Катаева Марина Алексеевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Путинский детский сад»
Сценарий праздника
«Гуляют ребятки в Рождественские святки»
(Старшая и подготовительная группы - 2018 г)
Цель:
Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядом колядования на Руси.
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Коляда- муз.руководитель в народном костюме Катаева М.А.
Хозяйка- воспитатель Печёнкина Г.И.
Дядька Николай-воспитатель Солодянникова Т.С.
Хозяйка Акулина-воспитатель Бузмакова Н.В.
Колядовщики- дети старшей и подготовительной групп.
Оборудование: 3 домика, печка, столик, свеча, тарелки 6 штук для гадания, звезда на шесте, угощения для детей, мешок, лай собаки в записи, метла, шумовые музыкальные инструменты, платочки.
Ход праздника.
Под музыку (аудиозапись) "Коляда да Коляда-то" дети подготовительной и старшей групп с воспитателями входят в зал. Встают в две шеренги напротив друг друга.
Воспитатель подг.гр.: Все на святки, все на святки,
Все пришли сюда ребятки.
Вы не слышали ребятки
Что это такое –святки?
Что ж, придётся рассказать
И, конечно показать!
Воспитатель ст.гр .: Праздник этот самый длинный.
Он весёлый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Воспитатель подг.гр.
: От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные Колядки,
По дворам ходили в Святки.
Воспитатель ст.гр. : Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас,
Встретим мы его у нас!
Звучит весёлая музыка, воспитатели замечают мешок.
Воспитатель подг.гр.: Ой! Откуда здесь такой большой да красивый мешок?
Воспитатель ст.гр. : С чем мешок-то?
Воспитатель подг.гр.: А давайте развяжем да посмотрим!
Развязывают мешок, из него выскакивает девочка Коляда.
Коляда: Я –Коляда, гостья жданная,
Гостья в каждом доме желанная.
Каждый год издалека прихожу.
Прямо с неба по золотым мосточкам перехожу.
Всем, кто меня встретит да приветит,
Добра пожелаю, да всем пожелаю.
Коляда: Красны девицы и добры молодцы!
Собирайтесь и наряжайтесь – на колядки со мной отправляйтесь!
Коляда
(поёт)
Как пошла Коляда вдоль по улице гулять!
Вдоль по улице гулять-с Рождеством поздравлять!
Дети с воспитателями:
Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
Коляда: Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла!
Разбирайте бубны, ложки,
Колотушки и гармошки.
Будем кругом мы ходить,
Коляду заводить.
Воспитатель подг.гр. : Пойдём с нами по дворам колядовать
Там живут люди богатые
Все добро гребут лопатою!
Глядишь, и нам чего-нибудь достанется.
Под музыку колядовщики идут по кругу друг за другом с колядками и подходят к избе, стучатся в двери и поют колядки.
Колядка : Колядка:
Коляда - маляда, Коляда, Коляда, подай пирога.
Прикатила молода Не подашь пирога, то корову за рога,
Мы нашли Коляду А подашь пирога- целый двор живота!
Во широком во двору Кто подаст лепешки – золоты окошки,
Давай подавай, неси целый каравай!
Коляда: Скок на крылечко,
Бряк во колечко,
Дома ли хозяйка с хозяином?
Колядовщикам никто не открывает. Они снова стучатся и поют колядки.
Колядовщики: Пришла Коляда накануне Рождества
Дайте коровку, масляну головку,
А дай бог тому, кто в этом дому!
Наделил бы вас господь
И житьём, и бытьём, и богатством!
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Велит скоро подавать
Или тёпленький пирог,
Или маслице, творог.
Или денежку копьём,
Или рубль серебром.
Воспитатель: Наша хозяюшка-то во дому
Что оладушек в меду.
А её деточки-что конфеточки,
А её муженёк – что на пальце перстенёк!
Все хором: С Новым годом! С Новым годом! С.Рождеством!
Коляда: Чтоб поросятки водились!
Чтоб горшки не бились!
Чтоб мука была в амбаре!
Чтобы жили как бояре!
Счастье да любовь, да совет на долгий век!
Все вместе: Впустите в дом, угостите ладком.
Коляда: Никто не открывает, видимо дома нет никого, пойдёмте
Колядка: Уродилась коляда накануне Рождества!
Открывайте окно, запускайте Рождество!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Уж ты, тетушка, подай, ты, лебедушка, подай!
Курочку с хохолком, петушка с гребешком!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Ой, Коляда, Колядица моя!
Играет музыка. Дети делают круг и останавливаются перед домом. Поют колядки.
Поют: Овсень, овсень, гулял по всем.
По закаулочкам, по проулочкам.
Кому песни поём, тому сбудется,
Тому сбудется, не забудется.
Коляда: Выходи, хозяин, выходи боярин!
Принимай гостей со всех волостей!
Колядующие стучат в окно. Колядовщики (говорком).
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой.
С праздником! С Новым годом, со всем родом!
Открывайте сундучок - доставайте пятачок!
Никто не выходит. Слышно лай собаки.
Коляда: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ему ещё колядку
Поют: Коляда-маляда,
Приходила молода.
Мы нашли коляду
Во широком во двору.
Выходит, потягиваясь, дядька Николай.
Дядька Николай: Кто тут орёт, спать не даёт?
Дети хором: Это мы колядовщики. Мы пришли поздравлять, хозяев
величать.
Дядька Николай: Ишь чего надумали, по дворам ходить, людей добрых тревожить. Сидели бы дома на печке, мороз-то какой. Уходите прочь! (уходит в дом) .
Коляда: Хозяин, слезай с печки, доставай свечки,
Открывай сундучок, доставай пятачок,
Нам славить некогда, мы озябли.
Дядька Николай: Я вам озорникам, угощенье-то приготовлю, уж я вас угощу.
Разгоняет всех метлой.
Коляда: Уж ты Коля –Николай
У, жадина-говядина!
Чтоб тебе ни кола, ни двора, ни куриного пера.
Сиди дома, не гуляй.
В тёплом местечке, с бабушкой на печке. (смеются)
Коляда: Пойдёмте под другим окошком поколядовать немножко.
С колядками уходят.
Коляда: Ой, что-то мы замёрзли. Пойдёмте к тёте Акулине погреться.
Идут с колядками по кругу.
Дети подходят к дому тетушки Арины. Останавливаются у дома, стучат.
Все.
Тетушка Арина, пусти погреться!
Тётушка Арина:
Милости прошу, люди добрые, проходите!
Будем вечер коротать, песни петь да плясать.
Ребенок: Уж ты, тётушка, подай,
Ты, лебёдушка, подай!
Ты подай – ка пирог,
С рукавицу широк!
Подавай, не ломай
И начинку не теряй!
Ребенок: Подавай и каши –
Золотые чаши.
Или ступу молока;
Или блюдо киселя,
Или хлеба ломтику,
Или денег полтину!
Ребенок: Наша – то Коляда –
Ни мала, ни велика!
Она в дверь не влезет,
В окно не въедет.
Не ломай, не считай,
Весь пирог подавай.
Хозяйка: Пироги достанутся наши лишь тому, кто споет и спляшет.
Девочки вместе с Колядой собираются в кружок,
шепчутся, потом разбегаются и объявляют: «Частушки».
Заиграй-ка, балалайка, Эй, топни, нога,
Балалайка - три струны! Топни, правенькая.
Подпевайте, не зевайте, Я плясать пойду,
Выходите, плясуны. Хоть и маленькая!
Не хотела я плясать, По деревне я шла
Стояла и стеснялася, И Ванюшу видела,
А гармошка заиграла - Под кустом сидел и плакал -
Я не удержалася! Курица обидела!
Я маленькая девочка, Мы всегда везде такие -
Я в школу не хожу, Утром, вечером и днем,
Купите мне сандалики, Потому что мы частушки
Я замуж выхожу. Развеселые поем
Раздайся, народ, У частушки есть начало,
Меня пляска берет; У частушки есть конец,
Пойду, попляшу, Кто частушки наши слушал,
Себя людям покажу. Прямо скажем - молодец!
Во время частушек мальчики играют на трещотках, ложках, других ударных инструментах, а девочки помахивают платочками.
Коляда: Тётушка Акулина, а не пора ли колядовщиков в избу пригласить?
Прикажите, не держите, наших ножек не знобите.
Акулина: Приглашу, коли загадки наши отгадаете.
1.Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)
2. Скатерть бела
Весь мир одела. (Снег)
3.Шёл я по тюх-тюх-тю,
Нашёл я Валюх-тюх-тю.
Кабы не эта Валюх-тюх-тя
Съела меня тюх-тях-тя!
(Дети не могут отгадать, Акулина говорит, что он просто пошутил.
И приглашают всех к себе в гости.)
Акулина: Садитесь, садитесь, гостюшки!
Гостите, сколько хотите.
В этот праздник такой долгожданный и прекрасный, всегда пекли пироги. Но сначала нужно замесить тесто. Раз - два, раз - два, начинается игра!
Игра «Тесто» (под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Акулина: Коляда, коляда, ты не хочешь пирога?
Коляда: Хочу.
Акулина: Ну что, тесто готово, давайте стряпать пирог.
Игра «Пирог »(под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга.
В середине – водящий «пирог».
Все поют: Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мягошенький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Акулина: Пирогов напекли, а не хотите ли вы погадать да судьбу свою узнать?
Коляда.
Да, в Рождество самым интересным делом было гадание.
Без гаданий – что за святки? Погадаем-ка, ребятки!
Акулина: Святок не бывает без гаданий. Для девушек в этом главный смысл святочных вечеров. Сейчас я зажгу свечу. Она всю недобрую силу гонит. Она от сглазу спасает, из нутра нашего всю гниль выводит. Погадаем на тарелочках. Давайте же девочки, выбирайте себе тарелочку.
(Под чашками лежат карточки с изображением мышки, саночек, лопаты, нитки, петушка, капусты).
Акулина: (водит руками над тарелочками и приговаривает)
Суженый, ряженный, приди меня разувать.
Умой меня, причеши меня.
(Хозяйка вытаскивает картинку из этой чашки и говорит, показывая её, что ждёт обладательницу этого гадания).
Мышь. Мышь пищит,
100 рублей тащит
Кому спели, тому добро. (К богатству)
Нитки. На лавочке сижу,
Длинные нитки вожу,
Ещё посижу, ещё повожу. (К долгому девичеству)
Петушок. Рылся кочеток на завалинке,
Вырыл кочеток да жемчужинку.
Кому мы спели, тому добро. (К счастью)
Саночки. Саночки – самокаточки,
Куда поглядят,
Туда и покатят.
Кому спели, тому дорога. (К дороге)
Лопата: За рекой мужики живут богатые,
Гребут золото, да всё лопатою.
Кому песню поём, тому добро,
Тому сбудется, не минуется. (К богатству)
Капуста. Секи, мать, капусту,
Пеки пироги,
Тебе будут гости.
Ко мне женихи. (К замужеству)
Цель праздника для педагога:
1. Развитие художественно-творческих способностей ребенка.
2. Формирование представления о культуре народного творчества и народных промыслах.
Цель проведения праздника для школьников:
1. Знакомство с традиционными обычаями и обрядами святочного периода.
2. Закрепление знаний об играх, хороводах, плясках святочного периода.
3. Обучение основам работы с тестом и изготовление рождественных фигурок из теста (козуль).
4. Освоение традиционного пения.
Место проведения: большой свободный класс.
В мероприятии принимают участие педагог, двое ведущих, учащиеся (дети). Вступительное слово представляет педагогу.
Ход мероприятия
Рассказ педагога об истории промысла изготовления рождественских пряников, тесно связанного с празднованием святок на Руси.
С 7 по 19 января - период празднования зимних святок в традиционном народном и православном календаре от Рождества до Крещения. Это время на Руси отмечено как одно из самых веселых, радостных и шумных. В деревнях, селах и городах ходили по дворам колядовщики с новогодними поздравительными песнями-колядами, получали за песню угощение - пироги, блины, пряники. Чтобы обеспечить благополучие, плодородие в наступающем году, по традиции хозяевам следовало устроить радостную, приветливую встречу. Все поздравляли друг друга с Новым годом особым способом - песнями, пожеланиями каждому здоровья и добра. Соседи, родственники, дети ходили из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть зерна в красный угол и пели:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С малыми детушками!
С первого дня Рождества ходили «христославы» по дворам с нарядно украшенной звездой на большом шесте и пели рождественский тропарь или поздравительные песни, за что тоже получали дары в виде хлеба, что обеспечивало плодородие в будущем году.
Две недели не прекращались святочные игрища, где молодежь (отдельно дети) устраивала хороводы, пляски, игры. Обязательно на святочных вечерах появлялись люди в масках, в особой одежде, которых называли «ряженые». Любимыми персонажами ряженых были медведь, коза и лошадь - символы плодородия и благополучия. Ряженые устраивали импровизированные сцены из жизни, всех смешили, хулиганили. В дома также приходили бродячие актеры - кукольники, которые устраивали вертепные представления: «Поклонение Христу- младенцу», «Смерть царя Ирода».
Девушки в период святок, особенно в последние вечера перед Крещением, загадывали на женихов, на свадьбу, пели подблюдные песни:
Кому поем - тому с добром,
Кому сбудется - не минуется.
Традиционной, неотъемлемой частью святочного периода была обрядовая кухня, изготовление рождественских пряников, козуль, коровушек.
В Архангельской области было принято печь пряники, которые называли «козули». Самые древние холмогорские и мезенские козули - из черного теста, иногда расцвеченные белым.
Холмогорские по виду напоминают оленя. Из теста вылеплена фигурка оленя, на голове куст рогов ветвистых, на рогах яблоки, на яблоках птички, сделанные из белого теста. Размер такого оленя мог быть от 5-6 вершков (вершок - 4,4 см). Поменьше размером козули делают без яблок на рогах, а только с птичками. Пекут козули и меньше - в один вершок, и они похожи на фигурки коров, коней (иногда с всадником), почти как фигурки из каменного века.
Мезенские козули плоские. Раскатывают тесто длинной лентой толщиной в половину карандаша и сворачивают в соответствии с замыслом.
Архангельские козули пекут из пряничного теста, режут железными формами (силуэтами) и украшают цветной глазурью. Металличесие формы хранились долго в семьях, передавались из рода в род. Этим пряникам примерно 200 лет. Размер этих козуль был от 1,5 до 10-12 вершков, а стоимость - от одной копейки до рубля, иногда и до 10 рублей.
Перед Рождеством козули заполняли рынок. Огромное количество их рассылалось по России и за границу.
Наиболее древние формы пряников - звезда, ангел, пастух, корзина с дарами, птицы, близкие к человеку животные, елка, олень с санями. Более поздние - амазонки, извозчик, собака с дудкой, кошка, пароход, паровоз, велосипедист.
Исследователи народного искусства находят связь между мучными фигурками и новогодним культовым жертвоприношением. Наиболее древними были образы коня, птицы, а также оленя. Конь - символ солнца, небесный олень - олицетворение нарождающейся жизни, в данном случае нарождения солнца, которое от зимы поворачивает к лету.
Сейчас это ремесло существует как домашнее творчество: выпекают пряники по обычаю в канун рождества как подарок и лакомство для близких.
Сегодня вы узнаете только часть святочного действа - обряд колядования, обряд дворов с «засеванием». Мы изготовим рождественские козули из теста, заведем святочные хороводы, пляски и игры. Итак, начинаем наш праздник.
(Дети, одетые в русские народные костюмы, рассаживаются, готовятся.)
Ведущие: Поздравляем с наступившим Рождеством!
(Исполняют святочную поздравительную песню.)
Как на речке, на Иордане,
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям, на свят вечер,
На здоровье.
Мать Мария ризу мыла,
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям, на свят вечер,
На здоровье.
Помывши, ризу повесила
На калину, на малину.
Да слетели два ангела,
Взяли они ризу на крылышки,
Понесли они ризу в поднебесье,
Все небеса растворилися,
Все святые суклонилися.
Педагог: Когда отмечаются зимние святки на Руси?
Педагог : Что такое Рождество?
Дети: Это большой праздник, посвящен он рождению Иисуса Христа.
Педагог : Какие события происходят в святочные недели?
Дети: Ходят по дворам колядовщики с поздравительными новогодними песнями, колядами, одаривают колядовщиков хлебом (пирогами, блинами, пряниками).
Педагог: Что еще значительного бывает в это время?
Дети : В Новый год по старому календарю (с 13 на 14 января) «засевают» хозяев зерном для того, чтобы был урожай в новом году.
Педагог : Кто такие «христославы»?
Дети : Это люди, которые ходят с наряженной звездой, распевают Рождественский тропарь и славят Рождество.
Педагог: Что такое вертеп?
Дети: Это рождественский кукольный спектакль. Вертепщики разыгрывают разные сцены из истории рождения Христа.
Педагог : Кто такие ряженые?
Дети: Это люди в масках, переодетые в зверей. Любимые персонажи ряженых - медведь, конь, коза.
Педагог : Какие большие праздники бывают на святки?
Дети: Рождество, Новый год, Крещение.
Педагог : Что бывает на Святое Крещение?
Дети : В Крещение освящают воду и святят этой водой все углы в доме и окропляют освященной водой всех членов семьи. Крещением заканчиваются святки.
Педагог: Какая обрядовая еда существует на святки?
Дети: Рождественские пряники.
(Первый ведущий выставляет фигурки - пособия на стол.)
Ведущий 1: Сейчас каждый из вас получит кусочек теста, и мы попробуем с вами слепить два пряника. Тесто - это будущий хлеб, поэтому относиться к нему надо уважительно, бережно.
Ведущий 2: Кусочек теста берем в руки и начинаем его катать в ладошках. Передадим ему тепло наших рук. Катаем шар гладкий, без морщинок. Лепим любое домашнее животное: корову, коня, бычка, свинку, оленя, птичку - по выбору.
Педагог: Начинаем лепку с ножек. На шаре делаем 4 защипа, вытягиваем шейку. У каждого животного есть свои отличия. У коня - длинные ноги, грива; у оленя - большие ветвистые рога; у свинки - пятачок; у козла - рога, борода. Птица выделяется собенно. Ее лепят по форме ладьи и обязательно с птенцами или яйцами. Для оформления этих элементов используем ножик, палочки. Готовые фигурки устанавливаются на противень.
Второй вид пряника - он тоже древний, называется «мезенские козули». Делали их в селах, расположенных на реке Мезень Архангельской области. Операция по скатыванию повторяется. Затем кладем его на стол и двумя руками раскатываем длинную колбаску. Она должна быть одной толщины. Закручивать фигурку начинаем с середины на столе. Наиболее распространены были звезда, дом, церковка, восьмерка (как символ бесконечности), улитка, олень, корова, кошка. Пряники кладем на другой противень.
(Пока изделия детей выпекаются в духовке, педагог настраивает ребят на обряд колядования.)
Педагог: Берем с собой корзины, мешки, надеваем маски и отправляемся с пением поздравительных песен-коляд.
Дети:
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Коляда, коляда.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую.
Мы нашли коляду
У Ивана на дворе.
Иванов двор - железный тын.
У Ивана на дворе три терема стоят.
Что в одном терему - красно солнышко,
Во втором терему - что ясен месяц,
Что во третьем терему - часты звездочки,
Часты звездочки - малы деточки.
Кто хлеба дал - у того рожь густа,
И умолотиста и уколотиста.
Давай вам Бог двенадцать коров,
Тринадцать бычков.
Они на поива идут - они помыкивают.
Они с поива идут - они поигрывают.
Еще в поле - то приростки,
На гумне - то примолотки,
На столе спорынья,
Рождеству - ворота.
Коляда, коляда!
(За песню ребят одаривают сладостями, подарками. Все наколядованное они складывают в корзины и мешки для общего обрядового стола. Ребята достают из карманов, мешочков зерно (или крупу) и начинают «обсевать» хозяев, приговаривают.)
Дети:
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со добром, с животом,
Со богачеством!
(Обойдя таким образом все классы и кабинеты, дети возвращаются в свой класс, и здесь за накрытыми скатертями столами, за самоваром состоится пир - очень важная часть обрядового святочного действия.)
Ведущий 1 : Чем обильнее угощение на столе - тем богаче в новом году будет урожай хлеба - ржи, пшеницы, здоровее будет скот, будет приплод у коров, коз, будет счастье в новом году.
Ведущий 2 : Пряники-козульки в духовке испеклись, лежат на столе и душисто пахнут. Надо нам всем вместе сесть и съесть эти пряники. Раньше хозяйка обязательно одну-две испеченные фигурки оставляет в красном углу под иконами, где они лежали до первого выгона скота в поле. Высохший пряник размачивали в воде и скармливали скотине. Остальные пряники раздаривались родне, гостям.
После угощения ребята переходят в зал для следующего святочного действа - праздника, в который входят игры, хороводы, пляски святочного цикла. Вот некоторые из них.
1. Хороводная Вологодской области.
Как у наших, у наших, у наших у ворот,
Ой, ляли, у ворот, ой, ляли, у ворот,
Стоял девок, девок, девок, хоровод.
В хороводе, в хороводе были мы,
Увидали, увидали, увидали парочку.
Встань парочка, парочка, парочка, прибодрись,
Хоть немножко, немножко, немножко, потанцуй,
Кого любишь, кого любишь, кого любишь поцелуй.
В хороводе ходит парень, выбирает по тексту девочку, они танцуют. В конце песни парень 3 раза целует ее, затем выходит другая пара и хоровод начинается сначала.
2. Святочная игра Вологодской области «Золото хороняла».
Золото хороняла,
Чистое хороняла,
Я ухоронила, я уборонила,
Порохом засыпала,
Сметьем замела,
Призакружевело,
Призаиндевело.
Гадай, гадай, девица,
Через поле идучи,
Косу руссу плетучи,
Увеваючи, уплетаючи.
Пал, пал перстень
В калину - малину,
В черную смородину.
На кой ручке перстень?
На правой ручке,
На левом мизинце.
Ходит водящий с колечком в руке, остальные участники игры сидят, сложив ладошки. Водящий прячет колечко у одного из игроков незаметно для всех. Второй водящий должен угадать, у кого кольцо.
3. Плясовая игра Вологодской области «Растяпа».
Дети становятся парами в линию по типу «третий лишний». В игре должен быть один лишний игрок. Когда зазвучит плясовой наигрыш на балалайке или гармошке сначала пойдут плясать те, кто оказался впереди и лишний. Стоящие вторыми называются «домики». Они могут поднять руки в виде крыши и должны стоять на месте. Вдруг наигрыш обрывается, и тогда пляшущие должны занять себе «домик». Кто останется без домика, тот и будет «растяпой».
В первый раз так: «Раз, два, три - растяпа ты!»
Во второй раз так: «Раз, два, три, четыре, пять - растяпа ты опять!»
Рождественские Святки: сценарий проведения праздника.
О себе: В школе работаю счастливых 22 года, из них 15 лет по развивающей системе Занкова Л.В. Кто-то из мудрых людей сказал: «Чтобы научить, надо уметь самому, чтобы тебе поверили, надо самому верить, чтобы за тобой пошли, надо идти впереди». Вот и я, открывая мир детям, не перестаю развиваться вместе с ними. За эти годы я научилась фотографировать, создавать презентации, немного работаю в «Фотошопе», но знаю, что я еще многое должна узнать! Я очень люблю своих учеников и свою работу!
Пояснительная записка
Одна из воспитательных задач школы — помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духов¬но-нравственного общения между людьми. В начальной школе для нормального развития ребенка необходимо сохранение игровой формы обучения и воспитания школьников. Работа эта многопланова.
Ежегодно мы на своем методическом объединении учителей начальных классов выбираем наиболее интересные направления воспитательной работы. Для параллели 2-х классов одним из запоминающихся мероприятий является Разножанровый фестиваль «Русские народные традиции», который мы проводим в феврале. Подготовкой начинаем заниматься сразу после новогодних каникул. Каждый 2 класс выбирает свою тему, сочиняет свой сценарий, готовит декорации, костюмы и т.д.
Нам выпало представлять традиционные зимние праздники, из которых мы выбрали самое загадочное время – Святки.
Класс разбился на группы по интересам, начали собирать материал по праздникам, картинки, записывать гадания. Когда материала стало достаточно, сели сочинять сценарий, почти одновременно выявилась группа артистов. Во время обсуждений детям приходилось работать с разнообразной информацией, выделять главное, правильно оформлять свои мысли, отвечать на вопросы одноклассников, участвовать в диалогах, дискуссиях. А во время репетиций понимали, что где-то текст надо переделать, где-то встать по-другому и т.д. С костюмами помогли родители. И вот, что у нас вышло.
Сценарий праздника.
Артисты:
2 ведущих (Ксения, Юлия) , хозяин, хозяйка, дочери, колядовщики, чёртик, «держатели проруби», гости
1-й ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята!
2-й ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
1-й ведущий:
Пожилые и молодые!
Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.
2-й ведущий: Святочный период включает в себя Рождество, Старый Новый год — Васильев день, Страшные вечера, Крещение.
К. Что такое святки?
Праздник это самый длинный,
Он весёлый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели-
С Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенья!
Ю. По дворам ходили в святки,
Пели разные колядки.
Праздник ждали и любили,
Наряжались и шутили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас! (уходят)
1-й ведущий: Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.
2-й ведущий: Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.
1-й ведущий:
Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.
(колядовщики ходят по кругу) Заходят в дом.
Все:
На пороге мы стоим.
«Здравствуйте» не говорим.
Скажем по-другому:
«Мир вашему дому!»
Вифлеемская звезда
Нас направила сюда.
Мы пришли колядовать,
Христа Бога прославлять,
Вас, хозяев, величать!
Миша
Пришла Коляда накануне Рождества.
Дайте коровку, масляну головку!
На окне стоит, на меня глядит,
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!
Милана
Коляда, коляда
Пришла коляда
Накануне Рождества
С маслицем, с молочком
У хозяина полон двор живота
А сусеки полны жита
На полице-то пирог лежит
Хозяюшка, подавай:
Подавай, знай, не ломай.
Илья
А дай Бог тому,
Кто в этом дому
Чтобы рожь густа
Чтобы из колоса – осьминина
Из полузерна – пирог большой
Миша
Дай вам, господи
Скота, живота
Корову с теленочком
Овцу с поросеночком
Лошадь с жеребеночком
Свинью с ягненочком
Вика
Хозяину с хозяйкой
Солнце и месяц
Детушкам их милым
Частым звездочкам
Многие лета
Многие лета
Женя
Коляда, коляда
Выходи со двора
Солнце встречать
Счастья желать
Чтобы был в доме хлеб
Чтоб пустым не был хлев
Милана
Хозяину, хозяюшке
Детушкам их милым
Многие лета
Многие лета
Ответ хозяев:
С новым годом, со всем родом!
Хозяева привечают гостей.
2-й ведущий:
Старый новый год — Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.
(хозяйка с дочками показывают действия к словам ведущих)
В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.
1-й ведущий: Варили кашу- фасоль, разные крупы и ягоды -главное угощение, а сладости – прянички с изображением животных (козочек)
2-й ведущий:
ГАДАНИЕ.
На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.
Сценка
(участвуют колядовщики и дочки) Во время гадания постоянно мимо пробегает чёртик.
1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.
2. Другое гадание: брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.
Гости по очереди достают из торбочки предметы гадания:
Лента — длинная дорога
Щепка — к крепкому здоровью
Зеркальце — к красоте
Пуговица — счастье в семье
Конфета — к сладкой жизни
Бублик — к богатству
Перо — продвижение по службе.
Собака – к другу
Выбегают по очереди (за кулисы). Там выстраиваются, при словах «эта вода …» по-очереди выходят, трижды приседают (зрители видят «прорубь» из ткани) и выстраиваются на финальную часть за ведущими
1-й ведущий: Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.
2-й ведущий: Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.
1-й ведущий:
Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все тот час произойдет, все тот час сбывается.
— У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым.
2-й ведущий: Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу. Наш праздник окончен, спасибо за внимание!
ЦЕЛИ мероприятия:
1. Приобщение детей к вековым традициям своего народа.
2.Знакомство с русским фольклором, создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к народным традициям(колядки, гадания, загадки, песни, игры).
3. Развитие фантазии и интеллекта у детей
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить учащихся с обычаями и обрядами праздника Рождество, Крещение.
2. Дать понятия: СОЧЕЛЬНИК, КОЛИВО, СВЯТКИ, КОЛЯДОВАНИЕ, КРЕЩЕНИЕ, СТРАШНЫЕ ВЕЧЕРА.
3. Создание творческой атмосферы через участие в играх, конкурсах.
4.Воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, умение слушать, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Музыкальное сопровождение (мелодии «Кострома», «Барыня», «Цыганочка»)
2. Мультимедийная презентация (Праздник «Святки»)
3. Костюмы животных
4. Атрибуты для игр, гаданий
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: постановка сценки
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Здравствуйте дорогие ребята! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему мероприятию послужат слова Вадима Шафрана:
Кто знает, какие праздники мы отметили недавно?
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1(слайд). . А задумывались ли вы когда-нибудь почему праздник "Новый год" так называется? И что значит слово "год"? Год – это время, в течение которого земля делает полный оборот вокруг солнца. Каждый год не похож на все остальные, но в любом году по православному календарю есть Святки. Это время от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января).
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января (слайд)
КРЕЩЕНИЕ Господне христианский праздник, посвященный воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Празднуется 19 января. (слайд)
Как готовятся к Рождеству верующие люди?
40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. Разрешалось есть рыбу, кроме среды и пятницы. Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. Не говорить плохого о людях, никого не обижать, ни на кого не обижаться. Канун Рождества назывался Сочельник.
СОЧЕЛЬНИК (канун, навечерие праздника). Происходит это слово от названия обыкновенной каши. Впрочем – не обыкновенной, а праздничной (на стол в сочельник подавали коливо – кашу из пшеницы на меду постная каша с фруктами, овощами или ягодами. В некоторых местностях России коливо называли сочивом – отсюда и пошло название праздника – Сочельник).
В этот день не ели до появления на небе первой звезды. «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления.(слайд) Сначала совершалась молитва, затем проходила трапеза: спокойно, почтительно. 7 января, все шли на службу в храм, только потом веселились, праздновали, колядовали.
Особое внимание отводили украшению рождественской елочки? На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.(слайд)
Колядки, хождение со звездой, ряженье – здесь мирно уживались язычество и христианство.
(слайд) Святками назвали зимние народные праздники в честь древнего славянского бога света и тепла Святовита. В эти праздники зима поворачивает на лето, рождается новое солнце - начинает прибавляться световой день. Считалось, что в это время закладывалась основа будущего года, а поэтому на Руси было принято проводить Святки не просто весело, а в любви и согласии с близкими. (слайд) Никогда русская семья не живет в таком раздолье, как на Святках. Здесь все возрасты принимают участие в веселье, особенно женский пол. Молодые люди во время игр выбирают для себя суженых; старики рассказывают про старину; старушки подтверждают опытом достоверность гаданий. Колядки, Святки, (игры, песни, посиделки, гадания) - проводились трижды: в Рождество на 7 января, под Новый Год и накануне Крещения. Самым веселым на Святках было колядование или колядки. И начинались они в Рождественский сочельник, т. е, в ночь с 24 на 25 декабря, а по новому стилю с 6 января на 7 января.
Помните ли вы традиции коляды? Дети колядовали обычно днём, а взрослые вечером. Они переодевались в цыганок, ведьм, кикимор, домашних животных – это называлось «ряженьем». По домам водили “козу”. Это была забавная игра. Коза – символ жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше вырос хлеб. (слайд) Козу изображал кто-нибудь из парней: на него надевали тулуп, вывернутый мехом наружу, лицо мазали сажей, на голову надевали особую шапку, и прикрепляли рога из соломы. Парень садился верхом на дугу – так его водили из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела песню. Любимыми персонажами были Медведь, Цыган и Коза
СЦЕНКА (Звучит русская народная мелодия “Барыня”. Входит Цыган и ведёт Медведя. Медведь идёт и аплодирует, они останавливаются, Медведь раскланивается на три стороны).
Цыган. С праздником, люди добрые, поздравляем!.. Не один я к вам пришёл, а с самим Михаилом Ивановичем. Не простой он медведь, а учёный: что хочешь – то и сделает, всех гостей потешит.
А ну-ка, мишенька Иваныч,
Родом боярыч,
Ходи, ну похаживай,
Говори- поговаривай,
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись, развернись,
Добрым людям покажись.
Потешь народ честной,
Попляши-ка, дорогой!
Медведь (отрицательно качает головой и рычит).
Цыган. Да что ж такое? Мы про музыку-то забыли, не может Михаил Иваныч без музыки плясать. Давайте барабанщика звать! Да звать словами не простыми, и вовсе не словами, а песней, а песня будет вот такая (на мотив частушки):
“Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши!
Тили-тили-тили-бом,
Загорелся козий дом.
Коза выскочила,
Глаза выпучила,
Таракан дрова рубил,
В грязи ноги завозил.”
(Хлопая в ладоши, дети поют с Цыганом. Поют 2 раза, а на 3-й раз во время исполнения слов “Загорелся козий дом” - выскакивает КОЗА в сарафане – “барабанщик”. Звучит русская народная плясовая мелодия (по выбору музыкального руководителя), Коза барабанит, Медведь пляшет.)
Медведь с Козою забавлялись, друг на друга удивлялись.
С того раза подружились, музыке и пляске вместе научились:
Пошли в услуженье к хозяину жить,
Играть, плясать да народ веселить.
(Танец Медведя и Козы под русскую народную мелодию “Барыня”, а Цыган комментирует):
Ну-ка, Миша, покажи как бабуся на празднике блины пекла да угорела,
Головушка у неё заболела!
Козочка, а как красные девицы чешутся, белятся, румянятся, в зеркальце глядятся, на дискотеку рядятся?
Миша, покажи как мальчишечки в бане парятся, на полке валяются и веничком - во как… во как… Ох, хорошо! (Медведь опрокидывается навзничь, и, лёжа на спине, болтает ногами, машет передними лапами. Коза его бодает)
Приободрись же, Михаил Иваныч, поклонись, поблагодари за почёт, за гляденье, да за угощение, за труды. (Медведь хватает с головы Цыгана шляпу и, держа её в передних лапах, идёт за сбором угощения к гостям)
Ведущий (детям). Понравились ли вам наши артисты? Тогда аплодируйте!
(слайд) Среди ряженных был «мехоноска» - человек, который носил мешок для угощений. Колядовщики ходили по деревне от дома к дому, пели колядки, особые величальные песни, называемые по их припеву “колядками”, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится), а хозяева угощали гостей сладостями, пирогами, булками и «козульками» - пряниками, давали с собой разные деревенские лакомства – колбасы, масла, мясо, порою немного денег. Для негостеприимных хозяев ряженые пели грозящие колядки, но их никто не боялся, потому что знали – это колядки – шутки.
Все принимали участие в этих обрядах. Дети кидали зерна по полу, зерна летели в хозяев избы, которые добродушно отряхивали их и благодарили ребят за добрые пожелания.
Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца) (слайд), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.
Ходили по дворам до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?
Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Но святочные посиделки - особенные. На них работу не брали, а приходили, чтобы отдохнуть, повеселиться. А главное – присмотреть жениха или невесту.(слайд). Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. Затем идут игры, хороводы. На вечерках всегда была ведущая. Чаще всего ей была самая находчивая, веселая девушка. Она принимала гостей, распоряжалась, когда чем заниматься: сказки сказывать, песни петь, кадрили водить, гадать-ворожить, просто играть. Когда все гости в сборе, хозяйка предлагала начать игру. Времена изменились, но почему бы и нам не устроить посиделки – с играми, гаданиями?
Игры проводятся с ребятами из зала
Игра 1. «Заплети косу» (6 человек) (На вершину высокого шеста привязывают 6 длинных лент. Соревнуются 2 команды из трёх человек. Каждый человек из команды берёт в руку одну ленту, выпускать её из руки нельзя. Задача команды - заплести из своих лент длинную красивую косу).
Игра 2. «Колечко» (2 человека)(Каждому участнику даётся 5 колец диаметром 15 см. Нужно забросить на колышек кольцо. Побеждает тот, кто забросит больше колец).
Игра 3 «Повяжу я Любушке платочек»(6 человек)
Кто быстрее всех без смеха
Шар платком повяжет свой,
Тот в награду за успехи
Унесет его с собой!
Для игры "Повяжу я Любушке платочек" я прошу Вас встать в 2 колонны. По-моему сигналу первые бегут к шарам, повязывают на один из них платочек, возвращается и встает в конце колонны. Побеждает та команда, которая раньше закончит эстафету.
На посиделках любили загадывать загадки (слайд), загадки веселые с подвохом,:
Какая еда без другой еды не еда? (Соль)
Как можно понести воду в решете? (Замороженную)
Про что загадка – нос да пятка, на голове труба, вся жизнь ходьба? (Валенки)
Какой плод до зимы живет? (Рябина)
Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? (Ложки) Сам самсун мост мостил
Без молотка, без топора.
Без топорища. (Мороз).
Всю зиму пролежит
Весной в речку убежит. (Снег)
Живой мертвого бьет, мертвый во всю ревет? (Колокол.
В маленьком амбаре держат 100 пожаров. /Спички/
Бабушка седа-бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. /Печь./
Большой подсолнух в небе, цветет он много лет,
Цветет зимой и летом, а семечек все нет. /Солнце./
(слайд)В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.
С 13 по 19 января гадают.(слайд) При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка? Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год. Гаданий было превеликое множество. Традиция гадать пришла из самой глубины веков, когда люди на Руси верили не в Иисуса Христа, а в богов Солнца, Ветра, Земли. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью. Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы. Но на Святках риск значительно меньше – "Христос родился, и вся нечистая сила хвост поджала, крутится без толку, повредить не может…"
(слайд) Во время святок различают "святые вечера"(7–13 января) – для веселых, смешных гаданий. И "страшные вечера" (14–19 января) для опасных рискованных гаданий. Самыми верными считаются гадания на Васильев вечер – канун 14 января, то есть на Старый Новый год.
Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.
Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.
Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет.
Гаданий было множество, они проходили и в доме и на улице, за околицей и в бане.
Под окнами слушали - смеются в доме, иль ругаются, откуда собака залает, оттуда жених будет.
Вечером в крещенский сочельник выносят сор на улицу. Слушают: где, в какой церкви ударят в колокола – там и венчаться.
Считают колья в заборе: нечетное число – не сбудется желание.
В блюдце с крупой бросали кольца. Перемешав, достают: золотое – за богатого замуж идти; серебряное – за простого парня; с камушком – за барина.
Было очень интересно, но немного жутковато.
Гадание с зеркалом считалось одним из самых страшных, поскольку его надо проводить в глухой деревне в старой бане. (слайд). Гадающая обязательно должна быть одна, ночью в «страшные» дни Святок. Надо закрыться изнутри в бане, сесть перед зеркалом у каменки на деревянную лавку. По обеим сторонам зеркала должны стоять две зажженные свечи, обязательно освященные в церкви. Между гадающей и зеркалом установить еще одно зеркало «лицом» к первому. Таким образом гадающая видит в зеркалах целую галерею отраженных зеркал. В полночь необходимо призвать мысленно все силы земли, огня, воды и неба и попросить их показать будущего суженого. Надо очень внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент появления фигуры. После гадания, которое может длиться от часа до трех, обязательно прочитать молитву и поблагодарить высшие силы. Умыть лицо и руки родниковой водой, вытереться новым полотенцем, надеть чистую, желательно новую одежду и идти в дом. Ни с кем не говорить и лечь спать.
Есть и правила, которые необходимо соблюдать: Гадают обычно вечером, когда стемнеет. шумное застолье нежелательны, потому что требуется сосредоточенность, внимание. На Крещение (в ночь с 18 на 19 января - третий сочельник) устраивались вечерки, которые обычно назывались страшными вечерами. Дни были короткими, ночи длинными, вечера тянулись бесконечно. За окнами завывала вьюга, трещал мороз; в избе было темно; после ужина, ради экономии лучин, свечей, огни гасили и сидели, почти не видя друг друга. Все это будоражило фантазию людей, особенно детей, вызывало смутные образы, возникало желание попугать друг друга всякими небылицами. Но никто особенно не боялся: знали, что все это выдумки, сказки. Поэтому и вечера назывались страшными, а не страшными. 19 января – последний день гаданий, после чего наступало затишье вплоть до дня Ивана Купалы, празднующегося в день летнего солнцестояния. .
Гадание с ребятами
У меня в коробке шарики волшебные лежат, волшебные да гадальные. Сейчас мы узнаем, кого что ожидает в новом году.
(В коробке лежат цветные шарики из фольги, внутри которых – предметы для шуточного гадания: сердечко – любовь, колечко – быть свадьбе, ключик – новоселье, пуговка – обновка в одежде, колёсико – купите или выиграете машину, карта географическая – путешествие, цветочек - быть красивым, конфетка – сладкая жизнь, копейка – к деньгам.
Каждый загадайте себе желание. Затем натяните над полом веревку с колокольчиком. Подходите к веревке. Девчата вам завяжут платком глаза. И если вы проползете под веревкой с колокольчиком, не заденете ее, и колокольчик не зазвенит, то ваше заветное желание исполнится.
Каждый гость праздничных посиделок может выйти и попробовать испытать свою судьбу. Берете 7 стаканов, ставите на поднос и заполняете разными составляющими:
первый – вода – жизнь в грядущем году будет пуста и скоротечна;
второй – сахар – жизнь будет сладка
третий – соль – предсказывает слезы или поездку на море (кому как нравится);
четвертый – деньги – ну тут думаю все ясно;
пятый – ключи – к приобретению всего, что имеет замок (квартира, машина, гараж, шестой – кольцо – жди свадьбы.
Накройте стаканы чем нибудь, чтоб их не было видно и вперед – выбирайте и давайте выбирать другим.
Гадание с книгой. Семь раз не глядя открываем любую книгу и острым предметом (например, ручкой) наугад попадаем в слова. Эти слова записываем на бумагу, а затем из них составляем пророческий текст. Тест можно проходить только один раз! До начала прохождения теста надо загадать желание. И главное – ни в коем случае нельзя смотреть ответы, нужно отвечать первое, что придет в голову!!!
Вопросы:
Расположи этих животных в зависимости от твоего отношения к ним (начни с того, что больше нравится): Корова, Тигр, Овца, Лошадь, Свинья.
Напиши по одному определению (прилагательному) к каждому из этих слов: Собака, Кошка, Крыса, Чай, Море.
Подумай о ком-то, кто тебя знает и кто важен для тебя. Соотнеси их с определенным цветом (по одному человеку на один цвет): Желтый, Оранжевый, Красный, Белый, Зеленый.
Представь, что ты видишь со стороны себя, когда гуляешь, учишься, отдыхаешь. Каковы твои ощущения и первая мысль?
Представь, что ты сидишь в одиночестве в пустой белой комнате. Опиши свои ощущения.
Ты идешь по пустыне и натыкаешься на огромную стену. Твои действия.
Представь, что ты на Земле в полном одиночестве. Что ты будешь делать?
Напиши свое любимое число и день недели.
Корова – карьера; Тигр – честь/достоинство; Овца – любовь; Лошадь – семья; Свинья – деньги.
Собака-описание самого себя; Кошка-партнер; Крыса-враг; Чай-интерес к школе; Море – твоя жизнь.
Желтый – тот, кого ты никогда не забудешь; Оранжевый – тот, кого ты считаешь лучшим другом; Красный – тот, кого ты действительно любишь; Белый – твой близнец по духу; Зеленый – тот, кого ты будешь помнить до конца жизни.
Так ты воспринимаешь свою жизнь.
Это твое отношение к смерти.
А так ты относишься к трудностям и препятствиям.
В этом твоя истинная цель в жизни.
Сделай приятное стольким людям, какого твое любимое число и желание исполниться в назначенный день!!!
Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и дверях ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан,(слайд) поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства, ей можно было лечить взрослых и детей.. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались (слайд), чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное. День был хорош и для крещения младенцев, и для заключения свадебного договора “рукобитья”.
У наших предков была традиция: в Святки "сжигать" все свои неприятности. И сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на ее огонь, мысленно вспоминайте: кого вы обидели, обманули, кому сказали плохое слово. И пусть все ваши неприятности сгорят на этом огне.
Галина Зверева
Рождественские посиделки «Весёлые святки»
Цель мероприятия:
Познакомить детей с христианскими праздниками Рождество Христово, Святки
Задачи проводимого мероприятия:
1. Познакомить детей с рождественскими обычаями, традициями, со святочными гаданиями, играми и конкурсами.
2. Развивать умение общаться в коллективе, в группе через игры и конкурсы.
3. Формировать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.
Возраст детей: от 4 до 10 лет
Ведущий 1: Рождество!
Этот праздник отмечают миллионы людей во всем мире.
Праздник Рождества Христова – один из самых радостных и торжественных праздников в году. К Рождеству наряжают ёлку – пушистую красавицу, на макушке которой сияет Вифлеемская звезда. Ёлочка зеленая, и зимой, и летом, - это символ вечного мира, счастья и радости, пришедших в наш мир вместе с Христом.
(можно рассказать историю о том, почему к Новому году и Рождеству украшают именно ёлку).
История такова: давным-давно, когда Бог еще жил на земле, а не на небе, к нему по очереди приходили разные деревья, и всех он одаривал плодами: яблоню - яблоками, сливу - сливами, вишню - вишенками. Одна ель стояла в стороне. И тогда Бог повелел за ее скромность каждый год украшать ель сладостями, фруктами, игрушками и гирляндами.
Наряжать ёлку – самое приятное занятие. Мы наряжаем ее яркими шарами, гирляндами, дождиком, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. А раньше, всего несколько лишь 200 – 300 лет назад елку украшали овощами с огорода, который предварительно разукрашивали.
Ведущий 2: 6 января, вечер накануне Рождества, считается Святым вечером и обязательно сопровождается народными традициями и обрядами. Хорошим обычаем в этот день считаются танцы вокруг елки, особенно на открытом воздухе. Ещё после ужина начинаются рождественские колядки. В основном колядовать ходят дети и молодёжь. В колядках принято прославлять Иисуса, поздравлять хозяев дома с его рождением и просить угощения.
Рассказ, сопровождаемый показом слайдов.
Давайте посмотрим, как все было.
Слайд 1. С Рождеством!
Слайд 2. Рождество Христово великий праздник.
Слайд 3. Около двух тысяч лет отмечают этот праздник миллионы людей в разных странах.
В городе Назарете жила Мария. Она была невестой плотника Иосифа.
Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок-Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог.
В то время император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария.
Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют.
Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в темной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так свершилось великое событие рождение Спасителя.
Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда.
В далеких странах на Востоке, жили мудрецы-волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь.
Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Иисусу дары-золото, ладан и смирну.
В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.
Ведущий 1:
Гости все красивые,
Дорогие, милые,
Мы, хозяйки, хороши,
Всем вам рады от души! (жест радушия)
Мы пришли к вам с угощениями,
С пирогами, с поздравленьями.
Потому что в этот день в старину варили сочива- пшеничный взвар с медом и орехами.
Это постное блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.
А затем 12 дней от Рождества (7 января) до Крещения (19 января) начинались Святки – святые дни.
Первая неделя, от Рождества до Нового года по старому стилю, проходила в сплошном веселье, шло гулянье, ходили колядовать. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается.
Ведущий 2:
(Слайд 9) Празднеством возрождающегося солнца была Коляда. Дети и молодежь собирались, ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей. По обычаю колядующих надо было встретить угощением и щедро одарить. Есть такая примета: чем лучше угощение, тем удачнее год.
А чем люди еще в Святки занимаются?
Они гадают, гадают о любви, об урожае. Красиво гадают. Вот как об этом пишет поэт Жуковский в поэме «Светлана»:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Одна из примет гласит, что в Рождественский сочельник 6 января нужно обязательно выйти на улицу и посмотреть в ночное небо. Увидеть падающую звезду в канун Рождества – большая удача. Загаданное при этом желание непременно сбудется.
Ведущий 1: Ну, конечно, кому не хочется узнать свое будущее? И хоть это не поощряется христианской религией, в ночь с 13-го на 14-е января все гадали.
Гадания исстари были неотъемлемой частью культуры обрядов, частью древнейшей ритуальной культуры.
Древнейшие славяне гадали на кружках. Они раскрашивали деревянные кружки в черный и белый цвет. Бросали на землю и смотрели, каким цветом будет кружок.
А вот еще одно гадание. В этот день приносили в избу решето со снегом и клали на него столько меченых ложек, сколько человек в семье. Потом наполняли ложки водой и выносили на мороз. В чьей ложке вода застынет ровно, тот проживет долго.
Ведущий 2: Да, гаданий на свете много.
Хотите, мы научим вас некоторым видам гадания?
Например, если человек икает, то что это значит? (Кто-то вспоминает.)
Чтобы узнать, кто именно вспоминает, загадывают кого-нибудь из знакомых, смачивают мизинец правой руки слюной и проводят по правой брови: если на пальце окажется волосинка, значит, вспоминает тот, на кого было загадано.
А сейчас давайте все вместе погадаем.
Гадание на будущее с чашками
Для гадания потребуется несколько чашек соответствующих числом количеству гадающих. В чашки кладут кольцо, монету, хлеб, сахар, лук, немного воды. С закрытыми глазами, каждый из гадающих, по очереди, выбирает чашку. С чем вытягивают - это прогноз на грядущий год.
Предсказания на будущее следующие:
*кольцо - к свадьбе;
*монета - к богатству;
*хлеб - к достатку;
*сахар - к веселью;
*лук - к слезам;
*чашка с водой - к жизни без особых перемен.
*спичка - к ребенку.
Гадание по книге
Наугад надо взять какую-либо книгу. После этого назвать номер страницы и номер строки на ней - то, что в этом месте написано в книге, и служит ответом.
Гадание по обуви
(сланцы, домашние тапочки, парадные туфли, лыжные ботинки, мужской ботинок)
В общую кучу складывается обувь. Гадать лучше в полумраке или вообще в темноте. Все участники разбирают по одной «обувке», загорается свет, и все узнают судьбу на ближайший год.
Сланцы – поездка к морю на отдых
Лыжные ботинки – здоровье и спортивная активность
Тапочки – домоседство
Парадные туфли – праздники, веселое время провождение, интересные встречи
Мужская туфля – замужество или счастливая любовь или новое знакомство.
Гадание «Угадай сколько»
(гадание с мандарином)
Раздаются мандарины. Загадывается желание. Чистится мандарин. Если долек четное количество желание исполнится и наоборот.
Игра-гадание с шарфом
Надо загадать желание, завязать глаза и проползти под шарфом, который натянут над полом. Если не заденешь шарф, желание сбудется.
Гадание ДА-НЕТ
Над банкой, с какой-либо крупой или зерном, держат левую руку ладонью вниз. Сосредоточившись, нужно задать интересующий вас вопрос. После этого возьмите из банки горсть крупы и высыпьте ее на стол, после чего пересчитайте количество зерен. Если число зерен четное, это означает положительный ответ - ДА, нечетное число, означает отрицательный ответ - НЕТ.
Ведущий 1: В былые годы время от Рождества до Крещения в деревенской жизни выделялось особым духовным подъемом и проходило торжественно, празднично и весело. Собирались вечерки, посиделки, шумно и весело проходили игрища с ряжеными.
Посмотрите наша елочка светится яркими огнями и ждет от нас подарков: веселых танцев и рождественских игр.
А теперь настало время и нам повеселиться.
Проводятся:
Игра "Валенки"
Перед ёлкой ставят валенки большого размера. Играют двое дети и родители (взрослый одевает валенок, ребенок бежит рядом). По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит ёлку быстрее и наденет валенки.
Игра "Поймай снежок"
Участвуют несколько пар. Дети и родители стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4 метров. У взрослого пустое ведерко, у ребенка - мешочек с определенным количеством “снежков” (из ваты). По сигналу ребенок бросает снежки, а взрослый старается поймать их ведерком. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
Игра «Кто быстрее»
Реквизит: обруч, шишки (снежки) 5-6 штук.
Игра проходит по принципу «Музыкального стульчика». В обруч кладут шишки на 1 меньше, чем игроков. Под веселую новогоднюю музыку игроки танцуют вокруг обруча. Как только музыка останавливается, необходимо быстро схватить шишку. Тот игрок, кому шишка не досталась выбывает. Количество шишек в обруче уменьшается на одну и т. д. Победителем становиться последний оставшийся игрок.
Игра «Гонки со снежинками»
Разделить детей и родителей на команды, на каждую команду выдается большая бумажная снежинка. Суть игры заключается в том, чтобы донести снежинку на голове до определенного места, а там передать другому участнику. Побеждает та команда, которая справится с заданием быстрее. Когда снежинка лежит на голове ее нельзя трогать руками.
Игра «Морозные врата»
Реквизит: два платка
Двум игрокам завязывают глаза. Они берутся за руки и поднимают их кверху, образуя ворота. В руки они могут взять серебристую мишуру.
Под веселую новогоднюю музыку дети по очереди должны тихонько пройти сквозь «Морозные ворота». Задача игроков (взрослые) с завязанными глазами, опуская руки, задеть проходящего игрока, не пропустить, то есть «заморозить». Игрок, которого заморозили, выбывает из игры.
Побеждает игрок или несколько игроков, которым несколько раз подряд удается пробежать через «морозные ворота».
Конкурс «Сдуй снежинку»
Реквизит: стол, две снежинки, две трубочки
На столе с краю лежат две снежинки. По сигналу ведущего игроки начинают дуть в трубочку на снежинку так, чтобы она «долетела» до противоположного края стола. Если снежинка во время движения слетела со стола, то ее надо поднять, положить на это же место, и продолжить дуть.
Побеждает игрок, чья снежинка первой оказалась на противоположном конце стола.
Конкурс «Магия чисел»
Реквизит: два стола, два фломастера, две цифровых картинки.
По сигналу ведущего игроки должны нарисовать картинку, соединяя цифры по порядку. Побеждают игроки, которые первыми закончили рисунок.
Игра «Собери картинку»
Реквизит: конверты с разрезанной на полоски картинкой.
Каждой семье выдается конверт с картинкой, которая разрезана на тоненькие полосочки.
По команде ведущего игроки вынимают полоски из конверта и собирают картинку. Побеждают игроки, быстрее всех справившиеся с заданием.
Ведущий 1: Еще раз с праздником вас! Счастья вам, радости!
(Всех приглашают за стол. К чаю можно подать записочки с сюрпризом - с предсказаниями).
Предсказания обязательно должны быть хорошими, добрыми, например:
1. Если лить не будешь слез,
Денег будет целый воз.
2. Твой удел не так уж прост,
Ждёт тебя карьерный рост.
3. О, чудо, судьба приготовит сюрприз,
Пакуй чемоданы, поедешь в круиз.
4. Ждать осталось, самую малость,
Скоро в дом ваш заглянет радость.
5. Ждет вас скоро крутой поворот,
Большая любовь в этот год вас ждет.
6. Вам удачи, счастья, мира! Будет вам своя квартира!
8. Не покинет вас удача! Будет новая вам дача!
9. За здоровье ваше тост! Будет вам карьерный рост!
10. Я желаю вам везенья! Ждет в семье вас прибавленье!
11. Окружал вас чтоб уют! А доходы возрастут!
12. Пусть сопутствует успех! Вам учиться лучше всех!
13. Впечатлений много разных – в путешествиях прекрасных!
14. Не тревожит пусть забота! Ждет вас новая работа!
15. Не скучать желаю зря, будут новые друзья