В СЦЕНАРИИ СОБРАНО ПОЧТИ ВСЕ ОБ ОСЕНИ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, СТИХОТВОРЕНИЯ РУССКИХ КЛАССИКОВ. РАССКАЗЫВАЕТСЯ О КАПУСТНИКЕ, СТАРИННОМ РУССКОМ ОБЫЧАЕ, ПРО ПОКРОВ ДЕНЬ И ПАРАСКЕВУ ПЯТНИЦУ. МОЖНО ВЕЧЕР СДЕЛАТЬ С ЧАЕПИТИЕМ, ТАК КАК В СЦЕНАРИЙ ВКЛЮЧЕНЫ СТИХИ О ЧАЕ И ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ. СЦЕНАРИЙ НЕСЛОЖНЫЙ, ЛЕГКО ВАРЬИРУЕТСЯ, ПОДХОДИТ КАК ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА, ТАК И ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Осенние посиделки
(Сценарий осеннего фольклорного праздника)
Действующие лица:
- Ведущий
- Ведущая
- Хозяин дома
- Хозяйка дома
- Осень
- Октябрь
- Покров
- Параскева Пятница
Ход праздника.
- Хозяин и хозяйка встречают гостей:
Хозяин: Здравствуйте, гости званые и желанные!
Хозяйка : Добрый день!
Хозяин : Гость на гость – хозяину радость.
Хозяйка : Просим в избу: красному гостю – красное место.
Хозяин : Будьте как дома, присаживайтесь к столу.
Хозяйка : Чайку откушать да нас послушать, милости просим на наши посиделки.
Хозяин иХозяйка: Всех приглашаем! Душевно встречаем!
Уходят, появляются ведущие
- Ведущий и ведущая говорят по очереди :
Ведущая : В эти дни все чаще вспоминаются пушкинские строки:
Ведущий : Октябрь уж наступил – уж рожица отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей
Ведущая : Дохнул осенний клад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…
Ведущий : Сегодня наши посиделки посвящены осени, народным праздникам и приметам октября.
Ведущая : Десятый месяц года – октябрь в старину называли позимником, листобоем, грязником, свадебником.
Ведущий : Октябрю посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс.
Ведущая : Мы будем называть первую половину пословицы, ваша задача – продолжить (Читают пословицы по очереди )
- Сентябрь пахнет яблоками, октябрь…
(капустой)
- В октябре – ни на колесах, ни на…
(санях)
- В октябре до обеда осень, а после обеда…
(зима)
- Быстро тает октябрьский день – не привяжешь…
(за плетень)
- Октябрь месяц ненастья – начало семейного…
(счастья)
- В октябре на одном часу и дождь и…
(снег)
- В октябре только ягод, что…
(рябины)
- В октябре с солнцем распрощайся, ближе к тучке…
(подбирайся)
- Плачет октябрь холодными…
(слезами)
- Октябрь – месяц близкой…
(пороши).
Молодцы ребята!
3. Выходит Осень :
Осень - удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас – литературная викторина. Я буду зачитывать строки из популярных стихов об осени, а вы будете угадывать, чьи это стихи.
- Унылая пора! Очей очарованья!
Приятна мне твоя прощальная краса… (Пушкин)
- Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… (Тютчев)
- Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Внешнюю леса красу… (Майков)
- Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком… (Есенин)
- Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца… (Плещеев)
- Осень! Обсыпает наш бедный сад,
Листья пожелтелые на ветру летят,
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. (Толстой)
4. –Ребята, а сейчас отгадайте- ка загадки про меня!
- Пришла без красок, без кистей
И перекрасила все листья. (Осень)
- Жаль озябшего бедняжку –
Всем ветрам и веркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам. (Лес)
- Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает,
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
- Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб)
- Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча. (Печь)
- Маленький-удаленький
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел. (Гриб)
- Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Молодцы ребята!
5. Осень уходит, появляется Октябрь:
Октябрь отличен не только пословицами, поговорками, стихами, но и различными народными приметами, позволяющими предвидеть, какая ожидается зим и что нас ждет весной. Народные приметы вот на этих листочках. Ваша задача – соединить обе части, т.е. подобрать пары. Мне нужны добровольцы. Кто желает?
- Если лист с дуба и березы упал чисто – к легкому году,
А нечисто - строгой, суровой зиме.
- Октябрьский гром –
Зима бесснежная.
- Осенний иней –
К сухой и солнечной погоде.
- В октябре луна по кругу –
Лето сухое будет.
- Если лист ложится на землю изнанкой –
К урожаю.
- Если много орехов, а грибов нет –
Зима будет снежная и суровая.
6. Выходят ведущие:
Ведущая : На октябрь приходилось много обычаев и обрядов.
Ведущий : Так, к примеру, 8 октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.
Хозяин с кочаном в руках
Хозяйка : Уж вы, кумушки, подруженьки мои!
Вы придите поработать у меня,
Пособите мне капустку порубите,
Пособите-ка ее мне, усолите.
Хозяин : Уродилась на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня там ищи!
Хозяйка : Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? Правильно, на голову. По-латыни «голова» называется капуста. Отсюда и произошло название капуста. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить, запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша - пища наша.»
Хозяин : «Где щи, там нас и ищи». А ведь родина капусты – это берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой земле? На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться, зато привольно ей на русской равнине, где осенью и летом частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.
Ведущая : Из капусты варят щи,
А какие вкусные
Пирожки капустные!
А ребята шалунишка
Любят кочерыжки.
Ведущий : Предлагаю провести конкурс загадок о капусте. Кто больше назовет, тот получит приз. А если не знаете, то нас послушайте:
- Сидит на грядке,
Одета в шумные шелка
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полведра
- Был ребенком – не знал пелёнок,
Стал стариком – сто пеленок на нем.
- Вот на грядке новая загадка –
Сто листов, а вовсе не тетрадка.
- Стоит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одежек,
Не шиты, не кроены,
Все в рубцах.
(кочан капусты)
7. Ведущий : - Приз наш сладкий, ароматный,
Удивительно приятный!
Подходите, получите,
Лишь считалку предъявите.
Ведущая : - Кто из вас знает больше считалок?
- Катилось яблоко
Мимо сада
Мимо града.
Кто поднимет
Тот и выйдет
- Месяц – заяц
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто возьмет –
Вон пойдет.
- Трынцы, брынцы, бубенцы
Раззвонились удальцы
Диги, диги, диги, дон,
Выходи скорее вон
- За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замок отомкни.
- Под горою у реки
Живут гномы – старики,
У них колокол весит,
Позолоченный звонит.
Диги-лиги, диги-дон –
Уходи скоре вон.
8. Выходит Покров:
Здравствуйте, люди добрые! С давних пор на Руси 14 октября празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова-дня.
В 910 году враги осадили Константинополь, и ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею и Епифанию, известным своей святостью, явилась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города.
Затем простерла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил.
Ведущий: - День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина. К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка зяби, убирались все овощи с огородов. На Покров в деревнях начинали по-зимнему топить печи, конопатил стены, чинили крыши. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб.
Ведущая: - Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины, угощали гостей, пели песни, играли, матери снабжали девушек рукоделием. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.
Хозяйка: - Притащили, принесли
Тридцать три пирога!
Запрягу я вола,
Повезу пироги!
А мой вол не везет,
Он и с места не сойдет…
Запрягу и комара –
Ловкача, силача!
Он повез целый воз –
Тридцать три пирога!
Хозяйка: Хочешь есть пироги,
Поскорей за мной иди!
Хозяин: А вот и чай пожаловал,
Горячий, бодрящий.
Пей с вареньем
Для хорошего настроения!
Хозяйка: Чай не пил –
Откуда сила?
Чай попил –
Совсем пропал.
Хозяин: Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье, чай,
Если холодно, - согреет.
Жарко – жажду утолит.
Заболеешь или устанешь –
Надо крепкий чай попить!
Ведущий: - На столе у нас и чай, и блины, и пироги. Мы напоминаем вам старинную присказку, славящие пироги…
Ведущая: - Мы будем спрашивать: «Пироги хороши?», а вы дружно отвечайте: «Пироги хороши!»
Шли семеро стариков,
Говорили старика про пироги.
1-й говорит: «Пироги хороши?»
2-й говорит: «Пироги хороши?»
3-й говорит: «Пироги хороши?»
4-й говорит: «Пироги хороши?»
5-й говорит: «Пироги хороши?»
6-й говорит: «Пироги хороши?»
7-й говорит: «Пироги хороши?»
Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник без пирогов не обходился и не обходится теперь.
Ведущий: - Мы вспомнили присказку о пирогах, а теперь вспомним шуточное стихотворение середины 19 века о чае:
Раз привез мне Барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить
Взял тогда, налил водички,
Всыпал весь, тогда, в горшок
И приправил перцу луку
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом то догадался,
Что забыл я посолить.
Остудил его немножко,
Хорошенько размешал,
На господский стол подал.
Ведущая: На столе у нас пироги,
Пышки и ватрушки…
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
9. Исполняются «Чайные Частушки»
- Хорошо пропелись песни,
Милые подружки,
Только что за посиделки
Без частушки?
- На осеннем на лугу
Укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе,
Помирает со смеху!
- В пляске не жалей ботинок,
Подавай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
- Я чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила –
Накухарничала.
- Мы частушки вам пропели,
А теперь торопят нас,
До свидания, мы с частушкой
К вам приедем еще раз.
10. Появляется Параскева Пятница:
27 октября празднуется Параскева Пятница. Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева.
Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскеваю. В ее житие сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскеваю, что в переводе с греческого означает «пятница».
Повзрослев, она дала обет безбрачия, и посвятила себя служению Христовой веры. На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной.
Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, а благочестивых награждает.
Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.
В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали. Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя прясть, а шить можно. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать».
За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.
- Параскева – грязниха, льняниха, порошиха.
- На грязниху не бывает сухо
- На грязниху большая грязь – четыре седмицы до зимы.
- Если грязь велика, лошадиное копыто заливает водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
- На Парасковию – льняницу начали мять и трепать лен.
В Москве и других больших городах в День Параскевы Пятницы устраивали ярмарки.
Ведущая: - А не пора ли дорогим гостям и любезным хозяевам налить чаю и отведать пирогов? Чай наливай – режь каравай!
Ведущий: - Наша встреча подошла к концу. Что-то нам сегодня удалось, что-то нет. Но все старались сделать праздник веселым. Давайте поблагодарим друг друга за это.
До свидания!
Медведева Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Курская область
Цель: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями; -развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги); -развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми; -формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту
Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»
воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;
Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);
Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;
Формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.
Оформление: зал украшен элементами русской избы:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Отведайте,гости дорогие наш Хлеб –соль.
От хлеба и соли царь не отказывался.
Без соли и хлеба – худая беседа.
Хлеб – соль кушай, да правду слушай.
Проходят гости, отламывают хлеб.
Песня «Хлеб-соль»
Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае в Курской губернии – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.
Ребёнок: На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посидели
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом,явно без конфет
Как и нынче мы общались.
Без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хорошие
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.
Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.
Ребёнок:Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Если вы в своей тарелке
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Отдых- это не безделки,
Время игр, новостей.
Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей.
Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.
Изучая фольклор курского края, мы побывали в разных сёлах нашего района, познакомились с колыбельными.
Фонограмма плач ребенка(бабушка отходит от прялки и поёт)
КОЛЫБЕЛЬНАЯ –
Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
А вот вам наши небылица!
НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.
1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.
3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова,На ноге фуражечка. Надевает сапоги.
Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.
Ребёнок: Да это что! Я ещё и скороговорки знаю! А ну кто смелый, выходи на состязания скороговорящих.
Ведущий1:Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Выходят дети.
Проходят состязания(участникам призы)
Ведущий2:В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника и любого дела были свои песни. С песней любая работа ладилась
Песня «Во кузнице»
Ведущий1:А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.
Ведущий1:Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.
Мастер класс.
Выходит вокальная группа.
Мед.:Не только обереги изготавливали взрослые и дети вместе, также они совместно просили помощи у Бога исполняя песенные прибаутки и приговоры для того чтобы вырастить богатый урожай, собрать его и сохранить.
Прибаутки –приговорки.
Ведущий1: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в игру Курской губернии, Щигровского уезда «Чёрный- вороной».
Ведущий2:Проходит время, меняются люди, но любовь к русской песни до сих пор хранится в наших сердцах и как и много лет тому назад звучит в наших домах гармонь и поёт под неё и стар и мал.
« У нас нынче субботея»
Ведущий2:Членов этой семьи сдружила любовь к русской песни. УВладимира Николаевича нет музыкального образования, в 8 лет он сам научился играть на гармошке, а сейчас в его доме часто звучат песни собственного сочинения.
Ведущий2:Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?
Частушки.
Песня «Тимон».
Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.
Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:
ВСЕ хором: До новых встреч!
Приложение.
Хлеб - соль
Хлеб да соль, хлеб да соль за тебя молюсь
Хлеб да соль, хлеб да соль мать святая Русь
Хлеб да соль, хлеб да соль мы подносим вам
Хлеб да соль и наш поклон Дорогим гостям
Частушки
1.Мы – щигровские ребята вам частушки пропоет.
То, что было у нас раньше, чем сегодня мы живем.
2.Без обрядов и былин жить не мог крестьянин,
Мы их бережно храним дорогой курянин.
3.Печка русская, родная, и согреет, хлеб спечет,
Без нее беды не зная выжил курский наш народ.
4.В дни печали и тревог песней тешился народ
Наших песен нет милей с нами курский соловей.
5.С верой крепкой и любовью все одолеваем
По законам Божьим славным жизнь и проживаем.
6. С хлебом солью всех встречаем, добрым словом провожаем,
Чтобы каждый из гостей становился веселей.
7. Не забудем никогда русскую гармошку
Полюбили навсегда курского Тимошку.
Он дружочек хоть куда, ножки так и пляшут
Становитесь- ка, друзья пусть про нас расскажут.
Прибаутка, приговор
Уж дождь, дождем поливай ковшом Дождик, дождик припусти,
Поливай весь день на наш ячмень, Я поеду меж кусты
На Ивану рожь, поливай как хошьБогу молиться, Христу поклониться
На девичью гречу, я ее посечу. Я убогий сирота, отворяю ворота
Дождик, дождик припустись! Ключиком, замочком, золотым платочком
Мы поедем за попом-
Богу молиться, Христу поклониться.
СКОРОГОВОРКИ.
1.Пётр Петру пёк пироги.2.Шесть мышат в камыше шуршат.3.Борона боронила неборонованное поле.4.Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.5.На возу лоза, у воза коза. 6.Влас у нас, Афанас у вас.7.Оса боса и без пояса.8.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.9.У Кондрата куртка коротковата.10.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.11.Поля пошла полоть петрушку в поле.12.Баран буян залез в бурьян.13.У ежа и ёлки иголки колки.14.У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 15.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.16.Проворонила ворона воронёнка.17Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.18.Огурцы-молодцы зеленобелогубы.19.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.20.Сух сук нёс барсук.
21.Наш Полкан попал в капкан.22.Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.
23.У перепела и перепёлки пять перепелят.
24.тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.25.Зимой поле белое - Промёрзло заледенелое.
26.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.27.Купили Валерику и Вареньке - варежки и валенки.28. Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку!
29. Летели лебеди с лебедятами.30.Купила бабуся бусы Марусе.
ВО КУЗНИЦЕ
Во ку, во кузнице,
Во ку, во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.
Есть у нас в деревне Тимоня,Недотрога парень-тихоня Он выступает так чинно, Улыбнётся - солнца не видно!
Только заиграет на гармони - Сердце моё тянется к Тимоне! Коник у него всегда подкован - Где ещё найдёте такого?
В нашем селе пересуды - У Тимони горы посуды! Надо ж такому случиться - Видно он задумал жениться!Колесит Тимоня по дороге, Словно самовар колченогий, Топором танцует по полену, И не попадёт по колену!Удалью Тимонигоржуся, Ваших наговоров не боюся, Так шутить над парнем негоже - Мой Тимоня самый хороший!Эх, поработали на славу, И теперь гуляем по праву! С музыкой, пляской и песней Жить на земле интересней!
Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.
Ведущая:
За околицей села веселы были дела,
Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,
И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде».
Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.
Ведущая . Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.
А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?
Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.
Девочка:
Поглядите на ребят:
Все на лавочках сидят!
Все на лавочках сидят
И на девочек глядят.
Мальчик:
Мы не просто так сидим
И на девочек глядим.
Выбираем для души:
До чего же хороши!
Ведущая:
А будешь долго выбирать —
Не с кем будет танцевать!
Исполняется танец «Светит месяц» (русская народная мелодия). На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза. Затем выходят дети и читают небылицы.
1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
2. Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,
Палочкою машет, а зайчата пляшут.
3. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!
На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.
Шея не ворочается, а посмеяться хочется.
4. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!
Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,
Нимошка —- на кошке по кривой дорожке.
5. Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.
Плыли утром по реке два барана в челноке,
Черный с удочкой, белый с дудочкой.
Черный рыбку ел, белый песню пел,
Как Иванушка младой шел с ярмарки домой.
Выходит мальчик с котомкой.
Ведущая:
А вот Иванушка идет.
Что-то нам он принесет?
Иванушка:
Я на ярмарку ходил,
Посмотрите, что купил.
Дети поют песню «Где ты был, Иванушка?» По ходу песни Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.
Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы!
С расписными павловскими платками выходят девочки.
Первая девочка:
Мы на ярмарку ходили
И платки себе купили.
Вторая девочка:
И на празднике у вас
Потанцуем мы сейчас.
Девочки исполняют «Танец с платками» (под русскую народную мелодию «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.
Ведущая:
Погляди-ка народ,
Кто-то к нам сюда идет.
Не шумите, не кричите,
А тихонечко сидите.
Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.
Кошка:
Как у нашего кота очень шубка хороша,
Как у котика усы удивительной красы.
Глазки смелые, зубки белые.
Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.
Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кошка:
За Кота Котовича, за Петра Петровича.
Тише, мыши, не шумите,
И кота вы не сердите.
Кот усами шевелит,
Всем вам прятаться велит.
Игра «Кот и мыши». Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени» (русская народная мелодия). Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей. Ведущая:
За околицей села
Веселы у нас дела!
Дети с ярмарки пришли
И всем ложки принесли.
Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.
Наши ложки всем знакомы,
Не сидится ложкам дома.
Ложки по свету гуляют
И мастеров своих прославляют.
Исполняется танец с ложками под музыку русской народной песни «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик:
Мы играем целый день,
Заплетаем свой плетень.
Проводится игра «Плетень» под русскую народную мелодию «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на четыре команды, руки у всех в команде «заплетены». Каждая команда ходит друг к другу в гости и кланяется. На вторую часть мелодии дети отпускают («расплетают») руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.
Ведущая: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Выходит взрослый с куклой-дедом.
Дед: Здорово, ребята!
Дети: Здравствуй, дедушка Егор.
Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!
Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».
Дети стоят по кругу, ребенок с куклой в центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок с куклой показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.
Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!
Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.
1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла
Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.
Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.
Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).
Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.
Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.
2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)
Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.
Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.
День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.
В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.
Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.
В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.
В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.
В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.
По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.
К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.
Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).
Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.
Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.
В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.
Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".
В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.
В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".
Цель:
- Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
- Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
- Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
- Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
- Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.
Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.
Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,
Ход праздника
Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:
— Дни давно короче стали, листья золотом горят.
Улетают птичьи стаи за далёкие моря.
Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.
Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.
— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.
— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.
— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?
— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!
Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.
(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)
Русская народная песня «У ворот»
Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.
1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,
Начинаем посиделки для друзей и для гостей.
2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.
Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)
Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.
Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?
Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой
Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.
Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,
Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).
Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.
Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)
Русская народная песня « Узорница»
(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)
Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.
Русская народная игра « Колечко»
Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.
Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,
На кустах они висят, и как маков цвет горят,
Только это не малина, что за ягода?….(калина)
(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)
Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко
Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.
Аттракцион «Собери листья в корзину»
Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)
Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!
Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!
Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,
Русская, народная, весёлая задорная.
«Частушки – нескладушки»
Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.
Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…
Петровна: Да полно те, это комары звенят!
Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…
Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!
Приглашайте гостей на танец!
Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)
Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .
Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).
За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).
Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).
На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).
Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.
Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова
Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .
Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?
Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.
Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.
Меня сороки, галки боятся пуще палки!
Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?
Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!
Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,
ветром и дождём.
Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…
А меня и на ваши посиделки не пригласили.
Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?
Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…
Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.
Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!
Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!
(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)
Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)
— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?
Дети: Овощи! Не растут на деревьях.
(несколько детей снимают их с дерева)
Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.
Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».
Пугало: Вот здорово!
Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!
Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!
Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,
Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).
Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!
Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.
А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)
Всех накормит а сама не ест? (ложка)
Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки
Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).
«Свистулечный оркестр»
Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!
Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,
За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!
Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.
За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!
«Пироги»
Ребёнок:
Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)
Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,
А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.
МБДОУ «Детский сад № 14»,
г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия