Малыш продолжает активно развиваться и расти, он просто великолепно ползает, уже самостоятельно садится из положения лёжа или из положения на четвереньках, встаёт у опоры, ходит вдоль неё или держась за руки взрослого. Любит слушать музыку, находясь у опоры и придерживаясь за неё, может начать танцевать под мелодию. Активно и много лопочет, чётко выговаривает разнообразные слоги.
Что умеет ребёнок в 8 месяцев?
- Самостоятельно садится, довольно устойчиво сидит, может встать у опоры, ходит и танцует с поддержкой или вдоль опоры. Быстро ползает на четвереньках – сейчас это основной способ передвижения.
- Знает значения многих простых слов, понимает запреты, выполняет такие просьбы, как «пойдём», «дай игрушку», «наклони головку». Если научить, машет ручкой при прощании, хлопает в ладоши.
- Подолгу играет с игрушками, действуя с ними в зависимости от их назначения: открывает, закрывает, вынимает, катает, нажимает или разбирает.
- Большинство в 8 месяцев может похвастаться несколькими молочными зубами. В этом возрасте у ребёнка обычно уже четыре зуба, два резца внизу и два сверху.
- Откусывает кусочки овощей или фруктов, жуёт мягкую пищу.
- Если какой-то предмет понравится малышу, он пытается вырвать его у взрослого или других детей, использую силу. Протестует против неприятных ему действий, отталкивает руки взрослого.
Восьмимесячный ребёнок свободно пьёт из кружки, которую держит кто-нибудь из взрослых. Активно ползает по всей доступной площади, а добравшись до стула, шкафа или другой опоры – встаёт на ножки. Пассивный запас слов стал ещё больше, произносимые слоги чётче и гораздо разнообразнее. Детки в 8 месяцев обычно ещё не произносят слов, однако неплохо понимают обращённую к ним речь, если она касается простых вещей: запретов, посмотреть куда-нибудь или совершить другое несложное действие.
Развитие в 8 месяцев
Малыш в 8 месяцев невероятно активен, очень любознателен и при этом начисто лишён чувства самосохранения. Он ещё не понимает, что в мире вокруг полно опасностей и задача родителей максимально обезопасит кроху, пока он сам не научится их распознавать и избегать. Уберите с пути малыша мелкие, острые, горячие, бьющиеся и ядовитые предметы. Ценные вещи также лучше убрать подальше, чтобы потом не ругать ничего не понимающего карапуза за порчу ценных документов.
Учтите, добравшись до опоры, ваш ребёнок может подтянуться за ручки и встать, даже немного пройтись, придерживаясь за стул или кровать. Однако устав, не все малыши в состоянии аккуратно, без риска получить травму, опуститься на пол. Чаще всего дети падают на пол, сообщая о неудачном «приземлении» громким плачем. Постарайтесь научить ваше чадо сгибать ножки и мягко садиться на попу. Сразу он этот приём не освоит, но с помощью родителей научится намного быстрее и набьёт гораздо меньше синяков.
Не стоит переживать, если ребёнок 8-ми месяцев не может самостоятельно встать, держась за опору. Все детки разные, их развитие индивидуально. Большинство детей в 8 месяцев умеют делать это, но есть такие, кто в этом возрасте даже не садится и не ползает на четвереньках. Если нет других отклонений – это в рамках нормы. Не нужно форсировать процесс и «заставлять» деток стоять на ножках. Ваш кроха успеет этому научиться, а если не делает так, как большинство – значит, согласно его внутреннему «календарю развития» время ещё не пришло.
Эмоции в 8 месяцев меняются буквально в одно мгновение. В этом есть свои плюсы – малыша легко отвлечь от неприятных мыслей и успокоить, например, если он ударился и плачет. Память заметно улучшилась, кроха неплохо помнит последние произошедшие с ним события.
Речь ребёнка в 8 месяцев становится чётче. Вместо размытых слогов теперь можно услышать чёткие «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Это ещё не осознанно произносимые слова, в восьмилетнем возрасте детки редко соотносят случайно сложившиеся из слогов простые слова с обозначаемыми ими предметами и людьми, хотя и в этом случае бывают исключения – развитие детей индивидуально и есть «вундеркинды», осмысленно произносящие несколько слов в возрасте 8 месяцев.
Сон ребёнка в 8 месяцев не меняется, режим примерно такой же, как и в предыдущем месяце: всего малыш спит 13–14 часов, из них днём – 3–4 часа, а ночью – около 10.
Уход в 8 месяцев
Питание в 8 месяцев разнообразное, состоящее частично из материнского молока, частично – из прикорма. Прикорм из академического постепенно становится энергетическим, т.е. если раньше благодаря прикорму малыш познавал новый вкус, а его организм приспосабливался к новой для него пище, то теперь он становится источником питания, постепенно заменяя материнское молоко. Кроха в 8 месяцев с удовольствием кушает многокомпонентные каши, каши с добавлением фруктов. Готовить каши можно на молоке, на воде или с применением молочных смесей, допускается добавлять сахар.
Восьмимесячный ребёнок за один раз может съедать до 100 граммов прикорма и будет отлично, если малыш завтракает, обедает и ужинает вместе со всеми членами семьи за общим столом или в специальном детском стульчике. Таким образом, совместное принятие пищи становится доброй традицией, а сам ребёнок во время трапезы учится повторять за действиями взрослых и копирует «взрослую» манеру еды из ложек и тарелок.
Детям 8 месяцев можно давать мясной бульон или мясное пюре. В предыдущем месяце в меню ребёнка впервые появилось мясо, теперь его порцию можно немного увеличить. Следует отдавать предпочтение мясу курицы, индейки, утки, использовать телятину или говядину. Также можно добавлять мясо в сваренную на воде кашу или овощное пюре.
Продолжайте давать кисломолочные продукты домашнего приготовления. Можно покупать специальное детское питание, подходящее 8-ми летнему малышу.
Перед каждым приёмом пищи не забывайте мыть детские ручки, суп подносите в пластиковой ложке из глубокой тарелки, каши из тарелок для вторых блюд, а воду и соки пейте из кружки.
Купать достаточно раз в сутки, лучше – вечером. Эта процедура обычно доставляет малышу такое же удовольствие, как и прежде. Детки любят плескаться в воде, однако им не нравится, когда вода брызгает им в лицо или глазки. Для поддержания нормальной гигиены невероятно важны водные процедуры и маме не стоит пропускать купание. Но будьте аккуратны, чтобы не испугать кроху и не вызвать у него страх перед водой.
Не забываем про прогулки с ребёнком в 8 месяцев . Они должны быть обязательно ежедневными, не менее 2 часов в день.
К концу восьмого месяца жизни малыша переходите к совместным развивающим играм для детей : собирайте из кубиков фигурки, просите найти красный кубик или зелёный, если вместе собираете пирамидку из дисков – объясняйте, что в основание ложится большой диск, потом поменьше и так деле. Помните, ребёнок гораздо раньше начинает понимать речь, ещё до того, как сможет осознанно произнести первое слово.
В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.
В 8 месяцев ребенок активно развивает новые навыки и пытается копировать поведение взрослых
Активность и физические способности
К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки - совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.
В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:
- большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
- малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
- сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
- дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
- могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
- тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
- бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
- у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
- ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
- малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.
Эмоциональное развитие и коммуникация
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.
Основные навыки малыша:
- в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
- ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
- остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
- проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
- кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
- малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
- способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
- ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
- малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
- для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
- появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.
Малыш настойчиво требует сотрудничества от взрослого, не получив его, может обидеться и расплакаться
Уже в этом возрасте закладываются основы будущей личности, поэтому родителям стоит очень внимательно следить за своей речью и поведением. Ребенок замечает и понимает гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев
Сфера развития | Что происходит? |
Двигательная активность | Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг. |
Действия с предметами | Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки». |
Навыки | Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке. |
Эмоции | Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: ). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам. |
Речь | Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет. |
Интеллект | Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке. |
Освоение простых двигательных навыков осталось позади, теперь кроха сосредотачивается на мире предметов, старается стать более мобильным - делает первые попытки переступать, держась за опору
Как понять, что кроха развивается правильно?
С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:
- младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
- если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
- во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
- при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
- у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
- если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
- в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
- когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
- если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.
Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:
- не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
- не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
- не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
- не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.
Ребенок в этом возрасте должен узнавать привычные предметы и реагировать на них, уметь произносить по слогам соответствующие им слова
Подведение итогов
К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения - например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).
К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.
В этот период нежелательно оставлять ребенка наедине с чужими (няней, подругой), если только он не успел ранее привыкнуть к человеку. В отсутствие мамы малыш все же испытывает определенный стресс, больше пугается и капризничает.
Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.
Родителям нужно знать, как происходит развитие ребенка в 8 месяцев, чтобы облегчить ему процесс взаимодействия с внешним миром.
Несмотря на всю свою очаровательность и привлекательность, восьмимесячный малыш создает много трудностей своим родителям.
Он непоседлив, стремится ежедневно узнавать как можно больше нового, но, вместе с тем, опасается этого самого нового.
Младенцы, которым уже исполнилось 8 месяцев, требовательны к окружающим и не боятся демонстрировать характер, чтобы получить желаемое.
Родителям нужно знать о том, как происходит развитие ребенка 8 месяцев , чтобы обеспечить свое сокровище всем необходимым и облегчить ему процесс взаимодействия с внешним миром.
Физиологическое развитие ребенка в 8 месяцев
Восьмимесячный малыш стал тяжелее на 400–600 грамм и подрос на 1,5–2 см.
Кроме того, объемы его груди и головы тоже увеличились на полсантиметра, что необходимо, ведь внутренние органы младенца тоже растут.
Таблица физиологических параметров имеет такие данные:
К восьми месяцам во рту деток появляется от двух до шести зубов.
Некоторые родители расстраиваются, что к этому времени у их детей режется лишь первый зубик, хотя сверстники уже имеют несколько зубов во рту.
Причин для беспокойства нет, ваш ребенок развивается вполне нормально, просто процесс роста зубов индивидуален для каждого младенца.
Психологическое развитие ребенка 8 месяцев
8 месяцев – непростой период для родителей, поскольку малыш подсознательно тестирует их на прочность.
Он уже прекрасно усвоил, как мама и папа реагируют на его плач, истерики и капризы, поэтому с них помощью пытается манипулировать родителями, требуя желаемого.
В этот период детки становятся немного «диковатыми» в отношении незнакомых людей и даже друзей семьи и родственников, которых они видят нечасто.
Ребенок не желает идти на руки к незнакомому человеку, да и вообще лишний раз с ним общаться.
Он предпочитает находиться на ручках у мамы, ведь только так он чувствует себя в полной безопасности.
Если мама надолго пропадает из виду, то ребенок испытывает страх, что она не вернется.
Несмотря на столь настороженное отношение к незнакомцам, ребенок 8 месяцев не любит находиться в одиночестве, он постоянно требует отцовского и материнского внимания, занимая все их свободное время.
Смиритесь с тем, что сейчас младенец – центр вашей жизни, все вращается вокруг него.
Умения и навыки, которые свидетельствуют о гармоничном развитии ребенка 8 месяцев
Малыши до года растут и развиваются достаточно стремительно.
За месяц они приобретают некоторые новые знания, умения и навыки, которые свидетельствуют о нормальном развитии ребенка в 8 месяцев:
- Его лепет все больше напоминает полноценный разговор.
- Он понимает, что ему говорят родители и способен выполнять их просьбы, такие как «дай ручку», «возьми игрушку», «не трогай книги» и т.д.
- Активно ползает.
- Держась за какую-то опору, может самостоятельно ходить по комнате, правда, пока недолго.
- Выражает свои эмоции и понимает ваше настроение.
- Пугается резких и громких звуков, воспринимая их как источник опасности.
- Самостоятельно садится и несколько минут способен просидеть без опоры для спины.
- Хорошо держит предметы и правой, и левой рукой, перекладывает их из руки в руку, поднимает, если они упали.
- Взбирается и спускается по лестнице, причем спускаться малыш предпочитает задом наперед.
- Откусывает мягкую пищу и пережевывает ее.
Уход и развитие ребенка в 8 месяцев
Уход за восьмимесячным малышом не слишком отличается от ухода за полугодовалым или .
Его нужно:
- кормить по графику;
- ежедневно купать;
- вовремя менять разовый подгузник и поддерживать чистоту ягодичек;
- одевать соответственно погоде;
- гулять с ним на свежем воздухе;
- играть и общаться с ребенком.
Спит восьмимесячный ребенок по-прежнему много: от 12 – до 15 часов.
Ночной сон в это время может быть беспокойным из-за того, что у младенца продолжают резаться зубки.
Если ваш малыш капризничает и часто просыпается ночью, то постарайтесь обеспечить ему все условия, чтобы он хорошо отдохнул днем, поспав хотя бы 2 часа.
На ночной сон отводится 10–12 часов, на дневной – 2–3 часа, которые делят между собой два периода отдыха.
Днем малыши спят особенно чутко, поэтому постарайтесь не шуметь, чтобы не разбудить ребенка.
Лучше используйте это время, чтобы восстановить собственные силы.
Дети в возрасте восьми месяцев в дневной период едят через каждые 4 часа. А вот ночью они уже не просыпаются для приема пищи.
Если ребенок не отказался от груди, то можно продолжать кормить его грудным молоком, но лишь оно не может оставаться единственным источником питания для малыша, поскольку его не хватит для насыщения карапуза, который так быстро растет.
Поскольку в 8 месяцев все дети уже обзаводятся первыми зубами (у некоторых их количество может достигать 6), то не стоит перебивать всю пищу ребенка до состояния жидкого пюре.
Наоборот, можно начинать варить более густые каши, разминать овощи вилкой прямо в тарелке, а не перебивать их заранее блендером, измельчать рыбу и курицу так, чтобы оставались небольшие кусочки.
Педиатры однозначны во мнении: малыши должны учиться жевать как можно раньше, потому что это укрепляет их зубы и десна, постепенно вводит ребенка во взрослую жизнь, готовя его к более твердой и вкусной пище.
От приправ, большого количества соли, а также от приготовления блюд путем жарения или копчения для младенца пока стоит отказаться.
Не нужно вводить пока в рацион малыша шоколад и другие сладости, цитрусовые и прочие продукты, что могут вызвать аллергию.
что должен уметь делать восьмимесячный малыш:
Развитие ребенка в 8 месяцев при помощи игр и мини-уроков
Игры с восьмимесячным ребенком должны быть развивающие, которые помогут ему как можно быстрее интегрироваться в этот мир.
Не стоит покупать больших плюшевых игрушек, десятки машинок или мастерски сделанных кукол. Пока такие игрушки не слишком интересны младенцу и в большом количестве они не нужны.
Лучше приобретать:
- кубики, уча малыша строить из них что-то;
- пирамидки в виде колец, которые нужно одевать на основу;
- музыкальные коврики или коробочки;
- мячи;
- мягкий молоток и прочее.
Ребенка в 8 месяцев можно научить:
- есть самостоятельно с ложечки;
- пользоваться горшком (не все дети могут в столь раннем возрасте научиться ходить на горшок, если вы видите, что ваш ребенок не в состоянии освоить эту премудрость, отложите обучение на несколько месяцев);
- произносить короткие односложные слова;
- понимать источник звука, который он слышит часто, например, лай собаки или телефонный звонок;
- снимать крышки с разных коробочек и снова надевать их;
- собирать пирамидку;
- выполнять просьбы родителей.
Так происходит развитие ребенка 8 месяцев .
Родителям придется потрудиться, чтобы обеспечить свое дитя всем необходимым, но ведь никто не говорил, что отцовство и материнство – это легко. Прекрасно и почетно – да, но точно нелегко.
Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту
Несмотря на некоторое замедление роста, восьмимесячный младенец заметно меняется, по сравнению с предыдущим периодом – он активно впитывает новую информацию и осваивает новые умения, благодаря заметному улучшению моторики, координации движений и более осмысленному восприятию действительности. Формирование навыков у разных детей проходят в соответствии с присущими только им анатомическими и психическими данными, но есть и условные нормы, помогающие родителям понять, что должен уметь ребенок в 8 месяцев. Используя их в качестве ориентира, в случае некоторых отклонений, они могут своевременно принять меры и помочь ребёнку справиться с проблемами.
С полугода до полутора лет развитие ребёнка происходит, в соответствие с его индивидуальными особенностями, но, невзирая на это, есть отдельные изменения, которые могут наблюдаться ежемесячно в течение всего периода.
К восьми месяцам малыш, как правило, уже может сам садиться, вставать, делать первые неуверенные шаги. Так как он становится более подвижным и тратит большое количество энергии на изучение окружающих его предметов, рост его несколько замедляется. Укрепление мышц и улучшение координации позволяет детям делать разнообразные движения.
Маленький человек крайне импульсивен, и ещё не вполне может управлять своим телом, поэтому взрослым необходимо оберегать малыша от вероятных травм и повреждений, максимально обезопасив пространство вокруг него. К самым опасным местам можно причислить острые углы мебели, розетки, стеклянные и другие бьющиеся предметы, мелкие предметы, которые ребёнок может ненароком проглотить.
К восьмому месяцу дети прибавляют в весе до половины килограмма, а рост их увеличивается примерно на полтора сантиметра. По сравнению с семью месяцами, они могут весить от 8 до 9 килограммов и больше, в зависимости от генетики, не считая того, что мальчики, всегда несколько крупнее.
У детей уже может быть от 4 до 6 зубов, которыми они пытаются разжёвывать кусочки фруктов и печенье. В связи с этим, малыши плохо спят, у них может подниматься температура, возникать отёки и даже нарушаться стул (опорожнение кишечника, в этом случае, становится жидким).
Для таких периодов характерно снижение работы иммунной системы, поэтому ребёнок становится, особенно, уязвимым к различным инфекциям, поэтому нужно следить за тем, чтобы не брал в рот всё подряд.
Из-за того, что в это время реакция детского организма может быть непредсказуемой, врачи не рекомендуют проводить вакцинаций и давать детям новые, незнакомые им продукты.
Также свои особенности имеет и психоэмоциональное развитие ребенка в 8 месяцев, который чувствует себя некомфортно в присутствии посторонних людей, а также, попадая в незнакомую обстановку. В целом, это интересный и плодотворный период, когда малыш способен удерживать в памяти многие вещи, уже умеет подражать взрослым и ведёт себя более социально и самостоятельно.
Что должен уметь ребенок в 8 месяцев
Когда звучит вопрос – что должен уметь делать восьмимесячный малыш, на него нельзя ответить однозначно. Наверное, надо хорошо знать наследственность, физические данные, особенности поведения и даже уже проявляющийся характер ребёнка. А кто, как не родители, лучше всего об этом осведомлены? Поэтому нет смысла сравнивать своего ребёнка с кем-то ещё.
Тем не менее, некоторыми определёнными навыками дети обладать должны:
- самостоятельно садиться, из положения на животе, спине, при этом переворачиваясь и помогая себе ручками;
- сохранять сидячую позу ребёнок должен несколько минут;
- активно ползать разными способами, в большинстве случае, дети делают это на четвереньках;
- стараться вставать, используя опору, делать несколько шагов с помощью маминых рук;
- играть самостоятельно около 10 минут;
- подниматься на одну две ступеньки и аккуратно спускаться;
- знать названия разных бытовых предметов, игрушек, имена родственников;
- уметь захватывать мелкие предметы, перекладывать из одной руки в другую, мелкие вещи брать большим и указательным пальцем;
- знать, как пить из чашки.
Усвоение хороших привычек необходимо стимулировать с раннего возраста. Зная, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, родителям нужно поощрять малыша в желании самостоятельно проводить утреннюю гигиену рта, умывать личико и мыть ручки перед едой. Надо сказать, что некоторые детки в таком возрасте это умеют.
На данном этапе крайне не разумно держать ребёнка в закрытом пространстве, каковым является манеж или некоторые развивающие коврики. Другое дело, что за играми малыша нужен постоянный контроль. Кроме того, ребёнку необходимо непосредственное общение с близкими людьми, особенно, с мамой. Не надо думать, что малыш пока ещё ничего не понимает. К восьмому месяцу он осознаёт не только смысл слов, но и может откликнуться на просьбу, например, подать взрослому игрушку или другой предмет. Также дети хорошо различают интонации, могут радоваться или обижаться, в зависимости от обращённых к ним слов, сказанных разным тоном.
Безусловно, хорошо, если родители имеют возможность заниматься малышом, что, несомненно, ускорит развитие важных навыков и поможет ему научиться управлять своими эмоциями, а значит, и поведением.
Развивающие игры для восьмимесячного ребенка
Понимая, что должен уметь 8 месячный малыш, родителям нужно как можно больше находиться рядом с ним. Это надо, прежде всего, для того, чтобы научить его играть, ведь самым лучшим является наглядный пример.
Помимо того, что с детьми необходимо постоянно разговаривать, показывать им различные предметы, объяснять их назначение, малыши нуждаются в игрушках, поскольку именно через игровой процесс они постигают все явления внешнего мира.
Развивать у ребёнка фантазию, мелкую моторику, координацию и другие способности помогут:
- мячи размеров, цветов и текстуры;
- большие надувные игрушки – домики, машинки;
- мягкие кубики, пирамидки, конструкторы по возрасту из небольшого числа элементов;
- сортеры с фигурными прорезями и набором специальных деталей;
- резиновые фигурки животных и их детёнышей;
- бизиборды – развивающие доски;
- толокары – специальные каталки, помогающие ребёнку научиться ходить.
Необязательно покупать детям дорогие игрушки, некоторые из новомодных игр можно сделать собственными руками или доверить отпрыску выполнение маленького несложного поручения. Главное, поддерживать малыша в стремлении к изучению всего нового и незнакомого.
Когда взрослые спрашивают что нужно уметь в 8 месяцев девочке, можно понять их интерес, ведь в доме растёт маленькая хозяюшка. Исходя из того, что малышки развиваются быстрее, чем мальчики, почему бы маме не взять это на заметку и научить свою дочь помогать ей с раннего детства – она вполне сможет вытереть пыль с низкой тумбочки или будет вместе с родительницей месить тесто и лепить из него пирожки для своих кукол? С таким же успехом мальчик может сложить свои игрушки в коробку по просьбе старших, подать отцу полотенце или полить цветы.
Всё, чем бы не занимались девочка и мальчик, уметь в 8 месяцев абсолютно всё невозможно, но, будь то развивающие игры, прятки, помощь взрослым, все эти занятия станут для них бесценной информацией и помогут адаптироваться ко взрослой жизни.
Режим дня восьмимесячного малыша
Средняя продолжительность сна у малыша, по-прежнему, составляет около 15 часов, 10 из которых приходится на ночной отдых. Днём некоторые дети предпочитают спать всего два раза и неохотно ложатся ближе к вечеру, поэтому родителям необходимо, чтобы они проводили часы бодрствования активно и чаще бывали на свежем воздухе. Прогулки, в основном, происходят утром до обеда и в послеобеденное время с 15 до 17 часов.
Сон остаётся важным показателем здоровья ребёнка, поэтому маме и папе необходимо создавать нормальные условия для спокойного отдыха своего сына и дочери.
В число таких требований входит:
- чистое бельё и одежда из натуральных материалов;
- температурный режим (+20-21 градус);
- оптимальная влажность – около 60%;
- отсутствие шума, яркого освещения;
- вечерние ритуальные действия – сказка, купание и многое другое.
Кормят детей до 5 раз в день, причём, грудное молоко и молочные смеси дети употребляют во время завтрака и перед сном. В остальное время они питаются фруктовыми, овощными и мясными пюре, кашами, двухкомпонентными супами, соками, детским печеньем и сухариками без содержания сахара.
Детки-искусственники в это время уже знакомятся с кисломолочными продуктами – в их рацион постепенно вводится домашний, самодельный творожок на простокваше и сметане, кефир, куриные желтки.
Важно, чтобы каждый день протекал по продуманному заранее сценарию, тогда каждое действие и событие в жизни ребёнка будет более осмысленным и плодотворным. Нередко отсутствие такого расписания и является той причиной, по которой взрослым не всегда удаётся проводить со своими детьми больше времени. Понимая, что должен уметь ребенок в 8 месяцев, не надо воспринимать это буквально.
Развитие ребенка в 8 месяцев: видео
Малыш растёт не сам по себе, а каждый день перенимает опыт своих близких. Если же они уделяют общению с ним, хотя бы, час-другой каждый день, это обязательно даст прекрасные результаты в виде новых умений, стремления к получению информаций и активной жизненной позиции в будущем.
Ребенку 8 месяцев: что умеет малыш, развивающие игры и упражнения.
Ребенку 8 месяцев: особенности развития ребенка в 8 месяцев, развивающие игры и упражнения.
Ребенку 8 месяцев: что важно знать о развитии малыша и что делать
Возраст 8 месяцев – один из определяющих в развитии ребенка. К концу месяца заканчивается целый период развития младенца (от 6 до 8 месяцев).
Из этой статьи Вы узнаете:
- особенности социального развития ребенка,
- особенности познавательно-речевого развития ребенка 8 месяцев,
- особенности физического развития,
- развивающие игры и упражнения для ребенка 8 месяцев,
- что умеет малыш к концу месяца и к концу важного трехмесячного периода его развития.
Особенности социального раз вития ребенка в возрасте 8 месяцев
Одна из ведущих линий развития ребенка в 8 месяцев – социальное развитие, которое переходит в этот месяц на новый виток.
Первая особенность. Деловое общение. Малышу очень хочется узнать, что за предметы его окружают, что с ними можно делать, как их использует мама. Для него недостаточно просто ласки, он требует делового общения с близким взрослым и с интересными предметами. Малыш начинает подражать взрослым – готов взять в руки чашку и ложку, выполнить движения в потешках.
Вторая особенность – новое в общении со взрослыми. Ребенок в 8 месяцев хорошо чувствует отношение людей к себе. Ребенок уже понимает Ваше эмоциональное отношение к жизненной ситуации, в которой он сейчас находится. Если его ругают – он на это эмоционально реагирует. Никогда не ругайте его, оценивая личность целиком («Какой ты вредина!»), лучше скажите: «Я так не разрешаю делать» или «Ты такой замечательный. Я тебя так люблю. Но сейчас ты меня огорчил». Это относится не только к возрасту 8 месяцев, но и ко всем другим возрастам детей.
Нужно учесть, что в возрасте 8 месяцев малыш не может управлять своим поведением, руководствуясь требованиями взрослых или их запретами. Поэтому гораздо результативнее и проще переключить его на другое дело или другой предмет, чем запрещать.
Он начинает наблюдать и за другими детьми, за старшими сестрами и братьями.
К концу этого месяца развития ребенок начнет ориентироваться на оценку его действий, т.е. он повторяет одобряемое действие и прекращает неодобряемое действие. Он радуется поощрениям и сердится или обижается в ответ на порицание. Поэтому нужно быть особенно внимательным к тому, когда и как мы хвалим малыша и когда его порицаем. В возрасте 8 месяцев для ребенка очень важны совместные действия со взрослым, побуждающие малыша к подражанию взрослому – просьбы «дай», «покажи» и другие.
Третья особенность – эмоциональная привязанность к маме или другому близкому взрослому. Малыш очень нуждается в этом нежном возрасте в эмоционально положительных взаимоотношениях с мамой и в позитивном настрое в целом в семье. Ему нужно, чтобы при пробуждении с ним поговорили, назвали его по имени, прочитали потешку или спели песенку, погладили по головке, а может быть и потанцевали. Вместе с малышом утром можно уже здороваться с игрушками: «Здравствуй, зайка! Здравствуй, ляля!» Очень важно, чтобы при ребенке в семье не ругались и не выясняли отношения, малыш это чувствует.
Четвертая особенность. Малыш в этом возрасте более самостоятельный и многое уже может делать сам. В совместных играх с игрушками с ребенком 8 месяцев разумный взрослый не спешит всё сделать за ребенка, а даёт ему возможность попробовать самому. Если всё получается – нужно предоставить ему полную самостоятельность.
Но — очень важно, чтобы в игре был хороший результат и чтобы малыш уже в этом возрасте получил положительные впечатления от сотрудничества с людьми. Поэтому если у малыша не получается, то взрослый ему помогает.
В 8 месяцев Вы можете уже называть ребенку запреты, то есть говорить ему «нельзя» — в случаях опасных для жизни ребенка. Но запретов не должно быть много. Нам, взрослым, нужно позаботиться о том, чтобы малыш чувствовал себя в безопасности и о том, чтобы мы как можно реже что-то ему запрещали.
Игры для сенсорного развития и развития действий с предметами с ребенком 8 месяцев
Главная для малыша деятельность в 8 месяцев – это деятельность с предметами. Он может соединять и разъединять детальки, вкладывать и выкладывать их обратно и делать много других действий. Причем движения ребенка в 8 месяцев становятся более точными и четкими.
Для развития речи очень важно сопровождать все игры с предметами своей речью – комментировать происходящее, развивая понимание речи: «возьми», «покажи, где», «на», «дай», «собери игрушки».
Начиная с восьмого месяца жизни, в 8 месяцев и далее у ребенка в коре головного мозга начинает полностью функционировать отдел, регистрирующий и хранящий воспоминания. Поэтому он уже действует целенаправленно, воспроизводя свой опыт и добиваясь результата: мнет, просовывает и высовывает, вынимает, открывает и закрывает, нанизывает и снимает со стержня, бросает и поднимает, ударяет в барабан или бубен. Малыш любит много раз повторять одно и то же действие, что закономерно, ведь для него главное – это повторение чувственных впечатлений и желаемого результата.
Это нужно знать:
— С целью развития тактильной чувствительности очень полезно предлагать малышу развивающие игрушки разной фактуры (гладкие, шершавые, пушистые, мягкие, твердые, прохладные, теплые).
— В возрасте 8 месяцев уже пора учить малыша пинцетному захвату (большой и указательный пальчик схватывают предмет как пинцетик, пальчики смыкаются почти по всей длине) и щипковому захвату (смыкаются подушечки большого и указательного пальцев). Для этого давайте ребенку захватывать самые разные ленточки и шнурки, яркие нитки. А потом медленно, играя, вытягивайте их из ручек малыша –он будет стараться их ухватить и удержать пальчиками.
— Также малышу можно предлагать предметы разной величины для вкладывания их в коробку или в ведерко – малыш будет брать крупные предметы горстью, а мелкие – кончиками пальчиков, так как горстью их не возьмешь.
— Очень удобно использовать устойчивые бутылки и банки с узким горлышком – малыш вместе с Вами будет пальчиками вкладывать в них мелкие предметы, а затем пересыпать их в коробку. Всей ладошкой мелкий предмет в узкое горлышко не просунуть. Поэтому это хорошее упражнение для пинцетного и щипкового захвата мелких предметов.
Игра 1. «Коробка с игрушками». Разработана Л.Н. Павловой
Вам понадобится картонная коробка (примерный размер стороны — 40 см), ленточка и несколько мелких игрушек размером от 3 до 7 см.
Как сделать коробку для игры с ребенком:
— Сделайте на противоположных сторонах картонной коробки отверстия (например, слева на стенке коробки и справа на стенке коробки). Размер отверстий – 15 Х15 см.
— Все мелкие игрушки привяжите цепочкой на атласную ленту (зверюшки, колокольчик, шарик, кубик и т.д.) Ленту пропустите через отверстия в коробке и свяжите ее концы.
— У Вас получится гирлянда с игрушками, которая помещается в коробку и может выходить из нее (такую деталь в современных развивающих книжках для малышей часто называют «перетягивалка»).
Как играть с коробкой:
— Покажите малышу способ действия с коробкой: потяните за ленточку так, чтобы из коробки появилась игрушка, потом вторая, третья, четвертая, пятая. Дайте малышу поиграть с ними, потрогать, рассмотреть.
— Дайте малышу самому подействовать с коробкой, подтягивать ленту чтобы достать игрушки из коробки. Если не получается – помогите ему (можно использовать способ «рука в руке» — возьмите ручку ребенка в свою руку и действуйте вместе, потом уберите свою руку)
— Развяжите ленту и положите ее в коробку так, чтобы выглядывал только один конец. Потяните за конец (или пусть малыш сам это сделает). Дайте малышу вытащить все игрушки из коробки. Когда все игрушки будут вытянуты из коробки, покажите пустую коробку ребенку и скажите «Нет ничего! Пусто!»
Варианты игр: меняйте игрушки на ленте. Можно взять предметы одной формы, но из разных материалов (шарики вязаный, сшитый, пластмассовый, деревянный, меховой). Или взять одну форму, но разный цвет (колькольчики разных цветов, вязаные зверюшки разных цветов, кубики разных размеров и цветов). Для деталей ленты можно использовать части погремушек, которые Вы раньше давали малышу.
Игра 2. «Колечки»
Вам понадобится 5 колечек пирамидки (можно использовать одноцветную, но если такой нет- то берите разноцветные колечки). Не давайте в ходе игры стержень пирамидки ребенку — держите его в своих руках!
Как играть: наклоните к малышу стержень с кольцами пиримидки (очень важно чтобы стержень был наклонен к ребенку!) Попросите его снять колечки: «Машенька! Сними колечко!». Когда ребенок снимет все колечки, скажите ему: «Нет колечек. Машенька сняла все колечки!». Потом снова наденьте кольца на стержень. Малыши могут с удовольствием повторять одно и то же действие — снимать колечки. Дайте ему это сделать. Наполняйте стержень кольцами — и пусть он снова их снимает. Повторите несколько раз пока малышу интересно. Заканчивать игру с колечками нужно тогда, когда она еще интересна ребенку.
Так же можно играть с разноцветными бочонками или ведерками – вкладышами, мисочками или тарелочками (ставить их стопкой друг на друга и потом расставлять – разбирать обратно)
Игра 3. Пуговицы
Нашейте на наволочку пуговицы разных размеров, формы, цвета, фактуры (пуговицы должны быть пришиты очень прочно, чтобы обеспечить безопасность ребенка). Рассматривайте их с малышом, обязательно дайте малышу возможность погладить пуговицы (почувствовать разные фактуры), обвести их по контуру пальчиком (круглая пуговица или пуговица с уголками разные по тактильным ощущениям). Называйте цвет, размер пуговки (большая, маленькая), фактуру (гладкая, шероховатая). Да, малыш еще не говорит, но он слышит Вас и запоминает слова, выделяет из потока Вашей речи знакомые слова.
Аналогично можно сделать для рассматривания и обследования с ребенком гирлянды, нанизав на ленту разноцветные кубики из разных материалов и разной фактуры (в них надо проделать отверстия для нанизывания) или мелкие игрушки разной формы и размера.
Игра 4. «Вышел зайчик погулять» — Ширма
Сделайте простую ширму (накройте платком спинку стула или кроватки). Приготовьте игрушку – например, зайчика. Малыш сидит в кроватке, а Вы спрячьтесь за ширмой с игрушкой. Начните за ширмой читать стишок:
«Раз-два- три – четыре –пять. Вышел зайка погулять». Если у Вас другая игрушка- замените слова стишка: «Вышел мишка погулять» или «Вышла ляля погулять».
После чтения строчек покажите ребенку игрушку – зайчика над ширмой с ее края.
Малыш начнет ожидать появления игрушки то на одном конце ширмы, то на другом ее конце.
Игра 5. Высыпаем из пакета (вынимаем из ведра, коробки или другого предмета)
В этой игре мы научим ребенка переворачивать емкости и высыпать из них содержимое.
Возьмите чистый пакет из-под молока и положите в него мелкие игрушки. Подготовьте второй аналогичный пакет для малыша. Все используемые игрушки или предметы должны быть безопасными для ребенка. Возьмите пакет и быстро высыпьте из него игрушки: «Бах! Упали!». Пусть малыш тоже перевернет пакет и высыплет все игрушки: «Бух!Бух! Упали!».
Игра 6. Коробочка ощущений
Для ребенка 8 месяцев очень интересное занятие – перебирать лоскутки ткани разной фактуры и цвета, толщины. Положите в коробку лоскутки размером 10Х10 см разных тканей (вельвет, бархат, хлопок, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, искусственная кожа). Добавьте туда и квадратики других материалов – дерева, пластмассы, резины.
Игра 7. Знакомимся с чашкой. Автор – Ю.А. Разенкова
Посадите малыша на колени. Поставьте на стол небольшую чашку. Покажите ее малышу: «Вот какая чашка!» Поднесите чашку ко рту, делая вид, что Вы из нее пьете и говорите: «Пей, пей» (это слово будет потом понимать ребенок, когда услышит его в Вашей речи – поэтому важно сказать слово именно в этой форме). Почмокайте с удовольствием: «Ах, как вкусно!». Предложите чашку ребенку, сказав: «Пей».
Полезный совет: Чашка, из которой пьет малыш, должна быть легкой и небольшой. Наливаем туда совсем чуть-чуть – буквально 2 чайные ложки жидкости. Маленькая порция не испугает малыша, он не поперхнется и не обольется. Желательно, чтобы первая чашка малыша была с двумя ручками (если Вы найдете такую).
Когда Вы кормите малыша ложкой, то в другую ручку давайте ему ложку или корочку хлеба.
Поиграйте с куклой в комление. Положите на игрушечную тарелочку настоящие кусочки хлеба, банана, вареного овоща. Рядом положите ложку. Посадите за стол куклу и «покормите» ее – покажите малышу, как это сделать. Потом дайте ложку малышу и пусть он «покормит лялю».
Игра 8. «Сними шапку»
Натяните на ребенка шапку так, чтобы она налезла немного на глаза. Попросите его стянуть шапку – «Сними шапочку. Вот умница!»
Игра 9. «Туннель для машинки»
Вам понадобится упаковка из-под чипсов (цилиндр) или любой другой «туннель» — цилиндр, сделанный из подручных материалов. Привяжите игрушечную машинку к тесьме, пропустите тесьму через отверстие в дне цилиндра и свяжите концы (получится кольцо).
Потяните за тесьму, и из туннеля «выедет» машинка. Потяните еще – она спрячется. Покажите малышу, как играть с этой игрушкой. Следите за тем, чтобы он тянул тесьму двумя или тремя пальчиками (покажите, как это делается, а при необходимости держите ручку малыша в своей руке). Радуйтесь, когда машинка появляется: «Вот приехала машинка. Би-би!». А когда она исчезает, говорите: «Нет машинки, нет би-би. Уехала».
Речевое развитие ребенка 8 месяцев. Развитие лепета
Что нужно знать родителям о лепете ребенка
Ребенок в 8 месяцев активно лепечет, в его репертуаре появляются новые звуки и слоги. Он понимает свое имя, может найти предмет («Где…?»). В лепете ребенка 8 месяцев повторяются целые цепочки звуков (ба-ба-ба). Постепенно в лепете начинают комбинироваться разные звуки. Чаще всего в лепете встречаются звуки губные (п, пь, б, бь, м, мь), язычно – средненебные (кь, гь), язычно – задненёбные (г, к), гласные а, е.
Наблюдайте за лепетом ребенка. Самое главное, что нужно запомнить и понимать – то, что лепет ребенка должен усложняться и обогащаться. И не сравнивайте своего малыша с другими, главное для Вас – динамика лепета своего ребенка, а не количество звуков на сегодня в сравнении с соседским малышом.
Лепеча, малыш играет со звуками, он повторяет слоги с разной интонацией, он может лепетать и один, и в присутствии мамы. Очень важно, чтобы мама «поддержала» малыша в его лепете, повторяя за ним его слоги. Возможно, малыш повторит слоги и за Вами. Возникнет перекличка.
Это очень важная игра звуков для своевременного и полноценного развития речи. Чаще всего малыш в таких перекличках повторяет те слоги, которые мама выделит голосом, например, протянет гласную или скажет интонационно выразительно. В перекличках нужно находиться лицом к лицу с ребенком и так, чтобы его ничто от Вас не отвлекало. Если Вы ранее никогда не перекликались с малышом, попробуйте начать с простых гласных, повторив за ребенком. Например, потяните: «Ааа» с какой-либо интонацией (вопросительной, восклицательной). Попросите малыша: «Скажи и ты ааа».
Обычно же в этом возрасте уже можно играть с ребенком в переклички слогами. Не добивайтесь от малыша результата – просто играйте, повторяйте слоги сначала за ним. Потом вводите новые звукосочетания сами и говорите их малышу, «отвечая» ему. И потом настанет момент, когда малыш повторит за Вами.
Научные исследования говорят нам о том, что лепет возникает в одно и то же время у здоровых детей всех народов, независимо от национальности, социальных условий проживания семьи. Т.е. лепет – это определенный уровень созревания организма. Лепет есть и у детей с нарушениями слуха, но он далее не развивается у таких деток.
Нужно понимать, что даже если в лепете ребенок в 8 месяцев повторяет слоги типа бабаба или мамама – это еще не слова, это только лепет, так как в этом возрасте еще нет связи между цепочкой слогов и значением слов. Эта связь – звучания слов и их значения – начнет формироваться позже. В 8 месяцев даже если Вы будете стимулировать ребенка повторять звукосочетания, он с удовольствием продемонстрирует свои достижения папе, бабушке или дедушке, назвав их… мамамама! 🙂
К концу месяца у малыша возникнет новый вид лепета – он называется «словесный» или «модулированный» лепет . Это лепет со сложными комбинациями звуков, например: «гласный – согласный – гласный» (аба, ата и другие варианты). А к концу первого года жизни из такого словесного лепета появятся первые такие долгожданные слова ребенка.
Тревожные признаки, связанные с лепетом ребенка 8 месяцев, на которые нужно обратить внимание:
Первое. У глухих деток лепет появляется в те же сроки, что и у обычных детей. Но далее малыш лепечет всё меньше и меньше, не наблюдается усложнения лепета. О чем это говорит? Если это наблюдается у Вашего малыша – нужно показаться врачу. Возможно, тревоги будут напрасными, но лучше перестраховаться, чем недостраховаться. А еще это говорит о том, что для развития лепета очень важно, чтобы ребенок слышал обращенную к нему речь взрослого человека. Иначе лепет затухает.
Второе. Если у ребенка в 8 месяцев нет лепета, а лепет появился только после 10 месяцев – то это свидетельствует о возможном риске в будущем проблем в плане развития речи. Такое явление часто наблюдается у деток с алалией, дислексией, а также у аутистов. Надо наблюдать за малышом и консультироваться со специалистами.
Третье – когда надо обратиться к врачу:
- Если у ребенка нет в лепете сочетаний согласный – гласный, а ребенку уже 8 месяцев,
- Если Вам просто нечего повторять за ребенком 8 месяцев в перекличках, так как он говорит только отдельные похожие на гласные звуки,
- Если нет динамики в развитии лепета ребенка (в норме малыш переходит последовательно от этапа к этапу. Сначала: слоги типа ба. Потом – цепочки слогов, например, бабаба, гагага, дадада, дидиди, титити, татата. Затем — к разнообразным цепочкам лепета – бапуменидя, и в конце концов к лепетным словам – дядя, деда, тетя)
- Если ребенок начал лепетать и перестал,
- Если ребенок никогда не повторяет за Вами никаких звуков и звукосочетаний.
Как развивать речь малыша: рассматривание картинок
В 8 месяцев уже можно с малышом рассматривать картинки, и это очень полезно. Можно показывать ребенку не только отдельные картинки, но и картинки в книжках – реалистичные, яркие, без отвлекающих деталей, в понятном ракурсе. Конечно, малыш будет пробовать картинки даже на вкус, мять, сжимать, т.к. он еще не понимает ценности книги. Для него книга или картинка – это обычный предмет, который обязательно надо обследовать со всех сторон. Со временем это пройдет.
Рассматривая книжки и картинки, называйте то, что Вы видите: «Это мячик. Это чашка. Это котик мяу-мяу». Не надо «дрессировать» малыша, уча его как в школе: «Где мячик? Нет, это не мячик. Покажи, где мячик», и не надо от него ничего требовать. Наступит минута, когда он сам Вам «выдаст» всё то, что умеет. А пока пусть смотрит картинки с удовольствием и радостью. Поощряйте все попытки рассмотреть книжки и интерес к ним. Если ребенок ошибается при рассматривании картинок – например, Вы попросили показать лялю (то есть куклу), а он показал мишку, то скажите: «Ты показал мишку. А вот ляля», не повторяя ошибки. Поясню на примере.
Неправильный вариант: «Это не ляля. Ты неправильно показал. Вот ляля. А это был мишка. Покажи, где ляля» — малыш запутается в Ваших репликах, в которых употребляется то одно, то другое слово.
Правильный вариант: «Это мишка. А это ляля» (указательные жесты на картинки) — всё четко, понятно, без излишних слов, причем – это важно – с интонацией одобрения действий ребенка!
Рассматривая картинки и книжки, называйте, как говорят животные: «Это лягушка. Она говорит: ква-ква. Это мышка, она пищит: пи-пи-пи».
Помните, что главное – это Ваша радость от общения с малышом, а не достижение Вами запланированных результатов. Без радости не будет результатов! Мы не можем форсировать события и добиваться от ребенка, чтобы он именно сегодня сказал определенный слог. Придет время – и скажет обязательно. Если же ругать, что он делает неправильно – то только отобьем всякое желание заниматься с картинками и книжками.
Как развивать речь по ходу обычной жизни: комментирование
Очень важно разговаривать с малышом, комментируя свои действия и его действия, но при этом говорить медленно, не спеша, четко: «Дай мне ручку, давай оденемся. Где твоя ручка?». Как нужно комментировать:
— Обязательно делайте паузы, чтобы мог получиться диалог – и чтобы малыш мог ответить Вам жестом, улыбкой или звуками и слогами.
— Ребенку в 8 месяцев нужно еще время чтобы отреагировать на Вашу реплику. Дайте ему время для ответа.
— Вредно как и полное молчание, так и речь как постоянный шум – фон для жизни малыша. Нужно найти золотую середину.
— Привлекая внимание малыша, называйте предметы, людей, действия, свойства и качества. Это основа для дальнейшего развития речи ребенка.
— Знайте, что Вас никогда не заменить никакое так называемое «развивающее видео» или «развивающее аудио» 0+. Слова малыш усваивает только в реальном жизненном общении с близким взрослым, в котором он действует с предметами. Из видео, то есть из речи чужого дяди или тети, сопровождающейся мельканием картинок на экране, слова не усваиваются. Это уже доказано и в отечественных и в зарубежных исследованиях.
Игры с ребенком 8 месяцев для развития речи
Игра 1 «Где?»
Привлеките внимание малыша, назвав его по имени и начав с ним говорить. Можете разыграть, как будто Вы потеряли малыша и вдруг нашли: «Вот наша Анечка! Вот она – наша деточка!».
Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Где мама? Вот мама! А где Анечка? Вот Аня!» (рукой дотрагиваемся сначала до себя, потом до ребенка). Говорите медленно, интонационно выразительно, делайте паузы, тараторить с малышами нельзя.
Потом найдите знакомые предметы в комнате: «Где ляля (кукла)? Где машинка би-би?»
Затем покажите новую игрушку и назовите ее облегченным словом: «Это часики тик-так» (сначала говорим обычное слово, затем звукоподражание). Звукоподражания подбирайте такие, чтобы ребенок мог их произнести в своей лепетной речи.
Игра 2 «Где мой носик?»
Возьмите малыша на ручки и подойдите к зеркалу. Начните говорить стишок и дотрагивайтесь до носа, щек, ушек, ротика, шеи и так далее по тексту: «Носик, носик, где ты, носик? Ротик, ротик! Где ты, ротик? Ушки, ушки, где вы, ушки?» И дальше импровизируем продолжение, перечисляя разные части тела.
Игра 3. «Прыгаем и говорим».
Вам понадобится большой гимнастический мяч. Если мяча нет, то можно прыгать и на диване.
Сядьте на гимнастический мяч, ребенка посадите на колени, обнимите его. Начинайте ритмично подпрыгивать, в ритм произнося разные слоги: «Да-да-да. Та-та-та! Ду-ду-ду, ма-ма-ма. Тпру-тпру-тпру! Му-му-му. Так-так-так. Вот-вот-вот. Гоп-гоп-гоп». Подходят и песенки или потешки с повторяющимися слогами. После каждой фразы делайте паузу, чтобы малыш смог Вам ответить. Играйте с удовольствием – это не школьное упражнение, а веселое общение!
Игра 4. «Поем слоги».
Возьмите любую звучащую игрушку – например, погремушку. Одну возьмите себе, одну дайте малышу. Напевайте любую любимую Вами мелодию народной или детской песенки и ритмично гремите погремушкой. Сначала спойте песню с обычными словами. Спрячьте погремушку за спину: «Ой, где погремушка? Нет погремушки! Где она? Вот она!».
Затем повторите игру с погремушкой, но песню пойте на один и тот же слог. Выберите тот слог, который уже может произнести Ваш малыш (например, пойте мелодию на «мамама» или на «папапа»). Такой песенкой мы стимулируем малыша к произнесению лепетных звуков и их подпеванию. Игра разработана Ю.А. Разенковой
Особенности физического развития ребенка 8 месяцев
Что нужно знать родителям о физическом развитии младенца в 8 месяцев
Обычно ребенок 8 месяцев живет примерно по такому режиму (хотя все детки очень индивидуальны): 2 часа бодрствует, 2 часа спит, ночью спит 10-11 часов, кормление – 5 раз в день. Конечно, это очень приблизительная схема.
Самое важное движение для ребенка в физическом развитии в возрасте 8 месяцев – это ползание. Очень вредно, если ребенок, не ползая, сразу же начинает ходить (это бывает, если малышу не разрешают ползать).
Во время ползания создаются благоприятные условия для развития мышечной массы, развиваются симметричные движения крупных мышечных групп тела, формируются мышцы спины и брюшного пресса.
Если ребенок не ползал, а сразу же начал ходить, то он не готов удерживать тело в вертикальном положении. В результате – ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и предпосылки к нарушению осанки. Создайте все условия, чтобы Ваш малыш в 8 месяцев активно ползал!
И не спешите со стоянием, не торопитесь – идите за своим малышом, присматриваясь именно к его особенностям в развитии.
Самое важное, что нужно уяснить в плане физического развития ребенка в 8 месяцев: Для ребенка наиболее важно и ценно овладеть моторными функциями (то есть движениями с изменением положения тела в пространстве), и лишь затем – статическими (то есть удержание тела в одном положении в пространстве). Поэтому для малыша важнее научиться садиться и вставать, а не научиться долго неподвижно стоять на месте.
Когда ребенок начинает ползать, что такое «правильное» и «неправильное» ползание ребенка, какие упражнения готовят ребенка к ползанию читайте в цикле статей:
- комплекс развивающих упражнений гимнастики для самых маленьких.
- для детей с особенностями в развитии и задержкой физического развития.
Более подробно о том, как малыш учится сидеть и какие физические упражнения развивают умение присаживаться и чувство равновесия — в статье
Игры для физического развития ребенка в 8 месяцев
Упражнение 1 «Доползи до погремушки»: стимулируем к ползанию.
Встаньте на расстоянии от ребенка в 1.5-2 метра, покажите погремушку, позвучите ей: «Вот как погремушка звенит: динь – динь- динь –динь. Анечка, послушай. Ползи к ней». Малыш подползает к погремушке и берет ее в руки, играет с ней, рассматривает. Затем взрослый берет погремушку и отходит в другой конец комнаты и снова предлагает ребенку подползти к ней. Игра повторяется 3-4 раза.
В игре можно использовать не погремушку, а любую другую игрушку, которая будет интересная малышу.
Упражнение 2 «Достань игрушку». В этой игре мы побуждаем малыша вставать и стоять, держась за барьер.
Положите на барьер (барьер манежа или детской кроватки) яркую игрушку, привлеките к ней внимание малыша. Ребенок, держать за перекладины кроватки или манежа, встает и берет игрушку.
Упражнение 3: учимся переступать, держась за барьер
Малыш стоит, держась за барьер. Отойдите на небольшое расстояние и покажите игрушку, позовите малыша: «Ванечка, иди, возьми». Малыш, держась за барьер, делает несколько шажков – переступает ножками, передвигаясь к игрушке. Начинайте с минимального расстояния. Когда малыш уже уверенно будет переступать – расстояние увеличивайте. Каждый раз показывайте что-то новое, что привлечет ребенка.
Упражнение 4 «Догони мяч». Развиваем ползание.
Поиграйте с малышом с мячом, предлагая его догнать. Когда малыш догонит мячик (он ползет рядом с ним), предложите малышу самому оттолкнуть мячик и догнать его.
Упражнение 5. «Прятки». Стимулируем ползание.
Покажите малышу игрушку, назовите ее, привлеките внимание к игрушке, а затем спрячьте игрушку под платочком. «Где мишка?» Снимите платочек: «Вот мишка».
Затем уберите игрушку на расстояние примерно 2 метра от малыша и снова накройте платочком: «Где мишка? Анечка, найди мишку». Малыш ползет к игрушке, поднимает платочек и находит ее. Похвалите малыша: «Вот умница! Нашла мишку!».
Упражнение 6. «Догонялки» — развиваем умение ползать.
Имитируйте погоню: «Догоню-догоню-догоню Машеньку. Догоню!», побуждая малыша ползти быстрее. Догнав ребенка, возьмите его на ручки, обнимите, поцелуйте и подбросьте вверх (сделайте то, что так любит Ваш малыш). А потом повторите веселую игру в догонялки.
Что может ребенок 8 месяцев к концу месяца (то есть к девяти месяцам):
- после показа действий взрослым проталкивать предмет через отверстие в коробку,
- долго сам заниматься с игрушками – вынимать, выкладывать и вкладывать детали, используя пальцевой захват,
- снять предмет со стержня или с опоры (снять колечки со стержня, которые наклонен к ребенку и находится в горизонтальной плоскости, снять крупные шары — бусины с ленточки, которая находится в горизонтальной плоскости),
- разъединять предмет на части (вытащить грибки из деревянной панели, вытащить деревянный втулки из отверстий в игрушке),
- снимать крышки с коробок,
- держать в обеих руках по игрушке (Причем если появляется третья игрушка, то ребенок выпускает из рук одну из игрушек и берет в эту ручку новую)
- действовать с предметами в зависимости от их свойств и качеств: катать шарики, вынимать мелкие предметы из коробки, заглядывать в дырочку в колечке и так далее,
- эмоционально реагировать в соответствии с ситуацией порицания или одобрения, обижаться в случае резкого тона взрослых в речи, адресованной ему,
- скучать по любимому взрослому и добиваться его внимания к себе (выбрасывать игрушки, хныкать чтобы привлечь внимание и т.д.),
- в случае неудачных попыток что-то сделать переживать или даже плакать,
- легко вступать в контакт с близкими взрослыми, проявлять негативные реакции при навязывании общения незнакомым взрослым,
- стягивать с головы шапочку,
- проявлять самые разные эмоции: радость, грусть, обида, интерес, удовольствие и другие,
- на вопрос «где» находить в комнате уже знакомые предметы (даже если они находятся в непривычном месте),
- понимать слова «дай», «вставай», «на», «ложись», «иди», «да», «нет», «бах – упал» и другие, которые Вы используете в общении с ребенком,
- понимать назначение предметов – ложки, чашки, тарелки и других, которые Вы часто используете с малышом,
- подражать взрослому слогами, которые уже есть в его лепете,
- выполнять просьбы взрослого – заученные движения: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Ку-ку»
- громко и активно лепетать в периоды бодрствования, повторять звуки с разной интонацией, вслед за мамой повторять звукосочетания,
- пить из чашки, которую держит в руках взрослый,
- есть кусочек (например, хлеба, печенья, банана, вареного овоща), который сам держит в руке,
- самостоятельно садиться и ложиться; вставать, держась за барьер; активно ползать; переступать (именно переступать, а не ходить), держась за опору или при поддержке за обе руки; вставать на колени у опоры и удерживаться в таком положении;
- бросать предметы с замахом,
- различать свое имя и имена близких людей (например, имя сестры или брата),
- опускать голову по направлению к звуку, источник которого находится ниже уровня его глаз (например, колокольчик),
- искать взглядом спрятанную у него на глазах игрушку,
- слушать тихие звуки (например, прислушиваться к тиканью часов), улавливать знакомую мелодию.
Желаю Вам радости общения с Вашими малышами! Наверняка, Вы придумаете свои игры и затеи для развития ребенка. Очень буду рада, если статья Вам помогла.
Буду благодарна за комментарии и отзывы:). До новых встреч на «Родной тропинке!