Актуальность .
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семьи, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Наш девиз
: «Свою Отчизну нужно знать и любить, чтобы счастливо в ней жить»
Проводя анализ знаний детей, мы сделали следующие выводы: дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе; у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьей. Глубоко изучив актуальность проблемы, мы использовали в работе следующие принципы: семья и родители - союзники детского сада.
Нами была разработана система воспитательной работы по патриотическому воспитанию. Она имеет следующие цели и задачи.
Цель: постепенное формирование осознания дошкольниками причастности к судьбе Родины через процесс накопления знаний.
Задачи:
- Триединство: дети - педагоги- родители, как единое сообщество людей объединенных общей целью.
- Целостность: формирование представления о мире, как единой взаимосвязанной системе (природной, культурной, социальной, экологической).
- Духовность: воспитание нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастет» чувство ответственности, ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности.
Из поставленных нами целей и задач вытекает следующая схема работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Схема 1
Работая по этой системе, мы надеемся, что эта воспитательная система «Маленькие Россияне» даст положительные результаты. Качество воспитания детей поднимется на более высокий уровень. Дети, которые будут выпускаться из детского сада, не только смогут обладать определенным багажом знаний, но и будут отличаться воспитанностью, умением контролировать свое поведение, душевными качествами.
Для достижения поставленных целей и задач нами использовались следующие формы работы:
Специально организованные занятия познавательного цикла
Индивидуальная работа с детьми
Кружковая работа
Совместные мероприятия с детьми и родителями
Для включения семьи в совместную работу проводили беседы, консультации, анкетирование родителей, родительское собрание, привлекли к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны» и т.д. Результатом проведенной работы явилось положительное изменение в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания.
Работу по патриотическому воспитанию начали с младшей группы и продолжали с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Эту деятельность организовали в виде кружковой работы под названием «Маленькие россияне».
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие цели:
Формировать у детей чувство привязанности, к своей семье, дому, детскому саду, родному городу;
Формировать представление о России, как о родной стране, о Москве - как о столице России;
Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;
Воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.
Для того чтобы работа по патриотическому воспитанию была эффективной, мы оформили предметно-развивающую среду. Развивающая среда в группе и саду может включать следующее (см. приложение):
- Альбомы на темы: «Моя семья» (где записываются детские рассказы об интересных событиях в семье), «Мой любимый город», «Мы любим гулять по нашему городу», и другие.
- Альбом «Я и моя семья», в которой любой желающий может заполнять свою страничку, соблюдая только одно правило: содержание повествования должно быть сопряжено с традициями русской народной культуры. На страничках этой книги представлены рассказы (с фотографиями) о детских праздниках в семье, об участии семьи в жизни города, фотографии нашего края. Бабушки записывают в ней тексты знакомых им с детства колядок, колыбельных.
- «Альбом памяти»: содержит фотографии почетных людей города, участников войны.
- Составление родословной семьи, например: «Семейное дерево».
- План и карта города.
- Фотоальбом: «Улица нашего города», «Наша улица», «Наш детский сад», «Наш микрорайон», «Русская изба»,
- Уголок патриотического воспитания, куда входят: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы, области, страны; книги предприятий города; литература по патриотическому воспитанию.
- В группе оформлен уголок - «Я космонавтом быть хочу» (здесь дети знакомятся с деятельностью нашего земляка Ю. А. Гагаринаю.
- Центр краеведения, где могут быть представлены: куклы в национальных костюмах, тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.
- Мини - музеи: «Русская изба», «Во что играли наши бабушки», «Мир природы», «Музыкальные инструменты», «Игрушка - забава», «В гостях у сказки», «Кукла - оберег», «Русский национальный костюм», «Русских народных сказок», «Старины и быта», «Защитники Отечества» и т.д.
- Уголки изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки), глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.
- Полочка красоты, где выставлены изделия декоративно - прикладного искусства. Она не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет, взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним.
- Театрализованные уголки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам.
- Уголок ряженья: русские народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
- Библиотека, где находятся русские народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей.
- Музыкальный уголок: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц.
- Уголок экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах. «Красная книга» (города или области).
- Физкультурный уголок: атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных (например, «Полоса препятствий», «Метание гранат», «По окопу огонь» и т.д.).
- Дидактические игры: «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель), «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой), «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т.д.), «Строим город», «Заколдованный город» (создание нового образа города), «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых щита», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.
- Сюжетно - ролевые игры (атрибуты к ним): «Богатыри», «Подводная лодка», «Экскурсия в музей военной техники», «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Семья», «Путешествие по Москве», «Строительство», «Ателье», «Библиотека», «Кафе», «Почта», «Банк», «Больница», «Салон красоты», «Рыбаки», и другие.
- Настольные игры: «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото», «Три сигнала светофора» (о правилах дорожного движения в нашем городе)…
- Приемная. Умные шкафчики: на шкафчики наклеены открытки с достопримечательностями города, фотографии декоративно - прикладного искусства (гжель, хохлома, дымка и т. д.).
- Иллюстрации, репродукции картин по нравственно - патриотическому воспитанию.
- Коллажи, выставки рисунков, выставки поделок, фотовыставки, папки - передвижки, стенгазеты, панно.
- «Шкатулка добрых дел». В нее складываются фишки: красная - хороший поступок, синяя - плохой. Фишки подсчитываются, дети размышляют: каких поступков больше и почему так получилось.
- Пособие «Хорошо - плохо» с изображением различных ситуаций, в которых герои совершают положительные и отрицательные поступки.
- Наглядное пособие с изображениями неправильных действий, которое перечеркнуто красной полосой, что является отрицательной оценкой и одновременно запрещающим знаком «бегать нельзя», «громкие звуки запрещаются» и т.д.
Создали теплую, уютную атмосферу, чтобы каждый ребенок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, веселыми играми, так как в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношениями со сверстниками. Формировали у детей этические представления и гуманные чувства на основе бесед о конкретных поступках детей, воспитываем представления о доброте и честности.
Используем беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живем», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - все это формирует личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, разделили весь материал по тематическим блокам:
- «Я и моя семья»,
- «Я и мой город»,
- «Я и мой край в котором я живу»,
- «Я и моя Родина - Россия»,
Работа по каждой теме включает в себя:
Работу ведем последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна). Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком, членом семейного сообщества. Образовательная деятельность по теме: «Моя семья», «Место работы родителей», «Семейный альбом», «Интересное в нашем доме» позволяет детям прикоснуться к истории своей семьи, к своим историческим корням. В образовательной деятельности мы вместе с детьми выясняем, что такое понятие «семья», «семейный альбом», дети с удовольствием и интересом рассказывают о своих семьях, о маме и папе, о бабушках и дедушках, с увлечением рассматривают фотографии. Одновременно воспитывали привычку быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место.
Образовательную деятельность блока «Я и моя семья» начали с путешествия по территории детского сада, ведь основная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Рассматривая здание детского сада, его особенности строения, оборудование детских площадок, дети узнали о том, кто это делал, украшал, строил, планировал, кто поддерживает чистоту на территории, кто заботится о них в саду.
После проведенных экскурсий в группе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый детский сад», где малыши запечатлели дом, который для них стал родным. А сколько эмоций, радости и удовольствия ребятам доставило путешествие по экологической тропе, расположенной на территории детского сада. Рассматривая цветы, растения, деревья, ребята знакомились с природой, узнали, что многие растения приносят человеку пользу, были сделаны проекты: «В мире целебных трав», «Цветочный город», «Мир удивительных цветов». Чтобы детям было интересно, старались преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, постепенно расширяя круг их знаний.
Поэтому другой блок был «я и мой город».
Воспитывая у детей любовь к родному городу, подводим их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники. В образовательной деятельности стараемся привлечь внимание детей к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду улицах: школа, магазины, почта, аптека, церковь, рассказываем об их назначении. Полученные знания закрепляются в сюжетно ролевых играх «Почта», «Магазин», «Аптека». В образовательной деятельности «знакомство с гербом родного города», «Люди, прославившие мой город» воспитываем у детей любовь к своему городу, постепенно поводим их к пониманию того, что город - это частица родины, что во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных);
Повсюду живут люди разных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу (проект «Язык арнамента»);
- везде соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших её от врагов (акция «Подарки для Защитников Отечества»);
Люди берегут и сохраняют природу (природоохранная акция «Не рубите елочку») ;
Есть общие праздники (профессиональные и общественные).
Основная цель этих занятий - вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, подчеркнуть, что все создано руками людей, которые жили очень давно, но народ помнит их.
Постепенно от истории нашего города переходим к блоку «Я и мой край, в котором я живу». Любовь к природе - одно из проявлений любви к родине. Постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. В образовательной деятельности и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствует образовательная деятельность по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, образовательная деятельность по изобразительному искусству «Праздник русской берёзки», «Золотая осень», «Осенняя ярмарка», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», «Во поле берёзка стояла», конкурс поделок «Дары осени».
Ведь задача этого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Смоленского края. Поэтому работа в образовательной деятельности была посвящена Смоленску и Смоленской области, использовали много наглядного материала, старались рассказать детям доходчиво и интересно, здесь мы познакомились с картой Смоленской области, познакомились с историей города Сафонова, его гербом, знаменитыми людьми Смоленщины *Ю.А.Гагариным, М.И.Глинка.
Также у нас проводились образовательные области и по следующим блокам: «Я и моя Родина - Россия». Знакомя детей с государственными символами страны, мы воспитываем уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны. Рассказываем о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина - защищать Родину.
Организуя спортивные праздники и развлечения, посвященные защитникам Отечества, мы помогаем детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.
Знакомим детей с бытом и традициями русского народа, стараемся вызвать интерес к исконно русским традициям. Активно вводим в речь детей потешки, пословицы, поговорки, загадки, заклички. Воспитываем у детей потребность в народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, ребенок познает мир не только умом, но сердцем.
Разучиваем русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, мы заметили, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», объясняем детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, даем детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину.
Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость. Также проводим занятия, на которых учим детей делать тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость.
С целью выявления результативности проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с родным городом, государственной символикой России, культурой и традицией родного края были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родной стране.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Подводя итог, можно говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотического чувства у детей.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
Приложение
Патриотизм - это любовь и привязанность к своему окружению, дому и городу, семье и народу, языку и стране. Стремление передать его новым поколениям связано с желанием социума защитить свои идеалы и культуру, ценности и достижения путём формирования определённых качеств детей. В этой статье мы расскажем о принципах воспитания патриотизма у дошкольников, дадим примеры конспектов и возможные темы занятий, приведём варианты мероприятий, опишем возникающие в работе педагога нюансы и тонкости.
Цели занятий по патриотическому воспитанию дошкольников
Не следует думать, что привитие патриотизма - это только военно-патриотическое или даже политизированное воспитание детей. Такое отношение является наиболее частой ошибкой и самым большим промахом, который может допустить воспитатель. Прививать патриотизм следует, соизмеряя усилия и используемые приёмы с возрастом детей, с их естественными стремлениями, постепенно раскрывая и усложняя, детализируя вводимые понятия. Цели, преследуемые в процессе воспитания патриотизма, можно разделить на образовательные, развивающие и воспитательные. Рекомендуется начинать с достижения отдельных целей, проводя в процессе их интеграцию.
К образовательным целям патриотического воспитания можно отнести привитие таких новых для дошкольников понятий, как:
- материальная среда, например, географическое расположение родных мест (лес, горы, поле, река, город, деревня, посёлок) в нашей стране, их характерные признаки и взаимосвязь;
- социальная среда: семья, жители родного города или деревни, народы родной страны, патриот;
- родная культура, а именно язык, песни и стихи народов нашей страны, государственные праздники, дружба народов.
Чувство сопричастности семье, родному городу, стране и её жителям, природе своего края, культурному наследию народа - всё это следствие патриотического воспитания
Развивающие цели патриотического воспитания дошкольников:
- формирование связной речи, увеличение активного словарного запаса;
- улучшение координации движений через игровую двигательную активность;
- развитие логического и образного мышления через понимание взаимосвязи объектов и их соотношения (дом, район, город, страна и так далее).
Воспитательные цели патриотического воспитания дошкольников включают привитие:
- навыков сотрудничества, помощи друг другу;
- любви к родной культуре и родным местам;
- желания беречь и защищать родные места (патриотический и экологический аспект);
- уважения к культуре и родным местам других людей.
Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия
Отвечая на популярный вопрос о том, какие приёмы можно использовать для организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) по патриотическому воспитанию, приведём следующую таблицу.
Таблица: приёмы организации НОД по патриотическому воспитанию в детском саду
Приёмы организации НОД | Пояснение |
Перечисление любимых мест. Предложить детям назвать те места, в которых им нравится жить |
Чаще всего дети дают такие ответы, как наш городской дом, папин дом, дом в деревне у бабушки, пляж у моря, палатка в лесу, квартира, город, деревня и так далее. Задача педагога состоит в том, чтобы через варианты детских ответов провести обсуждение родной среды обитания с интеграцией их в более широкие понятия (наш город, наша область, наша страна). При этом определение всех понятий можно проводить как поисковую творческую задачу, предлагая детям самостоятельно разобраться в том, что эти объекты объединяет, где эти объекты находятся и как это называется (город, область, страна) |
Выделение групп людей. Использовать понимание детьми тех элементов социума, в котором они живут (семья, друзья, население города, народ страны) | Дать детям загадку, позволяющую определить, кто мы. Вместе с детьми разобраться в том, что мы люди, дети, взрослые, жители своего края, россияне. В качестве подсказки и опорного материала рекомендуется использовать изображения людей в национальных костюмах, государственных символов, карты страны. Вместе с детьми обсудить взаимоотношения людей, понять, лучше ли ссориться или дружить, лучше заботиться о любимом крае поодиночке или вместе (привести пример совместной уборки игрушек в комнате), постепенно подвести детей к понятию дружбы народов |
В числе возможных вариантов для мотивирующего начала занятия многие педагоги рекомендуют использовать следующие:
- Демонстрация картинок богатырей или фрагментов мультфильмов о богатырях (и их персонажей). После просмотра мультфильмов проводится опрос о том, что делают эти герои, где они живут, кого и что они защищают, почему это делают. Допустимо начало занятия в виде игры или небольшой сценки про богатырей, но для успешной реализации такого сценария важно, чтобы все дети были знакомы с обыгрываемым произведением. Другими словами, игре должно предшествовать подготовительное занятие с совместным просмотром этого фильма или мультфильма.
- Использование фотографий хорошо знакомых детям мест с их последующим обсуждением. На фотографиях могут быть изображены местный парк, самые красивые места города, где дети наверняка бывали, здание детского садика и игровые уличные площадки, обычный для данной местности (города или деревни) дом. Желательно использовать и заранее подготовленные рисунки детей по этой теме («Мой дом», «Моё любимое место в городе»).
- Игра в супергероев (Бэтмен, Человек-паук, Супермен, Росомаха и др.). Через обсуждение героев и тех мест, которые они защищают от злодеев (город Готэм и его обитатели, жители Нью-Йорка), произвести переход на родной город, его жителей и тех, кто этот город защищает (полиция, пожарные, МЧС). Обсудить мотивации защитников, понять, почему они это делают, как это проявляется в их поведении. Через примеры подвигов героев вымышленных привести примеры героев подлинных, например, вспомнить и обсудить названия улиц имени героев ВОВ, прочесть несколько иллюстрированных рассказов об их подвигах.
Будет лучше, если перед тем, как говорить с детьми о супергероях, вы выясните, кто нравится им больше всего
Методы и средства, применимые к патриотическому воспитанию
Патриотическое воспитание дошкольников - очень широкая тема. Сегодняшние воспитатели имеют возможность использовать в работе как опыт прошлых поколений, так и вносить собственные творческие идеи. Рассмотрим далее, какими методами и средствами пользуются современные педагоги для воспитания чувства патриотизма в детях.
Игры и другие развлекательные мероприятия
Обычные детские развлечения легко совмещаются с патриотическим воспитанием. Перечислим стандартные способы развлечь детей и обозначим в них возможности для использования в патриотическом воспитании.
Таблица: патриотические элементы в обычных детских играх и развлечениях
Развлечение | Элементы патриотического воспитания |
Танец | Утренник или групповое выступление с элементами народных и национальных танцев нашей страны и других стран (например, татарские танцы, белорусские танцы, русские народные танцы) |
Прогулка | Экскурсия к памятнику героям ВОВ, в краеведческий музей |
Рисунок | Конкурс рисунка, рисунок на заданную тему (например, рисунок на тему «Почему так назвали улицу, где я живу») |
Лепка из пластилина | Вылепить историческое здание (местную архитектурную достопримечательность) |
Игра | Повторить правильно строевые упражнения солдат по команде воспитателя |
Просмотр фильмов | Любая картина на патриотическую тему, одобренная и рекомендованная к просмотру данному возрасту |
Соревнования | Музыкальная викторина «Угадай мелодию гимна» с использованием гимнов стран наших соседей |
Видео: патриотический танец в детском саду «Солнышко»
https://youtube.com/watch?v=7WdiIVhpwlk Video can’t be loaded: АНО ДОУ Солнышко - Патриотический танец в детском саду (https://youtube.com/watch?v=7WdiIVhpwlk)
Лучшими методами для патриотического воспитания являются наглядные демонстрации и игры, предваряемые небольшой беседой. Патриотизм - понятие сложное, но интуитивно воспринимаемое ребёнком через ролевое поведение защитника. Будет правильным направить естественные игры детей по предлагаемому вами сценарию, раскрывающему и закрепляющему эту роль. Подобные игры уже знакомы детям. К их числу относятся любые командные игры, построенные на принципах защиты своей территории и других игроков: например, вышибалы, гуси-лебеди, лапта, бейсбол и другие.
При проведении игр следует использовать различные военно-патриотические сценарии, предполагающие равное посильное участие мальчиков и девочек. Избегая политизации игр, необходимо проводить вариант командной игры, предусматривающий фиксацию на личных качествах патриота (силы, ловкости, быстроты), а не на сценарном военном аспекте. Например, всем известную игру «Эстафета» можно из простого бега с палочкой превратить в патриотическую задачу по доставке важного донесения в штаб. При этом необходимо акцентировать внимание не на портрете возможного противника или военных действиях, а на личных качествах защитника Родины, который и передаёт донесение. Элемент патриотизма можно добавить и в игру «Весёлые старты», включив в неё преодоление имитации полосы препятствий. Вариаций патриотических игр, воспитывающих полезные навыки, существует множество. Например, можно использовать игры с элементами оказания посильной первой помощи (забинтуй руку на скорость, помоги хромому другу преодолеть препятствие и другие).
Подвижные игры также развивают ребёнка, улучшая координацию движений
Не следует забывать и об играх на эрудицию и развитие речи, а также о различных викторинах. Например, игра «Угадай картинку» может предлагать угадать национальные символы, гербы и флаги разных стран.
Каждому воспитателю полезно иметь картотеку подобных игр с разбивкой их по типам сценариев, месту проведения, общей направленности и воспитательно-развивающим целям.
Видео: военно-патриотическая игра «Зарница» в детском саду «Звёздочка»
https://youtube.com/watch?v=CPrzb3j2tQM Video can’t be loaded: Военно-патриотическая игра Зарница в детсаде Звездочка (https://youtube.com/watch?v=CPrzb3j2tQM)
Занятия по патриотическому воспитанию
Воспитание необходимо строить так, чтобы масштабы восприятия патриотизма постепенно увеличивались от частного к общему (семья, народ, страна). Ребёнку легче понимать патриотизм на близких и конкретных примерах и постепенно переходить к более абстрактным образам.
Поясним, как названное увеличение масштабов может выглядеть на примере тем патриотических бесед и занятий:
- Наша семья (беседа о семье).
- Я люблю мой дом (конкурс рисунков).
- Мой двор и мои друзья.
- Моя улица и почему она так называется.
- Наш любимый город (посёлок, деревня).
- Наш край (область или республика).
- Моя родная страна (конкурс рисунков).
- Народы России.
- Гимн и герб моей страны.
Видео: патриотическое воспитание в детском саду
https://youtube.com/watch?v=SRpHmIJlx88 Video can’t be loaded: Патриотическое воспитание в детском саду (https://youtube.com/watch?v=SRpHmIJlx88)
Временной план занятия
Планируя временной план занятия в детском саду, необходимо учитывать, что дети способны воспринимать новую информацию на протяжении ограниченного количества времени. В таблице ниже приведём вариант временного плана занятия на патриотическую тему в детском саду.
Таблица: примерный временной план занятия «История нашего города и его улиц»
№ п/п | Этап занятия | Содержание | Продолжительность, в минутах |
1. | Организационная часть | Рассадка детей, подготовка, привлечение внимания | 2 |
2. | Актуализация знаний и опыта | Беседа на тему «Наш город и его улицы» (рассказ о понятии «улица», зачем существуют названия, для чего они нужны и как они появляются, в какой защите нуждаются улицы) | 5 |
3. | Игра | Викторина на отгадывание названий улиц (с показом фотографий улиц и рассказом об истории населённого пункта на конкретных примерах) | 5–6 |
4. | Подвижная игра (физкультминутка) | Игра на тему «Улица», интеграция с ОБЖ. Зарядка «Светофор» с повторением правил поведения на улице, игра «Дворник» (уборка улицы) | 3–5 |
5. | Работа в тетради | Рисунок в тетради по итогам обсуждения улиц и их названий, происхождения названий | 3–4 |
6. | Итоговая беседа | Закрепление темы, опрос детей и краткое повторение темы | 2–3 |
Итого: 20–25 минут |
Как составить конспект занятий по патриотическому воспитанию
При составлении конспекта занятий по патриотическому воспитанию опытные преподаватели рекомендуют придерживаться следующих принципов:
- Указывайте объекты патриотизма - географические или культурные понятия, на примере которых ребёнку проще всего понять чувство гордости и любви. Например, наш город, русский язык и так далее. Чаще всего это и будет темой вашего занятия.
- Не углубляйтесь чрезмерно в историю вопроса, не используйте сложные абстрактные понятия. Детям достаточно знать, что Москва - главный город России, им не нужно понимание того, что это закреплено в Конституции и других законодательных актах.
- В любом объекте, который вы используете для иллюстрации понятия патриотизм и воспитания патриотического чувства, можно выделить несколько различных аспектов. В зависимости от угла, под которым рассматривается конкретное понятие, возможно выделить разные цели и задачи НОД, которых можно достичь в процессе занятия. Многие темы превосходно увязываются между собой и позволяют интегрировать образовательные и воспитательные цели, работать на достижение нескольких задач одновременно. Подробный пример рассмотрим далее.
- Обязательно планируйте в конспектах опросы, чтобы узнать, что знают дети о рассматриваемой теме, помогайте им формулировать и высказывать свои знания и мнения прежде вашего рассказа. Не только говорите, но слушайте и вовлекайте в беседу детей, плавно подводя общение к узловым моментам.
- Не подсказывайте напрямую, используйте проблемную и творческую форму постановки задач. Развитие связной речи, мышления и памяти детей - важные цели занятия по любой тематике.
- Хорошим инструментом контроля знаний и результатов прошлых занятий является проведение регулярных опросов детей. Обязательно отводите в ваших конспектах некоторое время опросам.
В качестве иллюстрации применения одного из названных выше принципов, рассмотрим несколько аспектов понятия «Москва».
Таблица: работа с разными аспектами одного понятия на примере понятия «Москва»
Различные стороны понятия «Москва» | Преследуемые цели | Элемент занятия в конспекте |
Москва как географическое понятие, с которым связан ряд других понятий (столица, Кремль, президент, правительство) | Образовательная цель (усвоение новых понятий) | Беседа |
Москва в её эстетическом аспекте. Показ картин о Москве, чтение стихов и песен о ней, просмотр фрагментов фильмов или мультфильмов | Эстетические и культурные цели | Совместный просмотр фильма, чтение стихов, прослушивание песен |
Москва в музыке. Культурный аспект. Танцевальная подвижная игра под попурри из песен о Москве | Физическое развитие (разминка, развитие координации и ритма) | Подвижная игра, танец |
Москва в истории нашего города и семьи. Рассказ об обороне Москвы во время войны, о важности этого города для всех жителей России и о вкладе, который внесли в защиту Москвы жители вашего города, возможно, прадедушки и прабабушки воспитанников, ветераны и труженики тыла | Воспитательные и эстетические цели | Беседа, рисование, лепка |
Видео: занятие по патриотическому воспитанию в детском саду №42
https://youtube.com/watch?v=9xY85kK2apI Video can’t be loaded: Занятие по патриотическому воспитанию детский сад №2 Климовск (https://youtube.com/watch?v=9xY85kK2apI)
Примеры конспектов
Приведём пример конспекта интегрированной непосредственно образовательной деятельности на патриотические темы, которые применяются педагогами в современных дошкольных учреждениях.
Таблица: конспект на тему «Наша Родина - Россия», автор - Екатерина Преснухина
Задачи: Задачи обучающие:
Задачи развивающие:
Задачи воспитательные:
|
Материалы: Глобус, дерево «берёза», подносы, клей, закрученные полоски бумаги (для веток, ствола дерева), магнитофон, гимн России, спокойная классическая музыка. |
Реализуемые образовательные области:
|
Предварительная работа:
|
I. Организационный момент. Дети входят в зал под песню о России, встают посередине, образуя круг. II. Основная часть. Воспитатель: Распростёрлись в дымке синей Величавые края, Это ты, моя Россия, Свет мой, Родина моя! Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня поговорим? (о Родине, России) Правильно. Наша страна называется… (Россия) Воспитатель: Как называемся мы, люди, живущие в России? Дети: Россияне. 1-ый ребёнок: Старый двор, берёзки молодые, Хоровод кудрявых тополей, Это все страна моя Россия, Милый образ Родины моей. 2-ой ребёнок: Васильки, как глазки голубые, Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы. И пшеницы косы золотые Заплетают осенью в снопы. 3-ый ребёнок: А зимой сверкает и искрится Снег, как подвенечная фата. И ни с чем на свете не сравнится Белоствольных рощиц красота Воспитатель: Какими прекрасными словами выразили любовь к Родине поэты в своих стихах. Воспитатель: Давайте посмотрим на глобусе, как выглядит наша страна, скажите мне, что обозначено на глобусе зелёным цветом, голубым, коричневым, жёлтым, белым? Дети отвечают. Воспитатель: Правильно - леса, реки, горы, пустыни, ледники. Посмотрите, какая огромная наша страна. Россия большая, красивая и богатая страна. Через всю страну протекает много рек, есть много лесов, в которых много разных зверей, растёт много грибов и ягод. А почему у нашей страны такое название? Ребёнок читает стихотворение. За ясные зори, умытые росами. За русское поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем. Тебя по-славянски назвали - Россия! Воспитатель: Мы - граждане России, россияне - любим и гордимся своей страной. Россия - это государство. Как все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы. Какие? Ребёнок: Герб, флаг, гимн - символы нашей страны России. Воспитатель: Совершенно верно. Отдавая почести этим символам, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине. Государственный флаг - один из важнейших атрибутов государства. Российский флаг - символ доблести и чести российского народа. Символ государственной и национальной независимости. Ребята, а вы хотели бы узнать, как появился флаг? Воспитатель: В давние, давние времена, когда на свете не было ваших бабушек и прабабушек, жизнь наших предков была очень неспокойна. Часто приходилось жителям городов и деревень объединяться и защищаться от врагов. В случае опасности воин брал палку. На конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал её. Далеко был виден этот знак, со всех сторон к воину стягивался народ. Палку с пучком травы так и назвали стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю. Нужно было быть очень внимательным, чтобы отличить свой стяг от чужого. Потом придумали вместо пучка, привязывать ткань, кусок материи развевался на ветру и его лучше было видно. Так появился флаг. Воспитатель: Сколько цветов имеет флаг? Дети: Флаг имеет три цвета: белый, синий, красный. Воспитатель: А что обозначает на флаге полоска белого цвета? Дети: Белая полоска напоминает о белоствольных берёзах, о русской зиме с бескрайними снежными просторами. О летних облачках, о белых ромашках на бескрайних полях. Воспитатель: Белый свет говорит о том, что наша страна миролюбивая и ни на кого не нападает. А синяя полоса, на что она похожа? Дети: Синяя полоса похожа на синее небо. Синие реки и моря. Воспитатель: Обозначает синяя полоса на флаге верность, народ любит свою страну, защищает её и предан ей. А красный цвет на флаге, что обозначает? Дети: Красная полоса пхожа на рассвет и закат. Воспитатель: Красный цвет на Руси всегда считался самым красивым. Это цвет цветущих цветов, тепла и радости. Это цвет силы, цвет крови людей пролитой за Родину. Воспитатель: А кто расскажет стихотворение о флаге? Ребёнок: Белый цвет - берёзка, Синий - неба цвет. Красная полоска - Солнечный рассвет. Воспитатель: Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая? Дети: Полоса белого цвета. Воспитатель: В середине? Дети: Полоса синего цвета. Воспитатель: Внизу? Дети: Полоса красного цвета. Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Российский флаг». Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной ленточке. Игра «Российский флаг». Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш - шагают, вальс - кружатся. По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага - белый, синий, красный. Машут ленточками над головой. Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне. Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где можно встретить государственный флаг России? (Ответы детей). Государственный флаг России поднят на зданиях органов власти нашей страны. Флаг России на домах вывешивают в дни государственных праздников. Государственный флаг России можно увидеть на парадах. Российский флаг развевается на мачтах российских кораблей. На самолётах и космических кораблях рисуют трёхцветное изображение флага. Во все времена отношения граждан к флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу. Воспитатель: Есть у России ещё один важный государственный символ - герб. Герб - отличительный знак, официальная эмблема государства. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны? Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона. Воспитатель: Правильно! Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом. А где мы часто встречаем герб? (Ответы детей). Воспитатель: Герб изображён на важных документах, а отдельные его элементы на монетах. Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках. На почтовых марках, открытках, значках тоже есть изображение герба. Изображение герба можно встретить на правительственных наградах. Молодцы! А сейчас подойдите к магнитной доске. Посмотрите на изображение гербов разных стран и найдите среди них герб России. Игра «Найди среди гербов разных стран герб России». (Детям предлагаются карточки с изображением гербов Австрии, Германии, Объединённых Арабских Эмиратов, Польши, России. Они должны выбрать карточку с изображением герба России. Задача усложнена тем, что на гербах этих стран изображены орлы.) Воспитатель: А почему ты выбрал этот герб? Дети: Потому что на нём изображён двуглавый орёл и Святой Георгий Победоносец. Воспитатель: Дима правильно выбрал герб? Почему ты так думаешь? Дети: Потому что двуглавый орёл является символом России. Воспитатель: Герб, какого государства выбрал Дима? Дети: Дима выбрал герб России. Воспитатель: Молодцы. (Воспитатель с указкой в руках показывает детали герба и комментирует.) Воспитатель: Двуглавый орёл является символом России уже более пятисот лет. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. В правой руке у него серебряное копьё, которое помогло победить дракона. Чёрный дракон - символ зла. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Динамическая игра «Герб России». Герб страны - орёл двуглавый Гордо крылья распустил, (поднять руки в стороны) Держит скипетр, державу, (поочерёдно сжать в кулак правую и левую руку) Он Россию сохранил. (нарисовать руками круг) На груди орла - щит красный, (приложить руки к груди) Дорог всем: тебе и мне. (наклон головы вправо-влево) Скачет юноша прекрасный (шаг на месте, с высоким подниманием ноги) На серебряном коне. Развевается плащ синий, (плавные покачивания рук вправо-влево) И копьё в руке блестит. (сжать руки в кулак) Побеждает всадник сильный, (поставить руки на пояс) Злой дракон у ног лежит. (показать руками) Подтверждает герб старинный Независимость страны. Для народов всей России Наши символы важны. (поднять руки вверх) Воспитатель: Когда люди из других стран приезжают в нашу страну, то на границе нашей страны видят государственный герб, его помещают на пограничных столбах. Видя наш флаг и герб, сразу понимают, что попали в Россию. Воспитатель: Есть у каждой страны особенная, главная песня. Какая? Дети: Гимн - это главная песня нашей страны. Воспитатель: Гимн страны - это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный. А кто знает, какие знаки внимания оказывают присутствующие во время исполнения гимна? Дети: Когда звучит гимн, все присутствующие встают, нельзя разговаривать, военные отдают честь или салютуют оружием. Воспитатель: Правильно, ребята, таким образом, граждане проявляют уважение к гимну, к своей стране. Гимн слушают стоя, спокойно, внимательно, можно подпевать. А когда звучит гимн? Дети: Гимн звучит в торжественных случаях, во время соревнований, в честь победителей. Воспитатель: Давайте послушаем гимн России. Прослушивание гимна России. Воспитатель: Правда, красивая музыка, красивые слова? Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость. А что такое Родина? Как вы думаете? Дети: Родиной называют то место, где мы живём, где наша семья. Ребёнок читает стихотворение: Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём. И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Воспитатель: Правильно, слово Родина знает каждый. Родина - это место, где мы родились, где мы живём с нашими родителями, со своими друзьями. Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. Родина любимая, что мать родная. Человек без Родины, что соловей без песни. Жить - Родине служить. Родина - мать, умей за неё постоять. Воспитатель: Чему же учат эти пословицы? Дети: Пословицы учат нас доброте, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Воспитатель: Прочтите стихотворение о Родине. Великую землю, любимую землю. Где мы родились и живём, Мы Родиной светлой, мы Родиной милой, Мы Родиной нашей зовём. Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Игра «Передай сердечко и сложи словечко». Дети передают по кругу сердечко и говорят, какая наша Родина. (Милая, любимая, красивая, чудесная, дорогая, единственная, сильная, могучая.) Воспитатель: Вот сколько красивых слов можно сказать о нашей Родине. Как вы думаете, какое дерево можно считать символом России? Дети: Берёзу. Воспитатель: Верно, а за что русские люди любят это дерево? Дети: За красоту, берёзовый сок, дающий бодрость и силу, бересту, давшую письменность, берёзовые почки и веники, сохраняющие здоровье. Воспитатель: Берёза - это краса и гордость России. Деревьев разных не сочтёшь, Одно другого краше. Но где ты дерево найдёшь Берёзки краше нашей? Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сконструировать из бумаги берёзку, выполнив на основе конуса - ствол, а веточки - способом витой спирали. Конструирование «Русская берёза». Дети склеивают конус, закрученные зелёные полоски приклеивают к стволу. Способом обрывания наклеивают чёрные пятна на ствол. III. Итог. Воспитатель: Дети, запомните, люди должны быть добрыми, жить в мире и дружбе. Любите свою Родину, берегите каждый кустик, дерево, травку. Защищайте и сохраняйте её богатства. Россияне - народ очень мудрый, терпеливый, добрый. Посмотрите друг на друга и скажите: «Если дружба велика - будет Родина крепка!». |
Мини-музей в детском саду
Мини-музей - эффективная форма наглядной демонстрации предметов для патриотического воспитания. В качестве экспонатов небольшого музея подойдут самые разные вещи. Это зависит от темы, выбранной для патриотического воспитания. Это могут быть предметы старинного быта и местных народных промыслов, личные вещи ветеранов войны, образец гербария растений данной местности или красивые образцы минералов. Спектр возможностей здесь очень широк. Есть лишь несколько условий, которым должна соответствовать эта небольшая выставка:
- все предметы должны быть безопасны для детей, а также иметь компактную форму и не занимать много места;
- нежелательно использовать вещи значительной материальной или исторической ценности, предметы, обладающие повышенной хрупкостью;
- экспозиция должна быть наглядной, иметь подписи и быть защищённой от использования предметов не по назначению (например, дети взяли и унесли старинные монетки для игры в магазин, попытались их проглотить и так далее).
Обязательно назначьте ответственными за музей тех детей, которые с удовольствием рассказывают гостям (новичкам, родителям детей и посетителям ДОУ) о музейных экспонатах. Почётная роль хранителя музея, игра в экскурсию и проведение настоящих экскурсий для родителей сами по себе способны послужить хорошей формой усвоения информации детьми, эмоционально раскрасить и сделать значимым существование мини-музея, обновление его коллекции и заботу детей о нём.
Видео: пример подборки военно-патриотических материалов в детском саду №1402
https://youtube.com/watch?v=0G0knrzpz1w Video can’t be loaded: Военно-патриотическое воспитание в детском саду. (https://youtube.com/watch?v=0G0knrzpz1w)
Стенд, папка-передвижка, буклет, плакат по патриотическому воспитанию
Ваш мини-музей, утренник или любое занятие, посвящённое патриотическому воспитанию, всегда будут выигрывать при ярком и наглядном оформлении.
Оформите папку-передвижку, буклет или плакат не фотографиями из интернета, а копиями фотографий, принесённых детьми из семейных альбомов, важными и значимыми для них снимками. Прадедушка в военной форме, памятник в родном городе мамы, военный корабль, на котором служил на флоте отец лучшего друга - эти примеры произведут на детей более сильное впечатление, чем отвлечённые примеры из жизни неизвестных им людей.
Пусть эти фотографии не настолько чёткие, как отретушированные и обработанные глянцевые изображения. Произведённый ими эффект будет очень значительным при правильной подаче и при возможности провести линию от поколения к поколению в семьях ваших воспитанников.
В оформлении наглядных пособий можно использовать также национальный декоративный элемент, рисунки и фактуру на ткани, предметы народных промыслов. Вовлекайте детей в эту деятельность. В рамках подготовительной работы они могут выполнить аппликации на цветной бумаге или ткани, сделать рисунки или вылепить макет достопримечательности.
Помните, что идеальны не плоские стенды, а стенды с объёмными предметами, с тем, что можно повертеть, взять в руки, рассмотреть с разных ракурсов. В дело пойдёт всё - предметы одежды и оловянные солдатики, игрушки и модели техники. Позвольте детям внести свои идеи и предложения, проявить живое участие в создании наглядных пособий.
Фотогалерея: патриотические плакаты в детском саду
Патриотические плакаты могут быть посвящены историческим событиям родного города Дети могут оформлять плакат всей группой Плакаты получаются интереснее, если в работе использовать копии архивных материалов семей воспитанников
Поделка своими руками
В качестве примера поделки на патриотическую тему приведём небольшой мастер-класс, автором которого является педагог Вера Бомбурова. В качестве целей занятия автор выделяет:
- знакомство ребёнка с техникой изготовления аппликации из салфеток;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, патриотизма и любви к Родине.
Для изготовления объёмной аппликации из салфеток на патриотическую тему нам потребуются:
- распечатанный на бумаге формата А4 или А3 контур двуглавого орла;
- разноцветные бумажные салфетки (жёлтые, белые, красные, синие);
- клей ПВА;
- кисти для клея;
- ножницы;
- ватман формата А2;
- гуашь;
- молдинги для изготовления рамки.
В фотогалерее можно наглядно увидеть процесс создания работы.
Фотогалерея: этапы создания объёмной аппликации «Двуглавый орёл»
Распечатанный контур орла наклеиваем на лист или на половину ватмата Разноцветные бумажные салфетки нарезаем на небольшие квадратики Формируем из нарезанных фигур небольшие бутончики, защипывая за центр квадратика Работу по формированию аппликации можно вести в группе до 8 человек С помощью кисточки и клея ПВА прикрепляем бутончики к основному изображению Центр композиции дети решили раскрасить красками, а не заклеивать салфетками В создании объёмной аппликации могут участвовать как дети, так и взрослые После того, как все бутончики из салфеток будут приклеены, можно прикреплять молдинги для финальной отделки картины Готовая картина может украсить стены детского сада
Стихи и потешки
Разучивание стихов и потешек на патриотическую тему принципиально не отличается по используемым методам от разучивания стихов вообще, но имеет один небольшой нюанс. В патриотических произведениях чаще, чем в обычных стихах, могут попадаться ещё не вполне понятные ребёнку слова и понятия, и растёт вероятность возникновения ошибок. Поэтому перед разучиванием рекомендуется обязательно повторить с детьми беседу по теме стихов, проговорить непонятные слова, произнести их по слогам и добиться полного понимания слова и понятия, скрытого за ним.
Отдельно стоит поработать и с выражением при чтении. Чтение на патриотическую тему должно отражать чувство гордости и любви, связанное со стихотворением. Продемонстрируйте детям чёткость и точность стихов об армии, торжественность стихов о победе и национальных символах, включая не только голосовые особенности чтения, но и осанку, положение тела.
Видео: воспитанники ДОУ «Солнышко» рассказывают стихи о России
https://youtube.com/watch?v=gOr_k3uoIYE Video can’t be loaded: Дети рассказывают стихи о России (https://youtube.com/watch?v=gOr_k3uoIYE)
Патриотическое воспитание через экологию
При раскрытии понятия патриотизм обязательно уделите внимание пояснению того факта, что патриот не просто любит и уважает свою малую или большую Родину, но является её активным защитником.
Невозможно отделить защиту родной земли от заботы о природе. Образы любимой Родины, как правило, имеют природный характер: великие реки, привольные степи, могучие леса, высокие горы, обильные сады и богатые пашни. Здесь возможен совершенно естественный переход на экологические ценности и также совершенно справедливо обратное. Через понятное детям утверждение «мы хотим, чтобы на нашей лужайке и в нашем сквере всегда было красиво и чисто» возможно сделать обобщающее суждение о всей улице, городе, крае и стране.
Наличие в ДОУ своей игровой площадки с деревьями и растениями, сквера или садика, живого уголка или комнатных растений позволяет ввести элементы экологического воспитания в практическую деятельность детей. Примеры с уборкой игрушек в игровой комнате, помощью старшим в уборке по дому, при работе в саду или огороде могут быть перенесены на примеры помощи природе, борьбы с её загрязнением и уничтожением. Дети привлекаются к посильной и безопасно организованной работе по уходу за уличными и комнатными декоративными растениями.
Желательна демонстрация природоохранных образовательных фильмов, мультфильмов, проведение небольших увлекательных экскурсий на природу, выступление перед детьми сотрудников природоохранных организаций данной местности или экологических волонтёров.
Многие современные мультфильмы затрагивают проблемы экологии, например, «Валл-и»
Вся полученная информация, а также опыт участия в подготовительной работе по уходу за комнатными растениями или живыми питомцами должны сформировать в детях понимание личной ответственности за сохранение природных богатств, а также глубокой взаимосвязи и хрупкости природных процессов, необходимости их защиты.
Видео: конкурс на лучший уголок природы в детском саду №80
Как разработать проект по патриотическому воспитанию в ДОУ
Особенностью любого длительного проекта по патриотическому воспитанию является его системность и глубокая интеграция с различными образовательными областями. Вы выбираете сквозную (основную) тему и проводите её по всему полугодию или году, совмещая и объединяя её с плановыми темами занятий в группе.
При выборе темы необходимо провести анализ и постараться учесть целый ряд факторов:
- Особенности коллектива родителей вашей группы (например, преобладают военные, инженеры, работники крупного местного предприятия). Это позволит вам лучше подобрать тему, понять, какую помощь родители смогут оказать вам при организации музея или экскурсий. В качестве успешного варианта можно назвать проект патриотического воспитания на примере истории завода им. Кирова (с организацией музея и экскурсией работниками завода).
- Своеобразие вашего населённого пункта, основных вех в его истории, специфику местных достопримечательностей, составляющих особую гордость, а также незаслуженно забытых и малоизвестных. Так, расположение базы ВМФ в городе Севастополе диктует военно-морскую патриотическую тематику. Город Жуковск имеет множество авиационных предприятий, что определяет авиационную и военно-космическую направленность местного патриотизма. Город Екатеринбург задаёт тему отечественного производства, природных минеральных богатств, промышленности и рабочего мастерства. При этом вы можете как следовать общепринятым представлениям о городе, так и наоборот, найти малоизвестную тему, неожиданный взгляд или нешаблонный подход к достопримечательностям, которые будете использовать в качестве объектов патриотизма.
- Национальный состав населённого пункта и группы детей, представленность разных наций и народов России или, наоборот, ярко выраженную этническую однородность состава группы. Затруднительно будет проводить конкурс национального костюма при однородности группы, равно как и неуважительным будет акцент только на русской тематике патриотизма при группе с представителями множества разных народов.
- Учитывайте календарь, праздники и памятные даты, как общефедеральные, так и местного значения. К примеру, вам пришла в голову идея отметить 200-летие знаменитого романовского полушубка, но по этому поводу будет и общегородской конкурс рисунков и стихов. Дети вашей группы смогут заблаговременно подготовиться и принять участие в празднике.
Видео: проект по патриотическому воспитанию МБ ДОУ Детский сад №40 «Мой посёлок Карагайлинский»
https://youtube.com/watch?v=GJMR0JcZ3Yw Video can’t be loaded: Проект по патриотическому воспитанию (https://youtube.com/watch?v=GJMR0JcZ3Yw)
Что включает отчёт о патриотическом воспитании
Важной составляющей любой образовательной работы является подведение итогов и анализ деятельности. При создании отчёта о патриотическом воспитании старайтесь соблюдать следующие рекомендации:
- Раскройте основную направленность вашего проекта патриотического воспитания, патриотического месячника и так далее.
- Перечислите все темы образовательных патриотических занятий в ходе режимных моментов: всех бесед, заучиваемых стихов, рисунков, песен и так далее.
- Отдельно опишите темы организованной образовательной деятельности: по ручному труду, по художественному творчеству, по музыке, по художественной литературе.
- Опишите темы культурно-досуговой деятельности, презентаций, музыкально-спортивных праздников.
- Охарактеризуйте взаимодействие с семьями воспитанников.
- Опишите взаимодействие с коллегами-педагогами и сторонними организациями.
- Обязательно используйте фотоотчёт, особенно по масштабным мероприятиям.
Создано множество успешных разработок конспектов по патриотическому воспитанию, богат опыт проведения занятий и мероприятий для детей, но всегда стоит помнить, что воспитатель в своей деятельности сталкивается с живыми людьми и некоторые ситуации предугадать невозможно. В таких случаях важно сохранять способность творчески подходить к решению возникающих задач и уметь использовать сложившиеся обстоятельства с максимальной выгодой для обучения детей.
Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание - это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
Актуальность патриотического воспитания
Дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитание подрастающего поколения в рамках уважения и любви к Родине формирует нравственно здоровое, жизнеспособное население.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию взрослых.
Цели и задачи
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
- формирование нравственно-духовных особенностей личности;
- формирование чувства гордости за свою нацию;
- формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
- формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Формы и методы организации работы
Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.
Вторая часть методологической работы - это семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:
- обустройство патриотических уголков в ДОУ;
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
- организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
- проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир».
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу «Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну.
Посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.
Начинают празднования с Рождества и старого Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в вознаграждение.
Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки, участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы - блины, к их изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку.
Свои символы есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные способности.
Спортивные игры
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами. Проводятся такие конкурсы, как:
- «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
- «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на резиновых лошадках или больших мячах.
- «Самый сильный» - выталкивание плечом соперников за границы мата.
- «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру и спасти прекрасную девицу.
Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.
Занятия по изучению государственной символики
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России».
Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий. Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью гимна.
Последовательность проведения занятия может быть следующая:
- Вступительная часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
- Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
- Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру «Придумай и нарисуй герб своей семьи».
- Прослушивание государственного гимна.
- Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.
Раскрытие темы малой родины
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте к его традициям и быту.
Одним из способов является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества (вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки).
Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.
Также проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях края, изучают народный фольклор.
Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.
Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств. Патриотическое воспитание начинается довольно рано – в детском саду, с привития любви к малой Родине – месту, где человек родился и живет. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение широкого круга задач: воспитание любви к семье и родной земле, уважения к труду и результатам труда, к истории и защитникам Родины; ознакомление с государственными символами, народными праздниками и традициями.
В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у дошкольников ушло на второй план. В 80 – 90-е годы была распространена точка зрения, что в дошкольных учреждениях не следует «политизировать» педагогический процесс, тем более что многие исторические события не столь однозначны. Результат такого отношения – дефицит духовности и доброты, отсутствие любви к Отчизне. В настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ рассматриваются как приоритетные, формирование патриотических чувств у дошкольников базируется на национальной культуре и преемственности поколений. Кроме того, значительное внимание уделяется правовому развитию и проблемам социализации подрастающего поколения.
Методы патриотического воспитания дошкольников
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
- экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
- рассказ воспитателя;
- наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
- беседы о родном городе, стране, ее истории;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
- использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
- ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
- знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и пр.;
- организация тематических выставок;
- участие в общественных и календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Опыт лучших дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что эффективно процесс нравственно-патриотического формирования происходит при комплексном использовании средств патриотического воспитания дошкольников: народного искусства, фольклора, детской литературы, музыки, игры и т.д.
Игры по патриотическому воспитанию дошкольников
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры.
Дидактическая игра «Герб города»
- Материал: фрагменты герба города (обязательно должны быть лишние элементы), карточка с изображением городского герба.
- Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Дидактическая игра «Продолжи пословицу»
i>Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.
Педагогам и родителям необходимо помнить, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
Кроме того в детских садах закладываются основы и .
В современном мире, когда начинают происходить самые глубокие и важные изменения для общества и его жизни, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое воспитание детей.
Сегодня возникла необходимость в том, чтобы вернуть лучшие традиции нашему народу. Вернуть общество к вековым корням и напомнить о таких величественных понятиях как род и родина.
Чувство патриотизма очень многогранно. Его содержание не может быть обусловлено всего несколькими словами. Патриотизм – это любовь не только к родным местам, но и гордость за свой народ, а также ощущение неразрывности со всем окружающим и сильное желание не только сохранять, но и приумножать богатства своей родины.
Родина. Это слово выражает самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство российского человека. Любовь к Родине; преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества и есть патриотизм - животворный и неиссякаемый источник развития общества.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа.
Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах россиян, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжелых испытаний грудью защищали ее от иноземных захватчиков. Небывалая сила российского патриотизма особенно ярко проявлялась в суровые годы Великой Отечественной войны. На защиту нашей Родины поднялись все советские люди, разгромили ненавистного врага, спасли человечество от фашистского порабощения.
Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.
Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют Россией.
Дошкольник может усвоить обязанность трудиться, знать, как обеспечивается его счастливое детство. Он может усвоить, что у нашего народа есть враги, что наше Отечество укреплялось и развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя того, чтобы детство детей было беззаботным.
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной работы у ребенка формируются элементы гражданственности, ребенок знакомится со словами: Родина, страна, край, родной город, поселок, улица, дом и т. д.
Дети должны знакомиться с героями воин, должны знать почему они стали героями, почему их именами называют улицы и воздвигают памятники.
Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны – это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну и самое главное – личный пример воспитателя и родителей, работа с родителями в направлении патриотического воспитания (стенды, беседы) .
Подбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться только этим. У детей может сложиться неправильное или неполное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитателя при формировании патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным не был край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны в целом:
- в каждом уголке страны живут и трудятся люди, любой их труд в почете и необходим;
- есть памятные места, свои герои;
- взрослые проявляют заботу о детях, о благосостоянии людей;
- живут люди разных национальностей, всех их объединяет одно: любовь к своей стране, готовность встать на защиту своего Отечества;
- берегут и охраняют природу.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Дети понимают, что будущие граждане России должны расти сильными, ловкими и здоровыми.
Из всего этого можно сделать вывод, что комплексный подход к воспитанию у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. Комплексный подход – это также взаимосвязь различных средств и методов воспитания.
Рассматривание картин, чтение книг, беседы, рассказы, музыка, сюжетно-ролевые игры, дидактические, загадки, пословицы – все это помогает детям расширять свои знания и развивать патриотические чувства.
Для того, чтобы дети хорошо усвоили все, с чем их знакомят они должны знать историю своей страны, в этом главным помощником выступают родители, без их помощи воспитателю сложно было бы работать. Поэтому большая методическая работа должна проводиться с родителями: это консультации, беседы, наглядный демонстрационный материал, папки для родителей, выставки рисунков детей, оформление патриотических уголков в которых есть вся символика государства: герб, флаг, текст гимна, книги о войне, военная атрибутика.