Ползание - необходимо. И то, когда ребенок начинает ползать - важнейший критерий не только физического, но и нервно-психического развития малыша.
Ползание – один из критериев не только физического, но и нервно-психического развития ребёнка. И то, во сколько месяцев кроха начинает ползать, оценивается педиатром и вносится в медицинскую карту ребенка. Некоторые детишки начинают ходить, минуя этап ползания. Это не совсем правильно. Ползание способствует укреплению мышц спины, подготавливает малыша к прямохождению, благотворно влияет на развитие нервной системы.
Возраст для ползания
Когда дети начинают ползать? Предпосылка к этому этапу проявляется у грудничков, в момент обучения переворотам, когда они пытаются дотянуться до своих игрушек, других привлекательных для них предметов. В среднем, полное освоение навыка достигается грудничком после 6 месяцев.
На-то, во сколько дети начинают ползать, влияет множество факторов.
Иногда, чтобы подтолкнуть этот процесс, новорожденным проводят курс массажа для укрепления мышц спины, выполняют с ними специальные упражнения.
Этапы процесса
Каждый малыш учиться ползать по-своему, но обычно все они проходят через определённые периоды.
Вспомогательные упражнения
Можно помочь малышу правильно ползать. Для этого выполняют упражнения.
По ходу выполнения гимнастики с ребёнком ласково разговаривают, гладят его, создавая позитивный настрой на занятия.
Массаж
Общеукрепляющий массаж можно делать ежедневно в домашних условиях. Основные приёмы массажа могут усвоить родители, предварительно проконсультировавшись со специалистом.
Продолжительность процедуры должна составлять 10-15 минут. Массаж нужно проводить в проветренном помещении за 30 минут – 1 час до или после кормления.
Предварительно перед проведением манипуляции нужно снять кольца, часы, браслеты с рук, чтобы не травмировать нежную кожу младенца. Для лучшего скольжения рук используют детский крем или масло Джонсон-с Бэби.
Пеленальный стол или другую поверхность, где будет проводиться массаж, застилают одеялом, клеёнкой и пелёнкой. Для удобства можно использовать разовые пелёночки, содержащие непромокаемый нижний слой.
Стимуляция ползания
Иногда малыш неплохо передвигается в кроватке, но ползать на полу не хочет. Как можно помочь ему в этом?
Пол должен быть чистым и тёплым. Лучше, если он будет застелен ковром или ковровым покрытием.
Для стимуляции ползания используют рефлекторную реакцию ребёнка на действие различных раздражителей.
Зрительная мотивация
Ребёнка кладут на пол, на живот. Впереди него, на некотором расстоянии размещают яркую игрушку. Малыш должен видеть её, но, в то же время, не иметь возможности дотянуться руками. Тогда он начнёт двигаться по направлению к игрушке. Можно помогать ему, слегка подталкивая сзади ладонью.
Некоторые родители, пытаясь всячески угодить своему малышу, предупреждают каждое его движение. Если только он посмотрел на игрушку – сейчас же подают ему её, закапризничал – тут же стремятся развлечь его. Этого делать не надо.
Природное любопытство, стремление познать мир, должно помочь ребёнку в формировании его двигательных навыков и стимулировать нервно-психическое развитие.
Пусть младенец сам дотянется до нужного предмета, подползёт к нему, рассмотрит, потрогает, изучит. При передвижении грудничка нужно хвалить его, подбадривая ласковым голосом.
Стимуляция звуком
Можно отойти от ребёнка на некоторое расстояние и позвать его по имени, зазвенеть колокольчиком, помахать погремушкой. Малыш, услышав звук, начнёт передвигаться к его источнику.
Наглядный пример
Очень стимулирует грудничка пример других ползающих детей или взрослых. Он будет стремиться ползать за ними, подражая их действиям.
Когда ребёнок научится ползать самостоятельно, можно усложнять задачу, воздвигая посильные препятствия на его пути. Это могут быть полотенца, мягкие игрушки, гладкие предметы.
Меры предосторожности
При овладении ребёнком навыков ползания следует обезопасить его от травматизма и других нежелательных последствий:
Резюме
Подведём примерный итог начала самостоятельного ползания малыша.
- На животе после 6 месяцев. Если по достижению 8 месяцев грудничок не умеет ползать, необходимо обратиться к специалисту.
- По-пластунски с 8 месяцев.
- На четвереньках с 9 месяцев.
Для облегчения ползания применяют массаж, специальные упражнения, стимулирующие приёмы. Необходимо провести мероприятия по профилактике возможных травм у ребёнка.
Тематический материал:
Ползание укрепляет мышцы, формирует физиологические изгибы позвоночника, развивает координацию движений, подготавливая организм маленького человечка к прямохождению. Синхронные движения, осуществляемые при ползании, способствуют развитию структур мозга, формируют связи между правым и левым полушариями, улучшает психомоторное развитие ребёнка.
Когда в семье появляется малыш, родители с нетерпением ждут, когда он научится улыбаться, держать головку, затем переворачиваться, садиться и ползать. Следующим большим событием, безусловно, станут первые шаги. Каждое новое умение имеет огромное значение, а потому мамы и папы трепетно относятся к срокам появления тех или иных двигательных навыков. В этой статье мы расскажем о том, в какие сроки ребенок начинает сидеть и ползать и можно ли на эти умения повлиять.
Физиология навыков
На вопрос родителей, когда именно малыш должен освоить ползательные движения и сидение, ответить довольно сложно. Каждый карапуз – индивидуальность, личность, которая развивается по собственным законам и схемам. Поэтому все таблицы с нормативами существуют только для педиатров, поскольку на вашего малыша детский доктор смотрит как на одного из среднестатистических малышей. Но это только на первый взгляд.
Вдумчивый специалист никогда не заявит о задержке физического развития на основании того, что малыш в 7 месяцев не сидит или в 8 месяцев не ползает, ведь на то у ребенка может быть много причин.
Малыш начинает ползать и сидеть тогда, когда его костная, мышечная системы, а также связки и суставы, задействованные в этих процессах, достаточно созрели и окрепли. Для навыка ползания нужны развитые мышцы живота и шеи, рук и ног, для сидения нужны достаточно окрепшие мышцы спины, живота, шеи и рук. Естественно, ни один новорожденный не обладает такими мышцами, они растут и крепчают по мере роста ребенка. Если родители с первых дней уделяют достаточно внимания физическому развитию грудничка, делают массаж и проводят возрастную гимнастику, то шансы более раннего освоения новых навыков заметно повышаются.
Согласно средним нормам, сидеть среднестатистические здоровые дети начинают после полугода, в 7 месяцев с поддержкой, а в 8 – уже без поддержки. К 10 месяцам малыши обычно прекрасно справляются со сложной задачей – сесть из положения лежа. С ползанием все обстоит несколько сложнее – некоторые дети вообще минуют этот этап, а некоторые именно с него и начинают. Средние нормы, существующие в педиатрии, гласят, что ребенок может научиться ползать с 5 месяцев на животе, с 7 месяцев до 9 месяцев – на четвереньках.
Но нормы нормами, а у вашего ребенка, не исключено, есть собственные планы на дальнейшее развитие, тем более что на скорость освоения новых двигательных навыков влияют очень многие факторы.
Что может оказать влияние?
В первую очередь имеет значение самочувствие и состояние здоровья вашего малютки. Если кроха появился на свет недоношенным, он значительно позднее ровесников начнет постигать премудрости перемены положения тела в пространстве. Не потому, что он ленивее, слабее, а потому, что его костной и мышечной ткани требуется больше времени для подготовки к новому типу нагрузки. Ребенок себе не враг, он никогда и не подумает делать того, что он физические сделать неспособен.
Болезненные, часто заболевающие карапузы, дети с врожденными заболеваниями тоже садятся и ползут позднее, чем здоровые малыши. Особенно долго могут «раскачиваться» дети с неврологическими нарушениями.
Масса тела карапуза тоже имеет значение, причем самое непосредственное. Детки пухлые, с избыточным весом, испытывают вполне естественные трудности с удержанием собственного веса в новом положении, их позвоночник просто не предусматривает новой нагрузки в таком объеме, ему нужно чуть больше времени на подготовку. Они поползут и сядут, но позже.
Характер и врожденный темперамент малыша диктуют его поведение и мотивацию. Сонливые, несколько медлительные и ленивые флегматики и меланхолики садятся, ползают и ходят позднее, чем подвижные, активные, любознательные представители сангвинического или холерического типа личности.
Многое зависит и от того, какие условия для развития ребенка создали сами родители. И это, пожалуй, единственное, на что мама и папа, переживающие за развитие ребенка, могут оказать непосредственное влияние. Ребенок, которого во время бодрствования чаще держат в кроватке или манеже, вряд ли будет иметь достаточно мотивации для того, чтобы начать исследовать мир. До поры до времени ему будет вполне комфортно в ограниченном пространстве.
Необходимости сидеть или ползать куда-то у крохи просто не будет, освоение навыка замедлится. Если же родители предусматривают для малыша определенную свободу перемещения в периоды бодрствования, развешивают игрушки на определенном расстоянии от него, то малышу очень понадобится до них добраться, а потому ему просто придется искать способы сделать это. Способов два – достать из положения сидя или доползти и взять. Естественно, определенная свобода малыша нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, чтобы кроха не травмировался.
Мальчики или девочки – кто быстрее?
На тематических форумах и в общении между собой мамы часто приписывают сыновьям и дочкам определенные способности. Говорят, что девочки быстрее осваивают новые умения, поскольку мальчики более ленивы. Другое мнение гласит, что девочек нужно присаживать позднее, чем мальчиков из-за возможных опасных последствий для репродуктивного здоровья.
На самом деле научно объяснимой разницы между развитием физических умений у грудничков обоего пола не существует. Развиваются дети примерно с одинаковой скоростью при условии, что они здоровы, доношены, не имеют проблем с перееданием и лишним весом. По поводу присаживания девочек и мальчиков следует сказать, что и тех, и других не рекомендуется присаживать как минимум до полугода. Совсем. Никак.
Последствия могут быть довольно печальными – могут травмироваться кости малого таза. У девочек в этом случае действительно могут возникнуть в будущем проблемы с вынашиванием собственных детей. Да и для мальчика такая травма крайне нежелательна.
Можно ли обучать детей навыкам?
Этот вопрос самый важный. Почему-то считается, что мама, которая просто ждет, пока ребенок сядет или поползет, безответственная и черствая. А вот мать-наседка, которая не может ждать и чуть ли не с 3 месяцев начинает готовить ребенка к сидению и ползанию, а лучше всего сразу к ходьбе, – молодец и пример для подражания. Формированию такого стереотипа в немалой степени способствуют женские форумы, после пяти минут присутствия на которых нормальная мама становится нервной женщиной с комплексом неполноценности и чувством вины.
Нормально ли ничего не предпринимать? Да, это нормально. Многие педиатры, в том числе доктор Комаровский, профессиональным советам которого доверяют миллионы мам по всему миру, утверждает, что сформироваться навыки сидения и ползания должны совершенно естественным способом и в том возрасте, который для того предусмотрен природой в отношении конкретного ребенка.
Чрезмерная активность родителей, «помогающих» ребенку, нередко вредит – динамическая гимнастика, неаккуратное выполнение упражнений, насильственные присаживания чреваты тяжелыми травмами. В первую очередь при ранней вертикализации страдает позвоночник малыша, который не готов к вертикальной нагрузке. Могут случиться компрессионные деформации позвонков, позднее могут появиться межпозвоночные грыжи. У многих детей, которых рано присаживали или ставили на четыре конечности для ползания, позднее проявляются сколиоз, кифоз, лордоз, нарушения походки, деформация конечностей. Особенно это касается детей, которые немало времени в раннем возрасте провисели в прыгунках, а потом протопали в ходунках.
Если ваш малыш научился сидеть, то очень скоро он вполне захочет передвигаться. Пора, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, характеризуется мощным скачком в развитии. Причем речь идет не только о физических навыках, но и формировании интеллекта крохи. Во время ползания улучшается мышечный тонус, укрепляется позвоночник, видоизменяется координация движений, формируются крупная и мелкая моторика. А когда карапуз активно пытается познавать окружающий мир, он учится мыслить.
Ползание – наиважнейший этап
По мнению педиатров, умение ползать крайне положительно сказывается на развитии ребенка:
- это способствует возникновению речи;
- вырабатываются настойчивость, целеустремленность, выносливость;
- он учится ориентироваться в пространстве.
На вопрос о том, во сколько месяцев ваш ребенок должен ползать на четвереньках, педиатры дают уклончивый ответ.
Вот как об этом рассуждает детский доктор Евгений Комаровский : «Сидение, ползание, стояние, хождение… Все вышеперечисленное ребенок захочет сделать сам, и сам сделает, без особой вашей помощи. Роль родителей лишь в одном – так воспитывать, чтобы сидение, ползание, стояние и хождение не превращались в тяжелый труд: закалять, развивать мускулатуру, предпринимать меры для профилактики рахита».
Практика показывает, что один малыш поползет в 5 месяцев, другой - в 9, а есть и такие, кто вообще минует данный этап развития и сразу переходят к ходьбе. И во всех случаях это проявление нормы, ведь все дети разные.
И все же есть несколько факторов, влияющих на формирование двигательных навыков:
- здоровье организма в целом;
- физические и личностные черты ребенка (худенький-полненький активный-медлительный);
- микроклимат в семье.
Однако, если ребенок и после 10 месяцев не выражает ни малейшего интереса к движению – это повод посетить невролога.
Считается, что девочки развиваются быстрее, чем мальчики. Но подтвержденных научных фактов на этот счет нет, а значит, дело вовсе не в гендерных признаках. Куда важней генетические особенности развития индивидуума, состояние здоровье, течение беременности и родов, атмосфера в доме.
Полезное видео
Когда ребенок начинает ползать на четвереньках
Ребенок начинает ползать на четвереньках не вдруг, этому предшествуют определенные этапы развития, не овладев которыми, малыш не освоит навык.
Сначала малыш освоит навык лежания на животе. Это происходит в возрасте 4 месяцев . Обычно кроха, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.
В 5 месяцев малыш, лежа на животе, пытается достать понравившуюся ему игрушку. Для этого он инстинктивно будет отталкиваться ножками от поверхности. Когда малыш определит взаимосвязь между этими толчками и дальнейшим перемещением тела, его движения станут активнее.
В 6 месяцев ребенок учится вставать на четвереньки. Как только он овладеет этим умением, сразу последует новый навык – он начнет «раскачиваться». Малыши, стоящие на четвереньках и не решающиеся сделать шаг, понимают, что таким образом можно передвигаться, но не знают как. Поэтому большинство детишек качаются на четвереньках вперед-назад, не отрывая коленочки от пола. Пройдет совсем немного времени между эту этапом и следующим, когда малыш начнет переставлять ручки и ножки по очереди и поползет на четвереньках.
Малыш в 7 месяцев из-за неполной скоординированности, может ползать вовсе не туда, куда он желал попасть. Поэтому сначала многие дети учатся ползти назад, а уже потом вперёд.
В 8 месяцев большинство детей полностью осваивают навык ползания на четвереньках. Они по очереди переставляют ручки и коленочки и могут развивать удивительно большую скорость. Не стоит переживать, что малыш бьется коленками об пол. Кроха не сделает себе больно, к тому же его суставы намного подвижнее и эластичнее, чем у взрослых. Но если на дворе лето, малыш ползает почти без одежды, то не обойтись без помощи защитных наколенников. В противном случае, болевые ощущения от мозолей и натёртостей затормозят развитие навыка.
Как научить ребенка ползать
Иногда родители могут сами стимулировать навык ползания у маленького человечка, если считают, что уже пора и все его сверстники уже умеют двигаться. Вот несколько самых распространенных методов:
1. Можно помочь малышу с помощью массажа и гимнастики. Делать это желательно на специальном пеленальном столике. Слегка массируются ручки ребенка от кисти к предплечью, затем ножки от стоп к бедрам. Потом малыш переворачивается на животик и начинается поглаживание спинки сверху вниз.
2. Довериться специалисту. Многие родители могут не замечать, а опытные массажист или мануальный терапевт сразу заметит тонус мышц у ребенка. Профессиональный детский массажист разомнет и «разогреет» мышцы, что облегчит малышу двигательную активность.
3. Не ограничивать движение. Нет никакого смысла держать подрастающего малыша в кроватке. Когда ребенку исполнится 4 месяца, в кроватке он должен только спать, во время бодрствования пусть проводит время на полу.
Есть и другие способы побудить малыша к ползанию:
- Маните ребенка к себе, показывая яркую игрушку;
- Показывайте ему, что можно стоять на четвереньках, подкладывая под животик подушку или валик и оставляя его ненадолго в такой позе;
- Ребенок лежит на животе, вы подкладываете ему под стопы свои ладони, что будет его стимулировать к отталкиванию;
- Почаще выкладывайте кроху на пол, накрытый большим плотным одеялом – широкое свободное пространство способствует стремлению к движению;
- Пусть малыш опирается на большой резиновый шар, а ножками стоит на коленках. Мама в это время постепенно отодвигает шар на себя. Ребенок станет на уровне рефлекса двигать ножками. Безопасности ради, малыша должен подстраховывать еще один взрослый;
- Ххвалите ваше малыша, радуйтесь любым его стараниям, это придаст ему уверенности и развеет страхи.
Безопасность – прежде всего
Ползающий ребенок – это сгусток энергии. Активно передвигаясь по дому, малыш подвергается потенциальной опасности. Ему любопытна и скатерть, свисающая со стола, где стоит ваза с цветами, и содержимое шкафа. За крохой нужен постоянный присмотр. Зона особого внимания – двери и лестницы. Не забывайте также про розетки и шнуры. Создайте вашему шалунишке все условия для исследования пространства.
Совсем скоро вчерашний грудничок научится стоять возле опоры, а потом сам сделает первые шаги.
Развеять сомнения родителей, когда ребенок начинает ползать на четвереньках и соответствует ли их карапуз нормам, может только специалист.
Помните, что вашему ребенку необходима здоровая и спокойная мама, не переживайте зря. Не ищите поводов для беспокойства, а просто наслаждайтесь каждым моментом счастливого материнства!
Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.
Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!
Когда ребенок начинает ползать
Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.
Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.
Как начинает ползти ребенок
Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.
Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.
Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.
Ребенок начал ползать
Все дети начинают ползать по-разному :
- Ребенок ползает по-пластунски
: малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски
, на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад
: некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками
: некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.
Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:
- на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.
На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.
На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.
Ползание на четвереньках
Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.
Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.
Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках
Как научить ребенка ползать
- Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга
. Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте
Видео - как научить ребенка ползать
Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.
Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.
Последствия ограничения движения ребенка
В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.
Использование манежа
Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.
Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.
Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.
Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.
Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.
Использование ходунков
Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.
Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.
В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:
«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:
- Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.
Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.
Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.
Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.
- Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.
Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.
Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.
Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.
Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.
Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”
Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»
Видео - педиат об использовании ходунков
Очень часто молодых родителей интересует, правильно ли развивается их кроха. В связи с этим нередки вопросы: когда ребенок должен уметь переворачиваться, ползать, сидеть , ходить, говорить и так далее. Ползание - один из первых навыков передвижения, который позволяет малышу лучше познавать окружающий мир.
Умение ползать (на животе, по-пластунски, на четвереньках) - очень важный этап психофизического развития ребенка в первый год его жизни. Оно не только влияет на развитие и укрепление мышц и позвоночника, координацию движений, но и помогает малышу учиться управлять своим телом, мыслить и принимать самостоятельные решения. Неврологи отмечают, что период ползания более важен для развития нервной системы, чем этап первых шагов. Умение ползать имеет важное значение для развития полушарий головного мозга, оно положительно влияет на своевременное развитие речи, развивает моторику.
Как правило, после трех месяцев от роду малыш учится переворачиваться со спинки на животик. Когда он научится оставаться в этом положении какое-то время, то сможет увидеть вокруг себя множество новых незнакомых ему предметов. Довольно часто желание не только получше рассмотреть, но и прикоснуться, попробовать незнакомый предмет является катализатором для ползания. Вначале ребенок передвигается на животе. Так малыш может двигаться не только вперед, но и в сторону или назад. Следующим этапом может стать попытка освоить новый способ ползания: подняться на четвереньки, выставив вперед руки, а потом поочередно подтягивать ноги. Иногда этот способ передвижения напоминает прыжки. Следующий этап - перекрестное ползание. Когда ребенок уже четко овладел координацией движений и передвигается на четвереньках, выставляя вперед сначала правую руку и левую ногу, а потом - наоборот. Этот этап ползания требует не только достаточно крепких мышц рук и спины, но и определенного уровня развития нервной системы. Так организм готовится к следующему этапу развития - ходьбе. К этому времени (7-9 месяцев) малыш уже, как правило, пытается или даже умеет садиться сам.
В медицинских источниках упоминается, что возраст, в котором большинство детей начинает ползать (любым способом), варьируется от 5 до 9 месяцев. Однако нередко на интернет-форумах молодые мамы пишут, что их малыш уже в 4-5 месяцев научился ползать на животе и передвигаться подобно гусенице, а другие сокрушаются, что их дитя в 8-9 месяцев «даже и не думает» о ползании. Как и любой другой навык, ползание, становится актуальным для малыша именно тогда, когда он готов к нему не только физически, но и ментально. Ребенок учится познавать мир, управлять своим телом. И у каждого - свое время для этого. Не все дети учатся ползать и ходить, «как книжка пишет», некоторые «перескакивают» определенные этапы. Есть дети, которые не ползали, а сразу стали подниматься на ноги и пытаться ходить. Кое-кто задерживается на этапе ползания дольше остальных.
Известный педиатр Евгений Комаровский в своих книгах о здоровье детей подтверждает это мнение и напоминает, что дети самостоятельно справятся с такими задачами, как «сидение, ползание, стояние и хождение». По мнению доктора, все это малыш должен захотеть сделать сам. В первый год жизни не нужно его «учить» всему этому или тренировать. «Пусть он лишний месяц полежит или поползает», - отмечает доктор Комаровский. Ведь стояние и ходьба - это достаточно большая нагрузка на позвоночник, ребенок должен быть готов к ней, а ползание - естественный и едва ли не лучший способ такой подготовки. Что же касается родительской роли в этом процессе, то она сводится к обеспечению таких условий жизни для малыша, при которых все названные этапы физического развития не превратятся в «тяжкий труд»: закаливание , развитие мышц, меры для профилактики рахита и так далее.
По статистике, на первом году жизни девочки немного опережают мальчиков в развитии. Поэтому, как правило, они начинают ползать и ходить раньше мальчиков. Отзывы родителей в большинстве случаев тоже подтверждают это. Но, как уже упоминалось, каждый ребенок - уникальный и развивается по своему собственному «графику».
Иногда дети не проявляют интереса к самостоятельному передвижению даже после 8-9 месяцев. Так случается, если у них недостаточно развиты мышцы или опорно-двигательный аппарат. Если дитя проводит большинство времени в закрытом пространстве (кроватке, манеже), то просто не знает, что бывает в мире что-то поинтересней, и не чувствует потребности двигаться. Позже учатся ползать и крохи со спокойным характером. Они больше любят наблюдать, чем трогать новые предметы, и поэтому часто не проявляют интереса к передвижениям. Карапузы с большим весом также начинают двигаться позже своих сверстников. Иногда ребенок не ползает потому, что родители сразу же дают ему все, что его интересует, и у него нет потребности куда-то стремиться. Все эти причины можно при желании устранить. А также создать для своего чада такие условия, при которых ползание для него станет интересным новым опытом.
Прежде всего, нужно обеспечить малышу условия для корректного развития опорно-двигательного аппарата. А именно: стараться делать с ним самые простые упражнения для ручек-ножек, уже начиная с первых месяцев его жизни. Необходимо правильно брать его на руки. При необходимости можно прибегнуть к помощи детского массажиста. Можно делать специальные упражнения, чтобы научить дитя управлять своим телом: «лягушка», перевороты со спины на живот. Очень полезны для позвоночника занятия на фитболе . Кроме того, покачивания на большом мяче способны снять колики.
Педиатры часто советуют родителям немного стимулировать малыша к ползанию. Например, можно положить в поле его зрения новый яркий предмет или любимую игрушку. Близко, но так, чтобы малыш не мог ее сразу взять. Тогда он попытается добраться до нее своими силами. На родительских форумах также можно встретить рекомендации, как научить ребенка ползать. Часто советуют показывать на личном примере, как нужно ползти. Это может делать мама, папа или старший брат. Если крохе удалось хоть немного продвинуться, его стоит обязательно похвалить. Когда карапуз уже научился передвигаться, можно немного усложнить задачу, установив на его пути небольшие барьеры, например, положив полотенце, свернутое валиком. Дети очень любят преодолевать препятствия.
Самое важное помнить, что задача родителей - помочь малышу и создать для него условия, комфортные для жизни и развития. А здоровый и счастливый ребенок обязательно научится всему необходимому в нужное время.
Специально для - Ксения Бойко