Из опыта работы
«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Чекунова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,
но и формирование его характера,
эмоций у личности в целом,
находится в непосредственной зависимости от речи»
(Лев Семенович Выготский)
Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.
Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.
Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:
- в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
- умении вслушиваться в текст;
- улавливать интонации;
- особенности речевых оборотов;
- четко, последовательно излагать мысль;
- самостоятельно пересказать текст;
- в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).
Задачами работы по театрализованной деятельности являются:
— формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;
— формировать грамматический, лексический строй речи;
— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.
Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно —пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.
Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:
«Центр игры»
В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).
«Центр театра»
В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.
«Центр речевого развития»
В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.
Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:
- Работа с детьми, которая включала в себя:
— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);
— практико-ориентированную направленность в реализации задач.
Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
- речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
- упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
- придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
- составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- игры-превращения, образные упражнения;
- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
- показ театрализованных представлений, спектаклей.
Детское художественное творчество носит поэтапный характер
На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.
Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.
Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.
Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).
С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.
Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.
С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.
Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.
Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.
Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.
У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.
При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.
В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.
Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.
- Организация театрализованной игры.
1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).
Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на
свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.
Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.
- Работа с родителями
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:
— Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).
— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».
— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».
— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.
— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».
— «Родительские посиделки».
— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».
— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»
— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).
- Работа с педагогами
Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.
В процессе работы были проведены:
— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).
— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».
— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.
— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».
Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:
— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».
— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.
— Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).
— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».
— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).
— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.
При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.
На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.
По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев
Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
В советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С. Л. Рубеншнейна. Эти виды деятельности рассматриваются им как этапы индивидуального развития человека, формирования и развития сознания. Эти виды деятельности стали рассматриваться всеми нами как фундаментальные формы психологического развития человека, формирования его сознания и личности от рождения до зрелости.
Многие специалисты в области детской психологии превратили игру в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребёнка с первого года жизни до начала систематического учения. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.
Основное различие между игровой театральной деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нём обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. В психологической и педагогической литературе получило распространение понятия театрализованной деятельности именно как деятельности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста. Но включение театрализованной деятельности в деятельность человека любого возраста будет сопровождаться теми же особенностями. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать характеристики театрализованной деятельности, основанные, в первую очередь, на характеристиках театрализованной деятельности ребёнка.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
· с художественным образованием и воспитанием;
· формированием эстетического вкуса;
· нравственным воспитанием;
· развитием коммуникативных качеств личности;
· воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;
· созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает в становлении самооценки.
Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.
В сфере познавательного развития:
· развитие разносторонних представлений о действительности
· наблюдение за явлениями природы, поведением животных
· обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы
· развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;
В сфере социального развития:
· формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности
· воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
· развитие эмоций;
В сфере эстетического развития:
· развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа
· приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов
· создание выразительного художественного образа
· развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата
· организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций
· обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов;
В сфере развития движений:
· согласование действий и сопровождающей их речи
· развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа
· поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.
Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).
Театрализованная деятельность есть ни что иное как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства. А именно:
· Сценическое действие. Введение в номер сценического действия, когда жанр номера его не предполагает. (Например, выступление академического хора);
· Мизансцена. Введение в номер различных сочетаний поз, движений исполнителей, когда жанру номера присуще статичное расположение артистов на сцене. Введенные позы и движения внешне выражают сущность происходящих в данный момент на сцене событий и отношения между исполнителями.
· Сценическая атмосфера. Для создания которой используется: игровой свет, фоновая музыка, шумы и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие концерта.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта будущего актёра: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.
Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, это деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается какое-либо произведение искусства. Она включает различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту .
Театрализованная деятельность является сегментом художественной деятельности, одной из ветвей развития. Существуют две стороны театрализованной деятельности:
1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.
2. Режиссёрская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.
Исходя из основных характеристик театрализованной деятельности, мы можем выделить следующие её виды:
1). Театрализованная деятельность компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
2). Театрализованная деятельность оригинального вида - создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.
3). Театрализованная деятельность смешанного вида - использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.
Исходя из представленных видов театрализованной деятельности, мы можем заявить, что в работе со студентами университета возможно использование всех этих видов, в той или иной степени. Но, при этом, необходимо осознавать, что театрализованная деятельность предполагает определённые условия, как со стороны материальной базы, так и со стороны участников этой деятельности.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки.оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.
По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы, обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту, дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать и разыгрывать тематику. Творческому и самостоятельному поиску развития сюжета будет способствовать активное участие старших дошкольников в подготовке элементов костюмов и декораций.
Рассмотрев характеристику театрализованных игр, можно сделать следующие выводы:
Данный вид игр позволяет дошкольнику видеть и познавать окружающий мир через эмоции, образы, краски, звуки;
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках;
Способность к идентификации себя с литературным персонажем позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка;
Полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов;
Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.
Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является – театрализованная игра.Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся, на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Втакого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
THEATRICAL ACTIVITY AS A MEANS OF PUPILS" EDUCATION
Т.Ю. Артюхова, Т.И. Петрова
Воспитание, воспитательная работа, театрализованная деятельность, системно-деятельностный подход. В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое место занимает внеучебная работа со школьниками. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся рассматривается через призму системно-деятельностного подхода. Обсуждаются возможности театрализованной деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов. Сформированные личностные новообразования позволяют школьникам осознать свою значимость и неповторимость и, как следствие, приводят к новому качеству общественной и повседневной жизни.
T.Yu. Artyukhova, T.I. Petrova
Education, educational work, theatrical activity, system-activity approach. As part of the implementation of the federal state educational standards of general education extracurricular activities with pupils hold a specific place. Theatrical activity as a means of pupils" education is considered in terms of the system-activity approach. The possibilities of theatrical activity in the formation of personal and metasubject results are described. Formed personal growths allow pupils to realize their importance and originality, and, as a result, lead to a new quality of social and everyday life.
Все прогрессивные теории обучения были направлены на осознание проблем детства и формирование целостной личности (IIIА Амонашвили,В.А. Сухомлинский,К.Д. Ушинс-кий, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци и др.).
Не является исключением и XXI век.
В рамках реализации федеральных государственных стандартов (ФГОС) большое внимание уделяется внеурочной деятельности, которая в различных формах организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) [ФГОС].
В то же время остро стоит вопрос о том, какими педагогическими средствами, формами воспитательной работы могут оперировать педагоги и другие специалисты образовательных организаций для достижения поставленных целей и реализации указанного содержания, ведь жизнь современного ребенка наполнена многими событиями, большим количеством информационных источников, порою расписана по минутам, или, напротив, свободное время детей никак не
организовано, школьники после занятий бесцельно проводят время у телевизора, компьютера, во дворе и т. п. Как отмечают В.А. Ковалевский, O.A. Карлова, среди множества проблем детей Красноярского края выделяются, в частности, «неподготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, отсутствие благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, привлекательность ухода от реальных проблем, от необходимости выстраивать диалог с окружающими в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки; несфор-мированность социально направленной активной жизненной позиции юного поколения, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной и повседневной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно» [Ковалевский, Карлова, 2014, с. 11].
В подобных условиях необходимо выявить такие средства воспитания, которые интегрируют личностные потенциальные возможности с возрастными особенностями детей. Опираясь на имеющийся опыт, мы предлагаем рассмо-
треть театрализованную деятельность как средство внеучебной работы со школьниками.
Роль театрализованной деятельности в развитии детей различного возраста отмечают зарубежные и отечественные педагоги. В дореволюционной педагогике вопросами театра занимались В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, H.A. Островский, К.Д. Ушинский и др. В советское время: A.B. Луначарский, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, К.С. Станиславский и др.
Применительно к школьному возрасту целесообразно применять термин «театрализованная игра», «театрализованная деятельность». Сам термин «театрализованная игра» указывает на связь ее с театром.
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность (Л.Я. Дорфман, A.B. Запорожец, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Я.З. Не-верович и др.). В процессе восприятия художественного произведения у детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И. Борисович, A.B. Запорожец, Я.З. Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя, экстерацептивная, картина мира, с другой - интерацептивный компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу побудительный, активизирующий характер отражения окружающей действительности.
В рамках театрализованной деятельности важное место занимают образы, которые неразрывно связаны с эмоциями. Как отмечает Л.Е. Смирнова, познавательный образ включен в сложный процесс духовного овладения действительностью, а эмоции представляют собой одну из форм существования личностного смысла [Смирнова, 2011, с. 50]. Следовательно, в процессе работы над постановкой «включаются» образно-эмоциональные механизмы открытия личностных смыслов. Эта образно-эмоциональная ситуация способствует возникновению и раскрытию личностного смысла, что впоследствии приводит к творчеству. Возникновение этого смысла подчинено сформулирован-
ному Л.С. Выготским закону развития высших психических функций, которые возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. По мысли Л.С. Выготского, искусство «работает» с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются [Выготский, 1986, с. 8].
Театрализованная деятельность в общей структуре театрального искусства определяется специфической особенностью - синтетичностью, объединяя в себе различные виды искусства. Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, который включает пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие целепола-гания, планирование решения, решение задач, рефлексивно-оценочные действия.
Деятельность, связанная с подготовкой театрализованного представления, включает именно эти компоненты.
Работа над театральной постановкой всегда начинается с выбора и изучения материала, затем произведение обсуждается, анализируется. Когда «рабочий» материал подобран, происходит осознание смыслов. Выбор произведения -важный момент, сточки зрения создания воспитательной ситуации он должен быть связан с реальными жизненными ситуациями.
Организация постановки связана с различными обслуживающими театральными процессами: костюмерным, звуковым, декорационным, осветительным и др. В школьном театральном коллективе эти обязанности выполняют все участники: подготавливаются костюмы и реквизит, выставляется декорация для спектакля, настраиваются свет и звук, а потом они выходят на сцену в качестве актеров. Поэтому театрализованная деятельность становится доступной формой самовыражения, развития фантазии и на-
блюдателы-юсти, творческого потенциала, развития и совершенствования правильной речи, снятия психологических и мышечных зажимов, умения взаимодействовать в коллективе.
Участвуя в театрализованной деятельности, ребенок открывает более широкие возможности знакомства с окружающим миром, используя свою фантазию, образы, знакомясь с новой литературой, музыкой, учится наблюдать, анализировать, делать выводы и обобщать информацию.
Работа над полученной ролью дополняет словарный запас ребенка, совершенствует его речь, неизбежно ставит его перед необходимостью говорить понятно, четко, интонационно разнообразно.
Театрализованная деятельность - одна из самых доступных для детей разного возраста видов деятельности, в ходе которой учащиеся знакомятся с миром прекрасного, пробуждается способность к состраданию, сопереживанию, активизируется мышление, воображение, она способствует социализации - процессу формирования личности в определенных социальных условиях, процессу усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе.
В рамках театрализованной деятельности складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружающей его социальной действительности, как отмечает Л.С. Выготский [Выготский, 1997]. Процесс подготовки к постановке и собственно ее осуществления связан у учащегося любого возраста с «рождением» индивидуализации. Используя терминологию A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского, через поиск средств, способов обозначения своей индивидуальности, непохожести ребенок вырабатывает собственные механизмы взаимодействия с окружающей действительностью. Воедино сливается процесс «интериоризации-экстериоризации» собственного опыта. Рождаются новое понимание своей значимости, осознание возможности инте-
грации личности в общество. Собственно, все это представляет собой механизмы личностного развития [Петровский, Ярошевский, 1998].
В процессе театрализованной деятельности учащемуся приходится увидеть, «примерить» и проиграть различные роли. По мнению А. Бандуры, многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого, которое выступает способом регуляции поведения ребенка, предоставляя ему возможность подражать авторитетным образам.
Автор констатирует, что для усиления и сохранения поведения, сформированного благодаря подражанию, важно подкрепление. В нашем случае подкреплением выступят слова учителя о качестве сыгранной роли, аплодисменты, восторженные отклики зрителей.
Отечественными психологами П.Ф. Каптере-вым, И.М. Сеченовым, К.Д. Ушинским, а также зарубежными исследователями Дж. Болдуином, А. Валлоном, Ж. Пиаже, 3. Фрейдом было установлено, что подражание - такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни.
Неотъемлемым компонентом театрализованной деятельности является эстетическое восприятие детей. Восприятие театра не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. В онтогенезе уже ребенку дошкольного возраста доступны внутренняя активность содействия, сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, Л.С. Славина, Л.Г. Стремкова и др.). Начиная с младшего дошкольного возраста возникает способность понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П. Бочкарева, А.И. Берлычева, Л.Г. Стрелкова), и это позволяет рассматривать театрализованную игру как механизм нравственного воспитания. Разнополяр-ные эталоны становятся для ребенка значимыми при соотнесении себя как с положительными персонажами, так и с отрицательными, непривлекательными (С.Н. Карпова, С.Г. Якобсон).
Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (A.A. Бо-далев, Я.З. Неверович), это, собственно, эмпа-тия или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым (Л.И. Божович, Т. Рибо, Л.Г. Стрелкова) [Мухина, 1999]. Далее эти особенности усложняются, окультуриваются и становятся личностными образованиями.
Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия (К. Изард) и эмоциональные действия (Я. Рейковский), которые выражаются в мимике, интонации, тембре, дикции, ритме, вибрато голоса (Л.Я. Дорфман, К.С. Станиславский). Причем выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его (С.Л. Рубинштейн).
Театрализованная игра-деятельность привлекательна для детей ввиду ее эмоциональной насыщенности. Участие в театрализованной деятельности приносит ребенку радость и удивление, в ней заложены истоки творчества, охвачены психические процессы и личностные особенности; происходят процесс перевоплощения и возникновение веры в себя, совершенствуется психомоторика и т. д. В процессе со-деятельности учащиеся принимают руководство взрослого, не замечая его. Это говорит о широком развивающем потенциале театрализованной игры.
«...Мир театра есть тропинка к внутренним чувствам ребенка, к его душе» (Л.С. Выготский). Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, в ней самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Театр позволяет ребенку использовать навыки общения по своему усмотрению, в то же время корректирует
линию поведения, межличностные отношения рамками роли.
Воспитательные и развивающие возможности театра в процессе социализации детей огромны: его тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, учатся анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться [Эстетическое воспитание и развитие, 2002].
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии, которая проявляется в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Театральное представление, включающее народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи-«вредители», аккумулирует в себе богатый материал, на основе которого дети способны усвоить типичные образы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар-птицей, Василису Прекрасную похищает Кощей, Баба Яга помогает царевичу и т. д.), но и характером персонажа. В жизни человеку приходится несколько раз за день менять свои социальные роли сообразно с теми ролями, которые берут на себя другие люди. Среди многообразных форм взаимодействия модели типа «хищник-жертва», «вредитель-герой» не редкость. Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекват-
ный способ общения и взаимодействия с другим ребенком-персонажем. Театральная игра предлагает творческую свободу ребенка, его как бы «отстранение» от роли: ребенок понимает, что он не Иванушка, а Саша, который в Иванушку только играет и волен выйти из роли в любой момент, чтобы, например, принять роль Кощея [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].
Учитель активно включается в такую деятельность как партнер, но чтобы организовать подобное действо, недостаточно выбрать сказку и смоделировать сюжет по желанию детей. Этим можно достичь лишь поверхностного усвоения фабулы, без проникновения в суть конфликта и без поиска оптимального поведения персонажей в игре-драматизации. Опыт показывает, что продуктивный процесс воспитания в целях социализации ребенка должен начинаться с его комплексного включения в мир фольклора. Под этим имеется в виду систематическая работа над какой-либо темой в подготовке непосредственно театрализованного представления.
Кроме того, театр привлекателен потому, что в работе можно часто обращаться к сказке. Если рассмотреть сказку с различных точек зрения, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают бессознательно некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуаций - так и останется в пассиве. И очень важно, чтобы дети осознавали смысл сказочных событий и их взаимосвязь с ситуациями реальной жизни. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос «чему же нас научила сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым и созидательным [Зинкевич-Евстигнеева, 2007].
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробо-
вать-я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам -на этом и основывается высокая педагогическая эффективность театрализованной деятельности школьников.
Вовлечение (включение) ребенка в театрализованную деятельность способствует развитию когнитивных процессов, его эмоциональному, психомоторному, коммуникативному, художественному и нравственному становлению, что отражается в личностных и метапредмет-ных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования, с одной стороны, и с другой - создаются эффективные условия для осознания своей значимости, неповторимости, «рождения» новых социальных контактов и пр. Эти личностные новообразования позволят школьникам качественно проявить себя в общественной и повседневной жизни.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997. 96.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкоте-рапии. СПб.: Речь, 2007. 176 с.
4. Ковалевский В.А., Карлова O.A. Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник К ГПУ. 2014. № 2(28). С. 6-18.
5. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 1999. 456 с.
6. Петровский A.B., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998. 528 с.
7. Смирнова Л.Е. Учебные ситуации с образно-эмоциональной основой // Aima mater. 2011. № 6. С. 49-54.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). URL: http:// мин-обрнауки.рф/документы/2365 (открытый доступ).
9. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Дубровской. М.: Академия, 2002.
о ^ о о ^ h О Й
Вводная часть
Креативность - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.
Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Заинтересовавшись вышесказанным, я решила углублённо работать с детьми по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».
Цель деятельности: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;
Задачи:
Развивать творческие способности детей;
Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
Способствовать формированию эстетического вкуса;
Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.
Создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте;
Найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.
II.Основная часть
Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому ощущать, двигаться, говорить.
В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).
Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно - пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску или другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.
Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра « Подбери рифму»
Цель: развивать чувство рифмы.
Волшебник задает рифмы по очереди:
Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...
Картошка — матрешка, морошка, кошка...
Печь — меч, течь, лечь...
Лягушка — квакушка, подружка, кружка...
Зайчик — пальчик, мальчик...
Мышь — тишь, камыш, шуршишь...
Кошка — мошка, блошка, плошка...
Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...
Снежинка — пушинка, пружинка...
Расскажи стихи руками
Цель: побуждать детей к импровизации.
Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)
Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Проговаривание диалога с различными интонациями
Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...
Медведь: Мало меду, много пчел!
Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нуж-ную интонацию.
Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.
Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.
Пантомимы.
Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).
Солнце взойдет -
Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).
Игры на развитие выразительной мимики
.
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло-холодно.
7. Рассердились на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделись.
10. Удивились.
11. Испугались забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (со-бака).
14. Мне грустно.
15. Получить подарок.
16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая ко-пирует первую.
17. Не сердись!
18. Верблюд решил, что он жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех он вызывает смех,
А он, верблюд, плюет на всех.
19. Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
— В рот не суй что попадется!
20. Будь внимателен.
21. Радость.
22. Восторг.
23. Я чищу зубы.
Развитие креативности посредством театрализации - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
Чтение и совместный анализ сказок.
Проигрывание отрывка из сказок.
Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
Словесные, настольные и подвижные игры.
Пантомимические этюды и упражнения.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковые игры со словами.
Заключение.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.
Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.
Основные источники
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., 2007.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
- Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
- Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.
- Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.
- .Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
- Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М. : Просвещение, 2006.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 24с. - (Стандарты второго поколения).
- Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
- Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
- Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.
- Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
- Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.