Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию. Или желание помочь ребенку с уроками обернется полным фиаско.
У взрослого? Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты.
Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое.
У взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют:
- высокое давление;
- атеросклероз;
- диабет;
- полнота.
Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Как развить память у взрослого? Прежде всего ему необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать.
Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память.
Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии:
- обогащать кровь кислородом;
- обязательно хорошо высыпаться;
- не злоупотреблять алкоголем и табаком;
- отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения.
Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея - и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить.
Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.
Подготовка к занятиям
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений:
- 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания.
- Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического.
- С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Развитие способности запоминать
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
- можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
- Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено. Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
- Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
- Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
Заключение
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Прекрасная память - ценнейший инструмент жизнедеятельности человека в любом его возрасте, но в большинстве случаев, ценить этот инструмент люди начинают лишь тогда, когда возникает острое понимание того, насколько важна хорошая память и как сильно портят жизнь забывчивость и рассеянность. С возрастом любые тренировки становятся сложнее.
Так, для того чтобы без особого труда удавалось запоминать любую информацию, детям необходима заинтересованность, подросткам - высокий уровень мотивации, взрослым людям - регулярные тренировки. И вместе с тем постоянные тренировки этого психического процесса влекут за собой и поддержание активности мозга, а, значит, полноценную жизнь взрослого человека на всем её протяжении.
Виды памяти
Психологи классифицируют память следующим типам:
- Зрительный тип . В случае преобладания этого типа полученную информацию человек лучше запомнит, если у него будет возможность увидеть событие своими глазами или прочитать информацию в каком-либо источнике.
- Слуховой тип . При преобладании слухового типа человеку бывает достаточно услышать один раз, и он уже будет способен даже спустя какое-то время воспроизводить услышанную информацию. Так, людям с более развитым слуховым типом памяти, для лучшего запоминания текстов, рекомендуется проговаривать их вслух.
- Двигательный (моторный, тактильный) тип предполагает способность человека «автоматически» запоминать все часто осуществляемые действия. Например, при уверенном вождении автомобиля с механической коробкой передач работает именно этот вид памяти, точно так же, как и в случае с навыками написания текста. В случае преобладания двигательного типа индивиду необходимы ассоциации с двигательной физической активностью. Так, например, прекрасно владея «слепым» методом печати, человеку с двигательным типом памяти достаточно сложно воспроизвести на бумаге всю последовательность расположения букв на клавиатуре, до тех пор, пока он не начнёт с помощью движения рук вспоминать о том, где какая буква расположена.
- Смешанный тип . В этом случае, отсутствует единственный приоритетный способ запоминания, но активно используются два типа или (что случается значительно реже) способности к запоминанию распределяются равномерно по всем типам памяти.
Кроме этого, выделяют кратковременный и долговременный виды памяти.
Кратковременный тип возникает в результате реакции на происходящие события и способна храниться в голове не дольше 3 месяцев. На этом этапе происходит анализ полученных данных и на уровне работы нейронов головного мозга принимается решение о том, нужно или нет «переносить» данные сведения в долгосрочный тип. Благодаря этому свойству, человеческий мозг не переполняется неактуальной информацией.
Долговременный тип обеспечивает сохранность информации в течение длительного времени, часто на протяжении всей жизни. Вся имеющаяся информация в долговременной памяти может воспроизводиться неограниченное количество раз. Этот тип памяти позволяет в нужный момент времени вспомнить необходимую информацию и применить имеющиеся сведения в жизни.
У каждого человека преимущественный тип памяти зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей. Этот параметр считается врождённым и не меняется в течение жизни. И точно зная о том, какой из типов памяти наиболее развит, можно не только с большим успехом запоминать полученную информацию и пользоваться ей в профессиональной или повседневной деятельности, но и развить способности к запоминанию, и тренировать память в более «слабых» местах.
Приёмы тренировки памяти
Существует огромное количество методов и способов тренировки памяти. Суть любого из методов заключается в возможности переноса получаемой информации в долговременную память, для дальнейшего использования этой информации при необходимости. Практически все упражнения предназначены для тренировки того типа памяти, который развит у конкретного человека в наименьшей степени. Наиболее распространённые методики тренировки памяти можно классифицировать следующим образом.
- Метод взаимосвязи внимания и впечатления . Здесь имеется в виду, что наилучшим образом запоминается те сведения, которые интересны человеку и на чём он сконцентрирован больше всего. Таким образом, для того чтобы научиться лучше запоминать какую-либо информацию, важно освоить способ концентрации на ней и научиться получать эмоциональную отдачу. Например, чтобы запомнить все нудные правила дорожного движения, нужно чётко определить для себя пользу от полученных знаний и для окраски эмоционального фона можно добавить элемент игры или азарта. Скажем, чем быстрее и точнее будут выучены правила, тем быстрее можно будет сдать экзамен в ГАИ, получить водительское удостоверение и наконец-то, сесть за руль автомобиля.
- Метод использования ассоциаций . Ассоциации позволяют сконструировать воображаемую связь между сведениями, уже имеющимися в долгосрочной памяти и информацией, которую необходимо запомнить. Использование этого метода позволяет запоминать больший объем данных за меньшее количество времени. Так, для успешного запоминания нового материала необходимо найти соответствующие яркие ассоциации, способные помочь воспроизвести усвоенный материал. Главное правило этого метода - ассоциация должна быть необычной, понятной, лёгкой для запоминания и воспроизведения.
- Метод структурирования . Прекрасный способ для целенаправленного запоминания. Он заключается в разделении информации на тематические блоки, основанные на логике и ассоциативном мышлении. Основное правило метода структурирования заключается в необходимости создания удобной и логичной структуры изучаемой информации. Здесь выделяют следующие способы структурирования:
- Способ римской комнаты (цепочка Цицерона). Суть метода заключается в мысленном расположении запоминаемых объектов в хорошо знакомом помещении в строго зафиксированном порядке. Для последующего воспроизведения информации необходимо вспомнить помещение и «что где лежит».
- Способ ментальных карт Бьезена (диаграмма связей, ассоциативная карта, майндмэппинг) - использование блок-схем для изображения структуры запоминаемого материала.
- Метод повторения - самый простой и привычный метод тренировки. Для того чтобы информация надолго сохранилась в памяти взрослого человека, необходимо время от времени возвращаться к когда-то выученному материалу. И чем свежее изученная информация, тем чаще необходимы повторения для наилучшего запоминания. В дальнейшем просто необходимо периодически «освежать» когда-то усвоенную информацию. Этот нехитрый приём позволяет не только закрепить в голове полученные знания, но и развить функцию памяти.
- Мнемотехника или использование совокупности перечисленных выше методов для запоминания определённых типов сведений. Под определёнными типами сведений в этом случае понимается объединение информации в условные группы, например, «имена и лица», «цифры и числа», «иностранные слова» и т. д. Основными инструментами мнемотехники считается использование свободных ассоциаций и условного кодирования.
Так, например, чтобы выучить новые иностранные слова, можно использовать метод ассоциаций или созвучия с русскими словами и, безусловно, метод повторения.
Замечено, что очищение ума, улучшает, как память, так и когнитивные способности в целом . Используйте самую быструю для этой цели систему – .
Тренировка памяти в повседневной жизни
- Рекомендация о ежедневном чтении и извлечении из этого занятия новой для себя информации была, есть и будет актуальной во все времена.
- Пересказывайте прочитанные книги - не только способ мотивировать ближайшее окружение к прочтению, но и прекрасное упражнение для тренировки слухового типа памяти.
- Один из лучших «бытовых» приёмов развить способность к запоминанию - изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, устоявшихся выражений.
- То же самое можно сказать о ежедневном разучивании новых стихов и песен.
- Очень эффективно для ежедневной тренировки памяти упражнение по запоминанию телефонных номеров, номеров проезжающих мимо машин и т. д.
- Это же относится и к запоминанию точных дат дней рождения родственников, друзей, коллег и т. д.
- Отправляясь в магазин, список необходимых покупок можно держать в голове, безусловно, храня «в рукаве» заранее подготовленную шпаргалку.
- Возвращаясь из магазина, полезно вспоминать все совершённые покупки и их стоимость.
- Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших деталях события прошедшего дня, вплоть до того, из каких продуктов состояло сегодняшнее меню в течение дня.
Англичанин Доминик О`Брайан, обладает невероятной способностью. Победитель Чемпионата мира по памяти 1994 года, способен за час выучить более 300 иностранных слов, а спустя несколько дней, говорить на новом языке. При этом, О`Брайану запрещено появляться во всех казино мира, уникально развитая память, помогает считывать оставшиеся в колоде карты и срывать огромный денежный куш.
Приведённые в данной статье методы и техники рассчитаны главным образом на взрослого человека, лично заинтересованного в улучшении качества своей памяти. В случае необходимости развития памяти у детей, психологи и педагоги рекомендуют проводить занятия в форме игр. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии любых детских способностей, в том числе и о совершенствовании памяти.
Но независимо от возраста, для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезны свежий воздух, качественный полноценный сон и употребление продуктов питания, благоприятствующих улучшению работы психических процессов, связанных с безупречной работой этой до сих пор малоизученной области человеческого мозга.
Как очищение ума влияет на память и когнитивные способности
- негативные эмоции (страхи, тревоги, обиды, ревность, злость и т.д.)
- комплексы (напр.: я толстая, у меня кривые ноги/зубы и т.д.)
- ограничивающие убеждения (“я это не смогу”, “так не делается” и т.д.)
- негативные установки (у многих людей есть целые мета-программы по самоуничтожению, которые провоцируют вредные привычки, разрушительный образ поведения и т.д.)
- и многое другое
А ведь это только вершина айсберга. Известно, что эмоции поглощают огромное количество биоэнергии. Так какая же связь очищения ума с улучшением памяти и когнитивных способностей?
Во-первых: человек, в подавленном или подпорченном настроении, имеет способности к запоминанию хуже (как, впрочем, и когнитивные в целом); во-вторых: ограничивающие убеждения и представления ограничивают когнитивные способности; в-третьих: ментальный мусор, подъедая ваши энергетические запасы, опять же, ограничивает способности к мышлению и запоминанию, ведь чем больше у вас энергии, тем легче происходит запоминание и тем лучше мышление вообще.
Для ускоренного очищения ума используйте систему – . Система хороша тем, что задействует ресурсы подсознания и фактически, перекладывает основную часть работы на него. А вам, в основном, остается только зачитывать готовые инструкции для подсознания. Безусловно, интересная штука.
Этими вопросами рано или поздно задается любой человек. И это понятно, ведь ежедневно через нас проходят огромные потоки информации, а потому совсем неудивительно, что мы постоянно что-нибудь забываем: то телефон поликлиники, то список покупок, то номер автобуса, то день рождении близкого человека.
Развитие памяти крайне важно не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Ведь мы должны помнить, что нам надо сделать, с кем встретиться и для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого она выше среднего уровня, имеют преимущество.
Развить память не так сложно, а даже вполне реально. В одной из предыдущих статей - Как развить память, внимание и скорочтение, мной предлагались мультимедийные пособия, подготовленные профессиональными психологами и содержащие практические упражнения. В этой статье будут представлены правила, соблюдение которых обеспечит мозгу наилучшие условия работы, а так же приведены способы развития памяти.
Развитие памяти. Правила:
Первое правило развития памяти: Обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом вашей крови. Кровь должна нести достаточно кислорода, чтобы обеспечить высокую активность и работоспособность мозга, а значит и хорошую память. Как это сделать? По меньшей мере, один день в неделю нужно проводить на воздухе. Умственную работу нужно прерывать для небольших «кислородных» пауз, открывать окно на 1-2 минуты. Нельзя умственно работать в непроветренной или прокуренной комнате. Ну и конечно больше двигайтесь и занимайтесь спортом, физическая активность улучшает общее кровообращение и мозга в том числе.
Второе правило развития памяти: Достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. Во время сна происходят процессы с участием важнейшего нейромедиатора (вещество, с помощью которого происходит передача нервного импульса между нейронами). Без нормального сна, память на химическом уровне неспособна работать в полную мощность. К тому же мозг человека настроен на биологические ритмы смены дня и ночи, поэтому спать нужно ночью - именно в темное время суток происходит полное восстановление клеток мозга. Взрослый человек должен спать 7-8 часов в сутки, подросток - 9.
Третье правило развития памяти: Не курить! Конечно, курильщик, тренирующий память, имеет большие способности в этом плане, чем некурящий человек, не тренирующий ее. Однако, если взять людей при всех равных условиях, то следует признать, что табак ухудшает память. Это подтвердили многочисленные исследования ученых. Так что стремление развить память хороший повод бросить курить.
Четвертое правило развития памяти: Избегать алкоголь! Если вы хотите сохранить всю гибкость своего ума, нужно избегать алкоголя. Неоспорим тот факт, что прием алкоголя ведет к ослаблению памяти. Чем больше потребляется алкоголя, тем меньше фиксация. Каждый знает, что очень тяжело восстановить в голове события, прошедшие в состоянии опьянения. Простой обед, «сдобренный» вином, на несколько часов снижает способность к запоминанию. Следует избегать приема любого алкоголя, даже вина и пива, если вам нужно изучить что-либо, присутствовать на занятиях или участвовать в конференции.
Пятое правило развития памяти: Питаться правильно. Многочисленные опыты позволили определить, что химическая активность сопровождается потерей фосфорной кислоты и солей кальция. Следует, компенсировать эти потери: сыр (специальные бродящие массы, швейцарский, голландский и честер), яйца, ростки зерна, миндаль, орехи несут в организм нужное равновесие фосфора-кальция.
Во время интенсивных умственных усилий необходимо употреблять пищу: богатую белком (мясо, яйца, печень, рыбу), хорошо усваиваемую (мясо гриль, вареные овощи на пару или воде), избегая жирное, мучное, сладкое. Следует есть понемногу за раз, переполненный желудок расслабляет умственные способности.
Здоровый образ жизни, включающий питание для памяти, отказ от вредных привычек, здоровый сон и физическую активность является самым естественным правилами сохранения памяти на долгие годы.
Развитие памяти. Способы:
Желая что-то запомнить, сосредоточься на процессе запоминания. Слушайте, обдумывайте, проводите параллели с собственной жизнью или с уже полученными знаниями. Чем больше ваших собственных мыслей и чувств “зацепится” за информационный поток, тем больше шансов запомнить то, что действительно важно.
Если что-то забыли: цифру из отчета, значение слова, имя певицы, телефон родителей, - прежде чем тут же лезть в нужную папку, словарь, Интернет или телефонную книгу, в течение нескольких минут попытайся вспомнить забытое сами.
Если вам нужно запомнить что-то важное, создайте в уме в связи с этим некоторый образ, возможно смешной или забавный. Мозгу намного легче запомнить что-то необычное. Можно даже нарисовать возникший образ.
При запоминании чисел удобнее всего либо запоминать их, разбив на небольшие группы, либо попытаться выстроить в сознании какие-либо ассоциации. Для примера возьмём число 2467. 2+4=6 за шестеркой идет семерка. такой способ по запоминанию чисел оказался самым эффективным.
Хорошим способом лучше и быстрее запомнить что-либо, это попытаться объяснить другому человеку то, что нужно запомнить или понять вам самим. Мозг будет лучше запоминать информацию, если вы будете ее проговаривать.
Свободное время (например, если вы стоите в очереди) посвятите решению в уме простейших арифметических задач.
Развить память вам поможет ежедневное прокручивание в уме всех событий минувшего дня. Вспоминайте их до самых подробностей и мельчайших деталей. Кроме того следует дать оценку собственным поступкам, совершенным за этот день, задавая себе следующие вопросы:«Что я сделал сегодня? Что не сделал должного? Какие поступки заслуживают осуждения и требуют раскачивания? Каким следует радоваться?
Читайте книги - это полезно! Читая, мозг концентрируется, непроизвольно запоминает детали.
Учите стихи. В школе мучают не просто из вредности. Способ надежный и проверенный временем. Но учить лучше то, что нравиться. Например, текст любимой песни. Лучше всего запоминается материал, который нам уже частично известен. Новые материалы должны пройти процесс осознания.
Помните - заучивать, не понимая, не видя перед глазами образы, не пересказывая текст своими словами, невыгодно. Дальше оперативной памяти зубрежка не пройдет. Точно так же невыгодно учить “на завтра” или “до экзамена” и т.п. Если вы поставите при запоминании стрелку на “вечно”, то выиграете.
Повторение - мать учения. Лучше не скажешь. Только повторять лучше не пять раз подряд сразу после прочтения, а в течение пяти дней по одному разу. И лучше на ночь.
Предположим, кто-то называет вам свое имя. Попробуйте связать это имя с тем, что уже знакомо и обязательно добавь что-то от себя: “Ксения. Как Ксения Собчак, только брюнетка, замужем и “Дом-2” не ведет. А нос похож”. Поверьте, эта новая знакомая Ксения запомнится вам надолго.
Сделайте что-нибудь своими руками. Женщины: плетите фенечки, вышивайте крестиком. Мужчины: забейте гвоздь, смените сантехнику не прибегая к помощи профессионала - все эти действия активизируют работу головного мозга и память.
Психологами доказано, что изучение иностранных языков является лучшим средством для профилактики старческого маразма, а значит - и для улучшения памяти.
С развитием памяти связано и наше эмоциональное состояние. Счастье приводит к улучшению памяти и способствует более полному и глубокому восприятию информации. За каждую новую радость в жизни, ваша память отблагодарит вас.
Ежедневно мы получаем новости. Они поступают к нам от знакомых, со страниц книг, газет и из окружающего мира. Большую часть этой информации мы хотели бы запомнить. Но часто случается так, что в самый нужный момент мы не в состоянии вспомнить то, что узнали раньше. Чтобы как можно реже сталкиваться с этой трудностью, следует обратить внимание на развитие памяти. Для этого психологами и учеными было создано много методик, которые помогают тренировать свой мозг и учиться запоминать.
Виды памяти
Чтобы запомнить музыку, числа, лица, место расположения предметов, порядок действий и так далее, мы пользуемся различными видами памяти. Она делится на несколько разновидностей:
- Зрительная.
- Слуховая.
- Моторная или рефлекторная.
- Словесно-логическая.
Регулярные тренировки позволяют улучшить память. Развитие только одного ее вида (например, зрительного) не улучшает автоматически и слухового. Доказано, что за каждый отдельный тип памяти отвечают разные области мозга. Поэтому важно определить свои слабые стороны и начать их развивать.
Зрительная память
Чтобы человек мог узнавать людей, события, местность, ему нужна хорошая зрительная память. Развитие ее действительно дает преимущества, поскольку это поможет стать более внимательным и, например, воспроизводить на бумаге важные номера и даты. У людей, у которых профессия связана с рисунками, эта область мозга развита гораздо лучше, чем у других. К числу таких счастливчиков относятся художники, дизайнеры, мультипликаторы. Эти люди регулярно сознательно запоминают детали, черты и нюансы, чтобы отобразить их на бумаге. Тем, кто хотел бы натренировать свою память, следует внимательно рассматривать фотографии, рисунки, портреты. Развитие памяти подразумевает не просто бездумное разглядывание. Нужно стремиться запомнить черты и другое. Вначале мы составляем общее представление об увиденном образе, после чего акцентируем внимание на мелочах. На каждое фото тратим не более 15 секунд, после чего переходим к следующему портрету. Мы стремимся запомнить больше деталей. Со временем при регулярных сможет усваивать больше мелочей за меньшее время.
в повседневной жизни
Она может нам быть полезна при выполнении ежедневных дел, различных поручений. Для этого нужно подключить воображение. Например, вам сегодня надо вынести пакет с мусором, но вы обычно об этом забываете. Чтобы данное задание не вылетело из головы, можно закрыть глаза и представить, как огромный мусорный пакет весело марширует по лестнице в сторону контейнера. Суть в том, что такую необычную картину забыть сложнее, чем просто сухое обыденное задание. Точно так же можно представлять другие образы, которые будут помогать держать в памяти повседневные дела.
Слуховая память: развитие и тренировка
Информация, которую мы получаем через уши, очень важна в нашей жизни. Так мы узнаем важные сведения, которые помогают определить, как нужно поступить, что сделать, кого запомнить. Поэтому развитие памяти в этой области поможет сделать нашу жизнь качественнее, нам не придется тратить уйму времени на то, чтобы вспомнить важную информацию. Для тренировки можно воспользоваться следующим методом. По дороге в магазин или на работу мы можем слышать отрывки бесед прохожих. Постарайтесь уловить эти слова и фразы и удержать их в памяти несколько секунд. Вечером попытайтесь вспомнить эти предложения или для начала хотя бы их содержание.
слуховой памяти
Включите аудиозапись какого-нибудь стихотворения. В первый день прослушивайте одну строчку, при этом стремитесь в уме ее представить, словно эта фраза написана перед вашими глазами. Старайтесь запомнить слова. Если не получилось повторить строку, слушайте сначала. Все слова должны быть понятными и знакомыми вам. После того как запомнили строку, повторите все слова в обратном порядке. Например, «ночевала тучка золотая на груди утеса великана» и наоборот - «великана утеса на груди золотая тучка ночевала».
На второй день таким же образом прослушиваете другую строчку и запоминаете. Повторите материал за эти два дня. Каждый день заучивайте еще по одной строке, при этом не забывая произносить по памяти уже знакомые слова. Следующее стихотворение начинайте запоминать сразу по две строки. И так далее. Каждый раз стремитесь не просто зазубрить материал, а запомнить, не забывая о том, что нужно прокручивать в голове соответствующие образы.
То, благодаря чему мы говорим правильно
Для человека очень важна Развитие этого ее вида - очень интересный процесс. Такая память отвечает за складывание слов в правильную логическую цепь, образование из них понятных, правильных фраз. Здесь основой являются мысли. Они передаются человеческим языком. Существует несколько способов облечь свои мысли в слова. Во-первых, можно передать суть в свободном стиле, как умеем. Во-вторых, можно воспользоваться правилами словесного оформления. Именно тут потребуется хорошая память, чтобы не забыть конструкцию предложения. Но есть один нюанс: мы не сможем натренировать эту область мозга, если будем просто бездумно заучивать готовые правила. Необходимо вдумываться в их значение, размышлять, почему предложение должно оформляться именно так. Только в таком случае мы начнем развивать логическую память. В качестве тренировки мы можем брать предложение и стараться грамотно его интерпретировать, при этом не забывая о правилах использования лексики.
Книги по тренировке памяти
Создано немало методик, которые помогают человеку любого возраста развить области мозга, отвечающие за запоминание. Например, популярностью пользуется книга, которую написал У. Аткинсон - «Память и ее развитие». Американский писатель и психолог дает конкретные советы по тренировке этой способности и по поводу того, как воспитать в себе умение усваивать нужные детали. Аткинсон рассказывает о том, как быстро запоминать даты, лица, числа и имена.
Детская память
Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человечка лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями. Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита именно у вашего крохи. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в таком возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.
«Отгадай, что это!»
В такой игре может быть задействовано несколько детей. Каждому малышу отдельно от других показывают предмет, который он должен затем описать своими словами, не глядя на него. Отгадывать можно только после того, как ребенок назвал существенные отличия заданной вещи. В конце игры можно поощрить всех конфетами. Чтобы детям было интересно, тому, кто рассказывает, можно давать в руки флажок или камешек, который по эстафете передается следующему рассказчику.
Есть и другие игры на развитие. Память (и не только) будет хорошо тренироваться, если проводить эти занятия регулярно. К примеру, в следующей игре задействуется еще и логика ребенка. Понадобится несколько палочек, штук 20-30. Можно заменить спичками. Взрослый выкладывает фигурку, это может быть елочка, домик, солнышко. Малыш смотрит на нее до 4 секунд и старается запомнить. После чего мама накрывает листом бумаги свое творчество и просит кроху сделать такую же фигурку. Неправильно расположенная палочка - это ошибка. Постепенно можно усложнять задачу, раскладывая сразу несколько фигур. Конечно, задание вначале может показаться сложным, но со временем у ребенка разовьется память, и все получится.
Еще одна игра не менее увлекательно тренирует эту способность. На поверхность выкладывают 10 игрушек. Кроха должен постараться запомнить, в какой очередности они расположены, рассматривая их около 20 секунд. После того как он отвернется, можно убрать две игрушки или поменять их местами. Задача малыша - понять, что изменилось, и все восстановить.
"Как развить хорошую память?" — спросите вы. Это процесс не простой, но возможный. Поставив перед собой цель и выбирая средства, нужно настроиться на то, что тренировки должны быть постоянными, упорными. Чем больше уделять этому вопросу внимания, тем выше будут достигнутые результаты.
Не стоит относиться к этому как к трудной, важной работе, заставлять себя, принуждать к выполнению определенных упражнений. Процесс должен приносить радость, удовольствие. Только хорошее настроение и воодушевление принесут успехи. Без этого - никак.
- Почему мозгу нужны тренировки.
- Виды памяти.
- Методы и приемы запоминания.
Для того чтобы понять, как развивать свою память, нужно разобраться в вопросе отчего она снижается. Если что-либо перестает использоваться - оно приходит в упадок, а затем постепенно совсем в негодность. Если вы ломали руку или ногу, то можете вспомнить, как ослабевали мышцы за время бездействия, каких трудов стоило вернуть утраченные навыки.
Также и с нашей памятью. Если мы перестаем ею пользоваться: нагружать, тренировать, напрягать - она перестает нас радовать. Плохая память может быть следствием болезни, но чаще это случается из-за отсутствия постоянных необходимых тренировок.
Заинтересованность - движущая сила обучения.
Нашими предками двигал инстинкт интереса. Он давал возможность прогрессивного развития, получения новых навыков, умений. Как наши дети получают новые знания? Только при помощи любопытства и интереса. Ребенок всегда делает то, что ему нравится, привлекает его внимание, заинтересовывает.
Но с возрастом этот базовый инстинкт потихоньку угасает. Создается ошибочное впечатление, что вполне достаточно знаний, которые накоплены на протяжении жизни. Вопрос как развивать память и лучше запоминать, уже не слишком волнует. Потребность получать новые знания пропадает, уровень жизненной энергии снижается, учится новому, неизвестному не хочется.
В пожилом возрасте люди не получают новые знания, они стараются не растерять приобретенные. Проблемы семьи и жизни выходят на первое место, а новые знания, устройство мира отступают на задний план. Человек живет в привычном ритме, его мозговая деятельность снижается, внимание становится рассеянным, он перестает тренировать свою память. А если нет ничего нового, то нет работы для мозга — запоминать нечего. Это становится началом конца для еще хорошей памяти.
Обучение - это мышление и запоминание.
Чтобы хорошо запомнить, нужно, чтобы это было интересно. Все, что вызывает заинтересованность, откладывается в нашей голове. Хотим или не хотим мы того, все равно представляем предмет запоминания. Если постоянно пополнять свои зрительные и эмоциональные впечатления, происходит процесс развития, а за ним запускается механизм воспроизведения информации. Так работает память.
Говоря языком науки, память - это психический процесс приобретения, хранения, удержания, воспроизведения информации.
Когда мы пытаемся что-то запоминать, мы выполняем при помощи нашего мозга три крайне сложных действия:
Кодировка информации,
Транспортировка на хранение до того момента, когда она будет использована,
Воспроизведение.
Мы действуем как компьютер. Ода лишь разница — человеческой памяти присуща функция естественного забывания. Забывание - это самоочищение от невостребованных знаний.
Возьмите за правило задавать себе ежедневно вопрос о том, что нового запомнили за сегодняшний день, что привлекло внимание, что было интересно. Это одно из многих составляющих процесса улучшения памяти. Этот метод работает безотказно.
Наш мозг делится на два полушария. Правое полушарие отвечает за эмоции и образы. Левое - за логику. Если работают оба одновременно, как это происходило у наших предков и происходит до определенного возраста у детей, то человек до глубокой старости сохраняет работоспособность обеих полушарий в равной степени хорошей.
К сожалению, такая врожденная способность с возрастом утрачивается у каждого взрослого, если не заниматься тренировкой. Поэтому, старайтесь запоминать ежедневно как можно больше: учите наизусть стихи, запоминайте тосты, высказывания знаменитых людей, отрывки из книг, журналов, надписи на рекламных плакатах, номера проезжающих машин, цены в магазинах, имена людей, которые слышите на улице, в транспорте.
Замечайте, запоминайте, что изменилось в природе по сравнению с предыдущими днями, сколько человек прошло мимо, во что были одеты, какие у них были сумки, прически. Пробуйте описать их для себя через несколько минут после встречи.
Если вы не тренировали сегодня свою память и внимание - не ждите, что завтра не забудете, что-то важное, или где лежат ключи, деньги, перчатки.
Изучение иностранного языка - прекрасная тренировка.
Не слушайте тех, кто говорит, что выучить язык взрослому очень сложно, практически невозможно. Даже в преклонном возрасте можно добиться прекрасных результатов, если память тренируешь, если понимаешь, зачем тебе это нужно, что собираешься делать со своими знаниями. Когда интересно - тебе легко. Это касается всех сторон жизни.
Играйте в шахматы, домино и карты, разгадывайте кроссворды, шарады, загадки, учите скороговорки, займитесь скорочтением. Хорошими занятиями станут вязание сложных узоров без запоминания и вышивка. Развитие мелкой моторики очень сильно влияет на процесс улучшения запоминания.
Как работает память?
Почему мы что-то пытаемся запомнить, но не получается. А некоторые моменты надолго откладываются в нашем «мозговом хранилище». Один человек держит в голове огромное количество различной информации, а другой сразу же забывает о поставленной на плиту кастрюле. Наука не может дать исчерпывающий ответ на все вопросы. Мозг - это наименее изученный, самый загадочный орган человеческого тела. Но точно известно, что память можно тренировать, улучшать.
Как не все становятся выдающимися танцорами, но каждый занимающийся хореографией имеет грациозную походку, так и не все тренирующие свою память могут в уме перемножать двухзначные числа, но все сохраняют ясный ум, крепкую память даже в преклонном возрасте.
Какие виды памяти существуют.
Сенсорная.
Это память, которую мы получаем от наших органов чувств: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. Информация, полученная таким образом, не живет в нас долго. Она сохраняется до трех секунд.
Кратковременная.
Происходит удержание информации на короткое время (всего полминуты), не происходит сохранения о большом количестве предметов или явлений. Тренировке поддается при помощи многократных повторений с промежутками времени. Без них она со временем совсем исчезает из памяти.
Долговременная.
Информация хранится длительное время, начиная от нескольких часов до всей жизни. Не поддается элементарному механическому заучиванию. Поддерживается при помощи связей с уже имеющейся в нашей памяти информацией, переработке ее, установлению новых связей.
В свою очередь этот вид делится на две составляющие:
Наши знания о событиях, окружающем мире
Знания о движениях, которые выполняет наше тело, тех предметах, которые мы используем в окружающей среде.
Упражнения и приемы для активизации внимания, улучшения памяти.
Старайтесь, чтобы информация, которую пытаетесь запомнить, была интересна, прежде всего, для вас.
Думайте, где и как можете применить полученные знания - блеснуть эрудицией перед подругами, коллегами, семьей.
Возможно, найдете ответ на вопрос, который крайне важен для вас или
Тренировка фотографической памяти.
В течении пяти минут внимательно смотреть на предмет, который следует запомнить. Затем постараться воспроизвести его как можно точнее. При регулярных тренировках память сохраняет все больше мелких деталей.
Задействуйте образное мышление.
Старайтесь не запоминать все механически. Включите воображение, придумывайте образы, истории, старайтесь создавать цепочки из событий, составлять последовательности из воспоминаний - вообразил, значит помнишь. Помнишь - значит знаешь. Включил воображение, представил — значит, помнишь и знаешь. Круговорот, последовательность событий.
Развивайте слуховую память.
Слушайте, о чем говорят люди в транспорте, на улице. Повторяйте все, что услышали, запомнили, старайтесь сохранять паузы, интонации.
Тренируйте свою зрительную память, периферическое зрение.
Если каждый день приходится преодолевать один и тот же путь, разнообразьте его. Возможно, стоит пройти по другому тротуару, через соседний двор, по менее удобной дороге. Попробуйте дать себе возможность испытать новые ощущения, запоминайте вывески, надписи, номера домов, названия незнакомых улиц. Больше посещайте разнообразные музеи, выставки, спектакли, концерты, мероприятия, фестивали. Составляйте ассоциативные ряды событий, запоминающиеся фразы. Придумывайте истории, которые помогают вам воссоздавать события.
Каждую неделю тестируйте свою память.
Попросите близких прочитать 15-20 существительных, не связанных между собой по смыслу. Читать следует с интервалом 10 - 15 секунд. Попытайтесь воспроизвести эти слова в порядке, который был озвучен. Если тренироваться ежедневно, то результаты не заставят себя ждать. Память станет улучшаться на глазах. То же можно проделывать с цифрами.
Когда с предыдущими тестами будете легко справляться, можно перейти к более сложным. Например, попытаться сосредоточиться на каком-то предмете, думать только о нем, отгоняя другие мысли. Сначала это может не получиться, наш мозг будет подбрасывать новые, свежие мысли. Но, по мере тренировок, это будет получаться все лучше.
Вдыхайте запахи.
Это закрепляет воспоминания, улучшает память. Ассоциация с различными событиями из жизни существует у каждого, но не все знают, что запах розмарина способен улучшить запоминание различных событий, позволяет сконцентрироваться. Если не удается что-то запомнить, разотрите пальцами немного этого растения или его эфирного масла, вдохните запах.
Жевательный процесс улучшает запоминание.
Происходит это потому, что активные движения челюстей способствуют ускорению биения сердца, происходит обогащение всего организма, головного мозга кислородом, как при фитнес — тренировке или беге. А еще при жевании вырабатывается инсулин, который заставляет работать зоны нашего мозга, отвечающие за память. Поэтому, жуйте смело жевательную резинку при чтении, обучении, запоминании какого-либо материала.
Создавайте ассоциации.
Соотносите имена людей, которые трудно запоминаются вам, с особенностями их внешнего вида. Всегда со всем создавайте ассоциации. Это способствует быстрому запоминанию.
Мозг человека пожилого намного меньше по объему, если его сравнивать с мозгом молодым. С годами происходит уменьшение его веса и объема. Физические нагрузки, которые являются (наполняют мозг кислородом), могут повернуть эти процессы вспять. Достаточно заниматься ими 3-4 раза в неделю по часу. Происходит это потому, что пульс повышается, кровообращение усиливается, происходит усиленное питание кислородом всех тканей организма и в первую очередь, головного мозга. Занимайтесь активным спортом, больше находитесь на свежем воздухе, совершайте пешие прогулки. Запоминайте, все, что видите: все свои и чужие действия, ваше и чужое настроение, предметы, явления природы, окружающую жизнь. Больше общайтесь с людьми: близкими, родными, знакомыми, незнакомыми.
Правильно питайтесь.
Правильное полноценное питание имеет огромное значение для нашего мозга, и, следовательно, хорошей памяти. Следите за тем, чтобы ваш организм получал все необходимые витамины, минералы, микроэлементы. Соблюдайте пропорции в белках, жирах и углеводах вашего рациона питания. Употребляйте в пищу рыбу, морепродукты, растительные масла — это важные продукты для полноценной деятельности головного мозга.