Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
Жабина Ирина ВладимировнаДолжность, место работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: представленная публикация будет интересна родителям, сотрудникам детских учреждений, которые занимаются воспитанием и развитием детей дошкольного возраста.
Цель: обобщение знаний о значении игры для детей дошкольного возраста.
Задачи:
акцентировать внимание на важности игры для ребенка;
формировать ценностное отношение к здоровью детей;
систематизировать знания педагогов и родителей по организации игровой деятельности дошкольников.
Игра - наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Игра украшает, заполняет яркими событиями детскую жизнь, доставляет радость, способствует развитию всех сторон личности ребенка. Поэтому, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре работает мысль; воспитывается воля и характер, формируются нормы поведения, взаимоотношения с окружающими людьми, чувство коллективизма. Именно игра дает дошкольнику возможность активно действовать и познавать окружающий мир. Через игру ребенок обогащает свой жизненный опыт, особенно если партнером по игре выступает взрослый, который может грамотно и ненавязчиво руководить игрой. Однако, довольно часто современные родители заблуждаются в том, что ребенку для игры необходимо только приобрести игрушки, а поиграет он как-нибудь сам. Но имея много игрушек, дети почему – то не проявляют к ним интерес. А больше времени проводят за телевизором или компьютером.
Игра жизненно необходима для здоровья ребенка и его физического развития. Так как же добиться того, чтобы игра заняла особое место в воспитательном процессе и оказывала влияние на всестороннее развитие ребенка? Для того, чтобы дети с удовольствием играли родители могут сделать атрибуты к сюжетно-ролевым играм: космонавты, моряки, почта и др., сшить халатики, куртки, колпаки, кондукторские и почтовые сумки, фартуки, одежду и постель для кукол. Большое значение для укрепления здоровья ребенка и его физического развития имеют игры на свежем воздухе. Во время прогулок нужно организовывать различные игры, в том числе и ролевые. Необходимы детям для игр и игрушки – самоделки. В сочетании с игрушками, купленными в магазине, они дают больше возможности для развития игрового творчества.
С целью обогащения знаний детей об окружающем мире и отражения этого в играх родителям следует проводить экскурсии, подбирать соответствующие художественные произведения. Наблюдения детей на экскурсиях необходимо дополнять объяснением взрослых, рассказами и чтением. Внимание детей в первую очередь направляется на деятельность взрослых, которые находятся рядом с ними. Их жизнь, деятельность входят в содержание игр детей. Поэтому в беседах с дошкольниками обязательно необходимо обращать внимание на форму и тон общения взрослых с детьми.
В настоящее время в соответствии со Стандартом реализация дошкольного образования осуществляется на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. В дошкольном возрасте таким видом деятельности, конечно же, является игра. Поэтому образовательная ситуация, построенная в игровой форме, имеет большее педагогическое и развивающее значение в сравнении с занятием по типу школьного урока. Таким образом, с введением ФГОС ДО ценность игры еще больше возрастает.
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».
С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру.
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать-познавать-творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка-ИГРУ, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС необходимо опираться на нормативно –правовые документы.
Это принципиально новые документы модернизации системы дошкольного образования, такие как, Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2014г.№03-51-46 ин/14-03 Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013г.№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26» Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и оргаизации режима работы дошкольных образовательных учреждений». Данные документы внесли значительные коррективы в определение правового поля содержания системы дошкольного образования, раскрыли необходимость пересмотра организационных и содержательных аспектов дошкольного образования, и во многом решают вопросы, связанные с развитием игровой деятельности детей-дошкольников.
В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых является технология игрового обучения. Уже сегодня в дошкольной педагогике начинают активно говорить об этих технологиях и вводить их в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Образовательные технологии деятельностного типа, к которым как выше мы сказали, относится технология игрового обучения,-это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основные индикаторы технологии игрового обучения как представителя деятельностных технологий- это наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативность, возможность индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.
Успешной реализации игровой деятельности и повышению у дошкольников эффективности развития игры способствует ряд условий:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание, игры, а вовлечение в нее. Исключение игр слишком азартных: на деньги и вещи, игр, содержащих в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали. В игре недопустимо унижение достоинства ее участников, в том числе и проигравших. Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил).
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации игровых технологий детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков); осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроением, организацию непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью). Это позволит детям одновременно организовать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу. Важно обеспечить доступность ко всем элементам развивающей предметно-игровой среды, условия изолированности (“Вижу, но не мешаю”), отбор игр, игрушек, игрового оборудования, место для организации игровой среды.
Технология игрового обучения входит в классификацию современных образовательных технологий. И в свою очередь данная технология имеет собственную классификацию, т.к. включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Так же игровая технология должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.
Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ:
- Творческая активность педагога.
- Выбор игры, в ходе которой будут решены задачи – дидактические, воспитательные, развивающие, социализирующие.
- Учет особенностей участников игры.
- Учет времени проведения игры.
В современной классификации игр выделяют игры с фиксированными, открытыми правилами, игры со скрытыми правилами.
Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:
1.Игра как культурная практика: свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.
2.Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.
Игровое обучение направляется комплексом мотивов ребенка:
- Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
- Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
- Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.
Выделяют три типа мотивации:
1.Игровая
2. Мотивация в условиях помощи взрослому
3.Мотивация личной заинтересованности.
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке»,
ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне»
. Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
3 тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :
Нельзя навязывать ребёнку своё видение
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.
Конспект деловой игры для педагогов ДОУ Тема: «Изучаем ФГОС дошкольного образования»
Цель: повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме реализации ФГОС дошкольного образования.
Оборудование : листы бумаги, ручки, извлечение из приказа №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Ход деловой игры:
1. Притча «Рискнуть попробовать»
Цель: выявление своих возможностей.
Ведущий :
"Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Ведущий:
- Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть?
- Какие черты характера характеризуют последнего претендента?
Вывод.
"Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».
Ведущий:
"С 1 января вступили в силу ФГОС дошкольного образования, но готовы, ли педагоги, специалисты, руководители дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) работать по-новому? С вопросом «Что делать?» вроде бы разобрались: все сотрудники ДОУ ознакомились с приказом ФГОС дошкольного образования и обсудили его. А вот вопрос «Как делать?», чтобы осуществить внедрение стандарта в практику работы дошкольных педагогов, специалистов, руководителей, остаётся открытым.
Сегодня каждое дошкольное учреждение занялось поиском возможностей выполнить одну из основных задач дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности» Именно здесь обозначилась проблема: как привести в соответствие с ФГОС ДО образовательную программу ДОУ, в каких условиях, когда? У воспитателей возникает множество вопросов по планированию, организации современного образовательного процесса: воспитатели, Для начала давайте проговорим с вами проблемы, которые непосредственно волнуют каждого воспитателя".
2. Упражнение «О чем печалитесь, Сударыня?»
Цель: выявление проблем связанных с внедрением ФГОС ДО.
Педагоги по очереди обращаются друг к другу со словами «О чем печалитесь Сударыня?» в ответ педагог должен ответить «А печалюсь я Сударыня о том что... » и назвать проблему, связанную с внедрением ФГОС ДО, которая его особенно волнует.
Ведущий вместе с педагогами обозначает общие основные трудности внедрения ФГОС ДО в практику.
Ведущий предлагает педагогам разделиться на 2 группы (по 4-5 человек).
3. Упражнение "Синквейн"
Цель: активизировать познавательную активность педагогов.
Ведущий :
Чтобы справиться с нашими трудностями, нам необходимо разобраться с понятием «ФГОС дошкольного образования». Для этого я предлагаю вам составить синквейн к понятию «ФГОС дошкольного образования». Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк
(Время работы группы семь мин. По окончанию каждая группа зачитывает свои варианты синквейна).
- Существительное 1 слово (заголовок).
- Прилагательные (2 слова).
- Глаголы (3 слова).
- Фраза из 4 слов, в которой автор выражает свое личное отношение к объекту, о котором идет речь.
- Одно слово - существительное (резюме).
Ведущий:
"Взаимодействие педагога с ребенком – центральный процесс в образовании детей дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования ориентирует прежде всего на концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода. В соответствии с этим, основные изменения должны коснуться, прежде всего, содержания образовательного процесса в детском саду. Ключевой фигурой всех изменений является педагог. Обновление содержания, технологий обучения и создание принципиально новой системы оценки качества образования предполагает овладение педагогами знаниями и умениями проектирования педагогической деятельности, соответствующей ФГОС дошкольного образования. Здесь важно разработать критерии оценки качества реализации личностно-ориентированной модели в образовательном процессе позволяющие педагогу эффективно реализовывать образовательный процесс".
4. Упражнение «Я проектировщик».
Цель: разработать критерии оценки педагога по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Ведущий предлагает педагогам на основе требований к психолого-педагогическим условиям реализации ООП разработать критерии оценки качества образовательной деятельности педагога
(Время работы группы 10 мин. По окончанию каждая группа презентует свои проекты оценки качества - см. приложение 1).
5. Подведение итого игры. Рефлексия.
Педагоги заполняют небольшую анкету.
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым запоминающимся?
- Что из увиденного сегодня вы бы хотели использовать в своей работе?
- Ваши предложения, рекомендации, советы.
Приложение 1.
Критерии оценки педагога по организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования
№ - Критерии - Соответствует - Частично соответствует - Не соответствует
1. Педагог обеспечивает эмоциональное благополучие:
1.1. формирует и поддерживает у ребенка положительную самооценку;
1.2. непосредственно общается с каждым ребенком;
1.3. уважительно относится к каждому ребенку.
2. Педагог поддерживает индивидуальность и инициативу: 2.1. создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников, материалов;
2.2. создает условия для принятия детьми решений, выражение своих чувств и мыслей;
2.3. Оказывает недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы самостоятельности в разных видах деятельности.
3. Педагог использует в образовательной деятельности формы и методы работы соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям.
4. Педагог устанавливает правила взаимодействия в разных ситуациях
4.1. создает условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
4.2. развивает коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации;
4.3. развивает умения работать в группе сверстников.
5. Педагог при построении вариативного развивающего образования:
5.1. создает условия для овладения культурными средствами общения;
5.2. организует виды деятельности, способствующие развитию мышления, общения, воображения, и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
5.3. поддерживает спонтанную игру детей, ее обогащает, обеспечивает игровое время и пространство;
5.4. оценивает индивидуальное развитие.
6. Педагог непосредственно вовлекает родителей в образовательную деятельность, в т. ч. создание образовательных проектов, информирование родителей и т.д.
7. Педагог соблюдает образовательную нагрузку в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13
«Игра
— этожизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни,
без которой эта пора была бы бесполезна для человечества
».
С.Т. Щацкий
Ни для кого не секрет,что проблемой нашего времени является отсутствие у современного поколения желания погружаться в сказочный мир игр. Играют не только малые дети, но и животные. Природа дает человеку наглядный пример развития полноценного общества. А мы, часть этой природы, должны учиться у нее. От того каким ребенок войдет в мир игры, зависит его будущее и, не побоимся этого заявления, и будущее нашей страны. Так как от погружения в мир фантазий и грез в детстве уже во взрослой жизни рождаются смелые инновационные идеи и технологии в науке, искусстве, литературе, приносящие нашему обществу процветание и развитие. Надо отметить, что с этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках.А игры наших родителей впоследствии стали существенно отличаться от игр старшего поколения по своей сути, воображению и своим интересам.
Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные, компьютерные. Это предпочтение во многом формируется из занятости родителей. У них элементарно не хватает времени на общение с собственными детьми.А бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, а многие воспитатели делают упор на подготовку детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран «бьют тревогу» об исчезновении игры в детстве.
В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта и требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования существенным отличием является исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогами дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.
В каждом возрасте существует ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают психические новообразования.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, способствует формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: «чувствовать-познавать-творить» гармонично вписываются в естественную среду ребенка -игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способов познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии и своего воображения.
При организации игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС мы опираемся на нормативно - правовые документы.
В настоящее время в ФГОС дошкольного образования отмечается приоритет деятельностных технологий, одной из которых являются технологии игрового обучения. это такие педагогические технологии, основная цель и результат которых заключается в изменении воспитанника как субъекта деятельности. Основным индикатором технологии игрового обучения является наличие проблемы, решение которой связано с формированием цели, и вариативности, возможности индивидуального выбора в процессе образовательной работы с педагогом.
Для поддержания интереса дошкольников к игре необходимо соблюдать ряд условий:
1. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее. Исключение составляют слишком азартные игры: на деньги и вещи, а также игры, содержащие в своих правилах действия, нарушающие общепринятые нормы морали.
2. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
3. Игра должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка.Так же игровая деятельность способствует накоплению социального опыта детей.
4. Достаточное количество времени для игры и наличие тех игрушек, которые помогают детям осуществить свой замысел, т.е. создание предметно-игровой среды.
5. При создании игровой среды следует учитывать:
- половое различие детей (в равной степени должны соблюдаться интересы как девочек, так и мальчиков);
- осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей;
- подбирать игры в соответствии с интересами и настроением детей;
- организовывать непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны (интеллектуальной, театрально-игровой, творческой, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной и игр с двигательной активностью).
Игровое обучение является одним из главных составляющих образовательного процесса. У этой технологии существуют свои методы и приемы, как в любом другом педагогическом процессе.
Необходимо учитывать особенности реализации игровой технологии в ДОУ
- Творческая активность педагога.
- Выбор игры, в ходе которой будут решены дидактические, воспитательные, развивающие и социализирующие задачи.
- Учет особенностей участников игры.
- Учет времени проведения игры.
В современной классификации выделяют 2 вида игр:
1-игры с фиксированными, открытыми правилами,
2-игры со скрытыми правилами.
Н.А Короткова выделяет такие формы игры в образовательном процессе:
- Игра как культурная практика, свободная сюжетная игра, свободная игра с правилами.
- Игра, как педагогическая форма: дидактическая сюжетная игра, дидактическая игра с правилами.
Игровое обучение осуществляется рядом мотивов ребенка:
- Познавательный- интерес к материалу, новизне событий.
- Аффилиация- стремление к установлению или поддержанию отношений со сверстниками и педагогом, к контакту и общению с ними.
- Процессуально- содержательный- побуждение к активности содержанием деятельности, а не внешними факторами.
Выделяют три типа мотивации:
- Игровая
- Мотивация в условиях помощи взрослому
- Мотивация личной заинтересованности.
Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке»,
Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне».
Третий тип мотивации основан на внутренней заинтересованности ребёнка. «Я сам или я сама».
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
Нельзя навязывать ребёнку своё видение
Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
Действуя совместно с ребёнком, воспитатель знакомит его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, педагог даёт детям новые знания, обучает их определённым умениям, формирует необходимые навыки.
В заключении хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым желательно следовать в своей практике:
Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.
А поначалу воспитатели, подобны маякам, зовут детей в свои игры, а в последствии воспитатели сами становятся участниками этих игр.
Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим играм.
А родителям хочется посоветовать следующее:
Любите своих детей такими, какие они есть.
Побуждайте в них желание играть самим собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.
Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами.
Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.