« Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!
Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!
Я предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, развивая пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.
Художественный ручной труд – это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.
Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Я учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.
Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с воспитанниками проводились в игре. Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики». Все это способствовало раннему развитию мелкой моторики пальцев рук.
В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Магазин», «Семья».
Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности.
Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Я предлагаю игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.
4. "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.
6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу детей раскрасить снежинки.
Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.
Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
10. Игры – шнуровки. Цель: пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.
Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
Перебирать крупные деревянные бусы.
Собирать, складывать пирамидки.
Работать со шнуровками.
Застёгивать пуговицы.
Завязывать, развязывать узлы.
Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!
Светлана Крицкая
«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы»
Цель : познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики у детей средней группы
Лекция (5 мин) .
Массаж и упражнение (10 мин) .
Лепка из теста (15 мин) .
Задачи :
1. Лекция о влиянии мелкой моторики на развитие речи
3. Расширить представления родителей об упражнениях с природным материалом для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
4. Познакомить родителей с организацией проведения массажа с использованием ручных тренажеров из имеющихся дома подручных средств .
Ученые педагоги заметили, что развитие интеллекта и речи тесно связано с формированием и развитием мелкой моторики ребенка . Ученые физиологи подтвердили данное наблюдение и установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Кроме того, практически третью часть площади участка коры головного мозга, которая отвечает за движение пальцев, занимает проекция кисти рук, которая, в свою очередь, отвечает за двигательную активность. Стимуляция этого центра активизирует процессы речевого центра. Отсюда, развитие пальцев необходимо для формирования у ребенка правильного и более быстрого формирования речевых навыков.
Оказывается, старинные игры в «ладушки» и «сороку-белобоку» не было бессмысленным занятием. Это массаж пальчиков, при котором происходит активизация нервных окончаний на ладошке, а это автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра.
Действительно, дети, регулярно выполняющие упражнения на развитие мелкой моторики , раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь, меньше логопедических дефектов речи. В школе у них быстро формируется навык письма и практически не встречается дисграфия. Поэтому ученые настоятельно рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память
Кроме пальчиковых упражнений, существуют графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики . Их выполнение в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом : «дорисуй сам» , «обведи узоры» , «продолжи узоры» и т. д. (показ работ детей ) .
Важно упражнять руку ребенка при рисовании горизонтальных, вертикальных, прямых линий, наклонных, вогнутых, волнистых, замкнутых форм (показ работ детей ) .
Изготовление разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире , развивает их внимание , способствует совершенствованию сенсорной моторики и координации движения и их точности (показ работ детей ) .
Давайте выполним несколько упражнений вместе.
1. Массаж рук.
Массаж рук оказывает общеукрепляющие действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц . Так же действует успокаивающим образом
Можно проводить самомассаж шишками сосны, кедра, ели и др.
2. Упражнения.
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего , безымянного и мизинца.
«Человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу» .
3. Игры с крупой и семенами.
Рисование на манке. На манке, рассыпанной в лотке, можно рисовать пальцем. Рисовать можете все, что сами захотите. Если что-то не устроит, одним движением руки все это разравнивается. Кроме того, можно выложить фигуры или узоры, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.
Упражнения с гречихой : прижать кисти рук, скользить, зигзагообразные и круговые движения, ребром ладони и кулачком, поиграть на пианино. Зерна гречихи оказывают положительное воздействие на здоровье. Каждое гречишное зерно похоже на маленькую пирамидку. А любая пирамидная форма концентрирует энергию и передает ее, поэтому влияет положительно на здоровье.
Тренажерами могут быть предметы природного материала, такие как грецкие орехи, косточки из абрикосов и персиков и т. п.
И, наконец, соленое тесто. Основными преимуществами данного материала являются его экологичность, оно безопасно, все необходимые материалы всегда есть дома, а также они доступны и дешевы. Тесто легко отмывается, не оставляет следов. Кроме того, можно получать разные оттенки, если добавить в тесто краску. Из теста можно слепить практически все, что хочется : и любимых героев сказок, и печенье, и пирожные.
Предлагаю встретить ваших детишек, сделать с ними упражнения.
Материалы : подносы с манной крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи, доски, тарелочки, соленое тесто, шишки, косточки, гречка.
Входят дети и показывают мамам и папам свои упражнения на развитие мелкой моторики .
Стихи читает один ребенок, все остальные делают упражнения :
1 - «Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз- два, раз-два.
Этот зайка под сосной,
Этот под другой.
Дали зайке барабан,
Он ударил трамп - пам – пам».
2 - «Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала,
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю »
3- «Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы разные писать»
4 - «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем :
Две синицы, воробей,
Один щегол, трое голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватало зернышек».
Я предлагаю всем, и взрослым, и детям вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами.
А теперь наши дети покажут, как они научились владеть рукой.
Рисование по контуру.
1 Дети обводят сложный рисунок по штрихам.
2 Дети рисуют орнамент из крестиков.
3 На одной половине нарисованы линии (горизонтальные и вертикальные) . Дети срисовывают на вторую половину листа.
Публикации по теме:
В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.
Цель: развитие мелкой моторики рук, умения открывать и закрывать, отворачивать и заворачивать разные виды крышечек; развитие активной речи,.
Гры для развития мелкой моторики. Цель:Развитие мелкой моторики рук,активной речи,воображения,умения различать основные цвета и называть.
Конспект НОД для развития мелкой моторики в средней группе «Гуси-лебеди» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию мелкой моторики в средней группе (4 – 5 лет) «Гуси – лебеди» Цель: Развитие.
План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Актуальность. Пластилинография – это.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №24«Сказка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Мои волшебные пальчики»
для воспитанников 4-5 лет (средняя группа)
воспитатель группы №8:
Буряк Екатерина Валерьевна
Тамбов
Количество занятий:
В неделю: 1
В год: 33
Длительность: 20 минут
Расписание кружка « Волшебные пальчики »
Дни недели | время |
понедельник | |
вторник | |
среда | 16.10. – 16.30. |
четверг | |
пятница |
Пояснительная записка
В данном перспективном планировании представлена система работы по развитию мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений.
Цель кружка:
Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.
Задачи кружка:
- Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
- Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
- Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
- Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
- Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
- Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
- Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения;
- Воспитывать доброту, инициативу, усидчивость и терпение.
Ожидаемые результаты:
Развитие мелкой моторики у детей позволит:
- Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
- Лучше адаптироваться в практической жизни;
- Научиться понимать многие явления окружающего мира;
- Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
- Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.
Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)
Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя.
Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.
Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.
В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. На занятиях рекомендуется использовать приятно звучащую, негромкую, спокойную музыку.
Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:
И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);
Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;
Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками»
Планирование занятий по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы |
||
Неделя | Программное содержание | Структура занятия |
Сентябрь |
||
3-я | 1. Тема: «Детский сад. Игрушки» 1.Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей: Зрительно-моторные интеграции; Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его. 2.Обследовать детей на выявление ведущей руки. 3.Работать над развитием координации движений с речью 4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу. | 1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». 2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей. 3. «Чудесный мешочек» - определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамида. 4. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки. 5. «Собери пирамидку» - собрать пирамидку из цветных бумажных овалов разных размеров. 6. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом» 7. Массаж подушечек пальцев рук «Дети любят всех зверей» 8. «Это машина» - выкладывание машины из геометрических фигур. |
4-я | 2. Тема: «Осень» 1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения. 3. Работать над развитием координации речи с движением. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу. | 2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки. 3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части. 4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки. 5. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья». 6. «Застегиваем сами» - упражнение в застегивании пуговиц. 7. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки» |
Октябрь |
||
1-я | 3. Тема: «Огород. Овощи» 1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги 3.Продолжать формировать графические умения и навыки 4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения. | 1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи). 2. «Волшебный песок» - рисование овощей на песке пальцем. 3. Пальчиковая гимнастика «Капуста» 4. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи. 5. Задание «Сложи горошины в кувшинчик» 6. Выложить горошком по нарисованному контуру. 7. Игра «Урожай» |
2-я | 4. Тема: «Сад. Фрукты» 1. Координация движения с речью, работа над общими речевыми навыками. 2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики 3.Упражнять в ориентировке на листе бумаги. 4.Продолжать формировать графические умения и навыки - выкладывание по образцу. | 1. Фигурки из палочек. 2. П/гимнастика «Мы делили апельсин» 3.«Сушка фруктов» - нанизывание на проволочку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 4. Натюрморт «Дары осени» - обрывание по контуру фруктов из цветной бумаги и наклеивание их. 5. Рисование фруктов пальцем на песке «Волшебные рисунки» 6. «Обведи по контуру и раскрась» |
3 - я | 5. Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. 2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку 3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления. 5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию по образцу. | 1. П/г «Это пальчик». 2. Выложить горохом по нарисованному контуру. 3. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других игрушек. 4. Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. «Грибочки» 5. Катание грецких орехов между ладошками: Я катаю мой орех: Чтоб стал круглее всех. 6. «Что лишнее?» 7. «Обведи по контуру и раскрась» 8. Игра «Брать - не брать» |
4-я | 6. Тема: «Дом. Семья» 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из шнура. 2.Формирование графические умения и навыки. 4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия. | 1. П/г. «Дружба» 2. Фигурки из палочек «Мой дом» 3. Выложить бобами по нарисованному контуру (выкладывание из шнура) 4. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и животного (или человека) с соблюдением пропорций. 5. «Мамины помощники» - навешивание прищепок на веревку. 6. П/г «Как у нас семья большая» |
Ноябрь |
||
1-я | 7. Тема: «Одежда» 1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. 3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами. 4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти. 5.Работать над развитием фонематического слуха. 5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу. | 1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами. 2. П/г «Перчатки» 3. Игра «Разрезные картинки» - одежда 4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет. 5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами. |
2-я | 8. Тема: «Обувь» 2.Тренировать в раскрашивании картинок по образцу; 3.Развивать зрительно - пространственные ориентировки 4.Развивать логическое мышление и воображение. | 1. Шнуровать кукольную и детскую обувь, завязывать шнурки бантиком. 2. П/г «Сапожки» 3. Фигурки из палочек. 4. «Обведи и заштрихуй» - обводка трафарета ботинка с последующий штриховкой цветными карандашами. 5. «Что у кого?» - Разглаживание бумажных комочков с контурным изображением предметов. 6. Разрезные картинки - «Обувь». |
3- я | 9. Тема: «Мебель. Квартира» | 1. «Это мебель» - обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол). 2. «Мебель для гостиной»- выкладывание из палочек шкафа, дивана. 3. «Волшебные жгутики» - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов по контуру. 4. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка. |
4-я | 10. Тема: «Кухня. Посуда» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. |
2. «Волшебные веревочки» - выкладывание посуды по контуру веревочками 3. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанный из 4 частей или «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их). 4. «Тарелочки для кошки, мышки и для себя» - рисование по методу «клубочка» тарелок разного размера и цвета. |
Декабрь |
||
1-я | 11. Тема: «Зима» 2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу. 3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4. Совершенствовать фонематический слух. | 1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера. 2. «Нарисуй дерево ниткой» - выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу. 3. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. 4. Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания: намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика. 5. Фигурки из палочек. 6. П/г «Мы во двор пошли гулять» 7. Игра «Что лишнее и почему?» |
2-я | 12. Тема: «Зимующие птицы» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами. 3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. 4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание. 5. Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладыванию фигур по образцу. | 1. «Кто это?» - обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу). 2. «Волшебные рисунки» - рисование на песке большой и маленькой птицы. 3. «Красивая птица» - обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики. 4. «Сухой бассейн» - найди корм для голубя (фасоль). |
3-я | 13. Тема: «Зимние забавы детей» 1.Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграций; упражнять в координации движений с речью. 2. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами. 3. Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание. 5. Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу. | 1. П/г. «Снежный ком» 2. Фигурки из палочек. 3. Рисуем на манке, рисе. 4. «Сухой бассейн» 5. Шнуровка. 6. Игра «Что лишнее и почему?» 7. «Построим горку для детишек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. |
4-я | 14. Тема: «Новогодний праздник» | 1. Игра «Наведем порядок» (группировка предметов по признаку). 2. П/г «Праздник», «Елочка» 3. Дорисуй картинку. 5. «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка 6. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета. |
Январь |
||
1-я | Тема: Каникулы | |
2-я | 15. Тема: «Домашние птицы» | 1. Игра «Чудесный мешочек» 2. П/г. «Утята», «Гусь» (Н.В. Нищева, с. 132). 3. Раскрась цыпленка кончиками пальцев. 4. Обвести по контуру утенка и заштрихуй 5. «Собери картинку» - из 4-6 частей. 6. «Найди пару» - разглаживание бумажных комочков и выполнения задания: «Где курица? А у кого цыпленок?» и т.д. 7. «Мама кормит цыпленка» - перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой |
3-я | 16. Тема: «Домашние животные» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь. 2. Развитие зрительно-пространственное восприятие. 3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа. 4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций | 2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку ложкой, «детенышам» капаем пипеткой. 3. «Клубочки для котят» - рисование клубочков карандашами, налаживание клубочков из толстых шерстяных ниток. 4. Игра «С бельевой прищепкой» «Котенок» 5. Игра «У кого кто» 6. «Обведи по точкам и заштрихуй» |
4-я | 17. Тема: «Дикие животные» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики определение фигурок на ощупь. 2. Развитие зрительно-пространственное восприятие. 3.Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа. 4.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. | 1. «Маленький конструктор» - выкладывание из геометрических фигур животного с детенышем. 2. «Животные хотят пить» - «мамам» наливаем воду из стакана в тарелочку, ложкой, «детенышам» капаем пипеткой. 3. П/г «На лужок». 4. Фигурки из палочек. 5. Соединить точки одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. 6. Ходим по клеткам. «Зоопарк» 7. Игра с пальчиками «кто как спит» 8. Игра «Чей дом?» 9. П/г «Заяц» 10. П/г «Сидит белка на тележке» (Н.В. Нищева, с. 138). |
Февраль |
||
1-я | 18. Тема: «Профессии. Продавец» 4.Совершенствовать графические навыки, закреплять умения и навыки, обводить рисунок по точкам без отрыва руки от листа. | 1. «Что здесь спряталось?» - разглаживание смятых комочков из бумаги. 2. «Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца). 3. «Что нужно продавцу?» - обводка трафарета 4. Игра «Что кому нужно?» 5. «Волшебные рисунки» - рисуем на песке. 6. «Перебери крупу» - рассортировать горох и рис. 7. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь продукты питания. |
2-я | 19. Тема: «Профессии. Почтальон» 2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами. 3.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления. | 1. П/г « Что принес нам почтальон» - фигурки из палочек 2. «Что нужно почтальону?» - обводка трафарета 3. «Разрезные картинки» 4. Соедини точки «Угадай, что спряталось» 5. Соберем пальчиками полиэтилен в кулачок. |
3-я | 20. Тема: «Транспорт» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить сравнивать узор, точно повторяя его элементы. 3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. 4. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.) | 1. «Автобус» - выложить автобус из геометрических фигур. 2. П/г «Лодочка» 3. Фигурки из палочек. 4. «Назови, одним словом». 5. П/игра «Мчится поезд» 6. Автомобиль» - Обводка трафарета и машины и раскраска. 7. «Сборка автомобиля» - разрезная картинка из 4-х частей. |
4-я | 21. Тема: «Наша Армия» 1.Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо и т.д. 3. Учить группировать предметы по одному из признаков (форме, цвету и т.п.) | 1. П/г «Солдаты» 2. Фигурки из палочек. 3. Из риса на синем картоне выложить «Салют» по нарисованному контуру. 4. Кто больше узелков завяжет на веревке и сделает это быстрее? 5. «Чудесный мешочек» 6. «Лабиринт» - катание мяча. 7. «Самолет» - разрезная картинка из 4 частей. 8. П/игра «Самолеты» |
Март |
||
1-я | 22. Тема: «Весна. Приметы весны» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами. 2.Совершенствовать графические навыки выкладывание фигур по образцу. 3.Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха. | 1. П/г « Веснянка» 2. «Потекли ручейки» - рисование пальцами ручейков на песке. 3.Соревнование «Снежный ком подтаял. У кого солнце светит ярче?» - Работа с бумагой. (разглаживание скомканной бумаги) 4. «Солнце светит и греет» - выкладывание солнце с лучами из спичек. 5.Завязывание узелков называния месяцев (бусины, пуговицы) |
2-я | 23. Тема: «Весна. Мамин праздник» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. 2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить действовать по словесной инструкции. 3.Развивать зрительное внимание и память. | 1. П/г « Мамочка» 2. Фигурки из палочек – «Цветок для мамы» 3. Завязываем бантик на подарке. 4. «Бусы для мамы» - нанизывание бусинок на нитки - соблюдать последовательность. 5. По контуру выложить из кусочков бумаги цветок. 6. «Рисуем цветы» - рисование цветов на песке. 7. Обвести рисунок точно по линиями, стараться не отрывать карандаш от бумаги. 8. «Помощники» - игры с прищепками. 9. Оригами – «Лилия» - поздравительная открытка. |
3-я | 24. Тема: «Комнатные растения» 1.Упражнять в обследовании предметов на ощупь, работать над координацией движений с речью. 2.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. 3.Совершенствовать графические навыки. 4.Развивать зрительное внимание и память. | 1. Фигурки из палочек «кактус», «Ваза» 2. Обвести по точкам 3. Штриховка. 4. Рисуем пальчиком «Тюльпан» 5. Рисование по контуру – выложить цветок рисом. |
4-я | 25. Тема: «Дикие животные весной» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. 2.Совершенствовать графические навыки 3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке | 1. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест. 2. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей. 3. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных. 4. «Чудесный мешочек» - определение на ощупь фигурок животных (с последующим обыгрыванием: «Кто, где, живет?») 5.П/гимнастика - «Медвежата» 6.Лабиринт «Помоги зайчику» |
Апрель |
||
1-я | 26. Тема: «Домашние животные весной» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. 4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического | 1. «Маленький конструктор»- выкладывание из спичек любого домашнего животного. 2. «Кто чем питается?» - в сухом бассейне» найти предмет, определить на ощупь, назвать и сказать, кто это ест. 3. «Разрезные картинки» - собрать картинку с изображением животного из 4 частей. 4. «Кто спрятался в комочках?» - Разглаживание смятых трафаретов животных. 5. П/гимнастика – «Повстречались» 6. Нарисуй по точкам «Щенка» 7. П/игра «Козочка». |
2-я | 27. Тема: «Рыбы» 1. Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи, упражнять в работе с ножницами. 2. Совершенствовать графические навыки, продолжать учить выкладыванию фигур по образцу. 3. Продолжать развивать зрительное восприятие, работать над развитием фонематического слуха. 4. Развивать зрительное внимание и память. | 1.П/гимнастика «Рыбка» 2.П/игра «Аквариум» 3. «Чудесный мешочек» 4. Из шерстяной нитки выложить аквариум с рыбками и водорослями. 5.Фигурки из палочек «рыбка», «Ракушка». 6.Рисуем кончиками пальцев на манке.. 7. Упражнение «Чего не хватает?» 8. «Рыбка» - обрывание из готовых геометрических фигур овала и длинных полосок и наклеивание их в альбом. 9. «Волшебная капель» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи. |
3-я | 28. Тема: «Перелетные птицы» 1.Упражнять в выкладывании фигурок из спичек по образцу. 2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами. 3.Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. 4.Работать над развитием зрительного внимания и памяти. | 1. «Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха. 2. «Волшебная капелька» - пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи. 3. Фигурки из палочек. 4. «Домик для скворца» - выкладывание из спичек по принципу «колодца» 5. «Птицы откладывают яйца» - лепка из пластилина «птичьих яиц» различной величины. 6. «Такие разные птицы» - из готовых геометрических фигур разного размера. |
4-я | 29. Тема: «Весенние цветы» 1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами. 2.Упражнять в умении находить выход из лабиринта, проводить линию посредине извилистой дорожки. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. 4.Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. | 1.Упражнение «Мотылек» 2. П/гимнастика «Пчела» 3. Коллективная работа «Весенний луг» - разглаживание разноцветных трафаретов цветов из бумаги, смятой в комочки, и приклеивание на большой зеленый лист. 4. Обвести по точкам. 5.Фигурки из палочек. 6. Работа с трафаретами 7. Игра «Чудесный мешочек» |
Май |
||
1-я | 30. Тема: «Мой город». 2 . Развитие зрительное и слуховое внимание и тактильную память. 3.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок. | 2. «Разрезные картинки» - сложить картинку дом из 4 частей. 3. «Строим дом» выкладывание дома из различных материалов (мозаики, палочек, строительного материала). 4. «Волшебные окна» - вставить в «окно» «стекла» нужной формы и размера (10 образцов). 5. «Обведи и заштрихуй» |
2-я | 31. Тема: «Правила дорожного движения» 1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений в соответствии с темпом речи. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами. 2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости, упражнять в составлении разрезных картинок. 3.Продолжать учить работать с ножницами. | 1. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка. 2. «Разрезные картинки» - сложить картинку автобуса из 4 частей. 3. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание. 4. Фигурки из палочек. 5. Дорисуй узор. 6. П/игра «Шофер» |
3-я | 32. Тема: «Насекомые» 1.Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, координации движений с речью. Продолжать учить работать с ножницами. 2.Совершенствовать графические навыки. 3.Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги на картинке, учить оперировать предложениями. 4.Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения и логического мышления. | 1. Упражнение «Гусеница» 2. П/гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки». 3. Пальчиковая игра «Сороконожка» 5. Обвести рисунок по точкам. 6. Продолжи цепочку. 7. «Найди пару» 8. «Чудесный мешочек» |
4-я | 33. Тема: «Лето» 1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи. 2.Совершенствовать графические умения и навыки. 3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления. 4.Совершенствовать фонематический слух. | 1. П/игра «На лужайке», «Зайки» 2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев. 3. «Разрезные картинки». 4. Фигурки из палочек. 5. «Умелые ручки» - упражнение в шнуровке. 6.Работа с различными материалами: бумагой, бусинками, палочками, пластилином, трафаретом. 7. «Чудесный мешочек» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.
- Белоусова Л.Е. «Ура! Я научился!» - Спб.: «Детство – Пресс», 2004.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» - Ярославль: «Академия развития»,1997.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» -
- Синицына Е. «Умные пальчики» - М.: «Лист», 1995.
- Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками» - М.: «Карапуз»,2001.
1. Актуальность проекта
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.
Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.
2. Участники проекта
Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.
Учитель – логопед: Ферд Надежда Анатольевна
Воспитатели группы: Баранова Юлия Владимировна, Баранникова Татьяна Юрьевна
3. Тип проекта: творчески – игровой
4. Вид проекта: средней продолжительности
5. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года
6. Теоретические основы проекта
Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.
Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
От 3 до 4 лет:
- держит карандаш пальцами
- собирает и строит из 9 кубиков
- берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
- повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца
От 4 до 5 лет:
- рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии
- раскрашивает простые формы
- копирует заглавные печатные буквы
- рисует простой дом (квадрат и крыша) , человека (2–3 части тела)
- складывает бумагу более чем 1 раз
- нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; - - - определяет предметы в мешке на ощупь
- лепит из пластилина, шнурует ботинки.
От 5 до 6 лет
- копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)
От 6 до 7 лет
- полностью владеет мелкой моторикой
- может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка) .
7. Цель и задачи проекта
Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи. Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
- Разработать перспективное планирования по проекту.
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
- Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
- Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.
- Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.
- Ожидаемые результаты
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
- Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
- Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.
9. Эффективность данных результатов
10. Возможные риски
- Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
- Трудности взаимодействия с родителями.
11. Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.
12. Описание проекта
Этапы реализация проекта
1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .
Задачи:
- Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
- Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
- Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
- Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках) .
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап - основной (практический) .
Задачи:
- Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
- Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2)
- Провести индивидуальные консультации (по необходимости) .
- Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
- Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап - заключительный (контрольно-диагностический) .
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
- Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
- Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
- Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
- Перспективный план реализации проекта
Заключение
В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.
Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:
- · систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- · последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- · все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
- · если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. .
В группах уже с младшего, среднего и старшего дошкольного возраста используется в работе и ниткопись. Сначала выполняются простые контуры: “Круг”, “Солнышко”, “Грибок”, далее усложняется работа: “Дом”, “Ракета” и т.д. В средней и старшей группе используется ниткопись на занятиях по математике и обучению грамоте (например, выкладывается буква или цифра, уже без образца). Далее задача усложняется: например, предлагается детям выкладывать сюжетные картинки с использованием нескольких разноцветных ниток.
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами - щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.
Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики - кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.). Начиная с младшей группы, можно организовывать специальную полочку по изодеятельности. Она должна быть оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые изоматериалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью. По мере того, как дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки - на маленькие, гуашь - на акварель, увеличилась цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).
Необходимо “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук, учить работать с бросовым материалом. Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать - эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т.д.) в процессе развития мелкой моторики можно найти не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе” .
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе .
Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперед к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги ДОУ продолжают добиваться поставленной цели.
При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формировались психические процессы, развивались коммуникативные навыки. Развиваясь, рука ребенка не только способствует формированию всех этих качеств, но и постепенно готовится к успешному школьному обучению (к письму). Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогают педагогам ДОУ добиться хороших результатов .
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.