Ирина Янкевич
Картотека игр по конструированию (младшая группа)
1 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Постройка домика для кошки, собачки и козлика»
Цель : Развивать умение детей, строить домик. Учить выполнять постройку в нужной последовательности. Способствовать формированию совместной игры
Материал
Ход игры. - Посмотрите, идет дождь, и наш щенок Бимка промок, он сидит под деревом и дрожит. Ему нужно построить теплый домик – будку. Воспитатель предлагает построить домик для собачки. Дети сами подбирают материал, сами придумывают дом.
«Загончик для животных»
Цель : Учить строить из вертикально поставленных кирпичиков. Воспитывать бережное обращение к постройке. Активизировать словарь : кирпичик, загончик
Материал : кирпичики.
Ход игры. Воспитатель приносит набор пластмассовых домашних животных и предлагает построить для них загон, чтобы они не разбежались, чтобы их не съели волки. Строить надо из кирпичиков, поставленных вертикально.
5 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Постройка грузовика, дороги»
Цель : Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики плашмя друг к другу узкой короткой стороной (дорога) . Устойчиво и ровно ставить кубик на второй кирпичик (машина) .
Материал : кубики и кирпичики.
Ход игры. Воспитатель вносит в группу светофор , дети вспоминают, что они знают о светофоре. Давайте с вами построим дорогу и машину, показывает, как необходимо строить, обыгрывает постройки.
«Ворота для машины Айболита»
Цель : Учить строить ворота из двух вертикально стоящих кирпичиков, на которые кладется еще один кирпичик.. Материал : кирпичики
Ход игры. Внимание в зоопарке заболел тигр. Добрый доктор Айболит едет на машине, чтобы вылечить больного Машина въезжает в парк, деревья мешают проехать дальше., нам с вами необходимо срочно построить ворота для машины. Дети предлагают свои постройки.
9 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«У куклы новоселье»
Цель : Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт детей. Постройка мебели, комнаты различными способами.
Материал : кубики и кирпичики. призмы, пластины. цилиндры.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям стать строителями и построить для кукол целые комнаты с мебелью. Подобрать самим строительный материал. Друзей для работы, и поселить кукол в новый дом.
«Городок для кукол»
Цель : Продолжать создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию , воспитывать желание и умение строить спокойно вместе
Материал : кубики и кирпичики призмы, пластины. цилиндры.
Ход игры. - Посмотрите, наши куклы очень расстроились, у них случился пожар, сгорели все дома в городе. Поэтому им необходимо помочь, построить новые дома. Давайте мы поможем нашим игрушкам., создадим свои дома., придумаем свои постройки.
13 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Складываем фигуры»
Цель представлений конструктивная деятельность Материал
Достаньте вкладыши, например круги, и предложите ребенку собрать их на столе, а затем вложить их в соответствующие окошки. Затем соберите таким же образом треугольники, квадраты.
15 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Придумываем фигуры»
Цель : Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
Ребенок может придумать и сложить фигуры из различных элементов, дать им названия.
«Обведи контур»
Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности. Материал :
В наборе имеются рамки. Если ребенок любит рисовать и раскрашивать, то он довольно легко сможет сам нарисовать фигурку, обводя рамку изнутри карандашом. Потом этот рисунок можно заштриховать или закрасить; вырезать
3 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Лесенка для черепашки»
Цель : Продолжать учить детей создавать постройки, накладывать детали друг на друга и ставя их рядом; узнавать и называть строительный материал и постройки.
Материал : кирпичики и пластины.
Ход игры. В группе дети находят семью черепашек. Воспитатель заранее строит в группе водоем и предлагает детям построить лесенку, чтобы черепашки добрались до водоема. Кирпичики необходимо накладывать друг на друга.
«Скамеечка узкая для Зайки – Длинное Ушко, скамеечка широкая для Мишутки»
Цель : Учить строить узкую скамейку из двух кирпичиков и пластины и широкую из четырех кирпичиков и двух пластин.
Материал : кирпичики и пластины.
Ход игры. В гости к детям приходят веселые игрушки, которые рассказывают детям о том, что в лесу нет даже скамеечек. Воспитатель предлагает детям построить для зайки узкую скамейку, а для мишки- широкую скамейку. Дети сами подбирают материал для строительства.
7 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Собери круги»
Цель : Закреплять умение детей ориентироваться в однородных предметах (больше, меньше, еще меньше, маленькие, подбирая их в определенной последовательности; учить обогащать чувственный опыт при действии с определенной формой и разной величины, познавая их физические свойства.
Материал : плоскостные круги разного размера и цвета.
Ход игры. Давайте с вами создадим сказочную комнату и разложим круги по размеру, по цвету, по вашему настроению.
«Мост для пешеходов»
Цель : Продолжать учить две лесенки и делать перекрытие (накладывать сверху пластину, играть с постройкой. Словарь : лесенка, высота, сверху, мост, рядом, пластина.
Материал : кубики и кирпичики, пластина
Ход игры. Вот у нас широкая река. А нам с вами необходимо перевести игрушки. – Что нам делать? Конечно же построить мост. (Воспитатель строит образец)
Предлагает детям построить свой мост и перевезти игрушки.
11 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Разные машины»
Цель : Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей, способы конструирования . Научить детей сравнивать постройки, замечать их различия.
Материал : кубики и кирпичики, пластины.
Ход игры. Мы с вами уже строили дорогу и машину. а теперь вы придумаете свои машины и построим целый гараж разнообразных машин. Дети сравнивают постройки. Называют свои автомобили.
«Постройка парохода, лодки. Поездка куклы в гости»
Цель : Закреплять умение детей приставлять плотно друг к другу кирпичи, ставя на длинную узкую сторону, изображая лодку или пароход. Различать детали нос, корма.
Материал : кубики и кирпичики, пластины.
Ход игры. Наши игрушки очень любят путешествовать, но чтобы плавать по морю необходимо построить корабль. Давайте поможем нашим игрушкам и построим корабль и назовем его «Дружба.»
14 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Находим геометрические фигуры»
Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
Рассыпьте игру и предложите ребенку найти треугольники, круги, прямоугольники. Попросите перечислить геометрические фигуры, сосчитать их количество, сравнить по основным признакам (угол, стороны, их количество)
17 Игры по конструированию
(младший дошкольный возраст )
«Сделай орнамент»
Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины, создание начальных математических представлений : знакомства с геометрическими фигурами, их основными признаками, обучение счету, понимание отношения целого и части, конструктивная деятельность : складывание предмета из частей, развитие логического мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие фантазии, творческой активности.
Материал : набор плоскостных геометрических фигур основных цветов, рамки, разрезанные фигуры.
В основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. Орнаменты можно делать как из одинаковых, так и из разных фигур располагая их по линии, веером, цветком или накладывая частично друг на друга
Задания по плоскостному конструированию
Задание 1 . «Знакомство с основными геометрическими фигурами». После беседы по картинкам попросите ребёнка показать квадрат, треугольник, круг, затем обвести карандашом фигуры, изображённые пунктиром, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова: «Шарик круглый, окно квадратное…»
Задание 2: «Найди и назови». Предложите ребёнку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив её из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает. И цвет, который он выбрал для раскрашивания.
Задание 3. «Флажки и гирлянды». Предложите детям каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуру, изображённые пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.
Задание 5. «Паруса» . Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие ещё им фигуры известны. После этого дети отыскивают мелкие треугольники, затем большие. Помогите им,если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение.
Задание 6. « Выкладывание фигур » . Детям предлагают схемы (уменьшенного размера) и геометрические фигуры для выкладывания изображения. После выполнения задания спрашивают: «Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего тебе понадобилось фигур для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?»
Задание 7. « Найди лишнее ». На карте изображены ряды геометрических фигур. Детям предлагают рассмотреть их и определить, что на них лишнее, затем обосновать, почему.
Задание 8. « На что похоже? » Воспитатель поочерёдно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар, колобок, солнышко, лицо, воздушный шар, берет и т.
Задание 9. « Конструируем из палочек » . Детям раздают палочки разной длинны, предлагают разложить их по размеру на три части. Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.
Задание 10. «Конструирование по схеме». Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данное изображение из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.
Задание 11. «Обустрой комнату». Воспитатель предлагает детям лист бумаги(35*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обустроить его кирпичиками(стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладёт его рядом. Затем достаёт геометрические фигуры и предлагает подобрать по форме на предметы мебели(квадрат – табуретка, прямоугольник –кровать и т.д.)
Картотека дидактических игр
Игра «Лесенка для белочки»
Дидактическая задача . Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.
Игровая задача . Построить лесенку для белочки.
Ход игры : Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Спрашивает у белочки, где ей ещё хочется поскакать. Белочка говорит о своём желании на ухо воспитателю. Воспитатель строит лесенку, а дети отгадывают, что это такое. Воспитатель сообщает, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить ещё одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя)
Игра «Построим дом для мишки и зайчика»
Дидактическая задача . Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройке соразмерные игрушки.
Ход игры : Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика и предлагает построить для них домики. Дети вместе с воспитателем рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы. Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и сам мишка. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как он сам.
Игра «Построим сарай для цыплят»
Дидактическая задача. Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.
Игровая задача . Построить сарай для цыплят и вольер для курочки.
Ход игры : Воспитатель приносит в группу желтеньких цыплят (настольные игрушки).
Воспитатель. Комочки желтые не спят,
Комочки желтые пищат.
Они родились лишь вчера,
А нынче бегают с утра.
Цыплятам холодно, надо бы их пустить в сарай, но сарая нет. Воспитатель побуждает детей построить цыплятам сарай, но сначала дети рассматривают постройку – образец (сарай), которую сделал воспитатель. Потом они выбирают материал (из кубиков, пластилин, цилиндров), называют его и объясняют, для чего он нужен (на стены, на крышу). Затем возводят постройку. Сарай построен. Цыплята довольны и просят поиграть: взлетают на крышу, прячутся за сарай. Дети ищут цыплят и называют, где они сидят.
Игра «И будет горка во дворе»
Дидактическая задача . Учить детей самостоятельно подбирать и вырезать детали нужного размера; закреплять умение оценивать качества работы.
Игровая задача . Обустроить зимнюю площадку для зверей.
Игровые правила . Возвести постройки для зверей, подходящие по цвету к их шубам, Удобные для игры.
Игра «Приглашение»
Дидактическая задача . Упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах.
Игровая задача . Изготовить пригласительные билеты на ёлку.
Игровые правила . Для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.
Игра «Построим башенку для принцессы»
Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».
Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручный материал. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольны,принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».
Игра «Строим забор»
Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверушек.
Дом построен,и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук – тук, перестук,
Доски обтесали,
Тук – тук, перестук
Крепко прибивали.
Перспективное
планирование
по конструированию
старшая группа
№1
Сентябрь
Занятие 1
Тема: «Дома».
Цель:
Прогр. задачи:
(3, стр. 5-12)
Занятие 2
Тема: «Дворец для сказочных героев».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр. 38-41)
Занятие 3
Тема: «Машины».
Цель:
Прогр. задачи:
Развивать внимание, память.
(3, стр. 13-18)
Занятие 4
Тема: «Мосты».
Цель:
Прогр. задачи:
(3, стр. 30-36; 5, стр.41)
Октябрь
Занятие 1.
Тема: «Новоселье кукол».
Цель: Закрепить умение детей строить мебель из деревянного конструктора.
Прогр. задачи: - продолжать учить работать вдвоём, договаривать о том, какую часть работы будет выполнять каждый;
Развивать навыки коллективной работы.
(5, стр. 161)
Занятие 2.
Тема: «Работа с конструктором».
Цель: Развивать навыки работы с конструктором.
Прогр. задачи: - учить детей разбираться в рисунках, изображающих конструкции, вместе с воспитателем определять этапы работы;
Учить доводить начатое дело до конца.
(5, стр. 106)
Занятие 3
Тема: «Город мастеров»
Цель: Учить различать и называть строительные материалы.
Задачи: - Проверить навыки строительства различных предметов мебели для кукол, самостоятельного преобразования постройки в длину и ширину в зависимости от величины кукол;
Учить работать рядом не мешая друг другу.
(5. стр26)
Занятие 4
Тема: « Дома для гостей»
Цель : Учить строить дома.
Задачи: -учить преобразовывать известную конструкцию в новую;
Продолжать учить самостоятельно находить новые конструктивные решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом
(5. стр30)
Занятие 5
Тема: « Выставка машин»
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;
Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;
Развивать внимание, память.
(5. стр35)
Ноябрь
Занятие 2
Тема: «Машины».
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи: - формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении;
Формировать представления детей о колесах и осях, о способах их крепления;
Развивать внимание, память.
(3, стр. 13-18)
Занятие 3
Тема: «Мосты».
Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;
Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;
Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;
Воспитывать у детей навыки коллективной работы.
(3, стр. 30-36; 5, стр.41)
Занятие 4
Тема: «Самолеты, вертолеты»
Цель Расширять представления детей о различных летательных аппаратах.
Задачи: - формировать обобщенные представления о данных видах техники;
Развивать конструкторские навыки;
- упражнять в создании схем будущих построек
(3, стр. 18)
Декабрь
Занятие 1.
Тема: «Детская площадка или парк отдыха».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр. 104-106)
Занятие 2.
Тема: «Гирлянда».
Цель: Научить детей делать гирлянды и игрушки на ёлку.
Прогр. задачи: -;
Продолжать развивать интерес к совместному труду;
(5, стр. 69)
Занятие 3
Тема: «Письмо из цветочного города»
Цель : Учить строить простейшие здания
Задачи:
Продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;
Учить планировать постройку;
Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.
(5, стр. 76)
Занятие 4
Тема: Тема: «Мосты».(Повторение)
Цель: Упражнять детей в конструировании мостов.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о мостах, их назначении;
Учить на основе анализа образца преобразовывать свою постройку;
Вызвать у детей интерес к творческому конструированию;
Воспитывать у детей навыки коллективной работы.
(3, стр. 30-36; 5, стр.41)
Январь
Занятие 2.
Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр.127)
Занятие 3.
Тема: «Роботы».
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи:
(3, стр.22-26)
Занятие 4
Тема: «Детская площадка или парк отдыха».(повторение)
Цель: Продолжать учить сооружать постройки из крупного строителя, объединять их общим замыслом.
Прогр. задачи: - продолжать учить находить конструктивное решение для постройки в зависимости от её назначения и названия;
Учить планировать постройку;
Воспитывать умение работать коллективно, осуществляя общий замысел.
(5, стр. 104-106)
Февраль
Занятие 1.
Тема: «Наш микрорайон».
Цель:
Прогр. задачи:
(5, стр. 163-166)
Занятие 2.
Тема: «Конструирование из конструктора».
Цель: Упражнять детей в конструировании из конструктора.
Прогр. задачи: - учить работать с разными видами конструктора, выполнять простые конструкции;
Закреплять навыки конструирования;
Закреплять навыки соединения деталей;
Развивать изобретательность, пространственное мышление.
(5, стр. 81-82)
Занятие 3
Тема: «Город».
Цель: Продолжать учить строить разные конструкции домов из крупного и среднего строителя в зависимости от их назначения.
Прогр. задачи: - учить строить дома по памяти, выделять основные части постройки;
Учить воплощать задуманное в строительстве;
Упражнять детей в рисовании планов;
Закреплять навыки самостоятельного строительства;
Совершенствовать конструкторский опыт, эстетический вкус.
(5, стр. 163-166)
Занятие 4
Тема: «Железнодорожный вокзал или станция».(повторение)
Цель: Научить детей строить железнодорожный вокзал.
Прогр. задачи: - учить строить небольшой железнодорожный состав;
Учить объединять свою постройку в соответствии с общим замыслом;
Договариваться, кто какую часть работы будет выполнять;
Развивать пространственное мышление, фантазию, воображение;
Продолжать учить работать коллективно.
(5, стр.127)
Март
Занятие 1.
Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».
Цель:
Прогр. задачи:
(4, стр. 44-46)
Занятие 2.
Тема: «Суда и корабли».
Цель:
Прогр. задачи:
Занятие 3
Тема: «Роботы».(повторение)
Цель: Упражнять детей в строительстве различных машин из строительного материала и конструкторов.
Прогр. задачи: - предложить детям построить робота по заранее созданной схеме;
Развивать конструкторские навыки детей и качества, необходимые для практической деятельности;
Формировать представления об объёмных телах, их форме, размере;
Развивать воображение, сообразительность, понятливость.
(3, стр.22-26)
Апрель
Занятие 1.
Тема: «Самолёты, вертолёты, ракеты».
Цель: Упражнять детей в строительстве летательных аппаратов по рисункам, чертежам, схемам, фотографиям, игрушкам.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, грузовой и тд);
Способствовать развитию экспериментирования и изобретательства (стар.гр.);
Формировать обобщенные представления о данных видах техники;
Формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправить свои ошибки (подг. гр.);
Развивать пространственное мышление, умение делать умозаключения.
(3, стр. 18-21)
Занятие 2.
Тема: «Письмо из Цветочного города».
Цель: Продолжать учить строить разные здания из крупного и мелкого конструктора.
Прогр. задачи: - продолжать учить строить по рисунку, самостоятельно планировать этапы постройки;
Сооружать различные постройки;
Самостоятельно находить конструктивные решения для завершения постройки;
Развивать творческие способности, эстетический вкус.
(5, стр.76-78)
Занятие 3
Тема: «Дома».(повторение)
Цель: Упражнять детей в строительстве различных домов.
Прогр. задачи: -уточнить представления детей о строительных деталях (кирпичик, куб, брусок, пластина, цилиндр и др.), деталях конструктора, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания);
Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы;
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.
(3, стр. 5-12)
Занятие 4
Тема: «Суда и корабли».(повторение)
Цель: Учить строить по рисунку несложные постройки морских и речных судов.
Прогр. задачи: - расширять представления детей о разных видах судов (виды,функциональное назначение, особенности строения);
Упражнять в сооружении различных судов;
Развивать фантазию, внимание, память.
(5, стр. 45-49; 3, стр. 39-42)
Май
Занятие 1.
Тема: «Автозавод».
Цель: Закрепить умение детей строить машины по рисунку.
Прогр. задачи: - закреплять навыки планирования постройки;
Учить самостоятельно подбирать детали для выполнения постройки;
Закрепить умение самостоятельно строить машины по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений;
Развивать сообразительность, воображение, изобретательность.
(5, стр.130-132)
Занятие 2.
Тема: «Цирк».
Цель: Научить отражать впечатления от посещения цирка в конструировании.
Прогр. задачи: - продолжать учить работать коллективно, договариваться, какую часть работы будет выполнять каждый;
Воспитыватьнавыки коллективной работы.
(5, стр. 181)
Занятие 3
Тема: «Дворец для сказочных героев».(повторение)
Цель: Научить строить красивый дом - дворец.
Прогр. задачи: - находить необычные конструктивные решения;
Самостоятельно находить детали для украшения дворцов;
Учить творчески подходить к решению конструктивных задач;
Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы.
(5, стр. 38-41)
Занятие 4.
Тема: «Творим и мастерим (по замыслу)».Повторение
Цель: Упражнять детей в конструировании по замыслу.
Прогр. задачи: - развивать детское творчество, конструкторские способности;
Умение самостоятельно организовывать свою работу;
Выполнять разнообразные интеллектуальные действия;
Закреплять умение рассуждать, доказывать свою точку зрения.
(4, стр. 44-46)
Список используемой литературы:
М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.-М.:Мозаика – Синтез, 2005.
Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. – М.: Мозика-Синтез, 2008.
Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Тарловская, Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М.: Просвещение; Владос, 1994.
Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой
Людмила Викторовна Куцакова –
высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20 методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.
Введение
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органически включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).
При разработке данного материала использовались исследования H. Н. Поддъякова, Л. И. Парамоновой, А. Л. Венгера, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, В. В. Холмовской и др.
Материал апробирован в ДОУ № 32, 1415, 1039, 1268 и других дошкольных образовательных учреждениях г. Москвы и является технологией к программе «Конструирование и ручной труд», рекомендованной Министерством общего и профессионального образования РФ (1998 г.)
Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система занятий рассчитана на учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Задания можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней или использовать для занятия все время, отведенное для всех занятий в определенный день недели, перенося, например, ручной труд, рисование, аппликацию на другой день.
Задания построены с учетом постоянной смены деятельности, насыщены игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключают переутомление детей. Одно занятие в месяц проводится фронтально. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.
Конспекты занятий
Тема 1. Дома
Цель.
Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов; о способах соединения, свойствах деталей и конструкций (высокие конструкции должны иметь устойчивые основания); упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании; развивать творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения; познакомить с понятиями «равновесие», «сила тяжести», «карта», «план», «компас», с идеей относительности пространственных направлений; формировать навыки пространственной ориентации.
Материал.
Ножницы, фломастеры, конверты, строительный материал, базовый набор «Лего-Дакта» (или какой-либо другой, соответствующий возрасту детей).
Ход работы
Работа с иллюстрацией «Карта Формандии».
Введите детей в игровую ситуацию: «Это карта. Мы плывем на корабле к острову Формадор, на котором находится страна Формандия. Столица страны – город Формадония». Предложите ребятам рассказать, что изображено на карте (рис. 1); сколько в стране городов, рек, озер, железных дорог. Пусть дети придумают им названия. Обратите их внимание на компас, объясните способ его действия (как не поворачивай компас, всегда синяя стрелка показывает на север, а красная на юг).
Предложите детям найти на острове Северную, Южную, Западную и Восточную стороны, а затем определить направления между ними: Юго-Западное, Юго-Восточное, Северо-Восточное, Северо-Западное. Спросите, что они видят на Севере острова, на Юго-Западе и т. д. Предложите выбрать любой из путей, чтобы добраться до столицы Формадонии (по реке на своем корабле, на поезде, по туристской тропе, на самолете). Пусть дети обозначат свой путь на карте фломастером.
Рис. 1
Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии».
Познакомьте детей с жителями столицы – формадонцами, расскажите, чем они занимаются (рис. 2, 3, 4).
Педагог. Кто и что везет перед собой? Кто и что везет за собой? Кто какой рукой держит кольцо? Кто упал и какой бок он испачкал? На каком боку лежит? Кто звонит по телефону и в какой руке он держит трубку? Кто откуда спускается и над кем? Как изображен Кубик по отношению к нам? Кто, что и как несет? У кого и куда бьет струя воды? Где кто-то сидит? В какой руке мочалка? Куда прыгает? Как называются прыжки? Кто и как сидит на лавке? Как называются прыжки? Какое ухо болит? С какой стороны у Пирамиды сердце? В какую щеку и кого поцеловали? Кто вдали за рекой? Кто вблизи у реки? Кто в какую сторону едет? Что он видит справа от себя, слева от себя?
Рис. 3
Рис. 4
Предложите детям помочь жителям Формадонии спроектировать красивые, удобные дома и затем построить их.
Работа с иллюстрацией.
Подберите иллюстрации, на которых изображены различные дома. Рассмотрите их с детьми разные; проанализируйте, из каких частей построены фундамент, стены, крыши, надстройки; этажность, количество окон, крылечек, оформление домов и т. д.
Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры».
Предложите детям вырезать геометрические фигуры (рис. 5) и смоделировать из них фасады домов, а затем построить дома из строительного материала. Обратите внимание детей на на, что дома должны быть объемными, что к фасадам необходимо пристроить еще три стены и соорудить крыши.
По окончании строительства проанализируйте детские постройки, сличите их с плоскостными моделями; обратите внимание ребят на то, какой красивый получился городок; предложите оформить постройки дополнительными материалами (деревьями, цветочками и пр.) и поиграть. Не забудьте предложить детям убрать в свои конверты геометрические фигуры, чтобы использовать их в дальнейшем.
Организуйте конструирование различных домов из конструкторов «Л его-Д акта». Побуждайте детей строить по условиям: «Построй трехэтажный дом с подъездом справа, с балконами, с башенкой на крыше». При необходимости объясняйте, показывайте способы конструирования, давайте советы по совершенствованию конструкций. Поощряйте экспериментирование.
Игровые задания
Упражняйте детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям, по готовым чертежам, схемам, рисункам.
Упражняйте детей в самостоятельном анализе построек и их изображений; в установлении зависимости строений от функционального назначения, устойчивости конструкций от их формы и соотношения тяжелых и легких частей. Формируйте представление о том, что пространственные взаимоотношения частей построек не зависят от их положения на плоскости, например: «Построй такой же домик (предлагается чертеж), но разверни его фасадом к этому фонтану».
Строительство зданий старинной и современной архитектуры. Знакомство с понятием «план» (план – это вид сверху). Построение планов и сооружение построек по ним («Территория детского сада», «Спорткомплекс», «Парк» и т. д.).
Конструирование внутренних интерьеров («Театр», «Цирк», «Универсам», «Квартира», «Офис» и т. д.).
Советы воспитателю
Упражняйте детей в построении планов. Дайте представление о том, что план – это изображение сверху (как будто с самолета); что обычно планы принято делать штриховыми (не раскрашивать), мелкие детали не изображать (трубы на крышах), а показывать только те части, которые сооружения занимают на поверхности. Подвести детей к построению планов проще всего через моделирование геометрическими фигурами (дети раскладывают их, объединяя на поверхности листа и обозначая: это бассейн, это клумба и т. д.; затем обводят фломастерами и убирают). Дети быстро научатся обходиться без фигур и рисовать на глаз. Построение планов упражняет в планировании своей деятельности, умении организовывать пространство для нее.
Игра «Отбери детали».
Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6) со схемами сооружений. В верхней части рисунка изображены строительные детали, которые используются для их конструирования (каждая в одном экземпляре). Предложите детям отбирать по рисунку необходимые детали (по 4–5 штук каждого вида) и моделировать, выкладывая изображения из деталей, начиная с наиболее простых схем, изображенных в первом ряду.
Игра «Башни».
Сооружение высоких башен из конструкторов «Лего-Дакта» и др. Спросите у детей: «Почему башни падают? Как сделать их более устойчивыми?».
Ключевые слова
Надстройка, перекрытие, равновесие, карта, план, схема, компас, направление.
Конспект занятия по конструированию Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».
Тема: «Ребята спешат на помощь Смешарикам».
Программное содержание:1. Учить последовательно анализировать контурную схему:
1) узнавать изображенный предмет;
2) определять местоположения его основных частей;
3) «примерять» (т.е. соотносить с пространством схемы и друг с другом) строительные детали, предложенные для воспроизведения постройки;
4) Расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.
2. Учить выполнять постройку по готовой графической модели.
3. Продолжать учить самостоятельно достраивать объект, используя знакомые приёмы строительства.
4. Продолжать учить детей анализировать объект, выделяя детали строительного материала и их пространственное расположение.
5. Закреплять правильное употребление в речи таких слов, как фасад, задняя, передняя, боковая и т.д.
6. Развивать внимание, память, воображение.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать товарищам.
Методы и приемы:
Игровой, обследование, вопросы, сравнение, поощрения, музыкальное сопровождение.
Материал:
Демонстрационный:
Контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы детей, расчлененные схемы тех же объектов;
Раздаточный:
Строительный набор на каждого ребенка, контурные схемы, мелкие игрушки, 2 карандаша (простой и цветной).
Дифференцированный подход:
1 подгруппа – дается нерасчлененная схема объекта.
2 подгруппа - дается частично расчлененная схема объекта.
Индивидуальная работа:
Помочь Никите Ш., Алёне С., Тане П. при возведении постройки; помочь Ксюше, Кате, Вадиму при анализе схемы.
Предварительная работа:
Чтение «Строители» С.Я.Маршака, рассматривание фотографий различных домов, экскурсии по улицам микрорайона с целью рассматривания зданий, строительство домов из строительного материала, знакомство с незаконченными схемами.
Связь с другими видами деятельности:
Развитие речи: введение в активный словарь названий строительных деталей, игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Стройка».
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию.
Раздается стук в дверь.
- Ой, ребята, кто-то к нам идет. Да это Почтальон принес нам письмо. Наверно, что-то случилось.
Читаю письмо.
- Ребята, это письмо пришло от Смешариков. Нюша и Бараш пишут, что они хотели построить новые дома, но прошел дождь и на чертежах размылись некоторые линии. Смешарики очень просят помочь им разобраться с чертежами и построить новые дома. Поможем, ребята?
- Ребята, посмотрите внимательно на схемы и подумайте, что это?
- Какая часть дома изображена на схеме?
Провожу обследование схемы.
- Это дом (Обвожу рукой схему целиком).
- Из каких частей может состоять изображенный дом? (Показываю на нижнюю часть).
- Правильно. Молодцы! Что идет за фундаментом?
- Что располагается на стенах?
- Хорошо. А что еще есть у дома?
- Ребята, на наших схемах, как вы уже сказали, изображены только фасады домов, т.е. вид спереди, а что еще есть у дома, что мы не видим на этой схеме?
- А на боковых стенах могут быть окна?
- А что может быть на задней стенке?
Правильно, ребята.
- Ребята, давайте вспомним, из каких деталей конструктора мы строили с вами дома на занятиях.
- Подумайте, из каких деталей может состоять дом изображенный на схеме:
Из каких деталей можно построить фундамент?
- Из каких деталей можно построить стены дома?
- Хорошо. Из чего может быть сделано перекрытие?
- Молодцы! Какая деталь нужна для построения крыши?
- Ребята, а теперь я предлагаю вам дорисовать на своих схемах простым карандашом детали, из которых состоит дом.
Проверяю и помогаю детям, которые затрудняются в выполнении задания. Цветным карандашом в схему вносятся уточнения.
Предлагаю одному ребенку выйти и рассказать, из чего состоит изображенный на схеме дом и дорисовать схему(ребенок 2-ой подгруппы).
Никита, расскажи нам, из чего состоит дом изображенный на твоей схеме?
Молодец, ты подробно все рассказал, дорисовал схему, а все ребята проверили, правильно ли они выполнили задание.
Физкультминутка.
Мы строгали, мы строгали
Доски гладенькими стали.
Мы пилили, мы пилили,
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился новый дом.
- Ну вот, теперь у нас есть законченные схемы и можно начинать строительство. Только не забывайте, что на наших схемах изображены только фасады домов, а мы будем строить дома целиком.
Давайте приступим к строительству домов.
- Ребята, если все дома у вас будут одинаковыми, то Смешарикам будет скучно здесь жить. Придумайте украшение для своего дома.
Во время строительства помогаю вопросами, советами. Обращаю внимание на качество выполненной постройки.
- Какие замечательные дома у нас получились. Все разные.
Вот мы строили, строили
Наконец, построили.
Посмотрите, какой дом
Всем уютно будет в нем.
Приходите, приходите,
В нашем доме поживите.
- Молодцы, ребята, вы очень постарались и помогли Смешарикам. Посмотрите, как они радуются (показываю игрушки). А теперь давайте расселять жителей города по домам, устроим новоселье. А еще Смешарики раздадут вам разноцветные кружочки. У кого все получилось, тот положит около своего домика красный кружок, желтый кружок – постройка не совсем удалась, синий кружок – совсем не справились с заданием.
Воспитатель берет в руки Смешарика.
- Я пойду посмотрю, какой дом построил Никита. Никита, сколько этажей в твоем доме? А как можно подняться на второй этаж? Кого ты поселишь в своем доме? А почему ты положил около своего домика красный кружок?
- А у кого из вас самый длинный дом, ребята? С помощью каких деталей ты построил длинный дом? Для чего ты сделал такой длинный дом? Какой кружок положил ты около своего домика? Почему?
- А еще я хочу сходить в гости к Лере. Как вы думаете, что интересного в доме Леры?
С помощью Смешариков воспитатель помогает детям обыграть постройки.
- Да, поможем. Нужно всем помогать. Особенно тем, у кого произошло несчастье.
- Это схемы домов.
- На схеме изображен фасад.
- Нижняя часть дома - это фундамент.
- Это стены.
- На стенах располагаются окна.
- У дома сверху есть крыша.
- У дома еще есть боковые стены и задняя стена.
- Да.
- На задней стенке может быть дверь.
- Из кубиков, пластин, кирпичиков, треугольных призм, брусков, полукубов.
- Фундамент можно построить из пластин.
- Стены дома можно построить из кубиков или кирпичиков.
- Перекрытие может быть сделано из пластин.
- Для построения крыши нужна треугольная призма.
Дети дорисовывают детали на своих схемах.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из пластины. На фундаменте стоят стены. Они сделаны также из пластин. На стенах располагается перекрытие из пластины. На перекрытие ставится крыша – прямоугольная призма.
- На этой схеме изображен дом. Фундамент этого дома состоит из кирпичика. На фундаменте стоит стена. Стена сделана из двух кирпичиков и кубика. На стене располагается перекрытие из кирпичика. Крыша – прямоугольная призма. От дома идет дорожка к почтовому ящику. Она сделана также из кирпичика. Около дома стоит почтовый ящик. Он сделан из кирпичика и кубика.
Рывки руками вверх.
Рывки руками в стороны.
Наклоны вперед, руки на поясе.
Ходьба на месте.
Приседания.
Ходьба на месте.
Прыжки на месте.
Дети выполняют задание.
Дети разбирают кружочки нужного цвета.
- Два этажа. На второй этаж можно подняться на лифте. В моем доме есть лифт.
- Потому что у меня все получилось.
- Я удлинил свой дом с помощью кирпичиков и кубиков. В моем доме уместиться много гостей.
- Этот дом интересно украшен.
Давайте вместе повторим, с чего мы начнем строительство.
- С чего мы начнем строить свой - Начнем строить с фундамента.
- Фундамент будем строить из длинной
дом?
- Из чего будем строить фундамент?
- Как мы будем ставить пластины?
- Что мы будем строить дальше?
- Что располагается на перекрытии?
- Ребята, а из чего можно построить боковые и заднюю стены дома?
- Хорошо, а теперь давайте немного отдохнем.
пластины. Положу ее на широкую длинную сторону. Затем будем строить стены из пластин.
- Две пластины поставим по краям на короткие узкие стороны и одну пластину поставим посередине также на короткую узкую сторону.
Дальше мы построим перекрытие из длинной пластины. Положим ее на стены – пластины широкой длинной стороной.
- На перекрытие мы поставим крышу. Сделаем ее из треугольной призмы.
- Из кубиков, из пластин.