Татьяна Горкун
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Родительское собрание по теме «».
Форма проведения : семинар –практикум
Цель : Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка .
Задачи : познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; познакомить с речевыми играми в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей ; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
План работы родительского собрания .
1. Выступление воспитателя по теме «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада ».
2. Выступление юриста по теме «Права детей » .
3. Подготовка к Новому году.
Ход родительского собрания.
1. Выступление воспитателя.
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание . Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка , семья является источником , который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка . Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи .
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
(высказывание родителей )
Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие » . Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям )
Таким образом, основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста. Это
Восприятие звуковой и интонационной культуры речи .
Формирование грамматического строя речи .
Обогащение словарного запаса.
Обучение рассказыванию, связной речи .
Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит ? (высказывания родителей по теме родительского собрания ).
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
1. Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря и грамматического строя речи на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе чтения художественной литературы. Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .
Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;
Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.
Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;
Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;
Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?
Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например : «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора : как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?» .
Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. (родителям предлагается поиграть в сказку)
2. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга ».
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи , пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Провести несколько пальчиковых игр для родителей .
3. Огромное значение для развития речи ребенка играет артикуляционная гимнастика.
Язык – главная мышца органов речи . И для него, как и для всякой другой мышцы нужна гимнастика. Язык должен быть достаточно хорошо развит , чтобы выполнять целенаправленное движение, т. е. звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоциональное, психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала и в дальнейшем, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Что же это такое – артикуляционная гимнастика?
Это система специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, на развитие голоса , подвижность органов речи .
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи : язык, губы, мягкое небо. Мы, взрослые, правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке и даже не задумываемся о том, как это сложно для малыша. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, даже не задумываемся о том, где находится в данный момент язык : за верхними зубами или за нижними. У нас артикуляция – навык автоматизированный, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм.
Проводить гимнастику необходимо 2-3 раза в день по 3-4 упражнения.
Проводится артикуляционная гимнастика для родителей .
2. Выступление юриста юриста по теме «Права детей » .
(Приложение)
4. Подготовка к новому году.
Основные вопросы :
Подарки на новогодний утренник.
Оформление группы к празднику.
Предложить родителям поучаствовать в конкурсе «К нам идет Новый год» .
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 21
Города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
Структурное подразделение “ Детский сад “Гвоздичка”
Родительское собрание в средней группе:
«Роль семьи
в речевом развитии ребёнка 4-5 лет»
Воспитатель: Жигарева Е.И.
2016г.
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
Форма проведения : встреча с элементами практикума (мастер класс).
Участники: воспитатель, логопед, заведующий ДОУ, родители.
План проведения:
Вступительная часть - объявление темы собрания, целей.
Выступление зав. ДОУ №41 «Гвоздичка» Голиной Е.Г. «Речевое развитие в семье».
Выступление логопеда Болониной В.В. «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»
Выступление воспитателя Жигаревой Е.И., мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»
Домашнее задание для родителей: Провести с детьми «Нетрадиционное рисование для развития воздушной струи».
Ход мероприятия
Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
«Успешное речевое развитие ребёнка»
Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.
Факторы успешного развития речи ребёнка - ( карточки для родителей приготовить заранее).
От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками
Выступление заведующего Голиной Е.Г.
«Речевое развитие в семье»
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).
Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
- Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация).
Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.
Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.
Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.
Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.
Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.
Большое внимание уделяю заучиванию и чтению стихотворений, учу читать стихи выразительно, громко, чётко проговаривая все слова, неторопливо.
Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.
Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:
Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.
Выступление логопеда Болониной В.В.
«Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»
Характеристика речи детей пятого года жизни
Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни - освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.
Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний - описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;
В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр).
Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.
К концу года дети средней группы могут:
Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печаль- ный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свой-ства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и слож- ноподчиненные предложения.
Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого, повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
.Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Выступление воспитателя Жигаревой Е.И.
Мастер - класс «Методы и приемы развития артикуляционной моторики и речевого дыхания дошкольников»
«Нетрадиционное рисование «Кляксография», как средство развития воздушной струи».
Нетрадиционная техника рисования "Кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство уроков рисования.
На первый взгляд - она непонятна и вроде бы не хочется за неё браться, но стоит только начать творить, как это первое ощущение улетучивается, словно дым. Рисунок словно рождается сам!
Такое занятие для детей не только интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.
Для работы в данной технике нам понадобится: бумага, тушь или жидко разведенные в мисочке (или в маленьких флаконах) гуашевые или акварельные краски, пластиковая ложечка или пипетка, коктельная трубочка, цветные карандаши, кисточка, краски для дорисовывания изображения.
Технология изображения.
1. Зачерпнуть пластиковой ложечкой (пипеткой) краску, вылить (капнуть) её на лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку).
2. Коктельной трубочкой выдуваем кляксу снизу вверх в разные направления так, что бы её конец, не касался ни пятна, ни бумаги.
3. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) - выдуваем их по отдельности в нужном направлении.
4. Для получения более мелких веточек каждую большую ветку выдуваем быстрыми движениями трубочки вправо-влево, вверх-вниз
5. При необходимости процедура повторяется (т. е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть).
6. Недостающие детали дорисовываются карандашами или красками.
В такой технике можно рисовать задуманный сюжет, либо посмотреть, что получится по ходу рисования.
Предлагаю, Вам самим, попробовать, что-нибудь нарисовать и посмотреть, что же получится.
Работы родителей.
Родительское собрание
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Задачи:
познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза;
предупредить типичные ошибки, допускаемые родителями при обучении детей чтению в дошкольном возрасте;
привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по обучению грамоте.
Ход собрания.
Добрый вечер, дорогие родители! Спасибо вам, что смогли найти время и прийти на нашу с вами встречу, посвященную обучению наших детей.
Сначала, я предлагаю вам выполнить небольшое задание: обведите карандашом контур своей руки, на каждом пальце по одной букве напишите имя своего ребенка, а затем расшифруйте буквы, отметив качества его характера. В центре ладони нарисуйте символ - кем для вас является ребенок в семье (солнышко, цветочек, зайчик, колокольчик).
После, придя домой, поговорите с ребенком, покажите свое творчество и расскажите о своих чувствах к нему. Им это необходимо!
Дети – это самое дорогое, что есть у нас жизни. Это наши зайчики, солнышки, цветочки. У вас такое сокровище – одно единственное. И вы свое солнышко доверяете нам. И получается, что у нас самых лучших, самых любимых и единственных – 20. У нас с вами одна цель – сделать жизнь ваших детей интересней и насыщенней и помочь развить все необходимые для ребенка качества к школе. Уважаемые родители наших воспитанников! Мы очень рады видеть вас на родительском собрании нашей группы, потому что понимаем: эту нашу общую цель без союза с вами, без вашей поддержки и помощи не достичь.
Основная часть
Для начала я бы хотела сказать огромное «спасибо» родителям, которые занимаются со своими детьми дома. Вполне понятно, что не все родители дошкольников в силу разных причин озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу.
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми.
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы , характерные для многих детей старшего дошкольного возраста:
1.Бедный словарный запас;
2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове. 3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
5. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
В рамках нашей встречи я планирую остановиться подробнее на вопросах окончательного правильного звукового оформления речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте. Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.
Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.
Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.
С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка» и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.
На начальном этапе следует привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее: когда мы говорим, мы произносим разные слова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом. Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.
К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
А сейчас вспомним:
1 . Звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают :
Гласные . Назови эти звуки. (А У И О Э Ы) . (Гласных звуков всего шесть) . Почему эти звуки называют гласными? Правило : «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся» . Эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает никакой преграды. Обозначаем красным кругом или квадратом.
А, О, У, Ы, Э - обозначают твердость согласных;
Я, Е, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.
Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].
Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].
Буква Ю обозначает звуки [Й] [У].
Буква Я обозначает звуки [Й] [А].
Согласные - эти звуки произносятся с шумом, выходящий воздух изо рта встречает преграды в виде языка, губ, зубов.
Согласный звук может быть :
-твердый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова. Твердый звук обозначается синим квадратиком или кругом;
- мягкий звук, если его смягчает гласная я, е, ю, и, е, или Ь (мягкий знак) . Й, Ч, Щ - всегда мягкий. Мягкий согласный звук обозначаем зеленым квадратиком или кругом.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие.
Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М» , чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.
Звук глухой согласный звук , потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «Ф-Ф-Ф» , почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.
2. Буквы видим и пишем.
Методика обучения чтению детей в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того чтобы ребенок лучше усвоил графический образ буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуются следующие задания:
На что похожа буква?
В ряду букв обвести в круг заданную букву.
Выкладывание букв из счетных палочек, из веревочки, вылепить из пластилина…
Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
3. Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный.
Слово - состоит из слогов.
Предложение - состоит из слов.
Однако без вашего активного участия, уважаемые родители, этот и так, в общем - то непростой процесс рискует затянуться. Все вы знаете, что дошкольник – это «человек играющий», и сейчас я раскрою глубокий педагогический смысл некоторых на первый взгляд, несложных игр, которые не потребуют от вас значительных финансовых вложений и временных трат. Тем не менее, именно эти игры помогут вашим детям с вашей же помощью закрепить полученные в садике знания, «просто беседуя» по дороге домой. Вашему вниманию будут предложены дидактические игры, направленные на формирование фонематического восприятия, языковой догадки, навыков звукового анализа и синтеза. Вы также можете принять участие в играх и поддержать своего ребенка.
Игра 1. Назвать предметы одним обобщающим словом.
Корова, коза, лошадь, свинья, овца (домашние животные)
Понедельник, вторник, среда, четверг (дни недели)
Лиса, волк, медведь, лось, заяц (дикие животные)
Свекла, морковь, репа, лук, редис (овощи)
Ромашка, мак, колокольчик, одуванчик, тюльпан (цветы)
Бабочка, жук, комар, кузнечик, муравей (насекомые)
День, ночь, утро, вечер, полночь, полдень (части суток)
Скворец, ласточка, соловей, грач, кукушка (перелетные птицы)
Груши, яблоки, персики, слива, мандарин (фрукты)
Ботинки, валенки, туфли, тапки, сапоги (обувь)
Игра 2. «Назови первый звук в слове»
Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.
Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук [к], кит – в слове «кит» первый звук [к , ], сад – в слове «сад» первый звук [c], сено – в слове «сено» первый звук и т.д. В качестве усложнения можно попросить ребенка охарактеризовать этот звук (гласный-согласный, мягкий –твердый), а так же назвать последний звук в слове.
Игра 3. «Найди слова с нужным звуком в тексте» .
Цель : совершенствовать умение выделять слова с заданным звуком.
Ход игры : Надо найти и назвать слова со звуком «х» . Зачитывается текст
Игра 2 «Первый - последний».
Цель: развитие фонематического слуха, формирование умений выделять первый и последний звук в слове.
Ребенок называет первый звук, в названии картинки, а родитель называет последний звук в этом слове.
Игра 3. «Подбери словечко»
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок называет одно или несколько слов. Например: «Назови мне слово со звуком [ш] – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком [б , ] – бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и конце слова). Например: «Назови мне слово со звуком С в начале слова» – самолет, сом, след, сумка и т.д.
Игра 4. «Поймай звук»
Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.
Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых
взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [a] далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А и т.д.
Игра 5. «Замени звук»
Цель: выработка навыка синтеза слогов по заданному принципу.
Ход игры: взрослый предлагает заменять определенный звук на заданный и произнести получившийся слог. Например: «Замени А на О» далее взрослый медленно и четко произносит слог КА, ребенок «в уме» меняет А на О и произносит КО, ЗА – ЗО, ЛА – ЛО и т.д.
Игра 6. «Большой или маленький»
Цель: измерение протяженности слова; деление слова на слоги.
Ход игры: взрослый предлагает сравнить каких-либо животных или предметы, значительно отличающихся размерами, названия этих животных или предметов также должны отличаться по протяженности, но наоборот. Например: «Кто больше слон или цыпленок? (ответ ребенка) А теперь давай узнаем, какое слово больше «слон» или «цыпленок». Ребенок прохлопывает слова. Один хлопок на один слог слова.
Игра 7. «Доскажи словечко».
Цель игры : выработать языковую догадку, назвать как можно больше вариантов слов. Взрослый называет первый слог слова, а ребенок (родитель) называет продолжение слова. Например:
СА - НКИ РА - КЕТА
ПОГИ - БОТА
ХАР - ДУГА
МОЛЕТ - НА
ЛО - НЕЦ
Д - К
Игра 8. «Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание. Задание: воспитатель читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Детям (родителям) нужно правильно назвать слова.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Звуковой анализ слова.
Цель: формирование умения последовательно воспроизводить звуки слова, различать гласные и согласные звуки, определять твердость-мягкость, глухость-звонкость услышанных звуков.
На доске висит картинка с изображением кошки.
.
Воспитатель задает вопрос : Что вы видите на картинке? (Кошку.)
Кого или что мы можем обозначить этим словом? (Игрушку – плюшевая кошка. Домашнее животное.)
Воспроизведение последовательности звуков в слове «кошка». Дети по очереди самостоятельно называют по одному звуку, затем хором повторяем звуки со всей группой. Также выборочно дают характеристику каждому звуку:
[к] – согласный, твердый, глухой;
[о] – гласный;
[ш] - согласный, твердый, глухой;
[к] - согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный.
Внизу под картинкой выкладывается звуковая схема слова:
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Составление схемы предложения.
Цель: Формирование грамматических представлений детей о строении предложений и способах его оформления на письме.
Воспитатель предлагает детям составить предложения со словом «кошка». Выбирает любое предложение с предлогом. Например:
Кошка гуляет по крыше.
Дети загибают пальцы на руке, считают количество слов в предложении. Обозначают слова с помощью картонных полосок.
Первое слово обозначается уголком, так как первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, длинные слова обозначаем длинной полоской, предлог короткой. В конце предложения ставится точка.
.
Сложно было, правда? И это несмотря на то, что мы с вами – взрослые люди с огромным словарным запасом и творческим потенциалом. А нашим малочитающим и многосидящим перед телевизионным и компьютерным экраном детям эта задача зачастую становится непосильной.
Проанализировав все, что я сказала, вы подумаете «обучение дошкольника грамоте – это так сложно…» Что ж, вы правы. Однако наша с Вами совместная работа значительно облегчит этот процесс для наших детей.
И помните главное:
- разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
- чаще общайтесь с ребенком;
- чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом.
Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении.
Наталья Якишина
Родительское собрание «Развитие речи детей»
Родительское собрание
«Развитие речи детей »
1 часть : «Совсем немного науки»
Как говорил, Сократ : «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Правильная, выразительная речь - портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы . Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство .
Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития . Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат , сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)
Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь , нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на :
Устную речь (говорение и слушание) ;
Письменную речь (письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей , а именно умению слушать (формированию фонематических процессов)
С самого рождения ребенка окружает множество звуков : скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.
Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха .
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи , он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.
Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности : на занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях (музыкальном занятии)
и вне занятий – в игровой и театральной деятельности и в повседневной жизни.
2 часть Предлагаем отправиться в путешествие по стране «развитие речи »
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .
1. А вот и наша станция - «Творческая»
Подберите признаки к словам :
Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)
Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)
Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)
Небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .
Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…
2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»
(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…
2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!
И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга .»
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь.
3) А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»
1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того,чтоб показывать его,
Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,
А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .
Вот большой! А это - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .
2этап – Пальчиковые игра с аудио сопровождением.
Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.
Вот спина, а вот животик,
Ножки. Ручки,
Глазки, Ротик, Носик,
Ушки, Голова,
Показать успел едва
4) И последняя станция «Игровая»
(игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей , так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
Речевая игры :
1. «Насос»
Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. Родители , подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .
2. «Вьюга» «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.
Игра с движением
3. «Самолет» :
Ручками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ,
Ручки все подняли
И дружно отпустили
И сели все в волшебный самолет
Мотор гудит Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
А самолет летит У-У-У-У-У
А теперь игры на формирование фонематического слуха.
1. «Звуковые бочонки»
Педагог поочередно трясет каждый бочонок, а родители определяют где звук тише, а где громче. Потом родители ищут парные бочонки .
2. «Волшебный мешочек»
Речевая игра «Прогулка в лес»
Чистоговорки :
Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)
БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»
«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей , по каждой лексической теме недели, и не просто смотреть, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать (выводить детей на диалог , чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей , даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!