Цели занятия:
Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Методические приёмы:
проблемные ситуации.
Оборудование:
мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)
— Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»
— А что значит дружба, друг? (ответы детей)
— Почему мы называем другом только некоторых людей?
— Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?
— Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?
Рассказы детей.
Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.
Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.
Игра «Клубок»
— На что похож клубок? (солнце, колобок.
Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель:
– Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый
). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный
). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый
). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный
). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый
) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
Упражнение «Темные и светлые мешочки».
На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Упражнение «Светофорики».
Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» — кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» — зеленый цвет, «нет» — красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.
Воспитатель:
О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
Воспитатель:
– А как много книг о дружбе!
Воспитатель проводит викторину.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Воспитатель:
-Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.
Вывод:
преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель:
Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель:
Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Воспитатель:
Что же у нас получилось? (Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог.
Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. — А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. — Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза
.
— Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»
Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное развитие»:
Усвоение норм и правил, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка (внимательность, доброжелательность, милосердие, желание помочь)
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и не красоту злых, дать детям возможность глубже осознать, что каждому человеку дана свобода выбора: творить добро или зло
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие»: ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
«Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослым и детьми; обогащение словаря детей.
«Художественно-эстетическое развитие»: развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения; развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения,
Планируемые результаты НОД
Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Предпосылки учебной деятельности:
коммуникативные – умение слушать, договариваться, высказывать свое мнение
познавательные- умение размышлять;
регулятивные- умеет следовать определенным правилам,
личностные – умение видеть и слышать не только себя, но и окружающих.
Оборудование для педагога: Макеты: планета Добра, планета Зла, звездочки 6 шт., кукла – пресонаж Хорплоша,(кукла двухсторонняя-с одной стороны доброе приветливое лицо, с другой стороны злая гримасса) воздушные шары, наполненные гелем-15шт, мультимедийное оборудование
Оборудование для детей: фигурки Хорплошиков
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Ребята, Как вы думаете,что такое добро? (Ответы детей).
Добро бывает разным. Одно добро можно увидеть и даже потрогать руками: это картины, скульптуры, книги, сокровища. Всё это можно увидеть в музеях, на выставках, а что-то в детском саду или у себя дома. Игрушки, ваши поделки, созданные своими руками – это тоже добро.
Есть добро, которое мы можем услышать – это музыка, песни, звуки природы, задушевные стихи, добрые сказки, нежные слова.
Но есть такое добро, которое каждый из нас и взрослый и ребёнок должен носить в себе: это доброе сердце, добрая душа, добрые слова. Именно такой человек и совершает добрые поступки. Он помогает всем, кто попал в беду, будь то человек, или животное, и даже растение. О таких людях говорят: «Добрый человек».
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Чтение авторской сказки о путешествии маленькой Звёздочки.
В далёком-далёком космосе жили весёлые маленькие звёздочки. Вместе они играли, веселились, кружились в стройном хороводе и никогда не скучали. Ведь всю ночь им нужно было светить на небе, освещая космические пути. И вот, однажды, самая озорная звёздочка так раскачалась, что упала с неба и попала прямо на планету зла. Планета эта была холодная, колючая, каменистая, на ней никогда не росли цветы, не пели птицы, вся она была покрыта колючками, шипами и острыми камнями. Маленькая путешественница долго бродила среди колючек и камней, просила помочь ей вернуться на небо, но со всех сторон только и слышалось: «Отстань, мы не хотим помогать тебе, фу какая ты некрасивая – отойди от нас…» все прогоняли Звёздочку, кололи её острыми шипами и отталкивали… маленькая Звёздочка совсем опечалилась. Не просто на такой планете найти друзей, которые были бы рады тебе.
Но тут неожиданно поднялся ветер и, немного покружив, унёс нашу героиню на другую планету. Маленькая Звёздочка согрелась и решила осмотреться, куда она попала. Планета эта была совсем не похожа на планету зла. Вся она утопала в прекрасных цветах, слышалось пение птиц, летали бабочки. Это была планета Добра. Новую гостью сразу заметили обитатели доброй планеты. Они пригласили её остаться здесь навсегда. Ведь Звёздочка была очень добрая как все на планете Добра. Здесь только и было слышно: «Оставайся у нас, милая Звёздочка. Давай поиграем вместе. Побудь у нас ещё немного».
Так и осталась маленькая Звёздочка жить на планете Добра, все обитатели планеты очень полюбили её, играли и веселились вместе с ней. Но иногда ясными звёздными ночами маленькая звёздочка смотрела на небо, где в весёлом хороводе кружились её подружки-сестрички, такие же звёздочки как она сама, и ей очень хотелось вернуться на небо.
Вопросы:
1. Вам понравилась сказка? Кто главная героиня сказки? Какая она?
2. Куда сначала попала Звездочка? Как она себя чувствовала? Почему?
3. Что с ней случилось на планете Добра?
4. На какой планете вы хотели бы жить?
Ребята, вот так и наши с вами слова и поступки создают вокруг себя маленький мир добра или зла. Если мы приветливы, добры, отзывчивы друг к другу, то всё вокруг расцветает, а если грубы, то зарастает злыми холодными колючками.
Д/И « Оцени поступок»
А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости. Правильно Хорплоша. Он всегда помогает нам отличить хорошие поступки от плохих. Одевайте на руку маленьких Хорплошиков, садитесь поудобнее и давайте немного поиграем. Вы вместе с Хорплошами будете оценивать разные ситуации:
Ситуация 1: Дети вышли гулять и увидели старенькую бабушку, помогли донести её сумку до дома. (Хорплоша радуется);
Ситуация 2: мальчик поймал кота и тянет его за хвост (Хорплоша сердится);
Ситуация 3: Девочка идёт мимо магазина и причитает: мама, купи, ну купи мне хоть что-нибудь (Хорплоша сердится)
Ситуация 4: Дети вышли гулять, взяли с собой крошки хлеба и покормили птиц (Хорплоша радуется)
Ситуация 5-8 на экране.
Ситуация 9-10 – музыкальные.
(Убираем Хорплош).
Д/И « Закончи фразу добрым поступком»
Я буду начинать фразу, а вы попробуйте закончить:
- Мальчик нашёл потерянную игрушку и …
- дети слепили красивого снеговика, а Саша проходя мимо…
- мама заболела и прилегла, а дочка……
- бабушка уронила палочку и ………….
- все дети убирали игрушки, а Лиза…..
Создание проблемной ситуации
-Ребята, как же нам помочь звездочке вернуться на небо к своим сестричкам?
(Ответы детей)
Дети, если попробовать привязать звёздочку к шарам может быть она сможет улететь на них к своим сестричкам. Давайте попробуем. Вам не жалко отдать свои шары для доброго дела?
Давайте на прощание скажем звездочке ласковые слова! Д/И « Скажи ласковое слово»
(передаём звёздочку по кругу и придумываем ласковые слова и выражения)
Привязываем шары и звёздочка улетает.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
-Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым - значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
И все же посмотри,
Как много у него друзей
А злой всегда один.
Подведение итога: Дети, вам понравилось сегодня наше занятие? Что вам понравилось больше всего? Наше занятие называется
«Впустите в сердце доброту», как вы думаете мы впустили в наши сердца доброту? Что хорошее и доброе мы сделали?
Мы помогли сегодня маленькой сказочной звездочке, но ведь в нашей реальной не сказочной жизни каждый день бывают моменты, когда мы выбираем, как поступить: помочь или отказать, пожалеть или пройти мимо, отнять игрушку или уступить, сделать добро или зло? Какой ваш выбор?
Молодцы. Мы выбираем добро и будем всегда стараться идти дорогою добра.
Танец «Дорогою добра».
Занятие по духовно-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ "Волшебные слова"
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.Задачи:
1. Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
2. Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории возникновения одного из главных православных праздников в году
3. Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза
4. Активизировать словарь: Ангел, молиться, креститься.
Предварительная работа:
- Беседы о православии, о православных традициях,
- Просмотр мультимедийных презентаций,
- Разучивание стихотворений.
Оборудование:
презентация-картинки «Правила для детей», Ангел в стеклянном шаре для игры «Круг вежливых слов» .
1. Введение в тему.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Случилась беда!
Дети на улице
Забыли волшебные слова!
Они заблудились,
Они намочились.
Они стали злыми, голодными!
А в чём тут беда?
Да просто дети забыли
Волшебные слова!
Простите, извините,
Вы не подскажите им,
Как быстро добраться
К мамам своим?
Детям предлагается обсудить следующие вопросы:
Какие «вежливые слова» вы знаете?
Какого человека можно назвать вежливым?
В каких ситуациях используются «вежливые слова»?
2. Чтение и обсуждение стихотворений
Ребёнок:
Добрые слова.
«Доброй ночи» спать уложит,
«Утро доброе» разбудит,
«Добрый день» во всем поможет,
Но тому, кто добрым будет.
На что похожи «вежливые слова» и почему? (Примерный ответ: на солнышко, потому что каждое утро оно ласково со всеми здоровается; на дождик и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета «вежливые слова»?
Ребёнок:
Что за слово?
«Здравствуйте», «привет всем вам», «как вы поживаете?»,
Я надеюсь, вы меня часто вспоминаете?!
Без меня прожить нельзя, просто невозможно!
Что за слово я, друзья, угадать несложно.
Угадали, что это за слово?
Посчитайте, сколько раз в день вы слышите слово «здравствуйте».
Что это слово дарит людям?
Как вы думаете, что произойдет, если люди забудут слово «здравствуйте»?
Ребёнок:
До свидания
Если другу на прощанье скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра новое свидание!
Это слово, как магнитик, всех соединяет
И прощаться навсегда нам не разрешает.
С кем вас соединяет слово «до свидания»? Почему люди говорят друг другу «до свидания»? Какие еще слова люди говорят друг другу при прощании?
Ребёнок:
Пожалуйста
Слово это будто ключик, Золотой и сказочный,
Будто самый светлый лучик,
Звать его «пожалуйста».
Во дворе, в семье, в саду,
Слово это трудится.
У того, кто с ним в ладу,
Все на свете сбудется.
Как трудится слово «пожалуйста» во дворе, в семье и в садике?
Вспомните и расскажите случай из своей жизни, когда вам помогло слово «пожалуйста».
Произнесите слово «пожалуйста» так, чтобы й оно согрело даже самого хмурого человека.
Ребёнок:
Спасибо
Мы спасибо говорим,
За добро благодарим:
За подарок, за заботу,
За вниманье, за работу.
Слово это слух ласкает,
Теплотою согревает.
Тот, кто всех благодарит,
Это слово говорит.
В каких ситуациях вы говорите «спасибо»? Какое слово «дружит» с этим словом? Произнесите слово «спасибо» так, чтобы человек почувствовал вашу благодарность.
3. Динамическая пауза «Вежливая просьба»
Все встают в круг.
Педагог произносит различные команды, например, поднять руки, похлопать в ладоши и т.п., но выполнять нужно только те из них, которые начинаются со слова «Пожалуйста».
4. Просмотр игры-презентации «Правила для детей»
По окончании просмотра все обсуждают значение вежливости.
5. Упражнение «Круг вежливых слов»
Дети встают в круг и, передавая друг другу Ангела, говорят вежливые слова.
6. Итог
По окончании занятия проводится краткая беседа, в ходе которой педагог напоминает детям следующее:
Вежливость украшает человека.
Вежливые слова делают людей добрее.
Вежливость важна в отношениях с другими людьми.
Вежливому человеку проще найти помощь
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Быт Древней Руси»
Воспитатель: Казакова Н.С., МАДОУ «Детский сад №79» г. Саратов.
Интеграция образовательных областей
: «Игровая», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание».
Задачи и цели:
- Воспитывать интерес к истории семейных традиций.
- Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
- Формирование первоначальных патриотических чувств.
- Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать,
делать выводы.
- Запомнить новые слова и понятия.
Предшествующая работа:
- Рассматривание иллюстраций по теме НОД.
-Рассматривание предметов старины.
Материалы к занятию:
Иллюстрации по теме НОД, презентация «Быт в Древней Руси»,кукла в русском народном костюме, кроватка для куклы, русский народный костюм детский, музыкальное сопровождение, коробочка для сюрприза, яблоко.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята,давайте встанем в круг.(Воспитатель задает вопрос). Ребята в какой мы стране живем? Как она называется?
ответы детей: В России.
Воспитатель : Правильно мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?
ответы детей: Русь.
Воспитатель : Молодцы! А мы с вами совершим маленькое путешествие в прошлое к нашим предкам.
Раздается плач ребенка.
Воспитатель : Ребята, кто-то плачет! Давайте посмотрим, плачь доносится из спальни.(Воспитатель берет несколько детей,заходит в спальню и выносят кроватку с малышом.)
(Воспитатель берет куклу в руки).Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет. Это кукла-малыш, она совсем маленькая, поэтому и плачет. Она хочет с вами познакомиться.
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Любава. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Любавушкой. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)
Молодцы. Вот мы и познакомились с Любавушкой и назвали ей свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Любава?
Любава- Это имя обозначает –красавица.
Воспитатель: Любавушка приглашает нас в свой дом.
СЛАЙД 1:ИЗБА
(На м/м картинка русской избы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой дом у Любавы. Называется этот дом «Изба».
Как он выглядит и из чего сделан?
Ответы детей:дом сделан из дерева...
Воспитатель : На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте.
Избы были очень красивыми. Как и дом Любавушки.
Дети, посмотрите, в доме Любавы есть интересные вещи, что же это?
СЛАЙД 2-Прялка
Воспитатель :
В низенькой светелке
Огонек горит,
Молодая пряха
Под окном сидит.
Молода, красива,
Карие глаза,
По плечам развита
Русая коса.
Русая головка,
Думы без конца...
Ты о чем мечтаешь,
Девица-краса?
Прялка - предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Воспитатель:
Давайте назовем вместе –прялка.Для чего нужна прялка.
Ответы детей: чтобы прясти нити.
Воспитатель
: Мы с вами немного поработали, а теперь давайте отдохнем.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули (гладим пальчики)
Маме будет сарафан (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки.(«змейка» пальчиками)
Дедушка - в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка - в берете, («змейка» пальчиками)
Ну а я– в кафтане.(дети показывают на себя)
Воспитатель
: Я вам загадаю загадки,а вы отгадаете,что за предметы есть в избе.
Загадки
:
1)Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Платья, книжки и игрушки,
Занавески, погремушки,
Кукол и велосипед –
Всё она упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький…
(Сундук)
2) Не конь игривый, а доска,
Но в самый раз для седока.
(Лавочка)
3)Один вход и три выхода
(Рубаха)
Воспитатель:
А теперь давайте посмотрим,что есть у Любавушки в избе.
СЛАЙД 3-Сундук,лавка,рубаха.
Воспитатель :Молодцы,правильно отгадали!Мы с вами встанем вкруг и немного отдохнем.
Физкультминутка :
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)
Воспитатель :Ребята,а вы знвете как одевались на Руси? Какую одежду носили?
Давайте посмотрим.
СЛАЙД 4:Одежда простолюдинов
Воспитатель : Рубаха,сарафан,лапти.
Воспитатель : Давайте,с вами подойдем поближе и рассмотрим костюм нашей Любавушки. (Дети подходят к стойке с детским русским костюмом и рассказывают сами,
как он выглядит,какого цвета, есть ли вышивка, тесьма.
СЛАЙД 5:Костюм.
Воспитатель : Ребята, посмотрите как выглядела рубаха на Руси. Какая интересная вышивка. Раньше одежду шили и украшали сами, своими руками. Собирались вечером девицы,песни пели и рукоделием занимались.
Воспитатель: Нам, Любавушка приготовила сюрприз. (воспитатель приносит коробочку и просит ребят помочь открыть). В коробке лежит яблоко и маленькое письмо. Ребята, как вы думаете зачем нам яблоко.
Ответы детей: Чтобы поиграть.
Воспитатель: А в коробке есть послание,давайте прочитаем.
Воспитатель : Правильно.Давайте поиграем.Встанем в круг.(воспитатель объясняет правила игры)
Хороводная игра «Яблочко»
Ход: дети стоят в кругу, говорят слова и передают яблоко друг другу. На ком закончатся слова, то и бежит внутри круга. Ищет себе дружка, кладет яблочко возле ног. После этого дети встают спиной друг к другу, и бегут по кругу в разные стороны. Кто первый прибежит, с того и начинается игра.
Яблочко золотое, яблочко наливное
По рукам катилось и остановилось
Быстро с яблоком беги, и дружка себе найди!
Воспитатель:
Молодцы, дружно поиграли.
(дети сели полукругом на стульчики)
Воспитатель
:Любавушка очень устала и хочет отдохнкть.Куда мы с вами ее положим спать.
Дети: В кроватку.
СЛАЙД 6:Колыбель
(На м/м появляется изображение колыбельки.)
Воспитатель: В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Любавушки. Раньше,чтобы ребенок уснул мамочки пели колыбельную своим деткам.
(Музыка колыбельная старинная). Елена Фролова "Летел голубь".
Воспитатель
: Ну, вот и все, наша Любава уснула.
Итог работы
:
- Что вам на занятии понравилось?
- Что нового вы узнали сегодня?
- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!
Ежова Юлия Владимировна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 8 "Земляничка"
Населённый пункт:
посёлок Центральной усадьбы совхоза "Озёры" Озёрского района Московской области
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
"Неделя по духовно–нравственному воспитанию в старшей группе"
Дата публикации:
27.05.2018
Раздел:
дошкольное образование
Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию детей
подготовительной к школе группы «Вишенка»
в рамках региональной инновационной площадки
«Маленькими шагами в большой мир добра»
1 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «Я И ДРУГИЕ».
Постижение истины: «Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы отно-
сились к тебе».
Познавательный компонент: познакомить воспитанников с основами соблю-
дения этикета, с нормами поведения с взрослыми и сверстниками; расширить пред-
ставления о многообразии социальных ролей, о собственных правах и обязанностях.
Объяснить детям, что дружеское отношение зависит от того, как ребята обращаются
с другими, умеют ли быть дружными, приветливыми, интересными собеседниками и
партнёрами в игре. Расширить представления о дружбе, о гражданственности, госте-
приимстве, о гендерной принадлежности. Закреплять этические представления, под-
водить к понятию интеллигентность, порядочность.
Развивающий компонент:
ников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог – догова-
риваться, планировать действия, распределять роли, проявлять формы вежливого об-
ращения и т.д. Способствовать развитию у детей чувства ответственности за другого
человека, общее дело, данное слово. Развивать у детей способность рассуждать, вы-
ражать себя в разных социальных ролях.
Воспитательный компонент: формировать положительный образ группы
как носителя моральных норм. Воспитывать терпимость и уважение к взрослым и
детям, независимо от их физических особенностей. Воспитывать дружеские взаимо-
отношения между мальчиками и девочками, прививая положительные черты харак-
тера. Воспитывать умение общаться с взрослыми
сверстниками закрепляя формулы
словесной вежливости.
«Наша группа».
Беседы: «Общение мальчиков с девочками», «Мои друзья», «Кто придумал
Цели: обратить внимание детей на особенности характера и поведения сверст-
ников в группе. Формировать способность детей понимать необходимость учитывать
настроение сверстника в общении с ним (успокоить обиженного, разделить радость,
выразить восхищение). Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчика-
ми и девочками, прививать положительные черты характера.
Игры – беседы: «Кто мы?», «Где ты живёшь?», «Что чувствует твой друг?»,
«Добрые поступки».
Цели: дать представления о детях разного возраста; мальчиках и девочках.
Формировать способность у детей различать по мимике, жестам разные эмоциональ-
ные состояния. Познакомить с элементарными правилам культурного поведения в
среде детей. Развивать коммуникативные навыки у воспитанников. Формировать
умения детей выделять добрые поступки по отношению друг к другу (в жизни, на
картинках, в литературе), выражать к ним своё положительное отношение. Выделять
плохие поступки.
Чтение «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковский
Цели: дать детям представления о возможных негативных последствиях для
других детей своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем,
Музыкально-литературная композиция «Венок дружбы».
Цели: иметь представления о жизни детей в других странах, об играх, люби-
мых занятиях. Формировать у детей понимание, что нельзя дразнить других детей,
давать прозвища.
Подвижные игры: «Мы – хорошие ребята», «Вспомни имена своих друзей».
Цели: формировать у детей способность сохранять жизнерадостное настрое-
ние, быстро преодолевать негативное состояние, стремиться к положительной оцен-
ке окружающих, проявлять доверие к миру. Формировать умения у детей играть
дружно, сообща, способствовать активизации речи детей.
«Люди вокруг нас».
Беседы: «Как быть послушным», «Будь внимательным к старшим», «Все начи-
нается со слова «здравствуй»», «Всегда будь вежлив».
Цели: объяснить детям, что поведение по отношению к старшим должно зави-
сеть от их эмоционального и физического состояния (если взрослый устал – предло-
жить помощь, заботу). Воспитывать умение общаться с взрослыми, закрепить фор-
мулы словесной вежливости.
Познавательная минутка «Труд взрослых работающих в детском саду».
Цели: объяснить детям, что трудом взрослых людей создано богатство окру-
жающего мира: города, транспорт, искусство, здравоохранение, образование; благо-
даря усилиям людей осуществляется охрана природы. Развивать у детей способ-
ность рассуждать, выражать себя в разных социальных ролях.
Дидактические игры и игровые ситуации: «Вежливый ручеек», «Кто кому
уступит место», «У меня зазвонил телефон», «Как сказать, чтоб не обидеть».
Цели : способствовать формированию разнообразных форм словесной вежли-
вости, закреплять навыки поведения в общественном транспорте, закреплять навыки
телефонного этикета.
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад встречает гостей».
Цели: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развора-
чивать сюжет; развивать интерес и уважение к работникам детского сада, а так же
закрепить навыки приветствия.
Решение проблемных ситуаций: «Как помирить поссорившихся членов семьи
(друзей)?», «Как порадовать друга?».
Цели: развивать у детей чувство эмпатии, формировать у детей знания о
способах проявления заботы о других людях.
«Разговор о дружбе»
Беседы: « Умеешь ли ты дружить», «Если с другом вышел в путь», «Если забо-
лел друг», «Скажи, кто твой друг?», «Ищи друга, а найдёшь – береги».
Цели:
продолжать
формировать
дружеские
взаимоотношения,
закреплять
представления о дружбе, товариществе.
2 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ: «Я И МОЯ СЕМЬЯ».
Постижение истины : «Золото и серебро не стареют, отец, и мать цены не
Познавательный компонент: познакомить детей с понятием «семья»; закре-
пить знания полных имен членов семьи; закрепить умение определять наименование
родственных отношений между близкими членами семьи. Формировать у детей
представления о важности мира семьи для человека, о ценности внутрисемейных от-
ношений («Как хорошо иметь семью!»). Формировать у детей представления о праве
каждого человека на имя, о значении своего имени и происхождении фамилии.
Расширить представления у детей о человеческом качестве «забота».
Развивающий компонент: развивать познавательную активность у воспитан-
ников, развивать коммуникативные навыки: вести конструктивный диалог, развивать
навыки творческого рассказывания, навыки связной речи. Развивать стремление де-
тей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, заботу о них. Развивать
стремление устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи в ро-
дословной
Развивать
поисковую
деятельность.
Развивать
способности к созданию выразительного образа посредствами изобразительной дея-
тельности.
Воспитательный компонент: формировать уважительное, заботливое отно-
шение к своим близким – маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам. Заложить
в сердца детей чувство благодарности членам своей семьи за жизнь на этом свете.
Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и желание оказывать по-
сильную помощь близким. Раскрыть яркое чувство любви к ним. Дать эмоциональ-
ные впечатления о том, что все люди в мире – одна большая семья. Совершенство-
вать поведенческий духовный опыт детей: проявлять чуткость, любовь к матери, за-
боту о ней.
«Моя дружная семья».
Беседы: «Что такое семья», «Выходной день в нашей семье».
Цели: Объяснить детям, что семья – это любовь, забота друг о друге, самое
любимое и надёжное место на земле. Воспитывать любовь и уважение к старшим:
бабушке, дедушке, маме, папе.
Рассматривание картин из серии «Моя семья».
Цель: закрепить знания о членах своей семьи, а так же умения воспитанников
эмоционально и активно участвовать в диалоге в соответствии с предложенной те-
Познавательная минутка «Я горжусь трудом своих родителей».
Цели : дать детям представление о профессиях взрослых. Воспитывать уважи-
тельное отношение к труду взрослых и желание оказывать посильную помощь близ-
Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках?)
Цели: формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут
вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Развивать чувство гордости за
свою семью.
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семья на отдыхе», «День рождения».
Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать
детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимо-
действовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, добро-
желательное, заботливое отношение к членам семьи.
Настольно-печатные игры: «Моя семья», «Мамины помощники», «Кто есть
кто?», «Кто старше?», «Моя родословная».
Цель: развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам сво-
ей семьи, заботу о них, стремление устанавливать причинно-следственные связи
между членами семьи.
Игровая ситуация «У нас в гостях бабушка и дедушка».
Цели: развивать способность у детей сравнивать людей разного возраста и
пола, выделяя при этом некоторые их особенности. Воспитывать чувство семейной
сплочённости.
Беседы: «Моя любимая мама», «Чем можно порадовать маму».
Цели: воспитывать любовь к маме, желание помогать ей, радоваться хорошим
поступкам. Развивать способность у детей понимать связи между поведением детей
и соответствующими чувствами взрослых. Формировать умение у детей поддержи-
вать диалог.
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семья», «Праздник для мамы» и
т.д. Цели: формировать у детей обобщенное представление о семье. Побуждать де-
тей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение детей взаимодей-
ствовать и ладить друг с другом в совместной игре. Воспитывать любовь, доброже-
л а т е л ь н о е,
з а б о т л и в о е
о т н о ш е н и е
ч л е н а м
Дидактическая игра «Назови ласково».
Цели: согласовывать имена прилагательные с именами существительными в
роде, числе и падеже. Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме.
Вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство
благодарности за заботу. Закрепить умение работать со схемами.
Дидактическая игра «Что умеет наша мама!».
Цели : правильно употреблять в речи имена существительные в творительном
падеже; называть действия, схожие по ситуации. Развивать у детей доброе отноше-
ние и любовь к своей маме.
Чтение Барто А. «Разлука», Саконская Н. «Разговор о маме», Емельянов Б.
«Мамины руки».
Цели:
воспитывать
произведениям,
пересказывать
рассказы, высказывать свое отношение к прочитанному.
Познавательная минутка «Материнская любовь – бесконечное самоотвержен-
ное и бескорыстное служение своим детям».
Цели: объяснить детям, что мать всегда готова понять и простить своих детей,
отдать все что имеет, не ожидая взамен вознаграждений за свою самоотверженную
любовь. Люди знают, что сила материнской любви очень велика.
Пословицы: «Матери
нская молитва со дна моря вынимает», «Нет роднее дружка, чем
родная матушка».
3 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «ДОБРОТА ИСТИННАЯ»
Постижение истины: «За добром пойдешь - добро и найдешь».
Познавательный компонент : познакомить детей с понятием «доброжелатель-
ность»; расширить представления о том, что доброжелательность бывает настоящая
и избирательная. Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и
плохих поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом.
Развивающий
компонент:
диалогическую,
способность на основе произведений давать оценку поступкам литературным геро-
ям. Развить внимание, усидчивость; воображение, изобразительные навыки.
Воспитательный компонент : воспитывать стремление к доброделанию и до-
бролюбию. Вызвать тяготение души ребенка к творению добра в естественной жиз-
ни. Воспитывать доброту, честность, скромность, вежливость.
Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Что такое хорошо и что та-
кое плохо», «Доброта ложная, доброта истинная».
Цели: научить детей быть внимательными к окружающим взрослым и сверст-
никам, родным; обогатить опыт детей действиями и поступками, которые могут по-
радовать близких; развить диалогическую речь детей.
Ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня.
Цель: расширение словаря за счет слов – понятий «хороший - плохой», «до-
брый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый».
Словесная игра «Превращение «злых слов в добрые».
Цели: формировать основы речевой культуры. Совершенствовать практику
взаимного общения детей, используя «язык добра».
Дидактическая игра «Оцени поступок».
Цель: развивать связную речь детей, упражнять в установлении причинно-
следственных отношений с опорой на сюжетную картинку, воспитывать доброту,
честность, скромность, вежливость. Развивать у детей способность поддерживать
Чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.
Цели: расширить представления детей о доброте, добрых поступках. Разви-
вать способность самостоятельно проявлять свое стремление к высказываниям.
Чтение: А. Барто «Вовка – добрая душа».
Цели: развивать способность на основе произведений давать оценку поступ-
кам литературных героев.
Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: поупражнять детей в употреблении вежливых, добрых слов, используя
выражения, мимику, позу.
Сюжетно-ролевая игра «Службы помощи».
Цели: развить игровой диалог, игровое взаимодействие; научить отображать в
играх добрые поступки окружающих людей, формировать способность играть детей
сообща, активизировать активный словарь детей.
Игра «Я не должен - я должен».
Цели: формировать умение оценивать свои поступки и поступки других лю-
дей. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстни-
кам, окружающим людям. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять
Рассматривание сюжетных картинок на тему «Хорошо - плохо».
Цели: развить внимание, усидчивость; научить ясно выражать свою мысль,
оценивать поступок, проектировать свое поведение в данной ситуации.
Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок), готовим подарки для
именинников (аппликация, коллаж, рисование пожеланию детей).
Цель: развить воображение детей, изобразительные навыки. При анализе акти-
визировать речевые способности детей.
Разрешение проблемных ситуаций: «Награда за добро», «Что надо Бабе Яге,
чтобы стать доброй?».
Цели: создавать настроение радости и удовольствия от собственных добрых
поступков, вкладывать в детей чувство любви и доброты и заботы об окружающих
людях, своих сверстников.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цели: формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих
поступках, нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать
щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим
людям, чувство взаимопомощи.
Развлечение «Дарите людям доброту».
Цели: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжела-
тельность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки
окружающих; стимулировать развитие образного мышления и творческого вообра-
жения дошкольников; воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отно-
шение к окружающим. Создать бодрое, эмоциональное настроение, активизировать
речевую сферу воспитанников.
4 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «РАДОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ».
Постижение истины: «Родителей нужно слушаться не только потому, что
они умнее, опытнее, и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих ро-
дителей».
умение слышать и понимать другого человека. Упрямый человек не принимает сове-
тов старших, делает все по-своему. Непослушание – как с ним бороться. Значение
пословицы «Кто кого любит, тот того и слушает».
Познавательный компонент: формировать представление о послушании и
непослушании,
показать
необходимость
послушания
возможности
избежать
многих неприятностей, скорбей, несчастий. Продолжать знакомить с русским народ-
ным песенным творчеством.
Усвоить общий урок: герой попадают в беду из-за непослушания.
Развивающий
компонент:
способствовать
развитию
нравственно-волевой
сферы детей, понимания необходимости управлять своими желаниями и поведени-
ем: помочь детям понять, что непослушание - причина бед. Способствовать разви-
тию нравственно-волевых качеств, выдержки и взаимовыручки. Развивать у детей
мотивацию к послушанию взрослым. Развивать у детей умение думать, сравнивать,
анализировать поступки литературных героев.
Воспитательный компонент: воспитывать послушание на основе любви и
уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать,
помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. Создавать условия для
формирования нравственных моделей поведения, таких как: дружба, взаимовыручка,
послушание.
Беседы: «Послушание - умение слышать», «Непослушание - как с ним бороть-
Цель: формировать представления о послушании. Воспитывать послушание
на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия,
умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Чтение: «Кот и петух», «Гуси лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Ива-
нушка» (на выбор).
Цели : на примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание -
причина бед. Учить детей быть послушными, приветливыми.
Литературный ряд: В.А. Сухомлинский «Кому идти за дровами», А. Каралий-
чев «Непослушные дети», В. Белов «Ручеек», Н. Артюхова «Трудный вечер», П. По-
ляков «О послушании».
Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение.
Познавательная минутка «Как мы понимаем слова «слышать» и «слушать».
Цель: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение. Закрепить уме-
ние детей замечать, что кому-то плохо, выражать своё сочувствие, оказывать по-
Игровой досуг «Послушным каждый может быть».
Цели: формировать представление о послушании и непослушании, показать
необходимость послушания как возможности избежать многих неприятностей, скор-
бей, несчастий. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки ли-
т е р а т у р н ы х
г е р о е в.
Осмысление заповеди о послушании:
Послушанье – дело Божье.
Стать послушным каждый может.
Слушай старших, отца и мать – Бог даст тебе благодать!
5 ДЕНЬ
ТЕМА ДНЯ «О МИЛОСЕРДИИ И СОСТРАДАНИИ».
Постижение истины : «Сердце может быть милым, умеющим любить и по-
нимать страдания других людей». «Истинное милосердие – это желание приносить
пользу другим людям, не думая о вознаграждении».
ную для кого-то минуту умеет пожалеть и посочувствовать другому. Когда кто-то не-
счастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и пережи-
вает вместе с ним, старается его утешить и успокоить.
Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но и готов
прийти ему на помощь. Милосердный человек может многое простить другому. Он
старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.
Сострадание – главный аспект любви.
Любим некоторых, но сострадаем ко многим. Без сострадания мир погрузился
бы во тьму и зло.
Сострадание – вектор любви направленный к несовершенству.
Любить можно нечто совершенное, а к тому, что далеко от совершенства и не
вызывает восхищения нужно иметь сострадание или чувство сопричастности к стра-
дающим в окружающем мире.
Познавательный компонент : осмысление детьми понятия «милосердие» как
основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улуч-
шающего жизнь человека и общества.
Развивающий компонент: развивать социальную сферу у дошкольников, фор-
мировать способности к сопереживанию, милосердию, состраданию и адекватному
проявлению этих чувств.
Воспитательный компонент : воспитывать у детей милосердие и сострада-
ние, человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие, оказывать
внимание к близким людям и уважение к взрослым.
Беседа «Милосердие и сострадание».
Цели: дать представление о милосердии и сострадании. Раскрыть понятия
«милосердие и сострадание». Создать ситуацию для осознания личностного опыта.
Размышляем вместе с детьми «Что для меня означает слово милосердие».
Цель: подвести детей к пониманию, что истинное милосердие – это желание
приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.
Познавательная минутка «Проявим милосердие к другим, и совесть, душу веч-
но сохраним…».
Цели: формировать у дошкольников представление о содержании данной эти-
сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искрен-
Игра «Солнышко милосердия».
Цель: усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему
того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
«Сердце на ладошке»
Постижение истины: «Внутренняя красота делает человека добрым, любящим,
заботливым, дружелюбным, такой человек приятен, с ним хочется дружить, даже
если его лицо некрасиво». «Любовь – это единственная сила, способная превратить
любого врага в друга».
Познавательный компонент : дать детям представление о красоте внутренней
и внешней, любви.
Развивающий компонент: развить чувство композиции, эстетический вкус у
дошкольников, чувственное восприятие у воспитанников. Развивать понятийный
аппарат детей в области человеческих отношений.
Воспитательный компонент : воспитывать культуру сердца, умение видеть
мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца». Воспитывать в детях любовь,
ласковое и чуткое отношение к самым близким людям, чувство семейной сплочён-
ности, потребности радовать близких людей добрыми делами и заботливым отноше-
нием к ним.
«Красота человека и его души».
лей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются слова и поступ-
ки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут красивыми. А
если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают быть красивы-
Беседы: «Красота мира вещей и предметов», «Красота человека: внутренняя и
внешняя», «Красота природы», «Красота произведений мира искусств».
Цели : формировать основы этической культуры, Прийти к пониманию, что от
красоты всем становится радостно на душе (появляется радость внутри), человек
становится добрее и тоже хочет сделать что-нибудь красивое в жизни.
Рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружаю-
щего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов
с моделями женской, мужской, детской одежды и рассказывание.
Цели: упражнять детей видеть красоту вокруг себя, восхищаться ею, способ-
ствовать обогащению представлений у детей об окружающем мире. Познакомить де-
тей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настрое-
ния в произведениях литературы, живописи, музыки.
Познавательная минутка «Что мы видим вокруг себя».
Цели: помочь испытывать чувство радости от того, что живем на красивой
земле. Показать удивительную красоту мира, яркость и разноцветие человеческой
жизни. Возбудить чувство любви к близким и другим людям.
Наблюдения на прогулке: «Как прекрасен этот мир», «В поисках красоты»,
природный мир бывает разным» и т.д.
Цели: упражнять детей в умении замечать красоту вокруг себя, в природных
явлениях, наблюдать за объектами живой и неживой природы; развивать чувствен-
ное восприятие у воспитанников.
Игровой–досуг «Как прекрасен этот мир – посмотри!»
Цели: учить детей видеть слышать и понимать красоту мира через сердце,
свою маленькую душу.
Чтение: «Сказка о Четырех Царствах» (царство растений, царство животных,
царство птиц, царство людей).
Цели: осознать гармонию и целостность жизни на Земле. Воспитывать культу-
ру сердца, умение видеть мир «глазами сердца», «слышать мир «ушами сердца».
Свободный разговор «Что такое душа человека?»
Цели : формировать интеллектуальную культуру через расширение понятийно-
го аппарата детей в области человеческих отношений. Совершенствовать практиче-
ский опыт проявления сердечной доброты и любви к окружающим людям, природе,
Размышляем вместе с детьми: «Как должна быть устроена жизнь человека,
чтобы ее можно было назвать красивой?», «Если у человека красивая душа, как это
отражается на его жизни и его поступках?»
Цели: прийти к пониманию, что внутренняя красота человека начинается с
красивых мыслей и желаний. Именно из мыслей и желаний человека появляются
слова и поступки. Если мысли человека красивы, то слова и поступки тоже станут
красивыми. А если мысли и желания безобразны, то и слова, и поступки перестают