Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе на тему: «Путешествие в царство Математики»
Цель: развитие элементарных математических представлений.Задачи: закрепить знание детей о последовательнос ти дней недели;
- закрепить прямой и обратный счет в пределах 10;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел устно;
- формулировать навыки ориентировки в окружающем пространстве;
Развивать мыслительные операции, зрительное восприятие и память, способствовать развитию логического мышления, внимания,
-воспитывать усидчивость, умение слушать.
Оборудование: костюм для воспитателя, паровоз, вагончики, фланелеграф, счётный материал (ёжики, яблоки); листок бумаги, геометрические фигуры, клей (для каждого ребёнка); раскраски для каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: — Дети, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся с вами в путешествие, и я буду не Светлана Александровна, а царица всех наук – Математика. Я хочу пригласить вас к себе в царство, где нас ждут занимательные игры, интересные задания, задачки. Но на чём мы отправимся – секрет. Вы должны сами построить наше транспортное средство ответив на вопросы. Готовы?
- Сколько пальцев на левой руке? А на правой руке? (дети получают паровоз)
- Сколько глаз у светофора? (дети получают первый вагон)
- Сколько хвостов у двух котов ? (дети получают второй вагон)
- Сколько раз в году бывает день рождения? (дети получают третий вагон)
- Сколько ушей у двух мышей? (дети получают четвёртый вагон)
Воспитатель: Молодцы! Так на чём мы отправимся в путешествие? (на поезде) Усаживаемся, поехали! Наша первая остановка в моём царстве «Графство Недельное», здесь жители для вас подобрали вопросы, очень интересные. Если вы ответите, жители графства для вас приготовили сюрприз. Слушайте внимательно:
1. Какой сегодня день недели?
2. Сколько всего дней в неделе?
3. Какой день идёт после четверга?
4. Какой день идёт перед средой?
5. Как называется пятый день недели?
6. Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?
7. Как называются «выходные» дни недели?
Воспитатель: Молодцы! Для вас сюрприз – цветочки. Наше путешествие продолжается, усаживаемся и поехали! Наша следующая остановка «Графство Считалкино». В этом графстве все жители любят считать. Дети, а вы любите считать?
Посмотрите на фланелеграф и скажите, что вы там видите? (ответы детей)
Правильно, на фланелеграфе ёжики. Пожалуйста, посчитайте и скажите сколько ёжиков? (10). Правильно10.
А теперь угостим ёжиков яблоками.
— Сколько яблок? – (9).
— Какое число больше 10 или 9? – (10)
— На сколько? – (на 1)
— Что нужно сделать, чтобы ёжиков и яблок стало поровну? Правильно, добавить одно яблоко.
Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились, для вас билетики для поездки до следующей станции. И мы отправляемся в «Графство Отдыхай-ка», мы немножко отдохнём и отправимся дальше.
Физминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)
Воспитатель: Наше путешествие продолжается (садимся и поехали). Наша остановка «Графство Фигурное». Здесь вам предлагают выполнить интересное задание (перед детьми лежат листочки, геометрические фигуры и клей). Если вы выполните правильно, то на память получите подарок.
Воспитатель: в правый верхний угол положите и приклейте круг, в левый верхний угол – овал, внизу в середине приклейте прямоугольник, сверху на прямоугольнике приклейте треугольник, в середине прямоугольника – квадрат.
Воспитатель: Что у вас получилось? (дом). Молодцы! Вы правильно выполнили задание и жители дарят вам домики в подарок. А наше путешествие продолжается и мы с вами добрались до последней станции моего царства — «Графство Задачкино». Готовы?
1. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,
На пенек потом он сел и еще морковку съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка? (5)
2. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.
Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало? (6)
3. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди? (5)
4. На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? (3)
5. Четыре спелых груши
На веточке качались
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)
Воспитатель: Какие вы молодцы вы со всеми заданиями справились, вы стали настоящими математиками, но наше путешествие заканчивается и нам нужно возвращаться в детский садик.
Итог занятия:
— Дети, вам понравилось в моём царстве?
— Какое задание понравилось выполнять?
— Какие задания были для вас трудными?
Царевна Математики вами очень довольна и для вас приготовила интересные задания — раскраски, которые вы выполните дома вместе с родителями.
Закрепляющее и развивающее занятие для детей старшей группы детского сада.
Занятие предназначено воспитателям детских садов, работающих по программе Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Необычное путешествие».
Цели:
закрепление
Названий геометрических фигур;
Цифрового ряда до 7;
Знания цифр;
Счет и отсчет в пределах 7;
Навыков решения простейших задач;
развитие
Внимания, наблюдательности, сообразительности и логики;
Навыков использования заменителей;
Навыков выделения признака;
Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, плакаты с изображением животных из геометрических фигур, плакат с двумя рисунками (найти отличия), иллюстрации к заданию «Назови противоположное слово»), атрибуты для игры «Гаражи», игра «Зверюшки на дорожках», магнитные цифры, магнитная доска.
Ход занятия:
Ребята, много интересного и необычного мы встречаем на наших занятиях. Сегодня мы отправимся с вами в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется…
Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к первой «станции».
Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических Фигур.
В этом городе живут удивительные жители. Чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки:
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья? (круг)
2. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…(квадрат)
3. Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если станешь по углам
То скорей подскочишь сам. (треугольник)
4. Я, как круг, почти как он,
Но приплюснут с двух сторон. (овал)
5. У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.
Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.
Игра «На что похожа фигура»
Вы знаете, ребята, что из геометрических фигур можно построить много интересного. Посмотрите на плакат и скажите, из каких геометрических фигур построены эти рисунки?
Разбор рисунка из геометрических фигур.
Дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции».
Мы попали в Город Цифр. А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим.
Загадки (читаются в произвольном порядке. При отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):
Цифра вроде буквы О,
Но не значит ничего. (0)
У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домиков зайцев сидит? (1)
На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)
Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)
Я рисую кошкин дом
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4)
У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек
Сколько было в них лягушек? (5)
Потеряла крольчиха крольчат.
А крольчата лежат и молчат.
Один - за ветлой,
Два - за метлой,
Один - под листом,
Двое - под кустом.
Как детей поскорее найти
Их у мамы чуть больше 5? (6)
Сколько нот и дней недели
И у радуги цветов?
И, надеюсь, дать названье
Этой цифре ты готов! (7)
Молодцы! А теперь посмотрите, правильно ли стоят наши цифры? (нет)
Кто может их поставить правильно?
Дети выкладывают числовой ряд (0-7)
Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.
Игра «Цифра потерялась» (на карточках по две цифры с пропуском между ними. Вариант игры «Соседи»).
Молодцы! Все правильно вставили цифры. Давайте теперь поиграем в игру.
Физкультминутка «Гаражи и машины»
Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 7. Детям раздаются карточки с кругами 1-7. Ребенок должен посчитать круги на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству кругов. Игра проводится несколько раз со сменой карточек.
Ребята, пока мы с вами играли, мы приблизились еще к одному городу.
А называется он Город Ошибок.
Его так назвали, потому что его жителей и гостей поджидают очень хитрые и, порой, сложные вопросы. Нужно быть очень внимательным и не отвлекаться.
И первого, кого мы с вами встретили, оказался художник. Он хотел нарисовать две одинаковые картины, но что- то напутал. Давайте ему поможем.
Нахождение отличий в двух рисунках.
Художник вас благодарит и решил подарить вам свои картины. Они с секретом.
В каждой из них спрятались противоположные по значению слова.
Попробуйте их найти.
Игра «Назови противоположное слово».
Молодцы! Теперь мы можем вернуться домой. Но по дороге мы поможем зверятам, которые никак не могут построиться на дорожке. Давайте им поможем.
Игра «Зверюшки на дорожках»
(Дети должны заменить геометрические фигуры на изображение зверят согласно схематической карте.)
Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)
Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.
Расшифровка понятия
ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.
Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".
Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа
Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:
- Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
- Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
- Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
- и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
- Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").
Требования к занятиям
Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.
Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.
Дидактический материал
Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.
Это могут быть:
- объемные цифры и карточки с их изображением;
- таблицы с различным количеством предметов;
- мелкие игрушки, бочонки, палочки, геометрические фигуры для счета;
- полоски различной длины и ширины;
- картинки с изображением разных времен года, частей суток;
- игры на ориентацию в пространстве: карты, лабиринты, схемы помещений;
- занимательные кубы, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, змейки Рубика;
- числовые и геометрические лото, домино;
- настольные игры "Числовые домики", "Собери картинку" и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.
Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.
ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий
Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.
Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.
При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.
Интегрированное занятие
Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.
Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.
Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.
Нестандартные формы занятий
Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:
- занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
- занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
- занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
- занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
- занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.
Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.
Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе
Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:
- Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
- Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
- Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
- Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
- Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
- Организация самостоятельной деятельности детей.
- Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
- Подведение итогов.
Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.
Программные задачи: повторить предыдущие и последующие числа в пределах 8; научить детей определять время; закрепить данное умение в игре; развивать логическое мышление в игре «время»; формировать умение взаимодействовать в группе сверстников.
Материал: часы механические, электронные, песочные, модель демонстрационных часов, карточки для работы в парах.
Тихо сядьте за столы.
Отгадайте загадки:
1.Когда петушок всех раньше встает голосисто поет,
Солнышко встать зовет. (утро)
2.Стало за окном темнеть
Птицы стали тише петь
Убирать игрушки нужно
Мама всех зовет на ужин
Когда это бывает?
3.Звезды на небе зажглись
Спать ребята улеглись
Вечер, день умчались прочь
Им пришла на смену ночь.
4. Солнце в небе ярко светит на прогулку вышли дети.
— Молодцы, правильно отгадали и мы теперь знаем, когда у нас будет утро, день, ночь, вечер.
— Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Времени. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно выполнит задание.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань по порядку».
(раздаю детям карточки, на которых написаны цифры, предлагаю встать в том порядке, который написан на карточке. Уточняем предыдущее и последующее число.
— Молодцы, ребята. Все правильно справились и получили пропуск в страну Времени. Закрывайте глазки и – раз, два, три…
(выставляю часы)
Загадываю загадку: Мы день не спим,
Мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим.
— Правильно, часы.
— Мы очутились в стране Времени. Ребята, вам знакомы эти предметы?
Для чего они нужны?
— Это песочные часы. Как вы думаете, они работают? (в них сыплется песок и люди по этому узнают время).
— Ребята, песок в них сыплется 5 минут, и время приходиться считать по минутам, поэтому с этими часами людям неудобно и люди придумали механические часы.
— А это электронные часы, которые работают на батарейках.
— Сегодня мы с вами научимся узнавать и показывать время по механическим часам. Подумайте и ответьте, пожалуйста, что в механических часах помогает определить время.
— Конечно цифры и стрелки.
— Длинная стрелка – это минутная, показывает, сколько минут, а коротенькая – часовая, и движется она гораздо медленнее минутной. Пока часовая стрелка проходит от одной цифры к другой, минутная обходит весь круг.
— Как же нам узнать, который час. Оказывается, это совсем не трудно.
— Когда минутная стрелка показывает 12, часовая в это время поможет нам сказать, который час.
— Давайте попробуем определить. (показываю на модели часов разные варианты, а дети отвечают).
— Но бывает и так, что прошел не целый час, а всего половина. В таком случае говорят: половина первого или 30 минут первого.
(показываю)
— Теперь вы поучите меня определять время: вы будете показывать, а я называть. (можно использовать прием ошибки).
Физминутка: «Дни недели».
Понедельник – Зайка рукодельник.
Вторник – Соловей – разбойник.
А за вторником среда – лисоньке еда.
За средой четверг – волк глазами сверг.
За четвергом пятница – колобком прокатится.
А за пятницей суббота – баня у Енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
— Ребята, в стране Времени все события происходят точно по часам. Вот и для вас следующая загадка: по картинкам определить, когда происходят события и подобрать правильное изображение на часах.
(работа в парах)
— Вы вместе определяете какое время изображено на карточке договоритесь: если один из вас будет рисовать стрелки на часах, а второй будет отвечать.
— Ребята, что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось в стране Времени?
Название: Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Как люди измеряют время»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область
В старшей группе детского сада занимаются дети 5-6 лет, у которых в это время активно развивается логическое мышление, фантазия, любознательность. Для успешного обучения в школе в ДОУ предусмотрены так называется предматематические занятия - освоение простейшей математики. Занятия по направлены на развитие познавательной активности детей и систематическую подготовку дошколят к школе, которые реализуются через .
Математика в детском саду призвана совершенствовать интеллектуальные способности и формировать:
- развивать творческое мышление, сообразительность и смекалку;
- обучать логике действий, рассуждений и мыслей;
- стимулировать гибкость мышления.
ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС
Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.
Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП
Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.
Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.
Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий - сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.
Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.
Методы освоения элементарной математики в ДОО
Метод |
Характеристика |
Практический | Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий. |
Игровой |
Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников - ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику. Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:
Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор. |
Словесный | Опирается на диалог с детьми и не является ключевым. Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?). |
Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:
- оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
- учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
- комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
- сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
- методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.
Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:
- преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
- реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
- расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
- помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.
Структура занятия по ФЭМП в старшей группе
Форма традиционного школьного урока утратила свою эффективность в освоении простейших математических знаний и навыков, уступив место наблюдению, дидактическим играм, практической деятельности во всех ее видах. Структура занятия продиктована его программным содержанием и зависит от возраста детей и поставленных задач. Занятия ФЭМП по методике Помораевой в старшей группе предполагает использование нескольких видов деятельности и трех-пяти этапов в ходе реализации главной программной задачи. Части урока равнозначны и тесно взаимосвязаны друг с другом.
Следование строгой структуре занятий позволяет:
- объединять и реализовывать различные программные задачи;
- активизировать не только отдельных детей, но и фронтально всю группу;
- использовать комплект дидактических средств и методов;
- осваивать и закреплять новые знаний, повторять пройденное ранее.
Примерная структура ФЭМП в старшей группе
Первый и второй этапы | Новый материал изучается вначале занятия, когда дети максимально сконцентрированы и готовы к получению новых знаний, а по мере его освоения для закрепления на дальнейших уроках перемещается в другие этапы. На этом этапе воспитатель мотивирует детей к постановке задачи урока, стремится заинтересовать их темой занятия, а после демонстрирует пример применения математического навыка. |
Двигательная пауза | Физкультминутки проводятся после изучения нового материала и помогают восстановить работоспособность дошкольников, нивелировать утомление. Сигналом для проведения активной паузы становится отвлечение, ослабление внимания детей, двигательное беспокойство. Кратковременные физические на занятиях по элементарной математике - это не только упражнения для пальцев рук или глазная гимнастика, но также упражнения для конечностей и туловища (прыжки, наклоны, приседания). Повысить эффективность двигательных пауз можно, если сопровождать их музыкой, песнями или стихотворением. Для закрепления можно во время разминки сочетать простейшие физические и математические упражнения: поднимать правую или левую руку по команде воспитателя; приседать столько раз, сколько покажет педагог; подпрыгнуть на один раз меньше или больше, чем указано на картинке. В качестве физкультминутки можно использовать дидактические игры. |
Третий этап | Самостоятельное выполнение заданий на закрепление полученных знаний и установление связи нового материала с уже изученным. |
Четвертый этап | Завершение урока - время дидактических игр, которые помогают применить полученные знания на практике и закрепить пройденное. |
В старшей группе активно используются практические занятия ФЭМП в форме дидактических упражнений, которые через использование раздаточного и демонстрационного материала позволяет детям получать математические представления. Педагог на таких уроках объясняет, показывает, указывает, демонстрирует образец, оценивает работу. Поскольку в старшем дошкольном возрасте образовательная деятельность мотивируется учебными или практическими задачами, в структуру занятий включают увлекательные упражнения на определение длины или ширины, сравнение форм и цветов, выяснения пространственно-временных отношений. Чтобы стимулировать практическую, предметно-чувственную, познавательную и воспитательную деятельность в упражнения могут включаться различные игровые элементы.
Чаще других в ДОУ используются занятия в форме дидактических упражнений и игр, объединяющие игровые и практические методы. Игры и упражнения на таких занятиях представляют собой отдельные его части, которые последовательно сочетаются.
Наглядность в ФЭМП в старшей группе по ФГОС
Ключевым условием эффективности занятия по ФЭМП в старшей группе является использование методов наглядности, которые при правильном подборе способствуют усвоению знаний, повышая результативность обучения. Дошкольники мыслят конкретно, потому им легче иметь дело с вещами, а уже после со словами, потому в старшей группе принцип наглядности играет большую роль в обучении математики.
Принципы использования наглядного материала:
- Наглядность эффективна только в сочетании со словесным пояснением, выделением сути. Воспитатель направляет наблюдение детей, помогая им освоить форму предметов или счет. Используя наглядный материал дошкольники не углубляют свои знания о шарах, яблоках или ежиках, а учатся абстрагироваться, выделяя форму, цвет или количество предметов.
- Важны рамки использования наглядности: после усвоения способа действия карточки, картинки или фигурки будут отвлекать ребенка, мешать его самостоятельности. После показа образца дети должны выполнять задание, следуя словесным инструкциям.
Воспитателям следует тщательно продумывать место и способ использования наглядности, характер материала, чтобы дошкольники научились самостоятельно применять его для поиска ответа или контроля правильности выполнения. Демонстрационные и дидактические средства разделяются весьма условно, поскольку одни и те же материалы могут применяться и в практических заданиях, и для объяснения нового.
Наглядный материал на занятиях по ФЭМП бывает двух видов:
- Мелкий раздаточный. В качестве наглядного материала используется мелкий раздаточный материал, который получает каждый ребенок, и демонстрационные средства, которые печатаются на магнитной доске или фланелеграфе. Все они должны быть понятен и привлекательны внешне, чтобы вызвать интерес у детей, спровоцировать взаимодействие логического и чувственного мышления. Воспитателям важно помнить о наличии запасного материала, чтобы демонстрационные и раздаточные средства были на занятиях в достаточном для каждого воспитанника количестве.
- Демонстрационный и дидактический. Дидактическим материалом в детском саду на занятиях по ФЭМП выступают счетные палочки, карточки, мелкие игрушки, объемные цифры, лабиринты, карты, геометрические лото, домино, занимательные кубики, геометрические фигуры для счета, таблицы, карточки с изображениями предметов или времен года, настольные игры и многое другое. Для изучения величин (толщины, ширины, высоты и длины) применяются предметы разных размеров; пространственные отношения помогают освоить наборы дидактических пособий; со временем как нельзя лучше знакомит календарь или макет часов, градуированные пробирки или банки демонстрируют разницу глубины и объема.
При этом важно, чтобы размер раздаточного материала позволял каждому воспитаннику свободно размещать его на столе, не мешая другим. Демонстрационный материал показывается фронтально, потому должен быть значительно крупнее и больше. Чтобы обеспечить одну старшую группу для занятий по ФЭМП, потребуется 25 комплектов раздаточного и один-два комплекта демонстрационного материала.
В работе со старшими дошкольниками преподаватели используют наглядные пособия, которые моделируют математические понятия и развивают дедуктивное мышление. Используется фланелеграф или иное полотно размером 60х30 см со специальными полосками для раскладывания карточек и изображений. Могут использоваться музыкальные инструменты и любые предметы, издающие звуки, которые помогут в установлении мощности на слух (ложки, бубны, барабаны, часы и даже капли воды). Информационные технологии - презентации и таблицы - служат одной из форм наглядности, которая способствует развитию умственных способностей у дошколят.
Альтернативой наглядному становится занимательный математический материал, который отличается разнообразием и системностью использования. Задания предполагают нарастающую сложность упражнений и игр, чтобы в процессе их выполнения создавались условия для самостоятельных поисков и использовались методы прямого обучения. Занимательный материал комплексно воздействует на развитие математических способностей воспитанников, положительно влияя на целеустремленность, логическое мышление, пространственное воображение, умение находить способы действий для решения познавательных и практических задач. Для этих целей в детском саду могут задействованы следующие виды занимательного материала:
- Игрушки-головоломки - «Пирамидка», «Змейка» Рубика, «Уникуб» и прочие, которые состоят их складывающихся или вращающихся объемных геометрических фигур.
- Геометрические конструкторы - «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», где из плоских геометрических фигур по замыслу или образцу нужно сложить сюжетное изображение.
- Логические упражнения, задачи на поиск недостающей фигуры или нахождение признаков схожести/отличий, распознавание частей в целом или восстановление целого из частей.
- Лабиринты - упражнения, которые требуют мыслительного и зрительного анализа для поиска кратчайшего пути от точки к точке.
Игровые комплексы в усвоении элементарных математических познаний
Методика Помораевой и Позиной по проведению доказала, что основополагающее значение в получении простейших математических познаний имеют игровые комплексы, повышающие эффективность и способствующие освоению детьми знаний в полном объеме, развивая мышление, логику и память. Занятия в традиционной форме провоцируют быструю утомляемость детей и развитие гиподинамии, потому активные формы обучения и игровая деятельность являются эффективной альтернативой привычных уроков. Игровые комплексы способствуют развитию внимания и сообразительности (через головоломки и задачи-шутки), логического мышления (через рассуждения над ходом решения задания), самостоятельности и памяти.
Примеры практического применения игровой деятельности:
- Освоение понятий равенства и неравенства - дидактические игры «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей», с помощью которых дети учатся выполнять операции с цифрами в пределах 10 и пояснять свои действия.
- Развитие памяти и мышления - игры «Какая игрушка пропала?» и «Составь цифру».
- Изучение дней недели и их названий - наблюдение, в ходе которого дети обозначают разноцветными кружочками каждый день, чтобы им проще было уяснить последовательность, для закрепления знаний проводятся игры «Живая неделя» и «Дни недели».
- Знакомство с календарем и месяцами - игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и прочие.
- Навыки ориентирования в пространстве - дидактические упражнения для определения своего положения в пространстве, положения предметов.
- Знакомство с геометрическими фигурами - игра на поиск в окружающих предметах квадратов, треугольников или кругов.
Игровые ситуации в учебном процессе должны соответствовать времени и месту и не быть случайными. Освоив простейшие математические представления, воспитанники смогут перенести знания в нестандартные ситуации. Разновидностью занятий по ФЭМП являются занятия-праздники или уроки-развлечения, которые строятся на развлекательной составляющей, однако выполняют и образовательные задачи. На них стимулируется интеллектуальная активность детей, а соревновательный характер мотивирует их на эффективную работу.
Дидактические пособия по ФЭМП в старшей группе
Для формирования у дошкольников навыков по элементарной математике педагоги дошкольных учреждений используют апробированные дидактические пособия, среди которых свою эффективность доказали логические палочки и блоки X.Кюзенера и 3.Дьенеша, а также планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе авторства И.А.Помораевой и В.А.Позиной.
Логические блоки и палочки - набор из плоских и объемных геометрических тел, где у каждого блока можно выделить свойства (толщина, величина, цвет и форма). Для работы с блоками 3.Дьенеша дети получают карточки с заданием, где символически указана последовательность, в которой нужно составить цепочку из геометрических тел, и закономерность, которую нужно учитывать. С помощью палочек X. Кюзенера, которые называют «цветные числа», можно моделировать числа, составляя из кубиков и параллелепипедов заветные числа, таким образом знакомясь с их составом.
Методические разработки В.А.Позиной и И.А.Помораевой призваны помочь воспитателям не только в разработке тем и задач занятий, но и в реализации поставленных целей. Планы-конспекты занятий, учитывая принципы системности и последовательности, комбинируют и решают все задачи, поставленные перед педагогами программой. На игровых занятиях по методике Помораевой и Позиной используется дидактический материал, проводятся физкультминутки, изучение элементарной математики проходит в увлекательной форме без скучного заучивания, поскольку задания малышам дают сказочные персонажи, волшебники и добрые зверята.
В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе
Занятия по методике Позиной и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.
Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:
Занятия по ФЭМП в старшей группе по методике Помораевой и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях , поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику.
Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:
1. Занятия по ФЭМП в средней группе
2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Спасение Снеговика"