«Методическая разработка занятия для учащихся 4 класса с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Учимся внимательно слушать»
Выполнила:
Тарасова Наталья Васильевна
Педагог - психолог
МБОУ Вареновская СОШ Неклиновского района
Ростовской области
Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.
Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.
Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Для достижения положительных результатов и коррекции нарушений в развитии эффективно использовать:
Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
Поэтапное формирование умственных действий.
Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).
Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.
Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов
Связь предметного содержания с жизнью.
Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задани. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Трудность работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья заключается в многократном повторении и изучении материала снова и снова для получения результата и касательно их поведения, потому что у них могут быть неадекватные реакции на порицания и наказания. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка. Первостепенно необходимо обращать внимание при обучении детей с нарушением интеллекта на их эмоциональное состояние, для этого важно создание доброжелательной атмосферы на уроке.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации. В процессе обучения следует: использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к выполнению задания, демонстрировать уже выполненное задание.
Пояснительная записка
Основная нравственно – педагогическая идея занятия : формирование слухового внимания и памяти через умение слушать и запоминать.
Формируемые ценности : самоконтроль, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательной активности
Цел ь: Развитие внимания, памяти, умения слушать и запоминать
Задачи :
Образовательные: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).
Воспитательные : воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).
Развивающие: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),
Основные термины и понятия : внимание, память, скороговорка, акупунктура, логическое, мышление
Формы и виды деятельности: специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка (массаж шариками «каштан», динамизация позы), логоритмическая игра-упражнение, активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП – «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.
Ресурсы : презентация, ИКТ, зрительная гимнастика, карточки, задания, шарики «каштан», жетоны
Конспект занятия
Этапы урока (занятия, мероприятия) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результаты |
|
1. Организационный момент. | Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся! | Приветствуют учителя и друг друга. | Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения) |
|
2. Разминка. | А, сейчас мы разомнёмся: а)Зрительная гимнастика «Три поросенка» Б) аккупунктура работа с шариками «каштан». | Дети смотря на слайд выполняют движения только глазами Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога | Улучшение общего самочувствия, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики. |
|
в) интеллектуальная разминка упражнение ««Исключение понятий»» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре». Молодцы! | Отвечают на вопросы короткими и полными ответами | Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД) |
||
3. Вызов | За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать? Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.) Следующие карточки - глаза, мозг Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать. | Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем: Слушать. Запоминать. | Повышается мотивация к учебной деятельности. Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД). |
|
4. Основная часть. | Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций. Отстучать ритм. Послушай, запомни и повтори. | Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм. | Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность). |
|
«Что звучит?» Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите. | Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога. | Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность) Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. |
||
3.Разбудим язычок Инструкция: выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики». | Дети с учителем выполняют | Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики |
||
4. «Попугайчик». Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик: | Развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. (развитие познавательных, коммуникативных УУД). Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика. |
|||
5. «Ассоциация» Инструкция: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме | Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти. | Активизируется мыслительная деятельность учащихся. Улучшаются внимание (его концентрация и объём), вербальная память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), |
||
6. Физминутка. «У жирафа пятна..» Инструкция: Предлагаю поразмяться и потанцевать | Ученики выполняют движения по инструкции учителя. | Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок. Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЗОЖ. Активизируется мыслительная деятельность учащихся (улучшается внимание и память) . |
||
7. «Игра со словами» | Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление) | |||
8 . «Составь предложение из букв». | Дети на индивидуальных карточках выполняют задания (У Сашки в кармашке шишки да шашки) | Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД). |
||
9. Поиграем в игру «тихо» - «громко». Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши. Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков (логоритмическое упражнение). | Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме. | Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический, музыкальный слух и внимание. |
||
5. Подведение итога. | Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает: – Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать? | Формулируют выводы, с опорой на карточки: Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог). | Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда. |
|
6. Рефлексия. | А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов. Подсчитываются количество «умов» Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания. | Дети рисуют смайлики по своему настроению. Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания. | Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм). |
Заключение
При проведении занятия мною были использованы различные методы и приемы работы с детьми.
Развитие и коррекция познавательного интереса и познавательной деятельности на занятии осуществлялось за счет использования словесно-индуктивных методов (беседы, вопросно-ответной формы), наглядно-индуктивных методов (показа, демонстрации), применения ИКТ в виде электронной презентацией с анимацией, видеофайлами и аудиофайлами. Развитие музыкально-ритмических способностей уч-ся осуществлялось за счет использования музыкального сопровождения для всех видов деятельности, которая выполнялась в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки.
Дети, в процессе работали увлеченно, их вел соревновательный интерес (зарабатывание «умов»). С удовольствием выполняли задания, при возникновении трудностей у одноклассника старались помочь. Поставленные цели и задачи в начале занятия и на каждом этапе достигнуты полностью
Список использованных источников и литературы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой
Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996
Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006
О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011
В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.
Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.
Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.
Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.
Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.
Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.
Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.
12. Аэробика для малышей, Железнова. (диск)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание игр, используемых на занятии
Упражнение «Составь предложение из букв» (8).
В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её.
Правильный ответ:
"У Сашки в кармашке шишки да шашки."
Упражнение «Ассоциация» (5)
Для развития вербальной памяти можно воспользоваться следующим упражнением. Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения. Задача взрослых, и педагогов, и родителей, увеличить запас слов, относящихся к тем или иным областям знаний.
ИНСТРУКЦИЯ: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме:
Математика,
Искусство,
Времена года,
Композиторы,
Писатели,
На каждую из тем даётся 5 минут.
Эти темы можно давать не сразу всё, а по 2-3.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Если по теме «музыка» учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15-летние подростки – уже 37 слов, по теме «литература» этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме «живопись» - 3,7 и 20,5 слов.
Упражнение «Попугайчик» . (4)
Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:
то-ца (дети повторяют);
то-ца-му (дети повторяют);
то-ца-му-дэ (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу(дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (дети повторяют);
то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (дети повторяют).
Упражнение «Игра со словами» (7)
(развитие произвольного внимания).
Инструкция:
Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.
Р К А В У О С И Л Е П В Д Е У Ж Р Ь Ё К М Ь Ч Л А И
1 3 4 5 2 4 5 6 3 2 7 1 9 8 2 3 1 4 5 7 1 4 5 3 2 6
О Е О Ч С Л Г Е И К Е М Ы И Е Ш Л Н
9 6 2 5 7 1 3 10 4 8 8 1 2 7 5 3 4 6
Упражнение «Исключение понятий».
Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».
Например:
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький,
ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой,
решительный.
3. Василий, Федор, Иванов,
Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый
, низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало
, сметана.
6. Дом, сарай,
изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
Возрастная группа : 3 класс.
Цели:
1. Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей: пространственного представления, логического мышления; развитие памяти, внимания, восприятия, воображения; продолжать работать над усвоением учащимися понимания смысла пословиц, усвоение алгоритма комбинационного анализа.
2.Обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.
3. Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование :
персональный компьютер; морские, стеклянные камешки, геометрические фигуры; разноцветные пуговицы; игровое поле на 9 квадратов; 4 тарелки, 20 бумажных ладошек, скрепки, цветные карандаши; 4 круглых коврика-цветка, песочные часы.
Дидактический (раздаточный) материал:
карточки-задания для коррекции внимания, мышления; индивидуальные карточки; бланки с «буквенными примерами», интерактивная игра - «Загадки».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Кинезиологическое упражнение «Солнце» (Борбат Н.С., общий эмоциональный настрой на работу, развитие межполушарного взаимодействия)
Дети входят в класс, выполняя пальчиковую гимнастику (пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками, затем выполняют «колечко» и «цепочку») приговаривая:
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И занятье начинать.
II. Вступительная беседа , активизация мозговой деятельности.
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Поднимите руки те, кто родился зимой, весной, летом, осенью, в каком месяце?
1. Упражнение «Волшебный камень» (Е.Л. Набойкина, оптимизация тонуса мышц, активизация мозговой деятельности)
А теперь положите руки на колени ладонями вверх, закройте глаза и ждите, когда на ладошку ляжет волшебный камешек. Постарайтесь ощутить, какой он: теплый или прохладный, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, гладкий или шершавый?» (дефектолог кладет каждому в ладонь камень и спрашивает участников об их ощущениях, при этом участники не должны открывать глаза и двигаться, после ответов дети открывают глаза и рассматривают свой камень)
Камни обладают такой большой силой, что как только они касаются ваших ладоней, то сразу переносят в сказку.
Вот и мы с вами попали в сказку, где живут 12 фей - помощниц и покровительниц. У каждого месяца есть своя фея, которая всё знает и помогает особенно тем, кто родился в её месяце.
Перед встречей с феями надо хорошо подготовиться.
2. Гимнастика (О.А. Холодова)
а) Корригирующая гимнастика для глаз «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз)
Закройте глаза и, используя нос, как длинную ручку, напишите своё имя в воздухе.
б) «Качание головой» (стимулирует мыслительные процессы)
А теперь, дышим глубоко, опустите голову вперёд и медленно покачайте ей из стороны в сторону. Подбородок чертит изогнутую линию.
в)«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
- «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши, от верхней точки до мочки 3 раза.
Теперь я вижу, что у всех ребят хорошее настроение и вы готовы к встрече с прекрасными Феями.
III. Основная часть .
Вот и первая фея. Если вы родились в январе, то ваша фея - Январина - волшебница и скульптор. Именно она помогает людям украшать города. И в тех людях, которые родились в январе, есть талант скульптора. Давайте посмотрим, может и в вас есть этот талант.
1. Коррекционно-развивающая игра «Пуговицы» (Е.В. Кирейчева, развитие и коррекция зрительной памяти, пространственного восприятия и мышления)
Перед вами «скульптура из пуговиц», посмотрите на неё внимательно, запомните, а теперь повторите то же расположение пуговиц на своём квадрате.
Молодцы, вы настоящие скульпторы.
Если вы родились в феврале, то ваша фея - Февралина. Она прекрасная кулинарка, очень любит готовить разнообразные блюда и десерты. Ни один праздник не обходится без её участия. И в тех людях, которые родились в феврале, есть этот дар. Давайте определим, есть ли этот дар в нас, для этого необходимо решить буквенные примеры.
2. Коррекционное упражнение «Буквенные примеры» (Н. Коваль, коррекция мыслительных процессов, анализа и синтеза, внимания, развитие пространственной организации деятельности на основе буквенного материала.)
Пель + мера - ра + ни =__________ пельмени
Пи + роша - ша + гид - д =__________пироги
Бак - ак + улоп - п + чкы - ы + и =___________булочки
Тева - ва + ф + тем - м + ли =______________тефтели
Какие блюда кулинарии у вас получились? (ответы детей). Молодцы, вы отличные кулинары.
Если ваш день рождения в марте, то ваша покровительница - Мартина. Она очень любит животных, всё о них знает, изучает повадки, лечит и кормит. Вы,наверное, тоже любите животных? Тогда фея предлагает вам поиграть в игру «В мире загадок».
3. Интерактивная игра «В мире загадок» (И.Ф. Мотырева, О. Узорова, Е. Нефёдова, коррекция мыслительных процессов)
(дети выбирают определённую категорию и номер вопроса, затем отгадывают загадку).
Если вы появились в апреле, то ваша подруга - фея Апрелина. Она изысканная модница, знает толк не только в нарядах и украшениях, но и отличный дизайнер, если вы родились в апреле, значит, в вас есть талант модельера, художника, дизайнера.
4. Дидактическая игра «Весёлый модельер»(Т.Н. Образцова, развитие зрительной памяти, пространственного восприятия)
Перед вами геометрические фигуры, создайте из них наряд для человечков по образцу. Например:
Молодцы, вы настоящие модельеры.
Всем рождённым в мае помогает фея-поэтесса Майя. Она очень любит стихи и сама их сочиняет. А вы сочиняли когда-нибудь стихи?
5. Развивающая игра «Найди рифму»(Н.К. Винокурова, коррекция и развитие речи)
Заполните пропуски словами так, чтобы получились рифмованные куплеты (читаем и договариваем)
Деревья над морем от ветра качались.
Две птички случайно в ветвях (повстречались)
Она хороша, как картинка.
Он тёмный, с узором на (спинке)
И небо темнело - гроза (надвигалась)
И птички, обнявшись, укрылись в листве,
А дождик стучал по зелёной (траве)
Молодцы, оказывается, вы прекрасно подбираете рифму.
Следующие сказочные феи помогают детям, рождённым в июне и июле. Это - Июнина и Июлина, они актрисы и очень любят театр. А ещё те, кто появился на свет в июле,любят путешествовать, ведь фея Июлина никогда не сидит на месте - она ходит в походы, летает в дальние страны и ходит под парусом по морям и океанам. А где вы побывали?(ответы детей)
6. Развивающее упражнение «Найди конец пословицы» (Н.К. Винокурова развитие мышления, речи)
Феи знают много пословиц и поговорок, а вы знаете? Сейчас проверим. Перед вами незаконченные пословицы, соедините нужные части пословицы в левом и в правом столбике.
За двумя зайцами погонишься а дома лучше
Сделал дело от того и наберёшься
Скажи мне кто твой друг не вынешь рыбку из пруда
В гостях хорошо ни одного не поймаешь
С кем поведёшься а товарища выручай
Без труда и я скажу кто ты
Не спеши языком а лень портит
Когда я ем торопись делом
Как аукнется гуляй смело
Труд человека кормит то не вырубишь топором
Сам пропадай так и откликнется
Что написано пером я глух и нем
7. Коррекционное упражнение «Найди похожие пословицы» (И.Л. Никольская, развитие мышления, операции сравнения и абстрагирования, речи)
У разных народов свои пословицы, найдите русские пословицы, схожие по смыслу:
С латышской:
Руку не потеряешь, так с полки ложку не достанешь
(без труда не вынешь рыбку из пруда)
С армянской:
Осталось дело до завтра - считай, что застряло
(сделал дело - гуляй смело)
С белорусской:
Языком молоть - не дрова колоть.
(не спеши языком - торопись делом)
С украинской:
В гостях хорошо есть, пить, а дома - спать.
(в гостях хорошо, а дома лучше)
Следующая фея - Августина. Онапомогает всем рождённым в августе. Эта фея очень ценит время, бережёт каждую минутку и много успевает сделать. Это очень ценный дар. А вы им обладаете? Сейчас проверим.
8. Упражнение по коррекции мыслительных процессов «Морской бой» (Н.Н. Кравченко, развитие речи, мышления)
Используя таблицу, расшифруйте слова, выполнять это задание мы будем на время и по вариантам: (время выполнения 3 минуты)
1 вариант
А-7 З-8 Д-10 Е-8 Б-3(школа)
А-2, Б-4,И-4,Д-10, З-5, Б-4, Ж-10 (колобок)
Г-2, Б-4, Е-2, И-9, Б-9, А-7, Е-9, Б-4 (солнышко)
2 вариант
Г-5, Г-4, К-1, В-5, А-9 (песня)
В-2, К-2, К-7, И-8, В-5, Г-1, А-10 (учебник)
Б-4, Е-3, И-4, Г- 1,З-2, В-5, Г-1, Ж-10 (отличник)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
А |
||||||||||
Б |
||||||||||
В |
||||||||||
Г |
||||||||||
Д |
||||||||||
Е |
||||||||||
Ж |
||||||||||
З |
||||||||||
И |
||||||||||
К |
Молодцы, я вижу, что каждый из вас очень старался, и выполнил задание в срок.
Перед вами Сентябрина, она опекает детей сентября. Эта фея- врач, лечит не только тело, но и души людей. Если вы родились в сентябре, то у вас тоже есть способность к врачеванию - из вас вырастет хороший доктор. Доктор следит за состоянием здоровья своих пациентов, и мы чувствуем, что немножко утомились, необходимо отдохнуть.
9. Упражнение - медитация «Цветы» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, стабилизация психических процессов, снятие напряжения и заряд энергией, позитивные образы и содержание активизируют в ребенке потенциальность, делают ею добрее и восприимчивее)
В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая фея посадила Волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети садятся на коврики складывают руки над головой, изображая бутоны).
Их согревало солнышко, а Добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).
Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные цветы. Ведь фея наделила цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.
Шло время, цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место
Молодцы, замечательно выполнили упражнение-медитацию, продолжим знакомиться с феями.
Если вы родились в октябре или ноябре, то ваши феи Октябрина и Ноябрина, великие мастерицы, они из простого материала могут творить чудеса.
10. Упражнение по коррекции и развитию мелкой моторики рук, конструктивных способностей. Композиция из бумаги «Солнышко добра»
Давайте попробуем из бумажных ладошек смастерить солнышко (дети выполняют композицию)
У каждого из вас получилось солнышко добра.
Ребята, мы не познакомились ещё с одной фей. Всех, кто родился в декабре, опекает Декабрина. Она лучшая в мире учительница, воспитательница, хранительница, главное её качество-доброта.
11. Когнитивная релаксация «Солнышко» (М.В. Киселёва, снятие усталости, эмоциональное развитие)
Возьмите волшебное солнышко добра в руки. Давайте поиграем и помечтаем. Выходите на ковер (садимся в круг на большом ковре).
Сядьте поудобней, солнышко положите себе на грудь и расслабьтесь. Закройте глаза. Слушайте меня внимательно и фантазируйте.
Ваши руки чувствуют удивительную теплоту. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет вам радость. У вас появляются силы здоровья, силы счастья и радости.
А теперь медленно, не спеша, на счет три откройте глаза и встаньте. Какие вы все стали красивые, потому что внутри вас теперь живет доброта.
IV. Итог. Рефлексия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы узнали, что больше всего запомнилось? (ответы детей)
1.Упражнение «Добрые сердца» (развитие эмпатии друг к другу и окружающим, эмоциональное развитие)
Тогда давайте подарим нашим гостям по солнышку, а чтобы у них на душе стало также тепло и радостно, не забудьте про добрые слова.
Молодцы! До новых встреч, до свидания.
Васенёва А.Г., учитель-дефектолог, ГБОУ «Тверская школа-интернат №1»
В этой статье:
Под задержкой психического развития у детей (ЗПР) понимают определенную форму интеллектуальной недостаточности, которая проявляется в незрелости личности, сбоях в формировании познавательной сферы, отставании в развитии основных психических функций:
Важно понимать, что ЗПР - это не клиническая форма неизлечимого заболевания, а всего лишь происходящее в замедленном темпе развитие, в результате чего возраст малыша и уровень его интеллекта не соответствуют друг другу.
Если с такими детьми не заниматься, они не смогут подготовиться к учебному процессу в школе, даже если определить их в специальный коррекционный класс. Также отставание негативным образом отразится на их поведении, навыках и формировании личности в целом.
Особенности детей с отставанием в психическом развитии и причины ЗПР
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:
Повлиять на замедление процесса психического развития детей могут:
- нарушения воспитания, в результате чего малыш начинает отставать от сверстников как в психическом, так и физическом отношении (речь о гармоническом инфантилизме);
- разные виды соматических заболеваний (дети с ослабленным здоровьем);
- поражения ЦНС разной степени тяжести.
Чаще всего дети с ЗПР визуально ничем не отличаются от здоровых детей,
поэтому родители порой даже не догадываются о проблеме,переоценивая возможности малыша и не понимая, каким должно быть воспитание в семье.
Первые же «ласточки» тревоги прилетают в семью, как правило, когда малыша отправляют в детский сад или в школу, где педагоги обращают внимание на его неспособность усваивать материал.
В это время нужно начинать работу с малышом по особой программе. Догнать сверстников ему будет тем сложнее, чем позже будет диагностирована ЗПР. Именно поэтому так важно своевременно обратить внимание на проблему и предпринять меры, корректируя процесс воспитания и развития малыша в семье.
Диагностика задержки психического развития
Полностью разобраться в степени отставания психического развития можно будет только с помощью докторов, которые смогут провести комплексное обследование малыша,
учитывая состояние функций его мозга и характер поведения.
На ранних сроках в домашних условиях родители должны обращать внимание прежде всего на то, как играет их чадо. Несформированность игровой деятельности - первый признак отставания в психическом развитии у детей. Обычно такие малыши не умеют играть в ролевые игры, чаще всего не способны сами придумать сюжет, а если и придумывают, то он отличается скудностью и однообразием.
Практика показывает, что каждый малыш с диагнозом ЗПР может достичь определенных успехов, обучаясь по программе обычной общеобразовательной школы. Главное, чтобы родители и педагоги на раннем этапе не слишком давили, считая его медлительность результатом лени, а помогли ему справиться с трудностями и догнать остальных учащихся.
Важно, чтобы родители также для себя поняли, что их малыш не совсем такой, как другие, но это не повод его подгонять, критиковать и унижать.Да, он немного более медленный, но его результаты в школе будут не хуже, чем у других детей, если принимать во внимание особенности воспитания, придерживаться их и правильно формировать процесс обучения.
Роль семьи в жизни детей с ЗПР
Стоит отметить, что семья - это главный фактор развития малыша, не только с задержкой психического развития, но и здорового. От того, каким будет его воспитание в семье, отношение родителей, будет зависеть его судьба, его успех, самооценка и многие другие важные вещи.
Воспитание малыша с ЗПР - это определенные сложности, к которым родителям нужно быть готовыми. Причем сложности это ежедневные, связанные в первую очередь с поведением малыша, на котором отражается поражение его ЦНС и следующие за этим последствия, описанные выше.
Для ребенка с диагнозом ЗПР крайне важно правильно наладить отношения с матерью. Если у здоровых детей начальные навыки развиваются без какой-либо сторонней помощи, то малыш с задержкой психического развития нуждается в помощи взрослых, которые должны проявить понимание, терпение и выдержку.
Не стоит отчаиваться, если правильно выстроенное воспитание ребенка пока не дает результатов. Они обязательно будут, даже у детей с серьезными нервно-психическими патологиями.
Дети с ЗПР с проявлениями инфантильности: как воспитывать
Дети с так называемым психологическим инфантилизмом относятся к группе с первой стадией задержки психического развития. Их легко отличить по несамостоятельности, быстрой утомляемости, беспомощности и сильной зависимости от матери.
Особенности воспитания в семье с такими детьми должны заключаться в развитии самостоятельности. При этом нужно отдавать себе отчет, что такие малыши навсегда останутся ранимыми,
эмоциональными и сильно обидчивыми.
Правильное воспитание позволит таким детям в будущем стать самыми усидчивыми и послушными. Да, на каком-то этапе они не умеют быстро адаптироваться к переменам, часто боятся быть высмеянными, остро нуждаются в четком руководстве к действию. Но, осознавая, каким должно быть воспитание в таком случае, родители смогут построить процесс таким образом, чтобы развивать в ребенке позитивные качества и помочь ему справиться с неуверенностью и страхом.
Инфантильные дети действительно безынициативны, но они совершенно изменяют линию поведения, если получают адекватную похвалу от взрослых. Особенно важна для таких детей похвала матери, которая для них является воплощением защищенности. Когда мама деликатно подсказывает, поддерживает и хвалит, у ребенка укрепляется с ней эмоциональная связь, позволяющая справиться с врожденными страхами (чаще всего страхом смерти).
Недостаток внимания и поддержки со стороны матери у ребенка с ЗПР и инфантилизмом будет вызывать чувство обиды и непонимания, что будет побуждать его снова «стать маленьким» для того, чтобы получить внимание матери.Младенческое поведение станет сигналом о том, что малыш ощущает недостаток внимания и поддержки. Только похвалы и крепкая связь с родителями станут стимулом для развития таких детей, поэтому воспитание в семье должно строиться на этом принципе.
Ошибки родителей
Многие родители при формировании воспитания в семье, осознавая проблему ребенка, намеренно стараются развивать в нем не заложенные изначально качества. Естественно, они думают, что помогают малышу, учат его быть сильным, волевым и
целеустремленным, словом, готовым к условиям и испытаниям современного мира. Обычно такое воспитание характерно родителям, временной ритм которых не совпадает с временным ритмом ребенка.
Вместо того, чтобы позволить малышам спокойно доделывать начатое, такие родители выходят из себя из-за их медлительности, подгоняют, таким образом подвергая испытаниям неокрепшую психику.
Наблюдая за тем, как родители раздражаются, ребенок понимает, что он и его действия - главная причина их разочарования и злости. Он лишается ощущения защищенности, без которого сложно говорить о полноценном развитии. Именно потеря этого чувства становится главным препятствием для выполнения даже самых простых действий.
Примерно такую же ситуацию можно наблюдать в кабинете у врача, куда приводят ребенка для оценки уровня его психического развития. Малыш может неуверенно себя чувствовать в обществе незнакомого человека, в незнакомом месте, что при диагнозе ЗПР может привести к излишне эмоциональной реакции и даже истерике, которые помешают объективно оценить состояние его психического здоровья.
Дети с психическим инфантилизмом нуждаются в контакте с родителями, и в первую очередь с матерью. Воспитание должно быть построено на доверии и помощи – так взрослые помогут ребенку справиться со страхами.
Как только малыш найдет в себе силы избавиться от страха, его интеллект перейдет на новый уровень развития за счет исчезновения мешающего усвоению важных навыков барьера.
Как воспитывать отстающего малыша?
Ситуация несколько усугубляется, когда у ребенка с ЗПР присутствует звуковой вектор развития, то есть когда его самый чувствительный канал восприятия информации - слуховой. Такие дети очень чувствительны к звукам, негативно реагируют на порицательные интонации в голосе.
На фоне других малышей такие дети выделяются стремлением к одиночеству. Им сложно адаптироваться в коллективе, они
не готовы посвящать время детским шумным развлечениям.
Для таких малышей характерны тихий голос, замкнутость и некоторая нескладность. Они часто переспрашивают, отвечают на вопросы после паузы. Это происходит не потому, что ребенок не понимает или не слышит – просто он слишком поглощен внутренним миром. Визуально подобная рассеянность может казаться заторможенностью.
Дети с повышенной звуковой чувствительностью практически не выражают эмоций, чем нередко вводят в заблуждение взрослых, не наделенных способностью слышать и чувствовать так же тонко, как и они.
Правильное воспитание таких детей позволит раскрыть в них задатки к абстрактному мышлению, иностранным языкам, математическим наукам.
Особенно спокойно таким детям в ночное время, когда у них появляется возможность вслушиваться в звуки тишины. Обычно этих детей сложно уложить спать, так как перед сном они долго думают, вслушиваются, «путешествуют» по собственному внутреннему миру, в результате чего утром чувствуют себя разбитыми, вялыми и неактивными.
Неправильная звуковая атмосфера, окружающая такого ребенка с детства, может стать причиной задержки его психического развития. Раздражающие слух звуки негативным образом сказываются на ребенке, который в результате может испытывать депрессию,
иметь определенные сложности с налаживанием контакта с другими детьми.
Неправильное воспитание такого ребенка, с регулярными скандалами, криками и оскорблениями, может привести к развитию частичного аутизма. Сверхчувствительный звуковой сенсор малыша просто не справится с нагрузкой, и нейронные связи, ответственные за обучаемость, не смогут выполнять свои функции. В результате такой ребенок будет слышать звуки, не понимая их значения.
Важность дифференцированного подхода к воспитанию детей с ЗПР
Необходимо понимать, что воспитание ребенка с ЗПР - это серьезный, сложный многолетний труд. Облегчить его сможет только дифференцированный подход к процессу. Обозначив для себя врожденные свойства психики ребенка, родители могут направить усилия на их развитие, помочь справиться с основными проблемами и научить жизни в социальной среде.
Важно будет сформировать правильную картину психического образа ребенка для определения тех качеств, которые являются патологией и требуют коррекции медицинского характера, и тех, что могут быть исправлены в результате правильного воспитания. Такая система позволит провести корректировку имеющихся отклонений, развить положительные качества ребенка с ЗПР и предупредить последующее появление негативных качеств, тормозящих его полноценное развитие.
Цель коррекционной ритмики - преодоление психологического и речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, а в конечном итоге - лучшая адаптация к условиям внешней среды. Коррекционная ритмика призвана повышать эмоциональный тонус, корригировать моторные недостатки. Педагогами ДОУ была разработана система занятий по коррекционной ритмике с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью (от 3 до 7 лет). На занятиях реализуется основной принцип специального образования - коррекционной направленности образовательного процесса.
Коррекционная работа проводится по основным направлениям: развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, восприятия, воображения, внимания), ориентировки в пространстве и во времени; развитие сенсорных и моторных функций; формирование кинестетической основы артикуляторных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружелюбия, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности и др.).
Коррекционная направленность занятий обеспечена учетом механизма и структуры психологического и речевого нарушения, возрастных и личностных особенностей детей, состояния их двигательной системы, характера и степени нарушения неречевых и речевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Решение на занятиях воспитательных задач способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию воспитанников.
Рекомендуется занятия коррекционной ритмикой проводить 1 раз в неделю со всей группой (10 детей). Продолжительность занятий в младшей группе - 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей - 25 минут, в подготовительной - 30 минут.
Коррекционные занятия с умственно отсталыми детьми нужно проводить с учетом требований программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта) под ред. Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. - М., 2002. Занятия в группе для детей с ЗПР по программе «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред. Шевченко С.Г. - М., 2003. Материал программы по ознакомлению с окружающим, развитию речи, игровой деятельности, музыкальному развитию используется на занятиях в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями.
Все занятия обеспечивают психическую защищенность ребенка, удовлетворяют его потребность в эмоциональном общении с педагогом.
На каждом занятии по коррекционной ритмике все упражнения объединены общей темой и сюжетом. В сюжеты занятий введены образы героев сказок и мультфильмов, животные, игрушки, увлекательные приключения. На занятиях совершаются воображаемые путешествия, экскурсии, поездки. Все это эмоционально окрашивает процесс обучения, обеспечивает устойчивое внимание, а значит, способствует лучшей результативности. При проведении занятий необходимо тесное взаимодействие дефектолога, музыкального руководителя и воспитателя.
Хорошие результаты на занятиях коррекционной ритмикой достигаются при условии равномерного распределения психофизической нагрузки. Структура занятий учитывает это требование и включает в себя следующие элементы:
Ритмическая разминка (вводные упражнения);
Упражнения, регулирующие мышечный тонус;
Упражнения на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления;
Упражнения на развитие чувства темпа и ритма;
Упражнения на развитие согласованности речи и движения;
Упражнения на развитие речевых и мимических движений;
Упражнения на развитие творческих способностей, воображения;
Упражнения, направленные на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов;
Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук;
Подвижная игра;
Релаксация (расслабление, успокоение).
Особая роль на занятиях принадлежит музыкальному сопровождению. Музыка влияет на развитие движений, их выразительность. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, временной и пространственной ориентировки способность уложить свои движения в определенном временном отрезке так, как подсказывает музыка, ее метрическая и ритмическая основа), стимулируют речевую деятельность ребенка, оказывают позитивное влияние на его эмоционально-волевую сферу.
Группу посещают как дети с явлениями парезов, с неловкими, дискоординированными движениями, так и дошкольники с гиперкинезами, тиками, миоклонусами. Поэтому музыкальное сопровождение движений на занятиях подбирается с учетом особенностей всех воспитанников. На занятии звучит не только ритмичная, стимулирующая движения музыка (марш, галоп, полька - музыкальные произведения в короткими, но четко выраженными фразами), но и плавная, со спокойным рисунком, с акцентирующими движения фразами, а также песни с ритмичным припевом и плавным запевом (вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка, дождя и т. д.).
На занятиях систематически проводится работа по развитию устной речи детей: в процессе вербализации игровых ситуаций, словесного объяснения упражнений, в ходе разучивания текстов, песен (уточнение трудных слов, отработка их ритмической структуры, четкости произношения звуков). Проводится работа над обогащением словаря, формируются грамматические обобщения; формы речи поэтапно усложняются.
Основной целью вводных упражнений является настрой на занятие, организация детей. К таким упражнениям относятся вводная ходьба (с соблюдением четкости линий построения, точным согласованием начала движений и их окончания, с началом и концом музыки); легкий бег; чередование ходьбы, бега, прыжков, галопа.
Упражнения ритмической разминки развивают координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега, формируют правильную осанку, навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, развивают ориентировку в пространстве.
Большинству детей с ЗПР свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для становления правильных телодвижений и естественной речи. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что если мышцы в достаточной степени расслаблены, то эмоциональное возбуждение ослабевает. Поэтому важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают расслабляющие упражнения и упражнения, корригирующие мышечный тонус.
Среди воспитанников специальных групп много детей с дизартрией. Поэтому задания на расслабление или активизацию мышечного тонуса имеют особое значение. Их применяют в целях повышения общего тонуса организма, восстановления объема, силы и качества движений, борьбы с повышенным тонусом, для уменьшения ригидности мышц и синкинезий, восстановления согласованной деятельности ослабленных и здоровых мышц.
Упражнения, активизирующие мышечный тонус, проводятся в начале занятия, а в конце каждого занятия - расслабляющие упражнения (общее время релаксации - не более 10 минут).
Упражнения на внимание развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Как правило, на занятии проводится одно упражнение на активизацию внимания.
Упражнения на развитие дыхания вырабатывают правильное диафрагмальное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В упражнения на развитие дыхания включаются речевой материал, произносимый на выдохе, произношение на выдохе гласных и согласных. С этих упражнений начинается работа над голосом и дикцией.
Пение корригирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе работы над текстом песни проводится коррекция устной речи. Необходимо тщательно разъяснить детям содержание текста песни, неоднократно громко и четко проговорить текст.
Упражнения на развитие согласованности речи и движения формируют навык скоординированности движений, разнородных по направлению, скорости, напряженности. Эти упражнения могут проводиться с музыкальным сопровождением или без него. Сначала разучивается текст, затем движение. Поэтому текст можно разучивать с детьми на любых других занятиях.
Важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов. Их цель - привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают при движениях мышц пальцев, языка и губ, научить их управлять этими движениями. Данные упражнения способствуют развитию координации движений, повышают общую работоспособность ребенка на занятиях. Так как при дизартрии наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в коррекционную ритмику включаются упражнения для восстановления и развития мимических движений.
Большое внимание на занятиях коррекционной ритмикой уделяется играм на обобщение, расширение и активизацию словарного запаса, на развитие грамматического строя речи, на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Эти игры проводятся с мячом. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а поскольку мяч в игре может быть брошен педагогом любому ребенку, у детей формируется и произвольное внимание. Игры с мячом побуждают ребенка к общению, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движения, развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу (что особенно важно для гипервозбудимых детей), развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции.
Подвижные игры характеризуются большой эмоциональностью. В них включаются различные формы передвижения - бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Подвижные игры используются с учетом возраста детей, их состояния здоровья, физической подготовленности, психического развития, индивидуальных особенностей личности.
Детям с ЗПР и дизартрией рекомендуются подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой под ритмичную, негромкую музыку в среднем темпе. Это обусловлено тем, что дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости.
На занятиях коррекционной ритмикой возможно использование элементов психогимнастики, пантомимы, импровизации.
В конце занятий подводятся итоги, - дается положительная эмоциональная оценка работы детей, например: «Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться». В не меньшей степени важно узнать и мнение детей о занятии. Для этого им задают вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д. Итог может быть подведен и в игровой форме. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали с радостью следующей встречи.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.
Цели занятия :
- Активизировать познавательные психические процессы (внимание, восприятие, логическое мышление).
- Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
- Развивать сенсорные навыки (цвет, форма, величина).
- Учить согласовывать речь с движениями.
- Развивать умение сотрудничать, позитивно взаимодействовать со взрослым.
- Воспитывать познавательный интерес.
- Приобщение к художественному творчеству.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование и материалы:
- Мягкая игрушка «Мишка».
- Лабиринт «Скользящие фигуры».
- Цветные счетные палочки Кюизенера.
- Альбом-игра «Волшебные дорожки».
- Магнитофон.
- СD диск «10 мышек» Е.Железновой.
- Волчки (пластмассовые, деревянные, бумажные).
- Водная раскраска «Животные».
- Баночка с водой, кисть №5.
- Балансир с тремя шариками.
Методические приемы: организационный момент, беседа, элементы экспериментирования, работа с пособиями, дидактические игры, речевые игры, элементы самоанализа, выводы, итог занятия.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Возрастной диапазон: ребенок с ЗПР 5-6лет.
Ожидаемый результат: Закрепить навыки активного слушания, позитивного взаимодействия со взрослым, дифференциации цвета, величины. Стимулировать познавательный интерес, интерес к художественному творчеству.
Ход занятия
Организационный момент
Встреча с ребенком присходит в группе. Приглашаю его к себе в гости. Ввожу ребенка в кабинет. За столом сидит Мишка. Обращаю внимание на Мишку:
Смотри, кто это нас встречает? (Мишка ). Он приготовил для нас интересные задания. Сам он не справился. Хитро так смотрит, думает, справимся ли мы. Как думаешь? Поможем ему разобраться? (Поможем ).
Приглашаю ребенка сесть. Обращаю внимание на стоящий на столе лабиринт.
1. Дидактическое упражнение «Скользящие фигуры»
Смотри, какой беспорядок. Все цвета перемешались. Поможем Мишке разобраться? (Поможем ). Покажи мишке фигуры красного цвета, желтого, синего, зеленого, оранжевого. Молодец! Теперь переведи фигуры с одной дорожек на другую. Сначала одной рукой. А теперь двумя руками одновременно. Умничка!
2. Дидактическая игра «Заборчик»
Смотри, какое еще задание приготовил для нас Мишка.
Кладу перед ребенком палочки Кюизенера и альбом-игру «Волшебные дорожки»: задание «Заборчик».
Он хочет, чтобы мы помогли ему построить заборчик. Но заборчик непростой. Посмотри из каких деталей он состоит? (Ответ ребенка ). Ну что, поможем Мишке? (Поможем ).
Выполнение задания. По окончанию выполнения:
Как ты думаешь, получился заборчик? (Ответ ребенка ). Он понравится Мишке? (Ответ ребенка ). И я так думаю, очень хороший, красивый, большой заборчик получился - такой обязательно понравится. Теперь мы его уберем, Мишка уже знает, как такой заборчик строить, потом сам себе построит.
Убираем оборудование.
3. Речевая игра «Наши ручки»
Давай немножко отдохнем и покажем Мишке, как мы умеем играть.
Предлагаю встать и выйти на коврик. Включаю CD диск.
Для начала приготовим наши ручки…
Где же наши ручки? - 3 раза (руки вытянуты вперед, поворачиваем кисти вправо - влево).
Нету наших ручек! (Спрятать руки за спину).
Вот, вот наши ручки! (Одна рука вперед - фонарик).
Вот наши ручки. (Вторая рука вперед - фонарик).
Пляшут, пляшут наши ручки. (Покачать руками над головой).
Пляшут наши ручки. (Покачать руками внизу).
Умничка, посмотри - и Мишка рад, что ты справился.
4. Упражнение с волчками
Предлагаю снова присесть, на столе приготовлены волчки.
Смотри, что еще придумал Мишка: он хочет, чтобы мы запустили для него волчки. Сначала правой рукой. Потом левой. А теперь двумя руками одновременно. Попробуй запустить как можно больше волчков. Какой ты молодец!
5. Упражнение «Раскрась водой»
Так, что это тут у Мишки?
Достаю водную раскраску, баночку с водой, кисть.
Да тут сам Мишка, только он какой-то грустный, некрасивый, черно-белый. Поможем ему развеселиться? (Поможем ). Раскрасим его.
Раскрашиваем изображение мишки водой.
Ух ты, какой Мишка красивый получился. Тебе нравится? (Нравится ). Теперь Мишка какой? (Веселый ).
6. Упражнение на балансире «Покатай шарики»
Мишка так повеселел, что хочет нам что-то интересное показать.
Подвожу ребенка с помощью игрушки к балансиру.
Вот это да, покажем Мишке, как мы умеем? (Да ).
Выполнение упражнения (катание шариков по балансиру).
7. Подведение итогов
Мишка считает, что ты здорово справился со всеми заданиями. Я думаю, что он многому научился у тебя. А что мы сегодня для Мишки делали? (Ответ ребенка). Мишка был рад с тобой поиграть. А теперь нам пора возвращаться в группу. До свидания, Мишка!