Методик для детей, представляющих геометрические фигуры, очень много на современном рынке. Ниже представлены основные из них, а также игры, развивающие ребенка.
В наше время раннему развитию малыша придают большое значение. Крох начинают обучать чуть ли не с роддома. Существует множество игр, книг, видео- а аудиоматериалов, помогающих деткам быстрее освоить такие простые – на первый взгляд – темы, как буквы, цифры, формы, цвета. Особенно популярны карточки, показывающие геометрические фигуры для малышей. Это пособие наглядно, лаконично. Оно позволяет ребенку быстро и легко освоить необходимые знания.
Рекомендуемый путь обучения для вашего ребенка. 27 наград и медалей, чтобы выиграть, чтобы мотивировать вашего ребенка учиться. Разработан с помощью специалистов-педагогов и педагогов. Нужна помощь при подсчете и добавлении? Математика, по определению, является наукой, которая изучает вопросы, связанные с количеством, и это один из видов деятельности, которые наш мозг мог бы сыграть поразительно, если бы он привык делать это с самого рождения.
Вероятно, так называемые «математические гены» обладают невероятными возможностями, потому что им посчастливилось не пропустить, кто знает, какая счастливая серия обстоятельств, абсолютно непреодолимые способности у каждого человека! Благодаря сегодняшнему курсу вы можете узнать, как сохранить, расширить и использовать огромные умственные способности, которые человек имеет в своем распоряжении с детства!
Когда начинать изучать геометрические фигуры?
В общем-то, знакомить ребенка с формами можно уже с первых месяцев. Нет ничего плохого, если вы в игровой форме , не досаждая малышу, будете показывать ему картинки или игрушки, четко произнося название фигуры (круг, квадрат и т. д.).
Таким образом, уже к двум годам ребенок должен хорошо знать три формы:
Внимание: результаты в математике сильно зависят от возраста, когда ребенок начинает путь. Сначала, не обучая его подсчитывать или видеть числа, мы получим ребенку реальную концепцию количества и позволяем понять во второй части, сколько объектов присутствует в заданном наборе. Вы увидите, что на этом этапе его возможности значительно превысят возможности взрослого! Не верьте этому? Попробуйте сами, не считая, чтобы узнать, сколько шаров в коробках ниже!
После признания величин мы перейдем к понятию «второстепенное» и «большее», таким образом представив операции «сложения», «вычитания», «умножения» и «деления». В качестве последнего шага мы введем в понятие цифры, и ребенок научится получать данные о проблемах как от реальных величин, так и от цифр.
- треугольник;
- круг;
- квадрат.
К трем годам в этот список должны добавиться:
- овал;
- ромб;
- прямоугольник.
К слову, изучению геометрических форм большое внимание уделено в методике Марии Монтессори. В ее материалах есть несколько игр, помогающих ребенку быстро научиться определять формы предметов. О них мы поговорим далее.
Если это было проблемой для нас, это огромное преимущество для вас, потому что полученный опыт позволил включить в основные предложения, чтобы вы не допустили ошибок. Для меня важная вещь, которая тогда меня уважала, чтобы использовать этот метод, состоит в том, чтобы максимально укрепить разум моей дочери, не прибегая к правилам, которые являются неосознанной ошибкой, которую мы делаем нашими родителями.
Мануэла плавно читает до трех страниц своей сказки, затем устает и останавливается. Характеристика этого расстройства - это возможность расчета, которая ниже прогнозируемого хронологическим возрастом ребенка и адекватного образования; это происходит не из-за органического повреждения или недостаточного обучения по психологическим, педагогическим или социальным причинам. Имеются недостатки в концепции числа, логико-оперативных способностей, способностей расчета и арифметических рассуждений у детей со значительными компьютерными нарушениями.
Зачем изучать геометрические фигуры малышу?
О пользе раннего развития сказано уже немало. Именно активное обучение малыша в период от рождения до трех лет формирует у него креативность и беглость мышления, прилежность и любовь к знаниям, умение быстро усваивать информацию.
Как ребенок выполняет вычисления?
Система понимания и система производства диссоциированы на уровне нейропсихологии. Система понимания позволяет читать арабские или графовые номера и распознавать номера в голосовом коде; преобразует числа в абстрактное представление количества. Производственная система обеспечивает численные ответы. Этот механизм позволяет писать арабские или графовые числа и создавать уральские фонологические коды.
Как ребенок с разрывом или трудностью вычисляет?
Система расчета принимает представление количества в качестве входных данных, «манипулирует» посредством работы трех компонентов: знаков операций, «числовых фактов» или основных операций и процедур расчета. В стенографическом кодировании числа каждая цифра, в зависимости от ее положения, принимает другое «имя». Лексические механизмы имеют задачу правильного выбора имен цифр для распознавания целого числа. Каждая цифра при наборе номера характеризуется определенной позиционной связью с другими цифрами, образующими число.
- Семантическая механика.
- Условные механизмы.
- Синтаксические механизмы.
Изучение форм необходимо и по некоторым другим причинам.
- Весь мир вокруг состоит из фигур (круг – колесо машины, тарелка, солнце; квадрат – окно, сидение стула и т. д.).
- Подготовка к школе – чем раньше малыш освоит простые знания, тем легче ему будет учиться в школе.
- Изучение форм позволит малышу играть в те игры, которые недоступны деткам, не знающим, что такое круг, квадрат и т. д.
- Изучая геометрические фигуры, ребенок расширяет свой кругозор, тренирует мозг, увеличивает словарный запас.
Ошибки в системах понимания и производства. Локальные ошибки: ошибки, связанные с производством или пониманием одиночных цифр. Ребенок может кодировать отдельные цифры, но не может установить отношения между ними в правильной синтаксической структуре. Подобная ошибка, похоже, скрывает отсутствие обучения или неподтвержденного обучения. Как правило, это ошибки перекодирования между различными арабско-словесными кодами и наоборот. Хотя ребенок может считать орально и письменно в одном из двух кодов и укрепил значение каждого числа, может возникнуть затруднение в перекодировке, то есть в прохождении от слухового стимула или в фонологическом режиме до одного, написанного в арабском режиме, или наоборот, в зависимости от того, какой код лучше всего узнать.
5 правил обучения геометрическим фигурам
Стоит помнить, что вся информация, которая нам кажется элементарной, для детей является новой и часто непонятной. С геометрическими фигурами это правило работает почти всегда. Поэтому, если ребенок путает круг с квадратом и не желает исправляться, будьте терпеливы и не ругайте кроху за промахи.
Другие особенности ребенка с обесцвечиванием или вычислением трудности
Слово «ноль» никогда не произносится, если только вы не должны ссылаться на абсолютную величину «нуль». В то время как оно написано, вместо этого требуется 0 и имеет позиционное значение, равное положению других цифр. Ошибки в расчетной системе. Система чисел работает в памяти как истинная сетевая структура: сумма двух чисел совпадает с их пересечением. Например, у ребенка может не быть различия между зависимостью и умножением: 3 3 = 9; он может ошибочно хранить результаты некоторых операций, и их хранение усиливается каждый раз, когда он производит конкретный ответ на данную операцию. В последующих повторениях операции ребенок будет получать тот же результат в соответствии с типом памяти, который произошел, даже если существует некорректная связь между операцией и неправильным результатом. Сложность устных вычислений, как и в письменных расчетах, может быть связана с перегрузкой информации в памяти ребенка, что не связано с облегчением процедур подсчета. Например, ребенок, которому приходится играть «2 8», несмотря на то, что он изучил самый простой способ начать большее добавление, а затем добавить меньший, все еще помогает незрелые процедуры. Если правила упрощения не освоены, система памяти может затем начать перегрузку информации с большим количеством когнитивных энергий и, в случае сложных задач, с реальным рассогласованием рассогласования. Проблемы с остротой зрения. Если ребенок испытывает трудности с приобретением понятий «справа налево», «снизу вверх» и т.д. По-видимому, столкнется в рамках арифметической операции с большей трудностью в кивках и в следующем процедурного направления в горизонтальном и вертикальном направлениях. Ошибки при применении процедур: ребенок не знает, что делать сначала, когда сталкивается с одной из четырех операций; Ребенок не знает, как вести себя при выполнении этой конкретной операции.
- Ошибки в восстановлении числовых фактов.
- Ошибки в поддержании и извлечении процедур и стратегий.
Для более быстрого и легкого усвоения знаний крохой следуйте простым советам.
- Указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показав чаду книгу, скажите, что она прямоугольная, продемонстрировав блюдце, дайте ему определение «круг».
- Пытайтесь получать обратную связь. Осведомитесь у малыша, к какой категории относится дом, стол, подушка. Посмотрите обучающее видео и попросите ребенка рассказать, что он увидел.
- Используйте игрушки правильных геометрических форм. Купите крохе круглые и треугольные формочки, кубики, мяч.
- Играй те в игры, где требуется знание названий фигур (см. ниже).
- Смотрите видео и мультики, рассказывающие о формах (например, «Беби Эйнштейн»).
Что характеризует это низкая самооценка. Эмоциональные реакции ребенка, когда они ошибаются, являются естественными реакциями на ошибки: он чувствует себя недееспособным, униженным, разочарованным и демотивированным более или менее интенсивно, в зависимости от того, находится ли он в школе, в семье, среди друзей. В частности, в отличие от ребенка с дислексией, диссоциированный ребенок чувствует себя более неадекватным и менее «умным», чем другие сверстники, из-за ложных убеждений, которые существуют, когда дело доходит до математики: Кто хорош в математике, является разумным, особенно если это мужчина!
Игры «Геометрические фигуры» для детей
Это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Суть сортера заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему.
Чтобы планировать индивидуальные, конкретные и откалиброванные реабилитационные вмешательства для каждого ребенка, должна быть проведена действительная клиническая оценка. Функциональная и качественная оценка посредством специальных тестов и стандартизированных тестов служит для описания детского нейропсихологического профиля. Что касается дисквалифицированных детей или трудности с вычислением, существуют диагностические инструменты, которые позволяют оценивать навыки основных когнитивных вычислительных компонентов числа и системы расчета.
Такая игрушка не только учит карапуза быстро различать фигуры разной геометрической формы , но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.
Игры по методике Монтессори
Мария Монтессори, как уже было сказано выше, придавала большое значение геометрическим фигурам в развивающих играх малыша. В ее методике существует несколько способов познакомить ребенка с геометрией в игровой форме. Например:
Предоставляет эволюционный диссонализированный профиль. Эти тесты определяют конкретные трудности, с которыми приходится иметь дело, а также предлагают инструменты для индивидуальной реабилитации детей. Интервенция должна быть постепенной: когда для решения сложной задачи требуется больше правил, необходимо разбить эту задачу на элементарные единицы. Таким образом, каждая элементарная единица может рассматриваться как деятельность, выполняемая до ее приобретения, прежде чем она будет связана с другими.
В рамках модульной архитектуры умственных функций существует расстройство компонентов арифметической функции. Достаточные Обстоятельные условия для обучения математическим способностям: - Ментальные концепции подходящей обработки - Соответствующие ресурсы среды. Начало Критический возраст: от 4, 5 до 5, 5 лет. В школе есть трудности в математике, когда ребенок отстает от своих спутников своего возраста. Было бы целесообразно вмешаться своевременно, уже в 1-м классе, чтобы избежать ошибок ребенка.
- Положите фигуры в непрозрачный пакет или сумку. Пусть малыш поочередно берет по одной игрушке и, не доставая ее, определяет, какой она формы.
- Для более старшего ребенка можно придумать такое задание: скажите слово-определение, например, «катаются». Малыш должен назвать формы, которые обладают этим свойством.
- Можно предложить крохе назвать все формы с уголками или без уголков, с гранями или без.
- Творческий вариант игры с фигурами. Попросите ребенка пофантазировать и сказать, на что похож круг, квадрат, треугольник.
В методике Монтессори существует специальное приспособление, именуемое «Рамки и вкладыши». Это своеобразный аналог сортера, о котором мы говорили выше.
Учителя или родители иногда находят проблему поздно, также потому, что ребенок применяет различные стратегии замещения, чтобы получить псевдорешение своих трудностей. Конкретные нарушения обучения. Специфические нарушения обучения - это термин общего характера, который относится к гетерогенной группе расстройств, которые проявляют себя со значительными трудностями в приобретении и использовании навыков устного языка, лингвистического выражения, чтения, письма, рассуждения или математики.
Эти расстройства присущи индивидууму, предположительно связанному с дисфункцией центральной нервной системы, и могут присутствовать на протяжении всей жизни. Проблемы с саморегуляцией поведения, восприятия и социального взаимодействия могут быть связаны с расстройством обучения, но сами по себе не влияют на способность к обучению.
Рисунки и трафареты
Если вашему чаду нравится рисовать, то используйте это для того, чтобы научить его различать фигуры. Вместе нарисуйте домик. Проговорите все детали: Окна квадратные, крыша – треугольник и т. д.
Также можно предложить ребенку трафареты. Их можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги или приобрести готовые.
Обводя ту или иную фигуру, малыш будет учиться рисовать их («набивать руку»), а ваши комментарии (это круг, это треугольник) помогут чаду быстрее запомнить их названия.
Карточки Домана
Метод Домана очень популярен среди родителей, интересующихся ранним развитием своего ребенка. Он подразумевает использование наглядных карточек для лучшего усвоения малышом полученных знаний. У Домана есть отдельный набор карточек, посвященный геометрическим фигурам. Его можно купить или скачать в Интернете (там же можно найти видео о данной методике).
Литература и дидактический материал
Ниже приведены наиболее популярные и действенные методики и материалы для ознакомления детей с геометрическими формами.
- «Школа Семи Гномов»
В цикле книжек для раннего развития детей «Школа Семи Гномов» имеются две, посвященные формам: «Квадратик и Кружок» (для детей от рождения и до года), «Форма. Цвет» (для детей от 1 года до 2 лет). В книгах крупно и наглядно представлены основные фигуры.
Очень удобный и яркий способ познакомить ребенка с формами. Мозаика изготовлена из безопасного мягкого материала. Малышу будет интересно рассматривать ее детали и собирать из них картинки.
- Раскраски
Таких книжек-обучалок на современном рынке очень много. Можно выделить «Умную раскраску. Смешарики» с любимыми детьми героями из одноименного мультфильма.
- Наклейки
Многоразовые наклейки также будут очень полезны в период обучения ребенка «геометрии для самых маленьких». Такие наклейки можно клеить куда угодно! В ванную, в детскую комнату, на кухню. Предложите крохе игру: в окружающей обстановке нужно найти предметы того или иного вида.
Мультики о геометрических фигурах
Заключение
Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Проявите фантазию, придумайте свои игры и задания для чада, показывайте интересные видео, и он ответит вам любовью и благодарностью.
Математическое задание - Геометрические фигуры для детей 3-4 лет "Раскраска" направлено на развитие математических представлений ребенка и являются ведущими в обучении малышей дошкольного возраста . К 4 годам ребенок должен уметь различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, овал, а также все основные цвета.
Геометрические фигуры для детей 3-4 лет - Условия заданий:
Здесь вы можете скачать геометрические фигуры для детей 3-4 лет в виде развивающих заданий-раскрасок. Распечатайте скачанный файл на черно-белом принтере и дайте ребенку для раскрашивания, предварительно прочитав ему условия, которым нужно следовать:
- Первое задание: Закрась все круги синим цветом. Посчитай, сколько их?
- Второе задание: Раскрась все треугольники оранжевым цветом. Сколько их?
- Третье задание: Закрась квадраты красным цветом, а прямоугольники - желтым. Сколько получилось квадратов? А сколько прямоугольников? Чего больше?
- Четвертое задание: Раскрась овалы зеленым цветом . Сколько получилось овалов?
Скачать геометрические фигуры для детей 3-4 лет (бланк с заданиями) в оригинальном размере (для распечатки на компьютере) вы можете во вложениях внизу страницы.
Задания являются авторской разработкой детского портала "Чудо-Юдо". Копирование и перепубликация задания на других сайтах или в печатных изданиях запрещена законом об авторских правах.
Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Задачи:
— развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении фигур, воспроизводить их;
— развивать внимание и память;
— воспитывать целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение действовать сообща.
Ход занятия
Дети заходят в комнату, перед ними на полу выложена дорожка из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путь по волшебной дорожке из геометрических фигур, в страну, где живут фигуры и все вокруг состоит из них.
Дети садятся за столы, пройдя по дорожке.
Воспитатель: Вы попали в страну, жители которой приготовили вам несколько заданий, выполнив которые, вы вновь попадете домой. Вы готовы? (На доске перед детьми изображения человечков, на рубашках, которых геометрические фигуры, а также картинки из фигур.)
Дети: Да!
Воспитатель: Первое задание — фигур в стране очень много, а вы назовете и покажете только те, с которыми вы знакомы. (Демонстрация воспитателем цветных круга, квадрата, треугольника) А теперь, покажите мне точно такие же и того же цвета. (Дети работают с раздаточным материалом).Молодцы, верно! Скажите мне, а чем отличается от других фигур круг, что он умеет делать, а другие фигуры нет?
Дети: Круг можно покатить, у него нет уголков, как у круга и квадрата.
Воспитатель: Верно, а еще одно свойство круга вы узнаете, выкладывая фигуры из палочек. Но, прежде чем приступить к работе с палочками, давайте разогреем и оживим ваши пальчики.
Наши пальчики бежали,
По дорожке вверх скакали,
Мы немножко отдохнем,
Дружно палочки возьмем.
Дети выкладывают геометрические фигуры из счетных палочек и испытывают затруднения при выкладывании круга.
Воспитатель: Можно ли выложить круг из палочек?
Дети: Нет! А квадрат и треугольник можно.
Воспитатель: Да. Ребята, мы с вами в волшебной стране, то выложите не просто фигуры, а изображение какого-либо предмета, к примеру, домика, и назовите фигуры, которые вы использовали для его строительства.
Дети: Крыша – треугольник, дом – квадрат.
Воспитатель: Правильно. А теперь, внимание! Не только увидев, мы сможем назвать, но даже потрогав, мы сможем узнать. Одно из заданий жителей страны фигур, игра в «Чудесный мешочек». Проводиться дидактическая игра с плоскими геометрическими фигурами, которые дети называют, узнавая на ощупь, опуская руку в мешочек.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. А сейчас, жители предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Каждая фигура живет в своем домике, и с наступлением вечера возвращается в тот дом на двери которого изображена соответствующая фигура. Вы тоже должны найти свой домик, а фигура, которая у вас в руке, подскажет вам кто, где живет. Играем два раза.
На полу в обручах лежат геометрические фигуры, дети в руках держат такие же из цветного картона. По команде воспитателя «день», они прыгают, ходят, изображают разные виды деятельности. По команде «ночь», занимают места в круге, в соответствии с фигурой в руке. После игры сели на стулья за столы.
Воспитатель: Уже наступает весна, все становится ярким, красочным и поэтому, следующим заданием у вас будет оживление фигур цветом. На карточки трафареты вам нужно положить те же самые фигуры, но только цветные. (Дети работают с раздаточным материалом.) Молодцы! Выполнили! Наше путешествие закончилось, с заданиями жителей волшебной страны вы справились, дорожка расколдована, вы можете вернуться обратно домой!
Приложение:
Турлевская Оксана Анатольевна, воспитатель МАДОУ №1 «Аленушка»,
г. Асино, Томская область, Россия.
ирина лупанова
Конспект занятия во второй младшей группе по Фжмп «Геометрические фигуры. Закрепление»
Конспект занятия по ф . э. м. п.
Тема : «Геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, шар,куб. Закрепление .»
Цель : совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник, куб, шар.
Задачи : закрепить знания и умения в определении фигуры в дидактических играх : «Найди лишнюю фигуру » , «Построим фигуру » , «Чудесный мешочек» , повторить основные цвета .
Материалы и оборудование : разноцветные геометрические фигуры разного размера и цвета, палочки (4 красного и 3 зелёного цветов,верёвочки, кубы и шары в мешочке.
1. Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы с вами будем играть с разными геометрическими фигурами . Давайте их вспомним.
Пальчиковая игра «Фигуры » .
В предметах прячутся фигуры :
В столе- квадрат,
А в крыше- треугольник,
В огурчике- овал,
В окне- прямоугольник,
А тарелку мы возьмём
И сразу круг мы в ней найдём.
На каждую строчку ребята загибают по одному пальчику.
2. Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру »
Ребята, сейчас я буду поочерёдно показывать карточки с изображением разных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника) - по 3 карточки, вам нужно определить, какая фигура лишняя и почему .
2 круга и квадрат;
2 красных квадрата и один синий;
2 маленьких круга и один большой;
2 треугольника и квадрат;
2 квадрата и один треугольник;
2 маленьких треугольника и один большой;
Чем отличаются данные фигуры ?
Чем похожи фигуры ?
3. Дидактическая игра «Построим фигуру »
У каждого из вас на столике 4 красные и 3 зелёные палочки, верёвочка. Составьте из красных палочек квадрат. Покажите его стороны.
Составьте из верёвочки круг, обведите его пальчиком.
Составьте из зелёных палочек треугольник, покажите его стороны и углы.
4. Подвижно- дидактическая игра «Найди фигуру »
На полу лежат карточки с изображение фигур . По команде ребятам нужно взять именно ту фигуру , которую назвал воспитатель. Нужно поднять карточку над головой и показать всем.
Игра выполняется 3 раза.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» .
«Я- чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
В этом мешочке лежат большие и маленькие кубы, шары разных цветов. Ребятам нужно на ощупь определить объёмную геометрическую фигуру , достать её и назвать, какого она цвета.
6. Рефлексия. Подведение итога.
Публикации по теме:
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» для второй младшей группы. Цель: формировать у детей 3-4 способность подбирать геометрические.
Цель проекта: формировать у детей представления о геометрических фигурах (круг, квадрат). Задачи: Формирование опыта знаний.
Конспект ООД по ФЭМП во второй младшей группе «Геометрические фигуры» Тема: «Геометрические фигуры» Целевые ориентиры: ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Геометрические фигуры» Тема: «Геометрические фигуры». ИОО: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Виды деятельности: игровая,.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ФЭМП) «Геометрические фигуры» в старшей группе ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ Рыгун Елена Владимировна. Непосредственно - образовательная деятельность: «Путешествие в страну Геометрию».
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе "Геометрические фигуры" Цель: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры:.
Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Закрепление понятия «один» Конспект занятия по математическому и сенсорному развитию во второй младшей группе №2 на тему: «Закрепление понятия «один, много».
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (об эталонах формы): круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Продолжить работу по формированию умения соотносить форму изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
- Развивать восприятие, воображение, произвольное внимание, память, речь (говорить простыми предложениями).
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Методы и приёмы руководства: вопросы, обследование, сравнение, эффективное поощрение.
Демонстрационный материал: указка, геометрические фигуры, магнитная доска, мягкая игрушка медведя, корзинка небольшого размера.
Раздаточный материал: небольшие карточки с изображением предметов разной формы: круглой (часы, яблоко, футбольный мяч и др.), овальной, квадратной, прямоугольной, треугольной.
Предварительная работа: дидактическая игра "Кто где спит"; аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков"; индивидуальная работа по закреплению приёмов обследования формы (обведение пальцем контура фигуры)
Ход занятия
По завершении хороводной игры обращаю внимание детей на мягкую игрушку-Медведя, которая сидит на детском стульчике у стола воспитателя и держит корзинку (в ней лежат геометрические фигуры):
В:- Ребятки, посмотрите, к нам Мишка пришёл! Здравствуй, Мишка! За Мишку говорю сама, изменяя голос.
М (радостно): - Да, я к вам в гости пришёл и принёс угощенье - вкусное печенье. Угощайтесь! Беру корзину:
В: - Спасибо тебе, Мишка! (заглядываем в неё). Дети смеются: "Это же не печенье! Ты что, Мишка, не знаешь?"
М (огорчённо): - Нет, не знаю.
В: - Что же делать, ребятки?! Кто же Мишке поможет, расскажет, как называют такие фигуры? (Мы поможем! Я знаю! Я хочу рассказать!)
В: - Чтобы Мишка всё понял и запомнил, надо ему рассказать про каждую фигуру всё по порядку. Садитесь на стульчики. (Дети садятся. Стулья стоят полукругом)
Беру из корзинки все фигуры и первым показываю детям круг:
В : - Как зовут эту фигуру? (Круг). А как вы узнали? (Нет уголков; похож на тарелочку, на колесо). Приготовьте свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. Дети рисуют в воздухе, а я обвожу фигуру по краю:
В: - Пальчик бежит и нигде не останавливается. Иди, Алёша, скажи Мишке, как называют такую фигуру. Ребёнок подходит к Мишке и говорит: "Мишка, это круг, у него нет уголков. Он похож на колесо". На столах лежат разные картинки. Найдите такую картинку, на которой нарисован предмет круглой формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Прикрепляю фигуру на магнитную доску или это может сделать ребёнок. Следующим беру квадрат:
В: - А как называют такую фигуру? (Квадрат). Как узнали, что квадрат? (У него есть углы, похож на кубик). Правильно. Покажите Мишке как квадрат рисовать. Дети также рисуют в воздухе пальчиком, а я обвожу стороны квадрата:
В: - Бежит пальчик, повернул и в другую сторону побежал, опять повернул и дальше бежит и т.д. Кто хочет повторить Мишке, как называют такую фигуру? Иди, Даша, скажи. Девочка подходит к Мишке и говорит: "Мишка, это квадрат, он похож на кубик. Ещё у него углы есть". Идите, выберите картинку, на которой предмет квадратной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Прикрепляю фигурку на магнитную доску рядом с кругом. Дальше беру овал:
В: - А вот эту фигуру называют...
М (перебивает): Я знаю, я запомнил! Это - круг! (Дети смеются)
В: - Нет, это не круг, хотя очень похож. Он похож на вытянутый круг, а называют его...овал (дети отвечают полилогом) . Нарисуем? (Рисуют).
В: - Саша, скажи Мишке ещё раз, как зовут эту фигуру? (Овал, он похож на вытянутый круг) . Идите, выберите картинку, на которой предмет овальной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру овала прикрепляю на доску в ряд с другими.
Показываю следующую фигуру - треугольник:
В: - Как называют такую фигуру? (Треугольник ). Как узнали? (Три угла, похож на крышу дома). А как узнали, что три угла? Посчитали. Иди, Данил, повтори для Мишки. (Треугольник. У него три угла, на крышу похож). Найдите картинку, на которой предмет треугольной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру треугольника также прикрепляю на доску в ряд с другими.
Последним показываю прямоугольник:
В: - А вот такая фигура как называется? (Прямоугольник) . Как можно узнать прямоугольник? (Похож на кирпичик, тоже углы есть, квадрат растянуть и получится прямоугольник). Найдите картинку, на которой нарисован предмет прямоугольной формы. Дети выбирают, приносят картинку и показывают Мишке, мне и кладут в корзину. Фигуру прямоугольника прикрепляю на доску в ряд с другими.
В: - С какими фигурами мы сегодня познакомили Мишку? Дети перечисляют, а я указываю на каждую (на магнитной доске) последовательно.
В: - Вот теперь, Мишка, ты знаешь, как называют каждую фигуру?!
М: - Спасибо, ребятки, что научили меня. Теперь я и медвежатам расскажу и покажу картинки.
В: - Иди к медвежатам, а нам гулять пора!
Конспект НОД
во 2-ой младшей группы
Тема: «Геометрические фигуры»
Выполнила: Усенко О.А.
Цель : Формирование элементарных математических представление у детей второй младшей группы.
Задачи:
Учить детей различать и называть геометрические фигуры: круг,квадрат, треугольник
Закреплять знания основных цветов: красный, желтый, зелёный
Развивать восприятие, воображение, произвольное внимание
Воспитывать чувство взаимопомощи
Демонстрационный материал: геометрические фигуры (желтый круг, красный квадрат, зелёный треугольник); кукла Машенька, мешочек; три обруча; иллюстрации к сказке «Три медведя»; игрушки- собачка, кошка и петушок, музыкальное сопровождение, домик, дорожка.
Раздаточный материал : круг, квадрат, треугольник.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «назови предмет»; индивидуальная работа по закреплению приемов обследования формы (обследование пальцем контура фигуры); чтение сказки «Три медведя».
Ход занятия
Воспитатель (стучит в дверь и заносит куклу, сажает на стол). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы рассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Маша?
Дети: «Три медведя».
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, правильно Маша поступила, когда ушла из дома одна? Можно уходить из дома одному?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему, как вы думаете?
Дети: Можно заблудиться, потеряться.
Воспитатель: Дети, вы хотите помочь Маше найти дорогу домой, чтобы она вернулась к маме и папе.
Воспитатель: Ребята надо у Маши узнать, где она живет? Маша, где ты живешь? (наклониться к кукле).
Воспитатель: Маша говорит, что она живёт в большом доме. К её домику ведёт Дорожка. Но чтобы не заблудиться и не попасть в дом утрём медведям, запомните: возле её домика Дорожка широкая и в доме у неё живут животные- кошка, собака и петушок.
Воспитатель: А вы знаете, ребята Маша нам принесла чудесный мешочек, в нем лежат геометрические фигуры, но Маша ничего про них не знает. Давайте расскажем ей.
Воспитатель: (показывает детям квадрат) Как называется это фигура?
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Какого цвета квадрат? (Красного).
В. Приготовьте свои пальчики, будем рисовать квадрат в воздухе. Бежит пальчик, повернул и в другую сторону побежал, опять повернул и дальше бежит. Воспитатель обводит стороны квадрата (задерживаясь на углах).
Можно ли его покатить как колесо? (показываю как катить квадрат)
Дети: Нет.
Воспитатель: У квадрат есть углы, потрогайте их. Углы какие?
Дети: Острые.
Воспитатель: А как вы думаете, острые углы это опасно?
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно пораниться.
В. На что похож квадрат?
Дети: На кубик, книжку, окно, подушку.
Воспитатель: (показывает детям круг). Какая это фигура?
Дети: Круг.
В. Какого цвета круг?
Дети: Желтого.
В. Приготовьте свои пальчики, будем рисовать круг в воздухе. (я обвожу фигуру по краю). Пальчик бежит и нигде не останавливается.
Воспитатель: Круг может катиться? (Да, может). Почему? (Нет углов).
Воспитатель: Предлагаю вспомнить и назвать предметы похожие на круг.
Дети: солнышко, колесо,часы, блины, мяч.
Воспитатель: А что это за фигура? Какого она цвета?
Дети: Треугольник. Зеленого цвета.
Воспитатель: Попробуем покатить треугольник. Не катится? Почему?
Дети: Мешают углы.
Воспитатель: Чем похож треугольник и квадрат?
Дети: У них есть углы.
Воспитатель:На что похож треугольник? (крыша дома, елка, косынка)
Молодцы ребята, а сейчас давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Встали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг,
Дружно сделали прыжок.
Над головкой хлопок,
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идём по кругу
Улыбаемся друг другу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь подойдите к столикам, посмотрите на тарелочках лежат геометрические фигуры. Какие фигуры?
Дети: Квадрат, круг и треугольник.
Воспитатель: Давайте вспомним,как называются фигуры из которых строится домик.
Дети называют геометрические фигуры, которые показывает воспитатель.
Воспитатель: Давайте из этих фигур выложим для Машеньки домик.
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились. Я вам предлагаю поиграть в игру « Найди свой домик».
Воспитатель:(кладёт на ковёр три обруча: в один обруч кладёт круг, в другой- квадрат, в третий- треугольник, раздаёт кружки, квадратики и треугольник). Обручи- ваши домики; у кого в руке круг, у тех домик- обруч с кругом, обруч с квадратиком- это дом тех, у кого в руках квадрат, а обруч с треугольником- это дом тех, у кого в руках- треугольник. Пока звучит музыка вы гуляете, как только музыка пестреют звучать, каждый бежит в свой домик.
В. Ребята Машеньке пора возвращаться домой, давайте проводим её, я видела дорожку она приведёт к Машиному домику. Вот и домик. Посмотрите ребята, собачка, кошечка и петушок ждут Машеньку.
Воспитатель: Маша благодарит детей: Спасибо вам ребята, помогли вы мне дойти до дома. До свидания.
Воспитатель: Кто приходил к нам в гости? (Маша)
Давайте вспомним с какими фигурами мы сегодня познакомили Машу?
Воспитатель: Ребята, вы просто сегодня молодцы, вы очень старались, вы активно и правильно отвечали на вопросы, помогли Машеньке найти дорогу домой.
На это наше занятие закончилось, всем большое спасибо.