Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе
«Путешествие в страну сказок»
Цели: закреплять навыки порядкового и количественного счёта в пределах 10;
закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счёту месте?
Образовательные задачи:
1. Закрепить прямой и обратный счёт в пределах 10.
2. Совершенствовать знания геометрических фигур.
3. Закрепить знания цвета.
4. Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
5. Закрепить ориентировку на листе бумаги
Развивающие задачи:
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца
Оборудование и материал:
- Плоскостные изображения сказочных героев.
- Плоскостные изображения конфет в количестве 7 шт., разного цвета.
- Плакат с изображением времени года - весна.
- Геометрические фигуры разного цвета.
- Набор цифр.
Ход занятия
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие в страну сказок, где живут сказочные герои. На каком транспорте можно путешествовать? Чтобы узнать, на чём мы сегодня будем путешествовать, отгадайте загадку:
Железные избушки,
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубою.
Ведёт всех за собою.
(Поезд)
Дети под музыку «Весёлые путешественники» изображают, как едут на поезде.
- Игровое упражнение «Сосчитай»
- Вот мы с вами приехали в страну сказок. В этой стране нас будут встречать сказочные герои. Чтобы узнать, какой сказочный герой нас будет встречать, нужно отгадать загадку:
Загадка:
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит,
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней
(Красная Шапочка)
А вот и сама Красная Шапочка
На доске выставляется картинка Красной Шапочки
Она идёт к бабушке. Что она несёт ей? (Ответы детей)
Молодцы, а ещё она несёт ей конфеты.
Как узнать сколько конфет? (Надо сосчитать)
Давайте сосчитаем. Сколько конфет Красная Шапочка несёт бабушке?
Ребенок выходит к доске, выставляет конфеты на доске, считает.
Сколько всего конфет?(10 конфет)
Молодцы! Какая по счёту жёлтая конфета? (Жёлтая конфета по счёту 3)
Какая по счёту голубая конфета?
Какого цвета пятая конфета?
А теперь нам нужно сложить конфеты обратно в корзину.
Ребёнок складывает конфеты в корзину и считает обратный счёт.
Хорошо! Вы правильно выполнили задания. Нам пора отправляться в следующую сказку, а Красной Шапочке надо идти в гости к бабушке.
2. Работа с геометрическими фигурами.
На следующей станции нас встречает другой сказочный герой. А кто он, отгадайте загадку:
Загадка:
Он не знает ничего.
Вы знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?.. (Незнайка)
Воспитатель выставляет на доску картинку Незнайки.
Дети, Незнайка не знает, что такое геометрические фигуры и какие они бывают. А вы знаете геометрические фигуры? Поможем Незнайке?
У вас на столах лежат геометрические фигуры. Поднимите и покажите квадрат. Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)
Почему он так называется? (Потому что у квадрата 4 угла)
А сколько сторон у квадрата? (4)
Правильно, и все мы видим, что эти стороны равны между собой.
Дети, покажите, геометрическую фигуру - треугольник.
Сколько углов у треугольника? (3)
Покажите геометрическую фигуру – прямоугольник.
Как ещё можно назвать эту фигуру? (Четырёхугольник)
Какие стороны у прямоугольника равны? (Верхняя сторона равна нижней стороне и боковые стороны равны между собой)
Дети показывают остальные геометрические фигуры (круг, овал, ромб, трапецию)
Незнайка очень доволен и благодарит вас. А нам пора отдохнуть.
3. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну- ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали.
Отдохнули, а теперь можно отправляться в следующую сказку.
Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать сказочного героя.
4. Игра «Отгадай загадки»
Загадка:
Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спроса
Даже дырку на картине
Носом сделал… Буратино
Воспитатель выставляет на доске картинку Буратино.
Мальвина дала задание Буратино, но он не может справиться с заданием. Давайте поможем Буратино отгадать загадки. Я вам буду задавать вопросы, а ответ вы мне будете показывать карточкой с цифрой.
Сколько хвостов у двух котов? (2)
Сколько спинок у трёх свинок? (3)
Сколько животиков у пяти бегемотиков? (5)
Сколько ушей у двух мышей? (4)
Сколько домишек у ста муравьишек? (1)
Сколько дней в неделе? (7)
Сколько носов у шести собак? (6)
Сколько рогов у двух быков? (4)
Молодцы, ребята. Буратино благодарит вас за помощь. Попрощаемся с Буратино и отправимся в следующую сказку.
5. Игра «Составь задачу»
Воспитатель загадывает загадку, чтобы узнать следующего героя.
Загадка:
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый … (Чебурашка)
Воспитатель на доске выставляет картинку Чебурашки
Ребята, Крокодил Гена дал Чебурашке задание.
Одному ему не справиться с таким заданием. Дети, поможем Чебурашке решить задачи?
1. По дороге на полянку
Четыре морковки зайка съел,
На пенёк потом он сел
И еще морковку съел
Ну-ка быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка? (Пять морковок)
Запиши решение этой задачи (4+1=5)
Прочитай запись (К четырём прибавить один получится пять)
2. Пять пушистых кошечек
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько кошек вместе стало?
(Шесть кошечек)
Запиши решение задачи и прочитай запись (5+1=6)
(К пяти прибавить один получится шесть)
3. Четыре щенка в футбол играли
Одного домой позвали
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (Три щенка)
Составь решение задачи и прочитай. (4-1=3)
4. Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
(Пять поросёнка)
Составь решение задачи и прочитай (7 – 2 = 5)
Молодцы, ребята! Чебурашка говорит «спасибо» вам за помощь и предлагает отдохнуть.
6. Физкультминутка под музыку «Весна»
В какой же сказке мы теперь можем оказаться?
7. Игра «Рисуем солнышко»
Воспитатель загадывает загадку:
Загадка:
Толстяк живёт на крыше.
Летает всех он выше,
Если ляжешь рано спать
Ты с ним сможешь поиграть
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый …. (Карлсон)
Воспитатель выставляет на доске картинку Карлсона
Карлсон нарисовал для вас картину. Посмотрите внимательно и скажите, какое время года нарисовал Карлсон? (Весну)
Правильно. Как называется первый месяц весны? (Март). А сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их. (Март, апрель, май)
Посмотрите на картину и скажите, что Карлсон нарисовал в центре картины? (Дерево)
Что нарисовано в правом верхнем углу? (В правом верхнем углу нарисовано облако)
Кто нарисован в правом нижнем углу? (В правом нижнем углу нарисован заяц)
Что нарисовано в левом нижнем углу? (В левом нижнем углу нарисованы подснежники)
Как вы думаете, что забыл нарисовать Карлсон в левом верхнем углу картины? (В левом верхнем углу Карлсон забыл нарисовать солнышко)
Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Обобщение и повторение количественного счета от 1 до 10».
Образовательные области: Познание, интеграция, физическая культура, познавательно - исследовательская деятельность.
Цель: Совершенствование навыков счета в пределах 10 с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить количественный счет в пределах десяти, знание цифр.
- Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
- формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- Продолжить формирование закрепить умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
- Продолжить формирование временных представлений.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные:
- Воспитывать целеустремленность, усидчивость.
Материал ы и оборудование:
Демонстрационный: Буратино, Артемон, Тортилла, Шушера, кот Базилио (картинки); ленты разной длины; картонная полоска, шнурок; нитка; проволока; пять разноцветных конвертов с заданиями; мешочек с «монетами»; табличка «Поле Чудес».
Раздаточный материал: Математические картинки, ножницы, салфетки, 12 квадратиков из белой бумаги, простые карандаши (на каждого ребенка).
Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Буратино».
Ход НОД
1. Вводно - мотивационная часть.
Воспитатель : Сегодня к нам пришелгость. Как вы думаете кто это?
На завтрак съел он только луковку,
Но никогда он не был плаксой,
Писать учился носом буковки
И посадил в тетрадке кляксу.
Не слушался совсем Мальвину
Сын папы Карло… (Буратино)
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, какой праздник мы будем скоро отмечать?(8 марта). А кого мы будем поздравлять? Буратино тоже хочет поздравить Мальвину - устроить ей праздник. Но у него приключилась беда. Хитрые кот Базилио и лиса Алиса выманили его денежки и закопали на Поле Чудес. А дорогу туда он не знает. Но герои сказки решили помочь Буратино и дали ему конверты с заданиями, если Буратино выполнит все задания, то он найдет Поле Чудес. Но Буратино не справиться одному, ведь он совсем не умеет считать - в школу ведь он не попал. Ребята, сколько всего конвертов у Буратино? (5). Правильно, раз вы уже умеете считать и знаете цифры, то сможете помочь Буратино найти дорогу на Поле Чудес. Ну что ж, отправляемся в путь.
2. Основная часть
Разминка «Вопросы крысы Шушеры»
Воспитатель : Открываем первый конверт. Кто дал его Буратино? Правильно, крыса Шушера, которая чуть не утащила Буратино в свою нору.
Вопросы крысы Шушеры.
- Какое сейчас время года?
- Перечислите все зимние месяцы.
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц будет после февраля?
- Какой день недели сегодня?
- Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
- Какой день недели был вчера?
- Сейчас утро или вечер?
- Помогите сосчитать до десяти 1,2, 3,4 ….
- Какие числа будут дальше 10,9, 8, 7…
Математические загадки кота Базилио - «Математическая молчанка».
Воспитатель : Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Правильно - кот Базилио. Он хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие - ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать правильные цифры с помощью картинок.
- Сколько пальцев на левой руке?
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Сколько ушей у двух мышей
- Сколько носов у трех котов?
- Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?
Игровое упражнение «Завяжи Мальвине бантик».
Воспитатель : Следующий конверт приготовила нам девочка с голубыми волосами. Правильно, зовут ее Мальвина. Мальвина готовится к празднику 8 Марта - хочет заплести две косички и завязать бантики. У куклы уже есть одна ленточка и ей надо подобрать пару такой же длины.
У меня есть ленточка. Давайте сравним ее с ленточкой Мальвины. Какая ленточка длиннее, какая короче?
Как мы определили, какая ленточка длиннее, а какая короче? (Приложили ленточки друг к другу, наложили ленточки друг на друга.)
Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку нужной длины?
Удобно ли будет нам отмерить вторую ленточку для Мальвины при помощи приложения и наложения ленточек? (нет, ленточки скользят и распадаются).
У меня на столе лежат разные предметы, которые могут служить мерками , то есть предметы для измерения различных предметов: кусок веревки, тесьма, палочки, картонные полоски.
Как вы думаете, какой меркой будет удобнее отмерять нашу ленточку? (Картонной полоской .) Запомните правила измерения при помощи мерки: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо.
При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.
Физминутка.
Воспитатель : Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник - рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
«Салфетки для кукол».
Воспитатель: Сколько уже конвертов мы открыли? (3). А сколько еще осталось? (2).
Кто приготовил задание в четвертом конверте? Это - пудель Артемон, верный пес Мальвины. К Мальвине в гости пришла подружка, и Артемон хочет подарить Мальвине и ее подружке салфетки одинаковой величины.
Воспитатель : Ребята, у каждого из вас по одной салфетке.
Какой формы салфетка? (Квадрат)
Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (Нужно сложить ее пополам так, чтобы стороны совпали, и разрезать по линии сгиба).
Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам.
Как проверить равенство салфеток? (Наложением или приложением.)
Дети проверяют равенство салфеток наложением.
Одинаковые получились салфетки?
Сколько частей получилось?
Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.)
Что больше: целое или часть?
Что меньше: часть или целое?
Дети дарят салфетки куклам.
«Секрет черепахи Тортиллы».
В последнем, пятом конверте находится задание от черепахи Тортиллы - тайный зашифрованный код для прохода на Поле Чудес.
Программное содержание
Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Закреплять знание цифр от 0 до 9.
Демонстрационный материал. Ножницы, 2 квадрата, фланелеграф, коробка с 4 квадратами разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка.
Раздаточный материал. Квадраты, ножницы, полоски-образцы (одна на двоих детей), кубики (по 10 штук на двоих детей), пластины (одна на двоих детей), листы бумаги, цветные карандаши.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат на части».
Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (Предлагает двум вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными способами и объяснить свои действия.) Сколько частей получилось у каждого из вас? Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».
Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам, воспитатель комментирует их действия и прикрепляет части к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) Что больше: целый квадрат или его одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата? Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?» (Воспитатель показывает сравниваемые части.)
В коробке у воспитателя 4 квадрата разного цвета и величины, разрезанные на четыре равные части разными способами. Туда же он помещает разрезанный квадрат с фланелеграфа.
Воспитатель вызывает четырех детей, раздает им части квадрата и предлагает составить на фланелеграфе целую фигуру.
II часть. Игровое упражнение «Раздели квадрат и покажи его части».
Воспитатель просит детей разделить квадраты на четыре равные части любым способом. Предварительно дети рассказывают о последовательности своих действий.
После выполнения воспитатель предлагает поиграть: «Я буду давать задания, а вы показывать части квадрата. Составьте целый квадрат из четырех частей. Покажите одну четвертую (одну вторую, две четвертых, три четвертых) часть».
III часть. Игровое упражнение «Построим ворота для машины».
Дети парами располагаются на ковре. Воспитатель предлагает им построить из кубиков и пластин ворота такой высоты, через которые сможет проехать машина: «Как это можно сделать? (Нужно измерить высоту машины в самой ее высокой части.) С помощью чего можно измерить высоту?»
Воспитатель вместе с ребенком с помощью полоски бумаги измеряет высоту машины. Дети строят ворота, высота которых равна полоске-образцу.
После постройки ворот воспитатель провозит машины через каждые ворота.
IV часть . Дидактическая игра «Запомни и повтори».
У детей листы бумаги и цветные карандаши.
Воспитатель предлагает им выполнить задания:
— вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны — зеленым карандашом, вдоль левой — синим карандашом, вдоль правой — желтым карандашом);
— в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу — синим карандашом, в верхнем правом — желтым карандашом, в нижнем правом — зеленым карандашом);
— в середине листа поставьте точку красным карандашом.
После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)
Занятие №2
Программное содержание
Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, по 10 треугольников и квадратов; карточка с тремя окошками (в центральном окошке — числовая карточка с 2 кругами и карточки с 1 и 3 кругами).
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 12 штук для каждого ребенка); карточки с тремя окошками (в центральном окошке числовой карточки изображено от 2 до 9 кругов), наборы числовых карточек с изображением от 1 до 10 кругов; конверты, в которых лежат части геометрических фигур (одна вторая или одна четвертая круга, квадрата или прямоугольника), коробки с остальными частями фигур (одна на двоих детей), карточки с цифрами от 0 до 9.
Методические указания
I часть . Дидактическая игра «Отсчитай-ка».
Воспитатель предлагает детям выполнить задания:
— отсчитайте на верхней полоске карточки на один треугольник больше, чем число 9. Сколько треугольников вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько треугольников?
— отсчитайте на нижней полоске карточки на один квадрат меньше, чем число 10. (Вопросы те же.)
Каждый раз дети обозначают числа цифрами и называют их.
Затем воспитатель уточняет: «Какими числами можно обозначить это количество треугольников (квадратов)? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше числа девять? На сколько число девять меньше числа десять? Как можно уравнять эти числа?»
Дети уравнивают числа выбранным способом и объясняют свои действия. Одновременно несколько детей выполняют это задание на фланелеграфе.
II часть. Дидактическая игра «Найди соседей».
Воспитатель объясняет детям правила игры: «У каждого числа есть два соседа. Мы должны их найти. Например, у числа два старший сосед число три, оно на один больше, а младший сосед — число один, оно на один меньше. (По мере называния чисел воспитатель демонстрирует соответствующие числовые карточки и закрывает ими пустые квадраты.) А теперь заполните свои карточки».
Дети по сигналу воспитателя выполняют задание и обосновывают свой выбор.
Игра повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.
III часть. Дидактическая игра «Составь целое по его части».
В конверте каждого ребенка находится по одной второй (одной четвертой) части какой-либо геометрической фигуры.
Воспитатель предлагает составить целую геометрическую фигуру по ее части, выбрав недостающие из коробки.
После выполнения задания дети определяют, какие фигуры у них получились и из скольких частей они состоят.
Затем воспитатель уточняет у детей: «Как можно назвать каждую часть вашей фигуры? Что больше: целое или одна вторая (одна четвер-тая) часть? Что меньше: одна вторая (одна четвертая) часть или целое?»
IV часть. Игровое упражнение «Определи правильно».
Дети встают полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку, который должен ответить на него. Например: «Что выше: здание детского сада или береза на нашем участке? Что ниже: кусты сирени на нашем участке или рябина?» и т.д.
Занятие №3
Программное содержание
Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Три плана-схемы движения, карточки с изображением от 3 до 5 кругов, календарь недели в форме диска со стрелкой, карточка с цифрой 5.
Раздаточный материал. Картинки с изображением одежды и обуви, цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), коробки со звездами (по 4 штуки для каждого ребенка), карточки с изображением лабиринтов (для каждого ребенка), простые карандаши, карточки с цифрой (по 5 штук для каждого ребенка).
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Составь число правильно».
Воспитатель предлагает детям составить число с помощью предме-тов: «Определите, каким числом можно обозначить количество кругов на карточке, и составьте это число с помощью карандашей разного цвета (карточек с изображением предметов одежды, обуви)».
Игровое упражнение повторяется 3 — 4 раза со сменой карточек.
После выполнения задания воспитатель задает детям вопросы: «Каким числом вы обозначили количество предметов на карточке? Сколько всего предметов вы взяли? Сколько каких предметов вы взя-ли? Как вы составили число?»
Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает составить это число из единиц. Затем уточняет: «Сколько единиц мы взяли? Как составили число пять?» (Один, один, один, один и еще один.)
II часть. Игровое упражнение «Найдем секрет по плану».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает план и ориентиры движения и предлагает пройти по определенному пути, например: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кукольного уголка, повернуть налево и дойти до уголка природы (коробочки со звездочками). Точкой отсчета движений является стол воспитателя.
В следующий раз точка отсчета, направление движения и ориентиры меняются. Упражнение по очереди выполняют 3—4 ребенка. После каждого задания дети рассказывают о направлении своего движения.
III часть . Игровое упражнение «Назови дни недели».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает календарь и уточняет название каждого дня недели, указывая его стрелками. Затем дает детям задания:
— покажите на календаре, какой сегодня день недели, и назовите его;
— покажите и назовите, какой день недели был вчера;
— покажите и назовите, какой день недели будет завтра.
IV часть. Игровое упражнение «Найди выход из лабиринта».
У каждого ребенка карточки с изображением лабиринта. Воспитатель предлагает рассмотреть лабиринты, найти выходы из них и прочертить их карандашом. После выполнения каждого задания дети рассказывают о своих действиях.
В конце занятия дети получают звездочки.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по математической галактике»
Цель : Развитие интереса к предмету математика, на основе познавательной активности и любознательности.
Задачи:
Образовательная: Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, называть смежные числа заданного числа. Закрепить умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, познавательный интерес, развивать внимание, восприятие, умение анализировать и сравнивать предметы по своим свойствам, обобщать, формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Образовательные области :
Познание (ФЭМП)
Коммуникация (речевая деятельность)
Социализация (игровая деятельность)
Методические приемы :
Вопросы;
Упражнения;
Игры;
Задания.
Материал и оборудование :
Мультимедийная установка, карандаши, фломастеры, листы бумаги, голосовое сообщение от жителей Математической галактики, числовой ряд, карточки с числовыми неравенствами, карточки с точками и цифрами, сюрприз (звездочки), магнитная доска, слайды с заданиями от жителей математических планет, геометрические фигуры для составления роботов.
Место проведения: кабинет с интерактивной доской.
Планируемые результаты:
Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задачах, повысить интерес к математике, закрепить знания, умения и навыки по ФЭМП.
Ход занятия:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Поздороваемся с гостями, и сядем все на свои места.
1 часть Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, Мы здесь собрались не случайно, а знаете для чего? Сегодня утром я получила голосовое сообщение от жителей далекой математической галактики. Они очень хотят с нами подружиться и приглашают к себе в гости. Хотите прослушать это сообщение?
(сообщение)
Здравствуйте дорогие ребята! Пишут вам жители далекой математической звездной галактики! Мы хотим с вами подружиться! Мы приглашаем Вас к нам в гости в путешествие по нашим планетам. Мы, так же как и Вы любим науку математику! Прилетайте к нам и поделитесь с нами своими знаниями и умениями! А чтобы показать свои знания, вам нужно выполнить задания. За каждый правильный ответ вы получите в подарок звездочку, и посмотрите что получится, если все звездочки собрать вместе.
Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие по планетам математической галактики?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда посмотрите - вот карта –траектория нашего полета по космическому пространству.Вот на каких планетах нам предстоит побывать: Цифровая, Геометрических фигур, Веселой физминутки, Планета задач и Планета числовых знаков. Во время нашего путешествия нас будут ожидать трудности, которые потребуют от нас смекалки, гибкости ума, внимательности. Поэтому давайте подготовимся к путешествию и проведем мозговой штурм.
Постараемся быстро и правильно, ответить на все вопросы:
- Сколько дней в неделе?
Какой сегодня день недели?
Какой день недели находится между средой и пятницей?
Сколько месяцев в году?
Закончится январь, наступит?
Может ли после зимы наступить лето?
Сколько в сутках частей? Назовите их
Завтракаем мы утром, а ужинаем?
Найдите лишнее слово: утро, день, вторник, вечер, ночь?
Береза, тополь, роза, дуб?
-Сколько концов у одной палки?
У стула 4 ножки, а сколько ножек у двух стульев?
Посчитаем от 1 до 10 (на русском и на казахском языках)
Назови число, которое больше 4, но меньше 6;(5)
Назови число, которое больше 5, но меньше 7;(6)
Назови числа, стоящие в ряду справа от 5;(0,1,2,3,4)
Назови соседей числа 4, числа 8;
Назови число, которое стоит перед числом 7;
Назови число, которое следует за числом 8;
Какое число становится больше, если его перевернуть вверх ногами? (6)
Назовите наибольшее однозначное число (9)
Назовите наименьшее двузначное число (10)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо подготовились к путешествию и получаете в награду первую звездочку « Д»
На чём же мы отправимся в наше путешествие?
Транспорт, на котором мы отправимся в путешествие, зашифрован на вашем листочке. Вы видите на листе точки? Их нужно соединить прямой линией по порядку, начиная от 1 до 9 .
Воспитатель: Молодцы вы справились с заданием! Что у нас получилось? Получилась ракета! Мы начитаем свое путешествие! Внимание! Приготовились к запуску ракеты. Начинаем обратный отсчет 10-1. Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Мы ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор ( музыка)
И вот перед нами первая планета
- Числовая.
Посмотрите, а кто живет на этой планете? (Цифры.) А как вы думаете, что этот значок означает? (Круговые примеры.) А как мы решаем круговые примеры?
Жители этой планеты очень любят заниматься математическими вычислениями. И они приготовили для нас вот такие числовые равенства. И мы попробуем их с вами решить с помощью числового луча (на магнитной доске)
6+2=8
8-3=5
5+2=7
7-1=6
(После решения на доске) А удобно ли решать примеры всегда с помощью числового луча? Нет? А что Нужно знать? Правильно! Нужно знать состав числа. Жители этой планеты приготовили для вас вот такие числовые домики, заселите в пустые окошки недостающие числа. (раздать домики) Возьмите фломастеры и впишите нужные числа.
Молодцы! А теперь проверьте друг у друга. Мы вновь заработали звездочку «р»
Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Перед нами следующая планета – называется она Планета Геометрическая .
А скажите, по каким трем признакам мы всегда сравниваем геометрические фигуры?(Цвет, размер, форма.)
Вместе с жителями планеты давайте вспомним, какие геометрические фигуры бывают.
Как называется фигура, которую образует прямая замкнутая линия?
Как назвать одним словом геометрические фигуры, имеющие 4 стороны и 4 угла (4х угольники)
Как называется четырехугольник, у которого все стороны равны?
Что мы знаем о прямоугольнике?
Посмотрите вокруг-на планете прошел метеоритный дождь. А в форме чего осколки метеоритов, упавших на планету? (Слайд с фигурами разных цветов)
Жители далекой планеты хотят поиграть с вами в игру которая называется «Правда или нет» , Отвечайте только «да» или«нет»
Будьте внимательны, вопросы очень хитрые.
Правда или нет что все квадраты зеленые? (нет, ЕСТЬ синий)
Правда или нет что все фигуры зеленые красные и желтые?(нет, есть синие)
Правда или нет что некоторые треугольники красные? (да)
Правда или нет что некоторые зеленые фигуры квадраты? (да)
Правда или нет что в правом верхнем и левом верхнем углах расположены круги? (да)
Правда или нет что все синие фигуры квадраты? (нет, один синий - треугольник)
Правда или нет что все треугольники красные? (нет, один синий)
Правда или нет что у всех желтых фигур нет углов? (да)
Молодцы ребята! справились и за это нам в подарок очередная звездочка« у »
Продолжаем наше путешествие дальше.
Мы на следующей планете “ Веселой Физминутки ”, жители этой планеты хотят, чтобы вы немного отдохнули и повеселились вместе с ними.
Мы решали, мы считали
И немножечко устали.
А теперь все дружно встанем и немножко отдохнем.
Выполняем под музыку любые произвольные движения (выключить на 0,48 сек)
Вы веселые ребята и очень понравились жителям планеты «веселой физминутки» и за то, что вы подняли им настроение, они дарят вам в подарок еще одну звездочку «ж»
Воспитатель. Продолжаем наш полет! Ребята, вот перед нами следующая планета- планета «задач».
Но попасть на нее сможем, только если вспомним из каких частей состоит задача.
1. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то или о ком-то рассказывается? – условие.
2. Как называется та часть задачи, в которой о чем-то спрашивается, есть неизвестное? – вопрос.
3. Как называется та часть задачи, в которой мы ищем неизвестное с помощью цифр и знаков? – решение
4. Как называется та часть задачи, в которой мы получаем неизвестное число, отвечаем на вопрос? – ответ.
Значит задача состоит из: условия, вопроса, решения и ответа.
Жители Планеты Задач любят придумывать и решать задачи. Они предлагают нам вот по этим схемам составить условия и решить задачи.
Задача №1
Попробуйте придумать к такой схеме условие задачи. Итак, повторим условие задачи.( С ночного неба упали две звезды. Потом еще три звезды.)
Повторите вопрос. (Сколько всего звезд упало с неба?)
Каким математическим действием будем решать задачу? Какой знак будем применять?Когда в вопросе звучит слово «сколько всего стало», то мы будем находить целое или часть? Выложите на местах самостоятельно решение задачи.
Назовите ответ задачи. Проведите взаимопроверку.
Задача №2
Давайте попробуем составить условие задачи к следующей схеме.
(дети составляют, я подытоживаю)
Повторим условие задачи. (В космическом корабле летело 4 космонавта. Один из них вышел на задание в открытый космос.)
Повторите вопрос.(Сколько космонавтов осталось на корабле?)
Если в вопросе слово «осталось», то значит с помощью какого действия решается задача? (действие вычитание) какой знак будем применять?
А когда в вопросе сказано «сколько осталось», то что мы находим? Целое или часть? (часть от целого) Решим устно эту задачу. 4-1=3(устно или на доске)
Молодцы, ребята, вы вновь справились с заданиями и получаете в подарок следующую звездочку-Буква «б»
А теперь проведем физминутку для наших глаз, чтобы они отдохнули. Смотрим на доску, следим за предметами и повторяем движения глазками. Слайд «космос»
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие! И вот перед нами последняя планета на нашем пути – планета числовых знаков . Жители этой планеты приготовили для нас свои задания. Вам нужно составить числовые неравенства с помощью знаков «больше» и «меньше»
Неравенства карточки
Буква а
3 часть. Итог. Итак ребята, вы справились со всеми заданиями. Я думаю, вы понравились жителям всех планет, на которых мы побывали и они увидели какие вы внимательные, старательные и активные! А теперь нам пора возвращаться домой! Начинаем обратный отсчет!10-1! (ракета)
И вот мы дома! (слайд садик)
Воспитатель: А вот теперь давайте посмотри, что же получится, если мы поставим все звездочки рядом! Прочитайте слово!
Дружба !
Жители математической галактики желают нам, чтобы мы всегда дружили с наукой математикой! Я думаю, что благодаря нашему путешествию мы еще больше узнали о науке Математике, повторили и закрепили свои знания!
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам было интересно и все понравилось, то оцените себя золотой звездочкой, а если вы где-то затруднялись и вы с чем-то не справились, то оцените себя серебряной звездочкой.
Занятие в старшей группе по ФЭМП.
Тема: « Одна голова хорошо, а две лучше»
Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Приоритетная область: познавательное развитие - формирование элементарных математических представлений.
Интегрируемые образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Цель: формировать математические представления у детей дошкольного возраста (закрепление)
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить применение на практике логического мышления, сообразительности, наблюдательности, мыслительных процессов;
Систематизировать знания детей: в навыках счета, решении математических задач, составления числового ряда, порядкового счета, умении ориентирования на листе бумаги;
Развивающие:
Обеспечить развитие образного восприятия и воображения;
Обеспечит развитие свободного общения со взрослым и сверстником;
Обеспечить развитие игровой деятельности;
Воспитательные:
Создать ситуацию коллективной и самостоятельной работы;
Вызвать желание помочь друг другу;
Порадоваться вместе с детьми;
Подвести к мысли, что «одна голова хорошо, а две лучше»
Предварительная работа: выучить слова стихотворения «Как хорошо
когда много друзей» с движениями.
Оборудование и реквизиты:
На доске - цифры 0-10, сосульки – 10шт, для физмин- солнце-2, ласточки-3, гнездышки-5, мяч, простые карандаши, демонстрационные листы, карточки с цифрами, плоскостные геометрические фигуры на каждого ребенка, числовые домики, магнитная доска, мультимедийная установка, ноутбук, презентация к НОД, мячей по количеству детей.
Развернутый конспект совместной деятельности
Организационный момент.
АМО релаксации «Как хорошо когда много друзей»
В.:
Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Как хорошо когда много друзей».
Встав в круг и взявшись за руки, дети произносят слова и выполняют движения:
Как хорошо когда много друзей, (сужают круг, обнимаются)
Вместе нам жить веселей. (расширяют круг)
Я твой друг и ты мой друг, вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
И в мир математики отправимся: «Ура!» (поднимают руки вверх и кричат: Ура!)
Вхождение в тему (целеполагание)
АМО «Письмо из школы Семи гномов»
Цель: Стимулировать познавательную активность.
Задачи: Погрузить детей в тему занятия, активизировать внимание, выполнять словесную инструкцию, использовать знания, полученные ранее, развивать мыслительные операции.
В: Ребята, сегодня нам по интернету, прислали сообщение из школы «Семи Гномов»
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам гномики. Мы живём в волшебной стране геометрических фигур. Мы посылаем вам интересные игры-задания. Разгадав все задания, вы получите сюрприз. Играйте, думайте, считайте! До новых встреч!!! ».
Ребята, а вы хотите справиться со всеми заданиями и получить приз? А вы знаете, друзья,что вместе мы справимся с любыми заданиями, которые ожидают нас!
«Когда мы едины, мы непобедимы!» Впереди нас ждут новые игры - задания!
В:Предлагаю сделать небольшую разминку. Вставайте в кружок.
«Разминка с мячом» (первое задание из сосульки)
1.Есть семь братьев, годами равные, именами разные? (дни недели)
2.Назовите дни недели, начиная с понедельника.
3.Сколько дней в недели?
4.Что лишнее: понедельник, среда, пятница, осень? Почему?
5.Какой сегодня день недели? (четверг)
6.Вчера какой был день недели? (среда)
7.Завтра какой будет день недели? (пятница)
8.Назовите день недели между вторником и четвергом?
9.Назови седьмой день недели.
В. Молодцы. Вы готовы к работе.
Задание 1.
1. Изобрази в ряд геометрические формы предмета, которые я назову .
(Раздаточный материал на каждого ребенка)
В: Ребята, я буду называть предметы, а вы подумайте, на какую геометрическую фигуру они похожи, и разложите в ряд эти фигуры.
Тарелка, книга, косынка, апельсин, огурец, салфетка.
Рита, посчитай сколько всего геометрических фигур, у тебя получилось?
(1,2,3,4,5,6 - У меня получилось всего 6 геометрических фигур)
Молодец!
Даша, какая фигура изображена первой? (Первая по счету фигура – круг)Почему? (Потому,что тарелка круглой формы).Молодец!
Женя, какая фигура изображена третьей? (Третья по счету фигура –треугольник)Почему?
(Потому, что косынка треугольной формы). Молодец!
Ярослав, какая фигура изображена между третьей и пятой? (Между третьей и пятой расположен круг) Почему? (Потому, что апельсин круглой формы). Молодец!
Виталик, какая фигура изображена перед третьей? (Перед третьей фигурой – прямоугольник). Почему?(Потому, что книга прямоугольной формы.) Молодец!
Андрей, какие фигуры не назвали? (Мы не назвали две фигуры – овал и квадрат) Молодец!
Ребята, уберите из ряда геометрических фигур: не овал, не треугольник, не круг.
Маша, какие геометрические фигуры нужно убрать? (Прямоугольник и квадрат). Молодец!
Тимур, как ты считаешь, чем похожи квадрат и прямоугольник?
(У них 4 стороны и 4 угла). Молодец!
Костя, как ты считаешь, чем отличаются квадрат и прямоугольник? (У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длинные, а две короткие) Молодец!
Физминутка
Дружно встали! Отдыхаем!
(Подъем с места, выход из-за столов)
Все сейчас пересчитаем!
Мы подпрыгнем столько раз, сколько солнышек у нас! (2)
Наклонимся столько раз, сколько ласточек у нас! (3)
И присядем столько раз, сколько гнездышек у нас! (6)
Сядем на пол столько раз, сколько луговых, садовых и лесных цветов у нас! (0)
Топнуть левою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!
Топнуть правою ногой, столько раз сколько хлопну я в ладоши!
Надо-надо разминаться!
(Ходьба на месте)
Продолжаем заниматься!
(Возвращение на рабочие места)
Задание 2.
Дидактическая игра « Запомни и повтори»
Пальчиковая гимнастика презентация
В: вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом;
вдоль нижней стороны листа – зеленым карандашом; вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом;
В верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом, в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом;
В середине листа поставьте точку красным карандашом.
Ангелина, расскажи какие геометрические фигуры и где ты их нарисовала? (Я нарисовала)
Гимнастика для глаз презентация «Крошка Енот»
Задание 3.
Остались у вас силы, чтобы решать задачки? Реши задачки.
Если я разделю яблоко пополам, сколько я детей смогу угостить? (Двух детей)
Сколько гостей, я смогу угостить, если разделю два яблока пополам? (Четырех гостей)
Сколько гостей можно угостить, если одну грушу разделить на четыре части?(Четырех гостей)
Сколько носов у двух псов? (Я думаю два носа у двух псов)
Шесть подснежников нашел Вадим, а потом еще один. Вы ответьте на вопрос: сколько он подснежников нашел? (Я считаю, что Вадим нашел семь подснежников).
Сколько крыльев у двух скворцов? (Я считаю, что у двух скворцов четыре крыла.)
Росли две вербы, на каждой вербе по две ветки, на каждой ветке по две груши. Сколько всего груш? (Нисколько. На вербе груши не растут)
(третья сосулька)
Задание 4. Работа в командах (задания из седьмой сосульки)
Активные методы обучения «Моя компания»
Звездочки по количеству детей, а на двух звездочках №1 и №2 – компании.
Дети тянут жребий, у кого попадутся звездочки с цифрами, они капитаны.
Каждый капитан по очереди выбирает себе матросов.
Игровое упражнение «Найди пропущенное число»
1 компания
2компания
Игровое упражнение «Магический квадрат»
3компания
Игровое упражнение «Какое число будет стоять на пятом месте»
0 2 4 ___ __?__
Команды выполняют задания и проверяют друг у друга правильность выполнения.
Задание 5
«Найдем сюрприз по плану»
В: Ребята, нам предстоит пройти по определенному пути: вперед до строительного уголка, повернуть направо и дойти до кухонного уголка; открыть кухонный шкаф. (дети находят шкатулку). Ребята посмотрите, шкатулка закрыта. На ней замок, вместо цифр буквы. Читаем «ГАВ». Что, это замки вместо собак гавкать стали? Код должен состоять из цифр, а здесь буквы. Чем же нам может помочь эта таблица?
Коля, какая по счету буква «А»? (первая). Молодец!
Никита, какая по счету буква «В»? (третья). Молодец!
Набираем код «413». Вот замок и открылся!
Рефлексия:
АМО «Весенняя веточка»
Цель: Выяснить впечатление детей от занятия, их эмоциональное состояние.
Задачи: Осознание своих чувств, эмоций и эмоций других людей.
Необходимые материалы: на доске нарисована веточка, листья из цветной бумаги- на одной стороне схемы- картинки НОД, цветочки для веточки на каждого ребенка.
Технология проведения:
Ребята, с какими мы заданиями справились, для того чтобы найти сюрприз?
(Дети перечисляют опираясь на схемы-картинки) .
Какое задание оказалось трудным?
Возьмите каждый цветочек и отметьте те листочки-задания, которые вам показались интересными.
Этот метод осуществляет личностно – ориентированный подход, воспитатель получает информацию об усвоение материала, а также планирует индивидуальную работу с детьми.
Итог: Ребята, со всеми заданиями вы справились. Молодцы! А как вы думаете, почему вам удалось справиться с заданиями? (потому, что мы дружно работали. Одна голова хорошо, а две лучше.) Ребята, вы з наете числа, умеете решать задачи, знаете геометрические фигуры. Я благодарю вас за активное участие
Литература:
1.Логика и мышление 5-6лет Д.Денисова
2.Шаг в математику А.П.Багунц, М.И.Мирошник
3.Конспекты занятий в старшей группе математика В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова
4.Математика в детском саду В.П.Новикова
5.Сценарии занятий с дошкольниками Е.А.Ульева
6.Развитие элементарных математических представлений И.А.Морозова, М.А.Пушкарева
7.Занимательная математика И.А.Яворовская
8.Интернет ресурсы