Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Весна идет, весне дорогу!»
Білікті Образовательная область: Познание, Коммуникация
Тарау Раздел: Развитие речи, Ознакомление с окружающим миром,Экология
Воспитатель: Нурмухамбетова А.А
Цель:
Обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе;
Углубить представления о сезонных изменений в природе с наступлением весны; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (заклички);
Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата.
Развивать мышление, внимание, память и восприятие.
Ход занятия:
I. Мотивационно-побудительный:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!! (обращаемся к гостям)
II. Организационно-поисковый :
Ребята, сегодня у нас с вами очень познавательное занятие, а для того чтобы узнать о чем оно нужно собрать слово из букв, которые находятся на доске. (слово весна)
Кто мне скажет на казахском языке? (кѳктем)
Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу.
Издавна люди зазывали весну различными за кличками.
А может кто-нибудь из вас уже знает что такое закличка? (Заклички - это обращения, к природным явлениям)
Посмотрите ребята, у нас с вами есть специальная доска новых слов, на нее мы и будем их крепить. Итак, какое у нас первое слово? Маша прикрепи его пожалуйста.
А мы попробуем позвать весну, вдруг она сможет прийти к нам в группу? Шенберге тұрамыз. (в кругу)
Все хором:
Ой, весна моя,
Тывесняночка!
Из-за темных лесов, (1 ребенок)
Из-за синих морей (2 ребенок)
Приходи, солнцем, светом озари! (вместе)
Жаворонки, перепелушки, (3 ребенок)
Птички, ласточки
Прилетите к нам! (4 ребенок)
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам! (вместе)
(На доске появляется видео)
Дорогие ребята, здравствуйте. Я бы с радостью к вам пришла, да не могу.Была у меня корзинка с приметами, да студеный ветер налетел и все мои приметы перепутал, и теперь я не знаю, как прийти, с чем прийти.
Весна не эта ли твоя корзинка? (Достаю корзину) Ах какой же здесь беспорядок, все приметы перепутались, ребята давайте-ка наведем здесь порядок?
Как вы думаете, что или кто является первым вестником весны?
(Достаю птиц)
Птицы
Правильно, первыми вестниками весны являются птицы. Кто знает каких именно птиц называют вестниками весны? (Грачи)
А каких весенних певцов вы знаете еще?
Давайте определим и назовем, какие среди данных птиц считаются перелетными. (На мультимедийной доске картинки птиц, если верный ответ, то птица издает звуки летит в гнездо)
Скажите, чем же заняты птицы весной? (Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые)
А где птицы стоят свои гнёзда? (Птицы строят гнёзда на деревьях)
На нашем дереве тоже есть гнездо, давайте подойдем и рассмотрим его. Из чего оно построено? (Из сухих веточек)
Посмотрите внимательно видите, чтобы гнездо прочно держалось на ветке, птицы крепят его проволокой.
Так же птицы строят свои гнезда из самых различных материалов, и располагают их не только на деревьях, а еще на земле, под крышами домов, в кустах. (Картинки виды гнезд)
Скажите, а какую помощь можем мы оказать птицам?
Посмотрите какой красивый скворечник нам сделал Данила вместе со своим папой и мы его обязательно потом повесим на нашем участке.(фото)
Молодцы. Посадим птиц в гнездо.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить психогимнастику, которую проведет Даяна.
Психигимнастика «Солнышко»
Вот так солнышко встает выше, выше, выше (Руки тянут вверх)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже (руки постепенно вниз присели)
Хорошо, хорошо солнышко смеется (фонарики)
А под солнышком всем нам весело живется (хлопки)
Земля
Итак, птицы начинают прилетать, солнышко пригревает. И что происходит? (тает снег)
И нам пора снова заглянуть в нашу корзинку и поможет мне в этом Саша. (достаем платочек с землей и развязываю его за столом)
Посмотрите что же это такое в мешочке? Правильно. Потрогайте ее. Как вы думаете эту землю солнышко прогрело или нет? А давайте мы поможем солнышку прогреть эту землю своим тепло? (Наклоняемся и теплым дыханием прогреваем землю)
Молодцы прогрели! (отодвигаю замёрзшей кусочек и рассматриваем рыхлую землю)
Понюхайте, как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы!
Весной начинается посевная пора. Но так как еще пока рано сажать на огородах и полях мы с вами в эту прогретую солнцем землю посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка.
Но для начала давайте рассмотрим семена, которые нам предстоит сажать. (лупы)
Какие они по форме? По цвету? По размеру?
Вывод: все семена разные, у каждого растения свое семя.
(подходим к столу где стоят горшочки с землей и палочки и садим семена)
Приступим, сначала палочкой нам нужно сделать небольшую ямку, а затем положить туда семя и присыпать землей.
А пока вы сажаете я вам прочитаю еще одну закличку.
Вот семена и лопата.
Пора за работу, ребята!
В землю, семена, ложитесь!
И скорее пробудитесь!
Силы набирайтесь!
К солнцу пробивайтесь!
А что необходимо сделать после того как что-то посадить? Правильно полить! (С лейки поливаю землю)
Жарайсын, балалар!
Продолжает пригревать солнышко, согревать землю и появляются? (достаю цветочек)
Цветы
– Ребята, а что весной происходит с растениями? (Начинают набухать почки, появляются из под снега первые цветы – подснежники)
– Дети, как по другому можно назвать цветы которые первые цвеиут? (Первоцветы)
– Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты.
Артем иди пожалуйста и прикрепи это слово на доску новых слов.
Сейчас мы с вами попробуем среди цветов найти именно первоцветы.
Приглашаю вас сесть за ноутбуки (работают за ноутбуками)
Итак, вам нужно найти среди других первый весенний цветок, нажать на него мышкой и если вы выбрали верный вариант, то вам откроется буква, эту букву вам нужно будет записать, а в конце прочитать что же за слово получилось
Давайте проверим, что у вас получилось? (слайд на доске)
А теперь вашим глазкам нужно отдохнуть.
Физкультминутка: «Мигалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый.
Солнышко еще ярче засветило и мы заглянем снова в корзинку. (достаю траву)
Трава
Посмотрите, что это? Это первая весенняя травка.
Давайте рассмотрим ее. Какая она?
А как вы думаете почему она такая?
А если бы солнце не светило и не грело ее она бы выросла?
Все предметы из весенней корзинки мы достали и теперь мы попробуем составить модель весны.
Какое весной солнце? (ярче чем зимой, поднимается выше над горизонтом) Выйди и прикрепи солнце в нужное место.
Теперь небо, какое оно весной? (голубое, белые легкие облака)
Что происходит со снегом? (появляются первые проталины, земля начинает согреваться)
Что такое проталины? (место, где стаял снег и открылась земля)
А на проталинах появляются? А что еще?
Как изменяются деревья?
Что происходит на водоемах? (таяние льда, ледоход) От каких двух слов образовалось слово ледоход?
Попробуем теперь всё это назвать на казахском языке. (небо аспан, солнце күн, облака, дерево ағаш, трава шѳп, цветы гүл, птицы қустар, река ѳзен)
Итак, давайте попробуем составить небольшой рассказ. Кто попробует?
(Рассказ ребенка: Наступила весна. Солнце все выше поднимается над горизонтом. Солнце светит ярче, поэтому тает снег и лед. Оттаивает почва.)
Ну, вот ребята мы и навели порядок в корзинке!
(Видео)
Весна: Спасибо вам ребята, что вы навели порядок в моей корзине. Я пришла, вступила в свои права, и никакой студеный ветер меня с пути теперь не собьет. А в благодарность я вам дарю цветные ленточки, которые вы тоже найдете в корзинке. (Достаю ленточки)
Но сначала ребята, давайте посмотрим на нашу доску новых слов, посчитайте сколько новых слов вы сегодня узнали? Назовите их.
III. Рефлексивно-корригирующий :
Ребята вам понравилось наше занятие?
И в заключении нашего занятия я предлагаю вам украсить наше дерево, что бы оно из зимнего, голого и сухого превратилось в яркое, весеннее, живое дерево. Давайте по очереди завяжем на него наши разноцветные ленточки и скажем что в занятии вам понравилось.
Весной пробуждается не только природа. Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах. Обнимитесь, улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает Весна.
Спасибо вам за занятие!
Цирятьева Вера Михайловна,
учитель – логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад № 176 города Тюмени
Программные задачи:
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Ранняя весна».
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить знания детей о ранней весне, весенних приметах;
- закрепитьумение детей отвечать на вопрос полным предложением,согласовывая все части речи;
- закрепить навыки словообразования и словоизменения, согласование существительных с прилагательными, существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным, глаголы к существительным.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать связную речь через инсценировку рассказа, составление предложений;
- развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи;
- совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, память, внимание, мышление;
- развивать слуховое внимание при восприятии неречевых звуков.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
- воспитывать художественный вкус.
Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие»
- Пополнить литературный багаж стихотворением, рассказом.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
- Формирование целостной картины мира (расширение и уточнение знаний о весне, ее признаках)
Образовательная область: «Физическое развитие»
- Предупредить психофизическое утомление детей, реализуя потребность в двигательной активности;
- создать оптимальные условия для двигательной активности.
Образовательная область: «Социально- коммуникативное развитие»
- Формирование готовности к самостоятельному выбору и решению; воспитание культуры взаимоотношений.
Предварительная работа: наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, сказок о весне, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание упражнения «Солнышко, солнышко», подготовка инсценировкирассказа Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», экскурсия в парк.
Оборудование:
Картинки с изображением признаков весны; конверты с изображением признаков разных времён года на каждого ребёнка; предметные картинки; ребусы, шапочки для детей:солнце, ручей, камень, сосулька;аудиозапись весенних звуков; ксилофон; карточки-домики: «Он», «Она», «Оно», «Они».
Ход НОД:
Мы спокойны, мы спокойны
Говорим всегда красиво,
Чётко и неторопливо,
Всё запомним обязательно,
И расскажем воспитателям.
Логопед. О чём мы будем говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
Логопед. Значит, о чём мы будем говорить? (о весне). Постарайтесь запомнить слова, относящиеся к этой теме, потому что нужно будет «положить» их в нашу шкатулку (копилку)
Логопед . А что такое «весна»?
Дети . Это время года.
Логопед. После какого времени года приходит весна?
Дети. После зимы.
Логопед. А перед каким временем года бывает весна?
Дети . Перед летом.
Да, ещё лежит снег, а весна уже пришла и принесла вам загадки. Хотите отгадать загадки весны?
Давайте поделимся на 3 группы: Вам нужно разгадать ребусы:1 группа определяет слово по первым звукам картинок (апрель), 2 группе нужно расположить цифры по порядку (май),детям из третьей группы нужно поставить буквы по размеру от большой к маленькой (март).
Логопед. Назовите слова, которые у вас получились. Что это за слова?
Дети. Это названия месяцев.
Логопед. У кого первый месяц, поднимите карточку. У какой группы следующий месяц? Ну и последний весенний месяц как называется?
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова.
Логопед . Послушайте, что однажды произошло на опушке леса. Рассказ называется «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э. Шим (дети рассказывают по ролям)
Логопед. Солнце спряталось и больше не появлялось. Как вы думаете, может весна начаться без солнышка? Так что же, по-вашему, весну делает?
А что происходит весной в природе благодаря солнцу?
Дети.
- Солнце светит и пригревает,
- на солнце снег начинает таять,
- появились проталинки,
- ночи стали короче, а дни длиннее,
- побежали весёлые ручейки,
- мы зимнюю тяжёлую одежду поменяли на лёгкую- весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
Логопед. Конечно, самый важный признак наступления весны – солнышко (картинка)
Логопед.Игра «Мы знаем много красивых слов о солнышке» (с ладошками). Как называются эти слова (слова-признаки)
Логопед . На столах конверты с картинками с изображением разных времён года,нужно выбрать картинки, подходящие к весне. Придумайте предложения по картинкам.
Какое предложение вам понравилось больше всего? Составьте схему этого предложения.
Сколько слов в предложении? Назовите первое слово, второе. …. Вспомним правило о предложении.
Логопед . Покажите нужный знак в конце предложения. Наконец – то наступила весна! По дорогам бегут ручейки. А грачи уже прилетели?
Физкультминутка
Солнышко, солнышко
Ты нам ярче посвети.
Солнышко, солнышко
Раскидай свои лучи.
Лучики мы соберём
Золочоночки возьмём
Покатаем, поиграем
И тебе назад вернём.
Логопед. Послушайте загадку.(Загадывает ребёнок)
Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня
Издалека по песенке узнаете меня.
Логопед. А сейчас игру нам подскажет куб.
Игра в мяч.
Если на кубе выпадет жёлтый цвет, то нужно назвать слова – признаки, если зелёный – слова- действия.
Признаки: ручей - звонкий, журчащий, быстрый, холодный …, слова – действия: ручей - бежит, журчит, звенит…
Логопед . Игра с водой (изображают ручеёк- дуть через соломинку в стакан с водой)
Логопед. Загадки (загадывают дети)
- На ручеёк похожая ведёт к реке прохожего.
- Всех прилетных птиц черней чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица… грач.
- Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода,
Не наденешь валенки
На снегу … проталинки.
Логопед. Поиграем с этими словами. Что общего в их звучании?
Дети . Звук Р
Логопед . Кто хочет выбрать схему звука и рассказать об этом звуке?
Дети . Это согласный, твёрдый, звонкий звук.
Логопед. Назовите «лишнее» слово, почему оно «лишнее»? (грач)
Логопед . Составить слово из слогов (ледоход). Что это такое? Из каких двух слов образовалось это слово?
Дети . Из слов «лёд ходит».
Найдите обозначение этого слова на кубе. Образуйте новые слова из двух: снег тает – снеготаяние, первые цветы – первоцветы. Какие ещё сложные слова вы помните? (подснежник, снегопад)
Логопед. Мы увидели весну. А хотите услышать звуки весны? Послушайте.
Логопед. Что услышали? (капель). А что такое «Капель»?
Назовите родственные слова к этому слову (капать, капля, капающая, капелька).
Пальчиковая игра.
Кап-кап-кап, весна настала (пальчики здороваются)
Кап-кап-кап, сосульки тают (пальчики здороваются)
Побежали ручейки (большим и указательным пальцем перебирают по столу)
Прилетели к нам грачи (ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями)
Логопед. У нас есть ещё один сюрприз, который оставила весна. Это её музыкальный инструмент-ксилофон. Я сыграю мелодию. А вы скажите, что она вам напоминает?
Дети . Эта мелодия напоминает звук капели.
Логопед . На ксилофоне можно «поиграть» слова (отстукивают ритмический рисунок слов).
Я предлагаю вам «исполнить» слова на ксилофоне и поместить их в нужный домик: он, она, оно, они. Играть будем парами. Один человек играет на ксилофоне, другой помещает картинку в нужный домик.(Дети выполняют ритмический рисунок по картинкам весенних признаков)
Итог
Логопед. Наша встреча подходит к концу. Подумайте, что бы вы рассказали воспитателям о нашей встрече. Поделитесь впечатлениями о том, что вам больше всего запомнилось, понравилось. Всё ли у вас получилось? А теперь наполним шкатулку словами, что мы ждём от весны.
Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. А я вам подарю раскраски на весеннюю тему.
Список используемой литературы:
- И. Токмакова «К нам весна шагает…»
- Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Ирина Калугина
Конспект итогового занятия «Весна» в подготовительной группе
МБДОУ Детский сад №34 «Чиполлино» р. п. Выездное
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области
«Коммуникация»
С интеграцией образовательных областей
«Познание» , «Социализация» , «Безопасность»
Выполнила воспитатель
МБДОУ Детский сад
№34 «Чиполлино»
Калугина И. А.
Программные задачи
ОО «Коммуникация» :
Развитие связной речи :
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна ) с
использованием наглядных пособий, связно, с логической
последовательностью.
Словарная работа :
Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Расширить словарь признаков по теме : «Весна » .
Грамматический строй речи :
Учить строить разные формы предложения, правильно его проговаривать.
Обогащать речь существительными, определениями, глаголами.
Продолжать подготовку к обучению грамоте посредством звукового анализа.
ОО «Познание» :
Учить детей использовать полученные знания при решении различных проблемных ситуаций, искать различия между разными весенними месяцами; - Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в природе;
Расширять знания о характерных признаках весны .
ОО «Социализация» :
Воспитывать умения работать сообща;
Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
Воспитывать умение действовать в команде;
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи;
ОО «ЧХЛ» :
Формировать интерес и потребность в чтении;
Оборудование :
Интерактивная доска, компьютер, магнитная доска, карточки с первоцветами и грибами, сигнальные значки, воздушные шарики,
бумажные кораблики с заданиями, индивидуальные тетради, карандаши.
Предварительная работа :
Чтение рассказов о весне , разучивание стихотворений, пословиц,
Рассматривание иллюстраций, анализ инсценировок, дидактическая игра «Времена года» , наблюдения в природе, рисование весенних пейзажей на бумаге и интерактивной доске, изготовление корабликов.
Ход НОД:
Воспитатель предлагает детям подойти поближе, читает стихотворение :
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров :
Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, на что это похоже?
Воспитатель : В нашей группе появилась волшебная тучка.
Тучка по небу гуляла,
Тучка бусы растеряла.
Как хрустальные горошки,
Закатились к нам в окошко.
О чем же она нам хочет рассказать?
Воспитатель подходит к тучке, снимает капельку, на которой написано «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА»
Тучка приглашает нас с вами в сказку.
Но чтобы попасть в сказку, нужно пройти испытания – выполнить много заданий, чтобы тучка рассеялась, выглянуло солнышко, и можно было бы идти гулять. Вы ГОТОВЫ отгадать загадки?
1. Загадки.
На интерактивной доске появляются картинки, демонстрирующие загадки о весенних месяцах.
(дети отгадывают, нажимают маркером на нужную картинку)
2. Беседа о весенних приметах.
По каким признакам вы узнали этот месяц? (Солнце светит ярко, с сосулек падает капель, текут ручейки.) Знаете ли вы, как по-другому в народе называется месяц март? Например, солнечник - почему? Потому что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает.
Какие перемены в пейзажах вы здесь наблюдаете? У апреля тоже есть другие имена. Например, его называют снегогон. О чем говорит вам это слово? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.) А еще апрель называют водолей. Как появилось у апреля это имя? Именно в этом месяце всюду очень много воды : текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди. В народе говорят : «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит? Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха.) (На магнитной доске появляются картинки с этими цветами) . Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.
В народе его называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники.) Почему в народе говорят : «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай» ? В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. А какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.) Знаете ли вы, что в мае появляются первые грибы - строчки и сморчки (рассмотреть их на картинках) . Растут они только в лесу. Собирать грибы надо очень осторожно, но в сыром виде вообще их есть нельзя.
Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, где расположены названия весенних месяцев.
Ребята, что общего у этих слов? (это весенние месяцы)
Какое слово можно убрать из этой цепочки и почему?
(слово «апрель» состоит из двух слогов, а слова март, май из одного слога)
Произнесите слова с одним слогом, с двумя слогами?
Молодцы! Вы отлично справились с заданием, и я1. убираю одну капельку. Наша тучка становится меньше и пропускает нас в сказку.
Послушайте ее :
«Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?
Дети : Зима, Весна , Лето, Осень. (интерактивная доска)
Воспитатель продолжает рассказывать сказку : Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»
На доске появляются картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.
Воспитатель : Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).
3. Беседа о солнце.
Только посмотрите, солнышко у нас почему-то невеселое.
Может, его стихотворение порадует. Вспомните, какие мы учили стихи про солнце?
Ребенок : Среди поля голубого
Яркий свет огня большого,
Не спеша огонь тот ходит,
Землю матушку обходит,
Светит весело в оконце
Ну конечно это солнце.
Нет, ребята, все равно не улыбается, что же нужно сделать, чтобы оно засияло? Как вы думаете?
Дети : Сказать как можно больше комплиментов
Дети называют различные эпитеты к слову «солнышко» - солнышко лучистое, солнышко-ведрышко, ласковое, красивое, доброе! Солнышко - наш друг, наша радость.
Воспитатель : Все равно не улыбается. Что же делать?
Дети : Раскрасить! (ребенок с пом. заливки раскрашивает солнце)
Вот теперь солнышко стало теплым. От его света мир становится прекрасней.
А на что похоже солнышко по форме? (На мячик, апельсин, блин)
А по теплу, которое от него исходит? (На печку, оно горячее как сковородка, чайник, костер) .
4. Звуковой анализ :
А еще, ребята, посмотрите в тетради, там есть рисунки тех предметов, на которые похоже солнышко, у каждого свой рисунок. Обозначьте кружочками нужного цвета каждый звук в своем слове.
(один ребенок делает анализ вслух)
Молодцы, тетради закрываем, все ли сделали правильно, я потом проверю. А за то, что вы хорошо работали,2. уберем еще капельку.
Воспитатель : Вот оно и солнышко улыбнулось вам! Покажите, как вам приятно греться на солнце. Вот также приятно и растениям и животным. А хотите посмотреть, как живут растения и животные весной в лесу ?
Физкультминутка :
Пойдемте на лесную полянку. Только помните, что в лесу не только деревья и трава растет, но и живут птицы, звери и насекомые, поэтому пойдем по лесу тихонько, чтобы ни кого не спугнуть, перешагиваем через пенечки-Вот первый пень, вот второй, третий, сколько пней мы перешагнули. (три) . Идем, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. Идем только по тропинке, чтобы не вытоптать траву. Вот и вышли на полянку. Подышали, покружились, протянули ручки к солнышку. Как хорошо весной в лесу .
Муз. Послушаем шум леса. (10сек.)
5. Интерактивная технология «Большой круг»
Воспитатель : Я предлагаю поиграть в игру «Большой круг»
Она поможет нам узнать, сколько вы знаете пословиц о весне .
В.: Встаньте в круг и напомните всем правила игры.
Встают в круг и проговаривают правила игры : каждый имеет право высказать свое мнение, не перебивать, дослушивать мнение другого до конца, не повторять чужие ответы, высказав свое мнение подать руку рядом стоящему ребенку, договориться, кто из детей подведет итог .
В.: Ну что ребята, давайте начнем, вспоминать пословицы о весне .
1. Весна – днем красна
3. Грач на горе, весна на дворе
5. Весенний день год кормит…
6. Пришел май - только успевай да не зевай.
7. Коли в мае дождь, будет и рожь.
В.: Ребята, договоритесь, чья пословица вам показалась наиболее интересной, пусть он повторит пословицу еще раз и объяснит ее значение.
(Подвести итог игры )
В. Молодцы! Вы друг друга слушали, не перебивали, значит, вы настоящие друзья. А природу вы любите? Будьте ей тоже настоящими друзьями. Ой, ребята, а вот белочка к нам пришла и что-то нам принесла. А, это, чтобы вы не забывали, как себя вести в лесу, возьмите вот эти памятки, прочитайте дома с мамами и папами. А теперь также тихо пойдем из леса на свои места.
Тучке очень понравилась наша игра, передумала она поливать нас дождем. 3. Убираем еще капельку.
Предлагает занять свои места и поиграть в игру
6.«Незаконченное предложение»
Один ряд называет, за что любит Весну .
Другой ряд, за что не любит это время года.
(на доске появляются картинки)
ХОРОШО ПЛОХО
На улице стало тепло
Много ручейков, можно пускать кораблики
Все просыпается от зимней спячки
Скоро появятся первые первоцветы
В огородах, полях оживится сельхоз работы
Много воды, домой приходишь с мокрыми ногами
Много на улице мусора показалось из под снега
Дороги разбиты, плохо ездить на машине
Бабушка со мной мало играет, потому что занимается посадкой овощных культур
Умницы, очень понравились нашей тучке ваши ответы, и она потихонечку тает 4.(убираем следующую каплю, но гулять нас еще не отпускает.
7. А предлагает нам в игру поиграть : «Убери лишнее»
(Работа с интерактивной доской)
Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.
Капель, проталина, урожай, сосулька
Мать-и-мачеха, медуница, подснежник, ромашка, ландыш.
Подснежник, весна , листопад, грач
Жаворонок, скворец, ласточка, снегирь, грач.
В : Вы мне много говорили о том, что весной идет посев и высадка овощных и плодовых культур.
Предлагаю вам решить один ребус.
8.«Расположи в нужной последовательности»
Всходы, плод, зернышко, цветок. (интердоска)
Листок, почка, ветка
Ребята и с этим заданием справились,5. уберем еще капельку, наша тучка совсем похудела.
Солнце радостно смеётся,
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна ,
В гости к нам она пришла. –
Посмотрите, у нас тоже есть ручеек, а по нему плывут кораблики. Но у нас кораблики не простые, а волшебные. Т. к. вы скоро пойдете в школу, кораблики с сюрпризом. Они везут задания. Ну-ка, посмотрим (каждый ребенок подходит и берет один кораблик, делает задание, если он не справляется, ему помогают гости). (Если не хватит времени, несут их домой)
9. Задания корабликов :
1. Назови месяц между мартом и маем.
2. Объясни значение слова «проталина» .
3. Какие птицы называются «перелетными» .
4. Отгадать загадку :
Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
5. Объяснить значение слова «оттепель» .
6. Назвать весеннюю обувь.
7. Подобрать слова на вопрос : «Что делают?» -
сосульки, почки, птицы, дети.
8. «Исправь ошибку» : моя сапоги, мой перчатки, мои шарф.
9. Убери лишнее :
Куртка, резиновые сапоги, панама, перчатки.
10. Как мы назовем перчатки, если они из кожи?
А сапоги из резины, шапка из шерсти?
11. Отгадай загадку :
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл.
12. Каких перелетных птиц ты знаешь?
13. Найди ошибку и исправь предложение.
Пригрело солнце, потому что тает снег.
14. Найди ошибку и исправь предложение.
Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
15. Найди ошибку и исправь предложение.
Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
16. Найди ошибку и исправь предложение.
Наступила весна , потому что прилетели грачи.
17. Найди ошибку и исправь предложение.
Пришла весна , потому что проснулся медведь.
18. Убери лишнее :
Март, апрель, декабрь, март.
19. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Итог .
О каком времени года мы сегодня говорили?
Во что вам понравилось больше всего играть?
Ребята, я думаю, вы очень понравились весне , и она будет вас радовать хорошей погодой. Но у нас еще одна капелька от тучки осталась, а на ней написано «сюрприз» . На обратной стороне магнитной доски нарисована схема групповой комнаты . Место, где спрятан сюрприз, обозначено на схеме крестиком. Нужно его отыскать. Дети находят конфеты и угощаются.
Цели занятия. Закрепить знания детей о ранней и поздней весне. П ознакомить с произведениями искусства, в которых отражена весна, выяснить, с помощью каких средств выразительности композиторы, художники, поэты передают это время года. Дать представление о разнообразии весенних образов в музыке, изобразительной деятельности, поэзии. Закрепить знания о произведениях «Март» и «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского. Развивать образную речь, музыкальные способности, эмоциональную сферу. Воспитывать музыкальный, художественный и эстетический вкус, интерес и любовь к музыке, изобразительному искусству, поэзии.
Материал и оборудование. Музыка С. Рахманинова в записи (романс «Весенние воды» на стихи Ф. Тютчева). Музыка П. Чайковского в записи («Март», «Апрель» из фортепианного цикла «Времена года»). Мультимедийная установка. Презентация по теме занятия.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем заходят в зал под звучание в записи романса «Весенние воды» С. Рахманинова, их приветствует музыкальный руководитель, далее – м. р.
Слайды № 2–4
М. р. Ребята, только что прозвучал романс Сергея Рахманинова «Весенние воды» на стихи Фёдора Тютчева. (Читает фрагмент стихотворения .)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»…
Как точно композитор передал содержание поэтического текста, весеннее состояние природы!
Слайд №5
Ребята, а вы любите весну? (Ответы детей. ) А что вам нравится в этом времени года? (Яркое солнце, тепло, пробуждение природы: на деревьях распускаются листочки, расцветают первые цветы.)
Воспитатель. А вы знаете, что весна бывает ранняя и поздняя? (Ответы детей. )
Слайды № 6, 7
Воспитатель проводит с детьми короткую беседу «Признаки ранней и поздней весны».
М. р. Ребята, романс «Весенние воды» прозвучал не случайно. Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, как композиторы, художники и поэты передают весну и связанные с ней чувства в своих произведениях.
Сейчас мы послушаем известную вам музыку. (Звучит в записи пьеса «Март» из цикла «Времена года» П. Чайковского». ) Вспомните, кто написал эту музыку. (Пётр Ильич Чайковский.)
Слайды № 9, 10
Правильно, автором музыки является Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор. А как называется произведение? (Ответы детей. ) Верно, музыка называется «Март. Песня жаворонка» – она из известного фортепианного альбома Чайковского «Времена года». В чём особенность этого альбома? (Ответы детей. )
Слайд № 11
Давайте поговорим о произведении «Март». Какая в нём музыка? (Музыка нежная, слышится пение жаворонка, парящего над пашней.) Верно, композитор изображает весёлые птичьи трели, рисует картину весеннего русского пейзажа. Какая здесь весна? (Ранняя.)
Образ жаворонка используется не только в музыке, но и в поэзии.
Слайд № 12
Послушайте стихотворение «Жаворонок» Василия Жуковского.
Ребёнок.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Как вы можете объяснить фразу из стихотворения: «На солнце тёмный лес зардел…»? Почему лес тёмный? (Потому была ночь. Выглянуло солнце, осветило лес, и он преобразился.) Слово «зардел» означает «приобрёл красный оттенок». Вы правильно сказали: солнце осветило лес. А где жаворонок запел свою раннюю песню? (В лазури.) Как вы думаете, что означает это слово? (Есть лазурный цвет, он похож на голубой.) Верно. А что весной может быть в природе голубым? (Небо. Жаворонок поёт с вышины.) Молодцы! А о чём поёт жаворонок? (О том, что пришла весна.)
Слайд № 13
Что же это за птица, такая – жаворонок? (Небольшая по размеру полевая птичка. Она красиво поёт.) Правильно! А ещё жаворонок олицетворяет приход весны, пробуждение природы после зимы. Ранней весной птицы возвращаются с юга, и первыми прилетают жаворонки. У наших предков был праздник, который отмечался в начале марта и был связан с прилётом птиц. В этот день пекли из ржаного теста жаворонков и раздавали их детям. Те выбегали на улицу и кричали: «Жаворонки, прилетите, студёную зиму унесите, тёплую весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!».
М. р. Теперь рассмотрим картины, на которых художники изобразили весну.
Слайды № 14–16
Демонстрируются слайды с картинами «Мартовское солнце» К. Юона, «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.
М. р. Какая весна изображена на этих картинах? (Ранняя.) Что же на это указывает? (На земле ещё лежит снег, но он уже рыхлый, кое-где начинает таять. Почти на всех картинах солнце яркое, небо голубое. Прилетели грачи.) Верно! Художники хоть и не показывают солнце, но мы видим, что его ласковые весенние лучи освещают крыши домов, макушки деревьев… Снег как будто отражает голубизну неба, отчётливо видны тени – они присутствуют на всех картинах. Какие цвета художники использовали в своих картинах? (Тёплые цвета, желтые, зелёные, но встречаются и холодные цвета.)
Слайд № 16
А эта картина называется «Грачи прилетели». Когда прилетают с юга грачи? (В начале марта.) Правильно. И первое, что начинают делать грачи весной, это… (Строить на деревьях гнёзда.)
(Можно поговорить с детьми о каждой картине отдельно. )
Слайд № 17
Ребята, а как называют художников, которые изображают на своих картинах природу? (Этих художников называют пейзажистами, а их картины – пейзажами.) Правильно, молодцы!
Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Константин Юон – знаменитые русские художники-пейзажисты, их картины мы сейчас рассматривали.
Давайте послушаем стихотворение русского поэта Фёдора Тютчева. Слушайте внимательно – мы потом поговорим об этом стихотворении.
Дети (по очереди ).
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Какие образы предстают перед нами в этом стихотворении? (Зима и Весна. Здесь тоже говорится о жаворонке.) А какая здесь Зима? (Злая.) А почему она злится? (Потому что её пора прошла. Зиму поэт даже называет ведьмой, которая запустила снегом в Весну.) Зато как нежно поэт называет Весну: «прекрасное дитя»! Но это не тихое и покорное создание: Весна борется с Зимой, гонит её прочь, шумит, смеётся над Зимой. Не зря в народе говорят: весна пришла – на всё пошла.
Воспитатель. А еще в народе говорят: зима весну пугает, да сама тает. Ребята, предлагаю вам вспомнить другие пословицы и поговорки о весне!
Пословицы и поговорки и весне
☼ Ранняя весна – большое половодье.
☼ И в марте мороз на нос садится.
☼ В марте день с ночью меряется, равняется.
☼ Весна да осень – на дню погод восемь.
☼ Весна отмыкает ключи и воды.
☼ Весенний лёд толст, да прост; осенний тонок, да цепок.
☼ Ранние ласточки – к счастливому году.
☼ Грач на горе – весна на дворе.
☼ Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
☼ Солнышко с апрельской горки в лето катится.
☼ Матушка весна всем красна.
М. р. О весне написано немало замечательных песен. Давайте вспомним одну из них!
Солнце в небе кружится,
Солнце в каждой лужице,
И весенний перезвон
Зазвучал со всех сторон.
Что это за песенка? («Капель».)
Дети исполняют песню «Капель», муз. и сл. В. Шестаковой//Музыкальный руководитель. – 2015 – № 2. – С. 52. Пение сопровождается игрой на треугольниках и колокольчиках.
М. р. Каким настроением пронизана песня? (Песня пронизана весёлым радостным настроением, под неё хочется танцевать.) Верно. Все рады приходу весны, её звонкой песенке. Вы тоже очень хорошо исполнили песню, молодцы!
А теперь предлагаю вам послушать ещё одно музыкальное произведение.
Звучит в записи пьеса «Апрель» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Слайд №18
М. р. Как называется музыка? (Музыка называется «Апрель» – она, как и пьеса «Март», из альбома «Времена года» Петра Ильича Чайковского.) А какие чувства вызывает у вас эта музыка? (Чувство волнения и радости.) Верно. Пьеса построена на вальсообразном ритме, темп у неё подвижный, мелодия всё время устремляется вверх. Благодаря этим средствам выразительности композитору удалось передать чувство радостного волнения, которое возникает при созерцании весенней пробуждающейся природы.
Слайд № 19
Второе название пьесы – «Подснежник». Музыка отличается удивительной трепетностью и нежностью, как и этот скромный весенний цветок. Наше воображение рисует нам солнечный день, первые проталины в лесу – здесь из-под снега вырастает первый робкий цветок. Он такой хрупкий! Но ему не страшны холод и снег. Лёгкий ветерок колышет тонкий стебелёк, а звуки капели всё увереннее провозглашают торжество весны.
http://jykfqy.ru/chelovek-i-foto/vesna-foto-vesna-2013-foto/attachment/765765-2
Ребёнок.
Веселый апрель улыбнулся,
Запел, загалдел, заиграл,
От шума подснежник проснулся
И на проталинке встал.
Запахло, повеяло прелью,
Чуть слышно подснежник твердил:
«Спасибо апрелю, спасибо
За то, что меня разбудил».
(И. Беляков )
Слайд № 20
М. р. А кто покажет на слайде позднюю весну?
Дети выбирают из представленных на слайде картин картины с изображением поздней весны: это «Весна. Большая вода» И. Левитана и «Цветущие вишни» П. Петровичева.
Слайды № 21, 22
Проводится беседа по содержанию картин.
М. р. А вот как описывает позднюю весну поэт.
Слайд № 23
Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.
На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки.
(С. Дрожжин )
В стихотворении Жуковского, которое мы слушали раньше, лес зардел, а здесь он… (Озолотился.) От чего? (От ярких солнечных лучей.) Весна уже вступила в свои права, природа пробудилась от зимнего сна, расцвела…
Как мы узнали об этом? (Появилась травка, расцвели ландыши, незабудки.)
А с чем поэт сравнивает незабудку? (С голубыми глазками.)
Подведём итог нашего занятия. Вспомните, кто из великих композиторов, художников и поэтов изображал при помощи звуков, красок, слов весну. (Ответы детей. ) Какая весна встречается в их произведениях? (Ранняя и поздняя.) Какими словами можно охарактеризовать раннюю весну? (Быстрая, стремительная, журчащая, торопливая, грустная.) А позднюю? (Яркая, весёлая, торжествующая, цветущая.)
В конце занятия детям предлагается исполнить знакомую песню о весне.
Людмила Михайловна Иванисова,
музыкальный руководитель,
МБДОУ «Детский сад № 48», г. Белгород
Конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Тема: «Весна идет»
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
В подготовительной к школе группе
Тема: «Весна идет»
Образовательная область «Познание»
Направление – «Познавательно-речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.
Задачи:
1. Углубить представления о сезонных изменениях в природе; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (снег тает, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
2. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (загадки, пословицы); развивать логическое мышление, разговорную речь: обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки.
3. Воспитывать у детей отзывчивость, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Планируемые результаты: Дети имеют представления о характерных признаках весны (сильнее греет солнце, увеличивается день, тает снег, возвращаются перелетные птицы); умеют отвечать полным ответом, понимают связь между явлениями неживой природы.
Материалы:
· Картинки к ребусу «Весна», набор букв, картинки с изображением 4-х времен года.
· Картинки с изображением примет весны.
· «Солнышко».
Предварительная работа:
1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.
2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.
3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.
4. Чтение художественной литературы.
5. Заучивание стихов о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о замечательном времени года. О каком - вы догадайтесь сами. Ребята, вы слышите, музыка играет? Послушайте музыку внимательно.
Прослушивание мелодии «Весенняя капель».
Воспитатель: Дети, как вы думаете о каком времени года эта музыка?
Дети: О весне.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что в музыке слышна капель, а капель бывает весной.
Воспитатель: Правильно, даже музыка может нас настроить на весенний лад.
Дидактическая игра «Составь слово»: Из названий картинок вы должны выделить первый звук и составить из них слово.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Какое слово получилось?
Дети: Весна.
Воспитатель: Она приходит ласково.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Воспитатель: И говорить мы сегодня будем о весне.
Воспитатель: Ответьте на вопросы:
После какого времени года наступает весна?
А перед каким временем года?
Все времена года идут друг за другом, а сколько их всего?
Воспитатель: Дети, давайте вспомним приметы весны , а помогут нам в этом картинки. Начинать предложение нужно со слова «Весной…».
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему тает снег, лед, бегут ручьи?
Дети: Снег тает, потому что солнышко стало сильнее пригревать.
Воспитатель: Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать?
Дети: Нет, солнце - главный помощник весны.
Дети: Что-то загрустило наше солнышко.
Давайте придумаем красивые слова к солнышку и будем расправлять его лучики.
Дидактическая игра «Подбери слово»
Солнце, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
Есть такая пословица: «При матушке добро, а при солнышке тепло»
Какое красивое солнышко получилось, оно улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Физкультминутка
Улыбаются все люди,
Весна! Весна! Весна!
Она везде она повсюду,
Красна! Красна! Красна!
По лугу, лесу и полянке,
Идёт! Идёт! Идёт!
На солнышке зовёт погреться,
Скорей! Скорей! Скорей!
И ручеёк бежит задорно,
Звенит! Звенит! Звенит!
По камушкам река широко,
Журчит! Журчит! Журчит!
И запахи кругом повсюду,
Цветы! Цветы! Цветы!
И всё живое сразу слышит,
Весенний звон!
Воспитатель: Ребята, ответьте на вопросы:
Какая погода бывает весной?
Какие облака весной?
Какая весной капель?
Какое небо весной?
В какую одежду одеваются весной люди?
Какая весной вырастает травка?
Дидактическое упражнение.
Скажите со словом «Весенний» - день, погода, настроение, гроза, солнце, трава, месяцы.
Воспитатель: Послушайте загадки :
- Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (МАРТ)
- Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (АПРЕЛЬ)
- Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Птицы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это? (МАЙ)
Дети повторяют все месяцы весны.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Викторина.
- Какие деревья ранней весной украшают себя первыми? (ива или верба)
- А какие деревья ранней весной остаются зелёными? (ель и сосна)
- Где лежит прошлогодний снег? (на земле, под новым снегом)
- Где быстрее тает снег-в поле или в лесу?
- Почему вокруг деревьев весной образуются воронки?
- Где гнездятся скворцы, если нет скворечников (под крышами домов, в дуплах птиц)
- Для чего скворцы садятся на животных весной (коров, лошадей)? (чтобы нащипать шерсти для гнезда)
- Почему птицы летят за тракторами и садятся на вспаханную землю? (после пахоты ищут червячков)
Игра «Исправь ошибку»
Весенние месяцы – декабрь, январь, февраль?
Весной идет листопад?
Звери делают запасы весной?
Весной на юг улетают птицы.
Дети весной надевают весеннюю одежду
Воспитатель: Молодцы! О чем мы сегодня говорили на занятии? (о весне, о приметах весны, отгадывали загадки и т.д.)
Что было легко, а что трудно?