Сколько бы автор ни призывал родителей относиться к детским болезням спокойно и философски, не как к трагедиям, а как ко временным мелким неприятностям, удается это далеко не всем и не всегда. В конце концов совсем не редкость ситуации, когда мама просто не может сказать, сколько раз за год ребенок болел ОРЗ - эти ОРЗ просто не заканчиваются. Одни сопли плавно перетекают в другие, заложенный нос переходит в заболевшее ухо, бледнеет покрасневшее горло, но сипнет голос, увлажняется кашель, но в очередной раз повышается температура...
КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ?
Раньше говорили: «Что поделать, такой уродился» и добавляли: «Потерпи, перерастет».
Сейчас говорят: «Плохой иммунитет» и, как правило, добавляют: «Надо полечить».
Давайте попробуем разобраться, что же все-таки надо делать - терпеть или лечить?
Родители должны знать, что врожденные нарушения иммунитета - т. н. первичные иммунодефицит ы - редкость. Они проявляются не просто частыми ОРВИ, а очень тяжелыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врожденный иммунодефицит - это состояние смертельно опасное и оно не имеет никакого отношения к двухмесячному насморку.
Таким образом, частые ОРЗ - в подавляющем большинстве случаев следствие вторичного иммунодефицита - т. е. ребенок родился нормальным, но под действием определенных внешних факторов его иммунитет или не развивается, или чем-то угнетается.
Главный вывод:
если нормальный от рождения ребенок не вылазит из болезней, значит, у него конфликт с окружающей средой. И есть два варианта помощи: попытаться с помощью лекарств примирить ребенка с окружающей средой или попробовать все-таки изменить окружающую среду, чтоб она ребенка устраивала.
Формирование и функционирование системы иммунитета обусловлено, прежде всего, внешними воздействиями. Всем тем, что прекрасно знакомо каждому, всем тем, что мы вкладываем в понятие «образ жизни»: питание, питье, воздух, одежда, физические нагрузки, отдых, лечение болезней.
Родители ребенка, часто болеющего ОРЗ, должны прежде всего понять, что виноват в этом не ребенок, а окружающие его взрослые, которые никак не могут разобраться с ответами на вопросы про хорошо и плохо. Очень трудно самим себе признаться в том, что это мы что-то делаем не так - не так кормим, не так одеваем, не так отдыхаем, не так помогаем при болезнях.
А самое печальное состоит в том, что помочь таким родителям и такому ребенку не может никто.
Судите сами. Дитя часто болеет. Куда маме податься за советом?
Начнем с бабушки. И что услышим: он у тебя плохо ест, тоже мне мать, ребенка накормить не в состоянии; кто ж так дитя одевает - совершенно голая шея; он раскрывается ночью, поэтому спать надо в теплых носках и т. д. С песнями и танцами накормим. Очень теплым шарфиком плотно замотаем. Носки наденем. Частота ОРЗ от всего этого не уменьшится, но бабушке легче.
Обратимся за помощью к друзьям, знакомым, сослуживцам. Главный совет (мудрый и безопасный) - потерпи. Но обязательно услышим историю о том, как «у одной женщины ребенок все время болел, но она не пожалела денег и купила ему специальный и очень биологически активный витаминный комплекс с добавками толченых рогов высокогорного тибетского козла, после чего все как рукой сняло - ОРЗ прекратились, аденоиды рассосались, а знаменитый профессор сказал, что он потрясен, и купил комплекс своему внуку». Кстати, последняя упаковка этих витаминов еще есть у Клавдии Петровны, но надо спешить - сезон охоты на козлов закончен, новые поступления будут только через год.
Поспешили. Купили. Начали дитя спасать. Ах, как стало легко! Нам, родителям, легко - все-таки мы для дитя ничего не жалеем, мы, родители, правильные. ОРЗ продолжаются? Ну, это такой ребенок .
Может все-таки обратимся к серьезным врачам?
Доктор, у нас за год 10 ОРЗ. Мы уже съели за этот год 3 кг витаминов, 2 кг лекарств от кашля и 1 кг антибиотиков. Помогите! От нашего несерьезного педиатра Анны Николаевны толку никакого - требует ребенка закалять, а как же его такого «безиммунитетного» закалять! У нас наверняка какая-то страшная болезнь завелась...
Ну что ж, давайте обследуем. Поищем вирусы, бактерии, глисты, определим состояние иммунитета.
Обследовали. Нашли герпес, цитомегаловирус, лямблии, а в кишечнике стафилококк. Анализ крови с умным названием «иммунограмма» показал многочисленные отклонения.
Теперь все понятно! Это не мы виноваты! Мы, родители, - хорошие, внимательные, заботливые. Ура!!! Мы нормальные! Бедная Леночка, сколько на нее сразу всего навалилось - и стафилококк, и вирусы, ужас! Ну да ничего! Нам уже рассказали про специальные лекарства, которые всю эту гадость обязательно изведут...
А еще что приятно, можно эти анализы продемонстрировать бабушке, она небось и слова такого не слышала - «цитомегаловирус»! Но хоть критиковать перестанет...
И обязательно покажем анализы Анне Николаевне. Пусть осознает свои заблуждения, хорошо, что мы ее не послушались и не стали с такой жуткой иммунограммой закаляться.
Самое печальное в том, что Анна Николаевна заблуждения признавать не хочет! Утверждает, что стафилококк - вполне нормальный обитатель кишечника у большинства людей. Говорит о том, что невозможно жить в городе и не иметь антител к лямблиям, герпесу и цитомегаловирусу. Упорствует! Настаивает на том, что все это ерунда, и лечить отказывается! Вновь и вновь пытается убедить нас в том, что виноваты во всем не стафилококки-герпесы, а мы - родители!!!
Автор отдает себе отчет в том, что вы можете очень расстроиться и даже закрыть эту книгу. Но Анна Николаевна абсолютно права с максимально возможной степенью вероятности - виноваты действительно вы, родители! Не по злому умыслу, не от вредности. По незнанию, по непониманию, по лености, по доверчивости, но виноваты вы.
Если ребенок часто болеет ОРЗ, никакими таблетками решить эту проблему невозможно. Устраняйте конфликт с окружающей средой. Изменяйте образ жизни. Не ищите виновных - это тупик. Ваши и вашего ребенка шансы вырваться из замкнутого круга вечных соплей - вполне реальны.
Еще раз повторюсь: волшебных таблеток «от плохого иммунитета» не существует. Но есть эффективный алгоритм реальных практических действий. Мы не будем рассказывать обо всем подробно - ответам на вопросы о том, как должно быть, и без того посвящено множество страниц, как в этой, так и в других книгах автора.
Тем не менее, наиболее принципиальные моменты мы сейчас перечислим и подчеркнем. Фактически это и будут ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Фиксирую внимание - это не разъяснения, а уже готовые ответы: разъяснений уже было столько, что если они не помогли, так значит, ничего не поделаешь, хотя Леночку очень жалко...
ВОЗДУХ
Чистый, прохладный, влажный. Избегать всего, что пахнет - лаки, краски, дезодоранты, моющие средства.
ЖИЛЬЕ
При малейшей возможности организовать ребенку персональную детскую комнату. В детской комнате нет накопителей пыли, все подлежит влажной уборке (обычная вода без дезинфицирующих средств). Регулятор на батарее отопления. Увлажнитель воздуха. Пылесос с водяным фильтром. Игрушки в ящике. Книжки за стеклом. Складывание всего разбросанного + мытье пола + вытирание пыли - стандартные действия перед сном. На стене в комнате - термометр и гигрометр. Ночью они должны показывать температуру 18 °С и влажность 50-70%. Регулярное проветривание, обязательное и интенсивное - утром после сна.
СОН
В прохладной влажной комнате. По желанию - в теплой пижаме, под теплым одеялом. Белое постельное белье, постиранное с использованием детского порошка и тщательно выполосканное.
ПИТАНИЕ
Никогда и ни при каких обстоятельствах не заставлять ребенка есть. Идеально кормить не тогда, когда есть согласен, а тогда, когда еду выпрашивает. Пресекать кормление в промежутках между кормлениями. Не злоупотреблять заморскими продуктами. Не увлекаться разнообразием питания. Естественные сладости (мед, изюм, курага и т. п.) предпочесть искусственным (на основе сахарозы). Следить, чтоб во рту не было остатков пищи, особенно сладкой.
ПИТЬЕ
По желанию, но у ребенка всегда должна быть возможность утолить жажду. Обращаю внимание: не получить удовольствие от сладкого газированного напитка, а именно утолить жажду! Оптимальное питье: негазированная, некипяченая минеральная вода, компоты, морсы, фруктовые чаи. Температура напитков комнатная. Если ранее всё грели - постепенно уменьшать интенсивность нагревания.
ОДЕЖДА
Достаточный минимум. Помнить о том, что потливость вызывает болезни чаще, чем переохлаждение. На ребенке не должно быть предметов одежды больше, чем на его родителях. Уменьшение количества - постепенное.
ИГРУШКИ
Самым тщательным образом следить за качеством, особенно если ребенок берет их в рот. Любой намек на то, что данная игрушка пахнет или пачкается, - от покупки отказаться. Любые мягкие игрушки - накопители пыли, аллергенов и микроорганизмов. Предпочесть игрушки моющиеся. Моющиеся игрушки мыть.
ПРОГУЛКИ
Ежедневные, активные. Через родительское «устал - не могу - не хочу». Очень желательно перед ночным сном.
СПОРТ
Идеальны занятия на свежем воздухе. Любые виды спорта, предусматривающие активное общение с другими детьми в замкнутом пространстве, не желательны. Плавание в общественных бассейнах нецелесообразно для часто болеющего ребенка.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Хороши по месту постоянного жительства, когда состояние здоровья не позволяет выйти из дома. Сначала надо перестать быть часто болеющим и только потом начинать посещение хора, курсов иностранного языка, студии изобразительного искусства и т. п.
ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Ребенок должен отдохнуть от контактов с множеством людей, от городского воздуха, от хлорированной воды и бытовой химии. В подавляющем большинстве случаев отдых «на морях» не имеет к оздоровлению часто болеющего ребенка никакого отношения, поскольку большинство вредных факторов сохраняется плюс добавляется общественное питание и, как правило, худшие, в сравнении с домашними, жилищные условия.
Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.
ПРОФИЛАКТИКА ОРЗ
Крайне маловероятно, чтоб часто болеющий ребенок постоянно переохлаждался или килограммами поедал мороженое. Таким образом, частые болезни - это не простуды, это ОРВИ. Если Петя в пятницу наконец-то здоров, а в воскресенье вновь имеет заложенный нос, так это значит, что в интервале пятница-воскресенье Петя нашел новый вирус. И в этом однозначно виноваты его родственники, в частности, дедушка, который воспользовался неожиданным выздоровлением, дабы срочно сводить внука в цирк.
Главная задача родителей - в полном объеме реализовать рекомендации, подробнейшим образом изложенные в главе 12.2 - . Всячески избегать ненужных контактов с людьми, мыть руки, поддерживать местный иммунитет, провести вакцинацию всех членов семьи от гриппа.
Если ребенок часто болеет ОРВИ, значит, он часто инфицируется.
Ребенок не может быть в этом виноват. Это модель поведения его семьи. Значит, надо менять модель, а не лечить ребенка.
ЛЕЧЕНИЕ ОРВИ
Лечить ОРВИ - это не значит давать лекарства. Это значит создать такие условия, чтоб организм ребенка максимально быстро и с минимальными потерями здоровья справился с вирусом. Лечить ОРВИ - это значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела - вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Если ребенок часто болеет, так значит любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него однозначно нельзя обойтись . Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований - от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ
Очень важно помнить: улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что восстановился иммунитет . Но ведь сплошь и рядом ребенок идет в детский коллектив буквально на следующий день после улучшения состояния. А еще раньше, до детского коллектива, он отправляется в поликлинику, где его смотрит врач, который говорит, что ребенок здоров.
В очереди к врачу и на следующий день в школе или в детском саду ребенок обязательно встретится с новым вирусом. Ребенок с еще не окрепшим после болезни иммунитетом! Новая болезнь начнется в ослабленном организме. Она будет тяжелее предыдущей, с большей вероятностью осложнений, потребует применения лекарств.
Но и эта болезнь закончится. И вы пойдете в поликлинику, а затем в детский сад... А потом будете рассказывать про часто болеющего ребенка, который «таким уродился»!
Стало лучше - это значит надо начинать нормально жить. Нормальная жизнь - это не поход в цирк, не школа и уж тем более не детская поликлиника. Нормальная жизнь - это прыганье-скакание на свежем воздухе, «нагуливание» аппетита, здоровый сон, восстановление слизистых оболочек.
При активном образе жизни и максимально возможном ограничении контактов с людьми полное восстановление требует, как правило, не более недели. Теперь можно и в цирк!
Не надо забывать о том, что контакты с людьми рискованны, прежде всего, в помещениях. Игры с детьми на свежем воздухе, как правило, безопасны (если не плеваться и не целоваться). Отсюда вполне приемлемый алгоритм посещения детского сада сразу после выздоровления - ходить туда тогда, когда дети выходят на прогулку. Погуляли, все на обед в помещение, а мы домой. Понятно, что реализовать такое получается далеко не всегда (мама работает, воспитательница не согласна, детский сад далеко от дома), но такой вариант по крайней мере можно иметь в виду.
И в заключение отметим очевидное: алгоритм «действий после выздоровления» распространяется на всех детей, а не только на часто болеющих. Это фактически одно из важнейших правил, которое помогает нормальному ребенку не стать часто болеющим.
Ну а коль скоро мы заговорили про «всех детей», заметим, что отправляясь после болезни в детский коллектив, надо думать не только о себе, но и о других детях. В конце концов, ОРВИ может протекать в легкой форме, когда температура тела остается нормальной. Побежали сопли, вы пару дней посидели дома, а потом отправились в детский сад, оставаясь при этом заразными!
Антитела к вирусу вырабатываются не ранее пятого дня болезни. Поэтому возобновлять посещение детского коллектива можно не ранее шестого дня от начала ОРВИ вне зависимости от ее тяжести, но в любом случае с момента нормализации температуры тела должно пройти не менее трех суток .
ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВО В
«НЕСАДИКОВСКИЙ» РЕБЕНОК
Ситуация, при которой ребенок становится часто болеющим лишь после того, как начинает посещать детский сад, - абсолютно типична. До трех лет практически не болел, гуляли, закаляли, никогда и ничем не лечили. В три года пошел в детский сад - и за зиму пять ОРЗ... Вы уже поняли, кто виноват? Однозначно не ребенок.
Когда произносится фраза «до трех лет не болел», так этой фразой утверждается - имеем абсолютно нормального, здорового ребенка. Изменилась окружающая среда - начались болезни.
Что делать? Во-первых, признать тот факт, что невозможно начать активно общаться с детьми и не заболеть. Да вы, собственно, были к этому готовы, но не думали, что болезни будут постоянными. Постоянные болезни - значит, либо вы торопитесь с возвращением к детям после болезни, либо что-то принципиально неверно в самом детском саду (принимают больных детей, не проветривают, мало гуляют и т. д.).
Имеем ли мы возможность повлиять на детский сад? Как правило, не имеем. Можем ли поменять детский сад? Иногда можем. Но это непросто и дорого.
Можем ли мы не отвести ребенка в детский сад, если начальство на работе нас требует, да и врач не намерен продлевать больничный лист?
Не можем. Поменять садик не можем. Не отвести в садик не можем. Отводим. Заболеваем. Выздоравливаем. Отводим. Заболеваем. Вдруг понимаем, что все, на работе заработанное, мы тратим на детские болезни!
И тогда кто-то из окружающих произносит фразу: ваш ребенок «несадиковский» . И все вдруг становится понятным. Работу бросаем. В садик ходить прекращаем. И действительно через 1-2 месяца перестаем быть часто болеющим ребенком.
мы не смогли найти нормальный детский сад.
Мы перестали ходить в детский сад потому, что мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни.
Обратите внимание: «мы не смогли...», «мы не имели возможности...».
не бывает несадиковских детей. Бывают несадиковские родители .
Мы не нашли нормальный детский сад потому, что его просто не существует.
Мы не имели возможности восстановить ребенка после болезни, потому что такой возможности не предусматривают инструкции нашего педиатра и кодекс законов о труде.
не бывает несадиковских родителей. Бывает несадиковское общество.
Но на самом деле все вовсе не так драматично. Поскольку даже очень частые ОРЗ при правильном лечении совершенно не отражаются на здоровье ребенка.
Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Походил два дня в детский сад. Заболел. Увлажнили, проветрили, напоили, закапали нос. Выздоровел. Мы ничего опасного, плохого, вредного не делали.
Но если каждый чих - повод для назначения десятка сиропчиков-таблеточек, для издевательств под названием «отвлекающие процедуры», для инъекций антибиотиков, для тщательного обследования, для консультации десятка специалистов, каждый из которых считает необходимым добавить к лечению еще парочку-другую препаратов, - такие ОРЗ однозначное и очевидное ЗЛО и такие ОРЗ бесследно не проходят и безболезненно не перерастаются. И для такого ребенка детский сад опасен. И родители опасны. И врачи...
Если ребенок болеет ОРЗ часто, пусть даже очень часто, но выздоравливает не с помощью лекарств, а естественным образом - так пусть болеет, пусть ходит в детский сад, пусть вообще делает, что хочет.
Это не вредно - так болеть и так выздоравливать!
Ваш ребенок часто болеет простудными заболеваниями во время осенне-зимнего периода, и Вы устали покупать различные лекарства, иммуномодуляторы и витамины?
Многие мамы, у которых есть один или несколько детей, сегодня не редко могут столкнуться с таким определением, как часто болеющий ребенок. Но в этом диагнозе есть ряд непонятных моментов и заблуждений, которые я постараюсь Вам осветить и всё рассказать по порядку. Как опытный врач педиатр, могу сказать, что данная запись в детской медицинской карте стала очень распространенной среди многих детских врачей.
И это не потому, что врачам очень нравиться такой диагноз или ставят его по поводу любого обращения к врачу, а связан он прежде всего с частым посещением мамы и ребенка участкового врача по поводу простудных и острых респираторных заболеваний в течение года.
Отнесение ребенка к группе часто болеющих детей связано с многими факторами, такими как особенности детского организма, выбор способа лечения определенного заболевания ребенка его лечащим врачом, а также использование мамы необоснованного самолечения.
Давайте выясним, какие симптомы могут встречаться у ребенка, который относится к группе часто болеющих детей:
1. болеют острыми простудными заболеваниями более 4-ех раз в год.
2. увеличение небных миндалин и переднешейных лимфоузлов.
3. частые осложнения лор-органов (отит, гайморит и тд.)
4. ангина более 2-ух раз в год.
5. анемия и повышение СОЕ в анализе крови,
6. аденоиды 3 и более степени.
Как правило ребенок часто начинает болеть после 3-ёх лет или раньше, когда родители отдают его в детский сад.
Со старшим моим сыном у нас произошла похожая картина, когда я отдала своего 3-ёх летнего ребенка в детский сад, многие перечисленные симптомы через 3 месяца стали у него проявляться: и частые ОРЗ, и увеличение миндалин, и аденоиды до 3 степени, а также появился частый затяжной насморк, который приходилось долго лечить, применяя различные иммуномодуляторы, которые не помогали, и надо сказать, слишком сильно сейчас навязаны фармакологическими компаниями. Но справиться с этим состоянием и укрепить иммунную систему, я смогла благодаря отказу от использования этих препаратов и антибиотиков, которые за частую, также назначаются не оправдано.
По своему опыту, наблюдая детей с таким диагнозом и исследуя проблему со всех сторон, я выявила 10 основных причин и факторов, которые влияют на детское здоровье.
Первый фактор, который влияет на здоровье ребенка, это здоровье мамы во время беременности.
Моё убеждение заключается в том, что “ Здоровье ребенка начинается со здоровья мамы, это великая ценность, которую можно сохранить, если узнать, как правильно укреплять здоровье ребёнка ”. Большое значение имеют такие данные для врача, как:
Течение беременности
Наследственные и хронические заболевания мамы (напр. аллергия)
Питание мамы во время беременности
Результаты и показатели исследований во время беременности.
Придя на первый патронаж к ребенку, я внимательно изучаю, как протекала беременность у мамы, это позволяют спрогнозировать мне состояние здоровье ребенка и профилактику определенных заболеваний. (история из практики, затяжная желтуха новорожденного была связана с диагнозом у мамы: дискинезия желчного пузыря).
Второй фактор, это сроки прикладывания ребенка к груди и длительность грудного вскармливания.
Существуют определенные сроки, когда мама может приложить ребенка к груди, в зависимости от различных обстоятельств.
Сразу после родов
В первые сутки
На вторые сутки и больше
Отсутствие грудного вскармливания
Как же влияет грудное вскармливание и время прикладывания ребенка к груди на его здоровье?
Дело в том, что в первые сутки после родов в грудной железе матери вырабатывается молозиво, которое является ценнейшим продуктом для здоровья ребенка. Молозиво содержит помимо питательных веществ, позволяющие ребенку восстановиться после родов и пройти более гладко адаптацию к новым условиям жизни, но и содержит ряд активных факторов, иммуноглобулинов и антител, которые защищают кишечник ребенка и подавляют рост патогенных микроорганизмов, а также способствуют укреплению иммунитета ребенка и стимулируют рост полезной микрофлоры кишечника, что является профилактикой расстройства кишечника, заболеваний печени и аллергических реакций организма.
Какая существует длительность грудного вскармливания:
До 6месяцев
До года-1.5 лет
До 2 лет и более.
Оптимальным является кормление до 1.5-2 лет ребенка, так как в течение этого срока иммунитет ребенка продолжает своё развитие, получая от матери пассивный иммунитет через грудное вскармливание, что способствует защите ребенка от многих инфекций, это уникальный механизм укрепления и развития иммунитета, придуманный самой природой.
Третий и очень важный фактор это профилактика рахита до 1 года.
В северо-западном регионе, это особенно важно, где нет солнца большую часть в году. Рахит наблюдается у детей, которые не получают в достаточной количестве Витамин Д, который вырабатывается при попадании ультрафиолетовых лучей на кожу. Существуют синтетические препараты, которые следуют давать ребенку в течение всего осенне-зимнего периода, чтобы избежать развития заболевания. Но синтетический препарат может плохо усваивается в организме при расстройстве кишечника. Обмен кальция и его усвоение в организме зависит от количества витамина Д, оказывая влияние на иммунную систему и способствуя правильному росту и развитию ребенка. (свой пример, когда дети рождаются в разный сезон года и развиваются по разному)
Четвертый фактор, который влияет на частоту заболеваний ребенка, это профилактика анемии . При анемии снижается гемоглобин крови. Частые заболевания у ребенка могут способствовать снижению гемоглобина крови, который оказывает огромную роль на сопротивление к различным инфекциям и влияет на иммунную систему. При анемии дети могут выглядеть бледными, вялыми и ослабленными, сопротивляемость организма падает при попадании любого вируса в организм и ребенок начинает болеть, часто с осложнениями.
Огромное влияние на профилактику анемии оказывает питание ребенка.
Пятым фактором, который влияет на здоровье ребенка является полноценное питание.
Питание для ребенка в условиях непрерывного роста и развития должно покрывать основные его потребности. Очень важно, чтобы продукты были разнообразными и свежими, удовлетворяя потребность детского организма в жирах, белках и углеводах. Также важно, чтобы питание беременной женщины не слишком отличалось от питания во время кормления и введения ребенку новых блюд прикорма. Безусловно необходимо учитывать особенности аллергических реакций на определенный продукт, которые наблюдались у мамы или папы. Но как правило, если в семье нет пищевой аллергии и мама правильно питалась во время беременности и вводила прикорм ребенку не ранее 6 месяцев, тогда аллергия у ребенка наблюдается значительно реже.
Следующий шестой фактор, который мы рассмотрим, это аллергическая реакция на пищу . Надо сказать, что любая аллергическая реакция организма, будь то кожные проявления или проявления аллергии со стороны дыхательной системы, например бронхиальная астма, уже является сигналом того, что иммунная система находится в напряженном состоянии и подвергается сбою защитных факторов организма, выражаясь аллергией в том органе, где у ребенка находится слабое звено.
Очень часто у детей раннего возраста наблюдается аллергическая реакция на белок коровьего молока. На сегодняшний день, доказано что введение в пищу цельного молока ребенку до года, вызывает в дальнейшем не только пищевую аллергию, но и недостаточность работы поджелудочной железы в старшем возрасте, являясь причиной не редко сахарного диабета, особенно тех детей, у которых родственники в семье болели данным заболеванием.
Седьмой фактор, который следует соблюдать маме, чтобы ребенок не болел, это закаливающие процедуры. Закаливание это целый комплекс мероприятия направленных на укрепление иммунитета и повышение сопротивляемости организма к различным вирусным и простудным заболеваниям. Закаливание удобно начинать в летний период в первую очередь с того, что ребенок привыкает к воздушным ваннам, чаще ходит босиком по земле или траве, затем можно переходить к водным процедурам путем обливания водой. Температура воды должна постепенно понижаться на 1-2 градуса от той температуры к которой ребенок привык. Сначала это может быть обливание прохладной водой после принятия основного душа. После того как ребенок привык к данной температуре воды следует понижение градуса воды, как правило это происходит каждые 1-1.5 недели. Данный комплекс мероприятия составляется индивидуально с учётом всех индивидуальных особенностей ребенка.
Восьмой фактор, который необходимо применять для укрепления здоровья это ежедневные физические нагрузки по возрасту. Известен такой факт, что при беге в течение 15 минут сульфактант легких, т.е клетки слизистой оболочки, находящиеся в тканях легких полностью обновляются за счет повышения кровотока при физической нагрузке и беге. Физические нагрузки увеличивают кровоток не только в легких но и во всех органах и тканях организма при этом активируется обмен веществ, улучшается снабжение кислородом всех органов, повышается тонус организма, улучшается настроение и повышается аппетит, что очень благоприятно воздействует на иммунную систему и весь организм в целом.
Следующий девятый фактор, который мы с вами разберем это необоснованное применение иммуномодуляторов и антибиотиков. В противовес натуральным и растительным препаратам, которые могут благотворно воздействовать на иммунитет, все синтетические препараты, такие как антибиотики и иммуномодуляторы, которые направлены на “повышение иммунитета” при необоснованном и частом применении могут истощать иммунную систему, вызывая её сбой и различные нарушения, которые приводят к снижению сопротивляемости организма к различным инфекциям. Здесь может возникать замкнутый круг, при частых простудных заболеваниях ребенку назначают или, ещё хуже, мама сама начинает часто давать своему ребенку различные синтетические иммуномодуляторы, которые в свою очередь ещё больше истощают иммунитет, способствуя различным иммунодефицитным состояниям ребенка. А между тем данные препараты нельзя назначать детям более чем 1 раз в пол года.
И последний фактор, который не менее важный всех рассмотренных ранее, это частые стрессовые состояния ребенка в семье или детском саду. Как известно частый или хронический стресс напрямую влияет на состояние здоровья организма и особенно иммунитета. При стрессе включаются такие механизмы которые, напрямую воздействуют на выработку защитных факторов организма. Стресс способствует выработке определенных веществ, которые подавляют и снижают иммунитет и способствуют развитию заболевания ребенка при малейшем контакте. Особенно это наблюдается в семье где прослеживаются психосоматические проявления болезни у ребенка, когда он начинает часто болеть, пытаясь таким образом, получить внимание мамы. А также, когда ребенок идет в детский сад и его психика не выдерживает новых условий пребывания с чужими людьми или тяжелой адаптации к детскому саду, где он встречается с букетом новых вирусов и бактерий, всё это способствует тому, что ребенок начинает часто болеть затяжными простудами, так как организм в таких условиях не способен нормально справиться с заболеванием.
Рассмотрев основные факторы, которые влияют на здоровье детей, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Чтобы разработать индивидуальную программу, я всегда учитываю весь комплекс мер который направлен на оздоровление и укрепление иммунитета именно вашего ребенка.
И самое главное помните, что двигаясь в правильном направлении при соблюдении рекомендаций специалиста, положительный результат не заставит себя долго ждать!
Наиболее часто болеют дети раннего возраста (6 раз и более). В возрасте старше 3 лет часто болеющими считают детей, болеющих простудой чаще пяти, а старше 5 лет - чаще 4 раз в год. У некоторых из таких детей интервалы между заболеваниями не превышают 1-2 недель. Эти дети болеют в течение всего года независимо от сезона. Обычно это дети с пониженной сопротивляемостью, причины которой у каждого ребенка свои.
Имеет значение наследственная предрасположенность. Вспомните, а не было ли и у вас, родителей, в детстве столь же частых заболеваний? Если были, то это многое объясняет, но не должно вас расхолаживать. Если у вас с возрастом это прошло, еще не значит, что у вашего ребенка все закончится столь же благополучно. Предрасположенность может выражаться в виде диатезов: аллергического, лимфатического. Имеют значение хронические расстройства питания, хронические заболевания печени, почек, пищеварительного тракта, эндокринной системы (сахарный диабет, ожирение), заболевания нервной системы.
Наследственная предрасположенность реализуется в частые заболевания под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей среды. Причиной частой заболеваемости может быть снижение сопротивляемости на фоне дефицита в организме витаминов, на фоне анемии. Имеют значение длительное воздействие неблагоприятных экологических факторов, длительный прием продуктов, содержащих ксенобиотики и красители. Снижение сопротивляемости инфекциям может быть индуцировано длительным приемом некоторых лекарств: антибиотиков, гормональных, противосвертывающих средств. Снижение невосприимчивости к инфекциям нередко бывает обусловлено психоэмоциональными и физическими перегрузками, а также стрессами. Причиной частых заболеваний ребенка могут быть неблагоприятные социально-бытовые условия, пассивное курение, преждевременное начало посещения ребенком дошкольного учреждения.
Как видите, во всех случаях частые заболевания ребенка связаны с его низкой противоинфекционной сопротивляемостью, но причины этого могут быть разные. Поэтому успех лечения зависит не столько от того, насколько глубоко удастся изучить иммунитет вашего ребенка (это, конечно, тоже необходимо), сколько от выявления и устранения этих причин.
Как повысить сопротивляемость инфекциям часто болеющего ребенка?
Лечение часто болеющих детей должно быть строго дифференцированным и, как только что было отмечено, в первую очередь направленным на устранение внешних причин снижения сопротивляемости инфекциям. Многочисленными исследованиями доказано, что проведением стимулирующей терапии, о которой мы сейчас поговорим, можно добиться снижения частоты заболеваний на 6-12 месяцев. Но если ребенок продолжает жить в экологически неблагополучном районе, если он постоянно дышит загрязненным воздухом, если он перегружен в школе или у него не складываются отношения с одноклассниками (и т. д.), он снова начнет часто болеть.
Большое значение имеют рациональный режим дня и полноценное разнообразное питание. При частых заболеваниях в организме ребенка возрастает расход витаминов и минеральных веществ, который не компенсируется содержанием их в пище. Поэтому обязательным компонентом оздоровления часто болеющих детей является витаминотерапия, при проведении которой целесообразно использовать поливитаминные комплексы, обогащенные микроэлементами (ревит, ундевит, глютамевит, центрум, витацитрол, мульти-саностол, бевигшекс, бетотал, биовиталь и др.).
Неспецифическую сопротивляемость ребенка можно повысить повторными курсами биостимулирующих средств: женьшеня, элеутерококка, китайского или дальневосточного лимонника, левзеи, эхинацей, иммунала, апилактозы (маточное молочко пчел), апидиквирита (пчелиное молочко с солодкой), прополиса (пчелиный клей), линетола (препарат из льняного масла), пантокрина (экстракт из рогов оленя).
С общеукрепляющей и витаминизирующей целью могут быть использованы сборы трав. Например, плоды калины - 10 г, листья мяты - 10 г, трава шалфея - 10 г, трава мелиссы - 5 г или листья крапивы - 10 г, плоды шиповника - 5 г, корень девясила - 3 г. Для приготовления отвара 10 г такого сбора заливают 200 мл холодной воды, кипятят на слабом огне 10 минут, настаивают на водяной бане 1 час и принимают по 100 мл 1 раз в день после еды. Лечение отварами проводят 2 раза в год в течение 2-3 недель.
Специфическим методом профилактики повторных респираторных заболеваний является вакцинация. В настоящее время выпускаются поливалентные вакцинные препараты, обеспечивающие формирование защиты ребенка от большого числа возбудителей респираторных инфекций. К таким препаратам относят бронхомунал, ИРС-19 (капли в нос), а также сочетающий свойства вакцин и иммунокорректора рибомунил (таблетки или пакетики с гранулами). Применяют эти препараты длительными (до 6 месяцев) прерывистыми курсами. Для достижения желаемого эффекта от вас требуются терпение и исполнительность.
В отношении предупреждения некоторых наиболее тяжело протекающих простудных заболеваний разработаны специфические вакцины. К таким заболеваниям прежде всего относится грипп, вирус которого очень изменчив. Появление и распространение нового варианта вируса раз в несколько лет вызывает тяжелейшие эпидемии. Современная медицина быстро реагирует на эпидемиологическую ситуацию созданием противогриппозных вакцин. В преддверии возникновения эпидемии проводится массовая вакцинация населения против гриппа, которая не включена в календарь обязательных прививок и от которой родители нередко отказываются. Однако следует понимать, что риск осложнений после современных противогриппозных вакцин очень незначителен, а вероятность тяжелого течения гриппа, способного вызвать опаснейшие осложнения, очень велика.
Следующим направлением лечения часто болеющих детей может быть применение иммуномодуляторов - средств, непосредственно воздействующих на отдельные звенья иммунитета. К таким средствам относят левамизол (декарис), продигиозан, нуклеиновокислый натрий, полиоксидоний, ликопид, иммунорикс. С этой же целью применяют препараты, полученные из вилочковой железы, одного из центральных органов иммунной системы (тактавин, тималин, тимоген). С целью предупреждения простудных заболеваний применяют и гомеопатические средства. Например, в последнее время популярен препарат оциллококцинум.
В некоторых случаях возможна длительная циркуляция вируса в организме ребенка. В таком случае врач может назначить вашему ребенку курс противовирусных препаратов-интерферонов (альфаферон, локферон, виферон, роферон, реаферон) или средств, стимулирующих их образование в организме (циклоферон, амиксин, ридостин, полудон).
Вмешательство в деятельность иммунной системы требует осторожности. Выбор оптимального для вашего ребенка препарата, стимулирующего конкретное ослабленное звено иммунной системы, выбор схемы лечения, доз и длительности курсов терапии должен сделать врач. Ваша задача - с пониманием отнестись к необходимости строгого выполнения его рекомендаций.
Учитывая механизм развития простуд, проводя стимулирующую терапию, нельзя забывать о необходимости закаливания ребенка.
Вы с ужасом ждете наступления осенне-зимнего периода, поскольку ваш ребенок часто болеет в это время? Подобная ситуация актуальна для 40% дошкольников, но это не значит, что бороться с проблемой нельзя, нужно просто выявить и устранить причину частых простуд.
Болеть для детей – это нормально. Заболевания для иммунитета, как физические упражнения для тела, укрепляют и закаляют. Но это не значит, что ребенок должен круглый год ходить с кашлем и соплями, быть бледным и падать от слабости и хронической усталости. Существуют определенные показатели, которые регламентируют допустимое ежегодное количество простуд и детей.
Таблица для определения часто болеющих детей
Дети до полугода болеют простудными заболеваниями редко, поскольку их организм находится под защитой материнских антител. Потом они исчезают, иммунитет ослабевает, причем, как показывают последние исследования, после 6 месяцев простуды одинаково часто возникают у малышей на грудном и искусственном вскармливании.
Почему дети часто болеют
Основная причина, почему ребенок часто болеет – несовершенство иммунной системы. С возрастом в организме формируется иммунная память – организм умеет быстро распознавать основные виды патогенных микроорганизмов, уничтожать их, память иммунитета заполняется после перенесенных заболеваний и прививок.
У маленьких детей подобной защиты нет, поэтому на выявление вражеских микробов и выработку антител требуется время, что и приводит к развитию болезни
Причины часты простуд:
- генетический фактор;
- заражение внутриутробными инфекциями;
- гипоксия, преждевременные роды;
- авитаминоз, рахит;
- плохая экология;
- аллергия;
- наличие хронических воспалительных процессов в организме, оперативное вмешательство;
- глистные инвазии;
- эндокринологические патологии;
- несоблюдение правил гигиены.
Все эти факторы негативно влияют на работу иммунной системы, но основные факторы несколько другие, о них мы поговорим несколько позже.
Как удаление миндалин и аденоидов влияет на иммунитет ребенка?
При частых ангинах врачи рекомендуют удалить гланды, операция простая, безопасная, осложнения возникают редко. Но торопиться не нужно, миндалины – часть иммунной системы, после их удаления микробы беспрепятственно проникают в верхние и нижние дыхательные пути, что чревато хроническими ларингитами, бронхитами. Операция нужна, если обострения случаются чаще 4 раз в год, или при отсутствии улучшений после антибактериальной терапии.
Аденоиды – возрастная проблема, у взрослых этой болезни нет. Поэтому, если проблема проявляется незначительно, не препятствует нормальному носовому дыханию, можно немного подождать Аденоиды так же являются частью иммунной системы, препятствуют проникновению патогенных микроорганизмов в носоглотку.
Как бороться с частыми простудами – основные рекомендации
Надо ли лечить слабый иммунитет, или нужно просто подождать? Дети появляются на свет с первичным иммунодефицитом крайне редко, при такой патологии ребенок не просто часто болеет, а каждая простуда переходит в тяжелые бактериальные инфекции – ангины, бронхиты, воспаление легких.
Врожденный иммунодефицит – болезнь опасная и смертельная, и к продолжительному насморку отношения никакого не имеет.
Вторичный иммунодефицит развивается под влиянием внешних факторов, и чаще всего виноваты в этом родители – признать и осознать это сложно, но нужно. Неправильное питание, постоянное укутывание, сухой и горячий воздух в помещении, отсутствие физических нагрузок – все эти факторы мешают иммунитету ребенка нормально формироваться и развиваться.
Что полезно для иммунитета ребенка :
- Чистый и прохладный воздух в комнате – регулярно проветривайте помещение, поддерживайте температуру на уровне 18-20 градуса, влажность – 50-70%.
- Устраните из комнаты ребенка все пылесборники – ковры, мягкие игрушки, проводите влажную уборку регулярно, желательно ежедневно.
- Спать ребенок должен в прохладной комнате, легкая или теплая пижама – на усмотрение малыша, ему должно быть комфортно, он не должен потеть во сне.
- Не кормите ребенка насильно, не заставляйте все доедать, не допускайте перекусов между основными приемами пищи. Естественные сладости намного полезнее искусственных продуктов.
- Следите за состоянием ротовой полости, дырка в зубе – это постоянный источник инфекции. Приучите малыша чистить зубы дважды в день по 3-5 минут, полоскать рот после каждого приема пищи, употребления сладостей.
- Соблюдение питьевого режима – детям необходимо выпивать в день примерно 1 л жидкости. Это может быть чистая негазированная вода, морсы, компоты, натуральные соки, все продукты должны иметь комнатную температуру.
- Потливость провоцирует развитие простуд чаще, нежели переохлаждение, одевайте на ребенка столько же одежды, как и на себя, не кутайте. Если малыш слишком тепло одет, он меньше двигается на улице, что тоже нехорошо.
- Длительные прогулки на свежем воздухе, желательно дважды в день, при хорошей погоде можно устроить спокойный непродолжительный променад перед сном.
- Для часто болеющего ребенка лучше выбрать вид спорта, когда занятия происходят на свежем воздухе. Посещение бассейна, активное общение в замкнутом пространстве лучше на время отложить.
- Своевременно делайте все прививки, приучите ребенка часто и тщательно мыть руки.
Закаливающие процедуры – часто болеющего ребенка нужно закаливать, пусть вам и очень жалко малютку. Но начинайте постепенно, если вы сразу выльете на морозе ведро холодной воды на голову малышу, ничем хорошим это не закончится.
Закаливание – это не только водные процедуры и гимнастика по утрам, но совокупность всех перечисленных мер по укреплению иммунитета.
Какой он – правильный летний отдых?
Летний отдых обязательно нужен детям, только поездки на море вряд ли помогут укрепить иммунитет. Дети должны отдыхать вдали от массового скопления людей, питаться натуральной здоровой едой, целый день бегать босиком в трусах, поэтому идеальное место отдыха – деревня, но большинство родителей на такой подвиг пойти не могут.
Если вы все же хотите поехать на море, выбирайте места не особо популярные, где можно найти кусочек безлюдного пляжа, и не кормите малыша даже на отдыхе вредными и запрещенными продуктами.
Детские болезни и бактерии
Все эти рекомендации могут показаться вам очень простыми, многим мама захочется сделать что-то более весомое в отношении укрепления иммунной системы малыша. Вы можете сдать кучу анализов, сделать иммунограмму, скорее всего, у ребенка обнаружат стафилококков, антитела к герпесу, цитомегаловирусу, лямблиям – тут все становится понятно, во всем виноваты микробы.
Но стафилококки – условно-патогенные бактерии, обитают в слизистых и кишечнике практические каждого человека. А жить в мегаполисе, и не иметь антител к перечисленным вирусам и простейшим просто невозможно. Так что не ищите методы лечения, а регулярно укрепляйте иммунитет.
Иммуномодуляторы – за и против
Нужны ли синтетические иммуномодуляторы детям? Подобные препараты активизируют выработку антител, но реальных показаний для использования столь сильнодействующих лекарств очень мало, связаны они с первичными и тяжелыми вторичными иммунодефицитными состояниями. Поэтому если ваш малыш просто часто болеет, то пощадите его организм, пусть все происходит естественным путем.
А вот к натуральным иммуномодуляторам на основе женьшеня, эхинацеи, прополиса и маточного молочка большинство врачей претензий не имеют. Препараты можно использовать для укрепления защитных сил организма, но только после предварительной консультации с педиатром или иммунологом, и при условии неукоснительного соблюдения всех мероприятий по укреплению защитных сил организма.
Народные рецепты для укрепления иммунитета
- Измельчите в блендере по 200 г кураги, изюма, чернослива, грецких орехов, добавьте цедру и сок 1 лимона, 50 мл меда. Смесь уберите в темное место на 2 дня, храните в посуде из темного стекла. Давайте ребенку по 1 ч. л. трижды в день до еды.
- Нарежьте небольшими кубиками 3 средних зеленых яблока, измельчите 150 г грецких орехов, 500 г клюквы. Все смешайте, добавьте 0,5 кг сахара и 100 мл воды, томите смесь на слабом огне до закипания. Охладите, давайте ребенку по 1 ч. л. утром и вечером.
- Растопите на водяной бане 50 г прополиса, остудите, добавьте 200 мл жидкого меда. Дозировка – 0,5 ч. л. каждое утро до завтрака.
При хронических воспалительных процессах в организме хорошо помогают физиопроцедуры – УФО, посещение соляных пещер, прием минеральных вод или ингаляции с ними, солнечные ванны.
Заключение
Часто болеющий ребенок – не приговор, каждый родитель в состоянии создать все условия, чтобы укрепить иммунитет малышу.
Уже давно стало истиной утверждение, что многие наши болезни связаны с эмоциональным состоянием. Поэтому так популярны советы не нервничать, искать гармонии с самим собой и окружающими людьми, заниматься медитацией и т.д.
В жизни детей не меньше стрессов, чем у взрослых. Но, к сожалению, родители не часто придают переживаниям детей должного значения. Считается, что ребенок может преувеличивать, да и вообще скоро все забудет. Но страхи и подавленные эмоции перерастают в хронические заболевания, с которыми родители безуспешно борются.
Психолог Анастасия Рагулина называет 8 причин болезней детей, которые могут быть вызваны вовсе не слабым иммунитетом.
Зачем, а не почему болеют дети
Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о «часто болеющих детях». А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?
Рассмотрим болезнь на психологическом, а не физическом уровне. Болезнь у ребенка (да и взрослого тоже) – это способ получить то, что без болезни получить никак не удается. Допустим, у ребенка есть потребность во внимании со стороны родителей, и эта потребность (ну прям очень важная и необходимая) у него не удовлетворяется. Ребенок сначала пробует привлечь внимание своим поведением (в большинстве случаев неправильным), и иногда этот способ помогает. На время. А потом ребенок заболевает…
И мама, бросив все свои дела, заботы, работу, взяв больничный, каждый час дает ему с ложечки лекарство, переживает за него, ходит в магазин за самыми лучшими фруктами и варит самый вкусный бульон. А потом садится играть с ним, читает ему книжку, пока он лежит в кровати – такой беспомощный и болеющий. Ребенку нравится эта забота, несмотря на высокую температуру, насморк или более серьезные болезни.
Кстати, о более серьезных. Чем у ребенка болезнь серьезнее (а не просто легкая простуда), тем больше внимания ему не хватало, и тем больше внимания впоследствии он получает от значимых людей. Вторая причина, по которой болеют дети – это жестко выстроенная система установок и взглядов родителей. Нужно обязательно ходить в школу, заниматься спортом, ходить к двум репетиторам и в три кружка, а еще маме помогать по дому и нести сумки из магазина (иначе ты «ленивый, неблагодарный, несамостоятельный, неспособный, неталантливый»)… Например, родители считают, что может быть только одна уважительная причина не ходить в школу – это болезнь. Даже недомогания не считаются. И тогда ребенок заболевает, чтобы получить заветное право на отдых. Болезнь избавляет нас от чувства вины, так как в этом случае мы можем получить отдых «заслуженно». Абсурд, не правда ли? К этой же причине относится и то, что ребенок слишком долго был сильным в какой-либо ситуации, слишком долго держался. Болезнь дает возможность почувствовать себя более расслабленным, слабым.
Третья причина, по которой часто болеют дети – это непринятие негативных эмоций ребенка, да и вообще каких-либо эмоций. Когда в семье любые проявления ребенка отрицаются. Нельзя злиться, ругаться, раздражаться, испытывать восторг от радости, обижаться на родителей. Одним словом, «нельзя себя проявлять, нельзя быть». За любым проявлением ребенком каких-либо эмоций приходит чувство вины, а так как это разрушительное чувство, и оно тоже не выражается, оно направляется на себя. Другими словами, ребенок наказывает себя болезнью за свое «право быть». Или мама отрицает его чувства. Ребенок говорит, что ему плохо, а мама ему говорит: «Да чего тебе плохо, температуры ведь нет?».
Четвертая причина – отказ от выполнения какой-то родительской просьбы, которую НАДО выполнить, но в силу возраста, неумения ребенок этого сделать не может. До просьбы или требования, так сказать, еще нужно дорасти. И выздоравливать быстро не всегда хочется, так как это требование все-таки придется выполнить. И здесь включается сопротивление… в виде болезни.
Пятая причина – это уравновешивание семейной системы. Известно, что дети являются «стабилизизаторами» семейной системы, и если она дает сбой, весь огонь они берут на себя. Представьте ситуацию, когда мама и папа хотят развестись. Никакие уговоры ребенка не делать этого не помогают. И тогда он заболевает. Серьезно, надолго и по-настоящему. И тогда идею с разводом придется отложить. Хотя бы на время.
Шестая причина – бессознательные установки родителей, которые ребенок несет в свою жизнь. Когда он слышит: «Ты у нас такой слабенький, нездоровенький, часто болеешь, что нам с тобой делать таким?», за ним закрепляются эти слова, которые внедряются крепко в сознание и вызывают каждый раз болезнь.
Седьмая причина – внутриличностный конфликт у ребенка, который связан с установками родителей, точнее, с их противоположными точками зрения. Папа говорит: «Не отвлекай меня, я занят», мама тут же говорит: «Подойди к папе и спроси у него про…» Ребенок не знает, что ему делать в таком случае и кого слушать. В силу возраста ему тяжело справиться с этой ситуацией. И он заболевает.
И, наконец, восьмая причина – это реакция на какие-либо травмирующие события. Потеря близкого человека, переезд в другое место, новый садик, новая школа могут стать факторами, травмирующими ребенка. Ребенок мог стать свидетелем какого-то события. И сюда же относится сам травматический опыт, полученный ребенком в раннем детстве или в более позднем детском возрасте (4-6 лет), когда, например, родители били ребенка, оскорбляли его и т.п.
Здоровья вам и вашим деткам!