В течении 1 минуты зачеркиваются кольца Ландольта с заданным направлением разрыва. Определяются оценки точности (Т) и продуктивности (П) выполненной работы по формулам:
где
С - количество просмотренных знаков;
m - число правильно зачеркнутых колец;
n - число колец, которые необходимо зачеркнуть.
Приложение 5 к Правилам
Наблюдательность определяется путем заполнения схемы тушения пожара, представленной на рис. 1 соответствующими цифровыми индексами. На запоминание заполненной схемы (рис.2) и воспроизведение дается по одной минуте. При заполнении схемы испытуемый пользуется рисунком с порядковыми номерами предметов (рис.3).
Учет правильно проставленных предметов выражается в процентах и определяется по формуле:
где
n - количество правильно проставленных предметов;
m - общее число предметов.
Рис 1. Схема тушения пожара
Рис 2. Схема тушения пожара с изображением предметов
Рис. 3. Изображения предметов с цифровыми индексами
Приложение 6 к Правилам
Исследование кратковременной вербальной (слуховой и зрительной) памяти проводится путем предъявления обследуемому 12 слов:
В первом случае обследуемый на слух запоминает, а во втором - читает сам предъявленный материал. На запоминание и воспроизведение дается по одной минуте.
Объем слуховой (V с) и зрительной (V з) памяти выражается в процентах и определяется по формуле:
где
m - число заданных слов;
n - число воспроизведенных слов.
Приложение 7 к Правилам
На таблице с числами черного и красного цвета в первом задании отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке. Во втором задании - числа красного цвета в убывающем порядке. В третьем задании попеременно отыскиваются числа черного цвета в возрастающем порядке, красные в убывающем. При этом балльная оценка функции внимания осуществляется по интегральному критерию - скорости переключения внимания (ПВ).
где
t k - время счета красных цифр, с;
t ч - время счета черных цифр, с;
t см - время смешанного счета, с.
ТАБЛИЦА ШУЛЬТЦЕ - ПЛАТОНОВА
Приложение 8 к Правилам
ОПРОСНИК ТЕЙЛОР
Вопросы анкеты написаны на специальных карточках (40 вопросов). Обследуемому предлагается разделить весь набор карточек на две группы, соответствующие двум возможным вариантам ответов (положительных или отрицательных).
Бальная оценка осуществляется по специальному коду, учитывающему количество “неверных” ответов, т.е. характеризующих уровень тревожности: чем выше балл по шкале Тейлор, тем выше уровень тревожности.
1. Перед тем, как пойти к зубному врачу, представляю себе, что будет больно.
2. Мне неприятно оставаться одному в темноте.
3. Пугаюсь грозы и молнии.
4. Обычно легко выхожу из равновесия.
5. Никогда в жизни ничего не пугался.
6. Боюсь змей.
7. Часто снится такое. что просыпаюсь от страха.
8. Отвечая перед группой, испытываю большую неловкость.
9. Идя к врачу, волнуюсь, что он мне скажет.
10. Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.
11. Волнуюсь, когда не знаю, по какой причине вызывает меня начальник.
12. Пугаюсь, увидев мертвое животное.
13. Не люблю оставаться один на открытом месте.
14. С трудом осваиваюсь с новым местом или коллективом.
15. Никогда не беспокоюсь о будущем.
16. Допустив ошибку, долго вспоминаю об этом.
17. Когда сажусь за занятия, часто мешают тревожные мысли.
18. Часто приходит в голову мысль, что я могу заболеть или получить травму.
19. Считаю себя более нервным, чем большинство людей.
20. Меня беспокоит, что думают обо мне другие.
21. Не могу долго сосредотачиваться на одном деле.
22. Беспокоюсь о деньгах и о своей работе.
23. Часто замечаю, что у меня дрожат руки, когда я очень стараюсь что-нибудь сделать.
24. Чаще, чем другие, краснею от смущения.
25. Я никогда не видел страшных сновидений.
26. Я часто боюсь, что начинаю краснеть.
27. У меня легко появляется испарина даже в прохладные дни.
28. Смущаясь, покрываясь испариной, что мне очень неприятно.
29. У меня бывают периоды, когда я теряю сон из-за волнения.
30. Мне никогда не приходит в голову мысль о неполноценности.
31. Я редко бываю в хорошем настроении.
32. Почти всегда тревожусь о ком-нибудь или о чем-нибудь.
33. Свидание с начальником меня нервирует.
34. Я чаще, чем другие, занимаюсь самоанализом.
35. Иногда я чувствую невозможность преодоления трудностей.
36. Иногда я беспокоюсь по несуществующей причине.
37. Иногда я боюсь вещей и людей, которые на самом деле не могут мне повредить.
38. Мне не хватает уверенности в себе.
39. Я не люблю сталкиваться с трудностями и принимать важные решения.
40. Иногда я чувствую себя беспомощным человеком.
Ключ к опроснику Тейлора
Каждый пункт заносится на отдельную карточку.
Испытуемому предлагают внимательно прочесть карточки и выбрать те, которые его характеризуют.
Среди 40 пунктов 6 из них являются критериями надежности (лжи) - 5, 10, 15, 20, 25, 30. Если с четырьмя и более утверждениями этих пунктов испытуемый выразит согласие (отложит карточки), то все ответы считаются ненадежными и пользоваться результатами данного испытания нельзя. Уровень тревожности считается высоким, если количество карточек с утверждениями которых согласился испытуемый, составляет 16 и больше (т.е. коэффициент надежности составляет 16 и больше). Из этого количества карточек вычитаются карточки с ненадежными ответами, если они там оказались. Чем ниже коэффициент, тем ниже уровень тревожности.
Высокий коэффициент тревожности характерен для эмоционально неустойчивых людей (для психопатов он достигает 37), которые не могут адекватно оценить ситуацию, особенно аварийную, обеспечить высокую надежность действий в таких условиях.
Людей, у которых коэффициент тревожности равен 16 и больше, не рекомендуется использовать при работе на пожаре в непригодной для дыхания среде.
Приложение 9 к Правилам
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
1. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?
2. Не находите ли Вы, что Вам трудно ответить “нет”?
3. Если Вы обещаете что-то сделать, всегда ли Вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это Вам или нет)?
4. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
5. Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?
6. Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной(ным) незнакомкой(цем)?
7. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?
8. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать и говорить?
9. Легко ли Вас обидеть?
10. Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?
11. Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?
12. Часто ли Вы мечтаете?
13. Часто ли Вас беспокоит чувство вины?
14. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
15. Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
16. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
17. Вы иногда сплетничаете?
18. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?
19. Бывают ли у Вас сердцебиения?
20. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
21. Всегда ли бы Вы платили за провоз багажа на транспорте, если не опасались проверки?
22. Раздражительны ли Вы?
23. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?
24. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
25. Часто ли Вам снятся кошмары?
26. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
27. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
28. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?
29. Легко ли Вы обижаетесь, когда люди указывают на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?
30. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
31. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
32. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
33. Страдаете ли Вы от бессонницы?
Ключ к опроснику Айзенка
Данная методика используется для выявления уровня нейротизма.
“Нейротики” отличаются нестабильностью, неуравновешенностью нервно-психических процессов, эмоционально-психологической неустойчивостью и лабильностью вегетативной нервной системы, легко возбудимы. Для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, склонность к пессимизму, нерешительность.
Из 33 вопросов на карточках 24 предназначены для выявления нейротизма и 9 - для контроля достоверности ответов.
Оценивают характер, а не умственные способности.
Оценку производят следующим образом.
1. Карточки NN 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33 с ответом “да” свидетельствуют о нейротизме, с ответом “нет” - об эмоциональной стабильности.
Если карточек с ответом “да” больше 12 - нейротизм, если карточек с ответом “да” 12 и меньше - эмоциональная стабильность.
2. Карточки NN 3, 14, 21 с ответом “да” и карточки NN 7, 10, 17, 24, 28, 31 с ответом “нет” свидетельствуют о необъективности ответов возможной устойчивости или несостоятельностью самооценки.
Если показатель оценки эмоциональной стабильности (нейротизма) равен 12 и меньше, испытуемый эмоционально устойчив, уравновешен. С учетом положительных результатов оценки других психофизиологических показателей он признается пригодным к работе на пожарах в непригодной для дыхания среде.
Приложение 10 к Правилам
Обследуемому предлагаются 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо найти правильные ответы. Фиксируется количество правильных ответов и выражается в процентах.
ТЕСТ БЕННЕТА
Задание 1.
При каком способе удержания молотка удар будет сильнее?
А-Б-Одинаково
Задание 2
Какой из проводов необходимо подсоединить к оборванному, чтобы лампочка светила?
А - Б - Оба
Задание 9
В каком направлении движется пожарный рукав, который держит пожарный?
А - Б - Назад
Задание 10
Если шестеренчатый насос подает жидкость в направлении, указанном стрелкой, то в каком направлении вращаются шестерни?
А - Б - Безразлично
Ключ к тесту Беннета
Тест для выявления технического мышления.
Обследуемому предлагают 10 рисунков с вариантами ответов. Необходимо выбрать правильный ответ, который обследуемый считает правильным. Подсчитывается процент правильных ответов и оценивается по шкале, приведенной в приложении 14.
Правильные ответы:
Б | |
Б | |
В | |
Б | |
Г | |
А | |
Б | |
А | |
Б | |
Б |
Приложение 11 к Правилам
1. Работоспособность. Определение понятия, теоретические аспекты
В "Словаре физиологических терминов" (1987) работоспособность определена как «потенциальная способность человека на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы" (с. 304). Вместе с тем, каким бы простым ни представлялось определение работоспособности, обращает на себя внимание неоднозначность его трактовки в работах различных авторов. Так Г. Леман (Lehmann, 1967) определяет работоспособность как "тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек". Из этого следует, что работоспособность - максимально выявленная возможность работать. В то же время измерить работоспособность, заставив человека выполнять работу до крайних пределов, практически невозможно. Возникает вопрос, какую часть своей работоспособности захочет и сможет он использовать на работу? Эту реализованную часть Г. Леман обозначает как "работоготовность".
В. П. Загрядский и А. С. Егоров (1971) считают, что работоспособность - это способность к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Оба определения по существу сориентированы на характеристики деятельности как на критерии работоспособности. Вместе с тем ряд авторов (Г. П. Конради, А. Д. Слоним, В. С. Фарфель и др.) выступили против попыток поставить количество выполняемой работы во главу угла при суждении о работоспособности, хотя они и признавали, что кривая работы - один из важнейших показателей общего рабочего состояния организма.
В некотором смысле противоположную точку зрения на работоспособность дает Е. П. Ильин (1968). Работоспособность - состояние систем организма, их готовность проявлять максимум своих возможностей. Здесь работоспособность трактуется как характеристика резервов организма, обусловливающих работоготовность.
Попыткой объединить эти точки зрения можно считать определение работоспособности, данное по ГОСТу 21033-75: "Работоспособность человека-оператора - свойство человека-оператора, определяемое состоянием физиологических и психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени" (с. 3).
Очевидно, что практически каждое из приведенных определений работоспособности только в той или иной степени отражает различные стороны рассматриваемого явления.
В самом общем виде слово "работоспособность" означает способность работать или способность выполнять работу. Представляется необходимым уточнить понятия "способность" и "работа". К. К. Платонов определяет способность как "возможность соответствия определенному функционированию", в данном случае к выполнению работы. Следует отметить, что в этом определении способность рассматривается как потенция функционирования, а не как само функционирование. Вместе с тем очевидно, что получить представление о имеющейся потенции мы можем только в процессе ее реализации, т. е. в процессе самого функционирования.
Понятие "работа" в обыденной речи употребляется чрезвычайно многозначно. Как обозначение физической категории оно несет в себе смысл определенных энергетических трат. Употребляемое как синоним понятия "деятельность" - означает осознанную целесообразную работу. При этом в нем получает отражение единство физического и психического. Слово "работа" нередко употребляется вместо понятия "труд", и тогда оно содержит социально-экономический смысл.
Таким образом, обобщая все сказанное, можно констатировать, что понятие "работоспособность" должно отражать следующие стороны рассматриваемого явления:
а) максимальные (предельные) возможности организма выполнять ту или иную конкретную деятельность;
б) "физиологическую стоимость" работы или цену, которую организм должен "уплатить" за возможность осуществления той или иной конкретной деятельности;
в) активационные возможности, обеспечивающие выход из состояния оперативного покоя на требуемый уровень мобилизации функций;
г) отдаленные последствия вызываемых работой физиологических сдвигов для здоровья, определяющие сохранение способности к данной работе в течение всего общественно-необходимого периода трудовой деятельности.
Этим требованиям в целом отвечает определение работоспособности как величины функциональных резервов организма, которые без ущерба для состояния здоровья могут при условии достаточного уровня мотивации быть реализованы в требуемый объем работы заданного качества.
Следовательно, работоспособность человека определяется многими физиологическими и психологическими факторами, а так же степенью их соответствия количественным и качественным характеристикам выполняемой деятельности.
Одним из важнейших факторов работоспособности является величина функциональных резервов организма, т. е. выработанной в процессе эволюции адаптационной способности организма в целом во много раз усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с состоянием относительного покоя. Физиологические резервы обеспечиваются анатомо-физиологическими и функциональными особенностями строения организма (наличие парных органов, значительное усиление деятельности внутренних органов, высокая резистентность клеток и тканей организма к различным внутренним изменениям условий их функционирования и т. д.). Наличие хороших физиологических резервов позволяет человеку в ряде случаев переносить без отрицательных последствий и при сохранении высокой работоспособности воздействие экстремальных факторов, величины которых значительно превышают принятые предельно допустимые уровни или концентрации. Различие данных о пределах устойчивости здорового человека к воздействию необычных факторов, составляющих специфику его профессиональной деятельности, в значительной степени объясняется различным диапазоном физиологических резервов у отдельных людей.
Одной из важнейших составляющих частей физиологических резервов организма являются психофизиологические особенности человека, в той или иной степени, влияющие на успешность его профессиональной деятельности. Среди них центральное место занимают основные свойства нервной системы, которые в одних профессиях могут определять относительную, а в других абсолютную профессиональную пригодность. В случаях, когда требования профессии к основным свойствам нервной системы не слишком высокие, некоторая недостаточность таких свойств может в определенной мере компенсироваться за счет вырабатывания индивидуального стиля деятельности. В этом случае говорят, что основные свойства нервной системы определяют относительную профессиональную пригодность человека.
Если профессия предъявляет к основным свойствам нервной системы жесткие требования, то в этом случае некоторая недостаточность таких свойств не может быть компенсирована индивидуальным стилем деятельности, и тогда говорят, что основные свойства нервной системы определяют абсолютную профессиональную пригодность. Такие профессии отличаются тем, что требуют экстренной и высшей мобилизации профессионально необходимых качеств, характеризуются поступлением большого объема информации, предусматривают действия специалиста в экстремальных ситуациях и т. д.
В. Д. Небылицын, изучая теоретические основы "оперативной надежности" человека, под которой он понимал способность устойчиво поддерживать оптимальные рабочие параметры (работоспособность, бдительность, помехоустойчивость) в течение определенных промежутков времени и при различных сложных условиях, отмечал, что такая надежность существенно зависит от индивидуальных проявлений основных свойств нервной системы и в первую очередь - от силы по отношению к возбуждению и функциональной подвижности нервных процессов.
2. Краткая характеристика методики
Методика Э. Ландольта относится к группе корректурных тестов. В литературе можно найти различные подходы к оценке диагностической направленности данной группы тестов. Многие авторы рассматривают их как методы диагностики различных параметров внимания, другие - как методы определения психомоторного темпа. А некоторые авторы считают корректурные тесты методами выявления состояния работоспособности человека, его утомляемости и других трудовых качеств.
В данном случае тест Э. Ландольта используется в соответствии с третьей из описанных диагностических направленностей, т.е. для диагностики работоспособности.
Методика Э. Ландольта представляет собой невербальный тест достижений. Суть задания состоит в дифференциации стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени. Методика может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная со школьного возраста.
Надежность и валидность методики диагностики работоспособности, созданной на основе теста Э. Ландольта, определялись в ходе специального исследования, в котором принимали участие курсанты и слушатели Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. Для проверки надежности методики определялся коэффициент линейной корреляции между результатами тестирования, полученными при первом исследовании и при втором, проводившемся через 1 - 6 месяцев после первого. В связи с тем, что на результаты исследования существенное влияние оказывает уровень активации, учитывались данные только тех испытуемых, у которых не было выявлено значимых различий по характеристикам уровня активации при первом и втором исследованиях (по индексу напряжения вариационной пульсометрии, частоте пульса, величине артериального давления, активационному компоненту кожно-гальванического рефлекса, квазиустойчивой разности потенциалов головного мозга, вегетативному балансу, уровню работоспособности, величине ситуационной тревоги). Коэффициенты корреляции при этом условии составили: для показателя средней величины продуктивности теста (Р т) 0.832±0.033; для скорости переноса информации (S) 0.87б±0.039; для показателя средней величины точности теста (А т) 0.766±0.021; для коэффициента выносливости (К р) 0.755±0.023. Все коэффициенты вычислялись при уровне значимости р<0.01.
Для определения валидности методики по показателю К в качестве внешнего критерия использован коэффициент теппинг-теста, характеризующий динамическую выносливость двигательной сенсорной системы. Коэффициент корреляции составил 0.725±0.042 (р<0.05).
При оценке валидности методики по показателям Р т и S результаты тестирования сопоставлялись с показателем, оценивающим время центрального переключения по разности между латентным периодом реакции выбора и латентным периодом простой сенсомоторной реакции (по методике Ю. Б. Гиппенрейтер). Коэффициенты корреляции составили 0.671±0.011 (р<0.05) и 0.755±0.020 (р<0.05) соответственно.
Прогностическая валидность теста в целом оценивалась по методике полярных групп. Внешним критерием в этом случае служили результаты реальной деятельности или объективно регистрировавшиеся изменения показателей физиологических и психофизиологических функций, по которым рассчитывалась физиологическая "стоимость" деятельности.
Таблица 1
3. Процедура тестирования и обработки результатов
Перед началом тестирования обследуемому выдается Бланк с кольцами. Задание состоит в том, чтобы с максимальной скоростью просмотреть Бланк и зачеркнуть в нем кольца с определенным положением разрыва. Бланк лежит перед обследуемым той стороной, на которой снизу расположена Пробная строка.
ИНСТРУКЦИЯ обследуемому звучит следующим образом: "На бланке имеется набор колец с разрывом в одном из восьми направлений: на 13, 15, 17, 18, 19, 21, 23 и 24 часа, если ориентироваться на циферблат часов. Вы должны последовательно слева направо просматривать строки бланка, не пропуская ни одной, и зачеркивать кольца с разрывом на 15 (12) часов. Найдите внизу бланка Пробную строку. Зачеркните, пожалуйста, для тренировки все кольца Пробной строки, имеющие разрыв на 15 (12) часов". Обследуемый заполняет Пробную строку, экспериментатор проверяет правильность работы и продолжает инструкцию: "Через каждые 2 минуты я буду подавать команду "Черта", по которой Вы должны поставить вертикальную черту за последним просмотренным к этому моменту кольцом и, не останавливаясь, продолжать работу дальше. По истечении 10 минут я подам команду "Стоп", по которой Вы подчеркнете последнее просмотренное кольцо. Работать надо как можно быстрее, но вместе с тем безошибочно. Задайте, пожалуйста, возникшие у Вас вопросы. Во время работы никаких вопросов задавать нельзя". После ответов на вопросы экспериментатор просит перевернуть Бланк, подписать его, затем подает команду "Начали" и включает секундомер.
Бланки с результатами теста обрабатываются с помощью специальных Ключей, которые совмещаются с Бланками при помощи маркеров. Экспериментатор помечает на Бланке не вычеркнутые (пропущенные) и неправильно вычеркнутые кольца.
Затем подсчитывает и заносит в Бланк фиксации результатов следующие показатели:
1. Q - общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы.
2. N - число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты.
3. M - число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты. Для упрощения подсчета М целесообразно использовать Ключ, так как на нем указано количество колец с данным расположением разрыва в каждой строке.
4. А=M-N/М - показатель точности работы за каждые 2 минуты.
5. Р = А*Q - показатель продуктивности работы за каждые 2 минуты.
6. S= 0,5436*QT-2,807*NT/600 – показатель скорости переработки информации.
Q т - общее количество просмотренных колец за 10 минут;
N T - число пропущенных и неправильно зачеркнутых колец за 10 минут;
600 секунд - время выполнения теста;
0.5436 - средняя величина информации каждого кольца;
2.807 - величина потери информации, приходящаяся на одно кольцо.
7. Рт - показатель средней продуктивности за 10 минут.
8. Кр = Р1 – Р5 *100%- коэффициент выносливости
P1 - продуктивность за первые 2 минуты;
Р5 - продуктивность за последние 2 минуты;
Р т - средняя продуктивность, за 10 минут.
9. А т - показатель средней точности за 10 минут.
10. Т а = А1 – А5/Ат*100%- коэффициент точности
A1- точность за первые 2 минуты;
A5 - точность за последние 2 минуты;
А т - средняя точность за 10 минут.
11. Рmах - Рmin - амплитуда колебаний продуктивности.
12. Для характеристики надежности работоспособности по показателям продуктивности и точности следует построить графики, на оси абсцисс которых наносят время выполнения теста с шагом 2 минуты, по оси ординат – соответствующую моменту измерения величину продуктивности или точности.
4. Интерпретация результатов
Приступая к интерпретации результатов, прежде всего, необходимо четко осознавать, что в данном случае мы измеряем работоспособность нервного субстрата (нервной системы), т. е. базовую, первичную работоспособность, лежащую в основе любой деятельности. Особенности этой базовой работоспособности проявляются в нашем исследовании косвенно, через деятельность, суть которой состоит в восприятии и переработке информации в соответствии с определенными правилами. На какое "волевое усилие" способна нервная система человека, как долго она может работать, не уставая, от этого будут зависеть эффективность и стиль не только профессиональной деятельности, но и всей жизнедеятельности человека в целом.
4.1. Интерпретация количественных показателей работоспособности
Статистические данные, необходимые для интерпретации отдельных показателей работоспособности, были получены на выборке 628 человек в возрасте от 18 до 35 лет.
4.1.1. Показатель скорости переработки информации (S)
Косвенно характеризует функциональную подвижность нервной системы. Функциональная подвижность нервной системы -это скорость распространения нервных импульсов, а также их взаимного превращения (скорость смены возбуждения торможением или наоборот). Скорость движения нервного импульса имеет прямое отношение к условнорефлекторной, поведенческой деятельности. Скорость распространения процессов по нейронным комплексам коры определяет такую интегральную характеристику мозга, как скорость центральной переработки информации и скоростные параметры процесса принятия решения.
Рассчитанная по формуле величина S может быть переведена в стандартные баллы по следующей шкале:
10 баллов - высокая скорость переработки информации (высоко подвижные);
8-9 баллов - скорость переработки информации выше среднего (подвижные);
4-7 баллов - средняя скорость переработки информации (подвижные);
<4 баллов - низкая скорость переработки информации (инертные).
4.1.2. Показатель средней продуктивности (Р т)
Продуктивность - это количество работы (информации), выполненной (переработанной) в единицу времени.
Показатель Р т имеет тесную корреляционную связь с показателем S (0.891 при р<0.01). Поэтому при отсутствии необходимости точной оценки результатов теста по скорости переработки информации можно ориентироваться на продуктивность (Р т), оценивая ее по следующей шкале:
> 330 - высокий уровень продуктивности;
250-330 - уровень продуктивности выше среднего;
150-250 - средний уровень продуктивности;
< 150 - низкий уровень продуктивности.
Таким образом, лица с высоким уровнем функциональной подвижности нервной системы обладают высокой скоростью протекания мыслительных процессов, процессов переработки информации, что составляет основу для их высокой продуктивности, способности выполнять большое количество работы в единицу времени. Описанные особенности будут способствовать успешности деятельности этих людей в тех профессиональных сферах, где решающим является фактор скорости. Они смогут выполнять рабочие операции в повышенном темпе, будут более успешны при выполнений сложных алгоритмических операций, особенно скоростных.
Лица с инертной (<4 баллов) нервной системой со скоростной работой справляются плохо. Индивидуальный стиль деятельности, направленный на компенсацию недостаточной подвижности, может состоять в использовании различных подготовительных и профилактических приемов, позволяющих выполнять отдельные скоростные операции. Но в целом инертность нервной системы ограничивает возможности формирования скоростного двигательного навыка, что является прямым противопоказанием для обучения профессиям, связанным с высоким двигательным темпом (водители, машинистки, радиотелеграфисты, телефонисты, работа на конвейере и т. д.).
Инертность нервной системы может стать причиной неуспеваемости в школе, если данная особенность ребенка не учитывается и он вынужден работать в общем, слишком быстром для него, темпе. Таким детям необходим индивидуальный темп учебной деятельности для полного раскрытия имеющихся у них способностей.
Люди с инертной нервной системой всегда "проигрывают" в скоростных ситуациях. Проявить свои сильные стороны (способности, умения, навыки и др.) они могут только в спокойной обстановке: действуя в своем, соответствующем их нейрофизиологическим особенностям темпе.
4.1.3. Коэффициент выносливости (Кр)
Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня продуктивности (Рт) без признаков утомления, снижающего скорость деятельности. Косвенно характеризует силу нервного возбудительного процесса, выносливость нервных клеток к длительному действию раздражителя.
Коэффициент выносливости Кр оценивается по следующей шкале:
< 0% - высокий уровень выносливости;
0-15% - средний уровень выносливости;
> 15% - низкий уровень выносливости.
Лица с высоким уровнем выносливости длительное время сохраняют выявленный уровень продуктивности, т. е. скоростные характеристики деятельности без утомления. Как правило, они проявляют большую устойчивость к помехам в деятельности, можно предположить также их большую надежность в критических ситуациях (наличие опасности, большой поток информации и др.), но это требует дополнительной проверки.
Лица с низким уровнем выносливости быстро устают и снижают продуктивность работы. Наиболее эффективно они смогут работать в условиях довольно стабильной по содержанию деятельности с умеренной интенсивностью поступления информации. Их индивидуальный стиль деятельности, позволяющий компенсировать низкую выносливость, может состоять в многократном кратковременном отдыхе в течение дня, до наступления сильного утомления. Кроме того, лица рабочих специальностей могут компенсировать низкую выносливость более экономным характером движений, формированием обобщенного представления о "главном звене" деятельности, т. е. ее основном схематическом рисунке, что позволяет наиболее рационально распределять кратковременные передышки во время работы для восстановления работоспособности.
4.2. Интерпретация качественных показателей работоспособности
4.2.1. Показатель средней точности (А т)
Определяет способность человека к безошибочному выполнению деятельности. Косвенно характеризует дифференцированное торможение в центральной нервной системе.
Показатель средней точности работы оценивается по следующей шкале:
> 0.95 - высокий уровень точности;
0.90-0.94 - уровень точности выше среднего;
0.80-0.89 - средний уровень точности;
< 0.79 - низкий уровень точности.
4.2.2. Коэффициент точности (Т а)
Определяет способность человека к длительному поддержанию выявленного уровня точности (А т) без признаков утомления, снижающего безошибочность работы.
Как и К р, коэффициент точности характеризует выносливость человека, но с точки зрения поддержания безошибочности деятельности.
Коэффициент точности оценивается по следующей шкале:
колебания точности в пределах 5% - не учитываются;
падение точности на 5-15% - умеренный, допустимый уровень изменений;
падение точности более чем на 15% - значительные изменения, нарастание утомления.
Лица, склонные допускать в силу своих нейрофизиологических особенностей большое количество ошибок, наименее эффективны будут в деятельности, предъявляющей повышенные требования к точности работы (вождение транспорта, операторская деятельность, бухгалтер, кассир, налоговый инспектор, статистик, метролог, корректор, редактор, картограф, чертежник и другие профессии типа "Человек - Знаковая информация").
Очевидно, что индивидуальный стиль деятельности (трудовой, учебной), позволяющий скорректировать недостаточную точность, должен включать обязательную проверку выполненных частей работы.
4.2.3. Показатель надежности
Определяет вероятность поддержания заданной эффективности деятельности в течение заданного времени.
Для определения надежности рекомендуется построить графики продуктивности и точности работоспособности. Анализ характера изменений продуктивности в процессе выполнения задания и сопоставление ее с динамикой точности позволяют вынести заключение о надежности работы и наличии признаков утомления.
Опишем некоторые критерии оценки надежности:
ВЫСОКАЯ НАДЕЖНОСТЬ
1) незначительная амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin < 50 единиц) при высоком уровне точности работы (А т ≥ 0.90);
2) средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin = от 50 до 100 единиц) при высокой точности (А т ≥ 0.90) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к высокой".
СРЕДНЯЯ НАДЕЖНОСТЬ
1) низкая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin < 100 единиц) при среднем уровне точности работы (А Т = 0.80-0.89);
2) высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin > 100 единиц) при высоком уровне точности работы (А т ≥ 0.90).
НИЗКАЯ НАДЕЖНОСТЬ
1) высокая или средняя амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin > 50 единиц) или волнообразные ее изменения при низком уровне точности (А т < 0.80);
2) даже при незначительной амплитуде колебаний продуктивности (Рmах - Pmin < 50 единиц) низкий уровень точности (Ат < 0.80) позволяет интерпретировать надежность работы как "ближе к низкой";
3) высокая амплитуда колебаний продуктивности (Рmах - Pmin > 100 единиц) при среднем уровне точности (Ат = 0.80-0.89).
При этом во всех описанных вариантах уровень продуктивности работы Р т не имеет значения.
Таким образом, амплитуда колебаний продуктивности оценивается следующим образом:
Рmах - Pmin > 100 единиц - высокая амплитуда колебаний;
Рmах - Pmin = от 50 до 100 единиц - средняя амплитуда колебаний;
Рmах - Pmin < 50 единиц - незначительная амплитуда колебаний.
Амплитуду колебаний точности можно оценить по следующей шкале:
колебания в пределах одного диапазона оценки точности (в зависимости от
показателя средней точности А т;
например, А т = 0.95,
А за каждые 2 минуты работы -
в диапазоне от 0.90-0.94) - незначительные;
колебания в пределах двух диапазонов оценки точности - умеренные;
колебания в пределах трех-четырех диапазонов оценки точности - значительные.
Типовые соотношения изменений продуктивности с динамикой точности представлены вариантами 1-5.
Вариант 1
После кратковременного повышения продуктивность стабилизируется, практически не изменяясь до окончания работы. Аналогично уровень точности после кратковременного снижения (или без него) остается постоянным в течение всей работы. Это свидетельствует о надежности работоспособности обследуемого при высоком или среднем уровне точности работы (А т > 0.80). При этом уровень продуктивности Рт не играет роли. Даже в случае Рт < 150 мы будем иметь дело с надежной работой на низком уровне продуктивности.
Вариант 2
После некоторого снижения уровень продуктивности постепенно повышается, достигая своего максимума на 6-8 минутах работы. К окончанию работы продуктивность несколько падает, оставаясь выше первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может быть выше среднего уровня (Рmах -Pmin < 100 единиц). Кривая точности постепенно снижается, но ее колебания не превышают умеренного уровня изменений. При этом общая точность работы должна быть средней (А т = 0.80-0.89). Такое сочетание показателей свидетельствует о средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности к концу работы отражает появление Признаков утомления.
Вариант 3
Резкое скачкообразное повышение продуктивности в начале работы быстро сменяется постепенным или резким снижением. К окончанию работы продуктивность достигает первоначального уровня. При этом амплитуда колебаний продуктивности не может превышать средний уровень (Рmах - Pmin < 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются значительными колебаниями точности и ее снижением к концу работы ниже первоначального уровня. При среднем уровне общей точности работы (Ат = 0.80-0.89) подобное сочетание показателей свидетельствует о средней, умеренной надежности работоспособности обследуемого. Снижение кривых продуктивности и точности, а также выраженные колебания обоих показателей отражают нарастание признаков утомления.
Вариант 4
После кратковременного повышения продуктивности (либо без него) начинается ее прогрессирующее падение. К концу работы продуктивность опускается ниже первоначального уровня. Амплитуда колебаний продуктивности высокая (Рmах - Pmin > 100 единиц). Описанные изменения продуктивности сопровождаются незначительными колебаниями уровня точности. При среднем или низком уровне общей точности работы (А т < 0.90) такое сочетание показателей свидетельствует о низкой надежности работоспособности обследуемого. Постоянное падение продуктивности, которое начинается практически в начале работы, при среднем или низком уровне точности отражает раннее развитие признаков утомления.
Вариант 5
Выраженные колебания продуктивности и точности на протяжении всей работы позволяют сделать вывод о низкой надежности работоспособности обследуемого, независимо от того, будут ли рассчитанные по формулам показатели общей продуктивности и точности работы высокими, средними или низкими.
Примечание. Шаг по шкале Р - 50 единиц.
Следует иметь в виду, что построенные кривые характеризуют колебания продуктивности и точности работы обследуемого непосредственно в процессе выполнения задания теста. Для более точной пролонгированной характеристики изменений продуктивности, точности и надежности можно предъявлять обследуемому тест в различные периоды рабочего дня, по крайней мере, дважды: до начала работы и после ее окончания. В этом случае изменения продуктивности и точности оцениваются следующим образом:
колебание показателя Р т или А т в пределах 5% - не учитываются;
ухудшение показателя Р т или А т на 5-15% - умеренные, допустимые;
ухудшение показателя Р т или А т на 16-19% - выраженное утомление;
ухудшение показателя Р т или А т более чем на 19% - переутомление.
4.3. Интегральная оценка уровня работоспособности
Интерпретация описанных частных показателей работоспособности характеризует ее качественное своеобразие составляет наиболее ценную информацию для психологических выводов и заключений. Кроме того, сочетание отдельных показателей позволяет ориентировочно судить об интегральном уровне работоспособности обследуемого.
Таблица 2
Сочетания отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как высокую
Продуктивность | в | вср | В | в | в | вср | вср | вср | в | в | в | в | вср | вср | вср |
Выносливость | в | в | Вср | в | в | вср | в | в | вср | в | вср | вср | в | вср | вср |
Точность | в | в | В | вср | в | в | вср | в | вср | вср | в | вср | вср | вср | в |
Надежность | в | в | В | в | вср | в | в | вср | в | вср | вср | вср | вср | в | вср |
Таблица 3
Сочетание отдельных показателей, позволяющие ориентировочно оценить работоспособность обследуемого как низкую.
Продуктивность | н | с | н | н | н | с | н | н | н | с | с | вср | в | н | н | н | н |
Выносливость | н | н | с | н | н | с | с | н | с | н | с | н | н | в | вср | н | н |
Точность | н | н | н | с | н | н | с | с | н | н | с | н | н | н | н | вср | в |
Надежность | н | н | н | н | с | н | н | с | с | с | н | н | н | н | н | вср | в |
Обозначения: в – высокий уровень, вср – уровень выше среднего, с – средний уровень, н – низкий уровень.
Сочетание показателей, не вошедшие в Табл. 2 и 3, будут свидетельствовать о среднем уровне работоспособности обследуемого.
4.4. Характеристика личностных и трудовых качеств обследуемого по показаниям работоспособности
Формулировка предположений о личностных и трудовых качествах обследуемого требует опыта работы с методикой и применения определенной схемы для анализа личности. Одна из таких схем разработана Хосковцев (6). В соответствии с ней, на основании результатов теста можно выделить четыре группы обследуемых:
1. С хорошими количественными (продуктивность) и качественными (точность) результатами работы.
Хорошая результативность по обоим параметрам позволяет предположить у обследуемого силу воли, хорошее внимание, способность к длительному сосредоточению, хорошую саморегуляцию и умение владеть собой, внутреннюю дисциплину.
2. С хорошими качественными и слабыми количественными результатами работы.
Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на безошибочность работы. В данном случае можно предположить наличие у обследуемого таких личностных особенностей как добросовестность, старательность, терпеливость, чувство ответственности и, возможно, склонность к пунктуальности.
3. С хорошими количественными и слабыми качественными результатами работы.
Такое сочетание параметров свидетельствует об ориентации преимущественно на высокую скорость, результативность работы. Это позволяет предположить у обследуемого такие личностные черты как импульсивность, самоуверенность, трудовой энтузиазм, а также, возможно, легкомысленность и поверхностный характер.
4. Слабые количественные и качественные результаты работы.
Общую неудачу демонстрируют люди, которые, скорее
всего, не способны к волевому усилию, неаккуратны, внутренне неуравновешенны, неуверенны в себе, тревожны. Иногда это может быть связано с заниженными интеллектуальными способностями.
Методика диагностики работоспособности широко применяется в психологии труда и военной психологии для профессионального отбора, распределения и психологического сопровождения (помощь в формировании индивидуального стиля деятельности) персонала. Также она может быть применима и в других областях: педагогической, клинической, консультативной психологии и др.
Необходимо специально отметить, что выявленные с помощью методики психофизиологические параметры работоспособности необходимо интерпретировать с учетом мотивационного аспекта работоспособности. Высокая продуктивность, выносливость, точность, надежность работы, доступные обследуемому в соответствии с его психофизиологическими особенностями, могут не проявиться в реальной профессиональной или учебной деятельности, если она не мотивирует обследуемого своим содержанием, материальным вознаграждением, т. е. не является для него мотивационно значимо.
1. Обработайте результаты теста с помощью ключей, при этом подсчитайте и занесите в рабочую тетрадь (с.27-29) следующие показатели:
· Q - общее количество колец, просмотренных за каждые 2 минуты работы;
· N - число пропущенных и неправильно вычеркнутых колец за каждые 2 минуты;
· M - число колец, которые следовало вычеркнуть за каждые 2 минуты.
1. Вычислите показатели точности работы (А) и продуктивности работы (P) за каждые 2 минуты;
2. Вычислите показатель скорости переработки информации (S);
3. Вычислите показатель показатель средней продуктивности (Рт) и показатель средней точности (А т) за 10 минут;
4. Вычислите коэффициент выносливости (Кр) и коэффициент точности (Т а);
6. Подсчитайте амплитуду колебаний продуктивности (Рmах – Рmin);
7. Постройте графики для характеристики надежности работоспособности по показателям продуктивности и точности (ось абсцисс - время выполнения теста с шагом 2 минуты, ось ординат - соответствующая
моменту измерения величина продуктивности или точности).
8. Проинтерпретируйте полученные качественные показатели работоспособности (показатель средней точности, коэффициент точности, показатель надежности), интегральную оценку уровня работоспособности, сравните индивидуальные графики с графиками типовых соотношений изменений продуктивности с динамикой точности, посмотрите характеристику личностных и трудовых качеств по показаниям работоспособности;
9. Напишите заключение.
9. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики «пиктограмма»
Данная методика относится к числу наиболее распространенных, причем она позволяет получить достаточно обширные сведения, касающиеся не только особенностей наглядно-образного мышления, но и особенностей эмоционального состояния испытуемых, направленности их сознания, личностных свойств. Это позволяет использовать методику для самых разнообразных целей, например при арт-терапии, оценке межличностных отношений, при установлении иерархических ценностей.
Методика была предложена отечественным нейропсихологом А. Р. Лурией в 1936 г. Вначале эта методика предназначалась только для клинических испытаний, но ее простота и информативность до сих пор позволяют расширять сферу ее применения.
Сущность методики состоит в передаче какого-либо вербально обозначенного понятия через его образ. Само название - пиктограмма - обозначает рисуночное письмо, когда предметы, события и действия обозначаются Рисунками или условными знаками. Это характерно для неграмотных людей, детей, некоторых народностей, например американских индейцев, некоторых народностей нашего Севера. Иногда такой способ коммуникации признается самым эффективным в некоторых службах, например УВД, где достаточно скрупулезно конструируются различные типы запрещающих или разрешающих знаков. Испытуемому не дается никаких ограничений по поводу полноты и содержания образа, так же как и по поводу используемых материалов: цвета, размера, времени. Все же для удобства проведения учебного эксперимента можно порекомендовать испытуемым придерживаться определенного порядка выполнения задания в виде таблицы (табл. 7.6.1).
Таблица 7.6.1
Расположение экспериментальных данных по методике ²Пиктограмма²
При обработке экспериментальных данных учитывают не только показатели всех четырех критериев, но и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.).
Для получения основных экспериментальных результатов студенты обмениваются тетрадями и экспертным способом оценивают пиктограммы. Самый важный критерий - это критерий адекватности. Иногда для оценки достаточно одного рисунка, иногда необходимо получить дополнительные сведения у его автора. В случае обоснованности связи между предложенным понятием и его пиктограммой эксперт ставит знак «+», при отсутствии связи - знак «-». Норма характеризуется высокими показателями по критерию адекватности - от 70 % и выше.
Спустя некоторое время после выполнения задания - обычно через 15-20 мин - эксперт проверяет способность испытуемого восстановить список исходных понятий по его собственным пиктограммам. Обычно для этого закрывается список понятий, и испытуемому в случайном порядке предлагается восстановить их. Если испытуемый использовал для передачи разных понятий одни и те же пиктограммы, он допускает ошибки и всевозможные неточности типа синонимии, сокращения сложного понятия, перепутывания. Как и первый критерий, второй критерий - восстанавливаемости понятий спустя отсроченный период - в норме достаточно высок, от 80% и выше. По этому показателю можно судить о роли памяти в мышлении. Некоторые исследователи считали ее роль столь важной, что, например, Блонский определял ум даже как память, т. е. он в мышлении ориентировался прежде всего на запоминаемость признаков.
Третий критерий - конкретность-абстрактность - также оценивается экспертом по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Если это соответствие максимально конкретно (например, веселый праздник изображается в виде застолья с конкретными гостями и сервировкой стола), то эксперт оценивает пиктограмму в 1 балл. Если же образ носит достаточно абстрактный характер (например, тот же веселый праздник изображается в виде ряда восклицательных знаков), то пиктограмма оценивается в 3 балла. Могут быть и смешанные образы, которые трудно отнести к крайним типам. В таком случае они получают оценку в 2 балла. Экспертные оценки далее суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
Четвертый критерий - стандартность-оригинальность пиктограмм - также оценивается экспертом, во-первых, по своему субъективному представлению, и, во-вторых, по степени совпадения образов у разных испытуемых. Совпадения уже говорят о стандартности выполнения задания, и такие пиктограммы получают низший балл, равный 1. Уникальные, не повторяющиеся пиктограммы получают оценку в 3 балла, промежуточные варианты получают оценку, равную 2 баллам. Результаты суммируются и подсчитываются средние данные, которые в норме соответствуют величине в 2 балла.
Как уже указывалось ранее, по методике «пиктограммы» можно получить сведения и более широкого характера, сводящегося не только к оценкe наглядно-образного мышления, но и, например, направленности сознания, межличностным предпочтениям, эмоциональному состоянию испытуемого.
1. Занесите результаты диагностики в рабочую тетрадь (с. 30-31);
2. Для обработки данных обменяйтесь тетрадями и оцените пиктограммы экспертным способом по всем четырем критериям, также учтите и процедурные вопросы (легкость выполнения задания, эмоциональное отношение к нему, потребность в более широком пространстве и пр.);
4. Напишите заключение.
Методика «Кольца Ландольта» является универсальным средством, которое можно применять для изучения внимания людей разного возраста: от детей пяти-шестилетнего возраста до взрослых людей, получая сравнимые и преемственные показатели. Настоящая методика представляет собой модификацию корректурной пробы Б. Бурдона и основана на кольцах французского офтальмолога Ландольта (Е. Landolt).
I.3.1. Определение продуктивности и устойчивости внимания
Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и при использовании корректурной пробы Бурдона–Анфимова. Кольца Ландольта желательно предъявлять величиной примерно равной высоте строчной буквы. Время выполнения задания - 5 минут.
Для оценки устойчивости, распределения и переключения внимания можно использовать один и тот же бланк с кольцами Ландольта, обращаясь при каждом новом задании к той его части, которая при выполнении прежнего задания осталась незаполненной (можно, например, продолжать просматривать бланк или перевернуть его на 180°). Обработка и анализ результатов осуществляется так же как и в методике «Корректурная таблица Бурдона–Анфимова».
Оснащение эксперимента. Бланк «Кольца Ландольта» (прил. 1.4), либо бланк колец Ландольта в модификации Глазова (прил. 1.5), секундомер, протокол, ключ.
Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (как варианты «на 9 часов» или «на запад») (или в другом определенном месте) и зачеркивать их. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».
Обработка. При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных и вычеркнутых испытуемым, а также количество ошибок, допущенных в процессе работы, как за исследуемые временные промежутки работы, так и за все время, в течение которого продолжался психодиагностический эксперимент.
Объем зрительной информации (V, бит) рассчитывают по формуле:
V=0.5936∙N, где
N - общее количество просмотренных знаков, 0.5936 - средний объем информации, приходящийся на один знак (бит).
Скорость переработки зрительной информации (или показатель продуктивности и устойчивости внимания) (Q, бит/с) рассчитывается по формуле:
t - время выполнения задания (с); Р - количество пропущенных знаков; О - количество ошибочно или неправильно зачеркнутых знаков; V - объем зрительной информации (бит) за время t (с); 2.807 бита - потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак.
В процессе обработки результатов вычисляют показатели Q как за исследуемые интервалы времени, так и за все время работы. По полученным результатам строится график выполнения задания. Остальные показатели вычисляют так же, как и в корректурной пробе Бурдона–Анфимова. По полученным результатам строят графики. Необходимо отметить, что об устойчивости внимания в данной методике можно также судить по динамике скорости переработки информации (Q).
Интерпретация. Средние значения показателей объема зрительной информации (V) и скорости ее переработки (Q) у школьников разного возраста при использовании не модифицированного варианта колец Е. Ландольта представлены в следующей таблице:
Возраст (лет)
Показатель Q можно оценить и в баллах по следующей шкале:
Для взрослых нормой скорости переработки информации считается Q=1.6±0.16.
I.3.2. Оценка распределения внимания
Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный слева (разрыв на 9 часов), и такие, у которых разрыв расположен сверху (разрыв на 12 часов) (или другие варианты расположения разрывов), и зачеркивать их. При этом первое кольцо следует зачеркивать справа налево, а второе - слева направо (или другими способами). По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу».
Обработка. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же как в корректурной пробе Бурдона–Анфимова, разделе 1.3.1.
Методические рекомендации. Процедура ведения опыта такая же, как и в разделе 1.3.1. Опыт желательно провести в две серии, т. к. в этом случае, на основании изменения количества ошибочных действий (пропуски и неправильно зачеркнутые знаки), можно будет также оценить уровень эмоциональной устойчивости испытуемого.
Инструкция: «Будьте внимательны и работайте как можно быстрее. Вам необходимо внимательно, просматривая кольца по рядам слева направо, вычеркивать в каждой строчке такие кольца, как первое кольцо в каждой строчке. По команде «Черта!» поставьте вертикальную черту в том месте бланка, где Вас застала эта команда и продолжайте работу до команды «Стоп».
Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, но выполнять его необходимо значительно лучше, чем предшествующее».
Обработка. С целью оптимизации обработки в данном опыте на пустом (шаблонном) бланке можно вырезать те кольца, которые необходимо искать испытуемому. Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как в разделах I.1. (корректурная проба Бурдона–Анфимова) и I.3.1, а также с помощью номограммы (рис. 1).
Рис. 1. Номограмма для оценки результатов к методике, описанной в разделе 1.3.2 (Опыт 2)
Замечание. Необходимо отметить, что результаты, полученные при исследовании внимания по методикам данного раздела, указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.
I.3.3. Оценка переключения внимания
Оснащение эксперимента. Бланк (прил. 1.4, 1.5), секундомер, протокол, ключ.
Инструкция: «В течение первой минуты Вы должны будете находить и зачеркивать справа налево кольца, разорванные слева (или с другой ориентацией разрыва), а в течение следующей минуты слева направо - кольца, разорванные сверху (или с другой ориентацией разрыва), и так далее по очереди в течение всех пяти минут».
Обработка. Обработка, представление и интерпретация результатов те же самые, что и в предыдущих методиках, причем к данному опыту в равной степени относится замечание, касающееся предыдущего эксперимента.
Бурдон
Назначение теста
Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Описание теста
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.
Инструкция к тесту
«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».
Примечание: возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.
Тестовый материал
Бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаБланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона
Детский бланк к методике - Корректурная проба, Тест БурдонаДетский бланк к методике - Корректурная проба, Тест Бурдона
Примечание: инструкция к детскому бланку (там где листики и домики) Корректурной пробы (Тесту Бурдона) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.
Обработка результатов теста
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных незачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным по казателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).
Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.
Тест зрительной и слуховой памяти .
Тест зрительной и слуховой памяти. Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.
Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря. Первая серия: горшок, осел, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, голова, буфет, роза, паровоз, кресло, флаг, петух, ножницы, зонтик, ваза, корова, диван, голубь, часы, старик, очки, лампа, нога, пианино. Вторая серия: ракушка, кровать, труба, груша, метла, коза, букет, трамвай, пила, стул, мальчик, молоток, бутылка, подвода, ра. сческа, пушка, дерево, яблоко, книжка, шляпа, дом, собака, скамейка, дверь, чашка, река, печь, скрипка, портсигар, конь. После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструкция сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.
При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.
Другие публикации на тему данной статьи:
- Диагностика развития внимания у детей
- Развитие внимания у детей (игры и упражнения)
- Ошибки по невнимательности
- Проблемы внимания
Корректурные таблицы (кольца Ландольта) применяются для исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.
Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.
Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:
В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.
По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.
Оценка распределения внимания .
Инструкция, которую в этой методике получают дети, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Тот же самый стимульный материал используется и в этом опыте. Однако в этом случае детям предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим.
Процедура количественной обработки и способ графического представления результатов такие же, как и в предыдущей методике, но результаты интерпретируются как данные, свидетельствующие о распределении внимания.
Замечание. Если говорить строго, то эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.
Определение объема внимания.
Эта методика используется в том виде, в котором она была представлена ранее. То же самое относится к школьникам более старшего возраста - подросткам и юношам.
Оценивается объем внимания ребенка по десятибалльной шкале. Мы располагаем данными о том, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 единиц. Для детей старшего дошкольного и младшего возрастов нижняя его граница - 3 единицы, вероятно, остается такой же, как и для взрослых людей. Что же касается верхней границы, то она определенно зависит от возраста, т. к. внимание в детстве, в том числе и его объем, развивается. Для старших школьников и младших школьников верхняя граница нормы внимания приблизительно равна возрасту детей, если она не превосходит средний объем внимания взрослого человека. Так, средний объем внимания 3-4-летних детей приблизительно составляет 3-4 единицы, а средний объем внимания 4-5-летних - 4-5 единиц, соответственно 5-6-летних - 5-6 единиц. Примерно на последних из указанных уровней средний объем остается у детей, обучающихся в двух первых классах школы, а затем несколько повышается, достигая к 3-4 классам примерно той величины, которая характерна для взрослых людей.
В соответствии с этим устанавливается следующая шкала перевода экспериментальных показателей объема внимания детей в принятую десятибалльную шкалу:
10 баллов - объем внимания, равный 6 единицам и выше.
8-9 баллов - объем внимания, составляющий 4-5 единиц.
4-7 баллов - объем внимания, равный 2-3 единицам.
0-3 балла - объем внимания меньше 2 единиц.
Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.
Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы.
Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.
Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.
Работоспособность – базовая психофизиологическая характеристика субъекта. Она определяется особенностями центральной нервной системы человека и сама, в свою очередь, определяет весь стиль жизнедеятельности.
Высокая работоспособность является наиболее важным и универсальным психологическим качеством, обеспечивающим успешность практически любой целенаправленной деятельности. Для оценки работоспособности часто используют корректурные тесты. Один из них - тест Э. Ландольта.
Тест Э. Ландольта позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.
Методика незаменима при решении задач, связанных с диагностикой работоспособности, в таких областях, как:
Педагогика – оценка утомляемости, индивидуальных особенностей внимания, скорости переработки информации; оказание помощи в формировании индивидуального стиля учебной деятельности, расчет оптимальной учебной нагрузки;
Профконсультирование – помощь в выборе профессии;
Менеджмент – отбор и оценка персонала (прежде всего, менеджеров среднего и высшего звена);
Спорт – прогноз выносливости при значительных физических нагрузках, выбор вида спорта с учетом психофизиологических особенностей человека;
Вооруженные силы – отбор кандидатов, способных к четким и адекватным действиям в кризисных опасных ситуациях, в условиях дефицита времени и информации, значительного нервного и физического напряжения.
В комплекте теста Ландольта:
Методическое руководство
Бланк ответов
Бланк фиксации результатов
Ключи для ручной обработки результатов
Тест предназначен для работы с детьми начиная с младшего школьного возраста и взрослыми. Время проведения 7-10 мин. Форма проведения индивидуальная/ групповая
Возраст от 7 лет.
Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.
Диапазон применения
Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.
Оборудование
1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.