Позади три первых месяца жизни малыша. Трехмесячный малыш уже многое умеет, но еще большему ему предстоит научиться. Период адаптации к жизни в большом мире уже успешно закончился, малыш наконец стал похожим на пухленьких обаятельных младенцев из рекламы. Чтобы подытожить пройденный путь с самого рождения любящим родителям обязательно хочется знать, что же должен уметь делать ребенок в 3 месяца?
Развитие ребенка в 3 месяца
Под бытовым вопросом, что должен уметь делать ребенок медики понимают так называемое психомоторное развитие ребенка, которое включает психическое развитие и моторное (двигательное). Оцениваются как приобретенные навыки ребенка, так и врожденные рефлексы, а также зрение, слух.
Темпы формирования двигательных и эмоциональных реакций, развития речи в возрасте трех месяцев у мальчиков и девочек примерно одинаковы и больше зависят от состояния здоровья и темперамента малыша, чем от пола. Различия в темпах развития только-только намечаются и проявляются позже, примерно с 6-8 месяцев.
Двигательные навыки
- Врожденные рефлексы (опоры и автоматической ходьбы) почти полностью вытеснены более сложными условными и осознанными реакциями.
- Прослеживается начальная координация движений.
- Малыш лежит на спине без дополнительной опоры и уверенно держит головку лежа на животе.
- Если карапуза удерживать вертикально, придерживая подмышки, он может отталкиваться от опоры и попытается толкнуть ножкой предложенный мячик.
- Лежа на животике, ребенок опирается на предплечья, прогибается «лодочкой», интуитивно выполняя действия для укрепления мышц спины.
- Мышцы маленького человека уже окрепли настолько, что он может поворачиваться на бочок, некоторым деткам даже удается перевернуться на животик.
- Физиологический гипертонус окончательно остается в прошлом, ручки больше не сжаты в кулачки, малыш свободно растопыривает ладошки, учится играть с мобилем или другими подвешенными игрушками.
- Он уже может целенаправленно прикасаться или ударять по игрушке и с каждым днем у него получается все лучше. Доставать игрушки малыш старается даже лежа. Предлагая ребенку игрушки, мама стимулирует его к дальнейшим действиям.
Бывают и довольно редкие случаи, когда малыш на четвертом месяце жизни способен принять полусидячее положение, но если ваш ребенок этого не делает, пытаться его сажать нельзя. Детский организм, не испорченный ожиданиями социума, сам «знает», к чему он готов, а к чему нет. Следует заметить, что темпы физического развития во многом зависят от отношения родителей к пеленанию – чем большая свобода действий предоставлена крохе, тем быстрее он обучается.
Познание окружающего мира (перцепция)
- Трехмесячный ребенок подолгу рассматривает ручки и ножки, тянет их в рот, сводит и разводит, и даже уже может сцепить ручки в замок.
- Малыш уже способен определить, где находится источник света или звука, активно ищет его, поворачивая голову.
Речевые навыки
- Звуки, которые издает малыш, приобретают эмоциональную окрашенность.
- Малыш начинает активно гулить, выражая свое настроение и пытаясь привлечь внимание окружающих.
Взаимодействие с окружающими людьми
- Кроха осознанно реагирует на происходящие вокруг события, он улыбается родителям и другим членам семьи, смеется.
- Малыш внимательно изучает мамино лицо и ему нужно разрешать прикасаться к разным частям лица, называя их.
Сравнивать темпы развития грудных детей – неблагодарное и бессмысленное занятие, даже если речь идет о родных братьях и сестрах. Если ваш малыш здоров, но пока чего-то не умеет – значит, его время еще не пришло, однако существуют признаки, на которые следует обращать внимание и вовремя корректировать.
Видео календарь развития ребенка от 3 до 4 месяцев
Отклонения в развитии
Важно помнить, что даже совершенно здоровые дети развиваются с разной скоростью и не всегда физическое и психическое развитие идут вровень. Богатейший спектр эмоций и речи, опережающий средневозрастную норму, у таких крошечных деток может сочетаться с некоторой задержкой формирования двигательных навыков и наоборот. Стоит учесть и характер маленького человечка, который начинает проявляться в столь нежном возрасте.
Некоторые малыши, едва освоив новый навык, начинают его активно использовать, протестуя против попыток взрослых как-либо ограничить свободу движения. Другие напротив, долго взвешивают, стоит ли тратить силы на столь «бесполезное» занятие, что им дает новое умение, и к активному применению переходят через несколько недель или даже месяцев.
Следует обратить внимание, если:
- ребенок в 3 месяца не может следить глазами за предметом;
- при сильном звуке никак не реагирует;
- вы еще ни разу не видели, как ребенок улыбается;
- лежа на животе, голова младенца остается лежать на поверхности и ребенок не пытается ее поднять;
- отдельные звуки не произносятся ребенком.
Как заниматься с ребенком в 3 месяца
Уже в столь раннем возрасте можно и нужно начинать развивать малыша.
Песенки и потешки
Три месяца – отличный возраст для знакомства с детскими песенками и потешками. Даже если вы по каким-то причинам не делали этого раньше, стоит воспользоваться моментом и обогатить взаимное общение с малышом. Разнообразие звуков и интонаций очень важно для становления речи. Ребенок часто развлекает сам себя, «распевая» произвольные сочетания звуков, в гулении прослушиваются первые согласные.
Подражание речи и движению
При любом общении с малышом желательно комментировать свои и его действия. Это нужно для формирования пассивного словарного запаса крохи. Разумеется, понимать значение слов он научится к более старшему возрасту, но чем больше разговаривать с крохой, тем раньше это произойдет. При общении с грудничком можно и нужно подражать его агуканию и использовать утрированную мимику. Малыши – прекрасные имитаторы и через некоторое время ребенок будет повторять движения мамы.
Прятки
В три месяца уже можно предлагать грудничку простейшие игры, прятаться за пеленкой или прятать от него игрушку, сопровождая появление объекта наблюдения восклицанием «ку-ку».
Вот уже прошло 3 месяца, как ребенок появился на этот свет, приведя в восторг родителей и всех остальных близких. Родителям всегда важно знать: правильно ли развивается их малыш, все ли с ним в порядке. Мы раскроем эту тему, дав напоследок несколько практических советов.
Физиологическое развитие
С наступлением 3-х месячного возраста кроха продолжает расти и развиваться быстрыми темпами. Рост его увеличивается на 2-2,5 см, а объем груди крохи должен равняться объему головы или даже превышать его.
В среднем, к концу третьего месяца жизни объем головы девочки составляет 41 см, груди – 41,8 см. У мальчиков – соответственно – 41,9 см и 42,8 см.
Норма набора малышом веса в первые 3 месяца
1 месяц | 2 месяц | 3 месяц |
На четвертом месяце жизни малыш способен поднимать и удерживать голову, лежа на спине, а также поворачивать ее в разные стороны.
Также в этом возрасте некоторым малышам удается из положения лежа на спинке подтягивать подбородок к груди. К концу третьего месяца жизни многие малыши способны переворачиваться со спинки на животик.
Ребенок уже способен не просто опираться на предплечья в положении лежа на животе. Отвечающие за выпрямление туловища мышцы развиты настолько, что малыш, опираясь на раскрытые ладони, может высоко приподнять голову и грудную клетку, выпрямив при этом ноги.
К этому возрасту у малыша должны исчезнуть большинство врожденных рефлексов, уступив место условным рефлексам.
Так, после 2-ух месяцев должен начать угасать и к 3 месяцам исчезнуть полностью рефлекс Бабкина или ладонно-ротовой рефлекс.
Он проверяется легким способом – достаточно надавить большими пальцами на область обеих ладоней малыша ближе к тенару одним быстрым движением. До 3-х месяцев на эти надавливания крохи реагируют непроизвольным открытием рта и сгибанием головы.
Если у новорожденного этот рефлекс проявляется слабо или он полностью отсутствует, то это свидетельствует о поражении центральной нервной системы.
Наличие этого же рефлекса после третьего месяца жизни говорит о неврологических проблемах у малыша.
Также после 2-3 месяцев исчезает хоботковый рефлекс, когда при быстром ударе пальцем по губам крохи у того губки вытягиваются вперед.
Еще до 3-4 месяцев физиологичны рефлексы Переса, Галанта, Бауэра, а также хватательный рефлекс. Наличие одного из этих рефлексов после 4-5 месяцев свидетельствуют о поражении нервной системы.
Но родителям не стоит волноваться: у выписанных из роддома малышей с диагнозом «здоров» эти рефлексы угасают к нужному сроку.
Зрение же ребенка становится более скоординированным. На расстоянии 20-30 см он может хорошо различать предметы. На 4-ом месяце жизни малышу уже удается переводить взгляд от предмета к предмету, которые могут располагаться на разном от него расстоянии.
И самое важное, что малыши в этом возрасте начинают различать цвета.
Чтобы помочь малышу в его развитии можно приобрести большой мягкий цветик-семицветик, закрепив его не ближе, чем на 25-30 см от малыша. А вот приобретать развивающие коврики малышу, игрушки которого свисают прямо перед его носом, определенно не стоит.
Время, когда малыш безмятежно спал многие часы, периодически просыпаясь на кормления, закончилось.
Теперь количество суточного сна уменьшается, а периоды бодрствования увеличиваются. Но при этом наблюдательные мамы сразу отметят, что ночной сон крохи становится дольше, глубже и спокойнее. Это объясняется тем, что малыш лучше справляется с переваривание пищи.
Не за горами тот час, когда ребенка нужно будет приучать к горшку. Читайте практические советы для родителей.
Играем с малышом и развиваем его
Играть с малышом в этот период не просто уже можно, но и даже можно.
Итак, следует:
- Играть в прятки. Маме/родителям достаточно спрятать лицо за платком или кроваткой малыша, а затем выглядывать и смеяться. Правильная реакция малыша: явное удовольствие от игры, сопровождаемое активным движением ручек и ножек и задорный смех.
- Давать малышу предметы разных материалов и фактур, что поспособствует развитию тактильных ощущений.
- В игре с малышами использовать крупные и яркие игрушки, которые будут провоцировать у малыша развитие двигательных навыков.
- Подбирать игрушки, предназначенные для того, чтобы малышу удалось их захватить. По размеру они должны соответствовать его ладошке. Самая удобная для захватывания форма – вытянутая или округлая. Здесь мы можем порекомендовать погремушки по форме напоминающие конусообразное мороженое.
- С радостью и оживлением реагировать родителям на то, что малышу удалось захватить игрушку – это будет еще больше стимулировать малыша к дальнейшим успехам.
- Положить у ножек малыша в кроватку или манежик мяч, который тот с большим удовольствием станет пинать.
- Общаться со своим малышом как можно больше. Необходимо разговаривать с крохой, рассказывая о том, что его окружает, петь ему песни, смеяться вместе с ним и играть. Можно читать ему долгие сказки и рассказывать потешки, скороговорки с как можно большим количеством эмоциональных выражений.
- Периодически танцевать с малышом, кружиться с ним под плавную и мелодичную музыку, раскачиваясь из стороны в сторону.
Совет: если малыш в 3 месяца не держит голову, то его нужно как можно чаще выкладывать на животик, ставя перед ним интересные предметы, подносить его к различным вещам в доме, побуждая малыша их разглядывать.
Более подробно про упражнения, которые помогают ребенку научиться держать головку вы сможете прочитать .
Профилактический массаж
В возрасте от 3 до 4 месяцев маме можно самой делать с малышом небольшой комплекс упражнений.
Благо, сейчас во многих поликлиниках можно пройти бесплатный курс массажа.
Поэтому, если есть время, то можно записаться и освоить массаж для детей раннего возраста.
Если нет, то достаточно будет:
- Сделать охватывающие движения руками (скрестить руки малыша на груди и развести их в сторону) 6-8 раз.
- Сделать массаж рук (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ручки по 4-6 раз.
- Сделать массаж ног (поглаживание + кольцевое растирание). Каждой ножки по 4-8 раз.
- Массаж спины (поглаживание + растирание) 4-8 раз.
- Массаж животика.
- Сгибание и разгибание рук (упражнение «бокс») 6-8 раз.
Небольшой профилактический массаж, а также игры с малышом и главное – постоянное внимание к нему будут способствовать его дальнейшему успешному развитию.
На протяжении первого года младенец развивается так интенсивно, как не будет этого уже никогда впереди. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. Третий месяц жизни - период ускорения. За четыре недели ребенок обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900 граммов и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Малышу уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы привезли его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их на время бодрствования.
На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение малыша радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из улыбок, сиянием глаз, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и именуется - «комплекс оживления». Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.
В вертикальном положении у вас на руках ребенок уже уверенно удерживает голову, лежа на животе даже немного приподнимает плечи, а когда вы, держа его под мышки, ставите на твердую плоскость, хорошо упирается стопами. Портал о здоровье www.сайт
Ребенок в 2-3 месяца умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что немецкий педиатр профессор Хелльбрюгге в книге, адресованной родителям, пишет - если ребенок в три месяца не рассматривает свои ручки, это может быть одним из поводов для обращения к врачу.
Другие поводы: если в 3 месяца младенец, лежа на животе, не может удерживать голову даже в течение одной минуты, если не тянется полураскрытой ручкой к показанному ему яркому предмету.
Трехмесячному ребенку уже мало просто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначале удивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. В этих попытках заключено очень многое: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка огромнейшее, универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Пока же, что очень существенно, движения кисти, связанные с речевыми зонами мозга, способствуют развитию речи. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает. Все это - пролог к речевой деятельности, а она наступит уже скоро.
С трехмесячным ребенком можно уже беседовать. Вы говорите ему «агу, агу», он прислушивается, смотрит на ваши шевелящиеся губы и отвечает чем-то вроде «эгх» или «агкх». Вы снова «агу», он снова «эгх»... Вот и диалог!
Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: «Откуда это? Что это?»
Музыку, как доказали физиологи, ваш ребенок воспринимал уже во внутриутробном периоде, причем, когда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов резкими толчками давал маме знать о своем неудовольствии или возбуждении.
Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать ему послушать минут 10-15. Больше всех звуковых источников пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь он их слышал еще до рождения, эти звуки для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит родителю взять его на руки, начать что-то рассказывать, дитя успокаивается и затихает.
Испокон веков мамы и бабушки, укладывая детей спать, пели им колыбельные. Напевайте и вы, это хорошо действует на ребенка. А в часы бодрствования спойте что-нибудь веселое, плясовое. Можно и пройтись перед кроваткой, приплясывая, поводя плечами, поигрывая руками. На третьем месяце ребенок уже следит за движениями мамы, поворачивает вслед за ней голову. А если при этом на маме будет яркий халатик или блузка, это для него еще привлекательнее.
Во всех новых умениях ребенка в 3 месяца с особой наглядностью проявляется одна уникальная особенность младенческого возраста - тесная взаимосвязь, взаимозависимость моторики и психики, «душевного» и «телесного». Интерес к окружающему, положительные эмоции стимулируют развитие движений и, наоборот, мышечная активность стимулирует психику. Так что, играя с ребенком, доставляя ему радость вы способствуете улучшению его физического состояния; уделяя максимум внимания гигиеническому уходу и вскармливанию, способствуете и развитию психики.
Кормление трехмесячного ребенка
В одно кормление ребенок третьего месяца жизни должен съедать 130-150 граммов, всего за сутки - одну шестую своего веса. Постарайтесь, чтобы хотя бы часть этой нормы он получил в виде грудного молока. Как бы мало у вас его не было, все равно сначала прикладывайте ребенка к груди, а потом докармливайте из бутылочки. Вероятно, вы уже знаете, сколько он высасывает, а если еще не установили - взвесьте ребенка до и после кормления грудью. Допустим, ему не хватило семидесяти граммов. В первый день прикорма смесью дайте ему не все 70, а на 15-20 граммов меньше. Если все пройдет благополучно, назавтра добавьте еще немножко, и так за 5-7 дней дойдите до нормы. Не пугайтесь, если у малыша немного изменится цвет, стула. Он станет зеленоватым - это естественно.
Способ приготовления смеси указан на коробке, его надо придерживаться очень пунктуально. Смесь должна быть подогрета до привычной ребенку температуры грудного молока, то есть до 36-37 °С, надо полностью воспроизвести и привычную ситуацию кормления - на руках у мамы, возле ее теплой груди.
На третьем месяце на щеках ребенка могут появиться яркие красные пятна, которые затем покрываются тонкой корочкой. В них ощущаются зуд и болезненность. Это так называемые молочные корки, или молочный струп,- одно из характерных проявлений неправильного обмена веществ, экссудативного диатеза.
Да, будьте настороже - именно на третьем месяце часто начинается рахит. Его первые признаки: ребенок становится беспокойным, пугливым, вздрагивает при резком стуке, особенно когда засыпает. У него появляется потливость, во время кормления на лице выступают капельки пота, ночью голова потеет настолько, что к утру на подушке остается влажное пятно. Он то и дело трется головой о подушку, из-за этого волосики на затылке выпадают. Можно также заметить, что моча приобрела непривычно резкий запах - в ней увеличилось количество аммиака.
Уход за двухмесячным ребенком
К двухмесячному возрасту ребенок становится уже более активным. Он уже может поворачивать головку из стороны в сторону. Если в поле зрения младенца возникает некий движущийся предмет, ребенок следит за ним глазами. Активность проявляется и в том, что если ребенка положить на животик, то он начинает приподнимать голову, прогибать спину и двигать ручками и ножками.
Малыш в этом возрасте уже кричит более осознанно и требовательно. Крик обретает различную окраску: когда ребенок голоден, он кричит совсем не так, как когда у него нелады с животиком.
Ребенок хватает ручками все предметы, которые оказываются вблизи него, и тянет их в рот. Ваш палец, соску или игрушку - без разницы... Он уже способен различить улыбку на лице мамы (или других близких) и ответить на нее улыбкой.
В этом возрасте ребенок начинает привыкать к режиму сна и бодрствования, к режиму приема пищи. И родители со своей стороны должны стараться соблюдать режим неукоснительно.
В возрасте двух месяцев достаточно посещать участкового педиатра хотя бы раз в две недели.
У грудных детей ногти растут быстро, и если их вовремя не обрезать, они могут ломаться или загибаться. Ребенок, который уже довольно активно двигает ручками и ножками, может поцарапать себя. Поэтому не забывайте остригать малышу ногти. Всякий раз после купания осматривайте ребенка на этот предмет.
Стричь ногти старайтесь аккуратно - не доставляя вашему малышу неприятных ощущений. Когда мама остригает ребенку ногти слишком коротко, она может причинить боль. У ребенка в этом возрасте уже отлично вырабатываются условные рефлексы, и в следующий раз он просто не даст вам свою ручку, начнет капризничать.
Ноготки у детей до трех месяцев очень тонкие - их не обработаешь пилочкой, чтобы не царапались. Значит, остригать их надо - не оставляя острых концов, с закруглением.
Если вы продолжаете регулярно взвешивать ребенка дома или в условиях детской консультации и вычерчиваете график изменения веса, то знайте, что в норме кривая должна по-прежнему плавно двигаться вверх -без резких скачков. В возрасте трех месяцев ребенок должен весить примерно шесть килограммов.
Если вы вдруг заметите, что ребенок не прибавляет в весе в течение 10-14 дней, обращайтесь за консультацией к вашему педиатру. Вообще в трехмесячном возрасте ребенок должен прибавлять еженедельно до 200 граммов.
Если раньше вашему ребенку было достаточно физической нагрузки при крике, то к трехмесячному возрасту этого уже мало. Для нормального развития ребенок хочет большего объема движения. К трем месяцам не надо пеленать его слишком туго - пусть дрыгает ножками и ручками, если ему хочется.
Рекомендуются также ежедневные «физические упражнения» (разумеется, включенные в режим дня) для ребенка. При оптимальной для него температуре - 22 °С -нужно раздеть ребенка и выложить его на одеяльце (на кровати или на том же пеленальном столике). Пусть малыш делает что хочет. Когда он надрыгается в свое удовольствие, переверните его на животик, - в этом положении укрепляются мышцы спины и шеи, поскольку ребенок бывает вынужден держать головку на весу.
Гигиена ребенка в 2 месяца
По мере того как ребенок растет, число кормлений становится меньше, но съедает ребенок больше. Изменяется и продолжительность сна. В первые недели жизни малыш если не ест, то спит, и если пробуждается, то только затем, чтобы возвестить вам криком, что его пора перепеленать; часто ребенок засыпает, насытившись, но еще не выпустив грудь. Со второго месяца продолжительность сна постепенно сокращается, и младенец спит часов 18-20. Появляются часы бодрствования. Ребенок начинает активнее постигать окружающий мир, более-менее осмысленным взором глядит вокруг. Общайтесь с ним в это время. Будьте уверены, ребенок это оценит и доставит вам немало приятных минут.
На третьем месяце ребенок должен спать примерно столько же, сколько и на втором. С той лишь разницей, что он уже начинает потихоньку ориентироваться во времени суток. Некоторые дети в этом возрасте вообще не просыпаются от вечернего до утреннего кормления. Если ваш ребенок к таким детям не относится, не огорчайтесь и не раздражайтесь - все придет, надо только немного потерпеть.
В течение двух месяцев приходилось промывать ребенку глазки борной водой, кипяченой водой, слабым чаем или отваром ромашки. Это делалось потому, что глаза ребенка еще не выделяли слез и не могли очищаться самостоятельно. На третьем месяце слезные железы начинают функционировать, поэтому регулярное промывание глаз становится все менее необходимым. Разве что при конъюнктивите.
С этого возраста (как вы заметили слезы) вам остается только очищать периодически уголки глаз, где после сна, особенно ночнего, скапливаются засохшие выделения. Снимать эти выделения нужно осторожно, смоченным в кипяченой воде марлевым тампоном или ваткой (однако следите, чтобы ворсинки не попали в глаз). Делайте туалет глаз аккуратно, чтобы снимаемые комочки не попадали на конъюнктиву. Не трите глаза. Если все-таки требуется промыть их, промывайте так, чтобы ток жидкости был от внутреннего угла глаза к внешнему и чтобы промывающий раствор не попадал из одного глаза в другой.
У вашего ребенка уже довольно быстро растут ноготки. Не забывайте их вовремя стричь - дабы ребенок сам себя не царапал. Не стригите ногти слишком коротко, не то впоследствии кожа будет нарастать на ногти -явление весьма неприятное, и оно мучает некоторых людей всю жизнь. Кто бы мог подумать, что истоки этого явления здесь - в первых месяцах жизни...
С течением времени распорядок дня ребенка разнообразится. Ведь ваш малыш уже не только спит, но и требует общения. Время от времени вы его оставляете ненадолго раздетым - чтобы ребенок мог подвигаться в собственное удовольствие, чтобы кожа его подышала. В летнее время старайтесь, чтобы ребенок побольше был на свежем воздухе - спал в саду, а если дома - то у открытого окна.
В этом возрасте закладывается фундамент здоровья.
Следите за чистотой игрушек, особенно если у вас есть еще дети, которые могут брать игрушки у малыша. Не забывайте, что старшие дети уже обладают устойчивым иммунитетом и не так восприимчивы к инфекции, как младенец. Предпочтительнее игрушки из тех материалов, какие можно обрабатывать антисептиком или просто помыть, - игрушки деревянные, резиновые и пластмассовые. Вы же знаете, что ребенок все предметы тянет в рот. И это не случайно, он исследует мир: визуально, на ощупь и, конечно, на вкус...
Будьте настороже - на третьем месяце жизни ребенка часто начинается рахит !
Что умеет ребенок к концу 3 месяца жизни
- Малыш на руках у взрослого в вертикальном положении уже в состоянии следить за игрушкой в течении 30-40 секунд, поворачивать головку на 180о. Он активно следит за неподвижным или движущимся предметом, за лицом разговаривающего с ним взрослого. Но движения глаз координирует еще плохо.
- Многие малыши могут косить глазками, что естественно в таком возрасте. К 4 месяцу это исчезает. Особенно хорошо малыша развлекают подвижные игрушки, которые легко и плавно раскачиваются в воздухе. Важно, чтобы на игрушке было несколько четких деталей. Идеальное расстояние до игрушки 30-50см. Больше всего малыши любят круглые предметы, а их любимый цвет – красный, который запомнился еще со времени внутриутробного развития.
- К концу 3 месяца, лежа на животике, малыш уже умеет опираться на предплечья и поднимать головку на 2-2,5 минуты.
- Такая поза передоставляет крохе новые возможности развития! Он с интересом оглядывается и воспринимает окружающий мир под другим углом зрения. Более полная подвижность головки является для него большим неврологическим достижением!
- На 10-12 неделе наиболее подвижные малыши начинают переворачиваться со спины на животик.
- В этот период развивается так называемая "стабильность корпуса”, которая является основной предпосылкой для первых произвольных движений ребенка и основой для самостоятельной активности.
- Пока малыш еще чаще всего лежит на спине, поскольку именно из этого положения ему потом будет удобнее всего садиться.
- К концу 3 месяца кроха начинает все больше ощущать свое тело. Присмотритесь к нему – он лежит прямо на спинке, но при этом его носик, подбородок, грудина, пупок и лобковая кость образуют прямую линию. А ручками он играет перед своим лицом, рассматривает свои пальчики, ножки согнуты и немного подянуты к пупку.
- Ярко выражен комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь.
- Малыш очень активно ищет глазами источник звука, улыбается в ответ на вашу улыбку. Эта улыбка уже называется "социальной”, потому что она возникает в ответ на человеческое лицо. Это огромный шаг крохи в области межчеловеческих отношений!
- В конце 3 месяца у малыша должен исчезнуть рефлекс Моро.
- Обратите внимание, что теперь, при внезапном воздействии света и звука, ваш малыш не будет несвязно сучить ручками и ножками. Играя с ручками, кроха одновременно сгибает и ножки.
- На 8-12 неделе исчезает и рефлекс хватания. У крохи возникает сознательное произвольное хватание.
- Примерно с 10 недели малыш начинает увлеченно играть со своими руками, перебирать пальчиками. Он пытается удержать игрушку, стремится что-то потрогать своими руками. Так создается связь между зрением и действием. Конечно, малыш не сразу сможет захватывать сам игрушку. Этому он научится постепенно.
- При поддержке малыша под мышки, он уже уверенно опирается в течение 45-60 секунд.о твердую опору ступнями ножек, согнутых в тазобедренных суставах.
- Малыш хорошо реагирует на звуки.
В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.
В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.
В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы
Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.
Развитие двигательной сферы
Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:
- Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
- Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
- Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.
С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.
Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.
Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним
Подвижные игры для развития тела младенца
Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !
В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):
- Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
- Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
- Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.
Чему учить малыша в 3 месяца?
- Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
- Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
- Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
- В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:
Развитие сенсорной сферы
Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.
Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.
Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:
- разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
- пение детских песенок;
- похлопывание по поверхности в такт музыке;
- прослушивание детских песен;
- использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.
Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова
Игры для развития сенсорики
В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:
- осязать;
- обонять;
- видеть;
- слышать.
В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:
- дерево;
- пластик;
- ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
- живые листики, настоящие овощи и т.п.
Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.
Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.
Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики
Хорошо забытое старое
- Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
- «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
- «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.
Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.
Трёхмесячный малыш начинает постепенно привыкать к окружающей среде, ведь до недавнего времени он существовал в приятной утробе матери, затем увидел опасный мир. Резкая смена обстановки требует немного времени для полной адаптации. Родители крохи могут облегчить этот процесс, занимаясь с ребёнком.
Маме и папе важно знать, что должен уметь малыш на третьем месяце жизни. Если вы заметили какие-либо отклонения, немедленно посетите доктора, займитесь лечением патологии.
Общие сведения
Первый год жизни младенца чрезвычайно важен, малыш развивается стремительно, каждый день преподносит родителям приятные сюрпризы. Новые умения появляются практически ежедневно, особенно скачки в развитии отмечаются на третьем месяце жизни. Способности крохи – результат полученных знаний на протяжении первых двух месяцев существования.
Период адаптации закончен, ребёнок с большим интересом изучает окружающий мир. Психическое, физическое, эмоциональное развитие начинает входить в активную фазу. Доктора выделяют несколько аспектов, которыми кроха может похвастаться на третьем месяце жизни:
- интенсивное развитие подкожно-жировой ткани приводит к милой припухлости малыша: он становится пухленьким, появляются характерные складочки на ручках и ножках;
- физически малыш активно развивается, к трём месяцам кроха осваивает умение переворачиваться со спины на животик. Интересное наблюдение: ребёнок может приподниматься на несколько минут, опираясь на предплечья;
- начинается период, когда начинают прорезываться первые зубки;
- режим дня и кормления становится постоянным. Малыш кушает и спит приблизительно в одно и то же время, что значительно облегчает жизнь родителям.
Физиологические навыки
Трёхмесячный ребёнок сверхактивный, он интересуется происходящим в окружающем мире, на вашу улыбку обязательно потянет ручки, издаст особые звуки, которые заменяют речь. Обязательно общайтесь с ребёнком, в этот период очень важно уделять внимание крохе.
Рост и вес
Сколько должен весить ребенок в 3 месяца? За третий месяц жизни малыш набирает около 800 граммов, примерно по 200 граммов в неделю. Кроха подрастает на несколько сантиметров, по статистическим данным, к четвёртому месяцу рост грудничка должен быть не менее 56–62 сантиметров. Нормальный вес мальчиков составляет 4,9-7 кг, девочки весят немного меньше – от 4,8 до 6,3 кг. Если отклонения в этих показателях не превышают 5%, то волноваться не стоит.
Рефлексы
Движения малыша в трёхмесячном возрасте становятся более спокойными. Махи, которые присущи новорождённым, постепенно пропадают. Ребёнок может самостоятельно держать голову, опираясь на предплечья. Кроха вытягивает ножки, начинает внимательно их изучать. Грудничка сразу же заинтересовывают различные звуки, игрушки, игры.
Трёхмесячный малыш активно играет сам с собой: осторожно трогает ручками личико, животик, ножки. Для игр подходят самые разнообразные предметы, ребёнок щупает их пальцами, пробует на вкус. Педиатры утверждают, что тактильные ощущения способствуют скорейшему развитию крохи. Доктора рекомендуют принимать активное участие в играх грудничка, всячески помочь ему изучить окружающий мир. Теперь внимательно следите за крохой, всегда подкладывайте одеяло.
Детки начинают узнавать голоса близких людей, подражают эмоциям. Показывайте малышу радость, печаль, смех, со временем кроха начнёт понимать их. Только не переусердствуйте, иногда родители перебарщивают, игра выглядит как кривляние.
Психоэмоциональное состояние
В три месяца малыш узнаёт маму и папу, близких родственников, реагирует на их присутствие. Ребёнок пытается разговаривать непонятными звуками. Своё недовольство кроха выражает посредством плача или крика. Дети такого возраста предпочитают проводить много времени на руках, если малыш капризничает без причины (мамы обычно знают, чего хочет кроха), не потакайте его прихотям, дайте ему успокоиться самостоятельно.
Режим дня
У здорового младенца почти сформирован конкретный режим дня, ребёнок спит не менее 10 часов, просыпается для того, чтобы перекусить. Педиатры не рекомендуют подходить к кроватке крохи каждый раз, когда она проснётся. Если ребёнка ничего не беспокоит, то он повозится и заснёт снова.
Сколько спит ребенок в 3 месяца? Дневной сон малыша состоит из 3–4 периодов по 1,5 часа. Отлично, если процесс проходит на улице, особенно при хорошей погоде. Не рекомендуется гулять при ливнях, температуре воздуха ниже 10 градусов. Летом разрешено прогуливаться до шести часов в сутки.
Утром проводите гигиенические процедуры, не злоупотребляйте детской косметикой, если не отмечается никаких дерматитов и других заболеваний. Перед отходом ко сну купайте кроху, температура тела не должна превышать 36,6 градусов. Наличие кожных высыпаний – повод обратиться к педиатру, с его разрешения добавляйте в водичку отвар из череды или ромашки.
Питание младенца
Многие педиатры уверены на 100%, что грудное молоко для трёхмесячного ребёнка является идеальным полноценным питанием. В нём содержатся все необходимые вещества и микроэлементы, которые обеспечивают нормальное развитие крохи. В этот период начинать прикорм кашами, фруктами, овощами не нужно. Разрешено добавлять в рацион немного кипячёной воды, витамина D в виде капель для предупреждения рахита (только с разрешения доктора).
Примерное питание ребенка в 3 месяца и количество молока в сутки – 800 мг, если малыш кушает семь раз, то разовая «доза» еды составляет не более 115 мл. Не препятствуйте, если ребёнок за раз пьёт меньше молока, но просит грудь чаще. Недавние исследования доказали, что кормление по желанию благотворно влияет на психическое состояние ребёнка.
Заболевания, стресс могут привести к небольшой выработке молока у матери. Проблема решается двумя путями:
- чаще прикладывайте ребёнка к груди;
- обсудите добавление в рацион крохи искусственных смесей.
Обратите внимание! Если ребёнок находится полностью на искусственном вскармливании, нельзя давать бутылочку по желанию. Оптимальный перерыв между трапезами составляет 3 — 4 часа.
Что должен уметь трёхмесячный малыш
Существуют определённые стандарты, которые выведены на основе статистических данных. Если ваш малыш не соответствует этим требованиям, посетите педиатра. Иногда отклонения свидетельствуют о течении серьёзного заболевания. Вовремя обратившись к доктору, вы предупредите негативные последствия.
Что умеет ребенок в три месяца:
- отвечать «гуканьем» на речь окружающих;
- узнавать родителей и близких родственников;
- отвлекаться от кормления при появлении резкого звука;
- искать источник шума или раздражения, поворачивая головку, открывая ротик в знак недоумения;
- привлекать внимание окружающих различными звуками, резкими движениями;
- начинать плакать от скуки или в знак неприязни к некоторым людям;
- активно радоваться любимым игрушкам, необычным предметам, домашним животным;
- следить за траекторией движения ярких предметов;
- хватать игрушки, другие объекты, тянуть их в рот;
- исследовать ручками своё тело, руки, лицо мамы (процесс часто наблюдается в период кормления);
- держать головку прямо, если малыш находится на руках у взрослого человека;
- некоторые крохи начинают смеяться в этом возрасте;
- переворачиваться со спины набок и обратно, треть малышей умеет поворачиваться с животика на бочок или спину;
- сжимать и разжимать ладошки в кулачок;
- попадать ручками по игрушкам, развешенным над кроваткой;
- радоваться купанию.
Некоторые родители пугаются, если не замечают за своим чадом определённых действий. Сильно волноваться не нужно, все детки разные и развиваются по-своему. Незначительные отклонения не представляют угрозу, насторожить должны значительные расхождения с нормами.
Меры профилактики хронического пульпита у ребенка описаны странице.
По адресу прочтите о детских развивающих играх для детей 1 — 2 года в домашних условиях.
Развивающие игры
Периоды сна начинают сменяться бодрствованием. Появляется шанс ускорить развитие малыша своими силами. Не укутывайте кроху слишком плотно, пусть развивается двигательная активность. Немаловажную роль играет психоэмоциональная обстановка. Комната малыша должна быть тихой, спокойной, подальше от кухни и туалета. Посторонние звуки мешают нормальному отдыху, негативно влияют на психику крошки.
Зрительное развитие
Детки активно следят за движущимися предметами, надо развивать этот навык. Выберите яркую игрушку, постепенно увеличивайте расстояние между крохой и объектом, поле зрения чада будет увеличиваться, что благотворно влияет на поворот головы малыша.
После трёх месяцев дети фокусируются на предметах намного лучше. Начните играть с крохой в прятки: прячьтесь за вещами, малыш будет искать человека в том месте, где видел вас в последний раз. Такая игра отлично развивает память, зрительные рефлексы.
Слуховое восприятие
Повторяйте звуки, которые издаёт малыш, чётко выговаривайте слова, чтобы малыш потихоньку запоминал правильное произношение слов. Наилучший вариант, если кроха будет слышать аналогичные звуки разными голосами, можете подключить родных. Объясняйте ребёнку, чем занимаетесь, как называются предметы, явления.
Советы родителям:
- давайте малышу колокольчик, важно чтобы он понимал, что звук исходит именно из этого предмета;
- включайте классическую музыку, дети любят такие звуки, успокаиваются от неё. Включайте поочерёдно отдельные композиции, вскоре кроха сможет определить отдельную мелодию посредством открывания ротика или хлопанья в ладошки;
- пойте колыбельные чаду со словами и без, это помогает быстро заснуть малышу.
Тактильные ощущения и движения
Общайтесь с крохой, проводите лёгкий массаж, плескайтесь во время купания, особое внимание уделите выбору полезных игрушек:
- покупайте различной формы, текстуры игрушки. Чем больше предметы отличаются между собой, тем интереснее их изучать. Разрешено вешать над кроваткой младенца мешочки, наполненные сухими ароматными травами, заодно разовьётся обоняние;
- развивайте правильный обхват ладошки: вкладывайте погремушки в ручку грудничку, сразу же отделяя большой пальчик.
Заботьтесь о крохе с рождения, постоянно привлекайте в процесс игры новые предметы, запахи, движения, которые могут заинтересовать младенца. Обязательно прислушивайтесь к рекомендациям врача, уделяйте грудничку много внимания. Для полноценного развития младенца необходим контакт с родителями, другими родственниками.
Не расстраивайтесь, если малыш не соответствует некоторым параметрам, каждый ребёнок развивается индивидуально со своими особенностями. Беспокойтесь только в случае появления несвойственных детям или возрасту неприятных признаков. Заниматься самолечением нельзя, обязательно посетите педиатра.