Поздравляем, у вашего малыша появился хороший приятель. Одно плохо – никто, кроме самого ребенка, его не слышит и не видит. Он существует только в детском воображении.
Как вести себя мамам и папам в подобной ситуации? Скажем сразу, бить тревогу и паниковать точно не следует, поскольку в большинстве случаев воображаемые друзья в детском возрасте – это абсолютно естественное явление, которое вскоре пройдет само собой. Сегодня мы расскажем, откуда берутся вымышленные приятели и что с этим делать.
Зачастую возникновение воображаемых приятелей застает взрослых врасплох. В нашем обществе невидимых друзей принято считать явным поводом для беспокойства и чуть ли не симптомом психического заболевания. Все потому, что мы смотрим на детский мир с взрослой точки зрения.
Однако воображаемый друг в дошкольном детстве и в зрелости – совершенно разные вещи.
Придуманные друзья, появляющиеся обычно у трех-четырехлетн их детей, свидетельствуют не об отклонениях в психике, а, наоборот, о нормальном психологическом развитии.
Именно с трех до пяти лет у малышей бурно развивается воображение, благодаря чему они начинают играть в сюжетно-ролевые игры и активно фантазировать. И часто партнером по таким развлечениям становится воображаемый друг.
Воображаемые друзья: кто они?
Мы уже говорили, что маленькие дети существуют в своем собственном чудесном мире, в котором на крыше живет Карлсон, растворяется в воздухе Чеширский кот, а обычная рукавица способна превратиться в лохматого щенка.
Воображаемый друг появляется у малышей, начиная с трех лет, и может принимать самые разные формы: мягкой игрушки или куклы, бесстрашного супергероя, мальчика Пети или девочки Кати.
Невидимый товарищ не обязательно должен быть человеком – почти у половины деток он «выглядит», как забавный зверек. «Внешность», способности и привычки выдуманных приятелей зависят только от выдумки ребенка.
Не торопитесь на прием к психологу, если в жизни вашего чада появился такой друг.
Во-первых, в живой детской фантазии нет ничего ужасного. А во-вторых, воображаемый приятель может послужить замечательным диагностическим материалом. Особенности общения с невидимым товарищем отражает как детские проблемы, так и семейные неурядицы.
Причины появления воображаемых друзей
Самое главное, о чем предупреждают специалисты, – не стоит запрещать детям проводить время с вымышленными приятелями, иначе они начнут встречаться с ними тайком.
Правильнее будет узнать причину подобного явления (помимо бурной фантазии) и помочь малышу, если имеется какая-либо проблема. Что же приводит к возникновению воображаемых товарищей?
- Одиночество. Вероятность возникновения выдуманного приятеля резко возрастает, если ваше чадо является единственным ребенком. В этом случае специалисты говорят о компенсации недостатка общения, особенно если у малыша нет приятелей его возраста.
- Подражание. Если вы внимательно прислушаетесь, как общается ваш карапуз с невидимым товарищем, то узнаете свои слова или фразы воспитателя в садике. Дело в том, что все дети стремятся подражать взрослым, хотят казаться старше и влиять на кого-то. Повода для тревоги нет, если кроха ведет себя спокойно и не проявляет агрессии.
- Стремление к первенству. Если у ребенка есть старший брат, сестра или властные приятели, которые любят командовать, он может выдумать друга, чтобы брать на себя инициативу в играх, всегда в них побеждать. То есть воображаемый персонаж нужен малышу, чтобы почувствовать себя победителем.
- Страхи. Иногда дошкольники ищут и находят у своих выдуманных товарищей поддержку, поскольку вдвоем не так страшно переживать пугающие моменты, как одному. Вероятность появления такого друга увеличивается, если ребенок стесняется рассказать о своих страхах или родители отмахиваются от него, считая детские тревоги несерьезными.
- Боязнь наказания. Взрослым следует задумываться, если малыш, ломая игрушки или устраивая беспорядок, начинает утверждать, что виновен не он, а невидимый мальчик Петя. Вполне возможно, что вы чересчур часто ругаете или наказываете свое чадо по поводу и без.
Как общаться с воображаемыми друзьями детей?
Зачастую родители, узнав о существовании у ребенка невидимого приятеля, не знают, как себя с ним вести. Нужно ли игнорировать его или, наоборот, вступить в игру и общаться, как с реально существующим?
- Не говорите ребенку, что иметь вымышленных приятелей – признак сумасшествия, иначе он поверит, что с ним не все в порядке. Хотя ничего неправильного и тем более страшного с ним не происходит. Также не игнорируйте возникновение нового Карлсона, иначе малыш может замкнуться в себе.
- Не подавляйте детскую фантазию, а, напротив, интересуйтесь, не станет ли возражать девочка Катя, если вы отодвинете стул, мешающий вам пройти в комнату. Не сопротивляйтесь, если малыш попросит поставить тарелку воображаемому другу или расстелить ему кровать. Включитесь в игру и потренируйте собственное воображение.
- В то же время не выступайте инициатором взаимодействия с невидимым приятелем ребенка. Не спрашивайте у своего чада, пойдет ли его друг Петя с вами в магазин. Подождите, пока сам малыш вспомнит о нем и предложит вам подключиться к игре.
- Не следует разрешать детям перекладывать ответственность за свои проступки на воображаемых друзей. Дошкольники по-прежнему должны отвечать за недостойное поведение, а ваша задача – напоминать о последствиях. Малыш обвиняет в разбросанных игрушках прилетевшего Карлсона? Попросите навести порядок в комнате вместе с ним.
- Если причина подобного явления – одиночество, постарайтесь проводить с ребенком больше времени. Чтобы выдуманный друг не заменил реальных приятелей и родителей, развлекайтесь вместе: надевайте костюмы супергероев, играйте в кукольный театр, читайте вслух и по ролям приключенческие книжки.
- Иллюзорные товарищи придут вам на помощь, если вы захотите узнать, что чувствует ваше чадо на самом деле. Если невидимый друг пугается темноты, вероятно, именно ребенок испытывает эту боязнь. Впрочем, чаще всего малыши придумывают таких приятелей, чтобы веселиться.
Таким образом, возникновение выдуманных приятелей у деток до шести лет можно считать совершенно нормальным явлением.
Но иногда воображаемый друг появляется у детей постарше. В этом случае всплеск воображения работает в качестве защитного механизма.
Своеобразным пуском, способствующим появлению друга-невидимки, может стать любое травмирующее событие: переезд на новое место жительства, смерть домашнего любимца или близкого человека, развод родителей.
Возможно, вам понадобится помощь специалиста, однако его совет будет однозначен – уделять больше внимания ребенку или записать его в художественную студию.
Наличие воображаемых друзей у малыша является признаком нормального развития. Зачастую они помогают детям справляться с тревожащими переменами и помогают приобрести социальные навыки. Поэтому относитесь к ним как к естественному этапу взросления вашего чада.
Вспомните Карлсона. Такой себе добродушный, в меру упитанный великовозрастный шалопай с пропеллером из полюбившейся нам с детства сказки Астрид Линдгрен про Малыша, который так хотел собаку. Этот забавный персонаж, живущий на крыше и прилетающий к Малышу в моменты, когда тому грустно и одиноко, совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Ведь если вдуматься, в своей сказке шведская писательница затронула проблему появления у ребёнка, на каком-то этапе его жизни, воображаемого друга.
Многие родители пугаются, паникуют, когда замечают, что их чадо начинает общаться с пустотой. А психологи называют такое явление просто очередным этапом . Так как же относиться к подобному поведению крохи и что при этом делать маме-папе? Подыгрывать или всячески пытаться переубедить. А может, стоит разобраться в причинах появления в жизни любимого карапуза придуманного товарища?
Итак, воображаемые друзья у детей. Кто они? Какие они? Почему появляются? И что с ними делать?
Кто они?
В возрасте 3-5 лет у детей очень активно развиваются воображение и творческие способности. Как следствия - неуёмная фантазия, обогащение внутреннего мира, развитие умения анализировать, оценивать, сопоставлять и находить пути решения различных жизненных ситуаций.
То, каким окажется воображаемый друг, целиком и полностью зависит от фантазии вашего ребёнка, а также от того, какие проблемы он призван решать
Появление в жизни ребёнка воображаемого друга – это фантазии плюс образы из реальной жизни (сказок, мультфильмов) и плюс проблемы, которые таким образом малыш пытается решить.
Как же выглядят эти порождения детской фантазии? А они могут быть любой формы, любого размера и вида любого. Игрушка, наделённая человеческими качествами или сказочный персонаж, Супермен, защищающий слабых или зверушка, которую так хочет завести малыш, «бяка-заколяка», прячущаяся под кроватью, либо ребёнок-ровесник (Сашка, Серёжка, Наташка), с которым так весело играть.
Воображаемые друзья – это динамически развивающиеся сборные образы, обладающие теми качествами, которые на данный отрезок времени для малыша являются приоритетными. Познакомьтесь ближе с придуманным товарищем карапуза, и вы узнаете, чем живёт и в чём нуждается ваше дитя.
Чтобы вам легче было разобраться в ситуации, попросите малыша нарисовать своего невидимого товарища
Какие они?
Придуманный друг – это сигнал вам, родителям, о том, что в жизни вашего ребёнка не всё идёт так гладко, как может казаться со стороны. Для вас этот виртуальный знакомец крохи является прекрасным диагностическим материалом.
С его помощью вы без особого труда определите суть проблемы, чтобы впоследствии найти верные пути её решения. Зачастую, именно , погрешности в воспитании или сложности с становятся толчком к тому, что у ребёнка возникает потребность в воображаемом товарище.
- Персонаж мультфильма (сказки) . Появляется, когда родители уделяют малышу слишком мало своего времени и внимания. Скучные однообразные будни тоже могут побудить карапуза немного «разукрасить» каждодневную рутину с помощью фантазий.
- Выдуманный обычный ребёнок, ровесник. Сопровождает кроху в его играх, когда тот испытывает недостаток общения со сверстниками настоящими.
- Супермен, защитник. Малыш может иметь потребность в защите как от забияк в детском коллективе, так и дома – при слишком авторитарном стиле воспитания.
- Призрачный попугайчик, котёнок или щенок. Их появление говорит само за себя. А не пора бы малютке подарить питомца самого, что ни есть, настоящего?
- Добрый волшебник, фея, фантастическое существо. Становятся друзьями самых смелых фантазёров. С ними юные «мюнхаузены» путешествуют на Луну, спасают мир, покоряют Вселенную и т.п. Это сигнал к тому, что столь бурную фантазию просто нужно направить, скоординировать. Благо, сегодня существует множество творческих студий и кружков, где столь яркие личности могут себя раскрыть и применить.
Исходя из того, кем является воображаемый друг вашего ребёнка и какими качествами его наделяет малыш, можно проследить причину его появления в жизни крохи и сформулировать проблему. А затем попытаться справиться с ней сообща. Решится проблема – исчезнет, за ненадобностью, и придуманный товарищ.
Карапуз придумывает себе друзей, когда ему не хватает родительского внимания и общения со сверстниками
Почему появляются?
Так каковы же причины того, что у детей иногда появляются воображаемые друзья?
- Недостаток внимания, общения с родными или сверстниками.
- Нехватка впечатлений. Рутинная повседневность.
- Давление и гиперопека со стороны родителей. Стремление к самостоятельности и развитию собственного «я» хотя бы в воображаемом мире.
- Чувство вины. Желание избежать наказания.
- Вытеснение. Проигрывание с воображаемыми друзьями своих тайных желаний. Самое опасное проявление этой проблемы – вытесненная агрессия, желание наказать обидчиков. И оно требует коррекции специалистом.
- Слишком бурная фантазия.
Дружба с выдуманными персонажами у подростков - реакция на глубокое нервное потрясение
Синдром Карлсона у подростков
Подобные проблемы с помощью придуманных товарищей пытаются решить, в основном, дошколята. Если же подросток начинает общаться с вымышленным персонажем, здесь и причины могут быть другими, и относиться к такому явлению нужно будет по-другому.
Если для дошколёнка воображаемый друг – явление естественное, легко поддающееся коррекции и, в большинстве случаев, довольно быстро проходящее, то в подростковом возрасте – это защитный механизм, призванный поддержать психику ребёнка в стрессовой ситуации.
Активация дружбы с невидимкой у подростков происходит вследствие серьёзной психологической травмы:
- смерти близкого родственника или любимого питомца;
- развода родителей;
- переезда на новое место;
- ссоры с кем-то из близких;
- и даже безответной любви.
Признаком психологической патологии появление воображаемого друга ни в дошкольном возрасте, ни в подростковом не считается. И медикаментозно, чаще всего, не лечится.
Но, в случаях с подростками, лучше будет, если разобраться с причинами призрачной дружбы и разработать стратегию выхода из психологического кризиса родителям поможет квалифицированный специалист.
Вытесненная агрессия у ребёнка - повод обратиться за помощью к психологу
Стоит ли волноваться родителям?
Наверное, не зря любимой фразой Карлсона были слова: «Спокойствие, только спокойствие!». Именно так родители и должны поступить, впервые обнаружив, что их малыш разговаривает с кем-то невидимым.
Сохраняйте спокойствие и попробуйте выяснить, кто новый друг крохи, во что они играют, какие у них отношения. Затем действуйте, исходя из сути проблемы, которая, обязательно будет прослеживаться в общении карапуза с его воображаемым спутником, и сообразно ситуации.
Ваша задача – создать все условия, чтобы малыш больше не нуждался в нереальной дружбе, переключившись на вполне реальные, земные радости, хлопоты, занятия.
К 7-9 годам воображаемые друзья, обычно, перестают существовать в сознании даже самых заядлых фантазёров. Если же к этому возрасту ситуация не меняется, имеет смысл обратиться за консультацией к детскому психологу.
Поход к специалисту также необходим, если:
- фантазии карапуза довольно мрачные, безрадостные, изобилуют жестокими сценами;
- малыш пострадал, травмировался, а к событиям причастен воображаемый товарищ;
- кроха не интересуется другими играми, плохо идёт на контакт, потерял аппетит, спит беспокойно;
- ребёнок путает фантазии и реальность, слишком зависим от своего вымышленного друга.
И сразу же готовьтесь к тому, что работать вам, прежде всего, придётся над собой. Менять вы будете своё отношение к крохе, обстановку в семье, привычки, распорядок дня и т.п.
Замените воображаемого друга настоящим
- Ничего не запрещайте. В какой-то степени, на начальном этапе, можете даже подыграть карапузу. Поставьте для его невидимого товарища лишний прибор за обедом, подоткните ему одеяло перед сном, внимательно выслушайте все истории с его участием. Так вы лучше поймёте, что вам делать с этим дальше.
- Попытайтесь провести чёткую границу между фантазиями и реальностью: «Хоть к тебе в гости и пришёл «Миша», но игрушки нужно собрать тебе, и уроки должен выучить ты, и за разбитую люстру тоже наказание получать тебе».
- Уделяйте ребёнку больше своего внимания. Играйте с ним, ходите в кино, в цирк, в кукольный театр, в зоопарк, на детские площадки, где он сможет играть со сверстниками. Наполните жизнь крохи яркими впечатлениями и собой.
- Чаще давайте малышу право выбора , развивайте в нём самостоятельность. Просите помогать вам по дому, поручайте интересные ответственные дела.
- Не скупитесь на похвалы.
- Не забывайте говорить, как сильно любите своё чадо. Целуйте кроху, обнимайте, гладьте по головке. Телесный контакт с родителями вселяет в ребёнка чувство уверенности в себе. Он ощущает себя нужным, любимым, защищённым.
- Если воображаемый друг вашего карапуза – собака, купите ему, наконец, настоящую.
- А маленького мечтателя и фантазёра запишите на кружок рисования, лепки или актёрского мастерства.
Появление воображаемых друзей - очередной этап развития личности малыша
Ребёнка можно отвлечь от чего угодно, если взамен предложить ему более интересную перспективу. Воображаемых друзей вашего малыша не нужно пугаться. С ними можно прожить определенный отрезок времени, а потом помочь карапузу отпустить их туда, где им и положено остаться. В уходящее, с течением дней, месяцев, лет, детство…
Антонина Фенева
Есть ли у вашего ребенка воображаемый друг?
Для многих родителей появление воображаемого друга у ребенка становится пугающей неожиданностью: «Что делать? Как это понять? В здравом ли уме наш сын?» Друг, существующий только в воображении ребенка, способен напугать даже опытных родителей и стать серьезным поводом для беспокойства.
Почему родители беспокоятся, когда ребенок заводит воображаемого друга?
Мир взрослых наполнен логикой, разумными оценками и фокусированием на явлениях объективной реальности. Поэтому им очень трудно понять потребность ребенка в дружбе с воображаемым существом. Чаще всего родители не подготовлены к ситуации появления воображаемого друга из-за незнания особенностей психологического развития ребенка в дошкольном возрасте.
В каком возрасте обычно ребенок начинает играть с воображаемым другом?
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятное время для быстрого развития фантазии ребенка, когда начинают закладываться основы абстрактного мышления. В трехлетнем возрасте у малыша усиливается потребность в ролевых играх, поэтому появление воображаемого друга не является признаком психического отклонения в детском развитии, а доказательством правильного и успешного формирования способности к творческому мышлению. Способность к фантазированию и созданию чего-то нового и креативного требует тренировки, поэтому трехлетний ребенок и начинает играть в игру «Воображаемый друг».
Как завести воображаемого друга?
Придуманный друг - довольно распространенное явление в современном урбанизированном обществе, где ребенок с детства нацелен на умственное развитие, необходимое для успешной интеллектуальной деятельности. К примеру, среди английских детей было проведено исследование, выявившее, что половина детей дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте, имеет воображаемых друзей и регулярно с ними общается.
Завести воображаемого друга для ребенка - вполне естественное занятие. При этом взрослый может часто не догадываться о существовании подобной дружбы у сына или дочери. Если малыш ничего не говорит о невидимом друге, то это не значит, что его не существует. К примеру, сын может их просто рисовать и об их существовании можно догадаться, только задав четкий вопрос: «А кто это едет с тобой в машине к бабушке в гости?»
Семейная игра «Воображаемый друг» полезна для умственного развития
Но не все невидимые друзья ведут себя тихо и молчаливо, никак себя не проявляя и не принося семье беспокойства. В некоторых ситуациях у малыша настолько сильно развивается воображение, что ему хочется позволить невидимому другу начать принимать активное участие в семейной жизни. В этом случае все близкие и друзья, кто в курсе существования воображаемого друга у ребенка, начинают принимать участие в играх малыша. Невидимый друг становится активным участником в семейных беседах, влияя на жизнь окружающих людей. По мнению английских психологов, такие игры с проигрыванием диалогов с невидимыми друзьями помогают дошколенку развивать способность решать сложные проблемы, логическое мышление и умение планировать.
Рассказы детей о воображаемых друзьях
Несуществующие друзья ребенка могут вполне материализоваться в виде любимой игрушки, камня или растения. «Моя Китти просит поиграть с ней, потому что ей скучно. Она ждала меня целый день, пока я была в детском саду, поэтому я не буду кушать, пока не поиграю с ней».
У ребенка может появиться взрослая подруга с необычным для человека именем, например, Гана или Бина, которая делает все, что делали близкие ребенка. Если мама уезжала в дальнюю командировку, то по возвращении из поездки она может услышать интересную историю о том, как воображаемая подруга ребенка тоже уезжала в дальние страны по делам.
Стоит ли беспокоиться, если ребенок разговаривает с воображаемым другом?
Последние исследования психологов опровергают ранее существовавшую теорию о том, что только дети с нехваткой общения обычно стремятся завести воображаемого друга. Такой невидимый собеседник может появиться не только у дошкольника, который воспитывается в семье с одним ребенком, но и у малыша из многодетной семьи. Причина появления воображаемого друга не в недостатке общения с окружающими, а в сильной потребности ребенка в развитии фантазии в особый период психологического формирования личности.
Не стоит также волноваться из-за того, что ребенок, заведший дружбу с воображаемым приятелем, начнет путать мир фантазии с реальностью. Исследования американских ученых показали, что хотя дети и испытывают сильные чувства по отношению к невидимым друзьям и получают больше радости от игры с ними, чем с детьми из реального мира, но все-таки они отдают себе отчет, что это всего лишь игра.
Воображаемые друзья у подростков
Начало дружбы с придуманным другом обычно следует ожидать в дошкольном возрасте, когда это является совершенно естественным явлением. Однако воображаемые друзья появляются у ребят и в подростковом возрасте. По мнению психологов, такое явление следует рассматривать в качестве защитного механизма, нацеленного на поддержку подростковой психики в стрессовой ситуации. Воображаемый друг у подростка помогает ему оправиться после серьезной психологической травмы. Стартовой кнопкой для активации дружбы с невидимым другом у подростка может стать смерть близкого или развод родителей, переезд на новое место жительства и потеря верного друга, обострение отношений с братьями и сестрами в семье, гибель любимого питомца.
В любом случае, при возникновении неожиданного друга у ребенка родителям важно помнить, что современная медицина не считает такое явлением признаком психологической патологии у детей и началом развития шизофрении.
Для большего успокоения родители могут обраться за помощью психолога, который после некоторого наблюдения за ребенком, вероятнее всего, порекомендует занять сына деятельность, способствующей гармоничной реализации творческих способностей малыша. Драмкружки, изостудии, танцевальные занятия и туристические клубы помогут ребенка выплеснуть накопившуюся фантазию.
Психология всё глубже входит в нашу жизнь. И теперь многие знают, что психолог разбирается с человеческими проблемами, но многие как и раньше не знают с какими.
Как правило, со специальностью «психолог» многие путают специализацию психиатра, тем более, что в американской традиции эти термины почти синонимы.
Давайте разберёмся.
Психиатр — это врач, занимающийся сложными случаями неадекватного поведения пациентов.
Психолог же — чаще всего это специалист, работа которого представляет нечто среднее между работой социолога и врача. Психолог не использует в своей практике лекарств; и люди, которые к нему обращаются называются клиентами.
Ради полноты картины следует упомянуть специализацию психотерапевта. Нет полной согласованности насчёт этого термина, но на практике это тот же психолог, но имеющий медицинское образование (психолог может его и не иметь). А это значит, что он как раз и может использовать лекарственные препараты в своей практике.
Итак, с чем психолог работает?
Общими словами это можно было бы выразить так: с неудовлетворённостью своей жизнью. Это могут быть и конфликты, и поиск работы, и способы выражения себя...
В зависимости от того, к какому направлению принадлежит психолог (гештальттерапия, психоанализ, бихевиоризм...) и глубины проблемы клиента, используются разные методы и разное время для их разрешения.
Чаще всего время и место встречи оговаривается заранее, если только психолог не сидит в кабинете, где с нетерпением ждёт очередного клиента.
Из-за того, что консультации психолога всё-таки платные, а также из-за желания россиян решить свои проблемы другим путём, (например, утопив их в стакане), — помощь психолога востребована, в основном людьми либо с высшим образованием, либо достаточно грамотными, чтобы обратиться именно к специалисту.
Работа с кризисными ситуациями : развод, потеря цели в жизни, завершение отношений, работа с любовной зависимостью, работа с острыми переживаниями, потеря интереса к отношениям, работа с ситуациями измены в паре
Я провожу индивидуальное и семейное психологическое консультирование по вопросам:
- неудовлетворенность собой и жизнью,
- самореализация,
- конфликты в партнерских и семейных отношениях,
- взаимное непонимание,
- измены,
- ревность,
- психологическая помощь в ситуации развода,
- возрастные, личностные и семейные кризисы.
Проблемы материнства и отцовства:
- работа с бесплодием и невынашиванием,
- готовности к родительству,
- переживание беременности,
- страхи и фобии при беременности,
- подготовка к родам,
- угроза прерывания беременности,
- психологическая готовность к родам,
- проблемы послеродового периода:
- организация семейных отношений,
- налаживание режима,
- грудное кормление и пр.
Проблемы детско-родительских отношений:
- конфликты и недопонимание родителей и детей,
- сложности во взаимоотношениях с ребенком:
- трудности в воспитании
- малыш и няня,
- взаимодействие с детьми в ситуации:
- развода,
- смерти близких родственников,
- при рождении младшего ребенка и т.д.
Трудности детского возраста:
- школьная неуспеваемость,
- адаптация в детский сад и школу,
- агрессия,
- нарушение внимание,
- гиперактивность,
- непослушание,
- тревожность,
- конкуренция между братьями/сестрами,
- расстройства настроения,
- страхи,
- неуверенность в себе,
- низкая самооценка,
- проблемы в общении со сверстниками,
- психологическая травма,
- переживание развода родителей,
- смерть близкого,
- стрессовая ситуация.
Семейные проблемы:
- недопонимание в паре,
- ревность, конфликты между супругами,
- конфликты между детьми,
- ситуация измены,
- предотвращение развода,
- любовники и любовницы,
- разрыв отношений,
- развод,
- переживание потери близкого человека,
- переживание смерти,
- переживание семейных кризисов,
- выстраивание гармоничных отношений с родительскими семьями,
- неудовлетворенность в паре,
- сексуальные проблемы в семье,
- налаживания контакта и взаимопонимания в семье.
Личностные проблемы:
- отсутствие личной жизни, близкий отношений,
- неустройство в жизни,
- проблемы в отношениях с противоположным полом,
- личностный рост,
- проработка своих детско-родительских отношений,
- обида, агрессия на близких,
- недопонимание, конфликты с родителями/детьми,
- эмоциональное завершение отношений,
- мотивация на личностное развитие и успех,
- определение в своих целях и желаниях,
- проблемы лишнего веса,
- недовольство собой,
- низкая самооценка, неуверенность в себе,
- страхи, фобии, паники, навязчивы состояния,
- депрессивные состояния,
- тревожные состояния, неврозы,
- частные смены настроения,
- психосоматические расстройства,
- нелюбовь к себе,
- неприятие себя,
- смена работы,
- проблемы во взаимоотношениях в коллективе,
- поиск личностного счастья,
- развитие самодостаточности, ответственности,
- выстраивание личностных границ,
- переедание, невозможность самостоятельно похудеть,
- булимия,
- анорексия,
- Совсем нет сил и энергии, упадок сил
- Работа с кризисными ситуациями, разводами, ощущением опустошения, потери интереса и цели
Детские темы: (проблемы с детьми)
- непослушание,
- истерики,
- проблемы детского сна, проблемы детского аппетита (много ест, мало ест),
- проблемы приучения к горшку,
- детская перевозбудимость,
- налаживания режима дня,
- частые болезни,
- детские протесты и нежелание что-либо делать,
- постоянные капризы,
- адаптация к детскому саду/школе,
- нежелание ходить в школу/ д.сад,
- конфликты со сверстниками,
- проблемы в воспитании,
- ребенок дерется, кусается,
- вопросы, связанные с туалетом, (недержание),
- конфликты на детской площадке,
- ребенок постоянно ноет, плачет,
- детские страхи,
- детская агрессия,
- детская тревожность,
- детская застенчивость,
- детская замкнутость (нет друзей, не умеет дружить),
- гиперактивность,
- низкая самооценка у ребенка,
- нет самостоятельности, ответственности,
- лишний вес (бесконтрольный аппетит),
- неуверенность в себе,
- совместный сон с родителями,
- зависимость от мультиков, компьютерных игр,
- не любит читать, гулять и т.д.,
- постоянно говорит "нет",
- не умеет играть самостоятельно,
- не слышит, когда ему что-то говорят, о чем то просят
Работа с подростками:
- взаимоотношения со сверстниками,
- подростковые кризисы,
- низкая самооценка, нежелание учиться,
- конфликты с родителями,
- конфликты со сверстниками,
- недопонимание с родителями,
- подавленное настроение,
- недовольство собой,
- вопросы подростковой сексуальности и отношения к сексу,
- влияние дурной компании,
- алкоголь, курения, наркотики,
- проблема лишнего веса,
- отсутствие мотивации, цели,
- проблемы с гигиеной,
- проф. ориентация,
- компьютерная зависимость,
- формирование ответственности, самостоятельности, самодостаточности,
- стеснительность, обидчивость,
- повышенная агрессия
«Мама, а у меня есть друг! Он самый лучший, мы с ним играем и веселимся!» — взволновано говорит малыш маме. Мама очень рада, что ее ребенок уже дружит с кем-то, ведь дружба очень важна в жизни детей. Но ее радость сменяется растерянностью, а затем и страхом, потому что у малыша друг не настоящий, а придуманный. Сайт для мам сайт рассказывает, стоит ли паниковать, если у вашего чада появился вымышленный друг.
Почему появляется вымышленный друг?
Психологи говорят, что очень много детей придумывают себе друзей, и что сразу пугаться этого не стоит. Не стоит считать, что эти выдумки – патология или проблема в общении со своими сверстниками. В возрасте примерно от 3 до 7 лет одни дети дружат с любимой игрушкой, а другие, если воображение уже хорошо развито, создают себе лучшего друга в мыслях. Причем вымышленный лучший друг может появиться у любого ребенка вне зависимости от его характера, семейной обстановки.
Причин появления придуманного друга множество.
Фантазии
Причина появления друга-невидимки – обычная бурная фантазия ребенка. Он просто сочинял, придумывал и нафантазировал себе интересного друга. И это абсолютно нормально. Обычно с таким вымышленным другом расстаются быстро, самое позднее к школе.
Здесь более важно поведение родителей. Не нужно одергивать малыша, кричать на него, ругать и угрожать. Не нужно высмеивать его фантазию или говорить: «Прекрати сочинять!», «Да нет такого друга!», «Какая ерунда!».
Поверьте, для вашего малыша друг – сосем не ерунда. И таким поведением вы можете с легкостью простую безобидную фантазию превратить в патологию или добиться того, что ваш ребенок не будет вам доверять.
Еще одно последствие такой вашей реакции – ваш малыш разучится мечтать и фантазировать. Представьте, что ждет малыша в жизни без мечты. А как тяжело ему будет учиться без развитого воображения.
Лучше расспросите подробнее своего малыша про нового вымышленного друга. Проявите интерес, участие. Пусть малыш фантазирует вволю.
Дефицит внимания
Нехватка внимания со стороны родителей также может стать причиной появления невидимки. Ведь если папа на работе, мама тоже занята, никто не может (или не хочет) играть с ребенком. Ему на выручку приходит вымышленный друг, который всегда найдет время на игру с малышом.
В этом случае «друг» — показатель одиночества ребенка.
Боязнь наказания
Иногда придуманный друг спасает малыша от наказания. Возможно, родители слишком строги с малышом и ему приходится находить того, кто будет во всем виноват. Но если «друг» малыша постоянно безобразничает, разбрасывает вещи и игрушки, то вам достаточно сказать своему ребенку, что вы не хотите играть с его другом, потому что он вас сильно огорчает и обижает.
Страхи и проблемы
Бывает, что придуманный друг – показатель страхов ребенка, проблем с общением со сверстниками. Такую причину легко вычислить, ведь тогда малыш отказывается дружить с настоящими детьми и вымышленный лучший друг не исчезает со временем. Ребенок воспринимает друга слишком серьезно, а все, что с ним происходит, принимает близко к сердцу.
В особых случаях такой «друг» остается на всю жизнь.
Вымышленный друг: что делать?
Для начала, как мы уже выяснили, не нужно пугаться этого друга. Попробуйте поиграть в него с ребенком. А лучше используйте его в своих целях.
Например, можно с помощью такого придуманного друга выяснить, что думает ребенок на самом деле о садике, о воспитателях, о событиях, да и о самих родителях.
Поверьте — то, что ребенок не может сказать вам лично, он обязательно расскажет при помощи своего друга.
Можно использовать такого приятеля и для привлечения ребенка к , помощи маме по уходу за домом и так далее.
Постарайтесь уделять малышу больше внимания. Показывайте, как сильно вы любите своего ребенка. Ведь, как говорит герой Ромена Роллана: «Дух создаёт, чего ему недостаёт». Пусть у вашего малыша не будет недостатка в любви.
Очень действенный способ избавления от «друга», если он мешает малышу развиваться и захватил все внимание и пространство малыша, это отправить невидимого приятеля отдыхать, в путешествие. А в это время придумать для своего ребенка интересное занятие, а может игру.
Если ваш ребенок уже постарше, то можно переключить его фантазию про вымышленного друга на придумывание сказок. Рассказать про писателей, которые пишут придуманные истории и сказки. Пусть ваш ребенок попробует свои силы в качестве писателя.
Итак, как мы выяснили, вымышленный друг не всегда свидетельствует о том, что с малышом что-то не так. И порой такой друг может даже помочь родителям в воспитании ребенка.
Самое главное здесь не перегнуть палку и не заигрываться, уметь вовремя остановиться. А еще важнее уметь показывать ребенку свою любовь. Цените своих малышей и не бойтесь показать их значимость для себя. Возможно, тогда вашему ребенку не понадобится вымышленный друг.