С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).
Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".
Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.
То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.
Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.
В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.
Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.
До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.
Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.
Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).
Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).
В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".
Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.
Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.
На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:
"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).
Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.
Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".
Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.
При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года
на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.
Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).
Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.
Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."
Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.
Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.
За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.
Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1
Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).
На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).
На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.
По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.
В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.
Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:
Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).
НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.
Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.
Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.
Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).
Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.
При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …
Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.
В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только
:
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.
Для определения среднемесячного заработка учитывается
денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.
Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.
Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?
В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.
В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.
Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.
Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.
По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.
Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.
Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.
По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.
Л.Гришин
- Когда наступает пенсионный возраст
- Порядок расчетов
- Реальный пример
Рассчитать пенсию военнослужащего непросто, ведь для этого нужно знать некоторые законы. К тому же необходимо учитывать новую законодательную базу, в соответствии с которой процедура расчета немного изменилась. Подсчеты можно делать самостоятельно, ориентируясь на разные параметры.
Когда наступает пенсионный возраст
Перед тем как подсчитать военную пенсию, необходимо разобраться в категориях граждан РФ, которые имеют право претендовать на ее получение. Такая пенсия предназначается военнослужащим, которые соответствуют новым положениям в Законе о пенсионном обеспечении. Например, наличие у военнослужащего выслуги лет, получение военным лицом в ходе выполнения военного задания или несения службы травмы, увечий или прочих повреждений, которые привели к приобретению инвалидности.
Выслуга лет — это отрезок времени, в течение которого военнослужащий находился на службе или в повышенно опасных местах. Чтобы гражданин имел возможность выйти на пенсию в соответствии с выслугой лет, ему нужно нести службу на протяжении 20 лет, другой вариант предполагает достижение граничного для определенной должности возраста.
Новые поправки в законодательстве определяют, что пенсионный возраст лиц, которые несут военную службу, отличается в зависимости от занимаемой должности на момент выхода на пенсию. С 50 лет выход на пенсию предусматривается для рядового состава военнослужащих в РФ, для капитанов возраст увеличен до 55 лет. С 60 лет отправляется на пенсию средний генералитет, а с 65 — весь командный состав, относящийся к высшей ступени, это положение касается и генерал-полковников.
В новый закон не были внесены изменения относительно женщин, которые проходят военную службу, поэтому они служат всего лишь до 45 лет, после чего выходят на пенсию.
Выйти на военную пенсию в РФ вне зависимости от возраста могут лица, которые прослужили в определенных структурах в совокупности не менее 20 лет. Среди данных структур можно выделить следующие категории:
- Министерство обороны с воинскими частями, находящимися в его прямом подчинении;
- противопожарные ведомства;
- все учреждения, которые относятся к пенитенциарной службе;
- полицейские учреждения;
- ведомства, имеющие особое назначение.
Новая законодательная база устанавливает: если лицо во время службы получило травму, приведшую к инвалидности, ему сразу же начисляется пенсия. Отставные военнослужащие не имеют возрастных ограничений относительно пенсионного обеспечения, поэтому им может проводиться соответствующее начисление уже после 35 лет. Это условие действует для тех военнослужащих, которые служили в особо опасных условиях. Чтобы начисление проводилось, указанной категории лиц нужно подать в воинский комиссариат следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- военный билет;
- личное дело и соответствующее предписание.
При этом в военном комиссариате необходимо стоять на учете.
Вернуться к оглавлению
Порядок расчетов
Расчет военной пенсии осуществляется исходя из соответствующего законодательства. Данные, необходимые для расчета пенсии:
- Когда выход осуществляется за выслугу лет, то выплачивается половина заработка (ненормированные годы добавляют по 3%, однако совокупно не выше 85%).
- Если у субъекта смешанный трудовой стаж и он идет на пенсию по выслуге, платят половину размера заработной платы с добавлением по 1% от суммы за службу, выходящую за установленный срок.
- Когда военный стал инвалидом в результате ранения на службе, выплаты равны 85% или половине заработка (для инвалида 3 группы), однако не ниже, чем 1,3 от размера предусмотренных нормативом пенсионных выплат.
- Инвалидность, обусловленная болезнью, предопределяет пенсию в размере 75% от заработка.
- Если гибель военнослужащего наступила при боевых действиях, его семье будут поступать выплаты в размере 40% от начисляемой ставки, наступление гибели в других обстоятельствах — 30%.
Как рассчитать пенсию военнослужащего? На размер начисляемой денежной суммы будет оказывать влияние звание (воинское) пенсионера. Имеет значение должность лица, так как исходя из нее определяется сумма оклада (основываясь на окладе, рассчитывается итоговая сумма, принимается во внимание инфляционный коэффициент, выслуга и др.).
Расчет пенсии военнослужащего осуществляется по формуле, принимаемой за стандарт для множества субъектов: базовое значение х (1/2 от ЗП + 3% за каждый сверхнормативный год службы, если стаж превышает 20 лет) х коэффициент понижения.
Базовое значение — суммарный размер окладов, соответствующие должностям, званиям, к которым плюсуется сумма надбавки. Начисляемая сумма корректируется исходя из места, где служил военный, при помощи специальных коэффициентов.
Расчет пенсии военнослужащих отличается от расчета пенсии обычных работников. Но благодаря калькулятору, приведенному ниже, вы сможете без проблем рассчитать свои .
В калькуляторе учтены следующие изменения.
- С 1 февраля 2017 года понижающий коэффициент для сотрудников министерства обороны составляет 72,23 процента от размера денежного довольствия.
- С 1 января 2018 года увеличен размер должностных окладов и окладов по воинскому званию в 1,04 раза (Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2017 г. N 1598).
Инструкция по использованию калькулятора
- Выберите оклад по должности или введите сумму оклада вручную, для этого нужно из выпадающего списка выбрать «Укажите оклад самостоятельно».
- Выберите процент повышения ОДВ за классную квалификацию (актуально только для летного состава).
- Выберите оклад по специальному званию, или укажите его вручную, выбрав «Укажите оклад самостоятельно».
- Выберите и .
- В пункте « » выберите процент выплат (зависит от выслуги лет).
- Выберите понижающий коэффициент.
- В пункте «Пенсия в рублях к выдаче» отобразится полагающаяся сумма пенсионных выплат.
Начисление пенсии и их выплаты – вот что интересно нашим пенсионерам, вызывает споры и вопросы относительно применяемых расчетов, калькулятора. Но еще больше возникает вопросов со специальными пенсиями, например: выплатам военнослужащим пенсионерам.
–
–
–
–
–
–
Кто может оформить военную пенсию?
Для того чтобы оформить пенсионное удостоверение военнослужащему в 2015 году, нет необходимости ждать 60 лет. Получить такое “звание” можно и после 40. Привязка происходит к наличию специального стажа. Он должен составлять более (или равняться) 20 лет. Калькулятор определения размера пенсии военнослужащему можно найти на сайте ПФ.
Структуры, стаж в которых засчитывается для назначения военной пенсии:
- министерство обороны, воинские части в подчинении;
- пожарная часть;
- полиция;
- пенитенциарная служба;
- иные федеральные ведомства с особым назначением.
Военную выплату можно оформить и с меньшим стажем, если человек погиб или стал инвалидом. Военнослужащему можно рассчитывать на особый порядок назначения пенсии и ряд льгот:
- бесплатный проезд (в ограниченные периоды);
- бесплатное получение и отправка почтовой корреспонденции;
- бесплатная медицина и дополнительные компенсации;
- досрочные выплаты как пенсионерам;
- компенсацию расходов, взаимосвязанных с исполнением служебных обязанностей.
Порядок оформления пенсии военнослужащего
Военнослужащий имеет право обратиться в органы, чтобы оформить военную пенсию, имея граничный стаж. Так что можно встретить довольно молодого военного пенсионера 38 лет. Обратиться необходимо в воинский комиссариат по месту учета. С собой иметь:
- паспорт;
- военный билет;
- предписание;
- личное дело.
После того, как документы будут обработаны, вас попросят подать еще такую информацию: СНИЛС, фотографию, вещевой, денежный аттестаты. Оформление последнего происходит по последнему месту прохождения службы. Только с этого момента вам начнут начислять военную пенсию, используя калькулятор. Также обязательна справка из Пенсионного фонда, что военная пенсия вам не начислялась. Всего через квартал вы получите свои выплаты. Это одна часть пенсии, но военнослужащему пенсионеру могут выплачивать и гражданскую, и накопительную часть.
Порядок расчета пенсии
Окончательные выплаты пенсионеру, прежде всего, зависят от оклада. Содержание назначалось в зависимости от звания военного. В основном, расчет выплат военному пенсионеру с 2015 года происходит по одной формуле:
База, умноженная на (50% + 3% за год службы сверх необходимого минимума) и умноженная на понижающий коэффициент.
База состоит из должностного оклада, оклада за звание, надбавки за выслугу. Процент для умножения не может превышать 85%, а коэффициент сейчас составляет 69,45%.
Кроме того не стоит забывать про зависимость от региона несения службы. Например, пенсионеру, служившему на островах Северного Ледовитого океана, военная пенсия дополнительно умножается на 2. И это максимальный показатель. Если вы хотите узнать военную пенсию, то используйте калькулятор.
Если выход на военную пенсию осуществляется по выслуге лет, но имелся смешанный стаж, то с 2015 вместо 3%, начисляется 1%. Процент для умножения при оформлении пенсионеру выплат по инвалидности составляет 85% (1 и 2 группа). Если инвалидность вызвана заболеванием – 75%. При этом сумма военной пенсии по инвалидности не может быть меньше 1,3 трудовой пенсии. Если военный погибает, то вдове тоже начисляют пенсию. Коэффициент равен 40%, а если военнослужащий погиб не во время боевых действий – 30%.
Что будет с военными пенсиями в 2016?
В 2015 году, в отличие от предыдущих индексация выплат пенсионерам была проведена один раз – осенью. Приблизительно коэффициент составил 7,5%. Но он не смог даже достигнуть уровня инфляции 2015 года – 12%. Страховая часть пенсии тоже индексировалась. А накопительная часть зависит от доходности НПФ.
С 1 января действовал закон, не предусматривающий индексации и повышения выплат военнослужащим пенсионерам. Однако уже с февраля 2016 года сумма для военных увеличилась на 3,99%. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию в стране показатель довольно существенный.
Что ждать от пенсии военнослужащим?
В 2015 году средняя выплата военному пенсионеру равна 15-20 тысячам рублей. Разброс в зависимости от воинского звания будет существенный. Планируется, что военная пенсия составит на 1,7 больше, чем гражданская. В последнее время все чаще происходит повышение понижающего коэффициента. Все эти изменения направлены на создание достойной пенсии военному. Калькулятор расчета выплат постоянно усовершенствуется в рамках законодательства.
Оформить вторую гражданскую пенсию для военных
Военные пенсионеры могут рассчитывать на вторую пенсию
Военным пенсионерам можно рассчитывать на получение дополнительных выплат, а именно: вторую пенсию. Для того чтобы получать страховую пенсию военному необходимо соблюсти несколько условий. Во-первых, военному пенсионеру необходимо трудоустроиться официально (гражданская работа), а работодатель должен осуществлять отчисления. Во-вторых, зарегистрироваться военнослужащему в системе обязательного страхования и получить СНИЛС. Для этого всего лишь надо написать заявление и подать его в районный пенсионный фонд.
С 2015 года порядок назначения, калькулятор расчета всех пенсий военным и иным лицам исчисляется по формуле. Чтобы оформить вторую страховую гражданскую пенсию необходимо:
- достигнуть пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин);
- отработать на гражданской специальности от 6 лет (постепенное повышение до 15 к 2024);
- накопить 6,6 баллов (зависят от уплаченных сумм).
Пенсионеры после 1967 рождения могут рассчитывать на накопительную пенсию
За прошлый год максимальные баллы военнослужащим пенсионерам составляли 7,39. При этом ежемесячная начисленная гражданская зарплата должна была составлять 59 250 рублей. Чтобы оформить вторую пенсию военному необходимо предоставить: паспорт, СНИЛС, справку о получении военной пенсии, трудовую книжку. Важно знать, что страховая гражданская пенсия подлежит ежегодной индексации. Кроме того, вторую страховую пенсию ежегодно пересчитывает сам фонд, если пенсионер продолжает работать. Чтобы узнать свою сумму используйте калькулятор.
Все, рожденные после 1967 года могут рассчитывать на накопительную часть пенсии. В том числе и те, кому положена военная пенсия. Страховые взносы распределяются между страховой и накопительной частями. Также можно выбирать и направить все отчисления в страховую часть. Рассчитать итоговую пенсию можно используя калькулятор. Чтобы уточнить порядок распределения военнослужащему пенсионеру необходимо обратиться в ПФ.
Ниже можно видеть очень интересное обсуждение по данному вопросу.