Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны. Редакция сайт расскажет, в чем феномен LEGO и как с помощью конструктора развивать мышление.
Порой сами родители, подарившие конструктор своему ребёнку, с интересом и азартом изучают инструкцию, не жалея времени на собирание того или иного сооружения. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи.
Какая
польза конструкторов LEGO для детей?
Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.
С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.
LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.
Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.
Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.
Конструктор развивает воображение. Из деталей LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек ― это так интересно.
Безопасность конструкторов LEGO заключается не только в отсутствии острых углов, но и в полной экологической чистоте деталей. Все игрушки собираются на заводе без использования клея, которым ребёнок может легко отравиться, слишком сильно им надышавшись или же попробовав деталь «на вкус».
Как уже отмечалось, LEGO играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Этот факт доказан многими учеными. По результатам исследований и наблюдений учёные сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребёнка, даже больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что при рисовании и играх с пластилином результат трудов ребёнка не всегда получается успешным. А вот при игре с этим конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря формам и окраске конструктора, как бы малыш ни собрал детали, у него всегда будет получаться что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хорошего результата при сборке формирует у маленьких детей уверенность в себе и даже лидерские качества.
Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишён образных игр , впоследствии проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира и дефект менталитета. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю.
Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из самых увлекательных игр, которые только созданы человеком.
Недаром этот бренд получил огромное количество премий и наград как одно из самых лучших и важных изобретений XX века. Для ребёнка такой конструктор нужен не меньше книг, различных обучающих программ и кружков.
Если у вашего ребёнка его ещё нет, вам обязательно нужно купить конструктор LEGO, подобрав подходящий по возрасту и соответствующий предпочтениям ребёнка:
От года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.
От 3 до 7 лет . Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.
От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.
Леготерапия
В настоящее время леготерапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности. Например: неусидчивый ребёнок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя стройки, а склонный к аутизму ― попробовать себя инженером, где нужно много общения.
Логопеды отмечают, что при использовании конструктора в определённых методиках многие ребятишки избавляются от заикания.
Хотелось бы отметить и такой момент, что в век всеобщей компьютеризации LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.
Если у вас есть дети, а дома ни одной детальки конструктора LEGO®, то вы очень странная семья. Потому что LEGO® является не только многогранной развивающей игрой, но и самым популярным конструктором на этой планете. И как следствие, есть практически у всех детей в том или ином объеме.
И пока вы вспоминаете, как буквально минувшим утром вытащили из тарелки фигурку милой LEGO®-феечки и чуть не наступили на россыпь пластиковых кубиков, мы расскажем, как этот конструктор непосредственно влияет на развитие девочек и мальчиков от 3 до 103 лет, и что это не просто наборы деталей, а нечто большее!
Факт N1: Развивается мелкая моторика
Самое простое и очевидное. Ученые, психологи и другие умные люди официально заявляют: пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается, между прочим, речевой аппарат. Вот так вот. Малыш собирает LEGO® - учится говорить.
Факт N2: Закладываются инженерные навыки
Может, ребенок инженером и не станет, а структурно-логическое мышление еще никому не мешало. Девочек это тоже касается, ни в коем случае не нужно делить такие полезности на «м» и «ж»! Процесс сбора объемной конструкции по схеме развивает конструкторские навыки в отличном темпе. А если еще взять высокотехнологичные наборы, например, LEGO® Technic - пораскинуть мозгами придется как следует, а заодно их потренировать.
Факт N3: Подтягиваются основы математики и физики
Да, даже они. И опять-таки, не стоит думать, что это полезно и интересно только мальчикам - это полезно, интересно и очень важно всем. Детальки нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер - вот она, физика в элементарном виде. Так развивается пространственное мышление и неосознанно используется математика. Каким образом? Вот малышка разделила конструкцию из блоков на два равных куска, и уже поучилась делению, даже не осознав это!
Факт N4: Есть простор для творчества и фантазии
Что-то мы все о точных науках, а ведь LEGO® удивительным образом сочетает конструкторское дело с высоким творческим потенциалом. Собирать можно по схеме, а можно без нее. Из вертолета получится сделать крутую мельницу, если приложить чуть-чуть креативности. Из большого злого эльфийского дракона - много маленьких когтистых чудиков. И так далее. Огромный ассортимент разнообразных деталей позволит собрать что угодно из чего угодно . Дело за фантазией.
Факт N5: Способствует усидчивости
Это крайне важный пункт в условиях современного темпа жизни. Мало что может вытащить цифровое поколение из гаджетов, и тем более заставить посидеть спокойно за каким-то одним делом, а не пятью сразу. И это «мало что» - конструкторы LEGO®. Для сбора модели нужны три товарища - внимательность, усидчивость и терпеливость. Они ребенку очень пригодятся, всегда.
Факт N6: Собирает семью вместе
А это тоже очень полезно для гармоничного развития ребенка. Собирать LEGO® - отличный вариант семейного досуга, интересно папам, увлекательно мамам, даже бабушки с дедушками могут поучаствовать, если зрение позволяет. Взрослые с удовольствием конструируют, ведь это занятие не имеет возрастного ценза, ну и помочь малышу значит хорошо провести время вместе.
И вот вам маленький лайфхак, если ребенок поначалу проигнорировал конструктор LEGO®: разложите детали на видном месте и начните собирать сами. В девяти случаев из десяти через полчаса вы будете уже вырывать инструкцию из рук у малыша. В десятом может понадобиться час на это. Максимум.
Факт N7: Позволяет творить новые миры
Благодаря великому ассортименту LEGO® ваш ребенок сможет воплотить в играх свои самые смелые мечты. Моана запросто придет в гости в ледяной замок Эльзы, Ариэль совершит полет на , и никому за это ничего не будет. В общем, это идеальная возможность для «кроссовера» (встречи персонажей из разных вселенных), что способствует частым и длительным играм, развивающим навыки из пунктов № 1-№ 6. Сплошная польза.
Теперь вы убедились, что сложно найти другую такую игрушку, которая принесет ребенку столько же пользы разом, как LEGO®. Не зря этот конструктор считают одним из самых увлекательных изобретений XX века. Так и есть! Ребенку играть в LEGO® для развития не менее важно, чем читать книги или играть в обучающие игры. А родителей девочек обращаем внимание на новые наборы - прекрасную линейку с эльфами, драконами и магией, в лучших традициях жанра фэнтези и со сказочным простором для креатива.
Развивайтесь вместе с LEGO®!
Конструкторы LEGO ― самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для детей именно конструктор LEGO занимает особое место. Использовать его можно практически с самого рождения, когда малыш только начинает осваивать формы, цвета, размеры. Возрастные границы для игры безграничны. Редакция сайт расскажет, в чем феномен LEGO и как с помощью конструктора развивать мышление.
Порой сами родители, подарившие конструктор своему ребёнку, с интересом и азартом изучают инструкцию, не жалея времени на собирание того или иного сооружения. Для дошкольника и школьника конструктор становится настоящим средством развития и обучения. С помощью конструктора легко и эффективно реализуются самые разные задачи.
Какая
польза конструкторов LEGO для детей?
Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.
С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.
LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.
Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.
Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.
Конструктор развивает воображение. Из деталей LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек ― это так интересно.
Безопасность конструкторов LEGO заключается не только в отсутствии острых углов, но и в полной экологической чистоте деталей. Все игрушки собираются на заводе без использования клея, которым ребёнок может легко отравиться, слишком сильно им надышавшись или же попробовав деталь «на вкус».
Как уже отмечалось, LEGO играет немаловажную роль в развитии ребёнка. Этот факт доказан многими учеными. По результатам исследований и наблюдений учёные сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребёнка, даже больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что при рисовании и играх с пластилином результат трудов ребёнка не всегда получается успешным. А вот при игре с этим конструктором у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря формам и окраске конструктора, как бы малыш ни собрал детали, у него всегда будет получаться что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хорошего результата при сборке формирует у маленьких детей уверенность в себе и даже лидерские качества.
Детские психологи доказали, что у человека, который в детстве был лишён образных игр , впоследствии проявляется неспособность к адекватному восприятию окружающего мира и дефект менталитета. LEGO сводит вероятность подобных проблем к нулю.
Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из самых увлекательных игр, которые только созданы человеком.
Недаром этот бренд получил огромное количество премий и наград как одно из самых лучших и важных изобретений XX века. Для ребёнка такой конструктор нужен не меньше книг, различных обучающих программ и кружков.
Если у вашего ребёнка его ещё нет, вам обязательно нужно купить конструктор LEGO, подобрав подходящий по возрасту и соответствующий предпочтениям ребёнка:
От года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.
От 3 до 7 лет . Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.
От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.
Леготерапия
В настоящее время леготерапия считается успешной, наряду с традиционными психологическими и педагогическими терапиями для детей и подростков, страдающих гиперактивностью, синдромом недостатка внимания, аутизма. Разница между обычной игрой и терапией заключается в том, что игра направлена на усовершенствование именно тех качеств ребёнка, с которыми есть трудности. Например: неусидчивый ребёнок должен попробовать себя в качестве спокойного руководителя стройки, а склонный к аутизму ― попробовать себя инженером, где нужно много общения.
Логопеды отмечают, что при использовании конструктора в определённых методиках многие ребятишки избавляются от заикания.
Хотелось бы отметить и такой момент, что в век всеобщей компьютеризации LEGO учит детей самостоятельно творить руками, без помощи заданных компьютерных программ. И чем раньше родители и педагоги обратят внимание малышей на эту увлекательную игру, тем меньше риск возникновения зависимости от монитора, что сейчас уже вызывает серьёзную тревогу.
Игры – это основной вид восприятия информации и мира вокруг для ребенка, через них он учится понимать, как все устроено, перенимает модели поведения и обыгрывает окружающую обстановку. Одной из самых интересных, развивающих и познавательных игр для ребенка является конструктор. Чем именно эта игрушка отличается от остальных?
Конструкторы для детей можно назвать одной из самых полезных и увлекательных игрушек, при чем не важно, идет речь о крутых сериях конструкторов ниндзяго , любимом во всем мире лего или старых добрых кубиках и пирамидках. Как говорил знаменитый русский педагог К.Д. Ушинский, лучшая игрушка для ребенка та, которая способна изменяться самым непредсказуемым образом.
Несмотря на огромный интерес подрастающего поколения к компьютерным играм, конструктор - одна из тех немногих игрушек, способных увлечь ребенка надолго. Чем? Конструирование само по себе - это созидательный процесс, который предполагает творческий поиск. По утверждениям психологов, даже обыкновенное построение по схеме способствует развитию творческих и аналитических способностей, ведь даже самый простой процесс соотнесения оригинала и полученной модели требует определенных усилий мозга. Что тогда говорить о создании новых зданий, сооружений, невиданных животных и т.д.? И все это возможно, только благодаря всего одному конструктору.
Также психологи утверждают, что конструктор - это лучшая игрушка, которая поможет подготовить вашего ребенка к школе. Как?
Во-первых, имея множество деталей, любой конструктор превосходно развивает мелкую моторику, благодаря чему ребенку становится проще держать ручку в руке и учиться писать, а когда кисть натренирована, то и почерк вырабатывается красивее.
Во-вторых, конструирование способствует формированию таких личностных качеств у ребенка, как усидчивость, внимание, целеустремленность, находчивость, организованность, аккуратность и ответственность.
В-третьих, как бы это странно ни звучало, но игры с конструктором способствуют развитию речи у ребенка. Оказывается, мелкая моторика рук помогает стимулировать определенные зоны коры головного мозга, отвечающие раз за речь.
В-четвертых, конструкторы развивают пространственное мышление, которое обязательно поможет ребенку проще осваивать математическую, физическую, химическую и другие программы из школьного курса.
А иногда случается и так, что для того чтобы «построить» свою мечту, ребенок может настолько увлечься, что в свободное время скорее займется поиском нужной информации о предмете, чем будет бесцельно просматривать страницы социальных сетей.
Конструктор для ребенка - это уникальная игрушка, которая позволяет изучить все вокруг, начиная с названий предметов, вплоть до основных свойств, формируя понимание пропорций, масштаба, меры и ритма, а также чувства композиции и прекрасного.
Тяжело в наше время найти столь же функциональную, многоплановую и разнообразную игрушку, которая в то же время будет всегда интересна ребенку, как конструктор. Подбирая набор в подарок или просто так своему ребенку, советуем на этой вещи не экономить, ведь чем больше деталей в наборе, тем больше всякого интересного из этих частиц сможет создать ваш малыш.
Я уже пятый год преподаю робототехнику во Дворце детско-юношеского творчества. Когда всё начиналось, у нас не было ничего от слова совсем. Был кабинет и это уже хорошо. Поэтому первый робот, которого собирали ребята, был придуман на ходу…
…из картона. Это макет небезызвестного робота из детского мультфильма.
С тех пор много воды утекло, нашему объединению даже досталось государственного финансирования, на которое были закуплены свеженькие конструкторы LEGO MindStorms и разнообразные настольные станки, однако воспитанники первого года обучения в начале года у меня до сих пор собирают макет робота Валли из картона. Потом добавляем к нему двигателей, собираем схему управления на двух транзисторах, ставим датчик освещённости и стильный робот готов ездить по белым полосам.
А конструкторы эти лежат до сих пор на дальней полке. Раньше не мог понять почему, как-то избегал их на подсознательном уровне, теперь удалось формализовать и упорядочить эти мысли.
Кратко опишу конструкторы: они просты, способны дать быстрый результат, дают иллюзию знаний и умений, не требуют каких-либо доработок (только докупания новых элементов) – это всё делает конструктор отличным интересным коммерческим продуктом, способным, однако же, сыграть злую шутку с его счастливым обладателем.
Итак, почему же не LEGO:
1. Ключевая особенность конструктора – Упрощение реального мира
Конструктор представляет собой набор различных элементов конструктивных, силовых, измерительных, логических. Комбинация этих элементов даёт быстрый интересный результат. Программирование конструкторов осуществляется размещением интуитивно понятных визуальных блоков в специальной программе. Чего же в этом плохого? А вот что: ребёнок видит результат, но за результатом не видит системы – блоки остаются для него «черными ящиками», которые функционируют волшебным образом. Подобные вещи при неправильном применении способны убить интерес ребёнка, что встречается очень часто, бывает, родители купят набор, отдадут ребёнку и пусть занимается сам – это вернейший способ отрезать своему чаду путь в технические науки в дальнейшем. Причин здесь несколько:
Во-первых, ребёнок, у которого уже получилось собрать что-то электрическое, действующее, почти живое, проникается гордыней и отказывается заниматься базовыми вещами – такими как работа с линейкой, циркулем, паяльником, ножовкой, молотком, отвёрткой…
Во-вторых, даже если гордыню удалось преодолеть или её не возникло, базовые вещи не могут в такой же степени, как и конструктор, удовлетворять интерес ребёнка – за неимением мгновенной отдачи от вложенных усилий интерес быстро пропадает.
2. Формирование иллюзии простоты
Ребёнку становится понятно, что робототехника – это просто: берёшь одно и присоединяешь другое… Зачем дальше учиться, если я уже о-го-го что могу? Надо ли говорить, что это влечёт за собой мифологизацию техники и отвращает ребёнка от системного освоения мира. Если вы купили такой конструктор своему ребёнку и закончились постоянные: «почему?» - это очень плохой знак.
3. Отчуждение и специализация
Конструктор предназначен для того, чтобы ребёнок ничего не понимающий в робототехнике мог собирать роботов. При этом в тени остаётся огромнейший труд инженеров, позаботившихся о простоте конструктора, у ребёнка создаётся заблуждение, что это он сам всего достиг. Это очень созвучно западной системе образования, когда специалист по правому уху ничего не знает про левое, и убивает русское природное стремление к системному познанию мира. Александр Богданов с его Тектологией задумывал прямо противоположное.
4. Отсутствие необходимости дополнительных знаний
Да, знания не нужны, в общем-то, ребёнок, освоивший такой конструктор, обзаведясь совсем небольшим дополнительным набором знаний, может работать сверхузким специалистом в ряде областей промышленности.
5. LEGO – идеальный продукт потребления, дающий быстрый результат в ходе несложных «вегетативных» манипуляций
, в то время как изготовление своими руками – способ научится преодолевать вызовы, детально разобраться и глубже понять мир.
6. Использование программирования
в Lego конструкторах - Дискредитация очарования программированием
по сходным причинам.
В результате такой конструктор вписывается в чаяния наших чиновников из министерства образования, желающих воспитать качественных потребителей , т.е. никакого творчества и быть не должно.
Каков же выход? Ответ прост – реализация сложна
: не стоит думать, что от ребёнка можно откупиться конструктором. Лучший вариант отдать ребёнка в кружок технического творчества, предварительно переговорив с руководителем, если такой возможности нет, то наряду с покупкой конструктора следует уделять достаточно времени, чтобы направить интерес ребёнка в нужное русло и нейтрализовать его негативное воздействие. Нейтрализовать воздействие можно, наполнив пустую форму конструктора