Теорию женских архетипов впервые озвучил психоаналитик Карл Густав Юнг, но он выделил всего 4. «Принцесса» — тип, зависимый от мнения окружающих, идеализирует окружающий мир. Типичный пример — Джульетта из бессмертного произведения Шекспира. «Жрица» — воплощение женственности: обладает интуицией, чувственностью, мягкостью и спокойствием. «Охотница» стремится сделать карьеру, любит и умеет во всем опережать мужчин. «Хозяйка» гостеприимна, любит дом и уют, излучает любовь и заботу, умеет слушать. Но в современном мире такая типология весьма ограничена, да и что знают мужчины о женщинах, пусть даже такие психоаналитики, как Карл Юнг?
Поэтому мы поговорим о 7 типологиях продолжателя теории Юнга — Джин Болен. Ее теория основана на образах 7 древнегреческих богинь, которые полнее раскрывают женские потребности в самореализации. В своей книге «Богини в каждой женщине» Джин пишет: «Юнгианский подход позволил мне осознать, что женщины подчиняются могучим внутренним силам – архетипам, которые можно персонифицировать образами древнегреческих богинь. В свою очередь, феминистский подход помог мне понять, что внешние силы, или стереотипы – те роли, исполнения которых ждет от женщин общество, – навязывают им шаблоны одних богинь и подавляют другие. В результате я начала видеть, что каждая женщина пребывает где-то посередине: ее внутренние побуждения определяются архетипами богинь, а внешние поступки – культурными стереотипами».
Джин Болен считает, что в каждой есть все семь архетипов. Одни активны в настоящее время, другие находятся в состоянии внутренних неосознанных желаний. Каждый из семи архетипов содержит определенную женскую потребность, которую нужно реализовывать в той или иной степени для гармонизации личности.
Богини-девственницы: Артемида, Афина и Гестия
Богини-девственницы – воплощение женской независимости. Им нет дела до любви, а эмоциональные порывы не отвлекают их того, что они считают важным. Этот архетип выражает потребность женщин в самостоятельности и целеустремленности. Артемида изначально — богиня охоты и Луны, повелительница дикой природы, хороший воин и покровительница диких животных. Афина – богиня мудрости и ремесел, превосходный военный стратег, ее даже изображали одетой в доспехи. Гестия – богиня домашнего очага, ее сила — в способности разжечь и поддерживать огонь, а значит жизнь, в домах людей.
В современном значении, Артемида и Афина олицетворяют логическое мышление, такие архетипы сосредоточены на действиях. А вот Гестия – архетип внимания на внутренней силе и духовности личности. Все три архетипа расширяют представления о компетентности и самодостаточности как женских качествах.
Уязвимые богини: Гера (жена), Деметра (мать) и Парсефона (дочь)
Гера — богиня брака, жена Зевса, верховного бога Олимпа, Деметра — мать, богиня плодородия и земледелия и Персефона – дочь Деметры.
Эти три богини играют традиционные роли жены, матери и дочери. Такие архитепы выражают потребность женщин в прочных связях и зависимости. Они уязвимы, страдают, их подавляли и унижали боги-мужчины. Но когда их привязанности разрушались, богини преодолевали свои страдания. Эти истории помогают увидеть свет в конце тоннеля, понять природу собственных реакций, когда случаются такие утраты, и найти в себе силы справиться с душевной болью.
Алхимическая богиня: Афродита
Афродита, богиня любви и красоты – воплощение сексуальности и желания лучшей жизни. Она вступает в интимные связи по собственному желанию и никогда не оказывается в роли жертвы. Она сочетает в себе независимость богинь-девственниц и близкие связи, характерные для уязвимых богинь. Архетип Афродиты побуждает искать в отношениях творческий процесс и быть открытой для всего нового.
Богини Олимпа представляют собой метафору внутренних конфликтов женщины. Женщине нужно самой решить, какие аспекты ее сущности и когда будут доминировать, иначе можно вечно метаться из одного архетипа в другой.
Греческие богини жили в патриархальном обществе: боги-мужчины управляли землей, небом, океаном и даже подземельем. Каждая богиня приспосабливалась к этому по-своему – отделялась от мужчин, присоединялась к ним на каких-то условиях или уходила в себя.
Таким образом, греческие богини воплощают жизненные модели женщины в патриархальной культуре.
Есть еще одно интересное современное деление на 7 архетипов, которое мы нашли на просторах интернета и оно нам показалось любопытным.
Ведунья (Берегиня)
Ведунья знает все ваши секреты. Она правит своим внутренним миром и энергией, а также знает все способы влияния на ваше подсознание. Ведунья может приготовить волшебные зелья и исцелить от душевных ран.
В каждом типе есть отрицательные черты. Если что-то идет не так, ведьма может нанести порчу и заставить обстоятельства идти против вас. Такую ведьму часто представляют Бабой Ягой.
Амазонка
Она — защитница женской личности. Смелая, надежная, физически выносливая и жестокая воительница считает главным достоинством свою свободу. «Амазонка» в позитивном представлении дает женской личности хорошую конкурентоспособность, здоровую независимость и самодостаточность. Она же может покарать взглядом, высокомерным тоном и редко саркастическими шуточками по поводу мужчин-слабаков.
Иногда Амазонка может перегибать палку и тогда начинает противопоставлять себя окружающим, проявляет нездоровую конкуренцию с мужчинами. Чтобы такой архетип работал на пользу, женщина-Амазонка должна вырасти от яростной мужененавистницы до надежного партнера мужчины. Настоящая гармонично развитая Амазонка – символ социальной успешности, самодостаточности и конкурентоспособности.
Гейша
Гейша умеет создавать дипломатические связи. Она умна и красива, отлично разбирается в искусстве и политике. Позитивный аспект этого архетипа воплощает вселенскую женственность, открытую творческую энергию, эротичность, умение наполнять энергией и создавать комфорт.
Гейша с отрицательным уклоном хочет обладать мужчиной, очаровывает, чтобы потом склонить его к своим ногам. Так она бессознательно мстит мужчинам за то, что когда-то стала отвергнутой отцом дочерью.
Жена-Мать
Жена-Мать способна создавать прочные связи и продолжать род. В ней гармонично сочетаются две часто конфликтные роли: матери и жены. Гармоничная женщина-Жена становится настоящим партнером своему мужу, вынашивает его идеи и замыслы. Она наполнена истинным женским принятием, и эта женская энергия вдохновляет мужчину и развивает его мужественность.
Так как потребность быть матерью намного старше, чем потребность быть женой, то в отрицательном смысле проявляется такая Гипермать, которая подавляет остальные аспекты женской личности от каждого архетипа. Архетип в деструктивном значении вынуждает женщину заботиться о мужчине, как о ребенке, контролировать его, забыв о том, как быть женой, любовницей и просто женщиной.
Королева
Королева обладает чувством собственного достоинства и защищенностью (этот тип наделен какой-то нереальным покровительством). В положительном аспекте Королева посвящает себя социальной реализации, она может отдавать и дарить, ее дар — пробуждать в других чувство собственного достоинства. К тому же, она уверенно управляет своими внутренними и внешними силами.
В негативном полюсе перед нами предстает Снежная Королева, холодная, властная и агрессивная.
Фея
Фея своей волшебной палочкой меняет нашу жизнь к лучшему и приносит в жизнь радость. «Фея» ориентирована на успех, уделяет большое внимание здоровью, непрерывно повышает качество нашей жизни. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, делая добрее окружающий мир.
Негативный аспект проявления архетипа «Феи» — нездоровое служение окружающим.
Богиня
Богиня имеет большую власть, но использует ее для реализации собственных целей. Создается такое впечатление, что весь мир помогает Богиням осуществить самые невероятные планы, а обстоятельства подстраивается под таких богинь.
Для гармонии нужны все 7 женских архетипов, в той или иной степени проявляющие себя. Поэтому, выводите в свет одинокую Ведьму, раскрывайте творческий потенциал своей Гейши или отогревайте вашу Снежную Королеву.
Выделенных Карлом Густавом Юнгом. Не все себя нашли или наоборот, нашли черты нескольких архетипов одновременно. Что совершенно естественно. Последователи Юнга (которых очень много) «разбавили» и дополнили эту классификацию. Не то, чтобы изначальные 4 архетипа сильно устарели, но жизнь идет вперед, люди развиваются. А Юнг, как и его бывший наставник Фрейд, немного несерьезно (если так можно выразиться) относился к женской природе. Я предлагаю Вам еще несколько классификаций женских архетипов, которые более подробно раскроют предыдущие 4. Таких классификаций несколько — сегодня это женские архетипы в образе греческих богинь. Автором этой теории является Джин Болен. Кстати, эта характеристика может помочь понять, почему одни женщины счастливы и довольны жизнью, а другие не очень, хотя их вины нет никакой.
Семейные женщины (Болен называет их «Уязвимые богини») — Гера, Деметра и Персефона.
Гера — это архетип женщины-жены, для которой муж на первом месте. Она похожа на свою богиню-символ — ревнивая, собственница, ценящая институт брака, преданная мужу. Дети для нее не цель, а средство — подарить мужу наследников и показать себя как хорошую и правильную жену.
Деметра — женщина-мать. Дети для нее важнее всего. Если вспомнить мифологию, то мы едва ли знаем хотя бы одного возлюбленного Деметры (кроме Зевса — отца ее дочери Персефоны). Зато все помнят, как она фанатично искала пропавшую дочь и погрузилась в траур, узнав, что та стала женой Аида.
Персефона — женщина-дочь. Дочь Деметры и Зевса. Вечный ребенок в душе. Муж для нее как второй отец, а дети — милые игрушки. Но Персефона более сложный образ. Она сочетает в себе 2 архетипа. Вспомните миф — на 2/3 года Персефона возвращается к матери и живет с ней, а на 1/3 спускается в царство мертвых к мужу. У греческой Персефоны есть второе имя — Кора. Кора — как раз та юная девушка, любимая «мамина дочка», а вот Персефона — это грозная богиня Подземного царства, повелительница душ умерших.
Эти 3 богини считаются «уязвимыми», потому что они зависят от мужчин, как и их богини-символы страдали от мужских богов, подчинялись им и унижались перед ними. Патриархальное общество? Да. Но это же общество допускало в пантеоне своих богов и совершенно другой тип богинь. Независимых и сильных. Это богини-девственницы — Гестия, Афина и Артемида. Разумеется в современной жизни женщины с этим архетипом вовсе необязательно девственны — это скорее образ мышления, который независим от мужского влияния.
Афина — любимая дочь Зевса, у которой нет матери, она родилась прямо из головы своего отца. Это дева-воительница. Своя девчонка в мужской компании. Она разделяет мужские увлечения и немного презрительно смотрит на слабых представительниц своего пола.
Артемида — дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Апполона. В отличие от Афины ее совсем не интересует мужское общество. Да и женское не особо. Она индивидуалистка, с очень сильным характером. Одинокая волчица. Добивается успехов наравне с мужчинами и в мужской сфере деятельности.
Гестия — старшая сестра Зевса и старшая из всех его братьев и сестер. Если деятельность Афины и Артемиды направлена во внешний мир, то Гестия больше сосредоточена на внутреннем мире. Она похожа на Геру и Деметру, своих сестер, в том, что является хранительницей очага. Но в отличие от них она хранит его для самой себя. Ей больше никто не нужен. Возможно, это самый сильный женский архетип — абсолютно цельная личность.
Женское счастье и несчастье в современном мире (о чем я упоминала в начале поста) зависит от того, какие архетипы более актуальны в данный момент. В послевоенное время был культ Деметры, женщины-матери. Позже ей на смену пришла Артемида — такая целеустремленная девушка очень ценилась в СССР. А на Западе она делила пальму первенства с Афродитой — жрицей любви в образе известнейших актрис 30-60-х годов. Сейчас, очевидно, наступает время Гестии — самодостаточной женщины, не страдающей от отсутствия мужчин и живущей абсолютно полной насыщенной жизнью. Это время еще не совсем пришло. Сейчас скорее время «ухода» уязвимых семейных богинь, которые перестали вписываться в современную реальность и очень страдают, что многовековые ценности брака и семьи, культа мужчины, которые им прививали с детства, все менее актуальны и самим мужчинам уже не столь интересны.
Есть еще 2 богини. Каждая из них сама по себе и не входит в какую-либо группу. Это Афродита и Геката.
Афродита — алхимическая богиня. Она носит такое название, потому что подобно алхимическим процессам, преображающим одно вещество в другое, любовь, которую олицетворяет Афродита, перерождает человека. Такая женщина адепт физической любви, она очень увлечена мужчинами, часто ей совершенно неподходящими, но никогда не страдает от этого. Она умеет наслаждаться моментом и получать от жизни все.
Геката — женщина-мистик. У нее сильно развита интуиция. Вместе в тем она часто увлечена оккультной стороной жизни. Ищет опасность, чтобы постичь тайну жизни и смерти. С одной стороны, едва ли много женщин с такими чертами, чтобы выделять Гекату в отдельный архетип, с другой — почти в каждой женщины в той или иной мере присутствует тяга к магии, мистике и экстрасенсорике.
Помимо этих архетипов есть еще 3 — хотя можно вообще всех богинь приписать к чертам личности. Вопрос только стоит ли каждый «взбрык» выделять в отдельный архетип. Эти 3 богини: Тюхе — фортуна, Геба — вечно юная и Немезида — возмездие.
Тюхе — любит контролировать всех и вся, манипулировать ими. Придумывать воображаемых врагов.
Геба — вечно юная, молодящаяся особа, которая с одной стороны, имеет хорошие гены и медленно стареет. С другой, перегибает палку и в 60 пытается выглядеть девочкой.
Немезида — сама себе судья и окружающим в том числе. Живет своей истиной и карает тех, ко ей не следует. В основном свойственна глубоко религиозным женщинам или фанатикам одной идеи.
Более подробно о каждом архетипе я напишу в следующий раз.
Божественные Архетипы Земной Женщины
Все Богини, о которых вы прочтете на этой страничке - это женские архетипы, истолкованные на понятном нам, русичам, мировоззрении, которые транслируют свою божественную суть в наших земных женщинах. Это основные женские энергии, проявленные в этом мире. Это образы проявления божественной Природы Мироздания. И все они в той или иной степени присутствуют в каждой женщине. В реально живущей на Земле женщине, присутствует ведущий архетип как главная сила, безсознательно ведущая её по жизни.
Дорогие женщины, многие из вас, изучив тщательно себя, вы найдете ответы на свои некоторые вопросы. Например, "почему мне мало семьи и детей?", "почему я порою ненавижу всех мужчин?", "почему я не хочу детей", "ну отчего я такая медлительная?" и на многие-многие другие темы своего характера вы найдете ответы. Кроме того, те женщины, которые воспитывают дочерей, найдут много полезных рекомендаций по правильному воспитанию своей дочки. А может быть, в ком-то вы узнаете свою маму, бабушку, сестру, тётю, подругу... И близкий человек вам станет более понятен, его мотивы поведения и вообще его жизнь. Поняв её или свой характер, вы, возможно, наконец, перестанете осуждать её и себя.
Сначала внимательно прочтите все четыре статьи. Пока не спешите себя относить к тому или иному архетипу. Наблюдайте за собой в течение некоторого времени. Потом снова прочтите описания земных женщин Богинь. Прислушивайтесь к себе, читая описания, что откликается, что было уже в вас когда-то, а что вы чувствуете в себе как потенциал. Только будьте честны с собой. Не всегда просто признать и принять свои те черты в характере, которые нам не очень нравятся. Однако, будьте откровенны наедине с собой.
Чистые женские архетипы встречаются достаточно редко. Гораздо чаще мы встречаем женщин, проявляющих преимущественно какой-то один архетип, но в тех или иных условиях демонстрирующих поведение, соответствующее другому архетипу. Четыре архетипа - это четыре различных вида женских энергий, которые существуют в нашем пространстве. Вместе они составляют некий идеальный образ земной женщины.
В чем же смысл ведущего архетипа женщины? В том, что на всю жизнь энергии этого архетипа будут для вас наиболее приемлемы. Это глубинные, сокровенные энергии всего вашего существа. Вы должны их хорошо знать и уметь использовать. Эти энергии даны самой природой, они никогда не подведут. Зная себя, женщина становится счастливой. Она начинает лучше понимать себя, свою душу и понимать, что ей действительно нужно в этой жизни.
Благодаря пониманию своего ведущего архетипа, вы будете знать, какие основные трудности ждут вас в жизни, что у вас плохо получается и какие ошибки вы можете совершать. Хорошо обдумав свои сильные и слабые стороны, примите эту данность за основу. На этом понятном для вас и поэтому достаточно устойчивом фундаменте теперь вы сможете строить и себя, и свое счастье, обходя подводные камни.
А ощущение счастья приходит тогда, когда мы начинаем понимать себя, принимать себя и перестаем спорить с собой.
В добрый Путь!
Дарья Черетун
психолог имидж-студии «Инверсия», магистр психологических наук, гештальт-терапевт, песочный терапевт
— Объяснить, что такое архетипы, непросто. Научная трактовка звучит так.
— Архетип — прообраз, структурный элемент коллективного бессознательного. Те действия, состояния и процессы, в которых человек не способен отдавать себе отчет, часто унаследованные от предков через фольклор.
Эту тему глубоко исследовал Карл Густав Юнг. А точнее, ему пришлось ее исследовать. Дело в том, что у известного психотерапевта была не совсем обычная семья. Отец — пастор, мать увлекалась мистическими практиками, а дальняя родственница и вовсе считалась медиумом.
Наблюдение за близкими подтолкнуло его к написанию диссертации «О психологии и патологии оккультных феноменов». В ней он отметил, что у поэтов, пророков и мистиков наблюдаются те же состояния, которые психиатры встречают у больных, близко подобравшихся к психотическому состоянию (раскол личности). Подобные состояния прекрасно понимают творческие люди, которые в моменты вдохновения незаметно входят в легкий транс. Многое в этом трансе мы черпаем именно из коллективного бессознательного. Архетипы могут быть разными, но они помогают классифицировать те образы коллективного бессознательного, которые в конкретный момент времени примеряет на себя человек. То есть это его мотивы, взгляды, ценности и приоритеты.
Сегодня я расскажу о женских архетипах в мифологии, но опишу лишь ключевые, так как героинь очень много. Если вы захотите более глубоко окунуться в эту тему, советую прочитать книгу психиатра Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине», где представлена более обширная информация. Автор разделяла богинь на девственных (в реальной жизни это необязательно физический аспект, а, скорее, показатель цельности личности и независимости от мужчин), уязвимых (ориентированы на взаимоотношения, большая потребность в привязанности) и алхимическую богиню Афродиту (сочетает как независимость, так и близость в отношениях).
На самом деле, чтобы вести полноценную жизнь, нужно уметь объединять в себе нескольких богинь. Представьте, что есть трон. На нем не могут уместиться сразу все героини, правда? Однако можно в разное время предоставлять это место подходящей даме.
Начнем с девственных богинь.
Артемида
— Богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле. Она ориентирована на внешний мир и социальные достижения, активно развивает свои таланты, удовлетворяет личные интересы. Очень самодостаточна. До старости сохраняет энергию. Ключевая жизненная позиция: «Я могу сама о себе позаботиться».
В наше время женщин такого архетипа очень много. Сильной зависимости от мужчин больше нет. Представительницы прекрасного пола могут добиться успеха в обществе, обеспечить и защитить себя. Некоторые мои клиентки действительно недоумевают: зачем им вообще муж?
Подходящий вид деятельности: женские организации, любые профессии, где есть соревнование и конкуренция, спорт, наука, творчество, политика.
Проблемы: Артемида отрезает свою собственную эмоциональность и дистанцируется от других людей, что ведет к одиночеству. Не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и даже может впадать из-за этого в депрессию.
Рекомендации: важно не забывать о собственных недостатках, уметь слушать и слышать других, развивать способность к сопереживанию, осознать важность любви. Этой богине многому стоило бы поучиться у Афродиты, о которой мы еще поговорим.
Гестия
— Юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Отличается спокойствием, мудростью, излучает любовь. Дарит женщине духовную проницательность, терпение, развивает чувство внутренней гармонии. Гестия прекрасно ведет домашнее хозяйство. В кризисных ситуациях женщины с таким архетипом не впадают в депрессию.
Подходящий вид деятельности: спокойный и размеренный. Хорошие психологи, писатели, воспитатели, фотографы.
Проблемы: Гестия может быть одинока и эмоциональна отчуждена. Успех — не ее приоритет, поэтому она нередко стеснена в средствах. Самооценка часто занижена. Но самое главное — очень трудно найти родственную душу.
Подходящий вид деятельности: все, что связано с домоводством и творчеством.
Рекомендации: Важно научиться выражать свои чувства и желания способом, который виден и понятен окружающим, говорить о том, что не нравится, отстаивать свои интересы. Нужно научиться взаимодействовать с другими, при этом не быть слишком откровенной (так как ее глубокий внутренний мир сможет понять не каждый).
Афина
— Богиня военной стратегии и мудрости. Она известна своим практицизмом и расчетливостью. Обычно такая женщина всегда элегантно выглядит, демонстрирует высокий интеллект, не поддается эмоциям, в конфликтных ситуациях умеет выбирать правильную тактику.
Афина побуждает сосредоточиться на том, что в первую очередь нужно самой женщине, а не окружающим. Она энергична, но при этом практична и все воспринимает без суеты и беспокойства. Однако мало расположена к сопереживанию.
Подходящий вид деятельности: бизнес, обучение, научная и политическая деятельность.
Проблемы: Афина великолепна на работе, но имеет сложности во взаимоотношениях. Может подавлять и даже пугать.
Рекомендации: Важно развивать эмпатию, не поддаваться искушению смотреть на других свысока. Можно привести другой пример. Афина — это и хорошо знакомая всем Медуза Горгона, которой нужно вернуться к собственной замороженной боли и оттаять.
Переходим к уязвимым богиням.
Персефона
— Богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Легкая и воздушная, она была очень сильно привязана к матери, но затем ее похитил Аид и стал ее супругом. Поэтому у архетипа есть две ипостаси:
- Персефона Кора — вечно молодая женщина-ребенок. Она весела, легка, податлива и непосредственна. Это мамина дочка, которая имеет очень сильную связь со своей родительницей, что и хорошо, и плохо одновременно.
Таких женщин, как правило, любят мужчины. Ведь они умеют ценить подарки и внимание, не будут часто спорить и конфликтовать, но есть одно но — мама! Если в жизни современной Персефоны не появится свой Аид, она может так и не выйти замуж, так как ей слишком уютно и тепло под крылом у матери. К сожалению, сильных, решительных и при этом мудрых и глубоких Аидов в наше время очень мало.
Подходящий вид деятельности : только не руководящие должности! Хороша работа, где не требуется много внимания и ответственности. Будет идеально, если ее начальником станет вдохновляющая ее женщина, за которой Персефоне захочется тянуться.
Проблемы: Эта героиня рискует остаться один на один со своими фантазиями, не замечая реальных мужчин. Если на пути попадаются препятствия, преодолеваются они с большим трудом.
- Персефона, супруга Аида. К этой ипостаси жизнерадостная Персефона обычно переходит через тяжелые кризисные ситуации, болезненные переживания. Зрелая Персефона очень глубока и проницательна.
Подходящий вид деятельности: прекрасный психотерапевт, медиум, экстрасенс, ярко проявляются художественные и поэтические способности.
Деметра
— Богиня плодородия, покровительница земледелия. У многих женщин этот архетип главенствует во время беременности, когда появляется желание заботиться о ком-то.
Деметра очень практична и надежна. Даже для своего мужчины такая женщина становится второй мамой.
Подходящий вид деятельности: сферы, где необходимо воспитание и оказание помощи.
Проблемы: своему ребенку или своим ученикам дают мало возможности для отделения, могут давить авторитетом.
Гера
— Покровительница брака. Центр вселенной — супруг. Семейный союз — главная ценность.
Она может быть классической домохозяйкой, и в этой роли ей комфортно. Умеет создавать уют, окружать теплом, дарить заботу, но очень ревнива и мстительна.
Такие женщины прекрасно чувствуют изменение настроения избранника по взгляду, голосу, эмоциональному состоянию.
Подходящий вид деятельности: для нее ключевое — это карьера мужа, ее брак и есть ее работа.
Проблемы: Может осуждать незамужних женщин, быть достаточно высокомерной.
Осталась алхимическая богиня.
Афродита
— Богиня любви. Она более зрелая, чем все остальные. Несет в себе красоту, умеет ее создавать. В любом возрасте сохраняет сексуальность и привлекательность. За внешним фасадом видит красоту души. Умеет располагать к себе, вызывает симпатию и нежность.
Любовь проявляется в Афродите во всех аспектах. Будь то любовь к мужу, к ребенку, к друзьям. Такие женщины умеют жить и радоваться в моменте «здесь и сейчас». Им не очень важны профессиональные достижения, куда интереснее творчество и взаимодействие с другими людьми.
Подходящий вид деятельности: все виды искусства, медицина, журналистика.
Проблемы: Очень влюбчива, поддавшись сиюминутному порыву, не задумывается о последствиях. Подавление женской сути ведет к тревожности и депрессии.
Во всем нужен баланс, если чувствуете, что одна богиня вцепилась в общий трон и не собирается никому его отдавать, принудите ее уступить другой более подходящей на данный момент претендентке. Жизнь заиграет всеми красками только тогда, когда ваши внутренние богини договорятся между собой и для каждой найдется свое время.
Исследуя женскую психологию, ученые старательно пытаются понять причины того или иного изменчивого и даже противоречивого поведения прекрасного пола. По мнению юнгианского направления психотерапии, решающую роль на мышление и образ действий женщины оказывают древние архетипы, аналогичные 7 греческим богиням. Выделяют основные архетипы (сценарии) - Персефона, Деметра, Гера, Гестия, Афина, Артемида и Афродита.
«Включение» всех богинь в себе - залог полноценной и счастливой жизни для женщины. Правда, чаще всего главенствует одна богиня, к остальным она только «прислушивается».
1. Артемида - богиня охоты.
Смелая, свободная, независимая Богиня, достигающая свои личные цели, азартно принимающая вызовы судьбы.
Часто внутренний образ Артемиды приводит женщину в организации по борьбе за права женщин. Как минимум, она - видный общественный деятель.
Легкость, свобода и победа - то, что нужно Артемиде.
Женщина - Артемида становится хорошей подругой, сестрой, но для мужчин неприступной и обязательно независимой.
«Артемиду» в себе следует развивать тем женщинам, кто уже чувствует «слияние» с мужчиной, некоторую «потерю себя». Для этого нужно повышать в своих глазах ценность самой себя и своих желаний, научиться осознавать и принимать свои потребности. Засиделись дома? Представьте себя богиней охоты и окунайтесь с головой в общественную жизнь.
Тем, кто «залипает», в роли Артемиды, могут быть полезны - Гера (любовь к мужу), Деметра (забота о других) и Персефона (умение принимать заботу о себе).
2. Афина - богиня мудрости и ремесел, стратег.
Интеллектуальная деятельность - стезя Афины.
Афина была советчицей для мужчин, иногда покровителем. Для неё важны реальные и конкретные результаты. В мире конкуренции она превосходила Артемиду, так как умела просчитывать на несколько шагов вперед. Зато Афина гораздо консервативнее, чем свободная Артемида, из-за своей дисциплинированности и ответственности.
Афина покровительствовала ремесленникам и труженикам.
Яркий пример Афины - Жаклин Кеннеди Онассис.
Развивать в себе архетип Афины можно посредством постоянного обучения наукам и видам деятельности, основывающимся на фактах. Например, прописывая бюджет семьи на неделю, месяц и год, Вы уже «разбудите» в себе Афину.
Стремление брать на себя обязательства и ответственность, управлять чем-то, побеждать свойственны для женщины - Афины.
«Застревающим» в Афине следует так же, как и Артемиде, вспоминать про материнство, следовать за мужчиной и понимать, что «сила женщины в её слабости».
3. Гестия - богиня домашнего очага.
Гестия - одна из самых интровертных богинь в Олимпе. Причем, «домашний очаг» в этом архетипе понимается не «дом семья». Гестия - это иногда и «незамужняя тетушка», символ дома и огня.
Эта богиня направляет свое внимание на внутренний мир, интуитивные ощущения, она лучше всех понимает окружающих, их истинные мотивы. Отсутствие индивидуальности, медитативность, мудрость вне интриг - всё это про Гестию. Сценарий такой женщины предполагает наличие мужа, но он не является смыслом её жизни.
Служительницы храмов - яркие представительницы данного архетипа. Пример известной женщины - Мать Тереза, она соединила в себе архетипы Деметры и Гестии.
Развитие Гестии полезно увлекающимся личностям, уставшим от социальной активности. Спокойное созерцательное времяпрепровождение, неспешное, расслабленное занятие домашними делами, осмысленность - это то, что «пробуждает» в женщине Гестию.
Тем, для кого, этот образ основной, необходимо «привлекать» Афродиту, Афину и Артемиду для того, чтобы пробудить свою индивидуальность и женственность.
4. Гера - богиня брака.
Этот архетип противоречив, так как, с одной стороны, именно благодаря ему так устойчив институт брака, а, с другой, образ Геры - тот сценарий, которым не на шутку увлекаются женщины и «залипают» в нем.
Гера видит смысл жизни в любви к мужу, для неё принципиальна его верность. В случае измены, весь гнев направляется в адрес соперницы.
Геру обычно не нужно пробуждать в женщинах, только, если она не «сбежавшая невеста». В связи с тем, что в патриархальном обществе «замужество» транслируется, как главное достижение женщины, стремление быть женой закладывается в девушках с детства.
Сложность архетипа Геры в умении сохранять дистанцию в отношениях с любимым, определять и устанавливать личные границы, одним словом, оставаться собой.
На помощь Гере могут прийти Персефона (легкость быть юной и себялюбивой), Афродита (наслаждение партнером «здесь-и-сейчас») и Афина (умение отстаивать свое мнение).
5. Деметра - богиня материнства и плодородия.
Архетип Деметры заложен в каждой женщине, как инстинкт продолжения рода. Деметра заботлива, щедра, ответственна, великодушна и терпелива. Она кормит и заботится о детях.
Но…так же, как и Гера, может сыграть злую шутку с женщиной - забота и ответственность отнимают игривость и сексуальность.
Если у женщины существует некий внутренний вакуум любви к себе, она попытается заполнить его ребенком, что не на руку ни ей, ни ребенку.
«Сверхмать» и «гиперопека» - минусы архетипа Деметры. Заигравшиеся в маму женщины забывают о себе и мешают развиваться ребенку, делая его инфантильным. Более того, именно у Деметры больше всего проблем с мужчинами.
Лучший сценарий Деметры - направить инструменты любви и заботы в адрес самой себя.
Деметра обязательно должна провоцировать в себе Афродиту (сексуальность и творчество), Персефону (юность и привлекательность) и Афину (разумный и рациональный подход к вопросам).
6. Персефона - богиня вечной юности и весны. (девочка)
Персефона олицетворяет молодость и восприимчивость. Восприимчивость понимается как принятие решений за свою жизнь другими людьми.
Персефона всегда юна и прекрасна, она не может определиться со своими желаниями, выбрать мужа и путь карьерного роста, да и вообще считает, что «мама лучше знает».
Пассивность и податливость - её черты. Образ «женщины-ребенка».
Сложность Персефоны в том, что она еще не осознает свои желания, и поэтому не готова брать на себя ответственность.
Архетипы Афродиты (наслаждение и чувственность), Афины (определение стратегии и целеустремленность) и Деметры (забота о других и ответственность) помогут выйти из замкнутого круга Персефоне.
7. Афродита - богиня любви и красоты.
Афродита не только любила, но и была крайне творческой личностью.
«Увлечься» человеком, местом, занятием, значит, впасть в состояние богини любви. Любая влюбленность - это встреча с внутренней Афродитой.
Выражение любви, ощущение познания и близости человека - это Афродита. Она превращает любое общение в искусство и аккумулирует энергию. Образ поведения такой женщины притягивает мужчин, потому что она бережет Мечту мужчины. Афродите сильна и сексуальна, она испытывает всю палитру чувств, так как живет «здесь-и-сейчас».
Все творческие женщины - Афродиты. Минусом этого архетипа является импульсивность, но в нашем разумном мире оказывается гораздо сложнее «возродить» этот архетип в женщинах. Консерватизм и пуританское мышление «душит» этот сценарий в женщинах, поэтому так много проблем в семьях. Деметра, Гера и Афина в женщине «забивают» обязательствами и нормами Афродиту.
Развитие творческого начала, переориентация с рациональности на чувственность, включение креативности и спонтанности - то, что нужно современным женщинам для счастья!
Как это сделать? Просто! Научитесь чувствовать, развивайте осознанность.
Согласно исследованиям, ведущими субличностями в женщине обычно становятся - Гера, Афина или Афродита. Они «тянут одеяло» на себя, не реагируя на других богинь, делая жизнь женщины менее насыщенной.
Научившись «вызывать» в себе каждую из богинь в нужный момент, можно быть разной, интересной и уместной в любых отношениях.
Полежаева Людмила
Источник Женский интернет-портал