Эссэ «Главное качество учителя-любовь к детям».
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Высказывание В.Ключевского четко передает смысл слова «учитель». Качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.
Любовь к детям
в
педагогике
- это понятие, которое объясняет, какими качествами должен обладать
педагог
и что он способен дать
детям
.
Педагог,
который
любит детей,
может дать им очень много
: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою
любовь
. Он делится с детьми тем, что ему дорого, что обязательно пригодится
детям в жизни
.
В
педагогике
я уже много лет. Но такая
любовь к детям у меня была не сразу
. Мне очень хотелось быть педагогом музыки. И я им стала. Родители и дети
всегда
с интересом и желанием относились к моим начинаниям, поддерживали меня в трудных ситуациях. Они видели, как я общалась с ними, окружала заботой их детей. Я любила и люблю свою работу. Но я думала, что любить можно только своих детей. А оказалось, нет. Каждый мой выпуск детей из школы – это частица моего сердца, с которой я расставалась. Ведь дети мне доверяли и доверяют сейчас то, что порой не
всегда
могут доверить своим родителям. И я поняла, что без этого нет смысла в моей работе.
Педагог
, который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его
любовь порождает ответную любовь детей
. Они могут подойти к тебе и просто поплакать, или что-то рассказать, только тебе. Вы скажете, что это сентиментально, но я хочу быть сентиментальной, могу попросить прощения у
ребёнка, если надо, ведь
я -
педагог
! А
педагог
не может работать без
любви к детям
. Своей
любовью
мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне и его необходимости. И дети потом вспоминают своего
педагога по имени отчеству
, или просто добрым
словом
. Ради таких моментов хочется творить, расширять свои знания, любить детей. Воспитывать детей надо любя. Это мой принцип. Умейте с ними договариваться, уважайте их мнение и их чувства, всё то, что они делают и о чём думают. Не будьте выше их, но будьте
всегда
на высоте в своём поведении,
словах
, знаниях, искренности, своих чувств к ним. Нельзя
детям говорить неправду
, так как доверительных отношений с
ребёнком
у такого педагога не будет.
Для меня каждый
ребёнок – это маленький мир
, со своими проблемами, минусами и плюсами, целостность которого я не имею права нарушать. Но я могу помочь
ребёнку
найти своё место в социуме, быть уверенным в себе, научить любить себя и окружающий мир. Это возможно осуществить через личный контакт, через создание для каждого
ребёнка таких ситуаций
, когда он чувствует себя успешным. Необходимо ставить перед собой и детьми высокие цели, которые могут привести к успеху, к личностному росту как
педагога
, так и
ребёнка
. Вот именно поэтому я и мои ученики постоянно участвуем в различных конкурсах и фестивалях, чтобы поднять свою самооценку и самооценку детей.
Педагог
- это не только профессия, это призвание и талант, в основе которой лежит
любовь к детям
. Он должен обладать терпением, иметь хороший современный багаж знаний, быть творческой личностью, проявлять инициативность.
Педагог
должен быть примером для детей. Иначе
нельзя
: его окружают дети
любознательные
, требующие к себе внимания. Необходимо использовать инновационные методы и приёмы для обогащения внутреннего мира детей и развития их личности, устойчивости к жизненным ситуациям.
Я считаю, что учитель должен личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой. По моему мнению, творческие способности ученика можно развить только тогда, когда сам учитель является творческим и разносторонне развитым человеком.
Я горжусь успехами своих учеников, потому что к победам мы идем вместе. На своих уроках я создаю условия для развития творческих способностей, развиваю у учеников стремление к творческому восприятию знаний. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, понимали и чувствовали, что необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.
Исходя из моих рассуждений можно сказать, что главное качество учителя – это его
у
никальность, ум,
ч
естность,
л
юбовь к детям.
Понятие любви в этике многозначно. Специфическим содержанием понятия являются качества самоотверженности, самоотдачи, духовной близости. Данные характеристики любви так выражены Гегелем: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказываться от сознания самого себя в другом Я и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою» (Словарь по этике. М., 1989, с. 95).
Семантический анализ понятия «любовь» в праязыках, в частности греческом, выделяет понятия: «эрос», «филио» и «агапе», как отражающие разные характеристики понятия, соответствующие телесно-душевно-духовной сущности человека. Эрос – любовь плотская, заземленная, присущая каждому человеческому индивиду как проявление телесного физиологического влечения. Филиос – значит друг. Дружба может быть с человеком, с мудростью (философия), со словом (филология) и т.п. Нравственно-этическая связь отражена понятием «филокалия» (славянск. – добротолюбие) – любовь к красоте. Филио – это уровень душевной любви. Агапе – высший уровень проявления любви – любовь Божественная, которая реализуется только в религиозной жизни человека, в духовной сфере его существования.
Практическая педагогическая этика, суммируя разные определения, разрабатывает понятие в педагогическом плане. Любовь как педагогическое понятие до настоящего времени не описано в научно-педагогических характеристиках. В то же время, ретроспективный анализ показал, что данное понятие выделяется в качестве профессионально-значимого в деятельности выдающихся педагогов.
Наиболее полное и всеобъемлющее определение любви дано в Священном Писании. Понятие определяется через описание ее основных признаков-качеств:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
Не радуется неправде, а радуется истине.
Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает».
(Первое послание апостола Павла коринфянам 13 глава)
Такое определение любви есть педагогическое отражение христианского догмата: Бог есть Любовь. В христианской педагогике человек (и ребенок, и учитель) как образ Божий является носителем Божественной Любви, что проявляется в способности любить Бога-Творца, людей, окружающий мир. Любовь как нравственное качество сопереживания (разделить радость – разделить горе) может быть развито педагогическими средствами (в религиозной педагогике – средствами духовного, в светской – нравственного воспитания).
По характеристикам – это безусловная любовь, независящая от преходящих моментов (как, например, в браке – внешность, возраст, вес, ошибки, в родительской любви – ошибки ребенка, неоправданность родительских ожиданий, плохая успеваемость). Любовь проявляется в помощи не только близким, но и незнакомым людям, больным, бедным и нуждающимся, утешении страдающих, поддержке слабых, несении бремени других, делании добра всем, жертвовании своими удобствами для них, в сочувствии, сострадании, в терпимом, кротком и доброжелательном стиле общения с каждым человеком, независимо от степени его приятности и полезности для нас. Любовь проявляется и в ощущении единства с окружающим миром, исключает зависть, гордость, самость, себялюбие, досаду и гнев на других. Практическая этика, определяя любовь как совокупность абсолютного совершенства – идеальным образцом воспитанного человечества, выделяет ее в качестве ведущей цели воспитания.
В практической этике разработаны вопросы организации нравственного взаимодействия в рамках воспитательной системы. Любовь – это фундамент воспитания, на котором складываются надежные взаимоотношения с детьми. Ибо воспитанность предполагает не формальное знание ребенком правил поведения, но определенный уровень развития нравственных чувств. И если формальное «знание надмевает », то «любовь назидает » (апостол Павел), то есть учит чувством и чувству, отношению через состояние собственной души. Практическая этика переориентирует нравственное сознание учителя, подчеркивая направление его профессиональной подготовки: он должен заботиться, прежде всего, о развитии в себе нравственных чувств по отношению к детям. Не детей сделать терпимыми, доброжелательными, заботливыми, но воспитать эти чувства в собственной душе и направить их на детей. Практическая этика подчеркивает, что личность воспитателя становится не только примером для подражания, но основным стимулом пробуждения альтруистических качеств души воспитанников. В христианской педагогике это предполагает организацию правильной иерархии отношений: к Богу, к людям, к себе.
Организация взаимодействия с детьми на основе любви требует взыскательного отношения воспитателя к самому себе, умения увидеть и преодолеть негативные нравственные качества: как самомнение, самолюбие, самоуверенность.
В педагогическом аспекте понятие «любовь к детям» – это нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания учителя. Любовь к детям проявляется в уровне нравственных отношений к ним. Эти отношения характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, великодушия, доброты. К ним относятся и взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение, взаимная требовательность и ответственность.
Для научного обоснования понятия «любовь» в качестве педагогического выделенные качественные показатели были аналитически изучены и охарактеризованы на основе методики внеконтекстных операций с понятиями (92). Понятие было подвергнуто пятиуровневому исследованию.
Первый уровень – узнавание понятия. Было определено, к какому разделу научной информации относится изучаемое понятие. Понятие любовь к детям относится к педагогике; разделу «Теория воспитания»; педагогической этике; практической педагогической этике.
Второй уровень – определение понятия . Любовь к детям – это проявляющееся на уровне нравственных отношений нравственно-эмоциональное чувство, показывающее степень развития нравственного сознания воспитателя. Любовь понимается как умение сопереживания детскому миру и умение видеть ребенка в перспективе его развития.
Третий уровень – определение объема и содержания понятия.
Содержанием действий учителя, выстроенных на основе любви, является: перспективное проектирование развития ребенка; организация отношений заботы, поддержки, сочувствия; создание положительного эмоционального фона учебно-воспитательного процесса («Ты – можешь!» – «Ты – хороший!»); разработка оптимальных форм, методов и приемов развития творческих способностей каждого конкретного ребенка.
Условиями эффективности работы являются: безусловное принятие и поддержка каждого ребенка; отказ от деления детей по способностям на «сильных» и «слабых»; вера в возможность развития каждого ребенка; оптимистический, деятельный тон и стиль общения («мажор»); недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях; недопустимость публичных форм коллективного осуждения промахов ребенка; недопустимость использования вербальных и невербальных форм (взглядом, тоном, стилем, жестом, мимикой и т.п.), унижающего осуждения неудач ребенка.
Четвертый уровень. Построение логико-терминологической модели . Модель показывает взаимосвязь изучаемого понятия с другими понятиями данной науки: вышерасположенными, рядом и нижерасположенными. (Приложение 5.)
Пример практического использования. Педагогика сотрудничества. Прием Ш.А. Амонашвили «Нашептывание на ухо».
Из приведенного научного обоснования объема и содержания понятия «любовь к детям» становится очевидным объективный и универсальный характер ее показателей, не зависящих от конкретно-исторических систем педагогической морали, что позволило ввести понятие «любовь к детям» в научно-педагогический тезаурус.
Вторая часть понятия «любовь к детям» связана также с научно неописанным термином, так как в педагогике традиционно используется термин «учащиеся». Практическая педагогическая этика ввела в качестве предмета педагогического профессионального изучения понятие «детский мир», представив анализ понятий «ребенок», «детство», «система детства», «индивидуальность» в их взаимодействии (242, 74, 75, 104, 105, 102 и др.).
Понятие «ребенок» традиционно ассоциируется с детским возрастом. Однако, в научных описаниях термина «детство» существуют различные трактовки. Наиболее признанным считается определение детства как возрастного дошкольного периода развития ребенка. Соответственно дальнейшие этапы возрастного развития периодизированы как младший школьный возраст, подростковый и юношеский, завершающийся приблизительно к 17-18 годам (51, 52, 257).
Практическая педагогическая этика опирается на иную трактовку понятия, которая была дана на основании многочисленных экспериментальных и теоретических исследований зарубежными и отечественными авторами (А. Бине, Л.С. Выготским, К. Гросом, В.В. Зеньковским, П. Лесгафтом, Ж. Пиаже, В. Штерном и др.). Указанными авторами детство определяется как особая фаза психофизического, психического и социального созревания человека. Детство (в широком смысле) охватывает все годы, когда человек еще не подготовлен к самостоятельной жизни, к материальному и моральному и социальному самоутверждению в окружающей среде. Вся жизнь человека в этой периодизации разделяется на три периода: детство, зрелость и старость. Различие этих периодов определяется социально-биологическими признаками: детство охватывает период подготовки к самостоятельной жизни путем усвоения минимума социальной традиции, зрелость характеризуется способностью к самостоятельной жизни и к творчеству, старость отмечена постепенной утратой творческих сил и понижением способности к самостоятельной жизни.
К числу признаков, определяющих возрастные особенности периодов, были отнесены и выделенные В.В. Зеньковским моральные критерии (104, 155).
Практическая педагогическая этика, используя положительный опыт разных воспитательных систем, определяя свои основные понятия и категории, опирается на понимание личности отечественной педагогической школой (194, 217, 220, 51), на основе традиционного для России христианского понимания различий между индивидуальностью и личностью (103). В структурных и типологических описаниях личности и индивидуальности большинство характеристик носят обобщенно-теоретический характер, в то время как при оценке индивидуальности традиционно учитывался и поведенческий образ ребенка, определявшийся иерархической структурой отношений к нему.
В настоящее время изучение эмоциональных процессов (счастье, любовь, страх, стыд, обида и т.п.) носит абстрактно-теоретический характер не связанный с изучением поведения ребенка в условиях учебно-воспитательной среды, так как в педагогике отсутствует раздел, рассматривающий конкретные поведенческие реакции детей и соответствующие им формы педагогического руководства и взаимодействия. Педагогической дисциплиной, носящей прикладной характер и изучающей закономерности детского мира в указанном объеме, а также формирующей эстетику педагогического профессионального общения с детьми, является практическая педагогическая этика.
В практической педагогической этике разработаны педагогические методы изучения детского мира. В качестве ведущих были определены методы самонаблюдения и сопереживания ситуации. Память любого взрослого человека хранит воспоминания своего детства. Будучи педагогически оформлены в практической этике в умениях анализа собственных состояний и точной их формулировки они являются методом исследования и средством формирования эмпатии будущего учителя по отношению к ребенку. Их значимость обусловлена психологическими закономерностями свойств памяти: долгосрочностью и многоуровневостью. Воспоминания надолго сохраняются в памяти, оказывая глубокое эмоциональное воздействие на понимание детства и способствуя развитию во взрослых непосредственного, интуитивного сопереживания душевного мира ребенка. Не давая полного фактологического материала для анализа события, воспоминания сохраняют на уровне подсознания способность сильной отзывчивости на то, что переживают наблюдаемые педагогом дети. Благодаря личным детским воспоминаниям и развиваемому ими интуитивному пониманию детской души, внешнее наблюдение приобрело научную значимость как метод практической педагогической этики. Роль самонаблюдения заключается в данном случае в том, что оно делает возможным внешнее наблюдение, открывая будущим учителям внутренний смысл наблюдаемых фактов и делая для них возможным «вчувствование» в душевную жизнь ребенка. Качество постижения детского мира на основе самонаблюдения, внешнего наблюдения за детьми (поведенческими, эмоциональными, речевыми реакциями) с последующим теоретическим анализом и осмыслением увиденных и прочувствованных фактов – событий детской жизни было охарактеризовано термином чувствознание (чувство-знание).
Метод сопереживания ситуации относится к методам развивающего обучения (245). В его основе – алгоритм исследования конкретных ситуаций из жизни детей: мысленное представление себя в описанной ситуации; поиск определения испытываемых героем рассказа (Вами) чувств и мыслей («Позиция ребенка»); представление себя в описанной роли взрослого («Позиция учителя»); определение испытываемых взрослым чувств по отношению к ребенку; сравнение собственных переживаний в роли ребенка с ощущениями своих детских воспоминаний в подобной ситуации; сравнение чувств, испытываемых учителем (Взрослым) в описанной ситуации, с чувствами, возникшими собственными при знакомстве с описанием ситуации; определение проблемной темы психолого-педагогическими понятиями; получение дополнительных диагностических данных у автора конкретной ситуации; определение методов и форм воспитания (обучения), использованных учителем; прогнозирование развития ситуации (поведение ребенка) при использовании других методов и форм работы с детьми; определение чувства и переживания «Взрослого» и «Ребенка» при использовании предложенных методов.
Основные понятия и категории практической педагогической этики находят отражение в анализе содержания ситуации, в котором выделяются компоненты: нравственные чувства, сознание, этические взгляды, педагогический интерес, наблюдательность, нравственный мир детства. В структуру нравственного сознания учителя включаются нравственные взгляды (этические знания), убеждения (идеалы) и чувства, отражающие моральные отношения в педагогическом процессе. Все выделенные компоненты структуры находятся в тесной взаимосвязи. Их формирование происходит в контексте развития нравственной культуры учителя (111).
Нравственные взгляды учителя определяются как комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия учителя с детьми в учебно-воспитательной деятельности. Динамика развития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности учителя, прежде всего, о субъекте его деятельности – детском мире и конкретном ребенке в нем. Этические взгляды учителя в практической этике формируются в процессе изучения таких этических категорий, как идеалы детства, смысл жизни (с позиции ребенка), детские привязанности или ценности детства (любовь, счастье и др.) и осознание на этой основе своего профессионального долга, определение качеств профессиональной совести, осмысление для себя понятий чести и достоинства учителя. Моральным чувством, выполняющим контрольно-нормативные функции в сфере педагогической деятельности, определяется педагогическая совесть. Данное понятие как имеющее также метафизическое значение, практической этикой рассматривается в проекции его светского и религиозного осмысления (103, 231, 167, 2, 213), выделяясь в качестве центральной категории.
Формирование нравственного облика учителя в практической этике связано с развитием такого профессионального качества, как педагогический интерес. Он определяется как стремление учителя к исполнению своего профессионального долга, бескорыстную мотивацию его действий в условиях учебно-воспитательного процесса. Объектно-субъектным содержанием педагогического (нравственного) интереса является детский мир как в организованных условиях учебно-воспитательного процесса, так и в условиях социального взаимодействия. Формирование педагогического интереса предполагает изучение такого понятия, как «нравственный мир детства». Практическая этика определяет нравственный мир детства, как комплексную структуру, включающую мысли, чувства, поступки детей, мечты и планы, надежды, разочарования, детские радости и печали. Они тесно связаны между собой и на высшем уровне определяются универсальными этическими мировоззренческими понятиями идеала, смысла жизни и счастья. Педагогический интерес предполагает изучение проблем педагогической практики с учетом понимания эмоционально-ценностной основы детского мира.
Практическая педагогическая этика изучает нравственный мир детства в следующей классификации:
1. Эмоциональная жизнь ребенка.
а) индивидуальные чувства:
– дети в бурных проявлениях (детские страхи, гнев, агрессивность, драчливость, истерики, радость, негодование, жалобы, ябеды, ревность, просьбы); детские, нерезко выраженные, состояния (тихая задумчивость, дети-тихони и неудачники, застенчивые дети, глубокая растроганность, горькое недоумение, обида, мучительное подозрение).
б) социальные (межиндивидуальные) чувства : симпатии и антипатии (любимые и нелюбимые взрослые и учителя, детские привязанности, любовь и дружба).
в) высшие (надиндивидуальные) чувства:
– моральные чувства (дети и мир зла, несправедливости, предательство учителя, родителей); эстетические чувства (дети и мир сказок, мифологизм детского мышления, детская ложь и фантазия, любимая литература современного ребенка, детские рисунки, детский театр, любимая музыка, наблюдение за детскими играми, детское творчество); религиозные чувства.
2. Детское мышление (иррациональный характер детского мышления): различие восприятия взрослого и ребенка, как внешнего фактора развития мышления; психология детских вопросов: детские вопросы «Можно?», на которые взрослый отвечает категорическим «Нельзя!»; детская речь (молодежный и возрастной жаргон).
3. Активность детей (детские привычки: жадность, щедрость, воровство, детские игры, детские группировки).
Этические взгляды учителя включают и понимание основных моральных категорий применительно к педагогической деятельности, прежде всего, понятий добра и зла. Практическая педагогическая этика рассматривает добро как объективное моральное значение поступков и действий учителя, проявляющее такие качества общения с детьми, как отзывчивость, понимание, поддержка и т.п. Этические знания учителя, ставшие нормой его поведения, рассматриваются в практической этике как моральные убеждения. В их основе – чувствознание детского мира, убежденность (как уровень нравственного самосознания) в абсолютной ценности личности ребенка. Ядром нравственных убеждений личности учителя является нравственный идеал, представляющий собой модель любимого учителя-мастера, на которую он ориентируется в своей педагогической деятельности.
С точки зрения практической педагогической этики, идеальный (модельный) облик учителя включает качество, наличие которого делает возможным реализацию всех остальных: учитель должен любить детей и уметь проявлять ее в педагогически целесообразных формах.
Любовь к детям – как форма эмоций проявляет уровень нравственных чувств учителя. Нравственные чувства, по мнению некоторых авторов, являются частью нравственного сознания учителя (195). Однако практическая педагогическая этика выделяет нравственные чувства в качестве самостоятельного компонента нравственной культуры учителя, подчеркивая этим приоритетное направление в этической подготовке специалиста. По своему содержанию они представляют собой субъективное, личное отношение к объектам и субъектам педагогического процесса. Ведущим нравственным чувством учителя практическая педагогическая этика выделяет любовь к детям, которая включает такие ее характеристики, как долготерпение, милосердие, профессиональную ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка, доброжелательность, доверие и уважение к детям.
Развитие нравственных чувств тесно связано с развитием педагогической наблюдательности. Поведение ребенка – это внешнее выражение его чувств и мыслей. Научиться интерпретировать поведение детей – значит, в первую очередь, научиться понимать их чувства. Воспитатель может успешно интерпретировать поведение детей, если умеет в комплексе использовать теоретические и эмпирические источники знаний о детском мире. Наиболее важными из них являются личные воспоминания детства и психолого-педагогические знания о внутреннем мире ребенка. Дополнением к ним является изучение опыта родителей и учителей.
Приобретение умений интерпретировать поведение детей также тесно связано с развитием профессиональной наблюдательности. Наблюдательность – это качество осмысленного, интерпретирующего и целенаправленного восприятия. Развитое качество профессиональной наблюдательности предполагает умение учителя видеть поведение детей и интерпретировать его (201). Интерпретация поведения ребенка – это степень развития наблюдения, при которой учитель приобретает умение делать выводы о причинах и закономерностях детского поведения, основываясь на теоретических знаниях о детском мире и способности сопереживания ему. На этой базе учитель делает выводы о внутренних свойствах и закономерностях педагогических явлений в их существенных взаимосвязях (201, 56).
Обоснованные понятия являются базовыми для практической педагогической этики. Их содержательная проработка стала предпосылкой для разработки теоретико-методологической основы системы воспитания нравственной культуры учителя.
2.2. Теоретико-методологические основы воспитания
нравственной культуры учителя на основе
практической педагогической этики
Общетеоретической, методологической и частно-методической базой работы явились философские психологические и педагогические труды отечественных и зарубежных авторов, в которых отражена тема исследования.
Воспитание нравственной культуры представляет собой процесс формирования потребностно-мотивационной сферы личности в процессе усвоения опыта (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). Критериями сформировавшейся личности являются наличие способностей преодолевать собственные побуждения (выстраивать иерархию мотивов) и способность самоуправления (поведением) на основе осознанных мотивов и принципов (уровень самосознания). Одной из ведущих движущих сил развития личности при этом является потребность в общении (223, 14, 205, 206, 148, 50). Формирование педагогической культуры общения учителя с учащимися является важной педагогической проблемой, так как общение как культурно-эстетическое явление не может быть ограничена овладением нормами этикета, но включает в себя духовно-нравственный и эстетический компоненты культуры. Это объясняется тем, что духовно-нравственная и эстетическая потребности, входя в число базовых компонентов структуры личности (143), входят также в потребности духовно-нравственного освоения мира. В то же время нравственная потребность может переживаться эстетически как потребность в красоте взаимоотношений. Эстетика общения предполагает высокий нравственный уровень взаимоотношений, характеристикой которых являются такие моральные понятия, как любовь, уважение, сочувствие. Задачи формирования нравственно-эстетического отношения студентов к взаимодействию с детьми, обоснование категорий гармонии и красоты как основы педагогических принципов сотрудничества, реализующихся при развитии профессиональных умений гармоничного взаимодействия с детьми, решались в процессе работы.
При изучении вопроса о психологических механизмах нравственного воспитания личности, было отмечено отличие процесса воспитания нравственной культуры от обучения, заключающееся в специфике образования мотивов действия (50, 191, 192, 204, 206). Было учтено, что полноценное формирование личности становится возможным, если мотивы и потребности возникают не в процессе усвоения (то есть логического осмысления), но в процессе переживания (или проживания) действия. Таким образом, условием полноценного формирования личности является наличие эмоционально насыщенной и субъективно творческой деятельности (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Определение нами базовой культуры личности как гармонии культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и отношений, выделяет приоритет эмоционального компонента в ее структуре, что позволило высказать предположение о неэффективности построения учебно-воспитательных систем на основе однопланового развития конвергентного мышления.
Культуры ... учебно -методических пособий, монографий , статей, которые могут быть использованы студентами в процессе ... муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб., 2010 . – ...
Международная Научно-практическая конференция «v Международная конференция посвященная проблемам общественных наук»
Документ... Учебное пособие для вузов , ... [монография ] ... Москвы ... Учитель ... Шевченко ... нравственным поведением. Нравственная культура ... педагогические условия ... процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания . Учебно -воспитательный процесс ...
Просвещение родителей
Документ... ББК 74 .9р Р 95 Рецензенты: заслуженный учитель ... 7. Воспитание нравственных привычек и культуры
Как любить детей Амонашвили Шалва Александрович
«Как любить детей»
«Как любить детей»
Этой радостью для меня была статья Василия Александровича Сухомлинского, опубликованная в журнале «Радянська школа» в 1967 году. Статья называлась: «Как любить детей». Я читал и перечитывал её с восторгом, с удивлением. Надо же, так просто, страстно, ясно, мудро и смело говорить о том, что является всеначальной энергией образования и что так упорно выкидывает наука за борт своего корабля!
Во мне прояснилось многое, если не всё.
Меня охватило состояние, когда восклицают: «То же самое хотел сказать, но слов не находил».
Я переписал всю статью, как песню, из которой нельзя слова выкинуть. Я делал выписки, конспектировал. Я впитал весь её смысл в себя до той степени, что она стала моей, отражением моего духа.
Сейчас я пользуюсь тогдашними выписками и конспектами и заново переживаю состояние более чем сорокалетней давности.
Идеи, изложенные в статье, были как вулканические извержения, и их мог родить в себе только человек с судьбою Василия Александровича.
Статью он начинал так: в учительской среде можно услышать дискуссию - обязательно ли, чтобы каждый педагог любил детей? «А если я их не люблю? - щеголял своей оригинальностью один учитель. - Если от их галдежа у меня головная боль? Если я только и знаю светлые минуты, когда не слышу их и не вижу? Что же, прикажете оставить школу и переквалифицироваться?» Такому учителю Василий Александрович отвечает резко: «Да, надо оставить школу и приобрести другую специальность. Или же воспитать в себе любовь к Ребёнку - третьего не дано». Это потому что «любовь к Ребёнку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к Ребёнку - всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».
«Нельзя познавать Ребёнка, не любя его».
«Речь идёт о мудрой человеческой любви, одухотворённой глубоким знанием человеческого, пониманием всех слабых и сильных сторон личности, - о любви, предостерегающей от безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, которая учит жить, - такая любовь нелегка, она требует напряжения всех сил души, постоянной отдачи их».
«Мудрая любовь к детям - вершина нашей педагогической культуры, мысли и чувств. Сердечность, теплота, доброжелательность в отношении к Ребёнку, - то, что можно назвать общим словом - доброта, является результатом большой, длительной работы педагога над самовоспитанием чувств».
«Мудрая человеческая любовь к Ребёнку и детству - чувство, одухотворённое глубоким раздумьем, богатством мысли. Духовная пустота никогда не пробуждала и не питала подлинной любви».
«То, что мы вкладываем в понятие любовь учителя к детям, любовь детей к учителю, начинается… с удивления, с благоговения одного перед духовными богатствами другого и прежде всего перед богатством мысли».
«Любовь учителя к детям рождается в горении, в борьбе за человека, нередко - в муках».
Меня поражают сердечные откровения Василия Александровича. Посмотрите, как он пишет:
«Если бы я не познавал многогранности человеческого в Ребёнке, если бы каждый день не открывал перед собой чего-то нового в каждом Ребёнке, все дети казались бы мне похожими друг на друга - я не видел бы Ребёнка. А тот, кто не видит Ребёнка, не может и полюбить его».
«Я не могу себе представить, чтобы Ребёнок когда-нибудь надоел мне, чтобы я перестал любить его».
«В самих детях, в их оптимистическом мировосприятии - источник моей любви к ним. Мне хочется быть с детьми. Особенно сильным становится это желание тогда, когда по каким-то своим внутренним причинам я чувствую упадок духовных сил. Знаешь, что общение с детьми вдохновит бодрость, пополнит духовные силы, и потому в такие минуты больше, чем когда-либо, стремишься быть с детьми».
Василий Александрович не «из пальца высасывает» эти истины. Он описывает свою действительную педагогическую жизнь, описывает судьбы отдельных детей, которых преобразила и спасла его любовь.
«Было бы наивно, - говорит он, - представлять себе дело так, что все дети, которые приходят в школу, - красивые розы; и учителю не остаётся ничего, лишь только любоваться ими. Есть розы, есть и чертополох. Сколько приносят с собой дети уродливого, сколько бывает такого, когда сердце детское - как гнойник, как язва, корни которой уходят в глубину тех дней, когда перед Ребёнком только открывалось оконце в мир. Бывает, смотрят на тебя не чистые, честные, откровенные, а наглые, лицемерные глаза».
«Разве можно всё это любить?» - ставит он вопрос и даёт такой ответ: «Я люблю Ребёнка не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. И когда удаётся очистить сердце детское от гнойника и язв, когда в глазах Ребёнка сияет одухотворённость красотой, а не блуждает лицемерная усмешка, я люблю этого настоящего человека, ибо в нём - частица моей души».
Откуда такое глубокое чувство и понимание Любви?
Василий Александрович дал мне и всему учительству, всем педагогам, всем воспитателям ответ на вечный вопрос, от которого мы увиливали. Это так же, как дал человечеству ответ на вечный вопрос Иисус Христос.
Спросите у Иисуса Христа, для кого он пришёл на Землю?
И мы услышим: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников».
Спросите: кто имеет нужду во враче?
Он скажет нам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
И что сделает пастух, если было бы у него сто овец, а одна из них заблудилась?
Иисус ответит: «Не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней больше, нежели о девяносто девяти не заблудившихся».
Только наивный спросит у Иисуса Христа: «Это как, Господи, всех, что ли, надо любить?»
Ибо мы имеем от Него вечную заповедь: «Возлюби ближнего своего как себя самого».
А теперь спросим у Василия Александровича: кому мы - учителя, воспитатели, педагоги - нужны, тем, которые уже воспитаны и обучены, или тем, кто в этом нуждается?
Спросим ещё: всех детей, что ли, нам любить, или тех только, которые сами уже любят нас?
Спросим по-другому: неужели любить нужно того, в сердце которого поселилось зло, и того, в глазах которого цинизм, и того, бессердечного и жестокого, бездушного и безнравственного? Любить этот «чертополох», этих духовных уродов?
Мы уже получили ответы на эти вопросы. «Да-да-да, - воскликнет Василий Александрович ещё раз, - всех, всех, всех детей нужно любить». И расскажет о том, как, любя «уродов», вылечивал их.
Вот о каком открытии читаю я в программной статье Василия Александровича:
«Искусство нашей профессии состоит в том, чтобы, ненавидя зло, не переносить ненависть на того, в чьей душе живёт оно».
«На мой взгляд, подавляющее большинство конфликтов между учителем и „неисправными“, „безнадёжными“ школьниками как раз и возникает там, где ненависть ко злу учитель переносит и на Ребёнка. Однако Ребёнок есть Ребёнок, а в том, что зло укоренилось в его сердце, виноваты взрослые».
И как же бороться со злом в душе Ребёнка?
Клин клином, что ли, вышибать?
Нет, избавить Ребёнка от зла злом нельзя.
«Обращаясь к Станиславу К., я старался забыть, - и мне удалось это величайшим напряжением духовных сил, - что в его душе царит зло. И как только мне удалось забыть об этом, мальчик впервые в жизни почувствовал, что в эту минуту обращается человек к человеку». «Я обращаюсь не к голосу зла, - скажет он далее, - а к голосу красоты человеческой, которая в Ребёнке обязательно есть, которую не заглушить ничем».
Василий Александрович предлагает ещё одну закономерность и предупреждает:
«Если вы забыли о ней, то ни вы не будете любить детей, ни дети не будут любить вас».
А закономерность такая:
«Если всё время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринуждённым, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они- воспитанники, а учитель - их воспитатель».
Василий Александрович вводит новое понятие, рождённое в недрах понятия Любви - защитное воспитание.
«Любить Ребёнка- значит защищать его от зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем в виду, прежде всего, семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учёте, их воспитание я называю „защитным воспитанием“»…
Детей надо защищать от одиночества и чувства ненужности, от обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям, от телесных наказаний и насилия, от заласканности.
«Защитное воспитание- это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу Ребёнка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку - учителю»…
Защитное воспитание есть проявление утончённого понимания чувства любви. Понятие это открывает целое научное направление в педагогике, если считать, что педагогика есть наука; или же высшие сферы искусства, если считать, что педагогика есть искусство. Лучше сказать - и в той, и в другой сферах.
Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий БорисовичНельзя любить то, чего не знаешь Во-первых, когда наш юный «музыконенавистник» делал зарядку под маршевую музыку, танцевал лирический вальс и пел песню, ему и в голову не приходило, что он «занимается музыкой». Он просто пел, просто маршировал, просто танцевал. Словом,
Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина ЯковлевнаПочему ребята не спрашивают, как научиться читать, любить и понимать книги? Все мы любим читать книги и начали читать их очень рано. Я уверен, что даже самый памятливый из вас и то не сможет припомнить названия и авторов всех книг, которые успел прочитать еще до того, как
Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович Из книги Как любить детей автора Амонашвили Шалва Александрович Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович Из книги О Нарнии автора Льюис Клайв Стейплз Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей ЛеонидовичРасходы детей Мы уже писали выше о механизме формирования детских капиталов. Теперь мы посмотрим, как расходовались эти деньги. Поскольку период царствования Николая II оставил много финансовых документов, то мы посмотрим, как выстраивались статьи расходов детей Николая
Из книги Законы вольных обществ Дагестана XVII–XIX вв. автора Хашаев Х.-М.Надо любить детей, чтобы защитить их Педагогическая Любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой Любви не станет образовательным. В школе должен быть хоть один учитель, который любит детей и которого любят дети, и он в
Из книги автора Из книги автора Из книги автораЛюбить – значит страдать Идеализация русской женщины возникла в XIX столетии. По мнению Чехова, русские мужчины, будучи идеалистами, предпочитают разговаривать о высоких материях или о женщинах, причем одно сливается с другим: «Мы хотим, чтобы существа, которые рожают нас
Из книги автораЛюбить – значит жалеть Слова «любить» и «жалеть» в русском языке долгое время воспринимались как синонимы. В нашу жестокую эпоху идут споры о том, является ли сострадание одним из главных признаков любви. В традиционной русской культуре это было очевидным.«Между прочим,
Из книги автораРождение детей Когда рождался сын, то повивальной бабке полагалось дать 1 руб. серебром. Через 3 дня по рождении ребенка клали в люльку. В этот день собирались родственники за кашей и давали ребенку имя – обычно имя умерших близких родственников.Рождение сына считалось
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Высказывание В.Ключевского четко передает смысл слова «учитель».
Рассматривая состояние системы образования в современных условиях, приходится отмечать не только преимущества и её положительные характеристики, но и некоторые сложности и противоречия. Разрабатываются и внедряются новые технологии, определены целевые ориентиры, утверждены образовательные стандарты и всё выше поднимается планка требований, предъявляемых к личности педагога - это инновационный и исследовательский подход к деятельности, технологичность, владение ИКТ и многое другое. На ребёнка, как центрального компонента данной образовательной системы направлено всё внимание, вся деятельность. Ребёнка надо развивать, воспитывать, поддерживать, заботиться о духовном и физическом благополучии, учить достижению цели, сопровождать и т.д. Хотя детей просто необходимо любить!
Качества хорошего педагога во все времена были и остаются неизменными: это, прежде всего, порядочность, честность, любовь к своему предмету, к детям, и, самое главное, готовность взять на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь.
Любовь к детям в педагогике - это понятие, которое объясняет, какими качествами должен обладать педагог и что он способен дать детям. Педагог, который любит детей, может дать им очень много: свои знания, свою радость и печаль, свои интересы и свою любовь. Он делится с детьми тем, что ему дорого, что обязательно пригодится детям в жизни.
На мойв взгляд, педагогические смыслы любви детализируются в понятиях: компетенции, функции, технологии, педагогическое мастерство, должностные обязанности. Я, считаю, что каждый педагог должен утверждать, что главное в его профессии - это любовь к детям. Именно благодаря разумной любви к детям лучших педагогов и существует образовательная система.
В образовании я уже много лет. Но любовь к маленьким детям у меня появилась, когда я училась в школе. А в третьем классе я написала сочинение про детей, что я работаю воспитателем. Моя мечта сбылась. Я выбрала педагогическое образование, весь свой трудовой стаж посвятила детям.
Родители и дети всегда с интересом и желанием относились к моим начинаниям, поддерживали меня в трудных ситуациях. Они видели, как я общалась с ними, окружала заботой их детей. Я любила и люблю свою работу. Каждый мой выпуск детей - это частица моего сердца, с которой я расставалась. Ведь дети мне доверяли и доверяют сейчас то, что порой, не всегда могут доверить своим родителям. И я поняла, что без этого нет смысла в моей работе.
Педагог, который любит детей - самый счастливый человек, потому, что его любовь порождает ответную любовь детей. Они могут подойти к тебе и просто поплакать, или что-то рассказать, только тебе. Вы скажете, что это сентиментально, но я хочу быть сентиментальной, могу попросить прощения у ребёнка, если надо, ведь я - педагог! А педагог не может работать без любви к детям. Своей любовью мы зажигаем в сердцах детей огоньки добра, счастья, уверенности в завтрашнем дне и его необходимости. И дети потом вспоминают своего педагога по имени отчеству, или просто добрым словом. Ради таких моментов хочется творить, расширять свои знания, любить детей. Воспитывать детей надо любя. Это мой принцип. Умейте с ними договариваться, уважайте их мнение и их чувства, всё то, что они делают и о чём думают. Не будьте выше их, но будьте всегда на высоте в своём поведении, словах, знаниях, искренности, своих чувств к ним. Любовь к детям - это забота и безопасность, покой и доверие. Нельзя детям говорить неправду, так как доверительных отношений с ребёнком у такого педагога не будет.
Для меня каждый ребёнок - это маленький мир, со своими проблемами, минусами и плюсами, целостность которого я не имею права нарушать. Но я могу помочь ребёнку найти своё место в социуме, быть уверенным в себе, научить любить себя и окружающий мир. Это возможно осуществить через личный контакт, через создание для каждого ребёнка таких ситуаций, когда он чувствует себя успешным. Необходимо ставить перед собой и детьми высокие цели, которые могут привести к успеху, к личностному росту, как педагога, так и ребёнка. А чтобы ребёнок, со всей своей неповторимостью, сердцем и душой не стал субъектом «технологического процесса», которым предстаёт существующая система образования. Нужно действовать в соответствии со словами Антуан де Сент - Экзюпери: « Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им достигать».
Вот именно поэтому я и мои ученики постоянно участвуем в различных конкурсах и фестивалях, чтобы поднять свою самооценку и самооценку детей, помочь детям научиться реализовывать свои планы, мечты, стремиться к совершенствованию и достижению целей. Педагог - это не только профессия, это призвание и талант, в основе, которой лежит любовь к детям. Он должен обладать терпением, иметь хороший современный багаж знаний, быть творческой личностью, проявлять инициативность. Педагог должен быть примером для детей. Иначе нельзя : его окружают дети любознательные, требующие к себе внимания. Необходимо использовать инновационные методы и приёмы для обогащения внутреннего мира детей и развития их личности, устойчивости к жизненным ситуациям.
Я считаю, что учитель должен личным примером зажечь в детях стремление к саморазвитию, пробудить в них требовательность к себе и ответственность перед самим собой. По моему мнению, творческие способности ученика можно развить только тогда, когда сам учитель является творческим и разносторонне развитым человеком. Я горжусь успехами своих учеников, потому что к победам мы идем вместе. На своих занятиях я создаю условия для развития творческих способностей, развиваю у учащихся стремление к творческому восприятию знаний. Я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, понимали и чувствовали, что необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться.
Исходя из моих рассуждений, можно сказать, что главное качество педагога - это его уникальность, ум, честность, любовь к детям.
Педагогика - это детовождение, детоведение. Поэтому, педагог, просто обязан вводить детей в мир информационно - коммуникативных технологий, культуры и творчества, а значить заботиться о будущем детей.
Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я - счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в ДЮЦ к детям…
Главный вопрос жизни ребенка в любых ситуациях, в любом возрасте: «Любите ли вы меня?» Именно от этого - и успешность развития, и оптимизм мировосприятия, и возможность самоактуализации. Недаром история педагогики - это история жизни и деятельности педагогов-практиков, любивших детей. Это история теоретиков педагогики, в основу своих учений положивших любовь к детям. Почему так? Объяснение находим у В. Франкла в его размышлениях о смысле жизни:
«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, но более того, он видит потенциальное в нем. Кроме того, любя, любящий человек заставляет любимого актуализировать свою потенциальность. Помогая осознать то, кем он может быть и кем он будет в будущем, он превращает эту потенциальность в истинное».
Это о любви в широком смысле слова. На этом фоне можно рассматривать и ее частный случай - «любовь педагогическую» и ее роль в воспитании (СНОСКА: См. об этом: Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1992; Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., }