Управление образования администрации города Тулы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 57»
«Вода-чудесница»
(конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе)
Разработала и провела:
Короткова Э.И.
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-чудесница» .
Область: Познание.
Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.
Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
Воспитательные:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Формировать умение отгадывать загадки.
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
5.Наблюдение за водой на прогулке.
Оборудование:
Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.
Ручеек, заготовки рыбки.
Ход занятия:
Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :
Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды ) . Верно!
В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.
1. Капелька бережливая
Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
2. Капелька труженица
Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).
Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).
Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)
3. Капелька любопытная
А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.
Опыт №1 «Вода может принимать вкус».
Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!
Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.
Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!
Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!
Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.
Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?
Ответы детей.
Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?
Ответы детей (сладкая, соленая)
Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.
4. Капелька художница
Опыт №2 Вода может менять цвет».
Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.
Действия детей.
Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.
Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.
Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.
5. Капелька ученая
Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
Динамическая пауза «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
6. Капелька чистюля
Наблюдение за фильтрами
К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.
Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!
Опыт № 3.«Фильтрование воды»
Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод:
песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!
7. Капелька живительная
Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»
С.Л. Трифонова
учитель начальных классов
МОУСОШ № 8
« Будь природе другом »
Цель занятия:
Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.
Задачи:
Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;
Развивать экологическое мышление у детей;
Развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование:
оформление плаката « Будь природе другом»
творческие задания;
мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;
Эпиграф:
Если каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)
I .Организация начала урока.
УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл .- 2)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
А говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.
Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат « Будь природе другом».
Учитель. А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.
ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом, “логос”-наука. (слайд 3)
Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».
Кто из вас знает, а чем занимается эколог?
Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.
Какие проблемы существуют? (слайд 4)
Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.
Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”
Послушайте историю о лесе.
1 Лес (слайд 5)
– Жил был лес.
2 Птицы (слайд 6)
– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.
3 Звери (слайд 7-8)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.
4 ЦВЕТЫ
Цветы украшали (слайд 9)
5 Человек
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
6 Вырубка леса (слайд 10)
– Стал человек тогда вырубать лес.
7 Пожар в лесу
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (слайд 11-13)
8 Загрязнение водоемов.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. . (слайд 14)
9 Воздух
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 15)
10 Засорение отходами.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (слайд 16-17)
11 Просьба леса
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. . (слайд 18)
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
“ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”
Учитель
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель
– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?
Ученик
– Экология.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.
Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель
– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.
Задание 1
Учитель
– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.
1
.Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
2.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
3.
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)
4
. Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту. (сосна)
На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные).
. Деревья
Учитель
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
Задание 2
Учитель
– Кого ещё не хватает в нашем лесу?
Ученик
– Не хватает птиц и зверей
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки. отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(кукушка)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка. Звать ее...(Синичка)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (Утка)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.(заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …. (лиса)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Задание 3
Учитель
– Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает?
Ученик
– Не хватает цветов.
Учитель
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки,отгадки прикрепи к доске.
Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк. (одуванчик)
Белые горошки
На зелёной ножке. (ландыш)
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички
.
(ромашка)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.(колокольчик)
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. (слайд 19)
Задание 4
Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.
(слайд 20,21,22,23)
Задание 5
"Ситуации".
1 группа.
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:
Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.
1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
2). Как бы вы поступили в этой ситуации?
2 группа.
1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь?– спросила старушка.
– Пчел прогоняю. Они жалят цветы.
Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
– А я и не знал об этом.
ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?
3 группа.
1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.
– Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.
– Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:
– Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...
ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?
Задание 6
Учитель
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Задание 7
Учитель
Территорию нашего поселка окружают живописные места . Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.
Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки . Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом , собирая грибы да ягоды. (фото детские на природе)
Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.
С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.
Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя . (Слайд 24-27)
Сценка
1 турист : Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2 турист : Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?
Туристы: (хором) Ничей!
3 турист : Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
4 турист : Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!
1турис т: Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!
2 турист : Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)
Матушка природа:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она – одна!
Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.
Задание 8
Учитель
Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.
У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака. Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат. (рисунки)
Задание 9
Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)
Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. ( Слайд 30)
Может ли при этом человек оставаться здоровым ? (слайд 31)
«Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.
Игра «Пойми меня».
(определить, что является отходами)
Задание 1.
У меня очень много игрушек из нее.
Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.
Предметы, сделанные из нее, легкие.
Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.
Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается . (Пластмасса.) 200 лет.
Задание 2.
Его делают из песка.
Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
Чаще всего оно прозрачное.
Если его сильно нагреть, оно тянется.
Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.
Задание 3.
Это получается, когда становится старым или ломается.
Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
Это можно сдать и получить деньги.
Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.
Это бывает цветным и черным . (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)
Задание 4.
Ее изобрели китайцы.
В нашей стране ее получают из древесины.
Она легко горит.
Из нее получается очень много мусора.
На ней обычно рисуют или пишут . (Бумага – 2 года)
Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.
Что можно сделать?
Мусор можно: ( слайд 32)
а) Переработать и получить полезные вещи.
б) Отвезти на свалку.
в) Сжечь.
г) Выбросить на землю, в речку, озеро.
Задания:
Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?
Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.
ПОКАЗ работ из вторсырья.
Экологическая работа «Мусорная фантазия»
Итог
Ребята мудрые слова
Пусть вспомнят не однажды:
Отец – нам лес,
Нам мать – река,
А Братец – кустик каждый.
И чтобы жизни каждый день
Стал счастья полной чашей,
Природу нужно отогреть
Теплом, заботой нашей.
Пусть мир становится добрей
И лучше год от году!
Возьмемся за руки друзья,
И защитим природу!
Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня . (слайд 33-34)
Рефлексия:
Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета . напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) (слайд -35) А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.
Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.
«Планета-наш дом» И. Белавина 1995г.
Название:
Конспект занятия по экологии: «Среда обитания»
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, Старшая группа
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ № 232 «Детский сад комбинированного вида»
Месторасположение: г. Кемерово, Кемеровская область
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Среда обитания!»
Программное содержание:
Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания. Задачи:
- Расширить понятие приспособленности организмов к среде обитания; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений;
- Расширить кругозор детей, внимание, память, речь, мышление;
- Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование: картинки животных и птиц, Незнайка.
Предварительная работа: Просмотр картинок животных и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.
Ход занятия:
Вводная часть
(На доске картинки водоплавающих птиц, насекомоядных, зерноядных)
Воспитатель: Там Незнайка сидит и ворчит.
Незнайка: Опять птицы, я всё знаю.
Воспитатель: А я у него спросила, чем же похожи птицы? Он сказал:
Незнайка: Все покрыты перьями, две ноги, два крыла. Это я уже давно видел.
Воспитатель: А вы согласны с Незнайкой, больше там нечего заметить?
Дети: Надо сказать, что клювы разные, они плавать умеют, они перелётные.
Воспитатель: А ты как думаешь, может быть, ещё что – нибудь можно сказать о птицах?
Незнайка: Я про птиц уже всё знаю, на занятие не пойду.
Воспитатель: Может быть, посидишь? Ну, посиди, ты нам мешать не будешь!
Основная часть:
Воспитатель: Чем же похожа эта группа птиц?
Дети: Это водоплавающие, перелётные, насекомоядные, зерноядные.
Воспитатель: Как вы узнали водоплавающих?
Дети: У них перепонки на ногах.
Незнайка: А чего вы сказали, что они перелётные?
Воспитатель: Которые же перелётные?
Незнайка: Все!
Воспитатель: Ребята, вы согласны?
Дети: Нет.
Воспитатель: Надо доказать. Будем искать перелётных. Давайте назовём хором, какие перелётные птицы изображены на картинках?
Дети: Утка, лебедь, пеликан, ласточка, кукушка, скворец.
Воспитатель: Катя, иди, покажи и назови перелётных птиц.
Незнайка: Я понял, что ласточка перелётная, но что лебедь….чего ему – то улетать?
Дети: Они все перелётные, потому что реки и озёра замёрзли, негде ловить свою еду.
Воспитатель: А эти почему перелётные (насекомоядные)?
Дети: Потому, что насекомых нет.
Незнайка: Тогда дятлам и клестам тоже здесь нечего делать, надо улетать!
Дети: Нет, у них есть еда: Этот шишки ест, этот из – под коры клювом достаёт.
Незнайка: Ну, если эти из леса не улетают, тогда пусть и лебеди, утки, пеликаны идут жить в лес и не надо будет тогда улетать.
Дети: А что же они есть будут? Рыба что ли на дереве растёт?
Воспитатель: Так почему же эти птицы живут на воде, а эти в лесу? (обводящий жест)
Дети доказывают: Есть нечего, клюв приспособлен доставать зёрна из шишек.
Воспитатель: Значит птицы живут там, где они могут достать еду, у каждой группы птиц своя среда обитания, они живут там, где могут приспособиться к условиям проживания в том месте, где находятся. Кто – то плавает, кто- то есть насекомых, кто – то зерно, а какие – то улетают в тёплые края потому, что не могут жить там, где холодно. И клюв у них такой, чтобы еду было удобно доставать.
Игра: Сейчас Катя принесёт мне картинки всех перелётных птиц; Витя – всех перелётных насекомоядных птиц; Вика – всех водоплавающих; Аня – зерноядных птиц.
Воспитатель: Итак, мы сказали, что птицы живут там, где они могут достать еду. Интересно, а у зверей как?
Воспитатель: (ставит картинку жирафа, белки, белого медведя)
— Где живёт жираф?
Дети: Там, где тепло.
Воспитатель: А где белый медведь?
Дети: Там, где холодно.
Воспитатель: А белка?
Дети: В лесу на дереве. Там бывает и зима, и лето.
Воспитатель: Что ест белка?
Дети: Шишки, ягоды, грибы.
Воспитатель: Так почему же она в лесу на дереве живёт?
Дети: Потому, что дупло у неё на дереве, укрывается от других зверей. В дупле у неё кладовая с припасами на зиму.
Воспитатель: Что ест жираф?
Дети: Листьями
Воспитатель: Да, жираф питается листьями, ветками от деревьев.
— Удобно ли ему доставать ветки, листья?
Дети: Да, длинная шея, достаёт себе листочки с дерева.
Воспитатель: А почему же он живёт в таком лесу, где не бывает зимы? Пусть бы жил в нашем!
(Если дети молчат или неверно отвечают)
Воспитатель: Интересно, какие листочки он будет есть в нашем лесу? Негде.
— Значит, где он может жить? Да, только там, где нет зимы.
Воспитатель: Я вот только никак не понимаю про белого медведя (говорит воспитатель, как бы советуясь с детьми).
Дети: Там снег, его там белого не видно, там океан, рыбы много.
Воспитатель: А вот интересно, может ли белый медведь бурого медведя к себе в гости пригласить?
— Могут ли они рядом жить? Подумайте!
Дети: Нет! Потому что белый медведь живёт на Севере и питается рыбой, он привык к постоянному снегу и холодам, ему там хорошо и удобно живётся. А бурый медведь питается разной пищей: рыбой, ягодами, корешками от деревьев, насекомыми. Он зимой впадает в спячку. Ему хорошо живётся в лесу.
Воспитатель: Правильно дети!
Итог занятия
Воспитатель: С кем мы сегодня знакомились на занятии?
Дети: С птицами: перелётными, водоплавающими, насекомоядными, зерноядными. С животными: жирафом, белкой, белым медведем.
Воспитатель: Что мы можем сказать о них, почему они живут каждый на своём месте?
Дети: Потому, что у них у каждого своя среда обитания.
Воспитатель: Правильно. Все эти живые организмы приспособлены каждый под те условия, где они живут и обитают. Так как в других местах они жить не смогут и погибнут. Поэтому можно сказать, что у каждого животного – своя среда обитания.
Воспитатель: Незнайка, ты понял?
Незнайка: Да! Все живут там, где могут жить и приспособились к условиям жизни, у каждого своя среда обитания.
Воспитатель: Незнайка, ты придёшь еще к нам на занятие?
Незнайка: Да, я много узнал и дети так хорошо рассказывали. Спасибо!
Воспитатель: До свидания, Незнайка! Занятие окончено.
Словесная игра «Считай и называй»
Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением перелётных птиц , предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу ) с использованиемптицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два аиста» , «У меня пять грачей» .
Скворец обыкновенный
Ласточка
Розовый пеликан
Кукушка
Лебедь
Дикая утка
Дятел
Клёст
Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.
Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ
Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.
Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения
К. Паустовский
Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:
- научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
- сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
- обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
- учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
- развивать эстетические чувства по отношению к природе.
Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.
Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую
Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет
Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.
Мотивирующее начало занятия
Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:
Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ
Тема занятия | Вводная часть |
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) | Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие. |
«Прогулка в лес» | Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
|
«Как вести себя в лесу» | Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
|
Виды занятий по экологическому воспитанию
Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:
- Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
- Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
- Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
- Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
- Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
- Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
- В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).
Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.
Таблица: картотека подходящих тем по экологии
Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе
Автор | Головнёва М.А., педагог |
Название | «Берегите воду» |
Цель | Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе. |
Задачи |
|
Методические приёмы |
|
Материалы |
|
Ход занятия | Организационный момент. В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках? Воспитатель ставит на стол глобус. В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края). В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета? Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему). На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему). Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают). Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды. В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды. А сейчас у нас загадки.
Физкультминутка.
Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу? |
Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»
Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей
Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников
Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.
Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.
Экологический проект включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
- Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
- Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
- Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.
По доминирующей деятельности проекты бывают:
- исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
- практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
- творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
- познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).
Примеры проектов по экологии в ДОУ:
- краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
- краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
- долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).
Таблица: пример экологического проекта в старшей группе
Название | «Цветы для мамы» |
Участники проекта |
|
Вид проекта | Долгосрочный: с августа по март. |
Подготовка |
|
Задачи |
|
Ход проекта | Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре. В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост. С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику. Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи. |
Открытое занятие в старшей группе по экологии.
Тема: «Планета в опасности!»
Цель : формирование системы экологических знаний и представлений о правилах поведения в природной среде.
Задачи :
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Учить детей излагать собственные рассуждения, умозаключения, полагаясь на свой личный опыт и переживания.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей.
Развивать связную речь;
Развивать у детей интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, заботливое отношение ко всему живому;
Предварительная работа :
Наблюдения в природе.
Создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.
Заучивание стихотворений.
Подбор игр, загадок.
Выполнение физкультурных разминок;
Чтение произведений художественной литературы с описанием.
Тип занятия : комбинированный
Основной метод проведения занятия : словесный, наглядный, практический.
Ход ООД:
Ребята, сегодня утром я пришла на работу, у меня на столе стоит предмет, а какой предмет вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Со стула не встану,
Его крутану.
В любой точке мира,
На нем окажусь! (Глобус)
А что такое глобус (Модель нашей планеты )
Как называется планета, на которой мы живем?
А рядом с глобусом лежал вот этот диск, давайте посмотрим, что на нем.
(Отрывок из мультфильма «Я - Земля»)
Как вы думаете, возможна ли жизнь на Земле, если не стало бы воды или почвы или воздуха? Почему?
Действительно, без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна.
Наша планета в опасности, на ней много больных мест и в этом виноваты люди, потому что построили много фабрик и заводов. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, выхлопные газы от машин.
Отходы заводов сливаются в реки и озера, нефть из танкеров проливается в воду морей и океанов.
От этого загрязнения гибнут животные, растения, люди. Гибнет природа, планета требует помощи.
А как мы с вами можем помочь планете? Надо научиться любить природу, любить ее с детства, научиться понимать, как живут все живые существа.
Вот сейчас мы проверим. Хорошо ли вы знаете правила поведения в природе.
Поиграем в игру . Вставайте в круг. Я буду называть действие, а вы будете хлопать в ладоши, если я буду поступать хорошо, и будете топать ногами, если плохо.
Если разведу костер, а тушить не буду?
Если сильно насорю и убирать не буду?
Если мусор уберу, банки закопаю?
Я люблю свою природу, я ей помогаю?
Если я приду в лесок и сорву ромашку?
Если съем я пирожок, выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу, колышек подставлю?
Молодцы какие, знаете как надо вести себя лесу.
Ребята, есть люди, которые изучают состояние природы и помогает ей. Кто-нибудь знает, как зовут людей этой профессии? Действительно, этим занимаются экологи, они работают в научных институтах в специальных лабораториях. А что такое лаборатория? Есть правила поведения в лесу и в детском саду, вот в лаборатории есть свои правила. Кто-нибудь расскажем, какие это правила? (работать тихо, не мешать друг другу, быть очень внимательными и аккуратными.)
А хотите побывать в роли экологов-исследователей?
Тогда лаборатория №1 ждет вас.
Мы с вами начали опыт измерения загрязнения воздуха. Что мы с вами сделали? Давайте через лупу рассмотрим наши карточки, что можете сказать? На некоторых карточках с участка можно увидеть частички, которые налипли на наши карточки. А одну карточку я увезла на СТО, там ремонтируют машины, посмотрите, что получилось и лупа не нужна. Как вы думаете, частицы в воздухе влияют на качество воздуха и нашу способность дышать?
Проходим в лабораторию №2.
Посмотрите у нас ящики с землей и вода чистая и грязная. Давайте проверим легко ли загрязнить почву?
Если полить чистой водой, земля стала влажной, но чистой. Она сможет напоить растение.
А после полива грязной водой, земля в ящике тоже стала влажной, но еще и грязной, появились потеки и пузыри, как вы думаете, хорошо ли будет растению в животным в такой почве?
Приглашаю вас в лабораторию №3
Обратите внимание на пробирки, посмотрите что там. Какого цвета жидкость? Да, жидкая и маслянистая жидкость. Имеет неприятный запах. Давайте выльем содержимое пробирки в воду. Возьмите по перышку, подбросьте вверх. Какое перышко (легкое, воздушное). А сейчас обмакните его в нашу водичку. Избыток можно снять, обмакнув об край тарелки. Попробуйте еще подбросить перышко, оно «камнем» падает вниз. Вот и у птиц перья слипаются, они не могут взлететь и становятся легкой добычей для хищников, да и рыбам нечем дышать под такой пленкой на воде.
Человек является частью природы и несет за нее ответственность. От каждого из нас зависит, насколько чистым будет наш поселок и его улицы.
Наше занятие подошло к концу , вы все были активными и внимательными. Я думаю, что мы немного помогли нашей планете, тем, что мы знаем, как нужно беречь природу.
И напоследок, хочу предложить вам записать видео сообщение – обращение ко всем ребятам нашего детского сада, чтобы они все любили и берегли нашу планету.
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде!