробуйте вырезание полосок. Можете сложить бумагу вдвое, чтобы уплотнить, и показать малышу, как вырезать полосы. Из них можно будет сделать бусы или гирлянды, склеив между собой. Постепенно усложняйте упражнения.
Можно сделать сборную аппликацию.
- «Травка». Используйте цветную бумагу зеленого цвета для этого упражнения. Прочертите карандашом линии перпендикулярно основанию. Покажите малышу, как резать по линиям. Сначала у него будет плохо получаться попадать строго на линию, но подобие травки все же удастся вырезать. Похвалите его и приклейте травку к альбомному листу. Это будет начало композиции.
- «Домик». Он будет состоять из квадрата, который малышу нужно будет вырезать по двум линиям. Для этого дополните один край листа линиями так, чтобы вместе с углом образовался квадрат. Малышу нужно будет сначала вырезать по одной линии, а затем по другой. Приклейте получившийся квадрат поверх травки.
- «Крыша». Вырезание по диагонали сложнее, поэтому помогайте ребенку, слегка направляя его движения. Проведите две линии от основания, формируя треугольник. Пусть малыш вырежет по линиям крышу для домика, а затем приклеит ее к квадрату.
- «Солнышко». Круг — это самое сложное упражнение для такого маленького ребенка. Разумеется, вырезать ровный круг у него не получится. Это сделать удается даже не всем взрослым, поэтому задача такова: вырезать фигуру, максимально похожую на круг. Поверьте, даже корявый кружок, но желтого цвета, будет напоминать крохе солнышко. Здесь важно показать ребенку, как вращать бумагу по мере движения ножниц. Он будет делать это очень медленно и сосредоточенно, поэтому данное упражнение следует проводить, когда у малыша хорошее настроение и он не сильно устал. Получившееся солнышко приклейте над домиком. Готовую аппликацию повесьте на видное место, чтобы малыш мог радовать своему новому умению.
Заключение
Существует множество различных упражнений для работы с ножницами. Продаются специальные журналы, где уже прорисованы линии и фигуры для вырезания. Их можно сделать и самостоятельно, опираясь на картинки из интернета. Отдавайте предпочтение крупным фигурам и следите, чтобы малыш не уставал и не терял концентрацию, иначе он может пораниться. Также ребенок может вырезать из журналов любимых героев, машинки или цветочки, из которых можно создать аппликации и плакаты.
Не откладывайте данные упражнения: чем раньше вы начнете учить ребенка пользоваться ножницами, тем скорее он станет справляться с этим самостоятельно. Это развивает творческое мышление, мелкую моторику, усидчивость и внимательность, что непременно пригодится малышу, когда он пойдет в школу.
Екатерина Терентьева
Консультация для родителей «Как научить ребенка пользоваться ножницами»
Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук и, следовательно, положительно влияет на развитие речи малыша.
С какого же возраста можно доверить ребенку вырезать ножницами ? В детских садах вырезать ножницами начинают со средней группы – после четырех лет. На занятиях по аппликации в средней группе дети впервые знакомятся с ножницами . Сначала они учатся резать полоску бумаги по прямой линии, затем начинают вырезать простейшие геометрические фигуры. Конечно, не у всех ребят с первого раза получается освоить ножницы . Маленькие ручки не слушаются, бумага рвется, и очень хочется все бросить и убежать играть. А чтобы работа получилась красивой и аккуратной, необходимо приложить огромные усилия. Поэтому необходима предварительная работа перед занятиями аппликацией. Рекомендуется в свободное время предложить детям поработать ножницами : вырезать различные фигуры из бумаги. Ведь когда работаешь в группе, появляется соревновательный дух. Так, играючи, дети осваивают новый для них вид деятельности – вырезывание. Но, конечно, необходимо и дома продолжать тренироваться, тогда результаты будут намного выше. Ниже даны советы для родителей , как правильно учиться вырезать вместе с ребенком .
Выбираем ножницы для ребенка
К выбору ножниц для малыша нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Это должны быть самые что ни на есть настоящие ножницы : среднего размера с закругленными концами. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми – они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика, а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика) . Так ребенку будет легче , иначе пальчики разбегутся во все стороны.
Первые шаги к умению вырезать ножницами
Казалось бы, шаги эти довольно просты. Раз – открыли ножницы , два – закрыли их. Просто и понятно. Но для малыша это самое сложное, нудное и не интересное. Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы , открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ничего не сможет.
Как же преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами ? На помощь придет театр теней и «Сказка о журавле и цапле» . Ножницы будут исполнять роль длинных клювов журавля или цапли. Для того, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того, чтоб клювы шевелились, ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок , заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным .
Начинаем резать бумагу
Наш малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок.
Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то предложите ему обложки журналов, они поплотнее.
Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же можно использовать в аппликациях .
Техника безопасности
Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы , нужно сразу объяснить ему, что ножницы – это не игрушка . Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Вот основные правила безопасности использования ножниц :
- Ножницы нельзя брать без разрешения.
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
- Ножницы нельзя оставлять в открытом виде.
Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц , они острые и можно пораниться.
- Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед.
- Ножницы нужно хранить ручками вверх.
- Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнуться и пораниться.
- Ножницами нельзя вырезать на ходу.
Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами . Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках , особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.
Желаем удачи и творческих идей!
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Как быстро научить ребенка читать» В подготовке детей к школе на одном из первых мест мы отнюдь не ставим обучение началом грамоты и математики. Ваш ребёнок прекрасно читает.
«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности.
Консультация для родителей «Уроки с волшебными ножницами» Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Консультация для родителей «Как научить ребенка ответственности?» Как научить ребенка ответственности? Только тогда, когда ребенок научится отвечать за свои поступки, зарабатывать и не зависеть от родителей,.
Консультация для родителей «Как научить своего ребенка транспортной культуре?» Ребенок вырвался из рукЧтобы научить своего ребенка транспортной культуре, родителям, прежде всего, следует самим овладеть хотя бы азами.
Манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме, могут оказать очень большую помощь в подготовке ребенка к школе. А если Вы дадите ребенку ножницы еще до школы, года в 4-5 и научите правильно ими работать, то таких проблем в школе может совсем не возникнуть.Так что вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки.
Предлагаем вам 7 простых, но очень дельных советов, как научить ребенка пользоваться ножницами.
1. Подберите правильные ножницы.
В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш – левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).
Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины - ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.
Сейчас можно найти комплекты ножниц с фигурными лезвиями. Такие ножницы не только помогут развить моторику, но и творческий потенциал.
2. Используйте наклейки
Вначале надо приучить ребенка держать ножницы правильно, а потом уже пользоваться ими.Лучше всего приобрести для домашних поделок ножницы с большим кольцом, в которое помещается три пальчика ребенка. Удобнее всего взять ножницы большим и средним пальцами.
Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
Для того, чтобы малыш знал как должны лежать ножницы в руке, наклейте наклейки на те места и те пальчики, которые будут задействованы.
3. Используйте разную бумагу
Для уроков обучения работе с ножницами лучше использовать довольно плотную бумагу, можно картон, но не толстый картон, так как его трудно разрезать порой даже взрослому. Хорошо подходят, кстати, обложки журналов, обложки тех журналов, которые плотные и толще обычных альбомных листов.
4. Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.
Очень скучно вырезать бумагу? Дайте ребенку волю вырезать необычные материалы.
Режьте ножницами тесто, трубочки для коктейлей, пенопостироловые лотки, фольгу, оберточную пузырчатую пленку, листья капусты и многое другое! Включите фантазию и Ваш ребенок получит море новых тактильных, звуковых, визуальных ощущений! Кроме того – это интереснейшее занятие развивает мелкую и крупную моторику, координацию глаз-рука
5. Играйте в игры и пойте песни
Чтобы ребенку не было скучно, поиграйте с ним в игру: «птичка прилетела в свое гнездышко – открывает клювик широко-широко», «птенчики выглядывают из гнездышка, зовут свою маму – открывают клювики мелко-мелко». Когда малыш почувствует себя увереннее, дайте ему бумагу и попросите показать, как ножницы кусаются.
6. Удобное место для занятий
Организуйте ребенку рабочее место, сядьте рядом (либо посадите ребенка на колени) и первый раз наглядно продемонстрируйте, как надо правильно пользоваться ножницами.
Обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и емкость, куда складываем нарезанную бумагу. Вместе после занятия выносим его в мусорное ведро.
7. Делайте это занятие веселым
Для того, чтобы малыш с охотой занимался и учился, делайте занятия веселыми. Придумывайте различные задания и обыгрывайте их. Не выбрасывайте нарезки малыша. Вместе с ребенком «обыгрывайте» их в открытках, коллажах, поделках. И самое главное – хвалите свое пыхтящее чадо за любой, даже маленький успех, ведь он старается, в первую очередь, чтобы порадовать вас.