Наступление момента, когда малыш самостоятельно поднимает голову и удерживает её, зависит от многих факторов. Существуют примерные сроки, норма и способы ускорить это событие.
Когда ребёнок начинает держать голову - это первая серьёзная победа, первый шаг к обретению умения контролировать мышцы, позвоночник, самостоятельно двигаться. Взрослые, наблюдающие за его развитием, с нетерпением ждут этого момента. Это некая жизненная веха, о которой позже можно будет говорить другим мамам, с таким же нетерпением ожидающим её.
Но вот в вопросе о сроках, в дебатах мам и бабушек о том, во сколько месяцев ребёнок начинает держать голову, всегда встречаются некоторые разногласия. Ведь определённого чёткого срока, в который должно произойти знаковое событие, на самом деле нет. В педиатрии существует понятие относительной нормы, но никто не может сказать, что ребёнок должен поднять голову чётко в 2 или 3 месяца. Относительная норма предусматривает некий срок, в который это должно произойти. Всё, что меньше, или больше этого срока, не норма. Всё, что произошло в положенное время, свидетельствует о нормальном развитии.
Влияние индивидуального развития
Медицина так и не пришла к определённому выводу о точных сроках, когда дети начинают процесс овладения телом. Причиной этому стало индивидуальное развитие плода во внутриутробный период, и самого младенца в первый месяц жизни. Предусмотреть все составляющие индивидуального развития не может ни один профессор медицины.
Дети развиваются у разных матерей, получают разную наследственность, скомпонованную не только из родительских генов, но и генов предыдущих поколений. Матери в период вынашивания младенца тоже находятся в различных условиях, едят разную пищу, переживают позитивные и негативные психоэмоциональные состояния.
Организм одной беременной полностью подготовлен к вынашиванию малыша, у другой она наступила раньше или позже необходимого пика подготовки. Одного малыша хотели, другой родился нежеланным. Сложный переход через родовые пути для одного младенца был относительно нормальным, другой перенёс родовую травму, затяжные, или стремительные роды. Даже вес новорождённых на одной каталке, в одном роддоме может варьироваться от 2 до 7 кг.
В таких условиях трудно говорить точно, во сколько ребёнок начинает выполнять определённые действия. Малыш начинает их тогда, когда его организм адаптировался и подготовился к новому витку в его развитии.
Например, в детских домах дети долго не держат голову. Ведь, как это не печально, но их никто не любит так, как это способна сделать родная мама. С ними никто не так занимается.
Относительная норма
Поэтому педиатры в ответ на вопрос, когда новорождённый начинает держать голову, искусно уходят от прямого ответа. Кто-то говорит, что он уже держит, когда, лёжа на животе, приподнимает её на какое-то время, чтобы посмотреть по сторонам. Кто-то считает, что 1,5–2 месяца - самое время, чтобы это случилось. Кто-то пишет, что это должно точно случиться к 3 месяцам.
Самая шедевральная формулировка - если к 6 месяцам не начал, значит, у него что-то не в порядке. Но если начал в 1 месяц, то это тоже плохо. Никакой паники в этом вопросе быть не должно. Наследственные патологии при современных возможностях медицины диагностируются практически сразу. Если в медицинской карточке нет никакого угрожающего диагноза, надо просто выполнять свою главную работу - быть матерью:
- Правильно питаться во время кормления грудью, чтобы малыш получал все необходимое.
- Следить, чтобы он не заболел, чтобы правильно заживала пуповина, не было опрелостей.
- Следует не спешить вводить необходимый прикорм.
- Часто купать, чтобы развивались мышцы. Использовать специальные приспособления для этого, например, круги.
- Постоянно разговаривать с ним, играть, петь песенки.
- Часто и подолгу бывать на свежем воздухе, рассматривать окружающее вас пространство.
- И самое важное, любить его такого, какой он есть.
Вот хорошее и подробное видео о том, как нужно правильно купать малыша для улучшения его развития:
Нормальный процесс развития, подкреплённый качественным уходом и физическими упражнениями, приведёт к тому, что удерживать головку он начнёт в тот момент, когда будет полностью к этому готов.
Если в первый месяц, после первых 5 дней, когда происходит адаптация после перехода от нахождения в околоплодной жидкости к воздушной атмосфере, он начал сосать пальцы и грудь, пытаться ползти, когда прикасаются к его подошвам, опираться ножками, когда его поддерживают за подмышки, улыбаться, в положении на животе поднимать головку, значит, процесс развития мышц, подготовки их функций, протекает нормально, и самое время начать его понемногу ускорять, крайне осторожно помогая своему малышу.
Как ускорить процесс развития
Никаких особых премудростей в этом нет. Всё, что проделывали с младенцами мамы, бабушки, и прабабушки, продиктовано вековым опытом и здравым смыслом: и выкладывание на живот, и ношение на руках, придерживая шею и головку, и велосипедик ножками с помощью мамы, и даже игрушки, подвешенные над кроваткой.
По окончании первого месяца жизни наступает время, когда ребёнок может держать голову. И не надо думать, что если он пытается уже это сделать, то, как пишут на некоторых сайтах, у него высокое внутричерепное давление. Просто внутриутробное развитие, нормальное питание, и упражнения помогли укрепить мышцы, которые за это отвечают. Ведь когда малыш пытается ходить в 10 месяцев, версии о том, что у него гиперфункция органов, никем не выдвигается.
Помочь малышу в развитии в этот период можно, для этого необходимо:
- Выкладывать малыша на ровную и твёрдую поверхность начиная с 2 недель на 2 минуты, постепенно увеличивая продолжительность. Внимательно за ним следить при этом.
- Проводить утром и вечером лёгкий расслабляющий массаж тела, ног, спины, живота, шеи. Если нет опыта, неплохо посмотреть видео или проконсультироваться со специалистом.
- Часто купать, обеспечивая при этом некоторую свободу движений конечностями, но фиксируя головку, в этом помогут специальные круги на шею.
- Заниматься физическими упражнениями в период активности ребёночка (но не сразу после принятия пищи). Комплекс упражнений должен направляться на активизацию разных мышц малыша.
- Носить на руках в вертикальном и горизонтальном положении, придерживая голову, чтобы малыш мог рассматривать окружающий мир, а заодно и тренировать мышцы шеи.
- Подвесить игрушки над кроваткой, опуская их на время активности, чтобы развивался зрительный, слуховой, хватательный рефлекс, но при этом ещё и играть с ним музыкальными игрушками, издающими разные звуки. Хороший эффект от этого гарантирован. В этом вам помогут различные музыкальные модули, которые можно подвешивать над кроваткой.
Проще положить малыша в кроватку на спину и заниматься своими делами? Ну, тогда к 4–6 месяцам он освоит эту науку самостоятельно. Ребёнок - это своеобразная база: чем больше в него вкладываешь, тем больше получаешь.
Примерные сроки
Хорошо развитый ребёнок к 2 месяцам уже должен уметь держать голову. Это обусловлено степенью мышечного развития и проявлением инстинкта самосохранения, который заставляет его это делать, чтобы не задохнуться.
Но категорическое утверждение нельзя принимать, как аксиому. Следует учитывать все факторы развития вашего малыша, начиная от наследственности, протекания беременности и процесса родов, до перенесённых заболеваний, если таковые уже имели место (простудные, например). Многое зависит от набора веса грудничка, который в свою очередь, зависит от веса ребёночка при рождении.
У каждого малыша это происходит индивидуально, двух таких одинаковых в природе нет. Даже близнецы развиваются в своём, индивидуальном темпе. Беспокоиться нужно, если ваш ребёнок не поднимает голову к 3,5–4 месяцам. А до этого времени его нужно правильно кормить, купать, гулять, заниматься с ним, разговаривать, нянчить и просто любить.
Во сколько ребенок начинает держать голову знают многие родители. Это возраст от 2 до 4 месяцев. Как правильно обращаться с ребенком, пока у того не развиты мышцы шеи и как ускорить их развитие?
Новорожденный ребенок не может держать голову. Молодой маме сразу объясняют как правильно держать ребенка, чтобы случайно его не травмировать. Но с каждым днем малыш становится все крепче, особенно, если его родители соблюдают рекомендации педиатров.
А главная, основная рекомендация - это выкладывание ребенка на живот в период бодрствования. Не нужно бояться, что ребенок задохнется, упершись носиком в поверхность, на которую его положили. Этого не произойдет. Здоровый ребенок сразу переворачивает головку на бок. Но если ребенок лежит на спине, и попробовать его из этого положения подтянуть к себе за ручки, головку он приподнимать не будет сам. Ребенок начинает держать головку лежа на животе с 2 месяцев , сначала просто периодически ее поднимает, но с каждой неделей все дольше и дольше удерживает.
Однако носить ребенка, совсем не поддерживая его головку, желательно не ранее 4 месяцев. Вместе с этим важнейшим навыком, появляются и другие - ребенок учится сидеть и ползать, становится все более любопытным и самостоятельным в своих передвижениях. В 4 месяца ребенок приподнимает лежа на животе не только голову, но и всю верхнюю часть тела.
Тревогу следует бить, если ребенок не начал держать голову уверенно к 6 месяцам. Если речь не идет о недоношенном малыше, то, наверняка, что-то не в порядке... Важно как можно раньше выявить патологию и начать ее лечение. А в этом помогут два врача - ортопед и невролог. Некоторым малышам для нормального развития необходим массаж и гимнастика.
Тревогу должен вызвать и тот факт, что ребенок держит голову не прямо, а как бы склоняя набок. Это так называемая кривошея . При постановке такого диагноза обычно прописывают курс лечебного массажа. Чтобы избежать кривошеи, родители должны следить за положением ребенка во сне. Известно, что новорожденных нужно укладывать спать только на бок. И обязательно чередовать - класть то на один бок, то на другой.
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного. |
К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.
Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.
На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.
Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.
На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.
В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.
К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.
При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.
Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.
В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.
Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.
К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".
На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.
Жизненно важные навыки развиваются у грудничка поэтапно. Прежде чем малыш сделает первые шаги, он должен проделать огромный путь собственного развития.
Время, когда ребенок начинает держать голову, является первым важным моментом, который запускает дальнейшее развитие и укрепление мышц спины.
Как младенец учится удерживать голову?
Такой серьезный навык овладения и управления своим телом, как самостоятельное удерживание головы, к малышу приходит не сразу.
- Первые попытки поднятия головы ребенок начинает совершать в 2-3 недели жизни. Занимает такое поднятие пару секунд, но освоение навыка запущено и дальше будет лишь укрепляться.
- С двух до трех месяцев ребенок начинает держать голову, лежа на животе. Его сил пока хватает на удержание головы в течение 30-60 секунд.
- В три месяца ребенок начинает держать голову самостоятельно в вертикальном положении. Хотя этот момент может наступить и пару неделями раньше. Нередко даже двухмесячные крохи успешно и уверенно держат голову в положении «столбиком». К концу третьего месяца, ребенок лежа на животе может поднять и голову, и плечи.
- В четыре месяца лежа на животе ребенок поднимает верхнюю часть туловища, а находясь на руках у взрослого уверенно держит голову, поворачивает ее из стороны в сторону, с интересом рассматривая окружающие его вещи.
Первый месяц жизни
На частый вопрос родителей о том, как в месяц ребенка научить держать голову, можно прочитать массу советов. Это и частая рекомендация выкладывать ребенка на живот, и плавание с кругом в большой ванне, и регулярная гимнастика.
Но, я, как специалист, много работающая с детьми-грудничками, могу уверенно сказать, что не нужно форсировать развитие ребенка.
Это удается ему на короткое время, но является самой безопасной и естественной тренировкой, в отличии от новомодных веяний с грудничковым плаванием, или плаванием с кругом на шее.
Не нужно постоянно поддерживать голову ребенка. Важно обеспечить лишь подстраховку, чтобы голова не запрокидывалась назад.
Второй месяц жизни
Чаще всего именно к концу второго месяца ребенок начинает держать голову более уверенно, а родители избавляются от страха, что ребенка можно повредить или сломать.
Ребенок, хорошо держащий голову ранее 1,5 месяцев редкость. И это может быть тревожным сигналом для родителей.
На плановом осмотре малыша обязательно нужно сообщить об этом доктору, поскольку это не всегда может быть признаком нормального развития – при повышенном внутричерепном давлении у детей способность держать голову является одним из характерных симптомов.
Радоваться столь раннему достижению крохи родители смогут после того, как врач исключит патологию.
Расстраиваться не нужно, если ребенок в 2 месяца не держит голову. Как уже говорилось, малыши в этом возрасте нередко овладевают подобным навыком, однако если у крохи пока этого не произошло – не страшно.
В большинстве случаев мамочки отмечают, что в 2 месяца ребенок предпринимает первые попытки удерживания своей головки вровень с туловищем.
Анна пишет:
«Моей дочке 2 месяца и 3 дня. Она пока не держит голову, но мне кажется, что скоро это произойдет. Если раньше я ее усаживала, подтягивая за ручки из лежачего положения на спине, и голова запрокидывалась назад, то сейчас она явно пытается ее приподнять.
Прямо заметно, как она начинает уверенно держать голову».
В 3 месяца не держит голову
Судя по отзывам молодых мам на форумах, довольно часто случается так, что в 3 месяца шейная мускулатура малыша слаба и он не держит голову. Родители тогда начинают паниковать и искать советов и поддержки у соответствующей аудитории.
Например, Ольга пишет:
«Нам сегодня 3 месяца, а мой сынок пока не хочет удерживать голову. Нельзя сказать, что он совсем этого сделать не может – на протяжении 20-30 секунд он крепко, как солдат, старается стоять прямо.
Но надолго его усилий не хватает. Шея еще слаба, что делать в этом случае? Как помочь моему сыночку? Ведь он уже должен держать голову!»
Важно! Мышцы шеи еще не окрепли окончательно, но это не значит, что ребенка нужно постоянно подстраховывать. Просто не позволяйте запрокидывать голову назад, но оставьте место для тренировок и развития.
Как узнать, все ли в порядке?
В 3 месяца, как правило, система шейных позвонков и мышц крепнет настолько, что теперь в позе лежа на животе или в вертикальном положении карапузу удается уверенно держать свою голову.
Конечно, до взрослого ему еще далеко, длительно он этого сделать не может, поэтому лишать ребенка «страховки» родители пока не должны.
Все-таки кроха еще слишком слаб, да и индивидуальные особенности его развития могут незначительно варьироваться в пределах нормы. Один грудничок может управлять головой в 2,5 месяца, а другой – в 3,5 только освоил это умение.
Убедиться в том, что действительно ребенок в 3 месяца плохо держит голову, можно, пройдя несложный тест. О нем можно узнать на любом тематическом форуме, посвященном развитию грудничков. Схема его выполнения достаточно проста:
- Необходимо аккуратно посадить малыша, плавно потянув его за ручки с положения, лежа на спине.
- Не менее 30 секунд его голова должна оставаться прямой, допустимы незначительные покачивания – шейные мышцы ребенка находятся в непривычном напряжении.
- Затем, уложив младенца на спину, снова необходимо приподнять его, позволив повиснуть между сидячим и лежачим положением.
- Если держать голову хотя бы пару секунд удается на линии хребта – это также вариант нормы, несмотря на то, что после этого малютка сразу же ее опрокидывает.
Кстати, этот же комплекс упражнений станет помощником родителям, которые не знают, как научить ребенка держать голову. Повторяя его в течение дня, результат станет заметен буквально через несколько дней.
Почему к 4 месяцам младенец не держит голову?
Сегодня большинство специалистов сходятся во мнении, что 4 месяца – это предельный срок для того, чтобы грудничок научился уверенно удерживать голову. Если к данному периоду этого не произошло, вероятно, может иметь место одна из распространенных причин:
- роды были тяжелыми, патологическими;
- наличие у малыша неврологических заболеваний;
- ребенка гиперопекают, постоянно поддерживая голову и не давая места самостоятельным тренировкам.
Если ребенок в 4 месяца не держит голову, вариантов действий здесь немного. В первую очередь, необходима консультация педиатра и других узкопрофильных специалистов – невролога, хирурга.
Если отклонение со стороны ЦНС подтвердится, ребенку будет назначен курс медикаментозной терапии, лечебного массажа и другие процедуры.
К полугоду
К 5-6 месяцам все здоровые груднички уже не только умеют удерживать голову, поворачивать ее во всех направлениях, но и начинают осваивать новые навыки: переворачиваться со спины на живот , с живота на спину, пытаться ползать и даже привставать с положения лежа.
Некоторые особо активные крохи делают первые попытки и начинают вставать на ножки.
Начиная с первого месяца жизни, родители нередко хотят помочь своему чаду как можно быстрее преодолеть все неумения, постоянно тренируя и обучая его.
Однако малыш, развивающийся в соответствии со всеми нормальными показателями, не нуждается в дополнительной стимуляции.
От родителей ему требуется лишь забота, ласка и тепло, тем более, когда ребенок начинает держать голову.
Комаровский, известный детский педиатр, нередко говорит о том, что без времени ничего не бывает. И если малыш немного отстает от своих сверстников, это еще не свидетельствует о патологии.
Родителям важно знать нормы развития детей. Ориентируясь на них, можно контролировать, насколько новорожденный правильно развивается. Одним из показателей является то, когда младенец начинает самостоятельно держать головку.
Помесячное развитие
Весь период развития мышц и формирования опорных косточек у младенца можно разбить на несколько этапов. Лучше всего использовать в качестве ориентира помесячное развитие.
В первый месяц после рождения ребенок не может о себе позаботиться даже в отношении таких простых вещей. Он не способен контролировать движения своего тела, в том числе и удерживать голову на весу. Однако уже на вторую-третью неделю малыш начинает совершать первые попытки. Эти движения, скорее, неосознанные и еще настолько неуклюжие, что новорожденного ребенка нельзя оставлять без поддержки. Чтобы не нарушить положение шейных позвонков, необходимо правильно поддерживать младенца.
К 6 - 8 неделям малыш может самостоятельно удерживать головку в течение нескольких минут
На второй месяц количество попыток стремительно возрастает. Теперь малыш учится самостоятельно оглядываться, лежа на плече у мамы. К середине второго месяца кроха должен быть способным удерживать голову под углом 45 градусов около минуты или даже больше. Он начинает вертеться, пытаясь лучше рассмотреть окружающий мир. Следите, чтобы не было резких движений и заваливаний на бок.
При соблюдении тренировок к третьему месяцу мышцы уже окрепнут настолько, что новорожденный начинает держать голову без поддержки родителей. Тем не менее, без присмотра его оставлять нельзя, чтобы предупредить травмирование вследствие неуклюжего движения.
К четвертому месяцу дети держат головку прямо в течение нескольких минут и уже могут рассматривать окружающий мир в положении лежа на животике, опираясь на предплечья.
Начиная с полугода, можно говорить о том, что ребенок полностью стал самостоятельным в этом вопросе. Теперь повертеть головой или выглянуть из кроватки для него не составляет особого труда. Далее нужно лишь следить за тем, чтобы малыш не травмировался и уделять больше внимания развивающим играм и физкультуре.
Причины недержания головы
Если анализировать развитие детей с момента рождения, можно сказать, что малыш должен держать голову к 3-4 месяцам. Если ему удается опередить график развития, это может быть как хорошо, так и служить сигналом некоторых нарушений. Нормальным считается, если к 6-й – 8-й неделе ребенок может самостоятельно удержать голову, хоть и ненадолго.
Если малютке уже в первый месяц удается фиксироваться в таком положении, это не обязательно является положительным достижением. Обязательно сходите к педиатру и проведите обследование, ведь такое ускоренное развитие может быть симптомом повышенного внутричерепного давления. Также это может свидетельствовать о гипертонусе мышц.
Задержка в физическом развитии и неспособность держать головку в те сроки, которые установлены нормами, могут быть связаны с некоторыми нарушениями в организме или неправильным уходом. Основными из подобных причин можно считать следующие:
- преждевременное появление на свет (недоношенность);
- патологические роды с осложнениями;
- маленькая масса тела новорожденного;
- низкий мышечный тонус, в частности в шейном отделе;
- дефицит питательных веществ;
- неправильное кормление, особенно это касается искусственно выкармливаемых деток;
- редкое выкладывание на живот;
- кривошея;
- другие врожденные травмы.
Как помочь ребенку
Чтобы ускорить физическое развитие грудного ребенка, родителям нужно чаще заниматься со своим чадом. Также нужно уделить внимание питанию. От его качества зависят и другие аспекты здоровья младенца.
Первое, на что нужно обратить внимание, – это качество питания. Лучший вариант – грудное вскармливание. При этом мама должна соблюдать диету и следить за тем, чтобы организм насыщался витаминами и микроэлементами. Если по каким-либо причинам приходится переводить кроху на искусственные смеси, следите за их составом и используйте по рекомендации педиатра витаминные добавки.
Чтобы мышцы малыша быстрее окрепли, надо его носить столбиком, выкладывать на животик, выполнять специальную гимнастику
Чтобы младенец тренировался держать голову, его нужно носить в вертикальном положении, то есть столбиком. Особенно хорошо это делать после кормления, чтобы согнать воздух из желудка, который может привести к появлению кишечных колик. Также следует ежедневно проводить тренировки и выкладывать малыша на животик. Придерживайте его голову до тех пор, когда он сможет сам поворачиваться и приподниматься.
Чтобы предотвратить развитие кривошеи, нужно, перед тем как уложить ребенка в кроватку, попеременно перевернуть его на правый бок и левый. Постепенно можно будет вводить дополнительные упражнения. Особенно хорошо развивают шейные и плечевые мышцы занятия на животе, а также плаванье или физкультура с использованием фитбола.
Зная, во сколько по нормам дети должны держать голову, легче отследить правильное развитие своего чада. Однако конкретные выводы может делать только педиатр, поэтому регулярные визиты в поликлинику являются обязательными.