Шторы могут быть разнообразными: они различаются по цвету, типу ткани, наличию или отсутствию рисунка, по своей форме. Но у любой шторы есть складки, которые и придают ей особенный внешний вид. Виды складок могут различаться, но обойтись без них сложно. Только немногие и ламбрекенов являются гладкими.
Складки придают шторам индивидуальный внешний вид и могут быть совершенно разнообразных видов.
Закладывать складки можно по-разному. Для работы применяются специальные ленты, липучки, заколки. Часть складок формируется вручную во время навешивания занавесей. Расчет складок предельно простой: в этом случае руководствуются внешним видом драпировки, жесткостью ткани . Для римских штор вид складок и их размер зависят от того, какую длину и ширину имеет полотно. Слишком часто полоски ткани загибать нельзя, чтобы не испортить впечатление от занавеси. В остальных вариантах необходимо пользоваться простым расчетом, который будет рассмотрен на примере бантовой.
Разнообразие складок на шторах
Виды сборки для штор бывают разнообразными. Нет необходимости выполнять сложные действия. Всего выделяется 3 основных группы складок, к которым относятся:
- Односторонние, то есть закладываемые только в одном направлении.
- Встречные — это складки, которые укладываются таким образом, чтобы их направление шло друг к другу. Способ называют обратным бантовым.
- Бантовые — это классический тип отделки. Внешне создается впечатление, что штора состоит из плоских бантов, концы которых направлены друг к другу. Согнутые полоски ткани могут иметь различные размеры, внутренняя их часть может быть большой, средней либо равной нулю. Все зависит от того, какой именно внешний вид после формирования необходимо придать занавеси. От этого зависит и расход ткани, так как определенная ее часть уходит именно на заложение. Пропорции, которые используются в этом случае, могут быть различными, обычно это 1:2, но может быть и 1:2,5, 1:3 и больше.
Вернуться к оглавлению
Способы закладки складок
Сборки штор могут быть разнообразными. Используются такие методы декорирования, как:
- Вручную, то есть во время навешивания занавеси на карниз.
- При помощи ленты, пристрачиваемой к верхней части ткани на швейной машинке.
Тельма — это удобный вариант, который сегодня применяется все чаще. Используется лента из жесткой ткани различной ширины. Она может быть белой, прозрачной или цветной. В середине ленты предусмотрены специальные нити, которые затем затягиваются.
После этого занавесь собирается в красивые и аккуратные складочки, сохраняющие свою форму.
Сборка ткани тесьмой проста. После того как лента пришита, надо аккуратно потянуть за нити, осторожно собрав складки. Сильно дергать нити нельзя, так как именно они являются слабой частью всей конструкции. Если нити порвутся, то необходимо выполнить их замену или полностью заменить всю тесьму. Ручной метод закладки штор самый простой: во время навешивания на карниз надо лишь вручную распределить ткань.
Вернуться к оглавлению
Складки для римской шторы: пример пошива
Римские шторы представляют собой разновидность подъемных занавесей, которые шьются из ровного полотна.
Складки создаются во время подъема ткани: для их формирования используются тонкие деревянные рейки, выступающие в роли утяжелителя.
Сделать подобные римские шторы своими руками и сформировать сборку ткани не так сложно. Для этого надо соблюдать только относительно несложную инструкцию и уметь обращаться со швейными принадлежностями.
Процесс изготовления римской шторы заключается в следующем:
- Сначала требуется подготовить ткань выбранного оттенка. Один кусок может быть использован для лицевой стороны, а второй — для изнаночной. Но это необязательное условие. Сделать занавесь для кухни можно, например, и из одного куска полотна. Ткань раскраивается, после чего тщательно проглаживается.
- Затем необходимо приготовить рейки из дерева или металла, которые будут выполнять роль утяжелителей для шторы и формирования складок. Для формирования сборки сначала необходимо рассчитать, с каким шагом будут идти складки. Все зависит от того, какую именно высоту имеет окно. Форма складок значения не имеет. После подъема ткани от нижней части полотна начинают образовываться горизонтальные свободные складки, идущие друг над другом.
Размер и число складок во время сборки определяются на основании следующих данных:
- при высоте окна в 145 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 19,3 см;
- при высоте окна в 150 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 20 см;
- при высоте окна в 160 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 20,7 см;
- при высоте окна в 170 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 22,7 см;
- при высоте окна в 190 см число складок составляет 7, а шаг между ними — 25,3 см и т. д.
Разметка наносится на ткань кусочком мыла. Во время разметки необходимо учесть, что для крепежа реек необходим карман. Поэтому небольшое количество расстояния будет «съедено». Сами рейки необходимо нарезать таким образом, чтобы их длина была немного меньше ширины. После установки останется место для подрубки швов. Кармашки застрачиваются на швейной машинке, после этого в них надо вставить рейки. Но на этом сборка складок не закончена. Необходимо взять пластиковые или металлические колечки с диаметром в 10-12 см, через которые и будут пропускаться ленты для управления шторой.
Колечки по 3-4 штуки в ряд аккуратно пришиваются к кармашкам складок занавески. Края следует обработать. Далее через колечки протягиваются шнурки или ленточки, края их пришиваются к верхнему полотну, снизу можно прикрепить декоративные бусины. Для таких занавесок обычно применяются специальные карнизы, на которые они и навешиваются, после того как пошив закончен.
Гармонично использованные складки способны не просто подчеркнуть достоинства и замаскировать недостатки фигуры, но и добавляют изыска и утонченности изделию с любым кроем. Мы рассмотрим наиболее часто используемые виды складок , и обсудим варианты их использования в работе с различными изделиями.
Разделим виды складок
на два основных: классические
складки
с закрепляющими строчками и простые узкие
складки
или защипы.
Мастер-класс 1.
Классические варианты складок активно используются в оформлении свободных частей юбок, жакетов, рукавов блузок. На рисунке 1.0 слева направо: бантовая, встречная и односторонняя складки.
Следует учитывать, что классические складки могут быть как заутюженными, так и свободными. При работе со свободными (незаутюженными) складками следует обрабатывать изделие паром, удобнее всего это делать на манекене. Заутюживать складки лучше через неплотную ткань или бумагу.
Материал для заутюженных складок следует выбирать не слишком легкий, желательно несминаемый, для того чтобы он мог держать заданную форму, в то время как для свободных складок больше подходят летучие, мягкие ткани. Не стоит выполнять складки любого типа на изделиях из толстых, ворсовых и тяжелых тканей - складка не станет держаться, и вы не достигнете желаемого эффекта.
Основные виды классических складок (чертеж 1.0) :
1. Односторонние складки (все лицевые сгибы направлены либо в правую сторону, либо в левую).
2. Двусторонняя встречная складка (лицевые сгибы направлены друг к другу).
3. Двусторонняя бантовая складка (лицевые сгибы направлены в разные стороны).
4. Многослойная (веерная) складка.
1. Односторонние складки . Для выполнения простой односторонней складки отложите на ткани двойную глубину складки. Для примера возьмем складку глубиной 3 см (чертеж 1.1), соответственно необходимый запас на обработку - 6 см.
На чертеже: линия 1 - линия, определяющая местоположение стачанного участка складки; линия 2 - линия лицевого сгиба; линия 3 - линия изнаночного сгиба.
Технология обработки складки (чертеж 1.2):
1) складываем деталь по линии 3 лицевой стороной внутрь;
2) сметываем складку по всей длине;
3) стачиваем складку вертикальной строчкой по линии 2 до заданного участка (место раскрытия складки с лицевой стороны), (места стачивания обозначены на чертеже красным цветом);
4) продлеваем строчку до линии 3 прямой или циркульной линии;
5) удаляем наметку.
На рисунке 1.1 показаны варианты закрепляющих строчек.
Для стабильных тканей можно использовать прямую или диагональную линию закрепления, тогда как для неустойчивых, подвижных тканей подойдет круглая строчка, выдерживающая большее растяжение. Продолжать вертикальной строчкой линию закрепления необязательно, но стоит учитывать, что на лицевой стороне она даст вам вертикальную прямую линию, что особенно выгодно подчеркнет силуэт на изделиях из однотонных материалов. Пример - отделка черного женского пиджака на рисунке 1.4.
2. Встречные складки .
Двусторонняя встречная складка образуется двумя односторонними складками, лицевые сгибы которых направлены друг к другу.
1) сметайте, а затем стачайте по изнаночной стороне две складки по линиям лицевого сгиба до заданного участка;
2) разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и закрепите каждую складку в отдельности закрепляющей строчкой.
Для лучшей устойчивости ткани эту складку можно закрепить в месте наибольшего растяжения дополнительным клеевым материалом (чертеж 1.3).
На рисунке 1.5 показано оформление манжеты женской блузки с помощью нескольких встречных складок.
3. Бантовые складки .
Двусторонние бантовые складки образуются двумя односторонними, лицевые сгибы которых направлены друг от друга.
1) сметайте, а затем стачайте по лицевой стороне две складки по линиям изнаночного сгиба до заданного участка;
2) разложите припуски складок на равные расстояния от строчки и застрочите в край каждую, как показано на чертеже 1.4.
Можно также выполнять эту складку как две односторонние в отдельности, что поможет избежать лицевых швов, но будет необходимо в таком случае выполнить закрепляющие строчки.
4. Веерные складки .
Веерная складка образуется несколькими складками, наложенными друг на друга. Такая складка может выполняться как в виде бантовой, так и в виде встречной складок. На рисунке 1.2 показана встречная веерная складка, выполняется она идентично простой встречной.
Важно помнить, что такие складки нужно выполнять только из тонких тканей из-за их многослойности. Лучше всего такие складки смотрятся на летучих тканях, таких как шелк, атлас.
На образце выполнена веерная складка всего из двух складок, наложенных друг на друга, обратите внимание, какой плотный узел получается на месте расхождения ткани! (рисунок 1.3) Такие складки нужно обязательно закреплять строчкой и желательно клеевой тканью. Для уменьшения плотности материала в местах выше расхождения ткани можно уменьшать ее количество ступенчато, убирая с каждой складкой 1.5-2см (чертеж 1.5)
Помните, что все виды складок необходимо выполнять до стачивания основных деталей изделия!
Как все великие творения искусства, классические складки всегда остаются в моде и всегда актуальны.
Мастер-класс 2.
Простые узкие складки или защипы гораздо проще в исполнении, чем классические складки, и часто не менее эффектно дополняют изделие. Задавая четкую линию, защип превращает самую незамысловатую форму в эксклюзивную вещь.
На рисунке 2.0 показана женская блузка с простым рисунком. Крой достаточно свободный, но при этом несколько вертикальных защипов подчеркнут и зрительно вытянут фигуру.
Простые складки выполняют из практически любых тканей, кроме очень толстых, ворсистых и тяжелых. Такие складки прекрасно смотрятся как на плотных материалах (лен, хлопок), так и на летучих (шелк, атлас).
Как и классические складки, защипы выполняются любой ширины, в зависимости от замысла автора (на рисунке 2.1 показаны разные размеры защипов: 12, 5 и 1мм), расстояние между ними также варьируется на Ваше усмотрение.
Выполним простую складку шириной 5мм с помощью чертежа 2.1. Необходимо отложить двойную величину складки — 10мм.
линии 1, 3 - линии, определяющие местоположение стачанного участка складки; линия 2 - линия лицевого сгиба;
1) перегните ткань по линии 2 лицом наружу;
2) сметайте складку по всей длине по линии 1(3);
3) если вы работаете с легкой летучей тканью, проложите по всей длине складки карандашную бумагу или кальку, и стачайте складку;
4) удалите наметку и бумагу.
Простые складки так же, как и классические, необязательно заглаживать, даже в случаях, когда Вы используете ряд защипов, можно заложить их на одну сторону, а можно и оставить свободно.
Мастер-класс 3.
Декоративное использование складок процесс очень увлекательный и, главное, приводящий к эффектным находкам. Мы попробуем выполнить несколько не самых сложных вариантов сочетания разных складок - и Вы наверняка увлечетесь и придумаете гораздо более сложные и эффектные варианты!
1. Загибы .
Для начала попробуем использовать ряд простых складок (защипов) шириной 5мм, расположенных на расстоянии 4мм друг от друга (рисунок 2.2). Важно знать: если Вы выполняете складки из плотных тканей (лен, тик), основное полотно будет сборить, поэтому для пробных вариантов лучше взять тонкий хлопок, а для тех, кто умеет с ним работать, шелк.
1) сделайте на основном полотне несколько отметок булавками или наметкой на расстоянии около 5см - на этих расстояниях мы будем делать загибы, поэтому важно, чтобы они не оказались слишком близко друг от друга (иначе материал деформируется);
2) пригладьте складки в области отметки в одну сторону сметайте;
4) повторите операцию 2) и 3) до конца складок;
5) застрочите сметанные участки и удалите наметку.
Таким образом, мы получаем эффектную деталь, которая может быть использована и как декор для деталей одежды, и как деталь прикладного искусства (например, для декоративных подушек, чехлов для мебели, прихваток и т.д.)
На рисунке 2.3 показаны варианты использования загибов на складках разной ширины и для разных целей.
Снизу вверх: первый вариант дублирует описанный выше с использованием складок шириной 3мм.
Во втором варианте использовано четное число складок, например четыре. Размечаем несколько отрезков по 10см, напротив отметок заглаживаем две складки на одну сторону, две — на другую, и сметываем.
В середине каждого отрезка ставим новые отметки, затем соединим две складки посередине, сметаем одним стежком и так же застрочим. Этот вариант демонстрирует возможность получать геометрический рисунок, используя мягкую ткань.
Третий вариант выполнен из трех складок 12мм шириной, расположенных на расстоянии 5мм друг от друга.
Заглаживаем в месте необходимого загиба 3-5мм каждой складки, сметываем и застрачиваем одной строчкой. Крупные складки дают мягкую линию на изделии, но при этом часто требуют дополнительного декора. Достаточно выполнить один или два таких загибов по всей длине складок - и добавить изюминку своему изделию.
2. Комбинированные складки .
Совмещая классические и простые складки небольшой ширины, дополненные загибами, можно получить очень интересные варианты декоративных складок. На рисунке 2.4 показан наиболее простой вариант.
Для его выполнения необходимо выполнить бантовую складку, не используя закрепляющие строчки, а по бокам от нее, на расстоянии 2-3см защипы шириной 1-2мм. По всей длине складки до(!) раскрытия материала поставьте отметки с промежутком около 10см, разложите складку, но не заутюживайте ее. Напротив отметок сметайте, а затем прострочите складку. До раскратия ткани складка будет эффектно оформлена, а узкие защипы подчеркнут вертикальную линию, заданную складкой.
На рисунке 2.5 встречная складка шириной всего 1см обрамлена с обеих сторон двумя защипами шириной 3мм, а на рисунке 2.6 - две односторонние складки, направленные в одну сторону, с теми же защипами. Такой простой прием позволит оформить свободный низ рубашки, блузки, юбки, рукава без ощутимой потери материала.
3. Фигурные складки .
С такими складками нужно быть особенно осторожными, и использовать их только в работе с тонкими материалами, к тому же фигурные складки задают активный рисунок, так что не рекомендуется использовать цветную ткань с четким рисунком.
На рисунке 2.7 - наиболее простая комбинация таких складок. Для ее выполнения необходимо выполнить несколько защипов, один конец которых несколько шире другого (например с одного конца ширина защипа 10мм, а с другого-1мм).
Расположив такие защипы в разном порядке и на разном расстоянии, мы, фактически, сами задаем фактуру материалу.
Защипы, расширяющиеся к середине своей длины, а затем снова сужающиеся, показаны на рисунке 2.8. Выполнив загиб в месте наиболее широкого отрезка, мы получим эффектное оформление, по сути являющееся вытачкой.
Попробуем также выполнить обычный загиб единой строчкой. На рисунке 2.9 показан как раз такой вариант.
Помните, что при выполнении этого декора необходимо достаточно большое количество складок (минимум пять), иначе мелкие загибы приведут к деформации ткани.
Единая строчка не обязательно должна быть округлой. На рисунке 2.10 показан вариант декоративного оформления с использованием прямого шва. Две простые незаутюженые складки разложены на равное расстояние от шва. Строчка проходит по краю одной из них, затем под прямым углом переходит на край другой и т.д.
Таким образом, с одной стороны складка закреплена, с другой - подвижна (рисунок 2.11). Выполняется с предварительной разметкой длины отрезков и намёткой.
Декоративные строчки разнообразны и их выбор практически бесконечен - так что фантазируйте и изобретайте!
Мастер-класс 4.
Отделка горловины блузки декоративными строчками.
Посмотрим, как с помощью очень простого приема быстро и оригинально превратить простую блузку в роскошную вещицу.
На рисунке 3.1 крупно показана горловина блузки, выполненная в виде жабо. Секретов исполнения такой детали не так много.
1) простой крой самой блузки извиняет эффектная ткань, это натуральный шелк с ярким рисунком (вертикальная полоска замечательно стройнит и подчеркивает женскую фигуру);
2) используя горизонтальные простые складки, мы «сбиваем» полоску у горла, фактически получая клетку и акцент на верхней части тела;
3) для грамотного результата необходимо следить за совпадением рисунка во время изготовления детали со складками;
На чертеже 3.1 поэтапно показан процесс работы.
Этап 1. На готовой выкройке полочки размечаем расположение предполагаемой детали. Будьте внимательны: отрезать эту деталь на ткани не нужно!
Этап 2. Переносим абрис детали на кальку. Затем размечаем расположение будущих складок - наносим горизонтальные линии с шагом 2см. Разрезаем выкройку по нанесенным линиям.
Этап 3. Раздвигаем детали по вертикали на расстояние, равное двойной ширине складки - 2см, обводим по внешнему контуру детали, затем соединяем в местах разрывов прямыми отрезками.
Выкройка детали готова.
Теперь, выкроив деталь из ткани, выполняем простые складки или защипы, используя намеченные нами линии.
При работе с шелком нужно быть особенно осторожными: аккуратно подбирать нить и иглу для машины, желательно стачивать детали через карандашную бумагу или кальку, использовать дополнительный клеевой материал в местах наибольшего натяжения ткани.
После того, как все складки будут выполнены, удалите наметку и бумагу, загладьте складки вниз и, при желании, прошейте несколькими вертикальными строчками.
По намеченному на полочке контуру приметайте деталь. Подложив бумагу, стачайте, удалите бумагу и наметку.
Сделайте надрез около 11см по середине полочки и выполните его оформление (подобное оформлению разреза на рукаве или шлице), не зыбыв вшить петлю для пуговицы.
Перед вами полочка, готовая к дальнейшему соединению с остальными деталями блузки.
3.2. Классификация складок
В основу классификации складок может быть положена либо форма складок, либо их происхождение. В первом случае это будет морфологическая классификация, а во втором – генетическая. Обе эти классификации учитывают различные характеристики и свойства складок и дополняют друг друга.
3.2.1. Морфологическая классификация
В морфологической классификации складки делятся по ряду признаков: по положению осевой поверхности; по соотношению между крыльями; по форме замка; по углу между крыльями; по соотношению мощностей слоёв на крыльях и в сводах складок; по отношению осей; по положению относительно горизонта; по характеру отображения на геологических картах и планах и т.д.По положению осевой поверхности выделяют симметричные и асимметричные складки.
Симметричные складки - складки с одинаковыми углами наклона крыльев и вертикальной осевой поверхностью (рис. 3.13).
Асимметричные складки обычно с наклонной или горизонтальной осевой поверхностью и различными углами наклона крыльев. Они могут быть разделены на четыре вида (рис. 3.13):
● наклонные складки с наклонной осевой поверхностью и падением крыльев в противоположные стороны под разными углами;
● опрокинутые складки с падением крыльев в одну сторону и с наклонной осевой поверхностью;
● лежачие складки с горизонтальным положением осевых поверхностей;
● ныряющие (илиперевёрнутые ) складки, осевая поверхность которых изогнута до обратного падения.
По соотношению между крыльями складок выделяют (рис. 3.14):
● обычные (простые или нормальные) складки с падением крыльев в различные стороны;
● изоклинальные складки с параллельным расположением крыльев и с вертикальной, наклонной или горизонтальной осевой поверхностью;● веерообразные складки с веерообразным расположением слоёв, с не пережатым или пережатым ядром;
Разновидности складок по углу между крыльями :
● отлоги е складки с углами между крыльями от 120º до 180º;
● открытые складки с углами между крыльями от 70º до 120º;
● закрытые складки с углами между крыльями от 30º до 70º;
● сжатые складки с углами между крыльями от >0º до 30º;
● изоклинальные складки с параллельными крыльями.
Рис. 3.15. Деление складок по форме замка в разрезе: а – острые или шевронные; б – пологие или округлые; в – коробчатые или сундучные. |
Рис. 3.16. Деление складок в разрезах по соотношению мощностей на сводах и на крыльях: 1 – подобные; 2 – концентрические; 3 – с утоняющимися слоями в своде; 4 – с повышенными мощностями пород в замках. |
● острые (илишевронные ) складки, угол между крыльями у которой меньше 90º;
● тупые складки, с углом складки больше 90º;
● сундучные (иликоробчатые ) складки с плоскими замками и крутыми крыльями.
По соотношению мощностей слоёв на крыльях и в сводах складок выделяются (рис. 3.16):
● подобные складки, у которых мощность слоёв на крыльях меньше мощности в сводах, а форма замка не меняется с глубиной;
● концентрические складки с одинаковой мощностью слоёв на крыльях и в своде, причём с глубиной кривизна свода таких складок изменяется, и антиклинали становятся более резкими, чем синклинали;
● антиклинальные складкис утонёнными замками , в которых мощность пород в сводах меньше, чем на крыльях;
● синклинальные складкис повышенными мощностями пород в замках .
Наиболее широко распространены в природе подобные складки.
По соотношению длины (длинной оси) и ширины (короткой оси) складки различают (рис. 3.17):● линейные складки, у которых отношение длины к ширине больше трёх;
● брахиформные (брахисинклинали ибрахиантиклинали ) складки, у которых отношение длины к ширине меньше трёх;
● изометричные складки с приблизительно одинаковыми поперечными размерами –куполовидные (антиклинальные складки) ичашевидные илимульды (синклинальные складки).
Рис. 3.18. Деление складок относительно горизонта: а – прямые симметричные; б – косые или наклонные асимметричные; в –опрокинутые или запрокинутые; г – лежачие. |
1 – изометричные; 2 – линейно замкнутые; 3 – линейно незамкнутые гармоничные; 4 - линейно незамкнутые дисгармоничные. а – структурно-кинематическая ось; стрелки – шарниры. |
Рис. 3.20. Периклинальные погружения антиклинальной складки (а ); центриклинальное погружение синклинальной складки (б) . |
● прямые илисимметричные складки;
● косые или наклонные асимметричные складки;
● опрокинутые илизапрокинутые складки;
● лежачие складки.
● изометричные складки с приблизительно одинаковыми поперечными размерами;
● линейно замкнутые структуры;
● линейно незамкнутые гармоничные структуры;
● линейно незамкнутые дисгармоничные структуры;
По наклону шарнира в замыкающей части складки (или по характеру замыкания) выделяют (рис. 3.20):
● структуры с центриклинальным замыканием;
● структуры с периклинальным замыканием.
По характеру коленообразного изгиба в горизонтально залегающих толщах и в моноклиналях выделяют флексуры (рис. 3.21 – 3.23), моноклинальные изгибы, структурные террасы и структурные носы.
Моноклиналь (устаревший синоним –гомоклиналь ) – структура, которая сложена породами, имеющими одинаковый наклон слоёв. В целом она может иногда рассматриваться как крыло крупной складки, остальные элементы которой в связи с их незначительными размерами не обнаружены или ими можно пренебречь.
Рис. 3.21. Схема строения флексуры. |
|
Рис. 3.22. Флексуры: согласная (а ) и несогласная (б ). |
Рис. 3.23. Флексура (а ), переходящая по простиранию перегиба в сброс (б ), и структурная терраса (в ). |
Структурная терраса – коленообразный и вытянутый по простиранию изгиб (или местное выполаживание слоёв) в наклонно залегающих толщах, в пределах которого слои залегают горизонтально (рис. 3.23 в). Если такой участок вытянут по направлению падения моноклинали, то он называетсяструктурным носом .
Главные и дополнительные складки.
Деление складок на главные и дополнительные указывает только на их соподчинённость, а не на размер. Тем не менее, главными складками считаются самые крупные структуры изучаемой площади. Их масштаб может быть различен, но преимущественно это структуры, выявленные при картировании значительной площади и осложнённые более мелкими (дополнительными ) складками. К наиболее распространённым разновидностям дополнительных складок относятсяасимметричные складки на крыльях главной складки исимметричные в области её перегиба (рис. 3.9г). Рисунокасимметричных складок на крыльях крупных структур в их поперечном сечении – зеркально отраженный. Если длинное крыло асимметричной складки перегибается на короткое крыло по ходу часовой стрелки, то узор «правый» илиz -образный, а если же перегибается в направлении против хода часовой стрелки, то узор «левый» илиs -образный. Это характерный признак складок течения. В складках волочения всё наоборот. По смене рисунка можно выявить положение осевой поверхности крупной складки, а по погружению шарниров – тип складки (синформу или антиформу). В случае с горизонтальным положением или ундулирующим погружением шарнира понятие о правом или левом рисунке складок теряет смысл.Симметричные дополнительные складки отмечены только в зонах перегиба крупных складок и находятся в ассоциации с асимметричными складками на крыльях.
В интенсивно смятых породах, где могут присутствовать дополнительные складки нескольких рангов, залегание слоистости в отдельном обнажении не отражает залегание пачки слоёв в целом. Оно может отражаться зеркалом наиболее крупных складок (рис. 3.9в). По углу между зеркалом складок и их осевыми поверхностями, можно определить на каком крыле структуры находится исследуемое обнажение. Если осевые плоскости складок падают круче, чем их зеркало, то обнажение находится на нормальном крыле структуры, а если наоборот, то обнажение расположено на подвёрнутом крыле.
Дополнительные складки могут образовываться одновременно с главными складками и позднее.
При одновременном образовании возможны два варианта ориентировки шарниров: 1 – шарниры дополнительных и главных складок совпадают и лежат в направлении осевой плоскости главной структуры; 2 – шарниры дополнительных складок располагаются симметричным веером относительно осевой плоскости главной структуры.
При разновременном образовании различаются два варианта: 1 – если мелкие складки возникли до образования крупной складки, то их шарниры не параллельны, при закономерном изменении азимутов падения и сохранении углов относительно деформируемой слоистости; 2 – при более позднем возникновении мелких складок относительно крупной структуры их шарниры взаимно параллельны, но ориентированы косо относительно осевой плоскости крупной структуры.
МБОУ «СОШ» пгт. Войвож
Учитель технологииУляшева Ю.М.
План-конспект урока. 7 класс.
Тема занятия: Виды складок. Обработка складок.
Цель занятия: Научиться обрабатывать складки, соблюдая технологическую последовательность обработки, оформлять проект.
Задачи занятия:
обучающая: повторитьумение моделировать различные фасоны юбок;учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям, доводить начатое дело до конца;
развивающая : развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах;формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;
воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы.
Место проведения занятия: кабинет технологии.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Материально-техническое обеспечение занятия : мультимедийный проектор, интерактивная доска,хлопчатобумажная ткань, иголка, нитки, портновский мел, ножницы, швейная машина, гладильная доска, утюг, шаблоны выкроек юбки, инструкционно-технологическая карта.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: учебник « Технология 7класс» (вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко, инструкционно-технологические карты “Обработка складок”.
Наглядное пособие: образцы поэтапной обработки односторонних, встречных, бантовых складок.
Тип занятия: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент. 1 урок. Цель урока, которая должна быть достигнута:научиться обрабатывать складки (односторонние), соблюдая технологическую последовательность обработки, оформлять проект.
План:
- Проверка готовности учащихся к уроку, сообщение плана работы.
- Опрос обучающихся по заданному на дом материалу (тест).
- Новый материал. Формулируем тему урока.
- Практическая работа.
- Закрепление изученного материала с помощью интерактивной доски.
- Подведение итогов занятия.
Метод организации работы: теоретическая часть, практическая часть.
II . Опрос обучающихся по заданному на дом материалу. Сообщение цели данного этапа: контроль уровня усвоения материала по теме «Моделирование юбки». Задача: выполнитьзадание по теме «Моделирование юбки». Метод организации - тест.
Критерии оценивания:
- «3»-в ответах теста две ошибки.
Время выполнения: 8 минут. Адрес теста:
ТЕСТ «Моделирование юбки»
1. Юбки по конструкции бывают...
- прямые, клиньевые, диагональные
- конические, расширенные, зауженные
- прямые, клиньевые, конические
2. По какой стороне фигуры снимаются мерки?
- по левой
- по правой
- по любой
3. Размер женских юбок и брюк определяется...
- по обхвату бёдер
- по обхвату талии
- по росту
4. Моделирование - это...
- изменение выкройки
- процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью
- создание моды
5. Прибавка - это...
- величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое
- величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды
- увеличение зарплаты
Самопроверка. Сдача работы учителю. Проверка работы у интерактивной доски.
III. Формулируем тему урока, цели урока.
Цель: самостоятельно сформулировать тему и цели урока.
Учитель: Посмотрите на юбку, которую моделировали девочки на прошлом уроке. Попробуйте самостоятельно сформулироватьтему урока.
Учитель даёт подсказку:
Подсказка:
- …есть у шарпея
- …бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору.
- ….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях.
Вашему вниманию представляется фото юбок.
Учащиеся обдумывают и называют тему урока.
Учитель сообщает тему урока:Тема урока: «Виды складок. Обработка складок».
Перед вами таблица целей (на доске записана таблица). Заполните 2 колонки. Время: 2 минуты.
Таблица целей
Я знаю по теме урока | Хочу узнать |
Таким образом, цели урока :
обучающаяцель (обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; оценивать работу по критериям);
развивающая цель (развитие навыков работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление при работе со схемами и технологическими картами);
воспитательнаяцель (чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность;формировать точность и аккуратность выполнения работы).
IV. Изучение нового учебного материала.
Цель: узнать, что такое складки, какие бывают складки,технологическая последовательность обработки складки.
Учитель объясняет новый материал.
Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные.
Поисковая физминутка. Встали. Учащиеся делятся на три группы.Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Быть готовыми представить результат своей работы на доске.
Односторонние складки . Односторонние складки – этоскладки , заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние. Это такие складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания.
Встречные складки . Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания.
Бантовые складки . Бантовые складки представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали.
Учитель: МОЛОДЦЫ! И отдохнули, и узнали новый материал.
Следующим заданием будет – разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок. Учащиеся работают в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Уметь объяснять последовательность изготовления каждого вида складок.
Технологическая последовательность обработки складки
п/п | Наименование технологических операций | Вид работы | Оборудование | Инструменты приспособления | Рисунок |
Наметить место расположения складки | Мел, линейка | ||||
Для односторонней изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой. Для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной Для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. | |||||
Сметать складку | Игла, наперсток | ||||
Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки | Универсальная шв.машина | ||||
Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания | Ножницы, колышек | ||||
Заутюжить припуски складки | утюг | ||||
Для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны , симметрично, а затем выполнить влажно-тепловую обработку (ВТО)- разутюжить | |||||
Удалить нитки сметывания складки | Ножницы, колышек | ||||
ВТО складки:приутюжить (убрать толщину складки) | утюг |
Результат:Объяснить последовательность изготовления каждого вида складок.
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Примечание |
Поисковая физминутка. Встали, работают в группах. Каждая группа берет ФОТО юбки. И ищет для него название и описание. Время: 3 мин. Представить результат своей работы на доске.Выполнение следующего задания. Учащиеся работают в парах. Задание: найти какой инструкционной карте какой образец соответствует, найти схему складки. Объяснить последовательность изготовления каждого вида складок. | Объясняет новый материал: слайд 4,5. Сообщает первое задание данного этапа: поисковаяфизминутка.Объясняет следующее задание: разобрать инструкционно-технологические карты изготовления складок. | Время выполнения этапа: 23 минут. |
V. Практическая работа. 2 урок.
Цель: Научиться обрабатывать односторонниескладки, соблюдая технологическую последовательность обработки и технику безопасности. Изготовить проект (образец)односторонних складок.
Инструктаж по технике безопасности при работе на швейной машине, с острыми предметами, при работе с утюгом.
Техника безопасности при работе с утюгом:
Включать и выключать только за вилку, сухими руками.
Смотреть, чтобы провод не перекручивался.
О неисправностях сообщаем учителю.
ТБ при работе на швейной машине:
Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз.
Правильное положение рук и ног.
Не наклоняйся близко к движущим частям машины.
Смотри, чтобы провод не перекручивался.
По окончании работы выключи машину.
Технологическая последовательность обработки складки.
Выполнениеразметки складок согласно инструкционной карте.
Учащиеся выполняют разметку односторонней складки согласно инструкции.
Сметать складку. См. инструкционно-технологическую карту. Учащиеся выполняют смётывание складки согласно инструкции.
Показ учителем последовательного выполнения работы на швейной машине.
Учащиеся выполняют обработку складки на швейной машине.
Целевой обход учителя. В процессе выполнения практической работы учитель осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок.
Показ учителем процесса утюжки складки.
Учащиеся выполняют влажно-тепловую обработку складки, оформляют проект вальбоме, сдают учителю на оценку. В случае, если учащийся не успел доделать образец предлагается доделать работу дома.
Критерии оценки практической работы.
Критерии оценивания | Баллы |
|
Разметка выполнена ровно, согласно ИТК. | ||
Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм. | ||
Сметка удалена полностью. | ||
ВТО выполнена качественно. | ||
Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии. | ||
ИТОГО |
10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3»
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Исходное положение (И.п.) – сидя на стуле; медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна), 8–10 раз.
И.п. – сидя на стуле; медленно переводить взгляд справа налево и обратно, 8–10 раз.
И.п. – сидя на стуле; круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении, 4–6 раз.
И.п. – сидя на стуле; выполнить частые моргания в течение, 15–30 сек.
Гимнастика для рук и ног
И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью. 1 – локти отвести назад, соединить лопатки; 2–3 – повернуть туловище в сторону, руки выпрямить и дважды отвести назад; 4 – вернуться в исходное положение. Голову поворачивать не резко. 3–4 – раза в каждую сторону.
И.п. – стоя, руки на поясе. На счет 1, 2, 3 – пружинистые приседания; на счет “четыре” – вернуться в исходное положение, 8–10 раз. Время – 2 минуты.
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Примечание |
Выполняют разметку односторонней складки с учётом техники безопасности, выполняют обработку складки на швейной машине, влажно-тепловую обработку. Оформление проекта в альбоме.Сдача учителю на оценку. Физкультминутка. | Инструктирует учащихся по технике безопасности при работе на швейной машине, с острыми предметами, при работе с утюгом. Показ последовательного выполнения работы на швейной машине. Осуществляет контроль работоспособности шв. машин, соблюдение ТБ, наблюдение за соблюдением последовательности обработки складок. Показ процесса утюжки складки. Оценка работы. | Время выполнения этапа: 28 минут. |
VI. Закрепление изученного материала
Цель: контроль уровня усвоения нового учебного материала по теме:«Виды складок. Обработка складок».
Задача: выполнить задание по теме: «Виды складок. Обработка складок».
Метод организации –интерактивное задание.
Закрепление изученного материала с помощью интерактивной доски. К доске вызывается ученица: Ф.И. Адрес теста:
С помощью интерактивной доски задаются вопросы:
- Для чего применяются складки?
- Перечислите виды складок?
- В каких местах делают закрепки при застрачивании складки?
Критерии оценивания:
- оценка «5» - в ответах теста нет ошибок,
- «4»-в ответах теста одна ошибка,
- «3»-в ответах теста две ошибки,
- «2»- тест не выполнен.
В случае, если часть учащихся не освоила новый учебный материал, предлагается дополнительное домашнее задание.
VII. Подведение итогов. Критерии оценивания работы.
Цель: проанализировать урок и подвести итоги .
Задачи:проверить выполненную работу, выставить оценки. Проанализировать, что получилось, а что не получилось, определить степень удовлетворённости учащихся выполненной работой.
Учитель: Вернемся к таблице: Цели урока. Достигли вы запланированного результата?
Учащиеся продолжают фразу:
- Я узнала…
- Я научилась…
- Мне было интересно….
Д/з. записывается ученицами в дневник. 1. Повторить: какие бывают виды складок.
2. Найти приемы моделирования клешевой и клиньевой юбок (рисунки, описание).
3. Принести выкройку в М1:1. Ткань для раскроя.
Литература:
- Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Презентация к уроку Тема: Виды складок. Обработка складок. Для учащихся 7 класса
ТЕСТ «Моделирование юбки» 1 . Юбки по конструкции бывают... прямые, клиньевые, диагональные конические, расширенные, зауженные прямые, клиньевые, конические 2. По какой стороне фигуры снимаются мерки? по левой по правой по любой 3. Размер женских юбок и брюк определяется... по обхвату бёдер по обхвату талии по росту 4. Моделирование - это... изменение выкройки процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью создание моды 5. Прибавка - это... величина, необходимая при обработке изделия машинными швами, учитываемая при раскрое величина, прибавляемая к размеру мерки на свободное облегание одежды увеличение зарплаты Адрес: http://LearningApps.org/watch?v=zcz93yy5
Определение темы урока. Подсказка: …есть у шарпея …бывают изгибы слоев и пород, слагающих земную кору. ….Будем изучать ряд сгибов ткани, расположенных в одном или встречном направлениях. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Тема: Виды складок. Обработка складок. Цель: Научиться обрабатывать складки (одностороннюю, встречную, бантовую), соблюдая технологическую последовательность обработки. Задачи: обучающая: повторить умение моделировать различные фасоны юбок; учить учащихся последовательной обработки складок; обучение умению работать по инструкционно-технологическим картам; формирование умения ставить цель, делать выводы, оценивать работу по критериям; развивающая: развивать общие навыки работы с иголкой, ножницами, утюгом, на швейной машине; графическое мышление, самостоятельность, уверенность в своих силах; формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса; воспитывающая: воспитывать у учащихся потребность в знаниях, чувство ответственности за начатое дело, эстетический вкус, внимательность; формировать точность и аккуратность выполнения работы. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Складки являются одной из разновидностей вытачек. Их проектируют на основных деталях изделия для свободы движения и одновременно для прилегания изделия по линии талии, а также в качестве отделочных швов. Складки бывают односторонние, встречные, бантовые, застроченные по всей длине, прямые (защипы) и сложные. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Односторонние складки – это складки, заложенные в одном направлении через определенное между ними расстояние. Складки, у которых все сгибы с лицевой стороны направлены в одну сторону, а с изнанки - в другую. Каждую складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией (линия внутреннего сгиба), боковой (линия наружного сгиба) и линией, определяющей конец стачивания. Встречные складки. Это такие складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены друг против друга, а с изнанки - в противоположные стороны. Встречную складку размечают с изнанки тремя линиями - средней линией, боковой (линия наружных сгибов) и линией, определяющей конец стачивания. Бантовые складки. Представляют собой изнаночную сторону встречной складки или две односторонние складки, у которых сгибы с лицевой стороны направлены в противоположные стороны и образуют «бант». Размечают и обрабатывают бантовые складки так же, как и встречные из одной детали, но только с лицевой стороны детали. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Инструктаж по технике безопасности. Техника безопасности при работе с утюгом: Включать и выключать только за вилку, сухими руками. Смотреть, чтобы провод не перекручивался. О неисправностях сообщаем учителю. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Инструктаж по технике безопасности. ТБ при работе на швейной машине: Расстояние от машины до работающего – 10 см, игла – напротив глаз. Правильное положение рук и ног. Не наклоняйся близко к движущим частям машины. Смотри, чтобы провод не перекручивался. По окончании работы выключи машину. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Технологическая последовательность обработки складки 1.Наметить место расположения складки: -для односторонней складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 3 см одну от другой. -для встречной складки: прочертить 3 параллельных линии с изнаночной стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. -для бантовой складки: прочертить 3 параллельных линии с лицевой стороны ткани, в центре образца на расстоянии 5 см одну от другой. 2. Сметать складку 3. Стачать складку, выполняя закрепки вначале и в конце строчки 4. Удалить нитки сметывания складки на уровне стачивания 5. Заутюжить припуски складки -для встречной и бантовой складки припуски складки необходимо разложить на обе стороны, симметрично, а затем разутюжить. 6. Удалить нитки сметывания складки 7. ВТО складки. МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Критерии оценки № Критерии оценивания Баллы 1 Разметка выполнена ровно, согласно ИТК. 1 2 Стачной шов ровный, закрепки в начале и конце строчки длиной 7-10 мм. 2 3 Сметка удалена полностью. 2 4 ВТО выполнена качественно. 2 5 Организация рабочего места, техника безопасности соблюдена, рабочая одежда в наличии. 3 ИТОГО 10 10 баллов – оценка «5», 8-9 баллов – «4», 6-7 баллов – «3» МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Закрепление пройденного Вопросы: Для чего применяются складки? Перечислите виды складок? В каких местах делают закрепки при застрачивании складки? Адрес: : http://LearningApps.org/watch?v=aza4w0nv МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Ссылки: ТЕСТ «Моделирование юбки» - http://LearningApps.org/watch?v=zcz93yy5 ТЕСТ для закрепления пройденного: http://LearningApps.org/watch?v=aza4w0nv Литература: Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 кл. / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 128с. Симоненко В.Д., Крупская Ю.В., Кожина О.А, Синица Н.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/ Под ред.В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006.- 208с.: ил. http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/Ubki/19.html http://festival.1september.ru/articles/588321/ images.yandex.ru МБОУ «СОШ» пгт. Войвож Учитель технологии Уляшева Ю. М.
Складки можно делать на множестве изделий: на детской одежде, блузах, рубашках, юбках и даже на шикарных свадебных платьях. На юбках застроченные складки формируют строго вертикально вдоль долевой нити. На других изделиях декоративные складки закладывают в любом направлении. Расстояние между складками и их ширина зависит от желаемого эффекта и толщины ткани. Застроченные складки придают такой же эффект плотного облегания, как и вытачки, незаутюженные мягкие складки — такую же свободу, как и сборки.
Формируют складки наружу и внутрь. Для получения красивых и ровных складок, их нужно очень скрупулезно намечать и аккуратно прокладывать все строчки. Складки держат жесткую форму, благодаря которой юбка или платье смотрятся строже и более нарядно.Очень узкий вид складок называют защипами. Их ширина обычно не превышает 3 мм. Декоративный эффект может быть достигнут за счет небольших изменений ширины и разных расстояний между защипами.
Перекрестные складки (защипы)
Линии аккуратных вертикальных складок (защипов), пересекаемых горизонтальными, называют перекрестными. На ткани получается эффект решетки. В местах пересечения они имеют двойную плотность, и создается излишняя толщина. Такие защипы делают на легких тканях.