Конспект занятия
по развитию речи в старшей группе «Репка»
Тема: «Ранняя весна»
Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.
Задачи:
а) образовательные:
Систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;
Обобщить характерные признаки ранней весны;
Закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.
б) развивающие:
Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.
в) речевые:
Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
Подбирать слова с противоположным значением;
Подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.
в) воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Здоровьесберегающие компоненты:
Ø Подгрупповая деятельность;
Ø Обучение применению способов самостоятельной деятельности;
Ø Развитие способностей к элементарной самооценке;
Ø Уровневые задания рассчитанные на потенциал дошкольников;
Ø Тренинговая гимнастика разных видов;
Ø Подвижность во время занятия.
Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.
Материал к занятию:
Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.
Ход занятия:
Сядет тот, кто повторит цепочку слов:
§ Греет, светит, тает;
§ Скворец, грач, ласточка;
§ Солнце, ветер, дождь;
§ Сосулька, вода, лужи;
§ Теплый, яркий, солнечный;
§ Деревья, почки, листочки;
§ Распускается, бежит, плывут;
§ Капает, журчит, набухают,
§ Звенит, шумит, поют;
§ Капель, ручей, дождь.
(дети по одному называют слова и садятся за столы).
Гости приносят письмо в группу.
Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?
Д : Белый медведь.
В : Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.
(открываю письмо и читаю)
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».
В . Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.
/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/
В. Расскажем Умке о весне?
Д. Да.
В. Какая весна сейчас идет?
Д. Ранняя.
В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?
Д. После зимы.
В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?
Д. Март
В. Второй?
Д. Апрель
В. Третий?
Д. Май.
В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»
Подберите к слову «солнце» слова.
Яркое, высокое, теплое.
К слову «почки». Почки (какие?) -…
Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.
Скажите, пожалуйста, солнце весной что делает?
Греет, припекает, светит.
А ручьи?
Бегут, журчат, шумят.
Молодцы, вы все назвали верно.
А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» предложение, а вы должны его закончить:
«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)
Зимой дни холодные, а весной …(теплые)
Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)
Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)».
Физкультминутка
А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.
Март : Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)
Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)
Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)
Что за месяц, кто узнает?(стоят на месте)
Март (ответ гостей)
Апрель: Яростно река ревет
И разламывает лед (имитируют удары)
В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)
А в лесу медведь проснулся(имитируют движение медведя)
В небе жаворонка трель(имитируют игру на дудке)
Кто же к нам пришел?(протягивают руки вперед)
Апрель (ответ гостей).
Май: Зеленеет даль полей(Разводят широко руки)
Запевает соловей (прыжки на месте)
В белый цвет оделся сад(поочередно разводят руками в стороны)
Пчелы первые летят(кружатся на месте)
Гром грохочет(приседание)
Угадай, что за месяц это?
Май (ответы гостей)
Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.
(дети обводят)
Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами
Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.
Ребята, назовите эти предметы «ласково».(Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).
Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка
с усложнением предлагаю более сильным детям следующее задание:
Дети, посмотрите, пожалуйста, у нас есть картинке, где все предметы перепутались. Я предлагаю вам эти картинки обвести разным цветом. (вызванный ребенок подходит к фланелеграфу. Выбирает картинку, обводит ее и называет, для чего нужен этот предмет весной.
А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.(вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы
Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.
Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к нашему цветку и по нему составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.
Рассказ о ранней весне
Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.
Итог занятия:
Чем интересным мы занимались на занятии?
Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.
А что вы сегодня рисовали?
Раннюю весну.
Вечером мы напишем письмо Умке с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.
Разработала: Воспитатель 2009 год |
Цель:
— совершенствовать умение составлять по картинкам предложение, связывая их по смыслу в рассказ;
— расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков по теме «Весна»;
— продолжать упражнять детей производить звуковой анализ слов;
— упражнять в делении на слоги, определении количества слогов в словах;
Закреплять знания о предложении;
Воспитывать речевое внимание, фонематический слух;
Оборудование: картины из серии «Что сначала, что потом», таблицы для звукового анализа «мак», картинки с изображением разных предметов на каждого ребенка, мяч;
Ход занятия:
1. Вводная часть
Организационный момент
Цель: создать доброжелательную обстановку, настроить детей на занятие;
Воспитатель предлагает поприветствовать гостей, улыбнуться друг другу, сесть на стульчики;
Дети-приветствуют гостей, улыбаются, садятся за столы
Вводная беседа
Цель: выявить и уточнить знания детей о смене времен года, их признаках;
Воспитатель загадывает загадку:
«Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?»
Воспитатель задает вопросы:
1. Какое сейчас время года?
2. Какие весенние месяцы вы знаете?
3. Какое время года было до весны?
4. Какое время года наступит после весны?
5. Какое время года бывает между зимой и
Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя.
2. Основная часть
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цель: развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, развивать связную речь;
Ход игры: Дети выходят к доске, последовательно располагают картинки, составляют предложения по ним так, чтобы получился рассказ
Игра «Весенние слова»
Цель: расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков по теме «Весна»
Ход игры: воспитатель предлагает детям встать в круг;
Задает вопросы:
1. Весна какая?
2. Что может быть красивым весной?
3. Что можно делать с цветами весной?
4. Какие весенние цветы вы знаете?
Дети встают в круг перед столами, передают мяч друг другу, называя подходящее слово, после садятся за столы.
Звуковой анализ слова «мак»
Цель: упражнять детей производить звуковой анализ слов;
Воспитатель предлагает составить схему слова «мак»;
Вызывает по одному ребенку к доске,
Предлагает детям убрать со схем звуки «а», «к»;
Задает вопросы:
1. Какой звук остался на схеме?
2. Который по счету звук «м»;
Дети выкладывают схему на таблицах за столами, отвечают на вопросы воспитателя.
Физкультурная минутка «Прогулка в звуковой чудо-лес»
Цель: упражнять в определении первого звука в слове;
Закреплять умение различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
Воспитатель предлагает прогуляться по «звуковому лесу», взяв с собой картинку из розетки, предлагает вернуться в «лес» перед обедом и проверить правильность выполнения задания.
Дети берут по картинке, определяют первый звук в названии предмета, дают ему характеристику,
Подходят и помещают картинку на нужное дерево;
Работа над предложением, деление слов на слоги
Цель: закреплять умение определять количество слов в предложении, делить слова на слоги;
Воспитатель предлагает:
1) составить предложение со словом «весна»;
2) определить количество слов в предложении;
3) назвать первое, третье, второе слово;
4) написать схему предложения на доске;
5) показать на схеме слово «весна»;
6) разделить слово «весна» на слоги;
7) назвать 1-ый слог;
8) назвать 2-ой слог;
9) придумать еще слова, в которых 2, 3, 1 слог;
Дети составляют предложения;
Пишут на доске схему предложения;
Отвечают на вопросы воспитателя;
3. Заключительная часть (итог)
Цель: учить позитивным способам общения
Воспитатель хвалит детей, благодарит за работу на занятии;
Предлагает детям высказать свое мнение о занятии;
Дети делятся впечатлениями о занятии.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик»
с. Новоегорьевское Алтайский край Россия
Программные задачи:
Программные задачи:
— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;
— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;
— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.
Словарная работа:
Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).
Грамматический строй речи:
Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
Развитие связной речи:
Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.
Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей:
ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение:
демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.
Организационный момент
Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.
Артикуляционная разминка:
Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.
Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.
Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.
Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.
Воспитатель: — Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).
— Почему весну так называют? (пробуждается природа)
— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)
(Дети читают стихи о весенних месяцах)
КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи…
На дворе – капель да лужи…
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
АПРЕЛЬ (С. Маршак)
Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.
Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)
— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).
Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).
Двигательная пауза «Сосульки»
«Капли звонко капали (легкие прыжки)
Все сосульки плакали (качают головой)
Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)
С нас течет вода (наклон вниз)
Мы растаем навсегда (выпрямились).
Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.
(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).
— растаял снег
— потекли ручьи
— появились проталины
— закапали сосульки
— прилетели птицы
— на деревьях набухли почки.
— расцвели первые цветы
— зацвели деревья.
(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.
Солнце, дождь. (Погода весной.)
Береза. (Появление первых почек.)
Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)
Стая. (Перелетные птицы.)
Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)
Бабочка. (Появление насекомых.)
Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)
(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).
Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.
«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».
(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).
Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:
песенка водички – с-с-с;
песенка комарика – з-з-з;
(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).
— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны,
Видно очень теплые ноги у весны.
Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?
Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.
Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
Солнце веселое, как… (песенка, клоун).
Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер)
(После игры дети садятся на стулья)
Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.
(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)
Дыхательная гимнастика. Воспитатель: — Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.
Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))
— Ну, Весна, как дела?
— У меня работа.
— Для чего тебе метла?
— Снег смести с пригорка.
— Для чего тебе ручьи?
— Мусор смыть с дорожек.
— Для чего тебе лучи?
— Для уборки тоже.
Все промою, просушу,
Вас на праздник приглашу.
Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»
Первые вестники весны. – (Сосульки)
Лед идет по реке. – (Ледоход)
Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)
Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)
Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»
Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ВЕСНА ИДЕТ»
(СТАРШАЯ ГРУППА)
Цели:
1.Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
2.Совершенствовать грамматический строй речи.
3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
4.Совершенствовать умение делить слова на слоги.
5.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
6.Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
7.Развивать общую моторику.
8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети.
Здравствуйте!
Воспитатель. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети (хором). Это весна!
Воспитатель. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним приметы весны.
2. Составление предложений о весне по картинкам
На столе перед детьми лежат картинки изображением вниз. Дети переворачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются первые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).
3. Игра «Раздели слово на слоги»
Воспитатель. Ребята, мы с вами общаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети. Слоги!
Воспитатель. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.
4. Игра с мячом
Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день - весенний день; погода - весенняя погода, солнце - весеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цветы и т. д.
5. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки… Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох… (Дети выполняют движения).
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и выполняют движения.)
Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются.)
Опустите руки, сядьте. Молодцы!
6. Игра с элементами рисования «Назови ласково»
Воспитатель. Мы с вами уже умеем называть различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я опишу что на нем изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.
(Например: нарисован ручей. Ребенок говорит: «ручеек» рисует его, так же предстоит сделать со словами «солнце», «облако», «дерево» и др.).
7. Дифференциация звуков [с] и [ш]
Закрепление артикуляции и произношения звуков (согласные, глухие, твердые, свистящий - шипящий).
«Повтори слова парами»:
нас - наш; сутки - шутки; вас - ваш; уши - усы; плюс - плюш; каша - касса;
сок - шок; кашка - каска; сайка - шайка; крыша - крыса.
«Повтори скороговорки»
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки
8. Игра «Назови первый звук в слове»
Воспитатель. А теперь задание для старших детей.
Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны будете произнести первый звук в нем. Слова: капель, бабочка, солнце
, оттепель, подснежник
9. Окончание занятия
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети.
- говорили о приметах весны.
- делили слова на слоги.
- играли с мячом.
- играли в игру «Назови ласково».
- учились правильно дышать.
- повторяли скороговорки.
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки. (Воспитатель раздает детям подарки.) Теперь наше занятие закончено.
Название: Конспект по развитию речи «Весна идёт…»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»
Месторасположение: г. Бавлы, Республика Татарстан
Цель:
активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные:
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.
Ход занятия:
I часть.
Старую Ягу, ведьму Зиму?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
II часть.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Физкультминутка.
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).
III часть.
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.
IV часть.
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:»Весна»
Цель:
активизация и обогащение словаря детей понятиями, обозначающими весенние явления и поведение животных весной.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
Словарная работа: весна – красна, капель, набухают почки, сокодвижение, солнечный, ручьи, вьют гнёзда, проталина, просыпаются от спячки.
Предшествующая работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Материалы к занятию: иллюстрации с изображением природных явлений в разные периоды весны; мяч; цветные нитки (голубые, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, серые, белые); 2 фланелеграфа.
Ход занятия:
I часть.
Воспитатель читает народные припевки:
Выгляни, солнышко, из-за гор-горы,
Выгляни, солнышко, с утренней поры.
Видело ль ты, солнышко, Красную Весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую Ягу,
Старую Ягу, ведьму Зиму?
Как она, лютая, от Весны ушла?
От красной бежала,
В мешке стужу несла,
В мешке холод несла,
Холод на землю трясла!
– Ребята о чём говорится в этом стихотворении? (Говорится о том, как зима сменяется весной).
- А как вы думаете, почему автор называет зиму “ведьма, старая Яга”, а весну - “Красная”?
- Подумайте, а почему ушла “лютая зима”? (Пригрело солнышко, стало теплее).
- Да, вот и наступила Весна – красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.
- Послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март-капельник, протальник.
Апрель-водолей, березень.
Май-травень, цветень.
- Весна – это праздник пробуждения природы. Все люди, животные, растения ждёт от весны радости и тепла.
II часть.
На доске расположены иллюстрации, изображающие весенние явления в разные периоды, животных и растений весной. По мере необходимости обращаемся к ним вместе с детьми.
- Ребята, давайте вспомним и посмотрим на картинки, какие изменения происходят в природе весной.
- Каким весной становится небо? (Голубое, светлое, безоблачное). А солнце? (Тёплое, яркое, ласковое, весеннее).
- Что происходит со снегом? (С наступлением тёплых дней на снегу появляются проталины, снег начинает таять, текут ручьи, с крыш свисают сосульки).
- Кто из вас, ребята, знает, что такое капель? (Сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами, и капельки воды часто-часто капают с крыш).
- Правильно. В это время вся земля пропитывается влагой, у деревьев и кустарников начинается сокодвижение.
- Догадайтесь, что такое сокодвижение?
Выслушиваю детские предположения и обобщаю:
- От корней к каждой веточке поступает сок, который питает каждую почку. Они увеличиваются в размерах, набухают.
- А что происходит с почками дальше? (Они лопаются, и распускаются маленькие клейкие листочки).
- А что же еще веселит наш глаз? В молодую дымку зелени одеваются не только деревья и кустарники. (Земля покрывается травкой).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
- Конечно, весной. А как вы понимаете слова “День прибывает”? (Дни становятся длиннее, а ночи короче.)
- Влияет ли это как-то на состояние природы, погоды? (Когда много солнца, погода становится теплее).
- Теплее становится еще и оттого, что солнышко все выше и выше поднимается на небосклоне, согревая все вокруг своим теплом.
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (Прилетели из теплых краев, вьют гнезда).
- Зимой птицы питались сохранившимися семенами растений, но этого им было мало. Вспомните, чем мы им помогали? (Подкармливали: в кормушки подсыпали различный корм.)
- А весной чем они питаются, ведь прилетели насекомоядные птицы? (Весной появляются насекомые, ими и кормятся птицы).
- Верно. Жучки, пауки, куколки насекомых всю холодную зиму провели под корой деревьев, прятались в старых пнях, в земле, под опавшей листвой – они были неподвижны. Отогревшись, они выползают из своих убежищ.
- А что происходит с теми животными, которые еще с поздней осени впали в спячку? (Ежи, медведи, барсуки весной просыпаются от зимней спячки).
- Да, ребята. Весной вся природа словно пробудилась от зимнего сна. Какими красивыми словами можно сказать о весне? (Весна-красна, солнечная, ласковая, теплая, зеленая, красивая и т.д.)
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел.
(Повторить 4 раза).
III часть.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель – в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи
Дождь – дожди
Солнце – солнце
Скворец – скворцы
Гнездо – гнёзда
Сосулька – сосульки
Проталина – проталины
Лист – листья
Капель – капель
Насекомое – насекомые
Дерево – деревья и т.д.
IV часть.
Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие? (Листья, трава – зеленые; небо, сосульки - голубые; солнце – ярко-желтое; много первых цветов ярких окрасок и т.д.).
- Я вам предлагаю заняться необычным делом: из этих цветных шнурков на фланелеграфе нужно выложить весенние картинки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы они получились интересными? У нас только два фланелеграфа. (Подвожу детей к выводу о том, что надо объединиться по нескольку человек, чтобы получилось две группки детей, и договориться о том, кто и что будет выкладывать из шнурков.)
Дети выполняют задуманное, после чего они рассказывают о содержании своих “картинок”.