Одно из важнейших умений ребенка, обуславливающих его готовность к изучению школьной программы - это умение логически мыслить. Как правило, именно на развитие логики и ориентировано большинство заданий при подготовке вашего малыша к школе на курсах будущего первоклассника, и им необходимо уделить особое внимание, в особенности, если вы собрались обучать своего ребенка в гимназии или лицее.
Что же включают в себя развивающие задания для детей? В первую очередь это прописи. Прописи совершенно разные, от самых простых, для детей 3-5 лет, где нужно просто провести линию или соединить точки, до самых сложных - написание печатных букв и цифр. На таких прописях в этой статье подробно останавливаться не будем, все подробности в статье ПРОПИСИ ДЛЯ ДЕТЕЙ , там же можно эти прописи бесплатно скачать и распечатать.
Задания ориентированы на развитие мышления, творческих способностей, математических представлений, речи, представления об окружающем мире. Чтобы скачать и распечатать листы с заданиями, кликайте по картинкам, открывайте их в полном размере и сохраняйте или печатайте.
Развивающие задания для детей 3-4 лет
Развивающие задания для детей 4-5 лет
Развивающие задания для детей 5-6 лет
Еще развивающие задания для детей 3-7 лет: ВЕСЕЛЫЕ УРОКИ >>
Развивая мышление, не обойдем стороной и теоретические задания:
Развивающие задачки психолога для детей
- Из-за холма торчат 6 ушей. Сколько за холмом сидит зайцев? (3)
- Чего в реке больше, рыбы или окуней? (рыбы)
- Сколько в доме дверных ручек? (вдвое больше, чем дверей)
- Горело 7 свечей. 2 затушили. Сколько свечей осталось? (2)
- Катя, Галя и Оля рисовали героев из деревни Простоквашино: Печкина, Шарика Матроскина. Кто кого нарисовал, если Катя не рисовала Печкина и Шарика, а Галя не рисовала Печкина?
- Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене?
- Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге?
- У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье?
- Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?
- Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка - не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
- Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая? Кого из них как зовут?
- У Миши три тележки разного цвета: красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла. В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку. В желтой - не юлу и не неваляшку. Что повезет Мишка в каждой из тележек?
- Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
- Стрекоза сидит не на цветке и не на листке. Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке. Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
- Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах. Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем. Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем. На каком этаже живет каждый из мальчиков?
- Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле - не зеленую и не желтую. Оле - не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек?
- В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины?
- Под елкой цветок не растет, под березой не растет грибок. Что растет под елкой, а что под березой?
- Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой с машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис?
- Вика и Катя решили рисовать. Одна девочка рисовала красками, а другая карандашами. Чем стала рисовать Катя?
- Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром. Рыжий клоун выступал не с мячиком, А черный клоун выступал не с шариком. С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
- Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
- Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось?
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок?
- Саша ел яблоко большое и кислое. Оля ела яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
- Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка - в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
- Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой - ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
- Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?
- Коля, Ваня и Сережа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой - о войне, третий - о спорте. то о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
- Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая - птичек, третья - цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?
- Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то - груши, кто-то - сливы, кто-то - вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?
- Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
- Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
- Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
- Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?
- Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
- Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый?
- Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?
- Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?
- Ира на 3 см ниже, чем Клава. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто выше всех?
- Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
- Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
- Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильней?
- Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?
- Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?
- Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?
- Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый старший?
- Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?
- На груше выросло пять яблок, а на ёлке – только два. Сколько всего яблок выросло?
- Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море?
- Сколько орехов в пустом стакане?
- Из какой посуды невозможно ничего съесть?
- Утка весит два килограмма. Сколько будет весить утка, если она станет на одну ногу?
- Сколько концов у одной палки? А у половины палки?
- У моего отца есть дочь, но она мне не сестра. Кто это?
- Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм гвоздей?
- Банан разрезали на четыре части. Сколько сделали разрезов?
- Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый?
- Шла Маша в город, а навстречу ей три старушки, у каждой по два мешка, в каждом мешке по кошке. Сколько всего человек шло в город?
- Мише 2 года, а Люде 1 год. Какая разница в возрасте у них будет через 2 года?
- Бублик разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
- Сережа гостил у бабушки неделю и три дня. Сколько дней гостил Сережа?
- У Насти целый апельсин, 2 половинки и 4 четвертинки. Сколько у нее апельсинов?
- У бабушки Маши внучка Даша, кот Дымок, собака Пушок. Сколько у бабушки внуков?
- Яйцо варится 3 минуты. Сколько времени понадобится, чтобы сварить 5 яиц одновременно в одной кастрюле?
- Два автомобиля проехали 40 километров. Сколько километров проехал каждый?
- На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Из-под забора виднелись 10 птичьих лапок. Сколько птиц за забором?
- У лестницы 9 ступенек. Какая ступенька будет средняя?
- Мальчик ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда еще две. Сколько стало кучек песка?
- Мила и Наташа под камнем нашли две монеты. Сколько монет нашла бы одна девочка?
- Мама купила детям три шарфа и шесть варежек. Сколько детей у мамы?
- Ты - летчик самолета, летящего из Лондона в Берлин с двумя пересадками в Париже. Вопрос: как фамилия летчика?
- Ты входишь в темную комнату. В комнате есть газовая плита, керосиновая лампа и свечка. У тебя в кармане коробок с 1 спичкой. Вопрос: что ты зажжешь в первую очередь? (спичку)
- Бизнесмен купил лошадь за 10 долл., продал ее за 20 долл. Потом он купил ту же самую лошадь за 30 долл., а продал за 40 долл. Вопрос: каков суммарный доход бизнесмена от этих двух сделок? (20)
- Кто утром ходит на 4 ногах, днем на 2-х, а вечером на 3-х? (человек: младенчество, взрослый, старость)
- В лесу заяц. Пошел дождь. Вопрос: под каким деревом заяц спрячется? (мокрым)
- Друг другу навстречу идут 2 человека. Оба совершенно одинаковые. Вопрос: кто из них первый поздоровается? (более вежливый)
- Карлик живет на 38 этаже. Каждое утро он садится в лифт, доезжает до 1-го этажа и идет на работу. Вечером он заходит в подъезд, садится в лифт, доезжает до 24 этажа, и дальше до своей квартиры идет пешком. Вопрос: почему он так делает? (не дотягивается)
- Найти ошибку в рассуждении: Есть Некая комната. В ней находится некий атом. Возможных положений атома - бесконечное множество. Значит, вероятность того, что атом находится в положении (x,y,z) равна нулю. Потому, что 1 делить на бесконечность == 0. (не ноль, а бесконечно малая величина)
- Собака-3, Кошка-3, Ослик-2, Рыбка-0. Чему равняется Петушок? И почему? (Петушок-8 (кука-ре-ку!))
- Доказать, что "я" живу не в компьютерной симуляции. Доказать "себе", что существует внешний мир и другие люди. Задача на рассуждение.
Замечательно, если вы будете систематически разгадывать со своим ребенком любые загадки, это развивает и логику, и фантазию, и образное мышление.
Тренируем логическое мышление (для детей 5-7 лет)Найди закономерность и подбери пару к слову.
Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ. Ромашка -...
Учитель -школа. Врач -...
Стол -скатерть. Пол -...
Утро -завтрак.Вечер -...
Человек -руки. Кошка -...
Рыба -вода. Птица -...
Красный -стоять. Зеленый - ...
Осень -дождь. Зима -...
Кто это? Что это? Догадайся,о ком или о чем говориться.
Зеленый,длинный,сочный. (огурец)
Бурый,косолапый,неуклюжий. (медведь)
Холодный,белый,пушистый. (снег)
Новая,интересная,библиотечная. (книга)
Маленькая,серенькая,пугливая. (мышка)
Белоствольная,высокая,стройная. (береза)
Подбери слова противоположные по смыслу.
Черный -белый.
Большой -...
Веселый -...
Широкий -...
Высокий -...
Добрый -...
Холодный -...
Хороший -...
Толстый -...
Твердый -...
Умный -...
Быстрый -...
Здоровый -...
Горький -...
Подбери слова противоположные по смыслу:
День - ночь.
Зима - ...
Север - ...
Холод - ...
Много - ...
Начало - ...
Первый - ...
Добро - ...
Радость - ...
Далеко - ...
Ответь на вопросы. Назови разные профессии.
Кто варит обед?
Кто строит дома?
Кто пишет стихи?
Кто поет песни?
Кто лечит детей?
Кто шьет одежду?
Кто пишет картины?
Кто красит стены?
Кто летает в космос?
Кто водит машину?
Подумай и реши логические задачи.
1) Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа?
2) Что дольше длится: год или 12 месяцев?
3) Марина и Таня пили разные соки -виноградный и яблочный. Марина не пила яблочный сок. Какой сок пила Таня?
4) Костя и Артем были одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую.Костя был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Артем?
Подумай и реши логические задачи. Объясни свои ответы.
1) Кто быстрее доплывет до берега - утята или цыплята?
2) Кто быстрее долетит до цветка - бабочка или гусеница?
3) У мамы есть кот Пушок,дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
4) Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько минут варится одно яйцо?
5) Кто громче замычит,петух или корова?
6) Сколько грибов можно вырастить из семян ели?
7) Сели на воду три воробья,один улетел. Сколько осталось?
8) Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
Послушай рассказы и ответь на вопросы.
1) Вова проснулся утром,подбежал к окну и удивленно воскликнул: "Мама, на улице ночью шел дождь!" Как Вова догадался, что шел дождь, ведь он в это время крепко спал?
2) Выглянув в окно, Вера сказала маме: "Мама, одеваться надо теплее, на улице такой сильный ветер!" Как Вера догадалась, что на улице сильный ветер?
3) Спускается муравей с горы, а на встечу ему - осел. Осел спрашивает муравья: "Скажи, пожалуйста, муравей, какая на горе трава?" "Такая высокая, густая" ,- ответил муравей. Обрадовался осел,поднялся на гору,но как ни пытался щипать траву губами - никак не мог. "Обманул меня муравей", - подумал осел. А вы как думаете,обманул ли муравей осла?
4) Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Хозяин закидывает удочку и приговаривает:
-Ловись, рыбка, большая-пребольшая!
А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая!
Почему он так говорит?
Подумай и реши задачи.
1) У Насти было 4 ленты. Одну из них она разрезала на две равные части. Сколько лент стало у Насти?
2) По двору ходили гуси. У всех гусей Саша насчитал 6 лап. Сколько гусей гуляло во дворе?
3) На ветке сидело несколько птичек. У них всего 8 крыльев. Сколько птиц сидело на ветке?
4) Два друга играли в шахматы 3 часа. Сколько времени играл каждый из них?
Прочитай веселые стихи.
Всем ребятам нужно знать:
Два плюс два,конечно,....(пять?)
Всем известно в целом мире:
Пальцев на руке... (четыре?)
Все ребята точно знают:
Кошки очень громко...(лают?)
Скачет наш котенок ловко,
Очень любит он...(морковку?)
Наш Сережа очень шустрый,
Он всегда смеется...(грустно?)
У кота забрали рыбу,
Должен он сказать... (спасибо?)
Елизавета Савилова
Авторы-составители : учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем вашему вниманию из опыта своей логопедической работы несколько упражнений из «Тетради домашних заданий для ». Эффективность заданий , представленных в нашей тетради подтверждена долголетней практикой. Упражнения доступные, занимательные, дисциплинируют, приучают ребенка к самостоятельному их выполнению. Ведь родителям важно оказывать помощь ребенку своевременно для закрепления результатов проделанной работы педагогами.
Работа с родителями является наиважнейшим звеном в коррекционной работе.
Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой И. В. Рождественской Н. С. Жуковой и др. авторов, родители, зачастую, не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка , в то время как … «навык правильной речи , как и добрые навыки, приобретаются в семье». Систематическое, умелое воспитание речи не только обеспечивает освоение, но и предупреждает, в большинстве случаев, возникновение речевых недостатков , и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством учителя-логопеда.
В работе с родителями стоят несколько задач : формировать у них готовность к эффективной педагогической работе с детьми – корректировать сенсомоторные и речевые процессы ребёнка, развивать тонкую моторику, помогать осваивать правильное произношение звуков родной речи , работать над лексико-грамматическим строем речи и связной речью , также подготовить ребенка к обучению грамоте, чтению и письму. Эти задачи реализуются в ходе разных мероприятий.
Знакомясь с семьёй, необходимо объяснить значимость выполнения практических домашних заданий . Сначала родители приглашаются на беседы, консультации и обучаются приёмам работы по индивидуальным заданиям . Обращается внимание на поведение родителей при выполнении домашних заданий , особенности их речи , методы проведения в домашних условиях .
Родители нацеливаются на продолжительную работу с ребёнком, которая может проходить не только за столом, но и по дороге домой, на прогулке, в различных домашних ситуациях .
Тетрадь домашних заданий
для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи .
Уважаемые родители!
Перед Вами тетрадь для домашних заданий с ребёнком логопедической группы.
Занимаясь с ребёнком, Вы способствуете :
Его речевому развитию и подготовке к школе;
Развитию его внимания, памяти, мышления;
Развитию у ребенка зрительного и слухового внимания;
Развитию у него умения ориентироваться в пространстве;
Подготовке руки ребенка к письму;
Пополнению и расширению словарного запаса у ребенка;
Формированию связной речи у него , обучению ребенка грамоте, чтению, письму;
Развитию у ребенка умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Выпускник детского сада должен иметь представление о себе и об окружающем мире; способен решать интеллектуальные и личностные задачи ; управлять своим поведением; соблюдать правила общения и поведения в обществе; быть эмоционально отзывчивым, любознательным, активным, и готовым к учебной деятельности на основе полученных умений и знаний.
Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности.
Ребёнок должен слышать только правильную речь в семье. Прививайте правильные речевые навыки, подчёркивайте успехи, хвалите, когда он это заслужил – это поможет укрепить уверенность Вашего ребёнка в собственных силах.
Желаем успехов!
Тетрадь
домашних заданий
для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи .
Тема : «Грибы и ягоды»
1 Выучи считалку.
Я несу кузовок,
В кузовке лежит грибок,
И черника,
Голубика,
И брусника,
Костяника,
И орех лесной –
Убегай, не стой!
2 Игра «Объясни словечко» .
Пример. Подосиновик - растёт под осиной
Боровик ___
Сыроежка___ Подберёзовик___
Подберёзовик___
Мухомор ___
Маслёнок___
Волнушка ___
Лисичка ___
3 Чего больше в лесу? Ягод или брусники?
4 Какие грибы спрятались на картинке? Рассмотри, назови грибы, сосчитай.
5 Игра «Четвертый лишний» . Что лишнее? Почему?
Клюква, болото, брусника, черника. ___
Малина, корзина, крыжовник, смородина. ___
6 Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Пример. Из клубники - клубничный сок, клубничное варенье.
Из малины - ___
Из черники - ___
Из рябины - ___
Из клюквы - ___
Из ежевики - ___
Из смородины - ___
7 Раскрась Карлсона и две одинаковые банки с варением. *Какое варенье ты любишь? **Расскажи, как приготовить варенье.
*Задание
** Задание повышенной сложности
Буква К и звуки К, КЬ.
1 Заштрихуй букву К по образцу. 2 Найди и раскрась букву К.
Каким цветом раскрасишь? Почему?
3 Раскрась картинки, в названии которых есть звук К.
4 Напечатай буквы Кк по образцу.
5 Прочитай зашифрованное слово по первым звукам слов, называющих нарисованные предметы.
Тема : «Зимующие птицы»
1 Выучи загадку, нарисуй отгадку.
Я по дереву стучу, Червячка найти хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой.
2 Посчитай от 1 до 10.
Один голубь, два голубя, ___
Одна ворона, две ___
Один воробей, два ___
3 Найди сходства и различия у вороны и синицы.
4 Игра «Почему так называется?» Объясни значения сложных слов :
Пример. Длиннохвостая – у птицы длинный хвост.
Сероглазая ___
Красногрудая ___
Черноглазая ___
Пёстроголовая ___
Трудолюбивая ___
Перелётная ___
Быстрокрылая ___
Теплолюбивая ___ Насекомоядная ___
Быстроногая ___
Остроклювая ___
5 Игра «Для чего?»
Расскажи, для чего птице клюв? ___
Для чего птице крылья? ___
Для чего птице перья? ___
Для чего птице хвост? ___
Для чего птице коготки? ___
Для чего птице глаза? ___
6 Игра «Что могут птицы?» Назови слова-действия.
Птицы могут летать, ___
Словарь : летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.
7 Найди и раскрась сороку, воробья, синицу.
* Назови всех зимующих птиц нашего края.
**Какие птицы прилетают к нам зимой? Почему?
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Буква М и звуки М, МЬ
1 Раскрась большую букву синим, 2 Поставь в букве точки
а маленькую - зелёным цветом.
М - это согласный звук.
3 Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков М или Мь.
4 Сделай фигуры одинаковыми.
5 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
6 Напиши по образцу.
Тема : «Праздник ёлки. Зимние забавы»
1. Выучи стихи С. Я. Маршака
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла .
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись,
Как по лесенке, по ёлке,
Огоньки взбегают ввысь.
2. Игра «Один - много» .
Мальчик катается на коньках. Мальчики ___
Мальчик катается на лыжах. Мальчики ___
Девочка катается на санках. Девочки ___
Девочка катается с горки. Девочки ___
3. Нарисуй, пожалуйста, те подарки, которые ты хочешь найти под ёлкой в новогоднюю ночь.
4. Подбери слова-признаки.
Ёлка (какая) ___
Праздник (какой) ___
Ёлочные игрушки (какие) ___
Дед Мороз (какой) ___
Снегурочка (какая) ___
Подарки (какие) ___
5. Дорисуй и раскрась вторую картинку.
* Дома ты наряжаешь ёлку ? Чем украшают ёлку?
** Какую ёлку лучше украсить дома к празднику живую или
искусственную? Почему?
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Звук и буква О
1 Раскрась красным цветом 2 Заштрихуй. 3 Найди и раскрась
обе буквы и запомни. букву О.
О - это гласный звук.
4 Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука О.
5 Допиши букву О.
6 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
7 Напиши по образцу.
Литература.
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей . СПб.: Детсво-Пресс, 2000.
2. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет . СПб.: Каро, 2008.
3. Епифанова О. В. Развитие речи . Окружающий мир. Волгоград : Учитель, 2007
4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь 2007.
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2001.
6. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН . М.: ГНОМ и Д, 2003.
7. Лопухина И. С. Логопедия : упражнения для развития речи . СПб.: Детство-Пресс, 1997.
8. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М.: Мозайка-Синтез, 2004.
9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет . М.: ГНОМ и Д, 2005.
10. Якимович О. А. Тетрадь дошколника6-7 лет . Логопедические игры и упражнения : домашние задания . Волгоград : Учитель, 2011.
Логические задачи для детей 6-7 лет помогают развивать правильное мышление, формировать интерес к математическому образованию у дошкольников.
Возрастные особенности
Именно в младшем дошкольном возрасте закладываются основы психического развития. Логические задачи для детей 6-7 лет помогают осуществлять полноценную подготовку их к будущей жизни. Умственная деятельность, а также обработка и осмысление информации, предлагаемой в заданиях, способствуют формированию определенных представлений, а также приобретению обобщенных и конкретных знаний. Полученные навыки помогут ребятам найти нужное решение в различных жизненных ситуациях.
С чего начинать?
Предлагаем готовые для детей 6-7 лет с ответами. Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены: автобус, скутер, велосипед, автомобиль. Нужно определить то транспортное средство, которое является в предлагаемом перечне лишним.
Задача 1: решение
Ответ - велосипед. Смысл задания заключается в том, что для передвижения на автобусе, автомобиле, скутере, необходимо топливо, поэтому их можно отнести к одной группе. При передвижении на велосипеде достаточно мускульной силы человека, поэтому данное средство не вписывается в общий перечень.
Такие логические задачи для детей 6-7 лет не только развивают мышление, но и формируют кругозор дошкольников. Дети осваивают навыки разговорной речи, свободно рассуждают, говорят, планируют свою деятельность, задают вопросы, делают логические выводы.
Задача 2
Есть и логические задачи с подвохом для детей, которые направлены на развитие воображения у подрастающего поколения. Петя слабее, чем Коля, но сильнее, чем Миша. Кто из ребят самый слабый?
Ответ: Миша.
Чтобы разрешить эту нужно провести сравнение между Мишей, Колей, Петей. Самым сильным является Коля, следовательно, самым слабым будет Миша.
Разнообразные логические задачи для детей 6 лет психологи называют правильным направлением развития детей, не приносящим проблем с их физическим и психическим состоянием. Специалисты советуют начинать с простых заданий, постепенно повышая уровень их сложности.
Задача 3
Предлагаем логические задачи с ответами для детей, порассуждать над которыми придется и взрослым.
В зоопарке живет столько голубых попугаев, сколько желтых птиц. Число красных и голубых попугаев одинаково, сколько всего в зоопарке птиц, если там три красных попугая?
Ответ: 9 попугаев.
Для того чтобы справиться с данной математической задачей, нужно внимательно выслушать ее условие. Поскольку количество всех птиц одинаково, следовательно, красных, голубых, желтых вместе будет девять птиц.
Решая такое задание, ребенок получает навыки анализа и синтеза, сравнения, учится упорядочивать свои действия, ориентироваться в пространстве.
Виды и примеры логических задач
Предметные задачи могут предлагаться в ходе настольных или дидактических игр. Например, ребята должны выбрать из предложенного перечня предметы одной геометрической формы, цвета, размера. Такие задания выполняют определенную функцию - обучение ребенка выполнению поставленной задачи, стремлению к результату, умению находить свои ошибки, проводить их корректировку:
- 1-е задание. На одной ноге курица весит два килограмма, сколько она будет весить на двух ногах? (2 кг).
- 2-е задание. В кафе зашли два папы, два сына, а также дедушка с внуком. Сколько мужчин оказалось в кафе? (трое).
- 3-е задание. В семье пятеро сыновей. Каждый имеет по одной сестре. Сколько детей в этой семье? (Шесть).
- 4-е задание. Четыре девочки играли целый час в куклы. Сколько часов играла каждая из девочек? (один час).
Словесные задания
Такие задачи для развития логического мышления для детей могут быть разной тематики:
Задание 1. Малыши должны отгадать по описанию домашних питомцев или определить животное по перечисленным внешним признакам.
Задание 2. На сосне росли пять шишек и четыре банана. Сколько осталось бананов, если все шишки упали?
Ребята, у которых сформировано творческое мышление, понимают, что на сосне не могут расти бананы, поэтому отвечают, что на сосне не останется ни одного фрукта.
Дети решают логические задачи гораздо быстрее взрослых, скорее включают логику и воображение.
Задание 3. Маша зажгла шесть свечей, чуть позже 3 затушила. Сколько осталось у девочки свечей? (3 штуки, поскольку остальные полностью сгорели).
Задание 4. Сережа разломил деревянный прут на 3 части. Сколько он сделал надломов? (Два).
Психологи убеждены в том, что именно разнообразные логические задания способствуют формированию гармоничной личности ребенка, поэтому такие упражнения включены по новым федеральным образовательным стандартам в программы дошкольного воспитания. Только при использовании развивающих задач и игр можно вести речь о формировании подрастающего поколения, обладающего полноценным логическим мышлением.
Разнообразные пальчиковые игры помогают активизировать деятельность головного мозга, стимулируют формирование речевых навыков, развивают мелкую моторику, позитивно отражаются на творческой деятельности. Например, можно предложить ребятам инсценировки сказок, историй, используя пальцы.
Успешность обучения в школе напрямую зависит от умения решать логические математические задачи для детей в дошкольном возрасте.
Задание 5. Откуда можно спрыгнуть, но куда нельзя запрыгнуть? (В самолет).
Задание 6. Сережа оказался в комнате, в которой есть газовая плита, свеча, керосиновая лампа. Что в первую очередь должен зажечь мальчик? (Спичку).
Задание 7. Что может увидеть Маша с закрытыми глазами? (Сны).
Задание 8. Максим увидел «зеленого человечка». Что нужно сделать мальчику? (Перейти дорогу по зеленому сигналу светофора).
Заключение
В дошкольном возрасте в качестве основного вида деятельности используют игру. Она способствует быстрому усвоению умений, навыков, знаний, концентрации внимания, развитию памяти. Именно к концу дошкольного периода начинается формирование словесно-логического мышления. Оно связано с развитием у детей умения использовать слова, анализировать и воспринимать логику рассуждений. Для того чтобы у ребенка не возникало проблем с социальной адаптацией, необходимо уделять особое внимание формированию его логического мышления.
Психологи выделяют три разновидности бесед, способствующих формированию логики у дошкольников. Вводные виды занятий предназначены для ознакомления детей с предметами, явлениями, процессами. Основной задачей такой формы работы является получение новых знаний, формирование интереса к предстоящей деятельности.
Они кратковременные, эмоциональные, без них невозможно развитие математической логики. Второй вариант беседы предполагает постановку воспитателем вопросов, для поиска ответов на которые ребенку придется включиться в активную мыслительную деятельность.
Работа выстраивается на основе мобилизации детского внимания, мышления, памяти. Ребенок постоянно контролирует ход беседы, ищет ответы на вопросы, задаваемые педагогом. подходят для старшего дошкольного возраста. Например, разговор можно завершить загадкой или пословицей, стимулирующей последующую деятельность дошкольников. При выстраивании беседы важно актуализировать опыт, имеющийся у детей, направить их на предстоящую мыслительную деятельность. Например, во время эвристической беседы воспитатель выявляет противоречия, решать которые вынуждены дети.
Именно дошкольный возраст является самым важным моментом в формировании логической и экологической культуры. В это время происходит закладывание основ личности, включая и позитивное и бережное отношение к живой природе, окружающим людям.
Логические задачи, помогающие дошкольнику узнать и понять явления и процессы, происходящие в живой природе, способствуют развитию эмоционально-ценностного отношению к растениям и животным, осознании связи с живым миром.
В этом возрасте дети с удовольствием включаются в процесс разгадывания логических задач, главное, сделать занятие интересным и увлекательным.
Задания на логику для детей 6-7 лет предъявляются не только в образной, но и в словесной форме. Но если вы видите, что ребёнок не понимает смысла, то рисуйте.
Как выполнять задание? Можно так.
Вы. Ты любишь короткие рассказы?
Обычно ребята отвечают утвердительно.
Вы. Я расскажу тебе коротенький рассказик. А ты слушай и запоминай. А потом ответишь, кто из мальчиков (девочек…) самый высокий (толстый, ловкий…)
Плохо запоминающему ребёнку повторите. Предложите ему самому повторить (с вашими подсказками).
Словесные логические задачи неплохо связать с образными представлениями. Игра такая. Закрой глаза и представь, что перед тобой экран. На нём будут появляться все предметы и люди, о которых я буду говорить.
Но многим детям трудно долго держать глаза закрытыми. Поэтому дайте листок и пусть рисует, как может. Помогайте. Тоже возьмите листок и рисуйте: а у меня вот так получилось. Полезно для развития воображения. Нынешним детям его так не хватает (не путать воображение с фантазией)
Логические задачи для дошкольников
1. Боролись три мальчика: Сеня, Ян и Саша. Сеня сильнее Яна, Ян сильнее Саши. Кто из них самый сильный (средней силы, самый слабый).
2. Жили-поживали три девочки; Алина, Света, Лиза. Алина слабее Светы, а Света слабее Лизы. Какая девочка самая сильная (Лиза).
3. Соревновались три мальчика: Серёжа, Алёша и Вася. Серёжа бегает быстрее Алёши, а Алёша быстрее Васи. Кто бегает быстрее всех? (Кто бегает медленнее всех?) (Кто бегает средне?)
4. Три девочки: Маша, Катя и Таня – писали диктант. Маша пишет медленнее Кати, а Катя пишет медленнее Тани. Кто пишет быстрее всех? (Таня)
5. Рисовали три девочки: Мила, Таня, Катя. Мила рисует лучше Тани, а Таня лучше Кати. Кто рисует лучше всех? Кто рисует хуже всех?
6. Вязали три девочки: Ира, Лена, Вита. Ира вяжет хуже Лены, Лена вяжет хуже Виты. Кто вяжет лучше всех? (Вита) Кто вяжет средне?(Лена)
7. Лёня выше Коли, Коля выше Дениса.? Кто средний по росту?
8. Пели песни три мальчика: Миша, Саша, Женя. Миша поёт громче Саши, Саша поёт громче Жени. Кто поёт тише всех? (Женя)
9. Разговаривают три девочки: Дина, Валя, Люда. Дина разговаривает тише Вали, Валя разговаривает тише Люды. Кто разговаривают тише всех? (Люда)
10. Аня веселее Юли, Юля веселее Вари. Кто грустнее всех?
11. Кира толще Паши, а Паша толще Димы. Кто из мальчиков самый толстый, а кто самый худой?
12. Лена ела сладкую, зелёную грушу, а Соне досталась сладкая, жёлтая груша. Чем груши Лены и Сони похожи, а чем отличаются.
13. У Любы велосипед красный трёхколёсный, а у Веры синий трёхколёсный. В чём отличие велосипедов и чем они похожи?
14. Оля и Варя вязали носки и варежки. Оля вязала носки. Кто вязал варежки?
15. Толя и Дима катались на велосипеде и самокате. Дима ездил на самокате. На чём катался Толя?
16. Подружки Зина и Соня сажали розы и ромашки. Зина сажала не розы. Что сажала Соня?
17. Маша и Сима рисовали дворец и принцессу. Сима рисовала не дворец. Что рисовала Сима, а что Маша?
18. Два мальчика гоняли мяч, а один стоял на воротах. Что делал Лёва, если Ваня и Гоша гоняли мяч?
19. Два мышонка и хомяк плыли по речке в кораблике и на бревне. На чём плыл хомяк, если мышата плыли на кораблике.
20. На зиму мышь, хомяк и крот сделали запасы в подземных кладовочках. У мыши кладовка меньше, чем у хомяка, а у крота больше, чем у хомяка. Чья кладовка средняя по величине?
21. У Маши квадратный стол. Какую геометрическую фигуру напоминает крышка стола?
22. Художник нарисовал зайца. У зайца голова, два уха, три ноги. Всё ли нарисовал художник?
23. Мама назвала предметы: кастрюля, сковородка, чайник. Помоги Мите продолжить ряд. Где в доме размещаются эти предметы?
24. Чем похожи пруд, ручей, речка, море? Можно их назвать одним словом?