В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях развития мышления дошкольников каждого из вышеперечисленных видов и пойдет речь в этой статье. Вы узнаете, какие этапы проходит ребенок в процессе изучения внешнего мира и чем отличается мышление мальчиков от мышления девочек.
Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.
Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.
Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.
Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия. Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков.
Как развивается наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста
В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.
Особую роль играют соотносящие действия, которые направлены на развитие наглядных и действенных мыслительных процессов. Малыш здесь производит манипуляции с двумя и более предметами и учится постепенно соотносить их размеры, форму, место, где они находятся. Он начинает совершать действия с несколькими предметами - нанизывает колечки на пирамиду, ставит друг на друга кубики. Однако в ходе этих процессов он не принимает во внимание характеристики предметов, подбирать их в соответствии с формой и размером он начнет гораздо позже, как и располагать их в заданном порядке.
По этой причине большинство игрушек, рассчитанных на детей такого возраста (сюда относятся различные пирамидки, кубики, матрешки и т. д.), предполагают соотносящие действия. При этом для развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста все они должны быть направлены на получение определенного результата, чтобы все манипуляции имели одну общую цель. Соотносящие действия могут выполняться в зависимости от того порядка, который предлагает взрослый. Если ребенок занимается подражанием, т. е. он производит те же самые действия, что и взрослый участник игры, то результат будет получаться только при непосредственном участии наставника. Однако для формирования действенного мышления у детей необходимо, чтобы малыш самостоятельно учился выделять наиболее важные характеристики предметов, подбирать составные части и собирать их в правильном порядке.
Данный вид мышления у детей формируется по большей части самостоятельно. Участие взрослого человека должно ограничиваться только одним: ему необходимо заинтересовать ребенка предметом и вызвать желание начать с ним взаимодействовать. Сначала ребенок может начать практически опробовать предметы, так как он пока что не овладел навыками зрительного сравнения величины и формы. Особенность развития этого вида мышления у детей ярко проявляется на примере игры с матрешкой: прикладывая две неподходящие друг к другу половинки, малыш будет стараться получить нужный результат силой - втиснуть неподходящую часть. Как только он убедится в том, что его действия не приносят требуемого результата, он начнет пользоваться другими элементами до тех пор, пока ему в руки не попадет нужная деталь. Для развития мышления у детей игрушки разработаны таким образом, что они сами подскажут, какой из элементов подходит больше всего. Рано или поздно малыш сможет самостоятельно добиться долгожданного итога.
После того как внешние ориентировочные действия будут освоены, ребенок начинает зрительно соотносить характеристики вещей. Здесь происходит закладка зрительного восприятия, когда качества одного предмета принимаются им за образец, с которым малыш будет сравнивать свойства других вещей. Проявление данной способности заключается в подборе деталей на глаз. Это значительно ускоряет взаимодействие с предметами, так как практически направленное действие производится сразу, процесс практических проб отходит в сторону.
На следующем этапе развития мышления, когда дети достигают двухлетнего возраста, они уже способны подбирать предметы зрительно по образцу. Взрослый во время игры предлагает малышу подать ему точно такой же предмет, на что он должен правильно отреагировать и выбрать из всей массы игрушек наиболее, по его мнению, подходящую вещь. Однако мышление здесь направлено на три ключевых фильтра - сначала ребенок будет искать предмет, подходящий по форме, затем по размерам и только в последнюю очередь по цвету. Получается, что новое восприятие образуется для уже известных характеристик, которыми ребенок пользуется регулярно, а впоследствии оно переносится и на менее существенные показатели.
Стоит отметить, что особенности развития мышления у детей в раннем возрасте таковы, что они не могут правильно подобрать предмет довольно сложной формы, особенно если взрослый предлагает малышу найти сразу несколько вещей. Кроме того, ребенок может и вовсе упустить из виду характеристики, кажущиеся ему не слишком важными. К примеру, если ему требуется выстроить из кубиков пирамидку определенной величины по образцу, то он не будет обращать внимание на цвета, хотя уже умеет их различать.
Чуть позже, с развитием этого вида мышления дети приобретают постоянные образцы, с которыми они могут сравнивать все предметы. В их качестве выступают вещи, чья форма очень ярко выражена, или же представления о них. Например, малыш может воспринимать все треугольное как домик, а все круглое как мячик. Это скажет родителям о том, что их малыш уже приобрел определенные представления о форме предметов, и они закрепились в его мозге в связи с определенными вещами.
Представления о формах предметов формируются в зависимости от того, насколько быстро малыш начинает овладевать зрительной ориентировкой. Чтобы развитие этой формы мышления у детей не затормаживалось, а его представления о характеристиках предметов становились как можно более обширными, малышу нужно знакомиться со свойствами вещей при нахождении их в определенной среде. Ему приходится быть в постоянном взаимодействии с богатой сенсорной средой, и именно она оказывается влияние на его дальнейшее развитие, причем как на физическое, так и умственное.
Соотносящие действия ребенок регулярно воспроизводит и повторяет. За счет этого в его голове складываются определенные психические действия. Одна из особенностей развития этой формы мышления у детей заключается в том, что даже в этом возрасте у малышей начинают возникать действия, которые они производят только в своем уме, не прибегая к внешним воздействиям. Например, он в уме через зрение может выбрать наиболее подходящую деталь.
Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников
В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.
Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.
Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.
Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.
Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор - это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.
Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста
Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней - прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.
Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая - максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров - эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.
Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.
Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.
Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.
В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.
Развитие формы визуально-словесного мышления у ребенка
Развитие визуально-словесного мышления у ребенка базируется не только и не столько на восприятии предметов, сколько на описаниях и объяснениях, полученных от родителей в устной форме. Несмотря на это, малыш все равно мыслит конкретными понятиями. Например, он уже знает, что металлические предметы тонут в воде, поэтому он точно уверен в том, что гвоздь пойдет ко дну. Тем не менее, он подкрепляет это личным опытом, который выражается словами: «Я сам видел, как гвоздь тонул».
В этом возрасте дети очень любознательные и задают взрослым массу вопросов. Для развития мышления у детей дошкольного возраста на каждый вопрос у родителей или воспитателей должен быть ответ. Первые вопросы зачастую бывают связаны с нарушением привычного порядка вещей, например, когда ломается игрушка, которая раньше работала нормально. Ребенок интересуется у взрослых, как ему быть и что делать. Несколько позже возникают вопросы относительно того, что его окружает.
Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста и младших школьников ускоряется. Когда ребенок идет в школу, характер его деятельности претерпевает значительные изменения. Например, очень расширяется круг предметов, которые составляют его интерес. Учитель направляет детей в классе таким образом, чтобы они могли свободно излагать свои мысли словами. Им предлагается сначала подумать, а потом выполнить определенное действие. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте дети мыслят еще конкретно-образными понятиями, в них закладывается уже абстрактное мышление. Их умственные процессы начинают распространяться на животных, растения, окружающих людей и т. д.
Однако в этом случае темпы развития зависят, прежде всего, от того, насколько правильно подобрана программа обучения. Если дети занимаются по программе повышенной сложности, то примерно к восьми годам их способности к отвлеченному рассуждению значительно выше, нежели у сверстников, которые обучаются по стандартным образцам. Главным плюсом такого метода является то, что учитель всегда прекрасно осведомлен о том, какой фактический материал необходимо использовать и как формируются мыслительные процессы того или иного ученика.
Этапы развития пространственно-временного мышления детей
Ещё один вид мышления у детей дошкольного возраста – пространственно-временной или темпоральный. Взрослые люди прекрасно понимают, что время - понятие весьма неоднозначное и относительное. Дети тоже задумываются о чем-то подобном, однако первоначально их следует познакомить с данным понятием. Детские психологи уже давно отметили тот факт, что основным ориентиром для ребенка относительно времени является какое-либо яркое событие или же значимое впечатление, ожидание чего-либо. В данном случае получается, что малыш прекрасно ориентируется как в прошедшем, так и в будущем времени, но настоящее отсутствует. Ребенок представляет настоящее как текущий момент, то, что происходит сию секунду.
Было замечено, что даже очень маленькие дети способны усвоить то, что повторяется ежедневно - утро, вечер, ночь. Ребенку проще ориентироваться во времени, если родители будут желать ему доброго утра или спокойной ночи. В связи с тем, что мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, им тяжело оперировать абстрактными понятиями.
Время как раз и представляет собой абстрактную категорию - его невозможно увидеть, почувствовать либо услышать.
Одна из особенностей развития темпорального мышления у детей дошкольного возраста – «природное ощущение времени», ведь даже младенцы ориентируются по своим внутренним биологическим часам, заложенным в них природой.
Если детям с самого раннего возраста прививался четкий временной распорядок дня, то усвоить время им будет значительно проще. Их организм подстраивается под существующий ритм жизни, поэтому представление о временных отрезках складывается в их мозге намного быстрее, чем у тех детей, которые не имеют определенного распорядка. Если сегодня малыша кормили в полдень, а вчера в 2 часа дня, ему значительно сложнее ориентироваться во времени.
Часами дети начинают интересоваться приблизительно с трех или четырех лет. Если малыш имеет хорошие природные данные, то уже к этому возрасту он способен в них ориентироваться. Для развития пространственно-временного мышления детей с раннего возраста родители должны познакомить их с самим понятием времени.
Этому не стоит посвящать каких-либо отдельных бесед, нужно всего лишь говорить слова, обозначающие временные понятия, в процессе игры и общения с малышом. В результате взрослый попросту комментирует свои действия и планы. Именно подобные понятия поначалу закрепляются в сознании ребенка. При этом они могут относиться не к ежедневным действиям, а к тому, о чем родители рассказывают своему отпрыску.
Немного позже можно начать обозначение более конкретных временных отрезков, чтобы в голове у ребенка складывалось понятие относительно прошедшего, настоящего и будущего. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как малыш зачастую путает эти слова. Ему тяжело разобраться в абстрактных понятиях, но со временем он освоит и это. Сразу же можно давать информацию относительно календарных понятий - дней, месяцев, недель и т. д. Чтобы все они находились постоянно у него на виду, нужно приобрести специальный детский календарь и повесить его в комнате малыша.
Следует быть готовым к тому, что пространственное мышление у детей развито недостаточно, и малыш сразу не в состоянии запомнить такие сложные слова и понятия. Родителям нужно набраться терпения, постепенно и последовательно обучать ребенка времени. Каждое утро надо рассказывать ему о том, какой сегодня день недели, число месяца и т. п. Со временем он научится самостоятельно определять их по календарю. Родителям нужно продумать, как превратить этот процесс в увлекательную игру. Удобнее всего, если временные понятия будут упоминаться в разговорах и планах.
Чтобы ребенок смог быстрее запомнить, что же такое неделя, проще всего, начиная с понедельника, обводить кружком каждый прошедший день. Когда наступит вечер воскресенья, малышу нужно показать, что минуло 7 дней, которые составляют одну строчку на календаре. В связи с тем, что ребенок мыслит предметно и зрительно, запомнить понятие недели с помощью такого подхода ему будет намного проще.
Можно поступить немного иначе - приобрести календарь с крупными клетками и каждый прошедший день рисовать в них какое-либо изображение. Оно должно символизировать событие, связанное с жизнью малыша в этот день. На календаре можно также отметить важные семейные праздники и другие даты. Благодаря этому подходу, малыш примерно к пяти годам научится готовиться к будущим событиям, станет планировать и распределять свое время.
Особенности развития мышления детей-дошкольников таковы, что уже в двухлетнем возрасте ребенок способен осознать, что происходит смена времен года. Этот процесс, возможно, ускорить, если родители будут обращать внимание малыша на те изменения, которые совершаются в природе при смене времен года. Можно не только рассказывать ребенку об этих изменениях, но и расспрашивать его, например, о том, как выглядели сквер или детская площадка еще совсем недавно. Малыш, конечно, не сможет сразу запомнить, в какой последовательности идут месяцы, поэтому к этой теме надо возвращаться снова и снова. В книжках для детей тоже так или иначе затрагивается понятие времен года и времени в целом.
Только после того как ребенок разберется с днями, неделями, годами и месяцами, можно переходить к часам. Чтобы эти разговоры не пропали впустую, его лучше познакомить с цифрами от 1 до 12. Проще всего разговаривать с малышом о часах на примере крупного циферблата с нанесенными на него делениями. Родители должны рассказать ему о том, как перемещаются минутная и часовая стрелки, причем ребенок в возрасте от пяти до семи лет в состоянии воспринять и усвоить такую информацию.
После того как он запомнит все это, нужно изо дня в день тренировать его, спрашивая, где находятся стрелки, когда он встает с постели или ложится спать.
Развитие ребенка в раннем возрасте: различия мышления мальчиков и девочек
В ходе проведенных исследований было выявлено, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 5 месяцев позже говорить. А уже к периоду полового созревания этот промежуток увеличивается до 2 лет.
Разный пол детей - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам. Это еще и разный мозг, и разная психика и разное развитие мышления: у младших дошкольников-девочек оно выше.
В дошкольном возрасте девочки опережают мальчиков в развитии вербальных (устных, словесных) способностей. Они мало отличаются от них по скорости овладения речью, но после 2 лет девочки становятся более общительными, охотно контактируют с другими детьми. Речь девочек более правильная.
У мальчиков, в отличие от девочек, лучше развито пространственное мышление. Им, как правило, труднее облечь свои мысли в форму правильно построенного высказывания.
Процессы восприятия, развитие мышления младших дошкольников и их памяти также сильно различаются. Девочки при решении пространственных задач используют в основном речевые опоры, а при решении речевых или логических - образные и эмоциональные.
Мальчики всегда больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Если мальчики задают вопросы ради получения конкретных сведений, то девочки - для установления эмоциональных контактов.
У девочек в дошкольном возрасте медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Именно из-за этой физиологической особенности девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, и им легче дается решение логических задач. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.
Статья прочитана 29 977 раз(a).
Развитие мышления у детей занимает важное место в становлении сознания. Формирование индивидуального восприятия жизни у детей складывается постепенно, основы закладываются уже в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие познавательных процессов, формирование мышления и личностных особенностей. Родителям следует быть предельно внимательными к своим детям, чтобы помочь им развиваться. Лучше для этой цели использовать эффективные методики развития мышления, проверенные временем. Итак, на что следует обратить пристальное внимание? Попробуем разобраться.
Особенности развития мышления у детей
Мышление представляет собой особый психический познавательный процесс, который развивается постепенно. Наряду со становлением воображения, связной речи, внимания оно формируется у детей в дошкольном возрасте. У развития мышления имеются свои индивидуальные особенности. На них и следует сконцентрироваться заботливым родителям.
Постепенное расширение образов
Становясь старше, ребенок активно познает окружающую действительность. Образы в его голове складываются не вдруг, не разом, а развиваются постепенно. Впечатления основываются на уже имеющихся представлений о мире. Сначала обрывочные примитивные впечатления трансформируются во что-то более сложное, приобретают вид эмоционально окрашенных воспоминаний. Они могут оставлять как приятный положительный след, так и стать причиной формирования замкнутости и агрессивности. Чем впечатлительнее ребенок, тем быстрее у него развивается образное мышление. Дело в том, что маленький человек строит собственные предположения на основе имеющихся у него эмоций. Если какое-то действие взрослого вызывает у него приятные чувства, то оно быстрее запоминается, находит отклик в сердце малыша. Постепенное расширение образов способствует росту мышления, поскольку у детей в дошкольном возрасте процесс познания неотделим от чувств.
Последовательная мотивация
Чтобы полноценно развиваться, ребенок должен испытывать интерес к предмету познания. В противном случае заставить его воспринимать какой-то важный материал будет практически нереально. Малыша невозможно убедить в том, что усвоение какого-то абстрактного материала необходимо для его дальнейшей жизни. Мотивация у него, как правило, рождается из неосознаваемого интереса. Мотивация должна подтолкнуть его к тому, чтобы начать интересоваться чем-то самостоятельно, без влияния взрослых на этот процесс. Конечно, родители должны контролировать развитие мышления у своего чада. Только не надо спешить и подгонять ребенка, от подобных действий не будет большого толку. Удовлетворять потребность в познании для дошкольника также важно, как и взрослому. Следует помнить о том, что ребенок во всем опирается на собственные эмоции. Мотивация у него появляется тогда, когда какой-то предмет или явление чем-либо привлекли его внимание.
Развитие речи
Все познавательные процессы связаны друг с другом. Одно не может полноценно развиваться без другого. Было бы абсурдным предполагать, что невнимательный ребенок, не проявляющий интереса к занятиям, способен что-нибудь усвоить. Развитие связной речи тесно связано с развитием мышления. Мышление как процесс развивается у детей наряду с другими познавательными процессами: восприятием, памятью, вниманием, воображением и т.д. Чтобы оно скорее развивалось, необходимо тренировать память, а также уделять внимание формированию связной речи. Чем более насыщенной и богатой будет речь, тем лучше ребенок станет мыслить. Здесь действительно прослеживается очень тесная взаимосвязь. Когда ребенок долго не начинает говорить, у него происходит задержка и других психических процессов. И наоборот, небольшой успех в чем-либо одном влечет за собой раскрытие остальных функций.
Неравномерность развития
Все познавательные процессы развиваются не одинаково. Часть из них может уйти далеко вперед, в то время как остальные неминуемо будут развиваться сообразно своему часу. Неравномерность развития познавательных процессов часто пугает родителей, заставляет их искать альтернативные способы для того, чтобы ускорить процесс развития своего чада. Следует предупредить особенно нетерпеливых родителей о том, что торопиться все же не стоит. Каждый ребенок развивается так, как может, насколько у него для этого имеются соответствующие предпосылки. Мышление не может опережать память, воображение и речь. Эти компоненты имеют сильное влияние друг на друга и подчас обусловлены друг другом. Методики, направленные на улучшение мышления, невероятно полезны, поэтому не стоит их игнорировать или категорически отвергать. Чтобы мышление у детей не запаздывало, не стоит торопиться и всячески подгонять события. Лучше развивать малыша постепенно, но делать это правильно.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Развитие мышления у детей – это сложный процесс, требующий от родителей максимальной самоотдачи и упорства. Необходимо научиться замечать даже маленькие победы и гордиться своим чадом. Только тогда у него появится стимул идти вперед, стремиться к новым победам и свершениям. Если же просто предъявлять к дошкольнику повышенные требования, не предлагая помощи, он может очень быстро разочароваться. В таком случае нередко желание что-то делать пропадает очень стремительно. Мышление – процесс, который зависит от многих факторов. В дошкольном возрасте у детей обнаруживается интерес ко всему, что их окружает. Вот почему это лучшее время для роста мышления, и важно не упустить этот момент.
Связь с действием
Ребенок дошкольного возраста не может мыслить абстрактно. Его ум занимает множество вопросов, однако не все кажутся ему интересными. Его мышление связано, в первую очередь, с действием. Это особенность ранних лет развития, которое тоже необходимо учитывать, планируя соответствующие занятия в детском саду. Иногда кажется, что мышление у некоторых детей запаздывает. В такой ситуации нет ничего трагического и экстраординарного. В этом случае необходимо обратить внимание на другие познавательные процессы, проводить соответствующие занятия . Раз мышление обусловлено действием, можно предположить, что его становление происходит постепенно в зависимости от того, насколько ясно и наглядно ребенок может себе что-то представить. Есть специальные методики, позволяющие учитывать особенности развития мышления у ребенка дошкольного периода. Искусственное создание заинтересованности – важный шаг на пути к успеху. Нельзя оставлять ребенка без присмотра, необходимо стараться всегда его чем-то занимать.
Наглядно-действенное мышление
В раннем детстве у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно опирается на действие. Ребенок что-то увидел, проделал, запомнил. Выполняя определенные действия, ребенок развивается умственно, а не только физически. Вот почему так полезны занятия на мелкую моторику. Наглядно-действенное мышление позволяет повторять за взрослым и усваивать при этом новые знания. Представление о конкретном предмете формируется сообразно тому, какое впечатление он произвел на ребенка. Важна как внешняя форма, так и функция предмета, которую он в себе несет. Например, ребенок запоминает, что собака лает, а машина едет по дороге. Тогда никогда он не перепутает, чем одно отличается от другого.
Методики развития мышления ребенка
Методики развития мышления у детей направлены на формирование лучшего понимания речи, проработку соответствующих навыков. Ниже представлены наиболее популярные и эффективные методики, которыми воспитатели пользуются до сих пор.
Методика Марии Монтессори
Данная методика направлена на самостоятельное исследование вещи ребенком. Она прекрасно подходит для развития мелкой моторики, для формирования интереса к окружающей действительности. Создатель этой теории очень любила детей. Она предлагала предоставлять им возможность самим знакомиться с интересующими их предметами, тем самым развивая мышление в целом, а не только какое-то одно его направление.
Методика Никитиных и Воскобовича
Данная методика ориентирована на становление логического мышления. Ее создатели настаивали на том, что логика и внимание являются главными предпосылками к развитию мышления. Поэтому все занятия и задания они рекомендуют направлять, в первую очередь, на формирование логики. Ребенку дошкольного возраста будут интересны такие «уроки», но в них заключено немало сложностей.
Таким образом, мышление представляет собой важный познавательный процесс, необходимый для всестороннего роста личности, участвует абсолютно во всех сферах жизни и затрагивает любую деятельность. Методики развития мышления позволяют вырастить действительно успешную личность, которая будет знать, как достичь удовлетворительного результата.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.
Специфика мышления ребенка в разном возрасте
- До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
- Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
- После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
- Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.
Как книги помогают развить логику у детей?
Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.
Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.
Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.
Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?
Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.
Среди игрушек, которые развивают логику:
- Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
- Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
- Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
- Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
- Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
- Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
- Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.
Бытовые способы развития логики у детей
Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.
- В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
- В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
- На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
- На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
- Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
- Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
- Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.
При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.
Компьютерные игры для развития логического мышления для детей
Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.
Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.
Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .
Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.
В этой статье:
Прежде чем поговорить о том, как происходит развитие мышления у детей, остановимся на том, что собой представляет процесс мышления в принципе, как он протекает и от чего зависит.
Мышление - процесс, в котором принимают участие сразу два полушария мозга. Решения, которые принимает человек, напрямую зависят от того, насколько комплексно он способен мыслить. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию мышления в детском возрасте.
Многие родители уверены, что в раннем детстве развивать мышление у детей не имеет смысла, так как львиную долю решений в этом возрасте за малышей принимают они. Дети же большую часть времени посвящают играм и развитию творческих способностей во время занятий лепкой, рисованием, конструированием. Тем не менее в жизни каждого ребенка обязательно настанет момент, когда, уже будучи взрослым, он должен будет принять правильное решение - такое, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь.
Более того, в наше время практикуется тестирование наемных работников на уровень IQ, по результатам которого принимаются решения о приеме на работу в солидные компании.
Именно логическое и креативное мышление положены в основу практически каждого созданного человеком изобретения.Поэтому задача каждого родителя, который желает дать ребенку шанс максимально преуспеть в жизни, - развивать его мышление с самого детства.
Мышление у ребенка
Появляясь на свет, дети не имеют мышления. Для этого у них пока просто не хватает опыта и недостаточно развита память. Примерно к концу года у крохи уже можно
наблюдать первые проблески мышления.
Развитие мышления у детей возможно путем целенаправленного участия в процессе, по ходу которого ребенок научится говорить, понимать, действовать. О развитии можно говорить, когда содержание мысли малыша начнет расширяться, появятся новые формы мыслительной деятельности, усилятся познавательные интересы. Процесс развития мышления бесконечен и напрямую связан с деятельностью человека. Естественно, что на каждом этапе взросления он имеет свои нюансы.
Развитие мышления у малышей происходит в несколько этапов:
- действенное мышление;
- образное;
- логическое.
Первый этап
- действенное мышление. Характеризуется принятием ребенком самых простых решений. Малыш учится познавать мир через предметы. Он крутит, тянет, бросает игрушки, ищет и нажимает на них кнопочки, таким образом получая первый опыт.
Второй этап - образное мышление. Оно позволяет малышу создавать образы того, что он будет делать с помощью рук в ближайшее время, без их прямого задействования.
На третьем этапе начинает работать логическое мышление, в процессе которого помимо образов ребенок использует отвлеченные, абстрактные слова. Если задать малышу с хорошо развитым логическим мышлением вопросы о том, что такое вселенная или время, он без труда найдет содержательные ответы.
Этапы развития мышления у детей
В раннем детстве малыши имеют одну особенность: они стараются все попробовать на вкус, разобрать на части, и ими руководит исключительно действенное мышление, которое в некоторых случаях сохраняется даже после того, как они вырастут. Такие люди, будучи взрослыми, уже не ломают – они вырастают конструкторами, способными собрать и разобрать руками практически любой предмет.
Образное мышление развивается у малышей в младшем дошкольном возрасте. Обычно на процесс оказывают влияние рисование, игры с конструктором, когда нужно представить себе конечный результат в уме. Наиболее активным образное мышление у детей становится примерно к окончанию периода дошкольного возраста - к 6 годам. На основе развитого
образного мышления начинает формироваться логическое.
В детском саду процесс развития мышления связан с воспитанием в детях способностей мыслить образами, запоминать, а затем стараться воспроизвести сцены из жизни. Когда дети поступают в школу, с ними также можно продолжать заниматься такими упражнениями.
При этом нужно понимать, что большая часть школьных программ построены с акцентом на развитие логики и аналитики, поэтому над развитием образного мышления у малышей нужно будет поработать родителям. Для этого можно совместно с ребенком придумывать и инсценировать интересные истории, вместе делать разного рода поделки, рисовать.
После 6 лет у малышей запускается процесс активного развития логического мышления. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. В школе же чаще всего уделяют внимание развитию стандартной логики, совершенно не понимая, что учат детей мыслить шаблонами. Любую инициативу, нестандартное решение учителя стараются пресекать, настаивая на том, чтобы дети решали задачи так, как указано в учебнике.
Что должны делать родители?
Самое главное, чтобы в процессе работы над развитием мышления ребенка родители не увязли в десятках одинаковых примеров, напрочь убивающих в детях креативность. Гораздо полезнее в таких случаях будет сыграть с ребенком в настольные игры, например в шашки или «Империю». В таких играх малыш получит возможность принимать действительно нестандартные решения, таким способом развивая логику и постепенно переводя мышление на новый уровень.
Есть ли способы, помогающие воспитать в ребенке креативность? Самое важное, что нужно усвоить, - развитие творческого мышления наиболее активно происходит в общении. В процессе общения с людьми, а также при чтении книги или даже просмотре аналитической
передачи в сознании возникает сразу несколько мнений относительно одной и той же ситуации.
Что же касается личного мнения, то оно появляется у человека исключительно в процессе личного общения. Творческие личности выделяются среди основной массы прежде всего пониманием того, что на один вопрос может иметься сразу несколько правильных ответов. Чтобы донести это до ребенка, просто слов будет недостаточно. Малыш должен сам сделать такой вывод после многочисленных тренировок и упражнений для развития мышления.
В школьной программе не предусмотрено развитие у детей ассоциативного, творческого, гибкого мышления. Поэтому вся ответственность за это ложится на плечи родителей. На деле это оказывается совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С ребенком достаточно будет периодически конструировать, работать с картинками животных и геометрических фигур, складывать мозаику или просто время от времени фантазировать с малышом, например описывая все возможные функции того или иного предмета.
Особенности развития мышления в младшем возрасте
Как было отмечено выше, в каждом возрасте развитие мышления имеет свои особенности. В младшем возрасте этот процесс в основном связан с действиями ребенка, который пытается найти решения для определенных сиюминутных задач. Совсем маленькие дети учатся надевать кольца на пирамидку, строить башни из кубиков, открывать и закрывать шкатулки, залезать на диван и т.д. При выполнении всех этих действий ребенок уже мыслит, и процесс этот пока носит название наглядно-действенного мышления.
Как только малыш начнет усваивать речь, процесс развития наглядно-действенного мышления перейдет на новый этап. Понимая речь и применяя ее для общения, ребенок пробует мыслить обобщенно. И пусть первые попытки обобщить не всегда успешные, они необходимы для дальнейшего процесса развития.
Малыш может сгруппировать совершенно непохожие предметы, если сможет уловить в них мимолетное внешнее сходство, и это нормально.
Например, в 1 год и 2 месяца для детей свойственно называть одним словом сразу несколько предметов, которые кажутся им похожими. Это может быть название «яблоко» для всего, что круглое, или «киса» для всего, что пушистое и мягкое. Чаще всего дети в этом возрасте обобщают по тем внешним признакам, которые первыми бросаются в глаза.
После двух лет у детей появляется желание выделить определенный признак или действие предмета. Они с легкостью подмечают, что «каша горячая» или что «киса спит». К началу третьего года малыши уже свободно могут выделять из целого ряда признаков самые устойчивые, а также представлять себе предмет по его зрительному, слуховому описанию.
Особенности развития мышления у дошкольников: преобладающие формы
В дошкольном возрасте в речи ребенка можно услышать интересные умозаключения типа: «Лена сидит, баба сидит, мама сидит, все сидят». Или же умозаключения могут быть другого рода: видя, как мама надевает шапку, ребенок может отметить: «Мама идет в магазин». То есть в дошкольном возрасте ребенок уже способен проводить простые причинно-следственные связи.
Интересно наблюдать и за тем, как в дошкольном возрасте дети применяют для одного слова два понятия, среди которых одно - это родовое, а второе - обозначение единичного предмета. Например, машинку малыш может называть «машина» и в то
же время «Рой» по имени одного из мультяшных героев. Таким образом в сознании дошкольника формируются общие понятия.
Если в самом нежном возрасте речь ребенка непосредственно вплетена в действия, то со временем она будет их опережать. То есть прежде чем что-то делать, дошкольник опишет то, что собирается сделать. Это говорит о том, что представление о действии опережает само действие и выступает в роли его регулятора. Таким образом у детей постепенно развивается наглядно-образное мышление.
Следующим этапом развития мышления у дошкольника станут некоторые изменения соотношения между словом, действием и образами. Доминировать в процессе работы над задачами будет именно слово. Тем не менее до семи лет мышление ребенка продолжает оставаться конкретным.
Исследуя мышление дошкольников, специалисты предлагали детям решить задачи в трех вариантах: в действенном плане, образном и словесном. Решая первую задачу, дети нашли решение, используя рычаги и кнопки на столе; вторую - используя картинку; третью -словесное решение, о котором сообщали в устной форме. Результаты исследований в таблице ниже.
Из результатов в таблице видно, что лучше всего дети справились с задачами в наглядно-действенном плане. Наиболее сложными же оказались словесные задания. До пяти лет дети с ними не справились совсем, а более старшие решили лишь в некоторых случаях. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление является преобладающим и основой для формирования словесного и наглядно-образного мышления.
Как меняется мышление дошкольника?
В дошкольном возрасте мышление ребенка имеет прежде всего ситуативный характер. Младшие дошкольники неспособны думать даже о том, что им сложно воспринимать, тогда как средние и старшие дошкольники способны выходить за пределы личного опыта, анализируя, рассказывая и
рассуждая. Ближе к школьному возрасту ребенок активно пользуется фактами, предполагает и обобщает.
Процесс отвлечения в дошкольном возрасте возможен как при восприятии набора предметов, так и по ходу объяснений в словесной форме. На ребенка все еще давят образы определенных предметов и личный опыт. Он знает, что гвоздь утонет в реке, но пока не понимает, что это потому, что он сделан из железа, а железо тяжелее воды. Он подкрепляет свой вывод тем фактом, что когда-то видел, как гвоздь действительно тонул.
О том, как активно развивается мышление у дошкольников, можно судить и по тем вопросам, которые они задают взрослым по мере взросления. Самые первые вопросы связаны с предметами и игрушками. Ребенок обращается к взрослым за помощью в основном, когда игрушка поломалась, упала за диван и т.д. Со временем дошкольник начинает делать попытки приобщить родителей к играм, задавая наводящие вопросы о том, как построить мост, башню, где катить машину и так далее.
Спустя время появятся вопросы, говорящие о наступлении периода любознательности. Ребенку будет интересно узнать, почему идет дождь, почему ночью темно и как на спичке появляется огонь. Мыслительный процесс дошкольников в этот период направлен на обобщение и различение событий, предметов и явлений, с которыми им доводится сталкиваться.
С поступлением в первый класс деятельность детей изменяется. Школьникам нужно думать о новых явлениях и предметах, к их мыслительным процессам предъявляются определенные требования.
Учитель следит за тем, чтобы дети научились не терять нить рассуждения, умели думать, выражать мысли в словах.
Несмотря на это, мышление школьников в младших классах все еще является конкретно-образным, хотя все более очевидными становятся элементы абстрактного мышления. Младшие школьники способны размышлять о том, что им досконально известно, на уровне обобщенных понятий, например о растениях, о школе, о людях.
Мышление в дошкольном возрасте развивается стремительно, но только в том случае, если взрослые будут работать с ребенком. С поступлением в школу для развития мышления используются ускоряющие этот процесс научно разработанные методы, применяемые под руководством и контролем учителя.
Особенности мышления учащихся средней школы
Детьми среднего школьного возраста считаются ученики от 11 до 15 лет. Их мышление построено в первую очередь на усвоенных в словесной форме знаниях. Изучая не всегда интересные для себя предметы - историю, физику, химию - дети понимают, что роль здесь играют не только факты, но и связи, а также закономерные отношения между ними.
У старшеклассников мышление более абстрактное, но вместе с тем активно развивается и образное мышление – под воздействием изучения произведений художественной литературы.
Кстати, по этому поводу было проведено своеобразное исследование. Школьникам предложили рассказать о том, как они понимают басню Крылова «Петух и жемчужное зерно».
Ученики первых и вторых классов не поняли сути басни. Им она представлялась в виде рассказа о том, как петух копает. Ученики третьего класса смогли сопоставить образ петуха с человеком, при этом они буквально воспринимали сюжет, подытоживая,
что жемчуг несъедобный для человека, который любит ячменное зерно. Таким образом, третьеклассники выносят из басни неправильный вывод: все, что нужно человеку - это еда.
В 4-м классе школьники уже способны отметить для себя некоторые особенности образа героя и даже дают ему характеристику. Они уверены, что петух копает навоз потому, что уверен в своих знаниях, они считают персонажа гордым и напыщенным, из чего делают правильный вывод, выражая иронию по отношению к петуху.
Старшеклассники же способны продемонстрировать детальное восприятие образа, за счет чего они глубоко понимают мораль басни.
В процессе изучения основ наук школьники приобщаются к системе научных понятий, где каждое понятие является отражением одной из сторон действительности. Процесс формирования понятий продолжительный и во многом связан с возрастом школьника, с методиками, по которым он обучается, с умственной направленностью.
Как прогрессирует мышление среднего дошкольника
Процесс усвоения понятий разбит на несколько уровней. Развиваясь, ученики узнают о сущности явлений, предметов, учатся обобщать и проводить связи между отдельными понятиями.
Чтобы школьник формировался как целостная и гармоничная, всесторонне развитая личность, необходимо проследить за тем, чтобы он усвоил основные моральные понятия:
- товарищества;
- долга и чести;
- скромности;
- честности;
- сочувствия и пр.
Школьник способен овладеть ими поэтапно. На начальном этапе ребенок обобщает случаи из своей или жизни знакомых, делая соответствующие выводы. На следующем этапе он пробует применить в жизни накопленный опыт, то сужая, то расширяя границы понятия.
На третьем уровне ученики пробуют давать развернутые определения понятиям, указывая на главные признаки и приводя примеры. На последнем уровне ребенок полностью овладевает понятием, применяя его в жизни и осознавая его место среди остальных моральных понятий.
В это же время происходит формирование умозаключений и суждений. Если младшие школьники обо всем судят категорично в утвердительной форме, то в третьем-четвертом классе суждения у детей скорее условные.
В пятом классе ученики рассуждают, используя доказательства, как косвенные, так и прямые, применяя личный опыт, пробуют обосновывать и доказывать.
Старшеклассники же спокойно применяют все доступные им формы выражения мысли. Они сомневаются, допускают, предполагают и пр. Школьникам в старших классах уже просто пользоваться дедуктивными и индуктивными умозаключениями, ставить вопросы и обосновывать ответы на них.
Развитие умозаключений и понятий происходит параллельно с умением школьников овладевать искусством анализировать, обобщать, синтезировать и целым рядом других логических операций. То, насколько успешным будет результат, во многом зависит в данном возрасте от работы педагогов в школе.
Особенности развития мышления у детей с физическими нарушениями
Речь идет о детях с нарушениями слуха, зрения, речи и пр. Стоит отметить, что физические дефекты не могут не сказаться на формировании мышления ребенка. Малыш с плохим зрением и отсутствием слуха неспособен получить личный опыт в том же объеме, что и полностью здоровый ребенок. Именно поэтому отставание в развитии мыслительных процессов у детей с физическими нарушениями неизбежно, так как они не смогут копировать манеру поведения взрослых, получая необходимые жизненные навыки.
Нарушения зрения и слуха приведут к затруднениям в процессе развития речи и познавательной деятельности. Развитием возможностей детей с нарушениями слуха занимаются специалисты - сурдопсихологи. Они помогают наладить развитие мыслительных процессов у ребенка. Помощь тут
просто необходима, ведь именно глухота является основным препятствием для познания мира и развития человека, так как лишает его главного - общения.
Сегодня слабослышащие дети имеют возможность учиться в специализированных учреждениях, где им оказывают коррекционную помощь.
Несколько иначе дело обстоит с детьми, у которых наблюдаются нарушения интеллекта, что проявляется низким уровнем умственных способностей и мышления в целом. Такие дети малоактивны, не стремятся овладеть предметной деятельностью, которая является основой формирования мыслительных процессов.
В три года такие дети не имеют представления об окружающем мире, у них отсутствует желание выделять себя и узнавать что-то новое. Малыши отстают в развитии во всех отношениях, начиная от речевого и заканчивая социальным.
К окончанию дошкольного возраста у таких детей отсутствует произвольное внимание, память, они неспособны запоминать. Основная форма их мышления - наглядно-действенная, которое тем не менее сильно отстает от уровня его развития у детей без нарушения интеллекта. Чтобы иметь возможность учиться в специализированных учреждениях, где будут работать над развитием их мыслительных процессов, такие дети должны пройти в дошкольном возрасте специальную подготовку.
Упражнения для развития мышления у детей
В заключение приведем несколько вариантов игр и упражнений, с помощью которых можно развивать мышление у детей в раннем возрасте:
Полезными для развития мышления у детей будут игры с конструктором, как деревянным, так и металлическим или пластмассовым, а также лепка из теста, глины или пластилина, аппликации.
Можно предлагать ребенку рисовать, раскрашивать, играть в ролевые игры, собирать пазлы и головоломки, дополнять картинки по пунктиру или по цифрам, искать отличия в картинках и т.д. Не забывайте читать ребенку, общаться с ним. И не ограничивайте его общение со сверстниками, из которого он также будет черпать новые идеи, совершенствуя мышление.
Как видите, развивать мышление ребенка не так сложно и даже интересно, если делать это с удовольствием и в игровой форме. Просто помогите малышу увидеть мир во всех его красках.
«Я думаю, следовательно, я существую»
— Рене Декарт
Детское мышление, как и восприятие, внимание, память, имеет свои особенности развития. В младшем школьном возрасте оно занимает центральное звено в системе психических процессов. С происходит развитие и совершенствование не только этих процессов, но и интеллектуальных способностей. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.
Изучением особенностей развития мышления у детей занимались зарубежные и отечественные ученые, исследователи, психологи и педагоги. Ценный вклад в изучение проблемы развития мышления внес Ж. Пиаже. Теория о развитии интеллекта в детстве, которую он предложил, послужила основой для ряда экспериментальных и теоретических работ отечественных ученых: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина.
Мыслительная деятельность – незаменимая часть развития человека. Очень часто трудности, которые возникают в школе, связаны с недостаточностью развития основных мыслительных операций. Прежде всего, это анализ и синтез, обобщение, сравнение, конкретизация и абстрагирование. Подробнее о том, что такое мышление и каким оно бывает, можно прочесть
Реалии настоящего времени таковы, что существует огромное количество школьных программ, но, к сожалению не все способствуют тому, чтобы ребенок научился думать и размышлять. Поэтому в данном вопросе огромная роль возлагается на родителей, которые серьезно относятся к будущему своих детей.
Многочисленные теории и концепции развития мышления позволяют сделать вывод о том, что помимо естественного развития и прохождения определенных стадий развития индивидуального мышления, его развитие можно стимулировать путем индивидуальной или групповой работы.
Полезные упражнения для развития мышления
«Среда — источник развития ребенка»
Л.С. Выготский
Чтобы помочь ребенку полноценно развиваться, необходимо создать для него определенные условия, сформировать вокруг него среду, которая будет стимулировать развитие. Формирование такой среды предполагает наличие набора упражнений, способствующих развитию.
Предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.
«Анаграмма»
Берется анаграмма (набор букв) и предлагается составить слово, не добавляя и не убирая ни одной буквы. Следует начинать с трех букв и в зависимости от успехов, добавлять анаграммы из четырех, пяти, шести, семи букв. Можно усложнить задание, и ограничить выполнение определенным количеством времени.
- ЙВО, ЙЛА, АБЛ, АЖП, ОЗВ, УКБ, ИРМ, ОТМ, АСД, ОБЛ.
- ЯОДЛ, РУОТ, ЕНОБ, ИАПЛ, ААПЛ, ОЕРМ, ОКТС, ОРЩБ, ОЕТЛ, НУКТ.
- АИЦПТ, ООСВЛ, ОАМЛС, БРЕОР, ОТМШР, ОЕЛСВ ААШПЛ, ОЕМСТ, АИЛДН, ААШШЛ.
- УАРБЖД, УАККЖР, ООАРБД, ААККЗС, УАЬСБД, АИСЛПК, ЕУЗНКЦ, УАПРГП, ОООЗЛТ, ЬОЕЛЧМ.
- Вы можете самостоятельно подобрать семибуквенные слова и путем перестановки букв создать собственные анаграммы. Например, это могут быть слова на определенную тематику.
«Составь слова»
Предъявляется набор слов, особенностью которого является наличие пропущенных букв. Задача: как можно быстрее вставить пропущенные буквы так, чтобы слово обрело смысл.
- д-ло, к-ша, с-да, в-за, н-га, м-на, д-ля, к-ни, б-да, ч-до.
- п-л-а, м-ч-а, к-ш-а, л-в-а, с-м-а, в-с-ок, п-д-ак, п-р-а, б-л-он, с-г-об.
Постепенно можно усложнять упражнение, добавляя более длинные слова и пропуская 3 буквы.
«Сравнение понятий»
Необходимо подготовить пару слов и предложить найти сходства понятий, а затем различия. Обратите внимание, выделяется ли главный существенный признак сходства и отличия. Например, в паре «утро-вечер» существенным сходством будет то, что это части суток. Ключевое отличие заключается в том, что «утро» — начало, а «вечер» — конец дня.
Примеры пары слов: утро-вечер, летчик-танкист, лыжи-коньки, ворона-воробей, поезд-самолет.
Усложните задание и предложите пары слов, которые изначально несравнимы, но не предупреждайте об этом.
Примеры пары слов: стакан-петух, река – птица, ветер-соль, кошка-яблоко, корзина-сова.
«Исключение понятий»
Предложите набор из пяти слов. В этом наборе четыре слова должны быть объединены одним названием и только одно являться лишним. Задача: найти это лишнее слово и назвать (или написать), какое понятие объединяет четыре остальные слова.
Примеры наборов слов:
- Ива, клен, ясень, дерево, ольха.
- Сук, ствол, крона, дерево, ветка.
- Помидор, морковь, арбуз, огурец, капуста.
- Петр, Кирилл, Иванов, Иннокентий, Семен.
- Галка, сорока, воробей, птица, пингвин
«Раздели на группы»
Цель: рассортировать карточки, разделив их на группы и дать этим группам названия.
Приготовьте карточки, на которых будут изображены различные предметы из разных тематических категорий. В этом могут помочь несколько наборов лото на разные темы. Можно использовать напечатанные или написанные от руки слова, обозначающие предметы.
Вы можете взять несколько тем. Например, музыкальные инструменты, мебель, городской транспорт, воздушный транспорт, садовые цветы, полевые цветы и т.д. Затем в каждую группу подбираете по 5 слов. Перемешайте все карточки. Когда все приготовления закончены, приступаете к выполнению. Если ребенку сложно выделить узкие категории, предложите поиграть сначала с более общими понятиями: транспорт, цветы и т.д.
А какие игры вы используете для развития мышления? Поделитесь в комментариях.