Мария Дмитриева
Учебно-методическое пособие адресовано родителям малышей.
В данном альбоме я демонстрирую пособия из нестандартных материалов для игровой деятельности детей , направленной на освоение ими сенсорных эталонов . Мои пособия можно сделать самим дома, ведь раньше во многих семьях существовала чудесная традиция – делать игрушки своими руками из ненужных вещей .
Дидактическое пособие «Паровозик»
Для развития у детей воображения , формирования зрительно-моторной координации на основе действия с предметами предлагаю изготовить дидактическое пособие «Паровозик» . Оно привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
Цель : закрепление знания цвета, размера; развитие моторики руки.
Описание приготовления пособия :
Пособие состоит из коробки с наклеенными паровозиками, самолетом, солнцем и облаками из самоклеящейся плёнки, в центре изображений проделаны отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера и цвета. На горлышки завинчены пробки, задача детей подобрать крышку нужного цвета и прикрутить ее к горловине.
Дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн»
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.
Цель : сенсомоторное развитие , формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Описание приготовления пособия :
капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль, обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Дидактическая игра «Ёжик»
Цель : - развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность; умение принимать воображаемую игровую ситуацию;
Учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий) ; выбирать «прищепку - колючку» в соответствии с цветом ежика.
Описание приготовления пособия :
вырезаем из картона 4 ёжика (красный,желтый,зеленый,синий) и прикрепляем прищепки по цветам.
Публикации по теме:
Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.
Игра «Моталочки». Цель: развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительной, тактильной памяти, творческого воображения, элементарной.
"Занимательные фишки" Цель: Формирование у детей представлений об основных цветах. Задачи: Способствовать развитию умения группировать фишки.
Данные дидактические игры помогут воспитателям детских садов и педагогам начальной школы для индивидуальной и групповой работы. Игра № 1.
Дошкольное детство - период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Для воспитания детей культурными необходимо использовать.
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение ЦРР
Дидактические игры
своими руками
для детей раннего возраста
Спрячь мышку"
Существует множество разновидностей игры "Спрячь мышку". Её делают из цветного картона, из цветной бумаги, из дерева. Я предлагаю вариант игры, сшитой из материала.
В эту игру могут играть дети с 1 года до 3 лет.
Руководство: Показать детям мышек, рассмотреть их, дать детям в руки по 1 мышке, рассмотреть их цвета. Сказать, что у мышек есть домики, такого же цвета, как и сами мышки. Показать цветовой коврик. Рассмотреть и назвать цвета домиков. Внести кошку, которая хочет съесть мышек. Ребятам предлагается поселить мышек в домики соответствующих цветов, чтобы спрятать их от кошки. Дети прикрепляют мышей на липучки в квадратики такого же цвет как мышка.
https://pandia.ru/text/78/206/images/image004_36.jpg" width="240 height=180" height="180">.jpg" width="328" height="246 src=">
Основу для выкройки мышек делала в виде капельки. Вырезаем по 8 штук капелек каждого цвета, чтобы получились 16 мышек (по 4 каждого цвета). К одной части пришиваем тесемочку – это хвостик и 2 часть липучки, затем сшиваем 2 капельки между собой, оставляя дырочку с широкой стороны для наполнения синтепоном. Дырочку зашиваем иголкой. Осталось украсить мышку – пришиваем глазки из черного бисера. Мышки готовы!
Игра привлекает внимание детей яркостью и мягкой фактурой. И дети с удовольствием в неё играют.
Нарядим солнышко"
такая", "не такая", "одинаковые", "разные".
Для изготовления игры потребуется картон, самоклеящаяся цветная пленка.
Вырезаем из картона круг и оформляем его в виде солнышка.
https://pandia.ru/text/78/206/images/image010_20.jpg" width="180" height="135 src=">
Предлагаем детям разложить вокруг солнышка косички (полосочки), а к ним - и бантики. Обращаем внимание, что бантики должны быть такого же цвета, как и косички.
Цвета выбираются по возрасту и на ваше усмотрение, так же как и количество косичек.
Детям с 1.6 лет можно предложить для начала 4 основных цвета, и постепенно игру усложнять, добавляя количество косичек и бантиков, а также вводить оттенки цветов. Ребенок в раннем возрасте может и не называть цвета, но подбирать и различать - это ему вполне доступно.
Подбери по форме"
Предлагаю игру, сделанную из коврика для ванной. Коврик разрезается на квадраты одинаковой величины, а затем внутри вырезаются различные геометрические фигуры.
https://pandia.ru/text/78/206/images/image015_13.jpg" width="214" height="161 src=">
Для детей с 3-5 лет: «Найди похожую форму».
«Нарисуй фигуру» (путем обведения фигуры внутри квадрата),
«Какая фигура живет в домике?»
https://pandia.ru/text/78/206/images/image017_10.jpg" width="120" height="91 src=">.jpg" width="117" height="87 src=">
Методическая литература по сенсорному воспитанию:
1. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983
2. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»
Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3-4 лет.
- Д/И «ДЛИННЫЙ - КОРОТКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный - короткий», «длиннее - короче», развивать воображение, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.
- Д/И «ВКЛАДЫШИ»
ЦЕЛЬ: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой детей в 4-5 чел. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур - круг, квадрат, треугольник.
- Д/И «КАКОГО ЦВЕТА НЕ ХВАТАЕТ?»
ЦЕЛЬ: Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности, умение сказать, какого цвета отсутствует диск.
- Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие иллюстрации цветков разного цвета. Дети рассказывают какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветочек, какой показывает воспитатель.
- Д/И «ОБВЕДИ И ЗАШТРИХУЙ»
ЦЕЛЬ: Развивать и закреплять сенсорные способности детей, умение заштриховывать по трафарету на белом листе круг, квадрат, треугольник, закрепить основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Сначала воспитатель показывает детям (2-3 чел.) трафареты геометрических фигур. Дети рассматривают, какого цвета, потом воспитатель показывает, как на белом листе бумаги он заштриховывает таким же карандашом, как и трафарет. Воспитатель раздает бумагу, трафареты, карандаши, а сам наблюдает, чтобы дети правильно подобрали цвет карандаша к трафарету.
- Д/И «ОДИН – МНОГО»
ЦЕЛЬ: Развивать первые математические способности, развивать внимание мышление, умение различать цвет предметов.
РУКОВОДСТВО: Игры проводятся с 2-3 детьми. Воспитатель показывает на магнитной доске картинки игрушек одну, много, закрепляет цвет. Потом предлагает детям по показу найти и прикрепить такие же картинки.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ МОТОЧКИ»
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все нитки, предлагает малышам смотать каждому по моточку нитки, у каждого свой цвет нитки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПРИЩЕПКИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что внучата сложили все прищепки в оду коробку, предлагает малышам разложить их по цветам коробки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
- Д/И «БОЛЬШОЙ, ПОМЕНЬШЕ, МАЛЕНЬКИЙ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т.д. на усмотрение фантазии воспитателя.
- Д/И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2-х цветов, к концу года 4-х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.
- Д/И «ПОКАЖИ ТАКУЮ ЖЕ»
ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.
- Д/И «КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЕНЫЙ»
ЦЕЛЬ: Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
РУКОВОДСТВО: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов). Воспитатель показывает или картинку определенного цвет или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.
- Д/И «НАЙДИ МАТРЕШКЕ ВЕДЕРКО»
ЦЕЛЬ: продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать мышление, память, разговорную речь.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цвет» ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко нужно каждой матрешке. Потом предлагает детям найти ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.
- Д/И «ВСТАВЬ ВТУЛОЧКУ»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулок. Показывает и обговаривает свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное.
- Д/И «БУСИНКИ»
ЦЕЛЬ: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 2 детьми, потому что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.
- Д/И «ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
ЦЕЛЬ: Учить выполнять действия со шуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, развивать мышление.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.
- Д/И «ЦВЕТНЫЕ КОЛПАЧКИ»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.
- Д/И «СОБЕРИ И РАЗБЕРИ ПИРАМИДКУ»
ЦЕЛЬ: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании.
- Д/И «НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЬЦА НА ШНУРОК»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение действовать с предметами, развивать моторику: кистей рук, потренировать в различении 4-х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый).
- Д/И «ЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4-х основных цветов.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета домино положил предыдущий ребенок
- Д/И «НАЙДИ НУЖНЫЙ ЦВЕТ»
ЦЕЛЬ: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.
- Д/И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ»
ЦЕЛЬ: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.
РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4-5 детьми, у каждого плоскостные изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.
- Д/И «УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
- Д/И «РАСТОПИ ЛЁД»
Достаньте из холодильника 2 кубика льда, один дайте ребенку, другой возьмите себе.
Предложите малышу растопить лёд и прокомментировать, как это происходит (холодный, твердый, жидкий).
- Д/И «КТО ЛЕТАЕТ?»
Объясните малышу: «Я буду называть разные предметы, животных, птиц. Если назову что-нибудь летающее – подними ручки, нелетающее – хлопай в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?.. и т.д.»
Дайте малышу время подумать.
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?» и т.д.
- Д/И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»
Приготовьте 5 больших и 5 малых кругов. Смешайте круги, покажите их ребенку со словами: «Эти круги разные». Покажите сначала большие, затем маленькие круги по одному («Это круги большие, а это маленькие»).
Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую.
Свои действия поясняйте. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно класть большой, а куда – маленький круг. Ребенок раскладывает круги.
Как варианты можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.
- Д/И «ГДЕ КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ»
Приготовьте 5 кругов и 5 квадратов, перемешайте их, объясните, что игрушки разные.
Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.
Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.
- Д/И «ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
- Д/И «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.
Попросите малыша из каждой пары выбрать больший. Можете попросить малыша разложить предметы в две группы – большие и маленькие.
Вариант 1: попросите ребенка найти и показать вам большие и маленькие парные предметы домашней обстановки.
Вариант 2: предложите малышу два карандаша – большой и маленький. Попросите провести линию большим карандашом.
Задание можно и усложнить: пусть ребенок проведет большим карандашом большую дорожку, а маленьким – маленькую.
- Д/И «ПРЯТКИ»
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
- Д/И «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
- Д/И «СПРЯЧЬ ЛИСТОК»
Приготовьте лист бумаги, одна половина которого окрашена в зеленый, а другая – в желтый цвет. Объясните ребенку, что бумага двух цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из бумаги листиков (одни желтые, другие - зеленые).
Положив желтый листик на желтую половину листа бумаги, объясните, что листик «спрятался», его не видно. Затем положите желтый листик на зеленую половину и подчеркните, что теперь его очень хорошо видно. Попросите ребенка «спрятать» листики так, чтобы их не было видно.
Если малыш затрудняется, можно дать ему более контрастные цвета – красно-синий лист бумаги и аналогично раскрашенных рыбок, цветочки и т.д.
Постепенно усложняйте задачу, стоящую перед ребенком, давая ему предметы близких цветовых тонов (синего и фиолетового, оранжевого и желтого и пр.).
Можно также «спрятать» предметы трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте с ребенком ход выполнения задания.
- Д/И «НАЙДИ ТВОЙ ЦВЕТ»
Дайте малышу в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
- Д/И «БУСЫ»
Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните малышу, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.
Варианты: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.
- Д/И «ГОЛОВОЛОМКА»
Разрежьте на 3 части какую-нибудь яркую предметную картинку. Вначале предложите ребенку собрать ее по образцу, а затем – самостоятельно.
- Д/И «ЗАКЛЕЙ ДЫРКИ»
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
- Д/И «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Расставьте на столе 5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку, петуха и пр.
Попросите его внимательно посмотреть и отвернуться, а сами уберите одну игрушку. Спросите: «Чего не хватает?».
Игру можно усложнять, вводя в нее большее количество предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
- Д/И «СДЕЛАЙ, КАК БЫЛО»
Расставьте на столе 5 знакомых малышу игрушек (машина, кубик и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть, что где лежит, и отвернуться, предупредив, что переложите одну игрушку. Затем попросите сказать, что изменилось.
Постепенно задание можно усложнять.
Своевременное сенсорное воспитание детей 2-3 лет – основной путь к раскрытию способностей. Используют игрушки, побуждающие детей выполнять...
Своевременное сенсорное развитие детей 3 лет – основной путь к раскрытию заложенных природных способностей. В годовалом возрасте малыши начинают активно двигаться, ходить, трогать все руками, толкать, но движения их под час неловки, иногда и неосознанны. Именно в период раннего детства происходит активное развитие восприятия.
Человек получает информацию из внешнего мира с помощью пяти чувств:
- Зрения (90% информации).
- Слуха (9%)
- Остальных чувств (1%):
- обоняния;
- осязания;
- вкуса.
До 3 лет мозг ребенка учится воспринимать и обрабатывать информацию. В этот момент формируется личность, характер, пробуждаются заложенные способности.
Развитие через самообразование
Дети прикасаются к предметам, тянут их в рот, пробуют на вкус – так они составляют о них первичное представление. Сенсорное развитие основывается на распознавании цветов, запахов, размеров и форм. Ребенок 2-3 лет путем самообразования анализирует понятия и свойства, которые характерны для предметов и веществ: вкус, запах, размер и пр. Последующее интеллектуальное, физическое, эстетическое развитие будет строиться на личном опыте, который он получил в раннем возрасте.
Сенсорика у малыша развивается ежедневно: в быту, на прогулках, в играх. Родителям нужно ненавязчиво объяснять те или иные явления, предметы, которые видит ребенок. Взрослые знают, что желтый кружок на листе бумаги – это солнышко, для медвежонка характерен коричневый цвет, а малыша всему этому нужно учить.
Сенсорное восприятие мира основывается на таких параметрах:
- Понятие о цветах и некоторых оттенках.
- Узнавание простых геометрических фигур (круг, треугольник, ромб, квадрат).
- Понимание величины, размера.
Как развивать сенсорику
Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.
Используют те, что побуждают детей выполнять различные действия: собирать кубики, кидать мячик, грызть погремушку, катать машинку. Они знакомят крох с различными формами и размерами, цветами и фактурой. Полученные тактильные ощущения благотворно влияют на мозг, развивают моторику рук и речь.
Сенсорные игрушки бывают нескольких видов:
- Мягкие, сшитые из различных материалов, с природными или синтетическими наполнителями.
- По типу конструкторов: разные пирамидки, сортеры, пластмассовые и деревянные кубики, матрешки, коробочки.
- Мозаика, конструкторы (пластмассовые, металлические, деревянные).
Развивающие настольные игры
Осмысление действительности начинается примерно с 2 лет. Малыши могут называть предметы и давать им характеристики. Они способны различать большие и маленькие объекты, называть их формы, определять, какие они на ощупь. С 2-3 лет можно заниматься по вырезанным картинкам.
Тематический материал:
Такие настольные игры доступны всем, их легко сделать самостоятельно. Для этого нужно распечатать рисунки различной тематики, раскрасить их и наклеить на картон. Для примера:
Игры с картинками доставляют малышам большое удовольствие и формируют понятие о внешних признаках: форме, величине, цвете.
В этом возрасте у детей проявляется самостоятельность, зарождается самолюбие, они с большим удовольствием демонстрируют приобретенные навыки и нуждаются в похвале. В 2-3 года крохи уже умеют многое:
- Различают около шести цветов, знают их названия, рассортировывают предметы по этому признаку.
- Разбирают их по признакам: большой, маленький, средний.
- Собирают пирамидку из 5-8 колец от большого элемента к маленькому и наоборот.
- Соединяют части разрезанных элементов (от 4 до 8) в картинку.
- Указывают на кубик, мячик, кирпичик.
- Распределяют предметы по одинаковым признакам: размеру, цвету, форме.
Принципы методики Янушко
Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок встал на ноги и начал ходить, то всему остальному он научится сам. В отличие от животных, у детей мало врожденных двигательных рефлексов, только в процессе обучения у них формируются определенные навыки различных действий.
В дошкольных учреждениях регулярно проводят занятия с детьми по формированию мелкой моторики.
В домашних условиях тоже можно обучать малышей, например, по системе Елены Янушко.
Автор объясняет, что в раннем возрасте внимание носит непроизвольный характер. С детьми не проводят беседы или занятия с обучающими предметами, потому что малышей сложно заставить слушать или смотреть. Лучше всего создавать игровые ситуации с дидактическими игрушками: матрешками, пирамидками, рамками со шнурками, досками Сегена.
Янушко выделяет несколько принципов сенсорного развития:
- Зрительное восприятие – ознакомление со светом, основными цветами, разными формами, простейшими величинами, количеством предметов, их расположением в пространстве.
- Слуховое восприятие – знакомство со звуками разного происхождения.
- Тактильное восприятие – ощупывание предметов из различных материалов, разнообразных по ощущениям: теплых, холодных, гладких, колючих и т. д.
Методист утверждает, что обоняние и вкус спонтанным образом развиваются в бытовых ситуациях. Родители должны объяснять детям незнакомые запахи, давать попробовать новый продукт. Обязательно интересоваться мнением ребенка, понравилось ему это или нет.
Дидактические упражнения
Детям 2-3 лет только предстоит научиться определять признаки предметов, называть их свойства, оперировать ими. Для получения сенсорных навыков применяют специальные упражнения дидактической направленности, которые помогают составить представление о свойствах и особенностях различных вещей:
- Сортировка однородных предметов, согласно размеру, геометрической форме, цвету.
- Размещение их в соответствующие гнёзда.
- Собирание мозаики по образцу.
- Рисунки красками на разные темы.
- Подражание взрослым в мимике, жестах.
- Угадывание на ощупь фруктов, овощей, форм предметов.
Развитию детей необходимо уделять особое внимание, так как от этого зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, раскрытие его способностей и талантов, самореализация в будущем. Занимаясь с ребенком, родители воспитывают в нем внимательность, усидчивость, развивают память, мышление. К тому же во время обучения устанавливается тесный контакт с малышом, формируются доверительные семейные отношения.
Картотека
игр по сенсорике для детей 2-3 лет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по сенсорному воспитанию
детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
Чудесный мешочек,
Определи на ощупь, (найти предметы различающиеся по одному признаку)
Платочек для куклы, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Узнай фигуру, (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
Найди пару, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
Найди предмет указанной формы, (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
Из каких фигур состоит …?, (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
Найди предмет такой же формы, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
Какая фигура лишняя?,(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
Сравни предметы по высоте,
Самая длинная, самая короткая,(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
Разноцветные кружки,(предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
В какую коробку?,(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Какого цвета не стало?,
Какого цвета предмет?,(предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
Собери гирлянду,(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом)
Какие цвета использованы?,(показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
Уточним цвет,(учить различать и называть близкие цвета)
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей первой младшей группы.
Д
ля
развития у детей воображения, формирования
зрительно-моторной координации на
основе действия с предметами было
изготовлено дидактическое пособие
“Цветочная поляна”. Оно привлекает
внимание яркостью, интересным содержанием.
Описание пособия: Пособие состоит из доски с наклеенными цветами из самоклеящейся плёнки, в центре цветка проточено отверстие, в которое приклеены горлышки от бутылок разного размера. На горлышки завинчены пробки.
Примеры дидактических игр, заданий с использованием пособия “Цветочная поляна”.
Цель: закрепление знания размера; цвета; развитие моторики руки.
“Подбери серединку к цветку”
“Заверни самую большую серединку у цветка. Самую маленькую”
“Заверни у цветка красную серединку. Белую”
Игра «Воздушные шары»
Цель: Учить различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами.
Игра «Бабочка»
Цель: Учить различать основные цвета, учить соотносить предметы по цвету.
И
гра
«Снеговики»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, закреплять основные цвета. Учить закручивать и раскручивать пробки.
И
гра
«Поиграем с прищепками»
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Дидактическое пособие «Сенсорная книга»
Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста
Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес малыша к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребенка своей яркостью, содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки родилась эта книга. Листая «страницы книги» дети не только развивают мелкую моторику, цветовосприятие, но и закрепляют полученные знания.
Дидактическая игра «Собери урожай»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застегивания пуговиц.
Воспитатель предлагает детям собрать урожай яблок, отстегнуть листики, снять яблоки (отстегнуть липучку).
Дидактическая игра «Построй домик»
Цель: развитие сенсорного восприятия, наглядно-действенного внимания, мелкой моторики.
Все детали крепятся на липучку.
Выполнить задание – прикрепить детали на положенные места.
Дидактическая игра «Гусеничка»
Цель: развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами,сенсорного восприятия, логического мышления
Вариант игры: «Продолжи ряд».
Литература.
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. ,Просвещение,1988.
Дидактическое пособие “Пальчиковый сухой бассейн”
Сухой бассейн – используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем термопленкой для пасхальных яиц, складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.
Дидактическая игра “Бусы из солёного теста”
Цели:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету;
развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Это пособие может сделать сам малыш, с небольшой помощью взрослого. Лепка из теста очень помогает развить моторику ребенка. Ведь малыш может изменять форму предмета из шарообразной формы в квадратную, или треугольную. А, взяв в руки кусочек теста, он может ощутить его вес, тяжесть и вязкость.
О
писание
приготовления пособия:
Приготовить солёное тесто (смешать 1стакан соли “Экстра”,1 стакан муки, 0,5 стакана холодной воды, оставить на 2-3 часа в холодильнике), слепить шарики, сделать в них отверстия с помощью трубочки для коктейля, оставить до полного высыхания. Бусы готовы!
Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:
формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.
Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.
Цели:
формировать умение различать цвета;
учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Своими руками: "Тактильная коробка"
Тактильная коробка - это дидактическое пособие, предназначенное для детей раннего возраста.
Сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой.
Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.
Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.
Дидактическое пособие "Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.
Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -
п
ериодически
приходится содержимое коробки обновлять,
придумывать разные наполнители.
Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.
Данное пособие можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей(при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы).
Дидактическая игра «Найди лишнюю пробку»
Средства: пробки разного цвета и размера.
Цель: развитие логического мышления.
Р
азвивающая
игра для развития мелкой моторики
«Накорми поросенка» своими руками
Средство:мягкую игрушку (поросенок) и бутылку по размеру мягкого игрушка. Достать комбикорм - фасоль, горох, кукурузные хлопья и пр.
Игра «Разноцветные палочки»
Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.
Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.
Ход игры.
В
оспитатель
расставляет на столе коробочки четырех
цветов и показывает разноцветные
палочки, которые рассыпал мишка.
Детям – участникам предлагается
разложить все палочки по коробкам своего
цвета. Воспитатель рассматривает
палочки, обращая внимание детей на то,
что цвет палочки и коробки совпадают
(такой же). Затем дети выполняют задание.
Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.
Постепенно количество палочек увеличивается.
Примечания. Взять палочки для мороженого, покрасить краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезать и оклеить разноцветной бумагой. На заднюю сторону наклеить картинку с изображением забавного животного.
Игры для малышей 2-3 лет
УГАДАЙ
НА ВКУС
Нарежьте в тарелку небольшие
кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша,
слива, апельсин, огурец, морковь, редис,
репа и т.д.). Предложите малышу закрыть
глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.
Спросите, что это был за вкус (сладкий,
кислый, горький, соленый) и как называется
то, что он ест.
РАСТОПИ
ЛЁД
Достаньте из холодильника 2
кубика льда, один дайте ребенку, другой
возьмите себе.
Предложите малышу
растопить лёд и прокомментировать, как
это происходит (холодный, твердый,
жидкий).
КТО
ЛЕТАЕТ?
Объясните малышу: «Я буду
называть разные предметы, животных,
птиц. Если назову что-нибудь летающее
– подними ручки, нелетающее – хлопай
в ладоши. – Ракета?.. – Голубь?.. – Стол?..
и т.д.»
Дайте малышу время
подумать.
Аналогично проводятся
игры: «Что идёт?» и т.д.
НАЙДИ
ТАКОЙ ЖЕ
Приготовьте 5 больших и 5
малых кругов. Смешайте круги, покажите
их ребенку со словами: «Эти круги разные».
Покажите сначала большие, затем маленькие
круги по одному («Это круги большие, а
это маленькие»).
Большие круги
складывайте в одну сторону, а маленькие
– в другую.
Свои действия поясняйте.
Приложите два маленьких круга друг к
другу, подчеркните, что они одинаковые.
При
сортировке третьей пары кругов спросите,
куда нужно класть большой, а куда –
маленький круг. Ребенок раскладывает
круги.
Как варианты можно использовать
квадрат и треугольник, круг и квадрат
и пр.
ГДЕ
КРУГ, А ГДЕ КВАДРАТ
Приготовьте 5
кругов и 5 квадратов, перемешайте их,
объясните, что игрушки разные.
Начинайте группировать по форме, затем попросите ребенка распределить фигуры на две группы.
Варианты: прямоугольник и треугольник, 2 вида пуговиц и т.д.
ПОДБЕРИ
ФИГУРУ
Приготовьте картинки, на
которых нарисованы геометрические
фигуры – квадрат, круг, прямоугольник,
треугольник, овал, а также несколько
самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите малышу, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
БОЛЬШОЙ
И МАЛЕНЬКИЙ
Приготовьте большие
и маленькие варианты одного предмета:
ложки, чашки, пуговицы, игрушки и
т.д.
Попросите малыша из каждой
пары выбрать бóльший. Можете попросить
малыша разложить предметы в две группы
– большие и маленькие.
Вариант
1: попросите ребенка найти и показать
вам большие и маленькие парные предметы
домашней обстановки.
Вариант 2:
предложите малышу два карандаша –
большой и маленький. Попросите провести
линию большим карандашом.
Задание
можно и усложнить: пусть ребенок проведет
большим карандашом большую дорожку, а
маленьким – маленькую.
ПРЯТКИ
Приготовьте
5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов,
треугольников, прямоугольников, овалов.
Попросите малыша «спрятать» маленькие фигуры за большими (обязательно покажите, что маленькую фигуру легко накрыть большой, и тогда маленькую фигуру не будет видно).
ЧУДЕСНЫЙ
МЕШОЧЕК
В полотняный мешочек кладут
предметы, обладающие разными свойствами:
клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик,
кубик, спичечный коробок. Малыш на ощупь
должен определять один за другим предметы
в мешочке. Желательно, чтобы он вслух
описывал их свойства. Маленькие дети
могут сами складывать предметы в мешочек
для лучшего запоминания. Детям постарше
дают уже наполненные мешочки.
КЕМ
ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ?
Приготовьте побольше
старой одежды. Поговорите с малышом и
узнайте, кем он хочет быть – как он хочет
одеться. Помогите подобрать одежду,
которая соответствует персонажу, сделать
головные уборы врача, пожарника, продавца,
строителя.
Пусть малыш покажет как
ведет себя тот, кого он изображает, что
говорит, что делает.
УЗНАЙ
ПО ВЕСУ
Приготовьте несколько
предметов, примерно одинаковых по
размеру, но разных по весу.
Можно
склеить кубики, треугольники, прямоугольники
из бумаги и взять подобные, но цельные
фигуры из лото, строительного набора и
т.д.
Предложите малышу подобрать
пару похожих, но разных по весу предметов.
Начать можно с распределения всех
предметов на две группы – «легкие» и
«тяжелые». Обсудите эти признаки с
ребенком.
СПРЯЧЬ
ЛИСТОК
Приготовьте лист бумаги,
одна половина которого окрашена в
зеленый, а другая – в желтый цвет.
Объясните ребенку, что бумага двух
цветов. Дайте малышу 6-8 вырезанных из
бумаги листиков (одни желтые, другие -
зеленые).
Положив желтый листик на
желтую половину листа бумаги, объясните,
что листик «спрятался», его не видно.
Затем положите желтый листик на зеленую
половину и подчеркните, что теперь его
очень хорошо видно. Попросите ребенка
«спрятать» листики так, чтобы их не было
видно.
Если малыш затрудняется,
можно дать ему более контрастные цвета
– красно-синий лист бумаги и аналогично
раскрашенных рыбок, цветочки и
т.д.
Постепенно усложняйте задачу,
стоящую перед ребенком, давая ему
предметы близких цветовых тонов (синего
и фиолетового, оранжевого и желтого и
пр.).
Можно также «спрятать» предметы
трех-четырех цветов. Каждый раз обсуждайте
с ребенком ход выполнения задания.
НАЙДИ
ТВОЙ ЦВЕТ
Дайте малышу в руки 3
фигурки разного цвета (круги, квадраты
и т.д.).
Предложите ему пройти по
дому и найти предметы таких же цветов.
Ребенок может положить свои кружки на
одноцветные предметы.
БУСЫ
Возьмите
4 больших круглых и 4 больших квадратных
бусины одинакового цвета, тонкий шнур
или толстую нить.
Объясните малышу,
что бусины разной формы и нанизывать
их нужно по очереди – шарик, потом
кубик.
Варианты: нанизывание по
очереди бусин одинаковой формы и цвета,
но разного размера или одинаковых по
форме и размеру, но двух цветов.
ГОЛОВОЛОМКА
Разрежьте
на 3 части какую-нибудь яркую предметную
картинку. Вначале предложите ребенку
собрать ее по образцу, а затем –
самостоятельно.
ЗАКЛЕЙ
ДЫРКИ
Возьмите любую картинку или
фотографию из журнала, книги (изображение
должно быть понятно ребенку), вырежьте
из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте
картинку «с дырками» на лист белой
бумаги и предложите ребенку закрыть
образовавшиеся на картинке «белые
пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
ЧЕГО
НЕ ХВАТАЕТ?
Расставьте на столе
5-6 знакомых малышу игрушек: зайца, мишку,
петуха и пр.
Попросите его внимательно
посмотреть и отвернуться, а сами уберите
одну игрушку. Спросите: «Чего не
хватает?».
Игру можно усложнять,
вводя в нее большее количество
предметов.
Вариант: «Что прибавилось?».
СДЕЛАЙ,
КАК БЫЛО
Расставьте на столе 5
знакомых малышу игрушек (машина, кубик
и т.д.).
Предложите ребенку посмотреть,
что где лежит, и отвернуться, предупредив,
что переложите одну игрушку. Затем
попросите сказать, что изменилось.
Постепенно
задание можно усложнять.
УГАДАЙ,
ЧТО Я ДЕЛАЮ
Предложите ребенку
догадаться, какие действия вы будете
выполнять.
Показывайте, без слов,
как вы умываетесь, чистите зубы и т.д.,
а ребенок называет действия. Затем
поменяйтесь ролями.
ПОРИСУЕМ
Наклейте
на чистый лист бумаги изображения
предметов, животных и попросите ребенка
соединить их линиями.
Другое
задание: прикрепите бумагу к столу и
расположите на ней кубик, а потом
попросите малыша толкать этот кубик
карандашом. Карандаш оставит на бумаге
след – покажите его малышу.
ЧТО ЭТО?
Как-нибудь на прогулке,
после шумных игр, присядьте с малышом
на скамейку и попробуйте поиграть в
такую игру.
Выберите три какие-нибудь
предмета, например, травинку, маленький
камешек и листик.
Пусть малыш
выберет один из этих предметов и водит
им вверх и вниз по вашей руке до тех пор,
пока вы с закрытыми глазами не определите
по ощущениям, что это за предмет.
Теперь
очередь малыша закрыть глазки. Выберите
что-нибудь одно и водите им по его руке.
Малыш должен отгадать, что вы выбрали.
Если необходимо, помогите ему
подсказкой.
Подобные игры требуют
серьезных мыслительных усилий и
способствуют развитию сенсорного
восприятия.
ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ - ИГРА ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Э
та
совсем несложная игра научит вашего
малыша запоминать пальчиками форму и
свойства предмета, узнавать его наощупь,
думать, видеть с закрытыми глазми,
развивать речь, словарный запас,
осязательные способность маленьких
пальчиков.
Как сделать эту
развивающую игрушку?
Из красного
материала сшила 2 небольших одинаковых
мешочка с резиночкой. На них нашила
блестящие бабочки, цветочки и кружочки,
детям вообще нравится все блестящее.
В
квартире нашла парные одинаковые
предметы небольшого размера, разные по
свойствам – гладкие, шершавые, круглые
острые, мягкие.
Итого, у меня нашлось
парных предметов:
- колечки большое и
маленькое
- одинаковые по размеру
мячики, но один гладкий, другой - шершавый
-
крышки от бутылок разного размера
-
игрушка из киндера
- резинка для волос
-
соска
- и прочая мелочь...
Разложила
это добро по двум мешочкам.
И
грать
можно так:
Мама
засовывает руку в мешочек и достает
предмет. Называет его свойства, если
нужно дает малышу потрогать. А затем
простит найти у себя в мешочке такой
же. Но с условием - в мешочек не подглядывать!
Играем до тех пор, пока все предметы не
будут выложены из мешочка. Если предмет
малыш не угадал, возвращаем его обратно
в мешок и повторяем попытку.
Очень
важно играть не только правой, но и левой
рукой.
Можно играть по другому – мама засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает его. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно. А ваш малыш должен затем все повторить сам. Это вариант для более взрослых ребятишек.
Какие еще предметы можно
положить в волшебный мешочек:
- ластик
(круглый, треугольный, квадратный,
прямоугольный)
- карандашик
- клубок
ниток
- пальчиковая батарейка
-
магнитные буквы, магнитные цифры
-
геометрические объемные фигуры, плоские
геометрические фигуры
- кусочек кожи
(обычно такие кусочки висят на кожаных
сумках, при покупке, вместе с ценником)
-
кусочек меха
- веревочку
- магниты
на холодильник
- пузырьки от духов
-
монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
-
небольшие игрушки (машинка, матрешка,
собачка)
- расческа для куклы
-
игрушечная ложка
- пуговицы (круглые
или квадратные)
- природный материал
(ракушки, шишки, желуди, каштаны)
И
т.д. и т.п. – список можно продолжать до
бесконечности.
С малышами проще всего играть с одним мешочком. Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. Малышам двух-трех лет нравится сам процесс появления зверей из таинственной сумочки.
Для
опытных игроков продолжаем игру -
тренируем не только осязательную, но и
зрительную память – приглашаем поиграть
вместе с нами любимую куклу или любую
другую игрушку, и выставляем перед ней
все вынутые из мешочка предметы. Ребенок
рассказывает лошадке, какие предметы
вынуты, они запоминаются, можно даже
все пересчитать. Затем ребенок закрывает
глазки, а кукла тем временем прячет один
предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший
предмет. Постепенно количество предметов
надо увеличивать.
Теперь можно
поменяться местами, мама закрывает
глазки, а малыш прячет игрушку.
В магазинах можно найти готовые наборы с кубами, шарами, цилиндрами и т.д. Самым маленьким предлагаем разложить фигурки попарно, а более взрослым – достать определенную фигуру, найти возле себя предметы, похожие по форме. Одинаковые фигурки могут быть разных размеров – одна больше, другая меньше. Фигурки могут быть также разделены на две половины, достав одну половинку, необходимо на ощупь найти вторую половину.
Еще один вариант игры – соревновательный. Подходит для игры с несколькими детьми. Всем детям раздаем по мешочку, кладем одинаковые наборы предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.
Игру «волшебный
мешочек» можно использовать для развития
речи, в частности, расширения словарного
запаса ребенка и развития мышления.
Сначала
попробуйте нащупать в мешочке одну из
геометрических фигур, теперь опишите
словами. «Мне попалась фигура, у которой
нет ни одного угла». Ребята отгадывают,
что это за фигура. Особенно им нравится
меняться.
Чем старше дети, тем сложнее
могут быть описания. Важно, чтобы все
ребята побывали на месте ведущего в
этой игре. Ведь кому-то описывать предметы
и рассказывать легко, а кому-то трудно.
Навык появляется в процессе
тренировки.
Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.
Д
идактическое
пособие А давай мы,
поиграем…
Предлагаю всем для детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.
И так нам понадобиться:
Салфетки универсальные
Ножницы
Карандаш
Трафарет геометрических фигур
И
з
разноцветных салфеток можно вырезать
разнообразные фигурки и делать интересные
аппликации, выкладывать узоры, цветы,
дома, деревья и т. д., на сколько развита
фантазия и воображение…
Данное пособие поможет:
Р
азвивать
у детей мышление, внимание, фантазию,
восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету) .
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
Варианты игры –
«Собери красивые бусы» - желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры. » - воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Напиши букву. » - ребенок выкладывает букву.
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .
«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,
самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» - учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры» - познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» - учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«
Составь
предмет»
- упражнять в
составлении силуэта предмета из отдельных
частей (геометрических фигур) .
С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Развивающая детская игра своими руками
“Тактильный мешочек”
Развивающая игра для детей 3-6 лет. В
основе этой игры лежит всем известная
игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь
необходимо находить и угадывать предметы
разных форм, только правила немного
усложнены: необходимо искать предметы
не по форме а по текстуре. У Марии
Монтессори
есть упражнения
на сенсорику с шероховатыми табличками
направленными на развитие чувства
осязания, тонкой моторики и для подготовки
к письму, здесь же этот принцип переведен
в интересную игровую форму.
Идея с
текстурными бочонками не нова, мы нашли
такую игрушку в интернет магазине, но
нам кажется, что стоимость игры немного
завышена.
Способ изготовления:
Вырезаем из картона кружочки, чтобы они четко входили в крышки из под сока.
По шаблону кружков вырезаем тактильный материал. По два кружка из материала.
Наклеиваем материал на картонный кружок и закрепляем внутри крышки. Если брать такие же крышки как у нас на фото (из под сока), то картонка с материалом очень удачно сама закрепляется под резьбой, если крышки отличаются от наших, то кружки закреплять внутри при помощи клея.
Сшейте для игры яркий красочный мешочек.
Правила игры
Для начала изучите с ребенком все бочонки с материалом, прощупайте, найдите одинаковые.
Затем положите в мешочек несколько пар бочонков и постарайтесь вытащить одинаковые. Со временем можно усложнять игру, добавляя в мешочек новые пары крышек-бочонков.
Е
сли
малыш еще не дорос до такой игры, можете
играть в классическую игру “Волшебный
мешочек”.
Для этого в тканевый
мешок сложите разные на ощупь предметы
и игрушки: игрушки
лего
, мягкие маленькие
игрушки, тряпочки, деревянные кубики.
Для начала - не очень много, чтобы малыш
не растерялся. Подбирайте предметы не
похожие друг на друга, сделанные из
разных материалов: пластика, меха,
дерева… Можно с ребенком угадывать,
что лежит в мешке или вытаскивать
предметы из мешка по заказу.
Пособие по сенсорике «Веселое ведро»
И
ногда
так бывает, что игрушки уже утратили
свое значение для ребенка или он потерял
интерес к игре с ними. И тогда они только
разбрасываются и постоянно попадаются
под ноги. Или этих игрушек так много,
что их долго собирать. Можно дать этим
предметам новую жизнь. Дидактическое
пособие "Веселое ведро". Для него
понадобится ведро большое пластмассовое,
кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна,
тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую
задачу по закреплению названий основных
цветов. В крыжке выделяем 4 сектора по
основным цветам, вырезаем квадраты, в
середине вырезаем круг. В ведре сбоку
делаем 2 круглых отверстия для детской
руки, пришиваем рукава от свитера.
Играя с этим пособием, решаются следующие задачи:
Соотнесение цвета предмета с цветовым полем.
Соотнесение формы предмета с отверстием.
Развитие речи за счет слов, обозначающих цвета и форм предметов.
Развивать умение находить предметы на ощупь.
Развитие мелкой моторики рук и координации.
С
амок
главное, его можно носить по группе и
дому, с ним можно играть там, где захочется
ребенку, потому что предмет, извлекаемый
из ведра, туда же и возвращается по
дидактической задаче.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА СВОИМИ РУКАМИ (НА СЕНСОРИКУ, МОТОРИКУ) "ПАУЧОК НА ПОЛЯНКЕ" ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
С этой поделкой можно
играть
разноцветными крышечками (откручивать
и закручивать)
Шнуровать
Подбирать по цвету
Бросать в круглые отверстия мелкие предметы и шарики
Складывать в ведерко разные интересные штучки, носить его за ручку
Плести паутинку для паучка и завязывать ему бантик
Паучок шел по стене,
Нес
мешочек на спине:
Всем девчонкам по
лаптенкам,
Всем мальчишкам по
лаптишкам.
(массаж спинки ребенка.
Первые две строки - перебирать пальцами
по спинке, вторые две строки - похлопывать
спинку малыша).
Паучок
ползет-ползет.
Паутиночку плетет.
Паутиночка
тонка -
Крепко держит паучка.
Паутинка
рвется,
Паучок смеется.
Ха-ха-ха,
ха-ха-ха -паучок смеетя.
(пальчиковая
игра. Большой пальчик правой руки
соединить с указательным левой, а
указательный правой соединить с большим
левой руки. Перебирать пальчиками,
словно шагая - "плести" паутинку.
На последние строки хлопать в ладоши)