Люди считают, что леворукость – это нарушение в развитии, неразгаданная учёными загадка. Сегодня левшей 15%, но мы до сих пор относимся к письму левой рукой как к удивительному феномену. Учёные установили, что доминирование одной руки закладывается ещё во время беременности, а мозг у левши работает не так, как у правшей.
Если раньше таких детей старались переучить, даже наказывая, то в наше время изготавливаются предметы для леворуких, в школе разработана специальная методика. Мировое общество обратило внимание на проблемы левшей, теперь официально их День – 13 августа.
В чём причина леворукости
Учёными установлена особенность строения мозга, но окончательного ответа определения леворукости, пока нет. По наследству эта особенность передаётся только на 25%.
Родится левша, если будущая мама испытывала беспокойство во время беременности или рожала в пожилом возрасте. Вес плода не влияет на леворукость. Это здоровый нормальный ребёнок, только главное у него правое полушарие мозга.
К леворукости приводит травмирование левого полушария во время родов или окружающие факторы после рождения. Часто левши – умственно отсталые дети или один малыш из двойни, у которых в утробе уменьшенное жизненное пространство.
Эти факты приводят учёных к мысли о том, что леворукость развивается при нарушении развития головного мозга.
При внимательном наблюдении главная рука у ребёнка определяется в полгода. Более точно – на втором году жизни, а в 3-6 лет малыш уверенно пользуется той рукой, какой лучше. Если переучивать, родителям стоит быть готовыми к раздражительности и истерикам ребёнка.
Определить главную руку поможет простой метод – попросить малыша что-нибудь выполнить одной рукой. Как правило, дети-левши неусидчивы, формирование речи происходит медленно и скачкообразно. Им не удаётся правильно произносить звуки, однако логопедические занятия легко снимают эту проблему.
Встречаются дети, владеющие одинаково обеими руками, называемые амбидекстрами. У этих детей полушария мозга работают симметрично. Отличить левшу от правши помогут задаваемые ребёнком вопросы. Согласно исследованиям, «Почему?» задают правши, а «Зачем?» левши.
Леворукие – это часто артистичные, музыкальные и творческие личности. Детей отличают успехи, развитие и нестандартное мышление. Но вместе с тем, это дети с повышенной чувствительностью и ранимым характером. Они чувствительны и впечатлительны. В играх хотят выигрывать, расстраиваясь при проигрыше.
Мозг леворуких людей для исполнения задач задействует вторую половину. Например, в обеих частях по речевому центру. Такая симметричность и пластичность легко перестраивается на восприятие в другом режиме.
Поэтому в политике много левшей (Наполеон, К. Великий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Б. Клинтон, Рейган, Буш).
У левшей математические способности, слух, увлечённость классикой. Сложнее даётся ориентирование.
К левшам относятся гениальные люди: композиторы Бетховен и Бах, математик Эйнштейн, ученые Леонардо да Винчи, И. П. Павлов.
Величайшие женщины Жанна Д’Арк, королева Виктория, десятки современных актеров, музыкантов и спортсменов – тоже леворукие.
Нередко их характеризует яркий художественный вкус, чувство гармонии и цвета. Это доказали художники Микеланджело, Рубенс, Роден, Пикассо.
Если научить, они с ранних лет играют на музыкальном инструменте. Это большие выдумщики и фантазёры с оригинальными идеями.
Доказано, что переучивание нормальной особенности левшей нарушает равновесное состояние психики малыша. Как леворукость воспринимается родителями, таким вырастет и ребёнок – уверенным и приспособленным к жизни или психически неуравновешенной личностью.
Возможные последствия переучивания леворуких:
- энурез;
- нарушение двигательных действий и восприятия эмоций;
- нарушенный сон;
- быстрое утомление, головные боли;
- нервный тик;
- проблемы с аппетитом, пищеварением и потеря веса;
- заикание;
- длительный адаптационный период;
- нарушенное внимание и память.
Сюда же следует отнести и риск проявления безвольности в дальнейшей жизни.
Особенности воспитания
Главное в воспитании маленького левши – не акцентировать внимание окружающих взрослых и ровесников на его особенности. Предупредить воспитателей в садике, педагога в центре обучения, учителя в школе, чтобы малыша не выделяли, не жалели и не раздражались при медленном чтении и письме.
Леворуким детям требуется просто поддержка и решение затруднений вместе с взрослым. Не упрекать в лени. Гнев, крики, нотации и замечания ни к чему не приведут.
Не стоит обособлять ребёнка индивидуальными занятиями или в специальной группе. Важно научиться общаться и учиться наравне с праворукими детьми.
Для маленьких левшей разработаны специальные программы и методики, которые известны педагогам и воспитателям.
Такие дети не так располагают тетрадь и пишут прописные буквы с обратным или прямым наклоном, не так держат ручку, свет нужен справа, а сидеть при письме им требуется с левой стороны парты. Первое время буквы Э, З, В, Р пишет в другую сторону.
Читая, ребёнок левша пытается охватить полный текст, ему с трудом даётся слогочтение. Читает медленно, пока не научится прочитывать слова.
В ходе проведённых исследований установлено, что в начальной школе у леворуких детей успеваемость низкая или средняя, но при старании в старших классах они уже опережают других детей в классе.
Освоение жизненных и бытовых навыков проще происходит при разбивании их на простые последовательные части, постепенно соединяя. Проще обучать с наглядными изображениями, последовательными рисунками, видеороликами.
В спортивных видах, где важны действия рук, у левшей преимущества с применением смены тактики на поединках.
Левшата, воспринимая цельный облик, не останавливаются на деталях. Например, вылепленная фигурка простая, но характер выражен ярко. В прошлом веке утверждалось, что леворукость даёт творческие способности. Сегодня учёные доказали, что задатки творчества, требующие развития, заложены в каждом человеке.
Родителям на заметку
Четыре «НЕ»:
- НЕ переучивать;
- НЕ акцентировать внимание на леворукости;
- НЕ сравнивать с правшами;
- НЕ утомлять занятиями в нескольких творческих кружках.
Что необходимо делать:
- Отмечать продвижения в занятиях и достигнутые успехи;
- Объяснить плюсы и минусы при владении той или иной рукой;
- Развивать мелкую и крупную моторику;
- Найти и обеспечить развитие таланта;
- Научить жизненным навыкам;
- Придумать способы поощрения;
- Не предъявлять завышенных требований;
- Устроить уютный рабочий стол;
- Быть внимательными, доброжелательными и участливыми родителями.
Главное – воспитать твёрдого и уверенного в делах и поведении человека. Научить ориентированию в жизни.
В магазинах появились предметы, которыми сподручно работать леворуким людям. Например, для школьников тетрадь, которая открывается с другой стороны или ручка с утолщённым концом, линейка с обратной шкалой, ножницы, специальная пропись, точилка.
Для взрослых создана гитара, клавиатура, мышка, штопор и другие, нужные левше вещи.
Заключение
Леворукие личности украшают и разнообразят мир, наполняют творчеством и радостью. Современность, понимая особенности левши, говорит о том, что человеческое общество более становится мудрым.
Физиологически леворукость обусловлена особенностями функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга. Для объяснения природы левшества привлекается принцип симметрии-асимметрии. В отношении причин возникновения левшества как проявления особенностей межполушарной асимметрии существует несколько точек зрения.
- 1. Согласно генетической теории левшество передается по наследству и обусловлено хромосомными факторами, что обусловливает специфику морфологического строения мозга левшей.
- 2. Согласно социо-культурной теории формирование «рукости» связано с культурно-историческими условиями, с детства социально навязывающими преимущественное пользование и тренировку одной из рук.
- 3. В соответствии с патологической теорией, левшество - результат травмы на разных этапах пренатальной и постнатальной жизни. Чаще всего, это родовая травма из-за аномалии родовых путей, результат наложения щипцов при родовспоможении. Каждый конкретный случай левшества имеет свою обусловленность возникновения, которая может быть связана как с одной, так и комбинацией причин. Этот принцип приобретает все большее значение в научном познании, в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга. По характеру проявления можно выделить три вида функциональной асимметрии: моторную, сенсорную и психическую. Следует отметить, что эти виды асимметрии формируются и функционируют относительно независимо.
Моторная асимметрия проявляется в неравенстве участия правой и левой половин тела в движении. Так, по включенности той или иной руки в деятельность различают праворуких и леворуких людей (правшей и левшей).
Под сенсорной асимметрией понимается функциональное неравенство парных органов чувств. Например, роль правого и левого глаз в бинокулярном зрении различна. Ведущий глаз первым устанавливается на предмете, и его информация более значима для процессов сознания.
В 1981 году Нобелевским лауреатом американским психофизиологом Роджером У. Сперри была выделена психическая асимметрия. Под психической (психофизиологической) асимметрией понимается своеобразие психической деятельности и сопровождающих ее нейрофизиологических процессов, связанных с активностью левого и правого полушарий.
У леворуких людей доминантная специализация в работе больших полушарий менее четко выражена, чем у праворуких. И если у правши доминирует левое полушарие, то соподчинение и взаимокоординация работы полушарий у левши, осуществляется по более сложному механизму. У левшей в первую очередь не сформировано межполушарное «взаимодействие и специализация полушарий». У каждого полушария головного мозга своя роль.
Левое полушарие называют рационально - логическим. Оно заведует логическим, абстрактным, аналитическим мышлением. Левое полушарие головного мозга обрабатывает информацию поступательно, последовательно, рассматривая все возможные варианты. За правую сторону тела также отвечает левое полушарие.
Правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за воображение, образное мышление, восприятие искусства. Правое полушарие «обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, интуиции, зрительно - пространственные функции». Правое полушарие головного мозга обсуживает левую сторону тела.
Рассматривая особенности леворуких, необходимо знание особенностей полушарий мозга человека и сфер психической деятельности, за которые они ответственны.
Доминирование того или иного полушария определяет преимущественное развитие определенных функций у «левшей» и «правшей», знание которых помогает учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения.
Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой - правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию. Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации: - правое - «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ; - левое - «логическое» - обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.
Есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:
Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши; - они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария; - они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением; - левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов); - они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля; - более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи, с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко; - левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.
Эмоционально-психологические особенности леворуких:
- v повышенная эмоциональная чувствительность;
- v ранимость;
- v быстрая утомляемость, как следствие этого -- ограниченная работоспособность;
- v высокий уровень креативности;
- v ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;
- v раздражительность и обидчивость;
- v подверженность различным страхам (боязливость);
- v низкий уровень самоконтроля;
- v пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения);
- v конформность (склонность к пассивному восприятию действительности);
- v совестливость;
- v робость;
- v повышенный уровень тревожности;
- v эстетическая впечатлительность.
Все эмоционально-психологические особенности леворуких людей свидетельствуют о сложности и противоречивости их внутреннего мира. В связи с этим психологические проблемы ребенка могут начаться не только при поступлении в школу, но и при неправильном и угнетающем подходе педагогов и родителей могут проявить себя и в дошкольном учреждении. Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. М.М. Безруких отмечает, что «у мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Согласно данным отечественных медиков, у леворуких детей неврозы встречаются чаще, чем у праворуких сверстников. По наблюдениям профессора А.П. Чуприкова, клинические формы неврозов у леворуких детей бывают в 32% случаев. Для того, чтобы этого избежать вышеперечисленных проблем нужно как можно активнее и глобальнее изучать проблему функциональной асимметрии мозга, леворукости и доносить результаты исследований до работников образовательных учреждений и родителей.
Особенности организации познавательной сферы леворукого ребенка могут иметь следующие проявления:
- v сниженная способность зрительно-двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк;
- v недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, «зеркальность» письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;
- v поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам»;
- v слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
- v речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.
При организации развивающей работы может возникнуть необходимость в привлечении к сотрудничеству логопеда, дефектолога, психолога. Выраженная эмоциональность леворуких существенно осложняет воспитание и обучение. Эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие:
- v зрительно-моторной координации;
- v точности пространственного восприятия;
- v зрительной памяти;
- v наглядно-образного мышления;
- v способности к целостной переработке информации;
- v моторики;
- v фонематического слуха;
- v речи.
Следует отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а в связи с определенными нарушениями и отклонениями в развитии конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные проблемы в учебе.
В старшем дошкольном возрасте часто встречаются леворукие дети с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:
- - восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
- - формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- - выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
- - копирования;
- - неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
- - зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- - очень медленный темп письма.
Феномен зеркального письма (ФЗД) был описан впервые в 1874 году Вестфалем.
С данным феноменом знакомо большинство родителей маленьких левшей. У кого - то он проявляется в виде зеркальных рисунков, письма, встречаются также зеркальное чтение, зеркальное восприятие. И.Макарьев в своей работе «Если ваш ребёнок - левша» раскрывает ряд концепций, объясняющих ФЗД. «Одни авторы видят причину в нарушениях зрительно - пространственного восприятия, право - левой ориентировки, в дефектах зрительно - моторной координации и биокулярного зрения.
Другие рассматривают феномен как один из компонентов речевого расстройства. Но все исследователи приводят достаточно много данных о связи ФЗД с наличием левшества». Итальянский судебный психиатр и антрополог Ломброзо также предположил, что в детском возрасте образы букв формируются в обоих полушариях, причем зеркально-симметрично. Одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, может быть неустойчивое доминирование полушария при письме, то есть попытки правого полушария взять контроль над пишущей правой рукой. Это, возможно, определяет частую встречаемость зеркального письма у леворуких детей. При ухудшении функционального состояния ребенка утомлении, сильном волнении и т. п., меняется баланс взаимоотношений полушарий мозга, что приводит к учащению случаев зеркального письма.
В настоящее время у дошкольников можно часто наблюдать, как при жестикулировании или при движениях, выполняемых по инструкции одной рукой, вторая рука совершает непроизвольные зеркальные движения. Зеркальные движения связаны, по-видимому, с незрелостью коры больших полушарий, в особенности левого, и недостаточным развитием межполушарных связей. Полностью этот феномен исчезает обычно к 8-10 годам, когда сформированы межполушарные связи, благодаря которым тормозятся зеркально-симметричные движения.
Леворуких людей в современном обществе воспринимают абсолютно спокойно, в отличие от советских времен, когда их считали «ненормальными», подвергали прессингу и переучивали. Сегодня ребенок левша – такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. Обучение и развитие такого человечка имеет свои особенности, но для начала нужно убедиться, что он является истинным левшой. Как узнать, какая рука является ведущей, как взаимодействовать с леворуким ребенком, учить его писать, в чем отличия от правшей – об этом вы прочитаете в данной статье.
Распознать левшу дошкольного возраста в повседневной жизни можно, внимательно понаблюдав за тем, каким образом кроха манипулирует предметами: берет ложку, причесывается, закрывает дверь, рисует, включает воду.
Учтите, что до четырехлетнего возраста дети способны одинаково эффективно использовать обе руки. Кроме того, при гетерохронном формировании головного мозга межполушарные связи могут наладиться в возрасте 12-13 лет, и школьник самопроизвольно поменяет рабочую руку.
Подробнее о том, как определить левша или правша ребенок 4-5 лет:
- Предложите шепнуть что-нибудь на ушко;
- Дайте изучить калейдоскоп, посмотреть в микроскоп, дверной глазок;
- Попросите попрыгать на одной ноге;
- Займите малыша творчеством: контурное вырезание, разукрашивание, рисование;
- Вручите зубную щетку для самостоятельной чистки зубов;
- Подайте руку для приветствия;
- Попросите построить башенку;
- Кидайте друг другу мячик.
В большинстве случаев (6-8 заданий из восьми) леворукий ребенок будет использовать левый глаз, ухо, руку, ногу для выполнения заданных действий. Примерно 1% людей одинаково хорошо пользуются обеими руками. Если ваш 5-6 летний отпрыск относится к этой уникальной категории, то половину манипуляций он будет выполнять правой стороной тела.
Что еще можно сделать, чтобы окончательно понять, что малыш – левша:
- Поиграйте в рисование двумя ручками одновременно. Задача – изобразить кружок, квадрат, треугольник, держа в обеих руках карандаш (фломастер). Фигура, нарисованная доминирующей рукой, будет более ровной, аккуратной. Левши обычно начинают вести линии с середины листка – правой ручкой слева вправо, левой – справа в левом направлении.
- Покажите крохе, как переплетать пальцы, совмещая ладошки. Сверху расположится большой палец ведущей руки.
- Идентичное задание — скрещивание рук. Активная ручка накроет пассивную.
- Игра «Крокодил» продемонстрирует, какую часть тела кроха использует активнее для жестикуляции, невербальной коммуникации.
Выявить леворукость желательно до начала школы, чтобы сразу понимать, что у ребенка есть особенности, которые необходимо иметь в виду учителям. Своевременный разговор родителей с педагогами поспособствует налаживанию контакта, обеспечит эффективное взаимодействие взрослых, нацеленное на гармоничное развитие маленького левши.
Разбираемся с причинами
Анатомия большинства живых организмов подразумевает некоторую ассиметрию, разную степень развития двух сторон тела. Человеческий мозг разделен на две половины, каждая из которых, условно говоря, контролирует противоположную половину тела. От 10 до 17 процентов населения Земли – особенные – правое полушарие мозга у них доминирует, а это значит, что они больше склонны к абстрактному, образному мышлению.
Почему так получается? На то, какое полушарие будет доминировать, влияют следующие факторы:
- Особенности развития внутриутробно, наличие стрессов в жизни беременной, осложненные роды, аномалии при формировании головного мозга плода;
- Наличие леворукости в роду;
- Травма черепа, в результате которой повредился головной мозг;
- Временная недееспособность правой руки (гипс) – за пол-года ребенок способен приспособиться к «левостороннему» образу жизни;
- Повторение за кем-то, для кого левая рука является основной, — близкий друг, родственник.
Независимо от причины возникновения леворукости, эта редкая индивидуальная черта не требует коррекции, исправления или искоренения. Основная задача для родителей – помочь малышу адаптироваться к различной деятельности, учебе, творческим занятиям, освоиться в мире правшей, чувствовать себя уверенно.
Учитываем физиологию и психологию
Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.
У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.
Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:
![](https://i1.wp.com/pups.su/wp-content/uploads/2017/08/rebenok-levsha7.jpg)
Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.
Учим чтению и письму
Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.
У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:
![](https://i0.wp.com/pups.su/wp-content/uploads/2017/08/rebenok-levsha9.jpg)
Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно
Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность. Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными. Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.
Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.
Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.
Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.
Как поддержать ребенка левшу?
- Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
- Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
- Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
- Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
- Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
- Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.
Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.
" Левши используют левую руку практически для всех потребностей: начиная от приготовления еды и заканчивая любой тонкой работой. В данном случае рука, которой пишут, не есть показателем. Это я вам как левша заявляю. И специально для левшей и их родителей эта статья.
Чтобы объяснить все о левшах, было написано много книг, раскрывающие некоторые секреты (одна из них - книга французского исследователя Пьера-Мишель Бертран "Зеркальные люди. История левшей"), но многие люди так и не поняли, что значит быть левшой, нужно ли им это понимание и почему люди, использующие левую руку как ведущую, остаются практически беспомощными в праворуком мире.
Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей
Такими причинами могут выступать:
Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.
Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).
Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.
Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.
Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.
«Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.
А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).
Как точно определить, что ребенок левша или правша?
Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» - это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).
Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.
Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.
Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом. Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.). Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.
Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.
Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.
Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.
Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.
Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.
Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.
Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:
Длительное время упрямы.
Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с и воспроизведением отдельных звуков.
Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.
Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!
Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.
Леворукий ребенок в школе и дома
И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку. А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать. Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – "бракованная левша": мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).
Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива. С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева. Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.
Что нельзя делать?
Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.
Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.
Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».
Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.
Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.
Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.
Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.
Великие люди левши
В музыке : Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.
Писатели/философы : Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.
Художники : Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.
Ученые : Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.
Политики/военные : Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Махатма Ганди и другие.
Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей... Надо ли что-то менять? "
ребенок левша,
И леворукость. При леворукости
доминирующая рука
–
левая, а не правая как у правшей. При левшестве
активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога. Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.
Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ. У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам
свойственна логика, самоконтроль. Отличительной особенностью левшей
является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность.
«
Чистых
»
правшей
и левшей
в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%. Остальные индивиды
–
смешанные (парциальные) типы. Либо правши
с чертами левш
, либо левши
с чертами правш
, чаще праворукие или леворукие (ниже в статье размещён тест на левшество
). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами
. Ярчайший представитель амбидекстров
–
Леонардо да Винчи.
Левшами
становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество
. Леворуким
можно стать из-за травмы правой руки
–
это вынужденное левшество
.
ТРУДНОСТИ ЛЕВШЕЙ
Левшам
в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши
часто калечили себя и других при таких условиях труда. Повелось переучивать левшей
в правшей. Леворукость
при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно. Наши современники-левши
, чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка
писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки. В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей
писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость
и левшество
в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство. Несмотря на это, леворукие
сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.
Левшество
и леворукость
доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой. Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой
, или амбидекстром
(человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария).
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/
Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш
от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши
тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария. Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей
. Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие. И в таких обстоятельствах левши
–«
белые вороны
».
На фоне праворуких они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью. Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком
«-»:
несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости. Особая проблема для левшей
, с которой они сталкиваются ещё в детстве
–
ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей
уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга. Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево. Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам. Часы со стрелками
–
изобретение правшей и для левшей
определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.
У леворуких
детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша
устанет, то может становиться неуправляемым или плаксивым, при сильных переживаниях
–
конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге
«
Радуемся вместе
»
прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕВШЕЙ
Левши
живут в мире правшей, их отличительная черта
–
гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться). Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей. Левши
, чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.
Тренеры в спорте ценят левшей
в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких
.
Дети-левши
намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.
Невероятное достоинство, которым левшам
важно не пренебрегать
–
глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами
давно закрепилась слава одарённых людей. На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.
Левши
нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый гений
–
левша
.
КАК РАЗВИВАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ
Левши
очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей
с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу
с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних. В совершении повседневных действий левши
очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции
–
главный индикатор психического благополучия ребёнка. Им очень полезно заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками, пастелью и цветным песком и т.д.
Категорически недопустимо переучивать левшу
–
это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни. Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам
лучше писать прямо, без наклона.
В развитии левшей
важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит. Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами
дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас. Бэби
–
йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий. Хорошо использовать этот принцип
«
Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ!
»,
если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше
комфортно и хорошо.
При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы. Левша
значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников. Эффективность обучения левши
значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас проходят в школе.
©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/