Белый флаг с переплетенными кольцами – один из самых важных символов олимпиады. Сама эмблема была выдумана еще в 1913 году Пьером де Кубертеном. Впервые символ представили уже в 1920 году на играх в Антверпене.
Если говорить о самом флаге, то он состоит из белого фона и эмблемы – 5 колец: синего, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Все колечки переплетены между собой и расположены в два ряда: снизу – два, сверху – три. Кольца соединены вместе по цепочке в форме буквы W. Каждое из колечек пересекается с одним (в случае крайних) или двумя другими (в случае центральных).
Считается, что пять олимпийских колец означают единство пяти частей света и всемирный характер события. Они должны символизировать возрождение спортивного духа, а также принятие различными странами здоровой конкуренции.
По мнению Международного олимпийского комитета, главным смыслом этой эмблемы есть то, что это движения является международной кампанией. Кроме того, все страны мира приглашаются присоединиться к ней. Она также символизирует сбор спортсменов из разных уголков планеты.
Существуют разные версии трактования значения олимпийских колец по цветам. Ранее предполагалось, что каждый цвет соответствует определенной части света. Так для Европы был предназначен голубой, для Азии – желтый, для Африки – черный, для Австралии – зеленый, а для Америки – красный. При этом два американских континента подаются как одно целое.
Информация о таком определении цветов была размешена в официальном справочнике. Но в 1951 году она была удалена в связи с тем, что не было точных доказательств, что создатель символа подразумевал подобное распределение оттенков.
До теперешнего времени эта версия остается достаточно популярной и может вводить многих в заблуждение. Принято считать, что значение каждого цвета олимпийских колец не относиться к какому-нибудь конкретному континенту. И на самом деле основных цветов на флаге шесть, так как во внимание стоит брать и его белый фон. Все эти цвета скомбинированы таким образом, что могут представить национальные цвета любой страны во всем мире. Например, здесь есть красный, синий и белый – как в российском флаге; белый и красный – как в японском; синий и желтый – как в казахстанском. Чтобы проверить эту теорию, просто представьте флаг какой-нибудь известной вам страны и убедитесь, что его основные цвета или часть из них будут присутствовать в олимпийской эмблеме.
Теперь вы знаете значение цветов олимпийских колец, а также что они символизируют, и сможете рассказать эту интересную информацию своим знакомым во время просмотра следующих Олимпийских игр.
Почти через 96 лет после их введения, многие из нас до сих пор не осведомлены о значении олимпийских колец. Чтобы узнать значение олимпийских колец и их связь с концепцией Олимпийских игр, то читайте дальше…
Олимпийские игры, известные в народе, как Олимпиада, являются крупным спортивным событием, в которых тысячи спортсменов со всего мира соревнуются в различных видах спорта. Есть два варианта этого международного спортивного события — Олимпийские летние и зимние Олимпийские игры, каждая из которых проходит поочередно через каждые два года.
История Олимпийских Игр
Современные Олимпийские игры, которые мы наблюдаем сегодня, являются выдумкой француза Пьера де Кубертена , который был вдохновлен древними олимпийскими фестивалями и он решил оживить их. Много было предпринято попыток оживить игру, но только усилия Кубертена родили плоды в конце 19 века, только благодаря его настойчивости. В конце концов, Международный олимпийский комитет был основан в 1894 году и первые современные Олимпийские игры были проведены два года спустя, в 1896 году в Афинах.
Символы Олимпийских игр
Широкий выбор используется для обозначения игр: значки, флаги, пламя и другие символы, которые используются Международным олимпийским комитетом в целях пропогандирования игры в течение всего года и особенно во время игр. Девиз олимпийских игр Citius, Altius, Fortius, что на латыни обозначает: «Быстрее, выше, сильнее». Эмблема Олимпийских игр- это дизайн созданный путем интеграции олимпийских колец с одним или несколькими отличительными элементами. Олимпийский факел принимается на всех континентах и сопровождается до места проведения игр, чтобы зажечь олимпийский огонь и начать игры. Олимпийский флаг, который был создан самим Кубертеном — это спортивные пять переплетенных колец на белом фоне.
Что означают олимпийские кольца
Пять переплетенных колец, которые изображены
на флаге олимпиады известны, как олимпийские кольца. Эти кольца окрашены в синий
, желтый
, черный
, зеленый
и красный
цвет, и переплетены друг с другом, в принципе являются символом Олимпийских игр. Олимпийские кольца были разработаны Пьер де Кубертеном в 1912 году. Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания. Обе Америки рассматриваются, как единый континент, в то время как Антарктика и Арктика не были приняты во внимание. Несмотря на отсутствие определенного цвета к конкретному континенту или региону, различные теории о значении цвета олимпийских колец склонны связывать их с различными цитатами. Например, по крайней мере один из пяти цветов среди олимпийских колец присутствует на флаге каждой из стран-участниц. Пять олимпийских колец были приняты в 1914 году и дебютировали на Олимпиаде в Бельгии в 1920 году.
Когда эта эмблема была введена в августе 1912 года, де Кубертен, заявил следующее в «Ревю Олимпик»: Эмблема выбрана для иллюстрации и представляет Всемирный конгресс 1914 года…: пять колец разного цвета переплетаются — синий, желтый, черный, зеленый, красный и размещены на белом поле листа бумаги. Эти пять колец представляют пять частей света, которые сейчас возрождают дух олимпизма и готовы принять здоровую конкуренцию.
Смыслом Олимпийских колец, в соответствии с Международным олимпийским комитетом, является укрепление той идеи, что Олимпийское движение представляет собой международную кампанию и все страны мира приглашаются присоединиться к нему. Даже Олимпийская хартия признает значение олимпийских колец заявив, что они представляют собой союз пяти континентов, а также сбор спортсменов со всего мира на Олимпийских играх. Существует строгий кодекс, касающийся применения этого символа, которому должны следовать при любых обстоятельствах. Например, даже если олимпийские кольца изображены на черном фоне, черное кольцо не должно быть заменено кольцом другого цвета.
источник ru.wikipedia.org
Весь мир с интересом следит за Зимними Играми в Пхенчхане. Политические перипетии остались в стороне, люди разных стран обсуждают каждое выступление, особенно спортсменов своей страны.
И это не удивительно. Олимпийские Игры - это не только зрелищное шоу, их история уходит корнями в Древнюю Грецию, и многие правила пришли в современные соревнования из тех далеких времен.
Что такое Олимпиада
Итак, что такое Олимпиада и Олимпийские Игры? Сам термин «Олимпиада» означает период в четыре года, который начинается с открытия Игр Олимпиады и оканчивается стартом Игр следующей Олимпиады. В современной истории спорта, как и в Древней Греции, счёт ведется на Олимпиады, при этом летние Игры начинают этот четырехгодичный цикл.
Если Игры какой-либо Олимпиады не проводились по любой из множества причин, Олимпиада заканчивается через четыре года после окончания предыдущего цикла, и с того дня начинается новая Олимпиада. Отсчет Олимпиад ведут последовательно с первых Олимпийских игр современности, которые праздновались в Афинах в 1896 году.
Сейчас Олимпийские игры - это крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, проводящиеся раз в четыре года. Летние Олимпийские игры проводятся с 1896 года, перерыв был лишь во время мировых войн. Зимние Олимпийские игры, учрежденные в 1924 году, сначала проводились в тот же год, что и летние. Но в 1994 году было принято решение сдвинуть время проведения зимних Олимпийских игр на два года относительно времени проведения летних Игр.
В наши дни спустя несколько дней после проведения Олимпийских игр на тех же спортивных сооружениях проводятся Паралимпийские игры для людей с ограниченными возможностями. Олимпийская медаль считается одним из наивысших достижений в спорте. А звание чемпиона Олимпийских игр даётся на все времена, и не существует такого понятия, как экс-чемпион Олимпийских игр.
История возникновения Олимпийских Игр
Достоверно известно, что Олимпийские Игры возникли в Древней Греции, но есть несколько теорий, или легенд, о их происхождении.
Первая теория гласит о том, что мифический герой Пелопс, царь Элиды, сын Тантала и предок Геракла, победил на состязаниях на колесницах царя города Писы Эномая и решил устраивать каждые четыре года праздник и соревнования в честь этого памятного события.
Древнегреческий поэт Пидар во второй своей оде утверждает, что Олимпийские игры появились благодаря Гераклу. В 1253 г. до н. э. царь Авгий приказал герою за один день вычистить конюшни, которые не убирались целый год. Геракл изменил русла двух рек, перенаправив их в конюшни, и успешно выполнил задание. Авгий из жадности отказался выполнить свое обещание, и Геракл его убил и царя, и членов царской семьи, а затем устроил большие состязания, посвятив их Зевсу, тем самым положив начало Олимпийским играм. По другой версии эти соревнования провели в честь успешного возвращения аргонавтов, которые, по настоянию Геракла, поклялись друг другу в вечной дружбе. Для празднования этого события избрали место над рекой Алфей, позднее там был воздвигнут храм богу Зевсу.
Некоторые историки утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Именно поэтому победители награждались оливковой веткой и лавровым венком. Время проведения Игр в августе-сентябре может служить одним из плюсов в пользу этой теории.
По версии другой легенды Ифит, реальная историческая личность, царь Элиды, небольшого греческого государства в западном Пелопонессе, на территории которого находился религиозный центр Олимпия и два крупных города - Элис и Писа, по окончании эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу с вопросом «что делать дальше». Оракул посоветовал воздерживаться от войн, укреплять связи между городами и «основать для укрепления мира Игры, угодные богам». Так как Эллада воевала в основном со Спартой, Ифит предложил спартанскому царю и законодателю Ликургу совместно последовать совету оракула. После продолжительных споров они заключили мирное соглашение в 884 г. до н. э., текст которого высекли на металлическом диске. Чтобы отблагодарить богов, Ифит устроил в Олимпии большой праздник, который было решено повторять раз в четыре года («Олимпиада» по-гречески означает период из четырех лет).
Три царя: Клеосфен из Писы, Ифит из Элиса и Ликург из Спарты решили обезопасить участников Олимпиад и заключили соглашение, которе на время проведения игр прекращало любые военные действия, чтобы у гостей и атлетов была возможность прибыть на соревнования. Священное перемирие «экихирия» защищало участников Игр не только в процессе соревнований, но и при подготовке к ним. В случае нарушения священного перемирия жители Эллады имели право взыскать с нарушителя денежный штраф и лишить человека или целый город права участия в предстоящих Играх. Поэтому города-государства, участвовавшие в играх, прекращали военные действия на пятидневный срок, но после окончания Олимпийских игр военные действия возобновлялись.
Возродить эту традицию в 1992 году попытался МОК, призвав все народы мира отказаться от военных действий на время проведения Олимпиад. В 1993 году было провозглашено, что перемирие должно соблюдаться «от седьмого дня перед официальным открытием Игр до седьмого дня после официального закрытия Игр». Генеральная Ассамблея ООН утвердила соответствующую резолюцию в 2003 году, а в 2005 году вышеупомянутый призыв был включен в «Декларацию Тысячелетия», подписанную лидерами многих стран мира.
Священный город Олимпия находился на юго-западе Греции, в долине реки Алфей, которая впадала в Ионическое море. Не стоит путать ее с Олимпом - высочайшей горой Греции, расположенной на севере страны. Спортивный комплекс в Олимпии был построен в 450 г. до н.э. в священной роще Альтис. Центральное место в комплексе занимал храм Зевса Олимпийского. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м); олимпийский стадион с местами на 50 тыс. зрителей и ареной примерно 213х29 м; гимнасий - двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др. К гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.
Первые игры в Олимпии прошли в 884 г. до н.э., это были соревнования в беге на один стадий (190 метров). Бегуны выстраивались на стартовой линии во весь рост, протягивая правую руку вперед, и ждали сигнала судьи «элланодика». Если кто-то из атлетов опережал стартовый сигнал, он подвергался наказанию - судья бил провинившегося спортсмена припасенной для этой цели тяжелой палкой. Соревнования в беге родились из религиозного ритуала - с давних времен на празднествах в честь бога Зевса состязались в беге с факелами, и победитель зажигал огонь на алтаре.
В 776 г. до н.э. Олимпийские игры стали общегреческими - именно этим годом датирован самый древний документ, описывающий соревнования, посвященные богу Зевсу. Первым олимпийским чемпионом стал Кориоб - повар из города Элис. Именно с игр 776 г. до н.э. начался отсчет древних Олимпийских игр.
Программа древних Олимпийских игр
На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на один стадий, длина которого из-за разной длины шага отмеряющих судей была неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название «стадион». Самый большой стадий был отмерен в Олимпии, где его, по легенде, прошагал сам Геракл.
К бегу на один стадий в 724 г. до н.э. добавился «двойной бег» на дистанцию 384 м - один стадий туда и один обратно. Затем, в 720 г. до н.э., вошел бег на длинную дистанцию в 24 стадия. В 708 г. до н.э. в программе ХVIII олимпиады появились борьба и пятиборье, состоящее из бега на один стадий, прыжков в длину, метания диска, метания копья и борьбы. Атлеты не могли контактировать друг с другом перед соревнованием, чтобы исключить договорные состязания. Но к победе стремились любым способом. В подготовку первых олимпийцев входило вино со специальными травами, они не гнушались галлюциногенов и сидели на мясной диете, хотя мясо в Древней Греции обычно ели лишь раз в месяц. Многие ели бараньи яички, так как считали, что это придаст им выносливости. Некоторые атлеты предпочитали более грязные и подлые методы - они пытались наложить проклятие на других участников Олимпиады. С тех пор прошло несколько тысячелетий, а вопрос допинга только обострился.
Через пять олимпиад, в 688 г. до н.э., появился кулачный бой. В 648 г. до н.э., в программу ввели самый жесткий и зрелищный вид борьбы - панкратион. Борьба отличалась довольно жестокими правилами и была чрезвычайно популярна у зрителей. Она представлял собой нечто вроде современных смешанных боевых искусств. Двое мужчин сходились в поединке, в ходе которого разрешалось использовать любые приемы. Им позволялось делать всё, удушения, болевые приемы, выдавливание глазных яблок и удары ниже пояса. Схватка велась до тех пор, пока один из противников не признавал свое поражение. Говорят, чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля.
В 676 году до н.э. добавили состязание на колесницах, запряженных четверкой или парой лошадей (или мулов). Гонки на колесницах были невероятно опасными. В одном заезде участвовало около сорока колесниц. На поворотах их колёса блокировались, колесницы летели под откос и разбивались или травмировали зрителей. Вначале хозяин упряжки сам обязан был управлять животными, позднее для этой цели разрешено было нанимать опытного возницу (независимо от этого венок победителя получал хозяин колесницы).
Несколько позже на Олимпиадах стали проводиться состязания по прыжкам в длину, в которых спортсмен после небольшого разбега должен был оттолкнуться обеими ногами и резко выбросить вперед руки, в каждой из которых держал по гире, которые должны были увлечь его за собой. Также в список олимпийских состязаний были включены соревнования музыкантов, поэтов, ораторов, актеров и драматургов.
Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. В период с VI до II в. до н.э. в Играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Всех желающие принять участие в Играх вносили в особые списки за год от открытия соревнований. Потенциальные участники давали клятву, что будут готовиться к предстоящим Играм не менее десяти месяцев. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор.
Женщинам запрещалось не только участвовать в Олимпийских играх, но даже присутствовать на них в качестве зрительниц. При этом девушки Древней Греции были вполне спортивные и любили соревноваться. Потому в Олимпии проводились игры, посвященные Гере, супруге Зевса. В этих состязаниях, на которые мужчины не допускались, участвовали исключительно девушки, соревнуясь в борьбе, беге и гонках на колесницах, которые проходили на том же стадионе за месяц до или через месяц после соревнований спортсменов-мужчин. Также женщины-спортсменки принимали участие в Истмийских, Немейских и Пифийских играх.
Поэтому и в современных Олимпийских играх сначала соревновались только мужчины. И лишь в 1900 году к соревнованиям по парусному и конному спорту, теннису, гольфу и крокету были допущены женщины. А мужской коллектив МОК был разбавлен специалистами женского пола только в 1981 году.
В 472 г. до н.э. состязания, проводившиеся в течение одного дня, сменились пятидневным праздником. Первый день был посвящен религиозным церемониям и празднику искусств. Олимпийские игры открывала торжественная процессия, направляющаяся к золотой статуе Зевса, где на алтаре приносились в жертву быки. На второй день проходили соревновались в беге, на третий - в единоборствах. Четвертый день посвящался гонкам колесниц и пятиборью, а на пятый проходили завершающие церемонии и награждение победителей. Но бывали случаи, когда торжества затягивались на целый месяц. Чемпион Олимпийских игр получал венок из ветвей оливы, затем ему воздвигали статую.
В 146 г. до н.э. Древняя Греция была завоевана Римом и вошла в состав Римской империи. Олимпийские игры продолжались теперь уже с участием римлян. Игры все больше теряли свою религиозную основу, так как у римлян были свои боги, и превращались в демонстрацию могущества Рима. В программе появились бои гладиаторов и поединки с дикими зверями.
Появление христианской религии окончательно погубило древнегреческие Олимпийские игры. В 394 г. н.э. римский император Феодосии I запретил состязания, так как считал, что празднество, посвященное языческому богу Зевсу, не может проводиться в империи, в которой христианство стало официальной религией.
Отношение к Олимпийским Играм в Древней Греции
Олимпийские Игры, как и любое событие в истории человеческого рода, вызывало противоположные мнения. Большинство жителей Эллады, конечно, были сторонниками Игр. Поэт Пиндар посвятил Олимпии и Играм многие из своих од: "Нет другой звезды благороднее солнца, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба. Так и мы прославляем те, что из всех Игр благородней - Олимпийские игры». Но, как сказал значительно позже римский поэт-сатирик Ювенал, гражданам только и надо, что «хлеба и зрелищ».
Некоторые представители интеллигенции - поэты, философы, ораторы, были категорически против состязаний. Они считали, что победа в Олимпийских играх ставит физические достоинства человека выше его умственных способностей. Победитель в Олимпийских состязаниях мог быть только один - только первый. Все остальные места считались позором. И сам факт участия в Олимпийских играх не считался какой-то особой заслугой.
Философы того времени также утверждали, что ажиотаж по поводу проведения Олимпийских игр и их победителей отвлекал внимание людей от истинных нужд общества. Аристотель высказывался по поводу непомерных физических нагрузок, направленных на укрепление тела спортсмена, отмечая, что они, мало того, что не несут в себе никакой практической пользы для жизни общества, они также не способствуют пропаганде здорового образа жизни и правильного воспитания подрастающего поколения. Да, разумное количество нагрузок необходимо, по его мнению, но не более, и должны они быть направлены на разнообразные виды человеческой деятельности, а не только на укрепление физических сил.
Известный киник Диоген высмеивал атлетов. Например, говорят, что когда он встретился со спортсменом-бегуном, отмечавшим с друзьями свою победу, то сказал ему всего одну фразу: «Ты все равно не быстрее кролика, одного из самых быстрых, но зато и самых трусливых, животных». Про Эзопа также есть история: когда баснописцу встретился атлет, хвастающийся своей победой, он спросил: «Был ли твой соперник сильнее тебя», на что последовал ответ: «Моя сила была более внушительной». «Какая же это победа - ответил Эзоп, - если ты победил заведомого слабого спортсмена. Твое хвастовство еще можно было бы снести, если бы ты признался, что одержал победу над более сильным, чем ты, противником».
Стоит также отметить, что само слово «атлет» с древнегреческого означает «соревнующийся ради призов». Победители получали достойные награды. Кроме скульптуры, устанавливаемой в честь победителя либо в Олимпии у святилища Зевса, либо на родине спортсмена, атлету полагалась значительная по тем временам денежная награда - 500 драхм. Он также получал несколько политических и экономических привилегий, например, освобождение от всех видов повинностей, и до конца жизни имел право ежедневного бесплатного обеда в городском управлении.
Возрождение Олимпийских игр
Тем не менее, Олимпийские Игры были величайшими соревнованиями на протяжении многих лет, и не удивительно, что в 19 веке возникла идея их возрождения. Для этого сложилось несколько предпосылок:
- Люди всегда помнили про Олимпийские Игры, разве только Средневековье с его запретом на все телесное умалчивало про эти спортивные состязания. Интерес к Олимпиадам возрос после публикации книги археолога И.Виккельмана о Древней Греции и о раскопках в Олимпии, начатых другим немецким археологом Э.Куртисом в 1875 г.
- В 19 веке в разных странах складывалась своя система физического воспитания: немецкая, английская, французская, шведская, чешская, русская.
- В 1860-80 годах налаживаются интернациональные спортивные контакты, появляются национальные и первые международные спортивные объединения.
- Спорт становится одним из важных моментов на международной арене, и появляется необходимость в крупных комплексных соревнованиях.
В Париже было принято несколько важных организационных решений. Прежде всего утвердили флаг с пятью переплетенными кольцами, в качестве официальных языков МОК установили французский, английский и немецкий, и впервые был рассмотрен вопрос взаимоотношения с международными федерациями.
Первая современная Олимпиада
Олимпиаду 1896 года решили провести в Афинах - в знак преклонения перед проходившими в Древней Греции состязаниями. 6 апреля король Греции Георг I провел церемонию открытия Игр. Две трети участников были из Греции, остальные приехали из других 12 стран. Официальные лица страны были настолько довольны политическим и экономическим успехом соревнований, что выдвинули предложение о «вечном» проведении Игр Олимпиады в Греции. Но МОК законодательно ввёл ротацию между государствами, и каждые 4 года Игры проводятся в разных странах. Место проведения выбирает МОК, право организации предоставляется городу, а не стране. Продолжительность Игр в среднем 16-18 дней.
Национальных сборных тогда не было, и спортсмены выступали каждый за себя: «Тогда еще не было каких-то общепринятых правил. За основу были взяты греческие традиции, которые организаторы попытались, так сказать, интернационализировать. Всего было проведено 43 соревнования в 9 дисциплинах».
Германия, в которой было самое массовое на то время спортивное сообщество в мире, бойкотировала Игры, так как там превалировали «английские» виды спорта. Однако немецкие спортсмены, приехавшие в Афины по личной инициативе, по числу завоеванных медалей были третьими. Причем немец Карл Шуман занял четыре первых и одно третье место в гимнастике, борьбе и поднятии тяжестей.
«Требовать от народов любить друг друга - наивно. Требовать же от них взаимного уважения - отнюдь не утопия. Но, чтобы возникло уважение, нужно сначала познакомиться друг с другом. А это и есть подлинная основа для установления прочного мира», - заявлял Пьер де Кубертен.
Президент МОК Томас Бах, в прошлом чемпион мира и Олимпийских игр по фехтованию, как-то сказал: «Для Пьера де Кубертена самым важным было воспитательное значение спорта и его объединяющая роль. Все остальное, что сейчас можно прочесть или услышать - не более, чем догадки».
Тем не менее, историки из Немецкой высшей спортивной школы в Кёльне, отмечают, что для французского аристократа не последнюю роль играла и военная подготовка молодежи: «Де Кубертен был не только космополитом и интернационалистом, как это принято считать сегодня. Он был продуктом своего времени - французским патриотом. Найдено немало письменных свидетельств тому, насколько болезненным для него было поражение Франции во франко-прусской войне 1870-71 годов».
Законы и правила олимпийского движения собраны в едином кодексе - Олимпийской харти и . В нее включены основополагающие принципы, подробные правила и официальные разъяснения, принятые МОК. В хартии прописаны организациюяи функционирование олимпийского движения и условия проведения Олимпийских игр. В ней также сформулированы основные задачи олимпийского движения - укрепление мира и соединение спорта с культурой и образованием. Олимпийская хартия является первым в истории документом, в котором говорится о занятии спортом как об одном из прав человека.
Выдержка из текста Олимпийской хартии 1979 г. раскрывает основные цели олимпийского движения:
- Содействие развитию физических и моральных качеств, которые являются основой спорта;
- Воспитание молодежи с помощью спорта в духе взаимопонимания и дружбы, способствующих созданию лучшего и более спокойного мира;
- Всемерное распространение олимпийских принципов для создания доброй воли между народами;
- Созыв спортсменов мира раз в 4 года на великом празднике спорта - Олимпийских играх.
Олимпийский идеал никогда не рекламировался так, как сами Игры. Даже в годы проведения первых Олимпиад этот философский термин мало освещался и был известен лишь небольшому кругу инициаторов олимпийского движения. Тот факт, что Олимпийские игры 1900, 1904 и 1908 годов были приурочены к международным выставкам и ярмаркам, свел на нет ценность олимпийского идеала. Периодические выступления Кубертена с речами были малоизвестны. Олимпийские конгрессы в течение первых 30 лет уделяли внимание проблемам Игр как организации зрелищных событий, но никак не уточнению идей олимпизма.
Сам МОК ясно осознает расхождение между идеалом и Играми в их нынешнем виде, и это нашло отражение в Олимпийской хартии: «Олимпийские игры были возрождены бароном Пьером де Кубертэном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин к профессиональной спортивной карьере или демонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
Там же дается объяснение, чему, по замыслу Кубертена, должны служить Игры:
- содействовать физическому и нравственному развитию участников;
- демонстрировать честное спортивное поведение участников;
- стимулировать интерес к искусству;
- способствовать развитию любительского спорта - спорта для удовольствия, а не для денег;
- укреплять мир между народами и добрую волю.
Для Кубертена связь спорта с искусством была столь важна, что он выступал за проведение художественных конкурсов во время Олимпийских игр. Сегодня Игры обязательно сопровождаются выставками и другими культурными мероприятиями, но они никак не являются предметом соревнований. Кубертен мечтал о том, чтобы спортсмены и деятели искусства совместно создавали красоту. Эстетическое восприятие красоты спортивного представления должно вдохновлять композиторов, художников, скульпторов и литераторов. Это очень косвенно отражено сейчас в церемониях открытия и закрытия Игр.
Кубертен считал, что профессиональные спортсмены не должны участвовать в Олимпийских Играх. Он был убежден, что, когда спорт становится средством материального благополучия, намерения атлета скомпрометированы: победа неизбежно становится важнее, чем участие. Кубертен был убежден, что только любители могли быть допущены к участию в Играх. Он также верил, что спортсмены, встречаясь на соревнованиях, лучше узнают друг друга, и это общение приводит к взаимоуважению.
В наши дни использование Олимпийских игр в целях политических игр является чрезвычайно негативном моментом - Россия вполне ощутила это на себе в связи с запретом на участие наших спортсменов на Олимпиаде в Пхенчхяне.
«Спорт - вне политики», — заявил барон де Кубертен, наивно полагая, что никакие международные конфликты не помешают состязаниям. Однако уже в начале XX века из-за Первой мировой войны отменили Олимпийские игры, которые должны были проводиться в Берлине. Сегодня позиция МОК «мы занимаемся спортом, а не политикой» нуждается в многочисленных комментариях. В последние годы публичные заявления ряда официальных лиц убеждают в том, что спорт остается политическим средством. Открытое признание политической подоплеки некоторых решений привело бы к большему взаимопониманию, чем умалчивание политических интересов.
В Олимпийской хартии, других официальных документах, а также в выступлениях руководящих деятелей современного олимпийского движения, как правило, подчеркивается необходимость сохранения ориентации движения на гуманистические идеи Кубертена, который сказал: «Самая важная вещь в жизни - не победа, а борьба. Главное - не победить, а отважно бороться».
«Цель олимпийского движения, - записано в Олимпийской хартии, - способствовать построению лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры».
Современный олимпизм представляет собой жизненную философию, объединяя спорт с культурой и образованием, пропагандирует образ жизни, в основе которого лежит радость от усилия и преодоления, ценность хорошего примера и уважение к всеобщим этическим принципам. Олимпизм ставит своей целью становление спорта на службу гармоничного развития, создание мирного общества, которое заботится о сохранении человеческого достоинства.
Цель олимпийского движения - способствовать построению лучшего мира при помощи воспитания молодёжи средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.
Олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и всех тех, кто согласен руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом.
В организационную структуру олимпийского движения входят: МОК, национальные олимпийские комитеты, международные и национальные федерации по олимпийским видам спорта. В олимпийском движении могут принимать участие и другие международные спортивные организации, разделяющие его цели и задачи.
Х. А. Самаранч в одном из своих выступлений, отвечая на вопрос, как он относится к словам Кубертена «Олимпизм - это не организация, а образ мышления», сказал: «У нас есть философия, и с годами она не изменилась. Ее суть - вера в спорт. И все мы, кто придерживался этой философии, понимаем, что история доказала нашу правоту: спорт ныне стал одним из наиболее важных социальных явлений в жизни человечества. Кроме всего прочего, наша философия исходит из того, что спорт - это неотъемлемая часть процесса воспитания молодежи, фактор укрепления мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами» (1989).
По мнению Отто Шимичека, «Олимпийская идеология выражает идеалистическую философию и является оазисом в современном материалистическом и разрушительном мире» современного общества, в котором люди поглощены корыстными, утилитарными заботами и которое страдает от «всеобщей материализации» интересов, побуждений (1980).
Как «единственный оплот идеализма в нынешнем материалистическом мире» оценивал олимпийскую философию и бывший президент МОК Эвери Брендедж (1963).
Кубертен, предлагая возродить Олимпийские игры, сразу столкнулся с проблемой. Предложение одобрили, пожелали ему успехов, но в действительности мало что поняли. Замысел восприняли, как предложение провести еще одно зрелищное шоу в формате Олимпийских игр, хотя Кубертен предлагал возродить не форму, а благородный дух Олимпийских игр Древней Греции, осознавая их значение как средства воспитания, совершенствования человека и социальных отношений. «Доброжелательные, но предубежденные, - писал Кубертен, - они не могли осознать мою идею - отделить сущность олимпизма от его древних форм».
Кубертен предлагал организовать Олимпийские игры на основе принципов, которые воспитывают «более мужественное, более сильное во всех отношениях, более добросовестное и более великодушное человечество».
Но то, что во главу угла стали ставить победу, вызвало резкую критику со стороны Кубертена. На Олимпийском конгрессе в Гавре (1897 г.) он негативно оценил Олимпийские игры в Афинах, утверждая, что «все усилия были сконцентрированы на организации спортивной стороны мероприятия в его историческом контексте; не было ни конгресса, ни конференции, ни признаков моральной или воспитательной цели». Критически Кубертен оценил и Игры II Олимпиады в Париже, проведенные в рамках Всемирной выставки в 1900 году: «мы поняли, что никогда больше Олимпийские игры не должны быть в зависимости или в подчинении ярмарки (выставки), ибо тогда их философское наполнение исчезает, а воспитательное значение оказывается равно нулю».
В наши дни наблюдается еще большее снижение внимания к гармоничному развитию спортсменов-олимпийцев и подчеркивание культа победы и материальных наград на основе спортивных достижений. Олимпийское движение превращается из социально-педагогического и воспитательного, каким его задумал Кубертен, в спортивно-коммерческое.
Из новой редакции Олимпийской хартии исключено гуманистическое положение, находившееся в предыдущем варианте (1979 г.): «Олимпийские игры были возрождены бароном де Кубертеном не только для того, чтобы участники могли бороться за медали, побивать рекорды и развлекать публику, и не для того, чтобы обеспечивать участникам трамплин в профессиональной спортивной карьере или продемонстрировать преимущество одной политической системы над другой».
В 1949 г. официальные конкурсы в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке («пятиборье муз»), которые шесть раз включались в программу Олимпийских игр, были заменены на неофициальные выставки. Токийский кубок, который присуждался спортсмену, «чье поведение во время Олимпийских игр признавалось в качестве образца спортивного духа, независимо от исхода спортивных соревнований» получили всего три спортсмена, в 1974 г. этот кубок был отменен сессией МОК.
Первые зимние Олимпийские игры
Следует отметить, что первые зимние Олимпийские игры прошли в Шамони в 1924 году. Но события конца января того года официально назывались «Неделя зимнего спорта». Тогда Париж готовился к летней Олимпиаде, из зимних видов в официальную программу входили только хоккей и фигурное катание. Основатель Олимпийского движения барон Пьер де Кубертен решил исправить такую несправедливость. На соревнования во французские Альпы приехали 258 спортсменов-любителей из 16 стран.
Историк Клод Маран рассказал о ситуации в области спорта в то время: «Против идеи активно выступали все Скандинавские государства. У них были свои популярные «Северные игры», так что делиться славой и успехом проекта они не спешили. Добавьте сюда и Швейцарию с лучшими по тем временам зимними курортами в мире и это всего в нескольких километрах отсюда. Им также не нужны были конкуренты». В Шамони почти не было Олимпийской символики, не было Олимпийского огня, так как эта традиция появилась позже. Олимпийский флаг официально не поднимали, хотя его и принесли его на некоторые соревнования, и это помогло убедить общественность, что состязания в Шамони были Олимпийскими играми.
В программе было всего 9 дисциплин. Среди них хоккей с баскетбольным счетом. Фигурное катание - единственный вид спорта, куда допускали женщин. 12-летняя звезда норвежка Соня Хени ввела в моду короткие юбки для фигуристок. Бобслей, конькобежный спорт, лыжные гонки, соревнования военных патрулей, как тогда называли биатлон, и прыжки с трамплина. Трамплин стоит до сих пор, и его используют по прямому назначению - проводят этапы европейского Чемпионата.
Символика и ритуалы Олимпийских игр
Подобно древнегреческим соревнованиям, современные Игры также являются огромным праздником со своей символикой и церемониями. Олимпийский огонь, олимпийская клятва, подъем национальных флагов, исполнение национальных гимнов в честь победы спортсменов, церемония награждения победителей - все это призвано вызвать у зрителей благородные патриотические чувства.
Символы
Современное олимпийское движение имеет девиз - «Citius, Altius, Fortius» (Быстрее, Выше, Сильнее). Его впервые произнес священник француз Анри Дидон на церемонии открытия спортивных соревнований в одном из колледжей. Кубертену, который присутствовал на церемонии, понравились слова - по его мнению, они выражали цель атлетов всего мира. Позднее, по инициативе Кубертена, это высказывание стало девизом Олимпийских игр. Но именно барону Пьер де Кубертен, а отнюдь не древним грекам, принадлежит высказывание «Самое главное в жизни не победа, а участие. Суть в интересной борьбе».
Символ Игр - одинаковые по размеру кольца голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов, которые переплетаются слева направо (этот знак был найден Кубертеном на одном из дельфийских алтарей). Олимпийские кольца являются символом объединения пяти континентов (голубое символизирует Европу, черное - Африку, красное - Америку, желтое - Азию, зеленое - Австралию), отображают деятельность Олимпийского движения и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Кольца используются отдельно, в монохромном или цветном исполнении.
Основной элемент олимпийской эмблемы - пять колец в сочетании с дополнительным элементом. Например, эмблема МОК - олимпийские кольца с девизом «Быстрее, выше, сильнее». Каждый национальный олимпийский комитет имеет свою эмблему, но ее обязательная основа - пять колец.
У Олимпийских игр есть собственный флаг - белое полотнище с олимпийскими кольцами, которое поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Белое поле флага символизирует чистоту олимпийского движения, мир и дружбу. Цвета колец и флага подобраны на основании того, что хотя бы один из этих цветов встречается на национальном флаге любой из стран мира. И эмблема, и флаг были приняты и утверждены в 1913 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже по инициативе барона Кубертена.
Олимпийский огонь зажигают в городе проведения Олимпийских Игр в день их начала, и огонь горит непрерывно в специальной чаше до дня окончания состязаний. Зажигание Олимпийского огня является одной из старейших и важнейших традиций Игр. В Древней Греции участники соревнований зажигали огонь на алтарях Олимпии, чтобы воздать почести богам. Процесс доставки олимпийского огня символизировал поддержание чистоты и силы природной стихии в стабильном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб, выделяя для этого действа 40 обученных юношей, которые доставляли факел с алтаря Прометея к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра. Честь зажечь огонь на жертвеннике богу Зевсу предоставлялась победителю соревнований по бегу - наиболее древней и почитаемой спортивной дисциплины. Во многих городах Эллады также проводились состязания бегунов с зажженными факелами - Прометейи, посвященные мифическому герою, титану Прометею, который похитил огонь с горы Олимп и подарил его людям.
Традицию возродили только в 1936 году на XI Олимпиаде в Берлине. Автором идеи являлся Карл Дим, одним из главных инициаторов был Йозеф Геббельс. Олимпийский огонь был зажжен от лучей солнца с помощью вогнутого зеркала в Олимпии и доставлен в Берлин, более 3000 бегунов участвовали в доставке факела. Немецкий спортсмен Фриц Шильген зажег Олимпийское пламя на церемонии открытия Олимпийских Игр на стадионе, украшенном знаменами со свастикой. С тех пор бег факелоносцев, доставляющих огонь к месту проведения Олимпиады, стал торжественным прологом Игр.
Пронести факел считается большой честью, и свой отрезок в каждой стране пробегают известные спортсмены или другие значимые личности. Первая часть эстафеты проходит по городам Греции, последняя - по городам страны-хозяйки Игр. Спортсмены этой страны доставляют факел на центральный стадион в самом конце церемонии открытия Игр. На стадионе факел проносят по кругу несколько раз, пока не вручат спортсмену, которому доверено право зажжения олимпийского огня, что является наиболее почётным. Огонь поджигается в специальной, расположенной высоко над стадионом, чаше, дизайн которой является уникальным для каждой Олимпиады. Организаторы всегда стараются придумать оригинальный и интересный способ зажжения. Огонь должен гореть в течение всей Олимпиады и гасится в конце церемонии закрытия.
По традиции, огонь зажигается в греческом городе Олимпии от солнечных лучей.
2004 год. Актриса Талия Прокопиу в одеждах верховной жрицы зажигает факел от Олимпийского огня, полученного с помощью параболического зеркала, в древнем святилище.
После этого, факел доставляется до пункта назначения эстафетным методом, и в день, когда огонь достигает города, начинается торжественное открытие Олимпийских игр. Практически всегда огонь переносится спортсменами, в основном бегунами. Но иногда приходилось использовать и другие виды транспортировок. Например, в 1948 году огонь перевезли через залив Ла-Манш при помощи команды гребцов в Канберре. В 1952 году факел впервые перевозили в самолете на пути в Хельсинки. В 1956 году на Мельбурнской Олимпиаде на пути к Стокгольму эстафетчики передвигались верхом на лошадях. Одним из самых необычных способов передачи огня стало его преобразование в радиосигнал. Из города Олимпии при помощи спутника передали сигнал в Канаду. Этот сигнал повлиял на лазерный луч, который и зажег огонь. В 1992 году на Летних играх в Барселоне огонь был зажжен при помощи горящей стрелы, выпущенной из лука.
Недалеко от Большого Барьерного рифа в 2000 году огонь даже переправили под водой. В 2000 году австралийский биолог Вэнди Крейг-Дункан пронесла факел по дну моря недалеко от Ажинкурского рифа (входит в Большой Барьерный риф). Для такой необычной ситуации разработали специальный факел с искрящимся составом. Помимо незатухающего огня под водой он дает достаточно много света.
В число уникальных способов транспортировки олимпийского огня входит северо-американское каноэ и верблюд.
В 2004 году была проведена мировая факельная эстафета. Олимпийский огонь преодолел дистанцию в 78 000 км и побывал в руках у 11 400 спортсмен. Продолжалось это действо 78 дней.
Начиная с VII Олимпийских игр 1920 года в Антверпене (Бельгия) все атлеты и судьи дают олимпийскую клятву .
Парад национальных команд под флагами при открытии Игр проводится Начиная c IV Олимпийских игр 1908 года в Лондоне.
Олимпийские талисманы впервые неофициально появились на в 1968 г. на Летних Играх в Мехико, а официально понятие «олимпийский талисман» было утверждено на сессии МОК в 1972 году. Согласно Олимпийской хартии, талисманом мог стать человек, животное или сказочное существо, отражающее особенности культуры народа - хозяина Олимпиады, и символизирующее ценности современного олимпийского движения. Все олимпийские талисманы, которые являются собственностью организационного комитета, стали использоваться как рекламно-коммерческие символы. Помимо регистрации в МОК, организаторы Игр используют талисманы в качестве торговой марки для получения дополнительной прибыли.
Олимпийские игры, как любое регламентированное событие, имеют свои сформированные за десятилетия традиции и ритуалы . Далее некоторые из них:
Город-организатор Олимпиады строит «Олимпийскую деревню», комплекс жилых помещений для участников будущих Игр - это правило ввели с 1932 года.
Во время открытия и закрытия Игр проводятся театрализованные представления, представляющие зрителям облик и культуру страны и города, в котором они проводятся. К разработке сценариев этих зрелищ привлекают самых лучших специалистов в этой области со всего мира: сценаристов, организаторов массовых шоу, специалистов по спецэффектам и так далее. За честь выступить на таком мероприятии соревнуются известные певцы и актеры. Каждая страна-организатор Олимпиады стремится превзойти предыдущие по размаху и красоте этих церемоний - как мы наблюдали это в Сочи. Сценарии церемоний держатся в строжайшей тайне вплоть до самого их начала. Церемонии проходят на центральных стадионах с большой вместимостью, там же где проводятся соревнования по лёгкой атлетике. Трансляции этих событий каждый раз бьют рекорды по количеству зрителей.
Торжественный проход по центральному стадиону спортсменов и членов делегаций. Спортсмены каждой страны идут отдельными группами в алфавитном порядке названий стран на языке страны-организатора или на официальном языке МОК (английском или французском). Но первой шествует делегация спортсменов Греции — страны-родоначальницы Игр. Перед каждой группой идет представитель принимающей страны, который несет табличку с названием соответствующей страны. За ним следует знаменосец, обычно участвующий в Играх спортсмен, с флагом страны. Эта весьма почетная миссия, как правило, поручается самым титулованным и уважаемым спортсменам.
В обязательном порядке президент МОК произносит приветственные речи, также как и председатель Оргкомитета или другой официальный представитель принимающей страны. Обычно глава государства объявляет официальное открытие Игр: «(порядковый номер игр) летние (зимние) Олимпийские игры объявляю открытыми». После этой фразы производится орудийный залп и множество залпов салюта и фейерверка.
Под звуки национального гимна поднимается флаг Греции.
Один из выдающихся спортсменов страны, в которой происходит Олимпиада, произносит олимпийские клятвы от имени всех участников игр о честной борьбе в соответствии с правилами и принципами спорта и олимпийским духом.
Несколько судей произносят от имени всех судей клятвы о беспристрастном судействе. С 2012 года также произносится клятва от имени тренеров и окружения спортсменов.
Во время звучания официального Олимпийского гимна поднимается Олимпийский флаг. Иногда поднимают флаг Мира (голубое полотнище, на котором изображён белый голубь с оливковой ветвью в клюве), который напоминает о традиции прекращения всех вооружённых конфликтов на время Игр.
Кульминацией церемонии открытия становится зажжение Олимпийского огня.
Церемонии закрытия также сопровождается зрелищными театрализованными представлениями. Происходит прощание с Олимпиадой, участники совершают торжественный проход, звучат речи президента МОК и представителя страны-хозяйки. Президент МОК объявляет о закрытии Олимпиады. Затем следуют исполнение гимна страны, Олимпийского гимна, при этом флаги спускаются. Представитель страны-хозяйки торжественно передает Олимпийский флаг президенту МОК, который вручает его представителю оргкомитета следующей Олимпиады. После этого следует небольшая презентация следующего города, принимающего Игры. В конце церемонии Олимпийский огонь медленно гаснет под лирическую музыку, написанную специально для этого момента. Одним из самых трогательных моментов в истории современных Олимпиад, пожалуй, стал прощальный полет олимпийского мишки в Москве в 1980 году.
Историю своего существования Олимпийские игры помнять еще с 776 по 394 года до нашей эры. Однако продолжили свое существование только с 1896 года в Афинах, по инициативе Пьера де Кубертена , который
и придумал самую распространенную и общепринятую символику Олимпийских игр - пять соединенных разноцветных колец, символизирующий объединение
пяти частей света.
Кольца символизируют объединение пяти частей света
Всё начиналось с малого: сначала Олимпиада приобрела уникальную олимпийскую эмблему и дизайн олимпийских медалей , в 1948 году официальные плакаты и графику, а в 1968 году на играх появился первый талисман. Почти сто лет эволюции дизайна Олимпийских игр. Каждый олимпий-
ский логотип и графика являются произведением
искусства, которые демонстрируют лучшие дизайнерские идеи и дух времени, а также образ страны, в которой проводятся игры. Давайте проследим, как видоизменялся дизайн Олимпийских игр и удалось ли дизайнерам воплотить то, что хотелось бы оставить неизменным навсегда.
А что вы можете узнать из этих превосходных работ?
1968 год Мехико (Мексика)
Олимпийские игры в Мехико 1968 года впервые превратились в масштабный дизайн-проект и стали первым значимым визуальным явлением. Кажущаяся на первый взгляд простота эмблемы - пять олимпийских колец в сочетании с двоичным обозначением соответствующего года - вызвала настоящую сенсацию, чем в одночасье прославила работавших над ней художников. Вся символика игр акцентировала всеобщее внимание на самобытности культуры мексиканского народа. Ланс Вимен, Питер Мердок и Эдуардо Терразас соединили оп-арт, стремительно набирающий популярность в конце 1960-х, и декоративное искусство индейцев, живших когда-то на территории Мексики. Созданная ими визуальная навигация до сих пор считается одной из лучших в мире. Красивые цветные пиктограммы украшавшие главные магистрали Мехико, значительно упростили передвижение гостей в незнакомом городе и подарили мексиканской столице яркое и запоминающееся настроение. Олимпиада-68 стала заметным для мирового дизайна событием.
Удалось ли дизайнерам воплотить то, что хочется оставить неизменным навсегда?
1972 год Мюнхен (Германия)
Весь графический стиль для Олимпиады-72 придумал немецкий дизайнер Otl Aicher. Кстати, он же сделал шрифт Rotis. Эмблема для Олимпиады получилась достаточно необычной, но публика встретила ее достаточно прохладно. Возможно это судьба всех инноваций в дизайне. Талисманом для Олимпиады стала симпатичная такса Waldi, символизирующая быстроту, выносливость, силу и ловкость. Также дизайнеру удалось передать динамику движения в пиктограммах для Олимпиады, которые гармонично вписались в общий графический стиль.
1976 год Монреаль (Канада)
Графическое оформление Олимпийских игр в Монреале, созданное дизайнерами Жоржем Юэлем и Пьер-Ивом Пеллетье, считается одним из самых удачных наряду с айдентикой Олимпиады в Мюнхене и Мехико. В 1976 году был также издан подробный гайдлайн, за которым, как и за сувенирами Олимпийских игр в Монреале, до сих пор охотятся коллекционеры. На эмблеме изображены Олимпийские кольца, установленные на олимпийский подиум, который также является графической интерпретацией буквы М, первой буквы в названии города Монреаль. В центре эмблемы - беговая трасса - центральный объект Олимпийских Игр. Символом Олимпиады стал бобер по имени "Amik", которое взято из алгонкинского языка, являющегося самым популярным языком среди американских индейцев в Канаде. "Amik" с их языка переводится как “бобер”. Бобер славится терпением и трудолюбием, поэтому он и был избран символом Олимпийских игр.
1980 год Москва (Россия)
Эмблема к Олимпийским играм была создана Владимиром Арсентьевым, которая состоит из Олимпийских колец, над которыми расположены параллельные линии, сливающиеся в пирамиду, и пятиконечная звезда, символизирующие Московский Кремль. Набор пиктограмм к Олимпиаде 1980 года был создан молодым ленинградским спортсменом и художником Николаем Белковым. Принципиально новым является следующий момент: ранее фигурки спортсменов как бы "парили" на пустом квадратном поле, фигуры же спортсменов у Белкова четко зафиксированы в пространстве. Знаменитый иллюстратор детских книг Виктор Чижиков создал талисман для Олимпийских игр в Москве – Олимпийского медведя по имени Миша.
1984 год Лос-Анджелес (США)
Звезда является универсальным символом самых высоких устремлений человечества, горизонтальные линии отображают скорость, с которой участники стремятся к совершенству, в то время как повторение очертаний формы звезды символизирует дух конкуренции между равными по своей физической подготовке спортсменами. Символичные цвета – синий, белый и красный – от части были выбраны за их традиционное значение в области присуждения премий за первое, второе и третье место. Разработчиком пиктограмм является компания Bright and Associates. Дизайн этой системы отличается четкостью. При помощи таких геометрических фигур был воссоздан идеальный, легко запоминающийся человеческий образ, не нуждающийся в различных стилистических преувеличениях. Орел "Сэм" стал символом Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Его выбрали в качестве символа Олимпиады, так как импозантный лысый орел является национальным символом США. Robert Moore и его соратники из студии Уолт Дисней выбрали именно этого орла, к тому же дизайн Сэма направлен на привлечение внимания детей.
1988 год Сеул (Корея)
На эмблеме Сеула изображен узор Сам-Тэгук. Сам-Тэгук – традиционный узон, которым характеризуется Корея. Его широко применяют для украшения вееров, ворот для домов в корейском стиле, сувениров и предметов народного ремесла. Олимпийская эмблема содержит в себе элементы узора в двух видах, центростремительном и центробежном; центростремительное движение изображает людей со всего мира, прибывающих в Корею, тем самым, символизируя гармонию во всем мире, в то время как центробежное движение изображет движение человека вперед в поисках счастья и процветания. Сеульские пиктограммы отличались от предыдущих главным образом тем, что в них присутствовало четкое деление композиции фигуры человека на туловище, руки, ноги и голову. Художники пытались как можно ближе приблизиться к обычной форме человеческого тела. Характерной особенностью является "незакрашенное" туловище. Талисманом является дружелюбный тигренок Ходори, герой многих корейских легенд.
1996 год Атланта (США)
Основание эмблемы в форме факела, сделанное из пяти Олимпийских колец и цифры 100, напоминает классическую греческую колонну и сделано специально к столетию Олимпийских игр. Пламя факела постепенно переходит в звезду, символизирующую стремление каждого спортсмена к совершенству. Для пиктограмм всех предыдущих Олимпийских игр было свойственно использование абстрактных изображений. Но для Олимпийских игр в Атланте был отобран другой дизайн пиктограмм. На пиктограммах Атланты передано изящество фигуры спортсмена и совершенство ее спортивной формы.
2000 год Сидней (Австралия)
На эмблеме нарисована фигура спортсмена. Изображение бумеранга, а также солнца и скал, слитых воедино с гаванью и пляжами на красном фоне. Призваны вызвать в нашем воображении представления истинно Австрийского ландшафта и ее коренных жителей. Пиктограммы разработаны компанией Saunders Design. Фигуры спортсменов также состоят из трех элементов, но мазок принял форму бумеранга, традиционный оружия аборигенов. Стиль пиктограмм впервые напрямую связан с символом Игр. В качестве талисманов Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году были выбраны 3 животных, обитающих в широтах Австралии: птица кукабура "Олли", утконос “Сид” и ехидна “Милли”. Эти австралийские животные символизируют землю, воздух и воду.
2002 год Солт-Лейк-Сити (США)
Эмблема стилизована под снежинку, раскрашенную в яркие цвета - желтый, оранжевый и синий. Эти цвета присущи пейзажу штата Юта. Под картинкой над Олимпийскими кольцами написаны слова "Солт-Лейк-Сити 2002". Тема, заложенная в эти графические элементы, включает в себя три компонента: контрастность, культура и мужество. Контрастность символизирует ландшафт штата Юта - от пустынь до снежных гор; под компонентом культуры подразумеваются различные культуры, которые представляют уникальное наследие этого штата Америки, а мужество отражает духовный настрой спортсменов. Все эти компоненты представляют основную суть игр. Тема данной эмблемы удовлетворил требования и пожелания жителей штата Юта, которые хотели, чтобы в эмблеме были отражены разнообразие ландшафта, уникальное наследие их региона, а также олимпийский дух.
2004 год Афины (Греция)
Эмблема Олимпийских Игр 2004 изображает оливковый венок, ветвь оливкового дерева, переплетенная кругом. Эмблема ссылается на древние Олимпийские Игры, на которых оливковый венок служил официальной наградой для победителей Олимпийских игр. Кроме того, маслина была священным деревом Афин. Пиктограммы для Игр в Афинах выдержаны в терракотовой древнегреческой стилистике. Создатели черпали вдохновение в искусстве и культуре Древней Греции Простота формы фигурок была навеяна статуэтками Кикладской культуры (3-2 тысячелетиях до нашей эры). Художественный облик пиктограмм берет свое начало от чернофигурного стиля (разновидность росписи керамических ваз в Древней Греции архаичного периода – в XII-VII веках до нашей эры), где твердые черные формы представляют человеческое тело, а отдельные линии определяют назначение форм. Четко прорисованные трехмерные фигуры спортсменов на афинских пиктограммах расположены на фоне, напоминающем фрагмент древнегреческой вазы. Фивос и Афина (Phevos, Athena) - брат и сестра – являются официальными талисманами Олимпийских игр 2004 года в Афинах. Хотя их создание было вдохновлено древней греческой куклой, а их имена связаны с Древней Грецией, но все же эти брат и сестра - дети современной цивилизации.
2006 год Турин (Италия)
На эмблеме зимних Олимпийских игр в Турине в 2006 году изображен силуэт здания «Моле Антонеллина», символа Турина. Силуэт плавно переходит в изображение горы, окруженной кристаллами льда, на которой снег сливается с небом. Кристалы переплетаются между собой, образовывая сеть: сеть новых технологий и вечного Олимпийского единства. Неве (Neve): она - нежный, добрый и элегантный снежок; Глиц (Gliz): он живой, игривый кусочек льда. Это два символических персонажа ХХ зимних Олимпийских игр. Они дополняют друг друга и олицетворяют зимние виды спорта.
2008 год Пекин (КНР)
Официальная эмблема Олимпийских игр в Пекине в 2008 году названа "Chinese Seal-Dancing Beijing". В ней искусно сочетаются китайская печать и искусство каллиграфии со спортивными чертами, превращая элементы в человеческую фигуру, устремленную вперед к победе. Фигура похожа на китайского героя "Jing", который охраняет город-хозяин Олимпиады и представляет собой особенно значимый китайский стиль. Пиктограммы Олимпийских игр 2008 года сочетают в себе обаяния древнекитайского искусства (использована техника, базирующаяся на традициях бронзовой резьбы древнекитайских мастеров) с простотой и лаконичностью современной графики. Изображения построены на резком контрасте черного и белого, что делает восприятие движения спортсменов более сильным, передает чувство бодрости и жизненных сил.
2010 год Ванкувер (Канада)
Эмблему Двадцать первых Зимних Олимпийских игр - статую Иланаак, разработали Rivera Design Group. Название этой статуи переводится с языка инуит как «друг», сложенная из пяти камней, она похожа на человека. Цвета эмблемы зелёный, синий, голубой, красный и желтый символизируют - леса, горы, океан, восходящее солнце и кленовый лист, расположенный на флаге Канады. Трое животных стали талисманами игр. Мига, Куатчи и Суми родом из легенд народов западного побережья Канады, символизируют связь мира людей, животных и духов. На логотипе изображена статую-инукшук по имени Иланаак (http://en.wikipedia.org/wiki/Inukshuk), что в переводе с языка инуктитут означает «друг». Изображение было взято со статуи, стоящей на берегу Английского залива в Ванкувере. Зеленый, синий и голобой цвета симполизируют леса, горы и океан, красный означает цвет кленового листа, расположенного на флаге Канады, а желтый – цвет восходящего солнца.
2012 год Лондон (Великобритания)
Логотип представляет из себя стилизацию даты проведние игр – 2012 год. В логотип вписано название города проведения Олимпийских игр и пять олимпийских колец. К сожалению, общественность не впечатлила эмблема Олимпийских игр и вызвала в Британии непонимание и протесты. Для Олимпийских Игр в Лондоне было разработано две версии пиктограмм. Первая – однотонные силуэты (белые на черном фоне), вторая – двухцветные силуэты, выполненные из голубых и розовых пересекающихся линий. Цвета и стилистика второго набора пиктограмм были навеяны схемой Лондонского метрополитена. Вторая версия более динамично пытается передать скорость, энергию и азарт игры, она использовалась на сувенирной продукции, плакатах, информационных стендах и указателях.
2014 год Сочи (Россия)
Дизайн Сочи-2014 выполнен в лоскутной технике «пэчворк», которая объединит орнаменты в единое целое. Согласно идее дизайнеров, сочетание узоров народных промыслов России является наглядным воплощением идеологии Олимпиады. Синтез орнаментов отображает единение культур и национальностей. В то же время деловой портал
Маркет обнаружил, что Bosco заимствовала идею лоскутного одеяла (сочетание 28 орнаментов 16 национальных промыслов России) у игр в Атланте-1996 пятнадцатилетней давности. Тогда же и прозвучали слова о единении культур.
Дизайн олимпийских игр должен отражает все самое лучшее,
что есть в дизайн-графике своего времени
Обратите внимание на технику работ, используемые цвета, шрифты, символы, визуальные образы, и вы сможете понять, какие тенденции были в графическом искусстве того или иного времени, и какие направления были актуальными. К сожалению, мы не можем объективно сравнить работы начала прошлого и нынешнего века, но мы смогли проследить историю эволюции дизайна вместе с развитием графического искусства. Дизайн олимпийских игр отражает национальную основу места проведения, и, что более важно, отражает все самое лучшее, что есть в дизайн-графике своего времени.
Олимпийская символика - атрибуты Олимпийских игр, используемые Международным олимпийским комитетом для продвижения идеи Олимпийского движения во всём мире.
К олимпийским символам относятся флаг (кольца), гимн, клятва, лозунг, медали, огонь, лавровая ветвь, салют, талисманы, эмблема . Всякое использование олимпийских символов в коммерческих целях запрещено Олимпийской хартией .
Энциклопедичный YouTube
-
1 / 5
Флаг представляет собой белое шёлковое полотнище с олимпийской эмблемой, вышитой на нём. Эмблема придумана греком Ангело Боланки в 1912 году, была представлена на Парижском конгресс Международному олимпийскому комитету Пьером де Кубертеном в 1914 году.
Олимпийская эмблема и Олимпийский флаг впервые были представлены на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене .
Флаг 1920 года, представленный на Играх в Антверпене, был сменён на новый олимпийский флаг в 1988 году, представленный на Олимпийских играх в Сеуле . Старый флаг ныне хранится в Олимпийском музее в Лозанне .
Флаг олимпийского движения представляет собой белое поле, в центре которого помещается Олимпийская эмблема: 5 переплетённых колец, расположенных в два ряда (три в верхнем, два в нижнем). Цвета колец (слева направо): голубое, жёлтое, чёрное, зелёное, красное.
Кольца символизируют союз (единство) пяти частей света и всемирный характер Олимпийских Игр.
Кольца соединены по цепочке, в форме буквы W , причём крайние (голубое, красное) пересекаются каждое только с одним другим кольцом, а расположенное в центре - каждое с двумя кольцами.
Кольца символизируют пять континентов. Однако, вопреки распространённой версии, каждое из колец не относится к какому-то конкретному континенту . Шесть цветов (вместе с белым фоном полотна) скомбинированы так, что представляют собой национальные цвета всех без исключения стран мира.
Оригинальный текст (англ.)
The Olympic flag … has a white background, with five interlaced rings in the centre: blue, yellow, black, green and red … This design is symbolic ; it represents the five inhabited continents of the world, united by Olympism, while the six colors are those that appear on all the national flags of the world at the present time. (1931, Textes choisis, vol. II, p.470, 1931)
До 1951 года официальный справочник [ ] утверждал, что цвета колец соответствуют разным частям света: Европа - голубой, Азия - жёлтый, Африка - чёрный, Австралия - зелёный и Америка - красный. Однако позже это было удалено оттуда, так как не было никаких доказательств, что Пьер де Кубертен подразумевал именно такое распределение цветов .
Оригинальный текст (англ.)
On page 18 of the Green Booklet (both French and English versions) the text says that the colours of the Olympic Rings attributed to the respective five continents are as follows: Blue for Europe, yellow for Asia, black for Africa, green for Australia and red for America. According to the documents in the possession of the Chancellery, no definite proof can be found that this allocation of colours was P. de Coubertin’s original idea at the very most he might perhaps have admitted it afterwards. To put an end to all controversy on this point the E. C. of the I. O. C. has decided to cancel this paragraph and not to allocate any colours to the various continents. The C. E. begs all those interested to take note of this.
Гимн
Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии Олимпийского флага во время открытия очередных Игр, а также по их завершении и в некоторых других случаях. Написан греческим композитором Спиросом Самарасом .
Клятва
Один из выдающихся спортсменов произносит клятву в честности соревнований от имени всех соревнующихся. Затем один из судей произносит клятву в честном и объективном судействе.
Предложена де Кубертеном в 1913 году. Возрождает аналогичное античному клятвоприношение. Впервые была официально произнесена в 1920 году на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене.
Девизы и лозунги
Олимпийский девиз - Citius, Altius, Fortius , что в переводе с латинского означает «Быстрее, выше, сильнее». Он был придуман французским священником Анри Дидоном, предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета в 1894 году и представлен на Олимпийских играх 1924 года в Париже .
Существует девиз «Главное - не победа, а участие», авторство приписывается де Кубертену. На деле эта фраза связана с трагедией бегуна Пиетри Дорандо, который был дисквалифицирован в беге на марафонскую дистанцию (Лондон, 1908) из-за оказанной ему посторонней помощи на финише. Помощи, которую он не просил. На другой день состоялась торжественная церемония вручения призов. Один из членов королевской семьи пригласил итальянца к пьедесталу и вручил ему золотой кубок за выдающееся спортивное достижение. В этот день пенсильванский епископ произнес с амвона собора святого Петра следующие слова: «На Олимпиаде главное не победа, а участие». По мнению писателей Ласло Куна и В. В. Столбова, участие - в смысле сопереживание спортсмену, который боролся из последних сил, но не смог победить.
Медали
Олимпийские медали - золотую, серебряную и бронзовую - вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды.
Дизайн медалей, вручавшихся спортсменам на первых восьми летних Олимпийских играх, был совершенно различным и разрабатывался каждым Оргкомитетом самостоятельно. С 1920 по 2000 год для аверса олимпийских медалей использовался стандартный дизайн: богиня Ника с пальмовой ветвью в правой руке, чествующая победителя. Реверс медали изменялся в зависимости от пожеланий страны, где проводились Игры . Начиная с 2004 года, от этой традиции отступили, и обе стороны медали изготавливаются согласно уникальному дизайну организаторов Игр. .
Диаметр медали Игр 2008 года составлял 70 мм, толщина 6 мм.
Золотые медали, как правило, изготавливают в основном из серебра. Так, на Играх 2008 года золотая медаль весила около 150 граммов, в состав которых входило примерно 6 грамм золота . Серебряные медали изготавливают из серебра , бронзовые из меди .
На Играх 1896 и 1900 года медалями отмечали только атлетов, занявших 1-е и 2-е места. Золотой медали тогда не было, а вручали только серебряную и бронзовую. Более того, на Играх 1900 года во многих видах медали вообще не вручались, а вместо них организаторы награждали участников кубками и дипломами. Тем не менее, для единообразного подхода в справочной литературе золотая, серебряная и бронзовая медали используются и для этих Игр.
До 1960 года медали изготавливались без креплений и вручались победителям прямо в руки. Организаторы Олимпийских игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви , чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Вводя это не предусмотренное правилами новшество, организаторы подстраховались и вручили девушкам, выносившим медали для награждения, ножницы, чтобы быстро перерезать цепочки в случае возражений. Однако идея понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям крепятся цепочки или ленты.
Oгонь
Впервые олимпийский oгонь был зажжён на Олимпийских Играх 1928 года в Амстердаме .
Олимпийский oгонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Oгонь на факеле передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты , которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли. Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр.
Первая эстафета олимпийского огня из Олимпии и церемония зажжения Олимпийского костра были проведены на Олимпийских играх 1936 года в Берлине . Огонь был зажжён в Олимпии 20 июля 1936 года, эстафета закончилась в Берлине 1 августа 1936 года.
Автором и основателем традиции эстафеты, а также автором идеи зажжения факела в Греции считается Карл Дим , спортивный чиновник в Германии и генеральный секретарь Оргкомитета Игр 1936 года. Замысел эстафеты возник у Дима в ходе подготовки к проведению Олимпийских игр в Берлине 1916 года, отменённых в связи с Второй мировой войны в виду большой схожести с нацистским салютом более не используется, хотя и не был запрещён официально.