Может ли быть детская игра только забавой? Детский психолог немедленно воскликнет: "Ни в коем случае! Без игры невозможно полноценное развитие ребенка".
Детская игра - это в полном смысле слова исследовательская деятельность. Малыш основательно, всерьез знакомится с предметами окружающего мира - в первую очередь с игрушками.
Выбор игрушек для малыша никак нельзя пускать на самотек. Если годовалый человек целыми днями трещит погремушкой и не знает, что такое кубики, пирамидки, пищалки и пр., он наверняка отстанет в развитии от своих сверстников. Попробуем понять, как наилучшим образом организовать игровое пространство ребенка в течение первого года его жизни.
Игрушки для новорожденного
Новорожденному от 0 до месяца игрушки не требуются, поскольку вся его жизнь определяется исключительно контактами со взрослыми. А вот в период от одного до трех месяцев у ребенка формируются механизмы зрительного и слухового восприятия. Так, в месячном возрасте малыш не только фиксирует взгляд на лице взрослого, но и пытается за ним следить. В два месяца ребенка уже интересуют различные предметы, контрастные рисунки, узор на обоях. Почти все время, свободное от сна и еды, он что-то разглядывает, к чему-то прислушивается… Теперь самое время обеспечить малышу удобный материал для рассматривания и фиксации взгляда. Пусть это будут декоративные пятна чистого, яркого цвета (светло-красного, желтого, голубого, ярко-зеленого на сером или кремовом фоне). Пятна эти могут представлять собой геометрические фигуры или рисунки, наклеенные на стены или потолок. Можно еще подвешивать к потолку разноцветные фигурки на ниточках. Заметим, что дети в этом возрасте охотнее всего фиксируют взгляд на предметах желтого цвета. Следите за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попало слишком много ярких объектов - это помешает ему сфокусировать зрение на каком-то одном пятне (рисунке) и хорошенько рассмотреть его.
Координация движений глаз - очередной этап развития зрительного аппарата ребенка. Здесь ему поможет специальная глазодвигательная гимнастика. Возьмите яркую погремушку и поместите ее на расстоянии 40 см от глаз ребенка. После того как он остановит на ней взгляд, отведите игрушку вправо, затем влево, вверх, вниз… Следите за глазками малыша. Если он "потерял" погремушку, повторите упражнение, только не переусердствуйте: занятие должно длиться не более двух минут.
Полезно вкладывать погремушку в ручку малыша (разумеется, она должна быть легкой и не слишком объемной). Ребенок еще не может играть ею, но постепенно, по мере развития двигательной системы, начнет подносить игрушку к лицу, затем намеренно помещать ее в поле зрения, чтобы получше разглядеть. И тогда игрушка начнет выполнять формирующую функцию, стимулируя целенаправленные движения и развивая координацию "глаз - рука".
Игрушки ребенку от 3 до 6 месяцев
В период от 3 до 6 месяцев набор освоенных ребенком движений расширяется: он может, например, не только дотянуться ручкой или ножкой до игрушки, но и докатиться до нее - в буквальном смысле слова. Значит, пора расширять игровое пространство - время от времени устраивать малыша на ковре или помещать его в обширный манеж.
Если прежде ребенок познавал мир с помощью зрения и слуха, теперь он старается ощупать тот или иной предмет. На этом этапе желательно, чтобы доступные ему игрушки были разнообразны по форме и фактуре. Можно предлагать малышу не только пластмассовые и резиновые игрушки, но и мягкие (при условии, что их легко чистить). Очень хороши звучащие игрушки - они как никакие другие стимулируют осмысленные движения. Если подвесить к кроватке колокольчик - малыш, двигая ручками или ножками, может раскачать кроватку, и колокольчик зазвенит. Ему понравится этот звук, и он захочет услышать его еще раз. Погремушки, которые крепятся к запястью как браслет, тоже побуждают ребенка шевелить ручками.
Поскольку в это время - от 3 до 6 месяцев - значительно расширяется арсенал движений ребенка, приходит пора обновлять ассортимент доступных ему игрушек. Резиновые зверьки-пищалки, куклы-неваляшки и примитивные музыкальные инструменты с крупными клавишами представляют для 5-месячного малыша неиссякаемый источник интереса - ведь они "живые". Они разговаривают, плачут, смеются, когда он прикасается к ним (опрокидывает, прижимает к себе и т.д.).
Такие простейшие занятия с игрушками способствуют установлению связей между отделами мозга, отвечающими за зрительное, слуховое, тактильное восприятие, а также за двигательные функции. Усилия, которые прилагает ребенок, пытаясь овладеть интересующим его предметом, и связанные с этим трудности формируют одну из важнейших человеческих способностей - действовать целенаправленно и осмысленно. Поведение ребенка с игрушкой в руках - это еще не игра, но уже настоящее, всамделишное исследование как предмета, так и возможностей собственного тела.
На этом этапе очень важно не перегружать внимание ребенка - дайте ему возможность разобраться с одной игрушкой и лишь после этого предлагайте другую. Здесь есть такой момент: ребенка больше всего привлекает новизна, и, чтобы знакомая игрушка не приедалась, время от времени прячьте ее. Через пару дней малыш будет радоваться ей как новой.
Игрушки для ребенка 6-9 месяцев
С 6 до 9 месяцев двигательные возможности ребенка обогащаются и усложняются. Он свободно перемещается на четвереньках и пробует вставать. Одновременно с этим развивается мелкая моторика рук: малыш пытается захватывать предмет не только ладошкой, но и щепотью, и пальчиками.
Прежде знакомство ребенка с предметами происходило как бы случайно - теперь его действия целенаправленны. Расширение кругозора маленького человека во многом зависит от взрослых. Это очень серьезное дело - показать ребенку, как обращаться с различными игрушками. Каким образом крутить барабанчик, как нажимать пальчиками на клавиши, как заставить мячик покатиться. В этом возрасте ребенок все еще возится с погремушками и пищалками, но интересны ему более сложные игрушки: машинки, раскладные книжки с яркими картинками (маленьким, но полным яростного интереса читателям не случайно рекомендуются книжки из плотного картона!).
Это особое время для родителей: выражение "за ним глаз да глаз" точнее всего обрисовывает ситуацию. Многие пытаются сдерживать двигательную активность ребенка из соображений безопасности (или не имея времени присматривать за ним). Но оберегать ребенка следует лишь от того, что для него действительно опасно. Учатся-то ведь на ошибках.
К 9 месяцам малыш понимает, что можно играть сразу двумя предметами. Например, если колотить одной игрушкой о другую, возникает звук (звон, грохот), и это ему ужасно нравится. Теперь он может наконец разобраться и с набором формочек, кубиками и пирамидками. Поначалу малыш будет разрушать собранные вами пирамидки и замки из кубиков, но через какое-то время обязательно попробует что-то соорудить сам. Для 7-9-месячных существуют специальные, из гибкой пластмассы конструкторы. Это, как правило, незамкнутые кольца, которые замечательно легко сцепляются (хотя дети почему-то больше любят их грызть).
К этому времени ребенку доступны простые игры со взрослыми: "ладушки", "ку-ку", "шу-у, полетели"… Попросите малыша указать (найти) ту или иную игрушку: "Где зайка?" Если ребенок вас не понял или затрудняется с ответом, помогите ему: "Да вот же он, зайка!"
Игрушки для ребенка 1 года
Величайшее достижение в жизни годовалого ребенка - ходьба без поддержки, то есть обретение чувства равновесия. В этот период (и даже раньше, после 9 месяцев) день ото дня совершеннее становится мелкая моторика рук. Если раньше ребенок случайно ронял игрушки, теперь он делает это намеренно. Возникает игра, утомительная для взрослого, но бесконечно привлекательная для малыша: он снова и снова бросает слоника, а терпеливая мама снова и снова поднимает его.
Годовичок уже владеет обеими руками: вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку.
Любимая всеми юла - как раз для годовалых, а также металлофон и барабан. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков.
Именно сейчас ребенка следует знакомить с огромным для него миром квартиры или комнаты, с предметами домашнего обихода. Ему нужно показать, как обращаться с водой, с посудой (небьющейся, разумеется). Чем раньше он начнет постигать эту сторону домашней жизни, тем безопаснее будут его игры.
Годовалый ребенок бурно радуется таким игрушкам, как пластиковый телефон, наборы кукольной посуды, кукольная парикмахерская. Ему это тем более интересно, что в это время он изо всех сил обезьяничает - стремится копировать взрослых. Мама причесывается - и дочь лепечет, требуя расческу. И еще: в этом возрасте дети любят все проверять на прочность, поэтому игрушки (любые предметы, которыми малыш занимается) не должны ломаться и уж тем более разбиваться.
Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Лучше всего координируют движение игры с мячом: маленький мячик можно бросать и ловить, большой - толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой.
Качели, прыгунки, лошадка-качалка - отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой - она и посадит, и покачает, и снимет).
Необычайно интересны малышу игры с "водоплавающими" игрушками - уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человек способен часами пыхтеть над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему остро необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка, то есть активное и осмысленное формообразование, - настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления.
Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки карандаши-полицветы и бумагу, а собирая его на улицу, сунуть в кармашек курточки мелки. Когда до него дойдет, что эти предметы оставляют след, ему станет жгуче интересен результат манипуляций ими. Детские каракули - совсем не то, что вкладывают в это понятие взрослые. Это первая попытка опознать и хоть в малой (младенчески малой) степени осознать мир. Кроме того, каракули формируют скоординированность системы "глаз-рука".
Резюмируем: в первый год жизни ребенка между игрой и познанием окружающего мира можно смело ставить знак равенства. Позднее наступит время сюжетно-ролевых игр, и тогда отношение ребенка к игрушкам станет иным. А сейчас жить и играть для него - одно и то же.
Внимание!
- Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.
- Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.
- Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.
- Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш.
- Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).
Ольга Семенова нейропсихолог
Статья предоставлена журналом "Семейный доктор"
Обсуждение
Да мне кажется у каждого ребенка по возможностям родителей
Спасибо за полезную информацию. Единственное не соглашусь что годовасику нужны качели, прыгунки.
Для них могут подойти машинки каталки, например как тут [ссылка-1] , но остальное перечисленное подойдет только более старшеньким, примерно от 2 лет...ну, это мое мнение...
Отличная статья! Спасибо
У нас в почете те что можно катать,да и до сих пор любит с такими играть. Музыкальные тоже любит. Недавно купила ей зеркало игрушечное чикко, нам 1,2, рекомендует фирма производитель игрушку с 6 мес. Впечатление положительное. Кнопока- сердечко нажать и музыка играет милая, да еще и личико Белоснежки появляется - забавно очень. Оно так и называется " волшебное зеркало белоснежки ",цена так же адекватная
Хорошая, четкая, доступная статья для начинающих "мам" и медикам для просветительной работы с беременными
26.12.2008 12:10:58, ЛюбовьСпасибо за интересную статью. Раз мы в рубрике до года, то хотелось бы так же обнаружить здеь информацию о развивающих и возможных играх для каждого трехмесячного периода до года.
06.12.2007 16:38:15, YanaСпасибо за советы, много интересной и полезной информации.
07.06.2007 23:39:37, Екатеринаинтересно, но мало... хотелось бы узнать подробнее как играть с малышом 2 месяцев...
11.08.2006 15:02:48, ольгаКомментировать статью "Какие игрушки нужны ребенку"
Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Я очень много статей поначитывалась про полезные игрушки для деток. Понятное дело, что для малышей не нужно покупать ничего...
Обсуждение
Я очень много статей поначитывалась про полезные игрушки для деток. Понятное дело, что для малышей не нужно покупать ничего пластмасового, острого, неприятного на ощупь и так далее. Я вот сейчас в восторге от вязаных игрушек, у моих целая коллекция и могу рекомендовать их даже как развивающие. Там такая неоднородная структура, что дети сидят и пальчиками перебирают эти петельки и им нравится - хохочут, да и качество, мне кажется хорошее. Я покупала в магазине [ссылка-1] , может кому пригодится (там и для сына брала Бэтмена и для дочки), но в интернете сейчас много игрушек ручной работы, просто этот магазин проверенный.
14.11.2018 00:58:00, mamusyakatУ меня младшая очень любила ботиночки ТЛ в вашем возрасте. Думала, ей неинтересно буде, игрушка простая достаточно. Так она взяла и реально научилась сама завязывать шнурки, для сада потом пригодилось. Вот такие: [ссылка-1]
Теперь в наследство мелкой остались, она уже тоже начинает проявлять к ним интерес)
Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Требуются игрушки для детей, больных раком. Отзовитесь! Нужны игрушки в коробку храбрости В наших детских больницах есть одна гениальная вещь.
Обсуждение
Последние наши супер-хиты:
- пазлы контурные,Castorland. Есть наборы из 4х картинок из 3-9 деталей. Предложила сын в 2г9мес, очень понравилось. Может долго собирать. Сейчас из 15 собирает. Уже штук 7 разных наборов есть.
- робокар Поли от Silverlit. Он трансформируется легко из машинки в робота. 10 см примерно. Сын просто не выпускал его из рук. Заказала еще дргих героев мультика. Хотя сын вообще не был фанатом мультика, но в магазине игрушка понравилась, сам выбрал.
-робот тоже от Silvrlit, программируемый. Не могу назвать его супер-хитом, но сыну нравится. Его вообще тема роботов сейчас увлекает (ровно в 3 года).
-пожарная машина Bruder. Мигает, брызгает, сигналит. Качество на ура!
Девочка 2,5 - пожарная машина из Поли-робокара - наше все. Ещё любит всякие книжки с тестами и заданиями и мозаики, и красками рисовать.
Нервничает когда играет с игрушками. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я помню ещё по старшей дочери, что наступает такой период, когда ребёнок нервничает во время развлечения игрушками.
Обсуждение
У нашей старшей не было пустышки (сначала муж был против - мол, она такая маленькая (2470 при рождении), что с любой соской как хоккейный вратарь в шлеме с забралом - не дал, короче, мне ребенка сразу приучить, а когда сам начал вешаться от детского ора из-за колик, уже было поздно - девочка напрочь отказывалась от любых пустышек). Так вот она сама себе в качестве "успокоительного" определила тряпочку - я такими всегда все вокруг нее устилала, чтобы вытирать срыгивания, коих было много. И с такой тряпочкой первые год-полтора она не расставалась практически, всегда ее искала в "критические" моменты и утыкалась в нее пятачком, нюхая и как-то причмокивая языком) А позже тряпа прописалась в детской кроватке, служила снотворным и жила там до Вивиных лет пяти.
РАЗВИВАЮЩИЕ игрушки для 1.6-2 года. Дамы, милые, подскажите какие развивашки, именно Вещи для новорожденного - коляска, кроватка, слинг. Игрушки для ребенка своими руками - погремушка, бусы, мобиль. Развитие ребенка до 1 года: какие нужны игрушки?
Игрушки не только способны увлечь вашего непоседу на некоторое время, но при разумном подходе к их выбору могут положительно повлиять на его развитие. Качественные и правильно подобранные товары будут стимулировать мелкую моторику малыша, открывать для него новый мир и возможности собственного тела.
Полки детских магазинов буквально завалены разного рода товарами, которые призваны развлечь малыша и развить его навыки. Многие родители из добрых побуждений покупают массу игрушек, которыми в итоге их ребенок не играет, и они лежат в коробках мертвым грузом.
Какие игрушки действительно необходимы младенцу до года?
Покупаем игрушки по возрасту
Для детей до полугода подойдут традиционные игрушки, которые будут способствовать развитию их двигательных, зрительных и слуховых навыков. Поскольку малыш большую часть времени проводит в горизонтальном положении, а ручки его еще не совсем слушаются, предметы, с которыми он занимается, не должны быть слишком сложными. Достаточно, чтобы они развивали его осязание (это достигается за счет использования материалов разной фактуры), слух, зрение и хватательные навыки.
В первые полгода вам потребуются:
- мобили и игрушки-подвески в кроватку и коляску;
- развивающий коврик;
- погремушки;
- игрушки из разнофактурных материалов;
- колокольчики.
Малышам от полугода до года требуются игрушки посложней. Их пальчики уже достаточно развиты, чтобы ощупывать предметы, а логического мышления хватает, чтобы понять, как правильно собрать пирамидку, построить башенку из кубиков и вложить маленькие стаканчики в большие. Игрушки в этот период призваны улучшать координацию, глазомер и укреплять мышцы рук. Младенец запоминает, что определенное его действие над предметом приводит к каким-то изменениям: удар по барабану извлекает из него звук, нажатие на разные кнопочки музыкальной панели приводит к появлению разных мелодий, а пальчик, испачканный в краске, оставляет на бумаге красочный след.
С полугода вы можете покупать следующие игрушки:
- простые кубики;
- пирамидка;
- набор вкладывающихся стаканчиков;
- наборы с фигурными прорезями и вкладышами для них;
- игрушки с разными наполнителями (крупы, фасоль, горох);
- пластилин, пальчиковые краски;
- музыкальные инструменты (барабаны, ксилофон, бубен);
- игровые панели с музыкой.
Вы можете сшить мешочки с крупами самостоятельно, а вместо пластилина замесить соленое тесто.
Минимализм
Считается, что чем проще будут игрушки для детей до года, тем лучше для их развития. Вместо покупки дорогих сенсорных ковриков с яркими разнофактурными деталями, которые могут перевозбудить малыша, вы можете окружить его простыми мешочками, сшитыми самостоятельно из тканей, различных на ощупь, и наполнить их крупами.
Детские психологи рекомендуют не перегружать ребенка большим количеством игрушек. Их обилие будет рассеивать его внимание, сделает малыша капризным и неусидчивым.
В последнее время стали популярными деревянные игрушки спокойных чистых цветов. Родители стремятся окружить свое чадо экологичными изделиями, которые не навредят вредными испарениями малышу и будут приятны для его глаз. Деревянные кубики, неваляшки, машинки и пирамидки понравятся младенцу своей простотой.
Посещая детские магазины, выбирайте только необходимые для грудничка игрушки. Подумайте, какие изделия нужны ему по возрасту, и какие навыки помогут развить предлагаемые консультантами «лучшие» модели. Избегайте покупать функционально перегруженные дорогие игровые станции, поскольку они могут довольно быстро надоесть младенцу. Лучше окружите его простыми развивающими элементами.
Погремушки
Погремушки, несмотря на простоту конструкции, очень полезны для развития детей. Они учат младенца концентрироваться, усиливают слуховое и зрительное восприятие, а также оттачивают координацию движений. Погремушки развивают хватательный рефлекс грудничка, его мелкую моторику . Малыш трясет игрушку, она издает звуки – и это помогает ему строить причинно-следственные связи.
- погремушка не должна быть чересчур тяжелой для младенца;
- если вы хотите купить малышу несколько игрушек, подберите их таким образом, чтобы все они были разных форм и цветов, однотипные погремушки не вызовут у младенца интерес;
- вы можете выбрать для малыша погремушки из разных материалов (пластик, латекс, дерево), это будет развивать его осязание;
- желательно, чтобы рукоятки у погремушек были разными на ощупь, пусть одна будет гладкой, вторая – ребристой, а третья – с выпуклостями, и т.д.;
- по-разному шумящие погремушки будут развивать слух вашего малыша, подберите ему шуршащие, плавно гремящие модели, но избегайте слишком громких экземпляров, которые могут напугать младенца;
- детям до полугода нравятся прозрачные модели, внутри которых перекатываются разноцветные элементы;
- ощупайте игрушку, прежде чем покупать ее для грудничка – на ней не должно быть острых углов, которые могут навредить малышу.
Покупайте только сертифицированные погремушки для грудничка, и регулярно проверяйте их целостность . Все детали на игрушках для младенцев должны быть хорошо закреплены. Регулярно стерилизуйте все погремушки, а упавшие на пол – протирайте смоченной в перекиси водорода марлевой салфеткой.
Мобили и подвески
Мобили и подвески, как правило, становятся первыми игрушками для младенцев. У мало бодрствующего малыша единственный вид деятельности – это наблюдение, поэтому яркие висящие или движущиеся элементы перед его глазами заинтересуют его, и будут способствовать развитию его зрения, концентрации внимания. Со временем, малыш будет пробовать трогать подвески ручками, ощупывать их пальчиками и трясти.
Музыкальные мобили могут не только развлечь вашего малыша на время. Яркие движущиеся элементы разовьют глазные мышцы младенца, когда он будет следить за перемещением игрушек . Когда грудничок будет пробовать хватать летящие элементы, это будет тренировать координацию его движений.
- чтобы малыш получал разный тактильный опыт, используйте гирлянды и подвески из разных материалов – пластиковые, латексные, деревянные и текстильные;
- для прогулок и домашнего использования должны быть разные игрушки;
- регулярно обрабатывайте деревянные и пластиковые детали мобиля, гирлянд и подвесок перекисью водорода, съемные элементы кипятите, а тканевые – стирайте с помощью детского порошка;
- вешайте гирлянды новорожденному в коляску, кроватку или автолюльку таким образом, чтобы он мог задеть непроизвольными движениями, звук от погремушек будет привлекать внимание малыша;
- подросшему младенцу, умеющему осознанно управлять своими ручками, гирлянды можно подвесить чуть выше, чтобы он тянулся и хватал их;
- цвета элементов должны быть яркими и простыми, а формы – разнообразными, так малышу будет интересней;
- звуки, издаваемые музыкальными мобилями должны быть негромкими и мелодичными.
Пирамидка
Пирамидка может быть разной: простой, состоящей из 3-4 колец, а также сложной и многоуровневой. Она может иметь стандартную конусовидную форму, повторять очертания стилизованных животных или же быть составной частью других игрушек – неваляшек и каталок. Кольца бывают текстильные, деревянные и пластиковые. Цель пирамидки в любых ее проявлениях остается неизменной – научить малыша мыслить, соотносить размеры деталей и помогать развитию его координации.
С помощью колец пирамидки вы сможете научить ребенка распознавать «большое» и «маленькое», «широкое» и «узкое», «верх» и «низ». Также для многих малышей эта игрушка становится первым наглядным материалом при изучении цветов.
Детям до полугода подойдут пирамидки с небольшим количеством колец, причем их диаметр должен быть значительно больше стержня, на который их следует нанизать, — так малышу будет легче научиться этому непростому для него действию. Поскольку младенец будет постоянно тянуть снятые кольца в рот, вам следует регулярно ухаживать за ними: текстильные детали простирывать, а пластмассовые и деревянные обрабатывать с помощью перекиси водорода.
Вкладывающиеся игрушки
Игрушки-вкладыши довольно примитивны на первый взгляд, но очень полезны для развития грудничков. Занимаясь с такими наборами, младенец учится анализировать и координировать свои действия. Ребенку понравятся как вкладывающиеся разноцветные стаканчики, из которых можно также построить и башенку, так и рамки-вкладыши с небольшими деталями разной формы.
С помощью вкладывающихся стаканчиков и деталей вы сможете научить ребенка определять цвета, формы и размеры, а летом вы сможете играть с их помощью в куличики.
Не торопитесь покупать для ребенка сложные модели, иначе, однажды не справившись с задачей, малыш может начать негативно относиться к игрушке. Начните с простых наборов: стаканчиков, которые легко будет вставить друг в друга малышу со слабой координацией, и небольших рамок с простыми геометрическими отверстиями. Можете купить малышу матрешку, только предварительно проверьте, легко ли соединяются деревянные части игрушки.
Кубики
Кубики — это, пожалуй, самые простые развивающие игрушки для детей до года. Пластмассовые или деревянные изделия будут нужны вашему ребенку весьма долгое время. Они пригодятся ему не только для строительства башен, но и для изучения цветов, размеров, а при наличии соответствующих рисунков — алфавита и цифр .
Купите малышу к шести-семи месяцам самые простые окрашенные деревянные кубики и покажите, как ими можно пользоваться. Обратите его внимание на то, что они разных цветов, сравните их форму с мячиками, попробуйте покатить. Подобные исследования очень понравятся ребенку, и вы увидите, как он начнет экспериментировать с другими игрушками, нарабатывая свой собственный опыт.
К 10-11 месяцам можете приобрести детские кубики с несложным рисунком на гранях, которые нужно собирать, поворачивая стороны. С вашей помощью ребенок довольно быстро научится складывать простые картинки. Как только малыш поймет принцип, можете начать покупать деревянные или пластиковые кубики с более сложными рисунками. Не переживайте, что таких игрушек скопится слишком много — они потом будут нужны ребенку для строительства башен и замков.
Динамические игрушки
Дети до года постоянно исследуют мир, каждый попавшийся в их руки предмет они пробуют на зуб, трясут, сминают и бросают, наблюдая за тем, как объект реагирует на их действия. Динамические игрушки приведут малыша в восторг и надолго займут маленького испытателя. Младенцу понравится, что юла после нажатия на рычажок начинает крутиться, машинка катится, а неваляшка, сколько не толкай его, — никак не хочет падать.
- При выборе динамической игрушки избегайте кислотных цветов, оттенки изделия должны гармонировать.
- Некоторые модели юлы имеют на своем корпусе картинки, которые при движении создают интересные иллюзии.
- Звуки, которые издают динамические игрушки, не должны быть слишком резкими и громкими.
- Перед покупкой юлы убедитесь в том, что изделие правильно отцентровано, иначе игрушка не будет вращаться, как положено, и не доставит малышу должного удовольствия.
Тактильные игрушки
Начиная с полугода дети активно исследуют окружающие их объекты с помощью осязания. Разнообразные тактильные ощущения стимулируют нервную систему младенцев и, тем самым, напрямую влияют на темпы развития. Чем больше вы предоставите малышу для исследования разнофактурных объектов, тем лучше это отразится на его нервной системе.
Вы можете укладывать младенца на сенсорный коврик, изготовленный из разных на ощупь материалов, или давать ему заниматься с игрушками из комбинированных тканей с пришитыми бусинками, пуговками и ленточками. Исследуя такие полезные и интересные игрушки пальчиками, грудничок будет обогащать свой тактильный опыт.
Некоторые мамы шьют своим малышам мешочки и наполняют их разными крупами. Разминая в руках такие «самоделки» с горохом, фасолью и пшеном, ребенок будет разрабатывать мелкую моторику.
После полугода вы можете приобрести для грудничка пальчиковые краски и заниматься с ним рисованием. Малышу очень понравится оставлять на бумаге яркие следы. Важно следить за тем, чтобы краски, которые вы покупаете, были нетоксичными и разрешены для детей.
Занятия с пластилином или тестом также весьма полезны для тактильного опыта и развития мелкой моторики детей до года. Вы можете научить ребенка катать колбаски, сплющивать кусочки пластичного материала и соединять детали вместе. Конечно, поделки малыша будут малоузнаваемы, но главное сейчас – разработать его пальчики, принося младенцу удовольствие.
Образные игрушки
Такие игрушки своим внешним видом копируют живых существ — кошек, собачек, мишек, детей, а также героев мультфильмов. Дети до года не умеют еще самостоятельно играть в сюжетные игры, но такие игрушки очень полезны для знакомства с новым миром, для умения соотносить образы на экране и в книгах со стилизованными объектами.
С помощью плюшевых любимцев вы сможете познакомить младенца с миром животных, научить его звукам, которые они издают. На куклах вы сможете показать малышу, какие части тела бывают у людей, он будет ассоциировать себя с игрушкой. Ближе к году ребенок будет уже копировать ваши действия и ухаживать за пупсом, усаживать плюшевых животных за импровизированные столики и кормить их.
- для ребенка до года лучше выбирать игрушки с позитивным выражением лица;
- если игрушка музыкальная, то звуки, ей издаваемые, должны быть нерезкими и мелодичными;
- цветовая гамма мягких игрушек для младенцев должна быть приближена к реальной, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о мире;
- аллергологи рекомендуют не реже двух раз в месяц стирать мягкие игрушки, чтобы избавить их от накопившейся в ворсе пыли.
Игрушки для физического развития
Такие изделия призваны физически развивать ребенка на разных этапах.
- Подвески и растяжки в кроватке и коляске развивают у детей хватательный рефлекс и координацию движений.
- На 3 месяце жизни малыша приведут в восторг надувные шарики, которые ему понравится отталкивать ручками и ножками, во время такой незатейливой игры будут укрепляться все мышцы младенца.
- Небольшие текстильные мячики научат младенца хватать, держать и бросать округлые предметы.
- После полугода текстильные или резиновые мячики будут развивать ползательный навык у малышей.
- Игры с мячом (перекатывание, толкание, бросание) развивают координацию и глазомер у грудничка.
- Устойчивые игрушки-каталки помогают деткам уверенней чувствовать себя при освоении навыка хождения, также они улучшают координацию движений.
Всем известно, что дети и игрушки неразделимы, они существуют бок о бок друг с другом с давних времен существования человечества. Малыши много играют и не могут представить свою жизнь без игрушек. Однако игрушки для новорожденных немного отличаются от тех, с которыми забавляется ребятня постарше. Некоторые из них еще не подходят грудничку, который только начинает знакомиться с внешней средой. А какие подходят, давайте разбираться.
Играть или не играть?
Часто мамочки спрашивают, когда давать новорожденному игрушки? Почти до 1 месяца (а именно первые 2-3 недели) игрушки для младенцев - вещи необязательные, и они ему в принципе не нужны. Дело в том, что у крохи, которому еще не исполнился месяц, довольно слабое и неразвитое зрение: он и мамино лицо-то видит с трудом, не то чтобы играть с какой-то игрушкой, а тем более удерживать ее в ручке. Хотя, несомненно, знакомить карапуза с игрушками можно, но только под строгим контролем взрослого. В этот период игрушка для новорожденного - это любой объект, который поможет малышу научиться следить за ним, определять направление движения. Играть с крохой в первые недели жизни рекомендуется не больше 2-3 минут, чтобы не переутомлять его.
Игрушки для малышей
Первый месяц
Погремушки
Основная и первая забава почти всех детей первого месяца – это погремушка. Главной особенностью погремушки является то, что она издает разные звуки - шуршащие, гремящие, звенящие, тарахтящие и т. д. Этот звук интересует и завораживает малыша, заставляя поворачивать головку по направлению к нему, искать, откуда раздается звон или шуршание. Как вы понимаете, это очень полезно для развития слуха в частности и мозга в целом.
На кроватку или в коляску обычно вешаются так называемые бусы из погремушек - одни из самых популярных в нашей стране игрушек для младенцев.
Есть погремушки, развивающие тактильные ощущения малыша: из ткани, с прорезиненными поверхностями, с шуршащими или даже вибрирующими деталями и т. д. Некоторые погремушки надеваются на ручку или ножку крохи, что дает ему возможность поиграть со своими конечностями. Погремушки-браслеты очень легкие, с ними могут играть груднички, которые еще не умеют держать предметы в руках.
Погремушки-браслетики - настоящая находка для младенцев, ведь они уже хотят играть, но пока не могут держать предметы в ручках.
А вот простые пластмассовые погремушки не всегда хороши, так как могут травмировать детеныша. Он в свой первый месяц, еще плохо владеющий ручками и ножками, может стукнуть себя ею по голове или лицу. Поэтому играть с такой погремушкой нужно только под присмотром родителей.
Подвески
В 1 месяц малышу в кроватку можно закрепить игрушку-подвеску. Ее особенность в том, что она крепится при помощи кронштейна или специальной дуги. Кстати, мобили, которые стали жутко популярными в последние несколько лет, – из этой серии. Мобиль - это так называемая карусель, на которой висят разнообразные игрушки, небольшие по размерам и, как правило, очень разношерстные. Подвесные игрушки на карусели стимулируют малыша фокусировать зрение, координировать движения (ведь он будет стараться схватить игрушку или хотя бы ударить по ней). Музыка развлекает его и развивает слух, а разноцветные объекты на карусели знакомят его с цветами, с геометрическими фигурами и многим другим.
Мобиль, пожалуй, лучшая забава для малыша, который все время лежит: игрушки висят прямо перед ним, он будет рассматривать их и пытаться достать ручкой.
Мобили очень разнообразны, почти все крутятся и играют приятные мелодии, которые нравятся ребенку. Некоторые модели механические (заводятся ключиком), некоторые электрические (имеют в комплекте батарейку).
Если говорить о том, какие игрушки лучшие именно для грудного возраста, то мобиль в этом списке будет на 1 месте. Этот детский «гаджет» прослужит до 3-4 месяцев, после чего его можно будет заменить игровым ковриком с дугами.
Мобиль-проектор-ночник для кроватки - волшебный вариант для маленького человечка. Он будет долго разглядывать его, давая мамочке время для отдыха или выполнения каких-нибудь дел.
2-3 месяц
2 месячного карапуза в этот период начинают интересовать лица. Конечно, ведь он с рождения видит лица мамы и папы, и теперь он готов воспринимать «заменители» лица, взаимодействовать с ними. Речь здесь идет о куклах, а также об игрушках, воспроизводящих или имитирующих человеческое лицо или мимику. Грудничок 2 или 3 месяцев от роду охотно играет с улыбающимися зверьками или куклами, улыбается им в ответ, гулит и разговаривает с ними на своем «младенческом» языке.
Как правило, детки двух месяцев еще не умеют ползать и сидеть, они имеют возможность только рассматривать предметы. Поэтому желательно, чтобы объекты для игр были покрупнее, а их «черты лица» повыразительнее.
Неваляшка
У куклы неваляшки, как правило, большие, хорошо прорисованные глаза и веселая мимика лица, привлекающая ребенка. Если куклу качнуть, она издаст приятный переливающийся звон.
Кукла тряпичная
Прекрасный вариант - тряпичные куколки. Чаще всего они выполнены из гибких материалов, благодаря чему их можно сажать, приближая или удаляя от ребенка, и придавать им другие позы. Такой куклой можно «разговаривать», танцевать или просто попрыгать ей, что обязательно понравится крохе 2 или 3 месяцев.
Животные, птицы и пр.
Очень распространены игрушки, изображающие животных (кошечки, собачки, львята, жирафы и пр.) и птиц (петушки, попугаи и т. д.). Здесь важно, чтобы выражение на «лице» зверушки было позитивное, радостное. Лучше приобретать игрушку с большими глазами и улыбающимся ртом. Тогда кроха станет улыбаться ему в ответ. И совсем хорошо, если у зверька будет какой-нибудь световой или звуковой эффект. Такой «бонус» непременно обрадует и удивит ребенка.
В продаже имеются и так называемые «неведомые зверушки», а именно персонажи сказок или вовсе непонятного происхождения существа. Например, колобок, чебурашка, лунтик, смешарики и т. д. Такие игрушки для новорожденных подойдут для карапуза только в том случае, если они будут выглядеть добродушно и не агрессивно.
4-5 месяц
Малыши 4-месячного возраста и чуть старше уже во всю исследуют окружающий их мир. Они тянут ручонки, если хотят получить погремушку, и чем она ярче и привлекательнее, тем дольше она будет его развлекать. 4 и 5 месячного кроху легко занять: ему интересно буквально все!
В этот период малыши тренируют «двойной захват», то есть они пытаются брать игрушку сразу двумя ручками, поэтому стоит приобрести для него или что-то наподобие деревянной ложки, или предмет с длинной ручкой, чтобы его было удобно держать. Почти всем детям 4 или 5 месяцев нравятся предметы, которые можно перекладывать из одной руки в другую - кольца, шарики, кубики, куколки и т. д.
Мягкие игрушки
Детей этого возраста интересуют мишки, зайчики и обезьянки, которых можно дергать и хватать за длинные части тела - лапы, носы, уши и хвосты. Желательно, чтобы такие мягкие игрушки были без ворса, так как ребеночек будет тянуть их в рот.
Справедливости ради надо сказать, что многие педиатры не советуют покупать их малышам до года, потому что в ворсинках материалов скапливается пыль и бактерии. Поэтому, если животное было приобретено или подарено крохе, то хорошо периодически выставлять его на солнышко, которое убивает бактерии, и стирать в машинке.
И еще один совет: кроватки младенцев - это не корзины для сбора игрушек, не нужно их «украшать» мягкими, а тем более большими игрушками. Детки этого возраста уже активно переворачиваются и могут нечаянно уткнуться в зверя носом.
Стоит обратить внимание и на мягкие кубики с разнообразными тактильными элементами, развивающие мелкую моторику.
Мягкие кубики безопасны и долговечны, они легки, словно пушинка, и абсолютно бесшумны, их можно стирать в машинке. С их помощью можно изучать цвета и числа.
Кукла би-ба-бо
Это перчаточная куколка, которая надевается на руку человека и «оживает»: начинает двигаться, брать разные предметы и говорить. Несомненно, малыш, которому идет только 5-й месяц, еще не может сам надеть такую «перчатку» и управлять ей, но он будет с восторгом смотреть, как это делает взрослый. С куклой би-ба-бо можно играть в «ку-ку», она будет обучать ребенка, как здороваться, желать ему спокойной ночи и доброго утра (это даже можно сделать ритуалом).
Игра с перчаточной куклой понравится малышу, ведь она говорит и поет голосом мамы!
Книжки
Сейчас уже можно начинать читать новорожденным стихи или небольшие рассказы, показывать картинки. Малыши будут с удовольствием слушать вас и смотреть рисунки. Книжку с укрепленными страницами можно дать пощупать ребенку. Он обязательно попытается переворачивать странички.
В этот же период дети с удовольствием играют и с погремушками, теми, которые у них уже есть, и с куколками, и с животными, а также с радостью лежат в игровых ковриках. Эти забавы им еще не успевают надоесть и вполне по возрасту.
Полгода
Дети 6 месяцев уже прекрасно справляются с предметами: самостоятельно берут их, перекладывают и совершают с ними разные действия. Теперь их интересуют только предметы, а эмоциональное общение, которое еще вчера доставляло им радость, отодвигается на второй план. Можно даже проверить: если взять полугодовалого ребенка на руки и попытаться пообщаться с ним, улыбнуться ему, скорее всего, он никак не отреагирует, а займется активным изучением мелких и крупных предметов, которые обнаружит на взрослом - сережек, бус, цепочки, волос или воротника. Зная такую особенность малышей этого возраста, можно заранее приобрести слингобусы, чтобы ребеночку не было скучно сидеть на ручках. Особенно это касается «ручных» детей.
Развивающие
Развивающие игрушки - это то, к чему сейчас стоит особо присмотреться. Малыш, проживающий свой 6-й месяц, готов к более комплексным и сложным играм, способствующим дальнейшему оттачиванию движений. Это могут быть:
- матрешки;
- пирамидки;
- колечки для бросания;
- сенсорные мячи;
- заводные игрушки (при игре с ними необходимо присутствие взрослого);
- кубики ярких цветов и т. д.
Музыкальный мат
Это очень полезный «гаджет» для полугодовалого крохи. Коврик издает звуки разных музыкальных инструментов - пианино, скрипки, барабана, трубы, в нем запрограммировано несколько произведений известных композиторов-классиков, что позволит ребенку познакомиться с классической музыкой. Малыша необходимо положить на животик на коврик, а ему останется только хлопать по клавишам ручкой.
Этот интерактивный коврик со звуками не только порадует кроху, но и станет площадкой для его творческого развития.
В этот период малышу также нужны игрушки для ванны (в том числе и книга для ванны), пластиковое зеркальце, предметы обихода или быта, с которыми тоже можно играть (баночки, крышечки, стаканчики, ложечки и т. д.)
7-8 месяцев
В жизни 7-месячного крохи происходит все больше изменений. Он уже умеет переворачиваться со спинки на живот и обратно, некоторые дети сидят и даже ползают. Движения маленького человечка еще более точные и целеустремленные.
Любимыми играми для 7 или 8-месячного чада по-прежнему являются кубики. Только теперь он не просто их рассматривает и тянет в рот, карапуз старается что-нибудь соорудить из них.
Пирамидка тоже все еще в арсенале любимых игрушек малыша, тем более он сейчас просто обожает что-то перекладывать или ставить друг на друга.
Стаканчики (а также пирамидка из стаканчиков) с этого момента будут долго «любимчиками» детишек из-за их многофункциональности: в них можно что-то класть, наливать, из них можно строить пирамидки и играть «в кухню».
Пирамидка из стаканчиков - игрушка долгоиграющая, она должна быть у каждого малыша. Стаканчики многофункциональны: они вставляются друг в друга, в них можно что-то насыпать или наливать.
Музыкальные электронные игрушки. Их разнообразие может слегка напугать родителей, но для начала ориентиром пусть станет размер гаджета. Он должен умещаться в ручке малыша. Для начала лучше приобретать самый простой «музыкальный центр», содержащий 1-2 кнопочки, которые будут издавать 1 приятный (не громкий и не резкий!) звук или мелодию.
В этот период уже можно купить ходунки, прыгунки, подвесные качели и подобное. Шестой месяц для этого самый подходящий.
9-10 месяцев
10-месячного ребенка просто не узнать. Он устойчиво стоит на ножках, держась за опору, неуверенно переступая вдоль барьера. А может уже начал ходить. Ему доступно для исследования все больше объектов. Теперь ребенку требуются игрушки для развития мелкой и крупной моторики, а также те, которые помогут освоить речь, ходьбу и бег.
«Игротека» малыша пополняется все более «навороченными» игрушками, хотя он по-прежнему может играть с кубиками, пирамидками, зверюшками, мячиками и матрешками. Сейчас он уже достаточно большой, чтобы попробовать поиграть с конструктором или собирать мозаику. Только за такой игрой обязательно должен следить взрослый, так как малыш может проглотить мелкие части или подавиться ими, ведь он по-прежнему все пробует на вкус.
В 9-10 месяцев у крохи появляется любимая игрушка. Теперь маме, от которой ребенок был так долго зависим, придется делить любовь малыша с этим предметом, но это очень важный этап в его жизни. Ведь эта любовь - первая попытка проявить свою самостоятельность.
1 год
Малыш, которому исполнился год, может играть с чем угодно. Это и игрушки, которые ему покупали до года, и бытовые предметы, и игры, которые специально предназначены для детишек 1-го года и старше.
Сортер
Развивающая забава, цель которой помочь отсортировать предметы по какому-либо признаку (по размеру или форме). Ярким примером сортера является игрушка с различными отверстиями, для которых необходимо подобрать соответствующие фигуры. Эти фигурки или точно вставляются в отверстия, или проваливаются внутрь них. Польза такой забавы несомненна. Она развивает мелкую моторику и мышление малышей, которым исполнился год, а также подойдет детям постарше.
Сортер способствует развитию у крохи внимания и усидчивости. Благодаря той игрушке малыш учится анализировать, сравнивать, наблюдать.
Пазлы
Игра-головоломка, состоящая из большого количества кусочков, которые нужно собрать в единую картинку. Занимательно и подходит детишкам 1-го года.
Хорошим подарком крошке на год станет чудомобиль (каталка), игровой тоннель, домик-палатка, велосипед с ручкой для мамы или папы.
Геометрический конструктор
Подойдет для малыша, которому уже исполнился год, а также детям 2-х лет. Элементы такого конструктора - это геометрические фигуры (кубики, цилиндры, пирамидки). Играя с таким конструктором, карапуз оттачивает координацию движений, выстраивая башенки, ставя кубик на кубик, и знакомится с основными законами природы, геометрии.
Тренирует пальчики, развивает логическое мышление, знакомит с геометрическими фигурами, учит классифицировать предметы по какому-либо признаку (треугольник, квадрат и т. д.).
Нюансы выбора
Прежде чем покупать ребенку игрушку, необходимо учесть следующие нюансы:
- Какие игрушки (из каких материалов) наиболее безопасные? Прежде всего те, которые можно легко дезинфицировать. С этой точки зрения резиновые и пластмассовые варианты предпочтительнее (это, конечно, если не рассматривать качество резины и пластмассы).
- Необходимо обращать внимание на цвет. Не стоит покупать очень яркие детские игрушки. Когда они насыщенно-красные или ядовито-зеленые, то вероятность того, что там содержится безопасный краситель, не очень велика. Цвета должны быть умеренными.
- У игрушки для грудных малышей не должно быть вкуса, она не должна быть горькой.
- Приобретать нужно только такие игрушки, от которых нельзя ничего откусить. Особенно строго нужно следить за тем, чтобы на игрушке не было деталей, которые малыш до года может оторвать и проглотить - пуговицы, веревочки, кнопочки и т. д. Для сведения: если, например, у плюшевого медведя глазами являются пуговицы, то такой глаз-пуговица должен выдерживать нагрузку в 9 кг. Проверить это можно самому дома: привяжите к глазу груз в 9 кг и потяните мягкого зверя наверх. Пуговица должна выдержать эту нагрузку.
- Не очень хорошо покупать игрушку «на вырост». Дело в том, что все детки очень разные: один легко складывает пазлы уже в семимесячном возрасте, а другой еле-еле освоил пирамидку в год.
Здравствуйте, друзья! Сегодня приведу мой Топ 10 лучших развивающих игрушек для детей до 1 года. Не секрет, что все детские игрушки в местных магазинах сделаны в Китае, но почему-то цены на них растут, как грибы после дождя. При этом совершенно понятно, что все покупается у китайцев за копейки, а народу продается за их кровные «тыщи». Поэтому мы с мужем стараемся экономить и покупаем игрушки через . Не буду долго Вас мариновать — начну скорее.
1 место — погремушка – первая развивающая игрушка для малыша
Одной из лучших игрушек для развития хватательных, тактильных рефлексов, слуха и зрения является самая настоящая погремушка. Принято считать, что чем ярче и громче она звучит, тем интереснее ребенку с ней играть. Тем более любимую погремушку можно грызть . Тут нужно понимать, что игрушка должна быть по размеру малышу, нравиться внешне и, конечно же, она должна быть безопасной. Ребенок часто машет погремушкой из стороны в сторону, извлекая звуки и может нечаянно ударить себя, поэтому погремушку я рекомендую покупать максимально мягкую. Ярким примером, может служить . Моему сыночку она нравилась больше всего, вплоть до смеха при взгляде на нее.
Вот такая «Зина» стала первой любимицей нашего сынишки. Думаю, что девочки-малышки тоже будут в восторге. Кроме слоника есть много других погремушек – , .
Во все эти погремушки встроены гремелки, шелестелки разного калибра и ткани разной текстуры и цвета. Цена таких погремушек в 2 раза дороже в детских магазинах, чем на Али.
Плюсы:
Доступность при покупке — низкая цена;
Малый вес и размер, простота использования и закрепление новых навыков развития.
Минусы:
— необходимо частое мытье погремушек;
— хватает поиграть не надолго – до 30 минут.
«Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет (из книги Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя)».
2 место — мобиль в кроватку новорожденного
Мобиль – это набор подвешенных игрушек, с креплениями для кроватки или коляски. Часто мобили снабжают функциями вращения, музыки подсветкой. Это сделано для того, чтобы новорожденный малыш лежал в кроватке и рассматривал и даже трогал эти игрушки, развлекаясь так, пока мама займется домашними заботами. Среди самых популярных развивающих игрушек для детей до 1 года для мальчиков выделяется – и для девочек – . Стоят такие мобили в 2-3 раза дешевле, чем в местных детских магазинах.
Плюсы:
Автоматическая работа мобиля освобождает руки маме;
На мобиле обычно подвешены красивые игрушки, играют классические мелодии;
Мобиль развивает зрительное и слуховое восприятие ребенка.
Минусы:
— достаточно быстро надоедает ребенку;
— быстро садятся батарейки.
3 место — развивающий коврик с дугами
Развивающий коврик для детей – это комбинированная игрушка, в которой малыш может ползать, хватать игрушки, тянуть их, шелестеть, пробовать на вкус и все это на спине, сидя и на животике. Он предназначен для малышей, которые уже не хотят просто лежать, а активно осваивают окружающий мир. Очень хороший мы тоже купили. Он в составе имеет увлекательную подставку для ручек и ножек – если малыш ударит по ней, то услышит музыку и включение подсветки. Также популярным является и .
Плюсы:
Развитие активности и самостоятельности малыша;
Красивый внешний вид, хорошо подходит для подарка новорожденному;
Складывается и компактно хранится.
Минусы:
— как только малыш поползет, коврик станет ему не нужен;
— достаточно высокая цена при недолгом времени использования.
«Если малыш уже хорошо изучил возможности своего развивающего коврика, попробуйте «продлить жизнь» этой игрушке, дополнив ее новыми приспособлениями для игры на животике: из кусочков ткани сделайте маленькие «дверки». Открыв их, малыш увидит картинку, пришитую игрушку или пуговичку. «Дверки» можно закрывать на разные застежки – липучки, крючки. Приделайте к концам ленточек маленькие игрушки и вшейте эти ленточки внутрь карманов. Теперь эти игрушки можно вынимать из карманов и класть обратно сколько захочется. Пришейте в ряд несколько ковровых колечек, пропустите сквозь них ленту, на концах которой будут ездить туда-сюда две маленькие игрушки (из книги Лены Даниловой «Энциклопедия развивающих игр»)».
4 место — развивающие кубики
Развивающие кубики бывают – деревянные, пластиковые, мягкие и интерактивные. также называют «мякиши» и это безопасная альтернатива кубикам из дерева и пластика. Они крупные и яркие и их можно кидать, садиться на них, прыгать и падать. Особенно интересны детям играть в мягкие кубики на липучках. Кубики развивают моторику, хватательные рефлексы и творческие навыки малыша. очень интересны малышам, особенно с режущимися зубками. А вот может занять малыша на 30 – 60 минут – для развивающих игрушек для детей до 1 года это очень много, поверьте. За это время можно приготовить обед и ужин.
Плюсы:
Достаточно безопасны для ребенка и окружающих;
Разномастная поверхность тренирует сенсорные навыки;
Кубики развивают пространственное мышление;
Полезны для мелкой моторики рук.
Минусы:
— будучи разбросанными постоянно попадаются под ноги;
«Наборы строительных кубиков развивают координацию движений глаз и руки, познавательные способности. Научите малыша ставить кубик на кубик. Постройте на его глазах высокую башню, а затем разрушьте ее, воскликнув: «Бах!» Такая игра доставит ребенку большое удовольствие. Учите его строить и разрушать (из книги Олеси Жуковой «Энциклопедия развивающих игр от 0 месяцев до 3 лет»)».
5 место – игрушечный домик
Плюсы:
Развивает все важные навыки – зрение, слух, сенсорика, движение;
Побуждает к самостоятельным играм;
Полезно для мелкой моторики рук.
Минусы:
— достаточно хрупкие и не любят падений;
— занимают много места в комнате.
«Если Ваш ребенок любит кидать на пол игрушки и смотрит как они падают, а Вам надоело их постоянно поднимать, то поможет такой прием – привяжите игрушки ленточками к кроватке и малыш быстро сообразит, что их можно затаскивать обратно, чтобы снова побросать (из книги М. Андреевой «Домашний психолог. 1000 секретов воспитания детей»)».
6 место – детское пианино или другой музыкальный игрушечный инструмент
Плюсы:
Выглядят красиво и безопасно;
Развивают слух и музыкальный вкус;
Помогают выучить детские песни;
Может занять малыша надолго.
Минусы:
— доставляет звуковой дискомфорт окружающим;
— требуют периодической замены батареек.
Мнение эксперта:
«Поставьте игрушку так, чтобы малыш ее не видел. Включите мелодию и когда малыш повернётся на звук – похвалите его. Повторяйте игру, ставя игрушку в различных местах дома. Если ребенок ползает, то спрячьте игрушку под подушку, но чтобы он смог до нее добраться своими силами (из книги Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»)».
7 место – цветная пирамидка
Плюсы:
Выглядит красиво и безопасно;
Низкая цена, продается в любом детском магазине;
Долго будет радовать малыша;
Многофункциональность – можно сочетать с другими игрушками.
Минусы:
— много запчастей, которые часто разбросаны по всей комнате.
«Приучите ребенка к самостоятельным играм, которые развивают фантазию. А для начала покажите малышу, как играть и обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), то разберите и соберите ее, чтобы ребенок видел как играть (из книги С. Зайцева «Настольная книга молодой мамы»)».
8 место – детский сортер
Плюсы:
Яркая и безопасная игрушка;
Развивает мелкую моторику рук и логическое мышление;
Прекрасно сочетается с другими игрушками.
Счеты – это поистине удивительная игрушка – казалось бы, что в этом такого, но малыши вновь и вновь возвращаются к ним, чтобы поиграть и покрутить. Часто делают разноцветными и даже со звуковыми эффектами наподобие погремушки. Популярны также — с ними малыши могут играть до 60 минут, давая родителям отдых. Хоть малыш и не понимает их предназначения, это не мешает ему внимательно следить за перемещениями деталек по направляющим.
Плюсы:
Развивает мелкую моторику ребенка;
Делается обычно из дерева, так что экологически безопасен;
Можно изучать цвета;
Занимает ребенка на долго.
Минусы:
— травмоопасен для детей младше 6 месяцев, так что нужно постоянно следить за игрой.
Мнение эксперта:
«Детям нравится держать в руках разные предметы и ударять ими о поверхность. Такие игры развивают координацию и веселят малыша. Дайте ребенку деревянную ложку и покажите, как стучать по полу, при этом распевайте любимые песенки (из книги Джеки Силберг «125 развивающих игр для детей до 1 года»)».
На этом заканчиваю мой Топ 10 лучших развивающих игрушек для детей до 1 года. Если у Вас, мои дорогие читатели есть идеи, какими игрушками дополнить этот рейтинг, то пишите в комментариях. Ставьте лайки и подписывайтесь на новые новости моего блога.
Если Вам нравятся или вязанные игрушки, то добро пожаловать в мой
Еще одна статья себе в меморис:
Игрушки для ребенка
Игрушка для младенца - это источник получения новой информации, инструмент, при помощи которого взрослый объясняет ребёнку, что он чувствует и видит.
Игрушка - способ привлечения внимания ребёнка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект.
Покупать следует те игрушки, которые изготовлены из безопасных для малыша материалов - дерева, резины, пластика. Игрушки должны быть прочными.
Игрушки для малышей должны быть ярких цветов с хорошо различимыми деталями. Так называемые основные цвета для малыша - это синий, жёлтый, красный, и зелёный. Их он начинает воспринимать и различать первыми. Выбирая игрушки, помните об этом.
Не размещайте вокруг кроватки слишком много игрушек и предметов. Можно переусердствовать и внимание малыша не будет задерживаться ни на чём. Для малыша достаточно 2-3 игрушек, которые нужно менять через 4-5 дней, иначе ребёнок перестаёт на них реагировать.
Игрушки первого года жизни функционально необходимы для:
- получения разнообразной информации и совершенствования развития основных органов чувств, прежде всего тактильной чувствительности, зрения, слуха;
- развития мелкой и крупной моторики ребёнка (движений рук и всего тела) ;
- своения информации о различии форм, цвета, размера окружающих предметов, пространственных отношениях между ними.
Игрушки для детей от 0 до 3 месяцев
.
1. Разноцветные «мобиле»
(подвижные конструкции с укреплёнными на них пластмассовыми фигурками). Данные игрушки способствуют развитию зрения малыша, так как заставляют его фиксировать взгляд на движущемся предмете, стимулируют зрительное сосредоточение и прослеживающие движения глаз. «Мобиль» закрепляется на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Не стоит подвешивать на «мобиль» много игрушек, 2-4 вполне достаточно, которые необходимо менять с периодичностью 4-5 дней.
2. Воздушные шары.
Они способствуют развитию зрения (стимулируют зрительное сосредоточение) и координации движений. Можно воздушный шарик привязывать к ручке малыша так, чтобы, двигая рукой, ребёнок наблюдал за его движением и со временем смог установить взаимосвязь между движением руки и шарика.
3. Картонные кубики, призмы, шары с чёрно -белым геометрическим рисунком.
Они также способствуют развитию зрения. Кубики подвешивают на расстоянии 15-20 см от глаз ребёнка. Эти объекты необходимо время от времени менять, чтобы они не надоели малышу.
4. Схематическое изображение человеческого лица.
Ребёночек наделён способностью узнавать человеческие лица и рассматривает их с большим интересом, чем другие объекты.
5. Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, дудочки, резиновые пищалки).
К 3-м месяцам у ребёнка формируется реакция локализации источника звука, то есть малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.
6. Погремушки и любые другие игрушки, которые можно хватать и сжимать.
Они формируют у малыша представление о двигательных возможностях рук, способствуют развитию координации движений. Лучше подбирать погремушки и пластмассовые кольца контрастных цветов.
7. Поющий волчок, игрушки типа «Ванька - встанька».
Такие игрушки способствуют развитию зрения, слуха и познавательных способностей. Эта игрушка предназначена для игры ребёнка со взрослым. К примеру, возьмите малыша на руки, покажите и дайте потрогать ему волчок. Раскрутите волчок и, после того как он начнёт гудеть, скажите «Послушай, как поёт волчок!». Играя с «Ванькой-встанькой», покажите малышу, как раскачивается игрушка-неваляшка. Продолжайте играть до тех пор, пока малышу не надоест. Со временем ребёнок сможет справляться с этими игрушками самостоятельно.
8. Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку.
Он способствует развитию координации движений рук и развитию слуха (стимулирует слуховое сосредоточение). Браслет надевается малышу на запястье, попеременно на правую и левую руку. Ребёнок размахивает ручками, колокольчики позвякивают и привлекают внимание.
9. Игрушки из разных тканей
(например, меха, фланели, перышек и т. д.) Ощупывание различных поверхностей способствует развитию тактильной чувствительности. Касаясь поверхностей различных материалов, ребёнок получает богатую информацию о разнообразии окружающего мира.
10. Деревянные или пластмассовые кольца, закреплённые над кроватью.
Данные кольца развивают представление ребёнка о своих двигательных возможностях, способствуют развитию координации движений. К концу 3-го месяца над кроваткой прикрепляют кольца таким образом, чтобы они были доступны для малыша. Такие игрушки нужны для того, чтобы малыш научился двигать полуоткрытой ладошкой по направлению к предмету
Игрушки для детей в возрасте от 4 до 6 месяцев
1. Кольцо - прорезыватель -
игрушка, предназначенная для жевания, сосания, засовывания в рот. Такие игрушки необходимы малышу тогда, когда у него прорезаются зубки.
2. Игрушки - подвески
способствуют развитию зрения, мелкой моторики и тактильных ощущений, так как в возрасте 4-6 месяцев ребёнок может дотянуться до игрушек и потрогать их. На такие игрушки подвешиваются не только разнообразные яркие погремушки, но и любые предметы быта, а также резиновые и тряпичные фигурки животных и птиц.
3. Тряпичный мяч или кубик.
Эти мягкие игрушки способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают сформировать навык хватания. Мяч желательно использовать небольшого размера и удобный для захватывания. Если внутри мяча находится бубенчик, то такая игрушка будет развивать ещё и слух. К концу 6-го месяца малыш может играть с мячом, сидя на коленях у взрослого или лёжа на животе и опираясь на вытянутые руки.
4. Разнообразные музыкальные игрушки (дудки, свистки, погремушки).
Музыкальные игрушки способствуют развитию слухового восприятия, с их помощью малыш учится находить источник звучания, расположенный справа, слева, сзади. В этом возрасте расстояние до источника звука можно увеличить. Кроме того, развитие слуха стимулируют громкие и тихие звуки, отличающиеся по тембру.
Игрушки для детей в возрасте от 7 до 9 месяцев
1. Резиновый мяч или игрушка для пинания ногами.
Такая игра способствует развитию мышц ног и координации движений ног.
2. Игрушечный молоток с деревянными колышками,
которые можно забивать. Такие игрушки стимулируют развитие рук. С помощью молотка ребёнок развивает зрительно-моторную координацию, укрепляет мышцы.
3. Музыкальные центры -
способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием (нажатием на кнопку) и звуковым эффектом.
4. Любые предметы, которые можно ронять на пол
(кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.) Выбрасывая предметы из кроватки, малыш развивает мелкую моторику, познавательные способности, слух, зрение.
5. Мягкие книжки из ткани или пластика
способствуют развитию зрительного восприятия, познавательного интереса, понимания речи, а также развитию мелкой моторики и тактильных ощущений. В этом возрасте малыш пробует всё на вкус, поэтому книжки должны быть вымыты. Научите малыша переворачивать страницы, покажите картинки, назовите зверушек или предметы, которые на них изображены.
6. Игрушки для игры в ванне
(плавающие уточки, кораблики, губки в виде зверушек и т. д.) Игры в ванне с разнообразными плавающими игрушками способствуют развитию моторных навыков, познавательных способностей и зрения (тренируют прослеживающие движения глаз).
7. Игровые центры.
Как правило в такие центры входят зеркальце, яркие фигурки, движущиеся вверх-вниз, крутящиеся шарики, цилиндрики, колокольчики, телефонный диск. Игровые центры способствуют развитию мелкой моторики, слухового восприятия, а также помогают малышу научиться манипулировать различными предметами.
Игрушки для детей в возрасте от 9 до 12 месяцев
1. Пирамидки.
Игра с пирамидками способствует развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики, а также развитию познавательных способностей.
2. Игрушки-гнёзда
(вкладывающиеся друг в друга цилиндрические и прямоугольные стаканчики). Такие игрушки развивают координацию движений, мелкую моторику и познавательный интерес.
3. Набор строительных кубиков.
Игры с кубиками способствуют развитию зрительно-моторной координации. Учите ребёнка строить и разрушать.
4. Игры-головоломки (матрёшки и т. д.) -
стимулируют развитие понимания речи и познавательных способностей, формированию понятия величины и т. д.
5. «Логические кубы», «Волшебное лукошко»
(пластмассовые формы с прорезями на поверхностях и фигурки соответствующей формы и размера) - способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие познавательных способностей. Можно продемонстрировать малышу какое это удовольствие - бросать шарики в круглые дырочки, а кубики - в квадратные прорези.
6. Игрушки-каталки на колёсиках с длинной ручкой.
Когда ребёнок учиться ходить, такие игрушки служат ему опорой и таким образом способствуют развитию координации движений.
7. Устойчивые машины, которые можно катать взад вперёд.
Такие игры учат совершать простые манипуляции с предметами. Машинки необходимы и мальчикам и девочкам, так как они являются своеобразной опорой для ребёнка и способствуют развитию координации движений.
8. Качалки, мячи и спортивные игрушки.
Они учат ребёнка управлять своим телом, учат ходить, бегать.
9. Музыкальные игрушки (барабан, металлофон) -
способствуют развитию слухового восприятия и зрительно-моторной координации.
10. Наклонный жёлоб с шариком
или специальные игровые центры, в которых шарик скатывается по спиралевидным проволочкам. Подобные игрушки способствуют развитию зрения и познавательных способностей. Следя за шариком, скатывающимся по наклонной плоскости, ребёнок учится предсказывать их движение.
11. Заводные игрушки.
Игрушки, которые нужно заводить с помощью ключика, способствуют развитию мелкой моторики.
12. Тряпичные куклы с крупными чертами лица.
С помощью кукол ребёнок учится простым манипуляциям (качать куклу, укладывать спать, кормить). Такие игрушки - хорошее наглядное пособие для знакомства с названиями основных частей тела и лица.