Цель: Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Способствовать развитию познавательной активности. Развивать любознательность, воображение.
Задачи: Расширять представления детей о химических свойствах окружающего мира. Познакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, растворение и т.д.). Развивать навыки исследования, умения анализировать наблюдаемые явления, формулировать выводы. Закреплять опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.
Материал: две картины зима и лето, парафин, лед, плитка, металлическая кружка, таз с холодной водой.
Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, они сегодня посмотрят, как мы с вами будем играть.
Повернись налево к другу
Левую дай руку другу
Шаг назад, и два – вперед!
Влево – вправо поворот!
Покружимся, повернемся
Снова за руки возьмемся.
Три шага вперед, дружок
Станет тесным наш кружок!
Покружились, потолкались
Повернулись, разбежались!!!
Вижу, Вы, готовы, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся в нашу лабораторию, которую создали в нашей группе.
— Что такое лаборатория?
Мы будем лаборантами.
— Кем, вы будете? (лаборантами).
Чтобы начать проводить опыты. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
- Внимательно слушать старшего лаборанта.
- Не шуметь, не мешать, друг другу выполнять, все задания.
- Соблюдать правила безопасности.
Приготовились: « 1,2,3,4,5
Вокруг себя верчусь, в лаборанта превращусь».
Внимание на монитор посмотрите, какие герои в лаборатории сегодня у вас в гостях.
Как, зовут этих героев? (Винни – пух, пятачок)
Что же сегодня приготовили для вас эти замечательные герои «Диснея», сейчас и начнем узнавать.
Также интересный материал по экспериментально – опытнической деятельности:
Воспитатель. Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да) . Тогда слушайте.
Дел у меня немало – я белым одеялом
всю землю укрываю, в лед реки превращаю,
белю леса, поля, дома, а зовут меня… (Зима)
Как хорошо, привольно жить!
Играй — и некуда спешить!
Устал на улице играть —
Иди купаться, загорать. —
Всё в мире солнышком согрето,
Пришло оно, настало …!
Ответ (Лето)
Скажите, зима сразу превратится в лето?
Нет, сначала зима, потом будет весна, а затем лето.
Весной бывает холодно? (да) А тепло бывает? (да)
Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна – это зима и лето одновременно: иногда холодно – но чаще? (тепло). Светит солнце, снег и лед начинают таять. Все теплее и теплее на улице. А потом, наступает? (лето). После лета, наступит? (осень). Осенью все холоднее и холоднее даже скажут нам об этом наши гости, но иногда еще бывает тепло. Значит осень – это уже не лето, но и ещё, ни зима. Осень это и зима и лето одновременно.
А что, бывает зимой? (снег, лед)
Лед, какой? (холодный, твердый и т.д.).
Пройдите, пожалуйста, к столам, возьмите кусочек льда. Как только вы его взяли, что происходит? (начал таять).
От чего так происходит? (от теплоты рук).
Попробуйте сломать?
Возьмите лед и посмотрите через него на свой палец?
Что скажите своим друзьям, лед какой? (лед прозрачный)
Молодцы! Теперь возьмите рядом на тарелочке другой кусочек.
Они похожи? Что это такое вы знаете? Может, быть, знают ваши друзья?
Не знаете, а знаю – это парафин (хоровое и индивидуальное повторение).
Какой парафин? (твердый, непрозрачный и т.д.)
Как вы думаете, может ли парафин стать жидким.
Давайте вспомним: что мы делали со льдом, чтобы он превратился в воду? (нагревали).
А как нагревали? (ладошками)
Пробуйте, нагреть парафин ладошками, получается? (нет)
Скажите, руки у вас горячие? (теплые)
Верно, теплые. Почему же тогда парафин не тает? Кто скажет?
Дети: мало тепла, руки не достаточно горячие.
Как же нам быть. Если руками не получается. Может, есть что – то, что может быть еще горячее?
Дети: солнце, плита.
Ну, солнце на улице, а вот плита у нас есть. Она очень горячая!
Дети: нагревать.
Отлично, давайте нагреем парафин, а чтобы он не пролился, поместим его в железную кружку. Дети наблюдают за плавлением парафина, пока он не растает.
— Что теперь в кружке?
Дети: жидкость
— А откуда взялась жидкость, кто объяснит нашим друзьям?
Дети: Парафин после нагревания стал жидким.
Молодцы! Предлагаю отдохнуть. В круг скорее дружно встанем.
Разминка
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгаем на месте
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь итог!
Ребята, теперь вы знаете, что твердое может превратится в жидкое.
— как сделать, чтобы он опять стал твердым?
Дети: охладить.
Правильно, чтобы жидкий, горячий парафин стал твердым его нужно охладить.
Как это сделать? Вы знаете?
Высказывания детей.
Нужно взять холодную воду и влить туда горячий парафин.
— Что происходит с жидкостью?
Дети: Стала остывать, поменяла цвет, собралась в одно целое.
Умнички, все, верно, предлагаю потрогать парафин, каким стал.
Дети: Был парафин жидким, теперь стал твердеть.
Вывод: Горячее нагревает – холодное остужает.
Сейчас будем играть в игру, которую для вас приготовили наши друзья Винни – пух и пятачок называется «Твёрдое – жидкое». Если предмет «твердый», то приседаете и руками обхватываете колени, а если «жидкий» — встаете и поднимаете руки вверх.
Например: (брусок – вода; кирпич – чай; камень – молоко; лед – сок; пенал – коктейль; и т.д.).
Молодцы. Ребята!
Время наше подошло к концу. Нам пора возвращаться в группу, скажем нашим друзьям до свидания, до новых встреч. Произнесем наши слова: «Вокруг себя повернись и в ребенка превратись».
Подробности Опубликовано: 01.12.2016 17:57Программное содержание:
Оборудование:
Ход занятия:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Ответы детей.
Физминутка «Превращение»
Вывод: в стакане был воздух.
Программное содержание:
- развивать представления детей о свойствах воздуха;
- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.
Оборудование:
игрушка - Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Предварительная работа:
подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».
Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости Незнайке. А вот и он. Почему ты такой грустный?
Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. (на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)
Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.
Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .
Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?
Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .
Воспитатель: Вот, видишь Незнайка какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Ответы детей.
Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)
Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)
Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)
А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?
(Дети предлагают свои варианты) .
Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.
Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? (ответы детей)
Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.
Что находится внутри пакетов? (воздух)
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты) .
Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!
Физминутка «Превращение»
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)
А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!
Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)
Если вы его не видите, значит, он какой?
Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .
Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.
А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?
Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .
Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.
Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает воздух.
Вывод: в стакане был воздух.
Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.
Вывод: и в бутылке есть воздух.
Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на поднос и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки - воздух)
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)
Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)
Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)
Вывод: без воздуха мы не можем дышать.
Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?
Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.
Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Незнайке. Давайте мы ему покажем, как можно рисовать с помощью воздуха и красок.
Воспитатель показывает, как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.
Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают Незнайке, что у них получилось
Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются.) После занятия дети надувают мыльные пузыри.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 1.
Конспект НОД
по экспериментированию с водой в старшей группе
тема: «Свойства воды».
подготовила:
воспитатель старшей группы
Дайбова Елена Владимировна
Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.
Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
1. Образовательные:
1. Ознакомление детей со свойствами воды:
Отсутствие цвета и запаха;
Отсутствие вкуса;
Отсутствие собственной формы;
Прозрачность;
Вода может растворять вещества,
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
2. Воспитательные:
Развивать социальные навыки:
1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;
2. Отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту;
3. Прививать бережное отношение к воде.
3. Развивающие:
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Используемые технологии: проектор, технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии (физминутка) .
Предварительная работа.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
3. Наблюдение за состоянием воды во время прогулок.
Материал (на каждого ребенка) : 4 пронумерованных стакана, 2 чайные ложки, сахар, пластилин, полоски бумаги разных цветов, различные емкости.
Что изменилось в раздевалке?
Кто ходит в таких халатах?
А хотите на время стать учёными?
Итак, мы с вами учёные. Сделали серьёзный вид и заходим в группу.
Вы тоже заметили, что мы сегодня не одни? У нас гости, да это совсем не гости, а журналисты. Что делают журналисты? (пишут статьи), но прежде чем написать статью о нас, они должны взять интервью. Сейчас они нам зададут несколько вопросов.
1. Меня льют, меня пьют, всем нужна я. Кто я такая?
Ответ:
вода
2. Можно ли пить воду океанов, морей? Почему?
Ответ: нет, потому что она соленая
3. Какая вода пригодна для питья?
Ответ: пресная
4. Как вы считаете, запасы пресной воды ограничены или безграничны?
Ответ: ограничены
5. Вода, в которой растворены моющие средства.
Ответ: мыльная
6. Вода после размораживания.
Ответ: талая
Молодцы! Вы кое – что знаете о воде, но это ещё не всё, Вода обладает многими свойствами. О которых, вы и не догадываетесь! А хотите узнать, как можно больше о воде?
Ребята, посмотрите, что это такое? слайд №3
Это глобус.
А что такое – глобус?
Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Именно такой видят нашу Землю космонавты во время полёта.
А какого цвета на глобусе больше всего?
(- Синего, голубого)
Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
(- Животным, растениям, человеку)
Правильно, без воды нет жизни на земле.
А как в вашей семье используют воду? слайд №5
Как мама использует воду?
(- Готовит, стирает, поливает растения)
А как вы используете воду?
(-Пьём, умываемся)
Молодцы.
Совершенно верно (обобщение с показом слайдов)
«Если руки ваши в ваксе, слайд №6
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама слайд №7
Ни готовить. Ни стирать,
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
чтобы плыли корабли,
чтоб варились кисели,
чтобы не было беды –
жить нельзя нам без воды».
Вода необходима всему живому на земле. слайд №8
А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода
(ответ дублируется показом слайда)
1. Лежало одеяло, мягкое, белое. слайд №9
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2. Мост, как синее стекло слайд №10
Скользко, весело, светло. (Лед)
3. Пушистая вата плывет куда-то. слайд №11
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
4. Течет, течет – не вытечет, слайд №12
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
5. Люди ждут меня, зовут, слайд №13
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Молодцы, ребята! Давайте поговорим слайд№14
о трех состояниях воды.
1. Жидкое состояние.
В виде чего вода встречается в жидком состоянии?
В виде дождя, капельки, росы, ручейка.
(работа на доске)
2. Газообразное состояние.
В виде чего вода встречается в газообразном состоянии?
В виде пара, облака, тумана.
(карточки на доску)
3. Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода - это жидкость. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Что случится с водой? Она перейдёт из жидкого состояния в твёрдое.
В виде чего вода встречается в твёрдом состоянии?
(карточка на доску)
Вспомнить конкурс «Зимняя клумба». слайд №15
Красили воду
Заливали в форму
Заморозили
А сейчас я предлагаю немного размяться
Физминутка (мнемотаблица) слайд №16
Что там чудится в тумане?
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (Приседания.)
Ну а мы сейчас пройдёмся
И домой к себе вернёмся
Ну раз мы с вами сегодня учёные, скажите мне, чем же они занимаются?
слайд №17
Дети, а как вы думаете, где учёные проводят свои опыты?
А у вас есть желание, побывать в лаборатории и провести несколько опытов, чтобы больше узнать информации о воде?
Мы команда – «Любознайки»,
Наш девиз: «Хотим все знать!»
Сто вопросов нам задай-ка,
Мы готовы отвечать!
слайд №18
И так, вход в лабораторию открыт! А чтобы всё получилось в лаборатории нужно соблюдать правила:
(дети сами по мнемотаблице рассказывают правила) говорю про лист наблюдений).
1. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
2. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.
3. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.
4. Содержи свое рабочее место в чистоте.
5. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А выводы я предлагаю делать в листе наблюдений. (картинку с правильным ответом обводим маркером)
А если вдруг что - то станет не понятно, что нужно сделать? (спросить)
слайд №19
А сейчас я предлагаю всем желающим пройти в нашу лабораторию. Располагайтесь поудобней, я беру стул, мне так удобно.
ОПЫТ 1: вода не имеет цвета. (молоко, вода, цветные полоски)
А теперь обратите внимание.
Что стоит на ваших столах?
Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.
Что налито в стаканчиках?
Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?
Каким они цветом?
А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.
Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды.
Есть у воды цвет? Как вы думаете?
Так, что мы можем сказать о воде?
Какая она, если она не имеет цвета?
Вывод : вода бесцветная слайд №20
ОПЫТ 2: вода прозрачная. (то же самое и ложки)
У каждого из вас есть чайные ложечки. Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком.
Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с молоком?
Видно ли ложку в стакане с водой?
Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
Вывод : вода прозрачная слайд №21
(Отмечаем в листе наблюдений вывод).
ОПЫТ 3: вода не имеет вкуса. (то же самое, пробуем)
А давайте, мы с вами попробуем молоко, какой у него вкус?
Какой вкус у воды?
Вывод : вода не имеет вкуса слайд №22
(Отмечаем в листе наблюдений вывод).
ОПЫТ 4: вода не имеет запаха. (то же самое, нюхаем)
Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?
(вспомнить как пахнут цветы, апельсин)
Вывод : вода не имеет запаха слайд №23
(Отмечаем в листе наблюдений вывод).
ОПЫТ 5: вода не имеет формы. (кубик, формочки)
Ребята, что у меня в руке? Какую форму он имеет?
(Кладу его везде) - меняет форму кубик?
Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода? А вам интересно?
Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?
Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Вывод : вода не имеет форму слайд №24
(Отмечаем в листе наблюдений вывод).
ОПЫТ 6: вода – растворитель (№3, №4, карточка – схема)
Для этого опыта нам понадобятся стаканчики под номером 3 и 4 и карточка схема. Посмотрите внимательно на схему, там нарисована последовательность выполнения опыта. (прошу…. рассказать, что он делал)
Сахар растворился в воде. Вода является слайд №25
растворителем для сахара.
А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду положить кусочек пластилина, он также исчезнет, как сахар?
Предлагаю взять пластилин с моего стола и добавить в стакан №4. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с пластилином в воде?
Пластилин не растворилось в воде: он лежит на дне стакана.
Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, пластилином, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод : вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других – нет.
(Отмечаем в листе наблюдений вывод).
Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода
Вы, слыхали о воде? слайды № 26,27,28,29,30,31
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране .
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Действительно, без воды, невозможно жить на земле. Мы с вами сейчас для себя сделали несколько открытий. Что вода в природе обладает какими свойствами? (прозрачная, без вкуса и запаха). Вот именно такая вода и нужна всему живому на Земле. А если вдруг она поменяла свои свойства, стала ужасно пахнуть, стала мутной, появился неприятный вкус, что случилось с водой? (загрязнили).
Пригодна она для питья?
А чтоб у нас было достаточно чистой воды, что нам нужно делать? (воду надо беречь и охранять, вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).
Что позволило нам побольше узнать о свойствах воды?
Какой опыт для вас было самым трудным? (больше всего понравился?)
- …какие опыты с водой вы хотели бы ещё провести? (настроить на дальнейшую работу)
(хвалить каждого отдельно)
Наши опыты закончены, можете взять свои листы наблюдений, они вам могут ещё пригодиться.
И опять на нашем пути журналисты.
Вопросы журналистов. слайд №32
Давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились, что же положим в наш сундучок знаний? (смотрят на свои листы наблюдений)
1. Назовите три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное)
2. Расскажите нам, с какими свойствами воды вы познакомились? (не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, прозрачная, является растворителем для некоторых веществ).
3. Важно ли то, что вы сегодня узнали? Пригодится вам это в жизни?
Спасибо за интервью, мы уверены, что из вас получатся настоящие учёные, которые сделают много открытий.
Предварительный просмотр:
Воспитатель с детьми заходит в группу. Здороваются с гостями.
Ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Чей это шарик? Откуда он взялся тут? (ответы детей)
Что ты говоришь? Твой хозяин оставил нам послание?
(включаю запись)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут профессор Почемушкин. Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха? Я оставил вам свою тетрадь для записи исследований. Надеюсь, вы поможете мне ее заполнить. В конверте с вопросительным знаком все вопросы, которые меня интересуют.
Ребята поможем профессору Почемушкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед! (да)
(надеваем халат, шапочки)
Все, теперь мы с вами ученые. У нас есть лаборатория. А что такое лаборатория (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории.
Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Итак, приступаем к работе.
Опыт №1. «Как поймать воздух?»
Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (он пуст)
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.
Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (в нём нет воздуха)
Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Воздух невидим, бесцветный, прозрачный (даю картинку подсказку для таблицы)
Опыт №2. «Воздух внутри нас»
Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это? (соломинки)
Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Ой, что это? (пузырьки)
А что они делают? (пузырьки поднимаются наверх)
Почему? (ответы детей)
Мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Вывод: Воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри нас.
Но как он к нам попадает? (мы его вдыхаем через нос)
Конечно! Все люди дышат через нос (картинка к таблице)
Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? (мыльные)
Опыт №3 «Мыльные пузыри» Воздух принимает форму емкости, в которой он находится.
Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло? (воздух)
Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Ребята, скажите мне, воздух имеет форму? (нет)
Вывод: Воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится (картинки в таблицу)
Опыт № 4. «Кораблики» (воздух передвигает предметы)
(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)
Что делают кораблики? (стоят на месте)
А теперь давайте подуем, что делают кораблики? (плавают)
Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут.
Вывод: Воздух может передвигать предметы (картинка)
Опыт №5 «Коробочка с секретом» Воздух переносит запахи.
Скажите, а у воздуха есть запах? Вдохните (запаха нет). Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Они передаются воздухом, и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке? Закрываем глаза и по запаху узнаем.
Вывод: воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи (карточка)
Заполняем таблицу.
Воздух бесцветный и прозрачный. Находится внутри нас и вокруг нас. Не имеет свою форму. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни.
Вот мы с вами и заполнили тетрадь для профессора Почемушкин. А что это за конверт. Я думаю, что профессор нам все объяснит.
Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся (Давайте)
Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.
Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность.
Цель: Прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи по образовательным областям:
«Познание»
Развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы;
«Социализация»
Умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
«Безопасность»
Закрепить правила безопасности при проведении опытов
«Коммуникация»
Развитие самостоятельности у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы
Предварительная работа: чтение стихотворений о воде, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов), наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы), предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды.
Активизировать словарный запас: прозрачная, бесцветная, жидкая, жидкость, без запаха.
Оборудование: звуки в записи, магнитная доска с изображением схемы свойств воды
Материалы: белые халаты, символы свойств воды на доске, салфетки, для каждого ребенка: три пластиковых стакана, с водой, молоком, пустой; камушки, по кусочку лимона на блюдце.
Ход занятия: 1 часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать:
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение Н. Рыжовой
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В лужи, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: - Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим о воде, узнаем много нового, а так же повторим то, что знаем.
В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.
Внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, сделать вывод.
В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим
Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.
Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)
Посмотрите, ребята, это схема свойств воды, результаты наших опытов мы будем отмечать вот такими символами. На доске: три схемы (вода прозрачная, вода жидкая, чистая вода не имеет запаха).
2 часть Экспериментальная
Опыт 1. «Вода прозрачная» (на определение прозрачности и цвета воды).
Воспитатель: - Ребята, перед вами стоят 2 стакана. Скажите что в них налито? (Молоко и вода.)
Положите в оба стакана камушек. Сравните их, что заметили? В каком стакане видны камни, а в каком нет? Как вы думаете, почему в стакане с молоком камень не виден, а в стакане с водой – виден?
Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.
Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ прозрачности воды)
Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнём.
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.
Пальчиковая игра «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Опыт 2. «Вода жидкая, она льется»
Воспитатель: - ребята, вернемся в нашу лабораторию и продолжим наши опыты с водой, чтобы узнать еще одно интересное свойство воды. Перед Вами два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая). Правильно вода жидкая, ее можно перелить, разлить, вода имеет свойство растекаться, поэтому воду называют – жидкостью. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, ее можно переливать из стакана в стакан, её называют жидкостью.
Отметим результат нашего опыта.
Опыт 3. "У воды нет запаха"
Воспитатель: - Мы с Вами уже выяснили, что вода не имеет цвета, что вода жидкая, а теперь попробуем выяснить, имеет ли чистая вода запах. Перед вами один стакан с чистой водой, понюхайте чистую воду, чем пахнет чистая вода? А теперь, в другой стакан с водой положите кусочек лимона, понюхайте и почувствуйте запах, чем пахнет вода с лимоном (лимоном). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Вывод: чистая вода не имеет запаха, вода может пахнуть лишь, тем, что в нее положили.
Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ)
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на получившуюся таблицу. Расскажите, какие свойства воды мы сегодня открыли в нашей лаборатории. Вода прозрачная, сквозь неё видны все предметы. В спокойном состоянии вода отражает предметы. Чистая вода не имеет запаха. Воду можно перелить, разлить потому что она жидкая, а еще воду называют жидкостью.
Релаксация «Ходят капельки по кругу»
Закрыли глазки. Представим, Я мама Тучка, а вы детки – Капельки, и нам пора отправляться в путь. Капельки наши прыгают, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе. Встретились ручейки и стали большой речкой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой - пребольшой океан перестраиваются. Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Сейчас я сосчитаю до 3 и вы откроете глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Воспитатель: молодцы, ребята вы справились со всеми заданиями.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила смайлики, но они разные. Посмотрите все.
Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость)
Если вам сегодня было легко на занятии, вы справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика.