Татьяна Донская
Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры . Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности , мы развиваем общую музыкальность ребенка , его музыкальные способности (ладовое чувство , музыкально -слуховые представления, чувство ритма ).
Об актуальности говорит и тот факт, что в последние годы появилось множество новых программ по дошкольному образованию . Новые, современные программы по музыкальному воспитанию определяют разные подходы к организации педагогического процесса в ДОУ, сочетая традиционные и инновационные способы музыкального воспитания . Это в том числе и «Ритмическая мозаика » , и «Топ, хлоп, малыши» (автор Анна Иосифовна Буренина, г. Санкт - Петербург, направленных на всестороннее гармоничное развитие детей соответствующего возраста.
Объект исследования– музыкально -педагогический процесс в ДОУ
Предмет исследования : музыкально- ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников
Целью нашей работы явилось раскрытие содержание музыкально- ритмических движений в развитии чувства ритма у дошкольников
Задачи, которые мы для себя определили, заключались в следующем :
1. Изучить психолого-педагогический аспект развития музыкально- ритмических способностей детей дошкольного возраста ;
2. Изложить общую характеристику ;
3. Охарактеризовать ритмический слух как основу музыкальности ;
4. Изложить формирование дошкольного возраста
5. Разработать практическую часть
Методы исследования : теоретический анализ учебной, научной, музыкальной и справочной литературы, анализ практического материала по теме исследования, апробация практического материала.
Данная работа имеет практическую направленность. Практическую значимость имеют рекомендации для воспитателей, студентов-практикантов, родителей.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении раскрывается актуальность, цели, задачи исследования, объект, предмет, значение музыки и движения в жизни ребенка .
В теоретической части излагается общая характеристика музыкально- ритмической деятельности дошкольников . Раскрывается ритмический слух как основа музыкальности , формирование музыкально- ритмических навыков в процессе музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Практическая часть содержит методику обучения музыкально- ритмическим движениям детей старшей группы, этапы разучивания , а также конспекты занятий по развитию чувства ритма у дошкольников в музыкально- ритмических движениях .
На основании теоретического анализа методической, учебной, музыкальной литературы , а также периодических изданий, музыкальных программ и методических материалов мы пришли к выводу о том, что :
чувство ритма развивается , прежде всего, в музыкально- ритмических движениях , соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки . Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности . Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении , совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки . Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей , музыкального восприятия , а не только обучению двигательным навыкам.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики :
1) музыкально- ритмические упражнения ; 2) танцы, пляски, хороводы; 3) музыкальные игры .
Хотелось бы подробнее остановиться на следующих видах музыкально- ритмических движений- танцы , пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы : зафиксированные и свободные.
К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений , и педагог точно следует ей при обучении :
Детям очень понравился танец «Птицы белые» , который я разучивала с детьми старшей группы. Моя задача состояла в том, чтобы дети красиво, в характере музыки выполняли плавные движения . Впоследствии этот танец мы показывали на фестивале «Музыкальная капель » и празднике, посвященному Дню Победы.
Детский «бальный танец» (условное определение, включает разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения . Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа) .
Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями . Например, хоровод «Веснянка» , который мы исполняли на празднике «Широкая Масленица» .
Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста : легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т . д.
Родители принимают активное участие в разучивании и исполнении танцев, которые мы показываем на праздниках («Выпускной- 2015» - танец девочек с папами, 8 марта – танец девочек с мамами, «Выпускной – 2016» - танец мальчиков с мамами)
К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети.
Свободные пляски, носят творческий характер. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.
На празднике, посвященному Дню защитника Отечества дети исполняли пляску моряков под композицию «Граница» Л. Агутина, 8 марта - танец на песню «Бабушки-старушки» В. Добрынина,
Музыкальная игра как разновидность игровой деятельности в детском саду - важный метод музыкального развития .
Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки) . Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» дети должны образно выполнять движения , характерные для данных персонажей : вкрадчивый, легкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением зайца.
В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки , текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений.
Не менее интересны для детей игры и пляски с использованием различных атрибутов (флажки, ленты, деревянные ложки и т. п.)
При рассмотрении вопроса о возрастных возможностях дошкольников в музыкально- ритмической деятельности , мы отметили, 3-4 лет : проявляют яркие эмоции при восприятии музыки контрастного характера. Дети 4-5 лет с желанием исполняют музыкально- ритмические движения , передают в движении характер музыки .
Дети 5-7 лет исполняют различные виды основных движений , откликаются движениями тела на музыку разного характера , овладевают движениями , используя их в танцевальных композициях.
Изучая вопрос о методах и приемах, используемых педагогом при разучивании музыкально- ритмических движений мы выделили три этапа. И пришли к выводу о том, что у каждого этапа свои задачи, методы и приемы все они взаимосвязаны между собой.
Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку ; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений .
В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений . В программе «Ритмическая мозаика » , «Топ, хлоп, малыши» широко представлена, например, русская народная музыка , разнообразная по своему характеру : напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель» , «Прялица» и др., легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем» , «Как на тоненький ледок» , «Заинька» и др., задорная, плясовая («Ах, вы, сени» , «Я на горку шла» и др.).
Таким образом, рассмотрев вопросы теории, мы пришли к следующему выводу : развитие у детей интереса к музыкально – ритмическим движениям будет способствовать музыкальному воспитанию и развитию дошкольника , если в процессе этого будут решаться следующие задачи :
Учить детей целостно воспринимать музыку ,
Необходимо использовать на занятиях индивидуальный подход к каждому ребенку, т. е. проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно дается освоение навыками и умениями
Учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовать движения с их характером ,
Учитывать специфические особенности народной музыкальной культуры
Применять на занятиях музыки наглядный материал , дидактические пособия, направленные на усвоения ритмических навыков ;
-развивать художественно-творческие способности у детей старшего возраста;
Воспитывать самостоятельность в проявлении знаний в процессе музыкально- ритмических движений ,
Использовать нетрадиционные формы работы не только на занятиях музыкой , но и вне занятий.
Практическая часть наших исследований содержит в себе методические рекомендации для родителей по развитию чувства ритма у детей . Эту информацию мы размещаем на стенде «Музыкальный уголок » . Позвольте зачитать несколько выдержек.
Слушайте музыку
Она улучшает настроение, способствует эмоциональному развитию .
Ребенок с конца первого - начала второго года жизни с удовольствием слушает детские песенки и инсценировки детских сказок. Уже в этом возрасте можно приучать малыша слушать классическую музыку .
Чаще включайте музыку в детской комнате . Она может сопровождать любые занятия ребенка, но позаботьтесь, чтобы звук был приглушенным.
Учите ребенка воспроизводить мелодию хлопками, постукиванием, пением
Если малыш еще не научился самостоятельно выполнять задание, хлопайте его ручками, взяв их в свои руки; отстукивайте ритм или дирижируйте его рукой.
Поощряйте движения под музыку . Очень хорошим подспорьем в этом виде деятельности может послужить программа А. Бурениной «Топ, хлоп, малыши» . (показать «Зашагали ножки» )
Устройте парад, маршируя и стуча в барабаны. Организуйте домашний оркестр из игрушечных музыкальных инструментов или кухонной утвари. Меняйте темп движений (то быстрее, то медленнее)
Инсценируйте детские потешки, песенки, стихи (показать) :
"Непослушный дождик" (для детей от 3 лет)
Дождик - кап! Дождик - кап!
То сильней, то тише. (ударять указательным пальцем одной руки по ладони другой) .
Не стучи, не стучи,
Не стучи по крыше! (грозить пальцем)
Непослушный какой! (укоризненно покачать головой) .
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (поманить руками) .
И в тепле погрейся! (положить ладони на плечи, скрестить ладони на груди
Также практическая часть содержит материал по разучиванию игр, плясок, хороводов. После апробации некоторых игр, потешек, песен с движениями я пришла к выводу о том, что в ходе освоения репертуара, дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением .
В своих исследованиях мы пытались раскрыть содержание ритмики как средства музыкального воспитания и развития дошкольника . Изучили 25 литературных источников, составили рекомендации для родителей, апробировали практический материал и пришли к выводу о том, что в наш информационный век дети и взрослые увлечены компьютерными играми, Интернетом, телевидением и т. д., мало времени отводят занятиям спортом, активному отдыху. Вследствие чего у каждого второго ребенка наблюдается искривление позвоночника, ослабленное зрение и слух, а так же некоторые психические расстройства. Порой дети не знают элементарного - героев русских народных сказок, игр, хороводов, их больше интересуют герои Диснея - роботы, чудовища, пауки и т. д.
Занятия ритмикой в детском саду позволяют нам смотреть на музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях как на важный процесс развития детей . Цель работы достигнута, задачи решены.
Спасибо за внимание!
Развитие музыкально ритмических движений детей дошкольного возраста
Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководительМесто работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области
Описание материала: Данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования.
Цель: углубление и дифференциация восприятия музыки, её образов и формирования на этой основе у детей дошкольного возраста навыков выразительного движения.
Задачи: формировать красивую осанку и навыки выразительного движения детей дошкольного возраста;
развивать творческие способности детей.
" Танец - это мать всех искусств. Музыка и поэзия существуют во времени, живопись и архитектура в пространстве. Но танец живет одновременно во времени и пространстве" К. Закс
Музыкально ритмическая деятельность особенно привлекательна для дошкольников. Ритмика прекрасно развивает творческое воображение, овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка, координация, улучшается осанка.
Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости и точности.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо раньше начинать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
Музыкально ритмические движения развивают образное мышление потому что музыка способствует созданию новых образов. В таком творческом процессе педагог вместе с детьми обсуждает эти образы, подбирая правильные сравнения. Например, движения в танце под музыку А. Варламова "Красный сарафан" должны быть легкими, плавными, благородными. Исполняя танец "Мотыльков" И.С. Баха, ребята представляют себя легкими "невесомыми". В танце "Троллей" Э. Грига, нужно представить движения фантастических существ.
Музыкально ритмические движения развивают не только художественно творческие умения, но и способность к математике. Например, музыкальный руководитель даёт ребятам задание построиться в один большой круг, встать в два круга, перестроиться парами.
Музыкально ритмические движения чрезвычайно важны для формирования положительных черт характера, эмоционально волевых качеств личности.
Ритмические движения заставляют детей переживать выраженное в музыке. Это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения. Радуясь музыке, ощущая красоту своих движений, ребёнок эмоционально обогащается, испытывает подъём и жизнерадостность.
Таким образом музыкально ритмические движения являются воспитывающим процессом и помогают развитию многих сторон личности ребёнка: музыкально эстетической, эмоциональной, волевой и познавательной.
Ритмические упражнения
Муравьиная зарядка
1. Муравьи проснулись рано
(дети потирают глаза, сидя на корточках)
Потянулись, встали прямо.
(встают, руки поднимают вверх, затем опускают)
2. Прыг да скок, прыг да скок!
(прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Новый начался денёк!
3. Вместе весело живем
(шагают на месте)
Хорошо быть муравьём!
4. Улыбнулись всем друзьям
(останавливаются, улыбаются друг другу)
Побежали по домам
легко бегут в одном направлении)
Музыкально игровая гимнастика
1. Мы идём, идём по кругу,
Друг за другом, друг за другом.
(ребята маршируют)
2. Превратились дети в мишек,
Прогуляться мишки вышли.
Бурые мохнатые
Мишки косолапые.
(ходьба на внешней стороне стопы)
3. Превратились в петушков,
Ножки поднимаем
"Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!"-
Песню распеваем.
(ходьба с высоким подъёмом ног)
4. Превратились все в лошадок,
И теперь спешим, спешим
Как лошадки, как лошадки
Резво скачут малыши.
(прямой галоп)
5. Побежали наши ножки,
Побежали по дорожке.
(легкий бег друг за другом)
"Научились мы ходить"
1.Научились мы ходить,
Ножки поднимая,
Вот как наши малыши
Весело шагают
(ритмичная ходьба друг за другом)
2. Мы идём, мы идём,
Громко песенку поём!
Прыгнем раз да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
(прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
3. А теперь, как петушки,
Ножки поднимаем.
Вот как наши малыши
Хорошо шагают.
(ходьба с высоким поднимаем ног)
4. А теперь барашки,
Серые кудряшки,
По дорожке побежали,
Только ножки замелькали.
(легкий бег)
5. А теперь скорей в кружок,
Чтобы получить флажок.
(построение в круг)
Департамент образования, науки и молодёжной политики воронежской области
Бутурлиновский филиал гБПОу ВО «ГПК»
Выступление на ПЦК подготовила Дорохина Л.А.
Бутурлиновка
Музыкально - ритмические движения как одно из средств музыкального воспитания и развития детей.
Большое место в эстетическом воспитании детей отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмического движения.
Музыка, как самое эмоциональное из искусств, близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Нет детей абсолютно равнодушных к музыке. С раннего детство ребенок движениями выражает свои чувства, рожденные музыкой (ритмично прихлопывает, приплясывает). Играя, танцуя, ребенок упражняется в движении, осваивает его.
Специально подобранные музыкально-ритмические движения, углубляют представления детей об окружающем, о некоторых сторонах жизни и деятельности людей.
В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.
Исполнение музыкальных игр, плясок требует от детей быстрой реакции на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативы в выполнении заданий, проявления посильного творчества.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движение приобретает соответствующий характер.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.
Следовательно, творческая активность детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств воображения и мышления.
В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала . Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.
Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у детей развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения. Однако из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь их отдельные элементы.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления .
Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.
Второ е дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков (легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши - тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестроения; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского - хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского - «голубец», припадание боковое, кружение; белорусского - основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального - боковой галоп, шаг польки, вальсообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).
Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.
1.Музыкально – ритмические движения как средство всестороннего развития ребёнка
В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики , интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё в Древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души… Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным : благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт».
В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в современном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по «законам красоты», к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: «От красивых образов мы перейдём к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной красоте».
У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865 – 1950), который разработал на её основе уже в начале 20 века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих странах Европы и России под названием «метода ритмической гимнастики». Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в её названии, столь широко используемом специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём «мышечного чувства, что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.» При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».
В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения и даёт чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением .
Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учеников и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 году окончили Институт музыки и ритма. Российские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей и молодёжи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила её в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчёркивала также и лечебное значение занятий ритмикой.
Члены Московской ассоциации ритмистов справедливо считала, что кем бы ни вырос ребёнок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также разрабатывалось на основе идей Э.Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960) и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста (эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмическое воспитание детей» типовой программы).
Не смотря на все усилия педагогов, создающих программы и воплощающих их в жизнь современного детского сада, не все дети настолько владеют своим телом, чтобы своё эмоциональное переживание, вызванное музыкой, выразить в художественном движении. Поэтому владение своим телом, осознанное движение позволит глубже воспринимать музыку и более ярко выразительно передавать то эмоциональное состояние, которое она у детей вызывает. Осознанное движение, рождённое как адекватное воплощение музыкального образа, усиливает эмоциональное переживание содержания музыки, а значит, и её воздействие на детей.
Успешность занятий во многом определяется нахождением приёмов, способствующих созданию атмосферы увлечённости, когда дети занимаются не по принуждению, а потому, что это интересно им самим. Для этого в методику проведения музыкально – ритмических занятий необходимо вводить разговорно – игровой метод, позволяющий ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с движением музыки. При таком методе возникает единство речи, движения и музыки, дополняющих друг друга, собираясь в восприятии ребёнка в целостный образ.
Выполнение вышесказанного зависит прежде всего от педагога. При этом из качеств, которыми должен обладать педагог, следует выделить его увлечённость и умение построить взаимоотношения с детьми на принципах свободного общения, на принципах сотворчества, содружества и сотрудничества. Не малую роль в этом вопросе играет и умение педагога подобрать репертуар для обучения детей музыкально-ритмическим движениям. Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал, как бы хорош он ни был. Да, действительно, педагоги постоянно нуждаются в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью всё время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара- это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможности конкретных детей, а также цель и задачи их развития.
2.ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
Цель музыкально-ритмического воспитания детей состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделение средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические занятия позволяют решать следующие задачи:
развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координационные способности;
укреплять здоровье детей, их всестороннее физическое развитие;
развивать основы музыкальной культуры;
развивать музыкальные способности(эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
учить определять музыкальные жанры(марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый и средний, медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т.д.);
формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений, поз;
воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, коммуникабельности, избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;
воспитывать умения взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, умение радоваться успехам других, вносить вклад в общий успех;
формировать познавательные способности: память, внимание, мышление (умение наблюдать, сравнивать, анализировать).
Существует и другая классификация целей и задач музыкально-ритмического воспитания дошкольников, которая более успешно отвечает задачам современных программ дошкольного образования (в том числе и программе « Детство»,С-Петербург).
Развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности – это другая цель, которую ставят перед собой педагоги современных ДОУ. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитие речи, внимания, память, мышления, формированием красивой осанки… И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых и в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Движение под музыку является для ребёнка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально-ритмических движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально её особенности.
Во-первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движения тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым движение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
все временные характеристики (начало и конец звучания, темп,
динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движений сформулированы задачи обучения и воспитания детей.
1. Развитие музыкальности:
Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
Развитие музыкальной памяти.
2. Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие ловкости, точности, координации движений;
Развитие гибкости и пластичности;
Воспитание выносливости, развитие силы;
Формирование правильной осанки, красивой походки;
Развитие умения ориентироваться в пространстве;
Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.
4. Развитие и тренировка психических процессов:
Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Тренировка подвижности(лабильности) нервных процессов;
Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
Воспитание умения переживать другим людям и животным;
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.
На занятиях по Основам музыкальной ритмики в 33 группе мы использовали следующие виды ритмики:
■ основные движения (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
■ физические упражнения, гимнастические движения с предметами- флажками);
■ танцевальные движения и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения), несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций;
■ сюжетно-образные движения, имитационные движения,
музыкально-ритмические упражнения; танцы, хороводы; музыкальные игры.
Разучивались танцевальные движения, различные виды шага. Были разучены движения к танцам: полька (разновидности – чешская, берлинская, германская), вальсу – медленному(бостон) и венскому, к русскому народному (хороводному) танцу- танец с берёзовыми ветками, эстрадным танцам - Макарена, Летка-Йенька, ассоциативный танец «Стирка», Танец Снежинок, детские танцы – «Хлоп-хлоп», «Весёлые дети», «Танец с корзиночками». Разучивались музыкальные игры – народные – «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Ручеёк». Современные - «Соку-бачу-вира», «У оленя дом большой»- на координацию движений, «Разноцветная игра», «Лавата» - на создание позитивного настроя, развитие чувства ритма, «Вперёд четыре шага», «Мы сейчас пойдём налево, 1,2,3», - на ускорение темпа. «Найди предмет»- на развитие динамики. Спортивные - «Весёлая зарядка»- выполнение упражнений под песню «Солнышко лучистое, раньше вставай», «Зеркало»- развитие фантазии, «Музыкальные стульчики»-ловкости, внимания. Музыкальные игры к новогоднему празднику.
Давались различные творческие задания на подбор движений к музыкальным номерам, инсценировкам песен - «Веснянка», «Пёстрый колпачок», «Антошка», «Урожай собирай», «Новый год у ворот», «Все дети любят рисовать» и др.
Чувство ритма развивалось при игре на ДМИ на исполнениях простых попевок и песенок, которые они смогут применить на практике.
Занятия ритмикой способствуют лучшему усвоению музыкальных понятий – средств муз. выразительности – темпа, динамики, ритма, развитию чувства формы, определению размера, сильных долей, развивают музыкальный кругозор. Способствуют созданию положительного эмоционального настроя, укрепляют здоровье.
Развивают координацию движений, ловкость, уверенность, активность.
Развивает творческие способности. Умение работать в коллективе. Принимать и уважать мнение других.
Вывод. Т.О. Муз.ритмика развивает - познавательную, эмоциональную сферу, муз-эстетическую, волевую сферу(развиваются познавательные и муз способности, обогащается эмоциональный мир детей, воспитывается активность, дисциплинированность.
Развивает пространственные и временные ориентиры,
Благотворно действует на опрно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, нервную систему.
Развивает основы муз культуры, учит определять муз жанры, развивает художественно – творческие способности детей, формирует координацию движений, красивую осанку, выразительные движения, поддерживает хорошее физическое состояние организма.
Решая ряд задач, направленных на развитие у детей интереса к музыкально-ритмическим движениям, мы способствуем музыкальному воспитанию дошкольников и его развитию в целом.
Последовательная, систематическая работа над решение задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности
Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)
Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Основа - музыка, а физические упражнения , сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).
Особая ценность и жизнеспособность его системы : Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей .
Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э. Жак-Далькроза.
Отечественные специалисты по ритмике: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.
Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи : К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.
Б.М. Теплов пишет , что центром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальныйсмысл, этих занятий исчезает ».
Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению- второстепенная.
Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .
Задачи ритмики:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.
Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа . Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела :
1. муз-ритмические навыки
2. навыки выразительного движения
Виды музыкально-ритмических движений
Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы.
Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.
Из физических упражнений в ритмике применяются:
· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.
· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса . Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.
· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
Элементы народных плясок , хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.
Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные , передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты , действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:
1. музыкально-ритмические упражнения
2. музыкальная игра
3. пляски, танцы, хороводы
1 . музыкально-ритмические упражнения – подготовительные и самостоятельные
* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)
* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лентами» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.
2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):
А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128
Б) пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.
В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.
Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.
Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)
Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:
зафиксированные и свободные .
1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).
2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.
Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.
Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.
Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).
В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:
* Игры под инструментальную музыку.
* Игры под пение.
Игры под инструментальную музыку разделяются:
А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.
Б) несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.
Игры под пение :
- включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:
Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).
Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».
Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку
Этапы и методика обучения музыкально-ритмическим движениям
Традиционное обучение музыкально-ритмическим движениям включает три этапа.
На первом этапе ставятся задачи :ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. Важна тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка , чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.
На втором этапе задачи изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов исоздание целостного образа, настроения музыкального произведения.
На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.
На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы з акрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).
Методика нацелена на работу над его качеством . Воспитатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.
В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).
Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, плясовой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дробным шагом по кругу и в кружении.
Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.
Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музыки и ее построением (по фразам).
Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.
Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного движения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).
Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и выразительным исполнением пляски - ритмичность, пластичность, синхронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).
Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников
Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.
Ребенок начинает импровизировать , создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.
Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.
Этапы развития:
создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)
передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп
передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей , найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский
сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»
Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.
Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.
Анализ произведения воспитателем:
1. Определить вид пляски, игры. (Пляски:
свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец.
Игры:
сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).
2. Определить характер музыки.
3. Определить форму произведения.
4. Определить динамику музыки.
5. Отметить метроритм.
2. Выделить темповые изменения в музыке.
2. Программные задачи:
1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)
2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.
3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.
4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.
5. Передавать в движении контрастный характер музыки.
6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.
7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.
3. Последовательность заданий на занятии:
1. занятие: знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.
2. занятие: учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.
3. занятие: Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.
4. занятие: Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.
4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений :
1 этап
- создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.
2 этап
- освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;
3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.
5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:
Беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;
Слушание музыки перед разучиванием новых движений;
Рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);
Показ движений педагогом;
Пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;
Игровые методы, приемы, установки, ситуации;
Упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;
Метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;
Демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;
Метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;
Метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;
Метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.
6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:
Воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;
Развитие музыкальной, двигательной памяти;
Предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;
7. Требования к репертуару:
Музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;
Музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;
Музыка и движения должны быть органически связаны;
На первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.
Следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;
На этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.
Виды музыкально ритмических движений
Ирина Шорникова
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка
Научная статья на тему «Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка »
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально . Ритм же – одно из выразительных средств музыки , с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку . Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально -ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950) . Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики , и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха , памяти, внимания, выразительности движений , творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.
Отечественные и зарубежные ученые, музыканты , учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания . Среди них – Карл Орф. Это выдающийся немецкий педагог-музыкант , композитор, который создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк» . В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением , танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать её, но и быть её исполнителем.
Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. Российские педагоги понимали важность распространения музыкально -ритмического воспитания для детей. В 50-60 годы на основе идей Э. Жака Далькроза, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и другими разрабатывались программы музыкального воспитания , методика работы с детьми и разнообразный музыкально -ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы были включены в раздел «Музыкально -ритмического воспитания детей» типовой программы. как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном , но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения , ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально -ритмических навыков и навыков выразительного движения . Музыкально -ритмические навыки- это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма) . Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр . Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это запас движений , которые заимствованы из физической культуры : гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации : изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. Музыка , движение – это средства , которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Движение и танец , помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх , хороводах, танцах, упражнениях, музыкально -ритмических композициях. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях . Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения .