Дорогие родители! Пришло время поговорить о том, что должен уметь ребенок в 10 месяцев. Через два месяца малышу исполнится годик, он начнёт ходить, и официально перестанет считаться грудничком. А что он сейчас уже умеет делать, вы узнаете, прочитав мою статью.
Физиология малыша
Ребёнок повзрослел, стал очень активным, уже тратит намного больше энергии. И как результат, малая прибавка в весе. За последний месяц малыш может набрать всего 300 грамм, а вырасти лишь на сантиметр. В среднем десятимесячный ребёнок весит от 8 до 10,5 кг, имеет рост от 71 до 75 см.
Мой сын весил 10 кг 400 грамм, а рост у него был – 76,5 см.
Каковы же изменения в физиологическом развитии уже можно наблюдать у ребёнка:
- Слушает, о чем говорят родители, пытается повторить услышанные слова.
- Смеётся, когда с ним сюсюкаются и шутят.
- Радуется, когда с ним начинают играть.
- Любит играть пирамидкой из разноцветных колец.
- Часто играет с мелкими объектами. Это развивает мелкую моторику ребёнка, но в тоже время есть риск, что малыш что-то положит себе в ротик, так что не оставляйте его без присмотра.
- Любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.
- Умеет самостоятельно сидеть, с лёгкостью ползает, пытается ходить, держась за маму или кроватку.
- Уже в состоянии жевать, но только измельчённую пищу.
- Проявляет интерес к другим малышам.
- Пытается сделать первые шаги.
- Самостоятельно держит чашку и ложку.
- Умеет забираться и спускаться с кровати.
- Одной рукой одновременно может держать два предмета.
- Ему очень важно услышать похвалу от взрослых, особенно от мамы.
- Проявляет страх перед чужими и паникует, когда остаётся в незнакомом месте.
- Выполняет маленькие просьбы родителей.
Двигательная активность карапуза
В десять месяцев малыш уже обладает следующими навыками:
- Берёт маленькие предметы большим пальчиком и указательным, складывает пирамидки, нажимает маленькие кнопочки.
- Выбрасывает вещи из шкафов, кроватки.
- Самостоятельно сидит. Может присесть, как с положения стоя, так и лёжа.
- Уверено ползает . Не расстраивайтесь, если ваш малыш этого не делает. Сын моей подруги вообще не ползал, а в 11 месяцев сразу встал и пошёл.
- Может залезть и слезть с невысокой кровати.
- Может вставать или даже потихоньку шагать, держась при этом за мамину юбку или какой-то предмет мебели.
- Возможно, ваш малыш уже может перемещаться, держась за опору лишь одной ручкой, особенно если вторая занята игрушкой.
Развитие психологических навыков
- Малыш внимательно вас слушает и осознаёт, о чём вы говорите.
- Пытается повторять услышанные звуки.
- Может показывать на предметы, о которых говорят или которые хочет, чтоб ему подали.
- Смеётся, если слышит весёлую историю.
- Ребёнок во всём пытается быть похожим на родителей.
Мы покупали сыночку игрушечный телефон, посудку. Он был счастлив, что тоже может вести себя, как взрослый.
- Кроха уже регулярно машет вам на прощание.
- Радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают или не дают что-то делать.
- Разбрасывает игрушки и другие вещи по всей комнате.
- Интересуется своим телом и сравнивает себя с другими детками. Малыш может захотеть потрогать носик, ушко соседского ребёнка.
- Уже хорошо работает долговременная память. Малыш помнит, куда вы что-то положили и с лёгкостью найдёт это и через день.
Эмоциональные и социальные способности
В этом развитии у малыша тоже происходят перемены. Вот, что можно уже наблюдать:
- Ребёнок научился передавать свои чувства с помощью лепета, а не слёз и криков.
- Начал понимать слова запретов. И может назло маме делать плохие поступки, малыша даже веселит, что его ругают. Хотя некоторые детки всё же обижаются и расстраиваются.
- Произносит смешные звуки и сам же смеётся над ними.
- Расстраивается аж до слёз, если у него начнут забирать любимую игрушку или будут заставлять делать то, что он не хочет.
- Уже умеет проситься в туалетик (на горшок).
- Любит, когда ему дают право выбора.
Мой сынок, например, очень любил, когда я ему разрешала выбирать книжку, которую мы будем читать.
- Любит играть, как сам с собой, так и с другими малышами.
Правильно развиваемся
Давайте поможем нашим деткам в их развитии:
- Полезным будет поносить ребёнка на руках, не долго, не больше часа за день. Малыш должен чувствовать прикосновение вашего тела, вашу любовь, заботу.
- Не стоит сюсюкаться с ребёнком. Разговаривайте с ним по-взрослому, как с равным. Это поможет избежать в дальнейшем дефектов речи у крохи.
- Позаботьтесь о чувстве юмора карапуза.
- Создавайте для ребёнка большое пространство для перемещений, а главное безопасное.
- Указывайте на части тела вашего ребёнка и говорите, как они называются, а потом спрашивайте у крохи: «а где твой носик?»
- Не ругайте малыша за то, что он разбрасывает вещи. Найдите цель, куда можно будет всё скидывать. Покажите, как это делать своему карапузу.
- Развивайте творческие способности ребёнка. В этом возрасте уже можно потихоньку учить кроху рисовать или лепить из пластилина .
- Давайте ребёнку не больше трёх игрушек за раз, меняйте их каждый день.
- Обязательно читайте сказки и стишки, особенно перед сном.
- Делайте массаж ребёнку каждый день. Не стоит забывать и о гимнастике.
Особенности девочек и мальчиков
В десятимесячном возрасте уже можно найти различия в поведении и развитии детей разного пола.
Что должен уметь мальчик в 10 месяцев?
- Достаёт вещи со шкафов, полок и всё раскидывает.
- С лёгкостью взбирается на стулья, и даже на стол.
- Начинает говорить позже, чем девочки. Ему неинтересно копировать то, что говорят взрослые.
- Очень подвижный и любит пакостить.
- Нужно потратить много сил, чтоб сына заставить что-то сделать.
- Хочет всё делать сам, без помощи мамы.
Что должна уметь девочка в 10 месяцев?
- Имеет сильную привязанность к маме.
- Любит держаться за ручку. Ей больше нравится, чтоб кто-то с ней играл.
- Любит спокойные занятия: собирать кубики, пирамидки, листать книги.
- Девочкам нравится повторять то, что они слышат. Именно поэтому они раньше начинают разговаривать, чем мальчики.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев? Главное достижение месяца - ползание на четвереньках. Окружающий мир становится теперь более доступным. У ребенка совершенствуется крупная и мелкая моторика, развивается мыслительная деятельность, речь приобретает коммуникативную функцию.
В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие - танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком. Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр - пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит. Самая совершенная обучающая программа - окружающий мир, а лучший методист на свете - мама.
Моторные навыки
Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?
В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности. Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии. Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.
Особенности психоэмоционального развития
Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.
- Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
- Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
- Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
- Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
- Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.
Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.
Речевые навыки малыша в 10 месяцев
Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?
- Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
- Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
- Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.
Лепет - повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.
Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.
Распечатать
В десять месяцев ваш ребенок уже интересный собеседник и достойный партнер по играм. С ним есть о чем поговорить, что обсудить. Мимика десятимесячного ребенка почти сформирована, взгляд стал осмысленным, появились желания и капризы. Малыш готовится стать как минимум скалолазом, он штурмует даже непреодолимые а первый взгляд преграды - спинка дивана, стенка, полки. А некоторые дети уже сделали первые шаги.
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Что умеет ребенок в 10 месяцев?
Стоять, ходить, держась за что-либо;
Пытаться встать из сидячего положения;
Возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
Неотчетливо произносить "мама" или "папа";
Играть в "ку-ку";
Понимать слова «нет», «нельзя», но не всегда слушаться запретов;
Подбирать предмет большим и указательным пальцами.
Ребенок в 10 месяцев все больше двигается. Следите, чтобы нагрузка на его организм не была слишком большой. Не давайте малышу подолгу стоять. Придерживайте его сначала под мышки, а через 2-3 недели - за руки. Если к десяти месяцам у ребенка все еще нет зубов, проконсультируйтесь с врачом: возможно, у малыша дефицит кальция.
Развитие ребенка 10 месяцев
В десять месяцев ребенок осознает, что он меньшего роста, чем многие предметы вокруг, и что эти предметы загораживают ему обзор. Поэтому ребенок старается забраться повыше! Ваши руки немеют от тяжести, когда вы в 25-ый раз подносите ребенка к выключателю и включаете-выключаете свет. Да, и это будет продолжаться еще несколько недель.
Десятимесячный ребенок уже может уметь забираться в кресло или к вам в кровать, но вы должны внимательно за ним следить! Умение слезать с высоты ребенок освоит попозже, а пока помогайте ему, подсказывайте, куда ему надо поставить ножку, чтобы спуститься.
Если у вас есть старший ребенок, то в 10 месяцев младшего дети особенно сблизятся. У них уже появляются схожие интересы. И хотя младший ребенок еще не может быть равным партнером по играм, дети находят общие занятия.
У десятимесячного ребенка появляется желание строить из кубиков. Научите его строить башенку из трех-четырех кубиков и потом покажите, как интересно сбивать ее мячом.
К 10-ти месяцам движения ребенка стали более осознанными. Он умеет брать игрушку сверху, сбоку или снизу. Он может аккуратно опускать руку под углом. Главное, малыш оценивает, как лучше поступить в данной ситуации. Сейчас ребенок уделяет одной игрушке больше времени (до 10 минут). Он постоянно учится. Например, освоив строительство домика из кубиков, ребенок пытается так же использовать и колечки, и коробочки.
В этом месяце, возможно, ваш ребенок проявит интерес к чтению. В 10 месяцев детям нравится рассматривать картинки с изображением таких же малышей, как и они.
Игры для развития речи детей 10 месяцев
1. Сядьте напротив ребенка и положите перед ним несколько знакомых игрушек. Потом попросите его дать вам, например, машинку. Несколько раз повторите слово «дай». Затем спрячьте ее за спину и скажите малышу: «Попроси у меня машинку, скажи «дай».
2. Рассматривайте с ребенком семейный фотоальбом. Ребенок будет пытаться повторить имена близких родственников.
3. Постоянно разговаривайте с ребенком, и очень скоро он научится понимать все, что вы ему говорите. Показывая ребенку 10 месяцев новый предмет, давайте четкие и понятные объяснения. Избегайте многословия.
Упражнения для детей 10 месяцев
1. Шагом марш!
Поставьте ребенка на ровную поверхность, например, на стол. Стоя лицом к нему, поддерживайте его под локти. Побуждайте маленького спортсмена сделать несколько шагов.
Это упражнение поможет укрепить мышцы спины и ног. Совсем скоро ребенок научится ходить самостоятельно. Поэтому такие тренировки с мамой для него очень важны.
2. Веселые колечки
Уложите ребенка на кровать и вложите в его ручки большие кольца. Вы тоже держитесь за них и водите руками в разные стороны, а также вверх и вниз.
Это хорошая разминка для мышц спины и рук. Большой плюс еще и в том, что такое упражнение наверняка развеселит ребенка.
Что делать, если ребенок 10 месяцев скрипит зубами?
Дети часто скрипят зубами. Примета о том, что зубной скрежет как-то связан с глистами, не соответствует действительности.
На самом деле бруксизм (скрипение зубами) связан с напряжением ребенка. Маленькие дети постоянно стремятся к деятельности. И если ограничивать их свободу, то малыши становятся нервными, напряженными. Сосание соски, пальца, оттягивание ушей, выщипывание бровей пальцами и скрежет зубами у ребенка 10 месяцев - все это способы унять внутреннюю энергию. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок без ограничений мог играть в активные игры, бегать, прыгать, петь. Бейтесь подушками, мягкими безопасными мечами, стучите молотком по игрушечной готовальне, втыкайте карандаши в пластилин.
Как приучить ребенка к горшку?
Взрослому трудно поверить в то, что маленький ребенок не только не чувствует, что хочет в туалет, но даже и не осознает происходящего. Лишь когда штанишки намокают, он понимает: что-то произошло, и это вызывает дискомфорт.
Прежде всего, ребенок научится ощущать давление на мочевой пузырь, а это будет возможно лишь тогда, когда возникнут и дифференцируются нервные связи между мозгом и мочевым пузырем. По мнению психологов, ребенок может переодически писать в штаны до 3,5 лет, а ночью - до 4,5 лет.
После года ребенку можно объяснять назначение горшка, рассказывать, зачем в доме есть туалет и почему взрослые туда время от времени отлучаются. Если не стесняетесь, возьмите ребенка с собой в туалет. В год ребенку самое время перейти на трусики.
Не сажайте ребенка на горшок насильно. Иначе у него появится стойкая неприязнь к этому полезному предмету. Наоборот, горшок должен ему нравиться и ассоциироваться только с положительными эмоциями.
Не стыдите ребенка за лужи и испачканные штанишки, не показывайте своего отвращения, когда моете ему попку… Наберитесь терпения! В год ребенок только начинает осваивать навыки личной гигиены.
В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие. Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь. Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи. Спокойно относится к высаживанию на горшок.
По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.
В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.
Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.
Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…
Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.
Для крохи не представляет труда различить настроение окружающих. С некоторыми особо наблюдательными малышами могут даже случаться приступы ревности. Ребенок может расплакаться, если в центре всеобщего внимания вдруг оказался кто-то другой. Примерно в этом же возрасте малыш лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте положить ему нелюбимую еду, как он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете крохе под кофточку какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет нижний край одежки, и игрушка выпадет.
Учимся понимать друг друга
С каждым днем малыш все лучше понимать значение слов. Когда у него спрашивают: «Где мама?», «Где папа?», он переводит взгляд с одного родителя на другого. Кроха уже выполняет простые команды и, услышав: «Дай мне ложку», протягивает ее. Но будет лучше, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратится с просьбой в то время, когда сынишка или дочурка смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно делать, он будет с удовольствием играть снова и снова.
Начиная соединять звучание слов с их значением, ребенок строит свой образный словарь. И хотя большая часть детского лепета может быть всего лишь звуковой игрой, малыш уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Первыми словами девятимесячного карапуза, скорее всего, будут слова, обозначающие близких людей, или те, которыми мама сопровождает привычные действия.
На этой очень ранней «разговорной» стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют бурным восторгом и повышенным вниманием к своему говорящему чаду, ребенок начинает понимать, что правильно употреблять слова. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше.
В играх ребенок также стремится к взаимодействию с родителями. Огромную радость доставит крохе игра в «телефон». Возьмите игрушечный аппарат и по очереди с сыном или дочкой говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: «Привет, как дела? Ты кушаешь кашу?» Потом передает трубку ребенку и говорит: «Теперь поговори ты». Очень скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои «фразы», перед тем как положить трубку.
Двигательные навыки ребенка в 10 месяцев
К 10 месяцам большинство детей хорошо ползает. Теперь же им предстоит освоить еще один вид передвижения – медвежью походку (на четвереньках). Это своего рода переходная ступень от человека ползущего к человеку прямоходящему.
Маневрировать между препятствиями малыш учится на вытянутых руках и ногах. Достигнув цели, ребенок осторожно выпрямляется и начинает шагать вдоль подходящих предметов. Такая тренировка полезна для его мускулов и суставов. Она помогает равномерно нагрузить ноги и стопы и постепенно выработать чувство равновесия.
Однако в то время, когда одни дети заметно проявляют свои новые двигательные навыки – стоят, передвигаются, вскарабкиваются на ступеньки, слезают с дивана, другие, по мнению обеспокоенных родителей, как бы застывают в своем развитии. Если ваш малыш относится ко второй категории, волноваться не стоит: у всех малышей бывают вершины и относительные спады.
Развитие детей 10 месячного возраста как нельзя лучше характеризует фраза «шаг назад – два шага вперед». Возможно малышу, быстро усвоившему новое, необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, и только потом освоить что-то другое.
Вижу, слышу, ощущаю…
Многие дети 10 месячного возраста уже выбирают себе любимую игрушку. Забытый в гостях зайчик или плюшевый медвежонок способен создать в семье кризисную ситуацию. Если ребенка в отсутствие старого «друга» стараются утешить новой игрушкой, она яростно отвергается. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность представляется важным событием в развитии крохи. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.
Маленький человечек уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: звон ключей говорит карапузу о том, что пришел папа, а хлопнувшая дверь холодильника сообщает, что скоро ужин.
Ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но и немного умеет «планировать» свои действия. Если, например, перед его любимой машинкой поставить препятствие в виде другой игрушки, малыш оттолкнет игрушку в сторону и достанет автомобильчик. Нечто подобное проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи.
Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опытов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т.д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, его действия целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит.
Так же вы можете наблюдать у своего вашего чада еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать, как своеобразный вариант игры «в прятки». Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку.
Теперь, когда карапуз осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты» пряток». Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры – ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для крохи интерес, практически нет.
Занятия с ребенком 10 месяцев
Дайте любимому чаду коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Пусть там будут лоскутки грубой и шелковистой материи, включите в этот набор маленький квадратик линолеума, кусочек бархата или атласа, губку. Вынимая из коробки кусочки тканей и складывая их обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.
Разложите перед малышом игрушки, перевернув их вверх ногами, и посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей. Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть кроха попытается снять крышку. Если у него это не получится, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку – пусть продолжит старания. Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из трех игрушек и попросите карапуза дать вам ее. Если он сделает это правильно, изобразите бурный восторг.
Дайте в руки малышу цветной мелок или толстый цветной карандаш и покажите, как им можно оставлять следы на бумаге. В этом возрасте дети готовы и к встрече с красками. Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, и пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте. Сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубу.
Наблюдая, как кроха старается открыть коробочку или надеть колечко на пирамидку, не следует стразу бросаться ему на помощь. Вы видите, что данное действие малышу по силам, так пусть старается и дальше. Но не дожидайтесь разочарований: если ребенок взялся за что-нибудь непосильное, помогите ему.
Физическое развитие детей 10 месяцев
Покатите мячик к ребенку и, тогда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к крохе. Предложите другим членам семь присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как обратно сесть, помогите маленькому человечку, протянув ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите малышу возвращение в сидячее положение.
Дети любят следовать команды. Поддерживайте своего «подпрыгивающего» карапуза и командуйте ему: «Оп-оп!» Когда ребенок перестает прыгать, прекращайте командовать. Из этой игры может получиться забавная серия остановок и движений. Малыш будет получать удовольствие от слов, и в то же время такая игра будет полезной тренировкой для его мышц.
Как играть с ребенком в 10 месяцев? В этом возрасте у крохи расширяются возможности, и возрастает желание познакомиться с окружающим пространством. Именно сейчас кроха уверенно ползает и начинает ходить. Во время своих перемещений малыш, не только легко запоминает расположение предметов в пространстве, но и решает такие важные задачи как оценить расстояние между вещами, выбрать последовательность действий (подползти, поднять, взять). Сейчас кроха старательно подражает вам, повторяет те действия, которые вы делаете с предметами. Именно это и следует использовать.
Новые действия со знакомыми игрушками
Еще совсем недавно ребенок реагировал на все игрушки и вещи практически одинаково. Кроха хватал их, тащил в рот, тряс и кидал на пол. Настало время расширить его знания об известных предметах.
Изучаем новое
Пора начать изучать что-то новое не только с игрушками, но и безопасными предметами. Во время игр подробно рассказывайте ребенку что и зачем вы делаете.
Пирамидка
Приобретите самую простую пирамидку из 4-5 цветных колец. Покажите малышу, как ее нужно разбирать и собирать. Кроха по началу будет только снимать кольца. Но уже через пару месяцев научится одевать их обратно в разнобой. Пройдет еще немного времени и вот уже все кольца одеты в правильном порядке.
Кубики
Одна из любимейших игрушек малышей. С виду они очень просты, но сколько с ними простора для творчества и развивающих игр. В этом возрасте вместо деревянных кубиков лучше взять мякиши, с ними малыш точно не поранится.
- Постройте башенку из 3-4 кубиков и предложите малышу её разрушить. Не беспокойтесь, в этом возрасте дети находятся в разрушительной фазе своего развития. Пока им просто нравится все ломать и смотреть, как постройка разлетается на детали. Строить малыш научится позже.
- Стулья. Возьмите несколько кубиков и расставьте на некотором расстояние друг от друга. Расскажите ребенку о том, что это стулья и начните рассаживать на них игрушки (для этой игры возьмите небольшие игрушки из пластика). Сопровождайте свои действия рассказом: «Этот стульчик для Развивающие игры для 10-месячного ребенка Развивающие игры для 10-месячного ребенка Миши, садишь мишка. Этот для Зайки…». Конечно, малыш собьет их и поломает постройки, но сначала понаблюдает и запомнит ваши действия.
- Пирамидки. Сложите из кубиков пирамидку. Внизу будет три кубика, выше два, наверху один. Возьмите игрушку и пройдитесь ей по этим ступенькам вверх-вниз, скажите «топ-топ». И эта постройка тоже будет разрушена, но ребенок запомнит ваши действия и очень скоро будет прохаживать по ним маленьким пластмассовым зайчиком или медведем, а только потом рушить.
Уборка
Предложите ребенку сделать уборку вместе с вами. Дайте малышу красивую тряпочку и покажите как вы стираете пыль с предметов. Ваше чадо попытается повторить ваши движения. Это будут его первые навыки в ведении хозяйства.
Изучаем животных
Рассматривайте и читайте книжки. Спрашивайте малыша: «Где киска?» и сами отвечайте: «вот она» и покажите ее на рисунке. Теперь спросите: «Как говорит киска?» и ответьте «Мяу-мяу». Очень скоро кроха включится в игру и будет показывать животных и отвечать сам. Это упражнение важно для понимания и развития речи.
Тело человека
Дети в 10 месяцев активно познают окружающий мир и самих себя. Малыш уже понимает что у него есть ручки и ножки и научился ими пользоваться, но плохо знает как они называются. Одевая ребенка всегда говорите «одеваем на одну ножку, на другую», моя ручки «моем одну ручку, вторую ручку» и т.д. Теперь ему очень интересен рот, глаза, нос. Обычно детки находясь на руках у взрослых активно трогают эти части лица. Сопровождайте действия словами, а также спрашивайте малыша: «где щечки?» и целуйте или трогайте маленькие щечки. Несколько таких уроков и кроха сам покажет ответы на ваши вопросы.
Найди отличия
Начните знакомить ребенка с разными свойствами предметов. Обращайте его внимания на то какие предметы большие (разведите руки в стороны и скажите большой) и маленькие (сожмите два пальца и покажите «маленький»), какие мягкие, а какие твердые, какие гладкие, а какие нет.
Музыкальная пауза
Начните развивать музыкальный слух ребенка. Включайте ему детские песенки и классическую музыку, пойте сами. Купите маленькое игрушечное пианино, дудку.
Прислушивайтесь к звукам вокруг. Слышите как гудит самолет? Обратите внимания малыша на этот звук и скажите «самолет». Соседи делают ремонт? Что же, придется познакомиться и с этим звуком. Изобразите пальцами дрель и просверлите стену «дж-ж-ж», малышу полезно будет узнать откуда берутся эти звуки, так он скоро перестанет их пугаться.