Помните, что даже когда у плода ещё не заработали слух и зрение, ещё до развития головного мозга и первого биения сердца, все что вы делаете, думаете и чувствуете, влияет на будущего малыша. Ваша реакция на беременность, реакция вашего партнёра, друзей, родственников, обстановка в семье, состояние здоровья и образ жизни - все так или иначе передаётся вашему ребёнку.
С правильным питанием и вредными привычками все понятно, но как он может чувствовать любовь или нелюбовь окружающих? Через ваши эмоции. Если вам грустно, если вы напуганы или расстроены, меняется ваше дыхание и сердечный ритм, происходит множество незаметных для вас перемен в работе вашего организма, которые заметно влияют на течение беременности. Не спешите рвать волосы на голове за ссору с мужем или кратковременный стресс на работе. Мы живём не в искусственном мире, и создать идеальные условия для безоблачной беременности не представляется возможным. Более того, гормональная перестройка делает нас более уязвимыми для всякого рода неприятностей. От вас требуется снизить источники раздражения и печали, наполнить свою жизнь приятными впечатлениями и не концентрироваться не зацикливаться на возникающих проблемах. Не искоренить! А свести к минимуму. Постановка выполнимых задач поможет вам в этом.
Любите вашего малыша уже сейчас. Даже если всего несколько минут назад вы обнаружили две полоски на тесте для определения беременности. Разговаривайте, рассказывайте о мире, в котором вы живёте, находите объекты для восхищения и делитесь ими. Гладьте себя по животику и привлекайте к общению будущего папу.
Создайте себе фильтр для поступающей информации. Ограничьте просмотр новостей, боевиков, фильмов ужасов, выбирайте наиболее приятных собеседников для прогулок и общения.
Не паникуйте по поводу результатов анализов. Прежде чем поддаваться унынию, проконсультируйтесь с несколькими специалистами, пересдайте повторно кровь. Очень часто врачи пугают беременных своими предположениями и надуманными диагнозами. Если есть возможность сменить гинеколога на более деликатного, не упускайте ее.
Ваши занятия и увлечения также сказываются на развитии ребёнка. Вы можете читать сказки вслух, рисовать, посещать выставки, петь или даже развивать способности к изучению иностранного языка. Родители, говорившие на нескольких языках во время беременности, отмечают, что их дети проявляли интерес и способности к их изучению.
Особенно стоит отметить влияние музыки на внутриутробное воспитание. В период беременности предпочтение отдайте классике. В конце второго триместра ваш малыш уже сам подскажет вам, что ему не нравится, а что пришлось по вкусу. Это можно определить по его движениям. Резкие толчки говорят о недовольстве, а плавные движения показывают, что ему приятно.
Поговорите с вашими близкими, поделитесь идеями внутриутробного развития и попросите поддержки и понимания. Многие соглашаются, что надо быть мягче в общении с беременными, но некоторым людям стоит об этом напоминать. Не обижайтесь, если не получаете "должного" внимания. У всех свои проблемы и заботы, постарайтесь понять и сами побалуйте себя чем-то приятным.
Беременность, несмотря на все трудности и физический дискомфорт, необыкновенный период единения с вашим ребёнком. Вы чувствуете его движения, и это доставляет вам радость. Это нельзя сравнить с чем-либо. Необычайная тайна зарождения новой жизни даже после изобретения УЗИ и развития науки будоражит нас. Беременность - только начало длинного пути становления личности вашего ребёнка. Постарайтесь сделать первые девять месяцев вашего малыша счастливыми и спокойными и продолжайте в том же направлении после его рождения.
Как воспитать послушного ребенка: от 1 до 3 лет
Если вы пытаетесь «дисциплинировать» восьми- или девятимесячного ребенка, когда он пытается засунуть в видеомагнитофон, как в почтовый ящик, крекер, то он вас не поймет. В этом возрасте он запихивает крекер и нажимает кнопки не для того, чтобы довести вас до сумасшествия. Скорее он экспериментирует с недавно приобретенными навыками и его привлекают свет и звуки. Так он играет со своими игрушками, и кто сказал, что видеомагнитофон не одна из них?
С другой стороны, если вашему малышу два года и вы ни разу не сказали ему «нет» и не установили никаких границ, то он станет вести себя еще хуже.
От 1 года до 18 месяцев: много активности, мало самоконтроля
В возрасте одного года ваш ребенок будет проявлять чрезвычайное любопытство ко всему. И вы должны дать ему возможность все изучать и обследовать, но в то же время уберегать его от опасности.
Он станет проявлять разные чувства, некоторые будут казаться агрессивными, но такое поведение меньше всего связано с сознательным гневом, а больше с тем, что он испытывает свои новообретенные способности.
Он понимает причину и следствие. Если он ударит другого ребенка, а тот начинает пронзительно визжать, то для него это игра, подобная тому, как он нажимает кнопку на какой-нибудь своей игрушке, и она издает звук, или из нее выскакивает зайка. Вы должны находиться рядом, чтобы объяснить, что это не одно и то же: «Нельзя никого обижать. Салли больно».
Другими словами, хотя до четырнадцати-пятнадцати месяцев ребенок не может осознавать последствий или контролировать свои действия, вы должны это делать за него. Вы его советчик и наставник.
Не пытайтесь уговаривать и урезонивать; возьмите ситуацию под свой контроль, но очень деликатно. Старайтесь не допускать неприятных инцидентов: сделайте так, чтобы не все в доме было доступно ребенку, и не ходите с малышом туда, где от него требуется вести себя «по-взрослому», чтобы вам не приходилось все время вмешиваться.
Особенно если ваш ребенок физически развит — рано начал ходить, гиперактивен или импульсивен, — дайте ему возможность больше лазать, бегать и прыгать. Помните, что если вы позволите ему использовать ваш диван в качестве трамплина или забираться на обеденный стол, то он, естественно, будет считать, что так и надо и что так можно вести себя как у бабушки в доме, так и в ресторане.
Составьте план для непредвиденных ситуаций. Отвлечение внимания — отличная стратегия для такого возраста, поэтому, если вы идете в гости и знаете, что в том доме имеется множество неприкосновенных вещей, принесите с собой игрушки, чтобы отвлечь внимание и энергию ребенка на них.
С 18 месяцев до 2 лет: называем чувства и ограничиваем желания
Восемнадцать месяцев — ключевой момент в развитии мозга. Именно в это время родители восклицают: «О, как он неожиданно вырос!». Он узнает слова «я», «мне» и «мой» и начинает предложения со своего имени («Генри сделает это»).
Развитие мозга наконец позволяет ему приобрести немного способности к самоконтролю (с вашей помощью, конечно). Если вы постоянно учили его, какое поведение недопустимо, к тому времени он уже научится проявлять сдержанность, но не всегда правильно. Вы можете сказать: «Подожди минутку, я достану тебе эту игрушку», и он действительно будет ждать. Если до сих пор вы этого не сделали, приступите к установлению определенных границ прямо сейчас.
Очень важно все планировать заранее, знать хорошо своего ребенка, насколько он терпелив и на что способен. Помните также, что такое умение, как самоконтроль, продолжает развиваться. Когда дети в данном возрасте чего-то хотят, им трудно заставить себя ждать, удержаться от чего-то или что-нибудь отдать. Но у вас есть возможность распознать чувства ребенка и его желания и в какой-то степени их ограничить.
Например, если всем детям в группе предложили печенье, а ваш ребенок схватил себе сразу несколько штук, то объективная мама никогда не скажет себе в этот момент: «Другие мамы могут подумать, что я воспитала маленького обжору. Я умру со стыда. Но, может быть, они не обратят внимания, что Зак взял себе два печенья». Вместо этого она достойно отнесется к чувствам своего ребенка («Я вижу, что ты хочешь взять два печенья...»). И в то же время она также установит правило («Но все берут только по одному») и закрепит это правило («Потому положи одну штуку обратно»).
Помните, что вы должны помогать своему ребенку справляться с сильными эмоциями, с которыми ему не справиться самостоятельно. Но если он никак не может успокоиться, не оставляйте его со словами, что он «плохой» или что «это не ребенок, а наказание». Пожалейте его: «Нам надо постараться, чтобы ты научился держать себя в руках».
8 правил игры
Я нашла этот прекрасный список в интернете и привожу его здесь, потому что, мне кажется, он позволяет подытожить эмоциональную и социальную жизнь ребенка в возрасте от года до трех. Честь и хвала этому анонимному автору, у которого дома явно есть ребенок такого возраста.
- Если мне это нравится — это мое.
- Если это у меня в руках — это мое.
- Если я могу это взять у тебя — это мое.
- Если это когда-то какое-то время было у меня — это мое.
- Если это мое, то оно никогда не будет твоим ни в каком виде, ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах!
- Если я что-то делаю или что-то строю, то все, из чего я это делаю, — это мое.
- Если кто-то думает, что это мое, то это мое.
- Если я считаю, что это мое, то это мое.
От 2 до 3 лет
Этот легендарный кошмарный возраст так неожиданно настиг и вас. Надеюсь, вы не откладывали надолго введение определенных рамок и обучение ребенка самоконтролю. Хотя вашему ребенку еще приходится работать над тем, чтобы научиться делиться с другими детьми, сдерживать себя, управлять своим настроением, к трем годам все станет намного лучше, если вы сами проявите последовательность.
Однако же если вы не контролировали его эмоции, то будьте осторожны и внимательны, потому что в двухлетнем возрасте наступает максимальный всплеск негативных эмоций и агрессивности. Вашему ребенку так много хочется сказать и совершить — и у него столько идей, как это сделать, — что вам может показаться, будто он перестает себя контролировать. Если у вашего ребенка задержка развития речи, то уровень неудовлетворенности у него будет еще выше. Могут происходить резкие всплески эмоций — то только что весело играл, то вдруг стучит кулаками по полу в приступе ярости.
Поведение родителей в этот период важно как никогда в качестве примера эмоционального состояния. По причине эмоциональной неустойчивости у двухлетних детей почти невозможно избежать вспышек раздражения, особенно если ребенок переутомлен или не в духе. Но вы по крайней мере можете выстроить ситуацию так, чтобы свести к минимуму эти приступы. Не планируйте прогулку, если близится время дневного сна; не перегружайте день занятиями, требующими много энергии от ребенка; избегайте таких ситуаций, которые в прошлом вызывали у него вспышки раздражения.
Если ребенку предстоит играть в группе детей, а до этого он уже устраивал драки, обсудите с ним его агрессивное поведение и поговорите о необходимости делиться игрушками и играть вместе, прежде чем соберутся все дети. Спросите у него, хочет ли он убрать какие-нибудь игрушки. Скажите, что вы будете с ним рядом на тот случай, если он вдруг расстроится. Вы можете даже провести ролевую игру. «Давай представим, что я — Пит. И я играю в твою машину. Что ты сделаешь, если тоже захочешь в нее поиграть?»
Дети в этом возрасте очень успешно играют в символические игры. Вы можете предложить альтернативные варианты. «Давай засечем время, а когда оно подойдет, наступит твоя очередь». Или: «Пока Пит играет в твою машинку, ты можешь поиграть в своих пожарников». Подчеркните, что он должен выражать свои намерения словами, а не руками.
Вы смотрите телевизор и пользуетесь компьютером. Американская академия педиатрии рекомендует не позволять детям до двух лет смотреть телевизор. Но я знаю только немногие семьи, в которых следуют этому совету. Остерегайтесь: как показал целый ряд исследований, экран способен стимулировать, особенно реактивных по темпераменту детей, а также любого ребенка с высокоактивным социальным или эмоциональным стилем. Вместо просмотра телевизора старайтесь планировать больше активности на открытом воздухе или подвижных игр в помещении. В этом возрасте дети уже способны помогать вам по дому или на кухне. Давайте ребенку какое-нибудь задание или работу, с которой он может справиться, — и будьте терпеливы. На опыте учатся.
Поглядывайте на ребенка, когда он ведет себя надлежащим образом: общается, делится с другими или погружен в какое-то занятие, которое ему нелегко дается. Отмечайте его успехи и достойное поведение: «Спасибо, что помог мне», «Ты молодец, что поделился», «О-о, да ты так потрудился и сам построил такую башню».
Встретила интересную статью о воспитании детей, но немного сократила. Считаю лишним прибегать в воспитании к моментам, связанным с ложью, выдумкой, хитростью. Излишне детям говорить то, чего не стоит говорить. Я не имею ввиду разговоры с ребенком на интимную тему. Просто не стоит при ребенке обсуждать кого-то, чьи-то действия. Даже, если хочется показать, что так нельзя делать. Ребенок должен уважать взрослых, а не обсуждать. Кроме того, есть вопросы, дела, которые ребенка, в силу его возраста, не могут интересовать и не должны касаться.
1. Практически процесс воспитания начинается с момента зачатия
.
И уж совсем явно - с пятого месяца беременности, когда зародыш обретает слух.
Но наиболее эффективным применение некоторых из предложенных ниже
принципов формирования личности окажется, видимо, в возрасте 2-3 года
(вообще же, конечно, границы размыты).
2. Все сигналы окружающего мира маленький человек впитывает подобно сухой губке.
Но всё же в основном воспитывается ребёнок только на наглядном примере взрослого.
Просто наивно думать, что чуть позже подросток не будет, к примеру, курить
лишь оттого,что дымившая мама всегда говорила ему, что делать так,
как делает она, - нельзя, что это «плохо».
3. С ребёнком надо больше говорить.
Истина тоже прописная, но важная настолько, что не грех повториться.
Говорить обо всём.
Неверно думать, что, мол, для какой-то темы
ребёнок ещё мал и ничего не поймёт.
Конечно, по-своему, но понимает он всё. Как и любой взрослый.
На доступном ему уровне надо объяснять малышу всё многообразие мира.
Избегайте немотивированных запретов.
Причём объяснять всё, конечно, лучше по существу,
а не просто "потому что дядя будет ругаться".
КСТАТИ, эта страшилка про чью-то ругань где-то похожа на попытку
объяснить то, что КРАСТЬ - НЕЛЬЗЯ, лишь тем, что за это посадят в тюрьму.
(Дескать, если поймают. А стало быть, "надо учиться красть незаметно").
А вовсе принципом, что ведь ЭТО - НЕ ТВОЁ, ЭТО - ЧУЖОЕ…
Ведь ты же не хочешь, чтобы пропала твоя вещь!..
Свои запреты объясняйте подробно и обязательно проверяйте,
насколько твёрдо уяснил ребёнок, ПОЧЕМУ нельзя лезть в лужу
(заболеешь или маме придется стирать)
Или бегать по клумбам
(ведь в эту красоту, вложено столько труда!
А красоту портить нельзя никогда!
да и больше всего на свете нужно уважать чужой труд!).
Пытайтесь взывать к логике.
Помочь её формированию у ребенка
Может упор на врождённое чувство справедливости,
позволяющее безошибочно отличать Добро от Зла.
4. Первый (или не первый) ребёнок для мамы - это, как правило, всегда архиважно.
Но для самого ребёнка его МАМА всё равно всегда есть нечто гораздо большее.
В начале нашего пути мама - это вообще ВСЁ
.
Забывать об этой своей роли нельзя.
Пропуская всё через сердце, искренне вживаясь во все его заботы
и подавая эмоциональный пример, мама, как бы взрослея вместе с ребёнком,
должна проходить все стадии роста своего чада.
Неподдельно расстраиваться, что не по назначению использован подгузник,
с любопытством сравнивать между собой разные погремушки,
подмечать огрехи в конструкции игрушечной дороги или безвкусно наряженной куклы.
А потом так же искренне печалиться, что не удалось без помарок
выполнить домашнюю работу, что не хочет решаться задача.
5. В воспитательных целях должно быть использовано каждое событие,
происшедшее в стенах дома или коснувшееся их извне.
Мама может управлять развитием ребёнка
при помощи некоего набора положительных и отрицательных эталонов,
Примеров, указывающих на хорошие и дурные поступки... лучше, самого объекта воспитания.
А чтобы ребёнок не забыл того или иного события, которое мама решила включить
в этот набор, достаточно всего лишь часто о них напоминать.
Достаточно часто. ( : ?, не будет ли это похоже на нотацию).
В первый день несколько раз, на следующий - чуть реже, на третий, возможно,
хватит и двух раз. Потом раз в неделю, в месяц, в год.
Частоты эти, конечно, совершенно условны и могут зависеть от множества факторов.
Таким образом Вы добьётесь того, что удачно выбранный поведенческий эталон
легко укоренится в сознании будущего гражданина навсегда.
6. Подобные эталоны - «как надо поступать» и «как не надо» - должны составить
своего рода воспитательный базис,
понятный только двоим: маме и ребёнку.
К примеру, со «случаем в конце сквера» они оба ассоциируют
достойный подражания эпизод, когда Ваш ребёнок дал поиграть другому
свою любимую игрушку. Это уже хорошо.
Но, когда тот ребёнок вдруг понял,
что без этой лопатки просто жить дальше не сможет, Ваш малыш
Вдруг проявил очаровательную щедрость и, обязательно с Вашего согласия,
решился чудесную игрушку подарить насовсем!
В другой раз произошёл совершенно позорный случай,
забыть который хочется навсегда.
Но забыть не удастся, потому что мама решила
включить его в свой воспитательный набор под меткой «щенок».
Когда она говорит это слово, в сознании ребёнка всегда возникает образец того,
как поступать нельзя.
Помнится, тогда в песочницу
забрёл откуда-то настоящий щенок,
которого всем очень хотелось погладить.
И в этой ситуации Ваш малыш, даже сказать страшно,
…ЗАМАХНУЛСЯ НА ДЕВОЧКУ… Не ударил, к счастью…
Умело драматизируя ситуацию, которая обязательно должна задеть
личные интересы ребёнка, Вы можете закрепить в его сознании мысль о том,
что данные кому-либо обещания всегда нужно исполнять скрупулёзно.
А, кстати, вторым после слова МАМА
младенец должен твёрдо уяснить слово НЕЛЬЗЯ.
(Ну а третьим - понятие ЭТО ЧУЖОЕ).
7. Постоянно внушайте ребёнку ту простую как мир истину,
что в отношении окружающих всегда надо поступать только так,
как он хотел бы, чтобы относились к нему.
Почаще предлагайте ребёнку саму эту идею - попытаться почувствовать
себя на месте другого:
Незаслуженно обиженного,
- обманутого,
- униженного,
8. Подсознание ребёнка работает гораздо активнее, чем у нас.
Он может самозабвенно строить замок из кубиков, возиться с паровозиком или куклой,
Но при этом слышит и запоминает все (и даже ещё незнакомые) слова,
залетающие в детскую сквозь приоткрытую дверь.
И то, что услышит он в раннем возрасте (и особенно - неоднократно),
запечатлено будет навеки.
9. Все дети разные.
И в помощи, начальной подсказке, как правильно организовать себя,
они нуждаются по-разному объективно.
Будьте готовы к тому, что, может быть, первое время Вам и малышу придётся
делать уроки вместе.
Подсказывать нельзя, конечно.
Доходить до всего ребёнок должен самостоятельно, но,
может потребоваться, под руководством мамы.
Все дети разные.
Некоторых нужно организовать.
Это не каприз, они нуждаются в этом действительно.
10. Если хотя бы один из родителей владеет иностранным разговорным,
то это колоссальное стартовое преимущество
должно быть использовано максимально
.
Даже если уверены, что этот язык ребёнку явно не пригодится,
дело тут просто в его элементарном развитии.
Пример этот не выдуманный - так обстоит в одной Бакинской чете:
родители хорошо говорят и на русском, а вот дети их, как ни обидно за них,
понимают только азербайджанский.
Ведь психика маленького ребёнка за какой-то год или два впитывает целый язык,
а то и два-три языка,
на которых с ним общается мама.
Весьма мудрёная задача и для образованного взрослого!!
Ребёнок же усвоит их, не затратив ни грана усилий.
А два языка - это, как ни крути, всё же не один лишь родной,
А ещё и ПЛЮС ИНОСТРАННЫЙ… (то есть два родных языка).
11. « ЖЕНЩИНЫ, - обращается ясновидящая Любовь Панова, -
мы с вами потеряли чувство любви!
Мы повергли Землю в такую гадость!
Остановитесь, женщины!
Остановитесь, давайте вместе полюбим всё вокруг нас.
И даже то, что ещё только готово к нам прийти, - это маленькое-маленькое существо.
Давайте мы научимся у них любить, понимать, жалеть.
И, поверьте, тогда наши дети спасут наш мир.
Мир, который может очень скоро рухнуть.
Поймите, женщины, что всё зависит от нас!
Войны, беды и неприятности - всё идёт от женщины.
Это мы так воспитали своих детей, что они могут поднять оружие
не то что на другого человека, а даже на родного брата.
Это наша вина во всём!
Так давайте вместе возьмёмся и всё исправим!
Давайте научим наших детей любить по-настоящему.
Так, как вы хотите, чтобы любили вас.
Полюбите сначала вы ребёнка,
присмотритесь к нему,
поймите, почему он капризничает, что его беспокоит.
Может быть, отгадка не в том, что у него отвратительный характер,
а в том, что ребёнку просто чего-то не хватает.
Может быть, вы его мало ласкаете,
вы ему мало говорите о том, как вы его любите и как вы ждали его.
Может быть, вы вообще его не слышите »
(Р.И. Гарифзянов, Л.И. Панова. Откровения Ангелов-Хранителей.
РАЙ или АД. М. 2003. С. 106-107).
Начинать воспитывать дитя надо тогда, когда оно лежит поперек кровати. Старая аксиома сегодня несколько усовершенствована. Ведь многие родители начинают общение и воспитательный процесс любовью еще в утробе. Что необходимо знать папам и мамам о воспитании малышей до года? Какие тенденции можно перенять из японских и русских православных традиций? Что советует по этому поводу Евгений Комаровский? Вооружаемся полезной информацией.
Уход и воспитание ребенка по месяцам: психология
Условно этот период можно разделить на 4 этапа. Первый - до трех месяцев - характеризуется появлением так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на маму, других близких. Дитя улыбается в ответ на их появление, двигает ручками, оживляется. И для родителей такая реакция является результатом ежедневного общения, ухода, любви и заботы.
До трех месяцев родители должны научить кроху немного времени развлекать себя самостоятельно, подавать знаки недовольства при необходимости смены подгузника , реагировать на обращение, звуки. Для этого с малышом нужно играть, много разговаривать, петь ему песенки. Все, что делает мама, необходимо комментировать. Таким образом, уже с новорожденности начинает формироваться пассивный словарный запас крохи, задатки общения, которые проявятся первым детским агуканьем.
Второй период развития длится до шести месяцев. Именно в это время происходит активное сенсорное , зрительное, эмоциональное развитие крохи. Психологи рекомендуют малышам включать приятную легкую музыку, колыбельные - это поможет развивать лепет. Необходимо знакомить дитя с богатством окружающего мира, привлекая внимание к разным звукам и называя их: водичка журчит, кошка мяукает, собачка гавкает. А ребенок, подражая маме, будет делать свои попытки повторять сказанное родителями. Именно подражание является основой развития шестимесячного крохи. На этом этапе взрослые должны удовлетворять любопытство ребенка, который познает свое тело. Мама или папа должны называть и показывать, где у него ручки, ножки, глазки, нос. Эти органы надо показывать и на себе.
Увеличение периода бодрствования позволяет маме уделять малышу и занятиям с ним больше внимания. Любовь и радость, которую дарят ему взрослые, становятся фундаментом его нравственного воспитания.
Третий воспитательный период длится до 9 месяцев. Дитя начинает заметно взрослеть, испытывая интерес ко всему окружающему, проявляя любознательность. Поскольку ползать и даже немного ходить малыш уже умеет, надо стимулировать его желание перемещаться по дому, не забывая при этом и о безопасности. Хвалите ребенка чаще. Начинайте приучать к горшку, присаживая после сна и кормления. Приучайте к режимным моментам. Проснувшись утром, надо идти с мамой умываться. Это вырабатывает гигиеническую привычку. Ребенок должен наблюдать, как мама застилает кроватку, убирает игрушки, акцентируя на порядке и чистоте в комнате. Надевание слюнявчика перед кормлением - еще один обязательный момент воспитания аккуратности и культуры приема пищи.
Каждое действие родители должны объяснять, комментировать, особенно это касается игрушек и движений с ними. Мячик катится, юла кружится, кукла поет - все это мама должна повторять несколько раз в день с улыбкой на лице, вызывая у крохи положительные эмоции . В этом возрасте ребенка знакомят со словом «нельзя». Разговаривать с крохой всегда надо ласково, тихо и доброжелательно. При этом не надо сюсюкать, искажая произношение слов.
Четвертый период длится до 12 месяцев. Полноценное воспитание означает тесное общение с крохой, единство мамы и ребенка.
Она должна стимулировать познавательную активность, закреплять умение ходить самостоятельно, прививать навыки действий с предметами, показывая, как это делать.
Воспитывать надо личным примером, прививая доброе отношение к животным, близким, другим детям. Надо хвалить дитя за попытки брать ложку в руки, кушать и пить самостоятельно, за правильные действия с игрушками, закреплять слово «нельзя». Запрет должен звучать категорично.
Психологи акцентируют, что в этом возрасте у малыша появляются первые страхи, например, боязнь незнакомцев. Важно прививать детям доброжелательное отношение ко всем людям и никогда никем не пугать.
Также конец первого года знаменуется первым психологическим кризисом взросления. Мальчики и девочки проявляют непослушание, повторяют запрещенные родителями действия. Но это еще не вредность, а обычное желание познавать окружающий мир с настойчивостью, упрямством, повторениями. Родителям в таких случаях лучше всего переключать внимание крохи и не позволять капризничать, плакать.
Методы воспитания детей с рождения до года в Японии
Единство матери и малыша - основной принцип воспитания японских малышей в возрасте до года. Все заботы о нем лежат исключительно на плечах женщины, она обязана не позволять малышу плакать, всегда спит рядом с ним. Таким образом, до года младенец остаётся частью тела своей мамы. Она постоянно носит его на руках либо за спиной. Для этого продаются специальные женские куртки с отделением для малышей.
До пяти лет ребенок в Японии считается императором. Это означает, что ему можно все. Желания крохи не оспариваются. Мама не утверждает свою власть над ребенком. Она может лишь озвучивать предупреждения о том, что опасно, больно, грязно, плохо. Если малыш упал, ударился, обжегся, то мать у него просит прощения. Папа в воспитательном процессе этого периода может взять участие лишь в выходной день.
Раннему развитию и воспитанию в стране уделяют много внимания. Ориентиром в этом плане является книга Ибуки «После трёх уже поздно». Это классика японской педагогики. Основной тезис книги - фундамент человеческой личности закладывается тогда, когда у крохи высокая восприимчивость. Развивать его надо стимуляцией естественного интереса к новому, закладыванием в раннем возрасте основ сильной личности. Все это лежит на плечах мамы, которая ежедневно удовлетворяет все физические потребности, обеспечивает крохе тепло, комфорт, тесный физический контакт.
Воспитание детей до года: православие
Младенец до года знакомится с Таинствами крещения, миропомазания, причастия. На специальных службах происходит воцерковление и наречение имени малыша. Именно церковь в христианстве является защитой маленького ребенка, его благословением на жизнь в духовном мире. После процедуры воцерковления мама должна как можно чаще причащать малыша, что является укреплением его физических сил. Совместное посещение Литургии - обязательный элемент духовного воспитания. Так не дитя сходит Божья благодать, формируется его кротость, послушание, привычка посещать церковь с раннего возраста. В ее формировании и заключается роль родителей-христиан. Они вводят Бога в жизнь детей и посвящают ему своих чад.
В Евангелии описан момент, когда Христос возмутился тем, что его ученики не пускали к нему матерей с их детьми. Объяснил, что детям принадлежит царство Божие. А тот, кто его не принимает как ребенок, в него и не войдет. Любовь Бога к малышам проявилась в том, что Иисус их обнял и благословил. Он возложил на них свои руки. То есть любовь выразилась в обычном физическом прикосновении.
Именно этого - физического контакта родителей с крохами до года - порой очень не хватает в семьях. Священники объясняют, что дети сильно нуждаются в телесном контакте с мамой. Но для некоторых матерей они до года являются просто предметом ухода. Такие матери недооценивают роль общения, выражения любви, эмоций по отношению к своему чаду.
Тепло, спокойствие, общение, ласка должны исходить от матери, которая вместе с отцом обязана в младенчестве приучить дитя к церковным таинствам. Конечно же, и сами родители должны жить по Законом Божьим, являясь первым авторитетом и примером для подражания детям.
Развитие и воспитание ребенка до года: Комаровский
Известный педиатр всегда подчеркивает, что счастливый ребенок - это здоровый ребенок. Поэтому основой воспитания должно быть физическое здоровье крохи.
Евгений Олегович акцентирует на том, что с момента появления девочки или мальчика в доме его должна окружать атмосфера любви и тепла. То есть психологическое благополучие в семье, теплые взаимоотношения между папой и мамой как раз и создают идеальную основу для воспитания малыша. В такой семье не возникает споров по поводу того, кто пойдет с малышом на прогулку.
Педиатр уверен, что обеспечение психического благополучия мамы - основная задача отца ребенка.
Что касается ухода и частых болезней деток до года, то господин Комаровский уверен: даже самый лучший педиатр не сделает дитя здоровым. Это задача родителей, которые не должны его кутать, перекармливать, баловать. Родителям часто болеющих детей детский врач советует завести собаку, поскольку она заставит взрослых гулять с ней и малышом два раза в день. Свежий воздух, закаливание, проветривание комнаты, соблюдение режима - основы воспитания здорового малыша.
В то же время важно не «перегибать палку» и не делать из крохи центр Вселенной. Семья должна быть таким центром, то есть единство отца, мамы, их чада.
Специально для - Диана Руденко
Однажды к психологу пришла женщина и задала вопрос:
Подскажите, а с какого возраста нужно начать воспитывать ребенка?
Сколько ему сейчас? – спросил психолог.
Так вот, вы опоздали ровно на 2,5 года.
Эта короткая, но очень поучительная история касается практически каждой мамы. Наши родители с самого нашего рождения мечтали сделать из нас полноценных личностей. А теперь и мы, сами, будучи родителями, задумались, как воспитать замечательного ребенка?
Единых правил в воспитании не существует. В каждой нации, культуре, родовой общине и отдельно взятой семье есть свои традиции воспитания, которые неизменно копируются и передаются через поколение. Иными словами, то воспитание, которое вложили в нас с вами – это последствия того, как воспитывали наших пра-прабабушек и дедушек. Однако современные мамы все чаще ищут прогрессивные пути решения вопроса воспитания в ребенке сильной и самостоятельной личности. В связи с этим вопрос как правильно воспитать ребенка, требует тщательного рассмотрения.
Как не надо воспитывать детей?
Начнем с отрицательных примеров. К сожалению, все поколения родителей совершали те или иные ошибки, пытаясь на собственном примере взрастить новое поколение. Давайте разберем эти ошибки, чтобы никогда их не совершать.
Как нельзя воспитывать детей:
- Запомните – ваш ребенок, это отдельно взятая личность. Не ждите, что он станет таким же как вы, и не требуйте этого от него. Достаточно массы примеров того, как родители, не реализовавшие свои жизненные планы, разрушили судьбы собственных детей.
- Не вымещайте усталость, обиды и раздражение на своем ребенке. В итоге вы рискуете получить депрессивную личность, неуверенную в себе и несостоявшуюся в жизни.
- Не смейтесь над страхами своего ребенка и не пугайте его сами. Навсегда забудьте фразы типа: «Будешь себя плохо вести, отдам тебя вон тому дяденьке». То, что взрослым кажется смешным, для ребенка - настоящая трагедия. Чтобы не вырастить в собственном доме неврастеника, учите своего ребенка не бояться и уметь бороться со страхами.
- Не запрещайте ребенку заниматься тем, что ему нравится. Пусть это будет конструктор, кружок юного механика или что-то такое, что никак не вяжется с вашими представлениями о том, каким должен быть ваш ребенок. Не забывайте, что он – отдельная личность со своими интересами, и вы не вправе диктовать ему свои условия.
- Не критикуйте. Если вместо поддержки и укрепления веры в себя, вы будете в пух и прах разносить ребенка критикой и недовольством, в итоге вы рискуете получить серую личность с огромным комплексом неполноценности.
На тему «как не надо» существует огромное количество примеров. И лучше, если вы никогда с этими примерами не столкнетесь. Намного важнее на первых этапах развития вашего чада найти ответ на вопрос как воспитать ребенка без наказания и сделать из него настоящую личность?
Формирование личности человека - процесс долгий, повлиять на него можно до тех пор, пока человеку не исполнится 23 года. Однако основа всего воспитания закладывается до четырех лет. Как правило, все, что вы успели вложить в ваше дитя до четырехлетнего возраста, в итоге получите в егозрелом возрасте.
Чтобы обеспечить своим детям психологическое здоровье, вам необходимо полностью удовлетворить детскую потребность в игре с взрослыми:
- С малышами от года до 1,5 занимайтесь предметными играми (погремушки, мягкие игрушки, матрешки, игры с лопаткой в песочнице).
- В период от 1,5 до 3 лет более подходящими будут ролевые игры (уложить куклу спать, покормить маму и т.д.).
- Дети от 3 лет и старше с удовольствием примут сюжетно-ролевые игры (игра в больницу, в магазин, поход в гости к игрушкам и т.п.).
Огромную роль в правильном воспитании малышей играет дисциплина. Здесь вам помогут знания, как воспитать ребенка без крика:
И наконец, самый главный секрет, как правильно воспитать ребенка – каждый день внушайте вашему чаду веру в себя. Он нуждается в вашей поддержке каждую минуту своего жизненного пути. Запомните фразы: «Я в тебя верю», «Я горжусь тобой», «Ты сможешь», и тогда, слыша их от самых родных и любимых людей, ваш ребенок вырастет сильной, уверенной в себе и целеустремленной личностью.