Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте, искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с детского садика. Именно это является целью валеологии.
Валеологическое воспитание в детском саду
Валеологией называют науку о здоровом образе жизни, а также формировании, укреплении, сохранении и управлении ним. Валеологическая модель воспитания детей дошкольного возраста ставит перед собой цели ознакомления, внедрения в жизнь основных правил и норм, а также привитие навыков здорового образа жизни. Она включает в себя:
- занятия физкультурой;
- воспитание у малышей сознания того, что человек является частью общества и природы, выстраивание гармоничных отношений с природой;
- ознакомление с правилами рационального питания;
- закаливание детей;
- выработку навыков личной гигиены;
- профилактика и устранение вредных привычек;
- своевременное обращение за медицинской помощью.
Понятно, что развитие в ребенке валеологических умений и навыков требует наличия соответствующих условий. Для детей дошкольного возраста важно использовать наглядные пособия, создавать валеологические уголки («Уголок здоровья»), в которых, например, будут представлены правила ухода за ротовой полостью и зубами, волосами, кожей и руками в виде рисунков. Там же можно использовать схемы, иллюстрирующие устройство организма человека, а также комплекс упражнений.
Ежедневно в детском саду воспитатели проводят физкультурные минутки на свежем воздухе или в спортзале, организовываются прогулки на свежем воздухе и подвижные игры. В группах поддерживается оптимальный температурный режим благодаря частому проветриванию.
Но кроме этого важно закрепить у детей знания о своем организме, о связи с природой, доброго к ней отношения, что является главной задачей эколого-валеологического воспитания. Воспитатели проводят в группе занятия, нацеленные на донесение до детей того, чем они отличаются от животных и от других людей. Это могут быть темы «Мы – семья», «Кто я?», «Я росту», «Я – мальчик», «Я – девочка», «Маленькие и взрослые люди» и другие. Малыши знакомятся с частями своего тела, органами чувств, с их значением и уходом за ними. Навыки личной гигиены закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Дом», «Дочки-матери»).
Так же используются разнообразные занятия в виде викторин (например, «Где живет витаминка?», «Что любит наше сердце?»), игр (например, «Полезное – вредное», в ходе которой дети называют вредный или полезный продукт, муляж которого демонстрирует воспитатель).
Роль родителей в воспитании валеологической культуры дошкольников
Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей к воспитательному процессу в детском саду. Во-первых, на детсадовских собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?»).
В целом, основы здоровья закладываются с самого раннего возраста. Поэтому воспитателям и родителям необходимо приложить совместные усилия для закрепления у детей необходимых навыков и знаний.
ProPowerPoint.ru Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привития навыков ЗОЖ: Активный труд, Рациональный отдых, Закаливание, Занятия физкультурой, Рациональное и полноценное питание, Личная гигиена, Своевременное обращение к врачу и др.
Задачи валеологии в ДОУ: Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества; Установление гармоничных отношений детей с живой и неживой природой; Формирование личности природы; Воспитание привычек личной гигиены; Закаливание ребенка и его двигательная активность; Профилактика и устранение вредных привычек; Осуществление валеологического мониторинга.
ProPowerPoint.ru 1. Уши есть на голове. 2. Два их точно, а не две. 3. Правое и левое - равные - проверено! 4. С мылом мой своих друзей. 5. Ковырять ничем не смей! 6. Слышат звуки разные и слова - Сразу вместе, оба - два! 7. Тихие и громкие, глухие и звонкие! 8. Есть в ушах ещё серёжки - Но они не для Алёшки! 9. Уши прячутся под шапкой, Лишь тогда, когда не жарко!
ProPowerPoint.ru 1. Это нос - посмотрите внимательно! 2. Он посередине на лице. 3. У животных есть он обязательно. Он у всех одну имеет цель. 4. Вдох и выдох! Кислород вдыхает! 5. Воздух нос нам согревает! И микробов не пускает! 6. Запах знает он любой. 7. Есть платочек носовой - Назначение понятно - С чистым носом быть приятно! 8. Мелочь в нос нельзя пихать! 9. И нельзя в нем ковырять!
ProPowerPoint.ru 1. Посмотрите - это губы. 2. Их откроешь - будет рот. 3. Как заборчик - это зубы. 4. Вся еда в него войдёт, 5. Всё язык перемешает, зубы всё пережуют, Но его мы не покажем, ни к чему торчит он тут! 6. Сказку нам расскажет рот, или песенку споёт! 7. Рот свой нужно полоскать, Дважды чистить зубы! 8. Чтоб улыбку показать!, 9. На морозе - не лизать! Очень нежны губы!
«Стишок 1»: Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик) Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим) И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик) Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) «Стишок 2»: Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик) И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой) Помассируем бока. (катаем между ладошек) Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) Поиграть я с ним хочу. Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)
ProPowerPoint.ru « Стишок 3»: (Движения выполняются по тексту) Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошки, А потом сожму немножко. Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. А теперь последний трюк! Мяч катаю между рук! «Стишок 4»: (Движения выполняются по тексту) Этот шарик не простой Весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем Им ладошки разотрем. Вверх и вниз его катаем Свои ручки развиваем! Можно шар катать по кругу Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 – Всем пора нам отдыхать! «Стишок 5»: Катится колючий ежик нет ни головы, ни ножек. По ладошкам он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (выполняем круговые движения мячиком между ладонями) Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит (перебираем мяч пальчиками) Бегает туда, сюда! Мне щекотно? Да, да, да! (движения мячом по пальчикам) Уходи, колючий еж, в темный лес, где ты живешь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Консультация для воспитателей
«Валеологическое содержание в ДОУ»
Воспитатель: Жабина И.И.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 28»
г. Новомосковск, 2014 г.
Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого
надо делать. Объясним им, и они
будут беречься.
«Педагогика сердца». Януш Корчак
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.
Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Здоровье , по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков. Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование». Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:- Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
- Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
Накопление знаний о здоровье.
Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Формы организации деятельности детей
1.НОД с валеологической направленностью. Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ. Задачи:- Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
Выработка навыков личной гигиены.
Закаливание детей.
Профилактика и устранение вредных привычек.
Осуществление валеологического мониторинга.
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
Примерная тематика занятий по валеологии
Младшая группа2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей.
При организации валеологической работы воспитатель может и должен:
- Выполнять правила СанПина.
Использовать здоровьесберегающие технологии.
Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.
Использовать многовариативность форм, методов, средств.
- Установление доверительно-делового контакта с родителями;
Повышение педагогической культуры родителей;
Пропаганда ЗОЖ;
Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
- Общие родительские собрания;
Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
Телефон доверия;
Проведение совместных мероприятий: - спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
- Снижение заболеваемости.
Рост уровня физического и психического здоровья.
Повышение двигательной активности детей.
Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
Общая подготовленность к обучению в школе.
Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Примерные темы бесед и родительских собраний
Младшая группа
- «Индивидуальные особенности моего ребёнка». «Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое». «Ещё раз о витаминах и правильном питании». «Научите ребёнка радоваться». «Семья – надёжный щит психического здоровья детей». «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».
Средняя группа
- Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом. «Почему ругаются дети». «Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок. «Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка». «Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях». «Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».
Старшая группа
- День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад. «О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия». «Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка». «Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться. «Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».
Подготовительная группа
- «Критерии готовности ребёнка к школе». «Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье». «Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?». «Я боюсь». О детских страхах. «Причины плохого аппетита».
Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.
Суть понятия
Валеология - это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Антагонисты существования «общей теории здоровья» в качестве весомого аргумента приводят довод о том, что желание валеологов найти отличное от медицины применение теории приводит к уходу валеологии от строго научного подхода к ненаучным, местами религиозным концепциям, а также к нетрадиционной медицине. Тем не менее Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.
Валеология приобщает детей к активному образу жизни
Цели занятий по валеологии
Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:
- знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;
- воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
- приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
- формирование навыков личной гигиены;
- воспитание бережного отношения к здоровью человека.
Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам.
Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний
Блок знаний | Задачи | ||
Младший дошкольный возраст | Средний дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст | |
Познание себя |
|
|
|
Эмоциональное здоровье |
|
|
|
Экстремальные ситуации в жизни человека |
|
|
|
На занятиях по валеологии дети учатся заботиться о своём здоровье
Виды образовательной деятельности по валеологии
Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры), но и при организации:
- досуговых мероприятий, развлечений;
- прогулок;
- утренников;
- режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).
Это интересно. Согласно ФГОС валеологическое направление в первой младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.
Методы и приёмы на занятиях по валеологии
Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.
Словесный метод
В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).
Объяснение
На занятиях по валеологии педагог обращается к объяснению каждый раз, когда дело касается нового материала. К примеру, при рассмотрении темы во второй младшей группе о гигиене предметов личного пользования «Мы моем расчёски» своим воспитанникам я разъясняю важность регулярного ухода за расчёсками так: «Мы живём в окружении микробов. Некоторые из них дружелюбные, а некоторые, наоборот, вредные. И эти плохие очень любят вредить человеку: попадают на тело или внутрь организма и провоцируют всякие болезни. Так вот: очень любят микробы селиться на неухоженных предметах личной гигиены - расчёсках, зубных щётках. Поэтому, если мы не хотим, чтобы эти мелкие вредители заставляли нас болеть, расчёски, щётки нужно регулярно мыть, ведь ничего так не боятся мелкие пакостники, как воды и чистоты».
Объяснение должно дополняться наглядностью
Беседа
Несмотря на то что приём используется даже в работе с малышами первой и второй групп, для полноценной реализации его возможностей в диалоговой форме предполагается, что дети уже овладели речью. Поэтому на валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы. С ребятами 4–5 лет, рассматривая тему «Человек», я провожу беседу «Я - человек», в которой мы сравниваем внешний вид людей и животных, образ жизни и тех и других, и в результате определяем основные различия: прямохождение, пальцы на ручках и ножках, а также способность размышлять, говорить. Ознакомиться с базовым списком бесед в детском саду на валеологические темы можно в публикации воспитателя Машневой С.А.
Рифмовки и загадки
Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.
Во второй младшей группе занятие по теме «Колобок, я тебя съем: продукты питания. Овощи» я начинаю с загадок:
- Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
- Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
- Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. (Свекла).
Стихотворения также относятся к универсальным мотивационным приёмам. Однако их использовать можно и в качестве итога изучения темы. Так, в старшей группе завершить изучение темы «Органы чувств» можно рифмовкой:
- Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик - запах различать, Руки - чтобы ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога - Они всегда тебе помогут.
Сказкотерапия
Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. На занятиях по валеологии применяется для раскрытия значимости того или иного аспекта знаний здоровьесберегающей технологии. К примеру, в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы), своим детям я рассказываю сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день. «В волшебной стране жили зубки. Xорошо жили: вкусно кушали, чистились, отдыхали. Но как-то раз одному зубу - Зубастику - надоело всё это делать. Перестал он чиститься, а только и знал, что конфеты ел и ситро пил. И вот однажды пригласили его в гости. Только он потянулся за угощением, как заплакал и убежал. Догнали его уже дома. Зубастик объяснил, почему убежал: он разболелся. Ничего не помогает. Тогда отвели Зубастика к доктору, и тот посоветовал дважды в день качественно чистить зубки. Последовал Зубастик его рекомендации и больше не болел». Прослушивание сказки является базой под инициативную самостоятельную деятельность. К примеру, разыграть в песочнице сюжет сказки, пересказать начало или конец, запомнившиеся моменты.
Для достижения необходимого эффекта сказки нужно рассказывать эмоционально, подключая жесты, мимику
Чтение
Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:
- «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
- «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»;
- «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».
Сказки
Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть .
Наглядный метод
Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок - это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности - это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.
Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:
- демонстрация - педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.);
- показ - презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе);
- наблюдения - планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).
Материалы для игр и чтения также являются важными элементами наглядности на занятиях по валеологии
Таблица: примеры наблюдений на занятиях по валеологии в детском саду
Характер наблюдения (тема по валеологии) | Цели | Суть |
Вторая младшая группа | ||
«Наблюдение за светофором» |
|
На прогулку дети берут любимую игрушку, наблюдают за сменой сигналов светофора, объясняя своему любимцу значение каждого из них. |
«Наблюдение за работой медсестры» |
|
Педагог с детьми отправляется в медкабинет для наблюдения за работой медсестры. В процессе знакомства с этим родом профессиональной деятельности малыши уточняют названия атрибутов медкабинета. |
Средняя группа | ||
«Наблюдения за изменениями в погодных условиях» | Учится одеваться по погоде, опираясь на показания термометра. | До утренней прогулки в весенне-летний период педагог смотрит на показания термометра, сообщает их малышам, а те, в свою очередь, оценивают погодные условия, глядя в окно. На основании этой информации дети подбирают одежду для прогулки. |
«Наблюдения за детьми первой младшей группы» | Учиться объяснять разные эмоциональные состояния людей. | Ребята наблюдают за поведением малышей на прогулке, объясняя проявления их настроений (почему грустят, плачут, злятся, кричат). |
Старшая и подготовительная группа | ||
«Наблюдение за общественным транспортом» | Систематизировать правила безопасного поведения в общественном транспорте. | Дети наблюдают за тем, как на остановках организуется в общественном транспорте посадка и высадка пассажиров. Обобщают наблюдения в беседе с педагогом, который направляет ход разговора вопросами:
|
«Наблюдение за высотой стояния Солнца» | Обобщить знания о влиянии энергии солнца на полноценную жизнь растений, животных и людей. | Дети, дотрагиваясь до предметов из разных материалов, определяют, какие нагреваются сильнее (металлические), выясняют, с помощью чего можно долго смотреть на яркое солнце (тёмных стёкол). Малыши оценивают влияние солнечных лучей на рост растений на клумбах, поведение животных и самочувствие человека. |
Видео: приём показа на занятии о важности правильного закаливания – «Барбоскины», серия «Закаляйся»
Это интересно. КВН как форма проведения развлечения практикуется в старшем дошкольном возрасте.
Таблица: Солодуха Т.В. сценарий досугового мероприятия в подготовительной группе на тему «Осторожно, микробы!» в подготовительной группе (фрагменты)
Этап | Суть |
Вводный | Дети получают письмо от Тимоши: «Дорогие ребята! Мне нужна ваша помощь. Выручайте!» Дети отправляются в гости к Тимоше. Тимоша: - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пришли на помощь. Дети: - Здравствуй, Тимоша! Мы получили твоё письмо и всегда рады помочь. Что случилось? Тимоша: - Ребята, сегодня мне звонил по телефону Мойдодыр. Он хочет меня навестить. Ведущий: - Тимоша, Мойдодыр с тобой ещё о чём-то говорил по телефону? Тимоша: - Да. Он спрашивал, когда я умывался и мыл руки. Я ему ответил, что не помню. Мойдодыр, по-моему, рассердился. |
Основной | Ведущий: - Да, ребята, придётся нам Тимошу выручать. Давайте поиграем с ним. Топните, если я назову то, что полезно для здоровья. (Умываться, драться, делать утром зарядку, мыть руки, ходить в грязной одежде, забывать стричь ногти, мыться под душем, вытирать пыль, ходить с грязными ушами, пылесосить.) - Хлопните, если я назову предметы, которые помогают людям ухаживать за собой и поддерживать чистоту в доме. (Мыло, мусор, шампунь, полотенце, грязь, веник, зубная щётка, лужа, ключ, ножницы, карандаш, расчёска, швабра.) В ходе игры Тимоша ошибается, дети исправляют…> |
<… Дети делятся на две команды. Им предлагают перенести предметы личной гигиены, находящиеся на столах, на свободный стол, расположенный в другом конце зала. Звучит музыка. Дети выполняют задание. Побеждает команда, которая за время, пока звучала музыка, успела перенести больше предметов…> | |
<…Ведущий. - Когда бельё становится сухим, его гладят. Утюг разглаживает морщинки на вещах, они становятся гладкими и красивыми. Горячий утюг - враг микробов. Микробы погибают в местах, которых касался горячий утюг. Посмотрим, как вы умеете гладить. Детям предлагают разделиться на три команды и «прогладить» утюжками длинные атласные ленты, лежащие на полу. Побеждает команда, члены которой быстрее других успели «прогладить» ленту…> |
|
<… (Появляется Микроб). В руках у него двухлитровая пластмассовая бутылка с прозрачной водой и яркий полиэтиленовый пакет. Микроб: - Здравствуйте, ребятишки. Я принёс вам водички. Кто хочет пить? Микроб отворачивается от детей и громким шёпотом сообщает, что воду в бутылку он набрал в луже около дороги. Микроб переворачивает бутылку, и вода в ней становится тёмно-синей (на крышку бутылки изнутри предварительно наносят синюю гуашь). Он наливает воду в одноразовый стаканчик, и предлагает её детям. Ведущий: - Ребята, будьте осторожны! Посмотрите, что произошло с водой. Дети отказываются от воды. Тогда Микроб подходит к детям и предлагает им «угощение» из пакета, который держит в руках,- банан в потемневшей кожуре, надкусанную Шоколадку и т. д. Дети отказываются от угощения. Тимоша и ведущий прогоняют Микроба. |
|
Тимоша: - Микроб хотел обмануть ребят, но дети ничего у него не взяли. Почему вы ему не поверили? Вы знакомы с этим микробом? Где вы его видели? Дети отвечают, что видели микробов в микроскоп, микробы находятся там, где грязь. Вспоминают, что видели, какими грязными стали ватные диски, когда ими провели по загрязнённой поверхности…> |
|
Заключительный | <…Тимоша благодарит детей за помощь и вручает каждой группе детей подарок - детское мыло. |
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-dosuga-ostorozhno-mikroby.html |
Таблица: Степанова С.Н. сценарий КВН на тему «К здоровью вместе!» для средне-старшего дошкольного возраста
Этап | Суть |
Вводный (представление команд) | - Мы начинаем КВН, а для начала нужно представить наши команды. Дети представляют свои команды - Команда «Успех», наш девиз «Во всём сопутствует успех!». Команда «Удача», наш девиз: «Пусть нам повезёт». Выбирается жюри. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В конце каждого конкурса жюри объявляет итоговый результат каждой команды. Ведущий: - Отгадайте загадку: «Что на свете всего дороже?» (здоровье). Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье. Итак, мы начинаем КВН! |
Основной (конкурсный) | Первый конкурс: «Разминка». Дети называют пословицы и поговорки о здоровье:
|
Второй конкурс: «Угадай-ка!» Каждой команде показываем буквы. А команды на них говорят слова, связанные со здоровьем. «З» - зарядка, закаливание, зубы, завтрак, зубная щётка, зрение, зубная паста. |
|
Третий конкурс: «Спортивная викторина»
|
|
Пятый конкурс: «Посмотри и угадай». Конкурс капитанов. Вызываются капитаны команд. Каждому выдаётся картинка с изображением какого-либо вида спорта. Надо движениями и жестами показать изображаемый на иллюстрации вид спорта своей команде. Команды по очереди отгадывают…> |
|
Восьмой конкурс: «Домашнее задание» Каждая команда исполняет частушки о полезных и не полезных продуктах. Команда «Успех»: Если хочешь стройным быть, Надо сладкое любить, Ешь конфеты, жуй ирис, Строен стань как кипарис…> |
|
Заключительный | <… Ведущая: - Пока наше жюри подводит итоги, отгадайте загадки: Что же это за игра? Побежала детвора, Мяч гоняют, кто быстрей, Забивают, кто ловчей (Футбол) Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через две К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я ….(хоккей) Ясным утром вдоль дороги На траве блестит роса. По дороге едут ноги…> |
Ведущая: - А теперь мы даём слово членам жюри. Жюри оценивает действия команд, награждение наиболее отличившихся. - Пусть КВН наш надолго запомнится, Пусть все желания ваши исполнятся, Пусть все болезни пройдут стороной, А физкультура вам станет родной! Дети под музыку выходят из зала. |
Детям особенно нравятся мероприятия на соревновательной основе
Подготовка проекта по валеологии
Проектная технология в ДОУ помогает, с одной стороны, обобщить и систематизировать знания детей в той или иной области (к примеру, о профилактике простудных заболеваний в осенне-зимний период), а с другой, помогает ребятам учиться самостоятельно добывать информацию по теме (например, об эффективных или нетрадиционных методах закаливания). Последнее особенно актуально для старшей и подготовительной группы, когда выполнение индивидуального или группового долгосрочного проекта, рассчитанного на два года, остаётся за детьми, взрослый лишь показывает направление поиска нужных материалов. В средней группе обычно практикуется разработка проектов в парах или мини-группах, что обусловлено тенденцией малышей работать с товарищами, а не со взрослыми. А вот в младших группах проект является заданием на приобщение родителей в учебно-воспитательный процесс. Чаще всего эта работа носит краткосрочный характер, на неделю-месяц.
Результаты разработки проекта презентуются в виде:
- буклета по теме («ЗОЖ», «Культура общения» и др.);
- лэпбука («Что нужно для закаливания», «Секреты хорошего самочувствия» и др.);
- драматизации по собственному сценарию на фланелеграфе («Как Маша варила полезный суп» в рамках разработки темы «Как нужно питаться дошкольникам» в подготовительной группе);
- стенгазеты (обычно этот вид отчёта практикуется в младших группах).
Ознакомится с проектами по валеологии на тему:
- «Если хочешь быть здоров» в подготовительной группе можно в публикации Скопцовой Н.В. ;
- «Секреты здоровья» во второй младшей или средней группах в публикации Данильченко Е.А. ;
- «Радуга здоровья» в средней группе в работе Даниловой Е.
Проект по валеологии может быть индивидуальным или групповым
Анализ занятия по валеологии
Мониторинг является неотъемлемой частью образовательной деятельности ДОУ. Причём на занятии, в том числе и по валеологии, анализу подвергаются не только дети для выявления их уровня интеллектуального, физического и эмоционально-волевого развития, но и педагог для определения уровня его методической компетентности. Анализ урока может проводиться как гостями, присутствовавшими на занятии, так и самим педагогом в форме самоанализа, который обычно используется воспитателем для выявления и коррекции организационных недочётов. Алгоритм составления мониторинга в обоих вариантах будет единым.
Схема анализа валеологического занятия
- Указание тематики занятия и даты проведения.
- Ф. И. О. воспитателя и его регалии.
- Возраст детей, название группы.
- Перечень целей и задач, поставленных на уроке.
- Насколько структура урока отражает требования ФГОС в аспекте структуры: наличия вводной, основной с этапом закрепления материала, заключительной частей занятия.
- Оценка соответствия выбранных приёмов общему уровню развития воспитанников.
- Реализация индивидуального подхода.
- Положительные и отрицательные стороны деятельности воспитателя (что детям понравилось, что нет).
- Общие выводы по уроку с указанием качеств личности педагога, положительно или отрицательно сказывающихся на продуктивности НОД. К примеру, флегматичный воспитатель не успевает за темпом смены видов деятельности детей или, наоборот, педагог слишком быстро переходит с одного упражнения на другое.
Пример самоанализа занятия по валеологии представлен в публикации воспитателя Г.В. Черепановой .
Тематический контроль по валеологии
Анализ занятия входит в более крупную единицу анализа образовательной деятельности - тематический контроль. Целью этого вида мониторинга является привлечение внимания педколлектива к тем или иным задачам обучения, методики или воспитания. Мониторингу подвергаются следующие показатели:
- насколько подходящие условия для данного конкретного аспекта валеологического образования созданы в ДОУ;
- оценка составления планов по валеологическому образованию;
- оценка уровня развития воспитанников;
- оценка приёмов работы с мамами и папами.
Схему проведения и образец аналитической справки можно найти .
Тематический контроль позволяет оценить характер отношений детей с педагогом
Занятия по валеологии в детском саду имеют важное значение в воспитании будущего школьника. НОД этого направления учит малыша не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения. Кроме того, ребята на валеологических занятиях учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, осваивают принципы ЗОЖ, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Поделитесь с друзьями! В связи с экологическим кризисом возросло значение валеологии. Главная цель заключается в том, чтобы научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей и молодежи. Интегративний курс "валеология" в детском садике - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:
Организация обучающее - воспитательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, обще учебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований. |
||
Основные задачи дошкольного интегративного курса "Валеология" |
Основными задачами дошкольного интегративного курса "валеологии" есть:
|
||
Задачи и структура базового валеологического образования |
Дошкольное воспитательное учреждение является органом образования и общественного воспитания детей возрастом от двух месяцев до семи лет, в котором осуществляется формирование просвещенной, творческой личности, становление ее физического, психического, духовного и социального здоровья, обеспечение приоритетного развития человека. Для реализации этой задачи необходимы новые подходы к содержанию обучения детей раннего и дошкольного возраста. Общая концепция непрерывного образования предлагает: обязательным компонентом новой системы национального образования должны быть задачи по формированию, сохранению и укреплению здоровья, гигиеническое воспитание населения, начиная с раннего и дошкольного возраста. Этот компонент изменяет требования ко всему содержанию образования, его приоритетов, предоставляет валеологический характер, выдвигает первоочередные задачи: формирование валеологического сознания граждан Украины, культуры здоровья личности. Интегральной характеристикой здоровья личности и общества считаются физические, психические, духовные и социальные составляющие. Вот почему включение курса валеологии в блок базовых дисциплин в дошкольном учреждении считается необходимым и весомым. Значение подачи этого курса состоит в познании ребенком природы, человека, взаимодействия человека с природой и обществом, которое оказывает содействие формированию его как здорового, самосовершенствованого объекта целостной системы. Познавая свое бытие, близких и родных, ребенок становится активным тружеником своей Родины. В дошкольном учреждении валеология является интегрированной системой знаний (научных и ненаучных), которые вычеркиваются из таких систем знаний: "окружающий мир" (или "мир человека"), "природа", "физкультура и здоровье", "музыка и здоровье", "изобразительное искусство и здоровье", "математика и здоровье". В своей совокупности базовые знания интегративних видов деятельности детей дают возможность формировать элементы целостной научной картины мира и решать такие задачи: І. Формировать знание о здоровье человека как составную биосоциальных систем (природы и общества), давать информацию о:
ІІІ. Воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями. Здоровый образ жизни - главная цель формирования, сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья. ІV. Формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья в:
|
||
Дети дошкольного возраста шести лет должны... |
"Здоровье человека"
"Здоровье ребенка"
"Здоровье в природе"
"Здоровье и общество"
|
||
Природные условия здоровья |
Ребенок - творение природы: живой и неживой. Его тело, зачатое матерью и отцом, соткано из воды, воздуха, ультрафиолетовых солнечных лучей, из глины, железа, золота, олова и других элементов. Все это природа, ее компоненты жизнедеятельные, конструктивные защитные силы. Чтобы малыш рос, физически развивался, становился совершенным, уникальным творением – человеком. Ему нужны эти силы: солнце, воздух, вода во всех проявлениях агрегатного состояния: роса, снег, изморозь. Поэтому каждодневный закал организма детей вышеупомянутыми естественными факторами есть бесценное и очень влиятельное на здоровье ребенка условие. Специальное закаливание, максимальное перенесение деятельности малышей в природу есть не только ценными гигиеничными средствами физического воспитания, но и первыми связями ребенка с жизнедеятельными силами природы, которые помогают ей осознавать себя как часть природы и Вселенной. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. При валеологическом обследовании дети старшей группы должны знать: 1.Чем отличается живая природа от неживой? 2.Работа с картинками, показать представителей: A)живой природы; 3.Назвать признака: зимы, весны, лета, осени. 4.Какая связь между живой и неживой природой? (Ответы давать на примере.) 5.Имеют ли объекты неживой природы влияние один на другой? (Примеры.) 6.Влияет ли состояние погоды на поведение и здоровье людей? Как? 7.Какие явления природы наиболее характерные для нашего города? Найти и показать их на картинках. 8.Как охраняют природу в нашем городе? 9.Какой вклад в охрану природы можешь внести ты? 10.Работа с картинками: A)показать и назвать садовые растения. Какая их роль в нашей жизни? B)показать и назвать декоративные растения. Какая их роль в нашей жизни? Есть ли среди них лечебные? Наши прадеды были здоровее чем сегодняшнее поколение - в частности благодаря тому, что много времени находились на свежем воздухе, работали физически, вели подвижный образ жизни, имели полноценное питание, жили среди природы, которая положительно влияла на духовность, физическое и психическое здоровье. народная оздоровительная система строится на исповедовании единства пяти стихий природы: земля - вода - дерево - железо - огонь. Человек - это часть природы , и все процессы, которые происходят в окружающей среде, непременно и параллельно происходят в человеческом организме. Итак, для того, чтобы стать сильным, как природа, надо жить в единстве с ней, подчиняться ее законам. Бесспорно положительное значение имеет пребывание на свежем воздухе . Учеными доказано, что определенное влияние на организм имеют температура, влажность воздуха, скорость движения его потоков, его аэронов. Известный немецкий врач Х.Гуфеланд писал: "каждодневная воздушная ванна полезна для здоровья. Она дает телу гибкость и силу, душе - радостное расположение духа". В большом почитании всегда была у нашего народа вода . Есть множество пословиц поговорок, народных поверий, сказок о "живой" и "мертвой" воде. Воду называют кровью земли. С одной стороны - это целебная животворная сила, основа всего живого на земле, со второго - грозная, разрушительная, стихия. Воду издавна использовали с лечебной и оздоровительной целью. Парка в бане и погружение в холодную воду, припарки и компрессы, влажные обвертывания для ног, рук и другие процедуры использовались издавна для лечения многих заболеваний. Наши прадеды верили, что поскольку вода имеет свойство смывать грязь, то с таким же успехом она может очищать человека от болезней. Большой оздоровительной силой наделяли и землю. Родная земля всегда ассоциируется с образом матери ("мать земля"). Земля кормила и поила человека, давала ему силу и становилась последним приютом в конце жизненного пути. Контакт с землей - прекрасное средство закаливания организма, надежное средство предотвращения плоскостопия. К сожалению, мы редко привлекаем к этому наших малышей. А такой способ укрепления здоровья известен с давних времен. Современные ученые-физиологи доказывают, что подошвы ног принадлежат к наиболее рефлексогенным зонам человеческого организма. Стопы ног - это наш распределительный щит, на котором есть 72000 нервных окончаний: через него можно влиять на любую часть тела. Кроме того, на подошвах стоп значительно больше, чем на других частях тела, терморецепторов, которые реагируют на тепло и холод и вдобавок рефлекторно связанные с носовой частью гортани. Именно через босые ноги земля поглощает электрические разряды которые накапливаются в организме вследствие ношения синтетической одежды. Хождение босиком - это своеобразный точечный массаж, который тонизирует организм и поддерживает его в рабочем состоянии. Вот почему наши пращуры меньше жаловались на болезни ног, так как больше ходили босиком. Важным средством оздоровления всегда было солнце , "когда солнышко пригреет, то и трава зеленеет", "солнце греет, солнце сияет, вся природа воскресает". О целебных свойствах солнечных лучей говорил еще Гиппократ. Они очень полезные: улучшают обменные процессы, дыхания, кровообращение, тонус нервной системы. Люди должны жить в активном сотворчестве с природой. |
Конспект занятия по валеологии
Цель:
продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
развивать быстроту мышления, творческое воображение;
продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
беседы об органах чувств у животных и человека;
чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И.Семеновой;
сюжетно-ролевые игры “Больница”, “Кабинет окулиста”.
шарф для завязывания глаз, книга, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов;
ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой,
поднос с ароматизированными предметами, салфетка.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, послушайте загадку:
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (Глаза.
)
– Ребята, а зачем человеку глаза?
Дети: Чтобы видеть
Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам бы пришлось очень тяжело.
Воспитатель: Как называют человека, который не видит?
Дети: Слепой
Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?
Дети: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:
– Скажи, что у меня в руках?
(Ребенок не знает.)
– А что я делаю?
(Воспитатель делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)
– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?
(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)
– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?
Дети: Нам пришлось бы плохо.
Воспитатель: Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз.
– А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз?
Мы с вами поиграем. Встанем беспорядочно в группе. Завяжем Сереже глаза и попросим пройти от двери до окна, обходя товарищей, даже если постарался запомнить их расположение.
А теперь Сережа выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.
(Сережа легко выполняет задание.)
– Видите, ходить по комнате не мог, а мимо рта не проносит.
(Ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.)
Игра повторяется 4–5 раз, проводится стоя. Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики акцентирует внимание детей на следующем этапе занятия. Задает вопросы:
– Чем мы слышим?
Дети: Ушами
Воспитатель: Сколько ушей у человека?
Дети: Два
Воспитатель: У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.
Как называют человека, который не слышит?
Дети: Глухой.
Воспитатель: Как ему можно помочь?
Дети: Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.
Воспитатель: Для чего еще нужны человеку уши?
Дети: Для того, чтобы научиться говорить.
Воспитатель предлагает объяснить поговорку: “В одно ухо влетело, а из другого вылетело”.
Проводится игра “Услышь меня”. (Выбирается ребенок, которому предлагаются различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами.) Игра повторяется 2–3 раза.
Детям предлагается еще одна игра на анализ слуховых раздражителей.
Воспитатель: А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?
(Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании, участке детского сада.)
Вывод: Какие хорошие у вас уши.
Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.
(Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)
Дети должны каждый раз определить источник звука. После игр воспитатель проводит с детьми физкультминутку, стоя в кругу:
Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед
(Наклоны с поворотом вокруг себя.)
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,
(Приседания с хлопками.)
Нос крючком,
(Показ руками вперед себя.)
Глаза большие,
(Круговые вращения рук в стороны.)
Словно искорки горят,
(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)
Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.
(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)
А под печкою кузнечики куют-куют-куют,
Словно песенку веселую поют-поют-поют,
(Удары кулачками по кругу перед собой.)
Хлоп – туда, хлоп – сюда,
(Хлопки вправо, влево с поворотом.)
Нет особого труда.
(Прыжки на месте, руки на поясе.)
Потом дети садятся на свои стульчики. Воспитатель задает вопрос.
Воспитатель: Что на лице у нас одно?
Дети: Нос
Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?
Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Воспитатель читает стихотворение Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?”
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.
В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.
Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.
Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.
А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?
Воспитатель: Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.
Воспитатель проводит игру “Определи по запаху”.
На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.
После игры раздается стук в дверь. В группу входит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что вы здесь делаете?
(Ответы детей.)
Незнайка: А давайте с вами поиграем. Я знаю игру, которая называется “Покажи части тела”.
Дети встают в круг. Незнайка сначала называет и показывает части тела правильно, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Незнайка показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д.
После игры Незнайка хвалит детей и прощается. Воспитатель подводит итог занятия.
Литература
Козлова С.А. Парциальная программа “Я – человек”.
Журнал “Дошкольное воспитание” № 3, 2000.
Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек”.