Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением государственной помощи. Ребенок до достижения совершеннолетия или окончания обучения обеспечивается всем необходимым, получает материальную помощь. Ежегодно размер выплат индексируется в сторону увеличения соответственно уровню прожиточного минимума.
Кто считается ребенком-сиротой?
Сиротой считается гражданин, еще не достигший совершеннолетия и лишенный попечения родителей, биологических или приемных, по причине:
- отсутствия родительских прав;
- смерти родителей или признание их пропавшими без вести.
Оставшимися без такого попечения считаются дети (до 18 лет), которые потеряли опеку в случае:
- отсутствия родительских прав родителя или обоих;
- ограниченных родительских прав;
- признания недееспособности;
- лишения воли
Права детей-сирот в России
Права ребенка-сироты и положенные ему льготы находятся под охраной государства. Ребенок-сирота может досматриваться опекуном. Взять под опеку можно лицо, не достигшее 14 лет. Чаще всего опекунами становятся родственники ребенка: бабушки, тети. После 14 лет такая форма опеки называется попечительством. Однако это не лишает ребенка возможности воспользоваться привилегиями от государства.
Семейный кодекс гарантирует льготы сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Жилье, в котором ребенок был прописан до того, как стать сиротой, или его часть принадлежат ребенку по закону. Если недвижимости нет, государство выделяет его по достижении совершеннолетия.
Льготы для детей-сирот при поступлении в вуз также гарантируются государством. При зачислении ребенку полагается стипендия большая в сравнении со «стандартной». Если дети-сироты проходят практику в вузе или производственное обучение, им полагается зарплата в виде льготы.
Государственные льготы для детей-сирот
В этом году детям-сиротам предусматриваются следующие льготы:
- Трудовая пенсия — начисляется, если родители имели трудовой стаж.
- Соцпенсия при лишении кормильца имеет фиксированный размер, который ежегодно индексируется соответственно росту инфляции.
- При обучении в вузах, ССУЗах детям за счет государства выделяется одежда, обувь, канцелярия и ежемесячное пособие.
- Льготы детей-сирот при поступлении в колледж или вуз - увеличенная минимум наполовину стипендия.
- Ежегодно в период учебы детям выдается помощь в размере трех стипендий на покупку учебных материалов.
- Бесплатное медобслуживание.
- Льготные путевки в оздоровительные заведения и бесплатный проезд к месту лечения.
- Бесплатное питание в государственных учебных заведениях.
- Сохранение стипендии на время академотпуска по причине болезни.
- Ребенок-сирота имеет льготы при поступлении в государственные учебные заведения как высшие, так и профессиональные.
После окончания учебного заведения, дети, обратившиеся в службу занятости своего города, могут бесплатно пройти курсы, получить консультации и содействие в поиске работы. Сотрудники осуществляют диагностику профпригодности, ставят на учет. Если ребенок, не имея как такового стажа, первый раз зарегистрировался в центре занятости, ему назначается пособие. Его размер равен средней по региону зарплате. Выплачивается такая помощь в течение полугода.
Региональные льготы
Льготы детям-сиротам в 2015 году предусмотрены Законом №159-ФЗ. Средства на их выполнение расходуются из местных бюджетов. Они существенно разнятся в зависимости от места проживания ребенка:
- В столице в дополнение к федеральным привилегиям предусмотрены дополнительные льготы детям-сиротам по жилью: дети освобождены от уплаты комуслуг за долю в жилье в пределах установленной нормы. То же касается и платы за государственное или муниципальное жилье.
- В Санкт-Петербурге предоставляются социальные льготы и выплаты детям-сиротам в размере 20 тысяч рублей.
- В Ростове при получении льготного проездного билета ребенок-сирота может бесплатно перемещаться городским пассажирским транспортом.
Устанавливают региональные социальные льготы детям-сиротам местные власти. В городском отделе соцзащиты можно узнать, какие льготы положены детям-сиротам.
Государственная и региональная помощь опекунам
Если ребенка, не достигшего совершеннолетия, взяли под опеку родственники или посторонние люди, он не теряет своего статуса. Это происходит только в случае усыновления, которое, по сути, аналогично биологическому родству. Льготы опекунам детей-сирот:
- опекуны не привлекаются к труду по основному или дополнительному месту работы в ночное время или сверх нормы;
- то же правило распространяется на праздничные, выходные, нерабочие дни;
- по месту работы сотруднику-опекуну предоставляется дополнительный отпуск в указанное им время года;
- опекун освобождается от командировок;
- льготные режимы работы.
Кроме того, опекунам, попечителям полагается материальная помощь:
Единовременное пособие при взятии ребенка под опеку. Подать документы на получение этой выплаты можно не позже полугода с момента установления опекунства. Размер выплаты не установлен на государственном уровне и рассчитывается согласно региональному коэффициенту.
Опекунам/попечителям полагается и ежемесячная выплата. Они также устанавливаются местными властями. Для получения пособия надо в трехдневный срок после оформления опекунства обратиться в отдел соцзащиты города.
Льготы и выплаты детям-сиротам в регионах выделяются на разные цели:
- оплата комуслуг, телефона, жилья;
- образование ребенка-сироты;
- проведение ремонта;
- приобретение продуктов и предметов первой необходимости на ребенка-сироту.
В зависимости от региона, суммы выплат колеблются в пределах 1000-2500 рублей. Повышенные пособия назначаются детям-сиротам, признанным инвалидами.
Опекуну, попечителю или самому ребенку надо обратиться в органы соцзащиты. Там же можно узнать, какие льготы имеют дети-сироты конкретного региона. Сотрудникам надо предоставить заявление, паспорт, свидетельство о рождении, выписку о назначении опеки, справку о совместном проживании из ЖЭКа, справку с места учебы и банковские реквизиты.
Оформить пособие можно, воспользовавшись МФЦ или единым порталом госуслуг.
Проблема сиротства достаточно актуальна не только для РФ, но и для многих других стран мира. Дети, потерявшие родителей или лишившиеся их опеки, достаточно часто становятся жертвами в современном мире. Поэтому эта категория требует определенную защиту со стороны государства. В России права таких детей регулируются ФЗ № 159.
Как государство может помочь детям, которые потеряли родителей или остались без их опеки? Какие у них есть права и кто должен их защищать? Что означает понятие сиротства?
Закон определяет (159-ФЗ)
Все вопросы по сиротам регулируются определенными ФЗ и президентскими указами, в том числе 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как трактует ФЗ понятие сирота и какое определение дает ребенку, оставшемуся без родительской? Дети-сироты - какие это дети?
Сирота
В 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» говорится, что дети считаются осиротевшими, если родителей нет в живых. В России участились инциденты, когда мать или отец осознанно оставляют ребенка без своей опеки. Действия нерадивых родителей зачастую не обоснованы жизненными трудностями или финансовыми проблемами, которые не позволяют полноценно обеспечить малыша. Часто своего ребенка бросают и состоятельные граждане, считая родительские обязательства серьезной обузой, мешающей нормально жить.
Родители не желают брать на себя ответственность по воспитанию и материальному обеспечению своих детей и намеренно отказываются забирать их из роддома, оформляя свой отказ в письменном виде. Подобные ситуации могут происходить не только сразу после рождения малыша, но и через некоторое время проживания ребенка с родителями. Такие дети получают статус так называемых «социальных» сирот, когда настоящие папа и мама у малыша есть, но они не хотят принимать участие в его жизни.
Без попечения родителей
Какие дети имеют правовой статус «оставшихся без родительской опеки»? Такой статус определяется для малолетних граждан до 18-летнего возраста, у которых родители по определенным причинам не исполняют полноценно родительские обязательства. Закон определяет следующие причины:
- лишение права воспитывать своего ребенка или частичное ограничение родителей в их правах на ребенка;
- признание одного из родителей недееспособным лицом - частично или полностью;
- тяжелая болезнь одного или обоих родителей, которая не позволяет полноценно растить и материально обеспечивать ребенка;
- признание родителей пропавшими безвести;
- смерть;
- подозрение родителей в правонарушениях;
- лишение родителей свободы - тюремный срок;
- намеренное нежелание родителей принимать участие в воспитании и образовании малыша или отказ от защиты его интересов;
- невыполнение родительских обязательств, нежелание отстаивать права малыша.
Защита беззащитных
Дети, оставшиеся без попечения родителей, беззащитны перед социумом. Для государства защита этой категории представляет высокую ценность. Государство несет обязательства по материальному обеспечению, контролирует процесс воспитания таких деток, обеспечивает защиту их прав до момента совершеннолетия. Материальная помощь от государства устанавливается на уровне прожиточного минимума - для полноценного поддержания жизнедеятельности ребенка.
Закон устанавливает следующие права осиротевшего или оставшегося без попечения родителей ребенка:
- бесплатная медицинская помощь и образование;
- получение благоустроенной жилой площади;
- гарантия защиты от безработицы.
Будущее малышей без родительской опеки определяют органы попечительства. Благодаря государственным гарантиям, каждый малыш получает право расти и получать должное воспитание в семье, которая сможет дать ему все, чтобы он чувствовал себя любимым и нужным, не переживал за будущее. Для морального развития детей это очень весомый фактор.
Право расти в семье: формы устройства детей
Любой ребенок, независимо от происхождения, расы и физиологии, имеет право получить воспитание в любящей семье. Выделяют несколько видов распределения детей-сирот и детей, которые лишены родительской опеки:
- усыновление/удочерение;
- опекунство/попечительство;
- детский дом с семейным укладом;
- если ребенок болен - перевод в специализированное государственное учреждение, созданное для помощи таким деткам;
- приемная/патронажная семья.
Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу. Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя. Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.
После усыновления (удочерения) несовершеннолетний лишается всех льгот, которые получал от государства, имея правовой статус сироты.
Устройство несовершеннолетнего в приемную семью подразумевает подписание договора между ООП и семьей, которая хочет взять под опеку ребенка-сироту. Приемные мать с отцом получают ежемесячную материальную помощь на содержание нового члена семьи. Новые родители несут прямые обязательства по воспитанию и полному обеспечению ребенка всем необходимым.
За ребенком сохраняется право пользоваться льготами, которые положены ему по закону. Кроме этого, с 18-ти лет, он имеет право владеть собственным благоустроенным жилым помещением, которое должно предоставить государство.
Если супруги согласны воспитывать и растить от 5-ти до 10-ти малышей (включая своих), их семья становится домом семейного типа. Новые мать с отцом обязуются воспитывать приемников до их совершеннолетия. Если ребенок поступает учиться в ПТУ или в ВУЗ 1-4 уровня аккредитации, данная семья должна обеспечивать его материально до достижения им 23 лет. После этого родители перестают получать от государства пособие на приемников и вправе устраивать их судьбу на свое усмотрение.
Достаточно часто осиротевших детей берут на воспитание и содержание опекуны (попечители). Опеку можно установить над ребенком до 14-летия. Если ребенок достиг этого возраста, до его совершеннолетия можно оформить попечительство. В России очень часто опекунами несовершеннолетних выступают их родственники. В большинстве случаев, это бабушки и дедушки. В такой семье, где детей воспитывают родные люди, возникает меньше спорных ситуаций и проблем, которые связаны с внутренними конфликтами и поведением ребенка.
Право на образование
ФЗ №159 определяет круг прав, которые имеют дети без родителей:
![](https://i0.wp.com/sempravorf.ru/wp-content/uploads/w.jpg)
Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.
Право на медобслуживание
Право на предоставление бесплатных медицинских услуг относят к основным правам осиротевших малышей и детей, которые лишены опеки родителей.
Медобслуживание, которое имеет право получить любой несовершеннолетний, включает:
![](https://i2.wp.com/sempravorf.ru/wp-content/uploads/img_9924_novyy_razmer_cr.jpg)
Кроме вышеперечисленных прав, дети-сироты и дети без попечения родителей, имеют право на покрытие материальных затрат за проезд в мед.учреждения (если возникла такая необходимость).
Защита имущественных прав
В связи с тем, что малышам, которые стали сиротами или лишились опеки родителей, предоставляется недвижимость, они нуждаются в защите жилищных прав. Каждый гражданин (в том числе и малолетний) может владеть определенными материальными ценностями, которые получены путем дарения, накопления заработанных средств. Отсюда вытекает необходимость в защите имущественных прав малолетних сирот и детей, оставшихся без попечения одного или обоих родителей.
К имущественным правам относятся права на получение:
- алиментных платежей;
- различных выплат и пособий;
- стипендий;
- жилья;
- пенсий.
Для защиты имущественных интересов и прав детей-сирот или детей, которые остались без родительской опеки, законодательство гарантирует следующие нормы, обязательные к исполнению:
![](https://i1.wp.com/sempravorf.ru/wp-content/uploads/termoizolacja-fundamentow.jpg)
Ни один опекун не имеет право отказаться от денежных выплат в пользу опекаемого и распоряжаться его личными вещами (менять, дарить, отчуждать, сдавать в аренду) без соответствующего разрешения органов защиты прав детей.
Также опекун, попечитель или кто-либо из его родных не имеет права проводить какие-либо сделки с опекаемым. Возможное исключение из правил - передача недвижимости или имущества опекаемому в дар или в бесплатное пользование.
Какие льготы предусмотрены для детей, лишившихся родителей?
Для детей, которые лишились родителей, государством предусмотрена помощь в виде льгот. Так, малолетним, родители которых умерли, выплачивается пенсия по смерти кормильца. Размер материальной помощи зависит от трудового стажа умершего. Если трудового стажа достаточно, дети будут получать трудовую пенсию, если не достаточно - социальную. Платежи осуществляются осиротевшему наследнику до момента наступления совершеннолетия. Если ребенок учится на очном отделении, пенсия ему выплачивается до 23-х лет.
Студенты, оставшиеся без родителей, каждый год получают разовую компенсацию в виде тройной стипендии. Эти деньги они должны быть потрачены на покупку принадлежностей для учебы.
После окончания ВУЗа или проф.училища, сироте нужно обратиться в местную службу занятости для получения помощи в трудоустройстве. Сотрудники центра проверят профпригодность и поставят гражданина на учет. Если у несовершеннолетнего нет опыта работы, будет установлено пособие, которое он будет получать на протяжении полугода. Размер выплат приравнивается к средней заработной плате по региону.
Если несовершеннолетнему, который имеет правовой статус сироты, потребуется медицинская помощь, она будет абсолютно бесплатной - начиная с обычного осмотра и заканчивая оперативным вмешательством. Необходимые на лечение деньги будут взяты из государственной казны.
Дети-сироты имеют право бесплатно оздоравливаться в лагерях и пансионатах - оплату путевки оплачивает государство.
2.1. понятийный аппарат, причины сиротства.
Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов.
(сноска Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.
Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.
Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 573 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке.
В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие: · добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т.д. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом. Смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции.
Во время прохождения преддипломной практики, я просматривала банк детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детского дома №3» города Перми, обнаружила, что в большинстве имеющихся дел, дети являются социальными сиротами (примерно 75% из 100) в каждом деле есть история попадания ребенка в детский дом. Основными причинами было нахождение детей на улице в позднее время суток, без присмотра родителей, или по заявлению одного из родителей, родственника, соседей проводилась проверка органами опеки и попечительства жилого помещения, где проживает ребенок. Чаще всего это были ужасные условия не пригодные для проживания. Родители, которые часто находили под воздействием алкогольного или наркотического опьянения - это все являлось основным фактором лишения родительских прав. Встречались дела, в которых указывалось, что ребенок сам ушел из семьи и обратился за помощью в государственные органы, или, например, родители сами приводили детей в детский дом, причем не только в раннем возрасте(4-5 лет), а старше (14 лет) из нежелания воспитывать ребенка, а не по каким- либо другим обстоятельствам.
Это все, я считаю, неким падением нравственных приоритетов населения страны. Отсутствие чувств ответственности и развязного образа жизни. Многим просто не под силу содержать собственных детей, или нет возможности завести ребенка. Но для этого государство выплачивает различные пособия, гражданам имеющим детей, для поддержания естественного прироста населения и помощи семьям.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства(Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000..)
Основанное на положениях ст.121 Семейного Кодекса, законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ; Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)
Согласно данному законодательству:
1.Дети – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
2.Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием или наказания в учреждениях, исполняющие наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением от родительских родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.(сноска "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ)
Обобщая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это - мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
К мерам, направленным на предупреждение социального сиротства, проводимым в масштабах, касающихся существенных частей всего общества, относится вся социальная политика государства. Устранение нищеты и всех форм социальных лишений, обеспечение высокого жизненного уровня всего населения и особая помощь многодетным и юным семьям - это действительно базисные условия, существенные для предупреждения социального сиротства.
(Брутман В. И. Социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. - М.: Асопир, 1994. с. 38.)
2.2 сравнительный анализ детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по законодательству СССР и настоящему.
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, у которых единственный или оба родителя:
Лишены родительских прав,
Ограничены в родительских правах,
Признаны безвестно отсутствующими,
Признаны недееспособными (ограниченно дееспособными),
Находятся в лечебных учреждениях,
Объявлены умершими,
Отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
Находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
Уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
Отказались взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты
населения и других аналогичных учреждений
И в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
На сегодняшний день одной из важнейших проблем России - это проблема обездоленных детей. По данным статистики, в 2013 году в стране насчитывается около 700 000 таких детей. Взрослые призваны создавать благоприятные условия для их выживания и развития, охранять их интересы и защищать права детей, но, как показывает практика, именно взрослые чаще всего ущемляют и нарушают эти права. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении.
В различных изданиях по социальной работе принято следующее определение понятия "социальный сирота": это ребенок, имеющий биологических родителей, которые по каким-либо причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем.
Исследования Института детства Российского детского фонда, свидетельствуют о том, что основными причинами, по которым дети остаются без родительского попечения, являются: лишение родительских прав, уклонение родителей от содержания и воспитания собственных детей, нахождение родителей в местах заключения, неизлечимая болезнь родителей, а также безвестное их отсутствие.
Такое положение обусловлено рядом причин, среди которых основными являются: сложное социально-экономическое положение общества, все большее его расслоение по имущественному признаку; духовный кризис общества; последовательное, начатое в начале прошлого века, разрушение института семьи.
Социальное сиротство - проблема многоплановая, на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемости она приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.
В чем опасность социального сиротства:
· нарушение общественного порядка – 58,3%;
· рост необразованности населения – 8,3%;
· детская смертность – 33,3%;
· деградация общества –17,6%;
· повторяют путь своих родителей – 12,5%;
Сегодня в России существуют следующие формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Помещение ребенка в государственное учреждение: дом малютки, приют, детский дом, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует отметить, что предпринятые за последние годы законодательные меры носят не только социально-экономический характер, но и учитывают психолого-педагогические и медицинские аспекты проблемы социального сиротства. Несмотря на позитивность принимаемых мер, проблема социального сиротства остается крайне острой.
Итак, в 2012 году родилось 1896263 ребенка, при этом отказались от 3884 детей (0,2%). Наибольший процент матерей, отказавшихся забирать детей из родильного дома зарегистрирован во Владимирской, Московской, Архангельской области (0,5%); Смоленской, Тверской, Калининградской, Магаданской области (0,6); Новгородской области (0,7%). Ни одного отказа от ребенка в 2012 году в Брянской, Мурманской, Ростовской, Пензенской, Челябинской, Амурской области; Краснодарском, Пермском, Забайкальском крае; Республики Дагестан, Ингушетии, КЧР, Чеченской республики, Еврейском и Чукотском автономном округе.
Причинами отказа от малышей были:
1) отсутствие супруга (63-71% от общего числа отказов);
2) низкое материальное положение (61-76%);
3) алкогольная или наркотическая зависимость матери (11-13,5%);
4) отсутствие жилья у матери (3,5-8,7%);
5) болезнь ребенка (1,4-3,6%);
6) несовершеннолетняя мать (1,4-2%);
7) проблемы со здоровьем матери (0,4-3%).
Многочисленные исследования, проводимые отечественными психологами (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот. Как считают современные отечественные ученые, это влияет на всю структуру личности ребенка: на эмоциональную сферу, поведенческую, интеллектуальную. Авторы подчеркивают, что искусственно ограниченное пространство государственного учреждения, за данность жизни извне, скудность личного опыта и понятийной сферы детей в условиях сиротского учреждения не всегда удается компенсировать путем развития интересов и расширения представлений о мире .
В результате у детей не развивается потребность в познании, отсутствует интерес и не развивается социальный интеллект. При отсутствии интересов не развивается собственная активность ребенка и его самоорганизация. Воспитанник входит в жизнь с дефицитом волевого развития, с несформированной потребностью в профессиональной самореализации. У него складывается пассивное отношение к жизни, гипертрофированная зависимость от обстоятельств, неспособность противостоять и влиять на ход событий, осуществлять активный осознанный выбор. Многие боятся самостоятельной жизни и по выходе из учреждения стремятся жить группами, часто ориентированы на иждивенчество. Как правило, у воспитанника сиротского учреждения развивается инфантилизм. Отсутствие реальных прав и собственности, а также серьезных обязанностей не формирует у воспитанника способности жить в пространстве социально-правовых норм, способности оценивать свои поступки в категориях прав и социальной ответственности. Проживая на государственном обеспечении, в условиях тотальной ответственности воспитателя за все стороны жизни детской группы, подросток привыкает ощущать себя единицей групповой жизнедеятельности.
Эта ситуация приводит к тому, что он не осознает объективную необходимость опоры в жизни на свои силы. Результатом является отсутствие чувства личной ответственности за свою жизнь, искаженное представление о себе, незнание собственных индивидуальных особенностей, непонимание своего социального статуса. Как следствие этих проблем формируется неразвитое индивидуальное сознание.
Еще один наиважнейший вопрос на пути решения обозначенной проблемы - профилактика социального сиротства. Дело в том, что мы можем сколько угодно устраивать детей в новые семьи и гордиться успешными результатами, но если не перекрыть "канал поставки", это будет бесконечный процесс .
Эффективность решения проблемы социального сиротства определяется наличием системы профилактики и преодоления социального сиротства, включающей в себя следующие направления:
1. Управление системой профилактики и преодоления социального сиротства.
2. Укрепление института семьи, формирование семейных ценностей.
3. Организация инновационной системы сопровождения и реабилитации неблагополучных семей.
4. Развитие, усовершенствование системы социальной интеграции и жизнеустройства детей-сирот.
5. Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства.
6. Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе.
7. Возрождение духовной культуры нации.
8. Экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства.
9. Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение “воспитания” в учебные заведения.
10. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений.
11. Совершенствование системы устройства детей-сирот.
Решение задач профилактики и преодоления социального сиротства требует комплексного, межведомственного подхода, поскольку проблемы и факторы риска в этой сфере имеют тенденцию к возрастанию и усложнению, затрагивают политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую и педагогическую сферы. В сложившихся условиях отсутствие организованного взаимодействия между учреждениями социальной сферы, образования, здравоохранения, охраны правопорядка является одной из причин недостаточной эффективности осуществляемой деятельности по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.
Организация социальной работы в системе профилактики сиротства ставит множество проблем. И одна из самых актуальных - отсутствие квалифицированных кадров. Эта проблема становится еще острее, когда речь идет о социально дезадаптированных детях и подростках, о неблагополучных семьях. Специалисту предстоит столкнуться с подростками-правонарушителями, детьми-токсикоманами, родителями-алкоголиками и другими, не менее сложными категориями клиентов.
Для работы с ними необходим как профессиональный, так и жизненный опыт, помноженный на терпимость, открытость новому опыту, готовность к профессиональному и личностному росту. Другими словами, для такой работы требуется квалифицированный специалист, обладающий определенными профессиональными и личностными качествами.
Как было сказано выше, социальное сиротство в России обусловлено рядом причин. В первую очередь это кризис института семьи, который проявляется в увеличении возраста вступления в зарегистрированный брак, росте числа разводов и неполных семей. Критическое состояние российской семьи обусловлено также бедностью значительного числа семей, широким распространением алкоголизма и связанного с ним семейного насилия. На 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и на столько же - численность разведенных и разошедшихся, что привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. Поэтому первостепенная задача в профилактике сиротства в России - приоритетность поддержки и укрепления статуса социально здоровой семьи, дающей обществу здоровое, трудоспособное, воспитанное, грамотное поколение, способное решать вопросы развития, процветания Российской Федерации.
В связи с этим актуальными и востребованными являются: разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение информированности населения о деятельности служб помощи семье и детям.
Еще одно направление работы в системе профилактики социального сиротства - сопровождение и реабилитация неблагополучных семей . Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению
Научно-методическое обеспечение системы профилактики и преодоления социального сиротства должно определять направления и тематику научных исследований, мониторингов, научно-методических и информационных материалов. Эффективность работы учреждений системы профилактики и преодоления социального сиротства во многом определяется научной обоснованностью и своевременным анализом существующей ситуации. Отсутствие на данном этапе комплексного научного сопровождения сдерживает развитие системы преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства.
Перечисленные меры носят комплексный характер и при планомерной реализации, по моему мнению, могут способствовать сокращению масштабов социального сиротства.
Литература:
1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2009.
2. Глазунова М.А. Социальная педагогика. М., 2010.
3. Нечаева А.М. Дети-сироты в России. 2003.
4. Чепурных Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях. Народное образование. №7, 2011.