Давно хотела попробовать сделать поделки из папье-маше. Наконец-то решилась.)) Давайте вместе разберемся с чего же нужно начинать.
Есть несколько видов поделок из папье-маше:
Папье-маше методом наслоения.
Для данной техники обязательно наличие модели, которую предварительно смазывают вазелином, а затем послойно наклеивается вымоченная в клее изорванная мелко бумага. Слоев должно быть много. Все слои накладываются друг на друга с естественной промежуточной просушкой. В зависимости от необходимой толщины и прочности накладывают от пяти и более слоев. Слоеное папье-маше наиболее часто используют при изготовлении карнавальных масок и круглых легких подвесных форм.
Папье-маше «Лепка из теста».
Для этой техники необходимо нарвать бумагу на мелкие кусочки и залить кипятком на несколько часов, чтобы бумага хорошо размокла. Далее бумагу кипятят, отжимают и высушивают. После чего высушенный комок трут на терку и разбавляют клеем, тщательно перемешивая получившуюся массу для лепки - «тесто». Из массы можно лепить разные фигурки, как из пластилина, можно залить массу в заранее заготовленную форму, а можно облепить ею основу. Все зависит от того, что именно собираетесь сделать. (рецептов "теста" очень много, ниже я написала другой.)
Прессованное папье-маше.
Папье-маше изготавливается методом прессовки плоских картонных заготовок промазанных клеем. По такому принципу делают также ДСП. Прессованное папье-маше используется для формирования плоских конструкций и отдельных элементов.
Еще один рецепт массы папье-маше.
Серая самая дешевая туалетная бумага - 2 рулона, жидкий клей ПВА (строительный или универсальный) - 500 г., льняное масло - 3 ст. ложки, вода около 1,5 литров. Несколько больших мисок, марля, клей ПВА (Столяр момент), шкурка средняя и мелкая.
Шаг 1. Измельчаем туалетную бумагу, чем мельче будут кусочки, тем лучше и однороднее получится консистенция будущей массы.
Шаг 2. Складываем измельченную бумагу в миску и заливаем водой (примерно 1,5 л). И обратите внимание, чтобы на поверхности не оставалось сухих фрагментов массы. Оставляем массу разбухать на 24 часа.
Шаг 3. По истечении 24 часов, следует отжать массу. Для этого мы обычно используем марлю, свернутую в несколько раз. Горсть мокрого папье-маше помещаем в середину нашей марли и смыкаем края ее так, чтобы масса оказалась в импровизированном "мешочке" и вращаем. До конца выжимать воду не стоит, немного влаги должно оставаться. Разворачиваем «мешочек» и кладем отжатый комок в свободную миску. Такую операцию проделываем, пока не переработаем всю замоченную массу.
Шаг 4. Добавляем в массу 500 г. строительного клея ПВА. Смешивать небольшими партиями клей и бумажную массу более эффективно, поэтому клей добавляем постепенно, примерно по 100 г. и каждый раз тщательно перемешиваем.
Шаг 5. Добавляем 3 столовые ложки льняного масла и также тщательно перемешиваем. Масло придает массе дополнительную пластичность.
Шаг 6.
Подобную массу папье-маше можно закладывать в форму или просто лепить. Части высохшей в разъемной форме массы, мы обычно склеиваем густым ПВА "Момент Столяр". После полного высыхания объекта, дорабатываем его разными шкурками. При необходимости подмазываем еще этой же массой папье-маше.
Совет:
Нельзя использовать для просушки папье-маше фены, батареи и нагреватели, сушить изделия из папье-маше нужно только естественным способом. В противном случае изделие может деформироваться или растрескаться.
Независимо от того какой вид выполнения папье-маше выбираете, сухое готовое изделие нужно шлифовать, чтобы добиться гладкой поверхности и убрать заломы, неровности и другие дефекты. После шлифовки поверхность поделки грунтуется и уже, потом окрашивается, расписывается или декорируется.
Мне очень понравилась эта поделка из папье-маше.
Изготовлению матрешки из воздушного шарика в технике папье-маше.
Для работы нам потребуется: простые белые бумажные салфетки, маленькие воздушные шарики (я брала шарики для водяных бомбочек - на них не надо много краски, ножницы, полоска картона для подставки, клей-краска (смесь клея ПВА и водно-дисперсионной краски в равных пропорциях, желтые салфетки для лица и сарафана, цветные салфетки для косыночки.
Приступаем к работе. Рвем белые салфетки (не режем, чтобы края были тоньше).
Надуваем шарик, они по форме как маленькие груши - как раз такие, какими бывают матрешки. Делаем из полоски картона подставку.
Затем, начиная с широкого конца, обмазываем клей-краской шарик и наклеиваем кусочки салфетки, делаем 7-8 слоев. Хвостик шарика не замазываем. Последним слоем салфетку наклеиваем сразу и на подставку и на шарик. Со всей работой, за исключением надувания шарика, ребята справляются сами, им очень интересно, как из шарика и клея получается матрешка.
Когда весь шарик обмазан, ставим его на просушку.
Когда шарики высохнут, надо взять шарик за хвостик, надрезать его и вытащить из формы. Появившуюся дырочку замазываем так же салфеткой и клей-краской.
Заготовка готова! Теперь приступаем к оформлению. Надо сделать матрешке лицо. Можно нарисовать его самим. Можно взять в интернете любую картинку с матрешкой и перевести на светло-желтую салфетку (под цвет дерева, по размеру головы матрешки. Намазываем клеем то место на голове, где должно быть лицо и сажаем его на место. Вот наша матрешки и открыла глазки! Как только детки приклеивают матрешке лицо, у них появляются очень теплые чувства к своей игрушке.
Затем выбираем салфетку любого цвета, который нам понравится для сарафана нашей красавицы. Вырезаем любые дополнения для украшения сарафана. В заключение вырезаем косыночку и наклеиваем на голову, спереди делаем кончики внахлест, как будто завязываем. Для косыночки мы брали двухслойные салфетки. Не забудьте снять нижние слои.
Очень доступный урок для детишек с 2-х лет.
Любой бросовый пластиковый материал подойдет для создания каркаса для поделки. Иногда форма бутылки или банки только продиктует идею нового персонажа, тем самым поможет автору. И второй необходимый материал для создание игрушки из папье маше это пенопласт. Из него можно вырезать все те мелкие детали которые необходимо дополнить к баночке чтобы получился целостный каркас для будущего персонажа.
Для этих целей лучше брать акриловые художественные краски, их придется накладывать в несколько слоев так как один слой будет просвечиваться. Хотя можно сократить количество слоев с начало загрунтовав поделку белой грунтовкой, по ней акрил можно использовать с эффектом акварельного рисунка.
Усики из проволоки втыкаем в поделку пока масса папье маше не застыла. Реснички как у этой кошке на самолете можно также вставить в пока еще мокрую массу или приклеит к поделки когда она высохнет.
Использование баночек, бутылочек и другого подобного мусора в изделиях из папье маше не только экономит много материала но и позволяет сделать полости в поделки для того чтоб превратить фигурку из папье маше в шкатулку или копилку.
Из обычной туалетной бумаги на свет появляются такие прекрасные персонажи, благодаря отличительной фантазии и стараниям художницы.
Теперь и мы сможем почувствовать себя художниками!))) Немного терпения, фантазии и хорошего настроения!!!
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?
Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.
Что делают из папье-маше
В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.
Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.
Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:
1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.
Как работать с материалами в этой технике?
Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.
Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.
Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.
Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.
Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.
2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.
Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:
Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.
Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.
Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.
Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.
Какая бумага используется в папье-маше
Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.
Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.
Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.
Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.
Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.
Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.
Какой использовать клей для папье-маше?
Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.
Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.
Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.
После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.
Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.
И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.
Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.
Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.
Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.
Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.
Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?
Рассмотрим по порядку.
Начнем с инструментов.
Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:
Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.
Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.
Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.
Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.
Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.
Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:
Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:
Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.
Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:
Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.
Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.
Трафареты для нанесения рисунков.
Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.
Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.
Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.
Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.
Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.
Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:
Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.
Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.
Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.
Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.
Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.
В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.
Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умницаТрадиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.
История происхождения
Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.
Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.
В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.
Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.
Техника изготовления
Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:
- Смешивание массы в емкости.
- Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.
Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.
Рецепты приготовления массы
Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.
Рецепт №1
Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.
Рецепт №2
Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:
- 0,5 кг туалетной бумаги.
- 0,5 кг клея ПВА.
- 2-3 ст. ложки масла льна.
- 1,5 л теплой воды.
Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.
Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.
Вазы
Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.
Декорирование стен
В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.
Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.
Элементы декора и поделки
Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.
Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством. Однако сейчас этому занятию посвящают своё свободное время многие взрослые, с удовольствием создавая интересные и оригинальные вещицы. Именно этой тенденции и обязаны мы возобновлением интереса к старинной технике изготовления элементов декора в технике папье-маше.
Поделки, выполненные своими руками, в нашем сознании обычно ассоциируются с детским творчеством
Направления бумажного творчества
Изначально подарки из папье-маше были доступны только аристократам
Зарождение папье-маше произошло во Франции. Это случилось в конце 16 века. В переводе с языка первопроходцев данное хобби переводится как «рваная бумага» или «жёваная бумага». Первоначально из бумажной массы, смешанной с клеем, изготавливали кукол. Затем табакерки, музыкальные шкатулки и так далее. В наши дни существует два направления техники:
- поделки из бумажной массы, смешанной с клеем и клейстером (это позволяет лепить объёмные фигуры, как из теста);
- изделия, изготовленные из бумажных полосок, приклеенных на основу (этот способ называется маширование).
Они отличаются трудоёмкостью. В первом случае достаточно приготовить массу и, придав ей форму, хорошо высушить. А во втором - аккуратно, слой за слоем, наложить полоски бумаги на основу из картона, дерева или пластика. Какой бы способ вы не выбрали, из папье-маше можно делать кукол, бижутерию, шкатулки, сувениры, маски и прочее.
Это интересно. Огромный вращающийся глобус, которым пользовался Гарри Поттер в одноимённом фильме, был сделан одним шотландским мастером из папье-маше. После успеха фильмов о мальчике-волшебнике, декорация была продана с аукциона за 20 000 долларов.
Фотогалерея: куклы и фигурки из папье-маше
Такая девочка может стать уместным подарком к началу учебного года
Для создания цветной вещи требуется аккуратно окрасить все детали и приклеить котику усы
Особое место в ряду поделок из туалетной бумаги занимают неокрашенные вещицы
Первоначально папье-маше подразумевало изготовление кукол
Этими котиками можно украсить полочку в шкафу
Такая поделка будет сохнуть примерно 8–10 часов
Какая бумага используется
Для папье-маше лучше использовать самую дешёвую туалетную бумагу
Для папье-маше можно брать любую бумагу. Но удобнее всего использовать:
- газеты,
- картон,
- туалетную бумагу.
Вот на изготовлении поделок на основе папье-маше из туалетной бумаги и остановимся детально.
Готовим массу папье-маше из туалетной бумаги
Для объёмных поделок нужно своеобразное бумажное тесто, которое легче всего приготовить из самой полезной бумаги - туалетной. Удобство этого материала объясняется тем, что он хорошо размокает в воде. Рассмотрим несколько вариантов приготовления массы папье-маше.
Готовить массу для папье-маше можно не на один раз
Первый способ: клейстер на основе муки или крахмала
- Два рулона туалетной бумаги разрываем на небольшие кусочки, заливаем ½ л горячей воды и даём настояться от 5 до 8 часов.
- Готовим клейстер. Заполняем кастрюлю подходящего объёма (на 2 л) водой, ставим на огонь, помешивая.
- В стакане смешиваем холодную воду с 4 ст. л. крахмала (или муки), после закипания с огня снимаем.
- Тем временем доводим до кондиции бумажную массу. Ставим её на огонь, даём закипеть.
- Блендером или комбайном перемешиваем до однородности куски бумаги.
- Смешиваем массу с клейстером и даём 20 минут постоять, чтобы смесь загустела. Материал для поделок папье-маше готов.
Такого количества хватит на 2–3 поделки среднего размера, и лепить их одно удовольствие, так как тесто получается эластичным, мягким. Сколько будут сохнуть готовые фигурки? Примерно 3–4 суток. Если вы сомневаетесь в своём терпении, то воспользуйтесь другим рецептом.
Второй способ: используем клей ПВА или шпатлевку
Если добавить больше клея, то материал получится слегка «резиновым». Это удобно при изготовлении поделок округлой формы. Данного количества папье-маше хватит на 1 поделку среднего размера, которая высохнет за 1–2 суток. Если вы сделали больше готового материала, не расстраивайтесь: его можно сложить в целлофановый пакет и хранить около 2 недель в холодильнике. Для работы потребуется его разогреть на водяной бане.
Готовим более густую массу - третий способ
Для получения массы, напоминающей пластилин или глину, в смесь добавляем обойный клей.
Видео: как приготовить массу папье-маше
Мастер-класс поделок из папье-маше на основе туалетной бумаги
Перед началом работы нужно приготовить всё необходимое, чтобы в процессе не отвлекаться
Изготовление поделок из бумажного теста не предполагает наличие каркаса, процесс создания напоминает лепку из глины или пластилина. С той лишь разницей, что готовая вещь должна подсушиться. Но самое сложное не это. Дело в том, что при кажущейся лёгкости, из массы папье-маше довольно сложно делать мелкие детали, например, лица. Так что сложность пошаговых инструкций будет определяться именно этим параметром: наличием или отсутствием мелких элементов.
Лепим снеговика
Это отличная поделка для тех, кто только начинает своё знакомство с техникой папье-маше - деталей мало.
Материалы:
- Масса папье-маше (из 1–2 рулонов туалетной бумаги), приготовленная на основе клея ПВА;
- Пара небольших кусочков ваты;
- Клей ПВА;
- Шпажка под шашлык;
- Кусок картона;
- Акриловые краски (белая, чёрная, оранжевая, серая, коричневая);
- Кисточки.
Инструкция:
Делаем сувенир - Бабу-Ягу
Несмотря на небольшой размер, эта поделка требует определённых навыков работы с папье-маше, так как придётся вылеплять лицо персонажа.
Материалы:
- Масса папье-маше (из 2–3 рулонов) на основе обойного клея;
- Кусочки ткани, шерстяные нитки для отделки (одежда Бабы-Яги и её волосы);
- Клей ПВА;
- Бусинки для глаз;
- Деревянная шпажка для детализации.
Инструкция:
Видео: ёлочные украшения из папье-маше
Работа с папье-маше из туалетной бумаги не требует каких-то специальных навыков. Главное - сделать правильный состав для лепки и дать ему дойти до нужной кондиции. При изготовлении поделок важно также помнить, что не стоит сразу браться за изделия с множеством мелких деталей, лучше начинать с чего-то попроще, чтобы приноровиться к технологии создания оригинальных вещиц в старинной технике папье-маше.
Техника папье-маше стала популярной уже очень давно. Её применяют для создания разных форм и фигур из массы, где в качестве основы используют бумагу. За долгое время существования такой техники собралось множество разных рецептов, как сделать массу для папье-маше в домашних условиях. В данной статье мы рассмотрим варианты самых популярных и проверенных рецептов папье-маше, которыми пользуются профессиональные мастера. Сделать самому своими руками такую массу абсолютно не сложно и не затратно.
Рецепт массы для папье-маше №1.
Нам понадобится:
Серая туалетная бумага.
Универсальный клей ПВА (может быть строительным).
Масло льняное.
1. В первую очередь рвём бумагу на мелкие кусочки и складываем в глубокую посуду.
2. После чего заливаем её кипятком и оставляем на сутки. Вся бумага должна быть погружена в воду.
3. Спустя отведённое время отжимаем замоченную бумагу. Для этого чаще всего используют обычную марлею или ткань, также можно это сделать с помощью синтетической сетки в мелкую дырочку. В итоге масса должна остаться немного влажной и отжимать её лучше небольшими порциями, приблизительно по 100-150 грамм.
4. Затем отжатые комки бумаги небольшими порциями размельчаем в блендере и складываем в свободную посуду. Делается это, для того чтобы в итоге масса для папье-маше получилась более однородной.
Рис.1 Маски, сделанные из массы для папье-маше
5. Когда вся бумага перемолота, к ней добавляем небольшими порциями универсальный клей ПВА. Приблизительно на один рулон туалетной бумаги уходит 200-250 г клея.
6. Все тщательно перемешиваем и добавляем льняное масло (1 ст. ложку на 1 рулон бумаги), после чего повторно замешиваем массу до однородной консистенции.
Благодаря льняному маслу рабочая масса получится гораздо пластичнее. Из такой массы можно создавать любые формы. Стоит учитывать, что после высыхания форма уменьшается в размере от 2% до 6%.
Рис.2 Фигуры, сделанные из массы для папье-маше
Рецепт массы для папье-маше №2.
Нам понадобится:
Туалетная бумага серого цвета.
Универсальный клей ПВА.
Шпатлёвка мелкозернистая.
Жидкое мыло.
Вся последовательность действий такая же, как и в первом рецепте папье-маше . Только здесь после клея ПВА мы добавляем шпатлёвку (5 ст. ложек на 1 рулон туалетной бумаги) и жидкое мыло (1 ст. ложка на рулон бумаги). Шпатлёвка нужна, для того чтобы масса получилась более пластичной, а жидкое мыло придаёт дополнительную гладкость полученным фигурам.
Рис.3 Украшения, сделанные из массы для папье-маше
Рецепт массы для папье-маше №3.
Нам понадобится:
Вода - 1 литр.
Сухой столярный клей – 500 г.
Тонкая бумага (газета) – 250 г.
Натуральная Олифа – 100 г.
Канифоль - 20 г.
Тонкосеяный мел - 3 кг.
1. В первую очередь замачиваем в воде столярный клей и варим его до образования однородной массы, не позволяя при этом закипать (соотношение воды и клея смотрите на упаковке).
2. Затем подготавливаем бумагу. Для этого её измельчаем на мелкие кусочки, заливаем водой и варим около часа на слабом огне.
3. После чего бумаге даем остыть до комнатной температуры, а затем её нужно размять, как можно сильнее до однородной массы.
4. Затем перед нами стоит задача - отжать всю бумагу с помощью марли, как можно лучше.
5. Полученные комки мелкими порциями добавляем в горячий клей и размешиваем.
6. Потом добавляем олифу и толчёную канифоль.
Рис.4 Еще маски, сделанные из массы для папье-маше
7. Всю массу для папье-маше нагреваем на огне и постоянно мешаем, пока канифоль полностью не растворится.
8. Полученной смеси нужно дать полностью остыть и только после этого можно приступать к замесу её в мел.
9. Для этого на ровную поверхность насыпаем горку мела и делаем углубление в центре.
10. Именно в него и подливаем небольшими порциями остывший клей.
12. Для большей пластичности добавьте олифы в небольшом количестве. Масса для папье-маше готова к работе.
Рис.5 Ваза, сделанная из массы для папье-маше
Рецепт массы для папье-маше №4.
Нам понадобится:
Коробки для яиц.
Мучной клейстер.
1. Подготавливаем коробки для яиц (с интересными идеями поделок из таких коробок вы сможете ознакомиться в ). В первую очередь их нужно довести до состояния, когда с ними можно работать. Для этого рвём коробки на мелкие кусочки и заливаем кипятком.
2. Оставляем в таком состоянии на сутки, после чего меняем воду и оставляем ещё на сутки.
3. Спустя указанное время они должны хорошо размокнуть, после чего их нужно хорошо отжать с помочью дуршлага.
5. К полученной массе начинаем добавлять мучной клейстер, консистенцией похожий на жидкую сметану и все тщательно перемешиваем.
6. В полученную массу для папье-маше замешиваем 2-3 столовых ложки муки. Масса должна получиться мягкой и пластичной. Такой массой хорошо делать маски.
Рис.6 Работы, сделанные из массы для папье-маше