Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента психомоторики человека.
Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В.Гуровец, Н.И.Озерецкий, И.М. Сеченов и др.) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих рук, рук и ног), ритмичность.
Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Как отмечают исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.
В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика».
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.
Мелкая моторика – психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
В психологических исследованиях наблюдается несколько подходов к определению понятия «координация движений».
Она понимается как:
– преодоление избыточности движений, способ организации двигательных действий (Н.А. Бернштейн);
– способность к упорядочению внутренних и внешних сил, к оптимальному регулированию двигательных действий (Л.С.Выготский);
Координация движений – психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических и морфологических особенностях организма, являющееся базой для других физических качеств и содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий.
Рассматривая мелкую моторику как психомоторное качество, имеет смысл основываться на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями (М.А. Бернштейн), как двигательного стереотипа моторного развития человека (А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова). Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Психологические концепции когнитивного развития Ж. Пиаже и онтогенетической концепции А. Валлона утверждают, что успешное развитие психомоторных качеств, процесса контроля движений в раннем возрасте является важным показателем развития ребенка. Психологические исследования, которые проводились в лаборатории А.В.Запорожца и его сотрудников, были посвящены изучению процесса формирования произвольного движения, роли поисковых действий в его организации и специфической роли слова в становлении произвольных движений.
Признавая важность развития психомоторики, прогрессивные педагогические системы XIX века (М. Монтессори, Р. Штайнер) уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте.
В XX веке в русле советской, а позже и российской педагогической системы воспитания и развития в дошкольных учреждениях был накоплен большой запас знаний о развитии психомоторных качеств детей (М.А. Васильева, Н.А. Ветлугина, М.Ф. Литвинова, М.А. Палавандишвили). Психологические исследования Л.А. Венгера, Д.Б. Гальперина, А.В. Запорожца, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова стали основой для разработки и внедрения в педагогическую практику воспитания, а также использования музыкального воспитания с применением музыкально-ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств.
В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на физкультурных и музыкальных занятиях, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд вопросов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов, направленных на развитие мелкой моторики младших школьников.
Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте.
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что соответствует перераспределению мышечного тонуса, свойственного взрослому организму.
К 6-7 годам после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Следует помнить, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет, поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо строго дозировать двигательные нагрузки (непрерывное письмо).
С 8–9 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц.
Происходящие изменения в мышечной системе детей связаны с изменениями свойств мышечной ткани, а именно:
При развитии детей изменяется характер биоэлектрической активности мышц. У детей 7-9 лет в большинстве случаев “пачки” импульсов нечетко выражены, часто отмечается не прекращающая электрическая активность. По мере роста и развития ребенка участки повышенной активности все более четко разделяются интервалами, на протяжении которых биопотенциалы не регистрируются. Это указывает на происходящее повышение качества функционирования двигательного аппарата.
Для раннего детского возраста характерным является отсутствие пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тетаническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. Отсутствие выраженного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов.
В детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность объясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений.
В процессе развития ребенка эластичность его мышц уменьшается, но увеличивается их упругость и прочность.
Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл и за счет повышения плотности их "упаковки".
Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии.
Таким образом, в дошкольном и школьном возрасте происходит дальнейшее развитие мышечной системы: увеличивается мышечная масса тела, число миофибрилл в мышечном волокне; развивается координация мелких мышц руки. Все эти изменения, в свою очередь, ведут к изменениям свойств мышечной ткани: изменяется характер биоэлектрической активности мышц, наблюдается отсутствие пессимального торможения и низкая лабильность мышц, увеличивается упругость, прочность мышц и сила мышечного сокращения. Быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом.
Нарушение психомоторного развития при поступлении ребенка в школу и в младшем школьном возрасте довольно часты и отмечаются почти у 30 % детей. Причиной их могут быть неблагоприятные воздействия в внутриутробном периоде развития, во время родов, в первые годы жизни. Они также могут быть обусловлены функциональной незрелостью мозга. Наряду со стойкими отклонениями в развитии у большинства детей наблюдается множество обратимых вариантов, которые связаны не только с функциональной зрелостью мозга, но и с соматической ослабленностью, педагогической запущенностью, эмоциональной депривацией и могут быть полностью преодолены при правильной и своевременной работе.
Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечетки, недостаточно координированы и особенно заметны в таких видах деятельности, как ручной труд, рисование, лепка, работа с мелкими деталями (мозаикой, конструктором), в выполнение бытовых манипуляторных действий: застегивание и расстёгивание пуговиц, шнуровка ботинок, завязывания бантов и т.п.
Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки может стать препятствием для освоения в 6-7 лет базисных движений, необходимых для дальнейшего формирования навыка письма.
Опираясь на работы М.М.Безруких (М.М.Безруких. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – М.; Дрофа, 2000. – 256 с.: ил.) в качестве рабочего определения «мелкая моторика младших школьников» мы выбрали характеристики уровня развития мелкой моторики ребенка, готового к обучению в школе.
Дети, готовые к обучению в школе, должны нарисовать достаточно пропорциональную фигуру человека с головой, туловищем, конечностями, обозначить глаза, уши, нос, волосы, шею, пальцы на руках. При копировании точек умеет правильно соориентироваться в пространстве листа, при копировании фразы воспроизвести элементы букв, их наклон, правильно разделить фразы на слова, рисовать непрерывные вертикальные и горизонтальные линии, обводить фигуры без отрыва, вычерчивать линии, согласно указанным направлениям, достаточно быстрый темп работы, отсутствие тремора и сжатости при выполнении заданий, связанных с письмом.
Исходя из обозначенного рабочего определения «мелкая моторика младших школьников» для диагностики уровня развития мелкой моторики младших школьников имеет смысл использовать широко применяемую в России методику Керна-Ирасека. На чистом листе бумаги школьник рисует фигуру человека, копирует с трафарета незнакомую комбинацию штрихов-фрагментов («Ей дан чай», «Он ел суп»), копирует с трафарета 10 точек, расположив их одна за другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали. Тест Керна-Ирасека дает представления об уровне общего развития ребенка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к копированию, а также о степени развития скоординированных движений руки, мелкой моторики.
Дополнительно возможно использовать часть методики раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6-7 лет, разработанную М.М.Безруких, направленную на выявление уровня развития мелкой моторики и графических умений. Детям предлагается завязывать развязывать 5 узелков, собирать 10 спичек и складывать их в коробку, дотрагиваться попеременно каждым пальчиком левой и правой руки до большого пальца (руки при этом вытянуты, пальцы растопырены). Так определяется ловкость и скорость выполнения заданий (10-15 секунд), способность выполнить задание одновременно обеими руками и ловкость движений. Максимальное количество баллов при этом 15, минимальное - 5. Средний показатель развития моторики – 8 баллов.
Таким образом, в качестве критериев уровня развития мелкой моторики младших школьников, мы выбираем следующие показатели: ловкость движений, скорость выполнения заданий, способность выполнить задание одновременно обеими руками, способность к копированию графических изображений.
Развитие мелкой моторики у младших школьников на логопедических занятиях
Обобщение опыта работы учителя-логопеда
I квалификационной категории О.Е.Цой.
Краткое изложение содержания методического материала, актуальность, назначение, кем и когда может быть использован.
Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно на руке и на языке.
Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Именно поэтому на логопедических занятиях большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Каждое занятие включает в себя игры, упражнения, задания, направленные на развитие этого процесса.
Работа может быть использована различными специалистами (логопедами, воспитателями, учителями, дефектологами родителями ), для проведения индивидуальных, групповых занятий с детьми младшего школьного возраста.
Пособие содержит материал, который включает большое количество разнообразных новых и уже хорошо известных приёмов работы, предлагаемых различными авторами Т.А. Ткаченко, В.М. Акименко,
Н.В Нищевой, Е.А. смирновой, Е. М. Новиковой, Т.А.Черновой), направленных на развитие мелкой моторики.
Использование предлагаемых игр и упражнений будут способствовать развитию и совершенствованию у учащихся мелкой моторики, а значит и благотворно влиять на процесс развития речи, повышать работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.
Работа состоит из двух частей:
Часть I – Развитие мелкой моторики.
Часть
Часть I -Развитие мелкой моторики.
Движение пальцев рук человека в процессе эволюции оказались тесно связанными с речевой функцией. До появления словесной речи первобытный человек, производя различные орудия, многие сотни лет утончал и совершенствовал работу руки и пальцев. Его первой формой общения были жесты, затем начавшие сочетаться с возгласами, выкриками. По ходу развития руки происходило увеличение площади двигательной проекции кисти в мозге человека, т.е. развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики стимулирует, ускоряет процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Наряду с традиционными методами развития мелкой моторики (использование развивающих игрушек, штрихование, изобразительная деятельность - лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов по начерченным на бумаге линиям, ручной труд, пальчиковый массаж, гимнастика ) активно на логопедических занятиях применяются нетрадиционные методы .
К нетрадиционным методам относят игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, массаж и самомассаж сопровождаемый стихотворным текстом или выполняемый под музыку, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое). Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
1. Использование развивающих игрушек.
В настоящее время используют множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка. Здесь используются игры-шнуровки, различные кубики палочки, конструкторы, пирамидки, лабиринты, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигу рки на магнитах, кубы сортёры, пазлы, мозаика. Использование данных игр помогает развивать и совершенствовать не только моторику рук, но и навыки пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации тактильных ощущений, логического мышления, позволяют уточнить сенсорные эталоны.
Игрушки- шнуровки Доски Сегена (рамки, вкладыши)
Игрушки-лабиринты
Игры-пазлы
Мозаика Игры- бусы
Мягкие развивающте игрушки Фигурки на магнитах
Конструкторы Конструктор букв
Игры с резиночками
Палочки Кьюзинера и приложение к ним – игровой альбом
Блоки Дьениша и приложение к ним – игровой альбом
Кубики Никитина «Сложи узор» и приложение к ним –игровой альбом
2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
Игры с пальчиками стимулируют, ускоряет процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только знания и опыт многих поколений, но и исследования физиологов. Доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.
Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Главная цель этих игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Оказался выраженным и коррекционный эффект от подобных игр - проговаривание стихов одновременно с выполнением движений, заметно ритмизует речь, делает ее более четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие детей.
В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Другим основным массажным приемом в этих играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание. Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и нервную возбудимость. Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
- формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Кроме того, такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. А это в свою очередь, способствует более полному и свободному самовыражению детей, их открытости.
С этой целью на уроках широко применяются пальчиковые игры Е.С. Железновой. Удобство использование игр в том, что к каждому стихотворению написана музыка и яркая картинка.
Пальчиковые игры Е.Железновой - инструкция+ музыка+ иллюстрация
Кроме того, на логопедических занятиях проводятся всевозможные пальчиковые театры. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая:
способствует развитию мелкой моторики;
развивает пространственное восприятие;
развивает словарный запас;
развивает познавательные способности: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
развивает творческие способности.
Данный вид упражнений зачастую применяется на индивидуальных занятиях. Кукла на пальце может перемещаться влево, вправо, вверх, в них, по кругу. Если надеть 2 куклы на обе руки ребенка, то куклы могут обниматься при встрече, целоваться, драться и мириться. Интерес к кукле, которую ребенок одушевляет, позволит удерживать руку и пальцы в определенном положении и выполнять при этом сложные движения, что без интереса к кукле было бы утомительно, а, может, и невозможно.
3. Массаж и самомассаж.
Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры). Одним из приемов самомассажа является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»).
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком Су-джок.
1, 2, 3, 4, 5!
Буду шарик я катать
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Также для самомассажа подушечек пальцев и ладоней рук можно использовать игольчатые коврики Ляпко и аппликатор Кузнецова.
«Прижимающий» самомассаж подушечек пальцев с использованием «колючего» коврика Ляпко.
Шел медведь к своей берлоге.
Да споткнулся на пороге.
«Видно, очень мало сил
Я на зиму накопил» -
Так подумал и пошел
Он на поиск диких пчел.
Все медведи – сладкоежки,
Любят есть медок без спешки,
А наевшись, без тревоги
До весны сопят в берлоге.
Кисть одной руки лежит на коврике ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь. На каждую строчку нажимаем на один палец.
Из массажной щетки для волос можно изготовить тренажер «ежик» - к складной щетке прикрепить эластичную ленту, обеспечивающую плотное прилегание к ладони ребенка. Надев тренажер на одну ладонь зубцами наружу, ребенок поглаживает, хлопает по второй ладони. Можно надеть «ежиков» на обе руки и похлопать в ладоши. Хлопая, приговаривать:
Лапушки, лапушки,
Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки –
Вам дадут лепешки.
Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка. Их можно использовать как для закрепления навыка открывания прищепки, прикрепляя прищепки к любым предметам – тарелки, картонки, картинки (добавление недостающих деталей (ёжику и ёлочке - иголки, солнышку – лучики и т. д.), так и для проведения самомассажа подушечек пальцев. Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.
Сильно кусает
Котенок-глупыш!
Он думает, что это
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе:
«Кыш! »
Бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки. Затем на каждый ударный слог ударяют пальчиками по парте – от большого пальца к мизинцу.
Левая рука:
Вот проснулся, встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок.
Правая рука
Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне!
Работа с прищепками
Бусы или четки, длинные бигуди, ребристые карандаши, зубная щетка, резинки для волос, платочки, шнурки и веревочки – все это можно использовать для развития мелкой моторики.
Игра с решеткой для раковины.
Гном
Шел по лесу добрый гном
С разноцветным колпачком.
Шел и песню напевал,
И вразвалочку шагал.
Дети кладут решетку на колени или на стол, «Ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам решетки, делая «шаг» на каждый ударный слог, - двумя руками одновременно или поочередно.
Игра с резинкой для волос.
Перстенек.
На пальце – перстенек .
Он блестит, как огонек.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
назад возвратился.
Надеваем и снимаем резинку на большой палец, указательный, средний, безымянный, мизинец. Это же стихотворение можно использовать для игры с пружинками Су-джок.
На логопедических занятиях также применяют игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Для этого заполняется коробка пуговицами разного размера, цвета, формы. Предлагается выполнить следующие упражнения:
Опустить руки в коробку;
Поводить ладонями по поверхности;
Пересыпать из ладошки в ладошку;
Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;
Переложить пуговички (по одной) в пустую пластмассовую бутылку.
Для развития мелкой моторики широко используются игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни). Природный материал всегда доступен не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. С помощью сосновых, еловых шишек, грецкого ореха, каштана, косточек абрикоса или персика мы массируем запястья, кисти рук ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.
Игра с еловыми шишками.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко. (п ерекатывать шишку между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения.
Также шишки можно сжимать и разжимать обеими руками одновременно или поочередно, прокатывать шишку от кончиков пальцев к запястью, локтю и обратно.
Активно на логопедических занятиях используются игры в «сухом бассейне». Для изготовления «сухого бассейна» необходимо взять небольшую глубокую миску (диаметром 25см, высотой 12-15см) и заполнить ее на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. «Сухой бассейн» - это замечательный массажер для рук, который используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель ребенок может производить различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, пересыпать, перебрать, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы (по аналогии с игрой «Волшебный мешочек»), при этом, ручки ребенка массируются, пальцы становятся чувствительными, их движения- координированными. Игры в «сухом бассейне» можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и на групповых.
Успешно в логопедической практике для развития мелкой моторики применяются способы нетрадиционного рисования (рисование пальцами на песке и крупах). На подносе ровным слоем распределяется песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Дети кончиками пальцев, ладошками, кулачками пишут буквы рисуют, дорисовывают разные рисунки по образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки, выкладывают узоры из камней.
Сочетание традиционных и нетрадиционных методов в работе позволяют учителю логопеду помимо развития мелкой моторики формировать у учащихся положительную мотивацию, познавательную активность и творческое воображения, совершенствовать навык зрительного и слухового восприятие, развивать просодическую сторону речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности, развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Кроме того сочетание приемов позволяет логопеду разнообразить занятия, сделать его насыщенным и интересным, ведь предлагаемые игры и упражнения можно проводить стоя, сидя на ковре, за партой, в кругу, передвигаясь по классу, что позволяет распределять нагрузку на детей на протяжении всего занятия. Игры по развитию мелкой моторики также можно проводить при появлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания к занятию. Динамическая пауза поможет снять статистическую нагрузку, связанную с сидением и будет являться необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья учащихся.
Таким образом, предлагаемые задания и игры по формированию мелкой моторики будут являться мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулировать, ускорять процесс речевого и умственного развития ребенка.
Часть II - Диагностика состояния ручной моторики (особенно пальцевой), пальцевого гнозопраксиса.
Определение ведущей руки, ноги, глаза.
№1
Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.
Условия проведения тестирования". Взрослый сидит напротив ребенка лучше за столом. Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
Установка : «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»
I. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом.
Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.
«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».
Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.
3. «Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
4. «Подними лежащий на полу предмет». - Праворукие очень редко берут его левой рукой.
5 .«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
6. «Соедини скрепки в цепочку». Ведущая та рука, которая действует более активно.
7. «Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
8. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?
9. «Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.
10. «Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
11. «Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.
Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:
Интерпретация полученных результатов:
При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил наибоьшее количество плюсов в соответствующую графу.
№ 2
Тестовые задания для определения ведущего глаза.
Ребенку предлагается посмотреть вдаль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.
Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.
Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.
№ 3.
1.Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Ход тестирования: тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх. Последовательность выполнения задания: крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней. Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме. Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.
2.Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак -ребро -ладонь» (А.Р. Лурия)
Ход тестирования: Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»
Могут быть нарушены:переключение с одного вида движений на другое;последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования: Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего. Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
3.Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Ход тестирования: т естирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования: р ебенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
4.Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Ход тестирования: тестирующий предлагает ребенку делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования: точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности. Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
№ 4
Диагностическое задание для выявления уровня графической подготовленности.
Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка» (С.О.Филиппова, О.А.Каминский)
Этот тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв. Важными элементами движений при выполнении графического упражнения «Речка» являются темп и ритм. Средний темп человека в пределах от 1,5 до 5 движений в секунду (Н.А.Рокотова, Е.К.Бережная, И.Д.Богина и др. 1971 г.) Средний темп у детей 7-го года жизни равен 0,5 движений в секунду. Что позволило установить интервалы штриховки: для детей 7-го года жизни - 2 секунды. Контур «Речки определен произвольно с учетом периодического (но равномерного) увеличения и уменьшения сечения для штриховки линий. Такое распределение длины штрихов также отражает характерные признаки амплитуды письма. Количество штрихов в графическом упражнении для детей 7-го года - 20 (на тетрадном листе с крупной клеткой), (на тетрадном листе с обычной клеткой) - 30.
Ход тестирования: т ест выполняется в помещении группы. Все занимающиеся сидят за столами. Перед началом испытания детям объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их и не заводя за «берега речки». По сигналу руководителя испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов («мостиков»), соединяя две линии («берега»). Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждый штрих должен наноситься в определенном темпе (через 2 или 1,5 секунды) под удар метронома или счет руководителя. С отсчетом 20 (30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, затем опустить их и положить карандаш на стол. После этого рисовать линии не разрешается.
Тест оценивается по пятибалльной шкале: 5 баллов - задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за «берега речки». Допускается невыполнение одной линии:
4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на %;
3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями: задание выполнено без ошибок, но только наполовину;
2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено без ошибок, но менее чем наполовину;
балл - задание выполнено не полностью со значительными ошибками.
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы осуществляется самопроверка. Ребенок может исправить замеченные неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
3. Ребенку предлагается обвести клубочки и другие рисунки по точкам, не отрывая карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
4. Ребенку предлагается заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Используются разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.
Выполнение пробы Хэда: «Пакажи правой рукой левое ухо», предлагается показать правые и левые части тела у напротив сидящего человека.
Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы). Задания 1. Соединить 1 и 2 пальцы в виде кольца.
Задания 2. Вытянуть 2 и 3 пальцы, 2 и 5 пальцы (остальные пальцы при этом согнуты).
Динамическая организация движений пальцев.
Задания 1. Перебор пальцев. Предлагается поочередное прикосновение большого пальца ко 2, 3, 4, 5пальцам, которое производится одновременно двумя руками, сначала в медленном, затем в более быстром темпе.
Задания 2. «Игра на рояле» Поочередное прикосновение пальцев к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1,2,3,4,5; 5,4,3,2,1), сначала правой, далее левой, в дальнейшем двумя руками.
Результаты диагностики. Особенности ручной моторики у учащихся у учащихся 1,2-ых классов специально (коррекционных) классов VII вида с речевым заключением: ОНР- III . ОНР- III , дислексия, дисграфия.
У всех обследованных детей отмечаются неточности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений при необходимости одновременного движения пальцев правой и левой руки. Пробы на оптико-кинестетическую организацию движений выполняют с затруднениями, наблюдаются ошибки при выполнении некоторых проб на праксис позы (неточное выполнение упражнений: согнуть 2 и 5 пальцы и т.д.). Пробы Хэда выполняют замедленно, с ошибками. Отмечаются ошибки и неточности при срисовывании предметов по образцу, при штриховании фигур (выход за контуры), при соединении точек в одну линию без отрыва карандаша от бумаги.
Анализ результатов обследования показал необходимость организации коррекционных мер по развитию ручной моторики на логопедических занятиях у учащихся 1,2-ых специально (коррекционных) классов VII вида.
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики должны включаться в коррекционнно - логопедическую деятельность параллельно с развитием всех речевых компонентов (лексико-грамматическим и фонетико-фонематическим строем речи) поскольку развитие речи и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Список используемой литературы.
1. Т.А. Ткаченко Журнал "Дошкольное воспитание"№3 за 1989 год Статья: "Физминутки в логопедических занятиях с детьми".
2. Т.А. Ткаченко Книга. "Логопедические упражнения" (издательство ЭКСМО, 2007 год)
3. Т.А. Ткаченко Книга "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков" (издательство ЭКСМО, 2008г.)
4. Т.А. Ткаченко Книга "Развиваем мелкую моторику". (издательство ЭКСМО, 2010г.)
5.Т.А. Ткаченко Книга "Веселые пальчики" (издательство ЭКСМО, 2010г.)
6.Т.А. Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики" (издательство ЭКСМО, 2011г.)
7. Акименко В.М. "Развивающие технологии в логопедии" 2011 г.
8.Нищева Н.В. "Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики" 2009 г.
9.Зажигина О.А. "Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования" 2012 г.
10.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. "Пальцы помогают говорить" 2012 г.
11. Смирнова Е.А. "Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста" 2013 г.
12. Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи" 2007 г.
13.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. "Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать" 2001 г.
14.Бычкова Н.В. Перминова Е.Л: Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками.
15. Татьяна Кислинская: Пальчиковые игры для детей (29 карточек).
16. ЧерноваТ.А., Тимофеева Н. Б.: Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики.
17 Бардышева Т. Н.: Привет, ладошка! Развитие мелкой моторики.
18. Диченскова А.Ю.: Страна пальчиковых игр: Идеи для развития мелкой моторики.
19.К узнецова С.Ю., НовиковаЛ.Е.: Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков.
20. Андреева И.В.: 30 уроков развития мелкой моторики руки
В.А.Сухомлинский писал, "что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее..."
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики руки у младших школьников
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что "рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук", то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить". Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.
Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и "зеркальное" письмо, когда ребенок не различает понятия "лево", "право", "лист", "страница", "строка", не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
Для реализации цели я определила следующие задачи:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
- Сформировать элементарные специфические графические навыки.
- Подготовить руку ребенка к письму.
Для решения задач использую следующие средства:
- Развитие графической моторики.
а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.
б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.
г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.
д) Раскрашивание картинки.
Использование физкультминуток , где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,
внимание, слуховое восприятие).
-
Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг
способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Массаж рук.
Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.
1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.
2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.
3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.
5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.
6.Интенсивное растирание каждого пальца.
7.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.
Пальчиковый тренинг.
1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.
2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.
3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.
4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.
5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.
6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.
- Игры (дидактические, театрализованные, "театр в руке", сюжетно-ролевые)
позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
- Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке
способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.
- Чтение художественной литературы, потешек
расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.
- Использование графических упражнений у
чит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую
разнообразные приемы
:
Пальчиковая гимнастика;
- Показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
- Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)
- Сминание пальцами комочков из бумаги;
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
- Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)
- Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)
- Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей - ниткопись.
Завязывание и развязывание бантов, узлов;
- Застегивание пуговиц, молний, крючков;
Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;
Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;
- Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.
- Лепка из соленого теста.
Шитьё, вышивание.
Конструирование
- Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)
- Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.
- Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.
Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т.д.
Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
- Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
- Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей
в целом.
Приветствую вас, мои любимые читатели! Каждый родитель знает, что чем больше наши дети двигаются, тем лучше они развиваются. А двигаться можно по-разному. Так, учёные доказали, что активные движения пальцев рук напрямую связаны с уровнем развития у детей так называемых «речевых» зон.
А ещё они, эти движения, хорошо действуют на кору головного мозга. Так что, упражнения для развития мелкой моторики – это путь к стимулированию умственного развития и настоящий помощник в овладении ораторским искусством.
Если раньше большинство домашней работы делали наши мамы с детьми вручную – полы мыли, бельё стирали-отжимали, вязали-вышивали, крупу перебирали, то теперь наши дети приходят на всё готовенькое.
Две трети, а то и больше, бытовых работ, требующих участия пальцев рук, делает за нас техника – комбайны-пылесосы-стиральные машинки. Вязать-шить мы почти разучились, а кашу варим из пакетиков, где уже всё перебрано. Так давайте-ка сегодня займёмся тренировкой речи и ума. Предлагаю усвоить ряд нехитрых упражнений для младших школьников.
План урока:
Перекатывания
В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.
Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.
А теперь очередь мячика.
Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.
Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!
Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.
Шнуровка и мозаика
Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.
Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.
И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!
Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!
Лепка
Пластилин, солёное тесто, глина – отличные помощники в развитии мелкой моторики у дошкольников и у учеников начальной школы. Здесь не только речевая и умственная тренировка, здесь ещё и «раскручивание» фантазии и творческой составляющей.
Для дошколят это самый настоящий урок, прививающий аккуратность, усидчивость и трудолюбие. Итак, раскатываем «колбаски», катаем шарики, из всего этого составляем объёмные фигуры.
А хотите полезное с приятным совместить? Тогда лепите с малышами пирожки из теста: булочки-крендельки, из слоёного иль дрожжевого – не важно. Главное, — месить-лепить-раскатывать руками. И на обед вкусняшка, и мозгу тренировка.
Бумага
Всё, что можно выстригать-раскрашивать-складывать в аппликации – всё это нам подойдёт для тренировки моторики.
Более ценны, конечно, среди бумажного творчества оригами. В нём нужны обе руки, потому развивается и левое, и правое полушария одновременно. А уж какая нужна сноровка да смекалка, чтобы простой бумажный лист в фигурку сложить. А когда из маленьких треугольничков шедевры бумажные мастерят, это какое ж терпение и усидчивость требуются!
Среди упражнений с бумагой и карандашами педагоги очень рекомендуют штриховку, потому как дошколятам она помогает подготовиться к письму, а младшим школьникам даёт возможность оттачивать мастерство, учась проводить линии без отрыва. Учит штриховка и свободно рисовать с чувством правильного наклона, что немаловажно для почерка.
Ну, а уж говорить про нагрузку на мелкую мускулатуру кисти рук и на пальцы даже не стану – вы об этом сами знаете. Ну, или попробуйте заштриховать что-нибудь — ощутите на собственном опыте.
Полезно и вырезать, так как владение ножницами тоже требует усилий и напрямую связано с развитием моторики. По прямой, по диагонали, кружки и квадраты, овалы и прямоугольники – все эти навыки можно найти в изготовлении… снежинки. Да-да, снежинки, у которой много вычурных линий. Вот там-то придётся попыхтеть!
Пальчиковые игры
Любите театры теней, когда на стене из сложенных правильно пальцев рук вдруг вырастают олешки или лебеди, собачки или кошечки? Это интересная игра тоже развивает моторику.
А ещё полезно играть в домашний кукольный театр. Так что если у Вас дома где-то в углу пылятся кукольные герои сказок, то скорее доставайте их и берите в помощники, ставьте дома сказки и пьесы.
Вот такую игру тоже можно использовать для пальчиков:
В понедельник постирала – трём друг о дружку кулачками,
Пол во вторник подметала – расслабили кисти рук и «метём» по столу,
В среду испекла калач – лепим «пирожок»,
А в четверг искала мяч – делаем руками «козырёк», приставляя поочерёдно ко лбу,
В пятницу я чашки мыла – складываем левую руку горсткой — «чашкой», а пальцами правой водим внутри нашей «чашки»,
А в субботу торт купила – раскрываем ладошки и соединяем друг с дружкой мизинцами, показывая «торт»,
Всех друзей я в воскресенье созвала на день рождения – пальчиками машем по направлению к себе.
Вот такие нехитрые приёмы, которыми можно пользоваться «между делом», помогут вашим детям стать ещё умнее и ещё красноречивее! Удачи!
Ну а если мы что-то упустили, и вы знаете другие интересные способы развития маленьких пальчиков, делитесь ими в комментариях.
Проблема развития связной устной речи учащихся приобретает в современной методике начального обучения все большую актуальность. Во-первых, это обусловлено тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым «включая» его в активный процесс коммуникации. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Во-вторых, это продиктовано увеличением роли устного слова в культурной жизни страны, так как наиболее ценимым в наше время стало умение говорить без подготовки, спонтанно. Решение этой проблемы невозможно без целенаправленного и последовательного формирования и развития умений, связанных с овладением структурой устных высказываний различных типов и стилей речи, и усвоения основных понятий в области развития устной речи.
В связи с этим остро встает вопрос об особенностях обучения детей с отклонениями в речевом развитии в условиях общеобразовательной школы. Содержание, технологию обучения таких детей следует строить с учетом специфики их познавательной деятельности и речевого развития, особенностей личности. «Для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка», - писал. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена педагогическая помощь в обучении и воспитании.
В целях совершенствования речевой деятельности следует особое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики руки? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В процессе работы по развитию ручной моторики, пользуюсь приемами, описанными в работах, и других.
Например: «Веселая минутка». На каждый мой вопрос, дети отвечают хором: «Вот так!» и жестом показывают нужное движение.
Как живешь? (Показ большого пальца.)
Как идешь? (Прошагать двумя пальцами по ладони.)
А плывешь? (Показать плавательное движение.)
А бежишь? (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге.)
А спишь? (Руки под щеку и положить на них голову.)
Как берешь? (Загибание пальцев к себе)
А даешь? (Разгибание пальцев от себя)
Как шалишь? (Надуть щеки и слегка стукнуть по ним ладонями.)
А грозишь? (Погрозить пальчиком своему соседу.)
Как сидишь? (Выпрямленная спина).
По словам, развитие тонкой ручной моторики оказывает благотворное влияние на формирование речи и позволяет:
●убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ,
●снять умственную усталость,
●улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка,
●регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного
мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей,
●совершенствовать внимание и память - психические процессы, тесно связанные с речью,
●облегчить школьникам усвоение навыков письма,
●выполнять трудовые действия.
На практике убедилась, что эти упражнения являются еще и благодатной почвой для развития творческого воображения детей. Пусть это пока на уровне бытовой деятельности, простые движения пальцев, но это уже творчество. Тому пример упражнение «Засолка капусты». После выполнения соответствующих действий по засолке капусты, кто-то из детей предлагает: «Давайте сюда колбасу добавим».
- «Хорошо. А какую: вареную, копченую или полукопченую?»
Копченую. Вкуснее будет.
Хорошо. На терке будем тереть или ножиком тонко порежем?
- «Я на терке. Быстрее будет» - говорит один и начинает показывать движения, как при работе с теркой.)
- «Я ножом порежу. Красивее будет» - говорит девочка.
- «Да? Ну, тогда я тоже порежу» - соглашается мальчик.
И все дети уже имитируют действия ножа.
Поэтому упражнения по развитию и коррекции мелкой моторики руки уверенно стала применять систематически, применять на любом уроке, на разных его этапах, ежедневно уделяя им по 5-10 минут. Их можно выполнять, как стоя за партой, так и сидя, можно сопровождать словами, стихами или просто проводить без речевого сопровождения. Единственное, что нужно обязательно учитывать при выполнении таких упражнений – это настроение, которое царит в классе в момент проведения.
Если дети спокойные, сопровождаю упражнения словами. Они помогают пополнять словарный запас детей. Например:
1.Погладим котенка. (Поглаживающие движения рук.)
«Киса, кисонька, кисуля!», - позвала котенка Юля.
«Не спеши домой, постой!», - и погладила рукой.
Если дети сонные, зевают, тогда для создания в классе атмосферы бодрости выполняем упражнения стихотворные, проговаривая их хором, с усилением или ослаблением силы голоса. При этом слежу, чтобы каждый звук произносили четко, ясно, соблюдая ритм стиха, напоминаю об осанке: спина прямая, голова чуть приподнята.
Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, мы ногами топ-топ-топ.
Головою круть-круть, кулачками в грудь, в грудь.
Пяточками топ-топ-топ, по коленкам шлеп-шлеп-шлеп.
Если дети шумные, возятся, не слышат заданий, тогда эти упражнения помогают мне устанавливать тишину на уроке, переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой. Для этого достаточно поставить руки на стол и начать то сгибать пальцы в кулак, то разгибать; поднимать руки и опускать; чередовать, меняя движения пальцев, сдвигать пальцы и раздвигать; «стряхивать воду», «мыть руки», «одевать и снимать колечки», «играть на пианино» и так далее.
Дети буквально в одну секунду «замирают», устремив глаза на меня, и повторяют движения рук вслед за мной. Чтобы привлечь внимание и успокоить ребят провожу упражнения без речевого сопровождения, часто меняя движения рук и пальцев, меняя темп с медленного на быстрый или, наоборот, с быстрого на медленный.
Используем еще массажор СУ-джок, «Жил да был ежик в лесу, в своей норке (зажать шарик су-джок в ладошке) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладоне раскатать шарик) катился – катился и прибежал на красивую поляну (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по поляне (зажимать шарик между пальцами).Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).Но вдруг пошел дождик (пальчики сложены в щепотку и прикасаются к шарику). Ёжик быстро побежал домой (прямые движения по ладошке).
Упражнение «Пальчики - малышки».
Этот малыш - Егорка (на большой палец «надеть» кольца массожора Су - джок).
Этот малыш – Миша (на указательный палец « надеть» кольца массажора су - джок).
Этот малыш – Дима (на средний палец)
Этот малыш – Кирилл (на безимянный палец)
Это малышка Алина (на мезинец).
Видимым результатом выполнения этих упражнений является в первую очередь:
Рабочая атмосфера на уроке;
Желание учиться и узнавать новое;
Создание условий для здоровьесберегающего обучения;
Активное включение детей в процесс учебной деятельности.
Литература
1. Васичкин по массажу. Л., 1991.
2. и др. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.
3. , Тунина мелкую моторику. СПб., 2000.
4. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч. –метод. пос. для студентов педфака / Сост. . – Магнитогорск, 1997. Лопатина работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. . – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
5. Львов – справочник по методике русского языка . – М., Просвещение, 1988.
6. Обучение чтению и письму в начальной школе/ Сост. . – Магнитогорск, 2006.