Название: Конспект занятия. Опытно – экспериментальная деятельность во 2 младшей группе «Волшебные горошины».
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, 2 младшая группа, занятия по экспериментированию во 2 младшей группе, опытно экспериментальная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
Конспект НОД по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебные горошины»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации через общение и игру.
Задачи:
1.
Воспитывать желание участвовать в совместной с воспитателем деятельности.
2. Создавать условия для ознакомления с «Силой движения», побуждая детей к речевой активности.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы: проектор, экран, ноутбук, МР — 3, DVD – видео, музыка, чашечки, горох, фасоль, стаканчики с водой, трубочки.
Ход занятия
1.Организационный этап.
Воспитатель.
Сегодня мы с вами отправимся в сказку (показ сказки – презентация)
На лесной опушке в маленькой избушке жили бабушка и Петушок. Бабушка поручила Петушку выполнить задание – перебрать горох от фасоли, а горох помыть. Петушок сразу решил выполнить задание. Но к нему пришёл друг, они стали играть и наш Петушок забыл про задание. Друг ушёл.
(Слышен крик петуха)
Воспитатель.
— Ребята как вы думаете, почему петушок кричит? Какое задание поручила петушку бабушка?
Дети.
—
Бабушка поручила петушку перебрать горох от фасоли, а горох помыть.
Воспитатель.
— Поможем Петушку?
Дети.
Поможем.
2.Основная часть.
Воспитатель.
— Подойдите к столу, ребята, послушайте задание внимательно. Нужно из большой чашечки перебрать крупу — горох положить в одну тарелочку, а фасоль в другую. Начинаем.
(Дети отделяют горох и фасоль самостоятельно).
— Все выбрали? Что в этой тарелочке, а что в этой?
На что похож горох?
Воспитатель.
— А фасоль похожа на горох?
Воспитатель.
—
Высыпите ко мне в тарелочку фасоль?
Воспитатель.
Молодцы смогли перебрать горох от фасоли.
Воспитатель.
Возьмите чашечки с горохом и идём со мной. Что просила бабушка сделать с горохом, вспоминайте
Дети.
Она просила помыть горох.
Воспитатель.
Вот сейчас мы с вами помоем горох.
Высыпите горох в свой стаканчик с водой.
Опыт
Теперь возьмите трубочку опустите один конец в стакан и подуйте через неё, тихо!
Что происходит с горохом?
Дети.
Горошинки танцует.
Воспитатель.
Как танцует?
Дети.
Медленно.
Воспитатель.
Теперь подуем сильно.
Как танцуют наши горошины?
Дети.
Горошины танцует быстро.
Когда мы дули тихо
Значит, когда дуешь тихо, горошины танцуют медленно, сильно дуешь – танцуют быстро.
Воспитатель.
Как хорошо мы помыли горох.
Кончил дело, гуляй смело.
А теперь поиграем, я буду петухом, а вы цыплятами
Речевое упражнение
Песня «Чеп, чеп, чебиләрем»
(Дети выполняют движения под музыку)
Воспитатель.
А теперь подошли к столу петушок приготовил для вас сюрприз, только спрятал он его в горохе, опустите руку в горох и поищите сюрприз. (Дети ищут сюрприз в горохе).
(Спрашиваю, кто, что нашёл)
Ребята, а я ничего не нашла. Как быть?
3. Заключительная часть
Воспитатель.
Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли?
Оказывается добрые дела нужно делать постоянно.
Мы с вами молодцы, давайте поаплодируем сами себе.
Удивляемся всему. Как? Зачем и почему?
Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Поэтому передо мной стояла задача создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".Продуманное, системное знакомство ребенка с неизведанным способствовало развитию у него важнейших операций мышления:
анализ (наблюдая за объектами дети рассматривают и изучают их),
сравнение (дети находят сходство и различие предметов и материалов, из которых они сделаны),
умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы применений предметов в различных областях),
обобщение (дети учатся объединять предметы, относя их по группам к живой или неживой природе, рукотворному миру, на основе выделения существенных признаков).
Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждала детей к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания. А я старалась помочь ребенку реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Я пришла к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
Развивается речь.
Происходит накопление фонда умственных умений.
Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Моя работа с детьми была направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе которой я сочетала показ с активным действием ребенка по обследованию предмета (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.).
Учила сравнивать сходные по внешнему виду предметы, сопоставлять факты и выводы из рассуждений.
Организуя игры с изучаемыми предметами и материалами, я не только знакомила детей со свойствами, но и закрепляла элементарные представления о форме, различных величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.
Изучая раздел «Вода» . Воду можно переливать, нагревать, ловить в воде льдинки и т. д. На практике дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее предметы и они станут чище, если помыть их водой. Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
«Песок» Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки, а потом разрушать и снова построить
Знакомясь с данной темой, проводила различные эксперименты -игры с песком. На опыте игры «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В игре «Следы», дети убеждаются, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. При проведении опыта с песком детям предлагаю пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши видят, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении стал вывод, что песок – это множество песчинок.
Изучая «Воздух»
дети с помощью предметно-манипуляторной деятельности получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» я предложила «поймать» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и наблюдали как вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха. Из опыта «Лодочка плыви», дети узнали. что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, наблюдали, за ветром, который является движение воздуха.
Знакомясь с разделом «Камни»
Проводя манипуляции с камнями «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», убедились в том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму. А когда сравнивали два камня взятых с улицы и с батареи (зимой), то пришли к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимали в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
Формируя представления о «Бумаге»
При помощи опытов дети определяли, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Содержание знаний об объектах природы я брала в программе "Юный эколог" С.Н. Николаевой. (Как второй парциальной программе)
1. Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха, вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в которую налита. Вода может быть чистой и грязной. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе – лед, при нагревании – пар. Лед – твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит (белый, клубами, при охлаждении воды). При охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег – белый, мягкий, холодный, тает от тепла. Вода нужна всем для жизни. Развивается познавательный интерес, дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом.
2. Воздух – есть везде. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить, его можно почувствовать (воздух). Некоторые животные могут летать – они приспособлены. Человек придумал разные приспособления для полета. Воздух нужен всем для дыхания. Человеку нужен чистый, свежий воздух. Проявляется в познавательном интересе – желание детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных играх по его обнаружению.
3. Почва – земля, песок, глина и их свойства. Земля – темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой; глина – желтая, плохо пропускает воду; песок – желтый, рассыпчатый, легко пропускает воду. Земля нужна всем растениям.
4.Камни – речные, морские, кусками угля, мела, гранита. Речные и морские – твердые, крепкие, различной формы, цвета и величины.
Уголь – черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им рисуют, хорошо горит и дает много тепла. Нужен заводам.
Мел – белый, твердый, хрупкий. Его получают из горной породы. Им можно рисовать.
Гранит – твердый, пестрый, разной окраски. Добывают в горах, обрабатывают, шлифуют – он становится гладким, блестящим, красивым. Выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами, камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на участке.
5. Бумага – тонкая, шероховатая. Люди делают бумагу из дерева, на специальных заводах. Бумага может быть очень прочной – картон. Она размокает в воде, ей можно поджигать (она горит), можно резать. Из бумаги можно делать много вещей (одноразовую посуду, кораблики, картонные коробки, салфетки и т.д.) Проявляется в познавательном интересе – желание детей участвовать в проведении опытов с бумагой, в разных играх по обнаружению ее свойств и качеств.
6. Ткань – она мягкая и шероховатая. Люди делают ткань на заводах, чтобы шить седее одежду. Она бывает разных цветов и разного качества. Из одной шьют пальто – она очень теплая, из другой легкие платья для лета. Ткань можно стирать и с ней ничего не будет, ее можно стричь ножницами, или поджечь – она горит.Развивается познавательный интерес, дети с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с тканью.
7. Стекло – прозрачное, прочное, гладкое, без запаха. Вещи из стекла называются стеклянные. Стекло бьется, а осколком можно порезаться. Его нельзя резать, оно не горит.Выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам со стеклом.
8. Дерево – не прозрачное, прочное, можно занозить руку, шероховатое, пахнет лесом. Его можно распилить, вбивать гвозди. Из дерева делают много предметов для людей. Дерево хорошо проводит тепло, горит. Развивается познавательный интерес к опытам и играм с деревом.
9. Пластмасса – гладкая, легкая, можно мыть, купаться с ней, можно раздавить на мелкие кусочки. Проявляется в познавательном интересе к опытам и играм с пластмассой
10. Соль – белая, кристаллическая, на вкус соленая, без запаха. Хорошо растворяется в воде. Используют в кулинарии.
11.Сахар – белый, без запаха, кристаллический, на вкус сладкий. Хорошо растворяется в воде. Используют в кулинарии. Можно растереть в порошок – получится сахарная пудра. У детей развивается познавательный интерес к данным материалам: они охотно участвуют в опытах и наблюдениях, высказывают различные мнения.
12. Металл – твердый, холодный, гладкий, тяжелый, тонет, прочный. Делают много предметов из металла.Проявляется в познавательном интересе к опытам и играм с металлом
13. Свет – идет от солнца, он теплый и приятный, нужен всем живым существам. Солнечные зайчики бывают, когда солнце светит в стекло. Если луч направить через лупу, можно прожечь бумагу. Потом люди используют солнцезащитные очки.Формируется понимание того, свет очень нужен, дети проявляют к нему большой интерес.
14. Электрический свет – это лампочка. Осветительные приборы в малом количестве и рационально размещенные по комнате, освещают ее по мере надобности в любое время. Дети с интересом исследуют дневной и электрический свет и его возможности.
В группе для развития познавательной активности и поддержания экспериментальной деятельности был создан Центр экспериментирования « Незнайка». В нём происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в центре предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).Там есть различных материалы для исследования, соответствующие возрасту детей:
Природные материалы:
образцы песка, глины, земли, камни, галька, ракушки, мел, железо, резина, пластмасса, дерево; семена цветов и овощей, образцы деревьев (шишки, желуди, каштаны), косточки, скорлупа орехов, вода и пищевые красители.
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной фактуры, проволока, пробки, бусинки, веревки, шнурки, нитки, пластиковые бутылочки разного размера, разноцветные прищепки и резинки, винтики, гайки, шурупы и т.п.
Сыпучие продукты:
мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
Специальное оборудование:
разнообразные трубочки, воронки, сито; стаканчики, тарелочки, ложки; шприцы, пипетки; весы, увеличительные стекла, лупы, магниты, измерительные приборы.
Коллекции:
камней, ракушек, перьев, бумаги, ткани, пуговиц.
В своей практике я широко использовала метод проектов, как углублённого изучения предметов и явлений. Так, как проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги, а совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы. Дети и родители активно участвовали в познавательно- исследовательских проектах: « Зимушка красавица», «Овощи и фрукты –полезные продукты», «Вода – волшебница», « Воздух – невидимка», «Птицы», «Весна красна» и мн.др.
Используя в своей работе с детьми метод экспериментирования, я убедилась, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет многоуровневый эксперимент:
физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях. Так как детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. В связи с этим, я и в дальнейшем буду работать в этом направлении. Хотелось бы собрать коллекции: «Железо», «Дерево», «Пластмасса», «Магниты»
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ВОДА?
Цель:
Познакомить детей с процессом конденсации.
Материал:
Горячая вода.
Оборудование:
- ёмкость, охлажденная металлическая крышка.
Ход опыта
Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.
Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.)
Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.
Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.)
Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.
Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА
Цель:
- познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
Материал:
Кипяток.
Оборудование:
Термос (ёмкость с кипятильником).
Ход опыта
Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром.
Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильником и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды.
Вывод. Пар - это тоже вода.
ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ
Цели:
- познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Материал:
Одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.
Оборудование:
- ёмкости, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).
Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.
Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ СОСУЛЬКИ
Цель:
- помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал:
Вода, краски.
Оборудование:
Формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.
Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.
Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.
КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЕРЖАТСЯ НА ВОДЕ?
Цель .
Используя игровую ситуацию, обратить внимание детейна то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.
Материалы :
Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Ход опыта
Взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой.
Он показывает набор подобранных предметов.
Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.
В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут.
Воспитатель предлагает детямподуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.
В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.
СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ВОДЫ
Цели:
- познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности" организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
Материал:
Вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски.
Оборудование:
Стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник).
Ход опыта
Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, познакомиться с ней поближе.
Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика кладёт палочки (ложечки).
В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в каком - нет? (Ответы детей.)
Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.)
- Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, вода прозрачная, а молоко нет.
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?
Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молочной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду.)
Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду.
- Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.)
- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень" вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.)
- Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Воспитатель кладёт кубики льда на тарелочку.
- Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.
Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.)
- Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед - это тоже вода.
Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойства воды.
Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, может иметь разные состояния (лёд).
Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Вода прозрачная. Молоко непрозрачное.
В воде живут рыбы. В молоке рыбы жить не могут.)
- Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.)
Имеет ли вода запах? (Нет.)
Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелочку? (Они растают и превратятся в воду.)
КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?
Цель .
Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал .
Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Ход опыта
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая.
Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным.
Ребенок запоминает названия каждой краски.
Листочек взрослого откладывается.
Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого.
Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек.
Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.
Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.
«Какой же шарик?»
- «Разноцветный!», - говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.
ЦВЕТНЫЕ ЛЬДИНКИ
Цель .
В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал .
Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.);
коробка из-под шоколадных конфет;
кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.
Ход опыта
Воспитатель беседует с малышами о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с вами льдинки». Расставляет формочки на столе.
На глазах у детейналивает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную.
«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».
Примечание . С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.
Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус».
В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.).
Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой.
Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.
Ольга Хасанова
Экспериментирование в младшей группе
Дети очень любят экспериментировать . Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование , как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В первые три года жизни экспериментирование является практически единственным способом познания мира.
Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.
Основные характеристики детского экспериментирования :
1. Детское экспериментирование - особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы : целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. Формы экспериментирования (познавательная и продуктивная) . В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение :
Новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования ,
На получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования ) .
3. Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества.
4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды деятельности, в том числе и игровую.
Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в младших группах .
1 младшая группа .
Развитие наглядно- действенного мышления.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами , их частями, названиями.
Пристально рассматривают объекты.
Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Выполняют простейшие поручения.
Произносят фразу : «Я хочу сделать ….» .
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина : мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Эксперименты с объектами неживой природы
«Песочек»
Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.
«Посыпалки»
Дать представление о том, что сухой песок может сыпаться.
«Испечем угощение»
Дать представление о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму.
Часть занятия
«Следы»
Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
«Песчинки»
Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.
Наблюдение на прогулке
«Поймаем воздух»
Дать представление о том, что воздух не виден.
«Наберем воздух в стакан»
Дать представление о том, что воздух не пропускает воду.
«Выпустим воздух из стакана»
Дать представление о том, что вода может выместить воздух.
«Буря в стакане»
«Утопим игрушки»
Дать представление о том, что воздух легче воды.
Режимные моменты
«Мой веселый звонкий мяч»
Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
«Лодочка плыви»
Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.
Часть занятия
«Сделаем ветерок»
Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.
Наблюдение на прогулке
«Помоем камешки»
«Легкий – тяжелый»
Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.
Часть занятия
«Теплый – холодный»
Дать представление о том, что камни могут быть холодными и теплыми.
«Какой формы камень?»
Дать представление о том, что камни имеют различную форму.
Часть занятия
«Помоем камешки»
Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
«Твердый – мягкий»
Дать представление о том, что камни твердые.
«Бумажные листочки»
Дать представление о том, что бумага легкая.
«Тонкая – толстая»
Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.
«Порвем бумагу»
Дать представление о том, что бумага может рваться.
«Кораблик»
Дать представление о том, что бумага не тонет в воде.
Младший дошкольный возраст – период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами : водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться. Роль педагогов в этом процессе заключается не в том, чтобы сразу же показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать его любознательность.
Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок :
Активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
Быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
С интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
Подолгу с увлечением экспериментирует сам , подражая взрослому и изобретая новые действия;
Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.
Литература :
1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой, М.:АРКТИ, 2003г.
2. Тушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», С-Петербург «Детство - Пресс» , 2007 г.
3. Материалы по экспериментированию воспитателя МДОУ№2
Умахановой С. И.
ольга гуркина
Картотека опытов и игр-экспериментов во второй младшей группе ДОУ
КАРТОТЕКА
ОПЫТОВ И
ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТОВ
для детей 3-4 лет
Подготовил : воспитатель Гуркина О. А.
«ВОДА» .
Опыт № 1 «Вода льется» .
Цель : Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная. Сквозь нее видны руки, мыло. Вода смывает грязь. Воду надо беречь.
Оборудование : тазик, салфетки, мыло.
Словарная работа : льется, чистая, прозрачная, глазки, щечки, рот, зубок.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит тазик с чистой водой. И предлагает поиграть с ней, читая стихотворение :
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Дети прыскаются в воде, пропускают ее через руки. Вопросы :
Какая вода? Верно, посмотрите, какая вода чистая, сквозь нее видны руки. Предлагает намылить руки мылом. Посмотрите и скажите, какая вода стекает с ваших рук? (грязная) .
Вот какие грязные у вас были руки. Так что же смывает грязь? (Вода и мыло) .
Нужна ли вода? Кому? (Верно, нам) . Вода нужна всем, ее надо беречь. Кран не надо открывать сильно, не баловаться ею.
Опыт № 2 с водой «Тонет – не тонет» .
Цель : Познакомить с тем, что в воде предметы могут тонуть, а другие плавают на поверхности. Развивать умение различать предметы, которые тяжелые, а какие легкие, желание знать. Воспитывать любознательность.
Оборудование : таз с водой, камешки, резиновая игрушка утенок.
Словарная работа : вводить в речь детей слова тонет, плавает, тяжелый, легкий.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит таз с водой предметы.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Воспитатель показывает детям предметы.
Что это у меня? (верно, камушки и утенок) . Смотрите, я вам покажу фокус.
Воспитатель опускает камушек и утенка в воду. Что это, ребята, посмотрите, почему камушек потонул, а утенок плавает?
Предлагает потрогать камушек. Какой он? (тяжелый) . Верно он тяжелый, поэтому он тонет.
А утенок? (легкий) .Поэтому, он не тонет, а плавает на поверхности.
Дети играют с водой и игрушками.
Опыт № 3 «Вода бывает холодная и горячая» .
Цель : Продолжать развивать ощущения детей – учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать это словами. Вода наша помощница. Воспитывать чувство чистоты и опрятности у детей.
Оборудование : две пластмассовая емкости с холодной и горячей водой.
Словарная работа : холодная, горячая.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит емкости с водой. И предлагает определить, где холодная, а где горячая вода. В одном тазу горячая, а в другом холодная, поэтому нельзя опускать руки в нее.
Ребята как проверить? Не знаете, надо дотронутся, до емкости. Воспитатель вместе с детьми дотрагивается до емкости с холодной водой. Какой тазик?
Ответ детей : холодный.
Затем они дотрагиваются до емкости с горячей водой. Какой таз, как вы думаете? Верно, горячий, потому что вода горячая.
Из нее можно сделать теплую воду. Воспитатель смешивает воду в одной емкости на глазах у детей. Теперь ее можно потрогать пальчиком.
Давайте скажем : «Мойся, мойся – воды не бойся» .
Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Мы не хотим быть грязнулями. Дети, вода нужна всем, она наша помощница, ее надо беречь.
Опыт № 4 «Разноцветная вода» .
Цель : Продолжать знакомить детей с водой, о том, что она бывает чистая, которая льется из крана. Чистая вода нужна всем, ее надо беречь. Но воду можно сделать цветной, добавив в нее краски. Такая вода становится непрозрачная, сквозь нее ничего не видно.
Оборудование : емкость с водой, краска, камушек.
Словарная работа : активизировать в речи детей слова чистая, прозрачная, непрозрачная, цветная.
Ход и руководство:
Воспитатель вносит стакан с чистой водой, и краску. Предлагает посмотреть, что он принес.
Воспитатель : верно, я вам принесла чистую воду и краску. Ребята, а зачем мне краска? Не знаете. Я вам покажу фокус.
Какая вода? Верно, чистая, прозрачная, сквозь нее видно руки. Что у меня налито в этой баночке? Верно, краска. Посмотрите, я взяла и налила немного красной краски в баночку с чистой водой. Что вы видите, какая цветом стала вода? (Красная) .
В эту баночку я налила синюю, а в эту желтую. Какая стала вода цветом? Верно, желтая и синяя.
Давайте, посмотрим через эту воду, видно ли нам друг друга. Сейчас я брошу что – то в воду. Скажите что я бросила? Аня, а теперь ты брось. Погляди, видно ли что ты бросила? Почему не видно? (Вода грязная, не прозрачная) .
Вот какой фокус мы с вами сделали, понравилось. Вода может быть разной.
Опыт № 5 «Твердая вода» .
Цель : Продолжать знакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что вода бывает твердая, если ее заморозить, льдинки – это тоже вода. Развивать внимание, любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование : емкость с простой водой и замороженной.
Словарная работа : вода течет, жидкая, твердая, не течет.
Ход и руководство : Воспитатель вносит баночку с простой водой и емкость с льдинками, предварительно замороженными в холодильнике.
Воспитатель : посмотрите, что я вам принесла? В одной баночке у меня простая, чистая вода. Она течет, жидкая. В ней можно мыть руки, как вы думаете? Верно, можно.
А теперь посмотрите, что в этой баночке? Правильно, льдинки. Какие они, потрогайте? Верно, они холодные. А еще они твердые. Из чего «сделаны» льдинки? Верно, из воды. Это тоже вода, только она замерзла в холодильнике. А такая вода может течь? Правильно, нет, а что же нам делать. Давайте, ее поставим на солнышко и посмотрим, что же будет.
Проходит время и педагог с детьми проверяют баночку с льдинками. Посмотрите, куда исчезли льдинки? Нет, они вовсе не исчезли, а превратились в воду. Солнышко ее нагрело, и льдинки растаяли. Также льдинки тают весной.
Опыт (эксперимент) № 6 «Рыбалка»
Цель : закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок.
Материал : таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.
Ход и руководство:
Художественное слово : - Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой :
Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!
Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки : «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т. д.
Опыт № 7 . «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
Цель : Познакомить детей с тем, что вода может литься и разбрызгиваться, из воды можно делать «душ»
Словарная работа : литься, разбрызгивается, лейка, брызгалка.
Материал : лейка, пульверизатор-брызгалка
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод : О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)
Опыт № 8 «Водопад»
Цель : дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Материал : пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона , изогнутого в виде лесенки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово :
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку , изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы : лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится) .
Опыт № 9 «Сказка о камешке»
Цель : на примере опыта показать , что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.
Материал : ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово :
На берегу озера лежал маленький камешек. Он смотрел на красивые лилии и кувшинки, которые плавали на воде, и думал : «Какие они счастливые, плавают, словно лодочки. Я тоже хочу поплавать!» пришёл на берег озера мальчик, взял камешек и бросил в воду. Камешек обрадовался : «Наконец-то сбылась моя мечта! Я буду плавать!» Но оказалось, что плыть он не может, потому что слишком тяжёлый. И камешек опустился на дно озера. Сначала он очень расстроился. А потом увидел, сколько вокруг весёлых рыбок, других камешков и красивых растений. Камешек перестал грустить и подружился с рыбками. Что поделаешь! Тяжёлые камешки плавать не могут.
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку) и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку) . Наполните ванну или тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему : «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!».
Игра - эксперимент № 10 «Мыльные пузырьки»
Цель : вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.
Материал : мыльная вода, коктельные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово.
Водичка не любит нерях и грязнуль
Кипит и ругается : «Буль-буль-буль-буль!»
Но если мы вымоем руки и лица,
Водичка довольна и больше не злится.
Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.
Опыт №1 «Знакомимся с песком»
Цель : познакомить с песком, обратить внимание на свойство сухого песка (сыплется, не марается)
Материал : стаканчики с песком, листы белой бумаги, лупы. Содержание :
Предложить сделать рыбку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему (песок сыпется)
Вывод : сухой песок сыпучий.
Детям предлагается рассмотреть песок : какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой) . Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу.
Физминутка :
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Сыпем песок на лист бумаги и рассматриваем его через лупу.
Посмотрите из чего состоит песок? (ответы детей) .
Правильно песок состоит из песчинок. Они маленькие. Повторите : из песчинок. Они сыплются.
Обратите внимание на руки. Они чистые или грязные. Чистые, сухой песок можно обтрусить.
Вывод : песок сыплется, не морается.
Опыт № 2 «Мокрый – сухой» .
Цель : Учить детей различать сухой и мокрый песок. Обратить внимание детей на то, что можно сделать постройки только из мокрого песка. Развивать внимание. Воспитывать желание играть.
Словарная работа : сухой, мокрый, рассыпается.
Оборудование : две емкости с песком (сухим и мокрым, две формочки.
Что ребята, произошло, почему у нас не получился куличик? Какой нам для это нужен песок? Правильно, мокрый.
Ребята, посмотрите на сухой песок он светлый, он рассыпается в руках. А мокрый – темный, в руках он не рассыпается, из него можно сделать много куличиков. Для того, чтобы он был мокрый его надо полить водой. Каким стал песок? (сырой, мокрый. Он холодный.) Посмотрите, мокрый песок также сыплется как сухой? (Показать детям)
Конечно, мокрый песок не сыплется. Из мокрого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по донышку ещё раз совочком. Снимите формочку. Что получилось (Куличик)
Опыт № 3 «Легко ли сыпется песок»
Цель : Учить набирать песок и удерживать в ладонях, пересыпать его тонкой струйкой
Материал : подносы с песком.
Словарная работа : сухой, прохладный, струйкой.
Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?
Вывод : в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную - с теплым.
Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он (ответы детей : сухой, прохладный) . Правильно, песок сухой.
- Скажем вместе : сухой.
Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей) .
Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку) .
Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем : мы сыплем. Как сыплется песок : струйкой, повторите вместе (повторяют ) .
Опыт № 4 «Движение песка» .
Цель : ознакомление со свойствами песка.
Материал : подносы с мокрым и сухим песком, трубочки.
Ребята, как вы думайте, песок может двигаться?
А как это проверить?
Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок.
Что происходит (он движется)
А теперь подуйте на сырой песок?
Что происходит? Да песчинки мокрые и они не движутся.
Физминутка :
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Вывод : Песок сухой движется, а сырой нет.
Опыт (эксперимент) № 5 «Песочные узоры»
Цель : дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений.
Материал : сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.
Затем воспитатель предлагает ребёнку попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку.
Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры.
Конус с дыркой мы возьмём,
Песок сыпать начнём.
Кулёк на верёвочках качается,
На подносе узор получается.
Опыт № 6 «Чей след»
Цель : Формировать умение оставлять следы на песке, затем определять каким предметом оставлен след.
Материал : подносы с мокрым и сухим песком.
В центре экспериментирования ёмкость с мокрым и сухим песком
Как вы думаете, можно на песке рисовать?
А на каком песке можно рисовать?
Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, а по сухому пальчиком.
Во время рисования звучит спокойная музыка.
На коком песке остался след зайчонка? (на мокром песке)
Игра : «Чей след?» - 3 ребёнка берут игрушки - штампы и оставляют следы, дети отгадывают (цветок, кружок и др.)
Вывод : на мокром песке мы можем рисовать, оставлять следы.
Опыт № 7 «Рисуем песком»
Цель : Формировать умение насыпать сухой песок на клеевой рисунок, затем стряхивать излишки песка.
Материал : сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками , клеящие карандаши.
Какого цвета песок? Предложить попробовать на ощупь (сыпучий, сухой) .
Из чего состоит песок? (из песчинок)
Как выглядят песчинки? (Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу)
Можно ли сухим песком рисовать?
На плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок.
Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
Вывод : сухим песком можно и рисовать.
«СВЕТ. ЦВЕТ»
Игра-эксперимент № 1 «Что-то в коробке»
Цель : познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы.
Материал : Коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово
Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы.
Зайка, а где твой мячик? - спросила мама.
Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату.
А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик.
Зайка посветил фонариком и нашёл мячик.
Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь) . Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате.
Что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее? (полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё).
Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света.
Игра – эксперимент № 2 «Солнечный зайчик»
Цель : познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал : маленькие зеркала, солнечный свет
Ход игры - эксперимента
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика» . Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями : дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия : «Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну-ка, заяц, спускайся к нам!» и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
Игра – эксперимент № 3 «Волшебная кисточка»
Цель : Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого - оранжевый, синего и красного - фиолетовый, синего и желтого - зеленый).
Материалы : Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров; образец для закрашивания, в котором три тройки воздушных шаров (в каждой тройке два шара закрашены - красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один - нет).
Ход игры - эксперимента:
Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце.
Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе.
Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с пиктограммой, закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.
Дети работают последовательно (смешивают, закрашивают) над каждым цветом.
«ВЕС. ПРИТЯЖЕНИЕ»
Игра –эксперимент «Легкий - тяжелый»
Цель : Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие - тяжелые) .
Материалы : Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый» , «легкий» ).
Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек :
Игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
Игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;
Игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.
Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет : как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое - Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.
Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить : группируют предметы по признаку «легкий - тяжелый» с учетом размера и материала.
«ВОЗДУХ»
Игра – эксперимент «Почему кораблики не плывут»
Цель : обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал : бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово : Сказка «Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить : «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!»
Солнышко им отвечает : «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить : «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают : «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!»
Обиделись капитаны : «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить : «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.»
Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.