Большинство родителей хочет видеть своих детей кем-то в будущем. И, прежде всего, уделяется пристальное внимание выбору пути, профессии, карьеры.
Родители часто пугают детей – вот не будешь хорошо учиться, будешь улицы мести. Само по себе желать успеха своему ребенку и счастья – это проявление заботы, внимания и ответственности.
И возникает вопрос, а какой смысл в это, вкладывают сами родители.
Есть два основных подход а. Первый путь количества – это попытка вложить как можно больше в ребенка – знаний и с лучшими репетиторами, водить во все подходящие, на ваш взгляд, кружки.
Второй подход качества – вдумчивый подход и проявление внимания, к чему у ребенка склонности, какие особенности характера и соответственно разумный выбор.
Помните сюжет из замечательной книги Д. Дефо о Робинзоне Крузо. Главному герою было уготовано идти по стопам отца, размеренная и спокойная жизнь. А его душа жаждала моря и приключений. Он не выдержал, что все уже решено за него и сбежал на корабле из родной Англии.
Жизнь за морем позволила заработать на плантации. Он собирался вернуться домой и показать, что он сумел добиться успеха своим силами, идя своим путем.
Однако судьба приготовила ему еще испытание. В длительном одиночестве освоить многие навыки, выжить. И путем ежедневного размышления понять суть жизни, призвания, отношения к близким людям, разобраться с порывами своей души и отношению к Создателю.
Это слишком дорогая цена, и можно не доводить своего ребенка до состояния – бежать подальше.
Если за ребенка решили, кем и каким он должен быть (а часто тем, кем не стали в свое время мама или папа), то рано или поздно произойдет сбой.
Чем сильнее будет давление со стороны близких, тем быстрее подросток отвергнет попытки его заставлять или начнет все делать наоборот.
Если родители постоянно сравнивают своих детей с окружающими и часто не в пользу своих. Или ориентируются на моду, престиж, более успешных в материальном плане, знакомых, то провал и разочарование, обеспечены.
Как избежать такого отрицательного сценария? От родителей требуется не только заботиться, что покушать и одеть малышу. Надо проявлять внимание к чему тянется ребенок, на что откликается. Не зря говорят, что со стороны виднее.
Сделать это не так трудно. Надо присмотреться и проанализировать, что и как любят делать наши дети. Проявиться способности могут в разном возрасте, реже до 7 лет, чаще после начальной школы.
Итак, тест — прогноз, как распознать талант у вашего ребенка .
Задатки журналиста, писателя проявляются, когда ребенок:
- Много и увлеченно читает художественные книги, литературные журналы;
- любит сочинять и фантазировать истории;
- ведет личный дневник, любит записывать рассказы и стихи;
- старается использовать в своей речи художественные обороты;
- легко делится с окружающими своими впечатлениями.
заметны, если ребенок:
- замечает вокруг себя необычное и прекрасное;
- создает сам что-то интересное дома;
- любит рассматривать картины, репродукции, произведения искусства;
- посещает музеи и художественные выставки;
- пытается выражать свои чувства с помощью лепки или рисунка.
, сопутствуют тому, кто:
- легко запоминает мелодию и ритм, может их воспроизвести;
- любит слушать музыку;
- с большим желанием осваивает игру на музыкальном инструменте;
- любит петь;
- пробует силы в сочинении своей музыки;
- с радостью посещает концерты и музыкальные спектакли;
- коллекционирует музыкальные записи;
- интересуется новостями в музыкальном мире.
Будущего спортсмена можно определить в том, кто:
- без напоминаний регулярно тренируется;
- имеет хорошую координацию движений;
- хорошо владеет своим телом и развивает мускулатуру;
- принимает активное участие в спортивных состязаниях;
- всегда настроен на победу;
- не боится трудностей, вынослив на тренировках;
- дисциплинирован и придерживается распорядка дня;
- не пропускает тренировки в спортклубе;
- имеет образ спортсмена, которому старается подражать;
- легко управляется с велосипедом, самокатом, роликами, лыжами, коньками.
Способности к научной деятельности у того, кто:
- логично и последовательно излагает свои мысли;
- ищет разумное объяснение проблемам и явлениям;
- любознателен и интересуется деталями процессов, происходящих вокруг;
- увлеченно ставит опыты и хочет на практике понять суть результата;
- в случае неудачи, не бросает занятие, а ищет причину и продолжает поиск и опыты;
- готов штудировать энциклопедии;
- использует интернет не для игр, а поиска нужной информации;
- предпочитает смотреть научно-популярные фильмы и издания;
- следит за новыми разработками ученых;
- делает выводы и дает заключения на основе открывшихся фактов;
- дотошно фиксирует все шаги своих поисков и анализирует промахи;
- предпочитает сидеть дома с книгой, чем гулять на улице.
Будущего технаря можно узнать в том, кто:
- постоянно что-то собирает и разбирает; паяет, пилит, сверлит;
- любит собирать модели самолетов, кораблей, танков;
- ломает голову и радуется, когда находит причину поломки;
- превратил комнату в мастерскую, а из ненужного «хлама» создает полезные вещицы;
- не боится испачкаться в процессе работы;
- из книг, предпочитает технические и научно — популярные;
- интересуется техническими новинками;
- общается с единомышленниками.
На незаурядные способности претендует тот, кто:
- проходит школьный курс с легкостью и быстрее сверстников;
- эрудирован, знает больше других и знает, как применять свои познания на практике;
- интуитивно распознает причины поступков окружающих;
- имеет отличную память и аналитический склад ума;
- грамотно формулирует и ставит вопросы;
- умеет анализировать факты и делать четкие выводы;
- всегда знает, чего хочет и пути, как этого добиться;
- «зависает» в библиотеках; интересуется многими темами, т.к. хочет понять общую картину мира;
- интернет использует, как базу информации, а соцсети игнорирует, считая пустой тратой времени;
- предпочитает мобильник смартфону, т.к. считает, что для звонков этого достаточно, а в интернет можно зайти и дома, где нет посторонних рядом;
- умеет из моря информации быстро улавливать суть;
- иногда долго принимает решение, но если принял, то не отступает и идет последовательно к цели.
Осталось присмотреться к нашим детям повнимательнее, чтобы разобраться, кем они могут стать в жизни.
"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский
Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать...
Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.
Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это "выдающееся врожденное качество". А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.
Википедия определяет талант как "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.
Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?
При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота". Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.
Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.
1. Музыкальные способности малыша
До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно". Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".
2. Технические способности
Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если... Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.
3. Исследовательские способности
Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.
4. Художественные способности ребенка
Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.
В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.
5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка
Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.
6. Спортивные секции. Физические способности
Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.
7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности
Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, "пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.
У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.
Методы определения способностей ребенка
Метод | Описание |
Наблюдение | Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша. |
Игра | Предоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок. |
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. Тестирование | Существуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику "Несуществующее животное". А также могут использовать комплексную диагностику. |
Совместная деятельность | Совместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты. |
Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.
Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!
Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов "АЗ-БУ-КА"
Комментировать статью "Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша"
А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа...
Как выбрать профессию. Развитие способностей Востребована ли профессия Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно... Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.
Раздел: Образование, развитие (Способности ребенка). Вопрос репетиторам, Вы родителям всегда правду о способностях говорите? Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 18+.
есть способности выше среднего, а ребенку на это плевать. Есть любимое дело, только...(умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память Музыкально -двигательные способности. Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма...
Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. Сингапурская математика. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка Методы определения способностей ребенка Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.
Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Тема создана для обсуждения статьи. "Алло, родители ищут таланты!" - дополнительное образование детей.
Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. 1. есть ли у него музыкальные способности. которые надо както развивать. 2. нравится ли самому ребенку все это - петь...
Вот, например, нет у ребенка музыкального слуха, или рисует он, как курица лапой Развить ведь до определенной степени можно почти все, правда, не всегда Если ненавидит - это другое. Вопрос был есть нет способностей, т.е. на неосведомленный взгляд мамы их нет.
а как определить, есть ли у ребенка способности к европейским языкам? Неоднократно слышала мнение, что дети, имеющие музыкальный слух чаще всего обладают Посмотреть темы в других конференциях: Детские сады и дошкольное образование Образование взрослых.
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам Совместное общение, безусловно...
Как определить способности ребенка?. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ну так слух развивать надо, как и любые другие способности. Реально людей совершенно без музыкального слуха мало.
способности это приходящее и уходящее, если вовремя не спохватиться и неразвивать, у всех детей есть способности и таланты и необязательно в ограниченом Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка.
Поступаем в музыкальную школу. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Выразила желание играть на скрипке, но узнав что это трудно, сразу отказалась. Хочет играть на флейте, но я не знаю возьмут ли ее, вроде бы там на зубы смотрят, а у нее верхние зубы как раз...
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Многие родители задаются вопросом: как определить и Мне народные способы определить пол ребенка всегда казались забавными и интересными, предлагаю вам их перечень - гадайте на здоровье...
Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам...
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Развитие ребенка - дошкольника: дополнительное Как помочь ребенку стать внимательным? Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дорогая, возник вопрос, действительно: а какие музыкальные способности или навыки нам, родителям нужны в детях. и какие будут нужны...
Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей...
Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...
Для начала необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности. Какая между ними связь и чем они отличаются?
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. Когда ребенок только родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он обладает, так как ребенок развивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под способностями только врожденные возможности ребенка . Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности, еще их называют задатками , которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, задатки - некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки несут в себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности. Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Итак, способности представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе труда. Важно отметить, что врожденность задатков не всегда означает их наследственность. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование. Можно сказать, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок , необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности? Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности (табл. 1):
|
Каждая сфера деятельности ребенка характеризует его с той или иной стороны, что позволяет как родителям, так и специалистам распознать наличие способностей у детей. Предложенная классификация не дает информации о времени выявления этих способностей, но позволяет определить их вид. Специалисты отмечают, что только у 10-15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3-5 лет). Раньше дают о себе знать музыкальные, художественные и двигательные способности. Например, о музыкальных способностях малыша до одного года можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
Диагностика склонностей ребенка
Никто не знает ребенка лучше, чем члены его семьи. В раннем возрасте (до 3 лет) процесс выявления склонностей ребенка ложится, в основном, на плечи родителей и ближайшее окружение (бабушек, дедушек и т.д.)
Наблюдение – один из широко применяемых методов изучения детей. Наблюдая за малышом, изучая его творческие работы, родители могут составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и т.д. Уделяя основное внимание познавательной активности (то, чем ребенок любит заниматься, о чем интересуется у взрослых) - ведущему показателю склонности ребенка к какому-либо виду деятельности, можно проследить, в какой сфере начинает раскрываться дарование дошкольника.
Игра дает возможность изучить многие особенности ребенка (особенно это касается младших детей). Присмотритесь, какие игры выбирает малыш. Однако следует учитывать: ребенок выбирает тогда, когда предоставляется возможность выбора. Чем старше он становится, тем больше времени проводит он вне дома, тем больше ситуаций, в которых мама и папа не могут за ним наблюдать. Здесь за помощью можно обратиться к специалистам: психологам, педагогам, специалистам по раннему развитию детей. Существует два основных подхода к процедуре диагностики способностей ребенка . Первый основывается на системе единой оценки (используется один тест, например, тест Векслера , направленный на определение уровня интеллектуального развития ребенка , оценку его потенциальных возможностей; методика «Несуществующее животное» , определяющая не только эмоциональное, психическое состояние ребенка , но и его творческий потенциал. Второй подход предполагает комплексное обследование. В настоящее время, комплексная диагностика, включающая различные методы, приемы, направления на составление целостного представления о развитии малыша, позволяет выявить его способности в полной мере. Сюда можно включить и целенаправленное наблюдение специалиста за ребенком, которое может проводиться на протяжении определенного времени (лонгитюдное исследование ) для того, чтобы проследить изменения ребенка в динамике (в течение нескольких месяцев и даже лет). В комплексное обследование включается и самый распространенный способ выяснения склонностей ребенка - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные задания: ребенку могут задавать определенные вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения) или предлагают выполнить набор упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то движения (спортивные, танцевальные) и т.д.. В любом случае специалисты (психологи, педагоги дополнительного образования) могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Итак, среди целей проведения данных процедур можно выделить следующие:
- определение уровня интеллектуального развития ребенка ;
- оценка его потенциальных возможностей;
- анализ творческого потенциала ребенка .
Диагностика способностей детей младшего возраста проводится с помощью проективных методик , с использованием различных рисунков, всевозможных игр и упражнений, разыгрываемых ситуаций и сказочных сюжетов. Игра создает наиболее естественные условия для раскрытия потенциала ребенка . При том, чем увлекательнее сюжет этой игры, тем больше данных сможет собрать специалист. В В последнее время результаты тестирования детей дополняются разнообразными опросниками, которые заполняют как родители, так педагоги и воспитатели. Следовательно, диагностические процедуры должны базироваться не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком . Жизненные наблюдения предоставляют ценную информацию относительно поведения ребенка дома и в детском саду. Эти наблюдения ценны еще и тем, что помогают выявить те или иные, особо редко встречающиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка . Более того, если наблюдение за ребенком ведется в течение определенного периода времени систематически (например, в дошкольном учреждении), его результаты составят «хронологию» развития ребенка , которую невозможно получить ни при каком наборе тестов. Родители также могут вести «летопись» развития малыша, включающую все особенности его жизни. Дневниковые записи в течение недели, месяца, года могут обнаружить те занятия, которые больше всего доставляют удовлетворение ребенку . Это будет являться не только ценным исследовательским материалом, но и позволит сохранить в памяти все яркие и запоминающиеся события развития малыша. Вообще, выявление способностей в раннем возрасте – достаточно рискованное мероприятие. Прежде всего, потому, что интересы ребенка могут меняться под действием окружающей среды (семьи, детского сада, родственников и т.д.). Тем не менее, все это нисколько не умаляет важности раннего выявления способностей и склонностей у детей. Некоторым родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими. Но, как мы уже отмечали, каждый ребенок – неповторимая индивидуальность. Сравнение может быть полезным, но может также привести к совершенно ошибочным выводам. Поэтому выводы о том, какие у ребенка способности, следует делать весьма осторожно. Необходимо помнить, что результаты диагностики не определяют будущие достижения, а лишь отражают их вероятность. Итак, проблема выявления способностей и склонностей детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации, а также внимательного и чуткого отношения родителей.
Все дети талантливы по-своему, но обнаружить этот талант бывает непросто. Все равно, что сделать огранку драгоценного камня. При правильной огранке он засияет, но может превратиться в обычную стекляшку, если отнестись к процессу огранки «лишь-бы как».
Кто из родителей не мечтает, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. А самая большая вероятность достичь успехов у человека, который занимается любимым делом, используя свои природные способности. Это по-настоящему счастливый человек. Он получает огромное удовольствие от процесса работы, добивается наивысших результатов и соответственно достигает материального благополучия.
Занятие любимым делом и самореализация сделает такого человека успешным и самостоятельным сравнительно рано и на всю жизнь, если его таланты, тот «дар божий» с которым он был рожден, вовремя обнаружатся и вовремя получат свое развитие.
Поэтому определение способностей ребенка для дальнейшего их развития одна из самых основных и сложных задач родителей . Чем раньше Вы их обнаружите, тем лучше. Не будет бесконечной смены спортивных секций, кружков и школ, которые в итоге могут привести ребенка к неверию в свои силы и умения. Не будет разочарования родителей в своем чаде так, как вначале даже самые талантливые дети, посещая подходящие для них секции из-за дисциплины или отсутствия полной свободы творчества, могут капризничать и не желать посещать занятия регулярно.
В то же время родители точно не будут знать, что же на самом деле происходит — период адаптации, когда нужно проявить твердость и регулярно проводить разъяснительные беседы с ребенком или менять одну секцию на другую, так как данная «не его».
Кроме всего прочего такое «хождение» обязательно отрицательно скажется на , так как в наше время все секции, школы и кружки в основном платные, стоят немало денег, а для их посещения, кроме оплаты, необходима еще и покупка нужного для занятий инвентаря: спортивной формы, инструментов, красок, кисточек, альбомов и т.д. и т.п. .
Поэтому, выбрав из большого разнообразия, то, что действительно поможет развить способности ребенка, вы сэкономите приличную сумму денег , да и время не будет потрачено попусту.
Как определить способности ребенка
На что родителям стоит обратить внимание в первую очередь:
От рождения и до 3-х лет:
В это время все зависит только от наблюдательности родителей и проведения так называемой предварительной подготовки
, а именно:
- Обратите внимание на гороскоп ребенка . Не ухмыляйтесь с недоверием. Вам предстоит изучить и запомнить астрологический и восточный (лунный) гороскоп Вашего ребенка. Зачем? Чтобы в последующем времени с одной стороны наблюдать, есть ли характерные для его знака черты, а с другой быть готовыми использовать полученную информацию о способностях ребенка, дарованных ему небесными силами при рождении.
- Проследите свою родословную, генетическое древо . Так Вы узнаете природные предпосылки, передающиеся генами по наследству. Проследив свою родословную, Вы сможете сделать выводы обладатели, каких профессий в Вашем роду добивались наибольших успехов и наилучших результатов. Так ребенок из семьи математиков генетически склонен к точным наукам и наверняка добьется больших успехов на этом поприще. (Например, Сергей Брин — сооснователь и разработчик поисковой системы Google. Его родители — математики и достигли в этой науке больших успехов. Соответственно, уже на генетическом уровне, у него было больше шансов добиться успехов в математике, чем, например, в спорте.) Не забывайте и о старших представителях своего рода. Не обязательно ребенок унаследует таланты родителей (если говорят, что природа на детях отдыхает то не в смысле, что они глупее родителей, а просто таланты у них могут быть другие, унаследованные от дедушек, бабушек или других пра-пра-родственников).
- Чаще присматривайтесь к своему ребенку , играя с ним. Какие игры он выбирает? Как относится к музыке? Какие книги или сказки ему больше нравятся? Как можно больше проводите с ребенком времени. В этом возрасте он остро нуждается в Вашем присутствии. Выбирайте развивающие игры для своего ребенка . Сейчас их великое множество. Вместо покупки сто пятьдесят пятой по счету машинки или куклы, лучше купите конструктор или детские пазлы. Они способствуют развитию моторики ребенка. И уж конечно, в таком возрасте, к каким играм Вы приучите своего ребенка, в такие игры он и будет играть еще долго, вплоть до подросткового возраста. Пользуйтесь моментом ищите правильные, развивающие игры , ведь маленьким деткам все равно во что играть лишь бы мама или папа были рядом . Не играйте вместо ребенка его конструктором, не складывайте за него пазлы или кубики. Расскажите как играть, будьте рядом, что-бы подсказывать, а не делать все вместо него. И не забывайте хвалить за каждый его успех.
- Старайтесь оградить ребенка от потока не нужной информации , рекламы, следите за тем, что он смотрит по телевизору. Способности ребенка можно не только развить, но и загубить, если лишить их возможности развития . Необходимо, чтобы ребенок получал информацию развивающую его, а не наоборот отупляющую и бессмысленную. Поток бессмысленной информации может забить и заглушить ростки талантов Вашего ребенка, а длительные просмотры мультфильмов вытеснят желание общаться с кем-либо.
- Ведите дневник наблюдений за ребенком , отмечая все нюансы развития, его успехи и неудачи, реакцию на события и поведение при общении как со взрослыми так и с детьми. Читайте ребенку . Это поможет развить его память и привить любовь к книгам.
С 3-х до 6 – ти лет:
Очень важно определить способности ребенка именно в дошкольном возрасте
, т.к. от этого зависит и выбор школы и класса, и выбор дополнительных занятий, которые помогут дать дальнейшее развитие природных талантов Вашего ребенка. Как правило, к 5-и годам внимательные родители уже видят способности ребенка по его пристрастиям
, умениям, настроению, с которым он относиться к тому или иному роду занятий. В этом возрасте с большей точностью можно определить наклонности ребенка, наблюдая за его поведением.
Итак, у ребенка способности:
- Интеллектуальные. Если ребенок наблюдателен и любознателен. Задает много ситуационных вопросов. Рано научился читать. У него очень хорошую память. Знает больше, чем его сверстники. С удовольствием быстро и легко обучается . Четко излагает свои мысли. Никогда не отвечает « не знаю», пытается найти ответ на любой заданный ему вопрос .
- Музыкальные. Если он с удовольствием слушает музыку разных жанров. Легко запоминает мелодии на слух и также легко их воспроизводит. Его интересуют музыкальные инструменты. Он подпевает или сам с удовольствием поет, даже когда его об этом не просят. Сочиняет собственные мелодии .
- Художественные. Если ребенок рисует все, что видит, а не только то, что лучше всего получается. Рисует везде и всем, что подвернется под руку. Стремиться украсить дом или одарить всех своими «произведениями». С удовольствием лепит, рисует карандашами и красками, старается скомбинировать разные материалы. Его рисунки разные по цвету и изображению, часто зависящие от настроения.
- Литературные. Если ребенок очень любит, чтобы ему читали. Рано научился читать сам. Легко пересказывает, прочитанное. Запоминает, на чем остановились, читая книгу. Умеет и любит, что-то рассказывать, часто фантазирует, но доводит свои рассказы до логического конца. С удовольствием и эмоционально пересказывает, увиденное ним .
- Артистические . Если легко и с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Стремиться, чтобы его выступление вызвало похвалу и восторг. Старается, чтобы его внешний вид соответствовал теме выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
- Технические. Его любимые игрушки машинки, механизмы, конструкторы. Пытается самостоятельно отремонтировать сломанную игрушку . Интересуется работой домашней бытовой техники и папиным инструментом. Любит рисовать машинки, технику.
- Спортивные способности Ребенок-непоседа. Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Недолго расстраивается по поводу разбитых коленок. Отличная координация и умение держать равновесие. Не пропускает ни одного спортивного снаряда или лестниц и горок детских площадок. Часто бывает лидером среди сверстников.
Определив способности ребенка, еще рано «почивать на лаврах», так как более точно судить о них можно лишь по результатам обучения .
Кроме прочего, занимаясь определением способностей своего ребенка, не упускайте из вида и его слабые стороны
. Есть качества без которых невозможно стать успешным человеком, например, хорошая память, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели. Помогите детям в развитии этих качеств.
Также на совести родителей научить ребенка финансовой грамотности, обращению с деньгами . К сожалению этому не учат в школах, а начинать обучение нужно в детстве и чем раньше, тем лучше. Об этом я писала в статье
И в заключении хочу добавить — способности ребенка обнаружить непросто, но проработав пункты этой статьи, Вы сможете наметить для себя путь, по которому будете двигаться в направлении гармоничного развития Вашего ребенка и главное поймете, что без Вашего активного участия Ваш ребенок может так и остаться «нераскрытым талантом» .