Основная беда многих родителей заключается в том, что они не знают, как воспитывать ребенка, потому что их никто этому не учил. Они воспитывают своих детей так же, как когда-то воспитывали их, или же как они считают нужным это делать.
Чтобы быть хорошими родителями, необходимо учиться, причем учиться постоянно, ежечасно, ежеминутно, начиная с того самого момента, как ребенок появился в вашей семье, а еще лучше - заранее.
Родители в первую очередь должны помнить, что ребенок - это индивидуальность, каждый рожден со своими личными свойствами, которые не повторяются. Поэтому то, что хорошо для одного ребенка, может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Только родители могут полностью знать своего ребенка. Они изучают его с первых дней существования и вместе с ним находят наиболее благоприятные способы воспитания.
Особенно тяжелый период для многих родителей наступает, когда ребенок идет в школу. Правда, некоторые родители считают, что теперь школа ответственна за его воспитание и образование, ведь в школе работают специалисты, они должны обучать. Но наибольшего успеха в учебе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учебу вместе со своим ребенком и со школой. Они знают, что им нужно делать, чтобы помочь ребенку «вынести» из школы максимальную пользу, а если не знают, то стремятся постичь навыки воспитания и обучения.
Если ребенок видит, что родители принимают самое активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать еще больше, чтобы их порадовать.
Итак, что же нужно знать, чтобы помочь ребенку учиться в школе?
Ни в коем случае ничего нельзя делать за него. Необходимо научить его правильно учиться, привить ему необходимые учебные навыки и после этого направлять и организовывать его действия:
Воспитание ответственности
Самое первое и основное, на что родители должны направлять внимание, - воспитание в ребенке чувства ответственности за то, что он делает. Если у ребенка есть такое чувство, это залог успеха в учебе и жизни.
Попросите ребенка что-то сделать. При этом старайтесь, чтобы это поручение звучало не в повелительном тоне, а как просьба:
Я прошу тебя, сделай, пожалуйста...
Я хочу, чтобы ты мне помог...
У меня очень много забот, мне тяжело, я хочу, чтобы ты уже начинал мне помогать...
Конечно же, нельзя ожидать от ребенка, чтобы он сразу все делал так хорошо, как вам хотелось бы. Сначала его движения могут быть неловкими, неуклюжими. Это естественно, он же учится. Главное, подбодрить:
Видишь, как хорошо у тебя получается. Еще немножко поучишься - и совсем все будет прекрасно. Ты мой помощник.
Посмотри. Я тебе покажу, как это сделать лучше. Ты все правильно делаешь. Просто вот так будет еще лучше. Попробуй.
Это придаст ребенку ощущение ответственности, он будет чувствовать, что на него рассчитывают, что его действия нужны и важны, что без его помощи не обойтись. Не скупитесь на похвалу, когда он закончит, даже если не все получилось. Если же вы в нетерпении сорветесь: «У тебя ничего не получается, дай я сама сделаю», - у ребенка никогда не возникнет желания заниматься этим повторно. Более того, у него не будет ощущения, что его труд важен и нужен, он видит, что взрослые могут прекрасно обойтись и без него.
Так же и в учебе. Контролируйте выполнение домашних заданий, а не просиживайте с ребенком долгие часы, призывая выполнить то, что задано:
Так, давай посмотрим, что тебе задано. Решить задачу. Ну хорошо, решай, а потом обязательно покажи мне. Мне тоже интересно, как она решается. Если что-то тебе будет непонятно, пожалуйста, спрашивай меня. А я пока буду заниматься своими делами.
Доводи начатое до конца
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Большинство детей страдают тем, что они бросают начатые дела, не доведя их до конца, и это считается нормальным. Многие взрослые страдают тем же. Ребенок садится делать уроки, вдруг перестает и начинает заниматься чем-то другим: играть, смотреть телевизор, собирается гулять или просто сидит без дела. Вы его спрашиваете: «Почему ты не делаешь уроки?»
В ответ можно услышать все что угодно:
Я устал.
У меня ничего не получается.
По телевизору мультфильм показывают. Я посмотрю, потом сделаю.
Я пойду погуляю.
Мне не хочется это делать. Зачем это вообще нужно? Я хочу отдохнуть от этих уроков. Они мне надоели.
Я лучше сначала уроки по другому предмету сделаю. Там задание легче.
Как поступить родителям в такой ситуации? Главное, не пытаться заставить ребенка делать то, что он недоделал. Не надо кричать на него, не надо угрожать:
Если сейчас не сядешь за уроки, вообще гулять не пущу.
Я тебе вообще не разрешу телевизор смотреть, если ты сейчас же не сядешь за уроки.
Попробуйте мирно и доверительно побеседовать. Но самое главное - нужно согласиться с его доводами, показать ему, что вы понимаете его проблемы и готовы ему помочь:
Я понимаю, что ты устал. Отдохни немного и продолжай.
У тебя ничего не получается. Ну что же, давай вместе посмотрим. Может, я смогу тебе помочь.
Посмотри мультфильм, но потом обязательно надо продолжить.
Ты не можешь сейчас пойти гулять, ты ведь не закончил делать уроки. Закончишь уроки, тогда можно и погулять.
Ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Давай вместе разбираться.
Давай сначала закончим задание по этому предмету, а потом уж будем переходить к следующему. А то мы можем и забыть, что не закончили этот предмет.
Попробуйте объяснить ребенку, как важно доводить дело до конца на практике. Например, вы готовите обед и вдруг решаете, что вам это не интересно, оставляете его недоваренным и начинаете смотреть телевизор или заниматься другим более приятным делом. Чем все это закончится? Тем, что семья останется без обеда.
Все время подчеркивайте, как важно заканчивать любое начатое дело. Например, ребенок, решая задачу по математике, отвлекается и начинает вам рассказывать о событиях, происходивших в школе. Вы должны, конечно же, показать, что вам эта история необыкновенно интересна, но вы готовы ее выслушать только после окончания решения задачи:
Давай сначала закончим эту задачу, а потом я с удовольствием выслушаю эту историю.
После окончания задачи вы обязательно должны выслушать ребенка. Причем, если он про это забудет, напомните ему. Таким образом, вы подчеркнете, что это была не просто отговорка, а что очень важно сначала выполнить одно, затем другое.
Ранее мы писали, как важно соблюдать принцип постепенности в учебе. Доведение дела до конца прямо с ним перекликается. Если в процессе обучения ребенка постоянно соблюдать принцип постепенности, то это поможет ему научиться доводить каждое задание и каждое дело до конца.
Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребенка
Часто родителям кажется, что, поскольку ребенок еще мал, ничего важного он сказать не может, следовательно, не стоит тратить время. Попытайтесь приучить себя внимательно выслушивать ребенка. Пусть он обсуждает с вами все проблемы, возникшие в школе. Причем, если ребенок делится тем, что на данный момент его больше всего волнует, не ругайте его за какие-то ошибки и просчеты, не добавляйте переживаний детскому сердцу. Например, сын рассказывает вам, что в классе у доски не смог правильно написать задачу, потому что услышал подсказку, которая была неправильной. Не следует реагировать таким образом:
Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя.
Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй. Вот и не смог ответить в классе.
Первая реакция неправомерна, потому что если ваш ребенок не умеет мыслить самостоятельно, значит, вы его этому не научили. Во втором случае также нельзя обвинять ребенка. Возможно, он не сделал домашнее задание из-за того, что ему был не понятен материал. Заставлять его при этом делать уроки бесполезно, ему надо помочь разобраться.
Не запугивайте ребенка
Если не сделаешь уроки, не пойдешь гулять.
Иногда это звучит наоборот:
Если сделаешь уроки, куплю тебе жвачки.
Не надо ставить никаких условий. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то. Желание учиться должно постоянно оставаться его насущной необходимостью. Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе.
Если ребенок не хочет делать уроки или говорит, что ему не интересно учиться, значит, надо искать проблемы, которые у него возникли и мешают ему понимать изучаемый материал. Если вовремя не помочь, то проблемы будут только накапливаться и наступит момент, когда уже никакие угрозы не заставят его садиться за уроки.
Ребенок должен постоянно ощущать, что вы в него верите и в любой момент можете ему помочь.
Не ругайте ребенка за плохие отметки
Очень важно по достоинству оценивать знания. Часто школьная отметка не отражает реальных знаний учащихся.
Бывает так, что ученик забывает тетрадь и получает за это «двойку». Бесполезно его ругать. Его ли в этом вина? Если вы не доверяете ему укладывать свои вещи и все время проверяете, все ли он взял, значит, это ваше упущение, вы плохо проверили. Если же он это делает сам, значит, у него недостаточно развито чувство ответственности. В этом опять же виноваты родители, которые не привили ему это чувство.
Иногда дети получают хорошие отметки за то, что, не понимая материала, просто выучивают его наизусть. Если ваш ребенок не зазубрил материал, а получил «двойку» за то, что не ответил, потому что ничего не понял, его тоже нельзя ругать. Это не его вина. Ему надо помочь разобраться в материале.
Если ребенок получает плохие отметки за ошибки, которые он делает в письменных работах, ему тоже надо помочь понять материал до конца и дать возможность побольше попрактиковаться в нем.
Когда ребенок учится, естественно, что он делает ошибки. Без ошибок никто ничему научиться не сможет. Взрослые тоже часто учатся. Например, на курсах иностранных языков, на компьютерных курсах. Не все сразу получается, также бывают ошибки. Однако взрослых за ошибки не ругают, никому даже в голову такое не придет. Наверное, взрослый человек воспринял бы это как оскорбление и вообще перестал бы посещать эти курсы. Ошибки просто исправляются, чтобы потом их не повторять.
Ребенка же почему-то принято за ошибки ругать. Все его ошибки происходят от недостатка знаний и умений или же от непонимания. Если у него не хватает знаний, необходимо ему их дать. Если он чего-то не понимает, в этом виноваты взрослые, которые не смогли правильно построить процесс обучения ребенка.
Найдите способ заинтересовать ребенка в учебе, пусть она приносит ему радость
Процесс обучения может проходить успешно, только если ученик получает от него удовольствие. Если заставлять ребенка учиться, ни к чему хорошему это не приведет. Часто можно наблюдать следующую картину, когда отчаявшиеся родители, не зная, как заставить ребенка делать уроки, просто кричат на него:
Ты будешь делать уроки или нет? Я сейчас не знаю, что с тобой сделаю.
Читай с выражением, тебе говорят. Как ты читаешь? С выражением.
Что ты тут написал? Ты будешь думать или нет? Пиши снова.
Чаще всего это все заканчивается слезами. Потом трудно ребенка успокоить и, как следствие, - уже не остается времени на уроки.
Попробуйте для начала убрать приказной тон из общения с ребенком по поводу уроков. Родители, принявшие вообще командную форму за норму, допускают большую ошибку. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители. Просто у него еще мало знаний и жизненного опыта. Он еще маленький, он учится.
Итак, мы должны заинтересовать ребенка учебой. Очень полезно беседовать с ним, как с равным, как бы советуясь.
Призывайте ребенка размышлять и рассуждать по поводу домашних заданий и его способностей выполнить эти задания. Тогда у него появляется желание испытать свои возможности, а это значит, он будет выполнять домашнее задание. Если он укладывается в те сроки, которые вы определили, или сделал самостоятельно какое-то задание, то, естественно, у него возникает желание закрепить этот успех и попробовать добиться нового. А это уже интерес к учебе!
Хвалите ребенка, если он этого заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы. Это будет вдохновлять его к новым достижениям.
Исключите из своего общения с ребенком оскорбления типа «бестолочь». А то ведь он вам может поверить.
Запомните, родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Родители постоянно должны совершенствовать свои знания о своем ребенке. Это залог успеха. Удачи вам!
Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника.
Возможные причины школьной неуспеваемости:
- у ребенка не сформирована мотивация к учению;
- он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- у школьника не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- преобладает авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе.
Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.
Рекомендации родителям учащихся
1. Ребенок остается ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения. для этого необходимо:
- уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- задачи ставить ясно и четко;
- обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.).
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т. е.:
- иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспеет в жизни;
- повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером во всем.
Рекомендации родителям учащихся начальных классов
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?»,»Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
4. Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
5. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
6. Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
7. Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
8. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
10. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
11. Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
12. Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
13. При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
14. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
15. Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Советы родителям «Психотерапия неуспеваемости»
Правило первое: не бей лежачего. «Двойка» - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
Правило третье: за двумя зайцами погонишься … Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать достижения ребенка с успехами соседского Саши. Ведь даже самый малый успех ребенка - это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».
Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
- эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;
- культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе»
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
Задачи:
Проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;
Определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;
Выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.
Ход собрания
II . Выступление классного руководителя
Слайд 1
Здравствуйте уважаемые мамы и папы! Мы рады видеть Вас в этом зале на родительском собрании. А начать его мне хочется с вопроса: «Что желает всякий родитель?» Ответить легко. Мы хотим, чтобы ребёнок не болел, уважительно относился к нам, помогал по дому и по хозяйству, хорошо учился. Мы себя спрашиваем – как всего этого добиться? Ответ на этот вопрос человечество ищет давным-давно. А мы, родители, начали искать его, как только на свет появились наши собственные « солнышки, зайчики и лапушки». И сегодня мы постараемся помочь друг другу решить те или иные проблемы, с которыми не можем справиться сами. А именно, мы поговорим о том: «Как помочь ребенку с учебой?»
Слайд 2
В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.
Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе?
Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?
Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.
Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.
Слайд 3.
Выполнение школьниками домашних заданий - обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.
Слайд 4.
Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.
Слайд 5.
Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.
Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.
Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.
Слайд 6.
Среди них могут быть следующие:
Объективные трудности, непонимание конкретной темы. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.
Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.
Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.
Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными.
Активное присутствие родителей в жизни детей даёт чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях.
Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.
Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.
Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественость за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения.
Слайд 7
Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на Ваши вопросы об ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе.
Слайд 8.
Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю, но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно».
Слайд 9.
Ситуация третья: пришли с работы и застали ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь.
Советы по решаемым проблемам
Слайд 10.
Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.
Слайд 11.
НИКОГДА НЕ ГОВОРИТЕ
Ты никогда сам не думаешь. Все время рассчитываешь, что кто-то будет думать за тебя
Ты как следует не сделал уроки, потому что ты лентяй
Слайд 12.
СКАЖИТЕ ТАК
Я все понял. Это очень неприятно, но не стоит расстраиваться. В следующий раз ты так подготовишься, что тебе не будут нужны никакие подсказки.
Слайд 13.
НЕЛЬЗЯ
ставить какие-либо условия. Это приучает ребенка заниматься только ради чего-то
Учение из страха быть наказанным приводит к тому, что у ребенка вырабатывается отвращение к учебе и школе
Слайд 14
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ Ребёнка нужно учёбой заинтересовать
Ненавязчиво повторяйте:
«Знания ты получаешь для себя»
Слайд 15
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ
Ребенок в процессе учебы должен укрепляться в мысли о том, что его умственные способности не ограничены
Слайд 16
Призывайте ребенка размышлять, когда он выполняет домашнее задание, это стимулирует мыслительную деятельность, вырабатывает интерес к определенному знанию
Слайд 17
ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы
Исключите из своего общения с ребенком оскорбления.
Слайд 18
Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.
Родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке.
Это залог успеха!
Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.
Уважаемые мамы и папы! Превратим скучное выполнение домашнего задания в увлекательное домашнее творчество. Трудно то, что не понятно. Объясните ему всё непонятное. Научите его пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Если мы сомневаемся, как поступить, лучше не торопиться. Посоветуемся с ребёнком. Кто-то сказал, что взрослые это очень усталые дети. Громадное желание мамы – выспаться и побыть в тишине. А психологи утверждают, что двадцать минут одиночества достаточно. Так что же, уважаемые мамы, мы двадцать минут не найдём. Найдём и снова примемся за воспитание и обучение своих « солнышек, зайчиков и лапушек».
Слайд 19
Спасибо за участие в собрании.
Решение родительского собрания.
1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем.
2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов.
В натальной карте каждого человека есть планета, определяющая то, как мы мыслим, общаемся, усваиваем информацию. Это Меркурий, характеризующий тип нашего интеллекта. Если Меркурий спит – нам трудно думать, говорить и учиться. Если он разбужен – мы используем свои интеллектуальные способности по максимуму.
Те, кто немного знаком с астрологией, наслышаны о сильных и слабых положениях планет и, возможно, читали, что Меркурий , например, в Близнецах или Деве – это хорошо, а в Стрельце или Рыбах – не очень. Если воспринять эту информацию буквально, ультимативно и как приговор, то придется поверить, что человек энциклопедических знаний Анатолий Вассерман с Меркурием в Стрельце – не интеллектуал; блестящий оратор, автор множества книг и трижды лучший тренер России Радислав Гандапас с Меркурием в Раке не умеет выступать.
Положение Меркурия в том или ином знаке зодиака говорит не об уровне нашего интеллекта, а о его характере, качествах и свойствах.
Если создаются условия для проявления Меркурия, соответствующие его положению в натальной карте, - мы начинаем учиться, думать и общаться. Если нет – наш Меркурий спит.
Зная положение Меркурия в гороскопе нашего ребенка, мы сможем осознанно активировать его, правильно организовав учебный процесс. Тогда функция речи, мышления и обучения будет эффективно работать естественным для себя образом в любом знаке.
Как определить в каком знаке находится Меркурий в карте ребенка?
Разобраться в этом легко:
- Вводите в астрологическую программу дату, место и время рождения ребенка, например, здесь http://astrozet.net/php/horoscope_ru.php
- Находите значок Меркурия, он выглядит вот так - ☿
- Находите знак зодиака, в котором стоит Меркурий, ориентируясь на таблицу
- Читаете описание, думаете, анализируете и внедряете в жизнь
МЕРКУРИЙ В ОВНЕ
Чтобы разбудить Меркурий в Овне, в учебе должен присутствовать элемент соревновательности, стремление быть первым. При таком ребенке можно хвалить других детей в классе и приводить их в пример - это не сделает его менее уверенным в себе, лишь подхлестнет в желании быть лучшим.
Люди с планетами в Овне обычно любят делать все сами. Поэтому ребенку нужно дать простор для самостоятельности в учебе, возможности проявить инициативу. Пусть делает уроки один. Если родители будут постоянно помогать такому ребенку, или делать домашние задания за него - его Меркурий будет спать.
Планеты в Овне учатся исключительно на собственном опыте. Не нужно жесткого контроля, дайте возможность ребенку совершить ошибку, получить двойку, набить собственные шишки. Он должен до всего дойти сам. Даже если все взрослые мира скажут ребенку, что он не прав, он поймет это только упав и больно ударившись.
Овень - это быстрота, импульс, порыв. Нужно дать ребенку возможность делать уроки быстро, жадно, наскоком, тогда, когда ему захотелось самому, а не тогда, когда это надо. Овны - хорошие спринтеры, у них получается делать быстро и рывком, а не долго и планомерно. Поэтому можно ограничить ребенка во времени домашнего задания, чтобы появился стимул сделать его быстро.
Если тема урока слишком сложная, то это может тормозить Меркурий в Овне. Постарайтесь свести сложное к простому, объяснить или разбить на части и удалиться из процесса, оставив ребенка с уроками наедине.
МЕРКУРИЙ В ТЕЛЬЦЕ
Такому ребенку в учебе важна спокойная, комфортная атмосфера. В комнате, где он делает уроки должна быть тишина, все вещи на своих местах. Лучше делать уроки в одном и том же привычном месте. Все отвлекающие факторы надо свести к минимуму: выключить телевизор, телефон, компьютер, убрать лишние вещи с письменного стола.
В состоянии стресса, волнения, при обилии раздражающих факторов, у такого ребенка может просто отключиться мыслительная функция: когда он волнуется отвлекается, то просто перестает соображать. Даже если он что-то не понимает, то на него нельзя повышать голос, а тем более кричать и оскорблять. Чем больше будет нервничать родитель – тем сильнее «тупить» ребенок. Если в классе дети шумят, учитель кричит – такой ребенок не сможет усвоить информацию.
Детям с Меркурием в Тельце может понадобиться объяснить материал несколько раз и в медленном темпе. Телец - знак фиксированного креста. Накопление новых качеств обычно происходит медленно, но потом следует резкий скачок и переход на новый качественный уровень. Например, ребенок может долго заниматься с репетитором без должного эффекта, а потом вдруг - раз, и выдать замечательный результат. Важно понять, что путь от незнания к знанию может быть долгим, набраться терпения и тогда усилия всех участников процесса будут вознаграждены – материал запоминается учеником медленно, но качественно и надолго.
Меркурий в Тельце мотивирует практическая ценность знаний, он не будет учиться просто ради учебы. Главный вопрос: «Зачем? Как это пригодится в жизни лично мне?» Знания, которые он сможет применить на практике, вызовут у него интерес, бесполезные (с его точки зрения) - нет. Соответственно, задача родителей и учителей - помочь такому ребенку увидеть связь между школьными предметами и реальной жизнью.
МЕРКУРИЙ В БЛИЗНЕЦАХ
У таких детей редко возникают серьезные проблемы с учебой (если нет дополнительных отягощающих факторов в гороскопе). Они любят сам процесс учебы, передачи знаний. Им нравится узнавать новое, быть в информационном потоке. Они легко переключаются, могут болтать на уроках - на успеваемости обычно это не сказывается. Собственно, им все равно чему учиться, лишь бы что-то новое. Однако, если материал неинтересный, в учебе отсутствует элемент новизны - такие дети заскучают. Они довольно быстро запоминают услышанное, хорошо говорят и пишут, но их знаниям может не хватать глубины. Они часто удовлетворяются уровнем знать обо всем по чуть-чуть, впрочем, этого уровня обычно хватает в школе.
Такие дети часто делают уроки в совершенно ужасающей, на первый взгляд, обстановке: могут одновременно болтать с приятелем, смотреть телевизор, играть в компьютер и делать домашнее задание. С точки зрения здравого смысла это выглядит странно, но у них получается совместить. Ребенку легче сосредоточиться среди разговоров, звуков телевизора и других отвлекающих факторов. Меркурий в Близнецах лучше всего концентрируется, переключая внимание: немного позанимаюсь, немного поиграю, сейчас сделаю задачу, а потом выучу стих. Дети могут одновременно делать разные домашние задания, это не должно Вас пугать.
Меркурий такого ребенка привязан к общению, слову, к процессу говорения. Предлагайте ребенку проговаривать слова, когда он пишет, сами участвуйте в приготовлении уроков. Например, просите пересказать Вам выученный материал. Близнецы - парный знак и присутствие второго активизирует мыслительный процесс. Ребенок лучше думает, когда говорит и общается.
МЕРКУРИЙ В РАКЕ
Способность думать и говорить у такого ребенка сильно зависит от его эмоционального состояния. Задача, которую он пытается осилить, когда чем-то расстроен, и задача, решаемая им в спокойном состоянии – это две совершенно разные задачи. Прежде, чем делать уроки – нужно успокоиться. Если в классе такому ребенку не комфортно, он с кем-то поссорился – учеба будет страдать. Очень помогает, когда учитель приятен ребенку, когда с ним возникает эмоциональная связь.
Такому ребенку легче учиться дома, чем в большом коллективе. Могут быть сложности с ответами у доски из-за слишком сильного волнения. Меркурий в Раке лучше работает в ситуации камерного общения: разговора с другом, ответа учителю один на один. Как и в случае с Меркурием в Тельце, домашнее задание лучше делается в привычной обстановке, без раздражающих факторов. Хорошо, если рядом будет заботливая и любящая мама, или же человек, которому ребенок доверяет, кто может создать необходимое чувство эмоционального комфорта.
Воображение, яркое и образное мышление, сказочность - сильные стороны Меркурия в Раке. Занимаясь с ребенком, просите его представить себе что-то, спрашивайте, на что это похоже, придумывайте метафоры, проводите ассоциативные связи, сочиняйте сказки, рисуйте, опирайтесь на правое полушарие.
МЕРКУРИЙ ВО ЛЬВЕ
Планете во Льве нужна сцена и аплодисменты. Постарайтесь дать ребенку возможность блеснуть знаниями. Это создаст дополнительный стимул в учебе. Он прекрасно подготовит доклад, если будет знать, что у него есть слушатели, что ему придется выступать. Ситуация ответа у доски включает функцию речи и мышления.
Лев - знак творчества. Поэтому ребенку будет лучше думаться в ситуациях, когда нужно действовать не по шаблону, а проявить смекалку, придумать что-нибудь.
Львы любят комплименты. Такого ребенка нужно хвалить, замечать его достижения, и не ругать за неудачи, чтобы не отбить желания учиться.
Для Меркурия во Льве важно, чтобы занятия проходили в атмосфере радости, удовольствия и позитива. И, если на школьного учителя мы не всегда можем влиять, то в наших силах создать такую атмосферу дома. Уроки можно делать в игровой манере. Например, придумать интеллектуальную викторину (для детей постарше) или объяснить урок игрушкам (для младших школьников).
Меркурий во Льве способен на долгую и активную интеллектуальную работу, но если в процессе учебы нет возможности выделиться, сделать что-то индивидуально и ярко и по-своему, то ребенок не будет хотеть учиться.
МЕРКУРИЙ В ДЕВЕ
Обычно у таких детей не бывает проблем с учебой (если другие показатели гороскопа не говорят об обратном). Им хорошо удаются задачи, связанные с анализом, с действиями по правилам и по шаблону. Они успешны там, где нужно проявить логику, аккуратность, последовательность. Точные науки, как правило, получаются лучше, чем гуманитарные. Ребенок с Меркурием в Деве может быть маленьким всезнайкой, собирающим и запоминающим факты из разных областей знаний. Часто другие дети обращаются к нему, как к ходячей энциклопедии. Если у него нет ответа на какой-то вопрос, то Меркурий в Деве обычно расстраивается и стремится восполнить пробел в знаниях.
Меркурию в Деве сложно даются абстрактные задания, связанные с общими рассуждениями и обобщением. Тут может понадобиться помощь родителя, чтобы объяснить сложное простым языком. Девы могут буксовать перед большими, объемными задачами. Можно помочь такому ребенку, разделив задание на понятные и удобоваримые части.
Чистота, порядок в пространстве, где ребенок делает уроки, поможет учебе.
МЕРКУРИЙ В ВЕСАХ
Дети с Меркурием в Весах обычно не испытывают проблем с учебой. Для планет в Весах очень важен коллектив, окружение. Если возникают проблемы с одноклассниками, то учеба в целом может страдать, вплоть до того, что ребенок может отказаться посещать школу. Для Весов очень важно произвести хорошее впечатление на окружающих, но сравнение успехов ребенка с успехами его друзей может восприниматься болезненно и не будет для него стимулом. Наоборот, при постоянном сравнении не в его пользу ребенок может потерять интерес к учебе.
Дети с Меркурием в Весах обычно нуждаются в спокойной обстановке. Если учитель громок, повышает голос – это может повлиять на ребенка негативным образом, он потеряет способность соображать. Помочь учиться может красота – красивый учитель, красивый класс, красивые иллюстрации в учебнике, эстетически приятная форма подачи и изложения материала. Обстановка конкуренции, борьбы за первенство, не способствует учебе. Материал лучше усваивается, если ребенок уверен в справедливом и равном отношении учителя ко всем ученикам.
МЕРКУРИЙ В СКОРПИОНЕ
Напряжение, стресс, экстремальная ситуация включают этот Меркурий. Ребенок может довести дело почти до двойки, и потом экстренно, в режиме аврала за ночь до экзамена выучить весь курс и спасти ситуацию. Родителям придется принять тот факт, что ребенок учится «неровно», в режиме «двоечника» - это особенность его интеллекта. Чем труднее и сложнее задание – тем больше будет увлечен ученик. Если учеба дается слишком легко и гладко - то Меркурий засыпает. Если предмет затронул ребенка эмоционально, он будет «копать» материал настойчиво и глубоко.
У ребенка могут быть проблемы с переключением внимания. Он слишком сильно может сфокусироваться на одной задаче и все свое время уделить, например, одному любимому предмету, забросив все остальные.
МЕРКУРИЙ В СТРЕЛЬЦЕ
Такие дети мыслят широко, глобально. Наличие большой и светлой цели может заставить ребенка учиться: престижная работа в отдаленной перспективе, поступление в хороший вуз. И не важно, что перспектива далеко, она все равно будет мотивировать.
Обычно дети с Меркурием в Стрельце проявляют интерес к учебе и новым знаниям, любят поговорить, порассуждать на общие темы. Они сами любят учить, поэтому, при подготовке или проверке домашнего задания, поиграйте в учителя и ученика, попросите научить Вас пройденному материалу.
Таким детям важно понимать, что к их словам относятся с уважением, это стимулирует речь и мышление. Велика вероятность способностей к изучению иностранных языков.
МЕРКУРИЙ В КОЗЕРОГЕ
Дает очень целенаправленное, сконцентрированное и системное мышление. У такого ребенка, как правило, замечательные способности к математике, к программированию, к мелкой работе с цифрами
Меркурий в Козероге хорошо учится самостоятельно, в одиночестве. При объяснении материала нужно обращаться к его логике, а не к эмоциям. Информация лучше воспринимается, если подается в системном, упорядоченном виде. При большом объеме задание лучше разбить на этапы, и четко спланировать выполнение каждого. Планы, расписания занятий, что, когда, и во сколько – будут способствовать мышлению. Чтобы помочь ребенку в усвоении материала, используйте схемы и алгоритмы.
МЕРКУРИЙ В ВОДОЛЕЕ
Таких детей бывает трудно чему-нибудь научить. Они всему учатся сами, и только тому, что интересно. Способны к мгновенному постижению информации, целыми блоками. Могут быть озарения, инсайты, когда человек вдруг мгновенно понимает всю ситуацию целиком.
Функция речи и мышления у такого ребенка включается, если предмет изучения интересен и небанален, а преподавание – нешаблонно и нерутинно. Если все скучно и зарегламентировано – то мысль такого ребенка может просто «отключиться». Если все как обычно и по шаблону – ребенок вряд ли будет учиться.
В учебе важна свобода, возможность выбора. Поэтому часто интеллект таких детей расцветает уже после выхода из школьных стен.
Если в школе у ребенка есть друзья с общими интересами – то в общении с ними будет помогать развитию его речи и мышления.
МЕРКУРИЙ В РЫБАХ
Таким детям в учебе важен эмоциональный комфорт. Они мыслят образами, поэтично и нелогично, в стандартной школьной системе им бывает непросто. Ребенок с Меркурием в Рыбах может быть скрытным. Не стоит ругать ученика за плохие оценки, так Вы точно не добьетесь повышения успеваемости, ребенок будет просто врать и еще более изощренно скрывать свои неуспехи в школе.
Дети с Меркурием в Рыбах лучше учатся в тишине и уединении. В классе на уроке они могут отсиживаться, даже если знают материал. Не стоит тянуть ученика к доске, ему трудно выступать перед классом, с места ответ будет лучше.
На выполнение домашних заданий таким детям потребуется много времени, так как они часто улетают в мир своих фантазий. Рекомендации для Меркурия в Раке могут подойти и для ребенка с Меркурием в Рыбах.
Безусловно, в полной мере помочь ребенку в учебе можно, зная весь его гороскоп : аспекты к Меркурию от других планет меняют его свойства, нужно также учитывать дома гороскопа и весь контекст карты (в частности, положение Луны, как планеты, отвечающей за внимание). Тем не менее, надеюсь, что и эти советы помогут Вам сделать учебу ребенка естественнее и радостнее.
Сегодня качественное образование стало одним из главных приоритетов в воспитании ребенка. Однако с хорошими учебными навыками не рождаются, а для их приобретения требуется огромная работа родителей. Внимание взрослых к учебному процессу оказывает большое влияние на успеваемость детей в школе.
Екатерина Семенова
Детский психолог
«Существует несколько принципов, следование которым позволяет воспитать в ребенке учебные навыки. Первый и главный из них — общение родителей со своими детьми. Лет до 10-12 ребенок учитывает интересы родителей и готов учиться для них. Потому что в этом возрасте для себя он смотрит мультики и ест сладости. В подростковом возрасте мотивировать ребенка на учебу сложнее, однако и здесь огромную роль будут играть хорошие отношения с родителями».
Однако не менее важную роль играет правильно организованный режим дня. Таково одно из главных условий успеваемости ребенка в школе и на дополнительных занятиях, в этом же ряду стоит и правильное питание. Не стоит забывать и об игровой форме получения знаний. Расширение словарного запаса способствует улучшению памяти и восприятию новой информации, а значит, всем известные игры в слова и ассоциации могут стать отличной тренировкой. Важными оказываются даже навыки самообслуживания. Ребенок, который привык каждое утро чистить зубы, убирать за собой игрушки и самостоятельно одеваться, легче усвоит необходимость ежедневного выполнения домашних заданий.
Ошибки родителей
Часто именно выполнение домашних заданий становится главной проблемой во время школьного обучения. Убедить ребенка в необходимости уделять время учебе и дома — задача не из простых, а потому родители часто и сами совершают ошибки.
1. Родителям не стоит выступать в роли учителя, строго следить за каждым наклоном буквы и задавать дополнительные домашние задания, основываясь на отличающихся от школы программах обучения или полагаясь на собственный опыт.
2. Современные родители часто хотят сделать из своих детей Эйнштейнов. А так ли необходимо ребенку бегло читать и писать в четыре года? Слишком высокая планка может привести к разочарованию и бесконечным конфликтам.
3. Лучше не поощрять материально выполнение домашнего задания и не давать нереальные обещания.
4. Часто родители объясняют школьные неудачи усталостью или болезнью ребенка. Однако в большинстве случает речь идет о лени и неправильном режиме дня. Очень важно научить ребенка грамотно распределять свое время.
5. Не стоит переносить свой учебный опыт на детей. Кто-то сможет справиться с домашним заданием по математике за 15 минут, кому-то для этого потребуется час, у каждого ребенка свой темп обучения.
6. И главное, не надо превращать делание уроков в наказание. «Ты наказан, будешь делать уроки все выходные», «сделаешь уроки — тогда и посмотришь мультфильмы». Столь расхожие фразы неправильно мотивируют ребенка и учат его манипулировать родителями.
Что делать?
Так что же делать? Больше, чем родители, помочь ребенку учиться лучше не сможет никто.
Любовь Иванова
Учитель начальных классов
«Очень важно приучить ребенка делать домашнее задание самостоятельно. И не только потому, что это занимает много вашего личного времени. Справляясь своими силами с заданиями, ребенок будет чувствовать себя увереннее на уроках, при выполнении контрольных тестов, на сдаче экзаменов. Ведь там ему придется остаться один на один со своими знаниями и навыками. Однако это не означает, что ребенка с первого класса нужно оставить в одиночестве перед шквалом новой информации».
Проверять сделанные задания необходимо каждый день, но именно проверять, а не делать их за ребенка. Со временем можно проверять только трудные задания. Следуя такой тактике, в средних классах с уроками придется помогать, только если ребенок об этом попросит. Интуиция и опыт подскажут, какие домашние задания ребенку лучше выполнить самому, а где понадобится помощь родителей.
Начинать домашнюю работу лучше с трудных уроков, потому что они требует большей сосредоточенности. Часто это письменные задания. После можно приступать к заданиям устным или творческим. Хорошо приучить ребенка пользоваться черновиком — в этом случае он сам сможет увидеть, проанализировать и исправить свои ошибки. Очень важно делать перерывы во время занятий, что особенно актуально для начальных классов. Идеально, если родитель знает, чем помочь с домашним заданием, и умеет правильно и доходчиво объяснить ребенку сложные моменты. Для этого сам родитель должен быть в теме, а значит, ему придется прочитать пару страниц учебника и подобрать нужные слова.
Способы повышения успеваемости в школе
Бывают ситуации, когда ребенок не справляется с учебой. Тогда необходимо разобраться, почему возникают трудности в школе. Лучше сразу поговорить с ребенком, узнать, что его беспокоит. Можно пообщаться с учителем и узнать о возможных проблемах. В таких случаях вероятны три варианта: проблемы со здоровьем, конфликт с одноклассниками или учителем или запущенность учебного процесса. Если дело с пробелами в знаниях, то перед родителями будет стоять вопрос, как подтянуть успеваемость в школе.