Осознанная цель задает импульс деятельности. Осознание высокой и благородной цели мобилизует все творческие силы человека. Достижение цели порождает глубокое удовлетворение, составляющее основу человеческого счастья, в том числе, профессионального.
На поверхностный житейско-обыденный взгляд кажется нереальным положение, когда педагог организует работу с детьми без четко сформулированной и осмысленной цели, тем самым возбуждает какую-то активность, сам находясь в состоянии хаотической активности.
Однако широкий и всесторонний анализ повседневности воспитания свидетельствует о том, что проблема це-леполагания решается крайне слабо, плохо, либо вовсе не решается. И "бесцельное воспитание" - довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, дто продуктивность профессиональной деятельности педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается растерянностью, унынием, профессиональной неудовлетворенностью.
Существуют объективные причины столь странного положения воспитательного дела.
Первая - проистекает из социально-психологической природы цели.
Цель - это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Цель объективна, в том смысле, что она порождается обстоятельствами, черпается из реального объективного окружения. Педагог, никогда не слышавший чарующих звуков скрипки, не способен поставить цель приобщения ребенка к музыкальной ценности. Педагог, выросший в косноязычной речевой среде, не создает в своем сознании идеальный образ высокого красивого богатого речевого языка своего воспитанника, ибо лишен внешнего объективного материала для создания данного идеального образа.
Но, будучи объективной по своему происхождению, цель субъективна: она продукт сознания, она рождается в сознании человека и несет в себе все особенности сознания каждого конкретного человека. "Когда двое говорят одно и то же, то это не одно и то же", - отмечали древние латиняне. Педагоги, декларирующие одну и ту же цель, подразумевают разные варианты этой цели, так как их индивидуальное сознание индивидуализировало их представление о результате профессиональной деятельности.
Поэтому проблема целеполагания требует не только серьезного внимания, но и времени, и профессиональныхусилий по выявлению возможного общего варианта цели -столь широкого, чтобы он включил в себя многочисленные индивидуализированные вариации идеального образа воспитанного человека. Человек формируется на протяжении всей своей жизни в зависимости от объективных и субъективных условий его онтогенеза. Но поскольку педагогические системы (дошкольная, школьная, послешколь-ная) имеют определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качество сформирован-ности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах обученности и воспитанности на этапах.
Цель воспитания подрастающих поколений - прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогической политики. Что это значит в контексте управления функционированием и развитием образовательной культуры общества? Насколько демократично, современно такое положение? Государство обязано конституировать, узаконить обеспечение экономических, правовых и организационных условий достижения декларируемых воспитательных целей. Иначе говоря, на достижение законодательно закрепляемых целей воспитания должны быть направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле. Чем же определяется основная содержательная часть цели воспитания? Мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем. Приведем конкретный пример. Вполне возможны разработки системы воспитания физически здоровых детей при полном охвате всех юных граждан России. Однако модель достижения подобной субцели требует огромных затрат на максимально благоприятные и всеохватывающие экологические, медицинские, продовольственные, спортивно-оздоровительные, реабилитационные и другие условия. Как видим, весьма благородная цель воспитания здоровых детей оказывается недостижимой из-за экономической неготовности России к осуществлению подобных программ. Хотя
И существуют научно обоснованные рекомендации на этот счет. Таким образом, есть основание утверждать, что формулирование государственных целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. Существенную роль, как показывает практика, играют результаты столкновений правящих сил, которые могут поддерживать материальные усилия государства на воспитание или придавать ему второстепенное значение.
Общий характер цели позволяет быть ей реализованной при самых разнообразных вариациях обстоятельств.
Цель как продукт идеальный (нематериальный) очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием деятельного человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром и постоянно меняющегося самого. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он носитель динамичного сознания, и его цель в ходе деятельного движения к ней преобразуется постоянно и незаметно для самого субъекта. Педагогу кажется, что и "вчера", и "сегодня" он исповедовал единую цель, но стороннее изучение профессиональной педагогической работы свидетельствует о том, что целевое содержание его работы значительно изменяется. Динамичность жизни обусловливает динамичность цели. И тут не имеет значения, говорили мы об отдельном педагоге, как субъекте цели, или подразумевали, что субъектом цели выступает общество в качестве совокупного субъекта.
Учет данной особенности феномена цели предписьшает общий характер цели, так чтобы в ее динамической изменчивости она могла бы оставаться целью как таковой, а человек мог бы организовать свою деятельность как последовательное движение к запланированному результату.
Динамичность цели в воспитательном процессе просматривается особенно четко, так как развитие ребенка стремительно и от класса к классу в школе, от возраста к возрасту, конкретная цель воспитания должна была бы отвергаться и заменяться другой, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Общий же характер цели как конечного результата позволяет сохранять преемственность возрастных достижений и варьировать индивидуальный образ "воспитанного человека".
Доверчивый и послушный младшеклассник, шумливый непоседа подросток, претенциозный максималист и
идеалист старшеклассник могут быть ведомы педагогом по одной дороге развития, если только дорога широка и вмешает многочисленность личностных разнообразий.
Подвижность цели предполагает недостижимость ее. Цель - звезда, отодвигающаяся от приближающегося к ней человека. Правда, если иметь в виду постоянное развитие человека. Достижение цели означает смерть, духовную либо физическую. Понять блоковское "Покой нам только снится" - это значит принять идею остановки в развитии при достижении цели. Тут нет ничего мистического. Цель развивается вместе с субъектом, который ее ставит, ибо она существует в субъекте, который ее выдвигает, и она так же, как субъект, восходит вверх, как только такое восхождение совершает субъект. (Вероятно, только с этой точки зрения становится понятным определение В.Франклом смысла жизни человека как поиск смысла). Недовольство, страдания, метания свойственны лишь растущему профессионалу. Профессионал - покойник в вечном покое.
Чтобы недостижимая цель оставалась целью, чтобы она не приводила в отчаяние того, кто к ней идет, и чтобы не превращала в пустых мечтателей бездельников, отказавшихся от движения к недостижимой цели (на протяжении истории человечества немало находилось педагогов, говорящих: "Воспитание бессильно, потому что цель недостижима в наше страшное время"), она должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестает оставаться ориентиром деятельности.
Обратимся к обыденной аналогии, чтобы уточнить сказанное. Плотник, прежде чем приступить к изготовле-i нию скамейки, сначала имеет ее общий образ в своем со-1 знании1. По мере работы уточнялись детали, проверялось! качество материала, действовала мысль плотника, рожда-| лась фантазия... Общий образ скамейки принимал кон-1 кретные черты под влиянием текущих обстоятельств (Ему^
1 Вспомним великого мыслителя К.Маркса: "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове..." (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т. 23. С. 184). 66
сказали: "Какой вы мастер!.." Кто-то сказал: "А хорошо бы повыше спинку!.." Ему принесли краску: не нужно ли?--)- Работа плотника имела программу и методику в соответствии цели, однако созданный продукт отличается от идеального представления о результате деятельности в силу широкой свободы творчества, представленного именно общим характером цели. Плотник творил в пределах цели. Если бы эти пределы были узкими, он ограничил бы сам себя в восхождении к творчеству.
Итак, цель воспитания должна иметь общий характер, чтобы исполнить свои целевые функции. И тогда место цели воспитания по отношению ко всему процессу воспитания очевидно: цель - исходный момент, первый элемент профессиональной деятельности педагога. В схематической картинке отобразим это место:
Цель воспитания ¦
Процесс воспитания
Результат воспитания
Вдумаемся в эту простейшую схему: цель определяет содержание воспитательного процесса, цель обусловливает воспитательный результат; цель служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога; и цель является постоянным объектом осмысления, к которому неизменно возвращается сознание педагога. Добавим следующее (это видно из схемы): цель будет полностью определять систему воспитания, именно она, осмысленная педагогами, задает очертания системы.
Вот теперь дадим определение целеполаганию в педагогике как науке о воспитании.
Целеполагание - это система профессионального осмысления объективной социально-психологической и культурологической необходимости некоторого уровня развития личности современного человека, способного жить в контексте современной культуры и творить жизнь; это поиск максимально точной формулировки общего идеального образа такого человека; это аналитическая оценка природы детства, сущности развития личности и природы индивидуальности как условий, допускающих принятие цели воспитания; это система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной цели воспитания.
В дореволюционных российских учебниках педагогики Цель воспитания формулировалась по-разному. В одних
случаях она выражалась словосочетанием "разумный и добрый человек", в других - "воспитанием добра, красоты и истины" (Д.И. Тихомиров, М.И. Демков).
Цель всестороннего воспитания личности как нормативная установка законодательного характера была введена в ранг требований государственной политики в СССР. Аналогичные формулировки вошли в документы об образовании других стран, входивших в блок социалистического содружества, варьируясь с учетом национальных традиций. Подобная же формулировка цели образования и воспитания вошла в ряд международных деклараций ЮНЕСКО и, таким образом, приобрела интернациональное значение. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО ("Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы". Часть 4. Рекомендация № 78) читатель встретит общепринятые рекомендации. Приведем их полностью. Под образованием и воспитанием понимается "осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношениях". При этом предполагается, что "образование должно не только передавать знания, умения и навыки, ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности...".
Существуют и национальные варианты формул целей воспитания. В них отражаются традиции обособленных культур и педагогической политики. О своеобразии формулировок целей воспитания свидетельствуют опубликованные документы различных стран. Немецкие авторы формулируют цель воспитания, как подготовку человека, "способного поступать продуктивно с сознанием ответственности". В публикациях американских авторов встречается такая формулировка целей воспитания, как воспитание "хорошего гражданина США". В послевоенной Японии велась борьба двух представлений о стратегии воспитания: должно ли воспитание и образование развивать только способности или формировать всесторонне развитую личность? В одном из документов провозглашалась цель воспитания японской молодежи как формиро-
вание в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.
Технократизм и экономический фетишизм породили формулировку цели воспитания следующего порядка: "Личность, способная достичь карьеры".
Ход исторического развития и высокая культура опровергают такого рода решения проблемы цели путем постановки одного единственного вопроса: что есть средство и что есть содержание жизни? Карьера. Успех, добро, истина, красота, всестороннее развитие - это все область средства жизни. И ничто из этого не может заместить собою цель жизни человека. А значит, и не может выступать в роли цели воспитания.
Цель современного воспитания - "Личность, способная строить жизнь, достойную Человека". Далее мы подробно рассмотрим данную цель (гл. 16).
Имея столь общий характер, цель воспитания обретает свое гуманистическое назначение, предотвращая своевольную педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности. Но именно общий характер цели воспитания требует от педагога высочайшего профессионального и тонкого педагогического мастерства в работе с детьми в самых разных условиях, обстоятельствах, ситуациях, ибо педагог самостоятельно проецирует в практике эту общую цель на конкретную действительность.
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности. Цель воспитания как социального явления - теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определенном типе личности , идеальных требований к ее сущности , индивидуальности , образованности , свойствам и качествам , умственному , физическому , нравственному , эстетическому развитию и отношению к жизни.
Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: «Что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить... То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности» (К. Д. Ушинский) . Цель воспитания есть отражение его целенаправленности и целесообразности. Это то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет направление, содержание, формы и методы воспитания. В этом проявляется функциональное назначение цели.
На определение государством социального заказа воспитательно-образовательной системе большое влияние в современном мире оказывают общемировые тенденции и установки. Все страны, которые подписались под Международной Декларацией прав ребенка (1959) и Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), не могут не учитывать того, что говорится в этих документах о целях и задачах воспитания и образования детей.
В Принципе 10 Декларации написано: «Он (ребенок) должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей». В Принципе 7 определены общие цели образования: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества». В ст. 29 Конвенции о правах ребенка эта цель уточняется:
«Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
- а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
- б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;
- в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
- г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этическими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
- д) воспитание уважения к окружающей природе».
Приоритетами современного воспитания и педагогики во всем
цивилизованном мире считаются:
- ЧЕЛОВЕК - воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;
- МИР - воспитание в духе разоружения и миролюбия;
- СОТРУДНИЧЕСТВО - воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ней глобальных проблем;
- ПРИРОДА - экологическое воспитание в глобальных масштабах на основе понимания, что Земля - общий дом человечества.
Аурелио Печчеи, создатель Римского клуба и его Президент до 1984 г., уже в тс годы отмечал, что необходима смена приоритетов в системе социально-педагогических ценностей: «От концепции, ориентированной на человеческие потребности и их удовлетворение, к другому понятию, в основе которого лежало бы человеческое развитие, а главной целью стало бы самовыражение и полное раскрытие возможностей и способностей человеческой личности », добавим, гармоническое развитие, которое предполагает, прежде всего, определенное соотношение между задачами, которые ставит перед собой человек, и имеющимися у него внутренними резервами для их достижения и возможностями, которые ему может предоставить государство и общество.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретноисторический характер и меняется со сменой исторической ситуации. Так, например, идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил, уже в Древнем Риме больший акцент получает задача практической подготовки воспитанников, в Средние века - рыцаря, крестьянина, ремесленника, религиозного служителя - и так в каждой исторической ситуации, в чем и проявляется диалектика цели воспитания, т.е. постоянное ее изменение в соответствии с новыми историческими условиями. «Образованность определяет человека, который сформирован конкретно-историческим идеалом » (К. Ясперс).
На цель и характер воспитания влияют уровень экономического развития общества, темпы научно-технического и социального развития, развитие педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, характер и качество подготовки педагогических кадров, темпы и возможности развития детей.
Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Выделяют три уровня целеполагания в воспитании:
- идеал воспитания;
- уровень воспитательных устремлений и задач воспитания;
- уровень цели и смысла жизни человека.
Идеал воспитания (первый уровень) - образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе.
Социальный заказ в сфере образования определяется в Законе об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». Его характер в первую очередь определяется принципами государственной политики в области образования.
Гуманистический характер образования и формирование гуманной личности как цель образования определяются, прежде всего, принципами 3 и 7 ст. 3:
«3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования...
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление нрава выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».
Дальнейшее подтверждение этой гуманистической направленности можно найти во всем документе. Так, в ст. 12 «Образовательные программы» (п. 1) зафиксировано:
«Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».
Ш. А. Амонашвили
«Считаете ли вы, что гуманное отношение к ребенку является главенствующей идеей воспитания?
Я только то и делаю, чтобы доказать вам, насколько важно воспитывать детей в духе гуманности, гуманными средствами, в гуманном педагогическом процессе. Воспитание ребенка - это не тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель в педагогическом процессе достигается только соответствующими средствами. Гуманная цель требует гуманного подхода к ребенку. Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания. Авторитарный педагогический процесс не в состоянии достичь гуманной цели воспитания свободной личности, ибо всеми своими средствами в течение длительного времени, измеряемого годами, он лишает ребенка возможности присваивать человеческую культуру в условиях проявления своей истинной природы» .
Уровень воспитательных устремлений и задач воспитания (второй уровень) - образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений , т.е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. На этом уровне идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в документах различных ступеней руководства образованием, в сознании и понимании руководства и педагогического коллектива конкретной школы, дошкольного учреждения, высшей школы и др., в сознании и понимании этих целей конкретным учителем, воспитателем, родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализуют общий социальный заказ в формировании нужной обществу личности, но вкладывают в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путей его достижения. Отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и т.д. и получаемых результатов.
Уровень цели и смысла жизни человека , его потребности в самореализации (третий уровень) - с позиций гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия более значимый для каждой конкретной личности. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средство решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание таких качеств, возможностей и собственных устремлений, что игнорировать их нельзя. Ф. М. Достоевский считал, что человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе.
На протяжении тысячелетий на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Цели и смысл жизни человека не являлись основополагающими.
Гуманистическая у личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать целью процесса организованного взаимодействия ребенка. Человек, его возможности, его понимание смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете - вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию.
Человек - мера всех вещей, ради человека существуют сама образовательно-воспитательная система и каждый конкретный воспитатель , учитель и педагог , ради человека и полноценности раскрытия его потенциала и полноты жизни существуют само общество и государство.
«Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом», - возглашал римский поэт Децим Юний Ювенал. Речь идет о том, что обществу нужны не только физически, но и социально здоровые личности, что и должно обеспечивать достижение целей всех уровней целеполагания. С социальной точки зрения, здоровье понимается как возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности. Здоровье как эквивалент и выражение свободы деятельности человека является общественным богатством. Социальное здоровье есть динамическая совокупность свойств и качеств личности , обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества , являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели , самоактуализацию. Это состояние , процесс , результат , при котором биопсихические и социальные возможности личности способствуют установлению равновесия с социальной средой путем адаптации и конструктивной активизации в ней , следуя нравственным социальным нормам. Механизмами формирования социального здоровья являются социальная адаптация, социализация и инкультурация, социальное развитие и социальное воспитание (Е. II. Приступа).
При утверждении личностно-ориентированного подхода в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую парадигму, ориентированную на ценности, имеющие отношение к человеческой природе и способам осознания им собственного опыта.
Цель воспитания в современных условиях - влияние на развитие потребностей и способностей личности к саморазвитию, что достигается, если в процессе воспитания у воспитанников формируются потребности и способности к самопознанию, интересу к своему Я, своим отношениям и возможностям; потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности, отношений, позиций, целей с точки зрения своего развития; потребности и способности к самореализации (самоактуализации); потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психического и физического состояния, притязаний и самооценки; потребности и способности в совместном развитии, развитии себя через развитие других (С. Д. Поляков).
Таким образом, ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.
Контрольные вопросы и задания
- 1. Что такое цель воспитания как социального явления?
- 2. Кем она определяется и задается? Почему?
- 3. Какие международные документы влияют на определение общегосударственного воспитательного идеала в современном мире и в чем это влияние проявляется?
А. Как вы поняли, что такое диалектика цели воспитания?
- 5. Какие три уровня целеполагапия выделяют в воспитании? Попробуйте своими словами объяснить, как поняли каждый из них.
- 6. Что такое социальное здоровье личности? На каком уровне целей надо его формировать? Аргументируйте свой ответ.
- 7. Подберите конкретные примеры под цель воспитания каждого уровня.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 8. М., 1950. С. 17-18.
- Амопашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. С. 71.
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.
Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Обстоятельное знание целей воспитания дает педагогу четкое представление о том, становлению каких человеческих качеств он призван способствовать и, соответственно, придает его работе необходимую осмысленность и направленность. Процесс целеполагания непрерывен. Формирование одной цели всегда органически связано с возможностями и путями ее реализации, а также с реализацией других целей. воспитание поколение духовный
Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики. Между ними существует органическое единство. В настоящее время целью воспитания провозглашается формирование личности, которая высоко ценит идеалы свободы, демократию, гуманизм, справедливость и имеет научные взгляды на окружающий мир. Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина. Человек рассматривается как высшая цель социального воспитания, в ходе которого обеспечивается создание условий, необходимых для реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере существования, высокого расцвета конкретной человеческой личности. Установка на развитие личности растущего человека придает "человеческое измерение" таким целям, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности становится основной целью (идеалом) современного воспитания. В социальном становлении и развитии личности большое значение имеет физическое воспитание, укрепление сил и здоровья.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания.
Цель воспитания выступает как общая , когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная , когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей. Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания - это система решаемых воспитанием задач.
Задач, определяемых целью воспитания, обычно много - общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспитание стремилось к различным целям. Цель - определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями - от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности. Многообразие целей лишний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.
Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикрываются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не существует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепление сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.
Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль прислужницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свидетельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отражало волюнтаристские устремления политиканов, государственные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах антинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы - один из свежих примеров вечного торжества гуманистических целей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой государственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет Идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потребностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам - эта цель.
История педагогики - это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Из этого следует, что Цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не существует и формально-абстрактных целей, одинаково пригодных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
История общественного развития подтверждает, что произвольное выведение целей воспитания недопустимо. При выборе, постановке и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека.
Установлено, что определение цели воспитания обусловлено рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора - политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предполагаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишенное объективности воспитание не выдерживает напора действительности, удел его заранее предрешен.
Потребности общества определяются способом производства - уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций , определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, пост капиталистическая.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существование людей, его цель - вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства и цель воспитания находятся между собой в согласии.
При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производительных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.
На примере античного воспитания видим также, что классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.
При феодализме основные классы - феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов - рыцарское воспитание, а для детей крестьян - трудовое, в "школе" под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают "рыцарскими добродетелями", вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз- Двоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов - буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На смену раннему (классическому) капитализму пришел развитый капиталистический строй , называемый пост капиталистическим (рыночным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений. В русле исторического процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом способ перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии пост капиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.
Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации. Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них - темпы научно-технического и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.
Проблема целеполагания в обучении относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.
Целеполаганиев педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание - это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:
Обоснование и выдвижение целей;
Определение путей их достижения;
Проектирование ожидаемого результата.
Если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т.ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителем с привлечением учеников.
Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно – историческая и цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности.
В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.
Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.
Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание . При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.
Педагогическое целеполагание включает следующие этапы : 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.
Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы),
Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности
Как уже отмечалось, ни в одной стране мира нет воспитания «вообще». Оно всегда имеет конкретно-историческую форму выражения и направлено на формирование личности определенного государства.
Цели воспитания в Украине обусловлены тремя факторами: а) распадом СССР и провозглашением Украины независимым государством; б) изменением социально-экономической формации, переходом от социалистических общественных отношений к рыночным, интеграцией в европейское и мировое сообщество; в) построением демократического общества.
Названные факторы предусматривают ориентацию на возрождение национального достоинства, патриотизма и гражданственности личности; образованность на мировом уровне, гуманизм, духовность, деловитость; активизацию каждого человека в частности, ее самореализацию в материальной и духовной сферах общественной жизни, соблюдения всех прав человека. "Целью образования, - подчеркивает закон Украины "Об образовании, - является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, развитие ее талантов, умственных и физических способностей, воспитание высоких моральных качеств, формирование граждан, способных к сознательному общественного выбора..." "Главная цель национального воспитания, - сказано в Государственной национальной программе
«Образование», - приобретение молодыми поколениями социального опыта, наследование духовного достояния украинского народа, достижение высокой культуры национальных отношений, формирование у молодежи независимо от национальной принадлежности личностных черт граждан Украинского государства, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, экологической культуры».
Следовательно, цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности - с повестки дня не только не снимается, но и развивается согласно новых целей и ценностей, которые стоят перед личностью и обществом. Цель воспитания конкретизируется через систему воспитательных задач, которые объединяются в приоритетные воспитательные направления: умственное, нравственное, трудовое и другие. Данные направления тесно связаны, дополняют друг друга, имеют самостоятельное теоретико-методологическое значение. Вместе они образуют целостную систему национального воспитания.
Национальное воспитание - это воспитание, которое осуществляет все общество в целом: семья, учебные заведения, формальные и неформальные объединения, общественные организации, средства массовой информации, учреждения культуры, религиозные объединения и др. Самой весомой составляющей национального воспитания является воспитание, которое осуществляется государственными учреждениями, институтами и т.д. Но последнее является более узким, единичным относительно национального, что действует вне государственного и имеет значительно более широкий диапазон влияния на процесс социализации личности. Общеобразовательные учебные заведения призваны реализовать в полной мере цель и основные задачи национального воспитания. В то же время они имеют ряд специфических воспитательных задач: формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развитие познавательной активности, культуры умственного труда, выработку умения самостоятельно добывать знания и применять их на практике и т.д. Поэтому главными направлениями воспитания детей и молодежи в практической деятельности школы являются: умственное, патриотическое, нравственное, правовое, трудовое, экологическое, художественно-эстетическое, физическое, половое воспитание.
В условиях переходного периода центр тяжести в формировании всесторонне развитой личности перемещается на воспитание гражданственности, которая аккумулирует системно-утворювальну характеристику гражданина независимой Украины. «Реально целью воспитания в условиях экологического, экономического и духовного кризиса нашего общества...должно стать воспитание жизненно активной, гуманистически направленного гражданина демократического общества, который бы в своей жизнедеятельности руководствовался культурно-национальными и вселюдськими принципами». Установка на воспитание активного в действиях и поступках гражданина будет способствовать развитию физического, психического, социального и духовного потенциалов индивидуальности воспитанника, а самореализация, самоутверждение в общественной, трудовой, художественной и других видах деятельности - всестороннему формированию его личности.
Нам уже известно, что современная педагогика развитых стран отличается неоднородностью, значительным количеством теоретико-философских платформ, которые не совпадают между собой. Каждая педагогическая концепция предлагает свое решение проблемы целей воспитания.
Педагогика экзистенциализма ставит своей целью вооружение человека опытом существования. «Цель всего процесса воспитания в том, чтобы научить человека творить себя как личность». Одна из центральных задач воспитания - помочь человеку сделать нравственный выбор. Основой для морального поведения есть три фундаментальные добродетели: доверие, надежда, благодарность. Будучи заложенными в природе человека, они составляют, по словам немецкого философа и педагога А.Ф. Больнова, ядро той системы добродетелей, которая должна формироваться воспитанием. К числу простых форм морали, которые должны формировать воспитания, Больнов относит доброту, чувство долга, честность, надежность во всех жизненных обстоятельствах, глубокое уважение, смирение, скромность, внимание к жизни другого человека, готовность ей помочь и быть терпимым к проявлениям несовершенства.
Педагогика неотомизма выступает за воспитание человека, идеалом жизни которой является Бог. Согласно учению педагогов-неотомістів, необходимо заботиться о обе стороны человека - тело и душу, но главное - душа. Поэтому близкой целью воспитания является христианское совершенствование человека на земле, далекой целью - забота о его жизни в потустороннем мире, спасение души. Задачи воспитания определяются вечными требованиями христианской морали, их должна выдвигать церковь как вечный, неизменный и самый стабильный социальный институт.
Новогуманістична педагогика, развивающейся на основе неопозитивизма, цель воспитания видит в формировании интеллектуальной личности. Известный немецкий педагог и психолог Л. Кольберг считает, что воспитание должно направляться на развитие сознательной организационной структуры личности, которая позволяет анализировать, объяснять и решать важные моральные и социальные проблемы. В связи с этим конкретная задача - в каждом человеке развивать способности к самостоятельным суждениям и решениям.
Прагматическая педагогика исходит из того, что истинное воспитание не есть внешним воздействием, а развитием свойств и способностей, с которыми человек появляется на свет. Для того, чтобы подготовить человека к жизни, воспитание должно обеспечивать ее рост в практической сфере, формировать опыт, развивать практический ум. Цель воспитания - подготовка к жизни. Задачи воспитания: пробуждение и развитие внутренней активности, направленной на достижение жизненных целей человека; воспитание предприимчивости, социальной корректности, высокого чувства достоинства, силы и т.д. Педагогика необіхевіоризму главную цель воспитания видит в формировании «управляемого индивида» - настоящего гражданина, который воспринимает систему, придерживается прав и обязанностей демократического общества, является патриотом своей общины, штата, государства, мира. Важными задачами этой педагогики является воспитание чувства ответственности, дисциплины в процессе труда.
Следовательно, в отличие от отечественной педагогики, для которой всегда был характерен определенный монизм и глобализм идей, современная педагогика развитых стран придерживается курса практичности, умеренности и досягаемости.
1. | Конспект лекций Педагогика |
2. | 2. Объект, предмет и функции педагогики. |
3. | 3. Связь педагогики с другими науками и ее структура |
4. | 4. Философские основы педагогики. |
5. | 5. Суть новой методологии педагогики. |
6. | 6. Аксиологический подход к изучению педагогических явлений. |
7. | 7. Педагогические ценности. |
8. | 8. Обще - и конкретно-научная методология педагогики. |
9. | 9. Методы педагогических исследований. |
10. | Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. Тема 2. Развитие, социализация и воспитание личности. 1. Личность и условия ее развития |
11. | 2. Наследственность в человеческом развитии. |
12. | 3. Социализация и становление личности. |
13. | 4. Роль воспитания в развитии человека и формировании его личности. |
14. | Тема 3. Цель воспитания. Тема 3. Цель воспитания. 1. Понятие о цели воспитания. |
15. | 2. Условия и факторы определения целей воспитания. |
16. | 3. Зарождение и развитие идеи о всестороннем развитии личности. |
17. | 4. Цель воспитания в современной педагогике.
|
18. | 5. Образование как важнейшее звено реализации цели воспитания. |
19. | 6. Основные тенденции развития образования. |
20. | Тема 4. Педагогический процесс. Тема 4. Педагогический процесс. 1. Суть педагогического процесса. |
21. | 2. Движущие силы педагогического процесса. |
22. | 3. Педагогический процесс как система. |
23. | 4. Целостность педагогического процесса. |
24. | 5. Закономерности педагогического процесса. |
25. | 6. Организация педагогического процесса. |
26. | Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. Тема 5. Педагог: профессиональная деятельность и личность. 1. Суть педагогической деятельности, основные виды, специфика. |
27. | 2. Структура педагогической деятельности учителя. |
28. | 3. Педагог демократической школы. |
29. | 3.1. Гуманистическая направленность личности учителя. |
30. | 3.2. Педагогическая и гуманитарная культура. |
31. | 3.3. Профессионально значимые качества. |
32. | 3.4. Профессиональная компетентность. |
33. | ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ЧАСТЬ II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. Тема 6. Дидактика: сущность, дидактические концепции, современные подходы. |
34. | 1. Понятие о дидактику. |
35. | 2. Основные дидактические концепции. |
36. | 3. Обучение и развитие в гуманистической дидактике. |
37. | Тема 7. Процесс обучения. Тема 7. Процесс обучения. 1. Суть процесса обучения. |
38. | 2. Процесс обучения как система. |
39. | 3. Цели процесса обучения (целевой компонент). |
40. | 4. Стимулирование процесса обучения (стимуляційно-мотивационный компонент). |
41. | 5. Содержание учебного процесса (содержательный компонент). |
42. | 6. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (операционно-деятельностный компонент). |
43. | 7. Контроль и регулирование учебно-познавательной деятельности (контрольно-регулировочный компонент). |
44. | 8. Оценка и самооценка результатов учебного процесса (оценочно-результативный компонент). |
45. | 9. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. |
46. | Тема 8. Закономерности и принципы обучения. Тема 8. Закономерности и принципы обучения. 1. История проблемы. |
47. | 2. Классификация закономерностей обучения. |
48. | 3. Понятие о принцип, правило. |
49. | 4. Система дидактических принципов. |
50. | Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. Тема 9. Содержание образования в общеобразовательной школе. 1. Понятие о содержании общего среднего образования. |
51. | 2. Факторы, обусловливающие формирование содержания образования. |
52. | 3. Теории организации содержания образования. |
53. | 4. Научные требования к формированию содержания образования. |
54. | 5. Реализация содержания образования в современной школе. |
55. | Тема 10. Формы обучения. Тема 10. Формы обучения. 1. Понятие о формах обучения |
56. | 2. Из истории форм организации обучения. |
57. | 3. Индивидуализация и дифференциация обучения. |
58. | 4. Урок - основная форма организации обучения. |
59. | 5. Типы и структура уроков. |
60. | 6. Организация учебной деятельности учащихся на уроке. |
61. | 7. Нестандартные уроки. |
62. | 8. Вспомогательные формы обучения. |
63. | 10. Самоанализ урока. |
64. | Тема 11. Методы обучения. Тема 11. Методы обучения. 1. Понятие о методах обучения. |
65. | 2. Классификация методов обучения. |
66. | 3. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности. |
67. | 4. Методы стимулирования и мотивации умения. |
68. | 5. Методы контроля и самоконтроля в обучении. |
69. | 6. Бинарные методы обучения. |
70. | 7. Ситуационный метод. |
71. | 8. Выбор методов обучения. |
72. | Тема 12. Средства обучения. Тема 12. Средства обучения. 1. Понятие о средствах обучения. |
73. | 2. Простые средства. |
74. | 3. Сложные средства. |
75. | Тема 13. Диагностика обучения. Тема 13. Диагностика обучения. 1. Диагностика результатов обучения |
76. | 2. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. |
77. | 3. Тестирование уровня усвоения содержания образования. |
78. | 4. Оценивания результатов обучения. |
79. | Тема 14. Процесс воспитания. Тема 14. Процесс воспитания. 1. Суть процесса воспитания |
80. | 2. Процесс воспитания как система. |
81. | 3. Особенности воспитательного процесса. |
82. | 4. Цель и задачи гуманистического воспитания. |
83. | 5. Механизмы становления личности. |
84. | 6. Школы гуманистического воспитания. |
85. | 7. Закономерности и принципы гуманистического воспитания. |
86. | 8. Самовоспитания учащихся. |
87. | Тема 15. Содержание процесса воспитания. Тема 15. Содержание процесса воспитания. 1. Понятие о содержании воспитания. |
88. | 2. Особенности содержания воспитания в современной школе. |
89. | 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3. Базовая культура личности: содержание и пути формирования. 3.1. Воспитание гражданской культуры. |
90. | 3.2. Воспитание умственной культуры. |
91. | 3.3. Философско-мировоззренческая подготовка. |
92. | 3.4. Воспитание основ нравственной культуры. |
93. | 3.5. Воспитание экологической культуры. |
94. | 3.6. Трудовое воспитание и профориентация. |
95. | 3.7. Воспитание эстетической культуры. |
96. |